Рисуем ластиком по карандашу. Клячка — незаменимый инструмент для художника

Если вы хотите научиться рисовать и у вас есть карандаш и листок бумаги — не думайте, что этого достаточно.

Ведь без качественных материалов ни один художник не может создать достойного полотна. Конечно, шедевр можно написать даже мелом на стене — но это должен быть качественный мел и удобная по структуре стена. На первый урок репетиторы по рисованию обычно советуют не брать с собой краски, ведь разбираться в них — это уже вторая ступень. А первая — это научиться графически изображать предметы и людей при помощи минимальных средств. Итак, как же выбрать карандаш, ластик и бумагу для уроков рисования с учителем?

1) Выбираем карандаш
Карандаш для рисования лучше всего выбирать не один, а целую пачку. При этом они должны иметь различную мягкость грифеля. Обычно на карандашах российских и украинских производителей печатают маркировку твердости: Т (твердый), МТ (мягко-твердый) и М (мягкий). Иностранные производители пользуются другой маркировкой: H (твердый), HB (твердо-мягкий), B (мягкий). Иностранная маркировка также имеет в себе карандаши твердости F и ВНВ — они подходят для офиса и используются в школах. Также существует американская маркировка — это цифры от 1 до 4. Посмотрите на приведенную таблицу и вы поймете какие из карандашей являются темными и мягкими, а какие — светлые и твердые.

Каждая из букв может иметь перед собой цифру. К примеру карандаш 2B 2М — достаточно мягкий, чтобы давать очень темные и насыщенные оттенки черного, а карандаш Н2 или Т2 — дает очень светлый серый цвет. Обычно во время рисовп6ия используют несколько карандашей. Светлым рисуют поначалу, а темным придают контрастности.

Слишком твердые карандаши, такие как 3Н и выше — это такие себе «гвоздики», которые могут просто напросто порвать бумагу. Их используют только в специальных случаях, создавая чертежи и прочее. А такие грифели, которые имеют мягкость до 8В — отлично подходят для оригинальных рисунков мягким материалом — тут вы сможете растушевывать линии и создать необычные эффекты с помощью карандаша.

2) Выбираем бумагу для рисования карандашом
Для первых рисунков вам понадобится матовый (не в корем случае не глянцевый) листок формата А4 — простой альбомный лист. Но качество этой бумаги должно быть достаточно высоким. Детские альбомы для рисования делают из бумаги, которая при первом же стирании резинкой портится, становится ворсистая и неприглядная, пачкается. Поэтому лучше всего купить лист твердого ватмана с ровной не пористой поверхностью. Когда вы научитесь рисовать, то пористость или любая другая фактура смогут придать работам особую изысканность, но для начала лучше экспериментировать на простом недорогом ватмане.

3) Стирательная резинка — ластик
Ластик должен быть белый. Цветные резинки часто оставляют следы красителя на бумаге, портя весь рисунок. Попробуйте помять ластик пальцами — если он легко сгибается, но не крошится под руками — это хорошая резинка. Слишком твердый или разваливающийся под руками ластик усложнит работу как вам, так и учителю рисования. Если ваша старая верная резинка пришла в негодность став слишком твердой, ее можно прокипятить — это может вернуть ей былую мягкость.

Многим может показаться странным, но некоторым художникам ластик нужен совсем не для того, чтобы стирать погрешности в рисунке. Сейчас интернет пестрит видео-уроками вроде «Рисуем ластиком», и действительно - есть специальная техника рисования, основанная на работе с ластиками.

Рисование ластиком

Для того чтобы делать рисунки с помощью ластика, его необходимо заточить. Конечно, заточка ластика не имеет ничего общего с заточкой карандаша, здесь нужно сделать острую кромку. Многие ластики, которые можно встретить в канцелярских магазинах, уже имеют подобную кромку, а во многих ее нет, так что легче сразу купить подходящую резинку. Но, в крайнем случае, можно заточить ластик с помощью канцелярского ножа - просто разрезать его по диагонали. Острым углом такой терки можно рисовать и тонкие линии, и плоскости - все зависит от того, как развернуть ластик.

Для того чтобы понять принцип рисования ластиком, можно сделать такое упражнение. Возьмите обычный мягкий карандаш и полностью заштрихуйте им лист белой бумаги - заодно можно потренироваться штриховать и правильно держать в руке карандаш. После этого рисуем ластиком что-то на заштрихованной бумаге. Такое упражнение займет у вас не больше десяти минут, и вы поймете принцип этой техники. С помощью ластика можно даже выявлять на рисунке полутона - это можно делать, регулируя силу нажима.

Предварительно стоит положить под руку листочек бумаги - так вы не сотрете штриховку. Также не стоит забывать о том, что ластик имеет свойство пачкаться графитом, и, забыв об этом, вы можете нечаянно нарисовать некрасивое грязное пятно. Чтобы эту неприятность предотвратить, следует периодически очищать терку, счищая грязную поверхность об стол, или же об другой лист бумаги.

Если вы четко решили, что хотите освоить данную технику рисования, вам следует также озаботиться выбором правильных художественных инструментов для этого дела. Ведь когда мы рисуем ластиком, мы хотим получить красивый рисунок, а не стертую бумагу. Именно поэтому к выбору правильной резинки нужно подойти с особой тщательностью. Выбирайте такой ластик, который бы был мягким на ощупь - он будет стирать графит качественно и, при этом, бережно, потому не повредит поверхности бумаги. Не стоит выбирать и ластики ярких цветов - такая резинка может оставлять цветные пятна и разводы на рисунке.

Ластик можно использовать не только для удаления оши­бок. Это еще и полноценный инструмент для рисования. Разница заключается лишь в том, что ластик используется для удаления штрихов, а не для их нанесения. Этот прием лучше всего подходит для изображения контрастных пред­метов, в которых присутствуют и очень темные, и очень светлые тона. Ластик - отличное средство для создания бликов: кончиком или острым краем ластика можно остав­лять очень небольшие и точные следы.
Ластиком можно с одинаковым успехом пользоваться совместно со всеми карандашами (простыми или цветны­ми), а также с углем, пастелью и мелками. Разные ластики оставляют разные следы. Некоторые из них подходят для работы лишь с определенными материалами. Ластикам-клячкам можно придавать разную форму и оставлять с их помощью очень точные, небольшие следы необходимой формы. Но они быстро пачкаются и не подходят для работы с пастелью и углем. Виниловые и пластиковые ластики тверже и пачкаются не так быстро. Ими можно пользовать­ся при работе с хрупкими материалами. Пользуйтесь толь­ко простыми или белыми ластиками, так как цветные могут оставлять следы на белой бумаге. Когда ластик загрязняет­ся, его можно очистить, либо потерев загрязненный уча­сток о белый лист бумаги, либо аккуратно обрезав грязные края острым ножом. Острыми, обрезанными краями ласти­ка можно проводить прямые линии, а тупым концом - рабо­тать на больших цветных или тональных участках. Если вы стираете ластиком какой-то цвет или пигмент, то следите за тем, чтобы не перенести этот цвет на тот участок рисунка, где он совершенно не нужен.
Вместе с ластиком можно использовать маски. Стирая вдоль границы маски, можно создать как ровный контур, так и линию необычной формы. Пользоваться можно не только купленными ластиками, но и самодельными: скатай­те в шарик мягкий белый хлеб и используйте его для очист­ки белой бумаги или осветления определенного тона.
Ластик-клячка
Ластиком-клячкой легко удалять следы графита, а вот для работы с хрупкими материалами, такими как уголь и па­стель, он не подходит, так как очень быстро загрязняется.

Формирование ластика
Любые ластики можно резать на кусочки и выбрасывать, когда они становятся слишком маленькими или грязными. Ластику-клячке можно придать любую форму. Сформиро­вав тонкий кончик, вы можете работать на очень небольших участках рисунка.

Использование острой грани ластика
Чтобы убрать тонкие линии или очистить небольшие участки, используйте острую грань ластика. Пользуйтесь только просты­ми или белыми ластиками, чтобы не оставить цветных следов.

Использование маски совместно с ластиком
Чтобы граница была точной, наложите на рисунок маску, надежно ее закрепите и работайте ластиком вдоль ее края.
Практическое упражнение: Натюрморт
В этом упражнении ластик использо­ван для того, чтобы создать блики и усилить ощущение объемности ри­сунка. Тонкая сухая шелуха чеснока покрыта мелкими трещинками, края которых отражают свет. Если вы буде­те рисовать каждую трещинку, то рису­нок будет выглядеть неестественным и выполненным механически. Острым же краем ластика вы можете провести неровную линию, которая больше со­ответствует действительности. На больших участках использована пло­ская сторона ластика. Не забывайте: штрихи ластика должны следовать за формой предмета.
Это упражнение можно выполнить и по-другому: покройте бумагу графи­том или углем и используйте для рисо­вания ластик.
Материалы
Гладкая бумага для рисования
Графитовый стержень 9В
Пластиковый ластик и ластик-клячка
Объект изображения
Для этого простого натюрморта мы положили на мраморную доску головку чес­нока и шелуху с другой головки. Получилась композиция с резким контрастом между очень светлыми и очень темными участками. Стебли чеснока сознательно расположены под углом так, чтобы образовалась диагональ, которая делает композицию динамичной.

Для людей, которые связаны с рисованием – ластик просто необходимый инструмент. Им всегда можно исправить или чуть подправить неточности наброска рисунка. Ну что об этом много говорить, если вы и сами хорошо представляете значение ластика для рисующего человека. Вы, наверное, уже слышали, о таком ластике как клячка. Ну а если нет, то давайте посмотрим, что же такое ластик клячка.

Клячка на прокачку

Стоит ли говорит о том, что клячка – это канцелярская принадлежность? Вы уже наверняка это поняли. И то, что она служит для коррекции рисунка, осветления и удаления с него загрязнений, тоже, я думаю, уже догадались.

Это такой же ластик, как и много других ластиков, помогающих художнику в рисовании, который называется – ластик клячка . Отличает клячку от других ластиков, мягкая тестообразная текстура.

Ластик клячка – это специальная очищающая резина, которая легко мнется и имеет высокие абсорбирующие свойства. При коррекции рисунка ластиком, клячка не повреждает бумагу, а захватывает частички графита, не размазывая при этом рисунок.

Клячку изобрела чешская компания «Koh-i-Noor » — крупнейший производитель материалов для рисования.

Кроме того, что клячка не портит бумагу, от нее еще можно «отщипать» кусочки для стирания ювелирной точности. Можно и не «щипать» клячку, а просто пальцами заострить ее под нужную ширину стирания. Это очень удобно, ведь многие художники режут обычные ластики на маленькие полоски для того, чтобы стирать тонкие линии.

Ластик клячка способна собирать на себя пыль, и поэтому, ее желательно хранить завёрнутой в целлофан или подобный материал. Из-за пыли клячка может выйти из строя очень быстро. Но если пыль, все-таки налипнет на нее, то можно или аккуратно срезать верхний слой, или помять ее как кусочек теста. Тогда, клячка снова будет в строю.

Кстати, клячки делают и самостоятельно, из обычных серых ластиков. Их замачивают в очищенном бензине на два-три дня, а затем, после того как резинка разбухнет, кладут на бумажное полотенце для удаления бензина. После высыхания, ластик нужно прокипятить и он станет пригодным для рисования в качестве клячки.

Ластик клячка из формопласта

В магазинах встречаются клячки из формопласта . Они такие же липкие и способны собирать на себя кусочки графита. Но отличие их от обычной клячки в том, что они не могут менять форму. По сути, ластик клячка из формопласта — это куски мягкого пластика. Клячки из формопласта более долговечны, и их можно мыть водой.

Татьяна Гутник

Задачи :

Познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – рисование ластиком по графиту .

Совершенствовать художественно-графические навыки детей.

Учить заштриховывать простым карандашом всю поверхность листа.

Развивать у детей творчество, фантазию, эстетическое восприятие.

Материал : мягкий простой карандаш , ластик , белый лист бумаги, влажные салфетки.

Данная техника представляет собой черно-белую графику, выполняется разными по характеру линиями и штрихами. Заштриховывать простым карандашом лист бумаги нужно с нажимом, чтобы поверхность листа была темно-серой, практически черной, тогда рисунок будет четко виден. Затем ластиком «рисуем» свой рисунок по штриховке.

Дети, отгадайте пожалуйста загадки :

Если нос ты мне заточишь,

Лист бумаги чистый дашь,

Нарисую, что захочешь.

Понял, кто я? /простой карандаш/

В альбоме на странице

И я люблю трудиться,

Я помощник верный ваш

Исправляю карандаш . /ластик/

Сегодня я хочу рассказать вам сказку о том, как . Слушайте внимательно :

На одном письменном столе жили Карандаш и Ластик . Но жизнь их не была веселой, так как они постоянно ссорились. Карандаш любил рисовать , а Ластик стирал все его рисунки.

Карандаш был длинным , с хорошо наточенным носиком. Этим носиком он рисовал все что видел вокруг себя. Но его рисунки трудно было понять. Ведь когда Карандаш начинал свою работу , он так увлекался, что забывал делать промежутки межу проведенными линиями, расстояния между штрихами и чёрточками.

Ластик же был мягким , белым брусочком, который волочил свои ножки. Как обычно, увидев рисующего Карандаша , Ластик решил с ним поиграть. Он смело двинулся вперёд по листу, но и везде, где бы он не прошел, оставался вытертый след.

Волшебный цветок только что нарисованный Карандашом потерял свой лепесток. Красивая бабочка, которая пыталась сесть на цветок оказалась без лапки, порвала крылышки и потеряла всё своё очарование и привлекательность.

Что ты наделал, - закричал Карандаш Ластику . – Ты что, не видишь, я рисую. Или ты нарочно решил испортить мой рисунок?

Нет, что ты, - смутился Ластик . – Я просто хочу поиграть с тобой. Мне очень нравится, как ты проворно бегаешь по бумаге, оставляя забавные следы-линии. Я тоже так хочу.

Но ты стер всё то, что я нарисовал , - не унимался Карандаш . – У меня нет больше замечательной бабочки и волшебного цветочка. Ты все испортил.

И Карандаш расплакался так , что чуть не сломался. Ластик замер , боясь ещё больше расстроить Карандаш . На выручку пришёл Лист бумаги, на котором всё происходило.

Смотри, - сказал Лист Карандашу , - Ластик убрал всё лишнее с твоего рисунка. Вы можете вместе создавать рисунки, а я буду подсказывать, где следует вытереть, а где перепрыгнуть, сохраняя линию, проведенную тобой.

Давай попробуем! – хором согласились Ластик и Карандаш . И принялись за работу.

Карандаш и начал быстро бегать по Листу, проводя одну линию за другой. А Ластик , следуя указаниям Листа бумаги, прыгал с места на место, то вытирая линию совсем, делая её светлее, а то превращал её в череду чёрточек. И вот наконец Лист бумаги остался доволен тем, что на нём было нарисовано .

Так Ластик и Карандаш подружились . Они научились работать вместе. Вскоре у них был разрисован не один Лист бумаги , а целый альбом замечательных рисунков. Там были разные звери и птицы, всевозможные цветы и деревья, красивые куклы и жители сказочных стран.

А такое возможно только если между теми, кто работает, есть взаимопонимание и крепкая дружба.

Ребята, посмотрите пожалуйста, на ваших столах лежат лист бумаги, простой карандаш и ластик . Хотите попробовать рисовать при помощи ластика ? Для этого затонируйте лист бумаги простым карандашом , а потом нарисуйте что-нибудь при помощи ластика . Посмотрим смогут ли подружиться ваши Карандаш и Ластик .




Top