Рисуем в технике пуантилизм с детьми. Рисование в технике пуантилизма

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение иркутской области

«Иркутский региональный колледж педагогического образования»

ДЦК художественно-эстетических дисциплин

Контрольная работа

Наглядное пособие для обучения детей технике «пуантилизм» на уче б ных занятиях изобразительного искусства

Выполнила:

специальности 050710

Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно прикладное искусство)

Ильина Александра Сергеевна

Руководитель:

Сахалтуева Татьяна

Николаевна

Иркутск 2014

1. Пояснительная записка

1.1.Квалификационные характеристики работы

1.2. История и развитие техники пуантилизм в изобразительном искусстве

1.3. Теоретические основы наглядного пособия и его значение в образовательном процессе

1.4. Этапы выполнения работы

2. Проектная часть. Наглядное пособие «В ожидании встречи» в технике «пуантилизм»

Заключение

Литература

Приложение

1. Пояснительная записка

1.1 Квалификационные характеристики работы

Живописная техника «пуантилизм» является одним из интереснейших и необычных направлений живописи. В ней все богатство палитры передается чистыми, несмешанными красками при помощи нанесения множество точек или мазков вместо плавных линий. Работа в этой технике с помощью цветовых оттенков и колорита дает более красочное, "живое" изображение.

Освоение учащимися техники «пуантилизм» развивает колористическое видение, цветовосприятие, учит правильно сочетать цвета, показывает, как использовать знания цветоведения при создании работ с оптическим смешением цветов. Обучение технике «пуантилизм» содержит в себе все те компоненты изобразительной деятельности, которые помогают учащимся развить перспективное видение, происходит эволюция образного мышления, то есть постижение основ изобразительной грамоты. Техника не ограничивает начинающего художника в выборе живописного материала - акварель, гуашь, масло, акрил, темпера.

Цель - создать наглядное пособие для обучения детей технике «пуантилизм» на учебных занятиях изобразительного искусства.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть историю и развитие техники «пуантилизм» в изобразительном искусстве;

2. Описать сущность наглядных пособий и их значение в образовательном процессе;

Объект проектирования - концепция наглядного пособия для обучения детей технике «пуантилизм» на учебных занятиях.

Методы проектирования:

Изучение специальных, педагогических и методических

литературных источников, интернет источников;

Моделирование;

Конструирование.

Практическая значимость заключается в том, что данное наглядное пособие может быть использован педагогами дополнительного образования на учебных занятиях изобразительного искусства при знакомстве детей с техникой «пуантилизм».

1.2 И стория и развитие техники пуантилизм в изобразительном искусстве

Одним из интереснейших направлений живописи является пуантилизм (от фр. pointiller -- писать точками). Это своеобразный художественный приём рисовать раздельными мазками различной формы.

Пуантилизм - это направление в живописи, когда все богатство палитры передается чистыми, несмешанными красками при помощи нанесения множество точек или мазков вместо плавных линий. Пуантилизм явился результатом интереса французского живописца Жоржа Сера (французский художник - постимпрессионист) к научной теории цвета и поиска собственного стиля .

Жорж-Пьер Сера (1859-1891) разработал оригинальную живописную технику письма мелкими точечными мазками с включением контрастных (дополнительных) цветов, что предполагало их слияние на сетчатке глаза - то есть так, как происходит это при восприятии солнечного света и цвета в природе. Целью всех живописных экспериментов было создание живописного аналога световоздушной среды. При небольшом отходе от картины цвета смешиваются у зрителя на сетчатке глаза, вызывая ощущения вибрирующего воздуха и изменчивого света.

В зависимости от стиля мастера, картины в технике «пуантилизм» могут быть детальными или небрежно-расплывчатыми. Работы, выполненные с помощью цветных точек, подвергают сомнению прочность и материальность окружающих вещей, меняется отношение к изображению мира. Главным становится трепетный свет, воздух, в который погружены фигуры людей и предметы. В картинах чувствуется ветер, влажная после дождя, нагретая солнцем земля. Игра красок создает переливы, сравнимые с солнечными бликами на водяной поверхности. А глаз зрителя сам добавляет ей движения и естественности. Многие критики того времени считали, что новый метод письма сводил на нет творческую индивидуальность художника и превращал его работу в скучное механическое нанесение мазков. Но это было совершенно не так. Техника «пуантилизм» помогла создать яркие, контрастные и очень красивые картины. Картины просто завораживают своей красотой и необыкновенностью, заставляют зрителя восхищаться ими уже только потому, что они «написаны точками».

Пуантилизм уделял больше внимания разделению цветов - вместо того, чтобы смешивать цвета механически, на палитре, художники предоставили делать это самому зрителю: сливаясь на сетчатке человеческого глаза, точки и штрихи чистых цветов образуют цельную картину.

Серьезно и основательно пуантилизм практиковали весьма немногочисленные художники: Жорж Пьер Сёра, Поль Синьяк - французский художник - неоимпрессионист, представитель направления пуантилизма, Анри Кросс - французский художник, один из крупнейших представителей неоимпрессионизма. Однако влияние пуантилизма и дивизионизма ощутили на себе многие - Люсьен Писсарро -французский и английский художник, график и ксилограф, Шарль Теофил Ангран - французский художник-постимпрессионист и неоимпрессионист, Анрим Матисс - французский художник и скульптор, Пабло Пикассо - испанский художник, скульптор, график, театральный декоратор, керамист и дизайнер .

Современные авторы так же обращаются к пуантилистической манере письма, хотя в большинстве случаев, это скорее уже несколько видоизмененная, авторская, техника. Если у Сёра и его последователей смешение цвета на палитре не использовалось, то современные пуантилисты чаще всего не столь принципиальны в этом вопросе. Нужно заметить, что работа, написанная с использованием красочных смесей, хорошо воспринимается глазом даже с относительно небольшого расстояния.

1.3 Теор етические основы наглядного пособия и его значени е в образовательном процессе

Наглядные методы обучения являются одними из самых важных факторов в обучении. Эти методы особенно важны ученикам с более выраженной формой визуального восприятия.

При непосредственном воздействии некоторого объекта на органы чувств человека в его сознании возникает образ восприятия данного объекта. Создание такого образа - это решение человеком познавательных задач, в которых наряду с ощущением участвуют память и мышление. Наглядность образа восприятия зависит от того, насколько он понятен человеку.

Подласый И.П. (доктор педагогических наук, профессор) наглядные методы обучения условно подразделяет на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций .

Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления.

Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога .

Наглядные пособия применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства. Обучающий результат использования иллюстраций проявляется в обеспечении четкости первоначального восприятия изучаемого предмета учащимися, от чего зависит вся последующая работа и качество усвоения изучаемого материала.

Метод, выражающийся в показе всему классу на уроке различных средств наглядности - демонстрация. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные или демонстрационные является условным; оно не исключает возможности отнесение отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения .

Ростовцев Н.Н. (доктор педагогических наук, профессор) выделяет ряд требований к использованию наглядных методов:

Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

Наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

Необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

Детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

Привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве .

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетания их со словесными методами.

Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что «диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики».

В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, а также рисунки самого учителя, выполненные непосредственно во время урока. Если при изучении многих общеобразовательных учебных дисциплин дидактический принцип наглядности преподавания играет хотя и важную, но все-таки незначительную роль, то на занятиях изобразительного искусства наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание у человека глубже и вернее. пуантилизм искусство обучение педагог

Педагог изобразительной деятельности постоянно использует средства наглядности. Рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве, ему всегда нужен будет натурный материал. Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения процессу рисования. Оно начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоционального наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному.

Принцип наглядности требует такого преподнесение материала, при котором понятия и представления учащихся становится более ясными и конкретными . Главное внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное изображение натуры, на правильную передачу перспективных явлений, особенности светотени, конструкций предмета. Особенно часто к наглядности приходится прибегать при обучении элементарным основам изобразительного искусства, рисунку и живописи.

Существуют основные средства наглядности, используемые на уроках рисования с натуры:

Схематические рисунки и таблицы;

Слепки из классических образцов скульптуры, модели из проволоки;

Специальные модели и приборы для демонстрации перспективы и светотени;

Рисунки и таблицы методической последовательности работы над изображением;

Репродукции картин и рисунков мастеров;

Кинофильмы, раскрывающие технику работы с карандашом и кистью;

Специальные приборы - "Цветовой круг" и "Тоновой круг" для развития у детей чувства цвета и тона.

Наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на холсте, на классной доске, на листе бумаги и на полях альбома ученика .

1.4 Этапы выполнения работы

На первом этапе выполнения мы определили сроки выполнения проекта, составили алгоритм по которому будем выполнять работу.

Нами были определены квалификационные характеристики выпускной квалифицированной работы: тип, идея, замысел, обоснование актуальности темы, объект проектирования, цель проектирования, задачи, методы, практическая значимость.

На втором этапе, прежде чем реализовать все задачи, нам необходимо было изучить технику пуантилизма, описать ее особенности.

На третьем этапе нами была разработана концепция наглядного пособия «В ожидании встречи» в технике пуантилизм. Мы выбрали вертикальный формат в связи с нашей идеей, в которой изображен поколенный портрет, что не позволяет выбирать горизонтальный формат. К нашей идеи мы пришли довольно быстро.При выборе идеи сюжета композиции мы остановились на жанре портрет. Это портрет девушки, которая ждет встречи в надежде, что она состоится. Наклон головы, рука прикрывающая лицо и присутствие одной фигуры говорит о том, что она в этот вечер всё же останется лишь со своей надеждой о встречи, понимая, что ее не случится.

Её любовь настолько легка, что надежда сильнее понимания, поэтому в основу легла живописная техника пуантилизм, которая смогла выразить ту легкость яркость и красочность любви.

Цветовая гамма выбрана не случайно, так же как и время года. Осень это увядающее время года показывает ее понимание, а золотистые солнечные цвета ярко показывают те маленькие проблески надежды, которые она испытывает, так же в цветовой гамме использованы контрасты, что лишь подчеркивает состояние души этой девушки. Эта работа мне очень близка по духу так как зарождение идеи возникло как раз в тот период жизни в котором находится героиня этой картины.

Техника «пуантилизм» очень кропотливая и трудная и требует, терпения и внимания, особенно на конечном этапе, когда идет проработка отдельных деталей.

На следующем этапе мы разработали рекомендации по работе с данным наглядным пособием на занятиях изобразительного искусства по данной технике. Затем апробировали занятия по этой технике в ходе практики на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения иркутской области «Иркутский региональный колледж педагогического образования».

2. Проектная часть. Наглядное пособие «В ожидании встречи» в технике «пуантилизм»

2.1 Р екомендации по обучению детей технике «пуантилизм» для педагогов дополнительного образования на учебных зан ятиях изобраз и тельного искусства

Для того чтобы научить ребенка рисовать в данной технике стоит придерживаться некоторых рекомендаций.

При механическом смешении возникают неприятные последствия, связанные не только с возможностью химической реакции смешиваемых пигментов, но и с отличием величины частиц пигментов, отражением света в мутной среде, какой является связующее. И еще много других причин, о которых зритель даже не догадывается, но которые изрядно “треплют нервы” живописцам. И тогда можно прибегнуть к технике пуантилизма.

Прежде чем познакомить детей с техникой пуантилизма, необходимо дать историческую справку возникновения этой техники.

Известно, что воздействие света на сетчатку имеет некоторую длительность, в результате происходит синтез. Средство выражения -- это оптическое смешение тонов, цветов (локального цвета и цвета освещения: солнца, керосиновой лампы, газа и т.д.), то есть различного света и реакций на него, соответственно законам контраста, градаций и излучения. Согласно теории, опиравшейся на закон одновременного контраста и оптического смешения, традиционные тона палитры можно восстановить через противопоставление не только дополнительных цветов, но и 18 тонов призмы .

Пуантилизм противопоставил беспорядочности и хаотичности мазков импрессионистов четкую систему вычисления и наложения точек, что делало работу художника очень сложной и трудоемкой, а способ письма строгим и сухим, но в тоже время привел к эффекту создания более интенсивных цветов, тонов и света в живописи. Плоскостно - декоративные картины систематически заполнялись мазками правильной формы.

Существует другой способ смешения цвета - оптический. Такой способ сейчас применяется в современной цифровой техники. Этот способ и используется в пуантилизме.

Расположенные рядом четыре желтых квадратика (возможны другие геометрические фигуры) воспринимаются желтым пятном, аналогично, синие - синим. Два синих + два желтых = зеленым. Один синий + три желтых = желто-зеленый. Три синих + один желтый = сине-зеленый. И так до бесконечности. В современном понимании - это пиксель, т.е. точка на математическом языке .

Пуантилизм оказал очень большое влияние на развитие живописи в будущем. Приемами этой техники активно пользуются современные художники.

Существует парадокс одновременного отрицания и признания данного метода. Проблема в трудоемкости наложения красок, когда процесс отнимает несоразмерно много внимания и сил, отвлекая от главного. При работе в данной технике необходимо использовать ряд материалов и инструментов.

На занятии понадобятся:

Белая бумага формата А4;

Краски: гуашь всех цветов;

Палитра;

Стаканчик для воды;

Кисть тонкая круглая с острым концом, или палочка с ватным наконечником.

Главная особенность пуантилизма: мазки должны быть небольшими, любой формы.

Техника не ограничивает художника в выборе живописного материала - акварель, гуашь, масло, акрил, темпера.

Для того чтобы дети правильно выполнили работу им необходимы дополнительные знания: умение составить эскиз, разработать композицию, чтобы получилась полноценная картина, а не только единичный предмет, например, бабочка или животное. Картина должна обрасти окружающей средой.

Роль учителя показать начальный этап работы - например, бабочка в технике пуантилизма, рыбки, животные. Учитель объясняет умение создавать глубину в картине: чем больше точка, тем ближе предмет, также она должна быть более насыщенной, в тоже время за счет размера точек показать тень на предмете и под предметом. Чем меньше точка, тем отдаляется предмет и в тоже время высветляется его поверхность .

Заключение

В данной работе была раскрыта история техники «пуантилизм» из этого сделали вывод, что данная техника не утратила своей оригинальности с истории её возникновения и до сегодняшнего дня. Техника «пуантилизм» помогает развить у детей цветовосприятие, учит правильно сочетать цвета и показывает, как использовать знания цветоведения и колорита при создании работ с оптическим смешением цветов.

Обучение технике «пуантилизм» потенциально содержит в себе все те компоненты изобразительной деятельности, которые помогают учащимся развить перспективное видение, развивает образное мышление, и помогает постичь основы изобразительной грамоты.

Далее была описана сущность наглядных пособий и их значение в образовательном процессе из этого сделали вывод что наглядное пособие по данной теме необходимо так как является методом обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления.

Главная функция наглядного пособия состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога

Так же были разработаны рекомендации по обучению детей технике «пуантилизм» для педагогов дополнительного образования на учебных занятиях изобразительного искусства. Преимущество этой техники заключается в том, что она не ограничивает художника в выборе живописного материала - акварель, гуашь, масло, акрил, темпера, любым из этих материалов можно писать в технике пуантилизма. Но главное, что эта техника не стирает индивидуальность художника. У каждого из учащихся оказывается свой характерный мазок, свой размер мазка, свое расстояние между мазками и даже одни и те же цвета натюрморта каждый учащийся передает по-своему. Чтобы писать в этой технике, надо иметь базовые знания построения простых форм, передачи объема, материальности предметов, а так же знания линейной и воздушной перспективы, как и в любой другой технике.

А так же были апробированы занятия по данной технике на практике на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения иркутской области «Иркутский региональный колледж педагогического образования».

Литература

1. Гетман, И. В. Средства художественно-творческого развития [Текст] / И. В. Гетман. - Изобразительное искусство в школе. - М., 2008.

2. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. Е. Игнатьев. - М. : Мир: Академический Проект, 2007. - 191 с.

3. Кулакова О. В. Иллюстрирование в общеобразовательной школе // Изобразительное искусство в школе.[Текст]/ О. В. Кулакова - М., 2006. - N 5. - С. 64-69.

4. Лазарева Н. И. Педагогические условия воспитания интереса к изобразительной деятельности подростков средствами творческих проектов // Омский научный вестник. [Текст]/ Н. И. Лазарева - М., 2008. - № 4. - С. 136-140.

5. Орлова О. Ф. Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства // Изобразительное искусство в школе. [Текст]/ О. Ф. Орлова - М., 2008. - N 4. - С. 49-58.

6. VIKENT.RU выдающиеся достижения: [электронный ресурс] - режим доступа http://vikent.ru/enc/5802/

7. Гуревич, П.С. Культурология:[Текст] учебное пособие / П.С. Гуревич - М.: Знание, 2004.- 356 с.

8. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств:[Текст] учебное пособие для студентов вузов / Н.А. Дмитриева - М., 2001. - 656 с.

9. Дмитриева, Н.А. Передвижники и импрессионисты. Из истории русского искусства XIX - нач. XX вв. [Текст]/ Н. А. Дмитриева - М., 2006 - 268 с.

10. Киселев, М.Ф. Константин Коровин. [Текст]/ М. Ф. Киселев - М., 2001. - 88 с.

11. Культурология [Текст]: учебное пособие / Столяров, Д.Ю., Кортунов В.В., отв. ред. Столяров Д.Ю. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003 - 327 с.

12. CG mania графика и анимация: [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.cg-mania.ru/articles/more/1840

13. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука:[Текст] учебное пособие / Э.С. Маркарян. - М.,2003. - 174 с.

14. Сарабьянов, Д.В. История русского искусства конца XIX начала XX вв. [Текст]/ Д. В. Сарабьянов - М., 2001.- 96 с.

15. Соколов, Э.В. Культурология:[Текст] учебник / Э.В. Соколов. - М.,2005.- 200 с.

16. Пятифан [электронный ресурс]: - Режим доступа: http://5fan.ru/wievjob.php?id=2503

17. Филиппов, В.А. Импрессионизм в русской живописи. [Текст]/ В.А. Филиппов - М., 2003.- 144 с.

18. Хрестоматия по культурологии: [Текст] учебное пособие / составители: Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т., Радугин А.А., отв. редактор Радугин А.А.- М.: Центр, 2004. - 524 с.

19. Щербатов С.А Художники ушедшей России. [Текст]/ С.А. Щербатов - М., 2000.- 58 с.

20. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст]: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

Приложение

Занятие натюрморт в технике пу антилизма

Тип занятия : изучение новых знаний.

Цель . Познакомить с новой живописной техникой.

Задачи:

Образовательные:

Расширить знания о живописных техниках

Развивающие:

развить умение правильно работать цветом

Воспитательные:

воспитание художественного эстетическоговкуса, цветовогоощущения.

Ход урока:

Организационная часть:

Здравствуйте! Подготовьте все материалы

1. Акварель

2. кисти

3. воду

4. палитру

Сегодня мы с вами будем делать несложный натюрморт на А4 формате

Беседа:

Среди всего многообразия течений и направлений современной живописи существенное место занимает пуантилизм- от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Данный стиль в искусстве является направлением неоимпрессионизма, когда художники писали отдельными четкими мазками в виде мелких квадратов или точек. Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем. Данное направление было изобретено французским живописцем Ж. Сера, который опирался на научную теорию дополнительных цветов. Путем оптического смешения трех чистых основных цветов и нескольких пар дополнительных позволяет получать достаточно большую яркость, чем путем механического смешения пигментов. Техника пуантилизма позволяет создавать очень много ярких и контрастных по колориту работ, которые могли передать все нюансы цвета.

Чем меньше будут мазки, пятна или точки краски, тем значительнее будет эффект пространственно-оптического смешения цветов; из этого можно сделать вывод, что в процессе живописи следует учитывать отношения цветов" так как расположенные рядом цвета влияют друг на друга. Поэтому, начиная работать над живописью, следует обязательно наносить все основные тона сразу, чтобы видеть отношения между ними. Мазок - термин в живописи, означающий след кисти на поверхности красочного слоя. Характер мазка зависит от изображаемой натуры, от намерений художника и от используемых им технических приемов. Мазок может быть скрытым (при гладком письме) или четко выраженным, вытянутым или коротким, широким или узким, пастозным в зависимости от темперамента живописца. Мазок после того как его положили нельзя перекрашивать. Стараемся сразу попасть в нужный тон. Если мазок неверен, его надо не исправлять, а скомпенсировать в ходе дальнейшей работы за счет соседних мазков. Постарайтесь найти как можно больше цветовых оттенков - пусть у Вас не будет двух одинаковых мазков. Первый мазок кладем по самому темному месту - это сразу задаст тоновой диапазон натюрморта. В начале работы не кладем больше двух мазков по одному предмету. При этом, если один мазок положен по освещенной части предмета, другой мазок кладем в тени этого предмета. Мазок нужно класть по форме. Каждый мазок подчеркивает форму и придает больший объем.

П рактическая часть:

сейчас ваша задача выполнить данный натюрморт в технике пуантилизм

1. в начале поэтапное компоновка и построение натюрморта на листе

Расскажите правильную последовательность?

2. Выполняем в цвете

Итог занятия :

повторим тему:

1. Что означает эта техника?

2. Кто является основоположником этой техники?

3. С какой части нужно накладывать мазки?

Домашнее задание: дома вам надо сделать натюрморт на А4 формате в теплой гамме.

Спасибо вам за занятие.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Использование электронных обучающих средств на учебных занятиях в вузе. Специфика дисциплины "История изобразительного искусства и культуры", усовершенствование ее преподавания при помощи инновационных технологий. Создание мультимедийных презентаций.

    реферат , добавлен 15.07.2012

    Методы художественной педагогики. Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на уроках музыки в программах Кабалевского Д.Б. и Критской Е.Д. Разработка конспектов уроков музыкальных занятий в 5 классе по теме "Музыка и изобразительное искусство".

    курсовая работа , добавлен 20.04.2016

    Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Академическая система художественного образования в XVI-XII веках. Педагогические взгляды П.П. Чистякова. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства.
    Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

    курсовая работа , добавлен 24.03.2016

    Понятие о творческом воображении, его роли в обучении и развитии детей. Образовательное и воспитательное значение уроков изобразительного искусства. Опытно-экспериментальное исследование возможностей развития воображения школьников на уроках ИЗО.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2014

    Анализ практической деятельности педагогов и детей на учебных занятиях в рамках констатирующего эксперимента. Программа опытно-экспериментальной работы по развитию нравственных качеств школьников в условиях учреждений дополнительного образования.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2013

    Понятие о воображении, его роль в обучении и воспитании детей. Виды воображения, возрастные особенности его проявления. Воображение и формирование ребенка как личности. Исследования возможностей развития детей на уроках изобразительного искусства.

    дипломная работа , добавлен 21.09.2012

    Коллективная аппликация как один из видов детского творчества. Роль цвета в изобразительном творчестве детей. Приемы работы с красками. Нетрадиционные художественные техники изобразительного искусства. Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой.

19 и 20 века были богаты на новые направления в искусстве. Художники много экспериментировали, искали новые выразительные формы и возможности. И в результате таких поисков появился пуантилизм в живописи. Расскажем о том, в чем состоит его специфика, кто его изобрел и кто особенно отличился в этом стиле.

Значение термина

Название стиля «пуантилизм» происходит от французского слова «точка». От этого же слова происходит, например, название балетной обуви - пуанты. Название связано с особенностями изобразительной техники. Пуантилизм в живописи, таким образом, можно обозначить как «точечный» стиль.

История пуантилизма

В конце 19 века вели активные исследования в области теории, физики и психологии цвета. Они хотели найти инструменты, которые максимально полно позволили бы автору передать свой замысел и эмоциональный посыл зрителю. Химическая теория цвета Эжена Шевреля о взаимном влиянии разных красок друг на друга и физическая теория Огдена Руда о смешении цветов дали толчок к новым опытам и поискам. Также в это время идут большие споры о психологии цвета, о его символизме и влиянии на психоэмоциональное состояние человека. Все эти научные изыскания привели к тому, что художники начинают по-новому подходить к живописной технике. В это время импрессионисты вели активные исследования возможностей красок для передачи световоздушного и водного пространства. Они стремились передать сиюминутное, живое ощущение движения природных стихий. Классическая техника не давала им такой возможности. В результате поисков и экспериментов в 1885 году появляется пуантилизм в живописи. В чем же состоит особенность этого стиля?

Метод и техника пуантилизма в живописи

Уже само название стиля говорит об особенностях манеры письма. Художник пишет маленькими квадратными мазками. Движение его кисти напоминает легкое порхание бабочки, которая лишь на мгновение касается холста и вновь отрывается от него. Но суть метода не только в особом наложении красочного слоя на поверхность полотна. Поиски особых воздействующих возможностей на зрителя породили пуантилизм в живописи. Как рисовать, чтобы передать красоту мгновения природы и ощущение от момента, которое пережил художник? Вот главный вопрос, который задавали себе живописцы в конце 19 и начале 20 века. Французские художники под влиянием научных открытий в теории цвета и света, а также благодаря открытию фотографии, которая фиксировала момент бытия, начали экспериментировать с наложением красок на полотно. И пуантилизм был одним из вариантов новой техники. Краски в этом стиле не смешивались на палитре, как это было принято в классической живописи, а накладывались в исходном виде маленькими мазками. Причем рядом всегда соседствовали контрастные, согласно колористическому кругу, тона. Красный накладывался рядом с зеленым, желтый - с голубым и т. д. Это давало возможность глазу воспринимать живое ощущение воздуха и света. При восприятии картины человеческий глаз сам производил смешение красок, и получалось многоцветное произведение. Техника пуантилизма очень сложна и кропотлива. Она сходна по своей декоративности и трудоемкости с мозаикой. Но художников не пугал такой объем работы, так как он позволял решить поставленную художественную задачу.

Основатели

В 1885 году появился новый стиль в живописи - пуантилизм, его рождение связано, в первую очередь, с именем французского художника Жоржа Сера. Он был разочарован в классической живописной манере и стремился найти свой почерк. Для этого он активно изучал научные труды по теории цвета. На него большое влияние оказали уже упомянутые работы по физике и химии, а также исследования Шарля Блана по колористике. Сера решительно отказался от импрессионистского подхода к живописи, основанного на мгновенном ощущении. Он считал, что художник должен исходить из научных открытий. Творец, по его мнению, не должен полагаться на вдохновение или сиюминутное ощущение, а должен каждый свой шаг тщательно рассчитывать, исходя из психофизиологических и физических знаний. Свои открытия в области цветоведения художник сначала сформулировал в теории хромолюминаризма, а позже обосновал новый подход - дивизионизм или пуантилизм. В 1884-86 годах он пишет огромное полотно, ставшее впоследствии очень знаменитым - «Воскресный день на острове Гранд-Жат». Ее размер - два на три метра, был рассчитан на восприятие на расстоянии. Работа стала классикой пуантилизма. К сожалению Сера не успел полностью развить свою теорию и воплотить ее в работах, он умер в молодом возрасте, и в дальнейшем направление связано с именем его ученика, бывшего импрессиониста Поля Синьяка.

Художники-пуантилисты

Именно Синьяк довел теорию до абсолюта и рассказал миру о том, что такое пуантилизм в живописи. Картинки-репродукции его работ появлялись в журналах и на открытках, так как были очень декоративными и необычными. Синьяк не только писал и в своих полотнах доводил пуантилизм до совершенства, но и создал серьезную теоретическую работу «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», которая стала своеобразным учебником для художников этого направления. Художник преимущественно занимался написанием пейзажей, и точечная техника позволяет ему достичь невероятной атмосферности и воздушности. Также Синьяк экспериментировал в графике и в черно-белой живописи. Успех и необычный эффект работ в стиле пуантилизма привлек внимание и других выдающихся живописцев. В точечной технике работал в конце жизни Камиль Писсарро, пробовал свои силы в этой технике В. Ван Гог. Известными пуантилистами стали Ш. Ангран, М. Люс, Т. ван Рейссельберге, А. Ложе, А. Э. Кросс. Этот стиль не утратил своей актуальности и доныне. Но такого массового пуантилизма, как на рубеже 19 и 20 веков уже не было. Самыми известными современными пуантилистами считаются Бенджамин Лаадинг и Мигель Эндара.

Работы в стиле пуантилизм

Классический пуантилизм в живописи представлен работами Жоржа Сера: «Цирк», «Корабли в море», «Купальщики в Аньере» и Поля Синьяка: «Гавань в Марселе», «Завтрак», «Венеция, розовое облако». А также экспериментальными работами Ван Гога «Сеятель и закат», А. Матисса «Попугайные тюльпаны», картинами К. Писсарро «Хэмптон», «Сенокос в Эраньи», «Дети на дворе усадьбы». Сегодня работы в этой технике - шедевры, за которыми охотятся музеи и коллекционеры. Ведь таких полотен немного, и они являются настоящими редкостями.

Галина Карпова

Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность» , фр. point - точка) – это направление в изобразительном искусстве, родоначальником которого считается французский художник-неоимпрессионист Жорж Сёра. Как очевидно из названия, пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками) . И, следовательно, эта техника вполне по силам детям дошкольного возраста. Но, чем же тогда отличается пуантилизм от техники рисования тычком или , например, пальчиковой живописи? Кроме очевидного, на первый взгляд (точечность, пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе, краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками, и подразумевается, что смешение красок происходит за счет оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит на картину с близкого расстояния, то рисунок совсем не виден, но если глянуть издалека, то сразу видна картина целиком. То есть, рисуя дерево, мы на ствол можем нанести красные, зелёные, жёлтые точки (получаем коричневый цвет, а крону нарисовать жёлтыми и синими точками (зелёный, или взять красный и жёлтый (осеннее дерево) .

Мы с детьми довольно часто рисуем в технике пуантилизм , используя разные изобразительные материалы : просто свои пальчики,

тампончики,

ватные палочки,


простые карандаши с ластиком на конце.

И задачи перед детьми ставятся разные, бывает так, что мы используем эту технику , только чтобы подчеркнуть какие-то отдельные, важные детали в картине,

или весь рисунок в этой технике


Часто работу мы начинаем с карандашного эскиза




Но бывает и так, что сразу рисуем цветом, "держа картинку в уме".

Как вы заметили, на наших работах пока трудно увидеть этот самый оптический эффект, но мы делаем только первые шаги в этой технике и очень стараемся .

Ватные палочки, оказывается, можно использовать не только по их прямому назначению. С их помощью можно еще и рисовать, а в процессе творчества развивать детей, запоминать цвета, знакомить малышей с природой, развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас ребенка и еще много всяких полезных функций выполняет этот незамысловатый предмет гигиены. Но обо всем по порядку.

Нетрадиционное рисование

Для того чтобы вызвать интерес к рисованию у детей, необходимо превратить этот процесс в игру или волшебную сказку. Первое время ребенок с удовольствием потом - карандашами и кисточками. Проходит время, и интерес к рисованию теряется.

Чтобы поддерживать в детях желание творить, можно предложить им нетрадиционные техники рисования. В таких случаях рисовать позволено, чем хочется и как хочется.

Но взрослые всегда направляют ребенка в какое-то русло, поэтому могут ему предлагать те или иные виды рисования. Например, кляксография, основой которой является лист бумаги, сложенный пополам и несколько капель краски. Или рисование свечкой, когда сначала на бумагу наносится невидимый узор, а потом ребенок покрывает лист краской. Контуры узора при этом остаются бесцветными. Или рисование ватными палочками.

Пуантилизм

Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма.

Пуантилизм - это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра. Он считается основателем этой техники.

Рисование ватными палочками - весьма не только младшим школьникам, но и малышам, которые только-только знакомятся с различными инструментами для живописи.

Пуантилизм для ребенка

Детьми обычно с радостью приветствуется техника рисования ватными палочками, так как можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами.

  1. При работе можно взять за основу шаблон и заполнить все детали рисунка точками определенного цвета.
  2. Можно не заполнять весь рисунок, а сделать разноцветными точками только контур деталей.
  3. Точками увлекательно дополнять уже готовые рисунки и шаблоны. Этот вариант особенно удобен для совсем юных художников: когда мама предлагает нарисовать глазки какому-нибудь животному или людям, а также интересно ватными палочками создавать снег или дождь.
  4. Детям школьного возраста можно предложить создание более сложных работ, например, воспроизвести мозаичную картинку.

Рисование ватными палочками для начинающих

Детям в возрасте от 1 года до 3 лет рисовать палочками гораздо проще, чем кисточкой. Для того чтобы заинтересовать малыша, нужно сначала показать ему, как можно провести красивую линию или поставить точку, потом еще одну, а потом другого цвета.

Для проведения первого занятия потребуется следующий инвентарь:

  • краски для рисования, например, пальчиковые или обычная гуашь, если нет страха, что ребенок потянет краску в рот;
  • бумага;
  • шаблоны с черно-белыми рисунками или тематические картинки, на которых требуется что-то дорисовать;
  • большое количество ватных палочек;
  • палитра.

Пластмассовая палитра пригодится для того, чтобы не давать ребенку в распоряжение целую баночку с краской. Очень часто у детей возникает желание использовать такое обилие материала не по назначению. На палитре же удобно развести водой краски нескольких цветов и рядом с каждой положить свою палочку. После того как все готово, можно начинать рисование ватными палочками картинки на какую-нибудь интересную тему.

Лучше заранее продумать тематику предстоящего занятия, подобрать подходящие стишки или загадки. Не стоит пренебрегать в серединке рисования, потому что малыши от 1 до 3 часто отвлекаются. И им необходима постоянная смена деятельности.

Пуантилизм для дошкольников

В работе с дошкольниками стоит уделить внимание и рассказу о самой технике пуантилизм. Необходимо дать минимальную информацию о том, что рисунок создают при помощи отдельных мазков или точек разных цветов.

Желательно подготовить несколько картин, созданных в технике пуантилизм, показать их ребенку, чтобы вызвать более глубокий интерес.

Важно, что при краски нельзя смешивать между собой. При этом расстояние от одной точки до другой может быть большим, а можно, наоборот, располагать точки близко друг к другу.

При желании в дальнейшем необязательно использовать краски для рисования картин в технике пуантилизм, можно ватные палочки заменить маркерами, ручками или фломастерами.

Возрастные нюансы

В каждой технике рисования существуют различные секреты и нюансы. Пуантилизм - не исключение. Есть некоторые моменты, на которые стоит ориентироваться, чтобы получить максимально удовлетворительный результат.

  1. Для малышей на первых занятиях лучше предлагать только один цвет краски. Картинки надо подбирать максимально простые: солнышко, яблочко или снег, дождик.
  2. Детям постарше даются задания сложнее. Увеличивается количество цветов. Это позволит юным художникам проявить воображение.
  3. А старшие ученики могут попробовать себя в роли художников, создавая целые картины в технике пуантилизма.

Пример одного из занятий - «Веточка рябины»

Рисование рябины ватными палочками - это занятие, которое можно проводить как в группах детского сада, так и с детьми дома. Оно направлено на то, чтобы познакомить детей с новым приемом рисования, а также вызвать у них интерес к природе.

На занятии ребенок научится изображать гроздь рябины в технике пуантилизм.

Для занятия понадобится следующее оснащение:

  • гроздь рябины (картинка или настоящая);
  • краска красного цвета (гуашь или пальчиковые краски);
  • шаблоны с изображением веточки;
  • силуэты снегирей.

Ход занятия.



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: познакомить учащихся с возможностями и приёмами новой техники выполнения рисунка “пуантилизм”

Задачи:

  • Формировать умение передавать объем предметов в технике “пуантилизм”, выполнять основные приёмы новой техники.
  • Развивать творческие способности учащихся, совершенствовать умения рисования животных.
  • Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, аккуратность, наблюдательность и внимание, любовь к животным.

Оборудование: педагогический рисунок, ТСО (мультимедийный проектор, ноутбук), методическая таблица “Последовательность этапов выполнения рисунка в технике пуантилизм”, динамические таблицы для учащихся, принадлежности для рисования.

Литературный ряд: загадки и стихотворения о кошках.

Зрительный ряд: презентация на тему “Пуантилизм в работах художников 19 – 20 вв.”, портрет художницы Е. Куклачёвой, фотографии кошек.

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие, проверка готовности к уроку

II. Сообщение темы и цели урока.

1. Вводная беседа.

Урок начинается с чтения стихотворений и загадок о животных.

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кот)

и другие.

О каком животном идёт речь в стихотворениях и загадках?

(на доске открываются фотографии кошек)

Что вы знаете о происхождении кошек, их значении для человека?

(сообщения учащихся о происхождении кошек, взаимоотношениях её с человеком, легендах и мифах, связанных с этим животным)

Итак, главным героем нашего урока будет кот, но изобразим мы его в нетрадиционной технике, которая часто используется художниками – мультипликаторами в так называемом анималистическом жанре. Эта техника художественного рисунка называется пуантилизм.

2. Сообщение темы и цели урока.

Итак, тема нашего урока: Выполнение работы “Солнечный кот” в технике “пуантилизм” (открывается на доске).

Наша цель: изобразить животное посредством новой техники- “Пуантилизм”.

III. Изучение нового материала. Беседа.

1. Введение понятия.

Какое слово созвучно с понятием “Пуантилизм”? (пуанты)

Пуанты – такое красивое слово, по-настоящему французское. Когда слышишь его, почему-то сразу перед глазами возникает образ воздушной балерины, которая парит над сценой в художественном образе, едва касаясь пола носками балетных туфелек – пуантами, заставляя нас в немом восторге восхищаться грацией, гибкостью тела.

Именно поэтому слово “пуанты” в первую очередь ассоциируется с балетом. И если человек впервые сталкивается с таким понятием как “художник-пуантилист”, то совершенно естественно, что оно вызывает у него улыбку и легкое недоумение: неужели эти художники ходили на пуантах?!

На самом деле художники в балетках не ходили, а рисовали картины в стиле пуантилизма.

Уточним определение техники “пуантилизм” (вывешивается на доске, учащиеся записывают в тетрадь).

“Пуантилизм” (фр. Pointillisme, буквально “точечность”, фр. point - точка) -письмо отдельными чёткими мазками в виде точек.

2. История возникновения техники “пуантилизм”

Эта техника зародилась во II половине 19 века. Основоположниками её считаются замечательные французские живописцы Жорж Сёра и Поль Синьяк. Об этом рассказывать можно очень долго. Лучше посмотрите картины, написанные в этой технике, и вы поймете, почему мы должны освоить основные её приёмы.

(Показ презентации “Пуантилизм в работах художников 19 – 20 вв.”)

Фрагмент презентации.

Ж. Сёра “Пасмурная погода”

П. Синьяк “Сосна в Сан -Тропе”

3. Пуантилизм в творчестве современных художников.

Ярким представителем художников, работающих в этой технике сегодня, является Екатерина Куклачева.

(портрет вывешивается на доске)

Что вы знаете о семье Куклачевых? (Сообщения учащихся)

Е. Куклачева – художник-анималист: её живописные работы ведут в добрый и светлый мир кошек. Но пишет она не просто их “портреты”, а характеры, настроения, эмоции. Порой она придает кошкам черты, присущие людям, дополняет образы человеческими атрибутами – шляпкой, клоунским костюмом. Кошки Е. Куклачевой качаются на качелях, гуляют на задних лапках и живут своей собственной полноценной жизнью.

Фрагмент презентации.

IV. Деятельность учащихся под руководством учителя.

1. Демонстрация педагогического рисунка “Солнечный кот” , выполненного в технике пуантилизма.

(Обращается внимание на цветовую гамму рисунка, которая придаёт ему теплоту, солнечность и воздушность)

2. Этапы работы над рисунком.

(Показывается и объясняется ход рисования, этапы проработки и раскраски изображения кошки в новой технике.)

  1. Определение композиции.
  2. Лёгкими штрихами намечается общая величина рисунка кошки на листе бумаги. Уточняется пространственное положение и пропорциональное соотношение частей тела.
  3. Нанесение на лист бумаги фона в тёплой гамме гуашью.
  4. Обрисовка контуров фигуры кота.

(Демонстрируется педагогический рисунок)

Придание объёма животному с помощью точечной техники

Главная особенность пуантилизма в нанесении мазков. Мазки должны быть небольшими, проще сказать малюсенькими, любой формы, хоть квадратные - отпечаток от плоской кисти плашмя, хоть вытянутыми палочками – отпечаток от плоской кисти торцом, хоть круглые – отпечаток круглой кисти.

Играет роль не только форма и размер мазка, но и расстояние между ними. (Обращается внимание детей на возможности передачи шерсти техникой “отдельного мазка”, создание мазком материальности изображаемого объекта.)

(Поэтапная работа сопровождается показом учителя. В ходе самостоятельной работы учащиеся используют динамические таблицы)

V. Итог урока.

  • Экспресс-просмотр рисунков, анализ удачных работ и общих ошибок. Оценка.
  • Выставка работ.

VI. Домашнее задание.

Сделать рисунок домашней кошки в технике мазка в другой цветовой гамме.




Top