Рисунки детальные. Обобщение и детализация

Детализация - самая сложная в техническом отношении стадия. Она требует ясности образного представления, наибольшей точности в нанесении красок и острой характеристики предмета. Деталь должна быть нанесена свежо, решительно, убежденно; только тогда она способствует выразительности изображения. Деталь, нанесенная неуверенно, вяло, делает всю работу вымученной, безжизненной. В детализации проявляется техническая виртуозность мастера и обнаруживаются знания и профессиональная культура художника.

Из наиболее важных традиционных приемов детализации следует указать мазок, штрих и ретушь кистью и пером.

Штрих наносится острой, упругой, лучше всего колонковой, кистью в тех местах, где нужно резко подчеркнуть границу формы, острую грань, тонкую складку, где изображаются мелкие детали сооружения, ветви деревьев. В нанесении штрихов и мазков следует обращать внимание как на их цвет, так и на их направление и характер.

Рисунок 63
Рис. 63. Техника миниатюры. Акварель К. П. Брюллова «Дама в красном тюрбане». Пример миниатюрной техники в портретной живописи. Мозаичная техника штриха и ретуши сочетается с широким письмом драпировки. Моделировка лица выполнена мелкими мазками тонкой кисти. Они дают нежные переходы светотени, мягкость телесной фактуры. Широкие и резкие мазки в моделировке платья передают блеск и фактуру шелка, пышный, декоративный характер наряда.

Рисунок 64
Рис. 64. Техника детализации. Натюрморт Ф. П. Толстого «Виноград». Работа иллюстрирует технику конечных стадий, которые завершают работу, глубоко и полно рассказывают о предмете изображения, сохраняя в ней свежесть первоначального эскиза. Рисунок дает представление о возможностях такой техники. Она целесообразна в главных частях изображения.

Цвет детали может быть максимально точным, ибо все общие вопросы колорита до этого были решены и цвет детализирующего штриха может быть подобран с полной уверенностью и точностью. К тому же в акварельной технике деталь особенно требует свежести исполнения и нанесения в один прием; переделанная по нескольку раз, она теряет свою изобразительную прелесть и резко снижает качество работы.

Направление штриха имеет очень большое значение. Одним направлением мазков и штрихов достигается иногда больше, чем точным подбором цвета. Так, изображение спокойной водной поверхности требует, чтобы штрихи и мазки имели горизонтальное направление; для передачи дождя иногда необходимы наклонные штрихи; в изображениях фонтанов и водопадов необходимы движения вооруженной кистью руки строго по направлению струи воды.

Не меньшее значение имеет также и характер штриха. Акварельные работы М. А. Врубеля показывают технику штриха и значение этой техники в детализации. В этих работах можно почувствовать разнообразные возможности акварельной кисти в нанесении штрихов - от резких, контурных до мягких, полутоновых. На характер штриха влияют не только размер кисти, ее конструкция, влажность, но и характер движения руки, темперамент, с которым был сделан кистью штрих или мазок. Все эти обстоятельства имеют значение. Они очень живо воспринимаются зрителем, дают большую убедительность и силу изобразительному языку художника. Приведенная на рис. 42 работа М. А. Врубеля «Наяды и тритоны» показывает силу и значение штриховой техники для выражения фактуры, движения и других внешних черт изображаемых предметов.


Рисунок 65
Рис. 65. Техника миниатюры. Акварельное повторение картины «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова. Акварель немногим большая, чем настоящая репродукция, полностью передает впечатление большой масляной картины. При мелком масштабе фигур все они прорисованы и отмоделированы акварелью.

Прочным основанием для выразительности штриховой техники детализации служит знание изображаемого предмета, ясность образного представления и уверенность опытной руки, многократно проштудировавшей этот прием.

Ретушь наносится мелкими мазками и точками. Ретушью обрабатываются те места, где нужно сделать незаметный светотеневой или цветовой переход. Ретушь основана на оптическом смешении отдельных цветных точек в один общий тон. Ретушь благодаря отдельным мелким мазкам всегда производит впечатление фактурной корпусной поверхности; применение ретуши наиболее целесообразно в освещенных местах.

Больше всего этот способ применяется в портретной живописи для передачи нежных переходов светотени на лице.

Портрет К. П. Брюллова «Дама в красном тюрбане» (рис. 63) является одним из лучших образцов акварельной детализации. В этом портрете сочетается широкое письмо драпировок с мозаичной техникой ретуши. Моделировка лица выполнена мелкими мазками тонкой кисти. Они дают тонкие переходы светотени, оттенков лица, мягкость телесной фактуры и т. д. Широкие мазки в моделировке платья передают шелковый блеск, фактуру, пышный декоративный характер наряда.

В изображении архитектурных сооружений ретушью исполняются фактурные места, мягкие переходы светотени на цилиндрических поверхностях. Рельефная фактура камня, штукатурки, кирпича приемом ретуши получает наибольшую выразительность.

Техника ретуши применяется также в тех случаях, когда не удается передать мягкие очертания по сырому или при помощи влажной кисти. Это бывает иногда на летних зарисовках, в условиях быстрого высыхания красок. Часто в общем хорошая работа получает резкие очертания там, где они совсем нежелательны, и нет возможности смягчить их водой без риска испортить всю работу. Тогда хорошо применить ретушь. Она в этом случае дает возможность смягчить по сухому резкие очертания едва заметными, мелкими мазками. Особенно успешно ретушь применяется при передаче ореолов, в теневых местах, на дальних планах и т. п.

В технике детализации не следует забывать о таких инструментах, как перо с акварельными чернилами. Перо может дать возможность самой мелкой детализации. Особенно это важно в миниатюрной портретной и жанровой акварельной живописи, где фигуры имеют небольшие размеры и черты лица невозможно отработать обыкновенными кистями. Детализация пером широко практикуется в архитектурных чертежах, которые обычно исполняются в мелком масштабе. Здесь точность детализации имеет решающее значение. Работа пером и акварельными чернилами придает архитектурному чертежу необходимую живописность, масштабность и строгость линий.

Итак, детализация - завершающая стадия работы. Детальной разработке подвергаются наиболее ответственные места изображения. Детализацией выявляется центр композиции, на котором сосредоточивается внимание зрителей. Последовательная и обдуманная детализация подчеркивает характер персонажей, обогащает изображение, делает его более глубоким по идейному содержанию и повышает его познавательную ценность.

В этой теме есть две части, как идея и реализация. Первая — это собственно стадия продумывания, планирования работы, когда вы решаете, насколько детальными делать какие-нибудь объекты на рисунке, а вторая — техническая: как собственно отрисовать эти детали или, наоборот, общую форму?

В стадии продумывания самое важное — чтобы она была:-)
Без шуток. Если перед началом работы вы посвящаете её планированию хоть сколько-то времени — работа сразу сильно выигрывает в качестве. Этот принцип, может быть, не относится к гениям, но они вряд ли читают эту статью. Большинство же из тех, кто ходит ко мне на занятия, как раз склонен в балансе между продумыванием и спонтанностью слишком сильно полагаться на спонтанность, на то, что главное начать рисовать, а там в процессе как-нибудь само получится — смотрите по себе сами, конечно же, но можно и попробовать уделить продумыванию чуть больше внимания.
Как обычно, чтобы что-то вообще спланировать, понадобится цель. Если вы делаете рисунок с натуры, то цель — это собственно то, что же вы хотите передать этим рисунком, о чём рассказать? Если вы рисуете, например, дерево, что вам в этом дереве кажется самым интересным, самым увлекательным, о чём ваша история?
Исходя из ответа на это у вас должно получиться что-то вроде темы картинки. Не всегда обязательно чётко формулировать это словами, но как-то осознать бывает полезно. Например, если вы делаете вечерний пейзаж, и вам в нём вообще-то больше всего нравится небо, вон то облако и пара летящих птиц, то вот про это и стоит рисовать. И немного нелогичным тогда будет тщательно прорабатывать передний план с какой-нибудь травой, едва намечая при этом то самое облако.

Так что же можно делать деталями.

Детализация заметно выносит объект в центр внимания. Чем больше деталей, тем больше информации об объекте, тем он визуально тяжелее и тем важнее кажется. В идеале вы ещё и рисуете не все-все-все детали, а только те, которые играют вам на руку, добавляют что-то к вашему рассказу. Как в драматургии: если в первом акте на стене ружье, в четвёртом оно выстрелит. Если же ружье стрелять не собирается и вообще не имеет отношения к вашему рассказу, его можно и вовсе не рисовать. В хорошей работе каждый штрих служит своей цели, всё не просто так — другое дело, что далеко не всегда это продумывается именно привычным нам логичным образом, гораздо чаще всё на чутье, на интуиции, на ощущениях, и формулировать удаётся далеко не всем. Но опять-таки, пока вы учитесь, полезно пробовать осознавать, что же вы делаете и зачем — зачем вот эта линия, почему она именно такой толщины, для чего вы вот это нарисовали, и так далее.

Кроме центра внимания, большое количество деталей ещё и вытаскивает ваш предмет на первый план, он кажется ближе, чем менее детализированные. Тут механика простая — зрение так работает, чем ближе, тем больше можно разглядеть. Поэтому можно совершенно спокойно обобщать всё, что расположено подальше, и не заморачиваться с вырисовыванием каждого листочка у дерева на горизонте — силуэта может оказаться достаточно. Да, за счет детализации можно разбивать картинку на планы: поближе-подальше, даже если вы особенно больше ничего для этого не делаете.

Ну и совершенно бездонное поле для этого в портретах, персонажах и прочих живых существах. Как раз тут тот факт, что всем, что нарисовано, и всем тем, как это нарисовано (всё те же толщина линии, тон, контраст, и т.д…), вы рассказываете некую историю, становится совершенно очевидным. Любая деталь будет что-то добавлять к характеру.

Что касается технической части, то тут нас снова ждут две проблемы. Первая — как научиться рисовать детали, и вторая — как научиться их не рисовать:-)

Если с точностью и отрисовкой деталей у вас трудности, тут хорошо спасает контурный рисунок вслепую и контурный рисунок с подглядыванием. Попробуйте поделать их, особенно первый вид, подольше, скажем час-полтора. В общем-то у большинства навык тренируется довольно быстро.

С обобщением на мой взгляд посложнее, но это может потому, что мне с деталями попроще. Некоторые ловят принцип чуть ли не сразу.
Обобщать объекты нужно так, чтобы они не становились от этого скучными. Естественно, уровней обобщения бесконечное количество, и вам решать, на котором остановиться. Но старайтесь не терять характер, не превращать собственно объект в чисто формальное пятно, ничего об этом объекте не говорящее. Представьте, что вам надо кратко пересказать интересный рассказ: придётся выделить важное, самую суть. Фразы типа «ну погода была ничего» не очень подойдут:-) — тем не менее в рисунке это довольно частый ход.
Но ближе к конкретике. Если вы совсем не знаете, что ж в этом объекте важного, то попробуйте уловить общую динамику, пропорции и самые заметные изменения контура. Если делаете светотень, то работайте с общей крупной формой. Например, на винограде можно сделать светотень на кисти в целом, пропустив блики на отдельных ягодах. На дереве можно затенить одну общую форму кроны в целом, а можно разбить её на кипы листьев, заштриховав самые заметные тени — ну и так далее.
Из упражнений тут помогают короткие динамические (жестовые) наброски: идёте куда-нибудь на спортплощадку или в парк и делаете наброски с людей буквально по 10–30 секунд на рисунок, стараясь уловить именно движение, импульс, и не особенно заботясь о контуре, пропорциях и т.п. Упражнение очень полезное, но чтобы заметить эффект, сделать этих набросков нужно реально много. Ну хоть половину пачки офисной бумаги извести.

На чём можно потренироваться?
Идеальное поле для этого — всякие природные объекты. Не бывает двух одинаковых снежинок, двух одинаковых листьев, одинаковых деревьев и ежей, и у каждого объекта природы вы легко найдёте деталей целую кучу. Можно вырисовать каждую прожилку на листике, а можно и ограничиться общей формой дерева. В общем, на улицу со скетчбуком — и всё про это станет понятно.
Неплохо также тренироваться на людях. Глаза, волосы и все остальные черты лица — море вопросов «это рисовать или нет?». А если рисовать, то почему? А если пропустить, то почему?
Как ни странно, ещё подходит драпировка и одежда, одежда особенно. Чтобы не возиться со всеми складками, всегда можно выбрать те, которые вам «по теме». Например, в одежде это могут быть те, которые как-то описывают фигуру человека. Хотя из трёх пунктов этот, на мой вкус, самый механический и скучноватый — если вы не фэшн-дизайнер, конечно.

Если всё получится и эту тему вы отработаете, у вас из рисунков пропадут непродуманные, случайные, скучные места. А это ж прекрасно:)

Davit Yukhanyan — интересный художник из Армении. Свои рисунки он создаёт при помощи обычного карандаша . Если посмотреть на эти рисунки с большого расстояния, то можно подумать, что они вполне обычные, хоть и талантливо нарисованные. Однако, если приблизиться к любому из них, то увидишь, что рисунок не так прост. Весь рисунок состоит из мельчайших элементов, которые образуют целый мир различных образов, сюжетов и действий. Один такой детализированный рисунок можно рассматривать очень долго, находя в различных его областях всё новые и новые изображения. Это очень похоже на наш мир: издалека — всего лишь голубая планета, а если присмотреться, то увидишь, что она кипит жизнью и наполнена миллионами судеб.

Искусство данного художника очень интересно, как за счёт превосходной техники, высокого реализма, так и за счёт свой интересной детализированности, о которой говорилось выше. Интересна сама техника создания того или иного изображения. Кажется, что художнику скучно создавать свои картины, используя обычную штриховку и обычные линии, которым учат в художественны школах. Процесс изображения можно назвать настоящим хаосом, который в итоге представляет нечто очень гармоничное.

Вам необходимо разработать качественный проект коттеджа или интерьер вашего дома? Отличным выбором для этого станет художник архитектор от архитектурно-строительной мастерской «Таганские домики». Полный спектр услуг, а также индивидуальный подход к каждому заказу.


Художница Фэй Холлидей родилась в Великобритании, а больше всего на свете она любит путешествовать в самые экзотические уголки планеты, которые становятся фоном её рисунков. Один из её недавних проектов получил название «Haathi», что на языке хинди означает «слон». Эти рисунки появились после того, как Фей побывала на Фестивале слонов в индийском городе Джайпур, во время которого слонов раскрашивают замысловатыми узорами. Именно эти узоры она и использовала для создания своих рисунков.

1. Величественный лев Раджа, раскрашенный лучами восходящего солнца

2. Море и небо - природные краски для морского конька

3. Загадочный волк Азад - хранитель леса и тайн

4. Портрет Будды в цветах заката

5. Воинственная Волчица Кударата, созданная с помощью черно-белых узоров

6. Художница Фей Халлидей (Faye Halliday) в процессе работы над портретом

7. Свободолюбивая волчица Аврора олицетворяет собой дух приключений

8. Яркая медлительная улитка – символ ушедшего детства

9. На создание рисунка такой величины у художницы ушло 160 часов и 32 фломастера

10. Лев Аман – источник спокойствия и примирения, противник раздоров и стресса

11. Мудрая сова Сахия олицетворяет собой интуицию, накопленный опыт и жажду к познанию нового

12. Эскиз льва Амана

13. Царственный лев Раджа, выполненный в цвете

14. Лев Аман создан, чтобы нести спокойствие и уверенность




Top