Рисунки двойственных изображений. Двойственные изображения

ДВОЙСТВЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

(англ. ambiguous figures , reversible figures ) - изображения, допускающие различные соотношения «фигуры» и «фона» в зависимости от имеющихся у субъекта представлений. Выделенный предмет () становится объектом восприятия, а все, что его окружает, отходит к фону восприятия. Так, рис. 2а может восприниматься то как изображение черной вазы на белом фоне, то как два профиля лица человека на черном фоне. Возможны и более многозначные изображения. Напр., при непрерывном рассматривании фигуры («фигура Шредера») на рис. 2б вид ее меняется, при этом можно наблюдать: 1) лестницу; 2) бумажную полосу, сложенную гармошкой; 3) нависающий карниз. Двойственные или многозначные изображения объясняются тем, что при восприятии подобных рисунков у человека возникают различные представления, одинаково соответствующие изображенному. Поэтому достаточно выделить к.-л. характерную деталь, соответствующую определенному представлению, чтобы затем сразу же увидеть определенный предмет.

Рис. 2. Примеры двойственных изображений.

Добавление: Классической фигурой с обратимой перспективой является ; это Д. и. названо в честь швейцарского математика и физика Луиса Альберта Неккера (1730-1804), который сообщил о том, что кристаллы и их рисунки во время научных наблюдений кажутся спонтанно обращающимися по глубине (что, конечно, весьма затрудняет их визуальное исследование). Вышеупомянутая обратимая ваза опубликована в 1915 г. датским философом Эдгаром Рубином (1886-1951); эта ваза весьма популярно иллюстрирует обратимость фигуры и фона. Д. и. нередко встречаются на картинах известных художников, примером чему может служить картина Сальвадора Дали «Невольничий рынок с появлением незаметного бюста Вольтера» (при рассматривании с близкого расстояния доминируют фигуры людей, при увеличении дистанции наблюдения становится заметен бюст Вольтера). Др. примером поразительного соревнования фигуры и фона является гравюра М. Эшера «Концентрический предел IV (Небо и Ад)»: здесь спонтанное чередование дьяволов и ангелов, которому нет конца, символично и имеет глубокий философский смысл. Теоретическое значение Д. и. в психологии восприятия состоит в том, что они убедительно доказывают известный тезис гештальт-психологии об относительной независимости перцептивного целого от сенсорных элементов. Способ доказательства прост: на одном и том же сенсорном базисе, при одной и той же стимуляции могут возникать совершенно разные перцепты. Т. о., Д. и. доказывают тот же тезис, что и эффект транспозиции (заключающийся в демонстрации постоянства, устойчивости перцептивного целого при полной смене сенсорного базиса), но прямо против. способом. (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "ДВОЙСТВЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ" в других словарях:

    ПСИХОЛОГИЯ - наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

    См. Двойственные изображения. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    ГИМНАСТИКА - (от греч. gymnos обнаженный) в современном понимании этого слова представляет ту или другую систему специально подобранных телесных упражнений, имеющих определенную целевую установку и определенное воздействие на организм. В зависимости от этого… … Большая медицинская энциклопедия

    КАПИТАЛИЗМ - способ общественного устройства, утвердившийся в странах Зап. Европы в 17 в. и позднее распространившийся на Сев. Америку и др. регионы. Понятие «К.» является одновременно неясным и неточным: его содержание довольно расплывчато; класс стран,… … Философская энциклопедия

    ИСТИНА И МЕТОД. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ - ’ИСТИНА И МЕТОД. Основные черты философской герменевтики’ произведение Гадамера (1960), находившееся в центре бурных дискуссий на протяжении нескольких десятилетий и повлиявшее на становление современного немецкого литературоведения, психоанализа … - произведение Гадамера (1960), находившееся в центре бурных дискуссий на протяжении нескольких десятилетий и повлиявшее на становление современного немецкого литературоведения, психоанализа и неомарксизма, а также на теоретизации в области… … История Философии: Энциклопедия

    Ирландская мифология - мифология Ирландии, входящая в корпус мифологии кельтской. Сохранившиеся источники позволяют разделить корпус текстов ирландской мифологии на четыре основных цикла: мифологический, уладский, Цикл Финна (или Оссиана) и королевский, или… … Википедия

Двойственные или многозначные изображения, как говорит нам Большой психологический словарь, объясняются тем, что при восприятии подобных рисунков у человека возникают различные представления, одинаково соответствующие изображённому.

Сколько женщин вы видите?

При первом рассмотрении 90 % людей видят привлекательную девушку лет 20-25, остальные 10 % видят старуху за 70 с огромным носом. Тем, кто видит картинку впервые, трудно разглядеть второе изображение.

Подсказка: Ушко девушки — это глаз пожилой женщины, а овал молодого лица — это нос старухи.

Первое впечатление, как утверждают психологи, обычно зависит от того, на какую часть картины упал ваш взгляд в первое мгновение.

После небольшой тренировки можно научиться заказывать себе, кого вы хотите увидеть.
Психиатр Е. Борингу использовал портрет в 1930-х годах как иллюстрацию к своим работам. Автором подобного изображения иногда называют американского карикатуриста У. Хилла, который опубликовал работу в 1915 году в журнале «Пак» (в переводе на русский — «эльф», «сказочный дух»).

Но ещё в первые годы XX века в России выпустили открытку с такой же картинкой и надписью: «Моя жена и моя тёща».

Картинку с двумя дамами можно встретить во многих пособиях по психологии.

Заяц или утка?

Какого персонажа вы увидели первым на современной версии «Иллюзии Эренштейна»? Самый первый рисунок «утка-заяц» был опубликован в книге Джастроу в 1899. Существует мнение, что если детям показать картинку в первый день пасхи, то они более вероятно рассмотрят в ней кролика, но, а если показать им в октябре, то они будут склоны видеть утку или подобную птицу

Подсказка: На рисунке можно увидеть утку, которая направлена влево, или зайца, который направлен вправо.

Поющие мексиканцы или старики?

Мексиканский художник Октавио Окампо — автор довольно необычных картин со скрытым смыслом. Если приглядеться повнимательнее, то в каждом из его рисунков увидите ещё одно, спрятанное изображение. Он сделал декорации более чем 120 мексиканских и американских фильмов. Создал несколько портретов известных лиц западного мира в сюрреалистическом стиле («Портрет певицы Шер», «Портрет актрисы Джейн Фонда», «Портрет Джимми Картера» и др.).

Подсказка: Старик и старуха-блондинка смотрят друг на друга. Их брови — это шляпы мексиканских музыкантов, а их глаза — лица музыкантов.

Просто Роза?

На первый взгляд, да. Обычный цветок и ничего больше. Но не тут-то было. Автор данного изображения — Сандро дель Пре — сформировал новое направление в искусстве, которое он назвал «иллюзоризм», делая акцент на создании оптических иллюзий при написании картин.

Подсказка: В центре розы можно рассмотреть целующеюся пару.

Старик или ковбой?

Эта картина Я. Ботвинника, первой половины ХХ века, США, называется «Мой муж и мой тесть».
Кого вы увидели первым? Молодого мужчину в ковбойской шляпе или старика с большим носом?
Психологи утверждают, что отношение человека к самому себе влияет на выбор образа: при позитивном настрое люди чаще воспринимают в первые секунды молодой образ.

Подсказка: Шея ковбоя — рот старика, ухо — глаз, подбородок — нос.

А что вы видите на шестой картине?

Свои варианты оставляйте в комментариях к этой статье. Ответ появится в 13:00 8 октября 2013 года.

Ответ: Череп или молодая пара

Вишнякова Анна

Работа "Двойственные избражения" была представлена на конкурс Малой Академии Наук (МАН) у нас в гимназии. Работа представляет собой реферат и презентацию по заданной теме и может быть представлена учащимся для расширения кругозора, для развития пространственного воображения как на уроках, так и во вне урочных занятиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Двойственные изображения Выполнила: Вишнякова Анна ученица 5 «в» класса Гимназии № 1 г. Ярославля Руководитель: Рожкова Н. В. 2009 г.

Рассмотрите рисунки Что за странный куб изображен на рисунке? С какой стороны мы смотрим на этот каркасный куб? Сколько кубиков вы видите на рисунке? Что это?

Проблемный вопрос Существуют ли еще изображения содержащие в себе не один смысл и поможет ли мне изучение этих картин при изучении геометрии?

Цель: Познакомиться с понятием двойственных изображений. Рассмотреть различные представления двойственных изображений. Узнать как может помочь рассмотрение двойственных картин в геометрии.

План 1. Двойственность в изображениях 2. Группы двойственных картин Картины- перевёртыши Двойные портреты Призрачные силуэты Следящие картины Исчезающие образы Обманчивые фигуры Зрительные искажения

Двойственность в изображениях Двойственность - это противоречивость, двусмысленность, склонение и в одну и в другую сторону. Двойственные изображения – это изображения, которые содержат в себе два, а бывает, и три сюжета или предмета, но одновременно мы их не воспринимаем.

Группы двойственных картин Картины- перевёртыши Двойные портреты Призрачные силуэты Следящие картины Исчезающие образы Обманчивые фигуры Зрительные искажения

Картины - перевёртыши Картины- перевёртыши – это картины разные изображения которых можно увидеть, переворачивая картину на 45, 90 или на 180 градусов.

Портрет Папы Римского

«Старик или принцесса?»

«Девушка или старуха?»

«Постоянный посетитель и его любимое блюдо»

«Молоденькая медсестра или старуха?»

«Горный пейзаж с молящейся матерью и ребенком»

«Лягушка или лошадь?»

«Заяц или утка?»

Двойные портреты Секрет двойных портретов заключается в том, что в одном можно увидеть изображения сразу двух или трёх людей.

«Молодая девушка или старуха в чепце?»

«Старуха и леди»

«Мама, папа и дочь»

Призрачные силуэты В этих картинах кроме основного сюжета есть еще один – скрытый. Главный художественный прием, используемый художниками для создания двойного сюжета – контуры нескольких фигур или предметов создают новое изображение.

«Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера»

«Любовь в розе»

«Тайна между осенними листьями»

«Влюбленный клоун»

«Дама перед зеркалом»

«Сплетницы и сатана»

«Пейзаж с младенцем»

Следящие картины Загадка «Следящих картин» состоит в том, что, с какой стороны не рассматривай, кажется, что персо- нажи смотрят вам прямо в глаза.

«Ты записался добровольцем?»

«Родина- Мать зовет»

«Платок Святой Вероники»

Исчезающие образы Загадка картин «исчезающие образы» объясняется игрой светотеней. Когда смотришь вблизи – видишь только ряды точек или линий, но при удалении возникают силуэты, причем, чем дальше отходишь от картины, тем яснее проступает образ.

«Лик Иисуса Христа»

«Портрет Мэрилин Монро»

Зрительные искажения Двойственные рисунки, состоящие из геометрических фигур и их различные сочетания дают удивительные «зрительные искажения»: прямые линии кажутся изогнутыми, парал-лельные – разбегающимися, прямо-угольники - произвольными четырех-угольниками.

«Иллюзия Геринга»

«Иллюзия в кафе « Wall »»

«Иллюзия Эренштейна»

«Фигуры»

Работая над проектом я узнала о понятии двойственных изображений и рассмотрела их различные представления. С давних пор люди пытались объемные тела изображать на плоскости так, чтобы их сразу можно было отличить от плоских, чтобы чувствовалась глубина пространства. А вглядываясь в двойственные картины можно научиться видеть объемные фигуры, изображенные на плоскости, что особенно пригодиться при изучении стереометрии. Вывод:

1. А. Калинин «Невидимое - видимое», «Наука и жизнь», 2005 г., № 2 2. А. Калинин «Картины - оборотни», «Наука и жизнь», 2005 г., №3 3. А. Калинин «Загадочные картины: двоевзоры и троевзоры», «Наука и жизнь», 2005 г., №4 4. www.aladyshek.beon.ru 5. www.biohacker.boom.ru/nisha Литература

Спасибо за внимание

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Гимназия № 1

Р Е Ф Е Р А Т

«ДВОЙСТВЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ»

Выполнила:

ученица 5 «В» класса

Вишнякова Анна

Учитель:

Рожкова Н. В.

Г.Ярославль

2009 год

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение. Общее понятие двойственности

1.Двойственность в изображениях. Немного из истории «картинок с секретом»

2.Группы двойственных картин по способу нахождения скрытого сюжета

1)картины- перевертыши

2) двойные портреты

3) призрачные силуэты

4) следящие картины

5) исчезающие образы

6) обманчивые фигуры

7) зрительные искажения

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В нашей жизни мы часто сталкиваемся с понятием «двойственности». В толковых словарях Ожегова, Ушакова и других даётся примерно одинаковое толкование слова «двойственность»: противоречивость, двусмысленность, склонение и в одну и в другую сторону.

Тема двойственности изображений привлекла меня тем, что поиск в картине второго смысла, чего-то тайного, что не бросается в глаза на первый взгляд- это очень интересное и увлекательное занятие, развивающее внимание и умение сосредоточиться, требующее включения воображения и творческого поиска. Большую радость испытываешь, когда удается разгадать «загадку» картины, и с еще большим интересом снова возвращаешься к рисункам, «секрет» которых раскрыть пока не удалось.

И, конечно, поражаешься мастерству и фантазии художников, которые создавали двойственные картины. Многие из них остались неизвестными, другие- наооборот, великие и известные на весь мир.

1.ДВОЙСТВЕННОСТЬ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ

Так что же такое двойственные картины или изображения? Это те картины которые содержат в себе два, а бывает, и три сюжета или предмета, но одновременно мы их не воспринимаем. Мы смотрим на один предмет, а всё , что его окружает, отходит на второй план, становится «фоном». Но стоит пристально присмотреться к тому, что только что служило «фоном», как можно увидеть совсем другое изображение.Оно становится видно когда картину поворачиваешь или располагаешь под определённым углом, приближаешься к ней или удаляешься от нее, или же длительно всматриваешься в одну точку или, наоборот, рассредотачиваешь взгляд с деталей на общий план.

В языках разных стран эти картины называются ещё : «оборотни» , «перевёртыши» , «картины с секретом» , «двоевзоры», «изумляющее искусство» и т. д. Но смысл этих названий одинаков – «двойственность сюжетов» , « двусмысленность» .

Искусствоведы затрудняются определить, когда именно появились первые двойственные картины. Считается что временем их возникновения является XVI век. Большинство картин имело сатирическое содержание и высмеивало их героев. В средние века, когда подавлялось и уничтожалось любое свободомыслие, с помощью скрытого сюжета художники высмеивали пороки королей, императоров, людей, стоящих у власти. Примером является одна из первых известных нам двойственных картин 1600 года- портрет Папы Римского неизвестного автора (Слайд № 1). Если его перевернуть, профиль главного католика превращается в голову дьявола. В то время простой народ считал Папу Римского воплощением зла за нарушение христианских заповедей, отпущение грехов за плату, стяжательство.

Первую книгу, состоящую из семнадцати двойственных картин, издал в конце 1890 г. немецкий художник Отто Бромбергер.

С конца XIX века двойственные картинки широко распространяются в Европе и в том числе и в России. Они изображаются не только на картинах, но и на почтовых марках, открытках, монетах, сервизах, пепельницах и т.п. В середине XX веке возродил жанр двойственных картин великий испанский художник- сюрреалист Сальвадор Дали.

2.ГРУППЫ ДВОЙСТВЕННЫХ КАРТИН ПО СПОСОБУ НАХОЖДЕНИЯ СКРЫТОГО СЮЖЕТА

Исследовательская чать моей работы заключалась в поиске разнообразных двойственных изображений и их систематизации по способу распознавания скрытого сюжета.

I.Первая большая группа «картинок с секретом»- перевертыши. Разные изображения можно увидеть, переворачивая картину на 180 градусов.

Слайд № 2 «Старик или принцесса?» В Европе эта картинка имеет и второе название: «До 6 кружек пива и после»

Слайд № 3 «Девушка или старуха?» Придумал и нарисовал ее неизвестный художник еще в XIX веке, после чего картину многократно перерисовывали и публиковали. Это современный вариант картины художника Л.В.Волкова, в шутку названный им «Жена на работе и дома».

Слайд № 4 « Постоянный посетитель и его любимое блюдо» Такая почтовая открытка была издана в России в начале XX века. При повороте открытки жареный поросенок на блюде превращается в толстого господина.

Слайд № 5 «Молоденькая медсестра или старушка?»

Иногда достаточно повернуть картинку не на 180, а на 90 или даже 45 градусов:

Слайд № 6 «Горный пейзаж с молящимися матерью и ребенком»

Слайд № 7 «Лягушка или лошадь?»

Слайд № 8 «Заяц или утка?»

II.Вторую группу картинок я бы назвала «двойные портреты». Как правило, «секрет» заключается в наличии в одном портрете изображения двух людей: «спиной к нам» или в «фас» мы видим одного человека, в «профиль»- другого.

Слайд № 9 «Молодая девушка или старуха в чепце?» Автором ее часто называют американского художника- карикатуриста У.Хилла, опубликовавшего работу в 1915 году в журнале «Пак». Иногда изображение приписывают психиатру Е.Борингу. На самом деле еще в первые годы XX века в России выпустили в обращение открытку с такой же картинкой и надписью: "Моя жена и моя теща". Прототипом для нее послужила немецкая почтовая карточка 1880 года (автор неизвестен).

Слайд № 10 Та же тема в несколько ином исполнении

Слайд № 11 «Мама, папа и дочь» Автор Г.Фишер, 1968 год Рисунок можно назвать не «двойным», а «тройным» портретом, правда, на мой взгляд, рисунок не слишком виртуозен и продуман: восприятию лица одного несколько мешают крупные четры лица другого.

3)Следующую группу картин я бы назвала «призрачными силуэтами». Здесь кроме основного сюжета есть еще один- скрытый. Главных художественный прием, используемый художниками для создания двойного сюжета- контуры нескольких фигур или предметов создают новое изображение.

Слайд № 12 Классическим примером является картина испанского художника- сюрреалиста Сальвадора Дали «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера», 1940 год. При общем взгляде на картину мы видим двух женщин в черно- белой одежде, человек в чалме вводит их в галерею, других людей. Присмотревшись, мы видим, как из арки галереи формируется контур человеческой головы - изображение скульптурного портрета одного из крупнейших философов XVIII века Вольтера работы Гудона. Головы женщин образуют глаза Вольтера, платья- щеки, рот и шею.

Слайд № 14 Еще одна работа Сандро Дель Прете «Тайна между осенними листьями» 1991 год. Это не только название картины, но и ключ, раскрывающий замысел художника. Его имя сегодня известно во всем мире. А начинал он как любитель. В молодости Дель-Прете учился рисованию всего шесть месяцев, до 44 лет не считал себя профессиональным художником и работал в страховой компании в родном швейцарском городе Берн, где живет до сих пор. Необыкновенно красивый рисунок. Контуры листьев создают силуэт прекрасной обнаженной девушки. Картина выставлена в галерее города Берн в Швейцарии.

К такому же типу изображений относятся слайды № 15 «Влюбленный клоун» и № 16 «Дама перед зеркалом». Это картинки конца XIX- начала XX века, когда у художников распространенной темой становится тема жизни и смерти. Силуэты людей при внимательном рассмотрении становятся очертаниями черепа.

Слайд № 17 «Сплетницы и сатана» Силуэты двух дам в шляпках образуют портрет сатаны.

Слайд № 18 «Пейзаж с младенцем» Ветки дерева и берег водоема образуют фигуру маленького ребенка, лежащего на спине.

4)В отдельную группу я бы выделила так называемые «следящие картины». Их загадка в том, что, с какой стороны не рассматривай, кажется, что персонажи смотрят Вам прямо в глаза.

Слайд № 19 Самый знаменитый плакат эпохи гражданской войны В России» «Ты записался добровольцем?», 1920 год. Плакат замечателен ещё и тем, что автор- художник-плакатист Дмитрий Моор- на самом деле в виде решительного будённовца оставил нам свой автопортрет.

Слайд № 20 Плакат эпохи Великой отечественной войны «Родина-Мать зовет!», 1941 год. Автор И.М.Тоидзе.

Слайд № 21 «Платок Святой Вероники», автор Габриэль фон Макс, Германия, 1870 год. Необычность картины еще и в том что зритель видит глаза Иисуса то открытыми, то закрытыми. Этот эффект достигается игрой тени, которую отбрасывают надбровные дуги на веко Иисуса.

5) Думаю, что также игрой светотеней объясняется загадка картин «исчезающие образы». Когда смотришь вблизи- видишь только ряды точек или линий, но при удалении возникают силуэты, причем, чем дальше отходишь от картинки, тем яснее проступает образ

Слайд № 22 «Лик Иисуса Христа»

Слайд № 23 «Протрет Мэрилин Монро»

6) в отдельную группу можно выделить двойственные рисунки, состоящие из геометрических фигур. Различные сочетания этих фигур- линий разной толщины, окружностей, углов дают удивительные «зрительные искажения»: прямые линии кажутся изогнутыми, параллельные- разбегающимися, квадраты- многоугольниками.

Слайд № 24 «Иллюзия Геринга». Названа по имени ее создателя. Две широкие линии на переднем плане кажутся изогнутыми, хотя на самом деле они параллельны. Иллюзия создается за счет разбегающихся из одной точки лучей на закднем плане. Они как-бы раздвигают параллельные линии, создавая эффект «кривизны».

Слайд № 25 «Иллюзия в кафе «Wall» в г.Бристоль» Горизонтальные лини на самом деле параллельны. Иллюзия создается за счет рядов смещающихся по вертикальной оси квадратов, закрашенных в контрастный белому фону черный цвет.

Слайд № 26 «Иллюзия Эренштейна» Стороны квадрата не воспринимаются как прямые линии. Искажение создают концентрические окружности на заднем плане.

Слайд № 27 В одном изрображении мы можем видеть и лестницу, ведущую снизу вверх справа налево, и нишу, спускающуюся ступениями слева направо. А какой стороной обращен к нам согнутый лист бумаги- короткой или длинной? И как расположены очки: к нам дужками или стеклами? На все эти вопросы можно получить двойственные ответы.

Примеров зрительных искажений очень много. Одни построены на контрасте цвета, другие- сочетанием различных форм и фигур, третьи- создают иллюзию движения. Думаю, что эта группа может стать предметом отдельного исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рассмотрев различные примеры двойственных картин, можно прийти к выводу, что в их основе лежат особенности человеческого зрения, восприятия и распознавания различных образов. Люди видят и узнают двойственные сюжеты в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия: одни обращают первый взгляд на общий план картины, выступающий в качестве «фона», другие- начинают рассматривать изображение с наиболее крупных деталей, а фон как-бы сливается, отходит на второй план. Поэтому первоначально кто-то видит один сюжет, кто-то- другой.

Появление двойственных картин было бы невозможным без общего прогресса науки, культуры и искусства, в ходе которого создавались новые технические возможности и новые приемы, используемые для получения двойственного изображения: появление в Европе в XV веке масляных красок, позволяющих передать «глубину» и «прозрачность» изображения и добиваться различных цветовых эффектов, развитие теории светотени- распределения света на объекте, яркости цветов, позволяющее воспринимать предмет объемным и рельефным, использование перспективы- одного из приемов изображения объемных предметов на плоскости, помогающего нам видеть расположение предмета в окружающем его пространстве.

И в наше время интерес к двойственным картинам не угасает. В подтверждение этому- множество интернет-сайтов, которые не только выставляют уже известные картинки, но и проводят конкурсы среди современных художников на создание двойственных образов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1.А.Калинин «Невидимое-видимое», «Наука и жизнь», 2005 г., № 2

2.А.Калинин «Картины- оборотни и их герои», «Наука и жизнь», 2005 г. № 3

3.А.Калинин «Загадочные катрины: двоевзоры и троевзоры», «Наука и жизнь», 2005 г., № 4

4.www.aladyshek.beon.ru

5.www.biohacker.boom.ru/nisha

6.www.psy.msy.ru/illusion

7.www.beledi.ru/forum

8.www.copypast.ru/2008/03/11

9.www/peterlife.ru/funoffice/illusion

Иллюзия Ястрова (Jastrow, 1899)

Кого вы здесь видите? Зайца или утку?

Иллюзия Эренштейна. Схематическая модификация. (Ehrenstein, 1930)


Зайце-утка во весь рост.

Ehrenstein, W. Untersuchungen uber Figur-Grund-Fragen. Zeitschrift fur Psychologie 117, 1930. P. 339-412 (Fig. 3, p. 369).

Жена или теща (два варианта картинки).

Кого здесь вы видите?
Молодую девушку или грустную старуху?

Сколько тут лиц?

Одно? Два? А может быть три?

Кого вы видите? Грустного старика или ковбоя?

J. Botwinick "Husband and Father-in-Low ", 1961

Иллюзия с лицом фараона.

Это осел или тюлень?

Кто это?

Американский индеец или эскимос?

Старик или влюбленные?

Это только лишь роза?

Сандро дель Прете "Life In The Rose"

Что это?

Профиль лица? А если приглядеться? Все равно не видите?!
А надпись "Liar" (врун, обманщик) вы увидели?

Загадочный портрет генерала.

На рисунке изображено 9 человек. Сможете ли вы найти их всех?

Дон Кихот.
Сколько вы тут видите лиц?


О чем думает Эйнштейн?

Найдите осла.

G.A. Wotherspoon "Society, A Portrait"

Иллюзии с черепом.

Влюбленный клоун

L"amour de Pierrot "A Clown"s Love", 1905

Сальвадор Дали. "Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера", 1940.

Сплетницы и Сатана

G.A. Wotherspoon "Gossip, and Satan Came Also"

Иллюзия Ястрова (Jastrow, 1899)

Кого вы здесь видите? Зайца или утку?

Первоначально иллюзия была опубликована в немецком юмористическом журнале Fliegende Blatter (October 23, 1892, p. 147). Подробнее об истории иллюзии см. .
Jastrow, J. (1899). The mind"s eye. Popular Science Monthly, 54 , 299-312.

Иллюзия Эренштейна. Схематическая модификация. (Ehrenstein, 1930)


Зайце-утка во весь рост.

Ehrenstein, W. Untersuchungen uber Figur-Grund-Fragen. Zeitschrift fur Psychologie 117, 1930. P. 339-412 (Fig. 3, p. 369).

Жена или теща (два варианта картинки).

Кого здесь вы видите?
Молодую девушку или грустную старуху?

Сколько тут лиц?

Одно? Два? А может быть три?

Кого вы видите? Грустного старика или ковбоя?

J. Botwinick "Husband and Father-in-Low ", 1961

Иллюзия с лицом фараона.

Это осел или тюлень?

Кто это?

Американский индеец или эскимос?

Старик или влюбленные?

Это только лишь роза?

Сандро дель Прете "Life In The Rose"

Что это?

Профиль лица? А если приглядеться? Все равно не видите?!
А надпись "Liar" (врун, обманщик) вы увидели?

Загадочный портрет генерала.

На рисунке изображено 9 человек. Сможете ли вы найти их всех?

Дон Кихот.
Сколько вы тут видите лиц?

Портрет Зигмунда Фрейда.


О чем думает Эйнштейн?

Мозг мужчины.

Найдите осла.

G.A. Wotherspoon "Society, A Portrait"

Иллюзии с черепом.

Влюбленный клоун

L"amour de Pierrot "A Clown"s Love", 1905

Сальвадор Дали. "Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера", 1940.

Голова осла или обнаженные девушуки?

Сплетницы и Сатана

G.A. Wotherspoon "Gossip, and Satan Came Also"

10 друзей. Сможете ли вы найти десятого "друга"

Rusty Rust "Ten Friends"

Это старики или же поющие мексиканцы?




Top