Рисунки и расшифровка психологического состояния. Что означают каракули, которые мы неосознанно рисуем? Манера изображения и характерные черты

Каракули, которые мы неосознанно выводим во время телефонного разговора или продолжительной личной встречи, могут выдать много скрытых мотивов «художника». Небрежно сделанный рисунок, слово или линия, очерченная десятки раз, имеют огромное значение, ведь они определены нашим подсознанием. Что означают небрежные росчерки пера, которые мы так часто создаем?

Фигуры людей

Если среди каракулей и рисунков автора отчетливо прослеживаются фигуры людей, вероятно, он чувствует себя неуверенным и беспомощным. Таким образом, подсознание выдает попытки к бегству от обязанностей. Простые прямые линии, очерченные неоднократно, указывают на эмоциональную неустойчивость автора. Этот человек жаждет изолировать себя от других людей, а беседа дается ему с большим трудом.

Глаза

Рисунки, на которых изображены глаза, выдают внутреннюю сущность человека. Если глаза, изображенные на бумаге автором, широко распахнуты, это указывает на его открытость. Прищур означает наблюдательность, а закрытые глаза символизируют отказ от возможности заглянуть к себе в душу.

Подпись

Человек, который при разговоре с собеседником выводит на листе собственную подпись, необычайно эгоистичен, самовлюблен и высокомерен. Если вы без раздумий в самый ответственный момент ставите автограф, подсознательно в решении проблемы вы намерены тянуть одеяло на себя.

Круги и кольца

Любые окружности, соединенные вместе или помещенные друг в друга, указывают на необходимость поиска единения. На подсознательном уровне автор чувствует, что отчаянно нуждается в новом друге или повышенном внимании со стороны окружающих.

Животные

Каракули и рисунки, на которых изображены животные, много рассказывают о текущей эмоциональной составляющей личности. Тигры и волки указывают на скрытый гнев, лисица - на хитроумные замыслы. Изображение кошек и белок характеризует поиски заботы и защиты, львы указывают на высокомерие автора. В любом случае человек склонен ассоциировать себя с нарисованным животным, проводя параллели с характерными чертами.

Спирали и волнистые линии

Человек, беззаботно выводящий на бумаге во время разговора спирали и волнистые линии, на самом деле мало озабочен проблемами окружающих. Если такой личности и грозит эмоциональный кризис, он будет связан с ее собственной персоной. Автор слишком много значения придает мелким деталям в жизни. Если вы узнали в этом человеке себя, старайтесь держать свои эмоции под контролем. Иногда вы беспочвенно агрессивны с окружающими.

Геометрические фигуры

Любовь к симметричным геометрическим узорам указывает на определенные цели и убеждения. Такой человек никогда не станет держать свое мнение при себе, он упрям и настойчив. В то же время автор осторожен и внимателен.

Стрелки

Многие люди бессознательно часто изображают стрелки. Таким образом они стараются отыскать вектор направления собственной деятельности. Стрелка, направленная вверх, указывает на озабоченность проблемами других людей. Если вектор падает вниз - автор фокусируется на собственных интересах. Линия, ведущая влево, указывает на думы о прошлом. Стрела, направленная вправо, говорит об устремленности в будущее.

Звезды

Если человек ассоциирует себя со звездой, на подсознательном уровне он мечтает быть в центре внимания. Автор наслаждается восхищенными взглядами людей и обожает, когда прохожие оборачиваются ему вслед. Однако если в изображенных звездах слишком много точек или они изображены не симметрично, это может указывать на депрессивное расстройство.

Цветы и природные явления

Если вы любите рисовать бутоны цветов во время разговора, это говорит о вашей удовлетворенности беседой. В этот момент вы фантазируете о хороших вещах, которые ждут вас в будущем. Рисунки солнца и облаков указывают на позитивное настроение автора.

Крестики

Человек, выводящий крестики во время разговора, склонен винить себя за ошибки.

Домики и коробки

Следующие виды рисунков раскрывают вашу патологическую любовь к порядку. Автор тщательно планирует мелкие детали и любит, чтобы все лежало на своих местах. Этот человек точно знает, что он хочет получить от жизни. Цели установлены, а приоритеты расставлены. Ничто не сможет заставить свернуть с намеченного пути.

Шахматная доска

В последнее время у человека наблюдаются серьезные жизненные затруднения. Он на подсознательном уровне пытается справиться с проблемами, разыгрывая шахматную партию. Если же ферзи и ладьи являются неизменными героями рисунков, человек находится в поисках становления.

Пчелиные соты

Чтобы пройти этот тест и узнать все о себе, тебе не надо что-то складывать, вычитать и мучительно вспоминать. Достаточно взять ручку бумаги и листок карандаша и начать рисовать.

Болеслав Гуппка

Что-то давно ты у нас не занимался самокопанием. Поэтому мы подыскали для тебя простой в исполнении, но весьма эффектный по полученным результатам психологический тест. Пройди его - и перед тобой откроются такие тайны твоего «я», что тебе захочется уничтожить все наши серверы от греха подальше.

Итак, перво-наперво ты должен разбежаться и со всей дури стукнуться головой об стену (желательно об угол). Теперь подсчитаем очки. Стой! Мы немного напутали. Это совсем другой тест.

Для сегодняшнего теста тебе понадобятся карандаш и лист формата А4.

Раздобыл?

Теперь нарисуй животное, которое точно не существует нигде на свете, даже в Австралии и Припяти.

Главное условие: избегай готовых шаб­лонов, твой зверь должен быть абсолютно небывалым. Нельзя рисовать ни уже придуманных кем-то другим невероятных персонажей (Чебурашка), ни тех тварей, которых ты любишь рисовать еще со школы (пятирукий воробей). Изобрази совершенно новую для нашего мира животину.

И не забудь назвать ее таким же новым для этого измерения именем.

Рисуй в тишине, без свидетелей.

Рисуй же! Чего ты ждешь? Для чистоты эксперимента ты не должен больше знать никаких подробностей об этом тес­те. Чтобы тебе было легче оторваться от чтения и приступить к рисованию, мы заполним следующую пару строк какой-нибудь чепухой. Пиу-пиу-пиу! Брым-ды-дым! Вух-вух! Жжжжжжж. Блюп-блюп-блюп! Давай уже рисуй! Вззззззззззззззззззззззззззззззз. Плоп-плоп-плоп!

Прожектор проекции

Пришла пора объяснить, чем ты только что занимался.

Психодиагностический тест «Рисунок несуществующего животного» относится к весьма многочисленной группе проективных методик («Пятна Роршаха», например, из той же оперы). Возможно, тебя охватит некоторая гордость, если ты узнаешь, что автором «животного» теста был не какой-нибудь венский психоаналитик, а психолог Майя Дукаревич, которая разработала эту методику в прошлом веке в дебрях Института судебной психиатрии им. Сербского.

«Проективная методика предполагает, что особенности твоей личности как бы проецируются на все, что ты делаешь, говоришь или, как в этом случае, рисуешь», - объясняет психолог-консультант, специалист по самоотношению, кандидат психологических наук Татьяна Свиридова.

Когда ты рисуешь, не опираясь на готовые шаблоны (ведь ты так и делал, правда?), твои личностные характеристики начинают вылезать из тебя на бумагу и оставлять следы в каждой закорючке.

Мозг идет по пути наименьшего сопротивления, а легче всего ему проецировать на лист себя.

Такова (очень-очень вкратце) теория.

Сейчас, когда мы начнем по пунктам анализировать рисунок, выискивая в нем твои сознательные и бессознательные представления о себе, ты или будешь соглашаться («Да, я именно такой!»), или уйдешь в глубокую несознанку («Чушь собачья!»). И то и другое - показатель того, что тест работает. Во втором случае отторжение - результат работы защитных механизмов, так как, рисуя, ты сам от себя попытался многое скрыть. (Увы, но ничего не поделаешь: ты всего лишь утконос, воспитанный человеческой семьей.) Это, конечно, не говорит о непогрешимости методики. «Сказаться на результате может множество факторов, начиная от усталости и заканчивая длиной и заточенностью карандаша». Как бы то ни было, возможные отклонения некритичны и в целом тест дает довольно кучное попадание в твои личностные особенности.

Приступим!

Расположение рисунка на странице

В идеальном мире идеальный человек, который принимает себя таким, какой он есть, нарисовал бы свою неведому зверушку в центре по средней линии листа.

Поздравь себя, если ты как раз такой идеальный индивидуум.

«Чем ближе животное расположено к верхнему краю , тем выше твоя самооценка», - спешит порадовать тебя наш консультант. Возможно, ты и правда так хорош, но, кроме того, это показывает недовольство своим нынешним положением. К тому же тебе не хватает признания окружающих, и, забравшись выше, ты выдал свое стремление всем понравиться (для этого ты изо всех сил стремишься соответствовать принятым в твоем кругу нормам).

Если твой рисунок расположен в нижней части , ты не слишком уверен в себе и нерешителен. Похоже, ты уже смирился со своей судьбой. Впрочем, возможно, все дело в обычной усталости или в наручниках, которыми ты пристегнут к батарее в этом темном подвале.

Разобравшись с верхом и низом, перейдем к другим координатам. Если верить Карлу Юнгу и коллективному бессознательному, то:

левая часть листа означает прошлое; правая - будущее; а середина - настоящее.

Налево? Ты склонен к самоанализу и рефлексии. Тебе свойственно долго прокручивать в голове давний разговор и придумывать себе новые остроумные реплики, до которых сразу не додумался («Как же я не догадался сказать хулиганам, что не надо меня бить?!»). Ты человек не дела, а намерения.

Голова твоей амебы смотрит направо? Хороший знак! Ты не только что-то планируешь, но и всегда приступаешь к выполнению задуманного.

Не сводящее с тебя глаз животное, которое ты изобразил анфас , говорит об эгоцентризме. Это может трактоваться и так, что ты контактная личность, легко завязывающая знакомства.

«Следует также обратить внимание на то, в какую сторону больше смещена вся фигура», - говорит Татьяна.

На рисунке жизнерадостного, здорового, успешного человека (такие обычно живут в рек­ламе банков) животное должно равномерно располагаться во всех трех временах и направляться из прош­лого в будущее.

Если рисунок прижат к левой стороне - возможно, это связано с полученным в детстве негативным опытом, который все еще аукается (развод родителей или тефтеля, которую тебе бросила во втором классе за шиворот учительница пения). А может, недавние события снова напомнили тебе о давнем переживании и сдвинули зверя влево.

Сильный уход вправо может интерпретироваться как защитная реакция. Ты бежишь из настоящего (или все того же прошлого) в будущее. Живешь надеждой на завтрашний день. Впрочем, если завтра суббота, тебя можно понять.

Общее впечатление

Несуществующие животные, как и существующие на канале Animal Planet, делятся на тех, кто:

угрожает остальным (например, что-нибудь зубастое); кому все угрожают (нечто зайцеподобное); кто еще не определился (саблезубый бегемотозайчик).

Кого бы ты ни выбрал своим тотемом, это отражение того, как ты видишь себя в этом мире. Букашка ты или слон - делай вывод сам.

Если твоя особь носит человеческую одежду или слишком антропоморфна (при этом ей необязательно напоминать гуманоида, достаточно просто быть прямоходящей), то ты, малыш, эмоционально незрел и инфантилен.

Наш эксперт почти на сто процентов уверен, что половые органы своему зверю ты, будучи нормальным человеком, не нарисуешь («Это свойственно только маленьким детям, которые еще недостаточно осознают нормы»). В противном случае ты не совсем здоров, функции контроля ослаблены. Даже банальное вымя (образ женской груди) у твоей совы выдает твою нездоровую фиксацию на сексе.

Размеры и пропорции

Рисунок среднего размера , гармонично смотрящийся на странице (он может быть коряв, но органично вписан в лист), свидетельствует о позитивном отношении к миру и себе.

Слишком большое животное - нарциссизм. Как вариант: здоровенное создание может появляться в качестве защитного механизма личности. «Очень больших животных чаще всего рисуют дошкольники. Дети вкладывают свою завышенную самооценку в рисунки животных огромных размеров», - объясняет Татьяна. Также твоя гигантомания может быть вызвана реакцией на недавний стресс.

Мелкая тварь внизу страницы - признак психических проблем. Вряд ли это к тебе относится, но учти: наноживотных обычно рисуют шизофреники и другие люди с интересным устройством мозга. Так что та крошечная крылатая козявка*, как-то нарисованная Карлсоном, увы, заставляет взглянуть на его поступки в новом свете.

* Примечание Phacochoerus"a Фунтика: « Очень одинокий петух», акварель, 1955. Экспонируется в Стокгольмском музее современного искусства »

«Кроме того, психически больным свойственна схематичность и изощренность в трактовке рисунка», - добавила наш консультант. На наш вопрос, как одновременно рисунок может быть схематичным и изощренным, Татьяна привела пример: «Человек рисует палочку с ножками и говорит, что это император Павел». Гм, но ведь палочка с ножками и правда похожа на Павла!

Иглы, рога, панцирь - в общем, все то, что служит для животного защитой, может быть заменено в рисунке просто тщательным, прорисованным несколько раз контуром.

Поэтому сразу отметь для себя: пусть даже твое создание на первый взгляд беззащитно перед миром, это совсем не так, если некоторые линии и выступы толще прочих.

Самое важное - с какой стороны у твоей животины броня.

Если панцирь закрывает животное сверху , ты защищаешься им от тех, по отношению к кому находишься в подчиненном положении. Это может быть начальство, государственные структуры или просто родители.

Если у зверя закрыт низ , ты опасаешься тех, кого считаешь своей ровней, или тех, кто и вовсе слабее тебя. То есть опасаешься за свой авторитет.

Броня по бокам показывает твою готовность к самозащите в любой жизненной ситуации. «При этом, - акцентирует Татьяна, - прорисовка линий справа говорит о том, что ты очень дорожишь своим вкусом, предпочтениями и убеждениями и готов биться за них». (К слову, хотя мы и несогласны с твоими убеждениями, мы готовы где-нибудь расписаться в коллективном письме за твое право высказать их.)

Если какая-то из деталей выделяется тщательностью прорисовки или более сильным нажимом карандаша (линии заметны на обратной стороне листа), это сигнализирует о твоей тревоге.
К сожалению, объяснение, почему что-то ты прорисовал основательнее всего прочего, ты сможешь дать только сам.
Трактовок может быть сколько угодно.
Например, у животного тревога локализована в ногах. Если опираться на трактовку образов коллективного бессознательного, выходит, что ты не уверен в себе. Но, может, ты просто сегодня много ходил пешком. Так что мы бросаем тебя одного биться над трактовкой загадки, почему ты прорвал бумагу, рисуя горбик сумчатой куропатке.

Ноги - еще одно зеркало души. Прорисованные ноги показывают уверенность в себе, продуманность решений. Если ног у зверя нет вообще или они очень хиленькие, это подчеркивает импульсивность характера рисовавшего и его легкомысленность. (NB! Подрисованный под, казалось бы, слабыми ногами мощный постамент играет роль недостающих сильных ног. Ведь именно этот пьедестал служит опорой фигуре.)

Важно и то, как соединяются ноги с туловищем. Каково это соединение, таков и твой контроль над словами и решениями. Ноги плохо или вовсе не прикреплены к корпусу - ты не слишком следишь за точностью своих слов, не придаешь сильного значения своим же речам. Ноги ладно приделаны к телу - твои суждения взвешенны и по крайней мере для тебя убедительны.

Теперь изучи форму ног. Если обе ноги на одно лицо (точно повторены линии, размер, изгиб), ты конформист, а твои творческие решения не блещут новизной и выдумкой. А вот если нижние конечности твоего животного отличаются (одна нога занесена для пинка, а второй твоя скотина почесывает третью), ты наш человек. Ты независим в своих суждениях и вообще творческая натура. Руку, товарищ!

Кстати, если уж речь пошла о творческом начале: люди с клишированным мышлением используют готовые шаблоны (рыба, свинья, птица). Корова с крыльями - это неоригинально, это всего лишь формальное соединение двух заготовок - коровы и птицы. Да и вообще это не несуществующее животное, а обычный склисс!
Чем больше элементов и чем неожиданнее их комбинации, тем выше у тебя творческий потенциал и вообще жизненная энергия.

Если ты нарисовал безголового пендельпопа, пропусти этот пункт. Но при наличии у твоего создания какой-никакой морды, придется ее проанализировать.

Большая голова показывает, что рисовавший придает особое значение эрудиции и вообще рациональному началу как в себе, так и в окружающих.

Выделяющиеся уши - знак того, что тебе важно знать, как другие относятся к тебе. Плюс это показатель твоего интереса к миру, к информации, которую ты из него черпаешь.

Рот. Открытый, да еще с языком, вопиет о твоей болтливости. Прорисованные губы выдают чувственность (извини, если это звучит как цитата из пособия по астрологии). Зубастый рот рисуют люди, склонные к вербальной агрессии. Причем агрессия эта часто носит защитный характер (ты огрызаешься, ругаешь всех и вся). Если рот на рисунке открыт, но ни языка, ни зубов, ни птички тари там не видно, есть мнение, что ты мнителен и вечно чего-нибудь опасаешься.

Нос хотя и является фаллическим символом, но на рисунках мужчин не несет особой дополнительной информации. А вот если ты будешь анализировать рисунок девушки, на котором у животного будет особенно длинный или слишком уж прорисованный шнобель, смело предположи, что она сексуально не удовлетворена.

Глаза. Акцент на зрачок (допустим, сильная штриховка) свидетельствует о том, что ты сейчас пребываешь в тревоге. Ты явно чего-то боишься. Нарисовал ресницы? Ай-яй-яй! Ты придаешь слишком много значения своему внешнему виду. Рисовать ресницы мужчинам вообще не пристало.

На рисунках, сделанных девушками, ресницы во многих случаях означают истероидно-демонстративную манеру поведения.
«Это манипуляция чувствами других людей в своих целях», - переводит на понятный язык темный термин госпожа Свиридова. Не спеши злорадствовать. Истероидно-демонстративная манера поведения встречается и у мужчин. Надеемся, это не твой случай, но если… Короче, вот тебе пистолет - ты знаешь, что с ним делать. (Слышен приглушенный дверью выстрел, а затем стук падающего тела.)

Ну вот мы дошли и до макушки. Волосы (грива, дреды, залысины) чаще всего просто соответствуют полу рисовавшего. Хотя в некоторых случаях характерная прическа может указывать на сексуальную ориентацию. Рога и прочие колющие наросты указывают на агрессию. Но служит ли она защитой от окружающих или для нападения на них, точнее скажешь ты сам. Безобидное же перо или хохолок трактуются как стремление выделиться.

Любые не функциональные, а чисто декоративные детали, выходящие за пределы нарисованной фигуры, - вроде пышных перьев, кисточек на хвостах и кудрей - указывают на некоторую неестественность поведения и желание обратить на себя внимание.

Не удивимся, если на твой автомобиль, вытатуированный на спине, нанесен аэрографический рисунок тиг­ра, которого проглотил дракон.

Наличие вроде бы и лишних, но все же практичных конечностей (щупальца, запасные ноги, крылья, хоботки) - индикатор того, что ты хочешь охватить (а может, и охватываешь) сразу много областей деятельности. Все эти отростки суть твои многочисленные хобби или просто твоя многостаночность на работе. Или же это означает то же самое, но со знаком минус: ты часто лезешь не в свои дела, мешаешь окружающим своим всезнайством.

Хвост - то, что тянется за тобой. Твои дела, твои намерения, твои слова. Тут снова тебе пригодится временная шкала (налево пойдешь - в прошлое попадешь, и т.д.). Проследи, куда указывает хвост. Направо - у тебя какие-то важные планы на будущее, налево - ты все еще вспоминаешь и анализируешь прошлые поступки. Чтобы разобраться, положительные или отрицательные чувства вызывают эти твои будущие или прошлые дела, обрати внимание на то, вверх или вниз смотрит хвост. Хвост торчком - ты или горд чем-то содеянным, или предвкушаешь будущие победы. Опавший хвост - страх перед будущим и сожаление о минувшем.

Кроме всего прочего, хвост, кто бы сомневался, является фаллическим символом.
Поэтому направление (вверх-вниз) может быть просто сиюминутным индикатором твоей потенции. Ничего-ничего, это случается с каждым мужчиной.

В редких случаях в теле зверя пытливый взгляд обнаружит неживые детали (колеса, батарейки, пропеллеры, входы для USB). Появляются такие дополнения или от большого ума (рисовальщик использует все свое воображение, стараясь выдумать несуществующее животное), или, наоборот, от поврежденного разума - у больных шизофренией.

Важны и те детали, которых у твоего зверя нет.
Нет ног - ты в себе не уверен (см. значение нижних конечностей). Нет рук или щупалец - ты не воздействуешь на мир, а предпочитаешь пассивно ждать, когда что-то произойдет.

Имя

Если ты внимательно прочел задание и дал своему несуществующему животному небывалое имя, а не просто нарек его, как обычно, Виталием Сергеевичем, ты наверняка найдешь среди этих вариантов название, чем-то похожее на твое.

Рациональное соединение двух и более смысловых частей: слоногусь, ползучий конь, собакоед. Показывает практичность, рациональность мышления, четкое следование поставленной задаче, стремление соблюдать нормы.

Псевдонаучное название: латиноимениус, восточно-европейский репейный козлодер. Выдает, что ты гордишься своей эрудицией и начитанностью. Да и вообще дураком себя не считаешь.

Бессмысленный набор звуков: блюнь, хиворамира, вляу. Характерно для легкомысленного человека, не думающего о последствиях своих поступков. Кроме того, такое кулювляу может подчеркивать, что для придумавшего это имя эстетический элемент важнее рационального.

Смешное имя: чучучка, попеньция. Показатель твоего иронично-снисходительного отношения к жалким окружающим.

Повторяющиеся звуки: флю-флю, виз-виз, жум-жум. Инфантильность. Извини, но не мы это придумали.

Слишком длинное название: зелофукиропотестораль, колибарнофуруказу. Типично для любителя фантазировать и витать в облаках.

Последний штрих

Теперь, когда ты выяснил всю подноготную о себе и сидишь над закапанным слезами рисунком, попробуй отыграться на своих знакомых. Конечно, для повышения твоего мастерства необходима практика.

«Чем больше своих рисунков ты проанализируешь, тем легче потом будет анализировать рисунки других», - пообещала наш эксперт, а потом высказалась в том смысле, чтобы ты остерегся однозначно подходить к трактовке выдуман­ных животных. Все вышеизложенное - лишь основа и не может объяснить все защечные мешки и щупальца. Доверяй своей интуиции. Если тебе кажется, что гитлеровские усики у горного пингвина, которого нарисовала твоя подружка, означают ее тайное желание заняться сексом втроем, то, скорее всего, так оно и есть.

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) – это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка . С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.

Детали детского рисунка зависят от возраста

Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги - обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи. Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника. У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет . К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками – палочками. На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к выше перечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно). К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка.

Анализ детского рисунка по… собственным ощущениям

Домашняя иерархия

Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе. Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка. Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то. К примеру, 6-летний Алеша не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». Алиса (4 года) не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде. Имеют место и обратные ситуации, когда ребенок изображает на рисунке реально не существующих членов семьи. Саша (5 лет) немало удивил свою маму, когда нарисовал рядом с собой играющего малыша и сообщил, что у него наконец-то появился братик! Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше – развлечений в компании других таких же малышей. Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате. Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами . Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении. Размер изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких. Он «занимает много места в их жизни». Отсутствие на рисунке самого маленького художника – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях. Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности в таких связях.

Оценка «манеры письма»

Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являются самоисправления. Особенно такие, которые не ведут к улучшению качества изображения. Встречаются рисунки из отдельных мелких штрихов - малыш как бы опасается провести решительную линию. Иногда весь рисунок или какая-то из его частей штрихуется. В таких случаях можно также предположить повышенную тревожность юного художника. Стоит обратить внимание на преувеличенно большие глаза на портрете, особенно-если в них густо заштрихованы зрачки. Возможно, малыш испытывает чувство страха. Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма у автора рисунка указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным, тягу к внешним эффектам. Чаще это встречается у девочек. Очень слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированность рисунка встречается у детей астеничных, склонных к быстрому утомлению, эмоционально чувствительных, психологически неустойчивых. А дети, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняют нажим: одни линии едва заметны, другие проведены с заметным усилием.Импульсивные малыши часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных, бесконтрольных. Здесь обращают на себя внимание сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе. Встречаются рисунки, где все фигуры изображены очень мелко. Обычно вся композиция ориентирована к какому-либо краю листа. Это значит, что малыш ощущает себя слабым и не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных очень строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям. Если малыш изображает себя в открытой позе (руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, чаще округлая), это говорит о его общительности и жизнерадостности. И напротив, «закрытая» поза (руки прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая, угловатая) скорее указывает на человека замкнутого, склонного сдерживать свои чувства и мысли. Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессивных тенденций поведения: большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущуюся враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения . Взрослым следует разобраться, что является для их ребенка источником повышенной эмоциональной опасности, и зачем ему понадобилась такая демонстрация своей силы. Особое место занимают рисунки с нарушением принятых норм изображения . В частности, изображение половых органов. Для маленьких детей (до 4-х лет) это, скорее, частое явление. Здесь отражается тенденция к естественности жизни во всех ее проявлениях. У старших дошкольников такой рисунок говорит о демонстративности, желании привлечь внимание провокативным способом, служит выражением агрессии.

Палитра – зеркало души?

Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что выбор цвета отражает психологические качества человека и состояние его здоровья. Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение :

  • темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
  • зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
  • красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
  • желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
  • фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
  • коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;
  • черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
  • серый – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

От теории к практике

Итак, малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут, и картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Попробуем прочитать его? Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. А как общаться без лица? – Сложно! Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Возможно, он устал. А может быть, болен? И цвет выбрал коричневый. Да, так и есть – температура! Почему все девчонки рисуют принцесс? Именно так они себя ощущают или …очень хотят этого. Всего лишь оказаться в центре внимания, быть самой-самой… Да и какой с принцессы спрос? А вот мальчик, вооруженный до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его.

Примеры анализа конкретных рисунков:

Детский рисунок 1

Автор этого «семейного портрета» - Алеша (6 лет).

Возрастной критерий В поведении ребенка присутствуют черты, присущие более раннему возрасту, эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью. Все персонажи рисунка изображены одним способом. Одежда, с присущими ей деталями, отсутствует. В качестве символического признака пола выступает прическа. Характерное отсутствие шеи у изображенных людей в данном случае свидетельствует о трудности контроля разума над телесными побуждениями, то есть в поведении Алеши наблюдается высокая подвижность, временами - расторможенность, импульсивность. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, легкий, жизнерадостный, упорядоченный, скорее доброжелательный. Особенности изображения семьи Семья на рисунке отражена в полном составе. В центре композиции – папа как важный субъект в домашней иерархии. Можно с достаточной уверенностью предполагать, что мама физически и эмоционально ближе к Алеше. Обращают на себя внимание образовавшиеся пары: мама – сын (младший в семье), папа – дочь. Сестра Лена находится дальше всех от автора рисунка. Вероятно, не все ладится в их отношениях. Показательно, что из всех членов семьи только папа «крепко стоит на земле». Остальные – парят, немножко «витают в облаках». В целом можно говорить о достаточно теплых и близких отношениях между членами семьи. Об этом свидетельствует незначительное расстояние между ними, выбор общего цвета и изображение в той же гамме дома с дымком из трубы, символизирующим «тепло семейного очага». «Манера письма» Все линии рисунка сделаны уверенными, решительными движениями. Вероятно, именно такой стиль поведения является наиболее характерным для Алеши. Но сильный нажим и акцентированная штриховка тела мальчика говорят о внутреннем беспокойстве, тревожности, может быть, физическом (буквально телесном ) недомогании. Прическа выдает натуру активную, временами, возможно, агрессивную. Интересная деталь - своеобразные антенны (со слов Алеши), которые на рисунке «вырастают» из ушей мальчика. Они символизируют потребность в получении информации, чтобы компенсировать трудности в общении (у ребенка на изображении нет лица). Позы всех персонажей открытые, фигуры округлые, что предполагает людей жизнерадостных, общительных. В случае с Алешей это кажущееся противоречие может означать: «Хочу общаться, играть, но меня не всегда понимают». Палитра Цветовое решение рисунка весьма символично. Маленький художник остановил свой выбор на сигнальном красном цвете для всех членов семьи, особенно подчеркнуто - для самого себя. Это указывает на направленность вовне, общительность, повышенную активность автора рисунка. Дополнительный зеленый подчеркивает стремление к независимости и желание настоять на своем как привычный способ поведения. Важной деталью рисунка является четко прорисованная поверхность земли. Если Алеша потратил немало времени на ее изображение, наверно это является чем-то важным для него. В данном случае можно рассматривать землю как потребность в опоре, большей устойчивости и стабильности. Целью анализа рисунка всегда является более глубокое понимание ребенка, взгляд на семью его глазами и определение путей к позитивным изменениям. В данном случае хотелось бы порекомендовать родителям Алеши, чтобы они уделяли больше внимания глубокому, доверительному общению с сыном, чаще разговаривали с ним просто так, интересовались его мнением по разным вопросам. Им также следует подумать, в чем состоит трудность контакта между сыном и дочерью. А активный отдых, игры на воздухе могут существенно снизить эмоциональное и физическое напряжение.

Детский рисунок 2.

Его автор – Максим (4 года 10 месяцев)

Возрастной критерий Такой рисунок скорее характерен для шестилетних детей. Можно сказать, что мальчик интеллектуально развивается с опережением своего возраста. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, динамичный, однако неспокойный. Особенности изображения семьи. Семья изображена в полном составе. Обращает на себя внимание половая идентификация юного автора с папой (см. одежду). Однако эмоционально ребенок все еще ближе к маме, что характерно для дошкольника. Интересно, что мальчику будто не хватает места на рисунке, он нетвердо стоит на ногах. Его положение неустойчиво и изменчиво. Палитра Ребенок выбрал для себя фиолетовый цвет, что в сочетании с его неуверенным положением в семье (об этом было сказано выше) указывает на возможную психоэмоциональную нестабильность, частые перепады настроения. Для мамы маленький художник выбрал энергичный несколько хаотичный, желтый цвет. Папа – коричневый. В его образе внимание концентрируется на физическом теле. Такими ребенок видит своих родителей. «Манера письма» Фигуры крупные, угловатые – скорее всего, в общении ребенка присутствует некоторая прямолинейность и склонность к конфликтам (острые углы). Заметная штриховка и четко прорисованные зрачки дают основание предполагать наличие скрытой тревоги.

Детский рисунок 3

Петя, 6 лет.

Рисунок яркий, насыщенный, энергичный, хорошо организованный. Вполне соответствует возрасту художника. В структуре семьи выделяются «взрослая» и «детская» группы. Младший брат и сестра стремятся эмоционально и физически быть ближе к Пете. Вероятно в семье психологически близкие, равные отношения. Мама – самый яркий, эмоциональный образ. Ребенок выделяет образ мамы с помощью цвета и рисует его в первую очередь. Петя изображает себя взрослым. Руки несколько укорочены по сравнению с другими изображениями. Обычно это встречается в рисунках детей, которые считают себя недостаточно умелыми, критично относятся к своим практическим навыкам, возможностям. Солнце и цветы очень часто встречаются в рисунках детей. Стоит обратить внимание, если их появление неоправданно ситуацией. Например, солнце появляется в рисунке комнаты. Тогда мы говорим о потребности более теплых отношений в семье. В рисунке Пети эти символы вероятнее всего говорят о позитивном отношении к своей семье.

Детский рисунок 4

Полина, 7 лет.

Часто дети рисуют произвольно, без специального задания, просьбы: «Я рисую девочку такую, как я». В таком случае мы наблюдаем несколько идеализированное представление ребенка о себе. Обратим внимание на рисунок Полины. Он расположен в верхней части листа, достаточно крупный и яркий. Можно говорить о позитивной самооценке ребенка, активности, эмоциональности. Вероятно, девочка отличается высоким самоконтролем, развитым интеллектом, общительностью. Но ей не хватает устойчивости (обратите внимание на акцентировано прорисованную линию земли и маленькие ножки ребенка). С психологической точки зрения речь идет о неуверенности в себе. Обычно так бывает в семье, где воспитывается один ребенок: ему уделяют, как это не парадоксально звучит, слишком много внимания, контролируют и направляют каждый шаг. Таким образом, ребенок лишен возможности как-то проявить самостоятельность. Постепенно привыкая к этой ситуации, ребенок боится сделать неверный шаг и ждет «ценных указаний». Может быть, Полине иногда стоит сделать свои собственные ошибки и учиться на них?

Детский рисунок 5

Александра, 4 года.

Рисунок динамичный, яркий, несколько хаотичный. Эмоциональным центром семьи, несомненно, является мама: вокруг нее сосредоточены тепло (солнце), ребенок, собака. Ее платье украшено рисунком. Обратите внимание, что себя Саша рисует как равную со взрослыми и только ножки до земли не дотягиваются. Характер у девочки, вероятно, боевой, импульсивный, мальчишеский. Линии рисунка размашистые, с сильным нажимом предполагают невысокий уровень самоконтроля. Для таких детей полезны игры с несложными правилами, предполагающие наличие нескольких игроков. Активные занятия спортом также научат лучше понимать себя и соотносить свои желания с интересами команды.

Детский рисунок 6

Петя, 4 года 6 месяцев

Совершенно необычный рисунок для ребенка 4,5 лет. Головоноги превратились сразу в зрелые рисунки. Особенно это касается изображений взрослых. Несомненно, это рисунок очень наблюдательного, развитого и вместе с тем тревожного ребенка. Обильная штриховка, плотность, зажатость изображения, подчеркнуто прорисованные глаза указывают на наличие тревожности. Наиболее яркой, значимой фигурой является папа. Обратите внимание на то, как различается штриховка одежды у членов семьи. У папы – в строго определенном направлении, костюм официальный. Вероятно и в жизни папа очень организованный, деловой человек. Фигуры на рисунке изображены очень плотно. Это может указывать на столь же тесные отношения и в реальности. Но нашему главному герою, похоже, необходимо для активной жизни большее физическое и психологическое пространство. На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков – не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущейся простотой и изящностью метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей. Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту. Пусть поможет разобраться!

Инструкция

Сначала посмотрите на местоположение рисунка. В верхней части листа рисуют люди, обладающие высокой самооценкой. Те, кому не хватает уверенности, создают свои творения внизу. С левой стороны рисуют те, кто живет прошлым, а с правой стороны – .

Волны, круги и спирали рисуют люди с эгоцентричным и характером. Также это может означать и то, что человек хочет поскорее покончить с текущим делом или у него большие и неразрешимые проблемы.

Сети и решетки , что нарисовавший их находится в двусмысленном или рискованном положении. Если напоследок вокруг рисунка проведен круг, значит, что проблема близка к решению, или решена.

Мечтатели и фантазеры склонны рисовать что-то с мягкими, округлыми краями – облака, солнце, цветы. Эти элементы также выдают радостных и оптимистичных личностей.

Повторяющиеся мотивы, как на ковре, говорят о том, что человеку в данный момент скучно и тоскливо. Это может привести его к совершению нетипичного или экстравагантного поступка.

Геометрические фигуры – треугольники, ромбы, квадраты, выдают расчетливых, склонных все планировать, целенаправленных людей. Чем более угловат рисунок, тем агрессивнее личность.

Нарисованные кресты могут сказать о присутствующем в человеке чувстве вины, возникшем совсем недавно, скорее всего - в процессе разговора.

Человечков рисуют люди, на которых в данный момент ложится неприятная обязанность. И они хотят ее избежать, но боятся дать решительный отказ.

Шахматную доску может нарисовать человек, который чего-то опасается, боится забыть или выдать чью-то тайну. Вероятно, он ощущает себя в тупике и мечтает о помощи.

Круги, переплетающиеся и касающиеся друг друга, выдают людей, чувствующих себя обделенными, одинокими. Им необходима дружба и внимание других людей.

Человек, в задумчивости водящий карандашом по бумаге, изображает свои мысли в виде геометрических фигур, символов, животных и других объектов. Каждая из этих форм имеет значение как символ языка подсознания, и психологи помогают своим пациентам понять рисунок и составить психологический портрет.

Инструкция

Нарисуйте несколько объектов: солнце, дерево, дом, реку. Все на одном листе бумаги, в произвольном порядке.

Солнце – жизненной силы. Его положение (восток, зенит, запад) говорит о самооценке и оценке вашего жизненного пути. Подростки и молодые люди часто рисуют солнце на востоке, по аналогии с утренним положением светила. Солнце в тучах – вы переживаете тяжелые времена, испытываете психологические или другие . Ясное солнце – символ хорошего и оптимистичного взгляда на . Тучи или облака в отдалении – ваше предвидение некоторых проблем, объективный и реалистичный взгляд на жизнь, готовность разрешить все вопрсоы.

Дом – символ семьи, очага. Он отображает ваши взгляды на вопросы быта, и уюта. Дом за забором – скорее всего, вы интроверт и не открываетесь перед первым встречным. Чем больше подробностей и деталей вы нарисовали (шторы, цветы, плитка или кирпичная кладка, резьба и прочее), тем больше вы привязаны к домашнему теплу. Огород вокруг дома – вы любите вкладывать в свой быт и трудиться по дому.

Дерево – ваша самооценка. Обратите внимание на положение листьев, цветов и плодов дерева. Левая сторона дерева символизирует ваше прошлое, правая – будущее. Засохшее или сломанное дерево – вы подавлены, переживаете нелегкие времена и не верите в благополучный исход.

Река – это ваши увлечения и хобби. Если вы изобразили птиц и рыб в реке, вы любите активный, деятельный отдых. Спокойная река – вы предпочитаете отдыхать в спокойствии.

Видео по теме

Обратите внимание

В зависимости от погоды, времени суток и года, настроения и других субъективных факторов некоторые детали картины могут меняться вплоть до диаметрально противоположных. Не делайте выводов из одного рисунка, создавайте серии. Более точную расшифровку вам даст профессиональный психолог.

Совет 3: Как определить проблемы ребёнка с семьёй по рисунку

Наиболее частыми проективными методиками для определения проблем ребёнка с семьёй являются рисуночные тесты. Часто ребёнок не может передать всё словами, а изображение - это его графический язык.

Существует много рисуночных тестов, но подробнее мы остановимся на "Кинетическом рисунке семьи". Данная методика способна выявить стиль взаимоотношений в семье, эмоциональное отношение ребёнка к каждому члену семьи, место ребёнка в семейной иерархии.

Ребёнку необходимо предоставить лист бумаги А4 и карандаш. Затем попросите нарисовать его всю семью, каждый член которой занят каким-либо делом. Во время рисования необходимо следить за тем, в какой последовательности ребёнок рисует членов семьи. Обычно первым изображается наиболее важный и дорогой для ребёнка человек. Фиксируйте также спонтанные фразы, высказанные во время рисования.

После того, как ребёнок закончил рисовать проведите с ним беседу. Необходимо спросить: кто изображён, какие виды деятельности он выполняет, каково отношение ребёнка к каждому члену семьи. Конечно, ребёнок не всегда правдиво покажет вам своё отношение, однако вы сами сможете определить это.

Первое, на что нужно обратить внимание, сплочённость фигур на рисунке. Возможно, что один член семьи будет нарисован на оборотной стороне листа, что говорит о его отдалённости в реальной жизни. Либо силуэт будет нарисован видом сзади. Это также говорит об отчуждённости ребёнка к данному индивиду. Присутствие между людьми предметов, может означать разрыв межличностных связей, преграду в отношениях.

Далее следует обратить внимание на детализацию рисунка. Наиболее тщательно прорисованные персонажи скорее всего являются самыми любимыми членами семьи ребёнка. Тот же, кто нарисован только образно может вызывать у ребёнка эмоционально-негативные переживания.

По тому, как ребёнок нарисует себя, можно идентифицировать его с одним из членов семьи. Возможно он нарисует себя в точности с фигурой отца или матери. Если ребёнок нарисует свою фигуру больше остальных, это значит, что он в семье, всё внимание уделяется только ему. Если же ребёнок нарисует свою фигуру гораздо меньше, чем остальные, это может говорить о том, что на ребёнка влияют взрослые, он испытывает гнёт.

Видео по теме

Источники:

  • "Старший дошкольник и младший школьник", М.В. Гамезо, 1998.

Очень часто, глядя на ребенка, мы пытаемся понять, что происходит в его голове, о чем он думает, что его беспокоит. Способов понять и прочитать его настроение очень много, но хотелось бы предложить вам понять своего ребенка с помощью его рисунков. Каждый раз, когда ребенок берет в руки карандаш и рисует, он изливает листу бумаги свои страхи, переживания, потрясения и фантазии. Что бы он ни чувствовал, как бы себя ни вел по отношению к окружающим, все он будет вкладывать в свой рисунок. Разгадывать настроение и состояние ребенка досконально – дело психологов, но некоторые детали увидеть и проанализировать можете и вы сами.

Очень многое могут рассказать выбранные цвета, нарисованные предметы, линии, штрихи и контуры предметов.

Если вы хотите понять чувства своего ребенка по отношению к семье, ненавязчиво предложите ему нарисовать семью. Проследите, кого он нарисовал первым, кого – последним, о ком забыл вообще. Обратите внимание на удаленность нарисованных членов семьи друг от друга, их расположение.

Если ребенок нарисует себя между родителями, он доволен отношением родителей к себе, а если изобразит где-то в стороне или вообще не нарисует – есть какая-то проблема, над которой стоит задуматься. Ребенок-кумир и ребенок-эгоист будет изображать себя крупнее остальных.

Некоторые части тела ребенок может выделить. Например, если у матери выделен рот, значит она надоела ребенку своими нравоучениями и нотациями. Если нарисованы слишком длинные руки (обратите на это особое внимание), значит, в семье царит чрезмерная агрессия в адрес ребенка.

Случается, что ребенок сознательно не рисует кого-то из членов семьи и приводит этому логичное объяснение. Например, ребенок не рисует или забывает нарисовать брата, потому что ревнует. Также он может не нарисовать кого-нибудь из членов семьи, потому что того просто нет дома или в комнате. Если ребенок нарисовал кого-то из семьи темным цветом, значит он относится к этому человеку крайне негативно.

Особое внимание обратите на выбранные малышом цвета. Обеспокоенные дети обычно рисуют темными цветами, а дети с хорошим настроением – нежными и яркими. В частности, черный и коричневый цвета говорят о подавленности, фиолетовый и желтый – о спокойствии и уравновешенности, холодные цвета – о конфликте внутри семьи, красный цвет – об агрессии и возбудимости, розовый и голубой – о жизнерадостности.

Видео по теме

Детский рисунок, утверждают психологи, это не просто каляки-маляки и смешение цветов. Это самый настоящий психологический портрет малыша. Ведь по рисунку - его тематике, используемым цветам, интенсивности давления на карнадаш или фломастер - можно многое узнать о мыслях и думах ребенка. Кроме того, по детским картинам легко составляются определения характера того или иного ребенка.

Детские рисунки - это настоящая книга для профессионала. Психолог может по ней разгадать, что тревожит даже самого замкнутого и молчаливого ребенка. Главное, внимательно присмотреться и определить все детали.

Следует понимать, что для исследования подходят рисунки детей возрастом от 5 лет. Связано это с тем, что рисунки совсем еще малышей выполнены схематично, да и пальчики малышей еще довольно слабо развиты. Рисунки детей в возрасте до 5 лет можно анализировать только по выбираемым ребенком цветам. Так, например, если малыш рисует черным, значит у него повышена агрессия. Избыток красного указывает на активность, коричневый сигнализирует о нездоровье.

Чтобы составить представление о характере ребенка по рисунку, нужно взять, как минимум 5-6 экземпляров разных картин, которые, к тому же, были сделаны в разное время. Если вам не хватает рисунков для исследования, попросите ребенка, когда он будет в хорошем настроении, нарисовать какую-нибудь картинку.

Если ребенок выбирает для рисования только простой карандаш и полностью игнорирует какие-либо цвета, это говорит о том, что у ребенка недостаточно высокий уровень развития. Правда, не стоит путать с ситуацией, когда ребенок просто принципиально не хочет рисовать цветами именно в этот момент. Использование стандартных цветов и рисунков указывает на то, что ребенок нормально развивается, все идет по возрасту. Нестандартные рисунки и сюрреалистическое смешение цветов указывает на то, что перед вами натура творческая.

По цвету карандашей можно определить и разные черты характера, свойственные для малыша. Итак, если любимый желтый, это значит, что он достаточно духовная личность, развитая и нравственная, фантазеры, мечтатели и сказочники. Люди, предпочитающие желтый, раскрепощенные, оригинальные, инакомыслящие и т.д. Поэтому у них часто могут возникать проблемы с людьми патриархального уклада.

Дети, выбирающие фиолетовые цвета, чувствительны, легко поддающиеся внушению, возбудимые. Они нуждаются в поддержке и одобрении родителей. А вот дети, выбирающие близкий по цвету красный, являются открытыми и активными, живыми и непоседливыми. Таких зачастую называют непослушными.

Синий цвет выбирают серьезные и волевые дети, которые отличаются педантичностью, внимательностью и контролем. Они тщеславны и горды. Зеленый выдает в ребенке личность консервативную, боящуюся перемен.

Дети, любящие оранжевый цвет, возбудимые, веселые шалунишки. Традиционно мрачный коричневый цвет указывает на наличие дискомфорта в душе малыша. Такие дети отличаются слабым здоровьем, остро реагируют на семейные неурядицы, часто в подростковом возрасте становятся участниками асоциальных групп.

Черный цвет символизирует о том, что ребенок слишком быстро созрел и находится в постоянном стрессе.

Рисование – это не просто творческий процесс, развивающий мелкую моторику, воображение и прочее. С помощью красок или карандашей человек переносит на бумагу свои эмоции и переживания. Рисование как тест активно применяется в психологии при работе с детьми, так как дети в силу малого словарного запаса не могут объяснить свою позицию или настроение словами. Хотите понять, что чувствует ребенок и как ему живется? Попросите нарисовать что-либо.

Во время рисования отмечайте последовательность использования ребенком разных цветов, силу нажима на карандаш/кисточку, общее за столом (расслаблена или напряжена спина и руки, меняется ли мимика лица и т.д.).


Использование преимущественно темных тонов: черный, темно-фиолетовый, темно-синий свидетельствует о подавленном настроении, высоком уровне тревожности и напряженности. Обратите внимание на чистоту изображения. Частое применение простого карандаша и резинки (ребенок рисует, затем стирает, опять рисует и стирает или же все время зачеркивает нарисованное) - показатель неуверенности в себе и боязни быть раскритикованным.


Ядовитые цвета и резкая контрастность могут говорить о наличии скрытой агрессии и внутреннего конфликта (неприятие себя или конкретной жизненной ситуации). Бледная цветовая гамма, наоборот, показывает, что ребенок ведом и слишком зависим от кого-либо.


Чистые яркие цвета в адекватном сочетании без преобладания какого-либо цвета, соответствие рисунка действительности (облака - голубые, солнце - желтое и т.д.) считаются признаком благоприятного эмоционального состояния. Наличие одного-двух фантазийных элементов (необычное дерево или дом, крылья у человека и т.д.) также не должно настораживать вас. Однако изобилие «сказочных» моментов может свидетельствовать об оторванности ребенка от реальной жизни и его желании уйти от проблем.


Распространенным рисуночным тестом является тест «Нарисуй свою семью» , позволяющий оценить уровень психологического комфорта в доме. Обратите внимание на роль, которую ребенок отводит себе в этом рисунке.


Отсутствие ног у главного героя, изображение родителей отдельно от себя характерно для ощущения потери. Ребенок не чувствует себя любимым и нужным. Изображение широко раскрытого рта или слишком длинных скрюченных рук (пальцев) у одного из родителей может свидетельствовать о насилии в семье: крики, ругань, драки.


Как правило, дети акцентируют внимание на своем страхе с помощью больших размеров. Например, дикое животное нависло над ребенком на рисунке или один из родителей получился неестественно большим. Это говорит о подавлении и психологической агрессии, направленной на ребенка.


Помимо аналитической функции, рисование выполняет функцию терапии. Например, тот же самый страх можно уничтожить: сначала нарисовать все, что тревожит, а затем предложить ребенку порвать рисунок, побеждая страх.


Победить страхи можно вместе со взрослым. Ребенок рисует свой страх или обиду, а взрослый дорисовывает то, что может одолеть зло, сопровождая рисование фольклором (сказкой).

Детская психология давно занимается изучением рисунков, ведь именно по ним можно судить о психоэмоциональном состоянии ребёнка в целом или в конкретный период жизни малыша.

Подробно о психологии детского рисунка можно прочитать в трудах Дж. Дилео, А. Л. Венгера, М. Люшера. Здесь же представлены общие критерии оценки детского рисунка. Во-первых, чтобы правильно оценить рисунок, предоставьте ребенку полную свободу творчества: дайте несколько листов бумаги, много разноцветных карандашей, не ограничивайте его во времени, и не подсказывайте, что и как лучше нарисовать. Во-вторых, один рисунок может сказать лишь о сиюминутном состоянии его автора; чтобы сделать выводы об общем состоянии ребенка, необходимо проанализировать несколько работ, нарисованных в разное время.

На что же следует обратить внимание при оценке рисунка? Вот небольшой список основных критериев.

Цветовая гамма. Это наиболее важный фактор, который оценивается в первую очередь.

Нажим карандаша - свидетельствует о психомоторном состоянии ребёнка. Например, робкие дети делают очень слабый нажим, а импульсивные, наоборот, нажимают на карандаш чересчур сильно. Гиперактивные и конфликтные дети рисуют так, что карандаш может даже порвать лист.

Размер рисунка. Рисунок не должен быть слишком маленьким, или не помещаться на листе.

Расположение рисунка. Если ребенок эгоистичен, с высокой самооценкой, то и рисовать он будет только в верхней части листа. А если изображены маленькие предметы внизу, или в углу листа, то это говорит об эмоциональном неблагополучии.

Детализированность изображения. Творческие дети очень детально и подробно все прорисовывают.

Темп работы. Пассивные дети рисуют медленно и неохотно. Если же быстро и неаккуратно, то это говорит о гиперактивности автора.

Разговаривает ли ребёнок во время рисования. Хорошо, если ребенок комментирует и с удовольствием объясняет, что он рисует. Если же он совсем не хочет рисовать, значит, он устал или чем-то эмоционально подавлен.

В конечном счете выводы об эмоциональной нестабильности, или депрессивном состоянии малыша можно делать только после анализа нескольких рисунков, и то, если в них встречается сразу несколько тревожных факторов.

Теперь определим состояние человека:
Дерево с прямым стволом свидетельствует о том, что жизнь человека идет по накатанной колее;
Дерево с искривленным, изогнутым стволом -напряженное сомнение, переход из одного состояния в другое - очевидно, жизнь свернула куда-то не туда;
Плакучая ива - отсутствие смелости, отчаяние, разочарование, грусть;
Дерево, раздвоенное у ствола - человек стоит перед выбором и не может принять решение. Также для человека значимы связи с братьями и сёстрами.
Обрезанная ветка - аффективная травма.
Дупло - перенесенное хроническое заболевание или хирургическая операция, страх перед болезнью.

И в конце определим типы деревьев, характерных для ярких индивидуальностей:
Пень вместо дерева - человек, старающийся ответить противодействием на давление;
Ель - склонность к доминированию, организаторские способности, активность, но вместе с тем к такому человеку непросто найти подход;
Пальма - человек любит экзотику, путешествия, склонен к экстравагантности в одежде и поведении, оригинальности, романтизму. Вместе с тем человек обеспокоен чем-то и чувствует себя не в своей тарелке;
Пышная крона - развитая интуиция, мощная жизненная энергия.

Часто разговаривая по телефону или сидя на работе на совещании, мы неосознанно рисуем незамысловатые фигуры. Никто этому значения не придает, это просто успокаивает человека, да и руки есть чем занять. А на самом деле, психология рисунка указывает на ваше эмоциональное состояние в данный момент.

Также наши рисунки несут скрытый смысл. Это своеобразные , о возможных проблемах или радостях в жизни. Узнайте значение рисунков в психологии, символика подсознания раскроет ваши желания и переживания.

Расшифровка рисунков в психологии

1. Много волнистых линий, круги, спираль. Рисунок характеризует вас, как независимого человека, которого не волнует мнение окружающих. Вы в первую очередь думаете о своем благополучии, а чужие проблемы не сильно вас заботят.

2. Цифры. Вы полностью поглощены материальными вопросами. Строите бизнес-идеи, думаете, как найти более высокооплачиваемую работу.

3. Переплетение прямых линий, решетки. Сейчас не лучший период в жизни. Много проблем, требуют решительных действий, а вы чувствуете себя «зверем в клетке», судорожно пытаясь найти выход из западни.

4. Цветы, солнце или праздничные гирлянды. Психология по рисунку человека указывает, что люди, изображающие на бумаге радость, в жизни испытывают стресс, всеми силами желая поскорей выпутаться из сложившейся ситуации. Попробуйте подарить больше теплоты родным людям, и они ответят вам тем же.

5. Сердца. Любовь и позитивные эмоции переполняют вашу душу, но вы почему-то скрываете это. Поделитесь с миром свой радостью, улыбнитесь и будьте по-настоящему счастливы.

6. Что рисунок говорит о человеке, если изображены любые геометрические фигуры. Прирожденный лидер, который знает, как привлечь удачу на свою сторону. Чем острее углы у фигуры, тем больше лидерские качества преобладают. Такого человека практически не реально обмануть.

7. Кресты. Они символизируют чувство вины. Возможно, вам стыдно за свой поступок, вы хотите все исправить, извиниться, но пока не решились.

8. Трава, деревья. Рисунок отражает состояние вашей души на данный момент. Если дерево изображено с многочисленными листьями и плодами, то в данный момент вы счастливы. Если же дерево с одними лишь безлиственными ветвями, то возможно сейчас вы переживаете депрессию.

Ну что, вы согласны со своим результатом? Поделитесь этим тестом с друзьями!




Top