Рисунки на тему пуантилизм. Обучение детей технике "пуантилизм" на учебных занятиях изобразительного искусства

Оксана Столь

В переводе с французского "пуантилизм" означает «писать точками"

Этот стиль в живописи - пуантилизм появился во Франции во второй половине 19 века. Художники писали картины раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем.

«Как балерина на пуантах, танцует кисть по полотну… ». Если наблюдать со стороны за процессом создания рисунка, то это напоминает порхание бабочки или танец балерины на пуантах.

Эта техника часто применяется для развития детского творчества. У детей вызывает восторг преобразование изображения, на которое смотрят издалека и с близкого расстояния.

Пуантилизм для развития детского творчества – одна из наиболее удачных методик приобщения ребенка к рисованию. Благодаря использованию техники пуантилизм у детей развиваются память, воображение, мышление, внимание. Рисовать в этой технике не только интересно, но и весело.

Рисуем подснежники в технике «пуантилизм»

Задачи в работе с детьми:

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - «пуантилизмом»;

Обучать созданию композиции «Подснежники» в технике «пуантилизм»;

Развивать воображение, моторику, творческое мышление;

Воспитывать усидчивость в работе, эстетическое восприятие.

Для создания этой работы необходимо:

Раскраски с изображением подснежников;

Акварель;

Баночки;

Ватные палочки;

Поролоновые губки среднего размера.

Цветы рисуем с помощью ватных палочек, а фон и снег - поролоновыми губками.



Работы детей с прошлых занятий

"Черепаха"





"Ящерица"


"Кенгуру"


"Валентинки"

Публикации по теме:

Сегодня хочу представить вашему вниманию работы детей подготовительной группы в технике "пуантилизм". "Пуантилизм" произошёл от слова "puante".

Приветствую всех! Предлагаю Вашему вниманию занятие по рисованию "Ящерки", творческие идеи и работы детей старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике в средней группе «Рисуем море» Программные задачи: Формировать положительный эмоциональный настрой. Способствовать снижению эмоционального напряжения и скованности воспитанников.

Конспект образовательной деятельности по рисованию в технике пуантилизм «Голубая снежинка» Конспект образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию для детей разновозрастной группы 3-5 лет «Голубая снежинка» Образовательная.

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике оттиска поролоновым тампоном с младшими дошкольниками «Осеннее дерево» Рисование. «Осеннее дерево» (оттиск поролоновым тампоном) Цель: Обучение умениям ставить отпечатки поролоновым тампоном. Задачи: Обучающие:.

Работая с детьми младшей группы, на занятиях по изодеятельности применяю разные техники рисования- кляксография, тычком, пальчиками, ватными.

«Графика» в подготовительном классе ДХШ (второй год обучения)
Цель:
— развить образное мышление, творческое воображение;
— приучить детей видеть прекрасное в обыденных вещах;
— сформировать у учащихся способность воплощать задуманное в своей творческой работе.
Задачи:
— помочь учащимся получить умения и навыки работы в технике пуантилизм;
— выполнить «Зимний пейзаж» в технике пуантилизм.
Используемое оборудование:
— репродукции картин художников: Ж.Сёра, П. Синьяк, А. Кросс, Л.Писсаро;
— методические разработки преподавателя.
Пояснительная записка

Данная методическая разработка является одним из заданий проекта программы «Графика» для подготовительного класса ДХШ, созданной на основе экспериментальной работы с учащимися 8-9 лет и проводившейся с 2007 по 2013г.
Работая с детьми разного возраста (6-14лет) я заметила, что чем меньше возраст, тем больше интерес к ярким, декоративным работам, выполненными графическими материалами. А если графический приём для них ранее не встречался, то процесс выполнения работы просто завораживает детей…
Техника пуантилизм знакома учащимся нашей школы. Очень часто я применяю эту технику на уроках живописи и композиции. А вот использование её в графике ранее мной не применялось. Пуантилизм делает работу декоративной, «нарядной», что так привлекает детей младшего школьного возраста.
В этой технике можно выполнить не только зимний пейзаж, но и любой другой. Работа смотрится нежной, воздушной. А выполнение натюрморта в этой технике делает задание нескучным.

1. Знакомство с техникой.

Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечный»), возникший во Франции около 1885г.- стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчёте на их оптическое смешение в глазах зрителя. Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.
Основателем стиля стал Жорж Сёра. Также в этом направлении работали Поль Синьяк, Анри Кросс, Люсьен Писсаро, Камиль Писсаро.
При рассматривании иллюстраций произведений пуантилистов обращаем внимание на работы, которые выполнены круглыми мазками… В графике такие « мазки» оставляют фломастеры, маркеры и др. графические материалы.

Для того, чтобы учащиеся ближе познакомились с техникой пуантилизм, им предлагается выполнить пробные рисунки — нарисовать с натуры жёлто-красное яблоко, грушу на зелёной драпировке с использованием разноцветных точек (рис. 1-2).


2. Выполнение эскизов.

Перед выполнением эскизов по теме «Зимний пейзаж» детям предлагается рассмотреть фотографии зимних пейзажей родного края (сделанные преподавателем), репродукции картин художников с зимними пейзажами.
Для эмоциональной поддержки творческого процесса можно включить приятную, мелодичную музыку (П.И.Чайковский «Щелкунчик», А.Вивальди «Времена года», Шопен «Зима»).
Приступая к выполнению эскизов, преподаватель напоминает учащимся, что, создавая художественный образ, мы выполняем стилизацию деревьев и кустов, но делаем это на основе реалистического знания окружающего мира. То есть деревья должны походить на деревья, кустарники на кустарники и т.п.
Преподаватель показывает различные приёмы стилизации деревьев, кустарников (рис. 3-7).
Стилизация, как правило, происходит за счёт упрощения очертания объектов: выявляются наиболее выразительные в декоративном отношении линии и пятна, на которых и делается акцент. Возможны и количественные изменения в изображении объектов, если этого требует замысел художника. Цвет может использоваться с привязкой к натуре, а может решаться и условно.
Учащиеся выполняют несколько эскизов в цвете, но на маленьком формате, из которых выбирается один для основной работы.

3. Выполнение зимнего пейзажа по разработанным эскизам.


Преподаватель помогает выбрать ребенку наиболее удачный эскиз. Затем учащиеся переносят изображение с эскиза на формат А3, выдерживая пропорции (рис.8).
После того, как рисунок выполнен, приступаем к выполнению цветового решения зимнего пейзажа.
Работу начинаем вести сверху, со светлых оттенков, используя 2-3 цвета для спектрального смешения. Такое выполнение работы поможет ребёнку не размазать изображение (рис.9).
Затем прорабатываем задний план, не насыщая цветом, оставляя между точками больше пространства(рис.10).
Далее прорисовываем 1-й план — более яркими, насыщенными цветами, наносим точки с меньшим интервалом друг от друга. Чтобы изображение не сливалось, используем тональные отношения предметов друг с другом и фоном по правилу «светлое на тёмном», «тёмное на светлом» (рис.11).
Заключительный этап — прорабатываем мелкие детали в пейзаже: веточки на деревьях и кустиках, тени под предметами (рис. 12).
В ходе выполнения пейзажа напоминаем учащимся, что пуантилизм — визуальное смешение красок, следовательно, почаще нужно смотреть на свою работу с небольшого расстояния.
В результате работы у каждого ребенка получается свой пейзаж, не похожий на другие работы.
Подведением итога работы «Зимний пейзаж» является выставка работ учащихся.
Выставки играют огромную роль в изобразительной деятельности ребёнка, стимулируют его творческий рост, позволяют оценить свои силы и вызывают огромный интерес, не только детей младшего возраста, но и учащихся старших классов.

Пуантилизм для детей дошкольного возраста

Мы с вами прекрасно знаем, что рука и голова – это единое целое.

Рука – это вышедший наружу мозг человека”

Н. Кант

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

Знакомы ли Вы с этими высказываниями? Именно поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.

В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой внутренней энергии, то и возникает заболевание.

Давайте поговорим о нетрадиционных техниках рисования. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохим или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Есть такая техника, которая получила название «Пуантилизм».

Слово «Пуантилизм» произошло от французского слова,что означает «точка».

«Пуантилизм» (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point - точка) – это направление в изобразительном искусстве, родоначальником которого считается французский художник-неоимпрессионизм Жорж Сёра. Как очевидно из названия, пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками). И, следовательно, эта техника вполне по силам детям дошкольного возраста. Но, чем же тогда отличается пуантилизм от техники рисования тычком или, например, пальчиковой живописи? Кроме очевидного, на первый взгляд (точечность), пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе, краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками и подразумевается, что смешение красок происходит за счет оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит на картину с близкого расстояния, то рисунок совсем не виден, но если глянуть издалека, то сразу видна картина целиком. То есть, рисуя дерево, мы на ствол можем нанести красные, зелёные, жёлтые точки (получаем коричневый цвет, а крону нарисовать жёлтыми и синими точками) зелёный, или взять красный и жёлтый (осеннее дерево)

Особенность техники "пуантилизм"- это отказ от смешения красок на палитре, использование точечных мазков чистых цветов, смешение которых происходит на некотором расстоянии. Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков. Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам оптического смешения.

Для того чтобы провести занятие с использованием данных техник, нам понадобится :

цветная или белая бумага, краски: акварель или гуашь, ватные палочки, можно использовать маркеры (фломастеры).

1. На бумаге рисуем простым карандашом шаблон рисунка.

2. На ватную палочку наносим краску, предварительно разбавленную небольшим количеством воды.

3. Обводим рисунок по контуру, обмакивая ватную палочку в краску.

4. Заполняем точками по всему рисунку. Если нужен объём: с краю часто, в центре редко ставим точки ватными палочками.

5. Когда вся фигура заполнена, ребенку можно дать задание оформить все пространство вокруг фигуры.

В ходе работы стоит рассказать ребенку об особой технике рисования. Суть техники проста: рисунок выполняется точками. Важно обозначить детали: краски не смешиваются. Переход цвета происходит оптически, при рассматривании работы. Кружочки ватными палочками можно ставить по-разному: близко или далеко. Так же в данной технике создаются и переходы от светлого к темному и наоборот. Обязательно нужно показать ребенку, что выполнять работу можно не только ватными палочками, но и кончиками пальцев, фломастерами (маркерами) или цветными ручками. Выполните несколько работ разными материалами для сравнения или работайте одним, как вам будет удобно!

Детей младшего школьного возраста можно учить рисовать ватными палочками, тем более, что для них пока еще трудно рисовать кистью в технике пуантилизм. А вот ватная палочка удобнее и проще, кроме того, ее не нужно мыть. Однако несмотря на кажущуюся простоту, это тоже большой труд. Во время рисования в технике пуантилизм тренируются координация движений, точность и аккуратность, развивается мелкая моторика рук. С детками постарше можно более подробно рассмотреть работы художников пуантилистов, а сюжеты для рисования выбирать более сложные - пейзажи, натюрморты, рисование домашних питомцев, даже портрет. Очень эффектно смотрятся рисунки, дополненные точками, например, готовые, нарисованные акварелью или гуашью пейзажи, где снег, дождь или части растений, животных и птиц дорисованы уже по высохшему красочному слою при помощи ватных палочек. Кроме того в работе можно использовать не только гуашь и ватные палочки, стоит поэкспериментировать, пуская в ход маркеры с разной толщиной стержня, фломастеры, цветные гелиевые ручки. Техника рисования точками необычна, интересна и довольно проста.

Стилей, техник и методов рисования много, среди них есть весьма интересная, трудоемкая, но, вместе с тем, несложная в некоторых методах – точечная техника рисования. Когда я обсуждаю с участниками своих занятий тему точечного рисования, то большинство понимают, о чем идет речь, но представляют это по-разному.

Тот, кто знает про искусство рисования точками как направление в живописи, которое называется пуантилизм , представляет себе примерно так:

Кто-то вспоминает поп-арт с точками и горошинами.

Некоторые говорят о татуировке в стиле дотворк. А кто-то приводит подобные примеры, не зная как это называется:

Наши представления о том, как выглядит точечная техника рисования, различны. И связано это с разнообразием методов дот арта и их названий.

Давайте сориентируемся в теме.

Разновидности дот арта

Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point - точка), он же пуантель . Это, похоже, самое распространенное название, которое охватывает и графику, и живопись точками. В живописи это рисование мазками круглой или прямоугольной формы. Краски не смешиваются для создания перехода цвета, а именно точками создается иллюзия светотени, объемов. Кстати, пуантилизм – это не только изобразительное искусство, но и техника композиции в музыке. Пуантилизм имеет также эквивалентное название стиля дивизионизм . На первом фото вверху картина яркого представителя пуантилизма - художника Поля Синьяка, жившего в 19 веке.

Дот арт - dot art (где dot – с англ. точка, art – искусство) - это также объемное, но более современное понятие для разных вариантов «точкования». То же самое означает и dots art , где дотс – точки во множественном числе. Такое рисование требует сосредоточения и кропотливой работы, но в простых своих формах часто применяется в зентанге и дудлинге, как элемент орнамента.

Есть интересная тема - «точечный гиперреализм », при рисовании в этой технике достигается эффект фотографии. Как и многие другие виды искусства, этот вид весьма спорный. С развитием фототехники, когда фотоснимок обладает таким высоким качеством, казалось бы, зачем рисовать изображение, создающее иллюзию фотографии? Причем чаще всего художники срисовывают именно с фотографии, а не с реального объекта, как это делали живописцы до кино/фото эры. При всем уважении к кропотливому многочасовому труду таких художников, закономерно возникает вопрос: «А в чем прикол?» Или, иными словами: «А в чем, собственно, искусство?»

Я думаю, что раз такой вид существует, значит это кому-то нужно. Сами художники, вероятно, получают от этого огромное удовольствие, раз занимаются такой колоссально трудоемкой работой, когда можно просто клацнуть по кнопочке фотика)))

Точечная роспись (point-to-point) – это тоже искусство рисования точками, но обратите внимание, что речь идет именно о росписи. В данном случае подразумевается искусство декорирования точками. На английском языке эта техника называется point-to-point, что в переводе дословно «точка к точке». Метод рисования отличается от пуантилизма тем, что точки выстраиваются в линии, образуя орнаменты. Этот метод пришел в современный декор из африканских, полинезийских, австралийских племен.Кстати, сапоги из предыдущей части статьи декорированы именно в этом стиле. Поинт-ту-поинт прекрасная техника для хобби, зенарта, так как доступна людям с разным уровнем рисования и деткам. Она может быть применима как форма медитативного рисования. В зенарте популярностью пользуются роспись камней цветными точками, мандалы и племенной стиль абстрактного точкования.

Если вы сами не рисовали в этом стиле, то уж точно видели множество предметов украшенных разноцветными или однотонными точками: шкатулки, вазы, кувшины, иную посуду, а также чехлы для телефонов, сумки и кошельки, - на просторах рунета чего только не увидишь в этой технике.

Дотворк (dotwork) – название состоит из двух слов dot –точка и work – работа, стало быть, «точечная работа».

Чем дотворк отличается от дотарта? Тем, что дотворк - это стиль в татуировке. Это и техника набивания тату, и стиль. Мне особенно интересны в этом популярном стиле орнаментальные татуировки в виде мандал, геометрических орнаментов и цветов.

Вот мой вариант мандалы с клевером для татушки, который я рисовала тонким маркером.Технически это не лучшее исполнение, но в данном случае моя была задача предложить дизайн, а ответственность за красоту и четкость легла на татуировщика.

Рисование по точкам

Еще как вид дотарта можно рассматривать рисование по точкам. Хотя это не арт, а скорее забава для детей и взрослых, которая развивает мышление и память, помогает детям изучать числа. В этом виде рисунка точки нумеруются, и задача состоит в том, чтобы провести линии по порядку цифр и получить в итоге рисунок.

Вот такие интересные разновидности есть в дот арте. Можно бы приплюсовать к списку дотарта в широком смысле и чеканку. Это, конечно, не искусство рисования точками, но все-таки есть очевидные признаки «точкования».

Мне нравится эта тема, и в дальнейшем я буду еще не раз к ней возвращаться. На практике я использую точки как дополнительный изобразительный элемент, с декоративной целью, и даже применяю в фейс-арте.

Иногда я использую эту технику для работы, и, конечно, развлекаюсь в стиле зендотс.

Как видите, дот арт бывает и сложный, трудоемкий, и легкий расслабляющий, и я обязательно сделаю на эту тему занятия для детей и взрослых в рубрику .

Алена Богданова

Дети любого возраста очень любят нетрадиционные приемы рисования . Занятия проходят в непринужденной, веселой атмосфере, ребятишки сначала с интересом разглядывают необычные инструменты для рисования , высказывают свои предположения, каким же образом можно использовать в рисовании поролоновую губку или трубочку для коктейля, шутят и дружно смеются. Так мы рисовали пальчиками , ладошками, узнали, что такое кляксография, делали отпечатки осенними листочками…

И вот я готовлю оборудование для очередного занятия по ИЗО , дежурные привычно расстилают клеенки, ставят на столы непроливайки с водой, влажные салфетки и сразу обращают внимание на то, что на привычном месте не оказывается кистей. Что такое? Почему нет кисточек? Все ребятишки отвлекаются от приборки игрушек и почти хором задают мне вопрос : А где же кисточки? А что мы будем делать?

Приглашаю детей присесть на ковер и предлагаю рассмотреть альбом с фоторепродукциями картин неоимпрессионистов конца 19 века.

Дети увлеченно рассматривают репродукции и сразу обращают внимание на то, что все предметы на картине изображены «маленькими кружочками» (цитирую слова Юли С.) . Рассказываю детям, что много-много лет назад во Франции придумали новое направление в живописи, которому дали название «Пуантилизм » , переводится как «точечность» . Суть этой техники достаточно проста : рисунок создается при помощи отдельных точек разного цвета. Художники не смешивали цвета, создавая переходы от одного оттенка к другому, но если рассматривать картину с небольшого расстояния, создается смешение цветов в глазах зрителей, картины кажутся объемными, наполненными воздухом и изменчивым, необычным светом.

Я предлагаю детям превратится в художников и попробовать новую технику рисования с помощью ватных палочек . В первый раз мы попробуем эту технику на готовых раскрасках, просто будем заполнять свободное пространство рисунка точками нужного цвета.



Ну, а если еще и найти применение осенним листочкам, любовно собранным во время прогулки, то получится вот такая замечательная осенняя композиция.



В свободное время предлагаю детям подумать, а где еще мы встречаемся с разноцветными точками, создаем из них узоры и картинки. Конечно, это наша любимая мозаика! А что, если мы создадим картинку на мозаичном полотне, а потом перенесем ее на бумагу с помощью ватной палочки ? Да запросто!


Творческого вдохновения Вам и Вашим воспитанникам!

Публикации по теме:

1неделя «Морковки для зайчика».Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск печатками из картофеля. Познакомить с новыми изобразительными техниками.

Программа «Цветные ладошки» по ИЗО (нетрадиционная техника рисования для детей 4-х лет) 13неделя. «Рождественская ночь».Рисование ватными палочками + аппликация. Учить детей создавать зимнюю композицию. Развивать наглядно-образное.

Конспект НОД по изобразит. Деятельности (нетрадиционная техника рисования - «сухая кисть») с детьми второй младшей группы. Задачи: 1. Обучать детей знаниям о домашних птицах (петушок, цыплята); рисовать тычком в технике «сухая кисть»; правильно пользоваться кистью.

Конспект НОД по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника рисования) Предлагаю конспект занятия рисование смятой бумагой Тема: «Звёзды» Цель: познакомить с работой рисования смятой бумагой. Задачи: - воспитывать.

Уважаемы коллеги, предлагаю вашему внимаю конспект НОД, который я показывала перед администрацией и воспитателями: Задачи: Образовательные:расширить.

НОД по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника рисования Тема: «Рыбка» …) Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, развивать эстетическое восприятие, совершенствовать навыки детей в работе,.




Top