Рисунок гипсовой головы николо дауцанно. Поэтапное построение гипсовой головы аполлона

Изучение пластики головы начинается с рисования гипсовых моделей головы не случайно. Гипсовая голова - хорошая модель, так как она однородна по фактуре и неподвижна, что облегчает процесс рисования, передачу пропорций и построения формы головы.

Рисование гипсовых голов целесообразно еще и потому, что в произведениях великих мастеров уже найдены и обобщены взятые из действительности формы. Это упрощает задачу для начинающего, давая ему возможность сосредоточить все внимание на построении основных частей модели.

Приступая к рисованию гипсовой головы, целесообразно провести общий анализ ее формы, познакомиться со схемой основных плоскостей, образующих объем головы (рис. 26).

Если есть выбор гипсовых слепков античных голов, то лучше начинать рисовать с более обобщенных моделей, таких, как Дорифор, Антиной, Апоксиомен и др.

Приступая к рисованию гипсовой головы, необходимо позаботиться о ее постановке и освещении.

Образующие голову поверхности и ее объем лучше всего выявляет искусственный источник света, освещающий голову сверху под углом 45°. Слишком темные тени на голове модели следует смягчить, поместив вблизи белую бумагу или драпировку, дающие необходимые рефлексы.

Для первых рисунков голову следует поместить на такой высоте, чтобы уровень глаз рисующего находился на уровне глаз гипсовой модели.

Еще одним важным условием работы является сохранение в процессе рисования положения натуры и постоянной точки зрения на нее. Не следует садиться не слишком близко, ни слишком далеко от модели. Расстояние от рисующего до модели должно быть равно тройной ее величине по вертикали, что позволит хорошо видеть детали и следить за общим построением.

Рис. 26. Схема основных плоскостей, образующих объем головы

Прежде чем приступить к выполнению рисунка, необходимо хорошо рассмотреть натуру со всех сторон, отметить особенности формы, наклон, поворот головы. Надо выбрать точку зрения на натуру и определить величину рисунка (обычно немного меньше натуры).

На плоскости листа голову размещают по-разному, в зависимости от ее наклона и поворота. На рисунке форма головы размещается несколько выше середины листа, так как нижняя часть лица по количеству и выразительности деталей превышает лобную часть, от чего рисунок не будет казаться сдвинутым вниз. Профильное изображение головы надо располагать, оставляя больше свободного пространства перед лицевой частью, чтобы лицо не казалось «уткнувшимся» в срез листа.

Рис. 27. Последовательность рисования гипсовой головы в прямом положении

Рассмотрим последовательность рисования гипсовой головы (рис.27).


Первый этап (рис. 27, а). Определяем общее композиционное размещение рисунка на листе. Легкими линиями намечаем общую массу головы и ее движение по отношению к шее. Проводя серединные осевые линии вдоль овала головы и шеи, уточняем наклон и поворот головы. Наносим горизонтальную линию, проходящую через слезники глазной щели. Профильная линия делит голову пополам. Пересечение серединной и горизонтальной линий - «крестовина» дает положение головы в пространстве и ясное деление на лицевой и мозговой отделы.

Второй этап (рис. 27, б). Делим лицевую часть на три равные части: лобную, носовую и губно-подбородочную. В верхней трети намечаем объем лба и конфигурацию волос. В средней - расположение глаз, носа, линии бровей, скул. В нижней трети намечаем ротовую щель и борозду между нижней губой и подбородком.

Ведя работу, выверяем парные плоскости, выявляем форму и объем головы (височные линии, лобные бугры, глазницы, скулы, подбородочное возвышение, ширина верхней и нижней губы). Уточняем границы перехода с передней на боковые поверхности объема головы.

Третий этап (рис. 27, в). Продолжаем линейно-конструктивное построение формы головы. Переходим к проработке форм более мелких деталей: век, глаз, ноздрей, губ, волос и т.д. При этом следует помнить о взаимосвязи деталей и о законах перспективного сокращения.

Четвертый этап (рис. 27, г). Для придания рисунку объема начинаем светотеневую моделировку формы. Определяем самое светлое и самое темное место и тональные переходы. Освещенные поверхности вначале лучше оставлять нетронутыми штрихами. Мягко и постепенно прорабатываем полутона при переходе от света к тени, обращаем внимание на рефлексы в тени.

В процессе рисования необходимо стремиться к целостности рисунка, избегать тональной пестроты.

Мы рассмотрели последовательность рисования гипсовой головы в положении фас.

Рис. 28. Этапы рисования гипсовой головы в повороте

На рис. 28 изображены этапы рисования гипсовой головы в повороте. В этом случае сохраняется та же последовательность, только необходимо учитывать перспективные сокращения поверхностей головы и ее деталей: носа, глаз, лба, скул, рта.

С четвёртого года обучения по учебной программе изостудии «Живопись» начинается рисунок гипсовых частей лица (глаз, нос, губы, ухо).

При построении изображения гипсовой головы обучающиеся должны хорошо усвоить закономерности строения формы человеческой головы.

Учебный рисунок античной гипсовой головы "Аполлон" - 7 этапов.

На первом этапе работа начинается с размещения изображения головы на листе бумаги.

На натуру надо посмотреть со всех сторон, чтобы правильно понять общий характер формы. На композицию рисунка влияют освещение и наклон головы натуры. Рисующий должен красиво и выразительно заполнить плоскость листа бумаги.

На втором этапе работы необходимо определить характер формы головы, её пропоции и наклон, а также не забыть о перспективе и точно установить горизонт, направление уходящих в глубину поверхностей. Форма головы - это шарообразная черепная коробка, состоящая из шести основных костей: лобная, две теменные, две височные, затылочная. Все эти кости соеденены между собой швами и состовляют единую форму. Лицевая часть головы делится на три равные части:

  • от линии покрова волос до надбровных дуг;
  • от надбровных дуг до основания корня носа;
  • от основания корня носа до основания подбородка.

Расстояние между глазами равно ширине глаза. Высота уха равна длине носа.

Четвёртый этап работы - пластическая моделировка формы. Правильно наметив конструктивную основу изображения головы, переходим к выявлению объёма средствами светотени. На этом этапе важно проследить взаимосвязь конструции со светотенью и правильно понять её объём «большую форму» (изображение формы без деталей).

При работе над длительным рисунком точка зрения должна оставаться неизменной.

Шестой этап работы - тональная проработка формы и передача материальности.

Обучающиеся окончательно отделывают рисунок каждой детали и следят за плавностью переходов тональных отношений (рефлексов, бликов, полутонов). На этом этапе демонстрируются образцы великих мастеров (репродукции).

На седьмом этапе подводятся итоги проделанной работы. Проверяется общее состояние рисунка, подчиняются детали целому. Обобщение начинается с проверки и уточнения пропорций головы, затем тональные отношения (определяется самое тёмное и самое светлое место в натуре). Детали дальнего плана должны быть менее проработаны, чем детали первого плана. Рефлексы всегда должны быть темнее света.

Последовательность выполнения рисунка приучает обучающихся к осмысленному построению изображения на плоскости листа. Деление процесса работы на этапы условно.

Рисунки, выполненные обучающимися изостудии "Живопиь"


Весь комплекс работы над длительным рисунком головы должен следовать методическому принципу — от общего к частному и от частного снова к общему, иначе говоря, — от общего, через детальный анализ натуры, к общему образному выражению. Этот принцип заложен во всех учебных программах по рисунку и является ведущим в нашей художественной школе. Он предъявляется ко всем учащимся, независимо от степени их подготовки, при выполнении каждого длительного рисунка.

Чтобы учащимся было легче овладеть им и понять его содержание, сложный комплекс работы над рисунком разбивается на отдельные этапы, что дает возможность ученику, соблюдая методическую последовательность, ясно осознать каждый этап в отдельности и их взаимосвязь.

Процесс создания длительного рисунка очень сложен, и учащийся, не имеющий достаточного опыта работы, часто оказывается в большом затруднении. Он не знает на что следует прежде всего обратить внимание, как рациональнее использовать свои возможности, не умеет должным образом организовать свою работу. Такой студент обычно начинает добросовестно срисовывать все, что видит, внимательно копирует подробности внешней формы, увлекается деталями, думая, что они дадут сходство с натурой.

Многие студенты, рисуя голову человека, не соблюдают методической последовательности в работе, сразу берутся за решение сложных задач, что приводит их к неудаче. Такие студенты считают, что раз они усвоили методическую последовательность работы над рисунком вазы, натюрморта, то повторять все это на примере рисунка головы уже не нужно. Между тем методическая последовательность работы над рисунком головы имеет свои особенности и нюансы, о которых должен знать рисующий. Для усвоения учебного материала рисующему необходимо четко представлять, что конкретно он должен сделать на данном этапе работы, на каких моментах построения изображения ему необходимо сосредоточить особое внимание.

Таким студентам нужна четкая система и в наблюдениях, и в процессах построения рисунка. Чтобы понять все тонкости методической последовательности работы над рисунком, рассмотрим их на примере рисования гипсовой головы Антиноя. Раскрывая методическую последовательность работы над рисунком, мы будем одновременно продолжать раскрывать закономерности строения формы головы человека и методы изображения, включая технические приемы работы.

Первый этап — композиционное размещение изображения на листе бумаги (рис. 46).

Работа начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Предварительно надо осмотреть натуру со всех сторон, чтобы определить, как выгоднее (эффектнее) поместить изображение на плоскости, с какой точки зрения лучше будут выражены особенности строения формы. Выбор точки зрения, с которой объект изображения смотрится наиболее выразительно, помогает художнику успешнее решить композиционную задачу. Рисующий должен научиться красиво заполнять плоскость листа бумаги. Однако не следует думать, что в композиции нужно придерживаться какого-то особого правила.


Рисунок №46 - Первый этап работы над рисунком головы

Например, некоторые считают, что, рисуя голову в трехчетвертном повороте или в профиль, нужно обязательно оставлять большее поле перед лицевой частью. В произведениях великих мастеров мы не найдем примеров соблюдения такого правила. Большинство портретов компонуется в середине картинной плоскости. У художников эпохи Возрождения есть целый ряд портретов, где перед лицевой частью головы край картины сильно приближен к голове. Примером такой композиции может служить портрет Беатриче Д"Эсте, выполненный Леонардо да Винчи, портрет молодой девушки Пьеро делла Франчески.

В учебном рисунке композиция должна помогать решению учебной задачи, но не усложнять ее. Например, студенту нужно нарисовать голову на нейтральном фоне (то есть без фона), которая освещена спереди. Согласно вышеприведенному совету он должен оставить большее поле перед лицевой частью головы. Приступая к тоновой проработке формы, он увидит, что тени на голове нарушили композицию, исчезло равновесие (в тоне). Чтобы избежать этого, рисующему придется около лицевой части вводить темный фон, что усложнит работу и нарушит целевую установку (рисунок без фона). Поэтому, прежде чем приступить к рисунку, необходимо сделать ряд небольших набросков, где будет решаться композиционная задача.

Студенту надо выбрать наиболее удачную точку зрения, а не садиться на первое попавшееся место, что мы часто наблюдаем у многих студентов. Более того, студенту необходимо ясно представить, как будет выглядеть в конечном итоге его рисунок. Только после этого можно браться за карандаш и начинать размещать рисунок на листе бумаги.


^ Рис. 35 - Последовательность выполнения рисунка с гипсового слепка головы Антиноя

Найдя по отношению к переносице и к верхним краям глазничных впадин их нижние края, определим таким образом величину и форму всей глазничной впадины, в которой и следует найти место для глазного яблока.

Увязанные с опорным пунктом построения, нижние края глазничных впадин подсказывают местонахождение скуловых костей. Дальше можно перейти к построению верхней челюсти, которая вместе с нижней представляет единую выгнутую наружу форму. На ней размещаются губы и носогубные складки, идущие по направлению к носу.

Снизу голова заканчивается нижней челюстью, представляющей изогнутую кость в виде параболы, с площадкой посередине. В пластической характеристике головы она имеет большое значение - ею определяется в нижней части овал лица.

Не ограничиваясь восприятием видимой части, нужно понимать строение всего объёма, как говорится, видеть его насквозь. Рисующий голову в фас, должен представлять себе, как она выглядит в профиль и наоборот.

Итак, рассмотрев выше подробно последовательность рисования гипсовой модели головы, вновь очень кратко повторим основные этапы выполнения рисунка:

1-й этап

Пометка крайних точек размещения рисунка и точки центрального луча зрения всей композиции. Нанесение опорных точек подбородка и центрального луча для всей головы. Изображение общего овала головы и основания профильной линии, проходящей через середину лба, переносицы, ости основания носа и подбородка. Проведение легкими линиями направления шеи.

Пометка на основании профильной линии - линий глаза, надбровных дуг, нижнего основания носа и разреза губ, линии основания уха.

2-й этап

Нанесение конструктивных пунктов деталей головы: переносицы, подбородка, носа, глаз, губ, скуловых костей, надбровных дуг, челюстей, лба, ушей, теменных бугров. Пометка основных точек шеи. Все парные, симметрично расположенные относительно средней линии опорные точки головы наносятся с учетом основных пропорций головы, характера движения и перспективных сокращений. Для проверки парные опорные точки можно соединять лёгкими прямыми линиями.

3-й этап

Анализ ошибок, допущенных на второй стадии рисунка. Окончательная прорисовка общей формы и деталей головы более сильными правильными линиями. Возможна лёгкая пометка светотеневого перелома.

4-й этап

Построение собственных теней. Контрастное нанесение собственных и падающих теней по отношению света с учётом сечений общей формы головы и её частей. Прорабатывая тени по краям изображения головы, их не чернить, а делать несколько слабее, связывая с поверхностью бумаги и с пространством.

5-й этап

Нюансы и переходы в тенях и на свету.

6-й этап

Сравнение и обобщение всего изображения.

^ Рис. 36 - Последовательность выполнения рисунка с гипсового слепка головы Давида

Живая голова прекрасная натура для того, чтобы закрепить знания и навыки, полученные в процессе обучения рисунку на неподвижной гипсовой модели головы. Как и в рисунке гипсовой головы необходимо построить форму головы и точно передать пропорции, а также с помощью графических средств достичь похожести портретируемой натуры.

^ ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ


Рис. 37 - Учебный рисунок черепа в трёх положениях………….

53

Рис. 38 - Конструктивно-анатомический анализ построения и рисования гипсовой головы Сократа………………………….

Рис. 39 - Линейно-конструктивний рисунок гипсовой головы Сократа………………………………………………………….

Рис. 40 - Учебный рисунок гипсовой головы Сократа………..

56

Рис. 41 - Конструктивно - структурное изображение гипсовой головы Гаттамелата…………………………………………….

Рис. 42 - Линейно-конструктивний рисунок гипсовой головы Гаттамелата……………………………………………………..

Рис. 43 - Учебный рисунок гипсовой головы Гаттамелата……..

59

Рис. 44 - Учебный рисунок гипсовой головы Гаттамелата……..

60

Рис. 45 - Конструктивно-структурное изображение гипсовых голов……………………………………………………………..

Рис. 46 - Последовательность выполнения рисунка гипсовой головы…………………………………………………………...

Рис. 47 - Конструктивно-структурное изображение гипсовых голов……………………………………………………………..

Рис. 48 - Учебный рисунок гипсовой головы Зевса……………

64

Рис. 37 - Рисунок черепа в трёх положениях. Учебная работа


Рис. 38 - Конструктивно-анатомический анализ построения и рисования гипсовой головы Сократа.

Учебный рисунок


^ Рис.39 - Линейно-конструктивний рисунок гипсовой головы Сократа.

Учебный рисунок

Рис.40 - Учебный рисунок гипсовой головы Сократа.




Рис. 41 – Конструктивно - структурное изображение гипсовой головы Гаттамелата


^ Рис. 42 - Линейно-конструктивний рисунок гипсовой головы Гаттамелата. Учебный рисунок


Рис. 43 - Учебный рисунок гипсовой головы Гаттамелата


Рис. 44 - Учебный рисунок гипсовой головы Гаттамелата





Рис. 45 - Конструктивно - структурное изображение гипсовых голов



Рис. 46 - Последовательность выполнения рисунка гипсовой головы:

А)

Б)

В)


Рис. 47 - Последовательность выполнения рисунка гипсовой головы:

А) линейно-конструктивное построение рисунка;

Б) конструктивно-структурное построение (детализация рисунка);

В) тональная моделировка рисунка (завершающий этап)



Рис. 48 - Учебный рисунок гипсовой головы Зевса

Список литературы :

1. Барчаи Ене. Анатомия человека. Изд.: - Эксмо.2007.

2. Гофрид Баммес. Художественная пластическая анатомия человека. - Дрезден, 1988.

3. О.Г. Максимов. Рисунок в профессии архитектора -М.: Стройиздат, 1999.

4. С.В.Тихонов. Рисунок: Учебное пособие для вузов. -М.: Стройиздат. 1995.

5. Н.Н. Ростовцев. Рисование головы человека: Учебное пособие. -М.: Изобразительное искусство, 1989.

6. Н.Г. Ли. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.:
Изд.-во Эксмо, 2006

7. Л.М. Писаревский. Лепка головы человека. Изд-во: -М.: Академия Художеств СССР, 1962 г.

8. Н.Н. Ростовцев. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие.- М.: Изобразительное искусство, 1983.

9. Н.Н. Анисимов. Основы рисования: Учебное пособие для вузов. - М.: Стройиздат, 1974.

10. Г.В. Беда. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 21.09 «Черчение, рисование и труд».-2-е изд. Перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1981.

^ УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

Конструктивно – пластичное построение Головы человека. Методические указания по самостоятельной работе и выполнению практического задания по курсу «Рисунок. Живопись. Скульптура» (для студентов 2 курса дневной формы обучения, направление 6.060102 - «Архитектура»)

Ответственный за выпуск: доцент Г. Л. Коптева

Редактор: З. И. Зайцева

Верстка: Ю.П. Степась

План 2009, поз.71 М

Подп. к печати 12.10.2009 Формат 60х84/1/16 Бумага офисная

Печать на ризографе Усл.печ.л. 2,8 Учёт.изд. л 3,4

Тираж 50 экз. Заказ. № .

Центр новых информационных технологий ХНАГХ

Сектор оперативной полиграфии ЦНИТ ХНАГХ

61002, Харьков, ул. Революции, 12

Итак обязательное условие рисования - последовательный плановый ход работы над рисунком. Совершенно неправильно работать по частям, рисуя сначала, например, потом и т. д., или «перескакивать» с детали на деталь. В результате такого метода целостного изображения не будет.

Цельность видения модели и цельность изображения ее - одна из основных задач рисунка и эту задачу надо ставить на всех стадиях работы, начиная с первого наброска.

Поэтому сначала необходимо, не обращая внимания на детали, сконцентрировать внимание на большой форме головы и выяснить ее характерные особенности.

Таким образом, в этой стадии идет уточнение общей формы головы и намечаются основные детали, но обязательно в отношении к целому и друг к другу. Следовательно, смотреть нужно на весь объем в целом и, намечая одну деталь «держать в глазу» и остальные, особенно парные, симметричные. Весь объем в этой стадии намечается несколькими основными поверхностями.

Третья стадия (рис. 3). Продолжается дальнейший, более углубленный анализ формы. Точнее строится форма мозгового черепа, разграничиваются его основные поверхности. Тоже делается и с остальными частями головы: скуловыми дугами, глазничными впадинами и т. д.

Не следует какую-либо деталь прорисовывать тщательнее, чем другие. Рисунок на любой стадии должен быть одинаково проработан во всех частях. Если у черепа намечены лишь основные поверхности, образующие форму, то и нос на этом этапе должен быть уточнен лишь в отношении общих размеров и главных поверхностей; пусть форма его будет пока несколько геометрична, но она уже должна носить индивидуальный характер.

Теперь своевременно определить высоту горбинки и ширину носа у основания и кончика, величину крыльев. У губ также намечаются основные направления поверхностей (в том числе толщина); что касается глаза, то теперь более точно строится форма глазничной впадины, намечается толщина и положение век. У нижней челюсти определяются и строятся основные повороты формы... Главное внимание должно быть обращено на построение края челюсти с его углами и подбородочным возвышением.

Строя объем, целесообразно расчленить его поверхность на основные направления, близкие к плоскостям. Это хорошо помогает познанию конструктивной формы. Уяснив направление этих поверхностей, легче будет определить, какая из них темнее, какая светлее, какая больше повернута к источнику света, какая меньше.

Этим надо руководствоваться и при прокладке светотени - не просто копировать усветления и утемнения, наблюдаемые в натуре, а сообразовываться с направлением поверхности каждого участка объема; только в этом случае процесс лепки формы средствами светотени будет сознательным.




Top