Рисунок гриба волнушка карандашом. Как нарисовать грибы поэтапно карандашом

Б.Д.СТЕПИН, Л.Ю.АЛИКБЕРОВА

Эффектные опыты по химии

C чего начинается увлечение химией – наукой, полной удивительных загадок, таинственных и непонятных явлений? Очень часто – с химических опытов, которые сопровождаются красочными эффектами, «чудесами». И так было всегда, по крайней мере тому есть множество исторических свидетельств.

В материалах рубрики «Химия в школе и дома» будут описаны простые и интересные опыты. Все они хорошо получаются, если строго соблюдать приведенные рекомендации: ведь на ход реакции часто влияют температура, степень измельчения веществ, концентрация растворов, наличие примесей в исходных веществах, соотношение реагирующих компонентов и даже порядок их прибавления друг к другу.

Любые химические опыты требуют при выполнении осторожности, внимания и аккуратности. Избежать неприятных неожиданностей поможет соблюдение трех простых правил.

Первое: не надо экспериментировать дома с незнакомыми веществами. Не забывайте, что слишком большие количества хорошо известных химикатов в неумелых руках тоже могут стать опасными. Никогда не превышайте количества веществ, указанные в описании опыта.

Второе: прежде чем выполнять любой опыт, надо внимательно прочесть его описание и понять свойства применяемых веществ. Для этого есть учебники, справочники и другая литература.

Третье: надо быть осторожным и предусмотрительным. Если опыты связаны с горением, образованием дыма и вредных газов, следует показывать их там, где это не вызовет неприятных последствий, например в вытяжном шкафу во время занятий химического кружка или под открытым небом. Если во время опыта какие-то вещества разбрасываются или разбрызгиваются, то необходимо обезопасить себя защитными очками либо экраном, а зрителей усадить на безопасном расстоянии. Все опыты с сильными кислотами и щелочами надо проводить, надев очки и резиновые перчатки. Опыты, отмеченные звездочкой (*), могут выполняться только учителем или руководителем химического кружка.

При соблюдении этих правил эксперименты будут успешными. Тогда химические вещества раскроют перед вами чудеса своих превращений.

Елочка в снегу

Для этого опыта надо достать стеклянный колокол, небольшой аквариум, в крайнем случае – пятилитровую стеклянную банку с широким горлом. Нужна также ровная доска или лист фанеры, на которую будут установлены эти сосуды вверх дном. Еще понадобится небольшая пластмассовая игрушечная елочка. Выполняют опыт следующим образом.

Сначала пластмассовую елочку обрызгивают в вытяжном шкафу концентрированной соляной кислотой и тотчас ставят ее под колокол, банку или аквариум (рис. 1). Выдерживают елочку под колоколом 10–15 мин, затем быстро, чуть-чуть приподняв колокол, помещают рядом с елочкой небольшую чашку с концентрированным раствором аммиака. Сразу же в воздухе под колоколом появляется кристаллический «снег», который оседает на елочке, и вскоре вся она покрывается кристаллами, похожими на иней.

Этот эффект вызван реакцией хлороводорода с аммиаком:

НСl + NН 3 = NH 4 Сl,

которая приводит к образованию мельчайших бесцветных кристалликов хлорида аммония, осыпающих елочку.

Искрящиеся кристаллы

Как поверить тому, что вещество при кристаллизации из водного раствора выделяет под водой сноп искр? Но попробуйте смешать 108 г сульфата калия К 2 SO 4 и 100 г декагидрата сульфата натрия Nа 2 SO 4 10Н 2 О (глауберова соль) и добавить порциями при помешивании немного горячей дистиллированной или кипяченой воды, пока все кристаллы не растворятся. Раствор оставьте в темноте, чтобы при охлаждении началась кристаллизация двойной соли состава Nа 2 SO 4 2К 2 SO 4 10Н 2 О. Как только начнут выделяться кристаллы, раствор будет искриться: при 60 °С слабо, а по мере охлаждения все сильнее и сильнее. Когда кристаллов выпадет много, вы увидите целый сноп искр.

Свечение и образование искр вызвано тем, что при кристаллизации двойной соли, которая получается по реакции

2К 2 SO 4 + Na 2 SO 4 + 10Н 2 O = Nа 2 SO 4 2К 2 SO 4 10Н 2 О,

выделяется много энергии, почти полностью превращающейся в световую.

Оранжевый свет

Появление этого удивительного свечения вызвано почти полным превращением энергии химической реакции в световую. Чтобы его наблюдать, к насыщенному водному раствору гидрохинона С 6 Н 4 (ОН) 2 приливают 10–15%-й раствор карбоната калия К 2 СО 3 , формалин – водный раствор формальдегида НСНО и пергидроль – концентрированный раствор пероксида водорода Н 2 О 2 . Свечение жидкости лучше наблюдать в темноте.

Причина выделения света – окислительно-восстановительные реакции превращения гидрохинона С 6 Н 4 (ОН) 2 в хинон С 6 Н 4 О 2 , а формальдегида НСНО – в муравьиную кислоту НСООН:

С 6 Н 4 (ОН) 2 + Н 2 О 2 = С 6 Н 4 О 2 + 2Н 2 О,

НСНО + Н 2 О 2 = НСООН + Н 2 О.

Одновременно протекает реакция нейтрализации муравьиной кислоты карбонатом калия с образованием соли – формиата калия НСООК – и выделением диоксида углерода СО 2 (углекислого газа), поэтому раствор вспенивается:

2НСООН + К 2 СО 3 = 2НСООК + СО 2 + Н 2 О.

Гидрохинон (1,4-гидроксибензол) – бесцветное кристаллическое вещество. Молекула гидрохинона содержит бензольное кольцо, в котором два атома водорода в параположении замещены на две гидроксильные группы.

Гроза в стакане

«Гром» и «молния» в стакане воды? Оказывается, бывает и такое! Сначала взвесьте 5–6 г бромата калия КВrО 3 и 5–6 г дигидрата хлорида бария ВаС 12 2Н 2 О и растворите эти бесцветные кристаллические вещества при нагревании в 100 г дистиллированной воды, а потом смешайте полученные растворы. При охлаждении смеси выпадет осадок малорастворимого на холоду бромата бария Ва(ВrO 3) 2:

2КBrO 3 + ВаСl 2 = Ва(ВrO 3) 2 + 2КСl.

Отфильтруйте выпавший бесцветный осадок кристаллов Ва(ВrO 3) 2 и промойте его 2–3 раза небольшими (5–10 мл) порциями холодной воды. Затем высушите промытый осадок на воздухе. После этого 2 г полученного Ва(ВrO 3) 2 растворите в 50 мл кипящей воды и профильтруйте еще горячий раствор.

Стакан с фильтратом поставьте охлаждаться до 40–45 °С. Это лучше всего сделать на водяной бане, нагретой до такой же температуры. Температуру бани проверяйте термометром и, если она понизится, снова подогрейте воду с помощью электрической плитки.

Закройте окна шторами или выключите свет в комнате, и вы увидите, как в стакане одновременно с появлением кристаллов будут то в одном, то в другом месте возникать голубые искры – «молнии» и раздаваться хлопки «грома». Вот вам и «гроза» в стакане! Световой эффект вызван выделением энергии при кристаллизации, а хлопки – возникновением кристаллов.

Дым из воды

В стакан наливают водопроводную воду и бросают туда кусочек «сухого льда» – твердого диоксида углерода СО 2 . Вода тотчас же забурлит, и из стакана повалит густой белый «дым», образованный охлажденными парами воды, которые увлекает за собой возгоняющийся диоксид углерода. Этот «дым» совершенно безопасен.

Диоксид углерода. Твердый диоксид углерода возгоняется без плавления при низкой температуре, равной –78 °С. В жидком состоянии СО 2 может находиться только под давлением. Газообразный диоксид углерода – бесцветный, негорючий газ со слабым кисловатым вкусом. Вода способна растворять значительное количество газообразного СО 2: 1 л воды при 20 °С и давлении 1 атм поглощает около 0,9 л СО 2 . С водой взаимодействует очень незначительная часть растворенного СО2, при этом образуется угольная кислота Н 2 СО 3 , которая только частично взаимодействует с молекулами воды, образуя ионы оксония Н 3 О + и гидрокарбонатные ионы НСО 3 – :

Н 2 СО 3 + Н 2 О НСО 3 – + Н 3 О + ,

НСО 3 – + Н 2 О СО 3 2– + Н 3 О + .

Таинственное исчезновение

Оксид хрома(III) поможет показать, как вещество бесследно исчезает, исчезает без пламени и дыма. Для этого складывают горкой несколько таблеток «сухого спирта» (твердого горючего на основе уротропина), а сверху насыпают щепотку предварительно разогретого в металлической ложечке оксида хрома(III) Сr 2 O 3 . И что же? Нет пламени, нет дыма, а горка постепенно уменьшается в размерах. Через некоторое время от нее остается только щепотка неизрасходованного зеленого порошка – катализатора Сr 2 О 3 .

Окисление уротропина (СН 2) 6 N 4 (гексаметилентетрамина) – основы твердого спирта – в присутствии катализатора Сr 2 O 3 идет по реакции:

(СН 2) 6 N 4 + 9O 2 = 6СO 2 + 2N 2 + 6Н 2 О,

где все продукты – диоксид углерода СО 2 , азот N 2 и пары воды Н 2 O – газообразны, бесцветны и не имеют запаха. Заметить их исчезновение невозможно.

Ацетон и медная проволока

Можно показать еще один опыт с таинственным исчезновением вещества, который на первый взгляд кажется просто колдовством. Готовят медную проволоку толщиной 0,8–1,0 мм: очищают ее наждачной бумагой и сворачивают в кольцо диаметром 3–4 см. Отгибают отрезок проволоки длиной 10–15 см, который будет служить ручкой, а чтобы держать ее было не горячо, на конец этого отрезка надевают кусок карандаша, из которого заранее удален грифель.

Затем наливают в стакан 10–15 мл ацетона (СН 3) 2 СО (не забывайте: ацетон огнеопасен!).

Вдали от стакана с ацетоном нагревают кольцо из медной проволоки, держа ее за ручку, а потом быстро опускают его в стакан с ацетоном так, чтобы кольцо не касалось поверхности жидкости и находилось от нее в 5–10 мм (рис. 2). Проволока раскалится и будет светиться до тех пор, пока не израсходуется весь ацетон. Но ни пламени, ни дыма не будет! Чтобы опыт был еще эффектнее, в комнате гасят свет.

Статья подготовлена при поддержке компании «Пластика ОКОН». При ремонте квартиры не стоит забывать об остеклении балкона. Компания «Пластика ОКОН» занимается производством пластиковых окон с 2002 года. На сайте, расположенном по адресу plastika-okon.ru , вы сможете, не вставая со своего кресла, заказать остекление балкона или лоджии по выгодной цене. Компания «Пластика ОКОН» имеет развитую логистическую базу, которая позволяет ей, производить доставку и установку в кратчайшие сроки.

Рис. 2.
Исчезновение ацетона

На поверхности меди, которая служит катализатором и ускоряет реакцию, протекает окисление паров ацетона до уксусной кислоты СН 3 СООН и уксусного альдегида СН 3 СНО:

2(СН 3) 2 СО + О 2 = СН 3 СООН + 2СН 3 СНО,

с выделением большого количества теплоты, поэтому проволока раскаляется докрасна. Пары обоих продуктов реакции бесцветны, их выдает только запах.

«Сухая кислота»

Если в колбу положить кусочек «сухого льда» – твердого диоксида углерода – и закрыть ее пробкой с газоотводной трубкой, а конец этой трубки опустить в пробирку с водой, куда заранее добавили синий лакмус, то вскоре произойдет маленькое чудо.

Колбу слегка подогрейте. Очень скоро синий лакмус в пробирке покраснеет. Это значит, что диоксид углерода – кислотный оксид, при его реакции с водой получается угольная кислота, которая подвергается протолизу, и среда становится кислотной:

Н 2 СО 3 + Н 2 О НСО 3 – + Н 3 О + .

Волшебное яйцо

Как очистить куриное яйцо, не разбивая скорлупы? Если опустить его в разбавленную соляную или азотную кислоту, то скорлупа полностью растворится и останутся белок и желток, окруженные тонкой пленкой.

Этот опыт можно продемонстрировать весьма эффектным способом. Надо взять колбу или стеклянную бутылку с широкой горловиной, налить в нее на 3/4 объема разбавленную соляную или азотную кислоту, положить на горловину колбы сырое яйцо, а потом осторожно подогреть содержимое колбы. Когда кислота начнет испаряться, будет происходить растворение скорлупы, и через недолгое время яйцо в эластичной пленке проскользнет внутрь сосуда с кислотой (хотя яйцо больше в сечении, чем горловина колбы).

Химическое растворение скорлупы яйца, главным компонентом которой является карбонат кальция, отвечает уравнению реакции.

Если человек не знает, чем ему заняться, зачастую непроизвольно он начинает рисовать. Зная этот факт, его можно использовать себе во благо. Ведь занятия рисованием не только развивают навык владения карандашом, но и позволяют развить фантазию. Правда, стоит уделять внимание тому, что именно вы изображаете. Следует рисовать нетривиальные вещи, они помогут человеку выйти за стандартные рамки мышления. И что же изображать? Например, можно сделать скетч опята, читайте ниже.

Изучаем грибы

Прежде чем задаваться вопросом о том, как нарисовать опята, следует внимательно изучить грибы. Это знание сможет пригодиться человеку, если он захочет сходить в лес и пополнить там свои продуктовые запасы. Желательно изучать опята не по картинкам, а именно по реальным грибам. Если такой возможности нет, то, конечно, изображения тоже вполне подойдут. Уделите время тому, чтобы изучить, где произрастают грибы, какими группами они «селятся», и какая форма у их шляпки. Это поможет в дальнейшем избежать многих ошибок в изображении. Следует хорошо изучить форму всех частей опят, а также уделить внимание их расцветке. Этим сбором данных можно не ограничиваться. Не поленитесь потратить полчаса своего времени на изучение корневой системы. Это поможет понять, почему и в каком направлении растут грибы.

Рисунок карандашом

Первый опыт в изображении любого объекта должен быть эскизом. Как нарисовать опята поэтапно? Сначала следует изобразить пень. Начнем рисовать его с простой геометрической формы. Рисуем квадрат, а затем закругляем его верхние углы. Теперь из нижней стороны геометрической фигуры нужно сделать корни. Волнообразными линиями различной длины намечаем вытянутые изогнутые овалы. Где-то они должны быть толще, где-то тоньше. А как нарисовать опята? После того, как постамент для грибов готов, можно переходить к их изображению. Первым делом нужно нарисовать ножки. Они имеют форму закругленных толстых прямоугольников. Теперь следует нарисовать шляпки. Изображаем их овалами.

После того, как большие грибы готовы, можно переходить к маленьким. Это должны быть шляпки без ножек, которые прилеплены к пню. Когда композиция выстроена, можно переходить к ее детализации. Сначала наметим линиями рисунок на шляпке, а затем волнообразными штрихами прорабатываем рисунок коры. На этом этапе следует считать эскиз законченным. По желанию, можно добавить света и тени, и тогда у вас получится не набросок, а художественное произведение.

Стилизованный рисунок

Самый простой способ что-то изобразить - это сделать изображение нереалистичным. Как нарисовать опята карандашом? Форму грибам следует придать вполне реальную, а вот внутренности можно заполнить не объемом, а узором. Получится плоскостное стилизованное изображение. Как нарисовать опят в таком стиле? Для начала следует изобразить грибы. Будем рисовать их в количестве четырех штук. Изогнутыми волнистыми линиями изображаем ножку, и овалом пририсовываем шляпку. Теперь следует дополнить изображение перепонками на ножке и корнями. Затем нужно разделить каждый гриб на части, чтобы их удобней было заполнить орнаментом или узором. На ножки можно нанести обычные штрихи, и дать полет фантазии на шляпках. Их следует разделить на 3-4 части и в каждой из них нарисовать разный рисунок. Это могут быть волны, треугольники или кружки. Теперь следует заштриховать эти рисунки. Чтобы работа выглядела интереснее, ее можно оживить, посадив на один из грибов улитку. Ее, к слову говоря, тоже стоит стилизовать.

Люди-грибы

Если вы любите фантазировать, и изображение обычных опят вам кажутся скучным, то следует оживить растения. опята в виде людей? Первым делом все же следует изобразить контур обычного опенка, и лишь потом придавать ему человеческий облик. Это нужно для того, чтобы художник в процессе не выходил за ограниченные контуром гриба рамки. Фигуры могут быть любые. Например, можно изобразить девушку, которая примеряет большую шляпку, а рядом с ней подругу, которая делает то же самое. Можно нарисовать гриб в профиль, и дополнить такой эскиз сигаретой или трубкой. Не бойтесь нетривиальных сочетаний. Рисунок от этого не проиграет, а только обогатится. Чтобы люди напоминали грибы, силуэты их стоит делать плавными и волнообразными, а шляпки большими и круглыми.

Рисуем цветными карандашами

Красочный набросок всегда привлекает больше внимания, чем графическое изображение. Да и рисовать в цвете всегда интереснее. Как изобразить опята? Начать следует с карандашного эскиза. Сначала нужно нарисовать общую форму всей группы грибов, а затем - каждый опенок по отдельности. Не стоит зарываться в деталях, следует правильно изобразить форму. Затем, можно сразу приходить к изображению объема цветными карандашами. Следует всему грибу, кроме нижней части шляпки, придать желтоватый цвет. Затем ножку и тень на шляпке заштриховать коричневым карандашом. Теперь нужно ввести несколько оттенков желтого и оранжевого. Финальный этап - темным цветом следует прорисовать обратную сторону шляпки.

Всем привет! Сегодня мы подготовили для вас урок поэтапного рисования гриба. Вообще, это одни из самых загадочных живых существ, населяющих наш с вами земной шарик, и вместе с тем, одни из самых древних.

Если вы думаете, что грибы появляются в жизни человека только тогда, когда он лакомится грибным супом или жульеном — вы немного преуменьшаете роль грибов. Хотя нет, совсем не «немного». Во-первых, первый антибиотик, полученный человечеством — пенициллин — был выделен из пенециллума, плесневого гриба.

Антибиотики стали спасением людей и революцией, настоящим прорывом, после которого многие инфекционные заболевания перестали являться смертельным приговором, а заболевший человек получал реальную надежду на исцеление. Ну а рисовать мы будем сегодня не микрогрибок, а самые настоящие крупные лесные грибы. Итак, приступаем!

Шаг 1

Сначала нарисуем три приплюснутых овала, которые в дальнейшем станут шляпками наших грибов. Расположите их так же, как в нашем образце, постарайтесь передать размеры и форму. Если всё получилось, переходим к следующему шагу.

Шаг 2

Теперь нарисуем вытянутые цилиндрообразные фигуры — шляпки.

Шаг 3

Добавим шляпкам верхнюю часть, чтобы они приобрели столь узнаваемую грибную форму. Немного прорисуем ножки — добавим завитки на той, что ближе всех к нам и наметим нижнюю часть нашего рисунка. Как видите, в этом уроке присутствует большое количество плавных линий. Если вы хотите потренировать именно рисования прямых линий, загляните в наш урок о том, .

Шаг 4

Автор этого текста не знаком с научными журналами, посвящённых исследованиям в области микологии, поэтом следующие сведения будем называть просто «сведения». Так вот, в глянцевых журналах и в интернете часто встречается следующие (слухи? научные факты? вымыслы?) сведения: в одном из университетов Японии был поставлен эксперимент с одним из видов плесневелого грибка и лабиринтом, который был предназначен для определения уровня интеллекта мышей. Профессор Тошиюки Накагаки положил кусочек сахара у выхода лабиринта, а частицу грибка, который выглядит как паутина, у входа.

Весьма удивительным представляются результаты эксперимента — грибок, который обычно растёт в виде плетёной окружности, направил свои побеги в сторону кусочка сахара. Большинство ростков упирались в тупики, но один из них смог прорости в правильном направлении и достигнуть финиша. Следующий факт выглядит совсем невероятно — когда учёный отделил частицу первой грибницы, опутавшей лабиринт и положил её в новый лабиринт, который был точной копией первого, ростки гриба продвигались но правильному пути, обходя все тупики и препятствия. Что это было — феномен памяти, подобие интеллекта?

Ну а мы вернёмся к рисунку и наметим точки на шляпках, а также горизонтальные линии, проходящие через центр условных окружностей шляпок наших грибов.

Шаг 5

Теперь увеличим количество линий, намеченных в предыдущем этапе, сделаем их более частыми и плотно расположенными. Это касается первых двух грибов, в последнем же немного закрасим внутреннюю часть шляпки. Увеличим также и количество точек на шляпках. Прорисуем нижние части ножек и траву, завершаем этап рисованием травы рядом с грибами.

Шаг 6

Немного затеним область внутри шляпок, а также наложим густую тень на сами шляпки маленького и среднего грибов. Соблюдайте правила наложения тени, обозначьте участки света, полутени и собственно тени, причём последняя должна быть самая густая.

Добиться насыщенного затенения можно при помощи штриховки крест-накрест, закрашивая нужным количеством слоёв. Кстати, чуть не забыли про рефлекс (свет, отбрасываемые не источником, а отражаемый с поверхности, обычно имеет вид светлой каёмки на краешке освещённого предмета) — обратите внимание, как хорошо он виден на самом маленьком грибке.

Шаг 7

Теперь сделаем тень ещё более густой. Также наложим насыщенную тень на шляпку самого большого гриба. Кстати говоря, более подробный разбор теней мы проводим в уроке, который посвящён .

Шаг 8

Заштрихуем шляпку самого большого грибами по аналогии с маленьким и средним. Сделаем окружающую грибы траву погуще и нарисуем ещё немного травинок. Отметим, что основные части тени просматриваются и на шляпке большого гриба, постарайтесь их передать.

Если вы хотите ещё потренироваться в простеньких уроках, рекомендуем вам статью о том, из мульфильма «Пони дружба это чудо».

Ну а это был урок, посвящённый тому, . Они получились у нас весьма симпатичные, только наша редакция хотела бы предупредить всех читателей: НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ такие грибы в пищу, лучше всего к ним вообще не прикасаться. А вот срисовывать с них можно запросто. Присылайте к нам ваши работы и пишите в комментариях пожелания относительно новых уроков поэтапного рисования. Будьте здоровы!




Top