Рисунок на тему искусство вокруг нас. А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8 класс. 1 четверть

Урок сделан на основе программы «Искусство. Музыка» Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Г.П.

Характеристика класса : средний уровень развития.

Вид урока : закрепление ранее изученного материала.

Цель урока : развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Результат урока : осознание школьниками предназначения музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок музыки «Искусство вокруг нас»

8 класс. 1 четверть

Урок сделан на основе программы «Искусство. Музыка» Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Г.П.

Характеристика класса : средний уровень развития.

Вид урока : закрепление ранее изученного материала.

Цель урока : развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Результат урока : осознание школьниками предназначения музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

План урока

Этапы урока

Задачи, реализуемые на этом этапе

Методы музыкального образования, используемые на этом этапе

Виды деятельности

Музыкальный материал, используемый на уроке

1 этап

Определить в чём отличие знания научного от знания художественного

Перспективы и ретроспективы;

Размышления

Творческое задание в парах

Работа в парах по заполнению таблицы

2 этап

Выявить специфику музыки и её место в ряду других видов искусств

Размышления

Перспективы и ретроспективы

Интонационно-образный анализ музыки

Слушание

Фрагменты музыки Глинки, Мусоргского, Чайковского, Бетховена

К. Сен-Санс «Лебедь»

Видеофрагмент «Умирающий лебедь»

3 этап

Закрепить знания о роли искусства в формировании творческого мышления человека

Художественного контекста

Нравственно-эстетического отклика на музыку

Исполнение песни

Песня по выбору учащихся

Ход урока «Искусство вокруг нас»

«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления человека к добру, к радости и совершенству» (Т. Манн)

Учитель: Во все века своего существования человек стремился познать и понять окружающую его действительность, а также передать свои знания потомству. Сначала бессознательно, а потом осознанно человек определил два способа познания жизни – научный и художественный. Так родились два основных вида творческой деятельности человека – наука и искусство. На чём основан научный способ?

Ученики: На объективном отношении к миру, понимании разумом.

Учитель: На чём основан художественный способ?

Ученики: На субъективном отношении к миру, познании чувством.

Учитель: Любое научное знание воспринимается всеми одинаково. Например, закон всемирного тяготения существует как данность. В науке каждое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся представления о тех или иных явлениях.

Работа в парах. Приведите примеры научных изобретений и открытий, изменивших жизнь человека

Ученики: Открытие Магелланом Америки стало веским основанием дл опровержения представлений человечества о том, что Земля плоская. После открытия Коперника человечество признало, что Земля и другие планеты вращаются вокруг солнца.

Учитель: А в искусстве каждое новое явление отменяет ценность старого?

Учитель: Искусство – часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности, – живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино. Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. Искусство – это своеобразный учебник жизни.

Были времена расцвета духовности, когда роль искусства никому не приходилось доказывать, когда оно являлось средством познания мира. Вот почему оно так притягательно для нас; с одной стороны, мы находим в нём ту чистоту помыслов и то величие духа, которые не всегда сохраняются в современной жизни, с другой – освобождение от суеты и житейских забот. Ведь люди одинаковы во все времена – они всегда любили и ненавидели, тянулись к теплу и страдали от холода, их всегда волновали проблемы жизни и смерти. И мы с вами, современные люди, с техническими достижениями, большими городами промышленными шумами всё равно остаёмся людьми, знающими и радость, и страх, и ожидание. Поэтому нам тоже нужно искусство, которое поддерживает душу, укрепляет силы.

На основе двух ощущений – слуха и зрения все виды искусства делятся на пространственные, временные и пространственно-временные, или синтетические.

Работа в парах. Предложенные виды искусства (театр, дизайн, музыка, архитектура, танец, литература, кино, живопись, эстрада, телевидение, графика, фотография, скульптура, цирк, декоративно-прикладное искусство) распределить по трём колонкам таблицы

Учитель: Каждый вид искусства говорит на своём языке: живопись – цветом, графика – линией и пятном, скульптура – объёмом, музыка – звуком, интонацией, танец – пластикой жестов и движений, литература – словом. Нередко различные виды искусства заимствуют друг у друга средства выражения содержания, такие понятия, как композиция, ритм, колорит, пластика, линия, динамика, музыкальность являются общими в прямом или переносном смысле для разных искусств. Не случайно архитектуру называют застывшей музыкой, линию в картине – музыкальной, эпический роман – симфонией.

Учитель: Почему в нелёгком деле воспитания души философы и педагоги всех времён отдавали первенство музыке как самой могучей и действенной из всех искусств?

Ответы учеников.

Учитель: Может потому, что музыка выражает не предметы и явления – для этого у неё нет слов, не их облик и внешние очертания, а внутреннюю суть всех вещей, их душу.

Учитель: «Я верю в существование «чудесного» в сфере музыки» – этими словами начал французский композитор А. Оннегер последнюю свою статью. Умудрённый опытом музыкант, автор множества опер, симфоний и ораторий, он и на закате своей жизни не утратил способности восхищаться той бездной чудес, которые открывает нам музыка. Что же это за чудесное искусство? Почему оно воздействует на человека, делает его бескорыстным и благородным, способным преобразовать мир по законам красоты?

Не секрет, что человек, любящий и понимающий прекрасную музыку, не уродует окружающую жизнь, а, наоборот, по мере сил украшает её. Музыка вносит порядок в его душу, порядок, равнозначный эстетическому закону гармонии. В музыкальных произведениях композиторы задают вопросы, рассуждают, размышляют о тот, как и для чего живёт человек. Приведите примеры таких произведений

Ученики: Оперы Глинки и Мусоргского, симфонии Чайковского и Бетховена.

Слушание и определение фрагментов знакомых произведений

Учитель: Музыкальное искусство никогда не является простым копированием жизни: ведь зачем нужно копирование, если природа богаче и разнообразнее самой прекрасной копии? И лишь когда искусство приближается к разгадке жизни, воплощённой в душе всего существующего, оно приобретает самоценность. Вот пьеса Камиля Сен-Санса «Лебедь».

Слушание пьесы К. Сен-Санса «Лебедь»

Учитель: Что изобразила музыка?

Ученики: Плавное скольжение лебедя по озеру.

Учитель: Что выразила музыка?

Ученики: Задумчивое, лирическое настроение, поэзию природы.

Учитель: И это всё? Нет, здесь не только внешнее изображение образа. Именно оно легче всего поддаётся словесным определениям. Однако внутреннюю сущность музыки невозможно передать никакими словами. Об этом ещё Чайковский сказал, что если бы музыку можно было пересказать словами, она была бы попросту не нужна. Аристотель, например, считал, что от художника нельзя требовать абсолютной правды в «подражании» природе, что «искусство частью завершает то, что природа не в состоянии сделать».

И действительно, содержание музыки объёмнее программного замысла. Музыка не просто изобразила лебедя, но выразила возвышенно-загадочную сущность этой птицы, в поэтических представлениях людей издавна занимавшей особое место.

Именно лебеди присутствовали при рождении бога всех искусств Аполлона, семь раз облетев остров, на котором он появился на свет. Именно в благодарность лебедям юный Аполлон натянул столько струн на свою лиру, сколько раз лебеди воспели его рождение. Какое главное чудо у Пушкина в «Сказке о царе Салтане»?

Ученики: Превращение лебеди в царевну.

Учитель: В чём смысл сказки Андерсена « Гадкий утёнок»?

Ответы учеников.

Учитель: Разве это не история мучительного восхождения к своей подлинной сущности – недосягаемо-высокой, чуждой мелкой суете птичьего двора, но не надменной, не отчуждённой, а способной и к состраданию, и к благодарности?

Внешние и внутренние приметы сошлись в неповторимой музыке возвышенного образа лебедя.

Просмотр видеофрагмента «Умирающий лебедь»

Учитель: Как вы понимаете слова Э.Т.А. Гофмана: «Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник выражения там, где речь умолкает»?

Ученики аргументируют свои ответы.

Учитель: Среди сил, противостоящих разрушительному действию повседневности, не назовём ли мы музыку, помогающую нам увидеть и понять то, что без неё мы никогда бы не увидели и не поняли? Старые замки, которых давно нет на земле, далёкие земли, куда мы никогда не отправимся, неведомые нам глубины и непостижимые высоты – все эти прекрасные тайны мира есть одновременно и тайны музыки, которая напоминает нам о том, что прелесть жизни неисчерпаема и что отзвук её мы всегда носим в своей душе.

Исполнение песни по выбору учащихся

Домашнее задание.

  1. Творческое задание: ответьте на вопрос: можно ли в эпиграфе заменить слово «искусство» на слово «наука»? Аргументируйте свой ответ.
  2. Дайте объяснение явлению жизни с точки зрения науки и искусства. Возможные варианты: снег, весна, гроза, звёзды, музыка, детство.

Тема: Искусство вокруг нас. Необходимость изучения искусства.

Разбор схемы: Основные виды искусства.

Цель: Ознакомление с новым материалом (раскрыть богатство и разнообразие видов изобразительного искусства), формирование новых знаний, умений, навыков.

Задачи:

Образовательные: активизация познавательного интереса к искусству.

В течение урока учащиеся должны усвоить названия видов искусств, их язык и главные выразительные средства.

К концу урока дети должны:

Знать : виды искусств и “ язык” (или систему изобразительно-выразительных средств, с помощью которых создаётся художественный образ в каждом виде искусства), понять, что объединяет виды искусства, а чем они существенно отличаются друг от друга.

Уметь: мысленно проведя анализ произведений искусства, определять их принадлежность к тому или иному виду искусства.

Развивающие:

Развивать память, внимание, учащихся; кругозор детей

Развивать мышление, умение анализировать, обобщать.

Развивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища по образцу (критериям), предложенным учителем.

Воспитательная:

Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Искусство вокруг нас. Необходимость изучения искусства. Разбор схемы: Основные виды искусства.

Цель: Ознакомление с новым материалом (раскрыть богатство и разнообразие видов изобразительного искусства), формирование новых знаний, умений, навыков.

Задачи:

Образовательные: активизация познавательного интереса к искусству.

В течение урока учащиеся должны усвоить названия видов искусств, их язык и главные выразительные средства.

К концу урока дети должны :

Знать : виды искусств и “ язык” (или систему изобразительно-выразительных средств, с помощью которых создаётся художественный образ в каждом виде искусства), понять, что объединяет виды искусства, а чем они существенно отличаются друг от друга.

Уметь: мысленно проведя анализ произведений искусства, определять их принадлежность к тому или иному виду искусства.

Развивающие:

Развивать память, внимание, учащихся; кругозор детей

Развивать мышление, умение анализировать, обобщать.

Развивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища по образцу (критериям), предложенным учителем.

Воспитательная:

Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

Оборудование:

Для учителя:

  • компьютер
  • проектор
  • экран
  • указка

Для учеников:

  • ручка или карандаш
  • тетрадь
  • раздаточный материал

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Основная часть:

Постановка цели.

Введение новых знаний в процессе компьютерной презентации. Первичное освоение новых знаний: инд.работа: игра-неразбериха.

Физ.минутка.

Введение новых знаний в процессе компьютерной презентации.

Закрепление новых знаний: соединить репродукции и соответствующее им название вида искусства стрелками

3. Подведение итогов.

Ход урока

1. Организационный момент 1-2 мин

Взаимное приветствие. Учитель проверяет готовность класса к уроку, наличие необходимых принадлежностей. Ученики занимают свои места. (Эмоционально положительный настрой на урок, мотивация на рабочий ритм.)

Вводное слово учителя

Что мы имеем в виду, когда говорим “ искусство”? Слайд 1

Ответы детей:

Учитель: живопись, скульптура, архитектура, ДПИ, музыка, литература, кино, балет, эстрада фотография (художественная) и др.- это всё – искусство . Слайд 2

Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложена в человеке самой Природой. Поэтому искусство не устаревает: созданные сотни и тысячи лет назад произведения волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством. Слайд 3

Ещё когда наши предки обитали в пещерах, одевались в звериные шкуры, а пищу добывали охотой, уже тогда они стремились украсить свою жизнь. Уже тогда, во времена первобытных художников появились все виды изобразительного искусства.

Скульптура - когда высекали из камня и лепили фигурки из глины.

Живопись - когда украшали скалы росписями.

Графика - когда на стенах пещер рисовали сажей или углем.

Декоративное искусство - когда вырезали узоры по камню и кости, изготавливали и

расписывали глиняные сосуды, составляли бусы из разноцветных камушков.

Через много тысяч лет рядом с художниками появились искусствоведы, т.е. люди ведающие (знающие) искусство. Вот они, чтобы было удобнее изучать искусство и дали им названия и нашли у каждого из них свои отличительные особенности, о которых мы и поговорим.

В зависимости от материальных средств , с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств :

1) пространственные , или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве;

Слайд 4 (Комплекс Ангкор. Та Пром. Территория современной Камбоджии ; Михаил Врубель. Голова Ливийского льва. 1892 г. Горельеф (маска). Государственная Третьяковская галерея. Москва; Тициан. Денарий кесаря. 1516 г.).

2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве;

Слайд 5 (фотография дощечки №16 Велесовой книги).

3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом.

Слайд 6.

Основными видами искусства являются: пластические искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, ДПИ, дизайн), литература, кино, театр, музыка.

Слайд 7 (Михаил Врубель . Микула Селянинович и Вольга. 1899 г. Камин, майолика. Третьяковская галерея; Рафаэль Санти. Дама с единорогом. 1505)

Живопись – (слайд 8, Анри Руссо. Заклинательница змей)по назначению, по характеру исполнения и образов различают: живопись монументально-декоративную (слайд 9 ) (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архитектурного пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека; станковую (слайд 10 . Иван Крамской . Русалки. Христос в пустыне.) (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с каким-либо определенным местом; декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов); миниатюру (слайд11. Братья Лимбург. «Великолепный часослов…» ) (иллюстрации рукописей, портреты и т. д.); иконопись (слайд 12. Андрей Рублев. «Троица» , 1411 год или 1425-27. , . 142×114 см. , . Симон Ушаков "Икона архангела Михаила" ) .


Основное выразительное средств о живописи - цвет - своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности этого вида искусства.

Живопись представлена разнообразными жанрами:

Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.

Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.

Графика (слайд 13 . Гравюра Хокусая ; Франсиско Гойя. Сон разума рождает чудовищ. 1799. Офорт .) (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок , как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию (на бумаге), линогравюру , гравюру на картоне и др.

Язык графики и главные его выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно и тон.

Скульптура (слайд14. Микеланджело Буонарроти. Пьета. ) (лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso - леплю) - вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре - человек, реже - животные (анималистический жанр), ещё реже - природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, весовых отношений, выбор пропорций, специфических в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средств ами этого вида искусства.

Скульптура делится на два вида: круглая , свободно размещающаяся в реальном пространстве, и рельеф (барельеф, горельеф, контррельеф), в котором объемные изображения располагаются на плоскости.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная (слайд15 ) - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:

Памятники,

Монументы,

Мемориалы.

Станковая (слайд 16 )- рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

Декоративная (слайд17 ) - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики

Архитектура (слайд 18 )(лат. architectura, от греч. architeкton - строитель) - зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты.

Основные средств а создания художественного образа в архитектуре - формирование пространства и архитектоника. В число художественных средств архитектуры входят также фактура и цвет, разнообразие которых достигается различными приёмами обработки поверхности здания. Различают три основных вида архитектуры: объемные сооружения (слайд 19 ) (культовые, общественные, промышленные, жилые и другие здания); ландшафтная архитектура (слайд 20 )(беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков); градостроительство (слайд 21 )- создание новых городов и реконструкция старых.

Декоративно-прикладное искусство (слайд 22 )- вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

1. Монументально-декоративное искусство (архитектурное и садово-парковое)

3. Оформительское искусство (стенды, реклама, плакаты)

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы.

Основными народными промыслами России являются:

Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;

Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;

Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;

Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;

Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская

Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра

Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,

Роспись по ткани - Павловские платки и шали

Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

Литература (слайд 23 )- вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.

Литература подразделяется на:

Художественную

Учебную

Историческую

Научную

Справочную

Основными жанрами литературы являются:

Лирика - один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.

Драма - один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.

Эпос - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:

Эпопея - крупное произведение эпического жанра.

Новелла - повествовательный прозаический (гораздо реже - стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму.

Повесть (рассказ) - литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой

Рассказ - Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.

Роман - большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.

Баллада - лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.

Поэма - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.

Кино (слайд 24 )- искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности.

Кино это синтетическое искусство в него включены органические элементы такие как, литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа.

Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное.

Определены также жанры кино:

Драма,

Трагедия,

Фантастика,

Комедия,

Историческое и т.д.

Театр (слайд 25 )- вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.

Основа театра - драматургия.

Театральные постановки подразделяются по жанрам:

Драма;

Трагедия;

Комедия;

Мюзикл и т.д.

Музыка (слайд 26 )(от греч. musike - букв. - искусство муз) - вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка.

Музыка подразделяется:

На роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;

На жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Хореография (слайд27 ) (гр. Choreia - пляска+ grapho - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.

Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ.

- Первичное освоение новых знаний: индивидуальная работа: игра-неразбериха.

Работа в парах – взаимопроверка (поменяться карточками - по показу на экране проверить работу соседа). Оценка по предложенному учителем критерию. Выставить на карточке полученную оценку.

Физ.минутка.

Но помимо классических видов искусства существуют еще и современные. К такому виду можно отнести:

(Photo Story2)

Инсталляция (от англ. installation - установка) - пространственная композиция, созданная художником из различных элементов - бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл.

Приблизительно в середине ХХ века появился новый вид искусства - авторская кукла. В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от детских кукол для "игры", эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают совей неигрушечной глубиной.

Компьютерная графика

Современный вид искусства - компьютерная графика. Это вид графики, в которой для смешения изображений используются компьютеры. Результат этой деятельности так же называют компьютерной графикой.

Основные области применения

Сначала компьютерная графика шла только в научные учреждения и двигалась лишь академическим интересом. Со временем такой вид графики прочно вошел и в нашу повседневную жизнь. Перечислим основные сферы применения технологий компьютерной графики:

Веб- дизайн

Само понятие «дизайн» появилось относительно недавно, оно итальянского происхождения и имеет множество вариантов перевода. Это и план, и замысел, и намерение; в другом значении – набросок, эскиз, рисунок; также его можно перевести как модель, шаблон, элемент, лежащий в основе чего-либо, схема или композиция. Появление веб- дизайна – это новый виток развития данного вида искусства, ведь продукты интернет- бизнеса – это выгодный способ реализации экономических интересов различных компаний, а, следовательно, - новый пласт коммерческой деятельности.

PinUp

Пинап – вид современного искусства. Это плакат, который прикалывается на стену. Чаще всего это изображение привлекательной девушки в определенном стиле, чаще полуобнаженной. В середине XX века пинап употребляется как обозначение, какого – либо стиля в американской графике.

Модель фотографии, которой становятся явлением поп – культуры, называется Pin-up girl. Часто эти девушки – актрисы, певицы или фотомодели. Их фотографии приклеивались к стенам казарм, общежитий и т.д.

Почтовое искусство

В связи с появлением различных значимых событий в XX веке и расширением тем, которым посвящались почтовые марки стали появляться марки с живописью. Становится, много коллекционеров со всего мира, их привлекает возможность знакомиться с картинами лучших музеев мира, не выходя из дома.

Создаются тематические и мотивные коллекции. Большой популярности пользуются эти коллекции у филателистов.

Боди-арт

Боди-арт одна из форм авангардного искусства. Главный объект в боди–арте – тело человека. Так же в качестве объекта в этом искусстве могут быть и фото, видео, а так же муляжи тела.

Прежде всего, тело в боди-арте – это вещь. Прямо перед зрителями разыгрываются композиции боди-арта, а так же демонстрируются в последующем в выставочных залах. Такое направление в искусстве возникло на стадии авангарда, а после получило широкое распространение в постмодернизме. Боди – арт в некоторых случаях близок к некоторым контркультурам: панк - культуре, сексуальной революции, хиппи-культуре, нудизму.

Татуировка , тату - виды модификации кожи, вживленный в слои кожи специальный красящий пигмент (краска для татуировки). Возможно сформированный в рисунок или в символ. Человеческая татуировка - декоративная модификация тела, в то время как на животных обычно используются для идентификации. Татуировка, это разновидность боди-арта - вид авангардного искусства.

Sand Animation Art - Искусство Рисования Песком

Термин Sand Animation Art весьма сжато объясняет суть, но вряд ли передает все Чудо Вдохновения, которым обладает этот вид искусства. Вооруженный прожектором и горизонтальным экраном, художник вначале накидывает полотно песка на светящийся холст и затем начинает изобретать и выписывать замысловатые линии, превращающиеся трехмерные пейзажи и движущиеся фигуры.

Как только первое полотно закончено, оно развеивается или трансформируется художником во что-то совершенно другое.

Реклама
О том, что реклама является искусством, знают у нас, пожалуй, немногие - в основном, это те, кто её, собственно, делает. Для большинства же потребителей этой самой рекламы она, как правило, - нечто навязчивое, отвлекающее от интересной телепередачи или настырно бросающееся в глаза на улице. Вместе с тем, реклама очень часто достигает цели - в основном именно тогда, когда она глаза не режет. Что ж, в конце концов, на одного Репина приходится миллион маляров, а на одного Пушкина - миллион графоманов, но живопись и литература тем не менее искусством являются. Является им и реклама.

NanoArt (НаноАрт) - это новый вид искусства, связанный с созданием художником скульптур (композиций) микро- и нано- размеров (10^-6 и 10^-9 м, соответственно) под действием химических или физических процессов обработки материалов, фотографированием, полученный нано (nano) образ с помощью электронного микроскопа и обработкой черно-белых фотографий (раскраска в причудливые цвета) в графическом редакторе (например, Adobe Photoshop). NanoArt - это 3D-искусство, которое передает атмосферу картины через цвет и объем.

Street Painting или Madonnari (на итальянском) - рисунки на асфальте, произведения городской живописи. Street Painting, одно из направлений стрит арта (street art ), отличается от граффити (классического): “уличная живопись” имеет дело с асфальтом (тротуаром), а граффити (graffiti ) - со стенами зданий, заборами и прочими вертикальными поверхностями.

Граффити уже давно заслужило себе имя современного уличного искусства. Граффити имеет множество поклонников по всему миру, что доказывает его эстетическую ценность. Появившись в Америке, граффити вскоре вдохновили собой на сотворение чего-то подобного весь молодёжный мир.
Философия граффити состоит в том, что те, кто рисует, и те, кто может распознать этот рисунок относятся к некой «касте посвящённых».

Аэрография

Аэрография – искусство нанесения изображений на различные поверхности жидким или порошкообразным красителем при помощи сжатого воздуха. Для этого служит специальное приспособление – аэрограф (в международной практике – airbrush, «воздушная кисть»).

Закрепление новых знаний: соединить репродукции и соответствующее им название вида искусства стрелками. (приложение 1)

Самопроверка и самооценка по предложенному критерию.

3. Подведение итогов.

Как видите, в наши дни искусство удивительно многообразно. Современные художники работают практически с любыми материалами - от масляных красок до видеозаписей и даже тел животных. Однако эти произведения разрабатывают те же темы и идеи, которые всегда присутствовали в живописи. Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно -- реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

Две полученных за урок оценки выставляются в дневник.

Урок окончен. Спасибо за работу

Урок 1.

8 класс . Тема урока «Искусство вокруг нас. Виды искусства »

Цель урока: дать учащимся представление об искусстве, что оно вокруг нас, познакомить с разновидностями видов искусства.

Задачи :

Выявить представление детей об искусстве;

Познакомить с основными видами искусства;

Показать различия и особенности каждого вида искусства;

Развитие чувств, эмоций, образно - ассоциативного мышления;

Воспитание потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры;

Создание условий для использования приобретенных знаний и умений для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.

Вид урока : урок-беседа

Оборудование: компьютер, колонки, презентация, экран.

Ход урока.

1 этап: постановка проблемы

УЧ. Здравствуйте. Посмотрите на экран. Что вы видите? (слайд №1)

ДЕТИ: Картины, памятники, балет, нотную запись. Все это произведения искусства.

УЧ. Правильно, всё это произведения искусства. Где мы можем их увидеть?

ДЕТИ: В музее, на улице, на выставке и т.д.

УЧ. Как вы уже поняли, разговор на уроке пойдет об искусстве. Какова тема урока?

ДЕТИ: Делают предположения, предлагают варианты названия урока.

УЧ. Тема урока « Искусство вокруг нас» (слайд №2)

Записывают тему урока « Искусство вокруг нас»

УЧ. Само слово «искусство» вы уже встречали на уроках ИЗО, музыки, когда давали определение живописи и музыки. Мы с вами говорили, что живопись и музыка это виды искусства. А что же такое само искусство?

ДЕТИ делают предположения.

УЧ. Искусство - часть духовной культуры человечества. (слайд №3)

Если сказать простыми словами, искусство – это любая форма деятельности человека, совершённая умело, мастерски, искусно.

2 этап. Основной .

УЧ. На какие три группы делятся виды искусства?

(слайд 4)

ДЕТИ: Пластические или пространственные, временные, пространственно – временные.

УЧ. Первая группа объединяет пространственные виды искусства, которые воспринимаются зрительно.

Слайд 5 Записать в тетрадях, какие виды искусства относятся к пространственным:

Живопись

Графика

Скульптура

Архитектура

Дизайн

Слайд 6-7 Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.

(слайд 8-9) Графика - вид изобразительного искусства, основой которого является рисунок с использованием контурных линий, штрихов, тонов и пятен в контрасте с белой, цветной или черной поверхностью бумаги.

Слайд 10-11 Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.

Слайд 12-13 Архитекту́ра , или зо́дчество - искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений...

Слайд 14-15 Диза́йн - деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн автомобиля»)

Слайд 16-17 Декоративно-прикладное искусство (от deco - украшаю) - широкий раздел , который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными (могут иметь практическое употребление в повседневной жизни) и художественными функциями.

Во вторую группу включены виды искусства временные, обладающие определенной динамикой или растянутые во времени.

Слайд 18 Записать в тетрадях, какие виды искусства относятся к временным.

Музыка (вокальная и инструментальная)

Литература (фольклор, проза, поэзия)

Слайд 19- 20 Му́зыка - вид искусства отражающий действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований.

Слайд 21-22 Литерату́ра ( literatura , - написанное , от litera - буква) - в широком смысле слова: совокупность любых письменных .

К третьей группе относятся пространственно-временные виды искусства, которые воспринимаются как зрительно, так и на слух:

Слайд 23 Записать в тетрадях, какие виды искусства относятся к пространственно-временным.

Театр , кино , танец.

Слайд 24-25 Теа́тр - зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.

Слайд 26-27 - вид современного изобразительного , произведения которого создаются при помощи движущихся изображений.

Слайд 28-29 Танец - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец - древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела.

Слайд 30 Различные виды искусства взаимно обогащаются, часто заимствуют друг у друга средства выражения содержания.

Все разнообразие окружающего нас мира и отношение человека к нему, мысли и чувства, идеи и представления, верования людей - все это передается человеком в художественных образах.

Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. И так было во все времена.

Искусство - это своеобразный учебник жизни.

«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления человека к добру, к радости и совершенству», - писал известный немецкий писатель Томас Манн.

3 этап: Закрепления и проверка понимания учащимися материала

УЧ. Произведения, каких видов искусства вы сейчас видите? (слайд № 31-40)

Ответы:

Танец, архитектура, кино, театр, скульптура, живопись и т.д.

4 этап: подведение итогов

Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, театры, путешествуя и просто гуляя по улицам…

Заканчивая урок, пусть каждый из вас подумает и скажет какой вид искусства вам ближе. Почему? Приведите примеры. (Звучит музыка)

5 этап. Объяснение по выполнению домашнего задания

    Составьте синквейн к слову искусство.

Слайд 41 Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражения.

Искусство

1.два прилагательных

2 три глагола

3. фраза

4.вывод

2. учить конспект.

6.Оценка работы на уроке

Отметка ставится учащимся, активно работающим на уроке.

Проверочная работа по теме урока на карточках.

Конспект « Искусство вокруг нас»

Искусство - часть духовной культуры человечества.

Искусство – это любая форма деятельности человека, совершённая умело, мастерски, искусно.

К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности, - живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино.

Все искусства делятся на три группы

Живопись

Графика

Скульптура

Архитектура

Дизайн

Декоративно – прикладное творчество

Музыка (вокальная и инструментальная)

Литература (фольклор, проза, поэзия)

Театр , кино , танец.

Первая группа объединяет пространственные виды искусства , которые воспринимаются зрительно.

Во вторую группу включены виды искусства временные , обладающие определенной динамикой или растянутые во времени.

К третьей группе относятся пространственно-временные виды искусства, которые воспринимаются как зрительно, так и на слух.

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражения.

Искусство

1.два прилагательных

2 три глагола

3. фраза

4.вывод

Тема урока: «Искусство вокруг нас» (8 класс, урок 1)

I . Организационно-мотивационный этап

Начало урока. Целеполагание

С каким новым для вас учебным предметом мы начинаем знакомство? (Искусство)

Как вы считаете, какой вопрос будет проходить красной нитью через весь урок? (Что такое искусство?)

Цель урока: узнать, что такое искусство (запись на доске)

Придумайте красивое название нашему первому уроку по Искусству.

Раздел: «Искусство в жизни современного человека» (запись в тетради)

Тема урока: «Искусство вокруг нас» (запись в тетради)

Какие вопросы об искусстве мы можем задать себе на уроке?

План урока (запись на доске):

1) Выделить особенности искусства.

2) Узнать о видах искусства.

3) Сделать выводы по теме «Искусство вокруг нас».

Актуализация знаний

«Исследовательский фартук»

Задание. В тетради схематично изобразить фартук. В верхней части фартука записать слово «искусство», в нижней (в карманах) – слова и выражения, которые относятся к понятию «искусство».

Учащиеся – в роли «хозяюшки». В течение нескольких минут они «складывают в карманы» слова и выражения, связанные с искусством. Учитель проверяет, кто больше всех набрал нужных слов и выражений, затем оценивает, кто «самая лучшая хозяйка» («самый лучший хозяин»).

Творчество, наука , художественные образы, термины, определения , обращение к Прекрасному,

учёный , художник, эмоции, теоремы , чувства (6 слов и выражений).

II . Организация деятельности учащихся

Изучение нового материала . Обсуждение и решение проблем

«Формулирование понятия»

Задание. Сформулируйте и запишите в тетради определение понятия «искусство» (Что такое искусство?)

Искусство 1 - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Искусство 2 – умение, мастерство, знание дела.

А кто творит искусство? (поэты и писатели, музыканты, актёры кино и театра, режиссёры, фотографы, скульпторы, …)

Как называют людей искусства? (художник)

Художник (в широком смысле слова) – тот, кто творит искусство.

«Викторина по видам искусства»

(Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединённые какой-нибудь общей темой).

Искусство очень обширно. Узнайте, о каком из видов искусства идёт речь?

1) А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (поэма, фрагмент) – литература.

2) В.-А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» - музыка

3) А. Саврасов «Грачи прилетели» (живопись), «Портрет И.-С. Баха» (графика), В. Мухина «Рабочий и колхозница» (скульптура) – изобразительное искусство.

4) «Средневековые замки» - архитектура.

5) «Предметы быта» («Домашняя утварь») – декоративно-прикладное искусство.

Виды искусства (запись в тетради) :

1) литература (искусство слова);

2) музыка (искусство звука);

3) изобразительное искусство: живопись, графика, скульптура (искусство изображения);

4) архитектура (искусство строить и украшать здания);

5) декоративно-прикладное искусство (искусство создавать и украшать предметы быта: домашнюю утварь, мебель, ткань, одежду);

6) танец (искусство движения);

7) театральное искусство;

8) киноискусство;

9) цирковое искусство (в театре, кино, цирке встречаются все виды искусства).

«Работа со схемой» («Виды искусства») - Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская

«Искусство», 8-9 классы, учебник для общеобразовательных учреждений, с. 8

Какие виды искусства относят к пластическим или пространственным? (ИЗО, архитектура, ДПИ)

Какие виды искусства относят к временным? (музыка, литература)

Какие виды искусства относят к пространственно-временным? (танец, театр, кино, цирк)

Чем отличаются пространственные виды искусства от временных?

Почему театр, кино, цирк относят к пространственно-временным видам искусства?

Пластические или пространственные виды искусства – виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Произведения пространственных искусств воспринимаются зрением, а иногда и осязанием и находятся в реальном пространстве. В пространственных искусствах пластика объёмов, линий, форм имеет существенное значение, именно поэтому они и получили такое название (пластика – объёмные, осязательные качества художественной формы в скульптуре и в изображении на плоскости).

Временные виды искусства – виды искусства, которые распространяются во времени. Произведения временных искусств воспринимаются в основном слухом, и длятся во времени.

Пространственно-временные – виды искусства, которые одновременно существуют и в пространстве и во времени.

III . Контрольно-рефлексивный этап

Контроль знаний, обратная связь

«Текст с ошибками»

Задание. Найдите в тексте ошибки и исправьте их.

«Искусство – это создание чего-либо нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано другими. Творцы искусства - учёные и художники. Художник – это (не) только человек, кистью и красками создающий картину. Художник – это и поэт, и композитор, и актёр, и фотограф, и камнерез, и любой тот, кто творит искусство. Понимание искусства не требует большой работы ума и души».

Чтобы доказать самим себе, что понимание искусства требует большой работы ума, я предлагаю вам совершить путешествие в древние времена. В те самые времена, когда человек только начинал осознавать себя, изобретал слова, вырезал на стене контуры животных. В те самые времена, когда искусство только зарождалось. С тех самых времён существует историческое свидетельство того, как древние скифы прислали царю персов письмо с изображением птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Что они имели в виду, начертав в письме эти рисунки? (Письмо это означало: «если персы не умеют летать, как птицы, прятаться в земле, как мыши, перепрыгивать через болота, как лягушки, то скифы перебьют их своими стрелами»).

«Разучивание песни» «Что такое осень?» (сл. и муз. Ю. Шевчука)

(- К какому виду искусства относится песня?)

Какие два вида искусства соединились в песне? (музыка и литература)

Рефлексия

«Шесть шляп»

Учащимся предлагается выбрать один из цветов. Выбранный цвет должен дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности ученика на уроке.

Белый цвет символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.

Желтый – позитивные суждения.

Черный – отражает проблемы и трудности.

Красный – эмоциональные суждения без объяснений.

Зеленый – творческие суждения, предложения.

Синий – обобщение сказанного, философский взгляд.

«Домашнее задание»

Выписать из словаря определение понятия «искусство».




Top