Рисунок на тему изобразительное искусство. I

Более доступным в исполнении, не требующим специальных технологий травления, печати является станковый рисунок (рисунок не как одно из художественных средств изобразительного искусства, а как вспомогательное произведение). Рисунок исполняется художником непосредственно на листе бумаги каким-либо графическим материалом - карандашом, углем, тушью, сангиной, акварелью, гуашью. Рисунок - изображение, выполненное от руки. На глаз, с помощью графических средств: контурной линии. Штриха и пятна. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования. Темам и жанрам, технике и характеру исполнения. Зародился рисунок еще в эпоху верхнего палеолита - рисунки животных, процарапанные на камне, кости, нарисованные на стенах пещер (пещеры Альтамиры в Испании, пещеры фон де Гон, Монтеспан фо Франции). Рисунок эволюционирует от линий выдавленных или процарапанных к линиям нарисованным, силуэту, штриховке, к цветному пятну. От искусства древневосточной цивилизации, искусства Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и всех последующих эпох до наших дней обучение изобразительным искусствам начиналось с изучения рисунка. Основные правила построения изображения на плоскости были в центре внимания таких известных художников как Леонардо да Винчи, Дюрер. “Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки,” - писал великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буанарроти (1475-1564). Длительное время рисунок служил лишь вспомогательным материалом для художника. В эпоху Ренессанса, в эпоху наблюдения за натурой, рисунок освобождается от зависимости и начинает становиться самостоятельной ценностью (17-18 в.в.). Сначала для рисунка используют сангину, уголь, серебряный карандаш. Позже появляется графитный карандаш и резиновый ластик. В 19 веке авторская графика становится совершенно независимой от живописи. Возникают краски на водной основе (акварель, гуашь). В 20 веке возникает цветная тушь. Рассматривая различные виды графических работ, мы все ближе и ближе подошли к живописи, но также в процессе рассмотрения выявились основные отличия графики от живописи:

огромное значение в графике имеет преобладание линии (линия как таковая в природе вообще не существует, но в графике она либо проведена явно каким-либо инструментом - будь то резец. карандаш или кисть, либо создается соседствующими пятнами - ахроматическими или хроматическими, как в акварели и гуаши);

графика более контрастна, в основном это контраст черного и белого, контраст фона и рисунка, особое взаимодействие фона и изображения (не случайно основой графических работ чаще всего является бумага - она предоставляет широкие возможности в выборе фактуры, цветового оттенка фона);

графика не загромождает пространство, а наоборот создает его, в чем-то она похожа на музыку - ей свойственны паузы, и паузы эти играют большую роль;

графика (особенно рисунок, литография) дает художнику больше свободы, нежели живопись, благодаря простоте и доступности техники, возможности работать быстро, отражая мгновенные эмоциональные переживания;

графика в основном имеет иллюстративный характер, она более декоративна (часто используется для создания иллюстраций к книгам, шаржей и т. д.).

Последние два пункта вступают в некоторое противоречие - с одной стороны графическое произведение наиболее полно отражает характер художника, с другой стороны - графика более декоративное, декоративно-прикладное искусство, нежели станковое произведение.

Данная презентация выполнена для уроков изобразительного искусства по программе Б. Неменского в 6х классах и посвящена рисунку, как началу и основе любой изобразительной деятельности. Презентация содержит образцы рисунков разного плана и длительности исполнения, также образцы рисунков разного целевого назначения. Есть также интересные фотографии об устройстве человеческого глаза, вызывающие у детей оживление и интерес. Текста мало, предполагается устное комментирование учителем.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

РИСУНОК – основа изобразительного творчества

И для скульптора, и для архитектора, и для живописца рисунок необходим и в процессе обучения, и в процессе создания произведений

Чаще всего рисунок выполняется карандашом или углем

Но может быть выполнен и пером, и ручкой, и даже кистью

Виды рисунка: Набросок – это рисунок, сделаный очень быстро. В наброске художник изображает основную пластическую мысль

Тогда он называется ЗАРИСОВКОЙ Рисунок может быть более долгим, изучающим.

Бывают также ТЕХНИЧЕСКИЕ РИСУНКИ

Существует УЧЕБНЫЙ РИСУНОК Его цель – освоение правил изображения

ТВОРЧЕСКИЙ РИСУНОК – всегда особенный, В нем автор стремится выразить свое отношение к тому, что он рисует.

Чтобы овладеть рисунком, Необходимо учиться ВИДЕТЬ

Учиться видеть – значит учиться особым образом мыслить

Рисование начинается с рассматривания

Занимаясь рисунком, понимаешь, что это особый способ ИССЛЕДОВАНИЯ в котором важное место занимает твое отношение к тому, что ты рисуешь

Рисунок – это рассказ художника о том, что он видел Рисунок показывает нам ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисунок - основа изобразительного творчества. Презентация к уроку в 6 классе.

Презентация к уроку изобразительного искусства в 6 классе. Тема урока: "Рисунок - основа изобразительного творчества". Презентация содержит краткий теоретический материал, который сопровождается нагля...

«Рисунок – основа изобразительного творчества. Знакомство с видами графики и графическими материалами»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Переславля-Залесского Конспект урока по изобразительномуискусству в 6 классе«Рисунок...

Изобразительное искусство в 6 классе. Тема:«Графические материалы изобразительного творчества» ,

«Графические материалы изобразительного творчества» , 6 класс.Тип урока – комбинированный. На данном уроке учащиеся получают подробные теоретические знания и понятия о графических средствах выразитель...

Рисунок - вид графики и вместе с этим основа всех видов изобразительного искусства. Рисунок может выступать и как самостоятельный вид творческой деятельности. Виды рисунка различаются по технике исполнения, по назначению, темам и жанрам.

Рисунку подвластны любые жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический жанры и др.). В композициях средствами рисунка можно воплотить разнообразные темы: строительства, сбора урожая, космических полетов, путешествий, праздников и др. Основные средства художественной выразительности рисунка - линия, штрих, пятно. При помощи штриховки, тона и светотени передается форма, объем, пропорции предметов, линейная и воздушная перспективы. Рисунок может быть самостоятельным произведением искусства.

Рисование может осуществляться на основе непосредственного наблюдения с натуры, по памяти, представлению или воображению.

Основу линейных рисунков составляет условность -линия, которой мы отображаем контур видимых нам форм. В действительности ни один предмет в природе не имеет линий. Несмотря на условность, линейные рисунки зрительно воспринимаются как нечто вполне естественное.

Тоновым рисунком мы будем называть рисунок, в котором предметы изображаются путем имитации их светлотных характеристик - собственной окраски предметов, света и теней, как собственных, так и падающих.

Собственная тень - это тень на тех поверхностях предмета, которые отвернуты от источника света.

Падающая тень это тень на тех поверхностях предмета, которые обращены к источнику света, но загорожены от него другим предметом.

Блик - место на освещенной части предмета, где свет отражается непосредственно от источника (на глянцевых поверхностях мы видим непосредственно отражение источника света).

Свет- освещенная часть предмета.

Полутень - переход между светом и собственной тенью, или между тенью и рефлексом.

Тень - самое темное место в собственной тени, на которое не попадает ни прямой, ни отраженный свет.

Рефлекс - место в собственной тени на предмете, на которое попадает отраженный свет от другого освещенного предмета или освещенной части того же предмета - всегда значительно темнее света.

Падающая тень - самая темная градация среди теней при условии одинаковой окраски предметов, по мере удаления от предмета ее границы размываются, а сила тона слабеет.

Рисунок 1. Тоновый рисунок.

Длительный рисунок - основан на продолжительном изучении натуры.

В длительном рисунке серьезно и глубоко изучаются отдельные правила и законы рисунка, сосредоточивается внимание на основных этапах построения реалистического изображения. В набросках и коротких зарисовках вы приучаетесь использовать свои знания и навыки. Процесс обучения рисованию проводится на основе длительного штудирования натуры. Длительный рисунок дает возможность глубже усвоить закономерности построения изображения на плоскости и понять особенности строения натуры.

Современная методика обучения рисованию предусматривает три основных этапа работы над длительным рисунком: композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги и определение общего характера формы; пластическая моделировка формы светотенью и детальная характеристика натуры; подведение итогов проделанной работы.

Длительный рисунок должен начинаться с живого эмоционального наброска, который будет заключать в себе основное композиционное решение рисунка.

Набросок - это кратковременный рисунок. Его можно выполнить за 2-5-10 мин, в зависимости от цели, которую вы перед собой ставите.

При изучении форм предмета лучше делать короткие наброски (2-5 мин.). Если же вас интересует распределение светотени, то времени на набросок уйдет больше, так как нужно передать и форму предмета, и его светотень.

Наброски выполняются перед началом работы над длительным рисунком с целью предварительного изучения формы предмета или группы предметов и взаимного положения их в пространстве. Такие наброски следует делать с разных точек зрения, меняя положение предмета в пространстве.

Большую роль играют наброски при подготовке к тематическому рисунку. Они помогают грамотно нарисовать предмет, пейзаж, фигуру, найти наиболее удачное положение, движение или форму.

Полезно выполнять наброски и с самостоятельной целью. Работа над набросками развивает наблюдательность, умение выделять главное, легко определять форму и характерные особенности предмета и передавать их в рисунке.

Набросок может быть выполнен одними линиями, без передачи светотеневых отношений. Чтобы он получился выразительным, передающим объем и пространственное положение предмета, надо уметь варьировать толщину линии. В темных местах линия может быть широкой, мягкой, светлые места лучше очертить тонкой, волосяной линией. Кое-где в тени можно добавить несколько широких штрихов для того, чтобы подчеркнуть объем формы.

Наброски могут быть линейные или тональные.Линейные наброски передают движение и характер объекта двумя-тремя линиями. Для них хорошо подходят карандаши, фломастеры, маркеры - все, что помогает создать точную и живую линию.

Ананьева Елена Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: "Самарское художественное училище им.К.С.Петрова-Водкина"
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Рисунок - основа изобразительного искусства"
Дата публикации: 16.03.2017
Раздел: среднее профессиональное

Рисунок - основа изобразительного искусства.

Процесс познания художником окружающего мира состоит в раскрытии

Глубокое

всестороннее

закономерностей

основное

реалистического

искусства.

Правильно

правдиво

изобразить

действительность

знания ее законов невозможно.

Реалистическое искусство требует от художника тесной связи с жизнью и

высокопрофессионального

мастерства.

внимание

художественной

овладения

изобразительного

искусства. Реалистическое искусство пользуется языком, ясным для всех, оно

доступно

стремится

отображать

реальную

действительность правдиво, без искажений.

Основой всех видов изобразительного искусства является рисунок. Это не

искусство,

обучающая

понимать

конструктивную

изображать

пластическую

структуру

предмета

плоскости.

средство

выражения

фантазии,

представлений в любой композиционной и проектной работе.

Одной из задач учебного академического рисунка и является раскрытие

познания

реальной

действительности

процессе

построения

изображения, раскрытие приемов и методов изучения форм природы.

Программа

основывающаяся

использовании

традиций мировой и русской реалистической школы, ориентирует учащихся

углубленное

изучение

Последовательность

постепенность

процесса

рисования

принятые

художественной

позволяют

сочетать

изучение

художественной

интерпретацией.

Необходимо

внимание

краткосрочным постановкам по рисунку, наброскам, рисованию по памяти и

по представлению, работе по изображению античных слепков, интерьеров,

архитектуры

театрально-декорационных

постановок,

творческой и самостоятельной практике студентов.

Пути постижения человека и природы раскрывали художники прошлых

столетий.

представляют

высказывания,

трактаты, многие положения из которых по сей день не утратили своего

значения.

Начальная практика рисования гипсовых слепков – это хорошая подготовка

учащихся к дальнейшему изучению человека на последующих курсах. Эта

приучает

точности

изображения,

тренирует

зоркость

дисциплинирует художника, воспитывает в нем эстетический вкус. Рисование

предусматривает решение учебных и творческих задач в единстве, являясь

системой

обучения

воспитания

развития

творческого

потенциала.

рисовании

необходимо

приучаться

представлять себе объем в целом, иметь ввиду и те части, которых не видно с

данного места. Все части рисунка, все детали должны жить только в связи с

другими. Сумма частей в искусстве не равна целому, так как целое – это

сумма частей плюс целостность, единство, собранность и соподчиненность

этих частей.

Светотеневые отношения (сила света, теней и полутеней) в

ансамбле

подчиняться

определенной

гармонии.

Каждый полутон, свет, рефлекс и блик должны дополнять и поддерживать

друг друга так, как это мы наблюдаем в музыке, где каждый звук аккорда

согласован с соседним, дополняет его, создавая впечатление единого целого.

обучения

необходимо

осваивать

многочисленные

технические

рисования,

различные

материалы.

наброски, зарисовки (рисовать от себя, по представлению), развивая остроту

глаза и наблюдательность.

временем

приходит

рисовать,

предварительное

построение, держа его в уме, ориентируясь на основные опорные пункты.

Появиться возможность отойти от строгой дисциплины, сухости, которые так

необходимы в процессе изучения, но навсегда должно остаться стремление

анализировать и точно передавать натуру.

Формирование

художника-реалиста

предусматривает

вооружение

учащихся художественных учебных заведений определенной суммой научно-

теоретических знаний и практических навыков. Художник-профессионал тем

отличается

дилетанта,

понимать

сложности

реалистического

изображения,

закономерности

зрительного

восприятия действительности и уметь творчески их использовать в работе.

мастеров,

начинающий

рисовальщик

замечает в них отступления от правил, нарушение закономерности строения

формы, и ему начинает казаться, что правила вообще не нужны, главное -

эмоциональная

выразительность

проистекает

непонимания

различия

творческим

рисунком

бывает возможно для мастера, недопустимо для ученика. Познавая в рисунке

законы линейной перспективы, ученик обязан строго соблюдать все правила.

Мастер же может делать отступления.

Профессиональная

квалификация

художника

находится

зависимости от суммы и качества знаний и навыков, которыми обладает

художник,

использовать

процессе

творческой работы.

Овладевая

профессиональными

знаниями

навыками

занятиях,

учащийся

художественного

учебного

заведения

постоянно

активизировать свою творческую деятельность, развивать художественный

вкус. Этого можно добиться путем развития образного видения, образного

мышления,

систематических

изучением

произведений

мастеров. Занятия учебным рисунком помогают художнику правильно видеть

и понимать реальную действительность, указывают правила и способы ее

верного изображения.

Рисунок, тончайший инструмент художника для выражения творческих

замыслов, в то же время и средство изучения действительности во всем ее

бесконечном многообразии.

Современная

академического

наследовала

традиции русской и мировой культуры, в основе ее методов обучения лежит

рисование с натуры. Основы школы реалистического рисунка были заложены

еще художниками Древней Греции, они проявляли живой интерес к реальной

действительности, стремились с математической точностью познать законы

природы и на их основе добиться полной достоверности в изображениях.

Художники эпохи Возрождения продолжили эту линию, но уже с новых

глубоким

научно-теоретическим

обоснованием.

трактатах

Альберти,

Леонардо

искусство

определяется как наука, а в основу обучения кладется рисование с натуры как

наилучший

познания

реальной

действительности.

веках рисование выделяется в самостоятельную учебную дисциплину -

академический

дальнейшем

становится

главнейшим

учебным предметом во всех художественных учебных заведениях.

изобразительного

искусства.

академического

рисования ставит своей задачей научить правильно наблюдать и познавать

предметы окружающей нас природы.

Наша художественная школа должна использовать все лучшее, что было в

системах

академических

развивать

принципы

методы, которые давали высокие результаты, а не отвергать достижения

прошлого. В настоящее время реалистическое искусство не потеряло интерес

необходимость

дальнейшем






Виды рисунка Основными видами рисунка являются: набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз. Эдуар МАНЕ. Портрет мадам Жюль Гийме. Набросок. Уголь. Франция Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, быстро исполненное. Главное назначение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов художника. Набросок может исполняться с натуры, по памяти или воображению.




Эскиз - подготовительный набросок для более крупной работы. Исполнению значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения. Лев Бакст Эскиз Костюма для Анны Павловой «Бабочка» Лев Бакст Эскиз костюма для Вацлава Нижинского "Шехерезада" Синий Султан


Этюд (французское etude - изучение) - в изобразительном искусстве произведение вспомогательного характера и ограниченного размера, выполняемое с натуры. В этюдах художники разрабатывают детали задуманного произведения Эжен Делакруа «Резня на Хиосе». Этюд Клод Оскар Моне «Дама с зонтиком». Этюд




Академический рисунок – многочасовая работа с подробной передачей конструкции и светотени объектов. Такая система включает копирование «оригиналов» признанных мастеров, рисование с гипсовых античных слепков и затем с живой натуры. Работы Юрия Бутенко Длительный академический рисунок гипсовой головы Афродиты Книдос. Длительный рисунок гипсовой головы Гаттамелаты




Станковый рисунок Станковый рисунок - рисунок, не имеющий прикладного значения; самостоятельный вид графики. Основными жанрами станкового рисунка являются: портрет, пейзаж и фигурная композиция. Станковая живопись Блудова И. В. «Историческая композиция» Николай Блохин. Портрет девушки


Творческий рисунок Он всегда особенный, в нем автор стремиться выразить то, что ему кажется интересным Рисунок из песка Светлана Дерид Полотно из песка столь не вечно Руки - кисти свой мир создадут Горсть песка высыпаю беспечно, Пусть с ним мысли плохие уйдут.








Анри Матисс "Женщина с распущенными волосами» Линейный рисунок Анри Матисс «Портрет молодой женщины с распущенными волосами» Тоновой рисунок


Используемая литература: 1. Л. А. Неменская. Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека. Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений, под редакцией Б.М.Неменского -М.: Просвещение, 2008; 2. Н. М. Сокольникова. Изобразительное искусство 5 – 7 классы Учебник в 4 книгах: «Основы рисунка», «Основы живописи», « Краткий словарь художественных терминов», «Основы композиции» -М.: Титул, Изобразительное искусство 6 класс. Поурочные планы по программе Л. А. Неменской, составитель М.А. Порохневская. – Волгоград: Учитель - АСТ, 2004;




Top