Рисунок на тему изобразительное искусство. III

Тема урока: «Рисунок – основа изобразительного искусства».

Цель урока: научить выполнять с натуры эскиз травянистого растения.

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить учащихся с творческими задачами рисунка, его видами, с материалами выполнения рисунка, техникой работы над ним.

2.учить выполнять рисунок карандашом с натуры.

3.развивать навыки овладения техникой рисования.

4.учить сопоставлять предметы с геометрическими фигурами прямоугольной, треугольной, трапецевидной формы.

Развивающие:

1.развивать моторику руки.

2.коррегировать и развивать пространственную ориентировку на листе.

3. развивать мыслительные операции при анализе объектов.

4. развивать речь и обогащать словарный запас.

5.совершенствовать представления.

Воспитательные:

1. воспитывать познавательный интерес к предметам и явлениям окружающего мира.

2.воспитывать позитивное отношение к урокам изобразительного искусства и к изобразительной деятельности вообще.

3.воспитывать оценочное отношение к своим рисункам и к рисункам товарищей.

4.воспитывать аккуратность при рисовании.

Методы:

Словесные - беседа, рассказ, объяснение

Наглядно-иллюстративные.

Тип урока: практический, комбинированный.

Оборудование: схема видов рисунков,

образцы травянистых растений,

схема строения травянистых растений,

работы детей,

плакаты с изображением материалов для рисования.

Ход урока.

Приветствие.

  1. Организационный момент.

Как правило, такие дети часто бывают возбуждены. Чтобы настроить их на рабочий лад, я включаю спокойную музыку (А.Глазунов «Лес») на 2-3 мин. и мы начинаем урок.

Эпиграф: «О вдохновение рожденья!

Мне с ним знакомиться дано,

Ко мне является виденье …»

М. Светлов

  1. Сообщение темы урока.

Рисунок – важнейшее средство изучения и отображения действительности. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей: скульпторам, живописцам, архитекторам, оформителям, дизайнерам. Оно необходимо и инженеру, и географу, и многим другим.

Сегодня на уроке вы начнёте постигать технику выполнения рисунка.

  1. Изучение нового материала.

(Рассказ, запись схемы на доске и демонстрация наглядных пособий).

  1. Сообщение теоретических сведений о рисунке (виды рисунка).

Свои первые идеи художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках – набросках.

Набросок – это произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Набросок может выполняться как с натуры, так и по памяти. Наглядным примером служит работа Ф.А.Малявина «Набросок. Карандаш».Здесь же показ детской работы. Прокомментировать.

Затем художник делает зарисовку с натуры.

Зарисовка с натуры – краткосрочный рисунок. Его задача брать с натуры самое главное, характерное, что даёт возможность легче запоминать и восстанавливать виденное.Показ рисунков М.А. Врубеля «Скачущий всадник « ,комментарий, сравнение с работой Ф.А.Малявина.

Потом художник накапливает нужные наблюдения в рисунках – этюдах.

Этюд – выполняется с натуры. В этюдах художники разрабатывают детали задуманного произведения. Показ студенческих и детских работ близких по заданию.

И, наконец, художник отыскивает будущую композицию произведения в рисунке – эскизе.

Эскиз – подготовительный рисунок для более крупной работы. Продемонстрировать эскизы В.М.Васнецова «Витязь на распутье» Комментарий.

Рисунок

Набросок

Эскиз

Зарисовка

с натуры

Этюд

Чем набросок отличается от эскиза?

  1. Ознакомление с материалами и техникой работы с рисунками.

Для рисования художники используют такие инструменты как:

  1. карандаш;
  2. резинка.

Держат карандаш при рисовании особым образом, не так как при письме. (Продемонстрировать, как правильно держать карандаш при рисовании).

Графитные карандаши выпускают в большом диапазоне различных степеней твердости. Более твердые обозначают буквой Т , более мягкие – М , средние – ТМ .

(Демонстрация карандашей и пробы их твердости и мягкости на листе бумаги).

Для рисования подходят более мягкие карандаши, так как они могут давать линии различной толщины.

(Показ на листе бумаги линий от светлой до почти черной).

Так же следует иметь хорошую мягкую резинку.

Физкультминутка.

1. И. п. – стоя, руки опущены вдоль туловища вниз. На счет «раз»- подняться на носки, поднять руки вверх и потянуться, на счет «два»- вернуться в исх. полож.

2 . И. п. – стоя ноги врозь. Туловище слегка наклонено вперед, расслабленные руки спущены вниз. Покачиваясь из стороны в сторону расслабленными руками и туловищем.

3. Следующее упражнение необходимо для тренировки мышц глаз. Медленно переводите взгляд справа налево и обратно.

Все упражнения выполнять 8-10 раз.

3. Практическая работа.

Объяснение задания.

Сегодня на уроке мы будем делать зарисовку с натуры отдельных травянистых растений.

А сначала мы поиграем в игру.

Я знаю пять названий полевых цветов

Я знаю пять названий трав

(дети называют названия трав и цветов)

Прием соотнесения.

(Ребенок должен представить себя каким-нибудь растением и ответить на вопросы учителя): «Какие Вы?»

  • Крупные или мелкие?
  • Листья узкие или широкие?
  • Гибкие или колючие?
  • Высокие или низкие?

А теперь давайте рассмотрим веточки деревьев и травянистых растений, которые я принесла на урок.

Показ растений.

Итак, взглянув на натуру, а это веточки деревьев и травянистые растения (зонтичные и колоски) вы должны отметить сразу все:

  1. Пропорции
  2. Формы
  3. Цвет
  4. Освещение

Но так, как нарисовать предмет сразу, как его видишь, невозможно, необходимо прежде всего все детали привести к простейшей и характерной для неё форме. Попробуем разделить стебли и листья на группы.

Тонкие и толстые Прямые и изогнутые

Длинные и короткие Гладкие и колючие

Листья

Крупные и мелкие Разных форм

Резные и простые Плоские и завернутые

Также все должны отметить – какую геометрическую фигуру имеет в целом по форме травянистые растения?

Круг – квадрат –

прямоугольник: по вертикали – по горизонтали –

трапеции – или

Раздать учащимся травянистые растения и попросить сделать словесное описание своего растения. Ответить на следующие вопросы:

  1. Из чего состоит растение?
  2. Какой стебель?
  3. Какие листья?
  4. Какую геометрическую фигуру в целом имеет растение?
  5. Какие вы видите характерные черты в натуре, которые придадут рисунку особую выразительность?

Алгоритм задания.

Приступая к работе, вы должны не только уместить, но и красиво композиционно разместить на листе обобщенную форму рисуемого предмет. (Показ детских работ с правильно размещенной композицией и неправильной).

  1. Для этого предварительно легкими касаниями карандаша наметить границы будущего рисунка, определяя его высоту и ширину, а также взаимное расположение отдельных предметов.
  2. Когда натура расположена и намечены её очертания, то следует находить и размешать основные части предмета, выявляющие форму (стебли, листья).
  • В процессе работы не следует сосредотачивать свое внимание на кончике карандаша, а нужно ориентироваться на всю изображаемую форму в целом.
  1. Когда уточнены намеченные формы и выявлены отдельные и мелкие детали, необходимо подчеркнуть на рисунке характерные черты для предания ему выразительности (прожилки, тычинки и т.д.)
  2. Слегка заштриховать, отметить свет и тень карандашами разной твердости.

Во время практической работы делать целевые обходы:

  1. Контроль правильности выполнения приемов рисунка
  2. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
  3. Контроль объёма и качества выполненной работы.
  1. Итоги урока.
  1. Провести выставку работ учащихся.

Критерии оценивания работ:

  • Соразмерная компоновка в листе (горизонтальное или вертикальное расположение);
  • Правильные формы (пропорции, строение);
  • Хорошее владение графическими материалами;
  • Аккуратность исполнения;
  • Завершенность.
  1. Экспресс-выставка

Задать вопрос детям: «Какие работы вам больше всего понравились и почему?»

Дети называют понравившиеся работы и оценивают по критериям вместе с учителем.

Выставление оценок.

Заключительное слово.

Сегодня на уроке вы на практике убедились, что, изображая что-либо, можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями, вместе с тем показать объемность предметов, и материал из которого они сделаны, и даже подчеркнуть детали, которые помогут зрителю увидеть их выразительными. В лучших ваших работах вы сумели эти приёмы отразить.

  1. Домашнее задание: познакомиться со словарями по изобразительному искусству, поиск терминов – тон, силуэт, контур и их обозначение.

Отправить

Класснуть

Запинить

Цели: познакомить учащихся с понятием «рисунок», его видами, техникой работы над рисунком, рассказать о наброске, его значении для художника, развивать в учениках творческие способности.
Материалы: учебный рисунок, наброски мастеров живописи (Рафаэль «Наброски Мадонны», А. Дюрер «Кусок дерна», «Заяц»); свежие осенние листья, бумага, карандаш, черная ручка.

Ход урока

Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

Беседа учителя

Введение в тему

Рисунком называется какое-либо изображение, выполненное от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна. При помощи различных сочетаний этих средств (комбинации штрихов, пятен, линий и т. д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Он, как правило, выполняется одним цветом либо с использованием разных цветов, органично сочетающихся между собой. И на сегодняшнем уроке мы начнем постигать технику его создания.
«Рисунок – это высшая честность искусства. Рисовать вовсе не значит просто обводить контуры. Рисунок – это еще и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка. Надо рисовать беспрестанно, рисовать глазами, когда нет возможности рисовать карандашом» (Жан Огюст Доминик Энгр).

Рисунок является основой мастерства художника. Он одинаково необходим как художнику, так и скульптору и архитектору. Рисунок используется не только в процессе творчества, но и во время обучения.

На прошлом уроке мы говорили о различных видах художественных материалов. Вспомните, что относится к графическим материалам. (Карандаш, уголь, ручка, перо.)
Художественные рисунки представляют собой графические произведения. В начале своей работы художник прежде всего делает набросок рисунка.
Набросок – это рисунок, сделанный без особой затраты времени. Через набросок мастер воплощает свою основную идею. Это немного напоминает фотографию, сделанную на бегу. Или иначе – проект, эскиз будущей работы. Но у великих художников такие наброски бывают столь красивы, что их воспринимают как отдельные произведения искусства (рис. 1).

Рис. 1. Рафаэль «Наброски Мадонны»

Виды рисунка

Рисунок бывает долгим, изучающим, детальным, выполненным с натуры для закрепления определенных навыков. В этом случае его называют зарисовкой. Зарисовка выполняет вспомогательную функцию. Художники часто делают зарисовки понравившегося им предмета.

Существует технический рисунок, он используется для объяснения работы какого-либо прибора. Для того чтобы освоить правила изображения, грамоту изобразительного языка, создают учебный рисунок. Но особое место занимает творческий рисунок. С его помощью автор выражает свое отношение к интересующему его предмету.

История рисунка

Считается, что первые правила рисования установили египтяне. В обучении рисованию существовало два направления. Первое строилось на правиле свободного движения руки для того, чтобы человеку было проще наносить кистью главные контурные линии. Согласно второму направлению – ученик должен был иметь твердую руку для того, чтобы более уверенно царапать контур рисунка фрески на стене.

Древнегреческие художники прежде всего изучали человеческое тело. Древние греки видели красоту земного в стройном порядке, симметрии, гармонии частей и целого. Художники Древней Греции изображали мир как можно более точно, поэтому основой их творчества стал рисунок с натуры. В Римской империи рисунок имел прикладной характер. Римляне в своем творчестве в основном подражали грекам, копируя образцы их работ. В эпоху Средневековья рисунок, скорее, отражал эмоциональное состояние, нежели точность изображаемого.

Основные технические приемы рисунка сложились в эпоху Возрождения в Италии. Для выполнения рисунка применялись серебряные, свинцовые и другие металлические грифели, сангина, карандаш, уголь, графит, тушь, чернила, акварель, белила. Рисунок выполнялся гусиными и тростниковыми перьями, кисточками на бумаге (цветной или белой). Техника рисунка эпохи Возрождения оказала огромное влияние на последующие поколения великих творцов. Художники того времени выработали линейную манеру рисунка, созданного на скорую руку только при помощи линий (флорентийская и римская школы: Леонардо да Винчи, Микеланджело, А. Матеньи). Венецианские художники рисовали в более свободной манере – Тициан, Тинторетто и другие использовали легкий живописный штрих и пятно.

Многие мастера пользовались в своей работе пером. Оно служило инструментом для рисования Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициану, Рембрандту, А. Дюреру, И. Репину, В. Серову, М. Врубелю и др. Рисунок обычно выполняли тушью, чернилами, сепией на гладкой, плотной белой бумаге. Рисунок пером требовал от художника предельной точности и уверенности, так как вносить исправления в него было крайне трудно. Мастерами линейного рисунка, выполненного серебряным шрифтом, признаны Ян ван Эйк и Альбрехт Дюрер.

Биографическая справка

Ян ван Эйк. Художник Ян ван Эйк является представителем искусства северного Возрождения. Самобытный характер северного Возрождения проявился в культуре Нидерландов и Германии. Главным его центром был Амстердам, а также Нюрнберг, Аугсбург, Галле. В то время широкое распространение получило учение мистиков, согласно которому человек может лично общаться с Богом. Искусство еще не стало светским. В нидерландском портрете красота прежде всего связана с духовной жизнью личности. Лидерство в искусстве принадлежит живописи. Художник Ян ван Эйк работал в паре со своим братом Губертом. «Гентский алтарь» был начат вместе, но после смерти Губерта Ян закончил его один. Одно из наиболее известных произведений Яна – «Алтарь Мероде», где Иосиф как бы мастерит мышеловку – олицетворение Христа, сооружающего ловушку для дьявола.

Альбрехт Дюрер – основоположник искусства немецкого Возрождения. Ему принадлежит серия гравюр на тему «Апокалипсис». Художник был известен как тонкий наблюдатель – рисоваль. Выходец из Венгрии, он несколько лет учился у своего отца, затем у нюрнбергского живописца Михаэля Вольгемута. Наиболее прославленные акварели Дюрера – «Кусок дерна», «Заяц» – выполнены с холодной кристальностью и отстраненностью. Первая значительная работа Дюрера – серия пейзажей, написанная во время его путешествия в Италию. Художник также успешно работал в области ксилографии – гравюры на дереве. Гравюры «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в Келье», «Меланхолия» не были задуманы как единый цикл, однако их объединяет морально – философский подтекст.

Русская школа рисунка

Русская школа XVIII–XIX вв. многое внесла в развитие техники рисунка. Мастерами рисунка были О. Кипренский, К. Брюллов и другие ученики Академии художеств. Их работы выполнены на слегка желтой или голубой бумаге. В своем рисунке «Натурщик с красным плащом» О. Кипренскому удалось достичь обилия полутонов и такого живописного впечатления при помощи итальянского карандаша, сангины и мела. К. Брюллов выполнил рисунок «Портрет Полины Виардо» графитным карандашом и, таким образом, сумел передать тончайшую моделировку объема средствами светотени. В известном рисунке «Группа из двух натурщиков» К. Брюллов использовал сангину, пастель, уголь и мел. Таким образом, ему удалось достичь богатства оттенков и цветовых нюансов. Свои рисунки Брюллов выполнял в основном акварелью, и они производят впечатление законченных картин (например, «Турчанка»).

Рисунки таких русских мастеров, как И. Репин, А. Лосенко, А.А. Иванов, – наилучшие примеры различных приемов использования материала.
Великий живописец А.А. Иванов обогатил возможности акварели, использовав именно ее в качестве наиболее выразительной силы. Рисунки Иванова поражают своей одухотворенностью и близостью к библейским и евангельским сюжетам. Свои работы художник выполнял на бумаге приятного теплого тона при помощи белил. Все его работы – многофигурные сложные композиции, которые раскрывают человеческие характеры. Иванов сумел достичь гармонии цветовых сочетаний. Наиболее известным его произведением стала картина «Явление Христа народу».

Русские художники второй половины XIX в. развили и широко использовали в своем искусстве технику соуса (соус похож на черную или цветную тушь, дает бархатистый тон и легко разносится по бумаге). Н. Крамской в своей работе «Неутешное горе» использовал небольшой штрих в технике сухого соуса. В. Серов, работая над «Портретом О.К. Орловой», использовал уголь, цветные карандаши, сангину. Таким образом, рисунок получился близким к живописному изображению. Особую манеру наложения штрихов использовал М. Врубель. Розу в стакане, ребенка в кроватке, пейзаж – все, что он изображал, выполнялось при помощи штрихов.

В XX в. художники продолжали развивать традиции русской школы. Много нового было создано в области свободного, остро – выразительного, нетрадиционного авангардного рисунка.
«Метод, которым я руководствуюсь всю свою жизнь, – рисовать, рисовать, рисовать. Рисовать каждый день, рисовать, пока ты жив, пока ты существуешь, потому что рисовать – это значит жить, приобщаться ко всему живому. Рисунок – основа изобразительного искусства, всех его видов» (Д.И. Митрохин).

«Художник может позднее прорабатывать отдельные части до нужной степени, но пусть он не забывает все время проверять, не разрушает ли он целостного впечатления, заканчивая отдельные детали» (Джошуа Рейнольдс). «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры, рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всей науки» (Микеланджело).

Творческое задание

Сегодня на занятии мы будем учиться делать зарисовки с натуры. Перед вами осенние листья разных цветов. Внимательно посмотрите на них, обратите внимание на детали. Помните, для того чтобы стать мастером рисунка, необходимо научиться видеть. Исследуя предмет, постарайтесь наиболее правдиво воспроизвести его на бумаге, создав свой художественный образ. Работу выполняйте при помощи простого карандаша или черной ручки.

Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)
– Давайте вспомним, что такое рисунок.
– Какие виды рисунков вы знаете?
– Что представляют собой художественные рисунки?
– Что такое набросок?
– Объясните понятие «ксилография».
– Назовите одно произведение А. Иванова.

Вместе с этим также читают:

Рисунок- важнейшие средство изучения и ото­бражения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо ху­дожникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпто­рам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка.

Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе, художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках-набросках , затем он накапливает нужные наблюдения в рисунках-этюдах и, наконец, отыскивает будущую композицию произведения в рисунке-эскизе . Один из величайших художников прошлого - Микеланджело, который одновременно был и живо­писцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что «рисунок...есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; ри­сунок - источник и корень всякой науки».

Для художника рисунок - это лучшая школа, которая учит его владеть, то есть пристально вглядываться в окружающий мир, со­поставлять, анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное. Постижение высот изобразительного мастерства, разви­тие художнического умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка.

По своему характеру рисунки бывают очень разнообразными. Это и порывисто, почти мгновенно набросанные линии, которые постороннему глазу могут показаться просто каракулями, линии, которыми художник пытается для себя удержать мгновенное впе­чатление или мысль. Это и тщательно отделанные, вполне закон­ченные тоновые изображения. Впрочем, и понятие законченности здесь очень своеобразно: самый быстрый, беглый рисунок может быть по-своему художественно выразительным, совершенным, а значит и законченным.

Основная часть получаемой зрительной информации основывается на восприятии очертаний, контурных линий, играющих основную роль в процессе узнавания предметов окружающего мира. Именно этот первоэле­мент изображения - линия - выступает в рисунке особенно ярко.

Обычно большие по размеру и трудоемкие произведения живо­писи и скульптуры требуют для своего создания и большого вре­мени. За это время очень часто настроение и замыслы художника претерпевают самые разнообразные и иногда очень значительные изменения. Первая, самая яркая мысль иногда уходит или слабеет. Рисунок в этом отношении имеет преимущество - он сохраняет в своем облике как бы застывший процесс поиска, становления ху­дожественного образа. Рисунки чаще всего выполняются художни­ком для себя и потому наиболее эмоционально раскрывают его внутренний мир, его переживания, чувства, мечты и воспоминания.

Рисунок - самая простая, удобная и оперативная техника изо­бразительного искусства.

Ознакомление с материалами и техникой работы с ри­ сунками.

(Каждый материал и его возможности демонстрируются с помощью документ-камеры. Выполняются небольшие зарисовки в различных техниках).

Для рисования художники используют очень мно­гие инструменты и материалы. Первый и наиболее распространен­ный из них - обыкновенный графитный карандаш. Держат каран­даш при рисовании особым образом, не так, как при письме. Графитный карандаш не так давно стал «обыкновенным», ши­роко распространенным, знакомым с самых ранних лет каждому. Уже древним римлянам был известен карандаш, но только сереб­ряный или свинцовый. В средние века к ним добавились оловян­ный и из сплава олова и свинца. След таких карандашей плохо со­хранялся на пергаменте, и это делало их малопригодными для само­стоятельных работ - их использовали только для предварительных набросков, которые затем уже дорабатывали пером или кистью.

В конце XIIIвека в Европе появилась бумага, и это увеличило возможности металлических карандашей. Но и на бумаге они дава­ли очень светлые линии, поэтому для большего эффекта бумагу иногда грунтовали. Штрихи серебряного карандаша по происшест­вии некоторого времени окислялись и приобретали красновато-коричневый оттенок, становились более заметными. Серебряный карандаш позволял делать очень тонкую штриховку, тщательную проработку формы. Серебряным карандашом пользовались вели­кие мастера - Боттичелли, Гольбейн, Рафаэль и другие.

Такие карандаши не могли получить широкого распростране­ния. Революцию в этом деле произвело открытие графита во вто­рой половине XVIвека в Англии. На смену металлическим каран­дашам пришли графитные - более темные и более дешевые. Но и они имели крупные недостатки - пачкались, не очень хорошо дер­жались на бумаге, легко ломались. И только в конце XVIIIвека французский механик Гонте, смешав графитный порошок с глиной в удачной пропорции, изобрел в принципе тот карандаш, которым мы пользуемся и теперь. Характерной особенностью графитного карандаша является легкий металлический блеск его штрихов.

Графитные карандаши выпускаются в большом диапазоне раз­личных степеней твердости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твердости. Более твердые обозначаются буквой Т (от ITдо 7Т), более мягкие - буквой М (от 1М до 5М). Среднее положе­ние занимают карандаши ТМ.

Для рисования наиболее подходят относительно мягкие каран­даши марок от 1М до 5М. Эти карандаши могут давать линии раз­личной толщины, и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного.

Широко применяется в рисовании уголь. Его готовят особым образом - сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы или березы в песке, в герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь - материал богатый, живописный, его возмож­ности шире, чем у карандаша: им можно сделать маленький набро­сок и большое полотно.

Для рисования используют перо и фломастер. Благодаря не­обычайной строгости и скупости средств перовая техника учит ху­дожника очень внимательно анализировать модель и схватывать в ней самое главное и существенное.

Виды рисунка.

Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз.

Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назна­чение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений и за­мыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры, по памяти или вообра­жению.

Зарисовка с натуры - краткосрочный рисунок. Его задача за­ключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое существенное, самое характер­ное, что в свою очередь дает возможность легче запоминать и вос­станавливать виденное.

Эскиз (французское esguisse ) - в изобразительном искусстве подготовительный набросок для более крупной работы. Исполне­нию значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения и ищет соответствующие худо­жественные средства.

Эскиз дает общее представление о том произведении, для кото­рого он исполняется.

Этюд (французское etude - изучение) - в изобразительном ис­кусстве произведение вспомогательного характера и ограниченно­го размера, выполняемое с натуры. В этюдах художники разраба­тывают детали задуманного произведения.

Рисунок как средство выразительности. Его функции

Рисунок - первичное, простейшее изобразительное средство, с которого начинается первобытное и детское творчество, но в результате длительного развития рисунок составил одну из важнейших и широко развитых областей изобразительного искусства и лежит в основе всех видов художественных изображений на плоскости (живопись, графика). Рисунок составляет начальную стадию работы над произведением пластических искусств, играет важнейшую роль в определении очертаний формы, объема предметов и расположения их в пространстве. Поэтому рисунок в широком смысле понимается как совокупность линейно-пластических элементов пластических искусств. Микеланджело назвал рисунок «высшей точкой живописи, и скульптуры и архитектуры». Рисунок, прежде всего рисование с натуры, служит анализом формы и конструкции изображаемых фигур и предметов. Что делает его одним из важнейших средств познания и изучения действительности художника. Рисунок, включающий учебное рисование с натуры, рисование по памяти и воображению, составляет основу художественного образования, как самостоятельная область творчества рисунок является главным видом графики.

И так основе всех видов изобразительного искусств лежит рисунок. Слово «рисунок» пришло на смену старославянским словам «знамя» « знамение», означавшим «создание образа» и «чертеж», «начертание», указывавшем на технику выполнения изображения. С 18т века слово «рисунок» стало термином, обозначающим изображение как создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства.

Составляющие рисунка: точка, линия, пятно.

Точка - получают точку прикосновением острия карандаша, кисти, мела к изобразительной плоскости или путем пересечения штрихов и линий. В рисунке точка участвует в изображении светотени и линейном построении формы в качестве опоры, поэтому такую точку называют опорной.

Положение точки на плоскости определяется координатами. В рисовании чаще всего применяют координаты длины и высоты, т.е. расстояния от вертикальной и горизонтальной линий контура, от вспомогательных, специально для этих целей проведенных, или от краев листа до изображаемой точки. Проверка положения точки сводится к проверке соотношения координатных величин, которые замеряются карандашом в полном соответствии с принятой системой координат.

Линия - наиболее популярное изобразительное средство. Она изображается всеми материально-техническими средствами: резцом, пером, карандашом и кистью. По характеру линии бывают прямые и кривые. Чтобы нарисовать прямую линию, надо обозначить ее место на бумаге точкой, затем короткими соединяющимися тонкими штрихами наметить заданное направление линии, проверить направление карандашом, а прямизну на глаз. Проверка прямизны происходит визуально: лист бумаги с нанесенной линией помещают на уровне глаз, тогда в результате перспективного сокращения изобразительной плоскости становятся заметны даже совсем небольшие изгибы линии. По размеру линии бывают длинные и короткие, равные и неравные, толстые и тонкие, по светлоте они делятся на темные, полутемные, светлые; по назначению- на контурные и вспомогательные; по направлению- на горизонтальные, вертикальные и наклонные.

Сама линия может передать настроение с помощью толщины и направления.

Актуальность данного итогового урока обусловлена падением интереса учащихся к расширению кругозора и углублению знаний по всем предметам школьного цикла, в том числе и в области изобразительного искусства. В данном обобщающем уроке я использую современную технологию – компьютерное тестирование – для побуждения учащихся к более внимательной, вдумчивой работе на уроках в течение четверти, для стимулирования желания познакомиться с дополнительной литературой по искусству, а так же для оценки степени усвоения как практического так и теоретического материала урока.

Цель:

  • Провести контрольную работу для выявления уровня усвоенных теоретических знаний по теме 1-й четверти.
  • Развивать навыки работы с компьютерным тестом.
  • Воспитывать у детей любовь и интерес к изобразительному творчеству.
  • Развивать и совершенствовать графические умения и навыки.

Оборудование:

  • Для обучающихся: альбомный лист А4, цветные карандаши, фломастеры, компьютерный класс.
  • Для учителя: компьютерная редактируемая тестирующая программа (Приложение 2 ), раздаточный материал на каждую парту с творческим заданием и иллюстрациями к нему, на доске запись темы урока и лучшие работы выполненные детьми в течение четверти.

1. Окно программы в режиме тестирования.


2.Окно программы с результатами тестирования.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока. Сообщение темы и цели урока.

– В течение этой четверти мы знакомились с различными видами искусства Сегодня вам предстоит проверить свои знания, вспомнить что мы относим к пластическим видам искусства, а что к пространственным. Определить художественные материалы, которыми выполнены работы мастеров. Эту часть работы вам предстоит выполнить за компьютерами по специально разработанной программе. Некоторые задания потребуют от вас не только знаний, но и сообразительности. Тест состоит из 30 вопросов и 6-ти предполагаемых ответов. Правильных ответов может быть от 1 до 5. Эту часть задания вы должны выполнить за 15 минут. Затем поменяться местами со 2 подгруппой класса, которая в это время будет выполнять творческую работу. Внимательно познакомьтесь с заданиями, которые находятся на ваших столах и приступайте к работе. Я желаю всем вам сегодня успешной творческой работы.

III. Самостоятельная практическая работа учащихся.

Класс предварительно делится на 2 варианта. Первый вариант остаётся работать за партами, выполняя графический рисунок «Город будущего». Второй вариант, в это же время работает за компьютерами. Через 15 минут учащиеся меняются местами. В конце урока рисунки собираются для оценивания.

IV. Подведение итогов.

У работавших за компьютерами собираются данные о количестве набранных баллов и заносятся в специальную таблицу. Оценки за рисунок и тест суммируются и сообщаются на 1-ом уроке 4 четверти. Максимальное количество баллов – 80.

Приложения:

  • Диск с компьютерной редактируемой тестирующей программой.
  • ТЕСТ для учащихся 6-х классов. Итоговый урок по 1 четверти (

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, фотоискусство, компьютерная графика, декоративно-прикладное искусство, дизайн, архитектура .

Графика (от греч. пишу, письменный), вид изобразительного иск-ва, использовавший в качестве изобразительных средств линии, штрихи, пята (цвет тоже может применяться, но в отличие от живописи играет вспомогательную роль). Наиболее древний и традиционный вид графического искусства – рисунок - наскальная живопись, античная вазопись – амфоры), где основу изображений составляют линии и силуэты. Средства выразительности: линия, пятно, точки, форма, цвет, композиция. Два вида искусства: *Академический – обучение основам классического рисования и * Педагогический – включающий рисование методич. наглядн. Графическое искусство включает в себя:

Рисунок Станковый рисунок Книжная (журнальная, газетная) графика

Книжная графика – это не только оформление книги (обложка и суперобложка, титул, рисунок в начале и конце текста и т. д.) Иллюстрации, созданные Д. Шмариновым к «Войне и миру» Л. Толстого, О. О. Верейским к «Тихому Дону» М. Шолохова, Кукрыниксами к сочинениям А. П. Чехова, обогатили наше понимание и эмоциональное восприятие немеркнувших образов этих произведений.

Плакат Экслибрис (фирменный знак).

Гравюра: ксилография офорт акватинта сухая игла литография Замечательными мастерами гравюры были такие великие живописцы, как А. Дюрер, Рембрандт, Ф. Гойя; пробовали свои силы в гравюре А. Ван Дейк, Э. Делакруа, К. Коро, Ж. –Ф. Милле. Из русских художников много занимались гравюрой О. А. Кипренский, И. И. Шишкин, В. А. Серов. По материалу: акварель масляными красками мозаика пастель темпера цифровая По назначению: фреска монументальная станковая театральная декоративная миниатюра

Рису́нок - изображение на плоскости, созданное средствами графики. В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т. п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания живописных, графических, реже - скульптурных работ или архитектурных замыслов. Рисунки как предварительные наброски и эскизы для создания более масштабных живописных произведений часто имеют самодостаточную и выдающуюся художественную ценность. Рисунок является технической базой изобразительных искусств, ввиду этого глубоко изучается художниками, скульпторами и архитекторами (учебная дисциплина «академический рисунок»). Рисунки создаются художниками в процессе изучения натуры (наброски, штудии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись). Рисунок как самостоятельное произведение - станковый рисунок (по аналогии со станковой живописью) - образует в европейском искусстве отдельный вид графики. Графику можно делить на станковую и прикладную. Станковая графика, напр. гравюра, имеет самостоятельное значение. К прикладной относятся те жанры графики, которые связаны с другими видами деятельности или творчества, например промышленная графика или иллюстрация. Под категорию станкового рисунка подпадают также исторически известные рисунки значительной эстетической ценности, независимо от первоначального предназначения. С живописью рисунок сближает его уникальность, тогда как такие произведения печатной графики как гравюры и литографии могут распространяться во множестве равноценных экземпляров. Исполняются рисунки в большинстве случаев на бумаге. В станковом рисунке используется весь спектр графических материалов: «мягкие материалы» (уголь, соус, сангина, разнообразные мелки), краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила, бистр), карандаши, капиллярные и прочие пишущие узлы. В учебном рисунке в настоящее время наиболее употребимы графитный карандаш и уголь




Top