Рисунок на тему изобразительное искусство. Введение в тему

Ананьева Елена Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: "Самарское художественное училище им.К.С.Петрова-Водкина"
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Рисунок - основа изобразительного искусства"
Дата публикации: 16.03.2017
Раздел: среднее профессиональное

Рисунок - основа изобразительного искусства.

Процесс познания художником окружающего мира состоит в раскрытии

Глубокое

всестороннее

закономерностей

основное

реалистического

искусства.

Правильно

правдиво

изобразить

действительность

знания ее законов невозможно.

Реалистическое искусство требует от художника тесной связи с жизнью и

высокопрофессионального

мастерства.

внимание

художественной

овладения

изобразительного

искусства. Реалистическое искусство пользуется языком, ясным для всех, оно

доступно

стремится

отображать

реальную

действительность правдиво, без искажений.

Основой всех видов изобразительного искусства является рисунок. Это не

искусство,

обучающая

понимать

конструктивную

изображать

пластическую

структуру

предмета

плоскости.

средство

выражения

фантазии,

представлений в любой композиционной и проектной работе.

Одной из задач учебного академического рисунка и является раскрытие

познания

реальной

действительности

процессе

построения

изображения, раскрытие приемов и методов изучения форм природы.

Программа

основывающаяся

использовании

традиций мировой и русской реалистической школы, ориентирует учащихся

углубленное

изучение

Последовательность

постепенность

процесса

рисования

принятые

художественной

позволяют

сочетать

изучение

художественной

интерпретацией.

Необходимо

внимание

краткосрочным постановкам по рисунку, наброскам, рисованию по памяти и

по представлению, работе по изображению античных слепков, интерьеров,

архитектуры

театрально-декорационных

постановок,

творческой и самостоятельной практике студентов.

Пути постижения человека и природы раскрывали художники прошлых

столетий.

представляют

высказывания,

трактаты, многие положения из которых по сей день не утратили своего

значения.

Начальная практика рисования гипсовых слепков – это хорошая подготовка

учащихся к дальнейшему изучению человека на последующих курсах. Эта

приучает

точности

изображения,

тренирует

зоркость

дисциплинирует художника, воспитывает в нем эстетический вкус. Рисование

предусматривает решение учебных и творческих задач в единстве, являясь

системой

обучения

воспитания

развития

творческого

потенциала.

рисовании

необходимо

приучаться

представлять себе объем в целом, иметь ввиду и те части, которых не видно с

данного места. Все части рисунка, все детали должны жить только в связи с

другими. Сумма частей в искусстве не равна целому, так как целое – это

сумма частей плюс целостность, единство, собранность и соподчиненность

этих частей.

Светотеневые отношения (сила света, теней и полутеней) в

ансамбле

подчиняться

определенной

гармонии.

Каждый полутон, свет, рефлекс и блик должны дополнять и поддерживать

друг друга так, как это мы наблюдаем в музыке, где каждый звук аккорда

согласован с соседним, дополняет его, создавая впечатление единого целого.

обучения

необходимо

осваивать

многочисленные

технические

рисования,

различные

материалы.

наброски, зарисовки (рисовать от себя, по представлению), развивая остроту

глаза и наблюдательность.

временем

приходит

рисовать,

предварительное

построение, держа его в уме, ориентируясь на основные опорные пункты.

Появиться возможность отойти от строгой дисциплины, сухости, которые так

необходимы в процессе изучения, но навсегда должно остаться стремление

анализировать и точно передавать натуру.

Формирование

художника-реалиста

предусматривает

вооружение

учащихся художественных учебных заведений определенной суммой научно-

теоретических знаний и практических навыков. Художник-профессионал тем

отличается

дилетанта,

понимать

сложности

реалистического

изображения,

закономерности

зрительного

восприятия действительности и уметь творчески их использовать в работе.

мастеров,

начинающий

рисовальщик

замечает в них отступления от правил, нарушение закономерности строения

формы, и ему начинает казаться, что правила вообще не нужны, главное -

эмоциональная

выразительность

проистекает

непонимания

различия

творческим

рисунком

бывает возможно для мастера, недопустимо для ученика. Познавая в рисунке

законы линейной перспективы, ученик обязан строго соблюдать все правила.

Мастер же может делать отступления.

Профессиональная

квалификация

художника

находится

зависимости от суммы и качества знаний и навыков, которыми обладает

художник,

использовать

процессе

творческой работы.

Овладевая

профессиональными

знаниями

навыками

занятиях,

учащийся

художественного

учебного

заведения

постоянно

активизировать свою творческую деятельность, развивать художественный

вкус. Этого можно добиться путем развития образного видения, образного

мышления,

систематических

изучением

произведений

мастеров. Занятия учебным рисунком помогают художнику правильно видеть

и понимать реальную действительность, указывают правила и способы ее

верного изображения.

Рисунок, тончайший инструмент художника для выражения творческих

замыслов, в то же время и средство изучения действительности во всем ее

бесконечном многообразии.

Современная

академического

наследовала

традиции русской и мировой культуры, в основе ее методов обучения лежит

рисование с натуры. Основы школы реалистического рисунка были заложены

еще художниками Древней Греции, они проявляли живой интерес к реальной

действительности, стремились с математической точностью познать законы

природы и на их основе добиться полной достоверности в изображениях.

Художники эпохи Возрождения продолжили эту линию, но уже с новых

глубоким

научно-теоретическим

обоснованием.

трактатах

Альберти,

Леонардо

искусство

определяется как наука, а в основу обучения кладется рисование с натуры как

наилучший

познания

реальной

действительности.

веках рисование выделяется в самостоятельную учебную дисциплину -

академический

дальнейшем

становится

главнейшим

учебным предметом во всех художественных учебных заведениях.

изобразительного

искусства.

академического

рисования ставит своей задачей научить правильно наблюдать и познавать

предметы окружающей нас природы.

Наша художественная школа должна использовать все лучшее, что было в

системах

академических

развивать

принципы

методы, которые давали высокие результаты, а не отвергать достижения

прошлого. В настоящее время реалистическое искусство не потеряло интерес

необходимость

дальнейшем

Отправить

Класснуть

Запинить

Цели: познакомить учащихся с понятием «рисунок», его видами, техникой работы над рисунком, рассказать о наброске, его значении для художника, развивать в учениках творческие способности.
Материалы: учебный рисунок, наброски мастеров живописи (Рафаэль «Наброски Мадонны», А. Дюрер «Кусок дерна», «Заяц»); свежие осенние листья, бумага, карандаш, черная ручка.

Ход урока

Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

Беседа учителя

Введение в тему

Рисунком называется какое-либо изображение, выполненное от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна. При помощи различных сочетаний этих средств (комбинации штрихов, пятен, линий и т. д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Он, как правило, выполняется одним цветом либо с использованием разных цветов, органично сочетающихся между собой. И на сегодняшнем уроке мы начнем постигать технику его создания.
«Рисунок – это высшая честность искусства. Рисовать вовсе не значит просто обводить контуры. Рисунок – это еще и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка. Надо рисовать беспрестанно, рисовать глазами, когда нет возможности рисовать карандашом» (Жан Огюст Доминик Энгр).

Рисунок является основой мастерства художника. Он одинаково необходим как художнику, так и скульптору и архитектору. Рисунок используется не только в процессе творчества, но и во время обучения.

На прошлом уроке мы говорили о различных видах художественных материалов. Вспомните, что относится к графическим материалам. (Карандаш, уголь, ручка, перо.)
Художественные рисунки представляют собой графические произведения. В начале своей работы художник прежде всего делает набросок рисунка.
Набросок – это рисунок, сделанный без особой затраты времени. Через набросок мастер воплощает свою основную идею. Это немного напоминает фотографию, сделанную на бегу. Или иначе – проект, эскиз будущей работы. Но у великих художников такие наброски бывают столь красивы, что их воспринимают как отдельные произведения искусства (рис. 1).

Рис. 1. Рафаэль «Наброски Мадонны»

Виды рисунка

Рисунок бывает долгим, изучающим, детальным, выполненным с натуры для закрепления определенных навыков. В этом случае его называют зарисовкой. Зарисовка выполняет вспомогательную функцию. Художники часто делают зарисовки понравившегося им предмета.

Существует технический рисунок, он используется для объяснения работы какого-либо прибора. Для того чтобы освоить правила изображения, грамоту изобразительного языка, создают учебный рисунок. Но особое место занимает творческий рисунок. С его помощью автор выражает свое отношение к интересующему его предмету.

История рисунка

Считается, что первые правила рисования установили египтяне. В обучении рисованию существовало два направления. Первое строилось на правиле свободного движения руки для того, чтобы человеку было проще наносить кистью главные контурные линии. Согласно второму направлению – ученик должен был иметь твердую руку для того, чтобы более уверенно царапать контур рисунка фрески на стене.

Древнегреческие художники прежде всего изучали человеческое тело. Древние греки видели красоту земного в стройном порядке, симметрии, гармонии частей и целого. Художники Древней Греции изображали мир как можно более точно, поэтому основой их творчества стал рисунок с натуры. В Римской империи рисунок имел прикладной характер. Римляне в своем творчестве в основном подражали грекам, копируя образцы их работ. В эпоху Средневековья рисунок, скорее, отражал эмоциональное состояние, нежели точность изображаемого.

Основные технические приемы рисунка сложились в эпоху Возрождения в Италии. Для выполнения рисунка применялись серебряные, свинцовые и другие металлические грифели, сангина, карандаш, уголь, графит, тушь, чернила, акварель, белила. Рисунок выполнялся гусиными и тростниковыми перьями, кисточками на бумаге (цветной или белой). Техника рисунка эпохи Возрождения оказала огромное влияние на последующие поколения великих творцов. Художники того времени выработали линейную манеру рисунка, созданного на скорую руку только при помощи линий (флорентийская и римская школы: Леонардо да Винчи, Микеланджело, А. Матеньи). Венецианские художники рисовали в более свободной манере – Тициан, Тинторетто и другие использовали легкий живописный штрих и пятно.

Многие мастера пользовались в своей работе пером. Оно служило инструментом для рисования Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициану, Рембрандту, А. Дюреру, И. Репину, В. Серову, М. Врубелю и др. Рисунок обычно выполняли тушью, чернилами, сепией на гладкой, плотной белой бумаге. Рисунок пером требовал от художника предельной точности и уверенности, так как вносить исправления в него было крайне трудно. Мастерами линейного рисунка, выполненного серебряным шрифтом, признаны Ян ван Эйк и Альбрехт Дюрер.

Биографическая справка

Ян ван Эйк. Художник Ян ван Эйк является представителем искусства северного Возрождения. Самобытный характер северного Возрождения проявился в культуре Нидерландов и Германии. Главным его центром был Амстердам, а также Нюрнберг, Аугсбург, Галле. В то время широкое распространение получило учение мистиков, согласно которому человек может лично общаться с Богом. Искусство еще не стало светским. В нидерландском портрете красота прежде всего связана с духовной жизнью личности. Лидерство в искусстве принадлежит живописи. Художник Ян ван Эйк работал в паре со своим братом Губертом. «Гентский алтарь» был начат вместе, но после смерти Губерта Ян закончил его один. Одно из наиболее известных произведений Яна – «Алтарь Мероде», где Иосиф как бы мастерит мышеловку – олицетворение Христа, сооружающего ловушку для дьявола.

Альбрехт Дюрер – основоположник искусства немецкого Возрождения. Ему принадлежит серия гравюр на тему «Апокалипсис». Художник был известен как тонкий наблюдатель – рисоваль. Выходец из Венгрии, он несколько лет учился у своего отца, затем у нюрнбергского живописца Михаэля Вольгемута. Наиболее прославленные акварели Дюрера – «Кусок дерна», «Заяц» – выполнены с холодной кристальностью и отстраненностью. Первая значительная работа Дюрера – серия пейзажей, написанная во время его путешествия в Италию. Художник также успешно работал в области ксилографии – гравюры на дереве. Гравюры «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в Келье», «Меланхолия» не были задуманы как единый цикл, однако их объединяет морально – философский подтекст.

Русская школа рисунка

Русская школа XVIII–XIX вв. многое внесла в развитие техники рисунка. Мастерами рисунка были О. Кипренский, К. Брюллов и другие ученики Академии художеств. Их работы выполнены на слегка желтой или голубой бумаге. В своем рисунке «Натурщик с красным плащом» О. Кипренскому удалось достичь обилия полутонов и такого живописного впечатления при помощи итальянского карандаша, сангины и мела. К. Брюллов выполнил рисунок «Портрет Полины Виардо» графитным карандашом и, таким образом, сумел передать тончайшую моделировку объема средствами светотени. В известном рисунке «Группа из двух натурщиков» К. Брюллов использовал сангину, пастель, уголь и мел. Таким образом, ему удалось достичь богатства оттенков и цветовых нюансов. Свои рисунки Брюллов выполнял в основном акварелью, и они производят впечатление законченных картин (например, «Турчанка»).

Рисунки таких русских мастеров, как И. Репин, А. Лосенко, А.А. Иванов, – наилучшие примеры различных приемов использования материала.
Великий живописец А.А. Иванов обогатил возможности акварели, использовав именно ее в качестве наиболее выразительной силы. Рисунки Иванова поражают своей одухотворенностью и близостью к библейским и евангельским сюжетам. Свои работы художник выполнял на бумаге приятного теплого тона при помощи белил. Все его работы – многофигурные сложные композиции, которые раскрывают человеческие характеры. Иванов сумел достичь гармонии цветовых сочетаний. Наиболее известным его произведением стала картина «Явление Христа народу».

Русские художники второй половины XIX в. развили и широко использовали в своем искусстве технику соуса (соус похож на черную или цветную тушь, дает бархатистый тон и легко разносится по бумаге). Н. Крамской в своей работе «Неутешное горе» использовал небольшой штрих в технике сухого соуса. В. Серов, работая над «Портретом О.К. Орловой», использовал уголь, цветные карандаши, сангину. Таким образом, рисунок получился близким к живописному изображению. Особую манеру наложения штрихов использовал М. Врубель. Розу в стакане, ребенка в кроватке, пейзаж – все, что он изображал, выполнялось при помощи штрихов.

В XX в. художники продолжали развивать традиции русской школы. Много нового было создано в области свободного, остро – выразительного, нетрадиционного авангардного рисунка.
«Метод, которым я руководствуюсь всю свою жизнь, – рисовать, рисовать, рисовать. Рисовать каждый день, рисовать, пока ты жив, пока ты существуешь, потому что рисовать – это значит жить, приобщаться ко всему живому. Рисунок – основа изобразительного искусства, всех его видов» (Д.И. Митрохин).

«Художник может позднее прорабатывать отдельные части до нужной степени, но пусть он не забывает все время проверять, не разрушает ли он целостного впечатления, заканчивая отдельные детали» (Джошуа Рейнольдс). «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры, рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всей науки» (Микеланджело).

Творческое задание

Сегодня на занятии мы будем учиться делать зарисовки с натуры. Перед вами осенние листья разных цветов. Внимательно посмотрите на них, обратите внимание на детали. Помните, для того чтобы стать мастером рисунка, необходимо научиться видеть. Исследуя предмет, постарайтесь наиболее правдиво воспроизвести его на бумаге, создав свой художественный образ. Работу выполняйте при помощи простого карандаша или черной ручки.

Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)
– Давайте вспомним, что такое рисунок.
– Какие виды рисунков вы знаете?
– Что представляют собой художественные рисунки?
– Что такое набросок?
– Объясните понятие «ксилография».
– Назовите одно произведение А. Иванова.

Вместе с этим также читают:

Данная презентация выполнена для уроков изобразительного искусства по программе Б. Неменского в 6х классах и посвящена рисунку, как началу и основе любой изобразительной деятельности. Презентация содержит образцы рисунков разного плана и длительности исполнения, также образцы рисунков разного целевого назначения. Есть также интересные фотографии об устройстве человеческого глаза, вызывающие у детей оживление и интерес. Текста мало, предполагается устное комментирование учителем.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

РИСУНОК – основа изобразительного творчества

И для скульптора, и для архитектора, и для живописца рисунок необходим и в процессе обучения, и в процессе создания произведений

Чаще всего рисунок выполняется карандашом или углем

Но может быть выполнен и пером, и ручкой, и даже кистью

Виды рисунка: Набросок – это рисунок, сделаный очень быстро. В наброске художник изображает основную пластическую мысль

Тогда он называется ЗАРИСОВКОЙ Рисунок может быть более долгим, изучающим.

Бывают также ТЕХНИЧЕСКИЕ РИСУНКИ

Существует УЧЕБНЫЙ РИСУНОК Его цель – освоение правил изображения

ТВОРЧЕСКИЙ РИСУНОК – всегда особенный, В нем автор стремится выразить свое отношение к тому, что он рисует.

Чтобы овладеть рисунком, Необходимо учиться ВИДЕТЬ

Учиться видеть – значит учиться особым образом мыслить

Рисование начинается с рассматривания

Занимаясь рисунком, понимаешь, что это особый способ ИССЛЕДОВАНИЯ в котором важное место занимает твое отношение к тому, что ты рисуешь

Рисунок – это рассказ художника о том, что он видел Рисунок показывает нам ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисунок - основа изобразительного творчества. Презентация к уроку в 6 классе.

Презентация к уроку изобразительного искусства в 6 классе. Тема урока: "Рисунок - основа изобразительного творчества". Презентация содержит краткий теоретический материал, который сопровождается нагля...

«Рисунок – основа изобразительного творчества. Знакомство с видами графики и графическими материалами»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Переславля-Залесского Конспект урока по изобразительномуискусству в 6 классе«Рисунок...

Изобразительное искусство в 6 классе. Тема:«Графические материалы изобразительного творчества» ,

«Графические материалы изобразительного творчества» , 6 класс.Тип урока – комбинированный. На данном уроке учащиеся получают подробные теоретические знания и понятия о графических средствах выразитель...

Анастасия Алексеевна Гузеева
Консультация «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»

Давайте обратимся к истокам . Ответьте на вопрос : «Что

такое искусство

Слово «искусство » в широком смысле обозначает умелое, искусное выполнение всякого дела. В специфическом значении - это художественное творчество, в результате которого создается художественный образ , отражающий действительность.

Вы уже имеете значительный опыт творческой деятельности, опыт общения с искусством и созерцания искусства .

Какие виды искусства вы можете перечислить?

Изобразительное , музыкальное, танцевальное, литературное. К видам искусства относятся такие , которые включают в себя призмы и элементы различных искусств , театра, кино.

Все эти виды искусства разговаривают с нами на своем языке и своими средствами создают художественный образ .

Мы можем говорить о том, когда возникли искусства театра и кино , но точное время возникновения других искусств нам не скажет никто . Ученые считают, что все началось на заре человечества.

На каждом шагу древнего человека подстерегаю опасность. Уходя на охоту, он часто сам становился жертвой хищного зверя. Возвращаясь с охоты, люди испытывали сильный стресс, эмоциональный подъем и волнение, они должны были выплеснуть свои эмоции в каких-то действиях.

Как вы думаете, как это делали древние люди?

Люди производили различные телодвижения, издавали звуки, ударяли по предметам, создавая определенный ритм.

Предполагается, что именно эта потребность излить эмоциональное напряжение и явилась толчком для зарождения танцевального и музыкального творчества.

Впечатления, полученные на охоте, человек отражал в рисунках. Как видите, искусство является естественной необходимостью человека и призвано отражать его чувства, внутренний мир и эмоциональное состояние.

Предметом нашего разговора, конечно, будет являться изобразительное искусство . Оно очень разнообразно .

Наверное, самым древним из видов изобразительного искусства является рисунок . Именно с его помощью, взяв в руки уголь из костра, человек изобразил бегущего оленя , мощного бизона и сцены охоты на стене своей пещеры.

С помощью одних и тех же средств рисунка : линии, штриха, пятна - художниками создается разнообразное восприятие мира .

Рисунки, сделанные карандашом или тушью, гравюры, плакаты - все это графика.

Слово «графика» происходит от греческого «пишу» , «рисую» . Произведения графического искусства мы видим не только на выставках - постоянно сталкиваемся с ними в жизни.

Рисунки художников в книгах - книжная графика. Еще есть прикладная графика. Когда мы хотим поздравить своих друзей с праздником, мы покупаем открытку и наклеиваем на нее марку. И открытку и марку нарисовал художник.

И более простые веши, на которые многие из вас не обращали внимания , этикетки на коробках, бутылках, пакетах - все это рисовали художники. И все это прикладная или промышленная графика.

Живопись.

Существует такая легенда : однажды один греческий художник но имени Апеллес написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград. Возможно, такого случая никогда не было, но легенда говорит о том, что художник может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя.

Как вы думаете, какими средствами можно наиболее точно

«передать жизнь» ?

Конечно, с помощью цвета, красками. Произведения искусства , выложенные красками, называются живописью. Само слово «живопись» значит живо писать, т. е. писать жизнь.

Давайте вспомним, какими красками пользуются художники.

Акварель, гуашь, темпера, масляные краски. Именно с помощью этих материалов живопись обретает основное средство выразительности - цвет. Вообразите , что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет. Искусство живописи - искусство цветовых и световых отношений.

Скульптура.

Когда-то очень давно - так гласит легенда - жил в Древней Греции скульптор. Он сторонился всех и целыми днями работал у себя в мастерской.

Его имя было Пигмалион. Долгие дни создает он статую девушки, которую назвал Галатеей. Статуя получилась такой необычайной красоты, что скульптор влюбился в нее. Он страстно хотел, чтобы мраморная Галатея ожила, и богиня Афродита сжалилась над ним, оживила скульптуру.

Наверное, эта легенда возникла потому, что древние греки созерцали вокруг себя прекрасные творения античных мастеров и мрамор статуй казался им теплым и живым.

Скульптура - одно из самых древних искусств . Мы знаем произведения, созданные тысячелетия тому назад мастерами Египта, Индии и Греции. Само слово произошло от латинского, что значит «высекать» .

Скульптор в своей работе использует объем и пластику, выполняет произведения из глины, высекая из камня, отливая из металла. Он передает то, что задумал, не плоским изображением , как на картине, а объемным. Изображение на холсте мы видим всегда в одном и том же положении, скульптуру мы можем рассматривать со всех сторон.

Подобно живописцу, скульптор передает в своей работе характер человека, его внутренний мир. Чувства человека мы читаем в чертах его лица.

Многие скульпторы используют в качестве материала дерево. Это пластичный и теплый материал.

Чтобы сделать статую или бюст из металла, изготавливают сначала модель, а потом отливают ее из бронзы или чугуна.

Скульптура может быть круглой и выступающей на плоскости (рельеф) .

Она может быть станковой (небольшого размера) и монументальной. Само слово «монументальная» говорит о величии габаритов произведения.

Вспомните, какие монументальные скульптурные произведения вы видели в нашем городе и о каких слышали.

Декоративно-прикладное искусство .

С одним из видов изобразительного искусства мы подробно знакомились в 5 классе. Назовите этот вид искусства .

«Декор» в переводе с латыни означает «украшать» . Предметы быта, украшенные художником или народным умельцем, относятся к декоративно-прикладному искусству : посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.

Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен целиком - в своей конструкции , пропорциях, деталях, а также в отделке. Это искусство называется прикладным еще и потому, что необходимо приложить руки, чтобы получилась эта красота. Польза и красота всегда рядом. Когда берутся за дело художники и из самых различных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня, ткани и др.) создают предметы быта, которые являются произведениями искусства .

Пластически-ритмический принцип является основой гармонии в изделиях Хохломы, Городца, Павловского Посада и других традиционных центров.

Архитектура.

Кому из вас незнакомо слово «архитектура» ? Мы неоднократно обращались к нему , обозначая еще один

вид изобразительного искусства .

В переводе с греческого языка «архитектура» означает «строить» , «возводить» .

Архитектура - зодчество, искусство проектировать и строить. Это искусство может выражать в художественных образах представления человека о мире, времени, величии, радости, торжестве, одиночестве и многих других чувствах.

Вероятно, поэтому говорят, что архитектура - это застывшая музыка. Архитектура должна быть не только красивой, но и функциональной и конструктивной . Архитектор заботится о пользе здания и его прочности.

Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства . В архитектуре применяются и декоративная отделка, и скульптурные элементы, и монументальная живопись. Своей художественно-образной стороной архитектура отличается от простого строительства.

Актуальность данного итогового урока обусловлена падением интереса учащихся к расширению кругозора и углублению знаний по всем предметам школьного цикла, в том числе и в области изобразительного искусства. В данном обобщающем уроке я использую современную технологию – компьютерное тестирование – для побуждения учащихся к более внимательной, вдумчивой работе на уроках в течение четверти, для стимулирования желания познакомиться с дополнительной литературой по искусству, а так же для оценки степени усвоения как практического так и теоретического материала урока.

Цель:

  • Провести контрольную работу для выявления уровня усвоенных теоретических знаний по теме 1-й четверти.
  • Развивать навыки работы с компьютерным тестом.
  • Воспитывать у детей любовь и интерес к изобразительному творчеству.
  • Развивать и совершенствовать графические умения и навыки.

Оборудование:

  • Для обучающихся: альбомный лист А4, цветные карандаши, фломастеры, компьютерный класс.
  • Для учителя: компьютерная редактируемая тестирующая программа (Приложение 2 ), раздаточный материал на каждую парту с творческим заданием и иллюстрациями к нему, на доске запись темы урока и лучшие работы выполненные детьми в течение четверти.

1. Окно программы в режиме тестирования.


2.Окно программы с результатами тестирования.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока. Сообщение темы и цели урока.

– В течение этой четверти мы знакомились с различными видами искусства Сегодня вам предстоит проверить свои знания, вспомнить что мы относим к пластическим видам искусства, а что к пространственным. Определить художественные материалы, которыми выполнены работы мастеров. Эту часть работы вам предстоит выполнить за компьютерами по специально разработанной программе. Некоторые задания потребуют от вас не только знаний, но и сообразительности. Тест состоит из 30 вопросов и 6-ти предполагаемых ответов. Правильных ответов может быть от 1 до 5. Эту часть задания вы должны выполнить за 15 минут. Затем поменяться местами со 2 подгруппой класса, которая в это время будет выполнять творческую работу. Внимательно познакомьтесь с заданиями, которые находятся на ваших столах и приступайте к работе. Я желаю всем вам сегодня успешной творческой работы.

III. Самостоятельная практическая работа учащихся.

Класс предварительно делится на 2 варианта. Первый вариант остаётся работать за партами, выполняя графический рисунок «Город будущего». Второй вариант, в это же время работает за компьютерами. Через 15 минут учащиеся меняются местами. В конце урока рисунки собираются для оценивания.

IV. Подведение итогов.

У работавших за компьютерами собираются данные о количестве набранных баллов и заносятся в специальную таблицу. Оценки за рисунок и тест суммируются и сообщаются на 1-ом уроке 4 четверти. Максимальное количество баллов – 80.

Приложения:

  • Диск с компьютерной редактируемой тестирующей программой.
  • ТЕСТ для учащихся 6-х классов. Итоговый урок по 1 четверти (



Top