Роберт вентури работы. Архитектурные смыслы роберта вентури

Архитектора Роберта Вентури часто называют отцом постмодернизма. Именно ему мы во многом обязаны сегодняшним разнообразием стилей и повсеместными экспериментами в зодчестве. Вентури был одним из первых, кто убедил зодчих, что их главная задача - отражать сложность и противоречивость современного общества в архитектуре. Вот что он писал в своих книгах о творчестве современных архитекторов.

Больше всего на меня повлияла архитектура Микеланджело. На мой взгляд, здание Porta Pia в Риме, построенное им, - наиболее воодушевляющее. Я многому научился у его сооружений в Риме и Флоренции и церквей Палладио в Венеции. Их архитектура воодушевляет меня больше всего из-за идей маньеристов* следовать определённым устоям и при этом неожиданно нарушать их, делая исключения и уместные двусмысленные ходы.

Библиотека Бейкер Берри Дартмус

Дом Ваны Вентури

Мне кажется постмодернизм - это сплошное недоразумение. Я не имею с этим явлением ничего общего. Я никогда не признавал и не признаю навязанного мне отцовства этого архитектурного движения. Я могу понять критическую реакцию против этого стиля, хотя я не одобряю и сегодняшней драматичной архитектуры, которая вытеснила собой постмодернизм.

Отель в Сеуле

Извлекать уроки из существующего ландшафта − один из путей, делающих архитектора революционером. Не такой очевидный, как путь , призвавшего в 1920-е годы разрушить Париж и выстроить его заново, а более толерантный; этот путь ставит под вопрос привычный для нас способ смотреть на вещи.

Архитектура должна быть аналитической, а не просто копироваться из прошлого. Я не вижу ничего страшного в использовании исторического опыта, но при этом не должно возникать никакой путаницы между историческим и современным.

Зоопарк в Филадельфии

В архитектуре мне нравятся сложность и противоречия. Я не люблю ни произвола или бессвязности малограмотной архитектуры, ни сложности манерно-изысканной живописности и экспрессионизма. Мне нравится сложная и противоречивая архитектура, опирающаяся на всё богатство и многозначность современного опыта, включая и опыт, присущий искусству.

Архитектура - это укрытие с декорацией на нём.

Художественный музей Сиэтла

Архитекторы уже не могут позволить себе быть запуганными пуританским языком ортодоксальной современной архитектуры. Гибридные элементы мне нравятся больше, чем «беспримесные», компромиссные больше, чем «цельные»; искривлённые больше, чем «прямолинейные», неопределённые больше, чем «чёткие»; своенравные больше, чем безликие, скучные и так называемые «интересные», традиционные больше, чем «придуманные»; вмещающие в себя больше, чем исключающие, чрезмерные больше, чем простые; отживающие так же, как новаторские, противоречивые и двусмысленные больше, чем прямые и ясные. Я за беспорядочную жизненность, а не за очевидное единство. Я признаю непоследовательность и провозглашаю двойственность.

Лаборатория Льюиса Томаса, Принстонский университет

Я скорее за богатство значений, чем за ясность значения; за неявную функцию так же, как и за явную функцию. Я предпочитаю «и то и другое», а не «или то, или другое», чёрное и белое, а иногда серое, а не чёрное или белое. Действенная архитектура несёт многоплановость значений и комбинаций фокусных точек: её пространства и её элементы могут восприниматься и будут работать в нескольких направлениях одновременно.

Принцип «меньше − это больше» (афоризм архитектора Мис ван дер Роэ - прим. ред. ) отвергает сложность и оправдывает ограничение в целях усиления выразительности. Он действительно позволяет архитектору «строго отбирать проблемы, которые он хочет решать». Но если архитектор должен иметь своё собственное видение Вселенной, то такое видение предполагает, что архитектор определяет: как должны быть решены проблемы, а не только, какие из проблем он будет решать. Исключать важные соображения он может, только рискуя оторвать архитектуру от жизненного опыта и потребностей общества.

Медицинская школа Йельского университета

Кампус математики Йельского университета

Архитектура сложностей и противоречий должна скорее воплощать трудное единство обобщения, чем лёгкое единство исключения. Меньше не есть больше.

Там, где не достигается простота, получается упрощённость. Явное упрощение означает слабую форму. Меньше − это скука.

Эстетическая простота, приносящая разуму чувство удовлетворения, возникает, если она обоснована и мудра, из внутренней сложности. Когда сложность исчезла, как в храмах недавнего прошлого, бессилие заменило простоту.

Пожарная станция №4 Коламбус, штат Индиана, США

Основное назначение интерьеров зданий скорее заключается в том, чтобы ограничивать пространство, а не направлять его, и отделять внутреннее пространство от наружного.

Архитектура возникает при столкновении внутренних и внешних сил − функциональных и пространственных. Эти внутренние силы и силы окружения могут быть и общего порядка, и частного, и неотъемлемо присущие, и случайные. Архитектура − как преграда между внутренним и наружным − становится пространственным свидетельством разрешения этой проблемы и её драмы. И, выявляя различия между внутренним и наружным, архитектура вновь расчищает путь градостроительному подходу к решению задач.

*Маньеризм - стиль в архитектуре начала XVI века. Итальянское Maniera означает тоже, что и по-русски - манера, другими словами - персонифицированный стиль, для которого характерны неправильные перспективы, контрастность масштабов, непоследовательные и противоречивые сочетания и все, что шокирует и напоминает игру (прим. ред. )

Роберт Вентури, лауреат Притцкеровской премии, один из идеологов постмодернизма. Учился в архитектурной школе Принстонского университета (1947-1950) и Американской академии в Риме (1954-1956). Работал в архитектурных фирмах О. Стонорова (Филадельфия), Э. Сааринена (Блумфилд-Хиллс, штат Мичиган) и Л. Кана (Филадельфия). В 1964 г. открыл (вместе с Дж. Раухом) собственную фирму (совладелицей которой стала в 1967 г. и жена Вентури, Д. С. Браун). С 1980 г. – это фирма «Вентури, Раух & Скотт Браун». В последние десятилетия фирма активно занималась также выставочным и мебельным дизайном. С 1957 г. Вентури активно работает как педагог, будучи профессором Пенсильванского университета.

Его книги (1967 г.) и «Уроки Лас-Вегаса» (1972 г.) наравне с работами Ч. Дженкса заложили теоретическую основу постмодернизма в архитектуре. Работы Роберта Вентури в современном архитектуроведении считают не менее значимыми и этапными для современной архитектуры, как для своего времени были работы Ле Корбюзье.

Из книги «Сложности и противоречия в архитектуре» можно выделить некоторые его высказывания:«Мне нравится сложная и противоречивая архитектура, опирающаяся на все богатство и многозначность современного опыта, включая и опыт присущий искусству. В наше время сложность и противоречивость были признаны всюду, только не в архитектуре, - от доказательства конечной несовместимости в математике до анализа Т. С. Элиотом «трудной» поэтики и определения Иозефом Альберсом парадоксальности свойств живописи. Архитекторы уже не могут позволить себе быть запуганными пуританским языком ортодоксальной современной архитектуры. Гибридные элементы мне нравятся больше, чем «беспримесные», компромиссные больше, чем «цельные», искривленные больше, чем «прямолинейные», неопределенные больше, чем «четкие», своенравные больше, чем «безликие», традиционные больше, чем «придуманные», противоречивые и двусмысленные больше, чем прямые и ясные. Я, скорее, за богатство значения, чем за ясность. Архитектура сложности и противоречий должна заключаться в ее целостности или в ее причастности к целостности, она должна скорее воплощать трудное единство обобщения, чем легкое единство исключения. Меньше не есть больше.



Ортодоксальные современные архитекторы в своей попытке порвать с традицией и все начать заново идеализировали примитивное и элементарное в ущерб разнообразному и усложненному. Рационализация во имя упрощения все еще имеет место, она является развитием великолепного парадокса Мис ван дер Роэ: «меньше - это больше». Архитектор Пол Рудольф четко раскрыл точку зрения Мис ван дер Роэ: «Все проблемы никогда не смогут быть решены… Для двадцатого века действительно характерно, что архитекторы очень строго отбирают те проблемы, которые хотят решать. Мис ван дер Роэ, например, создает прекрасные здания только потому, что игнорирует многие их аспекты. Если бы он решал большее количество проблем, его здания были бы значительно менее сильными» .

В архитектуре степени противоречия проявлялись и раньше, например, Вилла Савой Ле Корбюзье проста снаружи, но сложна внутри. То же можно сказать про монастырь Ля Туретт или Дворец Правосудия в Чандигархе. Многофункциональные здания существовали и раньше. Например, Понте Веккьио во Флоренции, проект Ле Корбюзье для Алжира, представляющий жилой дом и автомагистраль одновременно. Все они обладают заключенной внутри целого сложной и противоречивой иерархией масштаба и движения, массы и пространства. Имеются соображения, оправдывающие существование многофункциональных помещений так же как многофункциональных зданий. Помещение может служить многим функциям одновременно или в разное время. Например, Луис Кан предпочитает галерею, потому что она направленная и не направленная, комната и коридор одновременно.

Внедряя каркас и навесные стены современная архитектура отделила несущую конструкцию от ограждающей. «Двояко функционирующие» элементы зданий Ле Корбюзье и Кана - редкое явление в нашей архитектуре. Солнцезащитные устройства жилого дома в Марселе являются в тоже время конструкцией и балконами.

Проектирование снаружи во внутрь, так же как и изнутри наружу, создает необходимую напряженность. Поскольку внутреннее отлично от наружного, стена – линия перехода – становится явлением архитектуры.

Архитектура сложности и компромиссов не пренебрегает целым. Трудное целое в архитектуре сложностей и противоречий включает множественность и разнообразие элементов, находящихся в неустойчивых или слабо воспринимаемых взаимоотношениях. Что касается расположения частей, то такая архитектура поощряет сложные и контрапунктные ритмы, а не простые и одиночные» .

Сопоставляя Скарлатти и Битлз, Вентури говорит о вкусах современного человека, о том, что он одновременно может слушать классическую музыку и поп-музыку, а соответственно, что современный человек эклектичен во вкусах и предпочтениях. Вопрос, возникающий при этом у Вентури, заключается в том: «Почему тогда этому же человеку не может нравиться поп-архитектура ? Ответ он видит в том, что человек цепляется за старомодные идеи об архитектуре в целом. Одна из этих идей заключается в том, что существует один доминирующий и верный канон вкуса в культуре и что любое искусство, в котором не следуют этому канону, – низшее.

Основные работы Р. Вентури 60-х – 80-х годов ХХ века.

Нагляднее всего идеи-концепции Р. Вентури проявились в его первых частных домах:

· дом для Ваны Вентури (рис. 2 );

· Брант хаус (рис. 3 );

· дом Карла Такера (рис. 4 );

· Джонсон хаус (рис. 5 ) .

Это очень компактные многоуровневые дома для среднего класса американцев. В них присутствует все, о чем теоретически рассуждает Р. Вентури – многослойность пространства, практически нет перетекающих пространств, введение гипертрофированных скатных кровель, неожиданные решения оконных проемов и, как в доме Ваны Вентури, лестница «ведущая в никуда». Как говорил Р. Вентури, в доме должна быть тайна, непредсказуемость. На (рис. 6, 7 ) приведены варианты решений фасадов жилых домов, которые Р. Вентури назвал «поиск решения новых домов».

Музей искусств (рис. 8) – это анфилада многосветных залов, окруженных галереями. Вход в здание осуществляется через крытую уличную галерею, выделенную арочными проемами. В комплексе музея сочетаются объемы со скатными и плоскими кровлями. Некоторые стены имеют следы «как бы» заложенных проемов и активно орнаментированы различными по форме, цвету и фактурами отделочных материалов.

В 1983 году была построена по проекту Р. Вентури столовая Принстонского университета (рис. 9, 10) . Здание столовой имеет поэтажное разделение на студенческую и преподавательскую зоны. Залы объединяются развитым блоком лестницы, которая может служить местом общения студентов. Планировка залов и примененная расстановка оборудования спроектированы с учетом особенности общения студентов и преподавателей. Предложены различные сочетания столов - посредине зала, около окон в эркере. На фасадах сочетается красный кирпич и белые сграфитто из геометрических фигур. Внутри помещений используется различного цвета штукатурка и элементы декора, напоминающие исторические образцы. В согласии с ними решены все осветительные элементы.

в г

Рис. 2. Р. Вентури. Особняк для матери Вентури, Филадельфия, Пенсильвания, 1962 - 64 гг.:

а – фасад; б – перспектива; в – планы; г – фасады; д – интерьеры

Рис. 3. Р. Вентури. Брантхаус 1972 г.: а – фасад здания; б – разрезы; в – планы

в г

Рис. 4. Р. Вентури. Дом Карла Такера, Нью-Йорк 1974 г.:

а – перспектива здания; б – развертка; в – разрез; г – планы.

а б

в г

Рис. 5. Р. Вентури. Дом Джонсон-Хаус, Вейл, Колорадо, 1977 г.:

а – фасад; б – рисунок; в – чертежи фасадов; г – разрез; д – планы

Рис. 6. Р. Вентури. Поиски нового жилого дома: а – варианты объемного решения дома Ванны Вентури; б – жилой дом с неканоническим портиком; в – проект жилого дома в Нью-Джерси с использованием ордерных элементов; г – дом в Северном Делавэре; д – жилой дом Стоун-Крик, фасад со стороны реки (совместно с С. Айзенуром)

Рис. 7. Р. Вентури. Жилой дом в Нью-Джерси с использованием ордерных элементов

Рис. 8. Р. Вентури. Музей искусств 1973 – 76 гг.: а – перспектива; б – фасад; в – планы

б в

Рис. 9. Р. Вентури. Гордон-Ву-холл, столовая, Принстонский университет 1983 г.:

а – фасад здания; б – фрагмент фасада; в – разрез; г – интерьеры

Рис. 10. Р.Вентури. Гордон-Ву-холл, столовая, Принстонский университет 1983 г..

Роберт Вентури (англ. Robert Venturi, род. 25 июня 1925) - американский архитектор, лауреат Притцкеровской премии, один из родоначальников постмодернизма.

Учился в архитектурной школе Принстонского университета (1947-1950) и Американской академии в Риме (1954-1956). Работал в архитектурных фирмах О. Стонорова (Филадельфия), Э. Сааринена (Блумфилд-Хиллс, штат Мичиган) и Л. Кана (Филадельфия). В 1964 открыл (вместе с Дж. Раухом) собственную фирму (совладелицей которой стала в 1967 и жена Вентури, Д. С. Браун). С 1980 - это фирма «Вентури, Раух & Скотт Браун». В последние десятилетия фирма активно занималась также выставочным и мебельным дизайном. С 1957 Вентури активно работал как педагог, будучи профессором Пенсильванского университета.

Теоретические работы Р. Вентури

Его книги «Сложности и противоречия в архитектуре» (1967) и «Уроки Лас-Вегаса» (1972) наравне с работами Ч. Дженкса заложили теоретическую основу постмодернизма в архитектуре. Работы Роберта Вентури в современном архитектуроведении считают не менее значимыми и этапными для современной архитектуры, как для своего времени были работы Ле Корбюзье.

Теория «крова с декорацией на нем», поиск противоречий в архитектуре модернизма, пересмотр идеалов модернизма и обращение внимания архитекторов к поп-арту - вот одни из многих нововведений Вентури. Он проводит пересмотр традиций модернизма (а вместе с ними и традиций всей предыдущей культуры, основанных на безоговорочной вере в науку и прогресс) и дает определение новой архитектуры, которая должна последовать после модернизма, выявляет её основные черты (декор, функция как декор, новый эклектизм, основанный на прямом цитировании самых разных источников в одном произведении, ироничное переосмысление модернизма).

Развивая свою теорию, Р. Вентури проводит интересные и иногда неожиданные сравнения, чтобы пояснить своё определение архитектуры и показать, как именно он к нему пришёл. Для этого он сравнивает Рим и Лас-Вегас, абстрактный экспрессионизм и поп-арт, Витрувия и Гропиуса, Миса ван дер Роэ и «Макдоналдс», Скарлатти и Битлз. Сами сравнения характеризуют подход Вентури как постмодернистский: он легко смешивает все времена, стили и жанры (Витрувий рядом с Гропиусом, музыка классическая и популярная и т. д.), чтобы выразить идею архитектуры постмодернизма, для которой уже нет разницы между прошлым и настоящим, между культурами (глобально - Америка-Европа-Восток), всё - пространство для извлечения цитат.

Рассматривая Рим, Вентури говорит об увлеченности американских архитекторов Римом в 50-е годы как историческим городом, но так как их сознание ещё было тесно связано с модернистским, то в Риме (очарованные его мощной эмоциональной силой), они видели не символизм, но абстрактные композиции того места и времени. В результате, когда они стали проектировать в Америке свои пьяццы, то создавали сухие конфигурации композиционных элементов - формы и текстуры, рисунка и цвета, ритмов, акцентов и масштабных соотношений. Чтобы воспринять уроки Рима, архитекторы должны были пройти уроки символизма Лас-Вегаса, что, по мнению Вентури, произошло в 1960-е годы. Символизм Лас-Вегаса - это символизм поп-арта, который открывал снова ценность изобразительности в искусстве, приведя градостроителей, таким образом, к мысли об ассоциации, как элементе архитектуры. Они также показали ценность обыденных и общепринятых элементов, помещая их в новое окружение, в новый контекст на разных уровнях для достижения новых значений, постигаемых наряду с их старыми значениями.

Сопоставляя Скарлатти и Битлз, Вентури говорит о вкусах современного человека, о том, что он одновременно может слушать классическую музыку и поп-музыку, а соответственно, что современный человек эклектичен во вкусах и предпочтениях. Вопрос, возникающий при этом у Вентури, заключается в том, что почему тогда этому же человеку не может нравиться «поп-архитектура»? Ответ он видит в том, что человек цепляется за старомодные идеи об архитектуре в целом. Одна из этих идей заключается в том, что существует один доминирующий и верный канон вкуса в культуре, и что любое искусство, в котором не следуют этому канону - низшее.

Учился в архитектурной школе Принстонского университета (1947-1950) и Американской академии в Риме (1954-1956). Работал в архитектурных фирмах О.Стонорова (Филадельфия), Э.Сааринена (Блумфилд-Хиллс, штат Мичиган) и Л.Кана (Филадельфия). В 1964 открыл (вместе с Дж. Раухом) собственную фирму (совладелицей которой стала в 1967 и жена Вентури, Д. С. Браун). С 1980 - это фирма «Вентури, Раух & Cкотт Браун». В последние десятилетия фирма активно занималась также выставочным и мебельным дизайном. С 1957 Вентури активно работал как педагог, будучи профессором Пенсильванского университета.Его книги «Сложности и противоречия в архитектуре» (1967) и «Уроки Лас-Вегаса» (1972) наравне с работами Ч.Дженкса заложили теоретическую основу постмодернизма в архитектуре. Работы Роберта Вентури в современном архитектуроведении считают не менее значимыми и этапными для современной архитектуры, как для своего времени были работы Ле Корбюзье.Теория «крова с декорацией на нем», поиск противоречий в архитектуре модернизма, пересмотр идеалов модернизма и обращение внимания архитекторов к поп-арту - вот одни из многих нововведений Вентури. Он проводит пересмотр традиций модернизма (а вместе с ними и традиций всей предыдущей культуры, основанных на безоговорочной вере в науку и прогресс) и дает определение новой архитектуры, которая должна последовать после модернизма, выявляет ее основные черты (декор, функция как декор, новый эклектизм, основанный на прямом цитировании самых разных источников в одном произведении, ироничное переосмысление модернизма).Robert Venturi Развивая свою теорию, Р. Вентури проводит интересные и иногда неожиданные сравнения, чтобы пояснить свое определение архитектуры и показать, как именно он к нему пришел. Для этого он сравнивает Рим и Лас-Вегас, абстрактный экспрессионизм и поп-арт, Витрувия и Гропиуса, Мис ван дер Роэ и «Макдоналдс», Скарлатти и Битлз. Сами сравнения характеризуют подход Вентури как постмодернистский: он легко смешивает все времена, стили и жанры (Витрувий рядом с Гропиусом, музыка классическая и популярная и т. д.), чтобы выразить идею архитектуры постмодернизма, для которой уже нет разницы между прошлым и настоящим, между культурами (глобально - Америка-Европа-Восток), всё - пространство для извлечения цитат.Рассматривая Рим, Вентури говорит об увлеченности американских архитекторов Римом в 50-е годы как историческим городом, но так как их сознание еще было тесно связано с модернистским, то в Риме (очарованные его мощной эмоциональной силой), они видели не символизм, но абстрактные композиции того места и времени. В результате, когда они стали проектировать в Америке свои пьяццы, то создавали сухие конфигурации композиционных элементов - формы и текстуры, рисунка и цвета, ритмов, акцентов и масштабных соотношений. Чтобы воспринять уроки Рима, архитекторы должны были пройти уроки символизма Лас-Вегаса, что, по мнению Вентури, произошло в 60-е годы. Символизм Лас-Вегаса - это символизм поп-арта, который открывал снова ценность изобразительности в искусстве, приведя градостроителей, таким образом, к мысли об ассоциации, как элементе архитектуры. Они также показали ценность обыденных и общепринятых элементов, помещая их в новое окружение, в новый контекст на разных уровнях для достижения новых значений, постигаемых наряду с их старыми значениями.Сопоставляя Скарлатти и Битлз, Вентури говорит о вкусах современного человека, о том, что он одновременно может слушать классическую музыку и поп-музыку, а соответственно, что современный человек эклектичен во вкусах и предпочтениях. Вопрос, возникающий при этом у Вентури, заключается в том, что почему тогда этому же человеку не может нравиться «поп-архитектура»? Ответ он видит в том, что человек цепляется за старомодные идеи об архитектуре в целом. Одна из этих идей заключается в том, что существует один доминирующий и верный канон вкуса в культуре, и что любое искусство, в котором не следуют этому канону - низшее.




Top