Родина моя. Н

К.Паустовский. Главы из книги «Мещёрская сторона» ОБЫКНОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы. Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму. Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь и ветер налетал косыми ударами. В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-"болтун" заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды. Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам - разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа. Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая и на над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории. Я нарушил обычай географов. Почти все географические книги начинаются одной и той же фразой: "Край этот лежит между такими-то градусами восточной долготы и северной широты и граничит на юге с такой-то областью, а на севере - с такой-то". Я не буду называть широт и долгот Мещёрского края. Достаточно сказать, что он лежит между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов, остатком "великого пояса хвойных лесов". Он тянулся некогда от Полесья до Урала. В него входили леса: Черниговские, Брянские, Калужские, Мещёрские, Мордовские и Керженские. В этих лесах отсиживалась от татарских набегов древняя Русь. ЛЕСА Мещёра - остаток лесного океана. Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы. Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал в исследовании о Мещёрском крае такие слова: "Здесь в могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу". По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру,- на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами косыми срезами лежит солнечный свет. Стаи птиц со свистом и легким шумом разлетаются в стороны. В ветер леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен, как волны. Одинокий самолет, плывущий на головокружительной высоте, кажется миноносцем, наблюдаемым со дна моря. Простым глазом видны мощные воздушные токи. Они подымаются от земли к небу. Облака тают, стоя на месте. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолетов. Кроме сосновых лесов, мачтовых и корабельных, есть леса еловые, березовые и редкие пятна широколиственных лип, вязов и дубов. В дубовых перелесках нет дорог. Они непроезжи и опасны из-за муравьев. В знойный день пройти через дубовую заросль почти невозможно: через минуту все тело, от пяток до головы, покроют рыжие злые муравьи с сильными челюстями. В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники. Они расковыривают старые пни и слизывают муравьиные яйца. Леса в Мещёре разбойничьи, глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру. Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки. Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах - звучание вечера, догоревшего дня. А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду,- ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и козятся журавли, обеспокоенные дымом костра. Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко - кажется, за краем земли - хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха. Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шепотом - боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжелые утки. Туман начинает клубиться над водой. Мы наваливаем в костер горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце - солнце бесконечного летнего дня. Так мы живем в палатке на лесных озерах по нескольку дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой - этот запах не исчезает неделями. Мы спим по два часа в сутки и почти не знаем усталости. Должно быть, два-три часа сна в лесах стоят многих часов сна в духоте городских домов, в спертом воздухе асфальтовых улиц. Однажды мы ночевали на Черном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста. Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок - ловить рыбу. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги. Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина черной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба вынырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть ее, как бритвой. Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба все время шла рядом с лодкой. Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. Она выла долго и скучно; волчата визжали и прятались за мать. Черная рыба снова прошла у самого борта и зацепила пером за весло. Я бросил в волчицу тяжелым свинцовым грузилом. Она отскочила и рысцой побежала от берега. И мы увидели, как она пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста невдалеке от нашей палатки. Мы высадились, подняли шум, выгнали волчицу из хвороста и перенесли бивак на другое место. Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная. В Мещёре почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах (например, в Черненьком) вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере, так же как и в Черном, совершенно прозрачная. Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин. Они устилают воду так густо, что челн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую черную дорогу. Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли - от их отражения в воде. В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене - желтоватая, в Великом озере - оловянного цвета, а в озерах за Прой - чуть синеватая. В луговых озерах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды. Но большинство озер все же - черные. Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озер устлано толстым слоем опавших листьев. Бурая листва дает темный настой. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озер - чем старее торф, тем темнее вода. Я упомянул о Мещёрских челнах. Они похожи на полинезийские пироги. Они выдолблены из одного куска дерева. Только на носу и на корме они склепаны коваными гвоздями с большими шляпками. Челн очень узок, легок, поворотлив, на нем можно пройти по самым мелким протокам. РОДИНА ТАЛАНТОВ На краю Мещёрских лесов, недалеко от Рязани, лежит село Солотча. Солотча прославлена своим климатом, дюнами, реками и сосновыми борами. В Солотче есть электричество. Крестьянские кони, согнанные в ночное на луга, дико смотрят на белые звезды электрических фонарей, повисшие в далеком лесу, и всхрапывают от страха. Я жил первый год в Солотче у кроткой старушки, старой девы и сельской портнихи, Марьи Михайловны. Ее звали вековушей - весь свой век она коротала одна, без мужа, без детей. В ее чисто умытой игрушечной избе тикало несколько ходиков и висели две старинные картины неизвестного итальянского мастера. Я протер их сырым луком, и итальянское утро, полное солнца и отблесков воды, наполнило тихую избу. Картину оставил отцу Марьи Михайловны в уплату за комнату неизвестный художник-иностранец. Он приезжал в Солотчу изучать тамошнее иконописное мастерство. Он был человек почти нищий и странный. Уезжая, он взял слово, что картина будет ему прислана в Москву в обмен на деньги. Денег художник не прислал - в Москве он внезапно умер. За стеной избы по ночам шумел соседский сад. В саду стоял дом в два этажа, обнесенный глухим забором. Я забрел в этот дом в поисках комнаты. Со мной говорила красивая седая старуха. Она строго посмотрела на меня синими глазами и комнату сдать отказалась. За ее плечом я разглядел стены, увешанные картинами. - Чей это дом? - спросил я вековушу. - Да как же! Академика Пожалостина, знаменитого гравера. Умер он перед революцией, а старуха - его дочь. Их там две живут старухи. Одна совсем дряхлая, горбатенькая. Я недоумевал. Гравер Пожалостин - один из лучших русских граверов, работы его разбросаны всюду: у нас, во Франции, в Англии, и вдруг - Солотча! Но вскоре я перестал недоумевать, услышав, как колхозники, копая картошку, заспорили, приедет ли в этом году в Солотчу художник Архипов или нет. Пожалостин - бывший пастух. Художники Архипов и Малявин, скульптор Голубкина - все из этих, рязанских мест. В Солотче почти нет избы, где не было бы картин. Спросишь: кто писал? Отвечают: дед, или отец, или брат. Солотчинцы были когда-то знаменитыми богомазами. Имя Пожалостина до сих пор произносится с уважением. Он учил солотчан рисовать. Они ходили к нему тайком, неся завернутые в чистую тряпицу свои холсты на оценку - на хвалу или поругание. Долго я не мог свыкнуться с мыслью, что рядом, за стеной, в темноватых комнатах старого дома, лежат редчайшие книги по искусству и медные гравированные доски. Поздно ночью я выходил к колодцу напиться воды. На срубе лежал иней, ведро обжигало пальцы, ледяные звезды стояли над безмолвным и черным краем, и только в доме Пожалостина тускло светилось окошко: дочь его читала до рассвета. Изредка она, вероятно, поднимала очки на лоб и прислушивалась - стерегла дом. На следующий год я поселился у Пожалостиных. Я снял у них старую баню в саду. Сад был заглохший, весь в сирени, в одичалом шиповнике, в яблонях и кленах, покрытых лишаями. На стенах в пожалостинском доме висели прекрасные гравюры - портреты людей прошлого века. Я никак не мог избавиться от их взглядов. Когда я чинил удочки или писал, толпа женщин и мужчин в наглухо застегнутых сюртуках, толпа семидесятых годов, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием. Я подымал голову, встречался взглядом с глазами Тургенева или генерала Ермолова, и мне почему-то становилось неловко. Солотчинская округа - страна талантливых людей. Недалеко от Солотчи родился Есенин. Однажды ко мне в баню зашла старуха в поневе - принесла продавать сметану. - Ежели тебе еще сметана потребуется,- сказала она ласково,- так ты приходи ко мне, у меня есть. Спросишь у церкви, где живет Татьяна Есенина. Тебе всякий покажет. - Есенин Сергей не твой родственник? - Поет? - спросила бабка. - Да, поэт. - Племянничек мой,- вздохнула бабка и вытерла рот концом платка.- Был он поет хороший, только больно чудной. Так ежели сметанка потребуется, ты заходи ко мне, милый. На одном из лесных озер около Солотчи живет Кузьма Зотов. До революции Кузьма был безответный бедняк. От бедности сохранилась у него привычка говорить вполголоса, незаметно - лучше уж не говорить, а помалкивать. Но от этой же бедности, от "тараканьей жизни" сохранилось у него и упрямое желание во что бы то ни стало сделать своих детей "настоящими людьми". В избе Зотовых появилось за последние годы много нового - радио, газеты, книги. От старого времени остался только дряхлый пес - никак не хочет умирать. - Как его ни корми, все равно тощает,- говорит Кузьма.- Такой у него на всю жизнь завод остался бедняцкий. Кто почище одет, тех боится, хоронится под лавку. Думает - господа! У Кузьмы трое сыновей-комсомольцев. Четвертый сын - еще совсем мальчик, Вася. Один из сыновей, Миша, заведует опытной ихтиологической станцией на озере Великом, около города Спас-Клепики. Как-то летом Миша привез домой старую скрипку без струн - купил ее у какой-то старухи. Скрипка валялась в старухиной избе, в сундуке,- осталась от помещиков Щербатовых. Скрипка была итальянской работы, и Миша решил зимой, когда на опытной станции будет мало работы, съездить в Москву - показать ее знатокам. Играть на скрипке он не умел. - Если окажется ценной,- сказал он мне,- подарю кому-нибудь из наших лучших скрипачей. Второй сын, Ваня,- учитель ботаники и зоологии в большом лесном селе, за сто километров от родного озера. Во время отпуска он помотает матери по хозяйству, а в свободное время бродит по лесам или по озеру по пояс в воде, ищет какие то редкие водоросли. Их он обещал показать своим ученикам, шустрым и страшно любопытным. Ваня человек застенчивый. От отца к нему перешли незлобивость, расположение к людям, любовь к душевным разговорам. Вася еще учится в школе. На озере школы нет - там всего четыре избы,- и Васе приходится бегать и школу через лес, за семь километров. Вася - знаток своих мест. Он знает каждую тропинку в лесу, каждую барсучью нору, оперение каждой птицы. Его серые прищуренные глаза обладают необыкновенной зоркостью. Два года назад на озеро приехал из Москвы художник. Он взял Васю себе в помощники. Вася перевозил художника на челне на другой берег озера, менял ему воду для красок (художник рисовал французскими акварельными красками Лефранка), подавал из коробки свинцовые тюбики. Однажды художника с Васей застигла на берегу гроза. Я помню ее. Это была не гроза, а стремительный, предательский ураган. Пыль, розовая от блеска молний, неслась по земле. Леса шумели так, будто океаны прорвали плотины и затапливают Мещёру. Гром встряхивал землю. Художник с Васей едва добрались до дому. В избе художник обнаружил пропажу жестяной коробки с акварелью. Краски были потеряны, великолепные краски Лефранка! Художник искал их несколько дней, по не нашел и вскоре уехал в Москву. Через два месяца в Москве художник получил письмо, написанное большими корявыми буквами. "Здравствуйте,- писал Вася.- Отпишите, что делать с вашими красками и как их вам переслать. Как вы уехали, я их искал две недели, все обшарил, пока нашел, только сильно простыл, потому уже были дожди, заболел и не мог вам раньше отписать. Я чуть не помер, но теперь хожу, хотя еще очень слабый. Так что не сердитесь. Папаня говорил, что было у меня воспаление в легких. Пришлите мне, если есть у вас какая возможность, книжку про всякие деревья и цветных карандашей - охота мне рисовать. У нас уже падал снег, но только стаял, а в лесу под елочкой - смотришь - и сидит заяц! Остаюсь Вася Зотов".

Гроо Яна Александровна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделам: Преподавание в начальной школе | Внеклассная работа

Оборудование: герб России, государственный флаг России, грамзапись гимна РФ, плакат с пословицами о Родине, материал для выполнения мозаики с видами Братска, выставка книг о Братске.

Ход мероприятия

Вед. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас. Сегодня мы будем говорить о нашей Родине, о нашей стране.

А как называется страна, в которой мы живём?

Да, наша страна называется – Россия. Принято считать датой возникновения Древнерусского государства 882 год, когда два крупнейших города – Новгород и Киев оказались под властью одной княжеской династии. А столицей России уже более 850 лет является город… Москва.

Россия… Как из песни слово, Берёзок юная листва, Кругом леса, поля и реки, Раздолье, русская душа – Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За голос звонкий, как ручей. Люблю, глубоко понимаю Степей задумчивую грусть, Люблю всё то, что называют Одним широким словом Русь.

Вед. Отношение народа к Родине выражено в пословицах. Соберите пословицы из слов и скажите, как вы их понимаете?

(Одна у человека мать, одна у него и Родина; Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей; Родная сторона – мать, чужая – мачеха.)

Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов. К. Д. Ушинский писал: “Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.

Что значит “Родина моя”? – \Ты спросишь, я отвечу: - Сначала тропочкой земля Бежит тебе навстречу. Потом тебя поманит сад Душистой веткой каждой. Потом увидишь стройный ряд Домов многоэтажных. Потом пшеничные поля От края и до края, Всё это – Родина твоя, Земля твоя родная. Чем старше станешь и сильней, Тем больше пред тобою Она заманчивых путей Доверчиво раскроет. (Н. Полякова)

Вед. С этими словами трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждое государство должно иметь свои государственные символы. Есть они и у России. Это гимн, герб и флаг. Предлагаю выполнить такое задание: Из множества флагов выберите флаг России и разукрасьте шаблон, лежащий перед вами в цвета российского флага.

Цвета российского флага выбраны не случайно. Белый цвет означает откровенность, благородство, совершенство, синий – верность и честность. А вот красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость. Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут.

Вед. Ещё один символ государства – это герб. Герб – это отличительный знак, эмблема государства, города. Герб России – двуглавый орёл. Герб можно разглядывать, можно им любоваться как произведением искусства, но что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Орёл – символ вечности России, символ глубокого уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии, три короны – союз народов, живущих в России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов. С изображением герба мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. Он изображён на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах.

Величие нашей Родины и её символов выразил в своём стихотворении В. Крючков.

Россия, я твоя росинка. Песчинка малая твоя, Когда метель, то я снежинка, В ручье – я капелька ручья, Из этих капелек – росинок Большие реки потекли, И если б не было песчинок, Тогда бы не было земли. Мы возвратили герб старинный, Россия, в нём твои черты: И красный – сколько красоты! В нём белизна твоих буранов И синева твоих озёр, Твои надежды, муки, раны И вечный огневой задор. Россия – тройка, песня, птица, Страна с особенной судьбой, Должна Россия возродиться И возродимся мы с тобой.

Вед. В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Автором современного текста гимна России является Сергей Владимирович Михалков, музыку написал А.В.Александров. Давайте сейчас исполним гимн,стоя по всем правилам. (Звучит гимн России).

Вед. Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, к своей улице, к своей школе, к своим родителям и к своему родному городу.

В какой области России вы живёте?

Назовите главный город Иркутской области.

Как называется город, в котором мы живём?

Вед. Наш город молодой, 12 декабря ему исполнится 51 год. Но свою историю он начал давным-давно. Собственно имя Братск наш город получил не случайно. В летописях словосочетание “брацкая землица” упоминается в 1609 году. Именно тогда первые русские землепроходцы встречались у Падунских порогов с местными жителями: бурятами, эвенками и тунгусами. Землепроходцы стали называть их братами, а место -“брацкой землицей”. Летом 1631 г. атаман Максим Перфильев завершил постройку Братского острога. С этого времени и начинается история Братской земли. Указ о присвоении Братску статуса города подписан 12 декабря 1955 года. Хотя город наш и молод тем не менее он славен на всю страну. Пол века назад молодые юноши и девушки приехали на великую стройку, с которой и началась история современного Братска. Что это за стройка, мы узнаем, собрав первую мозайку. (Дети собирают мозайку с видом Братской ГЭС).

Уч. Благодаря электроэнергии, которую вырабатывает Братская ГЭС, в наших домах всегда тепло и светло, построены и работают промышленные предприятия, постоянно растёт и развивается наш город. Начальником строительства был великий гидростроитель Иван Иванович Наймушин. 1 сентября 1973 года он трагически погиб. Но его имя навсегда вошло в историю нашего города. Его именем названа центральная улица п. Энергетик. В самом начале улицы разбит сквер и установлена стела с мемориальной доской. Это место всегда убрано цветами. К этому историческому месту приходят молодые и пожилые братчане, чтобы поклониться этому замечательному человеку и поучиться на его примере служению Отечеству.

Много интересного, познавательного можно узнать из истории нашего города. Писатели и поэты посвящают ему свои песни и стихотворения. Послушайте песню А.Пахмутовой и Н. Добронравова “Я в таёжном смолистом краю”, написанную после посещения ими нашего города.

(Прослушивание песни о Братске)

Люди, которые приехали сюда полвека назад мечтали построить город, которые через многие годы станет “промышленным жемчужиной Сибири”. Их мечта воплотилась в жизнь. Сегодня Братск -крупнейший индустриальный центр Восточной Сибири. Он растет, а вместе с ним растет и молодое поколении, готовое продолжить великие начинания.

Вед. Вот и подошёл к концу наш разговор. Мне бы хотелось, чтобы всё, о чём вы сегодня услышали, осталось в вашей памяти надолго, чтобы в ваших сердцах была любовь и к природе, и к окружающим людям, и к месту, где вы родились, - ко всему тому, что включает в себя простое слово – “Родина”.

Исполнение песни “Моя Россия” (слова Н.Соловьёвой, музыка Г.Струве)

У моей России длинные косички, У моей России светлые реснички. У моей России голубые очи, На меня, Россия, ты похожа очень.

Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная. Нет земли красивей.

Для меня Россия – белые берёзы, Для меня Россия – утренние росы, Для меня Россия – ты, всего дороже, До чего на маму ты мою похожа.

ПРИПЕВ

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь, Ты,моя Россия, песни петь умеешь, Ты, моя Россия, неразлучна с нами, Ведь Россия наша – это мы с друзьями.

Припев.

Вед. Дорогие ребята! Любите свою Родину, растите достойными гражданами своей страны.

228.94kb.

  • Классный час Классный час можно провести 1 апреля или в любой другой день , 50.44kb.
  • , 89.96kb.
  • Ломаева Ольга Николаевна учитель истории моу «Бродовская средняя общеобразовательная , 92.43kb.
  • План мероприятий военно-патриотического воспитания обучающихся моу оош п. Пудожгорский , 56.28kb.
  • И. К. учитель русского языка и литературы моу сош №36 Путилин С. С. студент исторического , 138.66kb.
  • Классный час "Алкоголь это порождение варварства" Цель , 190.5kb.
  • , 48.59kb.
  • Классный час «Откуда ты родом».

    Цель: формирование личности учащихся, ее духовности и нравственности на примере изучения родного края, его природы, лучших традиций и нравов русского народа.

    Задачи: воспитать в учащихся чувство любви к родному краю, чувство гордости за своих земляков, за их ратные подвиги; привить учащимся любовь к природе родного края, бережное отношение к родной земле, ее растительному и животно­му миру; развить у учащихся индивидуальные задатки и способности к творческой деятельности, приобщить их к ценностям русской культуры.

    Ход классного часа

    I. Слово о Родине. Выступления учащихся.

    Сегодня на классном часе мы продолжим знакомство со своим родным краем. Мы послушаем сочинения ребят, стихи, легенды и песни о родном крае.

    Звучит песня «Родина» на слова Савинова (муз. народная):

    Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля. Это русское раздолье, Это русская земля...

    Вижу горы и долины, Вижу степи и луга - Это русские картины, Это Родина моя.

    Слышу пенье жаворонка, Слышу трели соловья... Это русская сторонка, Это - Родина моя!

    Родина! Слово-то какое звонкое и чистое! Как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Дорогое, как Мама!

    Что значит: Родина моя? -
    Ты спросишь. Я отвечу:

    Сначала тропочкой земля
    Бежит тебе навстречу.

    Потом тебя поманит сад

    Душистой веткой каждой.

    Потом увидишь стройный ряд

    Домов многоэтажных.

    Потом пшеничные поля

    От края и до края.

    Все это - Родина твоя,

    Земля твоя родная.

    Чем старше станешь и сильней,

    Тем больше пред тобою

    Она заманчивых путей

    Доверчиво раскроет. ( Н. Полякова)

    Из сочинения учащейся:

    У каждого человека должен быть свой родной уголок на этой Земле - местечко, которое нужно любить и защищать. Для меня - это широкая, богатая, сильная, великолепная страна Россия.

    Я родилась в России и постараюсь прожить здесь всю свою жизнь, несмотря на все трудности и неприятности, которые переживает сейчас моя страна. Я постараюсь сделать все возможное, чтобы все россияне полюбили ее так же горячо, как я.

    «Я из России»- это звучит гордо в любом уголке Земли! Россия широка и необъятна, но есть в ней одно местечко, кусочек природы, который мне очень дорог - это деревня Кузнечная. Природа здесь зимой - «серебро», осенью - «золото», весной и летом - «изумруд». Около деревни протекает небольшая, неглубокая речка Хоршевашка. Речка перегорожена плотиной, и когда подходишь к ней, создается ощущение, что ты стоишь у подножия водопада. Эта картина очень красивая: шум воды, и брызги, которые отражаются в солнечных лучах, становятся похожими на сверкающие бриллианты.

    Когда живешь в деревне, где родился и надолго никуда далеко не ездил, трудно рассуждать о том, что значит для тебя Родина.

    Родина - это все, что дорого каждому человеку: его родная деревня, отчий дом, его друзья и родные, родной язык.

    Все это с детства окружает нас, мы к этому привыкли и - по рассказам других людей, которые потеряли кого-то или поменяли место жительства, уехали за границу - понимаешь, как это трудно. Там все чужое: обычаи, язык, люди, быт, - и как трудно к этому привыкнуть!

    Говорят, что за границей жить лучше, но ведь не все люди приживаются к этой «хорошей жизни». Что-то притягивает их обратно, какая-то невидимая сила. Я думаю, что это Родина - в ее большом смысле.

    Родина - это все, что дорого и любимо каждым человеком, и куда бы ни забросила его судьба, он всегда будет помнить свою Родину и любить ее.

    Классный руководитель: О нашем удивительном городе, о великой Волге и ее притоках сложено много легенд и сказаний, но это отдельная большая тема. А сейчас мне хочется рассказать о боярышнике, растущем в нашем крае.

    Когда и где это конкретно было, трудно сказать, но вот что донесла до нас легенда. Смотрите!..

    ЛЕГЕНДА О БОЯРЫШНИКЕ

    Жила-была молодая красивая девушка, и все ею любовались. А потом встретила она голубоглазого русича, полюбили они друг друга и обручились.

    Но однажды увидел девушку хан, удивился ее красоте и приказал забрать девушку в свой дворец. Бился с ханом русич и погиб, защищая любимую.

    Взяли девушку в полон и стали готовить к встрече с ханом. Несчастная попросила помочь одну девушку, наряжавшую ее, - та отказалась. Попросила другую, третью... - все отказались помочь, страшась хана. И когда ее все же привели к нему, девушка убила себя ножом.

    А на небесах встретились верные души девушки и русича, и в момент их встречи на месте, где они впервые увидели друг друга, вырос прекрасный боярышник.

    Из сочинения учащейся:

    Говорят, человек - это маленькая Вселенная. Значит, как и у любой Вселенной, у него должен быть свой центр. Тот самый, единственный уголок в мире, который является самым дорогим и важным местом для «малой Вселенной».

    Моя Родина - Россия, огромная страна со своими радостями и проблемами. Изначально стоящая на стыке двух великих культур - авангардной западной и традиционной восточной, оказавших на нее свое влияние. Поэтому и история нашей Великой Руси покрыта «выбоинами» и «ухабами»...

    Помимо понятия «большая Родина», у меня есть еще и своя «малая Родина». Малой Родиной для меня стало место моего рождения, старинный город Ядрин. Ядрин-небольшой город, расположенный на берегу реки Сура. Город очень красивый, особенно летом. В нем много старинных зданий, исторических мест, много зелени, цветов. В окружении города очень много красивых озер, перелесков. И в любое время года, гуляя по этим местам, получаешь неописуемое наслаждение.

    И если судьба одарит меня славой и известностью, то я никогда не буду скрывать, откуда я родом, и стыдиться того, что родилась не в столице. А если волею судьбы занесет меня далеко от родного дома, я точно знаю, что буду ужасно скучать по родине и тосковать по родному городу, по своим милым полям, перелескам, по широкой величавой Волге и ее притоку Суре, по друзьям и родным, по своему жаркому солнцу, которое здесь особенное, потому что оно греет мою душу и заставляет ее цвести.

    Все это бесценно, и, даже имея огромные богатства, я не буду счастлива вдалеке от моего родного края. Я не могу представить себя вне его, за его пределами - на чужбине. Ядрин для меня - моя история, моя судьба, моя жизнь.

    Каждый человек на Земле должен помнить и любить - несмотря ни на что - свой родной край, свою родину, будь она большая или маленькая, уважать ее и, если понадобится, защищать. Непременно знать и помнить свои корни, своих предков, культуру родного края, его историю. И, конечно же, безгранично любить - до замирания сердца, до последнего вздоха!

    II. Просмотр презентации «Путешествие по Ядрину» с комментариями учащегося Рябинина Сергея, создавшего эту презентацию.

    III. Конкурс знатоков стихотворений о Родине

    О Родине воспевали, ей посвящали стихи лучшие поэты России. Кому принадлежат следующие строки:

    Россия, нищая Россия, Если крикнет рать святая:

    Мне избы серые твои, «Кинь ты Русь, живи в раю!» -

    Твои мне песни ветровые - Я скажу: «Не надо рая,

    Как слезы первые любви! (А. Блок) Дайте родину мою». (С. Есенин)

    Умом Россию не понять, Спасибо, Родина, за счастье

    Аршином общим не измерить: С тобою быть в пути твоем.

    У ней особенная стать - (А. Т. Твардовский)

    В Россию можно только верить. (Ф. Тютчев)

    Гой ты, родина моя!

    Гой ты, бор дремучий!

    Свист полночный соловья,

    Ветер, степь да тучи! (А.К. Толстой)

    Люблю отчизну я, но странною любовью!

    Не победит её рассудок мой.

    Ни слова, купленная кровью,

    Ни полный гордого доверия покой,

    Ни темной старины заветные преданья

    Не шевелят во мне отрадного мечтанья. (М.Ю. Лермонтов)

    Товарищ, верь: взойдет она,

    Звезда пленительного счастья,

    Россия вспрянет ото сна,

    И на обломках самовластья

    Напишут наши имена! (А.С. Пушкин)

    О, Россия!

    С нелегкой судьбою страна…

    У меня ты, Россия,

    Как сердце, одна. (Ю. Друнина)

    IV. Конкурс знатоков песен о Родине:

    Назовите песни, в которых поется о Родине. Например:

    «Широка страна моя родная»,

    «С чего начинается Родина?»,

    «Отчий дом»,

    «Под крышей дома твоего» и т.д.

    V. Заключение.

    Классный руководитель:

    Я видел Русь в иконах у Рублева:

    Глаза, как окна, свет их нестерпим,

    Я узнавал черты лица родного,

    Как матери родной, был предан им.

    Ни на каких дорогах и дорожках

    Я, сын Руси, забыть её не мог!

    Она в меня легла, как гриб в лукошко,

    Как дерево в пазы и мягкий мох. (В. Боков)

    Этими словами мне хочется закончить нашу встречу с родным краем

    Пройдут и нынешние лихие времена, и люди поймут, что вся наша планета Земля - великая Родина всех народов, а ее природное богатство - основа нашего благополучия, неиссякаемый источник радости.

    VI. Подведение итогов.

    Цель: воспитание любви к Родине.
    Задачи:
    - воспитывать у обучающихся чувство патриотизма;
    - познакомить обучающихся с новым понятием «геральдика»;
    - закрепить знания обучающихся о государственных символах России.
    Форма проведения: историко-поэтический час.
    Назначение. Занятие составлено для учащихся 6-7 классов. Может использоваться воспитателями ГПД на занятиях, классными руководителями на классных часах, а также может быть приурочено к Дню защитника Отечества, Дню Конституции.

    Ход занятия

    Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашей встрече, посвящённой любви к Родине. Через года доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле.
    Ученик: Распростёрлись в дымке синей величавые края –
    Если ж вороги посмеют к нам прийти из-за морей,
    Только брови потемнеют у твоих богатырей.
    Равной нет тебе по силе, у тебя везде друзья, -
    Это ты, моя Россия, свет мой, Родина моя!
    (А. Прокофьев «Цвети, наша Родина»)
    Воспитатель: Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечества до границ всего государства. Но ведь даже у больших рек есть исток – маленький ключик, из которого река берёт своё начало.
    (Песня «С чего начинается Родина», музыка В. Баснера)
    Ученик: -Что значит «Родина моя»? – ты спросишь, я отвечу:
    -Сначала тропочкой земля бежит тебе навстречу.
    Потом тебя поманит сад душистой веткой каждой.
    Потом увидишь стройный ряд домов многоэтажных.
    Потом пшеничные поля от края и до края,
    Всё это – Родина твоя, земля твоя родная.
    Чем старше станешь и сильней, тем больше пред тобою
    Она заманчивых путей доверчиво раскроет.
    (Н. Полякова «Родина моя»)
    Воспитатель: Родина, Отечество… Как мы понимаем эти слова? Известный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы её зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина». С этими словами трудно не согласиться, ровно как и с тем, что каждое государство должно иметь свои государственные символы. Есть они и у России. Знаете ли вы, что является символами государственности России?
    Ученик: Символами России являются герб, флаг, гимн.
    Воспитатель: Правильно. Без них никак нельзя. Изображение герба и флага помещают на государственных учреждениях, на военной форме, морских кораблях, воздушных лайнерах, космических ракетах. Гербовой печатью скрепляются все самые важные документы. Без государственной символики не обходится ни одно событие государственной важности – будь то Международный форум, спортивные состязания или военный парад.
    Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем уважение к своей Родине. Сегодня мы поближе познакомимся с символами России, а поможет нам в этом архивариус Журавлёв Никита.
    Начнём с герба. Это главный символ любого государства. Что такое герб? Это слово было заимствовано из польского языка, а корень встречается во многих славянских наречиях в значении «наследник» или «наследство». Герб – это отличительный знак, эмблема государства, города, сословия, рода. Гербы обязательно отражают исторические традиции владельца. Составляются они по особым правилам, принятым в данной стране в конкретный исторический период, и утверждаются специальным законодательным актом. Есть отдельная наука, которая изучает гербы. Называется она – геральдика. Назовите герб России.
    Ученик: Герб России – двуглавый орёл.
    Воспитатель: Да, герб России – двуглавый орёл. Более пяти столетий олицетворяет он нашу державу. Немного найдётся в мире таких долговечных гербов! Не так ли, уважаемый архивариус?
    (Выходит ученик в костюме архивариуса и рассказывает о гербе, а воспитатель попутно показывает все детали)
    Архивариус: Герб России – самый древний государственный символ. Впервые двуглавый орёл появился на нашем гербе при Иване III, во второй половине XIVвека. Двуглавого орла Иван IIIпозаимствовал у Священной Римской Империи. На лицевой стороне своей печати он велел изобразить всадника, поражающего копьём дракона.
    В период правления Ивана Грозного щит с всадником переместился на грудь двуглавого орла. Важные изменения в государственном гербе происходят во времена правления Романовых. Так, при царе Михаиле Фёдоровиче появляются три короны, которые являются символом трёх княжеств: Казанского, Астраханского и Сибирского.
    При ПетреI в гербе появляется изображение не с простыми, а с императорскими коронами, изменяется и цвет герба: золотой цвет заменяется на чёрный. Изображение орла при АлександреI очень разнообразно: он мог иметь одну и три короны, держать в лапах не только скипетр и державу, но и венок, факел, молнии.
    При императоре НиколаеI крылья были украшены гербами земель: Казани, Астрахани, Сибири, Польши, Финляндии. При Александре II в середине XIXвека была проведена геральдическая реформа. Количество гербов на крыльях орла увеличивается. Реформа также изменила направление движения всадника на щите, теперь он стал смотреть влево от зрителя.
    После февральской революции 1917 года на печати Временного правительства использовался двуглавый орёл. Летом 1918 года в государственном гербе РСФСР утверждаются новые политические символы: красный щит, на котором изображены пересечённые серп и молот, и восходящее солнце – как символ перемен. Эти символы потом вошли в герб СССР, который обрамляли колосья, перевязанные ленточками с названиями
    союзных республик. Вот так выглядел советский герб:

    Ученик: Имеет свой особый герб советская держава,
    Есть молот на гербе и серп, колосья слева, справа.
    Вот серп и молот - добрый знак! - вы, верно, догадались:
    Крестьянин и рабочий так навеки побратались.
    Снопы пшеницы золотой обвиты лентой красной.
    Достаток у страны большой, а Родина прекрасна!
    Сияет солнце на гербе и звёздочка лучиста,
    Чтобы счастливо жить тебе под небом синим, чистым.
    (М.Познанская «Советский герб»)
    Архивариус: С распадом Советского Союза в 1993 году указом Президента Российской Федерации был официально закреплён исторический герб России. Так двуглавый орёл вернулся на своё место.


    Воспитатель: На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Орёл – символ вечности России, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии, а три короны над его головами – союз народов, из которых состоит Россия.
    Правой лапой орёл сжимает скипетр. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В левой лапе орла – держава, которая представляет собой золотой шар с крестом наверху.
    В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств.
    Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.
    На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ. В правой руке у него серебряное копьё, которым он победил змея. Чёрный змей – символ зла. Всадник, поражающий копьём змея, не только эмблема Москвы, но и символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.
    С изображением герба мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. Он изображён на паспорте граждан Российской Федерации, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах. Где ещё можно увидеть герб России?
    Ученик: Герб России можно ещё увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках.
    Воспитатель: Величие нашей Родины и её символов выразил в своём стихотворении заслуженный работник культуры Российской Федерации Виктор Крючков.
    Ученик: Россия, я твоя росинка, песчинка малая твоя,
    Когда метель- то я снежинка, в ручье- я капелька ручья.
    Из этих капелек-росинок большие реки потекли,
    И если б не было песчинок, тогда бы не было земли.
    Мы возвратили герб старинный,
    Россия, в нём твои черты:
    И красный – сколько красоты!
    В нём белизна твоих буранов и синева твоих озёр,
    Твои надежды, муки, раны и вечно огневой задор.
    Россия – тройка, песня, птица, страна с особенной судьбой,
    Должна Россия возродиться, и возродимся мы с тобой.
    Воспитатель: Кто назовёт герб Нижнего Новгорода?
    Ученик: Герб Нижнего Новгорода – олень.
    Воспитатель: Что символизирует олень?
    Ученик: Олень – это символ благородства, чистоты, мудрости, справедливости.
    Воспитатель: На что указывает корона?
    Ученик: Корона указывает на то, что Нижний Новгород является административным центром Нижегородской области.
    Воспитатель: Что символизируют цвета Нижегородского герба?
    Ученик: Серебряный цвет – это символ совершенства, благородства, мира; червлёный цвет – символ храбрости, мужества, жизнеспособности; чёрный цвет – символ благоразумия, мудрости, честности.
    Вот так выглядит герб Нижнего Новгорода:


    Воспитатель: Ещё одним символом государственного и национального суверенитета является флаг. Слово «флаг» греческого происхождения. В греческом языке оно означало «сжигать, озарять, гореть». Государственные флаги, как и гербы, являются символами государства. Они поднимаются над правительственными зданиями и дипломатическими представительствами, их помещают на автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают почести и чтят его как святыню. Указом Президента Бориса Николаевича Ельцина от 11 декабря 1993 года утверждено Положение о Флаге Российской Федерации. Согласно этому Положению, государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхнее – белого, среднее – синего, нижнее – красного цветов. Цвет полос нашего государственного флага несёт в себе глубокий смысл. Белый цвет всегда символизировал свободу, синий – Богородицу, под покровом которой находится Россия, красный – державность. Есть и другое толкование символики цветов, которое говорит, что белый – символ правды, мира, благородства и чистой совести; синий – неба, целомудрия, духовности и веры; красный – красоты, мужества, отваги, любви, защиты веры и людей, героизма и великодушия.
    Государственный флаг России поднят постоянно на зданиях Администрации Российского Президента, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации, судов, Генеральной прокуратуры, Центрального банка. Бело-сине-красный флаг насчитывает трёхсотлетнюю историю, и за свою жизнь претерпевал, как и герб, некоторые изменения. Какие? Об этом нам расскажет наш архивариус.
    Архивариус: В конце 60-х годов XVII века по указу царя Алексея Михайловича началось строительство Каспийской флотилии. Царь приказал отпустить на флаги «червчатую, белую и лазоревую» материи. Как тогда располагались эти цвета относительно друг друга – неизвестно. Долгое время флаги в России использовались только на флоте. Впервые знакомое нам расположение бело-сине-красных цветов ввёл Пётр I. Александр II в 1858 году утверждает в качестве государственного флага чёрно-жёлто-белое полотнище. Эти цвета были традиционны для Германии. Но так как Александр III недолюбливал Германию, то он вновь вернул России флан бело-сине-красного цветов. В 1914 году в верхний левый угол этого полотнища помещают императорский штандарт. В 1917 году символом революционной борьбы становится красный флаг. В 1922 году, когда был образован Советский Союз, на красном флаге в верхнем левом углу было помещено изображение серпа и молота. Спустя 74 года к нам снова вернулся бело-сине-красный флаг. Его ещё коротко называют «бесик».
    Воспитатель: В особенно торжественных случаях – при вступлении в должность Президента и других государственных руководителей, при подъёме флага и других официальных церемониях – исполняется государственный гимн. Кто скажет, что такое гимн?
    Ученик: Гимн – это торжественная песня.
    Воспитатель: Гимн – торжественная песня. Это слово образовано от греческого слова «гимнос», что означает «восхваление», «торжественная песнь». Особая торжественность и праздничность гимнов пробуждает и усиливает национальное и государственное самосознание. Россия длительное время не имела официально установленного гимна. Вплоть до конца XVIII века во время церковных праздников, государственных церемоний и всевозможных торжеств общегосударственного значения хор «государевых певчих дьяков» исполнял православные церковные песнопения гимнического характера. Лишь в 1815 году появился первый официальный государственный гимн России. Подробнее рассказать о нём я попрошу нашего архивариуса.
    Архивариус: Одержав победу над французами в Отечественной войне 1812 года, Россия как никогда нуждалась в собственном государственном гимне. Почти вся Европа пользовалась тогда мелодией британского «Боже, храни короля». В 1816 году Александр I утвердил первый официальный гимн России на мелодию британского гимна, со словами В.А.Жуковского. Гимн получил название «Молитва русских».
    Второй гимн России связан с именем композитора Львова. Своё название гимн получил по первой строке «Боже, царя храни»:
    Боже, царя храни.
    Сильный, державный,
    Царствуй на славу,
    На славу нам,
    Царствуй на страх врагам,
    Царь православный.
    Боже, царя храни.
    Приобретя мировую популярность, русский гимн исполнялся за границей в качестве самостоятельного произведения. В марте 1917 года появился новый гимн – «Русская марсельеза»:
    О, дети Родины, вперёд!
    Настал день нашей славы.
    На нас тиранов рать идёт,
    Поднявши стяг кровавый.
    К оружию, граждане!
    Одновременно появляется идея об использовании в качестве гимна «Интернационала». Началась борьба двух гимнов. 10 января 1918 года гимном РСФСР стал «Интернационал».
    Новый гимн Советского Союза создан на музыку Александрова, слова сочинили Сергей Михалков и Эль-Регистан. Впервые гимн Советского Союза прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 года. После распада Советского Союза недолгое время гимном была «Патриотическая песня» Михаила Ивановича Глинки. «Обзавестись» словами этот гимн не успел: в XXI век Россия вступила с обновлённым советским гимном.
    Воспитатель: Гимн исполняется на государственных праздниках и военных парадах, каждый день начинается гимном. А как слушают и поют гимн?
    Ученик: Гимн поют стоя, а если только слушают, то – молча.
    Воспитатель: Гимн слушают и поют стоя, мужчины при этом снимают головные уборы, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Давайте послушаем гимн по всем правилам.
    (Звучит гимн, все встают)
    Воспитатель: А теперь ещё раз вспомним то, о чём мы с вами сегодня говорили, и ответим на вопросы викторины.
    1.Что такое геральдика? (Наука о гербах)
    2.В каком веке на гербе появился двуглавый орёл? (Во второй половине XIVвека)
    3.Когда появился трёхцветный флаг? (При Петре I, в 1697 году)
    4.Что обозначают цвета на флаге? (Белый – символ правды, мира, благородства и чистой совести; синий – символ неба, верности, целомудрия, духовности и веры; красный – символ красоты, мужества, отваги, любви, героизма)
    5.Что такое гимн? (Гимн – торжественная песня)
    6.Кто автор слов современного гимна России? (Сергей Михалков)
    (Награждение победителя)
    Воспитатель: Ребята, мне бы хотелось, чтобы всё, о чём вы сегодня услышали, осталось в вашей памяти надолго. А ещё хотелось бы, чтобы в ваших сердцах была любовь и к природе, и к окружающим людям, и к месту, где вы родились, - ко всему тому, что включает в себя простое слово – Родина.
    Ученик: В сердце ты у каждого, Родина – Россия,
    Белые берёзки, колос золотой…
    Нет тебя привольней, нет тебя красивей,
    Нет другой на свете Родины такой!
    (И.Черницкая «Наша Родина»)
    Воспитатель: Вот и подошёл к концу наш разговор о государственных символах России. Любите свою Родину, растите достойными гражданами своей страны.
    (Песня «Уголок России», музыка Владимира Шаинского)

    Тема урока: Внеклассное чтение. Н.Поляков. Родина моя. М. Алимбаев. Иртыш.

    Цели:

      познакомить учащихся со стихами о Родине, научить читать их выразительно

      развивать творческие способности учащихся

      развивать навыки работы в группе,

      умение находить главную мысль в тексте, концентрировать внимание и умение восстанавливать деформированный текст

      воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину

    Оборудование:

      библиографические данные поэтов

      карточка с вопросами для анализа произведения

      конверты с названием стихов

      конверты с разрезанными пословицами

      таблица для анализа произведения

      визитки «Сотрудник литературно-аналитического центра»

      В.И. Даль «Толковый словарь русского языка»

    Ход урока

    Организационный момент

    Сегодня мы находимся в литературно-аналитическом центре и у нас есть возможность познакомиться с его работой.

    Музыкальный эпиграф

    (звучит песня Д. Кабалевского «Наш край» в исполнении учащихся)

    О чем вы спели?

    Тема Родины действительно будет является главной в работе нашего литературно-аналитического центра.

    Постановка целей и задач урока

    Нашим сотрудникам, работающих в группах, предстоит сегодня познакомиться и проанализировать стихи поэтов о Родине.

    Наша задача:- сравнить эти стихотворения и выяснить, как авторы в стихах передают свое отношение к Родине.

    Все необходимое для работы находится у вас на столе, поэтому можно приступать к работе.

    (Дети делятся на 2 группы и занимают свои места за круглыми столами)

    Проверка домашнего задания

      А начнем мы ее с проверки домашнего задания, где надо было составить рассказ о своей родной местности, исполь­зуя слова и выражения из текста.

    (дети читают по цепочке)

    Спасибо за ваше чтение.

    Как вы понимаете значение слова Родина? (ответы детей)

    Мысли о Родине интересно сформулированы в народных пословицах, с которыми вы сейчас будете работать, потому что в пословицах хранится народная мудрость.

    Работа с деформированным текстом

    (каждая группа получает конверт со словами, из которых нужно сложить пословицу)

    Сторона родная чужая мать а мачеха

    Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

    Не за родину – мать умирать страшно

    За родину – мать не страшно умирать.

    Изучение нового материала

    Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. А теперь найдите в хрестоматии фамилии авторов, с которыми мы сегодня познакомимся.

    Сотрудники из каждой группы выступят с биографическими сообщениями (Приложение1)

    (выступают дети)

    Что интересного узнали? (ответы детей)

    Примите позу слушатели и послушайте стихи Н.Поляков. Родина моя. М. Алимбаев. Иртыш. (стихи звучат в исполнении учителя)

    Выберите стихотворение, с которым вы будете работать

    (задания в конвертах)

    Прочитайте ваши стихи еще раз и найдите в них слова, значение которых вы не знаете.

    Словарная работа

    Какие это слова?

    Сизый туман, клубясь, целина.

    Где можно узнать значение этих слов?

    Словари есть у вас на столах, поэтому вы можете найти их значение.

    (дети работают со словарями)

    Назовите значение этих слов

    Молодцы, прежде чем приступить к выполнению следующего задания, давайте отдохнем.

    Физминутка

    Руки за спину, головки назад.
    Глазки пускай в потолок поглядят.
    Головки опустим – на парту гляди.
    И снова наверх – где там муха летит!
    Глазами повертим, поищем ее.
    И снова читаем. Немного еще.

    Вам необходимо будет проанализировать стихи с помощью вопросов и рассказать о своем стихотворении от 3 лица.

    (вопросы даны на карточках)

    Для выполнения задания даётся 5-7 минут

    Сотрудники центра выступают со своим анализом

    Данные анализов заносятся в таблицу

    А теперь, используя эти данные, прочитайте стихи выразительно.

    (дети читают стихи)

    Мне очень понравилось, как вы читали стихи.

    Дифференцированное д/з

    Сотрудники литературно-аналитического центра могут выбрать себе д/з:

      Выучить его наизусть

      Написать рассказ о своей малой Родине (8-10 предложений) на тему:

    Почему я люблю свою родину?

    Итог урока

    Чем они отличаются?

    Что общего заметили в этих стихах?

    Какое стихотворение понравилось больше?

    Я надеюсь, что вам понравилось работать в нашем аналитическом центре, поэтому будем рады видеть вас у нас. Урок окончен

    *НВ: Текст стихотворения «Родина моя» в разных источниках найдено с авторами: Н. Полякова (НЕ Поляков), М. Агашина –это более правдоподобно….

    Музафар Алимбаев

    Музафар Алимбаев (род. 19 октября 1923) - казахский поэт, детский писатель, переводчик. Народный писатель Казахстана. Имя «Музафар» арабского происхождения, оно означает «победитель». Быть может, отец желал видеть сына сардаром-полководцем, но сын стал поэтом.

    Мать будущего поэта знала множество песен и поэм, она впервые познакомила Музафара с поэзией великого Абая. Ещё ребёнком он знал наизусть народные поэмы - "Еңлік-кебек" и "Қалқаман-батыр", Она же просила аульчан, выезжающих в город, привозить небольшие книжечки, набранные арабским шрифтом. Были среди них сказки Толстого, стихи Пушкина, Лермонтова. Мать Музафара Алимбаева знала много колыбельных и героических песен, мудрых сказок и легенд. Со слов матери он записал «Сказку об одном хане-бездельнике».

    Музафаром Алимбаевым переведены на казахский язык многие произведения Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Назыма Хикмета и многих других.

    Много книг написал Музафар Алимбаев. Они переведены на русский, украинский, польский, английский - всех языков не перечислить!

    Музафар Алимбаев (род. 19 октября 1923) - казахский поэт, детский писатель, переводчик. Народный писатель Казахстана. Имя «Музафар» арабского происхождения, оно означает «победитель». Быть может, отец желал видеть сына сардаром-полководцем, но сын стал поэтом.

    Мать будущего поэта знала множество песен и поэм, она впервые познакомила Музафара с поэзией великого Абая. Ещё ребёнком он знал наизусть народные поэмы - "Еңлік-кебек" и "Қалқаман-батыр", Она же просила аульчан, выезжающих в город, привозить небольшие книжечки, набранные арабским шрифтом. Были среди них сказки Толстого, стихи Пушкина, Лермонтова. Мать Музафара Алимбаева знала много колыбельных и героических песен, мудрых сказок и легенд. Со слов матери он записал «Сказку об одном хане-бездельнике».

    Музафаром Алимбаевым переведены на казахский язык многие произведения Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Назыма Хикмета и многих других.

    Много книг написал Музафар Алимбаев. Они переведены на русский, украинский, польский, английский - всех языков не перечислить!



    
    Top