Родину-мать зовут валей. "Так я стала матерью"

Когда Валентина Ивановна ИЗОТОВА проезжает мимо главной высоты России - Мамаева кургана, - она не бросает равнодушный взгляд на женскую каменную фигуру с мечом в руке, возвышающуюся над городом-героем, как это делают привыкшие к такому соседству местные жители; не восхищается размахом мемориала и размерами венчающего этот священный холм памятника Родины-матери, как гости Волгограда; она просто здоровается с этим огромным каменным изваянием, как с давней приятельницей.

Здравствуй, Валя, - говорит Валентина Ивановна скульптуре.

И так уже больше 40 лет...

Сердце мое не камень

Когда Валентине было 26 лет, она работала официанткой в ресторане "Волгоград", бывало ее клиентами были именитые иностранные гости, приезжавших в город-герой.

У нас обедал Фидель Кастро, император Эфиопии, швейцарские высокопоставленные особы, - вспоминает Валентина Ивановна. - Хрущев частенько останавливался в особняке. Все первые лица государств возили с собой своих официантов, продукты и гардеробы. Были щедры на дорогие подарки. Эфиопский глава, помню, подарил мне драгоценный камень. Мама его потом в голодные годы продала.

Родина-матьОднажды в "Волгоград" зашел пообедать знакомый Вали, молодой волгоградский скульптор Лев Майстренко с двумя коллегами. Он подозвал Валентину и познакомил со своими друзьями. В то время трое сталинских стипендиатов по заданию известного скульптора Евгения Вучетича ваяли маленькую статуэтку Родины-матери, которая должна была стать прообразом будущего грандиозного памятника.

Мы немного поболтали, - рассказывает Валентина Изотова, - потом я пошла к другим столикам. Ребята, которые пришли вместе с Левой оценивающе следили за мной. И вдруг Лева меня снова подозвал.

Майстренко рассказал Вале о скульптуре, над которой он с приятелями работал и предложил девушке позировать им. Со скульпторами тогда сотрудничала натурщица из московского художественного фонда, но по каким-то причинам она их не устраивала.

Наверное, я тогда лучше подходила под стандарт советской женщины, - смеется Валентина Ивановна.

Вале никогда раньше не приходилось быть натурщицей, а потому, смутившись, она пообещала Леве подумать над его предложением.

Я была замужем, - объясняет Валентина Ивановна, - и муж, Василий Ефремович, кончено, поначалу запретил мне работать со скульпторами. Да и время тогда было другое: позировать было, мягко говоря, не почетно.

И все-таки, после долгих раздумий, Валентина решила принять предложение Льва Майстренко и ее супруг с выбором жены согласился. Правда, ревновать к молодым сталинским стипендиатам не перестал.

"Так я стала матерью"

Работа над созданием уменьшенной Родины-матери длилась два года...

Мастерская располагалась в подвале магазина "Минск", - вспоминает Валентина Изотова. - Я туда приходила время от времени, когда была свободна, ведь работу в "Волгограде" я не бросила. Короче говоря, находили с Левой компромиссы...

Хорошо помнит Валентина Ивановна встречу с самим Вучетичем, хоть и видела известного скульптора лишь однажды. Отказавшись от профессиональной натурщицы молодые люди убеждали Евгения Викторовича в том, что внешность официантки Вали больше подходит к образу Родины-матери. Тогда-то, единственный раз за все время работы над макетом скульптуры, именитый скульптор побывал в мастерской под "Минском".

Когда Вучетич пришел в мастерскую, ребята пригласили и меня. Он внимательно посмотрел на меня и утвердительно кивнул головой. С этого самого дня с меня начали ваять памятник, известный
сейчас как Родина-мать.

Работать непрофессиональной натурщице было очень тяжело: в день Валя позировала по несколько часов. Через каждый час, проведенный без движения, девушке разрешали отдохнуть. Однако этих 10-15 минут Валентине было явно недостаточно. Стоять с раскинутыми руками и выставленной вперед левой ногой было неудобно и утомительно.

В руке, где по замыслу авторов должен быть меч, я держала длинную тонкую рейку, - говорит Валентина Ивановна. - Ребята показали мне позу, в которой я должна была стоять и все время настраивали: "Валя, ты должна звать за собой людей!" Ты же Родина-мать!" И я звала, за что мне платили 3 рубля за час работы натурщицей. Представьте себе, каково часами стоять с открытым ртом!

Поначалу скульпторы настаивали, чтобы девушка позировала без одежды:

Ты для нас не женщина, ты образ, - говорили они.

Однако Валентина наотрез отказалась раздеваться перед мужчинами и "звала за собой" в раздельном купальнике. Потом, правда, ей пришлось сдаться и снять его верхнюю часть. Никакой туники на натурщице не было - развивающееся одеяние, в которое в последствии облачил Родину-мать Вучетич - его художественная доработка.

Монументальная женщина

Работа над созданием памятника Родине-матери продолжилась на волгоградском заводе "Газоаппарат". Там по слепленному в мастерской полуметровому образцу проектировщики ваяли пятиметровую скульптуру. А Валя стояла с раскинутыми руками почти без одежды на заводских лесах: черты ее лица и линии тела скрупулезно переносились на камень.

Что было дальше, мне сказать трудно, - говорит Валентина Ивановна. - В этом я уже участия не принимала. Готовый памятник я увидела вместе со всеми, уже после официального открытия всего мемориального комплекса. Говорят, будто бы Вучетич сделал Родину-мать со своей жены или еще с кого-то, не знаю. Может и есть в памятнике и чужие черты, ведь Родина-мать - образ собирательный. Но очень много в ней от меня. В лице. И руки, и ноги, и бедра у нее - мои.

Как ни странно, Валентину Изотову на праздничное открытие никто не пригласил. Через несколько дней после окончания пышных торжеств, посвященных открытию Мамаева кургана, женщина сама пошла туда посмотреть на себя, воплощенную в камне. В тот же день купила сувенирную статуэтку Родины-матери...
Вот уже 10 лет Валентина Изотова, попавшись однажды на удочку финансовых пирамид, возглавляет волгоградский областной фонд "Защита вкладчиков". Не смотря на довольно почтенный возраст (скоро ей исполнится 70 лет) ведет активную общественную и политическую жизнь. Живет Родина-мать одна, в Ворошиловском районе Волгограда, но скучать ей не приходится. У Валентины много друзей, они часто бывают у нее в гостях. Нередко на чаек забегают и коллеги по работе.

Для меня в то время работа со скульпторами была эпизодом, - призналась Валентина Изотова, - я даже скрывала ото всех, что подрабатывала натурщицей. Стыдно было. Так что в то время почти никто не знал, что я прообраз главного памятника страны. Я, честно, никогда не думала, что Родина-мать станет символом России. Знала бы, еще 40 лет назад начала бы гордиться.

Жительница Волгограда Валентина ИЗОТОВА, является прообразом для главного памятника России.


Когда Валентина Ивановна ИЗОТОВА проезжает мимо главной высоты России - Мамаева кургана, - она не бросает равнодушный взгляд на женскую каменную фигуру с мечом в руке, возвышающуюся над городом-героем, как это делают привыкшие к такому соседству местные жители; не восхищается размахом мемориала и размерами венчающего этот священный холм памятника Родины-матери, как гости Волгограда; она просто здоровается с этим огромным каменным изваянием, как с давней приятельницей.

Здравствуй, Валя, - говорит Валентина Ивановна скульптуре.

И так уже больше 40 лет...

Сердце мое не камень

Когда Валентине было 26 лет, она работала официанткой в ресторане "Волгоград", бывало ее клиентами были именитые иностранные гости, приезжавших в город-герой.

У нас обедал Фидель Кастро, император Эфиопии, швейцарские высокопоставленные особы, - вспоминает Валентина Ивановна. - Хрущев частенько останавливался в особняке. Все первые лица государств возили с собой своих официантов, продукты и гардеробы. Были щедры на дорогие подарки. Эфиопский глава, помню, подарил мне драгоценный камень. Мама его потом в голодные годы продала.

Однажды в "Волгоград" зашел пообедать знакомый Вали, молодой волгоградский скульптор Лев Майстренко с двумя коллегами. Он подозвал Валентину и познакомил со своими друзьями. В то время трое сталинских стипендиатов по заданию известного скульптора Евгения Вучетича ваяли маленькую статуэтку Родины-матери, которая должна была стать прообразом будущего грандиозного памятника.

Мы немного поболтали, - рассказывает Валентина Изотова, - потом я пошла к другим столикам. Ребята, которые пришли вместе с Левой оценивающе следили за мной. И вдруг Лева меня снова подозвал.

Майстренко рассказал Вале о скульптуре, над которой он с приятелями работал и предложил девушке позировать им. Со скульпторами тогда сотрудничала натурщица из московского художественного фонда, но по каким-то причинам она их не устраивала.

Наверное, я тогда лучше подходила под стандарт советской женщины, - смеется Валентина Ивановна.

Вале никогда раньше не приходилось быть натурщицей, а потому, смутившись, она пообещала Леве подумать над его предложением.

Я была замужем, - объясняет Валентина Ивановна, - и муж, Василий Ефремович, кончено, поначалу запретил мне работать со скульпторами. Да и время тогда было другое: позировать было, мягко говоря, не почетно.

И все-таки, после долгих раздумий, Валентина решила принять предложение Льва Майстренко и ее супруг с выбором жены согласился. Правда, ревновать к молодым сталинским стипендиатам не перестал.

"Так я стала матерью"

Работа над созданием уменьшенной Родины-матери длилась два года...

Мастерская располагалась в подвале магазина "Минск", - вспоминает Валентина Изотова. - Я туда приходила время от времени, когда была свободна, ведь работу в "Волгограде" я не бросила. Короче говоря, находили с Левой компромиссы...

Хорошо помнит Валентина Ивановна встречу с самим Вучетичем, хоть и видела известного скульптора лишь однажды. Отказавшись от профессиональной натурщицы молодые люди убеждали Евгения Викторовича в том, что внешность официантки Вали больше подходит к образу Родины-матери. Тогда-то, единственный раз за все время работы над макетом скульптуры, именитый скульптор побывал в мастерской под "Минском".

Когда Вучетич пришел в мастерскую, ребята пригласили и меня. Он внимательно посмотрел на меня и утвердительно кивнул головой. С этого самого дня с меня начали ваять памятник, известный сейчас как Родина-мать.

Работать непрофессиональной натурщице было очень тяжело: в день Валя позировала по несколько часов. Через каждый час, проведенный без движения, девушке разрешали отдохнуть. Однако этих 10-15 минут Валентине было явно недостаточно. Стоять с раскинутыми руками и выставленной вперед левой ногой было неудобно и утомительно.

В руке, где по замыслу авторов должен быть меч, я держала длинную тонкую рейку, - говорит Валентина Ивановна. - Ребята показали мне позу, в которой я должна была стоять и все время настраивали: "Валя, ты должна звать за собой людей!" Ты же Родина-мать!" И я звала, за что мне платили 3 рубля за час работы натурщицей. Представьте себе, каково часами стоять с открытым ртом!

Поначалу скульпторы настаивали, чтобы девушка позировала без одежды:

Ты для нас не женщина, ты образ, - говорили они.

Однако Валентина наотрез отказалась раздеваться перед мужчинами и "звала за собой" в раздельном купальнике. Потом, правда, ей пришлось сдаться и снять его верхнюю часть. Никакой туники на натурщице не было - развивающееся одеяние, в которое в последствии облачил Родину-мать Вучетич - его художественная доработка.

Монументальная женщина

Работа над созданием памятника Родине-матери продолжилась на волгоградском заводе "Газоаппарат". Там по слепленному в мастерской полуметровому образцу проектировщики ваяли пятиметровую скульптуру. А Валя стояла с раскинутыми руками почти без одежды на заводских лесах: черты ее лица и линии тела скрупулезно переносились на камень.

Что было дальше, мне сказать трудно, - говорит Валентина Ивановна. - В этом я уже участия не принимала. Готовый памятник я увидела вместе со всеми, уже после официального открытия всего мемориального комплекса. Говорят, будто бы Вучетич сделал Родину-мать со своей жены или еще с кого-то, не знаю. Может и есть в памятнике и чужие черты, ведь Родина-мать - образ собирательный. Но очень много в ней от меня. В лице. И руки, и ноги, и бедра у нее - мои.

Как ни странно, Валентину Изотову на праздничное открытие никто не пригласил. Через несколько дней после окончания пышных торжеств, посвященных открытию Мамаева кургана, женщина сама пошла туда посмотреть на себя, воплощенную в камне. В тот же день купила сувенирную статуэтку Родины-матери...

Вот уже 10 лет Валентина Изотова, попавшись однажды на удочку финансовых пирамид, возглавляет волгоградский областной фонд "Защита вкладчиков". Не смотря на довольно почтенный возраст (скоро ей исполнится 70 лет) ведет активную общественную и политическую жизнь. Живет Родина-мать одна, в Ворошиловском районе Волгограда, но скучать ей не приходится. У Валентины много друзей, они часто бывают у нее в гостях. Нередко на чаек забегают и коллеги по работе.

Для меня в то время работа со скульпторами была эпизодом, - призналась Валентина Изотова, - я даже скрывала ото всех, что подрабатывала натурщицей. Стыдно было. Так что в то время почти никто не знал, что я прообраз главного памятника страны. Я, честно, никогда не думала, что Родина-мать станет символом России. Знала бы, еще 40 лет назад начала бы гордиться.

Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром архитектурного ансамбля «Героям Сталинградской битвы», представляет собой 52-х метровую фигуру женщины, стремительно идущей вперед и зовущей за собой своих сыновей. В правой руке меч длиной 33 м (вес 14 тонн). Высота скульптуры 85 метров. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. Высота Главного монумента говорит о его масштабах и уникальности. Общий вес его составляет 8 тыс. тонн. Главный монумент - современная интерпретация образа античной Ники - богини победы - призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительству мемориала придавалось огромное значение. Не было никаких ограничений в средствах и строительных материалах. При создании памятника были задействованы лучшие творческие силы. Главным скульптором и руководителем проекта был назначен Евгений Викторович Вучетич, уже создавший за десять лет до этого памятник-ансамбль воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине и скульптуру «Перекуем мечи на орала», которая до сих пор украшает площадь перед зданием ООН в Нью-Йорке. Вучетичу помогали архитекторы Белопольский и Демин, скульпторы Матросов, Новиков и Тюренков. По окончании строительства все они были удостоены Ленинской премии, а Вучетичу была вручена еще и Золотая Звезда Героя Социалистического Труда. Руководителем инженерной группы, работающей над строительством мемориала, был Н.В. Никитин - будущий создатель останкинской башни. Главным военным консультантом проекта стал маршал В.И. Чуйков - командир армии, отстоявшей Мамаев курган , наградой которому стало право быть захороненным здесь же, рядом с погибшими бойцами: вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов - защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников битвы под Сталинградом


Строительство монумента “Родина-мать” было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была высочайшим в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах. Также существует мнение, что статуя была смоделированна наподобие фигуры «марсельезы» на триумфальной арке в Париже и что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской. Действительно, некоторая схожесть есть. На первом фото Марсельеза, а рядом Ника Самофракийская

А на этом фото Родина-мать

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Общая высота монумента “Родина-мать зовёт ” - 85 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры - 52 метра (масса - более 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно - большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн. Меч был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. На сильном ветру меч раскачивался, а листы гремели. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое - целиком состоящее из фторированной стали. А от проблем с ветром избавились с помощью жалюзи в верхней части меча. В мире существует очень мало подобных скульптур, например - статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве , памятник Петру I в Москве . Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала - 46 метров.


Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным - автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами. «Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75% от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы – 60 миллиметров, до 1999 года – 33 миллиметра, с 2000-2008 – 16 миллиметров», - сообщил директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» Александр Величкин.

Скульптура «Родина-мать зовет» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки - 20 и меча - 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча - 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира. Родине-матери грозит обрушение из-за грунтовых вод. Эксперты говорят, что если наклон статуи увеличится еще на 300 мм., она может обрушиться из-за любой, даже самой ничтожной причины

В Волгограде живет 70-летняя пенсионерка Валентина Ивановна Изотова, с которой 40 лет назад ваяли скульптуру "Родина-мать зовет". Валентина Ивановна - человек скромный. Более 40 лет она молчала о том, что в качестве натурщицы позировала скульпторам, ваявшим едва ли не самую известную скульптуру в России - Родину-мать. Молчала, потому что в советские времена рассказывать о профессии натурщицы было, мягко говоря, неприлично, тем более замужней женщине, воспитывающей двух дочерей. Сейчас Валя Изотова уже бабушка и охотно говорит о том далеком эпизоде в юности, который теперь стал едва ли не самым значимым событием всей ее жизни


В те далекие 60-е годы Валентине было 26 лет. Она работала официанткой в престижном, по советским меркам, ресторане "Волгоград". Это заведение посещали все именитые гости города на Волге, и наша героиня своими глазами видела Фиделя Кастро, императора Эфиопии, швейцарских министров. Естественно, что обслуживать во время обеда таких персон могла девушка только с настоящей советской внешностью. Что имеется в виду, вы, наверное, уже догадались. Строгое лицо, целеустремленный взгляд, спортивная фигура. Не случайно однажды к Валентине с разговором подошел частый гость "Волгограда" молодой скульптор Лев Майстренко. Он заговорщицки поведал юной собеседнице о скульптуре, которую они вместе с товарищами должны сделать для скульптора Евгения Вучетича, в те времена уже именитого. Майстренко долго ходил вокруг да около, рассыпаясь перед официанткой в комплиментах, а потом предложил ей позировать. Дело в том, что московская натурщица, прибывшая в провинцию прямо из столицы, не приглянулась местным скульпторам. Уж слишком высокомерная и жеманная была. Да и лицом на "Мать" не походила.

Я долго раздумывала, - вспоминает Изотова, - времена-то тогда были строгие, да и муж запрещал. Но потом супруг смилостивился, и я дала ребятам свое согласие. Кто в молодости не пускался в различные авантюры?

Авантюра обернулась серьезной работой, которая продолжалась два года. Кандидатуру Валентины на роль Родины-матери утверждал сам Вучетич. Он, выслушав доводы своих коллег в пользу простой волгоградской официантки, утвердительно кивнул головой, и началось. Позирование оказалось очень сложным занятием. Стоять по несколько часов в день с раскинутыми руками и выставленной вперед левой ногой было утомительно. По замыслу скульпторов, в правой руке предполагался меч, но Валентине, чтобы не сильно утомлять, вложили в ладошку длинную палку. При этом она должна была придать своему лицу воодушевленное, зовущее на подвиги выражение.

Ребята настаивали: "Валя, ты должна звать за собой людей. Ты же Родина-мать!" И я звала, за что мне платили 3 рубля в час. Представьте себе, каково часами стоять с открытым ртом.

Был во время работы и один пикантный момент. Скульпторы настаивали, чтобы Валентина, как и подобает натурщице, позировала обнаженной, но Изотова сопротивлялась. Вдруг муж зайдет. Сначала сошлись на раздельном купальнике. Правда, потом верхнюю часть купальника пришлось снять. Груди-то должны получиться как натуральные. Кстати, никакой туники на натурщице не было. Это уже потом сам Вучетич накинул на "Родину" развевающееся одеяние. Готовый памятник наша героиня увидела спустя несколько дней, после его официального открытия. Взглянуть на себя со стороны было интересно: лицо, руки, ноги - все родное, только из камня и рост 52 метра. С тех пор прошло более 40 лет. Валентина Изотова жива-здорова и гордится тем, что ей поставили памятник при жизни. На долгую жизнь.

Скульптура «Родина-мать зовет», созданная Е.В.Вучетичем, обладает удивительным свойством психологического воздействия на каждого, кто ее увидит. Как автору удалось этого добиться, можно только догадываться. Острые критические замечания в адрес его творения: она-де и гипертрофированно-монументальная, и откровенно похожая на Марсельезу, украшающую парижскую триумфальную арку, - абсолютно не объясняют ее феномена. Нельзя забывать и том, что для скульптора, пережившего самую ужасную в истории человечества войну, этот монумент, как, впрочем, и весь мемориал, - в первую очередь дань памяти павшим, а потом уже - напоминание живым, которые, по его убеждению, и так никогда не смогут ничего забыть

Скульптура Родина-мать, вместе с Мамаевым курганом, является финалистом конкурса “Семь чудес России”

Битва за Мамаев курган, который до войны никто из сталинградцев не называл иначе, чем «бугор», длилась 135 суток. Четыре с лишним месяца тысячи солдат засыпали и просыпались с единственной мыслью: отстоять заветную высоту. На каждый квадратный метр холма упало до 1250 пуль и осколков. А когда в феврале 1943 года город начали отстраивать заново, его обошли стороной. Слишком страшными были воспоминания. Да и что построишь на земле, которая превратилась в железо, смешанное с кровью?

Выше только звезды

В мае 1959-го на волжских берегах появились москвичи. Это были, конечно, не коммерсанты, а, как модно сейчас говорить, представители креативного класса: творческая группа под руководством скульптора Евгения Вучетича. И строить они собирались не бизнес-центр, а мемориальный комплекс.

За год до этого в Берлине открылся памятник советскому солдату, и Вучетич пребывал в зените славы. Презентуя проект мемориала, он заявил: центральная композиция должна «поражать взгляд». Условие выполнили если не на 100, то на 85% - точно. На 85 метров возвысилась над землей Родина-Мать. На 40 метров выше Статуи Свободы!

После открытия монумент вошел в Книгу рекордов Гиннеса, как самый высокий из рукотворных на тот момент.

Шерше ля фам

«Хоть она и Родина, а все-таки баба», – так, видимо, думали художники, понимая, что «из головы» столь грандиозный образ не выдумать. Нужна натура. Они искали ее – и нашли. Хоть и не с первого раза: выбранная натурщица из московского художественного фонда не устроила скульпторов и была забракована.

Созданием мини-прототипа монумента занимался Лев Майстренко с двумя коллегами –сталинскими стипендиатами. В 1961 году Сталинград переименовали в Волгоград, а в центре города открыли престижный ресторан. В нем-то и попалась на глаза художникам двадцатишестилетняя официантка Валентина Изотова.

Когда Лев Майстренко предложил Валечке позировать, она стушевалась: никогда прежде ей не приходилось заниматься ничем подобным, да и труд натурщицы был в те времена не в почете. В довершение ко всему она была замужем! Любопытство, однако, победило предрассудки, и работа над монументом закипела.

Три рубля в час

Пару раз в неделю Валентина приходила в подвал центрального продуктового магазина «Минск», где располагалась мастерская. Несколько часов кряду она стояла с выставленной вперед ногой и раскинутыми руками, сжимая вместо меча длинную рейку. Из одежды на ней была лишь нижняя часть купальника: постепенно мастера уговорили натурщицу сбросить лифчик.

Вучетич прикрыл грудь скульптуры развевающейся туникой, но контуры ее тела под бетонной тканью угадываются в подробностях. «Ребята показали мне позу, в которой я должна была стоять, и все время настраивали: “Валя, ты ведь должна звать за собой людей!” – вспоминала Изотова. – И я звала. За это мне платили три рубля в час.

По поводу этого «вечного зова» в Волгограде сохранилась байка, воспроизводящая разговор Вучетича с известным физиком Андреем Сахаровым. «Меня спрашивает начальство: зачем у статуи открыт рот? – якобы рассказывал скульптор. – Ведь это некрасиво. Отвечаю: “А она кричит: за Родину!.. мать вашу!” Заткнулись».

Впрочем, с самим мэтром Валентина Изотова увиделась лишь однажды – глава проекта зашел в мастерскую убедиться, что внешность волгоградской официантки соответствует его грандиозному замыслу.

Стальные «нервы»

Сложнейшие расчеты, обеспечившие устойчивость конструкции, выполнил Николай Никитин – легендарный советский архитектор, участвовавший в проектировании Дворца Советов, зданий МГУ на Ленинских горах и Останкинской телебашни.

Восьмитонная Родина-мать ничем не прикреплена к основанию – она свободно стоит на шестнадцатиметровом бетонном фундаменте, основная часть которого скрыта под землей. А сам монумент совершенно свободно балансирует на двухметровой «подставке».

Толщина железобетонных стенок статуи – всего тридцать сантиметров. Жесткость каркаса обеспечивается почти сотней закрепленных внутри металлических тросов. «Почти» – потому что их 99. И они постоянно напряжены.

Меч Родины-матери весит 14 тонн, его высота превышает высоту десятиэтажного дома – 33 метра! Сначала клинок сделали из нержавейки, обшитой листами титана, но оказалось, что степные ветры раскачивают его, создавая угрозу обрушения и вызывая жуткий грохот. Поэтому в 1972-м меч заменили на другой, отлитый из фторированной стали.

Судьба имен

Торжественное открытие мемориала состоялось 15 октября 1967 года. Вскоре после этого обнаружилось, что фамилия скульптора на подписной табличке указана с ошибкой: «Вучетичев» вместо «Вучетич». Почему – неизвестно, расхожая версия: люди, делавшие табличку, хотели указать фамилию и инициалы – Вучетич Е.В.

Валентину Изотову на торжества не пригласили – то ли просто забыли, то ли не сочли нужным. Впрочем, женщина и сама говорили, что стеснялась даже рассказывать знакомым, что работает натурщицей. Стыдно было. Позже, правда, любопытство вновь взяло вверх над стыдливостью, и Валя отправилась смотреть на «новую себя». Даже статуэтку сувенирную прикупила на память.

Сорок лет спустя Валентина Изотова призналась, что при виде бетонной дамы с мечом не испытывает ни священного трепета, ни гордости, ни ностальгии. Ибо это все равно, что встретить на улице приятельницу, с которой сто лет знакома. По привычке кивнешь головой и скажешь без всякого пиетета: «Здравствуй, Валя».

Жительница Волгограда Валентина ИЗОТОВА, является прообразом для главного памятника России.


Когда Валентина Ивановна ИЗОТОВА проезжает мимо главной высоты России - Мамаева кургана, - она не бросает равнодушный взгляд на женскую каменную фигуру с мечом в руке, возвышающуюся над городом-героем, как это делают привыкшие к такому соседству местные жители; не восхищается размахом мемориала и размерами венчающего этот священный холм памятника Родины-матери, как гости Волгограда; она просто здоровается с этим огромным каменным изваянием, как с давней приятельницей.

Здравствуй, Валя, - говорит Валентина Ивановна скульптуре.

И так уже больше 40 лет...

Сердце мое не камень

Когда Валентине было 26 лет, она работала официанткой в ресторане "Волгоград", бывало ее клиентами были именитые иностранные гости, приезжавших в город-герой.

У нас обедал Фидель Кастро, император Эфиопии, швейцарские высокопоставленные особы, - вспоминает Валентина Ивановна. - Хрущев частенько останавливался в особняке. Все первые лица государств возили с собой своих официантов, продукты и гардеробы. Были щедры на дорогие подарки. Эфиопский глава, помню, подарил мне драгоценный камень. Мама его потом в голодные годы продала.

Однажды в "Волгоград" зашел пообедать знакомый Вали, молодой волгоградский скульптор Лев Майстренко с двумя коллегами. Он подозвал Валентину и познакомил со своими друзьями. В то время трое сталинских стипендиатов по заданию известного скульптора Евгения Вучетича ваяли маленькую статуэтку Родины-матери, которая должна была стать прообразом будущего грандиозного памятника.

Мы немного поболтали, - рассказывает Валентина Изотова, - потом я пошла к другим столикам. Ребята, которые пришли вместе с Левой оценивающе следили за мной. И вдруг Лева меня снова подозвал.

Майстренко рассказал Вале о скульптуре, над которой он с приятелями работал и предложил девушке позировать им. Со скульпторами тогда сотрудничала натурщица из московского художественного фонда, но по каким-то причинам она их не устраивала.

Наверное, я тогда лучше подходила под стандарт советской женщины, - смеется Валентина Ивановна.

Вале никогда раньше не приходилось быть натурщицей, а потому, смутившись, она пообещала Леве подумать над его предложением.

Я была замужем, - объясняет Валентина Ивановна, - и муж, Василий Ефремович, кончено, поначалу запретил мне работать со скульпторами. Да и время тогда было другое: позировать было, мягко говоря, не почетно.

И все-таки, после долгих раздумий, Валентина решила принять предложение Льва Майстренко и ее супруг с выбором жены согласился. Правда, ревновать к молодым сталинским стипендиатам не перестал.

"Так я стала матерью"

Работа над созданием уменьшенной Родины-матери длилась два года...

Мастерская располагалась в подвале магазина "Минск", - вспоминает Валентина Изотова. - Я туда приходила время от времени, когда была свободна, ведь работу в "Волгограде" я не бросила. Короче говоря, находили с Левой компромиссы...

Хорошо помнит Валентина Ивановна встречу с самим Вучетичем, хоть и видела известного скульптора лишь однажды. Отказавшись от профессиональной натурщицы молодые люди убеждали Евгения Викторовича в том, что внешность официантки Вали больше подходит к образу Родины-матери. Тогда-то, единственный раз за все время работы над макетом скульптуры, именитый скульптор побывал в мастерской под "Минском".

Когда Вучетич пришел в мастерскую, ребята пригласили и меня. Он внимательно посмотрел на меня и утвердительно кивнул головой. С этого самого дня с меня начали ваять памятник, известный сейчас как Родина-мать.

Работать непрофессиональной натурщице было очень тяжело: в день Валя позировала по несколько часов. Через каждый час, проведенный без движения, девушке разрешали отдохнуть. Однако этих 10-15 минут Валентине было явно недостаточно. Стоять с раскинутыми руками и выставленной вперед левой ногой было неудобно и утомительно.

В руке, где по замыслу авторов должен быть меч, я держала длинную тонкую рейку, - говорит Валентина Ивановна. - Ребята показали мне позу, в которой я должна была стоять и все время настраивали: "Валя, ты должна звать за собой людей!" Ты же Родина-мать!" И я звала, за что мне платили 3 рубля за час работы натурщицей. Представьте себе, каково часами стоять с открытым ртом!

Поначалу скульпторы настаивали, чтобы девушка позировала без одежды:

Ты для нас не женщина, ты образ, - говорили они.

Однако Валентина наотрез отказалась раздеваться перед мужчинами и "звала за собой" в раздельном купальнике. Потом, правда, ей пришлось сдаться и снять его верхнюю часть. Никакой туники на натурщице не было - развивающееся одеяние, в которое в последствии облачил Родину-мать Вучетич - его художественная доработка.

Монументальная женщина

Работа над созданием памятника Родине-матери продолжилась на волгоградском заводе "Газоаппарат". Там по слепленному в мастерской полуметровому образцу проектировщики ваяли пятиметровую скульптуру. А Валя стояла с раскинутыми руками почти без одежды на заводских лесах: черты ее лица и линии тела скрупулезно переносились на камень.

Что было дальше, мне сказать трудно, - говорит Валентина Ивановна. - В этом я уже участия не принимала. Готовый памятник я увидела вместе со всеми, уже после официального открытия всего мемориального комплекса. Говорят, будто бы Вучетич сделал Родину-мать со своей жены или еще с кого-то, не знаю. Может и есть в памятнике и чужие черты, ведь Родина-мать - образ собирательный. Но очень много в ней от меня. В лице. И руки, и ноги, и бедра у нее - мои.

Как ни странно, Валентину Изотову на праздничное открытие никто не пригласил. Через несколько дней после окончания пышных торжеств, посвященных открытию Мамаева кургана, женщина сама пошла туда посмотреть на себя, воплощенную в камне. В тот же день купила сувенирную статуэтку Родины-матери...

Вот уже 10 лет Валентина Изотова, попавшись однажды на удочку финансовых пирамид, возглавляет волгоградский областной фонд "Защита вкладчиков". Не смотря на довольно почтенный возраст (скоро ей исполнится 70 лет) ведет активную общественную и политическую жизнь. Живет Родина-мать одна, в Ворошиловском районе Волгограда, но скучать ей не приходится. У Валентины много друзей, они часто бывают у нее в гостях. Нередко на чаек забегают и коллеги по работе.

Для меня в то время работа со скульпторами была эпизодом, - призналась Валентина Изотова, - я даже скрывала ото всех, что подрабатывала натурщицей. Стыдно было. Так что в то время почти никто не знал, что я прообраз главного памятника страны. Я, честно, никогда не думала, что Родина-мать станет символом России. Знала бы, еще 40 лет назад начала бы гордиться.




Top