Родину-мать зовут валей. Выше только звезды

Часть первая. Валя.

Доброго вам вечера, дети мои!

Он нам большую радость принёс:наш любимый "РОТОР" вышел на 1 место в турнирной таблице http://news.sport-express.ru/2011-10-30/472410/ Видела сегодня, сколько болельщиков пришло, чтобы поддержать наших футболистов. Какие молодцы, не испугались холода!

Смотрю я на ночной город и любуюсь им. Всё красиво, в огоньках разноцветных. Меня тоже подсвечивают со всех сторон очень сильные прожекторы, чтобы не забывали обо мне.
А как красиво немецкие специалисты сделали качественную подсветку всех героев Сталинградской битвы, запечатленных в камне! Спасибо вам, дорогие!

На сон грядущий задалась я таким непростым вопросом, любимые.

Как меня зовут?

Вот, дети мои, небольшой экскурс в историю моего рождения.

Возможно, вы знаете ответ?

Одна из версий происхождения моего образа считается жительница Волгограда, Валентина Ивановна Изотова.
В то время Валентине было 26 лет, она работала официанткой в ресторане "Волгоград". Однажды в "Волгоград" зашел пообедать знакомый Вали, молодой волгоградский скульптор Лев Майстренко с двумя коллегами. Он подозвал Валентину и познакомил со своими друзьями.
В то время трое сталинских стипендиатов по заданию известного скульптора Евгения Вучетича ваяли маленькую статуэтку Родины-матери, которая должна была стать прообразом будущего грандиозного памятника.
Майстренко рассказал Вале о скульптуре, над которой он с приятелями работал и предложил девушке позировать им. Со скульпторами тогда сотрудничала натурщица из московского художественного фонда, но по каким-то причинам она их не устраивала.
Валентина предполагает, что она в то время лучше подходила под стандарт советской женщины. При этом стоит отметить, что Вале никогда раньше не приходилось быть натурщицей, а потому, смутившись, она пообещала Леве подумать над его предложением.

В 60 годах быть натурщицей было, мягко говоря, не почетно и сначала супруг Валентины запретил ей работать со скульпторами. Но спустя некоторое время, после долгих раздумий, Валентина решила принять предложение Льва Майстренко и ее супруг с выбором жены согласился.
Отказавшись от профессиональной натурщицы молодые люди убедили моего создателя, знаменитого скульптора Вучетича в том, что внешность официантки Вали больше подходит к образу Родины-матери. Тогда-то, единственный раз за все время работы над макетом скульптуры, именитый скульптор побывал в мастерской под "Минском" и согласился с доводами своих коллег.

Работа над созданием моей уменьшенной копии длилась два года. Мастерская располагалась в подвале уже бывшего магазина "Минск" и Валя приходила туда время от времени, когда была свободна, ведь работу в ресторане "Волгоград" она не оставила.
Скульпторы шли на уступки.
Работать непрофессиональной натурщице было очень тяжело: в день Валя позировала по несколько часов. Через каждый час, проведенный без движения, девушке разрешали отдохнуть. Однако этих 10-15 минут Валентине было явно недостаточно. Стоять с раскинутыми руками и выставленной вперед левой ногой было неудобно и утомительно. При этом мастера постоянно
настраивали: "Валя, ты должна звать за собой людей!" Ты же Родина-мать!" И она звала.

Кстати сказать, никакой туники на натурщице не было - развивающееся одеяние, в которое в последствии облачил меня Вучетич - его художественная доработка.

Работа над моим созданием продолжилась на волгоградском заводе "Газоаппарат". Там по слепленному в мастерской полуметровому образцу проектировщики ваяли пятиметровую скульптуру. А Валя стояла с раскинутыми руками почти без одежды на заводских лесах: черты ее лица и линии тела скрупулезно переносились на камень.

После этого Валя увидела меня только после официального открытия всего мемориального комплекса. Странно, но Валентину Изотову на моё праздничное открытие никто не пригласил.

Через несколько дней после окончания пышных торжеств, посвященных открытию Мамаева кургана, она сама пошла туда, посмотреть на себя, воплощенную в камне.

И когда она проезжает мимо меня, всегда здоровается со мной: "Здравствуй, Валя…"

Центр архитектурного ансамбля «Героям Сталинградской битвы» – скульптура «Родина-мать зовет». Она представляет собой скульптуру женщины (52 м), которая стремительно рвется вперед и зовет за собой своих сыновей. В правой руке она держит 33-метровый меч, который весит аж 14 тонн. Таким образом, общая высота скульптуры составляет 85 м. Монумент находится на фундаменте, высота которого достигает 16 м. Даже сама высота монумента свидетельствует о том, насколько уникальна эта скульптура. По сути, это одна из интерпретаций античной богини Ники. В данном случае она призывает своих детей дать отпор врагу.

Создатели мемориала

Строительство мемориала имело для людей очень большое значение. Никто не жалел ни денежных средств, ни строительных материалов. Кроме того, были задействованы лучшие творческие силы. Руководил проектом Евгений Вучетин, который за десять лет до этого создал памятник-ансамбль воинам Советской армии в Берлине, а также скульптуру «Перекуем мечи на орала» в Нью-Йорке. Последняя статуя до сих пор украшает площадь, расположенную перед зданием ООН.

Кроме того, над созданием мемориала работали архитекторы Демин и Белопольский, а также скульпторы Новиков, Матросов, Тюренков. Все они по окончании строительства получили Ленинскую премию, а Вучетич был удостоен Золотой Звезды Героя Социалистического труда. Руководил инженерной группой, которая создавала мемориал – Н. В. Никитин, который впоследствии создал останкинскую башню. Также в создании мемориала принимал участие военный консультант В. И Чуйкин. Это командир армии, которой удалось отстоять Мамаев курган.

Особенности скульптуры

Строить монумент начали еще в мае 1959 г., а закончили 15 октября 1967 г. На тот момент это была самая большая скульптура в мире. Волгоградская «Родина-мать» состоит 5500 т бетона и 2400 т металлических конструкций. Эти цифры приведены без учета основания монумента.

Изначально меч был сделан из нержавеющей стали и обшит листами титана, однако это был не самый лучший вариант, поскольку меч раскачивался от ветра и листы сильно гремели. В связи с этим в 1972 г. была проведена реконструкция, после чего лезвие меча полностью состояло из фторированной стали.

Натурщица Валентина Изотова

В Волгограде до сих пор проживает женщина, с которой взяли скульптуру. Долгие годы она никому не рассказывала, что именно она позировала скульпторам. Мало того, что Валентина Изотова – довольно скромный человек. Она не признавалась знакомым и потому, что профессия натурщицы в Советском Союзе воспринималась как недостойная для женщины, а тем более замужнего человека, воспитывающего двух детей. На момент создания мемориала женщине было 26 лет. Она работала официанткой в ресторане «Волгоград». Данное заведение было настолько известным, что среди его гостей можно было увидеть Фиделя Кастро, императора Эфиопии, различных швейцарских министров.

Конечно, и официанты здесь должны были соответствовать уровню заведения. Валентина имела спортивную фигуру, целеустремленный взгляд, строгое лицо. Именно в ресторане девушку и приметил скульптор Лев Майстренко. Ее муж был против того, чтобы жена позировала скульпторам, но в итоге его уговорили. Позировать было очень сложно. Представьте себе, что нужно было стоять с раскинутыми руками и выставленной вперед левой ногой в течение нескольких часов. Чтобы женщина уставала хоть немного меньше, она держала в правой руке не меч, а длинную палку. При этом необходимо было придавать лицу воодушевленное выражение, звать за собой людей. За работу женщина платила 3 рубля в час.

Есть и один пикантный момент. Скульпторы настаивали на том, чтобы Валентина позировала обнаженной. Женщина сопротивлялась. Тогда договорились о раздельном купальнике, но вскоре пришлось отказаться от верхней части наряда: грудь-то у скульптуры должна была быть похожей на настоящую.

Уникальность скульптуры

У скульптуры есть одно удивительное свойство. Она оказывает своеобразное психологическое воздействие на каждого, кто ее видит. До сих пор не понятно, как автору удалось добиться данного эффекта. Многие говорят о том, что она слишком монументальна, что очень похожа на Марсельезу, которая украшает триумфальную арку, но это никоим образом не объясняет феномен мемориала, который был построен как дань памяти погибшим.

Фигура женщины-матери, поднимающей своих сыновей в последнюю для многих из них атаку, лишена какой бы то ни было идеализации: ее лицо черно от гнева и ненависти к врагу, обнаженные сильные руки вознесены к самому небу, правая до судороги сильно сжимает рукоять меча, левая повелевает идти за собой. Сильный, как бы противоборствующий скульптуре ветер отбрасывает ее коротко остриженные волосы и просторную одежду назад. Нет — это не памятник скорби, это яростный призыв...

Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира.

На Мамаевом кургане похоронено более 35 тысяч воинов – защитников Сталинграда. Из 200 дней Сталинградской битвы борьба за эту высоту продолжалась 135 суток. Даже зимой Мамаев курган оставался черным от разрывов бомб, на один квадратный метр приходилось от полутысячи до 1200 осколков и пуль. Весной 1943 года трава здесь так и не взошла.

На вершину холма к Родине Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которой расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.

От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы.


Конечная точка пути – монумент «Родина-мать зовет!», композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны – высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота Родины-матери – 85 метров (вместе с мечом). Для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров. На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире.

Общий вес Родины-Матери – 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз. Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов.

Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно – большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.

Мамаев курган зимой 1945 года. На переднем плане — разбитая немецкая пушка РаК 40.

Едва в Сталинграде стихла канонада, благодарная страна задумалась о том, каким должен быть памятник творцам этой великой победы. Чертежи и эскизы присылали не только профессионалы, но и люди совершенно иных профессий. Одни отправляли их в академию художеств, другие в Государственный комитет обороны, кто-то лично товарищу Сталину. Причем все видели будущий памятник грандиозным, невиданных размеров, под стать значению самой победы.

Всесоюзный конкурс объявили сразу же после войны. Участвовали все видные советские зодчие и архитекторы. Итоги подвели десять лет спустя. Хотя мало кто сомневался что выиграет лауреат Сталинской премии Евгений Вучетич. Он к тому времени уже создал мемориал в берлинском Трептов-парке и пользовался доверием первых лиц государства.

23 января 1958 года Совет министров СССР принял решение о начале строительства памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. В мае 1959-го стройка закипела.

В своём творчестве Вучетич трижды обращался к теме меча – меч поднимает Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая изгнать завоевателей; мечом разрубает фашистскую свастику Воин-победитель в берлинском Трептов-парке; меч же перековывает на плуг рабочий в композиции «Перекуем мечи на орала», выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете.

Эта скульптура была подарена Вучетечем Организации Объединённых Наций и была установлена перед штаб-квартирой в Нью-Йорке, а её копия – волгоградскому заводу газовой аппаратуры, в цехах которого рождалась Родина Мать).

Рожден же этот меч был в Магнитогорске (в годы войны каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла), где установлен монумент «Тыл-Фронту».

В ходе строительства монумента Родина Мать в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреколнённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный).

К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага.

Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин.

Сама Родина Мать «подросла» относительно первоначального размера – её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке «пригружать» фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.

В Тимирязевском районе Москвы, на даче Вучетича, где располагалась его мастерская а сегодня – дом-музей архитектора – можно увидеть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину.

В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое.

Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка – всё это создает ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице.

Скульптура Родины Матери прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещённая лучами прожекторов. Величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастает из кургана, сливаясь со снежным его покровом.

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом.

В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности в 1972 году был заменен меч.

До сих пор насчет того, с кого Вучетич «лепил» свою скульптуру есть несколько версий.

Анастасия Пешкова

Накануне празднования 70-летия Победы в Сталинградской битве 80-летняя жительница Барнаула Анастасия Пешкова объявила, что именно она стала прообразом. В 2003 году ровно то же самое сказала Валентина Изотова, работавшая официанткой в ресторане «Волгоград».


Валентина Изотова

Еще одной претенденткой на звание прототипа «Родины-матери» стала бывшая спортивная гимнастка Екатерина Гребнева, но она, в отличие от предыдущих претенденток, считает, что была не единственной натурщицей, а образ «Родины-матери» все же является собирательным.

Екатерина Гребнева

Бывший замдиректора памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» Валентина Клюшина высказала другое мнение: «Фигуру Евгений Викторович делал с Нины Думбадзе, знаменитой дискоболки. Она позировала ему в Москве, в его мастерской.

Нина Думбадзе

А вот за лицом скульптуры Евгений Викторович далеко ходить не стал. Он создавал его с супруги – Веры Николаевны. И порой ласково называл скульптуру именем жены – Верочка».

Пожалуй, единственный, кто мог бы ответить, на вопрос о прообразе великой скульптуры – сам Вучетич, но после смерти он не оставил никаких записей. Его сын Виктор, который тоже уже умер, рассказывал, что отца вдохновила Ника Антерос. Но в музейных каталогах и запасниках такой скульптуры нет.

В Лувре можно увидеть Нику Самофракийскую, порыв фигуры и развивающиеся одежды которой действительно угадываются в колоссальной статуе на вершине Мамаева кургана.

Конечно, Родина-мать образ собирательный – и внешне, и внутренне. Такой сильный и мощный, что его энергетики хватит на всех. Ведь вполне возможно, что еще одна претендентка вспомнит, как ее заметил и пригласил позировать сам Вучетич.

Скульптор Евгений Вучетич

В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи. Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника — 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяноста девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры.

Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали — а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность.

Скульптура «Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент в мире. Её высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров.

Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира.

Все время, пока возводилась статуя, была необходимость в непрерывной поставке бетона, даже незначительная задержка могла нарушить прочность многотонной конструкции. Грузовики, подвозившие к месту строительства бетон, помечались особыми знаками. Водителям же разрешалось нарушать правила дорожного движения, они могли даже проезжать «на красный», не опасаясь того, что их остановят сотрудники ГАИ.

Существует легенда, согласно которой вскоре после создания в скульптуре потерялся человек; после этого его никто не видел. Но это лишь легенда.

На Мамаевом кургане, у подножья «Родины-матери» был похоронен командующий 62-й армией, Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков. Свое желание быть похороненным именно здесь Василий Иванович выразил в своем завещании.

Силуэт скульптуры «Родина-мать» был взят за основу при разработке герба и флага Волгоградской области

Иван Букреев, прораб бывшего «Сталинградгидростроя», строитель с 50-летним стажем, в 2010 году заявил, что «Родину-мать» необходимо спасать, поскольку она отклонилась от заложенных в проекте 270 миллиметров уже на 221 миллиметр. Наклоняется монумент по двум причинам: движение фундамента и деформации самой фигуры. Также усугубляют положение колебания меча от ветровых нагрузок.

То, что «Родина мать» находится в аварийном состоянии считает и реставратор Вадим Церковников. В своем интервью «МК» в 2013 году на вопрос о том, может ли скульптура упасть, он прямо ответил: «Запросто! Она непредсказуема!».

…Скульптура «Родина-мать зовет», созданная Е.В.Вучетичем, обладает удивительным свойством психологического воздействия на каждого, кто ее увидит. Как автору удалось этого добиться, можно только догадываться. Острые критические замечания в адрес его творения: она-де и гипертрофированно-монументальная, и откровенно похожая на Марсельезу, украшающую парижскую триумфальную арку, — абсолютно не объясняют ее феномена.

Основой художественной мысли скульптора стал антично-героический образ женщины-воительницы, отсюда, видимо, и сходство с Марсельезой, рожденной на этой же почве. Вучетич развернул и донес до нас скрытый за общей внешней оболочкой образ русского характера Великой женщины-матери, знающей, что такое любовь и что такое ненависть.

Нельзя забывать и том, что для скульптора, пережившего самую ужасную в истории человечества войну, этот монумент, как, впрочем, и весь мемориал, — в первую очередь дань памяти павшим, а потом уже — напоминание живым, которые, по его убеждению, и так никогда не смогут ничего забыть…

Битва за Мамаев курган, который до войны никто из сталинградцев не называл иначе, чем «бугор», длилась 135 суток. Четыре с лишним месяца тысячи солдат засыпали и просыпались с единственной мыслью: отстоять заветную высоту. На каждый квадратный метр холма упало до 1250 пуль и осколков. А когда в феврале 1943 года город начали отстраивать заново, его обошли стороной. Слишком страшными были воспоминания. Да и что построишь на земле, которая превратилась в железо, смешанное с кровью?

Выше только звезды

В мае 1959-го на волжских берегах появились москвичи. Это были, конечно, не коммерсанты, а, как модно сейчас говорить, представители креативного класса: творческая группа под руководством скульптора Евгения Вучетича. И строить они собирались не бизнес-центр, а мемориальный комплекс.

За год до этого в Берлине открылся памятник советскому солдату, и Вучетич пребывал в зените славы. Презентуя проект мемориала, он заявил: центральная композиция должна «поражать взгляд». Условие выполнили если не на 100, то на 85% - точно. На 85 метров возвысилась над землей Родина-Мать. На 40 метров выше Статуи Свободы!

После открытия монумент вошел в Книгу рекордов Гиннеса, как самый высокий из рукотворных на тот момент.

Шерше ля фам

«Хоть она и Родина, а все-таки баба», – так, видимо, думали художники, понимая, что «из головы» столь грандиозный образ не выдумать. Нужна натура. Они искали ее – и нашли. Хоть и не с первого раза: выбранная натурщица из московского художественного фонда не устроила скульпторов и была забракована.

Созданием мини-прототипа монумента занимался Лев Майстренко с двумя коллегами –сталинскими стипендиатами. В 1961 году Сталинград переименовали в Волгоград, а в центре города открыли престижный ресторан. В нем-то и попалась на глаза художникам двадцатишестилетняя официантка Валентина Изотова.

Когда Лев Майстренко предложил Валечке позировать, она стушевалась: никогда прежде ей не приходилось заниматься ничем подобным, да и труд натурщицы был в те времена не в почете. В довершение ко всему она была замужем! Любопытство, однако, победило предрассудки, и работа над монументом закипела.

Три рубля в час

Пару раз в неделю Валентина приходила в подвал центрального продуктового магазина «Минск», где располагалась мастерская. Несколько часов кряду она стояла с выставленной вперед ногой и раскинутыми руками, сжимая вместо меча длинную рейку. Из одежды на ней была лишь нижняя часть купальника: постепенно мастера уговорили натурщицу сбросить лифчик.

Вучетич прикрыл грудь скульптуры развевающейся туникой, но контуры ее тела под бетонной тканью угадываются в подробностях. «Ребята показали мне позу, в которой я должна была стоять, и все время настраивали: “Валя, ты ведь должна звать за собой людей!” – вспоминала Изотова. – И я звала. За это мне платили три рубля в час.

По поводу этого «вечного зова» в Волгограде сохранилась байка, воспроизводящая разговор Вучетича с известным физиком Андреем Сахаровым. «Меня спрашивает начальство: зачем у статуи открыт рот? – якобы рассказывал скульптор. – Ведь это некрасиво. Отвечаю: “А она кричит: за Родину!.. мать вашу!” Заткнулись».

Впрочем, с самим мэтром Валентина Изотова увиделась лишь однажды – глава проекта зашел в мастерскую убедиться, что внешность волгоградской официантки соответствует его грандиозному замыслу.

Стальные «нервы»

Сложнейшие расчеты, обеспечившие устойчивость конструкции, выполнил Николай Никитин – легендарный советский архитектор, участвовавший в проектировании Дворца Советов, зданий МГУ на Ленинских горах и Останкинской телебашни.

Восьмитонная Родина-мать ничем не прикреплена к основанию – она свободно стоит на шестнадцатиметровом бетонном фундаменте, основная часть которого скрыта под землей. А сам монумент совершенно свободно балансирует на двухметровой «подставке».

Толщина железобетонных стенок статуи – всего тридцать сантиметров. Жесткость каркаса обеспечивается почти сотней закрепленных внутри металлических тросов. «Почти» – потому что их 99. И они постоянно напряжены.

Меч Родины-матери весит 14 тонн, его высота превышает высоту десятиэтажного дома – 33 метра! Сначала клинок сделали из нержавейки, обшитой листами титана, но оказалось, что степные ветры раскачивают его, создавая угрозу обрушения и вызывая жуткий грохот. Поэтому в 1972-м меч заменили на другой, отлитый из фторированной стали.

Судьба имен

Торжественное открытие мемориала состоялось 15 октября 1967 года. Вскоре после этого обнаружилось, что фамилия скульптора на подписной табличке указана с ошибкой: «Вучетичев» вместо «Вучетич». Почему – неизвестно, расхожая версия: люди, делавшие табличку, хотели указать фамилию и инициалы – Вучетич Е.В.

Валентину Изотову на торжества не пригласили – то ли просто забыли, то ли не сочли нужным. Впрочем, женщина и сама говорили, что стеснялась даже рассказывать знакомым, что работает натурщицей. Стыдно было. Позже, правда, любопытство вновь взяло вверх над стыдливостью, и Валя отправилась смотреть на «новую себя». Даже статуэтку сувенирную прикупила на память.

Сорок лет спустя Валентина Изотова призналась, что при виде бетонной дамы с мечом не испытывает ни священного трепета, ни гордости, ни ностальгии. Ибо это все равно, что встретить на улице приятельницу, с которой сто лет знакома. По привычке кивнешь головой и скажешь без всякого пиетета: «Здравствуй, Валя».

Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира.

Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент - Родина Мать. Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов - защитников Сталинграда. На вершину холма к Родине Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см - по числу дней Сталинградской битвы.

Мамаев курган зимой 1945 года. На переднем плане — разбитая немецкая пушка РаК 40.

Конечная точка пути - монумент «Родина-мать зовет!» , композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны - высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота Родины-матери - 85 метров (вместе с мечом). Для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров. На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире. Позднее появилась киевская Родина-Мать высотой 102 метра. Сегодня же самая высокая статуя в мире - это 120-метровая статуя Будды, построенная в 1995 году и находящаяся в Японии, в городе Чучура. Общий вес Родины-Матери - 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз. Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно - большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.

Сталинград, Мамаев курган. На переднем плане Renault UE Chenillette — легкий французский бронетранспортер, стоявший на вооружении вермахта.

Едва в Сталинграде стихла канонада, благодарная страна задумалась о том, каким должен быть памятник творцам этой великой победы. Чертежи и эскизы присылали не только профессионалы, но и люди совершенно иных профессий. Одни отправляли их в академию художеств, другие в Государственный комитет обороны, кто-то лично товарищу Сталину. Причем все видели будущий памятник грандиозным, невиданных размеров, под стать значению самой победы.

Всесоюзный конкурс объявили сразу же после войны. Участвовали все видные советские зодчие и архитекторы. Итоги подвели десять лет спустя. Хотя мало кто сомневался что выиграет лауреат Сталинской премии Евгений Вучетич. Он к тому времени уже создал мемориал в берлинском Трептов-парке и пользовался доверием первых лиц государства. 23 января 1958 года Совет министров СССР принял решение о начале строительства памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. В мае 1959-го стройка закипела.

В своём творчестве Вучетич трижды обращался к теме меча - меч поднимает Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая изгнать завоевателей; мечом разрубает фашистскую свастику Воин-победитель в берлинском Трептов-парке; меч же перековывает на плуг рабочий в композиции «Перекуем мечи на орала», выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете. Эта скульптура была подарена Вучетечем Организации Объединённых Наций и была установлена перед штаб-квартирой в Нью-Йорке, а её копия - волгоградскому заводу газовой аппаратуры, в цехах которого рождалась Родина Мать). Рожден же этот меч был в Магнитогорске (в годы войны каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла), где установлен монумент «Тыл-Фронту».

В ходе строительства монумента Родина Мать в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреколнённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага.

Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин. Сама Родина Мать «подросла» относительно первоначального размера - её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке «пригружать» фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.

В Тимирязевском районе Москвы, на даче Вучетича, где располагалась его мастерская а сегодня - дом-музей архитектора - можно увидеть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину.

В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка - всё это создает ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице.

Скульптура Родины Матери прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером - светлая, освещённая лучами прожекторов. Величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастает из кургана, сливаясь со снежным его покровом.

абота скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности в 1972 году был заменен меч.

Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года).

68-летняя Валентина Изотова была моделью при создании знаменитого российского мемориала «Родина-мать». Почти 40 лет она не говорила о том, что участвовала в его создании.

Могла ли я отказать, когда скульпторы попросили меня позировать для статуи в память об огромных потерях, понесенных Красной армией в Сталинграде? Но я была в ужасе, когда они заявили, что я должна позировать обнаженной.

Было начало 1960-х, и порядочные женщины не раздевались ни перед кем, кроме своих мужей. Художники, даже такие уважаемые и известные, как Лев Майстренко, работавший над мемориалом, для 26-летней женщины ничего не значили.

Ко мне обратился именно Лев. Я работала официанткой в главном ресторане города «Волгоград» — он и сейчас там — и обычно обслуживала зал, зарезервированный для высокопоставленных партийных функционеров и делегаций. Лев сказал, что я прекрасна и воплощаю в себе все физические и нравственные качества идеальной советской женщины. Конечна, я была польщена, как же иначе?

Любопытство взяло верх, и я согласилась позировать. Никто из нас и представления не имел, какой знаменитой станет «Родина-мать». Волгоград (бывший Сталинград) известен этой скульптурой так же, как и разыгравшимся здесь сражением.

Моему мужу не понравилось, что я буду позировать группе художников, присланных из Москвы. Он был ужасно ревнивым и возил меня на каждый сеанс в студию, которую они устроили на старом заводе газовых аппаратов.

Через некоторое время это стало такой же работой, как любая другая, я почти не думала о том, что стою в купальнике, и радовалась тому, что мне платят три рубля в день, поскольку тогда это была приличная сумма. Но только через полгода я наконец подалась на уговоры скульпторов снять лифчик и обнажить грудь. Но это было все. Я была непоколебима в своей решимости сохранить остатки скромности и не позировать совсем обнаженной. Это было немыслимо.

Никто кроме родственников и самых близких друзей об этом не узнал. Вскоре после того, как сеансы закончились, я поехала получать первое высшее образование: у меня два диплома — экономиста и инженера. Затем я уехала из Волгограда и стала жить и работать в Норильске.

После открытия мемориала в 1967 году я мало об этом думала и жила своей жизнью.


В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи.

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника — 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяноста девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали — а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.

В мире существует очень мало подобных скульптур, например — статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве, памятник Петру I в Москве. Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала — 46 метров.

Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.

«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК „Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»“ Александр Величкин.

Интересные факты

  • Скульптура «Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура—статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира.
  • Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать! — заткнулись».
  • Существует легенда, согласно которой вскоре после создания в скульптуре потерялся человек; после этого его никто не видел. Но это лишь легенда
  • Силуэт скульптуры «Родина-мать» был взят за основу при разработке герба и флага Волгоградской области

По ходу строительства Вучетич не раз вносил изменения в проект. Малоизвестный факт: поначалу главный монумент ансамбля должен был выглядеть совершенно иначе. На вершине кургана автор хотел поставить скульптуру «Родины-матери» с красным знаменем и коленопреклоненным бойцом. К ней по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Их успели построить, когда Вучетич пошел к Хрущеву, тогдашнему лидеру страны, и убедил его, что будет лучше, если к вершине люди станут подниматься по дорожке-серпантину.

Но это далеко не все изменения, что мэтр внес в уже готовый проект. О том, как все это происходило, мне рассказала Валентина Клюшина, бывшая многие годы заместителем директора мемориала. В годы создания комплекса она работала в Волгоградском горисполкоме и курировала стройку.

- «Родину-мать» Вучетич решил оставить одну. Убрал он и помпезный постамент, практически повторяющий тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Главная фигура стала выше — 36 метров. Но и этот вариант просуществовал недолго. Едва строители успели сделать фундамент, как автор увеличил размеры скульптуры. До 52 метров! В соревновании сверхдержав надо было, чтобы главный монумент СССР оказался выше, чем американская статуя Свободы. Пришлось срочно «пригружать» фундамент, чтобы он выдержал 85-метровую (вместе с мечом) скульптуру, весящую 8 тысяч тонн. В насыпь тогда уложили 150 тысяч тонн земли. А поскольку сроки поджимали, в помощь бригадам выделили военный батальон.

Неувязочка вышла и с нынешним Залом воинской славы. Там предполагалось установить полотно панорамы. Едва «коробку» здания выстроили, Вучетич решает, что панораму надо разместить отдельно. Что затем и сделали. А в готовом сооружении по периметру стен расположились мозаичные знамена с фамилиями павших защитников города. Этот вопрос автор тоже быстро провел через ЦК КПСС.

С этими самыми знаменами тоже произошел конфуз. Вот что рассказала Клюшина:

Работали с мозаикой мастера из Ленинграда. А художественное стекло поставляли из украинского города Лисичанска. Мозаичники выкладывали интерьер по мере поступления материала. Когда же все было готово и сняли леса, все ахнули. Тона на стене настолько отличались, что она напоминала шахматную доску. Близился срок сдачи объекта. И Вучетичу ничего не оставалось, как позвонить «наверх». На этот раз Брежневу. Тот тут же набрал первому секретарю ЦК компартии Украины Шелесту и объяснил ему задачу. Словом, через несколько дней машины доставили в Волгоград новое стекло.

Теперь представьте: на дворе июнь, до открытия мемориала остается четыре месяца. А надо снова восстановить леса, подготовить и уложить более тысячи квадратных метров разноцветных стеклянных кусочков. Тут очень помог легендарный командующий 62-й армией Василий Чуйков. Он, между прочим, был у Вучетича главным консультантом проекта. В распоряжение штаба стройки откомандировали 500 солдат. Работали бойцы по-стахановски. Уже через три недели интерьер зала обрел задуманный вид.

Но это не все трудности, с которыми столкнулись создатели комплекса. В один из весенних дней того же 1967 года критическая ситуация сложилась с 33-метровым мечом.

…Как обычно, главный инженер «Волгоградгидростроя» Юрий Абрамов утром шел на работу в штаб. На пути ему попалась стайка мальчишек, спорящих… отчего так сильно раскачивается меч в руке «Родины-матери»? Абрамов поднял голову и ужаснулся. Немедля провели оперативку, а уже на следующий день приехала специальная комиссия из Москвы. Скоро выяснилось, что проектировщики не учли данные многолетних наблюдений за розой ветров. Вот и получилось, что меч оказался развернут плашмя по отношению к ветру. Срочно пришлось делать в нем несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Кроме того, комиссия вообще рекомендовала заменить тяжелый титановый меч на более легкий стальной.

На самом финише стройки потребовалось 50 мощных прожекторов для подсветки скульптуры. Их нигде не могли достать. Страна в то время готовилась отметить 50-летие Октября — и все, что производилось, по разнарядкам уходило в Москву и Ленинград. Клюшину командировали в столицу к председателю Мосгорисполкома Промыслову. Тот сказал, что Москва помочь не в силах. И посоветовал поезжать на завод-изготовитель. И Клюшина рванула в город Гусев, что в Калининградской области. Директор «Электромаша» на просьбу тоже только руками развел. Потом подумал и предложил Валентине выступить по заводскому радио перед рабочими и попросить их поработать сверх нормы. Организовали две дополнительные смены и прожектора «Сайра» ушли в Волгоград. 15 октября 1967 года памятник-ансамбль был торжественно открыт.


Восемь лет и пять месяцев продолжалась стройка. Еще сорок лет стоит мемориал. Он всегда выглядел достойно. Даже тогда, когда все в стране рушилось и приходило в негодность, на кургане была аккуратно подстрижена трава. Но только люди, работающие здесь, знают, чего стоит этот порядок. И как приходится выбивать деньги у начальства всех рангов, чтобы латать и ремонтировать огромное уникальное хозяйство.

Кто-то неосторожно высказался, что, мол, «Родина-мать» так накренилась, что скоро может упасть. Чушь это. «Любое сооружение такого типа, — говорит директор мемориала, генерал в отставке Владимир Берлов, — может наклоняться. Это даже предусматривается проектировщиками. Скажем, проект нашего монумента рассчитан на отклонение 272 миллиметра. Фигура, — продолжает Берлов, — постоянно обследуется на предмет образования трещин, шероховатостей, анализируется ее положение. А анализ сколов бетона, проведенный в немецкой лаборатории, показал отличное состояние конструкции и наличие необходимого запаса прочности. Изнутри она поддерживается 99 канатами натяжения. Поверьте, утверждает директор, эта система ни за что не позволит монументу накрениться до критического уровня».

Вы можете совершить прогулку с Сергеем Долей внутрь памятника

А вот тут прогулка с Артемием Лебедевым

В конце июня 1941 года увидело свет, пожалуй, главное графическое произведение Великой Отечественной войны, вошедшее в дальнейшем во все учебники истории — плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет». По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. В дальнейшем само понятие «Родина-Мать» стало едва ли не краеугольным камнем всей советской пропаганды, воплотившись в бесчисленных подражаниях и перекочевав в смежные области изобразительного искусства, в том числе монументального.

] источники
http://www.volgastars.ru
http://www.glavagosudarstva.ru
http://waralbum.ru

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -




Top