Родительские субботы поминовение усопших в году. Родительская суббота

Одно из самых тягостных зрелищ на свете – поминки, совершаемые атеистами. Вот все пришли домой от свежей могилы. Встает старший, поднимает рюмку… И в этот момент все просто физически ощущают, что что-то могут и должны они сделать для того, с кем только что они простились.

Молитва об ушедших – это потребность сердца, а не требование церковной дисциплины. Сердце требует: помолись!!! А рассудок, покалеченный еще школьными уроками безбожия, говорит: “Незачем, молиться некому и не о ком: небеса полны разве что радиоволнами, а от того человека, с которым мы жили еще три дня назад, не осталось уже ничего, кроме того безобразия, которое мы только что засыпали землею”.

И вот даже на лицах людей отражается эта внутренняя ошибка. И звучат столь ненужные слова: “Покойный был хорошим семьянином и общественным работником”…

Нас не было – нас не будет. Так не есть ли человек, чья жизнь нелепо мелькает меж двумя пропастями небытия, не более чем “покойник в отпуске”?.. Я умру, а мир останется полным, как новехонькое яйцо. Борис Чичибабин однажды дал безжалостно-точное определение смерти, как она предстает неверующему человеку:

Как мало в жизни светлых дней,
Как черных много!
Я не могу любить людей,
Распявших Бога!
Да – и та! – нейдет им впрок
Лишь мясо в яму,
Кто небо нежное обрек
Алчбе и сраму.

Что люди выносят с кладбища? Что сам ушедший смог обрести в опыте своего умирания? Сможет ли человек увидеть смысл в последнем событии своей земной жизни – в смерти? Или и смерть – “не впрок”? Если человек перейдет границу времени в раздражении и злости, в попытке свести счеты с Судьбой, – в Вечности отпечатлеется именно такой его лик…

Поэтому-то и страшно, что, по мысли Мераба Мамардашвили, “миллионы людей не просто умерли, а умерли не своей смертью, т.е. такой, из которой никакого смысла для жизни извлечь нельзя и научиться ничему нельзя”. В конце концов, то, что придает смысл жизни, придает смысл и смерти… Именно ощущение бессмысленности смерти делает столь тяжелыми и неестественными похороны атеистов.

Для сравнения сопоставьте Ваше ощущение на старом кладбище, где покой людей сторожат могильные кресты, с тем, что чувствует Ваше же сердце при посещении советских звездных кладбищ. Можно с мирным и радостным сердцем гулять – даже с ребенком – по кладбищу, скажем, Донского монастыря. Но не чувствуется мира на советском Новодевичьем…

В моей же жизни был случай прямой такой встречи. . Хоронили их на городском кладбище Загорска. И вот, впервые за десятилетия на это кладбище пришли священники – не таясь, в облачениях, с хором, с молитвой.

Пока студенты прощались со своими однокурсниками, один из монахов отошел в сторонку и тихо, стараясь быть максимально незаметным, стал ходить среди соседних могил. Он кропил их святой водой. И было такое ощущение, что из-под каждого холмика доносится слово благодарности. В воздухе как бы растворилось обещание Пасхи…

Или вот иной пример неуничтожимости человека. Попробуйте, взяв в руки книгу, помолиться об ее авторе. Берете в руки Лермонтова – скажите про себя, раскрывая нужную Вам страничку: “Господи, помяни раба Твоего Михаила”. Прикасается рука к томику Цветаевой – вздохните и о ней: “Прости, Господи, рабу Твою Марину и приими ее с миром”. Все будет прочитываться иначе. Книжка станет больше самой себя. Она станет встречей с человеком.

Пушкин (упокой, Господи, раба Твоего Александра!) среди обстоятельств, которые человека делают человеком, называл “любовь к отеческим гробам”. Каждого человека ждет отправление “в путь всея земли ” (Иис. Нав. 23,14).

Не может быть вполне человеком тот, кого никогда не посещала мысль о смерти, кто никогда в тайнике своего сердца не повторял те слова, которые произнес : “Господи, как мне умирать будет?»

Событие смерти, ее таинство – одно из важнейших событий во всей жизни человека. И потому никакие отговорки типа “некогда”, “недосуг” и т.п. не будут приняты ни совестью, ни Богом, если мы забудем дорогу к родительским могилам. Надеюсь, мы никогда не доживем до тех лет, когда исполнится мечта Елены Рерих: “кладбища вообще должны быть уничтожены как рассадники всяких эпидемий”.

Для восточного мистицизма тело человека – лишь тюрьма для души. По высвобождении – сжечь и выбросить. Для христианства тело – храм души. И верим мы не только в бессмертие души, но и в воскресение всего человека. Потому и появились на Руси кладбища: семя бросается в землю, чтобы с новой космической весной взойти. По слову ап. Павла, тело – храм духа, живущего в нем, а, как мы помним, “и храм поруганный – все храм”. И потому тела дорогих людей у христиан принято не бросать в огненную бездну, а класть в земляную постель…

Перед началом и в дни , перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!” Это – молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Анастасии Цветаевой, “тут только есть верующие и неверующие. Там – все верующие”. Теперь они все видят то, во что мы только веруем, видят то, во что когда-то они же запрещали веровать нам. И, значит, для всех них наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром.

Дело в том, что человек умирает не весь. В конце концов, еще Платон спрашивал: почему, если душа всю жизнь борется с телом, то с гибелью своего врага она должна сама исчезнуть? Душа пользуется телом (в том числе и мозгом и сердцем), как музыкант пользуется своим инструментом. Если струна порвалась, мы уже не слышим музыки. Но это еще не основание утверждать, что умер сам музыкант.

Люди скорбят, умирая или провожая умерших, но это не есть свидетельство о том, что за дверью смерти только скорбь или пустота. Спросите ребенка в утробе матери – желает ли он выходить оттуда? Попробуйте описать ему внешний мир – не через утверждение того, что там есть (ибо это будут реалии, незнакомые ребенку), а через отрицание того, что питает его в материнском чреве. Что же удивляться, что дети, плача и протестуя, приходят в наш мир? Но не таковы ли скорбь и плач уходящих?

Лишь бы рождение не сопровождалось родовой травмой. Лишь бы дни подготовки к рождению не были отравлены. Лишь бы не родиться в будущую жизнь “извергом”.

Мы вообще, к сожалению, бессмертны. Мы обречены на вечность и на воскрешение. И как бы нам не хотелось прекратить свое существование и не нести наши грехи на Суд – вневременная основа нашей личности не может быть просто унесена ветром времени… “Хорошие новости из Иерусалима” состояли в том, что качество этого нашего приснобытия может стать иным, радостным, бессудным (“Слушающий слово Мое на Суд не приходит, но пришел от смерти в жизнь ” Ин. 5,24).

Или непонятно, что такое душа? Есть ли она? Что это такое? – Есть. Душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово. Ведь говорим же мы (и ощущаем), что не мозг болит, не сердечная мышца – душа болит. И напротив – бывает, что при муке и скорби что-то в нас радуется и чисто поет (так бывает с мучениками).

“Смерти нет – это всем известно. Повторять это стало пресно. А что есть – пусть расскажут мне…” – просила Анна Ахматова. О том, “что есть”, и говорят родительские субботы, восходящие к празднику . Праздник… Но это ведь день кончины Богоматери. Почему же – праздник?

А потому, что смерть не есть единственный способ кончины. Успение – антоним смерти. Это, прежде всего – не-смерть. Два этих слова, различающихся в языке любого христианского народа, означают радикально противоположные исходы человеческой жизни.

Взращивает человек в себе семена любви, добра, веры, всерьез относится к своей душе – и его жизненный путь венчается успением. Если же разрушение он нес себе и окружающему миру, раной за раной уязвлял свою душу, а грязь из нее, неухоженной и заросшей, выплескивал вовне – конечный, смертный распад завершит его прижизненное затухание.

Отныне (в смысле – со времени воскресения Христа) образ нашего бессмертия зависит от образа нашей любви. “Человек поступает туда, где ум имеет свою цель и любимое им”, – говорил .

На иконе Успения Христос держит на руках младенца – душу своей Матери. Она только что родилась в Вечность. “Господи! Душа сбылась – умысел Твой самый тайный!” – можно было бы сказать об этом миге словами Цветаевой.

Душа “сбылась”, исполнилась – и в слове “успение” слышатся отголоски не только “сна”, но и “спелости” и “успеха”.

Время умирать ” (Эккл. 3,2). Может быть, самое разительное отличие современной культуры от культуры христианской – в неумении умирать, в том, что нынешняя культура не вычленяет в себе это время – “время умирать”. Ушла культура старения, культура умирания.

Человек подходит к порогу смерти, не столько стараясь всмотреться за его черту, сколько без конца оборачиваясь назад и с ужасом вычисляя все разрастающееся расстояние от поры своей молодости. из времени “подготовки к смерти”, когда “пора о душе подумать”, стала временем последнего и решительного боя за место под солнцем, за последние “права”… Она стала временем зависти.

У русского философа С. Л. Франка есть выражение – “просветление старости”, состояние последней, осенней ясности. Последняя, умудренная ясность, о которой говорят строки Бальмонта, списанные “современностью” в раздел “декадентства”:

День только к вечеру хорош.

Закону мудрому поверьте –
День только к вечеру хорош.
С утра уныние и ложь
И копошащиеся черти…
День только к вечеру хорош.
Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.

Здесь приходила к человеку мудрость. Мудрость – это, конечно, не ученость и не энциклопедичность, не начитанность. Это – знание немногого, но самого важного. Потому-то к монахам – этим “живым мертвецам”, при постриге как бы умершим для мирской суеты и потому ставшим самыми живыми людьми на земле, – и ездили энциклопедисты за советом. Гоголь и Соловьев, Достоевский и Иван Киреевский, лично беседовавший с Гегелем и Шеллингом, своих главных собеседников нашли в . Потому что здесь разговор шел “о самом важном”.

Самым важным Платон – отец философов – называл вот что: “Для людей это тайна: но все, которые по-настоящему отдавались философии, ничего иного не делали, как готовились к умиранию и смерти”.

В середине нашего века константинопольский патриарх Афинагор I так говорил о времени умирания:

“Я хотел бы умереть после болезни, достаточно долгой, чтобы успеть подготовиться к смерти, и недостаточно длительной, чтобы стать в тягость своим близким. Я хотел бы лежать в комнате у окна и видеть: вот Смерть появилась на соседнем холме. Вот она входит в дверь. Вот она поднимается по лестнице. Вот уже стучит в дверь… И я говорю ей: войди. Но подожди. Будь моей гостьей. Дай собраться перед дорогой. Присядь. Ну вот, я готов. Идем!..”

Помещение жизни в перспективу конца делает ее именно путем, придает ей динамику, особый вкус ответственности. Но это, конечно, лишь, если человек воспринимает свою смерть не как тупик, а как дверь. Дверь же – это кусочек пространства, через который входят, проходя его.

Жить в двери нельзя – это верно. И в смерти нет места для жизни. Но есть еще жизнь за ее порогом. Смысл двери придает то, доступ к чему она открывает. Смысл смерти придает то, что начинается за ее порогом. Я не умер – я вышел.

И дай Бог, чтобы уже по ту сторону порога мог я произнести слова, начертанные на надгробии Григория Сковороды: “Мир ловил меня, но не поймал”.

“Все ли равно как верить” – М., 1997.

Роди́тельская суббо́та или Вселе́нская панихи́да - в календаре Православных церквей особые субботы, в которые совершается «вселенское», то есть всеобщее поминовение усопших верных. В Православной церкви каждый из дней недели посвящён воспоминанию Креста Господня, ангелов и архангелов, Иоанна Предтечи и т. д. В субботу совершается память всех святых и всех усопших православных христиан. Богослужебный устав предписывает совершать поминовение всех «от века преставльшихся православных христиан». Существуют частные и общие дни поминовения усопших, установленные Церковью. Дни особого общего поминовения усопших называются «родительскими субботами». В эти дни совершается особое поминовение усопших православных христиан.

Родительская суббота

Поминовение происходит именно в субботний день, по причине того что день субботний - день покоя (в переводе с еврейского), по своему значению наиболее подходящий для молитвы об упокоении умерших со святыми. Существуют две версии, которые объясняют, почему субботы (когда совершается особое поминовение усопших) называются родительскими:

  • Так как каждый человек поминает, прежде всего, своих близких людей - родителей;
  • Название этого дня происходит от наименования покойников «родителями», то есть принадлежащими уже к отцам, к которым они отошли. Родительские дни, как правило, являются субботами, потому что во все седмицы года поминовение усопших бывает преимущественно по субботам - день субботы, как день покоя, есть наиболее приемлемый для моления об упокоении умерших со святыми.

Вселенские родительские субботы

Вселенские родительские субботы, или Вселенские панихиды, согласно богослужебному уставу Православной церкви, совершаются два раза в году:

  • Мясопустная суббота - в субботу перед Неделей мясопустной или Неделей о Страшном Суде. Поминовение всех усопших верных перед воспоминанием Второго пришествия Иисуса Христа коренится в первых веках христианства. В этот день, как бы предшествующий Страшному суду, христиане молят Праведного Судью Иисуса Христа явить всем усопшим Свою милость в день нелицеприятного воздаяния.
  • Троицкая суббота в субботу перед праздником Пятидесятницы (Святой Троицы). Установление этой памяти так же уходит к апостольским временам. Как Мясопустная суббота предваряет день воспоминания Страшного Суда и начало Великого Поста, так Троицкая суббота предваряет раскрытие во всей силе Царства Христова в день Пятидесятницы и начало Апостольского поста.

Родительские субботы во время Великого поста

Родительские субботы, 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста , часто ошибочно называют вселенскими, однако таковыми они не являются. Эти субботы установлены Церковью, чтобы не лишить усопших своего предстательства на протяжении Великого поста, так как в это время невозможны обыкновенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединённые с совершением полной литургии, которая в Великий пост совершается не каждый день.

Частные родительские дни

Частные родительские дни, это дни которые существуют только в Русской православной церкви, не приравниваются к вселенским, но имеют в традициях русского православия схожее значение. Всего их три:

  • Радоница - во вторник после Антипасхи (на Фоминой седмице). Древний обычай поминать усопших в этот день относится к первым векам христианства, но не отмечен особым последованием в Богослужебном уставе. Он основывается на том, что в Фомину неделю вспоминается также Сошествие Иисуса Христа в ад, и с понедельника после Антипасхи богослужебный устав разрешает совершение сорокоустов об усопших - «живые сорадуются благой вести о Воскресении Иисуса Христа вместе с усопшими».
  • День памяти православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных - 29 августа (11 сентября ) - поминовение православных войнов в этот день было установлено в Русской православной церкви указом императрицы Екатерины II в 1769 году во время Русско-турецкой войны (1768-1774). В этот день вспоминается Усекновение главы Иоанна Предтечи, пострадавшего за истину.
  • Дмитриевская суббота - в субботу, перед 26 октября (8 ноября ), днём памяти святого Димитрия Солунского. Изначально установленная по почину благоверного князя Дмитрия Донского после Куликовской победы в 1380 году, эта суббота была посвящена памяти павших православных воинов, но сделалась на Руси днём памяти всех усопших в вере.

Накануне служится парастас; в сам день - заупокойная литургия.

Православие всегда особое внимание уделяло поминанию умерших. В утренних молитвах есть специальное прошение об упокоении усопших. Также за отошедших в мир иной молится вся Церковь. Для этого существуют заупокойные службы — панихиды и особые дни — родительские поминальные субботы.

Почему мы молимся за умерших?

У Бога все живы — в этой фразе сконцентрирована суть православного учения о загробной жизни. Физическая смерть лишь обозначает переход человека к новому этапу — вечности. И где мы окажемся — в Царствии Небесном или в аду — зависит от нас.

Согласно христианскому учению, после смерти каждого человека ожидает частный суд. Он определяет место пребывания души умершего до Второго пришествия Христова. Поэтому окончательное решение о пребывании человека будет известно только после Страшного Суда.

Но разве это что-то меняет для самих умерших, ведь они не могут никак выражать себя? — спросите вы. Да, меняет. Это значит, что на решение Верховного Судьи — Бога — влияют родственники и друзья отошедших в мир иной. Как? Своими молитвами за усопших.

Как поминать отошедших в мир иной?

Совсем не случайно в утреннем правиле есть прошения не только о здравии, но и об упокоении. Кроме того, в храме можно поставить свечи и помолиться за дорогих нам людей, отошедших в мир иной:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих (имена их) , сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное

Поминать можно не только в своих молитвах, но и в молитвах Церкви . Единственное условие — умерший должен принадлежать к Православной Церкви, то есть быть крещеным.

В храме можно написать простые и заказные записки. Это значит, что за усопшего будут молиться во время Литургии. Заказные записки иногда еще называют записками «на проскомидию».

Проскомидия — часть богослужения перед Литургией, когда священник в алтаре подготавливает хлеб и вино для причастия. Он вынимает частицы из просфор и читает молитвы за усопших православных, чьи имена указаны в записках. Священник просит, чтобы Христос омыл Своей Кровью грехи поминаемых.

Также для молитвы за отошедших в вечность есть и специальные богослужения — панихиды. Вместе со священником за усопшего молятся и его друзья и родственники. Такая молитва считается более эффективной.

Родительские поминальные субботы в 2016 году

Службы за умерших совершаются почти круглый год, но есть в православном календаре несколько особых дат для поминовения. Они называются родительскими субботами.

В эти дни Церковь соборно молится за умерших православных. Среди них, в первую очередь, наши родители. Поминать своих отцов и матерей — обязанность каждого христианина. Ведь именно через этих людей Бог даровал нам жизнь.

В Православной Церкви насчитывают восемь таких особых дней для молитвы за умерших. Большинство из них имеет переходную дату. Например, в православном календаре за 2016 год помечены такие дни:

  1. Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 5 марта.
  2. Суббота 2-й недели Великого поста — 26 марта.
  3. 3-й седмицы — 2 апреля.
  4. 4-й недели — 9 апреля.
  5. Радоница — 10 мая.
  6. Поминовение усопших воинов — 9 мая.
  7. Троицкая суббота — 18 июня.
  8. Димитриевская суббота — 5 ноября.

Вселенские родительские субботы

Статус вселенских имеют лишь две:

  • мясопустная — до начала Великого поста, накануне недели о Страшном суде;
  • Троицкая — перед Пятидесятницей.

На «вселенскость» этих поминальных дней указывает то, что они общие для всех православных церквей. Также именно в эти даты Церковь молится за всех крещеных усопших. Это не обязательно лишь наши родные и близкие. Вообще степень родства здесь не играет никакой роли. Объяснить это можно тем, что во Христе все люди — едины. Поэтому не случайно христиане всех называют братьями и сестрами.

Примечательно, что мясопустная вселенская родительская суббота выпадает в преддверии недели о Страшном Суде. Церковь воспоминает евангельскую притчу о том, как Христос придет судить человечество. По правую руку от него окажутся праведники, а по левую — грешники. Святые попадут в Царствие Небесное, а оказавшихся слева ждут адские муки.

Этот отрывок из Нового Завета напоминает христианам, что нужно следовать за Христом и косвенно указывает на важность молитвы за отошедших в мир иной. Ведь до Второго пришествия усопшие еще имеют надежду на спасение. Но... только по молитвам живых.

Родительские поминальные субботы: особенности служб

Поминовение усопших начинается еще в пятницу. Вечером в храмах служат парастас — заупокойную Всенощную. Он напоминает панихиду, но к чину добавляется еще полный канон и пение «непорочных». Так кратко называют 118 псалом, начинающийся словами «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем». Именно этот псалом имеет особое значение в поминовении усопших. Словами царя Давида мы славим Бога и просим Его о помощи.

В субботу утром служат Литургию и непосредственно панихиду. На такую службу за усопших принято писать записки с именами усопших.

Как приготовиться к панихиде?

Обычно на заупокойные богослужения приносят продукты. Почему? Это своего рода жертва. А считается, что помочь душе отошедшего в мир иной можно именно молитвой и пожертвованиями.

У многих возникает закономерный вопрос: какие продукты и в каком объеме приносить? Это зависит от возможностей каждого человека. Но обычно приносят хлеб , он символизирует Христа — «Хлеб Жизни» — и сахар — как знак сладостного пребывания в раю.

Также на родительские поминальные субботы есть традиция готовить коливо — вареную пшеницу или рис с медом. Это блюдо несет особую смысловую нагрузку. Чтобы зерно проросло и принесло плод, его надо посадить в землю. Чтобы человеку произрасти для вечной жизни, ему также надо пройти через физическую смерть и предание земле.

И пожертвованные продукты, и приготовление колива важны. Но наиболее ценными будут наше участие в панихиде и молитвы за усопших. Ведь это проявление любви к дорогим людям, отошедшим в мир иной, выражение благодарности им.

Подробнее о родительских субботах и поминовении умерших рассказывается в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Как можно описать глубину потери родного человека? Пережить это очень тяжело. Многие впадают в сильнейшее уныние и теряют смысл жизни. Но православие каждому верующему дает надежду - на вечную жизнь, на пребывание в Царствии Небесном. Ведь у Бога все живы.

Православный календарь говорит нам точные даты всех церковных праздников, а значит, именно благодаря ему можно точно узнать дни Родительских суббот 2016 года. Ведь они тесно связаны с празднествами или постами.

Для начала необходимо пролить свет на термин "Родительская суббота": это дни, когда православные христиане поминают усопших. Называются так эти дни, потому что раньше на Руси всех усопших называли отцами. По другим версиям, этот прозван день так, потому что всегда поминают в первую очередь родителей.

Родительские субботы в 2016

В 2016 году нас ждет 8 православных Родительских суббот. Вопреки расхожему мнению, не всегда они могут быть субботами по привычному календарю. 5 из 8 таких дней попадают именно на «правильный» день недели — их называют Вселенскими родительскими субботами.

Первая Вселенская Родительская Суббота — это Мясопустная. Она будет отмечаться в этом году 5 марта . Данный праздник по церковному календарю означает намерение Бога напомнить нам, что мы все смертны и рано или поздно, но окажемся рядом с ним. Также вспоминаются и все усопшие близкие.

Вторая Родительская суббота — Троицкая. Этот праздник посвящен всем усопшим, без исключения. В этом году данный день будет 18 июня — 50-й день после Воскресения Иисуса Христа. В этот день, по Евангелию, на учеников Христа снизошел Святой Дух.

Третья, четвертая и пятая Родительские субботы — субботы Великого поста. Это будут 26 марта, 2 апреля и 9 апреля . Это дань уважения к усопшим в честь самого трудного и значимого поста для всех православных христиан.

Шестой Родительский день 9 мая — день памяти умерших на полях сражений воинов в Великой Отечественной Войне.

Седьмой Родительский день 2016 года — это Радоница, 10 мая, вторник. Радоница — это девятый день после Воскресения Иисуса Христа .

Восьмой Родительский день — Димитриевская суббота 5 ноября , день памяти Куликовской битвы, когда Русь потеряла почти сто тысяч своих войнов на поле сражения. В этот день поминаются все воины, защитники своей родины.

Как отмечать Родительскую субботу

Во время Великого поста 26 марта, 2 апреля и 9 апреля являются специальными днями поминовения усопших. В эти дни принято просто читать молитвы в память о родных, которых с нами нет.

Троицкая суббота — это день проведения панихид в православных храмах в честь всех крещеных людей. Это же происходит и в Мясопустную субботу — все верующие приходят в храм на панихиду.

На Радоницу принято посещать могилы умерших с благими мыслями на душе, так как Иисус Воскрес. Это день, когда смерть утрачивает свою силу, ведь после смерти мы соединяемся с Богом.

Ну а на Димитриевскую субботу принято приходить в храм на праздничную литургию и последующую панихиду. В этот день принято подавать записки с просьбой об упокоении своих близких и о спокойствии их души.

Каждая Родительская суббота является очень важным православным праздником , так как это напоминание нам о том, что жизнь рано или поздно закончится, но начнется другая, более важная. Цените свою жизнь и жизнь своих близких и не забывайте нажимать на кнопки и



Дни поминовения усопших в православной церковной традиции еще называются «родительская суббота», хотя, не все они выпадают именно на субботы. В эти дни в храмах проходят поминовения умерших православных христиан. После службы, традиционно, принято посещать кладбище.

Почему у этих дней появилось название «родительский» попытались установить историки. Скорее всего, конечно, это от слова «родители». Но так древние христиане называли тех, кто уже отошел к отцам. Вторая версия говорит о том, что дни имеются так потому, что у православных христиан всегда было принято по субботам молиться за почивших родителей.

Интересно! Всего в году семь родительских суббот, а также несколько других дней для поминовения. У каждой есть своя установленная дата. Каждый год верующие сверяются с календарем, потому что даты многих родительских суббот переходящие. К примеру те, которые приходятся на период Великого поста, непосредственно зависят от дат поста в этом году.




Дни поминовения усопших в 2016 году: календарь

5 марта отмечают Субботу мясопустную. Она еще называется Вселенская родительская суббота. Это суббота последней недели перед Великим постом, когда еще можно кушать мясо. Потом наступает масленичная неделя или Сырная седмица (мясо уже кушать нельзя, но молочные продукты и рыбу можно). завершается в воскресенье (13 марта в 2016 году), а потом начинается Великий пост.
26 марта отмечают Субботу второй седмицы . Интересно, что в период поста богослужения за умерших людей не проводятся. Но в три установленные субботы позволено нарушить это правило, помолиться за усопших, посетить кладбище.
2 апреля будет родительская суббота третьей седмицы Великого поста.
9 апреля отмечается родительская суббота четвертой седмицы Великого поста.
10 мая будет большой праздник Радоница. В этот день верующие отправляются на могилы предков, чтобы рассказать им о том, что Христос Воскрес. Этот день всегда приходится на второй вторник от наступления Пасхи. Многие ездят на кладбище в саму Пасху, но, согласно церковным традициям, это неправильно. Для посещения могил в честь великого праздника есть специально выделенный для этого день – Радоница. В Беларуси этот день является официальным выходным днем.
9 мая проходит День Поминовения усопших воинов.
18 июня проходит Троицкая суббота.
5 ноября будет Дмитриевская суббота.

Что такое Вселенская суббота и панихида

Всего родительских суббот в году семь, но особенно православная церковь выделяет Вселенские субботы. В этот день церковь поминает молитвами всех усопших крещеных христиан. Вселенской является Мясопустная суббота, которая проходит за неделю до начала Великого поста, а также суббота Троицкая, которая отмечается накануне большого праздника Пятидесятница. В эти дни в церквях свершаются вселенские панихиды.



Вселенская или родительская панихида в церквях проходит в каждый установленный церковным календарем родительский день. Словом «панихида» называют заупокойное богослужение. На нем молятся об умерших людях и просят Господа, чтобы он подарил им милосердие, простил грехи. В переводе с греческого языка «панихида» означает «всенощный».

Родительские субботы Великого поста и Радоница

Итак, дни поминования усопших в в 2016 году пройдут 5, 26 марта, 2 и 9 апреля, 9 мая. А также уже после окончания поста будет Радоница, которая в этом году приходится на 10 мая. Согласно церковному Уставу в период поста заупокойные поминовения не совершаются. Но, выделены специально три дня, когда можно молитвой вспоминать усопших. Это всегда субботы на второй, третьей и четвертой недели поста.

Праздник Радоница также еще называют Радуница. Это день особенного поминовения умерших людей. Он связан с Пасхой и считается именно праздником. Праздник приходится всегда на вторник Фоминой недели после наступления Пасхи (это вторая праздничная неделя). В этот день следует отправляться на кладбище с крашеными яйцами и куличами, чтобы рассказать усопшим о том, что Иисус Христос возвестил своим воскресением победу жизни над смертью.




Top