Рок толкование песен агаты кристи. История создания и смысл

Представители третьей по важности после Москвы и Петербурга рок-сцены в позднем СССР – свердловской. Как и всех выходцев из Свердловского рок-клуба, Агату Кристи отличает от остального «русского рока» влияние психоделики, большая любовь к клавишным и сложные аранжировки. Также группа не чужда и готическим, и пост-панковским экспериментам.

Агата Кристи ведет отчет своего существования с 20 февраля 1988 года, с дня первого концерта. Именно тогда к группе с непроизносимым названием ВИА «РТФ УПИ», основанной старшим братом, Вадимом, присоединился Глеб Самойлов, играющий на бас-гитаре. Два брата станут основой будущей «Агаты Кристи», ее лидерами, вокалистами и авторами текстов и музыки. Тогда же и появилось название - «Жак-Ив Кусто», предложенное Вадимом, не впечатлило участников группы, и они взяли имя первого попавшегося известного человека – английской детективной писательницы. На первом концерте группа играла программу «Второй фронт», первые самозаписанные кассеты с которой уже начали распространяться по Свердловску. Впрочем, до настоящей известности было еще далеко.

Второй альбом, «Коварство и любовь», уже заметно продвинул группу в табели о рангах Свердловского рок-клуба. Они познакомились с и , «Агата» промелькнула в телепрограмме «Взгляд» - главном рупоре перестройки. Появился первый клип – на песню

К 91-му году группа выступает уже на сцене Олимпийского, вместе с самыми популярными русскими рокерами того времени, выезжает за границу, даже получает денежный приз на французском фестивале. Однако альбом «Декаданс» почему-то очень прохладно встречают поклонники (позже, с новым витком популярности группы, он «доберет» свое). Отсутствие денег и творческий кризис ставят группу на грань распада.

Однако это было затишье перед бурей. В 1993 году «Позорная звезда» делает Агату Кристи самой популярной группой в России. Песни и становятся суперхитами. Группа окончательно переезжает в Москву, подписывает контракт с лейблом «Rise Music».

Однако и это было еще не все. В 1995 году альбом «Опиум» с песнями , и, конечно, со мгновенно вознес Агату Кристи на самую вершину славы. Эти песни до сих пор самые узнаваемые и популярные во всем творчестве братьев Самойловых. Практически все музыкальные издания назвали Агату Кристи «группой года», хотя это скорее 95-й год был годом группы «Агата Кристи».

Такого ошеломительного успеха больше в истории группы не было, однако в последующие годы она регулярно оказывалась в центре слушательского внимания: песни или слышали все без исключения, песня попала в культовый саундтрек к фильму «Брат-2».

В новое тысячелетие группа вошла с грузом затяжного творческого кризиса – братья Самойловы занялись выпуском сборников лучших песен, масштабным переизданием альбомов, продюсированием молодых музыкантов. Впрочем, один альбом все-таки вышел – «Триллер. Часть 1», в 2004 году, и был принят слушателями и критиками достаточно тепло. В 2009 году группа объявила о скором распаде и прощальном гастрольном туре «Эпилог». Также распад одной из самых важных групп русского рока ознаменовался выходом одноименного альбома.

После «Агаты» Глеб Самойлов, который еще в начале девяностых выпустил две сольных пластинки (вернее, вторая после записи была утрачена, один из черновых вариантов был найден только в 2008 году) возглавил группу . Проект оказался довольно успешным даже без хитов «Агаты»: братья дали обещание не исполнять их по отдельности, друг без друга.

В феврале 2015 года Самойловы все-таки воссоединились и дали несколько концертов с программой из песен «Агаты Кристи», а затем и вообще отправились в тур с названием «Агата Кристи. Все хиты».

Факт №3230

Ныне покойный Александр Козлов, один из основателей "Агаты" и ее многолетний клавишник является еще и автором музыки и текста песни "Люби меня, люби", которую поет группа "Отпетые мошенники".


Источник: Наше Радио

Факт №3365

Несмотря на огромное количество видеоклипов в багаже "Агаты Кристи", сами музыканты никогда не были довольны результатами съемок, да и вообще они терпеть не могли сниматься.


Факт №3715

Во многом на становление стиля и творчества группы повлиял альбом "Disintegration", знаменитой британской группы "The Cure" . Первое знакомство с их музыкой произошло в 1989 году, когда возвращаясь из Глазго, с выступления на фестивале советского рока, ребята привезли эту пластинку. Позже, их тогдашний менеджер предложил начать развиваться именно в этом направлении


Факт №3716

У группы часто в текстах употребляется слово "звёзды" и его производные, особенно в альбоме «Триллер. Часть 1».


Факт №3717

Глеб Самойлов изначально не принимал участие в создании группы, он присоединился к группе после записи альбома «Второй фронт». О своём вступлении в группу он сказал примерно следующее: «При записи „Второго фронта“ у ребят не хватало песен и они попросили у меня несколько песен якобы взаймы, впоследствии пришлось петь и играть на гитаре».



добавить факт об исполнителе

Факты о песнях Агата Кристи. Десятка популярных

О песне Моряк

Факт №2611

В тексте песни была намеренно допущена ошибка: Париж - не морской порт. По словам Глеба и Вадима Самойловых, лидеров группы, это несет в себе смысл, но рассказать о нем не предоставилось возможности - никто так и не задал им этот вопрос.


О песне Как на войне

Факт №2612

Со слов автора песни, Глеба Самойлова, мелодия к песне написалась очень быстро - он перебрал 4 стуны, и мелодия родилась сама собой. Идея же текста появилась задолго до песни, фраза "Я на тебе как на войне" - впечателние Глеба от первой любви.


О песне Ковёр-вертолёт

Факт №2406

27 сентября 2006 года в Благовещенске двоюродные сёстры Лена Тетина (16 лет) и Рита Офицерова (14 лет) выбросились с балкона на двенадцатом этаже, связав друг другу руки. На стене балкона была обнаружена надпись: «Мама, полетим со мной!» -- это строчка из песни «Агаты Кристи» «Ковёр-вертолет».

Также в сумочке Риты была найдена записка с текстом: "Одиночество, самоубийство и героизм, посвященный одиноким воинам, равняется декадентство". Под "одинокими воинами" имеются в виду "Агата Кристи" -- так их именовал в известной статье русский публицист Вадим Штепа.

Громкий успех и резкая критика очень часто идут рука об руку. Взять . Ее «Опиум» стал, пожалуй, лучшим альбомом в творчестве коллектива, но он же вызвал наибольшее количество негодующих отзывов. Их ругали за отступление от стандартов рока, увлечение электронной музыкой, негативное влияние на молодежь и даже пропаганду наркотиков, которую блюстители морали и проповедники здорового образа жизни усмотрели в композиции «Опиум для никого».

История создания и смысл

Об истории песни «Опиум для никого» известно не очень много. Говорят, что Глеб написал ее сразу после сильной ссоры с Вадимом, но работа над композицией их примирила.

Впрочем, это не так интересно. Гораздо любопытнее читать интервью братьев, в которых они открещивались от обвинений в популяризации наркотиков и заигрывании с юным поколением, а также пытались объяснить истинный смысл песни «Опиум для никого».

Вот что говорил по этому поводу Глеб Самойлов:

Когда мы готовили «Опиум», в нашей стране им баловались единицы. Глупо говорить, что мы сыграли на этом. Употребить тогда слово «кокаин» было равнозначно употреблению слова «канделябр». Тогда реальной проблемы наркотиков не было. Были, конечно, какие-то торчки, но мы ориентировались не на них!

МузОБОЗ, 1995

Это песня, очень многие слова вырваны из контекста, совершенно не о наркотиках была, но оправдываться сейчас не хочется, потому что когда мы писали, песня была о декадансе, о культуре декаданса. И это был 94-ый год, и потребление наркотиков было в 10 раз меньше, чем сейчас…

Телепередача «Времена»

…эдакий своеобразный лозунг был сформулирован в альбоме «Опиум»: «Музыка — это опиум для никого». Что это означает? Исходя из фразы «Религия — это опиум для народа», которую в свое время ввели социал-демократы. Появилась такая антитеза. «Опиум» — в том же значении, в котором это слово употребляли коммунисты, то есть нечто одурманивающее. А «для никого», потому что искусство — вещь самоценная и никому не принадлежит, ни от кого не зависит. И, грубо говоря, даже мы, люди, которые его творят, в той же мере зависимы от искусства и подчиняемся ему, как и зрители.

Это песня ностальгическая, но сделанная в духе «циничных и трубадуров» — так я сам называю нас, участников «Агаты Кристи». Эта песня оценивает место музыканта, человека, который служит искусству в этой жизни.

«Телевик», 1995

Вадим Самойлов высказался в том же духе:

В тот момент, когда сочинялась эта песня, никто из нас еще не знал, ни что такое опиум, ни что такое кокаин. Мы были знакомы с названиями наркотических веществ только по литературе времен декаданса и по песенному наследию Вертинского. И в “Опиуме” Глеб не говорит о том, что давайте, мол, курить опиум и все будет “ништяк”. В моем понимании, “Опиум для никого” - это гимн служению искусству. А вульгарно понимать наши песни могут только стареющие сутенеры от журналистики вроде Артемия Троицкого. Когда писалась песня “Опиум”, наркотики не вошли в моду, об этом у нас в стране еще толком ничего не знали.

Объяснения интересные, но звучат они слишком уж надумано. Не покидает ощущение, что эти версии трактовки смысла возникли уже после того, как песня была записана и стала популярной. Вряд ли Глеб сочинял «Опиум для никого» с подобными мыслями. Скорее всего, желание несколько эпатировать публику имелось у него изначально. Тем более что позже он называл весь альбом «Опиум» «провокацией, на которую общество купилось».

В любом случае, «Опиум для никого» стала одной из самых известных композиций группы «Агата Кристи». Она занимает 55-ое место в списке ста лучших песен русского рока в ХХ веке по версии слушателей радиостанции «Наше радио».

Музыкальное видео

Видеоклип «Опиум для никого» снял режиссер Анатолий Берсенев.

  • Песня был включена в саундтрек к фильму «ПираМММида».

Текст песни «Опиум для никого» — Агата Кристи

Слова песни ищите на официальном сайте группы или других источниках.

Цитата о песне

Я не думал, что песня «Опиум» станет так популярна. Это стеб над рокерами и во многом над собой — черные одежды, раскрашивание лиц, деланный декаданс.

Одним из самых концептуальных альбомов русского рока можно назвать альбом «Ураган» группы «Агата Кристи». Вся поэзия данного, уже ставшего легендарным, творения, сводится к теме смерти и возрождения.

Внимательно послушав, можно выделить признаки, которые объединяет все песни альбома «Ураган» в цикл:

1) общий хронотип – «мистерийное время», никак не соотносящиеся с историческим (настоящим, прошлым, будущим), автор нигде не указывает конкретное место действия. Здесь не только время неопределенное, но и пространство («исследователь жизни идет в чужом пространстве»);

2) из песни в песню повторяются ключевые слова: небо, космос, океан…

3) ни в одном из других альбомов «Агаты Кристи» так часто не употребляется слово «мертвец» («мертвецы в гробу лежат», «мертвые глаза», «мертвая земля», «сундук мертвеца», «мы умрем», «я – мертвец», «никого живого нет»). Таким образом, тема смерти пронизывает весь альбом.

Итак, сюжет альбома «Урагана»:

1. «Два корабля» – «умирает капитан» – начинается альбом первой же песней и первой же песней с темы смерти героя. «И остались в их мозгах только сила и тоска», «Потеряли свое Я», «Надо заново придумать некий смысл бытия» – сразу наводит нас на мысли о том, что герой теряет себя, теряет смысл жизни.

2. «Ураган» – продолжение темы смерти. Здесь герой предстает в роли «урагана», который уже отходит в мир иной: «поцелуй меня – я умираю», «не смотри в глаза, мертвые глаза…»

3. «Моряк» – как прощание героя со всей его прошлой грешной жизнью. Существует легенда, что перед тем как умереть человек вспоминает всю свою прошлую жизнь.

4. «Поход» – песня, которая разделяет альбом на две части. Это переходная фаза существования души – от телесной формы к форме небесной. Возникает вопрос – а куда же герой совершает этот поход? И слышим ответ: «Наш поход на небо…», вот только он – «задом наперед».

5. «Грязь» – взлетев, «ты готовишься упасть» причем опять-таки «задом наперед», потому что «набирая высоту». То есть, отлетев, и набрав высоту, душа героя попадает вовсе не на небо, а падает прямо вниз.

6. «Легион» – одна из сильнейших композиций с поэтической точки зрения на альбоме. «Мы идем, летим, плывем, наше имя – Легион» (Цитата Евангелие от Марка: «Ибо Иисус … спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много»). Таким образом, главный герой становится на путь Легионов Тьмы. Еще один интересный аспект, отсылающий нас к другой песне («Звездное гестапо») – «Пахнет небо сапогами».

7. «Розовый бинт» – вновь всплывает тема мертвеца: «Я – мертвец». В руки мертвецу «приносит река… розово-алый бинт с запахом крови…» как бы для пробуждения мертвеца. Опять-таки, один из признаков приближающегося пришествия Антихриста – то, что реки окрасятся в цвет крови.

8. «Звездное гестапо» – о рождении нового фюрера. Но ведь, если мы вспомним историю, то многие Гитлера считали Антихристом. Таким образом, в песне поется о начала пришествия на Землю антагониста Христа.

9. «Аусвайс на небо» – песня, весьма интересная с поэтической точки зрения. Уже «идет … последняя война…» и герою является Серафим. Но далее Серафим вещает: «… порвем их на куски, раздавим сапогами их мятежные мозги… давай мечами выпустим весь ливер Сатане…». Разве может посланник Бога так разговаривать? Разве это – цена «аусвайса на небо»? Конечно же, нет, ведь основные идеи христианства – любовь и прощение. Вновь отсылка к религиозным текстам, в которых говорится, что Антихриста вначале примут за спасителя человечества и он многим вскружит головы. Грубый натурализм этого отрывка смывает с Серафима остатки «маски»: меч в руках Серафима из символа духовного прозрения превращается в мясницкий тесак, а дух, указующий пути – в некоего «фюрера». Таким образом, возможно, что это тот самый фюрер из «Звездного гестапо» только уже повзрослевший. Так же идет отсылка «Раздавим сапогами их мятежные мозги» (не правда ли явная отсылка на «мятежный флот Юпитера»?). Можно придти к выводу, что в этой песне «фюрер» – это некий образ, непременно связанный с религией, возможно – некий авторский Антихрист. Поэтому «корабль приближается к Земле» можно рассматривать как пришествие Антихриста. А сама песня «Звездное гестапо» – это некое авторское видение грядущего Армагеддона. Соответственно, “согласно установленного курса” – это неизбежность конца.

10. «Извращение» – «всегда так будем, те, кто нас любит, нам рубят крылья и гасят свет…» Тема любви. Вот только эта песня не о любви к девушке (как многие считают), а о взаимоотношениях человека и Бога. Все мы знаем тезис: Бог нас всех любит. И в этой песне герой кается во всех своих грехах и заблуждениях, призывая Бога его покарать – «Не люби меня, нет, не люби меня, будь со мною грубее…», «через боль и грусть ты узнаешь путь… искупления».

11. «Серое небо» – это момент битвы, когда небо становится серым от пепла войны.

12. «Корвет уходит в небеса» – битва окончена, «никого живого нет», Армагеддон уже произошел. И альбом перерастает в большой цикл – герой отождествляет себя с кораблем, как и в первой песне.

Если вы хотите посмотреть какойнибудь новый фильм 2012 года, посетите сайт Megogo.net. Там вы найдете, как новинки мирового кинематографа, так и фильмы давно заслужившие звание лучших в своем жанре.




Top