Роль детства в формировании личности. Сочинение на ЕГЭ

Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. 3а всё подростки брались сами. Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же?

Сочинение

Пожалуй, ни для кого не секрет, что именно в детские годы формируется личность человека, его интересы, предпочтения и отношение к окружающему миру. Недаром в данном тексте В.Песков поднимает проблему роли детства в судьбе человека. Автор рассказывает о «военных мальчишках», которые в сложные годы умели делать многое. Они умело выполняли хозяйственные дела, читали книги и тем самым формировали в себе наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться. Кроме того, В.Песков говорит о том, что каждый подросток должен трудиться, получать «уроки мужества», которые «надо сознательно культивировать (в семье, в лагере, в школе»). Ведь человек должен уметь решать жизненные задачи и уметь справляться с ними в случае необходимости.

Авторская позиция заключается в том, что детство и то, чем человек занимается в этот период, какие жизненные уроки получает – все это влияет на его личностное становление, учит необходимым знаниям, которые пригодятся в будущем. Я, конечно же, согласен с позицией автора, ведь действительно все то, что мы узнаем на своем опыте из детства, впоследствии отражается в нашей взрослой жизни.

В качестве аргументации обращусь к произведению Л.Н. Толстого «Война и мир», в котором Андрей Болконский вырос в семье военного человека. Вследствие этого герой с самого детства знал о разных тактиках и стратегиях ведения боев, обладал отличной военной подготовкой. Именно поэтому, став взрослее, герой проявил себя в ходе войны с французами. Все его лучшие качества, такие как доблесть, честь, достоинство, безусловно, пришли из детства, в котором герой заложил основы формирования своей личности.

Вспомним также В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», в котором главный герой в своем детстве обманул бабушку и тем самым получил большой жизненный урок. Он, отправившись в лес за ягодами, собрал лишь совсем немного, а всю остальную корзину заполнил травой. Его бабушка на следующий день отправилась продавать ягоды на рынок, а мальчик так и не успел сообщить ей об обмане. И это действие мальчика, которые было вызвано, скорее, детской шалостью, а не подлыми намерениями, очень сильно повлияло на формирование его личности. И наверняка все это повлияет на его взрослую жизнь.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что детство действительно играет большую роль в судьбе человека. Оно оказывает огромное влияние на становление ребенка и его будущую жизнь.


Может странным кому-нибудь показаться, но я ничуть не сетую на судьбу, вспоминая эти четыре года. Прокручивая сейчас назад ленту уже более чем сорокалетней жизни, взвешивая, где, когда и чему научился, без колебания говорю: главная школа жизни приходится на эти годы.

Суровые, требовательные годы Совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. Глубоко верю: уроки мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы. Их надо сознательно культивировать (в семье, в лагере, школе) подобно тому, как физкультурой мы восполняем отсутствие естественного физического труда. В нужное время, в нужных дозах. с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует.

Возможен вопрос: «Закалка, трудности... А детство? Во имя грядущих лет не лишится ли человек детства?» Опыт жизни говорит: нет! Конечно, были в войну ситуации (и немало их было!), когда подросток ставил под ноги ящик, рядом со взрослыми точил на станке снаряды, известно: мальчишки участвовали в партизанских боях. Тут все проходило по счету взрослого человека, и сама жизнь обрывалась (все было!) в тринадцать лет.

Но, вспоминая свое тоже нелегкое детство, я все же вижу его. Оно было! Было со всеми свойственными этому возрасту радостями. Хватало времени на забавы, на всякие выдумки, игры. Те же хождения в лес за дровами... Конечно, несладкое дело - подняться с постели в четыре утра, нелегка была ноша по пути к дому. Но было кое-что и другое. В лесу открывался мальчишкам огромный таинственный мир. Этим миром ватага из пяти-шести человек пользовалась в полную меру фантазии, любопытства и предприимчивости.

И была еще в нашем владении речка. Купали лошадей, доставали раков из нор, в половодье катались на льдинах (за это перепадали нам подзатыльники), "ловили рыбу. На зимний николин день дрались «на кулачки» - стенка на стенку по правилам - с мальчишками соседней Болдиновки (традиция, иссякшая только после войны). Из песни слова не выкинешь, познакомились близко мы и с оружием (находки в прифронтовом лесу). Стреляли из автомата, из винтовки, в логу взрывали гранаты и шашки тола... И удивляюсь сейчас: никто из нас не утонул, не упал с дерева, не подорвался, опасно не обморозился, не отбился от рук.

И не скажу, что росли мы дичками. Ходили в школу. И много, поразительно много читали. Книги, конечно, были случайные. Но если говорить о КПД их работы, он был огромным. Читали с жадностью! За хорошей книжкой всегда была очередь. И было заведено: прочел - расскажи! Так мы менялись книжками и тем, что узнали из книжек. И бывало еще: читали вслух, по очереди. Так, помню, мы проглотили «Приключения Гулливера», «Как закалялась сталь», «Человек-амфибия», «Айвенго», «Дерсу Узала». Если б в то время кто-нибудь нам сказал: через десять - пятнадцать лет можно будет дома сидеть у ящика с экраном и видеть, что происходит за тысячу километров, мы бы ни за что не поверили. Теперь, наблюдая мальчишек при передаче «Клуба кинопутешествий», я завидую им, но в это же время с благодарностью вспоминаю сидения у «коптилки». Они нам что-то оставили в душах, эти зимние вечера у «коптилки»!

Что еще прорастало из детства? Думаю, наблюдательность, желание все испробовать, всему научиться. В те времена нельзя было ждать, что нужную, необходимую вещь кто-нибудь в дом принесет и житейское дело кто-то исполнит. За все брались сами. Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же?

Не бог весть какими сложными были наши дела по хозяйству. И все же, Вспоминаю, что

мы умели. Мы - это пять одногодков и одноклассников с одной улицы: Петька Беляев, Володька Смольянов, Васька Миронов, Ваня Немчин и я. Мы умели косить, починить валенки, вставить в ведерко дно, почистить дымоход в печке, заклеить бахилы, умели наладить пилу, наточить косу, подправить крышу, сделать лестницу, грабли, сплести лукошко из хвороста, намесить глину для штукатурки, навьючить воз сена, смолоть зерно, остричь овцу, почистить колодец, нагнать на кадку обруч. Чернилами по обойной бумаге писали плакаты для школы и сельсовета. В колхозе мы знали, как надо управиться с молотилкой. Научились ходить за сохой в огороде. И в конце концов догадались сделать тележку с колесами от плужка, облегчившую наши походы в лес за дровами... Такова несложная грамота жизни, которую надо было освоить.

Задание: Напишите сочинение по прочитанному тексту.

(1)Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. (2)За всё подростки брались сами. (3)Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же? (4)Вспоминаю, что мы умели. (5)Мы - это пять одногодков и одноклассников с одной улицы. (6)Мы умели косить, подшить валенки, вставить в ведёрко дно, почистить дымоход в печке, умели наладить пилу, отбить косу, подправить крышу, сделать лестницу, грабли, сплести лукошко из хвороста, намесить глину для штукатурки, навьючить воз сена, смолоть зерно, почистить колодец… (7)И не скажу, что росли мы дичками. (8)Ходили в школу. (9)И много, поразительно много читали. (10)Книги, конечно, были случайные. (11)Но если говорить о КПД их работы, он был огромным. (12)Читали с жадностью! (13)За хорошей книжкой всегда была очередь. (14)И было заведено: прочёл - расскажи! (15)Так мы менялись книжками и тем, что узнали из книжек. (16)И бывало ещё: читали вслух, по очереди. (17)Если бы в то время кто-нибудь нам сказал: через десять-пятнадцать лет можно будет дома сидеть у ящика с экраном и видеть, что происходит за тысячи километров, мы бы никогда не поверили. (18)Что ещё прорастало из детства? (19)Думаю, наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться. (20)В те времена нельзя было ждать, что нужную, необходимую вещь кто-нибудь в дом принесёт и житейское дело кто-то исполнит. (21)Может странным кому-нибудь показаться, но я ничуть не сетую на судьбу, вспоминая эти четыре года. (22)Прокручивая сейчас назад ленту жизни, взвешивая, где, когда и чему научился, без колебания говорю: главная школа жизни приходится на эти годы. (23)Глубоко верю: уроки мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы. (24)Их надо сознательно культивировать (в семье, в лагере, в школе), подобно тому, как физкультурой мы восполняем отсутствие естественного физического труда. (25)В нужное время, в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует. (По В. Пескову)

Ответ:

В предложенном для анализа тексте В.М.Песков затрагивает проблему воспитания в сложные годы войны. Вопросы воспитания подрастающего поколения в любое время стояли и должны стоять в обществе на первом месте. От того, каким вырастет новое поколение, зависит будущее общества. Во все времена воспитание являлось нелегким делом и сопровождалось многими проблемами.

Размышляя о своем поколении, чье взросление пришлось на военные годы, Песков не только рассказывает о том, какими практическими умениями они владели, эти маленькие «мужички», способные подшить валенки, почистить колодец или отбить косу, но и обращает внимание на их стремление к чтению. Как с жадностью прочитывали книги, пересказывали их друг другу, росли, мужали, узнавая новое, взрослея. Автор считает, что жизненные трудности делали подростков более самостоятельными, пробуждали желание узнать что-то новое и полезное. В.М. Песков уверен в том, что «уроки, мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы».

Вспомним знаменитого Илюшу из романа И.А. Гончарова «Обломов», который привык к тому, что всё делают за него; он не способен заботиться о себе сам. Его детское стремление что-то узнать, постичь, сделать самому постепенно затухало, подавлялось позицией родителей, запрещавших бегать на овраг, самостоятельно одеваться. В итоге в Обломове развелась беспомощность, страх перед любым действием. Это произведение является прекрасной иллюстрацией к данной проблеме.

Полная противоположность Илье Обломову – герои повести Михаила Пришвина «Кладовая солнца» – Настя и Митраша. Осиротевшие дети всё умели делать сами, жили взрослой жизнью, много работали, как и все в деревне. При этом дети еще и учиться успевали.

Жизнь может складываться по-разному, поэтому нужно стойко относиться к жизненным ситуациям и надеяться, прежде всего, на себя. «В нужное время в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует».

(1)Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. (2)3а всё подростки брались сами. (З)Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же? (4)Вспоминаю, что мы умели. (5)Мы -это пять одногодков и одноклассников с одной улицы. (6)Мы умели косить, подшить валенки, вставить в ведёрко дно, почистить дымоход в печке, умели наладить пилу, отбить косу, подправить крышу, сделать лестницу, грабли, сплести лукошко из хвороста, намесить глину для штукатурки, навьючить воз сена, смолоть зерно, почистить колодец... (7)И не скажу, что росли мы дичками. (8)Ходили в школу. (9)И много, поразительно много читали. (10)Книги, конечно, были случайные. (11)Но если говорить о КПД1 их работы, он был огромным. (12)Читали с жадностью! (13)3а хорошей книжкой всегда была очередь. (14)И было заведено: прочёл - расскажи! (15)Так мы менялись книжками и тем, что узнали из книжек. (16)И бывало ещё: читали вслух, по очереди. (17) Если бы в то время кто-нибудь нам сказал: через десять-пятнадцать лет можно будет дома сидеть у ящика с экраном и видеть, что происходит за тысячи километров, мы бы никогда не поверили (18) Что ещё прорастало из детства? (19)Думаю, наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться. (20)В те времена нельзя было ждать, что нужную, необходимую вещь кто-нибудь в дом принесёт и житейское дело кто-то исполнит. (21)Может странным кому-нибудь показаться, но я ничуть не сетую на судьбу, вспоминая эти четыре года. (22)Прокручивая сейчас назад ленту жизни, взвешивая, где, когда и чему научился, без колебания говорю: главная школа жизни приходится на эти годы. (23)Глубоко верю: уроки мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы. (24)Их надо сознательно культивировать (в семье, в лагере, в школе), подобно тому, как физкультурой мы восполняем отсутствие естественного физического труда. (25)В нужное время, в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует.

(По В. Пескову*)

Показать текст целиком

Какова роль детства в жизни человека? Именно эту проблему поднимает в тексте Василий Михайлович Песков.

Автор обращается к актуальной социальной проблеме. Советский писатель рассказывает о суровом военном времени, которое оказалось «главной школой жизни» для подростков. Пять сверстников смогли научиться многому на войне , когда была необходима помощь даже от самых малых. Мальчики «умели косить, подшить валенки, вставить в ведерко дно, почистить дымоход в печке». Но журналист не жалеет об этих событиях и о своей судьбе, понимая, как война подготовила младшее поколение к дальнейшей жизни. Также Василий Михайлович рассуждает о том, что дети и в настоящее мирное время должны учиться мужеству, труду, бесстрашию. В.М.Песков отмечает, что «в нужное время, в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует».

Автор считает, что с детства ребенка необходимо приучать к преодолению трудностей. Дети должны быть готовы к предстоящим нелегким случаям, ситуациям и уметь находить решения на любую, казалось бы, невозможную задачу.

Я полностью разделяю мнение советского писателя. Именно от воспитания зависит дальнейшее формирование характера, мировоззрения, ценностей, идеалов. Детство отражается в любом из нас и оставляет неизгладимый опечаток на дальнейшую жизнь .

Данная проблема волновала многих велик

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2



Top