Роль маленького человека в поэме медный всадник. Образ маленького человека в поэме "Медный всадник" А

Поэма «Медный всадник» (1833) - одно из наиболее ярких и совершенных произведений Пушкина. В ней автор убедительно показывает всю сложность и противоречивость переломной эпохи в истории нашей страны. Следует подчеркнуть, что поэма занимает в творчестве Пушкина особое место. В этом произведении поэт попытался решить проблему взаимоотношения личности и государства, эта проблема составляла сущность духовных исканий Пушкина. Поэт видел возможность достижения согласия, гармонии между личностью и государством, знал, что человек может одновременно сознавать себя частью великого государства и яркой индивидуальностью, свободной от гнета. По какому же принципу должны строиться отношения личности и государства, чтобы частное и общественное сливались в одно целое Пушкинская поэма «Медный всадник» была своеобразной попыткой ответить на этот вопрос. К моменту создания «Медного всадника» в русской литературе назрела необходимость в стиховой повести о современном, не экзотическом и не надчеловечном герое.
Сюжет пушкинской поэмы вполне традиционен. В экспозиции автор представляет нам Евгения, скромного чиновника, «маленького человека», приметы быта которого сведены к минимуму: «стряхнул шинель, разделся, лег». Евгений из обедневших дворян, о чем Пушкин упоминает мельком, сообщив, что предки героя значились в «Истории Карамзина». Сегодняшний быт Евгения весьма скромен: он «где-то» служит, любит Парашу и мечтает жениться на^любимой девушке. В «Медном всаднике» частная жизнь и жизнь государственная представлены как два замкнутых мира, в каждом из которых существуют свои законы. Мир Евгения - мечты о тихих радостях семейной жизни. Мир государства, у истоков которого стоял Петр, - великие свершения и подчинение всего мира своей воле, своему порядку («Все флаги в гости к нам»). Мир частной личности и мир государства не просто отделены друг от друга, они враждебны, каждый из них несет другому зло и разрушение. Так, Петр свой город закладывает «назло надменному соседу» и уничтожает то, что добро и евято для бедного рыбака. Петр, который пытается подчинить, укротить стихию, вызывает ее злую месть, то есть становится виновником крушения всех личных надежд Евгения. Евгений хочет мстить, его угроза («Ужо тебе!») нелепа, но полна стремления к бунту против «кумира». В ответ он получает злую месть Петра и безумие. Восставший против государства был страшно наказан.
Таким образом, в основе отношений личности и государства лежит взаимное желание зла. И конфликт этот разрешить невозможно. Но для самого Пушкина в этом противоречии не было ничего трагического. Как для себя автор решает кон фликт личности и государства, мы можем понять, если обратимся к месту вступления поэмы «Медный всадник». Пушкин пишет:
Люблю тебя, Петра творенья. Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит...
По мнению Пушкина, в основу отношений между частным и государственным должна быть положена любовь, и поэтому жизнь государства и личности должны обогащать и дополнять друг друга. Пушкин разрешает конфликт личности и государства, преодолевая односторонность и мировоззрения Евгения, и взгляда на жизнь противоположной герою стороны. Кульминацией же этого столкновения является бунт «маленького» человека. Пушкин, поднимая бедного безумца до уровня Петра, начинает использовать возвышенную лексику. В момент гнева Евгений поистине страшен, ведь он осмелился угрожать самому Медному Всаднику! Однако бунт сошедшего с ума Евгения, - бунт бессмысленный и наказуемый. Кланяющиеся кумирам становятся их жертвами. Не исключено, что «бунт» Евгения содержит скрытую параллель с судьбой декабристов. Это подтверждает трагический финал «Медного всадника».
Анализируя пушкинскую поэму, мы приходим к выводу о том, что поэт проявил себя в ней как истинный философ. «Маленькие» люди будут бунтовать против высшей силы столько, сколько будет существовать государство. В этом-то и заключается трагичность и противоречие вечной борьбы слабых и сильных. Кто же все-таки виноват: великое государство, которое потеряло интерес к частной личности, или «маленький человек», который перестал интересоваться величием истории, выпал из нее? Читательское восприятие поэмы оказывается крайне противоречивым: по мнению Белинского, Пушкин обосновал трагическое право империи со всей ее государственной мощью распоряжаться жизнью частного человека; в XX веке некоторые критики предполагали, что Пушкин стоит на стороне Евгения; существует также мнение, что конфликт, изображенный Пушкиным, трагически неразрешим. Но очевидно, что для самого поэта в «Медном всаднике», по формуле литературоведа Ю. Лотмана, «правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря перейти в другой, а в том, чтобы «приподняться над жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни других людей». Понимания и даже ненависти. Он сознает, что готовность принести себя в жертву - это прямая обязанность поэта.
Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Пушкин на протяжении всей своей жизни подтверждал собственные идеалы и стремления, высказанные в стихах. Он не боялся немилости сильных мира сего, он смело высказывался против крепостничества; выступал в защиту декабристов. Жизнь поэта была непростой, он сознательно отказывался от спокойствия и умиротворенности, считая назначением поэта - открывать миру правду.
В сатире праведной порок изображу И нравы сих веков потомству обнажу.
Поэту удалось донести до потомства свои мысли. Имя Пушкина всегда будет дорого для тех, кто любит и понимает русскую историю и литературу.

Общая характеристика

А. С. Пушкин одним из первых в русской литературе ввел образ т. н. «маленького человека». В поэме «Медный Всадник» этот образ воплощен в бедном чиновнике Евгении, представляющем собой полную противоположность «горделивому истукану».

Пушкин не случайно вводит своего «ничтожного героя» после вступления, описывающего «славные дела» Петра Великого. Тем самым достигается резкий контраст между двумя сюжетными линиями, между великим монархом и ничего на значащим Евгением.

Евгений — само олицетворение посредственности и униженности. Он относится к древнему дворянскому роду, имя которого когда-то было известно всей России («под пером Карамзина в родных преданьях прозвучало»). Логично предположить, что упадок этого рода начался в годы великих преобразований Петра I, когда главными ценностями человека были объявлены не знатность и происхождение, а личные качества. Предки Евгения оказались «не у дел». Постепенное вырождение привело к тому, что Евгений уже «не тужит ни о почиющей родне, ни о забытой старине».


«Маленький герой» — представитель серой и безликой массы петербургского чиновничества. Он не обладает сколько-нибудь значимыми индивидуальными качествами. Исчерпывающая характеристика Евгения — «живет в Коломне; где-то служит».

Полностью соответствуют «ничтожному» положению Евгения его ограниченные мечты. Они не простираются дальше получения «местечка», долгожданной свадьбы с мещанской девушкой Парашей и скромной семейной жизни. Обретение «приюта смиренного и простого» — вершина желаний Евгения. Это еще раз подчеркивает непреодолимую пропасть между идеалами рядового обывателя и масштабами преобразований Петра Великого.

Духовное перерождение «маленького человека»

Во время небывалого наводнения Евгений, глядя на бушующие волны, предстает в новом качестве. Ничем не примечательный чиновник боится «не за себя». Все его духовные силы нацелены на «ветхий домик», где живут Параша с матерью. «Ничтожный герой» в гуманистическом смысле поднимается над «кумиром на бронзовом коне», который с холодным равнодушием взирает на страшное народное бедствие.

У Евгения впервые возникает трагическая мысль: «И жизнь ничто, как сон пустой». Пока еще неосознанно он связывает наводнение с фигурой Медного Всадника.

Трагедия «маленького человека»

После отступления водной стихии Евгений, рискую собственной жизнью, спешит к скромному жилищу своей возлюбленной. Здесь его ждет нечто не укладывающееся в сознании простого обывателя: «Где же дом?». Евгений просто шокирован тем, что произошло. Бедный чиновник в одночасье лишился самой прочной основы, связывающей его с реальной жизнью. Рухнула не только его связь с настоящим, но и все планы и надежды на будущее.

В результате «сумрачная забота» сводит Евгения с ума. Безумец теряет человеческий облик и превращается в жалкое существо: «ни то ни се, ни житель света, ни призрак мертвый».

Бунт «маленького человека»

После долгих безумных скитаний Евгений случайно возвращается на место, с которым у него связаны страшные воспоминания. Происходит его вторая встреча с тем, «кто неподвижно возвышался» в разгар народной беды. При виде «кумира с простертою рукою» сознание «ничтожного героя» временно проясняется. Его своеобразное восстание представляет собой кульминацию всего произведения.

Не так важен практический результат (а точнее, его отсутствие) бунта Евгения. В самом грозном обращении к «державцу полумира» («Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!») заключается огромная духовная сила «маленького человека», высшая точка его самосознания.

Образ «маленького человека» раскрывался во многих русских произведениях. Примерами могут служить «Бедные люди» Ф.М. Достоевского, «Шинель» Н.В. Гоголя, «Смерть чиновника» А.П. Чехова. Он постоянно менялся и представлялся в новых формах, но он всегда показывал одно – жизнь простого народа.

А.С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» показал безнадежную и безрезультатную борьбу «маленького человека» со властью и природной стихией.

В образе власти выступает «кумир на бронзовом коне» - памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

Отношение Пушкина к самодержцу очень противоречиво. В начале поэмы он описывает его, как могущественного царя-реформатора, который смог победить стихию и создать красивейший город, затмивший даже столицу: «И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова.»

Но, одновременно с этим, Петр не задумывается о жизни отдельного человека, а мыслит исключительно в масштабах государства. И, пренебрегая мнением народа и законами природы, царь добивается своего: «Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво; Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы, Один у низких берегов Бросал в неведомые воды Свой ветхий невод, ныне там, По оживленным берегам, Громады стройные теснятся Дворцов и башен»

Пушкин восхищается величественностью и красотой города, произносит восторженный гимн, признаваясь ему в любви: «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид»

Однако, вступление заканчивает строками: «Печален будет мой рассказ»

Этот рассказ повествует о главном герое произведения – Евгении. Он описывается, как «человек обыкновенный», не имеющий ни денег, ни чинов. Евгений «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и прожить с ней жизнь. Но наводнение, затопившее «омраченный Петроград», разрушило планы героя. Он надеется на лучшее и «спешит, душою замирая» к дому Параши, своей возлюбленной. Но, увидев, что от дома любимой ничего не осталось, он понимает, что могучая Нева уничтожила все, что он любил. Евгений, не устояв «против ужасных потрясений», теряет смысл жизни и понимает причину своих несчастий и узнает их виновника. Им оказывается тот, «чьей волей роковой под морем город основался». В нем рождается жажда возмездия к «державцу полумира». Но сила и значимость Евгения слишком мала, в сравнении с Петром. Поэтому, этот мятеж оказывается безумием, которое приводит только к скитаниям и страданиям, заканчивающиеся смертью «маленького человека». Таким образом, описывая историческое событие, Пушкин смог ярко показать, как волеизлияние исторически значимого лица повлияло на жизнь и судьбу народа. В настоящее время, эта проблема и трагедия «маленького человека» остается актуальной и нерешенной в истории и жизни человечества.

Разделы: Литература

Над морем город основался…

А.С. Пушкин

Цели урока:

образовательные

  • обучить учащихся анализу лироэпического произведения;
  • показать два лика Петербурга в поэме;
  • показать, как Пушкин раскрывает тему “маленького человека” и как ее раскрывают в своем творчестве Гоголь, Некрасов, Достоевский;

развивающие

  • формировать у школьников умение вести дискуссию, работать в группах, развивать навыки сравнительно-сопоставительного анализа

работа с учебными понятиями:

  • поэма, тема “маленького человека”, образ, метафора, эпитет, контраст; авторская позиция;

работе с метопредметными понятиями:

  • милосердие, протест против несправедливости, красота, мировоззрение.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, использование презентации (приложение).

Тип урока: урок-формирование.

Методы обучения: беседа, слово учителя, исследование, постановка проблемных вопросов.

Формы работы с учащимися: индивидуальное сообщение, самостоятельная работа в группах, элементы дискуссии.

План урока.

1. Вступительное слово учителя: постановка проблемных вопросов.

2. Индивидуальное сообщение на тему: “Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя”. Тема “маленького человека” в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” и в поэзии А.Н. Некрасова.

3. Анализ вступления поэмы, беседа, элементы дискуссии. Анализ основной части поэмы. Исследовательская работа в группах.

3. Чтение и анализ отрывка поэмы: “Ужасный день…”.

4. Самостоятельная работа. Два лика города: сравнительно-сопоставительный анализ. Работа по лексике поэмы. Какова авторская позиция в отношении к Петру I? Работа с критической литературой, формирование собственной точки зрения. Петербург сегодня. Работа с эпиграфом.

Ход урока

1-й слайд

1. Вступительное слово учителя.

Тема “маленького человека” неразрывно связана с образом Петра Великого. Исторический деятель. О нем поэт писал много (“Полтава”, “Арап Петра Великого”). Пушкин первым дерзнул раскрыть тему “маленького человека” в контексте исторических событий. Три эпохи проходят перед нами: прошлое (деяния Петра I, эпоха Александра I, когда произошло наводнение) и эпоха Николая I, то есть современность Пушкина.

И судьба “маленького человека” призвана показать другие следствия деятельности “державца полумира”, Петра I.

Анализируя поэму, ответим на вопросы:

  1. Кто виновен в трагедии Евгения?
  2. К чему привели петровские преобразования?

2. Индивидуальное сообщение.

Чтобы лучше и полнее понять образ города “на берегу пустынных волн”, обратимся к образу Петербурга в более поздней литературе.

  1. Н.В. Гоголь много тягостных моментов испытал, живя в Петербурге. Вспомним повесть “Шинель”.
  2. Как Гоголь рисует образ Петербурга и жизнь “маленького человека” в большом городе?

2-й слайд

Ответы учащихся

Вывод.

Маленький чиновник, занимающий определенное положение в обществе, все испытал на своем веку: и унижение, и оскорбление. Авторская позиция здесь налицо: не только просьба о милосердии к таким, как Акакий Акакиевич, но и одновременно выражение протеста против несправедливости, зла, бездушия тех, кого Гоголь называет “значительным лицом”. Это Петербург 30-40-х годов. Время, когда Пушкин работает над поэмой “Медный всадник”.

Ответы учащихся.

  1. Каким мы видим Петербург в “Белых ночах” Достоевского?
  2. Как живут люди в столице России?
  3. Что общего и различного в изображении города в произведениях Гоголя и Достоевского?

4-й слайд

Можно ли сказать, что одиночество, уединение героя “Белых ночей” - это неприятие окружающего мира?

5-й слайд

Трагические картины большого города в поэзии Н.А. Некрасова.

И Гоголь, и Достоевский, и Некрасов, основываясь на лучших традициях русской литературы, вслед за Пушкиным по-своему раскрывает тему “маленького человека” в большом городе – столице Российской империи.

3. Анализ поэмы “Медный всадник”.

  1. Как Пушкин раскрывает тему “маленького человека”?
  2. Почему и сегодня не угасают споры на взгляды Пушкина, связанные с темой “маленького человека”, с величием Петра I?
  3. Кто прав: тот, кто считает, что вина трагедии лежит на стихии, или тот, кто утверждает, что в трагедиях маленьких людей виновен создатель города? Или существующий строй, который не способен ликвидировать социальную несправедливость?

Дискуссия учащихся.

7-й слайд

Три исторические эпохи.

В чем смысл композиции?

Анализ вступления.

  1. Какими красками рисует Пушкин город Петра?
  2. Какая лексика преобладает?
  3. Учащиеся по ходу анализа заполняют 1 часть таблицы “Два лика Петербурга”.
  4. Как автор относится к городу?

4. Анализ основной части.

1) Проверка домашнего задания. Исследовательская работа в группах.

К чему привели преобразования Петра? Стало лучше жить человеку?

Почему слово “ужасный” повторяется в 1-й части 3 раза?

Охарактеризуйте судьбу Евгения, его стремления, размышления. Как меняется тон повествования в рассказе о жизни и мечтах Евгения?

2) Работа с текстом.

Описание наводнения (чтение ): “Ужасный день…”

  1. Какие детали картины вас поразили?
  2. Кто больше всего пострадал?
  3. Какие средства выразительности использует поэт, чтобы нарисовать картину страшной стихии? (Сравнения, эпитеты, метафоры, синтаксические средства выразительности)
  4. Какую роль играют глаголы?

Самостоятельная работа. Заполнение 2-й части таблицы “Два лика города”.

Вывод.

В поэме постоянно возникает образ памятника, поднимающийся над землей, над потоком, над людьми: “в непоколебимой вышине”, “в темной вышине”, “на высоте”. Случайны ли эти детали или связаны с оценкой деятельности Петра I?

Чтение отрывка.

Как в этом отрывке соединяются похвала Петру и порицание?

  • В каком значении использует автор слово “железный”?
  • Какова авторская позиция?

5. Работа с критической литературой (разные взгляды критиков).

Чья оценка ближе вам?

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (отрывок).

Мережковский Д. Пушкин – 1986 год.

Мейлах Б.С. Жизнь Александра Пушкина – 1974 год.

Споры о сложном произведении “Медный всадник”.

9-й слайд

Кто виновен в бедах Евгения?

“Две правды на весах истории - торжественная, победная правда Петра I и скромная правда Евгения” (Б.С. Мейлах Жизнь Александра Пушкина).

Все эти споры лишь подтверждают многозначность и многоплановость пушкинского шедевра. Это позволяет ставить великого Пушкина в один ряд с писателями и поэтами мира.

10-й слайд

Петербург сегодня.

Современность и актуальность произведения.

6. Итог урока.

Выставление оценок.

7. Домашнее задание.

Написать эссе на тему: “А.С. Пушкин в моей жизни”.

Образ «маленького человека» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» имеет подзаголовок «Петербургская повесть»: произведение повествует о молодой российской столице.

В начале поэмы поэт рисует величественный облик царя-преобразователя:

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.

Царь-преобразователь предстает перед нами в тот в момент, когда он принимает важнейшее для всей последующей российской истории решение: «Здесь будет город заложен...».

Монументальной фигуре царя автор противопоставляет образ суровой и дикой природы. Картина, па фоне которой предстает перед нами фигура царя, безотрадна (одинокий челн, мшистые и топкие берега, убогие избы «чухонцев»). Перед взором Петра широко раскинувшаяся, несущаяся вдаль река; вокруг лес, «неведомый лучам в тумане спрятанного солнца». Но взгляд правителя устремлен в будущее. Россия должна утвердиться на берегах Балтики это необходимо для процветания страны:

Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и великая мечта Петра осуществилась:

Юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво...

Пушкин произносит восторженный гимн творению Петра, признается в любви к «юному граду», пред блеском которого «померкла старая Москва».

Однако отношение поэта к Петру было противоречивым.

Образ сияющего, оживленного, пышного города сменяется в первой части поэмы картиной страшного, разрушительного наводнения, выразительными образами бушующей стихии, над которой человек не властен. Стихия сметает все на своем пути, унося в потоках вод обломки строений и разрушенных мостов, «пожитки бледной нищеты» и даже гробы «с размытого кладбища». Образ неукротимых природных сил предстает здесь как символ «бессмысленного и беспощадного» народного бунта. Среди тех, чью жизнь разрушило наводнение, оказывается и Евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы.

Главным героем поэмы становится бедный чиновник Евгений. Он «человек обыкновенный», не имеющий ни денег, ни чинов. Евгений «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь:

И станем жить и так до гроба,
Рука с рукой дойдем мы оба...

Жизнь Евгения проходит в труде и в скромных мечтах о личном счастье. Но его невеста Параша гибнет в наводнении, и герой оказывается перед лицом страшных вопросов: что есть жизнь человека? не пустой ли она сон «насмешка неба над землей»?

«Смятенный ум» Евгения не выдерживает «ужасных потрясений». Он сходит с ума, покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде, безразличный ко всему, кроме наполняющего его «шума внутренней тревоги ». Словно древний пророк, постигший неправедность мира, Евгений отгорожен от людей и презираем ими. Сходство пушкинского героя с пророком становится особенно явным, когда Евгений в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана» - медного всадника.

Основной конфликт пушкинского произведения – это конфликт личности и государства: Петербург, создание которого продиктовано интересами государственными, построен в месте непригодном для жизни человека. Простой человек в его частных интересах противопоставлен государству. Но Пушкин показывает, что пренебрежение интересами маленького человека может привести к бунту, разгулу стихии, что воплощено в мятежном образе взбунтовавшейся Невы.




Top