Ролевое поведение в общении. Ролевое поведение в организации
Роль - социальная функция личности; ожидаемое поведение, обусловленное статусом или позицией человека в системе межличностных отношений. Роли, так же как и группы, могут быть формальные и неформальные. Формальные служат для формирования различных социальных организаций. В процессе социального взаимодействия людей возникают также и неформальные роли, которые характеризуют социальное взаимодействие, обусловленное личностными качествами его участников.
Многие люди в течение дня выполняют многочисленные роли, поэтому для понимания поведения людей в процессе взаимодействия очень важно знать, что такое роль, какие роли и для какой цели используют наши партнеры. Такая информированность может способствовать как предотвращению ролевых и , так и совершенствованию самого процесса общения, поскольку роль имеет отношение к нормам предполагаемого . Роль предполагает набор правил поведения в определенной среде, ожидаемых от человека в конкретной ситуации общения. Роль может включать отношения и ценности, а также характерные типы поведения.
В любой организации имеются статус иерархий и соответствующие роли, которые, являясь официальными или неофициальными, составляют неотъемлемую часть организации (директор, завуч, учитель, ученик и т. п.). В реальной жизни мы можем одновременно или последовательно играть разнообразные роли, например: учителя (в лицее), родителя (дома), пациента (в поликлинике), пассажира (в автобусе), товарища (на неформальной встрече). Каждому положению роли присущи различные взаимосвязи. Например, положение кандидата наук в колледже подразумевает не только роль преподавателя, но и отношение к учащимся, а также различные другие роли по отношению к администраторам, учителям-коллегам, к положению в обществе. При этом у каждой группы могут быть разные ожидания: учащиеся могут ожидать высококвалифицированных занятий, коллеги - новых исследований и публикаций, а администраторы - повышения рейтинга организации и его влияния на ее имидж. В литературе это называется очертанием роли.
Очертание роли - это индивидуальные ожидания определенного поведения от человека, выполняющего какую-либо определенную роль. Например, кандидат наук в колледже имеет более сложное очертание роли, чем начинающий учитель - выпускник вуза, но менее сложное, чем академик в университете. Чем больше ролей играет человек и сложнее их очертания, тем сложнее индивидуальное поведение, тем больше противоречий он ощущает. Иногда они становятся причинами стресса или конфликта.
В результате наличия многочисленных ролей и их очертания человек может столкнуться со сложной ситуацией, когда его деятельность в одной роли мешает деятельности в других ролях. В качестве члена группы человек испытывает сильнейшее давление отказаться от своего «Я» и обязательств перед собой в обмен на внутри-групповую деятельность. Когда это происходит, человек сталкивается с ситуацией, которая известна как ролевой конфликт.
В процессе общения могут возникать различные ролевые конфликты: конфликт «личность-роль» (когда требования роли нарушают основные ценности, отношения и потребности человека, занимающего определенное положение, например: когда директор колледжа выполняет одновременно функции учителя, ему бывает трудно ставить плохие оценки, так как это может повлиять на конкурентоспособность образовательного учреждения); внутри роли (возникает в том случае, когда разные люди определяют роль, руководствуясь разными требованиями, что не позволяет человеку, выполняющему эту роль, удовлетворять все требования. Например, юрисконсульт на предприятии, с одной стороны, должен соблюдать правовые нормы, с другой - защищать интересы администрации); межролевой конфликт (возникает в результате столкновения многочисленных ролей, с которыми могут быть связаны противоречивые ожидания).
Психологи считают, что человек, сталкиваясь с ролевым конфликтом, испытывает психологический , что может привести к появлению эмоциональных проблем при взаимодействии с другими людьми, а порой и нерешительности в принятии решений.
Понятие роли является одним из центральных в описании социального поведения личности и рассматривается учеными как точка взаимодействия между обществом и личностью (Дж.Тернер) либо более конкретно как единица, на которой заканчивает свой анализ социолог, исследующий организацию, и с которой начинает действовать психолог, изучающий личность работника (В.Б.Ольшанский). Подобные трактовки обнаруживают несомненные социологические корни этого понятия, что, впрочем, не препятствует широкому его использованию специалистами в области социальной, общей, управленческой, возрастной психологии. Другое дело, насколько единодушны исследователи (как социологи, так и психологи) в своем понимании понятия роли, поскольку имеющиеся его дефиниции совпадают между собою далеко не всегда. Тем не менее на основе многих из них можно высказать следующие соображения.
Формулируя определение роли, необходимо имет в виду также трактовку и ряда других, сопряженных с ролью, понятий: позиции, статуса, нормы. Позиция – положение индивида в социуме (т.е. в той или иной малой группе, организации, обществе наконец).Статус – престижность позиции, выраженная, в частности, в соответствующих правах и обязанностях, связанных с занятием определенной позиции.Норма (в простейшей формулировке) – поведенческое правило. Что же касаетсяроли , то предварительно ее можно определить как поведение, ожидаемое от лица, занимающего определенную позицию в социуме, и соответствующее установленным в нем (официально или неофициально) требованиям (нормам). В целях наглядности изложения проиллюстрирую сказанное выше следующим конкретным примером.
Возьмем такую социальную организацию, как, скажем, школа. В ней мы обнаруживаем немало всевозможных позиций, наиболее престижной из которых (т.е. имеющей наивысший статус) является позиция директора, а наименее престижной (т.е. имеющей самый низкий статус) – позиция технички, уборщицы. Понятно, что от лиц, занимающих эти позиции, ожидается совершенно разное поведение: от директора – действия по управлению школой, от технички – действия по обеспечению чистоты в ней. Причем, учитывая отмечавшийся выше нормативный момент в поведении держателейрассматриваемых позиций, речь следует вести не только о связанных с их действиями довольно пассивных ожиданиях, но и о предъявляемых к ним весьма решительных требованиях. И если демонстрируемое этими лицами поведение не отвечает соответствующим ожиданиям и требованиям (по специальной терминологии –экспектациям ), они могут подвергнуться наказаниям (санкциям ). Вполне возможно, они лишаться занимаемых позиций.
В приведенном примере я не оперировал понятием роль, последняя как бы подразумевалась, исходя из предварительного ее определения. Далекий же от тонкостей науки человек сказал бы, что речь шла о ролях директора школы и технички. Действительно, строгая научная дефиниция роли отнюдь не всегда совпадает с ее более приземленным, житейским толкованием. Впрочем, иногда специалистам удаются успешные переходы от научных абстракций к вполне понятным неискушенному читателю смысловым эквивалентам. Одним из таких переходов мы и воспользуемся далее.
Согласно довольно строгому определению В.Аллена и Е.ван де Влиерта, роль – поведение, отвечающее нормативным экспектациям, связанным с позицией в социальной системе . Используя примерно тот же набор понятий, В.Б.Ольшанский весьма удачно подводит читателя к более обиходной тратовке роли. По его мнению,социальной ролью называются экспектации, сосредоточенные на определенной позиции внутри сообщества и обозначенные одним словом (мама,учитель,президент,врачи т.д.). Когда это слово произносится (например,учительиливрач), становится понятным, какие действия следует ожидать от его носителя, т.е. исполнителя роли. В таком случае всю совокупность действий исполнителя социальной роли (по специальной терминологии –актора , не путать с актером) можно рассматривать в качестверолевого поведения личности .
Хотя роль и статус обозначаются одним словом, смысл, вкладываемый в него в том и другом случае различен. Например, слово директор(школы) применительно к статусу характеризует престижность положения человека в социальной системе (школе, обществе), а применительно к роли – требуемое от него поведение в рамках этой системы (относительно учителей, учеников, представителей муниципальных органов и т.д.). Статус отвечает на вопроскто этот человек?, роль -как он должен себя вести?, являя собоюдинамический аспект статуса .
Однако роль связана со статусом не только функционально. Ее выполнение несет на себе отпечаток его величины. Это можно проиллюстрировать примером из Скотного двораДж.Оруэлла. Там, если помнит читатель, домашний скот свергает хозяев – людей и основывает эгалитарное общество, в которомвсе животные равны. Но вскоре управляющие – свиньи начинают уклоняться от работы и требуют для себя более комфортных условий, подобающих, как им кажется, их статусу. Они считают:Все животные равны, но некоторые равнее других.
Замечу также, что, согласно данным ряда исследований (обзор Д.Майерса), постоянное исполнение роли подчиненного, т.е. менее престижной (а значит – с более низким статусом), снижает самостоятельность, ответственность человека.
В жизни каждый из нас выполняет (или играет) множество ролей. Одни из них относятся к категории так называемых социальных иликонвенциальных (по Т.Шибутани),формальных (по Н.Смелзеру). Эти роли типичны для любого организованного взаимодействия людей с относительно четким разделением функций вне зависимости от места его осуществления (служебный офис, учебная аудитория, торговое помещение, домашний очаг и т.п.).
Как и сопряженные с ними позиции, социальные роли стандартизованы ибезличны . Наиболее яркий тому пример – служебные инструкции, прилагаемые к конкретным должностям (т.е. позициям, но не личностям!) в штатном расписании той или иной организации. В них отражены требования к выполнению функций, закрепленных за данной должностью, иногда дополняемые кодексом поведения в организации. Конечно, семейные роли (родителей и детей, мужа и жены) далеко не всегда определены столь однозначно (хотя такого рода попытки и зафиксированы в истории, вспомним тот жеДомострой), но и семья есть своего рода организация, в которой своеобразным аналогом служебной инструкции и кодекса поведения могут служить передаваемые от поколения к поколению требования, укорененные в культурных традициях народа (кстати, иногда очень жесткие), а также более персонифицированные ролевые механизмы – например, вырабатываемое в процессе внутрисемейного взаимодействия согласие по поводу играния ролей и (что для нас пока еще звучит весьма экзотично) положения брачного контракта.
Современный мир насыщен огромным количеством социальных ролей. Стремясь их как-то систематизировать, Т.Парсонс и его сотрудники предложили описывать любую подобную роль с помощью следующих характеристик: 1) эмоциональности (предполагается, что одни роли требуют эмоциональной сдержанности, тогда как другие допускают бурное проявление чувств);2) способа получения (одни роли носят как бы предписанный характер – например, роли ребенка, юноши или взрослого гражданина; другие завоевываются, т.е. достигаются в результате усилий человека – например, роли врача, музыканта или депутата);3) масштаба (речь идет о степени широты ролевого взаимодействия: так, у врача и пациента оно ограничено в основном вопросами здоровья, а у супругов может охватывать многие стороны жизни);4) формализации (т.е. степени регламентированности, предписанности ролевых действий);5) мотивации (предполагается, что ролевое поведение побуждается разными мотивами в зависимости от специфики играемой роли).
Хотя социальные роли безличны, их исполнители – живые люди с массой присущих каждому из них особенностей, действующие в различных социумах (группах) с набором своих специфических экспектаций. Учитывая это обстоятельство, исследователи (например Т.Сарбин) обращают внимание на факторы, способные наиболее существенно (как позитивно, так и негативно)влиять на процесс реализации роли. К ним, в частности, относятся:1) индивидуальные особенности людей ;2) личностный образец исполнителя конкретной роли , а также связанный с нею набор идеальных способов поведения;3) представления о роли, принятые в данной социальной группе или бытующие среди лиц, следящих за ее выполнением;4) своеобразие социума (группы) с точки зрения структурной организации, внутренней сплоченности, системы используемых в нем вознаграждений и санкций и т.д.;5) степень идентификации индивида с группой .
Невозможность унифицированного выполнения одной и той же роли разными людьми обусловлена не только упомянутыми выше факторами, она вытекает также из любопытной особенности строения роли. Последнее предполагает наличие трех важных ролевых компонентов :предписанного (экспектации социума по поводу выполнения роли),субъективного (представления конкретного индивида о том, как следует выполнять роль),проигрываемого (реальное ролевое поведение индивида).
Таким образом, одна и та же роль выполняется одним человеком, что называется, по закону, другим – сообразно личному разумению, а третьим – по принципукак получится. Что именно так в повседневной жизни нередко и происходит, наблюдательный читатель обнаружит без особого труда.
И все же возможности абсолютно произвольного играния роли тем или иным индивидом достаточно ограничены. В конечном счете каждый из нас, вне зависимости от статуса, вынужден придерживаться специфических правил игры- экспектаций , проистекающих, согласно Дж.Тернеру, от трех источников социального мира: структурных компонентов социальной среды индивида (т.е. позиций и соответствующих им норм поведения), конкретных участников социального взаимодействия (т.е.акторов) и референтных групп (т.е. неких эталонов поведения). Другое дело, насколько жестки эти экспектации, чье влияние из них наиболее предпочтительно для индивида и в каких социальных средах (группах) играется роль.
Занимая те или иные позиции, люди действуют, однако, не только в соответствии с безличными экспектациями, но и повинуясь собственным чувствам: симпатиям, антипатиям и т.п. Этот второй план поведения характеризует собою играние психологических или межличностных (по Т.Шибутани), неформальных (по Н.Смелзеру) ролей. От социальных ролей они отличаются прежде всего тем, что регламентация их исполнения целиком зависит от индивидуальных особенностей людей, чье личное отношение к партнерам по взаимодействию обусловливает выбор определенного обращения с ними. К тому же играние большинства психологических ролей, в отличие от социальных, не требует специальной подготовки. Где, к примеру, обучают ролям души общества,семейного клоуна,козла отпущения? Или триаде таких известных по работам Э.Берна психологических ролей, какребенок,взрослый,родитель?
Правда, некоторым из них (порою с чисто прагматической целью) можно научиться самому, копируя поведение других либо следуя воображаемому образцу, если, конечно, роль (например, души обществаилилидера) отвечает личным склонностям человека. Сомнительно, однако, чтобы кто-то намеренно готовил себя к роликозла отпущения.
В процессе выполнения разнообразных (чаще всего – социальных) ролей люди нередко сталкиваются с неопределенностью и противоречивостью предъявляемых к их поведению требований. Подобное столкновениесопровождается переживанием стресса, ощущением внутренней неуверенности, поведенческими нарушениями. Все это, по мнению специалистов, признакиролевого конфликта , который обычно определяется как одновременное предъявление двух или более несовместимых экспектаций к поведению человека.
Причины такого конфликта заключены в некоторых особенностях процесса реализации индивидом множества ролей:ролевой неопределенности (когда отсутствуют достаточно четкие экспектации, служащие ориентиром в поведении),ролевой дезинтеграции (когда роли плохо совмещены друг с другом),ролевой дискретности (когда человек вынужден выполнять целый ряд следующих друг за другом и несогласующихся между собою ролей),ролевой перегрузке (когда человек сталкивается с очень большим количеством экспектаций). Кроме того, конфликт может быть вызван недостатком умений, требуемых для выполнения роли, а также несоответствием личности ее исполнителя ролевым экспектациям. В последнем случае мы имеем дело с интересной психологической проблемой, заслуживающей хотя бы краткого здесь обсуждения.
Речь идет о проблеме соотношения личности и роли , или, как она нередко предстает в экспериментальной психологии,проблеме соотношения Я и роли . Индивид может входить, включаться в исполняемую им роль с разной степенью отождествления с нею отдельных сторон своего Я, что на специальном языке обозначается терминомЯ-включение. Анализ показывает, что в одних случаях значительная полнота подобного включения оказывается полезной для личности, тогда как в других – губительна для нее.
Так, в ярких сценах спортивного поединка или театрального действа максимальное слияние с ролью, выражающееся в мобилизации всех духовных и физических сил для ее выполнения (Т.Сарбин говорит в этой связи о максимальном включении в роль всего организма, или организмическом включении ), нередко ведет к выдающимся результатам. Однако в иных ситуациях и при выполнении иных ролей подобное включение приводит к совершенно иным последствиям. Об этом свидетельствуют, в частности, данные знаменитоготюремного экспериментаФ.Зимбардо.
В ходе эксперимента студенты-добровольцы одного из американских университетов в специально оборудованном под тюрьму университетском помещении разыгрывали доставшиеся им по жребию роли тюремщиковизаключенных. Планировавшийся на двухнедельный срок эксперимент пришлось прекратить на шестые сутки:тюремщикинастолько вошли во вкус власти (слились с ролью), что их действия начали всерьез угрожать здоровьюзаключенных. Самоуважение иморальное Яличности фактически оказались всецело поглощенными играемой ролью. Произошло то, что Ф.Зимбардо назвалдеиндивидуализацией личности, понимая под этим термином утрату человеком индивидуального начала, обезличивание, неспособность осознать особенности своего Я, невнимание к оценкам окружающих. Люди подобного типа нередко характеризуются полным отсутствием чувства ответственности за свои поступки и (аналогично, кстати, многим палачам, состоящим на службе у тоталитарных и криминальных режимов) склонны видеть себя не более чем добросовестными исполнителями чужих приказов (хотя бы и самых людоедских).
Немало, однако, ситуаций, когда человеческое Я не желает мириться с навязанной обстоятельствами ролью. Так, невольно ставший предателем, но ужаснувшийся содеянному человек (подобно персонажу повести В.Быкова Сотников) всем своим существом может противиться этой страшной роли. Он может даже решиться на крайний шаг (как и поступил быковский персонаж): ценою собственной жизни отторгнуть роль.
Впрочем, наряду с приведенными выше возможны и иные последствия ролевого поведения , отражающиеся в разнообразных личностных эффектах:развитии и структурировании мотивационной сферы (вспомним хотя бы, как через выполнение ответственных заданий менял мотивацию подростков с криминальным прошлым известный педагог А.С.Макаренко),складывании Я -концепции (достаточно сказать, что уже детская ролевая игра является, как показал Дж.Мид, важным условием созидания человеком своего Я),видоизменении системы взглядов и ценностей (простейший пример – чудесное превращение цветочницы Элизы Дулитл вПигмалионеБ.Шоу после того, как она стала играть роль леди),формировании социальных установок (основываясь на данных исследований, Д.Майерс замечает, что для нас характерна, в частности, тенденция не только причинять вред тем, кого мы не любим, но и не любить тех, кого мы третируем) и т.д.
Расширение ролевого репертуара способно предохранять нас от стресса: так, потерпев неудачу в выполнении какой-то профессиональной роли, человек может успокоить себя тем, что в конце концов он хороший муж и отец. Ну а, кроме того, посредством ролевого поведения во многом осуществляются процессы социализации, обусловливающие становление человека как социального существа, его вхождение в общественную систему. Путь к этому разделу социальной психологии (к сожалению, не рассматриваемому в настоящей работе) лежит через анализ более сложных форм социального поведения, одной из которых является общение.
Особенности ролевого поведения личности
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Необходимость кем-то быть, играть определенные роли, является неотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционировать общественный организм, без этого невозможна самореализация индивида.
В 60-х годах отечественные социальные психологи начали активно разрабатывать основанную на Западе ролевую теорию. Это было обусловлено тем, что понятие «роль», по Е. С. Кузьмину, является «центральным для социально-психологической науки, т. к. роль является звеном связи социальных явлений с психологическими особенностями» (Кузьмин, 1977, 122).
Существует также определение, что ролевое поведение – это поведение индивида в соответствии с задачами роли и ожиданиями окружающих. Необходимыми условиями ролевого поведения являются ясность и приемлемость роли.
Ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, но и связь его деятельности с другими людьми.
Приемлемость роли состоит в том, что человек готов ее выполнять осознанно, поскольку поведение в соответствии с данной ролью будет приносить ему определенное удовлетворение.
При этом А. Л. Свенцицкий (1999) указывал на то, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального, свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.
Поведение человека начинается с выполнения определенной социальной роли. Человек познает себя, оценивает свою роль и свое место в социальной среде и в соответствии с этим направляет, контролирует и корректирует свое поведение.
Процесс вхождения в роль и обладание ею у каждого человека протекает по-разному. Качество ролевого поведения зависит от состояния психических параметров личности, которые подвержены влиянию социальной и производственной среды.
Таким образом, постоянно существует необходимость заботиться о создании такой производственной и морально-психологической обстановки, которая бы благоприятно влияла на качество выполнения социальной роли каждым работающим, способствовала бы повышению его трудовой инициативы и общественной активности.
1. Понимание личности в психологии
Личность - сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития - с другой.
Понятие личности начало складываться в древности. Вначале термин «личность» означал маску, которую надевал актер древнего театра, затем самого актера и его роль в представлении. Впоследствии термин «личность» стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.
Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями.
В определении личности следует выделить, прежде всего, ее общественную сущность. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Термин «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» как «личность новорожденного». Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Таким образом, психология социальное и биологическое в человеке рассматривает в диалектическом единстве, выделяя в этом единстве в качестве основных и определяющих социальные факторы.
Отношение к пониманию «личности» у различных исследователей было и остается различным.
Психоаналитические теории личности. Уже в начале века венский психиатр и психолог З. Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и на культуру во всем мире. Дискуссии, связанные с анализом и оценкой фрейдистских идей длились не одно десятилетие. Согласно взглядам Фрейда, разделяемым значительным числом его последователей, активность человека зависит от инстинктивных побуждений, и, прежде всего, полового инстинкта, и инстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в животном мире, так как общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, «цензуре», что вынуждает человека подавлять, тормозить их. Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу бессознательного, «уходят в подполье», но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности. В сфере бессознательного инстинктивные влечения объединяются в зависимости от своего происхождения в различные «комплексы», которые и являются, по утверждению Фрейда, истинной причиной активности личности. Соответственно, одной из задач психологии признается выявление бессознательных «комплексов» и содействие осознанию их, что ведет к преодолению внутренних конфликтов личности (метод психоанализа). К числу таких побуждающих причин, например, относили «эдипов комплекс».
Все дальнейшее развитие личности мыслилось как столкновение между вытесненными в сферу бессознательного различными «комплексами».
Внимательное рассмотрение концепции личности Фрейда, позволяет заметить, что активность человека понимается как биологическая, природная сила. Она аналогична инстинктам животных, т.е. такая же бессознательная, при всех ее изменениях, «сублимациях» и конфликтах с внешне ей противопоставленным обществом. Функция последнего сводится только к ограничению и «цензурированию» влечений. Подобная трактовка личности и ее активности фактически превращает личность в существо, по сути, биологическое. При этом предполагается, что человек и общество принципиально чужды друг другу, что их «гармонические» отношения возможны лишь при подавлении одного силой другого, вечном насилии одного над другим, при постоянной угрозе бунта бессознательного, прорыва в агрессию, невроз и т. д.
Гуманистическая психология (преимущественно американская) в понимании личности и ее активности на первый взгляд кажется чем-то противоположным психоаналитическому направлению. Однако, как это далее станет очевидным, они смыкаются в своих основных характеристиках. В отличие от психоаналитиков, которые, пытаясь открыть источник активности, обращаются к прошлому, к «вытесненным в бессознательное» впечатлениям и переживаниям ребенка, «гуманистическая психология» главным фактором активности личности считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации). Ее развитие связано с трудами К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта и др.
Топологическая психология. Используя принятое в физико- математических науках понятие «поле», К. Левин объясняет поведение личности тем, что различные точки и районы «жизненного пространства» (поля), в котором существует индивид, становятся мотивами его поведения в силу того, что он испытывает в них потребность. Когда потребность в них исчезает, то и значение объекта утрачивается. В отличие от психоанализа, К. Левин не видит в потребности биологической предопределенности. Мотивация детерминируется не природными свойствами человека, а его взаимодействием с «полем», в котором объекты по-разному притягательны: обладают либо положительной, либо отрицательной валентностью.
Наличие трех-четырех ведущих направлений в понимании личности, сложившихся в мировой психологической науке, и несовпадение их исходных принципов вполне закономерно порождало постоянную полемику.
В отечественной психологии понимание «личности» также не однозначное.
Как справедливо отмечает И. С. Кон, многозначность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъекта деятельности «в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей», в то время как другие понимают личность «как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения». (Кон, 1967, 7).
Все разделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную общественными отношениями и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Собственно социально-психологические проблемы личности начинают решаться на этой основе.
2. Механизмы социализации личности. Ролевое поведение
Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений.
Выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение.
Социальный статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.
Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.
Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.
Предложил понятие социальной роли Джордж Герберт Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится личностью, когда обретает навык входить в роль другого человека.
Любая роль имеет структуру:
Модель поведения человека со стороны общества.
Система представления человека как он должен вести себя.
Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.
В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.
1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.
2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутри ролевого конфликта очень опасно для личности.
Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. Социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности» (Буева, 1967, 14). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.
В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет Деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли».
Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют социальное происхождение; этническая принадлежность; уровень образования; должность; проф. принадлежность; власть; доход и богатство; образ жизни и т.д.
Исполнение роли носит индивидуальный характер, но обусловлено социокультурно.
Разновидности ролей:
Психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;
Социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.
Активные или актуальные – исполняемые в данный момент;
Латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент
Конвенциональные (официальные);
Стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.
Ф. Зимбардо (1971) провел эксперимент (студенты и тюрьма) и установил, что роль сильно влияет на поведение человека. Ролевые предписания формируют поведение человека. Может возникать явление деиндивидуализации – феномен поглощения личности социальной ролью. Личность теряет контроль над своей индивидуальностью (пример – тюремщики).
Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «возрастания» личности в обществе себе подобных.
Юнг отождествляет понятие персоны и роли (эго, тени, самость). При социализации важно не слиться с «персоной», чтобы не потерять личностное ядро (самость).
Социальная роль – есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Ряд ролей предписан от рождения (быть женой/мужем). Социальная роль всегда имеет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя – «стиль исполнения ролей». Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Личность выступает (является) тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни. Необходимо использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям (Андреева, 1994, 98).
Заключение
Личность - сложное понятие, которое является одним из центральных понятий социологии, философии и психологии. На социологическое понятие личности заметно влияют философские концепции и психологические теории. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. В социологических работах личность трактуется как совокупность ролей и статусов, которые она занимает в обществе.
Социальная роль - суть ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям. Основные характеристики социальной роли - эмоциональность; способ получения; масштаб; формализация и мотивация. Любая социальная роль включает некоторое сочетание этих характеристик. В целом, социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества.
Одной из важнейших категорией при изучении социальных ролей личности является социальный статус. Именно социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Конкретная социальная роль, как совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе, распадается на ролевые ожидания - то, чего ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Несоответствие последних нередко приводит к ролевым конфликтам.
На протяжении различных периодов развития личности нередки случаи так называемых ролевых конфликтов. Человек на протяжении своей жизни выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом плане важной профилактической мерой предотвращения таких ситуаций является обучение личности социальным ролям. Процессы развития личности, обучения ее социальным ролям является важным инструментом взаимодействия общества и личности. Если в процессе развития личности и освоения ею социальных ролей допущены ошибки, то у личности может возникнуть внутреннее ролевое напряжение. Напротив, развитая личность, в отношении которой было допущено минимальное количество ошибок в воспитании, может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, не сливаясь, не идентифицируясь с ролью, в то же время «врастая» в общество себе подобных. В целом освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.
Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является, а процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.
Список литературы
1. Бергер, П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива / П. Бергер; пер. с англ. Под ред. Г.С. Батыгина.- М., 1996.
2. Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности / Буева Л. П. – М., 1967.
3. Василенко, И.В. Общество: элементы взаимосвязи: учеб. пособие / И. В. Василенко, Н.В. Дулина; ВолгГТУ.- Волгоград, 2001.
4. Козлова, О. Н. Личность - граница и безграничность социального / О. Н. Козлова //Социально-гуманитарные знания.- 2003.- №4.- С. 81-97.
5. Комаров, М. С. Введение в социологию: учеб. для вузов /М. С. Козлов.- М.: Наука, 1994.
6. Кон, И. С. Социология личности / Кон И. С. – М.: Политиздат, 1967.
7. Кузьмин, Е. С., Семёнов, В. Е. Методы социальной психологии / Е. С. Кузьмин. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.
8. Лебедева, С.О. Социология: учеб. пособие /С. О. Лебедева, Ю. П. Дубровченко; ВолгГТУ.- Волгоград: Политехник, 2006.
9. Общая социология: учеб. пособие /ВолгГТУ.- Волгоград: Политехник, 2007.
10. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс.- М., 2002.
11. Свенцицкий, А. Л. Психология управления организациями / А. Л. Свеницкий. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.
12. Тернер, Дж. Структура социологической теории /Дж. Тернер.- М., 1985.
Общение как феномен: передача информации, восприятие и взаимодействие.
Понятие «коммуникация» связано с информационными обменами, которые происходят между людьми в процессе совместной деятельности и общения.
Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.
Определение общения.
ОБЩЕНИЕ - это форма деятельности, осуществляемая между людьми, порождаемая различными потребностями и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании
Общение как передача информации. Схема коммуникативной цепи: 1) источник сообщения; 2) отбор, фильтр информации; 3) кодировка и передача информации по каналам; 4) расшифровка сообщения; 5) понимание; 6) обратная связь.
Лицо, генерирующее идею кодирует (отправитель)-вербальные или невербальные символы-отбирает-канал(речь, письмо)-передаёт получателю- получатель декодирует и правильно или неправильно понимает-кодирует-отклик в адрес отправителя- передаёт сообщение
Общение как восприятие. Эффект первого впечатления, Эффект неудачника, эффект края / порядка, эффект ореола, эффект бумеранга.
Эффе́кт пе́рвого впечатле́ния - влияние мнения о человеке, которое сформировалось у субъекта в первые минуты при первой встрече, на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека.
Этот эффект позволяет выносить быстрое и обобщенное впечатление о вновь встреченном человеке и использовать это впечатление для построения дальнейшего общения. Первое впечатление может формироваться субъектом намеренно или непроизвольно. Факторами этого впечатления могут выступать особенности внешнего облика и поведения человека, о котором субъект формирует мнение. Первое впечатление зависит в большой степени и от личностных особенностей самого воспринимающего субъекта и поэтому может быть более обобщенным или конкретным, исчерпывающим или поверхностным, доброжелательным или негативным и т. Д
Эффект ореола
Человека, добившегося больших успехов в какой-то одной области, окружающие считают способным на большее и в других делах.
Эффект неудачника
Человека, потерпевшего неудачу, окружающие преимущественно считают способным на меньшее и в других делах.
Эффект порядка (1)
При поступлении противоречивой информации (проверить которую не можем) мы склонны отдавать предпочтение той, что поступила первой.
Иное положение, когда рассматриваются непротиворечивые сообщения, не требующие изменения мнения.Эффект порядка (2)
При поступлении непротиворечивой информации мы отдаем предпочтение той, что поступила последней.
Эффект края - явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине.
Общение как взаимодействие. Трансактный анализ Э.Берна. Эго-состояния личности (Родитель, Взрослый, Дитя). Виды трансакций (дополнительные, скрытые).
Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трех
сторон общения - восприятия, коммуникации и взаимодействия - возможно только как прием анализа:
при всем старании нельзя выделить «чистую» коммуникацию без восприятия и взаимодействия или
«чистое» восприятие.. Трансактный анализ Э.Берна - Основы теории ТА были описаны Эриком Берном и рядом других психотерапевтов, а также несколькими не психотерапевтами. Эрик Берн начал публиковать свои наблюдения за особенностями человеческого функционирования ещё в начале 1960-х годов, а пик общественного интереса к трансакционному анализу пришелся на 1970-е годы. Трансакционный анализ рассматривает человека прежде всего как продукт взаимодействия с окружающими и базируется на трёх основных общефилософских посылках: Все люди «нормальные» (англ. OK); то есть, каждая личность обладает весом, важностью, равным правом на уважение.
Люди обладают способностью мыслить (исключение - лишь те случаи, когда человек находится в бессознательном состоянии, либо его интеллект врождённо или приобретено снижен).
Люди сами определяют собственную судьбу и поэтому при желании могут изменять свои решения и свою жизнь. Эго-состояния личности (Родитель - содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь - от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне - переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка., Взрослый - не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая., Дитя - содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.). Виды трансакций (дополнительные - Основная особенность дополнительных ТА в том, что векторы общения параллельны и никогда не пересекаются. Пока ТА дополнительны - процесс коммуникации между людьми будет протекать гладко и неопределенно долго. Это правило не зависит ни от природы ТА, ни от их содержания. Дополнительная ТА имеет под собой совпадение ожиданий, при этом Я-состояние, в которое обращаются, является источником реакции., скрытые - трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр. Теория психологических игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр - это один из методов, используемых трансакционными аналитиками.).
Сценарии взаимодействия.
Сценарий - это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями и, реже, обществом. На решение о выборе сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а второй - психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Для большинства девушек подобным важным моментом сценария является количество детей, которое ей следует родить. Контрсценарий - некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Как и сценарий, контрсценарий закладывается родителями, однако с использованием другого эго-состояния: сценарий закладывается Ребёнком родителя, в то время как контрсценарий - его Родителем. К примеру, для сценария «Ты должна страдать» контрсценарием может стать «Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж». В данном случае, Эрик Берн проводил аналогию контрсценария со «снятием проклятия злой ведьмы» (из сказки «Спящая красавица»).
Ролевое поведение в общении.
психологическая роль – это поведение, которое человек строит в соответствии с ожиданиями общества и на основе норм и правил, установленных этим обществом. Соответствие поведения человека ситуации «здесь и сейчас» называется актуальной психологической ролью. Формальная роль представляет собой поведение, которое человек строит в соответствии с усвоенными им ожиданиями общества, выполняя ту или иную социальную функцию. Исполнение формальной роли является обязательным, в противном случае возможен конфликт личности и общества. Внутригрупповая роль определяет поведение, которое человек строит с учётом ожиданий, предъявляемых ему участниками группы на основе сложившихся в ней взаимоотношениями. Выбор внутригрупповой роли может осуществляться, во-первых, добровольно, человек на основе знания своих индивидуально-психологических особенностей, социального опыта делает выбор, во-вторых, авторитарно, под давлением группы. Исполнение внутригрупповой роли также является обязательным, в противном случае может произойти конфликт личности и группы. Под межличностной ролью следует понимать поведение, которое человек строит с учётом ожиданий, предъявляемым ему знакомыми людьми на основе сложившихся отношений. Выбор межличностной роли определяется историей отношений между людьми, т.е. носит добровольный характер. Исполнение межличностной роли необязательно: человек вправе не подтверждать чьих-то ожиданий, но он не вправе с ними не считаться, в противном случае возможны межличностные конфликты. Индивидуальная роль – это то поведение, которое мы строим в соответствии с собственными ожиданиями, которые в сущности всё равно ожидания других – самых значимых.
Отметим, что структура любой социальной ситуации включает в качестве необходимых следующие элементы:
· роли участников взаимодействия. Это набор предписаний, касающийся того, как человек должен вести себя, если он занял фиксированную позицию среди людей;
· набор и порядок действий;
· правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников социальной ситуации.
На работе, как и в театре, людям приходится играть определенные социальные роли.
Каждая личность в социуме рассматривается в трех ипостасях.
«Я - образ» - рефлексивное представление человека о самом себе. Это представление бывает более или менее адекватно реальности или мнению окружающих.
«Реальное Я» - совокупность качеств, стабильно присущих личности, или ее истинная, объективная сущность.
«Имидж-Я» - образ человека во мнениях окружающих. Он складывается под влиянием многих факторов и его можно варьировать в широком диапазоне.
Социальная роль, по сути, близка к понятию «имидж - Я», и характеризуется совокупностью действий, ожидаемых от ее «исполнителя».
Рассматривают различные модели личности в общении. Модель общения во многом определяется на генетическом уровне. Например, интроверты - это люди, обращенные в свой внутренний мир. Для них общение, как правило, затруднено низкой коммуникабельностью или повышенной тревожностью. Экстраверты наоборот, подсознательно тянутся к людям. Им свойственна, скорее всего, постоянная потребность в общественном одобрении. Они очень общительны вплоть до навязчивости. Одиночество их угнетает.
Д.Б. Ропер (1966, США) предложил различать людей на ориентированных изнутри и ориентированных извне. Первые имеют внутренний локус контроля - это интерналы. Они убеждены, что в любой момент способны повлиять на окружение. Им свойственно брать на себя ответственность за то, что с ними случается. Это активные и динамичные люди. В случае неудачи они, не колеблясь, упрекают себя в том, что приложили недостаточно усилий. Интерналы чаще всего считают свои успехи и неудачи не случайными, а зависящими от самих себя.
Люди, верящие в существование внешнего контроля, имеют внешний локус контроля - это экстерналы. Они убеждены, что в обстоятельствах их жизни всецело повинны другие люди, везенье или случай. Это более пассивные и менее дееспособные личности. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности от экстернала ожидать не приходится.
Роли, связанные с межличностными отношениями, обычно делят на ведущих и ведомых. Ведущих играют так называемые «предпочитаемые» - «звезды», авторитетные, честолюбивые или чем-то иным привлекательные для окружающих лица. Ведомые - все остальные, включая «непредпочитаемых», с которыми сотрудничают только вынужденно и делают их ответственными за все.
Социальная роль как идеальная модель поведения
Вступая в те или иные взаимодействия, люди бессознательно, исходя из привычки, быстро входят в роли, соответствующие обстоятельствам. Это позволяет реагировать на события быстро и адекватно. В трудовом коллективе, например, важно, чтобы сам работник осознанно полностью слился с той ролью, которая ему предписана должностными обязанностями.
Интерактивное взаимодействие с ролью. Важной проблемой является воздействие выполняемых личностью социальных ролей на ее психологические особенности. Например, работник в роли начальника ведет себя не так, как в роли низового исполнителя.
Важным условием в коллективе является создание возможностей для эффективного выполнения каждым его членом своих социальных ролей.
Важной характеристикой деятельности личности является уровень ее притязаний. Он формируется под воздействием ряда факторов: возраста; образования; пола; социального происхождения; стандартов успеха, существующих в социальных группах, к которым относится данная личность; уровня ее самоуважения; прошлого опыта; успехов и неудач в процессе движения к цели.
Обнаружено, что с увеличением возраста (до определенного периода) уровень притязаний, связанных с «творческими» потребностями, повышается, а затем снижается. Эта переломная точка различна в разных профессиональных группах.
Возрастает уровень притязаний и с ростом образования.
Если профессия не содержит возможностей для творчества, то это приводит к перемене специальности.
Если говорить об условиях труда, то уровень притязаний у женщин гораздо выше, чем у мужчин.
Установлено, что лица с низким социометрическим статусом в первичном производственном коллективе характеризуются большими притязаниями в зарплате, чем лица с высоким статусом.
Гендерные роли
Полоролевые стереотипы. На поведение мужчин и женщин влияют как психофизиологические особенности, так и гендерные (полосоциальные) стереотипы.
Считается, что женщины более общительны, активны, эмпатичны и заботливы.
Мужчины воспринимаются как более автономные, настойчивые, авторитарные и интеллектуальные.
Независимость отмечается как одна из главных психологических черт мужчин, а взаимозависимость - как женская черта Мужской стиль - более аналитический и манипулятивный. В общении женщины проявляют больше интуиции, легче угадывают состояние партнера. Они настроены на партнерский стиль общения. Мужчины бессознательно стремятся к доминированию.
Мужчины считаются более способными к пространственным и математическим знаниям.
Женщины показывают лучшие способности к языковым навыкам.
Мужская концепция морали формируется в терминах абстрактных правил, границы которых неподвижны, постоянны. Женщины более ситуативны, привносят больше личного в свою интерпретацию этики, границы которой более открыты и подвижны в зависимости от ситуации.
Ролевая структура группы
Ролевая структура группы также может подразделяться на формальную и неформальную. Формальный статус человека определяется его служебным положением. Оно обусловлено: рангом организации; уровнем должности, значимостью решаемых задач, обеспеченностью обслуживающим персоналом (референт, персональный шофер, охрана и пр.), транспортом, доступом к источникам информации, контактом с вышестоящими руководителями.
Способы укрепления авторитета: не бросать слов на ветер; быть справедливым и беспристрастным; не уклоняться от решения проблем; беречь время подчиненных; не отдавать невыполнимых распоряжений; не проявлять излишних эмоций; информировать подчиненных.
Официальное и неофициальное взаимодействие. Наряду с системой официального взаимодействия значительно влияние неофициальной организационной структуры. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют здоровый климат. Недоброжелательные отношения порождают ссоры и конфликты.
В пределах одной бригады могут существовать две и более неформальные группы, причем члены каждой из них противодействуют членам «не своих» групп.
Наиболее силен конформизм в малых группах, особенно триадах, где все находятся на виду.
Отмечается в целом, что женщины более конформны, чем мужчины.
Оказавшись в одиночестве, человек часто уступает, если даже он и прав. В противном случае давление окружающих может перерасти в открытое принуждение.
Обычно человек принимает взгляды большинства не столько под прямым внешним групповым давлением, сколько из-за боязни испортить отношения с окружающими.
Но конформизм имеет и важные преимущества. Во-первых, он обеспечивает выживаемость человека в критические моменты, облегчает организацию совместной деятельности людей, во-вторых, - придает коллективу свое «лицо», поддерживая систему ценностей и норм, закрепляя роли и стандарты поведения. А это помогает взаимодействию.
Групповые взаимодействия
Так называются определенные правила, выработанные группой. Особенно остро стоит проблема принятия групповых норм для новичка. Возможны четыре варианта его поведения:
· сознательное принятие норм группы;
· вынужденное принятие под угрозой санкций группы;
· демонстрация антагонизма по отношению к группе («не такой, как все»):
· сознательное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы.
Виды деловых взаимодействий проявляются в совместной деятельности, деловых беседах и совещаниях.
Беседа при приеме на работу носит характер интервью и состоит из следующих основных блоков:
· что представляет собой соискатель;
· почему он ищет работу;
· его сильные и слабые стороны;
· его представления о хорошем начальнике;
· на какую зарплату он рассчитывает;
· его притязания в части карьеры и роста зарплаты.
Беседа при увольнении обычно связана с добровольным уходом сотрудника, в ситуации увольнения или сокращения.
Проблемные и дисциплинарные беседы обычно вызваны либо сбоями в деятельности сотрудника, либо фактами нарушения дисциплины.
Основная задача начала беседы - установить контакт с собеседником, создать атмосферу взаимопонимания, пробудить интерес к разговору. Есть несколько эффективных приемов для начала беседы:
· метод снятия напряженности - использование теплых слов, личного обращения, комплиментов, шуток;
· метод «зацепки», т.е. использование какого-либо события, сравнения, личного впечатления, анекдота или необычного вопроса для образного представления сути проблемы;
· метод «прямого подхода», т.е. непосредственный переход к делу без какого-либо обсуждения - краткое сообщение о причинах, по которым назначена беседа.
Откровенной, конструктивно-критической атмосфере деловой беседы противоречат:
· бестактное обрывание на полуслове;
· неоправданное лишение собеседника возможности высказать свое мнение;
· навязывание мнения ведущего беседу;
· игнорирование или высмеивание аргументов собеседника;
· грубая реакция на высказывание партнерами противоположных точек зрения;
· подтасовка фактов;
Деловое совещание определяется как форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями.
Опыт показывает, что при решении проблем группу следует использовать в тех случаях, когда:
· проблема является скорее сложной, чем простой, и нет уверенности, что один человек обладает всей информацией, необходимой для решения;
· требуется разумно разделить ответственность за решение проблемы;
· желателен не один, а несколько вариантов решения проблемы;
· полезна проверка различных взглядов;
· руководитель стремится утвердить демократический стиль управления или хочет заручиться доверием подчиненных;
· членам группы необходимо лучше узнать друг друга.
Типы взаимоотношений в группе
Можно выделить четыре типа сотрудников:
· люди, стремящиеся к лидерству, которые могут решать задачу, лишь подчиняя себе других членов группы;
· индивидуалисты, пытающиеся решить задачу в одиночку;
· приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других ее членов;
· коллективисты, которые стараются решить задачу совместными усилиями.
На характер взаимодействия в группе влияют и социально-психологические факторы, определяемые видом деятельности:
· совместно-индивидуальная - каждый член коллектива делает свою часть общего задания независимо от других;
· совместно-последовательная - общая задача выполняется последовательно каждым членом коллектива (конвейерное производство);
· совместно-взаимодействующая - задача выполняется при непосредственном и одновременном взаимодействии каждого члена коллектива со всеми другими членами.
Сплоченность в пределах данной деятельности достигается быстрее при третьей модели, чем при второй и тем более первой.
Задачей изучения социально-психологического климата является определение его показателей. Кроме продуктивности труда коллектива необходимо учитывать косвенные показатели: текучесть кадров, состояние трудовой дисциплины, уровень конфликтности.
Межличностные взаимодействия могут регулироваться тремя путями:
Совместимостью партнеров на личном уровне. Эту совместимость можно определить как способность членов группы, совместной деятельности, основанную на их оптимальном сочетании. Психологическая совместимость может быть обусловлена как сходством каких-либо характеристик членов группы, так и различием их. В итоге это при водит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности. Высокий уровень психологической совместимости благоприятно влияет на социально-психологический климат коллектива. Он определяется стойким настроением группы.
Совместимость партнеров улучшается при сходстве: в социальном происхождении, уровне интеллекта, возрасте, во взглядах на жизнь, этнических корнях, характерах (общительность. тревожность, мечтательность).
Совместимость повышается при взаимодополняемых свойствах темперамента (сангвиник-меланхолик, холерик-флегматик).
Сработанность - это согласованность в работе участников совместной деятельности. Подобное качество характеризует успешную совместную деятельность, порождающую высокую удовлетворенность членов группы.
Суть сплочения группы в том, чтобы превратить ее в психологическую общность. Сплоченность определяют следующие факторы: эмоциональная привлекательность членов группы, наличие совместимости, предпочитаемый группой способ взаимодействия, особенности групповых целей, удовлетворенность группы и каждого члена своим положением в группе, коллегиальный, корпоративный стиль руководства, способствующий сплочению группы.
В группе высокой сплоченности растет самооценка человека, снижается уровень его тревожности и повышается эффективность работы всей группы.
Межличностное поведение в игр��
Игра - это свободная, неутилитарная упорядоченная деятельность в намеренно ограниченном пространстве и времени, в рамках которой воссоздаются социальные отношения между людьми.
Выделяют минимум два типа игровой деятельности «целевую» и «ролевую».
К целевому типу можно отнести все игры, ориентированные на достижение успеха, победы над соперником или обстоятельствами (детские игры, спортивные, викторины и пр.).
«Ролевые» игры - это те, в которых происходит исполнение ролей, использование масок различной природы, реализация заранее заданного текста. Сюда относится игра актеров. Или ролевые игры во время тренингов и деловых игр.
Э. Берн (1988) ввел понятие трансактного анализа. Суть этой идеи в том, что при анализе поведения человека в игре можно выделить трансакции как стержневую основу игры. По Берну этой основой и скрытым смыслом является неосознанное стремление каждой из сторон к достижению превосходства над другой и получению вознаграждения. При этом для трансакций чаще всего свойственно притворство, скрывающее истинные цели под видимыми манипуляциями.
В соответствие с этой теорией можно сказать, что люди с комплексами неполноценности играют не только для того, чтобы получить ценный приз или развлечься и удовлетворить «адреналиновый голод». Их основным подсознательным мотивом будет, в том числе, желание самоутвердиться. Выигрышем в данном значении будет и моральное удовлетворение от самого нахождения решения, поставленного условием игры.
Игровое поведение выявляет важные аспекты межличностного взаимодействия, которые находятся в тени или отсутствуют в других видах человеческого общения. В игре «тренируются» такие полезные навыки, как:
· ролевое поведение;
· следование правилам;
· способность скрывать подлинные состояния и мотивы, если их проявление неуместно;
· способность делать выбор в условиях неопределенности.
Сценарии и механизмы взаимодействия
Сценарии - стандартные последовательности действий в тех или иных привычных ситуациях. Если ситуация знакома, знание сценария помогает автоматически совершать последовательные действия, в противном случае отсутствие сценария затрудняет адекватное поведение.
Взаимодействие является тем фундаментальным процессом, который скрепляет в диадную общность. Основные механизмы, обеспечивающие формирование межличностного взаимодействия, - это взаимопонимание, координация и согласование.
Взаимопонимание - это результат познания партнера, формирования общих целей и методов взаимодействия.
Координация - поиск таких средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров.
Согласование - механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно - потребностной стороны общения.
На социально-ролевом уровне значение имеет не искреннее самовыражение и поступки человека, а правильное с точки зрения окружающих поведение в конкретной ситуации.
Техника самопрезентации и виды распределения роле��
Самопрезентация
- это кратковременный специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и не вербальном поведении (В.Н. Куницына).
Свойства личности, способствующие успешной самопрезентации:
· социальный интеллект (чутье на людей и на обстоятельства, умение подстраиваться к окружающим);
· эгокомпетентность (знание своих недостатков и достоинств);
· природное обаяние;
· способность к мобилизации и переключению;
· манипулятивные умения.
Тормозящие факторы в самопрезентации:
· неспособность к самораскрытию;
· зажатость;
· застенчивость;
· комплексы и недостаток коммуникативных умений и навыков.
Техника самопрезентации включает следующие приемы:
· Инграциация (iпgгаtiаtiоп) - приукрашивание, самовосхваление, стремление сделать себя привлекательным.
· Самоподдержка - стремление произвести впечатление, описывая свои таланты и выдающиеся познания.
«Греться в лучах чужой славы» - выстраивание своего образа путем подчеркивания тесной связи с успешными, знаменитыми, выдающимися людьми.
Успешность самопрезентации предваряет работа над собственным имиджем, начиная с внешности и одежды.
Три вида распределения ролей. Пространство межличностного взаимодействия.
Определить положение человека в социальном пространстве означает определить его отношение к другим людям и социальным явлениям, взятым за точку отсчета.
При знакомстве, представляясь, каждый из нас обычно сообщает определенные сведения о себе, называя свое имя, род занятий, профессиональную группу, семейное положение и пр. Эти сведения составляют как бы систему координат для определения социального положения любого индивида. Определив ситуацию, участники взаимодействия начинают выстраивать позиции, позволяющие им достичь своих целей в заданных обстоятельствах.
Под этим углом зрения межличностное взаимодействие предполагает:
· выбор позиции по отношению к другому, пристройку к позициям друг друга, проверку их на прочность;
· оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.
Различают три типа пристройки .
1. Пристройка сверху может выглядеть как поучения, осуждения, советы, порицания, обращение на «ты», «сынок». Невербальные выражение того же - высокомерные или покровительствующие интонации, похлопывание по плечу, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и другое.
2. Пристройка снизу означает позицию подчинения и диктует свои стереотипы поведения. Здесь человек демонстрирует зависимость, требует защиты, лишен инициативы и власти. Все это может сопровождаться заискивающими интонациями. наклоном туловища вперед, опускание головы и Т.п.
3. Позиция равенства сторон предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и ожиданий, обоснованные высказывания и готовность выслушать критические замечания в свой адрес и т.д.
Эффект контраста - способность к быстрой смене психологических позиций в зависимости от возникшей ситуации. Это один из существенных показателей мастерства общения. Данный тип поведения может быть использован любым человеком, ибо все мы в подавляющем большинстве бываем во всех трех положениях.
Эффект ассимиляции - использование в новых условиях готовых умений и навыков без их существенного изменения. Такой негибкий тип ролевого поведения может быть свойственен крайне самоуверенному человеку или аферисту или главе государства, например, в официальной обстановке.
Техника бихевиоральных (поведенческих) подкреплений состоит в том, что, выполняя социальную роль, человек не должен ограничиваться только вербальными и невербальными взаимодействиями. Он должен подкреплять свою роль поступками и действиями.
5. Стили педагогического общения (Классификация А.В.Петровского, Я.Л.Коломинского, В.В.Шпалинского, М.Ю.Кондратьева).
Доминирующая роль в формировании личности ребенка, в том числе особенностей его общения, отношения к себе и окружающим, принадлежит семье. Родители лучше всех знают своего ребенка и оказывают решающее влияние на его развитие. Однако в дошкольном детстве есть еще одна важная составляющая жизни малыша - это детский сад, в котором он проводит значительную часть времени.
Приобретенный ранее опыт общения в семье подвергается серьезному испытанию в дошкольном учреждении. В группе детского сада ребенку нужно не только суметь построить отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами), но и научиться общаться со сверстниками, соотносить свое поведение с общепринятыми правилами, организовывать собственную деятельность. И кто, как не воспитатель, поможет ребенку сделать первые шаги в мир новых взаимоотношений?
Каждый педагог имеет индивидуальный стиль деятельности и общения, то есть характерное именно для него сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности. От личности педагога и его стиля взаимодействия с детьми зависят результаты воспитательного воздействия. В процессе общения с ребенком взрослый должен не только теоретически передавать детям свой опыт и знания, но, прежде всего, транслировать своим собственным поведением личностное отношение к другому человеку. Реальное педагогическое общение предполагает субъектные отношения: партнеры по общению строят свое взаимодействие так, чтобы учитывать психологические особенности друг друга: интересы, мотивы, цели, темперамент, способности. При таком типе общения педагог, обращаясь к ребенку, предполагает определенное отношение к своему обращению с его стороны, аргументирует свои требования, объясняет поведение. Если в общении педагога с детьми нет взаимной направленности, т. е. дети выступают только объектом воздействия, то нельзя говорить о полноценном общении.
Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальнейшее развитие его взаимодействия с детьми, влияют на рост самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников.
У каждого педагога есть своя воспитательная стратегия, а точнее, модель взаимодействия с детьми. Наиболее содержательные характеристики моделей взаимодействия педагога с детьми даются В. А. Петровским.