Романтизм как направление в искусстве. Романтизм в литературе – основные черты, представители

Романтизм - (фр. romantisme, от средневекового фр. romant - роман) - направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII-XIX вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть XIX в.

Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда "странное", "фантастическое", "живописное". В начале XIX в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Входя в антитезу "классицизм" - "романтизм", направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Центр художественной системы романтизма - личность, а его главный конфликт - личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Просветительство проповедовало новое общество как самое "естественное" и "разумное". Лучшие умы Европы обосновывали и предвещали это общество будущего, но действительность оказалась неподвластной "разуму", будущее - непредсказуемым, иррациональным, а современное общественное устройство стало угрожать природе человека и его личностной свободе. Неприятие этого общества, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме и предромантизме. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, "простым", доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, "возвышенной" тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится "болезнью века". Героям многих романтических произведений свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема "страшного мира", свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом "черном жанре" (в предромантическом "готическом романе" - А.Радклиф, Ч.Мэтьюрин, в "драме рока", или "трагедии рока", - З.Вернер, Г.Клейст, Ф.Грильпарцер), а также в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана, Э.По и Н.Хоторна.

В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов "страшному миру", - прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма - это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация - лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, "к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого" (А.Де Виньи). Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (Шатобриан, В.А.Жуковский). У других "мировое зло" вызывало протест, требовало отмщения, борьбы (ранний А.С.Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

Романтический герой - личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть - любовь во всех ее проявлениях, низкая - жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души - характерные черты романтизма.

Можно говорить о романтике как об особом типе личности - человеке сильных страстей и высоких устремлений, несовместимым с обыденным миром. Подобному характеру сопутствуют исключительные обстоятельства. Привлекательными для романтиков становятся фантастика, народные музыка, поэзия, сказания - все, что в течение полутора столетий рассматривалось как жанры мелкие, не стоящие внимания. Для романтизма свойственно утверждение свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Уверенность в самоценности человека оборачивается протестом против рока истории. Часто героем романтического произведения становится художник, способный творчески воспринимать действительность. Классицистическое "подражание природе" противопоставлено творческой энергии художника, преображающего реальность. Создается свой, особый мир, более прекрасный и реальный, нежели эмпирически воспринимаемая действительность. Именно творчество является смыслом сущего, оно представляет собой высшую ценность мироздания. Романтики страстно защищали творческую свободу художника, его фантазию, полагая, что гений художника не подчиняется правилам, но творит их.

Романтики обращались к различным историческим эпохам, их привлекало их своеобразие, влекли экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Интерес к истории стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. Он выразился в создании жанра исторического романа, основоположником которого считается В.Скотт, и вообще романа, который приобрел ведущее положение в рассматриваемую эпоху. Романтики подробно и точно воспроизводят исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но романтические характеры даются вне истории, они, как правило, выше обстоятельств и не зависят от них. В то же время романтики воспринимали роман как средство постижения истории, а от истории шли к проникновению в тайны психологии, а соответственно - и современности. Интерес к истории отразился также в трудах историков французской романтической школы (О.Тьерри, Ф.Гизо, Ф.О.Менье).

Именно в эпоху Романтизма происходит открытие культуры Средневековья, а восхищение античностью, свойственное прошлой эпохе, также не ослабевает и в конце XVIII - нач. XIX вв. Разнообразие национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело и философский смысл: богатство единого мирового целого состоит из совокупности этих отдельных черт, а изучение истории каждого народа в отдельности дает возможность проследить, по выражению Берка, не прерывающуюся жизнь посредством следующих одно за другим новых поколений.

Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы, одним из отличительных свойств которой было увлечение общественными и политическими проблемами. Пытаясь постичь роль человека в происходящих исторических событиях, писатели-романтики тяготели к точности, конкретности, достоверности. В то же время действие их произведений часто разворачивается в необычной для европейца обстановке - например, на Востоке и в Америке, или, для русских - на Кавказе или в Крыму. Так, романтические поэты - по преимуществу лирики и поэты природы, и потому в их творчестве (впрочем, так же, как и у многих прозаиков) значительное место занимает пейзаж - прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться.

Необыкновенные и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов - также вдохновляли романтиков. Они искали черты, составляющие первооснову национального духа. Национальная самобытность проявляется прежде всего в устном народном творчестве. Отсюда интерес к фольклору, переработка фольклорных произведений, создание собственных произведений на основе народного творчества.

Развитие жанров исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, баллады - заслуга романтиков. Их новаторство проявилось и в лирике, в частности, в использовании многозначности слова, развитии ассоциативности, метафоричности, открытиями в области стихосложения, метра, ритма.

Для романтизма характерен синтез родов и жанров, их взаимопроникновение. Романтическая художественная система основывалась на синтезе искусства, философии, религии. Например, у такого мыслителя, как Гердер, поискам путей революционного обновления культуры служат и лингвистические исследования, и философские доктрины, и путевые заметки. Многое из достижений романтизма унаследовал реализм XIX в. - склонность к фантастике, гротеск, смешение высокого и низкого, трагического и комического, открытие "субъективного человека".

В эпоху романтизма расцветает не только литература, но и многие науки: социология, история, политология, химия, биология, эволюционное учение, философия (Гегель, Д.Юм, И.Кант, Фихте, натурфилософия, суть которой сводится к тому, что природа - одно из одеяний Бога, "живое одеяние Божества").

Романтизм - культурное явление Европы и Америки. В разных странах его судьба имела свои особенности.

  • 8. Особенности романтизма к.Н. Батюшкова. Его творческий путь.
  • 9. Общая характеристика декабристской поэзии (проблема героя, историзма, жанрово-стилевое своеобразие).
  • 10. Творческий путь к.Ф. Рылеева. «Думы» как идейно-художественное единство.
  • 11. Своеобразие поэтов пушкинского круга (на материале творчества одного из поэтов).
  • 13. Басенное творчество и.А. Крылова: феномен Крылова.
  • 14. Система образов и принципы их изображения в комедии а.С. Грибоедова «Горе от ума».
  • 15. Драматургическое новаторство а.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума».
  • 17. Лирика а.С. Пушкина послелицейского петербургского периода (1817–1820 годы).
  • 18. Поэма а.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: традиция и новаторство.
  • 19. Своеобразие романтизма а.С. Пушкина в лирике Южной ссылки.
  • 20. Проблема героя и жанра в южных поэмах а.С. Пушкина.
  • 21. Поэма «Цыганы» как этап творческой эволюции а.С. Пушкина.
  • 22. Особенности пушкинской лирики периода Северной ссылки. Путь к «поэзии действительности».
  • 23. Вопросы историзма в творчестве а.С. Пушкина 1820-х годов. Народ и личность в трагедии «Борис Годунов».
  • 24. Драматургическое новаторство Пушкина в трагедии «Борис Годунов».
  • 25. Место стихотворных повестей «Граф Нулин» и «Домик в Коломне» в творчестве а.С. Пушкина.
  • 26. Тема Петра I в творчестве а.С. Пушкина 1820-х годов.
  • 27. Пушкинская лирика периода скитаний (1826–1830).
  • 28. Проблема положительного героя и принципы его изображения в романе а.С. Пушкина «Евгений Онегин».
  • 29. Поэтика «романа в стихах»: своеобразие творческой истории, хронотопа, проблема автора, «онегинская строфа».
  • 30. Лирика а.С. Пушкина периода Болдинской осени 1830 года.
  • 31. «Маленькие трагедии» а.С. Пушкина как художественное единство.
  • 33. «Медный всадник» а.С. Пушкина: проблематика и поэтика.
  • 34. Проблема «героя века» и принципы его изображения в «Пиковой даме» а.С. Пушкина.
  • 35. Проблема искусства и художника в «Египетских ночах» а.С. Пушкина.
  • 36. Лирика а.С. Пушкина 1830-х годов.
  • 37. Проблематика и мир героев «Капитанской дочки» а.С. Пушкина.
  • 38. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Капитанской дочке» а.С. Пушкина. Природа пушкинского диалогизма.
  • 39. Поэзия а.И. Полежаева: жизнь и судьба.
  • 40. Русский исторический роман 1830-х годов.
  • 41. Поэзия а.В. Кольцова и ее место в истории русской литературы.
  • 42. Лирика м.Ю. Лермонтова: основные мотивы, проблема эволюции.
  • 43. Ранние поэмы м.Ю. Лермонтова: от романтических поэм к сатирическим.
  • 44. Поэма «Демон» м.Ю. Лермонтова и ее общественно-философское содержание.
  • 45. Мцыри и Демон как выражение лермонтовской концепции личности.
  • 46. Проблематика и поэтика драмы м.Ю. Лермонтова «Маскарад».
  • 47. Общественно-философская проблематика романа м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В.Г. Белинский о романе.
  • 48. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Герое нашего времени». Своеобразие психологизма м.Ю. Лермонтова.
  • 49. «Вечера на хуторе близ Диканьки» н.В. Гоголя как художественное единство.
  • 50. Проблема идеала и действительности в сборнике н.В. Гоголя «Миргород».
  • 52. Проблема искусства в цикле «Петербургских повестей» и повесть «Портрет» как эстетический манифест н.В. Гоголя.
  • 53. Повесть н.В. Гоголя «Нос» и формы фантастического в «Петербургских повестях».
  • 54. Проблема маленького человека в повестях н.В. Гоголя (принципы изображения героя в «Записках сумасшедшего» и «Шинели»).
  • 55. Драматургическое новаторство н.В. Гоголя в комедии «Ревизор».
  • 56. Жанровое своеобразие поэмы н.В. Гоголя «Мертвые души». Особенности сюжета и композиции.
  • 57. Философия русского мира и проблема героя в поэме н.В. Гоголя «Мертвые души».
  • 58. Поздний Гоголь. Путь от второго тома «Мертвых душ» к «Выбранным местам из переписки с друзьями».
  • 3. Романтизм как литературное направление. Своеобразие русского романтизма.

    Споры о романтизме идут уже около 200 лет. Само определение «романтизм» вызывает различные толкования, хотя это слово глубоко вошло в культуру. В эпоху зарождения романтизма о нём шли бурные споры. Вяземский писал Пушкину: «Романтизм как домовой – не знаешь, как накинуть на него палец». Сложность определения романтизма связана и с тёмной этимологией слова. Согласно первой версии, слово происходит от понятия «роман» и связано со сказанием; согласно второй версии, слово происходит от понятия «романс» и связано с рыцарской культурой средневековья; согласно третьей версии, слово «романтизм» связано с романскими языками и культурой. Единства в определении романтизма не наблюдалось до начала XIX века. Романтизм всегда был связан с поэтической необоснованностью, мистикой. Было понятно, что у него нет определённых норм.

    Определённый сдвиг в сторону понимания романтизма произошёл в немецкой философии. Фридрих Шеллинг и братья Шлегели попытались дать определение романтизма. Романтизм – противопоставление между мечтой и действительностью, сущим и должным, тем, что есть, и тем, что должно быть. Романтизм – детище общественных потрясений, национально-общественных движений, философских революций. Хронологические границы эпохи романтизма: 1789 – 1848 гг. Эта эпоха – время формирования романтизма как мировоззрения и художественного направления.

    В Англии и Франции романтизм – явление более раннее, чем в России. В России становление романтизма приходится на 1810 – 1820 гг. В США романтизм приходит в 1830-е гг. Романтизм развивается и в науке: математике, медицине, биологии. В романтизм органично вошло общее брожение. Происходит пересмотр понятий классицизма. В романтизме признавался приоритет внутреннего состояния человека, его конфликт с государственной властью. Романтизм стремился постичь весь мир, всё в человеке. Романтиков волновала идея всеобъемлющего, синтеза. Романтизм лишался односторонних взглядов.

    Романтизм возник на волне революций как проявление свободолюбия (освобождение Греции, движение этеристов в Молдавии, карбонариев в Италии, освободительное движение, связанное с наполеоновскими войнами). Свобода становится лозунгом романтиков. В России росту свободолюбивых настроений способствовала

    Отечественная война 1812 г. Развивалось национальное самосознание, главным принципом которого становится интерес к национальной истории и народности.

    Философские основы романтизма сформировались в русле идеальной философии. В этой философии преобладающими становятся культы души и чувства. Идеализм становится основой романтизма. Пробуждается интерес к подсознательному, стремление выявить инстинкты. Мистика и религия приобретают особую ценность в эпоху романтизма. Параллельно с идеалистической философией формируется романтическая эстетика.

    Эстетика классицизма была достаточно догматичной, его поэтика опиралась на определённые правила. Романтизм был свободен в своих поэтических принципах. Нормальной формой эстетического выражения для него является фрагмент, отрывок. Отрывок – важнейший принцип романтического мироощущения. Он показывает фрагментарность огромного полотна жизни.

    Основные принципы романтизма:

    1. Романтическое отрицание, связанное с понятием времени, сущего мира. В нём романтики видели культ утилитарного, мещанского. Особо чужд романтикам буржуазный строй. Романтики создали особый мир – мир мечты. В основе романтического искусства лежит антиномичность – постоянное противоречие между материальным и историческим миром.

    2. Возникновение культа средневекового Возрождения, концепции романтической истории, противопоставление между «сегодня» и «вчера», рождение исторического романа. Увлечение Вальтером Скоттом, Виктором Гюго. В литературу внедряется историческое мышление, раздвигаются грани художественного.

    3. Двоемирие, антропологическим воплощением которого становится двойничество, способствует психологизации литературы. Усложняется представление о мире и о человеке. Появляется интерес к сказке. Сказка рассматривается как основа человеческого чувства (братья Гримм, Э.Т.А. Гофман, В. Гауф, Г.Х. Андерсен).

    4. Уход в фантастику во всех её формах, рождение нового представления о самом мироздании.

    5. Культ романтического героя. Само понятие героя этимологически связано с понятием героики. Романтический герой не похож на всех, он странный. Он меняет свой облик, в связи с чем рождается культ портрета. У романтиков всё нараспашку, в их внешности царит беспорядок, они обладают горящим взглядом. Культом становится домашний очаг. Но романтический герой – это ещё и герой странник. Понятие «странник» здесь связано с понятием «странный». Характерная особенность романтического сознания – образ дороги, движения.

    Манифестом романтизма становится произведение Байрона «Паломничество Чайльда Гарольда». Важен психологический образ героя. Герой изверился в этом мире и не нашёл себя в том. Возникает понятие «мировой скорби». Романтический герой – скорбник, герой-странник, энтузиаст, сомневающийся, мучающийся, не находящий себя, замкнутый в пространстве и на себе. Как следствие, возникает эгоизм героя как сложное романтическое сознание. Романтический герой одинок. В это время произошла антропологическая революция: романтики нашли нового человека. Это герой неумеренных страстей.

    Типы романтических героев:

    1. Герой-титан, происходящий от мифологических и библейских образов. Он становится выражением титанических страстей, максимализма, демонического сознания; Демон Лермонтова

    2. Герой-странник, паломник, открывающий новые пространства, находящийся в постоянном движении. Он сближает понятия дороги – реального пространства – и пути – жизненного мировоззрения. Этот герой странен и во внешности, и в поступках;

    3. Герой-художник. Романтизм показывает личность в сфере трагизма творчества, связанного с невозможностью выразить всё. Характерная особенность романтического героя-творца – импровизация. Среди подобных героев много музыкантов. Музыка и лирика глубоко взаимосвязаны.

    Появляются глубинные связи между автором и героем. Герой становится носителем и выразителем авторского сознания, его alter ego. Нераздельность авторского сознания и сознания героя не давала возможность развития искусства. Чтобы преодолеть субъективную позицию, необходимо было создать дистанцию между авторским сознанием и сознанием героя. Романтический герой взорвал само представление о мире. Романтическая литература – литература диалога о мире. В романтическом мире даже животные становятся творцами.

    Романтическая эстетика тяготеет к чудесам, тайнам, всему необычному. Виктор Гюго говорил: «Обыденность – смерть искусства». Первой формой выражения фантастики становится новый хронотоп. Важными становятся пространства дня и ночи. В ночи пропадает ощущение времени. Романтические герои действуют вечером и ночью. Важным является момент своеобразного бодрствования духа. Рождается новая лирика: ноктюрны, для которых важной становится загадка заката. Английский поэт Юнг создал первое произведение подобного рода – «Ночные размышления». Топос романтического искусства – психологическое отражение души. Культивируются горный и морской пейзажи. Море – страсть, бушующий пейзаж, фольклорный образ, обретающий сущее понятие. Горы – момент восхождения от земли к небу, отражающий мотив двоемирия. Устремлённость души к горним высотам иллюстрирует романтический пейзаж. Воплощением сближения горного и горнего является крест на горе.

    Важен и топос кладбища. Это философский топос, решающий вопросы бытия, существования, жизни и смерти. Вечернее и ночное кладбище – воплощение загадок бытия. Реальное пространство, по мысли романтиков, было населено духами. Романтики открыли учение средневекового мистика Парацельса, который говорил об особой роли стихий – огня, воды, воздуха и земли. Романтический хронотоп космогоничен. В этом отношении программным можно назвать роман Александра Гумбольдта «Космос», в котором он попытался определить место человека в Космосе.

    Мир, населённый разными существами, давал романтику возможность показать этот мир в динамике. Важнейший принцип романтического искусства – смена картин. Романтическое пространство извилистое и излучистое.

    Музыка определяла стиль романтизма, особую лирическую наполненность. Не менее важной была живопись. Романтики тяготели к пейзажному образу мышления. Возникает живая картина в слове. Для романтического искусства был важен культ архитектуры. Слово становится акустическим и визуальным. Для европейской литературы в этом плане было важно творчество Э.Т.А. Гофмана.

    Романтики раскрепостили возможности художников. Для романтиков был важен сам момент творчества. Фигура художника-страдальца становится определяющей для романтического искусства. Возникает феномен безумия, порождённый конфликтом мечты и действия.

    Особенности русского романтизма:

    1. Русский романтизм – хронологически более позднее явление, чем европейский. Он переживает становление в 1810 – 1820 гг. Это эпоха национально-освободительных движений, Отечественной войны 1812 г., эпоха надежд, веры в будущее возрождение России. Русский романтизм был более связан с идеями Просвещения. В это время европейский романтизм переживает кризис;

    2. Для русского романтизма неизменной остаётся сила разума;

    3. В европейском романтизме нравственная проблема противопоставлена эстетической. Развитие буржуазных отношений и культа расчёта не позволяет связать искусство с нравственностью. Взаимодействие эстетики и этики – главная черта русского романтизма. Можно говорить о своеобразном феномене калокагатии. В европейском романтизме эстетика становится самоцелью;

    4. В русском романтизме редуцирован индивидуальный момент. Европейский герой-индивидуалист бежит из общества. Русский герой в силу итогов войны 1812 г. тяготеет к народу. Идеи народности, национального искусства являются основополагающими для романтиков. Для романтиков особо острой является проблема «героя нашего времени»;

    5. Этический пафос противопоставлен плотским темам. Для русских романтиков любовь – особое таинство, наполненное целомудрием;

    6. В русском романтизме идея свободолюбия была связана с идеями отмены крепостного права, реформ в обществе. Кроме декабристов, пафос свободолюбия разделяли и другие романтики. А.М. Горький выделял прогрессивный или гражданский романтизм и реакционный или психологический романтизм. Эта концепция повредила изучению творчества романтиков. Но всё же романтизм – сложное и неоднородное явление.

    Важное место в мировом искусстве занимает эпоха романтизма. Это направление просуществовало достаточно небольшое количество времени в истории литературы, живописи и музыки, но оставило большой след в формировании тенденций, создании образов и сюжетов. Предлагаем подробнее ознакомиться с этим явлением.

    Романтизм – это художественное направление в культуре, характеризующееся изображением сильных страстей, идеального мира и борьбы личности с обществом.

    Само слово «романтизм» вначале имело значение «мистический», «необычный», но позже приобрело несколько другой смысл: «иной», «новый», «прогрессивный».

    История возникновения

    Период романтизма приходится на конец XVIII века и первую половину XIX века. Кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения привели к переходу от культа разума к культу чувства. Связующим звеном между классицизмом и романтизмом стал сентиментализм, в котором чувство становилось рациональным и естественным. Он стал своеобразным истоком нового направления. Романтики пошли дальше и полностью погрузились в иррациональные размышления.

    Истоки романтизма стали зарождаться в Германии, в которой к тому времени было популярно литературное движение «Буря и натиск». Его приверженцы высказывали достаточно радикальные идеи, что послужило становлению среди них романтического бунтарского настроя. Развитие романтизма продолжилось уже во Франции, России, Англии, США и других странах. Основоположником романтизма в живописи считается Каспар Давид Фридрих. Родоначальником в русской литературе – Василий Андреевич Жуковский.

    Основными течениями романтизма стали народно-фольклорное (основано на народном творчестве), байроническое (меланхолия и одиночество), гротескно-фантастическое (изображение нереального мира), утопическое (поиск идеала) и вольтеровское (описание исторических событий).

    Основные черты и принципы

    Главной характеристикой романтизма является преобладание чувства над разумом. Из реальности автор переносит читателя в идеальный мир или сам томится по нему. Отсюда еще один признак – двоемирие, создающееся по принципу «романтической антитезы».

    Романтизм по праву можно считать экспериментальным направлением, в котором фантастические образы умело вплетаются в произведения. Эскапизм, то есть уход от реальности, достигается мотивами прошлого или погружением в мистику. В качестве средств для ухода от реальности автор выбирает фантастику, прошлое, экзотику или фольклор.

    Отображение эмоций человека через природу является ещё одной особенностью романтизма. Если говорить о своеобразии в изображении человека, то часто он предстает перед читателем одиноким, нетипичным. Появляется мотив «лишнего человека», бунтаря, разочаровавшегося в цивилизации и сражающегося против стихии.

    Философия

    Дух романтизма был пропитан категорией возвышенного, то есть созерцанием прекрасного. Приверженцы новой эпохи пытались переосмыслить религию, объясняя ее, как ощущение бесконечности, и ставили идею необъяснимости мистических явлений выше идей атеизма.

    Суть романтизма заключалась в борьбе человека против общества, преобладанием чувственности над рациональностью.

    Как проявил себя романтизм

    В искусстве романтизм проявился во всех сферах, кроме архитектуры.

    В музыке

    Композиторы романтизма по-новому смотрели на музыку. В мелодиях звучал мотив одиночества, большое внимание уделялось конфликту и двоемирию, с помощью личного тона авторы для самовыражения добавляли в произведения автобиографичность, использовались новые приемы: например, расширение тембровой палитры звука.

    Как и в литературе, здесь появился интерес к фольклору, а в операх добавились фантастические образы. Основными жанрами в музыкальном романтизме стали ранее непопулярные песня и миниатюра, перешедшие из классицизма опера и увертюра, а также поэмные жанры: фантазия, баллада и другие. Самые известные представители этого направления: Чайковский, Шуберт и Лист. Примеры произведений: Берлиоз «Фантастическая история», Моцарт «Волшебная флейта» и другие.

    В живописи

    Эстетика романтизма имеет свой неповторимый характер. Самый популярный жанр в картинах романтизма — пейзаж. Например, у одного из самых известных представителей русского романтизма Ивана Константиновича Айвазовского это бурная морская стихия («Море с кораблем»). Один из первых художников-романтиков, Каспар Давид Фридрих, ввел в живопись пейзаж от третьего лица, показав человека со спины на фоне таинственной природы и создав ощущение, что мы смотрим глазами этого персонажа (примеры произведений: «Двое, созерцающие луну», «Скалистые берега острова Рюгин»). Превосходство природы над человеком и его одиночество особенно чувствуется в картине «Монах на берегу моря».

    Изобразительное искусство в эпоху романтизма становилось экспериментальным. Уильям Тёрнер предпочитал создавать полотна размашистыми мазками, с почти незаметными деталями («Метель. Пароход у входа в гавань»). В свою очередь, предвестник реализма Теодор Жерико также писал картины, мало похожие на изображения реальной жизни. Например, на картине «Плот Медузы» умирающие от голода люди выглядят, как атлетически сложенные герои. Если говорить о натюрмортах, то все предметы на картинах постановочно расставлены и вычищены (Чарльз Томас Бейл «Натюрморт с виноградом»).

    В литературе

    Если в эпоху Просвещения за редким исключением отсутствовали лирические и лироэпические жанры, то в романтизме они играют главную роль. Произведения отличаются образностью, оригинальностью сюжета. Либо это приукрашенная реальность, либо это вовсе фантастические ситуации. Герой романтизма обладает исключительными качествами, оказывающими влияние на его судьбу. Книги, написанные два века назад, до сих пор пользуются спросом не только среди школьников и студентов, но и среди всех интересующихся читателей. Примеры произведений и представители направления представлены ниже.

    За рубежом

    Среди поэтов начала XIX века можно назвать Генриха Гейне (сборник «Книга песен»), Уильяма Вордсворта («Лирические баллады»), Перси Биши Шелли, Джона Китса, а также Джорджа Ноэла Гордона Байрона — автора поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». Большую популярность получили исторические романы Вальтера Скотта (например, « », «Квентин Дорвард»), романы Джейн Остин (« »), поэмы и рассказы Эдгара Аллана По (« », « »), рассказы Вашингтона Ирвинга («Легенда о Сонной Лощине») и сказки одного из первых представителей романтизма Эрнеста Теодора Амадея Гофмана («Щелкунчик и Мышиный король», « »).

    Также известны произведения Сэмюэла Тейлора Колрижда («Сказания старого морехода») и Альфреда де Мюссе («Исповедь сына века»). Примечательно, с какой лёгкостью читатель попадает из реального мира в вымышленный и обратно, вследствие чего они оба сливаются в одно целое. Отчасти это достигается простым языком многих произведений и непринужденным повествованием о столь необычных вещах.

    В России

    Родоначальником русского романтизма считается Василий Андреевич Жуковский (элегия « », баллада « »). Со школьной программы всем знакома поэма Михаила Юрьевича Лермонтова « », где особое внимание уделяется мотиву одиночества. Поэта не зря называли русским Байроном. Философская лирика Федора Ивановича Тютчева, ранние стихотворения и поэмы Александра Сергеевича Пушкина, поэзия Константина Николаевича Батюшкова и Николая Михайловича Языкова, — всё это оказало большое влияние на развитие отечественного романтизма.

    Раннее творчество Николая Васильевича Гоголя также представлено в этом направлении (например, мистические повести из цикла « »). Интересно, что романтизм в России развивался параллельно с классицизмом и иногда эти два направления не слишком резко противоречили друг другу.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    I. Единственный реальный субъект (действующее лицо) в истории – нация, национальный организм, т. е. романтизм «открыл» миру нацию.

    Реальная политическая история Европы рубежа XVIII - XIX вв. показала, что никакого якобы единого человечества, прогрессивно или «правильно» развивающегося на основе естественных законов «разума» и «доброты» нет. Получалось, что человечество разнообразно, и у каждой его части своя история.

    Изменения в Европе, произошедшие после 1789 года, также потихоньку «сошли на нет»: Робеспьер имел неограниченную власть, но всё равно закончил жизнь на гильотине, Наполеон создавал и уничтожал королевства, а умер на острове Святой Елены в двух тысячах километров от побережья Африки. В результате у современников этих событий сформировалось ощущение того, что ход естественных событий изменить нельзя, ими управляют некие объективные силы, которые определяют историю и действие которых нельзя изменить.

    Выдвигается ряд новых дедуктивных теоретических установок, на основании которых историю пытаются объяснять исходя из неё самой, т. е. рассматривая историю как естественный, органический процесс. И здесь единственной постоянной величиной, которую можно было чётко выделить в хаосе исторических событий этого бурного времени, стала нация, национальный организм. Характерно, что сам термин «нация» вошёл в европейский политический словарь как раз в это время.

    II. Романтизм выдвинул идею «духа нации» как целостной научной категории, причём эту идею интерпретировали как космополитически, так и националистически.

    Понятие «духа нации» включало в себя два основных компонента.

    Во-первых, формулируется идея о том, что духовное единство общество изначально, все остальные связи и структуры строятся на этой основе.

    Для историков романтизма изучать историю – это воссоздавать психологию людей определённого времени, их «исторические нравы», т. е. важную роль стал играть социально-психологический аспект изучения истории. Анализируя духовную жизнь страны или эпохи, можно выявить некое «нравственное единство» народа, т. е. то, что его объединяет в сфере духовного. Это духовное единство и есть «общий дух», «дух нации».

    Во-вторых, «дух нации» выражается в национальной культуре, которая возможна только на основе традиции.

    Итак, именно романтизм стал связывать единство с прошлой историей конкретной человеческой общности. «Две вещи дивно близки нам, в них обретает сердце пищу. Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» (А. С. Пушкин). Любая нация рассматривалась как именно культурное сообщество, которое соединяет в себе множество форм социальной жизни. Нация вырабатывает своей исторический опыт, который и помогает её жить, и создаёт проблемы. Традиция у всех разная, потому что этот опыт закрепляется у каждой нации по-своему. С этой точки зрения, у каждой нации есть свой некий внутренний принцип, его условно можно представить в виде цветка, девиза или, например, герба.

    Идею «духа нации» интерпретировали по-разному.

    1. Доминирующей в науке являлась космополитическая интерпретация идеи «духа нации», которая исходила из идеи важности «культурной автономии» как цели любого национального развития.

    Итак, все нации равноценны, они «ниспосланы Богом» и являются «формой выражения многообразия человечества». Цель любой нации – культурное своеобразия, что и является основным параметром сохранения своего «духа нации». С этой точки зрения – культура первична, форма государственного существования вторична. Национальная терпимость предполагает взаимообогащения разных национальностей и их дальнейшее укрепление.

    Есть и политическая форма компромисса – «право народа на культурный суверенитет». Так, подъём «венгерскости» - вовсе не современная «историческая Венгрия», а Австро-Венгрия, когда на гораздо большей территории, чем сейчас, шла активная политика мадьяризации, навязывались именно культурные компоненты, т. е. «вечное». Ещё пример – средневековая «немецкая» Срединная Европа. Гениальная немецкая культура стала своеобразной «латынью» Средних веков, а сейчас немецкий даже не входит в число официальных языков международного общения.

    2. Были и националистические интерпретации идеи «духа нации», которые в итоге вели к тезису о национальной исключительности и различным теориям «избранности» (расизм, фашизм).

    Некоторые учёные, испытавшие на себе влияние установок романтизма, например, гениальный представитель немецкого классического идеализма философ Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814), стояли на шовинистических позициях. На основе анализа языка можно сделать вывод, например, что немецкий социум особенный, истинный или «первоначальный». Фихте считал, что у немцев собственный национальный язык, а у большинства романских народов Европы языки на основе латыни. Значит, немцы ближе к первоисточнику национальной жизни, это более одарённый народ, чем другие.

    III. Наиболее ярко и полно компоненты любой национальной традиции проявляются в языке, устной народной традиции и исторической форме права народа.

    Традиция проявляется в своих компонентах, и эти компоненты в контексте установок романтизма были выделены и проанализированы.

    Во-первых, язык того или иного народа. Язык отражает особенности восприятия окружающего. С этой точки зрения реакция на «вызовы и ответы» у каждой нации будет своеобразной. Осовременивая, лингвистические особенности определяют параметры социальной мобильности нации. Выражение понятий, мотивация действий в языковом плане ограничивают или, наоборот, придают тому или иному социуму динамические компоненты.

    Характерно, что в начале XXI века, на пике нового всплеска «политического» национализма в связи с распадом СССР, у политического истеблишмента целого ряда новых государств этнократического характера пошла мода на «создание» своего, «правильного национального» языка. Мало насобирать иноязычных слов и написать про них в учебниках. Надо, чтобы прошло какое-то время, и они закрепились в традиции. Но и после этого эффекта не будет до тех пор, пока на этом языке не начнут «думать», а для этого должно появиться новое словесное выражение целого ряда сложных понятий. Как правило, всё застывает на этапе «гурта динозавров». Таким образом, такие мероприятия как раз таки тормозят, а не ускоряют развитие нации. Ну, а один из самых динамичных, ярких, быстро адаптирующихся к изменениям средств суггестии языков – конечно «наш» русский, он по своим возможностям просто безграничен.

    Во-вторых, «устная народная традиция». Неслучайно в этой связи, что братья Гримм (Якоб (1785 - 1863) и Вильгельм (1786 - 1859), основоположники т. н. мифологической школы в фольклористике) – это как раз романтизм.

    Это мифы, народные предания, эпос, саги, поговорки, народные мелодии и поэзия. Каждая нация придаёт этим аспектам своей культурной жизни специфический характер и развивает их на свой манер. Изучая эти «осколки» национальной традиции, можно выявить т. н. архетип, т. е. изначальные образы и структуры восприятия, что и позволяет объяснить характер народа. Так, в немецких сказках – много о труде и добросовестности, в русских – о чувстве справедливости, свободе и т. д.

    В-третьих, историческая форма права того или иного народа.

    Считалось, что любая нация это особенная индивидуальность, и из её внутреннего единства произрастает её правовая идея. Национальное право возникает и развивается органически, исходя из особенностей своего национального характера, субъективных и объективных особенностей своего исторического развития. Рецепция (заимствование) правовой системы бессмысленно, она «не приживётся», потому что право не может возникнуть из произвольного установления. Отсюда «историческая школа права» в Германии (Са́виньи, Э́йхгорн), которая сформулировала концепцию «государство это право».

    IV. Были сформулированы исторические тенденции, на основе которых развиваются нации (открыта т. н. «борьба классов»).

    В советское время это считалось основной заслугой исторической мысли, развивающейся под влиянием идей романтизма. Это доказывало, что «официальная идеология СССР опирается на общее европейское наследство». Т. е. интуитивно любой крупный учёный размышлял в системе координат, самой «прямой» дорогой в которой был именно марксизм. При этом, что характерно, сам термин «классовая борьба» рассматриваемыми учёными не использовался: они говорили о «расах», «состояниях», «сословиях», «положениях». Поэтому их в советское время толком и не публиковали: только до Великой войны, да и то очень мало. Скажем, «Избранные сочинения» Огюстена Тьерри в далёком 1937 году.

    Основные тенденции, на основе которых развиваются нации, условно можно свести к следующему.

    Во-первых, сословия, классы или расы, из которых состоит нация, возникли в результате завоевания.

    В основе истории Франции лежит факт завоевания галлов франками, в основе истории Англии – факт завоевания англосаксов норманнами. Появлялось две расы или сословия – завоеватели и покорённые. Вся дальнейшая национальная истории была борьбой между ними. Великий Вальтер Скотт первым отразил это в блестящей художественной форме в своём «Айвенго» (1820). Покорённый народ истреблялся или порабощался, поэтому все средневековые социальные катаклизмы есть отражение этой борьбы. В Англии таким народным мстителем, например, был Робин Гуд из Шервудского леса. Последним крупным англосаксонским восстанием там стало восстание Уота Тайлера 1381 года. Пока эти расы не перемешаются, самобытное национальное развитие невозможно.

    Во-вторых, в ходе дальнейшего исторического развития различия расовые (по линии завоеватель - покорённый) превращались в различия имущественные (по линии дворянство - «третье сословие») и историю стали определять социальные противоречия (вот эта самая классовая борьба). Это была уже социальная история, общество впервые стали рассматривать как сложную систему, определяемую внутренними параметрами.

    Итак, завоевание вело к новой общественной системе, а время превращало этнические противоречия в имущественные. Появилось расплывчатое «третье сословие», которое практически отождествлялось с «народом», всеми непривилегированными прослойками населения. Историки периода романтизма считали, что содержание любой национальной истории – это борьба «народа» в лице «третьего сословия» за свои права, причём эта борьба лежит в сфере отношений имущественных.

    В-третьих, выразителями интересов «третьего сословия» стали городские коммуны.

    Величайшим событием средневековой истории стали так называемы «коммунальные революции», в ходе которых города добились для себя автономии. Там, где коммуны смогли отстоять свои права, появились демократии (Га́нза, торговый и политический союз северо-немецких городов). Там, где коммуны проиграли, возникли неограниченные монархии (Московия). Там, где вопрос решился компромиссом, возникли различные варианты политических систем с представительными механизмами (Генеральные штаты во Франции 1302 – 1789 годов, парламент в Англии). Жившие в городах прослойки населения и стали самими «здоровыми» силами любой нации, которые боролись за новые, буржуазные отношения.

    В-четвёртых, большую роль в истории играют великие личности.

    Роль личности в контексте принципов романтизма можно свести к способности или, наоборот, неспособности, того или иного индивида «почувствовать» «дух» своей нации, уловить те тенденции, которые заложены в его народе. Если ему это удаётся, он остаётся в веках.

    И гуманизм, и рационалистические доктрины («социальная физика», Просвещение) воспринимали период Средних веков в целом негативно. Этот период считался своеобразным «провалом» человеческой истории, временем, которое прошло для Европы бесполезно («тёмные века»). В рамках парадигмы романтизма акценты принципиально поменялись. Если традиция – формы государственной, общественной и правовой жизни нации, то для их изучения надо обратиться именно к Средневековью. Исходя из концепции «завоевания», именно тогда формировались все эти параметры.

    V. Была предложена концепция естественной, органической истории Европы, в соответствии с которой Французская революция 1789 года виделась закономерным результатом, итогом предыдущего национального развития, хотя эти события интерпретировались как позитивно, так и негативно.

    Историки рассматриваемого периода считали революцию 1789 года неизбежным, роковым событием, она не могла не произойти. Интерпретировали эти события двояко.

    Во-первых, высказывалась позитивная оценка событий 1789 года, в рамках которой оправдывался даже якобинский террор.

    Французская революция закономерный результат тысячелетней истории страны, в её ходе «третье сословие» наконец-то добилось равноправия. Революционное насилие неизбежно и оправданно (Франсуа-Огюст Минье), так как в итоге в стране победил капитализм. В известной степени революция и совершилась-то «бессознательно», вопреки чьим-либо желаниям.

    Во-вторых, высказывалась негативная оценка событий 1789 года, в рамках которой революция расценивалась как естественный срыв европейского развития, своеобразный «нарыв» французской истории, который необходим только для того, чтобы Франция вернулась к органическому ходу своей истории.

    В наиболее категоричной и ясной форме эту установку высказал Жозеф Мари де Местр. Французская революция эта своеобразная «болезнь». Она неизбежна, хотя ничего хорошего не несёт. Всё равно «больной» выздоровеет и забудет о ней как о страшном сне.

    Этап с 1815 г. и до революции 1848-1849 гг. в культурной жизни Европы связан с господством романтизма. Термин «романтизм» сначала применялся к литературе, позже это понятие распространилось на музыку и изобразительное искусство. Применительно к живописи он был впервые применен к произведению «Плот «Медузы» французского художника Теодора Жерико. В отличие от классицизма, который опирался на четко разработанную теорию, на систему строго регламентированных правил, романтизм такой теории не имел. Уже современники, а затем более поздние исследователи нередко вкладывали в этот срок разное содержание. Многообразие явлений, которые были объединены этим понятием, противоречия эстетического, философского и политического характера, присущие взглядам романтиков, дали повод подвергнуть сомнению необходимость и правомочность такого объединяющего термина.

    Однако при всем разнообразии, а иногда и противоречивости романтическое искусство было определенной целостностью, оно имело целый ряд признаков, которые позволяют говорить о нем как о единой литературно-художественное течение. Главной предпосылкой этой цельности было то, что романтизм был порождением Французской революции, тех бурь, которые прогремели над Францией и пробудили весь мир. Так же как революция 1789 г. знаменовала коренной переворот в социальной жизни общества, так и романтизм знаменовал революцию в культуре. Лозунгом нового направления было провозглашено освобождение искусства от конформизма, свободу и независимость творчества от регламентаций.

    Таким образом, романтизм состоял в атмосфере серьезных идейных сдвигов, которые происходили в Европе на рубеже XVIII-XIX вв. Кризис идеологии Просвещения началась еще в годы Французской революции. Все более очевидной становилась несостоятельности утверждений просветителей о близкое торжество принципов разума, равенства и справедливости. Эти разочарования отразились в образах романтических героев, которые были заражены меланхолией, душевной тоской, «всемирной скорбью», в образах мятежных свободолюбивых натур, которые страдали в результате расхождения между высокими духовными устремлениями и несовершенством мира. Дух сплошного возражения наиболее полно и ярко отразилось в творчестве Байрона.

    Острым средством романтической критики действительности были гротеск, сатира, ирония, их блестяще использовали Гофман и Гейне. Эти литераторы высмеивали бедность и ограниченность мещан-бюргеров. Романтизм вообще критиковал антиестетичний, прозаический характер буржуазного жизненного уклада. Однако значение романтизма было гораздо шире, чем бунт против мещанства и официального классицизма. Романтизм был связан с демократическими движениями, с идеалами, которые готовили революцию 1830 г., с национально-освободительными и национально-объединяющими народными движениями того времени. Борьба личности и народа за свободу, за свои права вдохновляла таких выдающихся художников эпохи, как поэты и писатели Шелли, Байрон, Стендаль, художники Делакруа, Рюд.

    Для романтизма характерна более личностная, эмоциональная художественная речь по сравнению с суровой дисциплиной классицизма. Раскрывая драматический мир конфликтов личности с торгашеським обществом, с лицемерием официальных ценностей этого общества, романтики стремились раскрыть характерную своеобразие народного жизни своей нации, ее исторической судьбы. Тем самым они сыграли огромную роль в утверждении темы национальности и народности в искусстве, в обращении к реальной истории - как прошлых, так и современной.

    Романтики отвергли ограничивающие литературные каноны классицизма, провозгласили полную свободу художественного творчества. Особое значение они придавали воображении, фантазии, но при этом требовали исторической достоверности. Постоянное обращение к историческому прошлому - одна из самых характерных черт романтизма. Интерес к прошлому вылился в подъем исторического знания. Историки французской романтической школы (Тьерри, Міньє, Гизо, Тьєр), которые изучали последствия глубокой общественной ломки во Франции, пришли к выводу о закономерность французской революции XVIII в. В то же время некоторые романтики (литераторы Шатобриан, Новалис и др.) выступили с апологией христианство (католицизм), изображая его в виде альтернативы просветительским и революционным идеям, источником высших духовных, моральных и эстетических ценностей, которые могут открыть путь к миру и гармонии. Они восхваляли Средневековья как сутки упорядоченного общества с монолитной католической церковью, благородными рыцарским обычаям и патриархальным укладом. Идеализированный вид Средних веков противопоставлялся отвратительной буржуазной действительности.

    Возник новый жанр литературы - исторический роман (Вальтер Скотт), появился большой интерес к выражение высоких нравственных идеалов. На этой почве возникло притяжение к изучению фольклора - «архива народов», как называл его немецкий поэт-романтик Гердер. С поетизацією национального прошлого связаны многочисленные издания народных песен, легенд, сказок, эпических поэм, словарей национального языка.

    Большое значение для европейских народов мало интереса романтиков национальными традициями, народными языками, обычаями, событиями прошлого. Писатели-романтики открыли европейцам идеализированное прошлое, заинтересовали странствиями (Д. Ф. Купер «Последний из могикан»), познанием неизвестного. Романтизм способствовал появлению и популярности новых жанров (зарождение профессиональной журналистики и критики Е. По), открыл новые возможности для творческого эксперимента (народные сказки братьев Я. и В. Гримм, сказки-фантазии Е. Гофмана). Величественной фигурой периода романтизма является французский писатель. Гюго (1802-1885). Герои его романов («Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется») обладают могучей силой духа, способные на самопожертвование, являются победителями обстоятельств и творцами собственного счастья.

    Коренные сдвиги происходили в это время в репертуаре театров и в сценическом искусстве. Романтическое искусство, став знамением эпохи, породило на сцене разные варианты романтического героя: разочарованного, который тщетно ищет покоя, скорбного юношу, но в то же время пламенного сторонника свободы, который бросает вызов всему окружающему миру. С воодушевлением чувства личности, характерного для миропонимание человека нового буржуазного общества, связанный культ чувства и воображения, что обусловило слом всех привычных видов жанровых норм. Новаторские искания романтиков способствовали отказу от абстрактно-рационалистического принципа построения спектакля. Романтика поэтика контрастов, требования «местного колорита» оказались в свободном решении мизансцен, в столкновении противоположностей, показе жизненных реалий.

    Деятели романтической литературы и романтической драмы - непримиримые противники классицизма. Связь последнего с идеологией легітимістської монархии, отчуждения его от демократических вкусов, его рутину и косность, что препятствовали свободному развитию новых течений в искусстве, объясняют темпераментность и социальную страстность, что были присущи борьбе романтиков против классиков (труда Стендаля «Расин и Шекспир», предисловие Гюго к драме «Кромвель»).

    Романтизм был не только художественным течением, он выражал особый мировоззрение, что противостоял рационализма XVIII ст., особые настроения, порожденные бурными событиями послереволюционной эпохи. Романтизм эволюционировал вместе с эпохой, и эта эволюция была сложной и противоречивой, потому что такой была и сама тогдашняя действительность. В обстановке политических репрессий искусство нередко было единственным убежищем, только в искусстве могли найти воплощение идеи протеста против жестокой действительности. Так рождались мятежные произведения Гюго, героические симфонии и кантаты Берлиоза, полна мужественного драматизма искусство Жерико, Делакруа и Рюда. Особое место в музыкальной культуре суток занимает творчество Бетховена, пропитана идеей трагического противоборства мятежного человеческого духа и враждебных ему сил. Творчество этих мастеров так же, как и их жизнь, - это вечный бой с силами реакції. их искусство воплотило гневный протест поколения, что было ошукане в своих надеждах. Отсюда дух бунтарства, активного противоборства, объединявшие время очень разные явления художественной жизни. Этот пламенный призыв к свободе и справедливости, призыв к действенного гуманизма вылился в мощное духовное движение, что наиболее ярко проявил себя в формах романтического искусства.

    Романтизм в живописи отличался динамизмом композиции, стремительными движениями изображений, яркими цветами, контрастом света и тени, экзотичностью сюжетов. Черты художественных произведений эпохи классицизма - величие, тщательное вырисовывания деталей, статичность фигур - отошли в прошлое. Художественные романтические произведения первой половины XIX в. изображали в портретах характерные черты, смятение чувств, драматизм и трагичность образа. В романтизме на то время не было определенной системы принципов, это было больше ощущения, эмоциональное произведение.

    Герои романтизма были выдающимися и особливими. их отличал лиризм, одиночество, способность к жертвенности, к бунту. Реальные обстоятельства жизни людей почти не интересовали романтиков. Яркие, неординарные их характеры героев раскрывались на фоне стихии природы, общественных потрясений, древних событий истории. Романтический герой был одиноким. Такими выступают Гяур, Корсар, Каин, Манфред у Джорджа Гордона Байрона (герои «Восточных поэм» и «Манфреда»), Конрад Валленрод в Адама Миц-кевича, Рюи Блаз у Виктора Гюго, бродячие музыканты Эрнста. Люди бурных титанических страстей, мятежники - это герои Перси Биши Шелли, вторая Байрона («Восстание ислама», «Освобожденный Прометей»).

    Романтики стремились создать в искусстве недостижимо - идеальный и совершенный мир человеческих взаимоотношений. Поэтому романтические произведения имеют два измерения - идею высших человеческих добродетелей и отбрасывание искаженного реальной жизни (Д. Г. Байрон, «Приключения Чарльза-Гарольда»). Природа была вечной ценностью в творчестве романтиков, ее стихия завораживала, совпадала с человеческими страстями, однако всегда оставалась свободной и нескореною (Г. Лермонтов, «Демон», «Думы»). Красотой искусства они хотели спасти мир. Это было время триумф в поэзии.

    В 30-40-е гг. в романтизме произошли значительные изменения. Состояла литературное течение, в которой на первый план выступило действенное начало. Новое поколение романтиков отличалось оптимистичным взглядом в будущее, сочувствием к угнетенных, активным отстаиванием идеалов правды и справедливости. Накануне «весны народов» и революций 1848 г. политические мотивы в искусстве стали доминирующими. Художники в странах, которые боролись за национальное освобождение, часто превращались в национальные символы (композиторы Ф. Шопен Ф. Лист, Д. Верди, поэты А. Мицкевич, Ш. Петефи). Драмы и романы Гюго и Жорж Санд будто предусматривают близкое возрождение человечества в результате революции народов Европы.

    В целом романтизм способствовал более углубленному и многогранном - художественном и философском - познанию мира и человека с присущими им противоречиями. Романтики обогатили культуру Нового времени значительными духовными ценностями и проложили новые пути ее развития.



    
    Top