Романы французских писателей. Известные французские писатели

1. Антуан де Сент-Экзюпери - "Маленький принц"
Самое знаменитое произведение Антуана де Сент-Экзюпери с авторскими рисунками. Мудрая и "человечная" сказка-притча, в которой просто и проникновенно говорится о самом важном: о дружбе и любви, о долге и верности, о красоте и нетерпимости к злу.
"Все мы родом из детства", - напоминает великий француз и знакомит нас с самым загадочным и трогательным героем мировой литературы.

2. Александр Дюма - "Граф Монте-Кристо"
Сюжет романа был почерпнут Александром Дюма из архивов парижской полиции. Подлинная жизнь Франсуа Пико под пером блестящего мастера историко-приключенческого жанра превратилась в захватывающую историю об Эдмоне Дантесе, узнике замка Иф. Совершив дерзкий побег, он возвращается в родной город, чтобы свершить правосудие - отомстить тем, кто разрушил его жизнь.

3. Гюстав Флобер - "Госпожа Бовари"
Главная героиня - Эмма Бовари - страдает от невозможности осуществить свои мечты о блистательной, светской жизни, полной романтических страстей. Вместо этого она вынуждена влачить монотонное существование супруги небогатого провинциального врача. Тягостная атмосфера захолустья душит Эмму, но все ее попытки вырваться зa пределы безрадостного мира обречены на провал: скучный муж не может удовлетворить запросов супруги, а ее внешне романтичные и притягательные любовники на самом деле эгоцентричны и жестоки. Есть ли выход из жизненного тупика?..

4. Гастон Леру - "Призрак Оперы"
"Призрак Оперы действительно существовал" - доказательству этого тезиса посвящен один из самых нашумевших французских романов рубежа XIX-XX веков. Он принадлежит перу Гастона Леру, мэтра полицейского романа, автора знаменитой "Тайны желтой комнаты", "Аромата дамы в черном". С первой и до последней страницы Леру держит читателя в напряжении.

5. Ги Де Мопассан - "Милый друг"
Ги де Мопассана нередко называют мастером эротической прозы. Но роман "Милый друг" (1885) выходит за рамки этого жанра. История карьеры заурядного соблазнителя и прожигателя жизни Жоржа Дюруа, развивающаяся в духе авантюрного романа, становится символическим отражением духовного обнищания героя и общества.

6. Симона Де Бовуар - "Второй пол"
Два тома книги «Второй пол» французской писательницы Симоны де Бовуар (1908-1986) - «прирождённого философа», по словам её мужа Ж.-П. Сартра, - до сих пор считаются самым полным историко-философским исследованием всего комплекса проблем, связанных с женщиной. Что такое «женский удел», что стоит за понятием «природное назначение пола», чем и почему положение женщины в этом мире отличается от положения мужчины, способна ли в принципе женщина состояться как полноценная личность, и если - да, то в каких условиях, какие обстоятельства ограничивают свободу женщины и как их преодолеть.

7. Шолерло де Лакло - "Опасные связи"
"Опасные связи" - один из наиболее ярких романов XVIII века - единственная книга Шодерло де Лакло, французского офицера-артиллериста. Герои эротического романа виконт де Вальмон и маркиза де Мертей затевают изощренную интригу, желая отомстить своим противникам. Разработав хитроумную стратегию и тактику обольщения юной девицы Сесиль де Воланж, они виртуозно играют на человеческих слабостях и недостатках.

8. Шарль Бодлер - "Цветы зла"
Среди мастеров мировой культуры яркой звездой горит имя Шарля Бодлера.
В эту книгу вошли сборник поэта "Цветы зла", сделавший его имя знаменитым, и блистательное эссе "Школа язычников".
Предваряет книгу статья замечательного русского поэта Николая Гумилева, а завершает редко публикуемое эссе о Бодлере выдающегося французского поэта и мыслителя Поля Валери.

9. Стендаль - "Пармская обитель"
Роман, написанный Стендалем всего за 52 дня, получил мировое признание. Динамизм действия, интригующий ход событий, драматичная развязка в сочетании с изображением сильных характеров, способных на все ради любви, - ключевые моменты произведения, которые не перестают волновать читателя до последних строк. Судьба Фабрицио, главного героя романа, свободолюбивого молодого человека, наполнена неожиданными перипетиями, происходящими в период исторического перелома в Италии в начале XIX века.

10. Андре Жид - "Фальшивомонетчики"
Роман, знаковый как для творчества Андре Жида, так и для французской литературы первой половины XX века вообще.
Роман, во многом предсказавший мотивы, которые стали впоследствии основными в творчестве экзистенциалистов. Запутанные отношения трех семей - представителей крупной буржуазии, объединенных преступлением, пороком и лабиринтом саморазрушительных страстей, становятся фоном для истории взросления двух юношей - двух друзей детства, каждому из которых предстоит пройти свою собственную, очень непростую школу "воспитания чувств".

Всем привет! Наткнулась на список 10 лучших французских романов. У меня, если честно, с французами не заладилось, поэтому спрошу у ценителей - как вам список, что читали/не читали из него, что бы Вы в него добавили/убрали?

1. Антуан де Сент-Экзюпери - «Маленький принц»

Самое знаменитое произведение Антуана де Сент-Экзюпери с авторскими рисунками. Мудрая и «человечная» сказка-притча, в которой просто и проникновенно говорится о самом важном: о дружбе и любви, о долге и верности, о красоте и нетерпимости к злу.

«Все мы родом из детства», - напоминает великий француз и знакомит нас с самым загадочным и трогательным героем мировой литературы.

2. Александр Дюма - «Граф Монте-Кристо»

Сюжет романа был почерпнут Александром Дюма из архивов парижской полиции. Подлинная жизнь Франсуа Пико под пером блестящего мастера историко-приключенческого жанра превратилась в захватывающую историю об Эдмоне Дантесе, узнике замка Иф. Совершив дерзкий побег, он возвращается в родной город, чтобы свершить правосудие - отомстить тем, кто разрушил его жизнь.

3. Гюстав Флобер - «Госпожа Бовари»

Главная героиня - Эмма Бовари - страдает от невозможности осуществить свои мечты о блистательной, светской жизни, полной романтических страстей. Вместо этого она вынуждена влачить монотонное существование супруги небогатого провинциального врача. Тягостная атмосфера захолустья душит Эмму, но все ее попытки вырваться зa пределы безрадостного мира обречены на провал: скучный муж не может удовлетворить запросов супруги, а ее внешне романтичные и притягательные любовники на самом деле эгоцентричны и жестоки. Есть ли выход из жизненного тупика?..

4. Гастон Леру - «Призрак Оперы»

«Призрак Оперы действительно существовал» - доказательству этого тезиса посвящен один из самых нашумевших французских романов рубежа XIX-XX веков. Он принадлежит перу Гастона Леру, мэтра полицейского романа, автора знаменитой «Тайны желтой комнаты», «Аромата дамы в черном». С первой и до последней страницы Леру держит читателя в напряжении.

5. Ги Де Мопассан - «Милый друг»

Ги де Мопассана нередко называют мастером эротической прозы. Но роман «Милый друг» (1885) выходит за рамки этого жанра. История карьеры заурядного соблазнителя и прожигателя жизни Жоржа Дюруа, развивающаяся в духе авантюрного романа, становится символическим отражением духовного обнищания героя и общества.

6. Симона Де Бовуар - «Второй пол»

Два тома книги «Второй пол» французской писательницы Симоны де Бовуар (1908-1986) - «прирождённого философа», по словам её мужа Ж.-П. Сартра, - до сих пор считаются самым полным историко-философским исследованием всего комплекса проблем, связанных с женщиной. Что такое «женский удел», что стоит за понятием «природное назначение пола», чем и почему положение женщины в этом мире отличается от положения мужчины, способна ли в принципе женщина состояться как полноценная личность, и если - да, то в каких условиях, какие обстоятельства ограничивают свободу женщины и как их преодолеть.

7. Шолерло де Лакло - «Опасные связи»

«Опасные связи» - один из наиболее ярких романов XVIII века - единственная книга Шодерло де Лакло, французского офицера-артиллериста. Герои эротического романа виконт де Вальмон и маркиза де Мертей затевают изощренную интригу, желая отомстить своим противникам. Разработав хитроумную стратегию и тактику обольщения юной девицы Сесиль де Воланж, они виртуозно играют на человеческих слабостях и недостатках.

8. Шарль Бодлер - «Цветы зла»

Среди мастеров мировой культуры яркой звездой горит имя Шарля Бодлера. В эту книгу вошли сборник поэта «Цветы зла», сделавший его имя знаменитым, и блистательное эссе «Школа язычников». Предваряет книгу статья замечательного русского поэта Николая Гумилева, а завершает редко публикуемое эссе о Бодлере выдающегося французского поэта и мыслителя Поля Валери.

9. Стендаль - «Пармская обитель»

Роман, написанный Стендалем всего за 52 дня, получил мировое признание. Динамизм действия, интригующий ход событий, драматичная развязка в сочетании с изображением сильных характеров, способных на все ради любви, - ключевые моменты произведения, которые не перестают волновать читателя до последних строк. Судьба Фабрицио, главного героя романа, свободолюбивого молодого человека, наполнена неожиданными перипетиями, происходящими в период исторического перелома в Италии в начале XIX века.

10. Андре Жид - «Фальшивомонетчики»

Роман, знаковый как для творчества Андре Жида, так и для французской литературы первой половины XX века вообще. Роман, во многом предсказавший мотивы, которые стали впоследствии основными в творчестве экзистенциалистов. Запутанные отношения трех семей - представителей крупной буржуазии, объединенных преступлением, пороком и лабиринтом саморазрушительных страстей, становятся фоном для истории взросления двух юношей - двух друзей детства, каждому из которых предстоит пройти свою собственную, очень непростую школу «воспитания чувств».

РОМАНТИЗМ ВО ФРАНЦИИ

Эстетика и периодизация французского романтизма

История французского романтизма даже внеш­не отличается от истории романтизма в Германии и Англии. Очень важно, что английский и немецкий романтизм раз­вивались от Великой французской революции. Следовательно, романтизм во Фран­ции должен был развиться гораздо раньше, чем в других странах. Однако как раз во Франции романтизм развивается очень мед­ленно, с паузами. У англичан и немцев апогей романтизма приходится на первое десятилетие XIX века, а апогей романтизма во Франции – конец двадцатых годов, тридцатые. Факты французского романтизма располагаются вокруг событий Июльской революции 1830 года. Романтизм отчасти гото­вил эту революцию, сопутствовал ей и жил ее итогами. Однако если говорить о романтизме в целом, то он все же порожден Великой французской революцией 1789-1794 годов. То обстоятельство, что именно Франция в эпоху французской революции не выступила с ро­мантическим движением не столь удивительно. Это можно лучше всего объяснить остроумными рассуждениями Гейне. В одном из своих произведений он говорит о том, скольким духовно обязаны немцы французской революции. И спрашивает: а сами французы? Гейне отвечает так: французы были в эти годы по горло заняты делом, они делали новую Францию. Они были так заняты, что им некогда было спать, видеть сны. И за себя они поручили спать и видеть сны нам, немцам.

Романтизм оказал влияние на культурную жизнь Франции всего XIX века. Париж стал романтической столицей Европы. Главное своеобразие французского романтизма – в глубинной связи с событиями Великой французской революции, которая создала новую культурную модель мира и человека, свое понимание истории. Философской основой романтизма явился руссоизм: культ природы, культ чувств и страстей естественного человека, негативное отношение к современной цивилизации. Все эти идеи Жан-Жака Руссо (1712-1778) были созвучны романтикам. Его «Исповедь» (1766-1769) оказала влияние на становление психологического романа во Франции. В «Рассуждениях о науках и искусствах» (1750) он впервые сформулировал главную тему своей социальной философии – конфликт между современным обществом и человеческой природой.

Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои. Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило «естественное» или «природное» состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не «по искусственным» законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.

Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности и ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей – проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества.

Грандиозные социальные катаклизмы, потрясшие сначала Францию, а затем всю Европу, нельзя было воспринимать рассудочно, аналитически бесстрастно. Разочарование в революции как способе изменения социального бытия вызвало резкую переориентацию самой общественной психологии, поворот интереса от внешней жизни человека и его деятельности в обществе к проблемам духовной, эмоциональной жизни личности. Попытки преодоления односторонности рационализма и моделирование целостной, гармонической личности в художественной культуре предопределили главные направления ее развития в XIX веке и, прежде всего, романтизм.

Романтики открывали частного, субъективного человека. Интерес к внутреннему миру человека способствовал возникновению психологизма, в основе которого лежит категория меланхолии. Романтическая меланхолия трактуется как мировоззренческая категория, как универсальное мироощущение современного человека. Сущность такой меланхолии в противопоставлении идеальной внутренней жизни личности и современного социума.

Романтики открывали принципы историзма в художественном творчестве. Французская революция помогла романтикам осознать зависимость искусства от истории, признание основных исторических законов законами искусства: законы эволюции, изменчивости, динамики. В романтизме возросла значимость личности реального автора и его биографии. Это повлекло за собой возникновение биографического направления в изучении литературы.

Своеобразие французского романтизма в том, что он первоначально зарождался в эстетике и критике, а лишь затем получил развитие в прозе, поэзии, драматургии.

Периодизация французского романтизма.

I . 1795-1815 годы.

Ранний период, ознаменованный возникновением и развитием двух художественных школ: Ф.Р. де Шатобриан и Ж. де Сталь. Шатобриан противопоставляет просветительской вере в разум культ христианского чувства. Эстетическим манифестом этой школы стал его трактат «Гений христианства» (1802). В произведениях Ж. де Сталь противопоставляется культ разума и индивидуальное чувство человека, окрашенное национальным колоритом.

II . 1815-1827 годы.

Время широкого распространения романтизма во Франции. Возникает романтическая поэзия (А. де Ламартин), появляется исторический роман (В. Гюго), романтическая драма (В. Гюго, П. Мериме), журналы романтической направленности («Литературный консерватор», «Глобус»). В это же время во французском романтизме формируется несколько параллельных течений: лирико-философское (А. де Ламартин), историко-живописное (Гюго), неистовый романтизм – поэтика тайн и ужасов (Ш. Нодье).

III . 1827-1843 годы.

Период расцвета. В это время в литературу приходят Ж. Санд и А. де Мюссе. Возникает психологическое направление романтизма, и в то же время начинается формирование реалистической эстетики: О. де Бальзак, Стендаль, П. Мериме.

IV . 1843-1848 годы.

Период кризиса и угасания: А. Дюма, Э. Сю. После 1848 года интерес к романтической литературе исчезает, наступает период ее заката.

«Собор Парижской богоматери» Виктора Гюго как пример исторического романа французского романтизма

Выдающийся французский романтик и общепризнанный гла­ва романтической школы Виктор Гюго (1802–1885) прошел сложный путь развития. В начале творческого пути он воспевал лилии Бурбонов и католическое благочестие, с середины 20-х годов – сторонник либерально-демократических идей.

Он начал свою литературную деятель­ность очень рано. Ему было около двадцати лет, когда он стал знаменитым поэтом. Его жизнь в литера­туре – это шестьдесят лет. Гюго был не только плодовит, но и чрезвычайно разнообразен в своем творчестве. Он был поэтом, автором множества поэтических сборников, которые появлялись вре­мя от времени в течение всей его жизни. Он был драматургом, создавшим своими пьесами новый театр для францу­зов. Наконец, он был романистом, автором больших романов. Ро­манов, часто приближавшихся, как «Отвер­женные», к типу эпопеи. Кроме того, он был еще замечательным публицистом, пам­флетистом. В 1830-е годы Гюго – общепризнанный вождь не только молодой литературы, но и всего искусства во Фран­ции: А. де Мюссе, П. Мериме, А. Дюма.

Первый сборник «Оды и другие стихотворения» написан в русле классицизма. Однако скоро эстетические взгляды Гюго изменятся. Он начинает издавать литературный журнал «Литературный консерватор». В этом журнале впервые возникают романтические образы, идеи, мотивы.

В 1827 году в «Предисловии к «Кромвелю» Гюго сформулировал принципы новой, романтической драматургии. Основным видом искусства провозглашается драма, так как она отражает двойственную духовно-материальную сущность современного человека. Автор критикует правила «трех единств», выступает против строгого разграничения жанров, утвердившихся в классицизме. Гюго требовал свободы и естественности, не отрицая значения «местного колорита», признавал возможным смешение трагического и комического. Этот манифест сыграл положительную роль в освобождении литературы от канонов классицизма.

В 1829 году в сборнике стихов «Восточные мотивы» складывается живописно-исторический стиль Гюго, эстетические восточные реалии соединяются с изображением самобытного человека.

Эстетической основой романа «Собор Парижской богоматери» (1831) является философия истории Гюго. Окружающий мир изначально противоречив. На одном полюсе его оказываются бог, добро, красота, на другом – зло, хаос, бесчеловечность. Ход истории определяется движением от мрака к свету, от зла к добру. История описана как процесс непрерывного нравственного совершенствования человека и мира. Воспроизвести в полной живописной очевидности, в ощутимой конкретности борьбу противоречий, новых форм и идей со старыми, показать этот тяжкий путь совершенствующегося человечества, чтобы вдохновить его на дальнейшие труды, – такова задача исторического романа согласно Гюго.

Гюго не случайно сделал предметом изображения именно эпоху XV века, ставшую переломной в истории Франции. Здесь, по представлению тогдашних историков, кончалось средневековье и начиналось Новое время. С философией истории тесно связана философия культуры. В романе показано столкновение двух исторических эпох: средних веков и Нового времени. Дух средневековых институтов культуры воплощен в соборе, в котором кипят самые дикие страсти, хотя он должен быть символом тихого благочестия. Собор и то, что происходит внутри собора, – главная антитеза романа. В то же время Собор – выражение души народа и философии эпохи в широком смысле слова. Символ Нового времени – книга, которая указывает на зарождение книгопечатания. Выражением философии культуры Гюго являются рассуждения о том, что книга убьет здания.

Гюго создал свою философию средневекового искусства. Каждая архитектурная деталь наполнилась содержанием, и древний Собор вдруг заговорил полным голосом, свидетельствуя о прошлом и предвещая будущее.

В центре исторического повествования оказывается борьба между Людовиком XI и крупнейшими феодалами. Людовик XI стремится объединить все области Франции и установить в стране монархию. В этом его поддерживает простой народ и третье сословие, которые воплощают в себе созидательное начало, прогрессивные тенденции в историческом процессе. В хаосе противоречивых тенденций, при упадке государственной власти особенно ярко проявляется новая сила – общественное мнение, новая идея права, противопоставленная идее силы, выступает на сцену народ, часто диктующий феодалам свою волю. В романе много массовых сцен с участием простых парижан. Это новое начало едва пробивается в толще старых предрассудков, в чудовищной нелепости феодального бесправия, торжествующего среди бесчисленных установлений и обычаев.

Роман начинается с массовой сцены, в которой описан прием послов по случаю бракосочетания наследника французского престола. Эти события происходили 6 января 1482 года. Роман заканчивается также массовой сценой – штурм собора народом, который пытается спасти Эсмеральду от виселицы. Эти два эпизода показывают, как изменяется роль народа в описываемых событиях. Если в начале романа народ изображен как зритель, то в конце показано пробуждение его сознания. Своеобразие романа видится в том, что исторические персонажи не играют существенной роли в повествовании. Главное место отводится вымышленным персонажам: Квазимодо, Клоду Фролло, Эсмеральде, Фебу. Вымысел и история переплетаются. Отсутствие исторического события искупается необычайным богатством «нравов». Они свидетельствуют о нравственных возможностях народа и о политических возможностях государства. Именно в нравах, по мнению Гюго, обнаруживается историческая специфика эпохи.

Эсмеральда и Квазимодо представляют собой два полюса народного мира. Преследование ведьм лучше всего демонстрировало ужасы средневековой религии и правосудия, поэтому и возникает образ Эсмеральды, которая выражает все лучшее, что есть в народе, являясь гармоничным воплощением красоты и добра, символом естественности и одаренности, раздавленным средневековым суеверием. Квазимодо воплощает стихийное, непросвещенное сознание народа. В его образе получает воплощение теория гротеска. Квазимодо – предельное воплощение уродства и отверженности. Гротеск дополняется поэтикой контраста. Это основа романтической концепции писателя. Контраст: внешнее уродство Квазимодо контрастирует с его внутренней красотой, источником которой является его любовь к Эсмеральде. Наглядное проявление этой красоты – сцена спасения Эсмеральды.

Символическое значение получает глава «Женитьба Квазимодо», в которой смерть навсегда соединяет его с любимой. Любовь и красота выступают как бытийные, онтологические категории, воплощение абсолютной жизни. Герои умирают, но эпоха гуманизма, которая оправдает земные человеческие чувства и осудит аскетизм, неумолимо приближается.

Эсмеральда и Квазимодо противопоставлены официальной церкви и обществу, как нравственное начало, живущее в народе. Это закон не только жанра, но и исторического познания: динамику эпохи нельзя было показать без элементов будущего.

Антиподом героев выступает Клод Фролло. Он заменил истинную веру научным экспериментом. Он охвачен сильными страстями, которые несут гибель и Эсмеральде, и ему самому. Страсть у Гюго, как у всех французских роман­тиков, является одной из важнейших категорий. Она опрокидывает законы природы, превращая человека в сверхчеловека. Страсть поглощает характеры, это и есть характеры, возведенные в необычайную степень.

В начале романа герои играют свои обыкновенные роли: плясунья Эсмеральда со своей козочкой с золочеными рогами, угрюмый архидьякон Клод Фролло, уродливый звонарь Квазимодо. Но по­степенно все преображается, герои выходят из своих ро­лей. Писатели-реалисты обычно показывают, как люди вы­полняют свои роли. А у Гюго вся суть в изображении того, как человек выходит из своей роли. Строгий Клод Фролло, схоласт и книж­ник, превращается в безумного влюбленного. В забытом, затравленном людьми Квазимодо раскрывается неж­нейшая душа. А судьба уличной плясуньи Эсмеральды оказывается судьбою многих людей. Выхождение жизни и людей из своих границ – пафос творчества Гюго и в целом всего романтизма.

Клод Фролло представляет собой тип интеллектуального героя, которого автор наделяет рефлексией и способностью к самоанализу. Это чаще всего проявляется во внутренних монологах героя. Его смерть оказывается закономерной и глубоко символичной. Герой еще при жизни утратил живую душу. Его жизнь в этом мире воспринимается как жизнь смерти.

Гюго – это, прежде всего, поэт современной цивилизации. Его впечатляют грандиозные масштабы этой цивилизации, ее вечная переменчивость и неспокойствие, великий круговорот жизни. В то же время Гюго, как очень многие его современники, понимал, что это развитие, динамика идут через противо­речия, через антагонизмы. Он первый в мировой литературе поэт города. Город стано­вится эстетическим предметом именно в «Соборе Парижской богоматери». Это роман о средневековом Париже, из которого произо­шел современный Париж. Город как нечто целое, с его архи­тектурой, площадями, улицами, с его толпами, со всем, что творится внутри него, – вот предмет поэтического воодушев­ления автора.

Подобный урбанизм мы знаем и в русской литературе: Гоголь и Достоевский. Их урбанизм именно в духе Гюго, Бальзака, Диккенса.

Гюго создает энциклопедию средневековой жизни Парижа. Центральные топосы Собора и Двора чудес, королевского дворца и Бастилии моделируют особый хронотоп романа, через который происходит совмещение настоящего и прошлого, осуществляется живой диалог между XIX и XV веками. Связующим центром этого хронотопа выступает автор, который предстает как современник XIX века и писатель эпохи средневековья, как философ, предлагающий свою философию истории, и в то же время как парижанин, любящий свой город.




Top