Роза тургенев анализ по плану. Сочинение: Спор разума и сердца в стихотворении «Роза» Тургенева

Сочинение

Роман “Имя розы” (1980) стал первой и чрезвычайно удачной пробой пера писателя, который не теряет своей популярности и по сегодняшний день, причем высокую оценку он получил как у придирчивых литературных критиков, так и у массового читателя. Приступая к анализу романа, следует обратить внимание на его жанровую своеобразность (в этих и многих других вопросах, которые касаются поэтики романа, учитель должен обратиться к попытке автоинтерпретации под названием “Замечание на полях “Имени розы”, которой Эко сопровождает свой роман). В основу произведения фактически положена история расследования ряда загадочных убийств, которые произошли в ноябре 1327 года в одном из итальянских монастырей (шесть убийств за семь дней, вдоль которых разворачивается действие в романе). Задача расследования убийства положена на бывшего инквизитора, философа и интеллектуала, францисканского монаха Вильгельма Баскервильского, которого сопровождает его малолетний ученик Адсон, что одновременно выступает в произведении и как рассказчик, глазами которого читатель видит все изображенное в романе.

Вильгельм и его ученик добросовестно стараются распутать заявленный в произведении криминальный клубок, и это им почти удается, но из первых же страниц автор, ни на миг не выпуская из внимания детективный интерес фабулы, тонко иронизирует над такой его жанровой определенностью.

Имена главных героев Вильгельм Баскервильский и Адсон (т.е. почти Ватсон) неизбежно должны вызвать у читателя ассоциации с детективной парой Конан Дойла, а ради большей уверенности автор сразу же демонстрирует и непересекающиеся дедуктивные способности своего героя Вильгельма (сцена реконструкции обстоятельств, вида и даже имени исчезнувшего коня в начале романа), подкрепляя их и искренним удивлением, и растерянностью Адсона (ситуация точно воссоздает типичный дойловский “момент истины”). Немало дедуктивных привычек Вильгельм удостоверяет и дальше, по мере развертывания фабулы, кроме того, активно демонстрирует свою незаурядную осведомленность с разными науками, которые снова же таки иронически указывает на фигуру Холмса. Вместе с тем Эко не доводит свою иронию до той критической границы, за которой она перерастает в пародию, и его Вильгельм и Адсон до конца произведения сохраняют все атрибуты более или менее квалифицированных детективов.

Роман действительно имеет признаки не только детективного, а и исторического и философского произведения, поскольку достаточно скрупулезно воссоздает историческую атмосферу эпохи и ставит перед читателем ряд серьезных вопросов философского звучания. Жанровая “неуверенность” в значительной мере мотивирует и необычность названия романа. Эко хотел снять названием своего произведения подобную определенность, поэтому и придумал заголовок “Имя розы”, что в смысловом отношении есть целиком нейтральным, точнее, неуверенным, поскольку, по словам автора, количество символов, с которыми связан образ розы, неисчерпаемый, а потому неповторимый.

Уже жанровая неуверенность романа может служить, на мысль самого Эко, признаком постмодернистской направленности его произведения. Свои аргументы Эко мотивирует собственной (также представленной в “Замечаниях на полях”) концепцией постмодернизма, который он противопоставляет модернизму. Если последний избегал остросюжетных фабул (это признак авантюрной, т.е. “несерьезной” литературы), злоупотреблял описаниями, порванностью композиции, а часто и элементарными требованиями логики и смысловой связанности изображаемого, то постмодернизм, на мысль Эко, перерастает этот открыто декларированный принцип деструкции (разрушения) норм классической поэтики и ориентиры новой поэтики ищет в попытках объединения традиционного, что идет от классики, и антитрадиционного, введенного в литературу модернизмом. Постмодернизм не стремится запереться в пределах элитарных вкусов, а стремится к массовому (в лучшем понимании) читателя, не отталкивает, а, наоборот, завоевывает его. Отсюда в романе элементы развлекательности и детектива, но это не обычная развлекательность: говоря об отличиях детективной модели собственного произведения, Эко настаивал, что его интересует не собственная “криминальная” основа, а сам сюжетный тип произведений, которые моделируют процесс познания истины. В этом понимании

Эко утверждает, что метафизический и философский тип сюжета - это детективный сюжет. Модернизм, по словам Эко, отбрасывает уже произнесенное (т.е. литературную традицию), тогда как постмодернизм вступает с ней в сложную игру, иронически ее переосмысливая (отсюда, в частности, намеки на Конан Дойла, Борхеса с его образом Библиотеки света и собственной персоной, иронически обыгранной в образе Хорхе и др.). Нетрадиционность поэтики романа подчеркнута самим Эко в названии тех произведений его предшественников, которые он выделяет как ассоциативные источники своего вдохновения (Джойс, Т.Манн, критически переосмысленные работы теоретиков модернизма - Р.Барта, Л.Фидлера и др.). Модернистские признаки произведения находим и в том способе изложения, которое реализуется в сюжете в виде своеобразной игры изменяемости точек зрения: все изображенное в произведении автор подает не прямо, а как перевод и интерпретацию “найденного” им рукописи средневекового монаха. Непосредственно же события описываются Адсоном, когда он достиг старости, но в форме восприятия их глазами молодого и наивного ученика Вильгельма Баскервильского, которым на время тех событий был Адсон.

Кто представляет в романе эти точки зрения и как их аргументирует? Одну из них представляет надсмотрщик фондов библиотеки Хорхе, который считает, что истину дали ощутить человеку сразу с первыми библейскими текстами и их толкованиями, и что углубление ее невозможно, а любая попытка сделать это приводит или к профанации Священного писания, или же дает знание в руки тем, кто использует его в ущерб истине. По этой причине Хорхе выборочно выдает монахам книги для прочтения, на свое усмотрение решая, что вредное, а что ни. Наоборот, Вильгельм считает, что основное назначение библиотеки не сохранять (фактически скрывая) книги, а ориентировать через них читателя на дальнейший, углубленный поиск истины, поскольку процесс познания, как он считает, бесконечный.

Отдельно следует обратиться к анализу одного из ключевых образов романа - образа библиотеки лабиринта, что, очевидно, символизирует сложность познания и одновременно соотносит роман Эко с похожими образами библиотек лабиринтов в Борхеса (”Сад расходящихся тропок”, “Вавилонская библиотека”), а через него с достаточно распространенным у модернистов сопоставлением библиотеки, книги - с жизнью (мир - это книга, созданная Богом, которая, практически, реализует закодированные в другой книге - Библии - закономерности нашего бытия).

Учитель литературы: , учитель биологии:

Цели урока:

1. расширить представление учащихся о творчестве поэтов и писателей, пишущих о природе, цветах, в частности о розах; Учится видеть за строками лирики и прозы чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл.

2. развивать навыки анализа литературного произведения;

3 .обогатить знания учащихся о литературе, искусстве, вызнать интерес к слову лирического и художественного произведения;

Оборудование урока: видеопроектор, презентация;

Ход урока :

Организационный момент

Учитель : О ней поют поэты всех веков.

Раскрывшийся благоуханной чашей

Как он прекрасен, холоден и чист,-

Глубокий кубок, полный аромата.

Как дружен с ним простой и скромный лист,

Темно - зеленый по краям зубчатый.

Итак, тема нашего урока « Роза в русской литературе».

Запишите тему урока в тетрадь.

Посмотрите на тему урока и скажите, о чем мы сегодня будем говорить? (О произведениях русских поэтов и писателей, которые посвящены розе).

Учитель : а еще мы должны почувствовать ответственность за ту хрупкую красоту природы, которая окружает нас.

Учитель: Роза - царица цветов. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. О ней сложено много легенд. Греки считали розу даром богов. По словам Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня вышла из моря. Увидев этот цветок, очарованные боги обрызгали розу нектаром, который и придал ей чудный аромат.

В трудах ученых описаны находки, которые доказывают, что история розы началась около 25 миллионов лет назад, когда на земле не было признаков человека. Наиболее древние письменные данные о розах найдены в царских гробницах Халдеи в городе Уру около 5000 лет назад. Впервые в России роза появилась как украшение садов при Петре Первом.

Именно поэтесса Древней Греции Сафо за 6 веков до нашей эры назвала розу царицей цветов. Ее упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков: от снежно-белых до голубовато - сиреневых. И каждый цветок есть волшебная, божественная мелодия.

Ребята, со звучанием какого инструмента можно сравнить запах розы? (звучит флейта, фортепиано, скрипка.

Ребята, вы проделали дома большую творческую работу, попробовали сочинить свои стихотворения о РОЗЕ. Давайте мы с ними познакомимся (дети читают свои стихи.)

Читают дети: Под моим окошком летом

Роза алая растет

Распустилась нежным цветом

Запахом своим влечет.

Не рви ты роз, не надо!

Их нежный аромат

Наполнил воздух сада,

Они так красят сад.

Темной ночью белых роз

Сон неясный тих.

Ветерок ночной прохладой

Обвевает их.

Розы в руки не даются

Только все кусаются,

А девчонкам во дворе

Эти розы нравятся

Когда выпадет снег и ударит мороз

Душу согреет букет белых роз

Он любовь и нежность принесет

А ссоры и обиды унесет

Ведь царица всех цветов – это роза

Не сравниться с ней ни астра, ни мимоза.

Когда шумят в июле грозы,

В саду чудесно пахнут розы,

Порхают бабочки, стрекозы

И оживает старый сад.

Шумят зеленые березы

И капельки росы, как слезы

На лепестках цветов блестят.

Учитель : Однажды в одном классе лицеистам предложили выполнить подобное задание. Молодой человек 16 лет по имени Саша написал такие строки:

Где наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет младость!

Не говори:

Вот жизни радость!

Цветку скажи:

Прости, жалею!

И на лилию

Нам укажи.

Этот юноша впоследствии стал поэтом. Как его имя? (Пушкин)

В каком году было написано стихотворение, если поэту было16 лет? (1815)

Учитель биологии : Стихи, как и цветы,украшают нашу жизнь, приносят радость. Много интересного из жизни растений раскроется перед теми, кто пройдет неторопливо по саду, цветнику оранжерее и внимательно приглядится к окружающему миру. Роза относится к семейству розоцветных, их насчитывается около 2000 видов. Роза произошла от дикорастущего шиповника. Образует род розы, семейство розоцветных, относится к классу двудольных, отделу цветковых и царству растений.

Вспомните и запишите в тетрадь классификацию розы. (дети записывают и затем зачитывают;)

Учитель биологии : Вспомните органы растений, строение цветка.

Ученик : органы розы - это корень, стебель, листья, цветок; цветок состоит из цветоножки, чашелистиков, венчика, лепестков, тычинок и пестика. (демонстрируется таблица).

Учитель биологии : В июне - июле в лесах и близ дорог часто встречается кустарник шиповник или дикая роза с крупными, или белыми цветками и сильным приятным запахом. Это шиповник кустарник до 2 м. высоты, с тонкими ветвями, покрытыми коричнево - красной корой с изогнутыми книзу шипами, расположенными попарно у основания листовых черешков. Листья, очередные, опущенные. Непарноперистые из 5-7 листочков, цветки крупные, на гладких цветоножках. Цветет в июне. Плоды шаровидные, гладкие, красные - называются ложная ягода внутри орешки, созревают в августе.

Шиповник майский встречается во всех районах Алтайского края. В плодах шиповника содержатся витамины С, В, К, Р, Е. В народе плоды шиповника применяют как противоцинготное, желчегонное и поливитаминное средство. Чай из плодов шиповника повышает иммунитет.

Среди розоцветных есть и травянистые растения, кустарники, деревья.

На ваших столах лежат гербарии растений. Узнаете ли вы их?

Рассмотрите и назовите эти растения. (ученики называют растения).

Какое значение имеют растения семейства розоцветных в природе и жизни человека? Запишите ответ в тетрадях. Теперь поработайте в парах, обменяйтесь информацией. Спикер каждой группы зачитает ответ.

В это время один из учащихся вызывается к доске и получает задание на карточке. Его задание: назовите главные части цветка, выбрать из корзины плоды растений семейства розоцветных.

(Учитель биологии проводит физминутку).

Учитель : Мир цветов таинствен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Нередко цветы «растут» на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты. А это значит, что среди нас не будет людей с ледяными, черствыми сердцами. Вот и УНТ есть загадка:

Стоит дерево, дерево ханское,

Платье панское,

Цветы ангельские,

Кости дьявольские.

О чем эта загадка? (о розе)

Как вы понимаете слова: «цветы ангельские», «кости дьявольские» ?

Ребята, а знаете ли вы стихотворения русских поэтов, посвященные этому царственному цветку? (дети читают стихотворения русских поэтов)

Державин:

Юная роза

Лишь развернула

Алый шипок;

Вдруг от мороза

В лоне уснула,

Свянул цветок

Гроза прошла и ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом.

Еще трава полна прозрачных слез,

И гром вдали гремит раскатом.

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело

Дохнул сентябрь и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица-роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня

И. Бунин: Розы

Блистая, облака лепились

В лазури пламенного дня.

Две розы под окном раскрылись-

Две чаши полные огня.

В окно, в прохладный сумрак дома,

Глядел зеленый знойный сад,

И сена душная истома

Струила сладкий аромат.

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

Как я берег, как я лелеял младость

Моих цветов заветных, дорогих;

Казалось мне, в них расцветала радость,

Казалось мне, любовь дышала в них.

Вывод : Вы подобрали замечательные стихотворения!

Учитель : Кроме поэтических произведений в русской литературе есть и прозаические, которые тоже рассказывают об этом цветке… известно, что один русский писатель, будучи подростком, очень любил цветы и интересовался загадками природы. Его любимым занятием в отрочестве было наблюдение за растительным и животным миром. Это был Всеволод Михайлович Гаршин. Он родился 2 февраля 1855 года в дворянской семье скромного достатка. В историю русской литературы Всеволод Михайлович вошел как мастер социальных рассказов. В его произведениях будничное, обычное становится общечеловеческой трагедией.

Какой художественный прием использован автором в названии произведения?

Какие средства художественной выразительности использует автор для описания этого цветка? (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.) Найдите и зачитайте их.

(Жаба: мерзкая, грязоно - серая, безобразная, злая, липкая. Роза: нежная, розовая, роскошная, прекрасная, разливает вокруг себя нежный и тонкий запах.

Учитель: Этот прием в литературе называется АЛЛЕГОРИЕЙ, запишите его в тетрадь. (греч. Allegoria)- иносказание, выражение чего-либо отвлеченного, какой-либо мысли, идеи в конкретном образе.

Какова главная мысль произведения? (Красота спасет мир. Добро победит зло.)

О чем вы вспомните в следующий раз, взглянув на этот цветок?

Итог: Что нового вы узнали на уроке? Произведения, каких авторов звучали на занятии?

Учитель биологии : Что нового мы узнали на уроке с точки зрения биологии?

Вывод учителя:

Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока…

Если каждый посадит и вырастить хотя бы один цветок - земля превратиться в сад.

Оценивание учащихся.

Стихотворение: (в оставшееся время)

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, теплые костры

Начало: У нас сегодня необычный урок: интегрированный, его проводит учитель биологии - и Учитель русского языка и литературы -

Ход урока.

Орг. Момент.

О ней поют поэты всех веков.

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот сверток алых лепестков,

Раскрывшийся благоуханной чашей.

Чему посвящены эти строки? (Розе)

Итак, тема нашего урока: «Роза в русской литературе», запишите ее в тетрадь.

Посмотрите на тему и скажите, о чем мы будем говорить? (о произведениях поэтов и писателей, которые посвящены розе)

А еще мы должны почувствовать ответственность за ту хрупкую красоту природы, которая окружает нас.

Слово учителя: Роза. Ей любовались, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. Греки считали розу даром богов. По словам Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня вышла из моря. Увидев этот цветок, очарованные боги обрызгали розу нектаром, который и придал ей чудный аромат.

Именно поэтесса Древней Греции Сафо за 6 веков до нашей эры назвала розу царицей всех цветов. Её упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков: от снежно - белых до голубовато - сиреневых. И каждый из них есть волшебная, божественная мелодия.

Учитель: Ребята, со звучанием какого инструмента можно сравнить запах розы? (флейта, фортепиано, скрипка).

Учитель: Я думаю, что столь же мелодичны будут ваши поэтические творения, которые вы посвятили этому цветку. Давайте их послушаем. (дети читают свои стихи)

Учитель: Однажды, как вам сегодня, в одном классе лицеистам предложили выполнить подобное задание. Юноша по имени Саша написал такие строки:

Где наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет младость.

Не говори:

Вот жизни радость.

Цветку скажи:

Прости, жалею

И на лилию нам укажи.

Этот юноша стал поэтом. Как его имя? (Пушкин)

(Рассказывает учитель биологии.)

Учитель: Мир цветов таинствен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Нередко цветы растут на страницах книг, и эти страницы побуждают в нашей душе чувства красоты. А это значит, что среди нас не будет людей с ледяными черствыми сердцами. Вот и УНТ есть загадка:

Стоит дерево, дерево ханское,

Платье панское, цветы ангельские,

Кости дьявольские. – О чем эта загадка? (о розе)

Учитель: Многие поэты, восхищаясь красотой этого царственного цветка, посвящали ему свои творения. Некоторые ребята по моему заданию приготовили выразительное чтение стихотворений о розе. Давайте их послушаем. (дети читают произведения поэтов).

Учитель: Кроме поэтических произведений в русской литературе есть и прозаические, которые тоже рассказывают о красоте розы… известно, что один русский писатель, будучи подростком, очень любил цветы и интересовался загадками природы. Его любимым занятием в отрочестве было наблюдение за растительным и животным миром. Это был Всеволод Михайлович Гаршин. Он родился 2 февраля 1855 года в дворянской семье скромного достатка. В историю русской литературы Всеволод Михайлович вошел как мастер социальных рассказов. В его произведениях будничное, обычное становится общечеловеческой трагедией.

Ребята, давайте обратимся к его произведению «Сказке о жабе и розе», с которой вы уже познакомились.

Понравилось ли вам сказка? Какое впечатление она произвела?

С какими словами ассоциируются у вас образы жабы и розы? Назовите эти слова.

Вывод учителя:

Домашнее задание: написать историю о розе.

Стихотворение:

Цветы, как люди, на добро щедры

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, теплые костры

Отрывок из произведения «Сказка о жабе и розе»

Она распустилась в хорошее майское утро, когда она раскрывала свои лепестки. Улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего на ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить, она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой

Отрывок из произведения «Сказка о жабе и розе»

Она распустилась в хорошее майское утро, когда она раскрывала свои лепестки. Улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего на ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить, она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой

Отрывок из произведения «Сказка о жабе и розе»

Она распустилась в хорошее майское утро, когда она раскрывала свои лепестки. Улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего на ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить, она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой

поэтических произведений в русской литературе есть и прозаические, которые тоже рассказывают о красоте розы… известно, что один русский писатель, будучи подростком, очень любил цветы и интересовался загадками природы. Его любимым занятием в отрочестве было наблюдение за растительным и животным миром. Это был Всеволод Михайлович Гаршин. Он родился 2 февраля 1855 года в дворянской семье скромного достатка. В историю русской литературы Всеволод Михайлович вошел как мастер социальных рассказов. В его произведениях будничное, обычное становится общечеловеческой трагедией.

Ребята, давайте обратимся к его произведению «Сказке о жабе и розе», с которой вы уже познакомились.

Понравилось ли вам сказка? Какое впечатление она произвела?

Какой художественный прием использован автором в названии произведения антитеза)

Какие средства художественной выразительности использует автор для описания розы? (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.) Найдите и зачитайте их. (работают по рядам)

1 ряд: метафору, 2 ряд: олицетворение, 3 ряд: эпитеты и сравнения.

С какими словами ассоциируются у вас образы жабы и розы? Назовите эти слова.

(Жаба: мерзкая, грязоно - серая, безобразная, злая, липкая. Роза: нежная, розовая, роскошная, прекрасная, разливает вокруг себя нежный и тонкий запах.)

Учитель: Все в мире познается в сравнении. Наверное, чтобы осознать прекрасное, нам нужно увидеть уродливое, мерзкое.

Какие еще образы есть в произведении, кроме жабы и розы? (мальчик и его сестра).

Что есть общего между розой и мальчиком?

Можно ли сказать: «Мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни»?

Какова главная мысль произведения? (Красота спасет мир. Добро победит зло.) на занятии?

Вывод учителя:

П. С. _ Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока…

Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок - земля превратиться в сад

Учитель: Итог:Что нового вы узнали на уроке? Произведения каких авторов звучали на занятии?.

Домашнее задание: написать историю о розе.

Стихотворение:

Цветы, как люди, на добро щедры

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, теплые костры

  • 4.2. Проблема образности художественного текста. Слово и образ
  • 5.1.Драматургия Фонвизина
  • 2.Акмеизм. История. Эстетики. Представители и их творчество.
  • 5.3.Стилистические ресурсы морфологии совр. Рус. Языка (общий обзор)
  • 1.Проза Достоевского
  • 2. Литература русского авангарда 10-20-ых 20 века. История, эстетика, представители и их творчество
  • 1.Проза Карамзина и русский сентиментализм
  • 2. Русская драматургия 20 века, от Горького до Вампилова. Тенденции развития. Имена и жанры
  • 1.Натуральная школа 1840-ых, жанр физиологического очерка
  • 2.Поэтический мир Заболоцкого. Эволюция.
  • 3. Предмет стилистики. Место стилистики в системе филологических дисциплин
  • 1.Лирика Лермонтова
  • 2. Проза Шолохова 3. Языковая структура текста. Главные пути и приемы стилистического анализа текстов
  • 9.1.Структура текста
  • 1.«Суворовские» оды и стихотворения Державина
  • 10.3 10/3.Понятие «Стиль» в словесности. Языковые стили, стилевая норма. Вопрос о нормах языка художественной литературы
  • 1.Лирика Пушкина
  • 3. Функционально-стилистически окрашенная лексика и фразеология современного русского языка
  • 1.Роман Достоевского «Преступление и наказание». Двойника Раскольникова
  • 1.Роман ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Двойники Раскольникова.
  • 2. Творческий путь Бунина
  • 3. Эстетическая функция языка и язык художественной литературы (художественный стиль). Вопрос о поэтическом языке
  • 1.Драматургия Островского
  • 1.Драматургия а.Н. Островского
  • 2. Художественный мир Блока
  • 3. Композиция словесного произведения и ее различные аспекты. Композиция как «система динамического развертывания словесных рядов» (Виноградов)
  • 1.Русский классицизм и творчество его представителей
  • 1.Русский классицизм и творчество его представителей.
  • 2. Творческий путь Твардовского
  • 3. Звуковые и ритмико-интонационные стилистические ресурсы современного русского языка
  • 1.Комедия Грибоедова «Горе от ума»
  • 2. Жизнь и творчество Маяковского
  • 3. Язык художественной литературы (художественный стиль) в его отношении к функциональным стилям и разговорному языку
  • 1.Роман Толстого «Война и мир». Сюжет и образы
  • 1.Роман Толстого «Война и мир». Сюжеты и образы.
  • 2. Поэтический мир Есенина
  • 3. Стилистическая окраска языковых средств. Синонимия и соотносительность способов языкового выражения
  • 1.Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • 1.Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
  • 3. Текст как феномен употребления языка. Главные признаки текста и его языковое выражение
  • 1.«Былое и думы» Герцена
  • 2. Творческий путь Горького
  • 3. Главные особенности разговорного языка в его отношении к литературному языку. Разновидности разговорного языка
  • 1.Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»
  • 2. Художественный мир Булгакова
  • 3. Стилистические ресурсы морфологии современного русского языка (имена существительные, прилагательные, местоимения)
  • 1.Проза Тургенева
  • 2. Творческий путь Мандельштама
  • 3. Эмоционально-экспрессивно окрашенная лексика и фразеология современного русского языка
  • 1.«Борис Годунов» Пушкина и образ Лжедмитрия в русской литературе 18-19 веков
  • 3. История опубликования бг, критика
  • 5. Жанровое своеобразие
  • 2. Поэзия и проза Пастернака
  • 3. Стилистические ресурсы морфологии современного русского языка (глагол)
  • 1.Драматургия Чехова
  • 2. Поэзия и проза Цветаевой
  • 1.Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Сюжет и композиция
  • 2.Великая Отечественная война в русской литературе 40-х – 90-х годов 20 века.
  • 2. Великая Отечественная война в русской литературе 40-90ых.
  • 1.Новаторство прозы Чехова
  • 2. Творчество Ахматовой
  • 3. Стилистические ресурсы современного русского языка (сложное предложение)
  • 1.Южные поэмы Пушкина
  • 2. Русская литература наших дней. Особенности развития, имена
  • 1.Проза Тургенева

    Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883). Дворянская семья, из Орловскю губернии. Учился на философском ф-те в Питерск. и Берлинск. ун-тах, после знакомства с певицей Полиной Виардо преимущ. жил за границей.

    Эволюц. Тургенева-писателя очень интересна. Он начинал как поэт, но как поэт, умевш. писать лирич. стихотв-я, но и стихотв-я сюжетные, в духе «дельной» литературы (рассказы в стихах «Параша», «Разговор», «Андрей»; повесть в стихах «Помещик»). В 40е гг. самой литерат. ситуацией выдвиг. вперёд проза, интерес читателя к поэзии заметно уменьшается. Нельзя сказать, что именно этот процесс послужил причиной того, что Тург. перешёл на прозу, но и не обращать внимания на эту тенденц. нельзя. Как бы то ни было, с серед. 40х гг. Тург. пишет прозу.

    «Записки охотника» (1847-1852, «Современник»). . Знаменитым именно как прозаика Тургенева сделал цикл рассказов «Записки охотника». 1-е произв-я цикла (особ. «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха») имеют черты, общие с жанром физиологич. очерка. Но в отлич. от очерков Даля, Григоровича и др. представит. натур. шк., в которых как правило отсутств. сюжет, а герой представл. обобщение цехов. признаков (шарманщик, дворник и др.), для очерка Тург. характ. типизация героя (т.е. выраж-е характ. черт в конкретном образе), создание ситуации, способствующ. выявлению и раскрытию характера. В 70-е гг. Тург. дополн. «З. о.» ещё 3-мя рассказами: «Конец Чертопханова», «Живые мощи», «Стучит!». Анализ произв-й. «Хорь и Калиныч». В «З. о.» рассказчик, в сопровожд. крест.-охотника Ермолая или один, бродит с ружьём по лесам Орловск. и Калужск. губернии и предаётся наблюдениям в духе физиологич. очерков. Довольно ярко «физиологизм» у Тургенева проявл-ся в первом рассказе цикла (он и написан был первым) «Хорь и Калиныч». Начинается расск. со сравнит. описания мужиков Орловск. и Калужск. губернии. Это описание вполне в духе натур. школы, т.к. автор выводит обобщённый образ мужика орловского и мужика калужского (орловский угрюм, невелик ростом, живёт в плохой осинов. избе, носит лапти; калужск. – весел, высок, живёт в хорошей соснов. избе, по праздн. носит сапоги) и обобщённый образ местности, в которой живёт этот мужик, т.е. подтекст таков: среда влияет на хар-р и условия жизни (орловск. деревня – деревьев нет,избы стоят тесно и т.д.; калужск. – наоборот). Такое впечатление, что описываются не две соседн. области, а разные климатич. пояса. Но это очерковое начало даётся не ради описания, оно нужно автору, чтобы перейти собственно к рассказу о том, как помещик Петр Петрович отправ. на охоту с помещ. Полутыкиным и в результ. познакомился с 2мя его крестьянами. В физ. очерке мы чувствуем присутствие автор-наблюдателя, но героя как такового нет. В «З. о.» автор-наблюдатель персонифицируется в образе охотника Петра Петровича, что снимает очерковую отстраненность и почти полное отсутствия сюжета. Образы Хоря и Калиныча – образы индивидуальные, не обобщённые, но представляют собой разные типы личности: Хорь – рационалист (Тург. сравн. его с Сократом), Калиныч – идеалист. Описания некот. моментов жизни крестьян (продажа кос и серпов, скупка тряпья) даются не как наблюдение автора, а как сведения, почерпнутые из беседы с крест-ми. После разгов. с Хорем автор делает вывод о том, что Петр Великий был русским челов. в своих преобраз-ях (полемика со славянофилами, которые считали преобраз. Петра вредными), т.к. русск. челов. не прочь перенять у Европы то, что ему полезно. «Два помещика». Намного ярче влияние нат. шк. проявл-ся в рассказе «Два помещика». Цель героя – познак. читателя с 2мя помещиками, у которых он часто охотился. Рассказ можно раздел. на 2 части – очерк о помещиках и бытовые сценки в доме 2го помещ., Мардария Аполлоныча. 1я часть предст. собой подробное, детальное описание привычек, манер, портретную характ-ку персонажей, которые сами по себе – типажи. Говорящие фамилии у помещ. – Хвалынский и Стегунов. Вся эта часть – вступление к бытовым сценам, которые демонстр. помещичий беспредел по отнош. ко всем окружающ. (приказыв. свящ-ку выпить водки, сцена с курами: крестьянск. куры забрели на барск. двор, Мардарий их сначала велел гонять, а когда дознался, чьи куры, отобрал; отнош-е к крестьянам как ко скоту: «Плодущи, проклятые!» и т.д.), а кроме того крестьянск. покорность и радость, что барин-то еще «не такой... такого барина в целой губернии не сыщешь». Сюжет минимально выражен, главное – прийти к выводу: «Вот она, старая Русь». «Живые мощи». Рассказ написан позже, в 1874 г., и достаточно сильно отлич. от ранних рассказов. Изжита очерковость, цельный законч. сюжет, основной рассказчик на довольно длит. время уступ. место Лукерье, которая повесв. о своём существовании. Рассказчик хотя и остаётся наблюдателем, но выражается это менее явно (в портретной характ-ке Лукерьи, когда он удивл-ся тому, в каком виде дошла до Лукерьи история Жанны д’Арк, когда расспраш. прказчика в деревне о Лукерье). Интересная деталь – сны Лукерьи, они очень яркие и явл-ся как выраж. идеи искупляющ. страдания, так и очень верной психологич. характ-кой (обездвиж. человек живёт и отдых. только в своих снах, сны компенсируют отсутствие событий в реальн. жизни). Этот расск. – один из самых проникновенных.

    Вообще перед Тургеневым стоит 1 важная проблема: перестать быть поэтом и стать прозаиком. Это труднее, чем может показаться. В поисках новой манеры Тургенев пишет повесть «Дневник лишнего человека» (1850) . Самоназвание героя этого произв-я – «лишний человек» - подхватывается критикой, и все герои типа Онегина, Печорина, а затем – и тургеневского Рудина, появивш. позднее, именуются теперь лишними людьми.

    В 1852 – 1853 гг. , находясь на полож. ссыльного в родном имении Спасском-Лутовинове, Тург. продолж. работать над выработкой новой творч. манеры. Роман «Два поколения», над которым он работ. в это время, остался незавершенным. 1-й заверш. и опубликов. роман – «Рудин» (1855) , затем – «Дворянское гнездо» (1858), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862) . В этот же период он пишет повести «Муму» (1852) и «Ася» (1857) , повесть в письмах «Переписка» (1854) .

    Проза Тург. – не «предугадывание» появл-я новых людей в русск. обществе (Добролюбов считал, что Тург. каким-то образом угадывает появл-е новых соц. типов в обществе), она не огаранич-ся одними только социальными мотивами. Каждая из его повестей и романов – о трагич. любви, причем нередко возникает ситуация любовного треугольника или его подобия («Отцы и дети»: Павел Кирсанов – графиня Р. – ее муж; Базаров – Анна Одинцова – смерть; «Дворянское гнездо»: Лаврецкий – его жена Варвара Павловна – Лиза; «Накануне»: Елена – Инсаров – снова смерть).

    Еще 1 пласт тургеневской прозы – решение вечного насущного рус. вопроса «что делать?». Его пытаются разрешить в своих спорах по социально-политич. вопросам Рудин и Пигасов, Базаров и Павел Кирсанов, Лаврецкий и Паншин, в позднем романе «Дым» - Созонт Потугин и Григорий Литвинов (и прочие).

    Философская составляющая также важна, особенно ярка она в «Отцах и детях». Исследователи доказ., что реминисц. из трудов Паскаля активно использ-ся в предсмертном монологе Базарова.

    Образ «нового» человека. Романы Тургенева «Рудин» и «Накануне».

    Тургенев. 2 типа «нового» человека – Рудин и Инсаров («Накануне»). Первый ничего так и не соверш., кр. смерти на баррикадах во Фр (позже вставленный конечный эпизод. Рудин хочет хоть чего-то добиться, совершить хоть какое-то великое дело). Второй не успевает, умирает от чахотки. Инсарова в романе наз. «герой». Рудин – типичный трус, за все хватается, ничего не доводит до конца, никого не любит, в т.ч. родину, что, по мнению Лежнева, его и приводит к краху. Рудин не созд. своего, только питается чужими идеями. Инс. Тургенев любит, ему близок обр. борца, героя, но Инс. – болгар, не русский. => возн. вопрос: когда на Руси герои появятся. Инс. прежде всего любит свою страну, но способен и на чувства к женщине. Однако этот обр. Тургеневым не до конца проработан. Женщины: Елену (Нак., жена Инсарова) критики относили к эмансипе, считали выраж. воли женщин. Нов. человек, в т.ч., женщина – это человек мыслящий, сомневающийся, облад. свободой выбора и совести, но Тург. считает (в этих романах), что он еще не появился, есть только заготовки.

    «Отцы и дети» Тургенева. Образ нигилиста. Полемика вокруг образа главного героя.

    Полемика вокруг обр. гл. героя началась сразу после выхода романа. В «Соврем». за март 1862 – статья Антоновича – А. утверждает, что нигилист Базаров списан с Добролюбова. Чернышевский – считает карикатурными изображения всех нигилистов в романе, включая, естественно, Базарова. Писарев публикует в «Русском слове» статью «Базаров». Он отмечает, что Т не любит Базарова, что несмотря на все попытки Т его очернить, Б симпатичен, виден его незаурядный ум, «мысль и дело сливаются в одно целое». По определению Писарева, Т не любит ни отцов, ни детей. Не имея возм. показать жизнь Б, Т показывает его достойную смерть. Пис. делает вывод: не Б плох, плохи условия. Герцен считает, что Т, из нелюбви к Б, делает его с самого начала нелепым, заставляет говорить нелепости и пр. Страхов (журнал «Время») Базаров – титан, восставший против матери-земли, он показан Т со всей силой поэтич. искусства. Все сходятся на мысли, что показан только рез-т, не видно синтеза, работы мысли, кот. привела Базарова к такому образу жизни и пониманию окр. мира.

    Последние романы Тургенева – «Дым» (начат в 1862, опубл. в 1867), «Новь» (1876).

    Последн. романы Тург. «Дым» (опубл. в 1867г.) и «Новь» (1876г.) стоят в ряду его романов несколько особняком. Они свидетельств. о заметных переменах в мировоззрении. Действие романа «Дым» происх. в 1862г. Дата дана на первой строке, привязка ко времени: вроде, реформы прошли, ничего не изменилось, под ногами – хлябь, над головой – свобода ( Саленко), люди в подвешенном состоянии. Роман демократич. направленности. Критика определяла его как «новелла + 2 памфлета + полит. аллюзия». Действие происх. за границей, в Бадене, два кружка местного русскоговорящ. общества пародируют полит. круги России (либералы-консерваторы). Гл. герой – Литвинов, молодой человек, небогатый помещик, образов. и приятный. Герой не рассуждающий, герой-идеолог Тургенева закончился, Л говорит по делу, часто попадает под влияние (невесты, тетки невесты, Ирины). Бывшая и вновь обретенная любовь Л – Ирина. Они хотели вместе бежать, но она отказалась. Теперь И как бы на это согласна, хотя у Л есть невеста – Татьяна. Ирина играет по законам баденского общ., в эти игры Л играть не хочет. Литвинов – ведомый, он подчиняется Ирине, как и др. герой – Потугин (почти идеолог, сторонник реформ, с И связан страшной тайной: она умолила его взять ребенка покойной подруги, но девочка умерла), как и ее богатый муж (версия – И пожерт. собой, чтобы вытянуть семью, вышла за старого ген., но до конца ничего не понятно). Непонятно, страстная И или холодн. и расчетл, в ее образе есть мистическое, она красива. Невеста Л искренне ей восхищена. В конце-концов, когда стало понятно, что И только играет, а Т как бы простила Литв., он принимает решение вернуться на родину, и в поезде едет в Россию. В пейзаже – образ дыма. Направление его зависит от ветра. Дым без огня… Россия- дым, любовь – дым. Баден –дым.

    Стихотворения в прозе (Senilia . 50 стихотворений в прозе). В черновиках наброски с 1877г., 1е назв-е – Posthuma (посмертные, лат.), поэтому предполагается, что Тург. не намеревался сначала печат. их при жизни. Но в 1883г. 50 стих-й в прозе выходят в «Вестнике Европы». В конце 20х гг. XXв. в рукописях Тург. были найдены ещё 31 стих-е в прозе. Сейчас они издаются в 2х частях: в 1й – 50 стих-й, во 2й – 31 стих-е. Жанров. особ-ти. «Стих. в пр.» ввели нов. прозаич. жанр малой формы в русск. лит-ру. Появилось множ-во подражаний и произв-й, развивающ. этот жанр (Гаршин, Бальмонт, Бунин). Сам по себе жанр стих-я в прозе возник во Франц. (термин возник после выхода в свет сб-ка Шарля Бодлера «Маленькие стихотв-я в прозе»). Термин «стихотв-я», избранный Бодлером, был скорее всего компромиссным, определяющим нов. жанр как промежуточн. между прозой и поэзией. Бодлера жанр привлек. удобством формы, он писал в одном из писем, что эта форма весьма подходит для опис-я внутр. мира соврем. челов., а кроме того этот жанр был воплощ-ем мечты о создании «поэтич прозы, музыкальной без рифмы и без ритма». Тург. нигде не упомин. о том, что был знаком с этими произв-ми Бодлера, но предполагается, что он хорошо знал их. И хотя тематика стих-й Бодлера и Тург. различна, в отнош. жанра можно наблюдать известн. сходство. Некот. исследователи выдвигали также идею о том, что стих-я в прозе – это «последняя поэма Тургенева». Споры в вопросе жанров. особ-тей «Стих-й в прозе» продолжаются. Тематика. В «Стих-ях в прозе» можно выделить ряд мотивов. Одним темам посвящ. группы стих-й, другим – одно или два. Основные мотивы. 1) Деревенск.: Деревня, Щи. Образ деревни возник. и в других стих-ях в прозе, но мотивом он не становится – только фоном. 2) Человек и природа: Разговор, Собака, Воробей, Нимфы, Голуби, Природа, Морское плавание. Человек выступает то восторж. созерцателем природы, то чувств. своё единение с ней, то она предастаёт перед ним в виде страшн. безжалостн. фигуры, главное для которой – равновесие, и нет дела до ничтожн. человеч. идей вроде блага и т.д. 3) Смерть: Старуха, Соперник, Черепа, Последнее свидание, Насекомое, Завтра! Завтра!, Что я буду думать?, Как хороши, как свежи были розы. Смерть нередко персонифицируется (то старуха, то прекрасн. женщина, примиряющ. врагов, то страшное насекомое). Часто человек не думает о смерти, но она совсем близко. 4) Христианск. мотивы: Нищий, Памяти Ю.П.Вревской, Порог, Милостыня, Два богача, Христос, «Повесить его!». Тонко и ярко даны образы страдальцев, всепрощающих, сострадающих. 5) Россия / российск. действит-ть и нравы: «Услышишь суд глупца», Довольный человек, Житейское правило, Дурак, Два четверостишия, Чернорабочий и белоручка, Корреспондент, Сфинкс, Враг и друг, Русский язык. Пожалуй, этот мотив – самый распростр., но не сам. важный. Эти стих-я часто носят иронич и даже саркастич. хар-р. 6) Конец света: Конец света. 7) Любовь: Маша, Роза, Камень, Стой! 8) Старость и молодость: Посещение, Лазурное царство, Старик. Нередко трудно выделить в стих-ии какой-то один центральн. мотив, поскольку сплетаются воедино природа и смерть, природа и любовь, смерть и любовь и т.д.

    Самостоят. линию в творч-ве Тургенева представл. собой «странные повести» (мистич. фантастика; «Фауст», 1856; «Призраки», 1864; «Собака», 1870; «Клара Милич», 1883 и др.). Много раз делались попытки доказ., что это направл-е – нечто нехарактерное для Тургенева (но раз он писал это, то почему же нехарактерное?). Короче, потребность у него, видимо, была такая: от реализма к мистике. Да и философские интересы тут играют не последнюю роль.

    Еще одна линия – культурно-историч. сюжеты в прозе Тургенева («Бригадир», 1866; «История лейтенанта Ергунова», 1868; «Старые портреты», 1881 и др.). Интерес писателя к отеч. истории, особенно 18 века, дает о себе знать также в романе «Новь» (фигуры стариков Фомушки и Фимушки – Фомы Лаврентьевича и Евфимии павловны, картины их организованного по старинке дворянск. быта). Тургенев мастерски воссозд. изображаемую эпоху, в «Бригадире» даже вводит сочиняемые героем стихи, стилиз. под поэзию конца 18 века


    Тема:
    Слово, контекст, текст и проблема экспрессивности стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…». Лингвистический анализ текста, 11 класс
    Цели урока:
     углублять знания учащихся о структуре текста и взаимосвязи его элементов на примере лингвистического анализа стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»;  рассмотреть проблему экспрессивности в тексте, какие средства языка помогают создать автору впечатление эмоциональности, напряженного, глубокого лиризма;  развивать мыслительные способности учащихся, их познавательную активность;  воспитывать интерес к родному языку.
    Методы

    приемы:
    беседа, комментированное письмо, выразительное чтение стихотворения, лингвистический анализ текста, синтаксический разбор простого предложения.
    Оборудование:
    портрет И.С.Тургенева, сборник стихотворений в прозе И.С.Тургенева, текст стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…» для каждого ученика, таблица «Уровни организации текста И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…» для каждого ученика, живые розы в хрустальной вазе.
    Ход урока

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания. Опрос учащихся по теме «Знаки

    Сообщение темы и целей урока.

    Лексическая

    работа:
    экспрессивность, текст, контекст, коннотативная (окраска), бытие, время, пространство.
    IV. Повторение и углубление изученного материала по теме «Знаки

    препинания в простом и сложном предложении».
    Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною…но первый стих остался у меня в памяти: Как хороши, как свежи были розы… 1.Учитель: Из какого произведения И.С.Тургенева взят этот отрывок? 2.Пунктуационно-орфографический анализ отрывка из стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…». 3. Синтаксический разбор первого предложения.

    Слово

    учителя.

    тематических

    ряда,

    эмоционально-

    экспрессивные

    системы

    (жизнь-смерть)

    цикле

    «Стихотворения

    прозе» И.С.Тургенева.
    Сущность бытия, по Тургеневу, – в парадоксальном единстве жизни и смерти. («Старик», «Стой!», «Черепаха», «Как хороши, как свежи были розы…»)
    VI. Выразительное чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как

    хороши, как свежи были розы…» (1879).
    Учитель: О чем же стихотворение в прозе, которое мы прочитали? Какие чувства и мысли возникают после его прочтения? Назовите ключевые слова. Молодость, жизнь – старость, смерть.
    VII. Лингвистический анализ текста
    стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…».
    1) Работа в группах.
    I экспертная группа анализирует повествовательный монолог лирического героя (тематический ряд (старость, смерть)); II экспертная группа анализирует «включения», то есть воспоминания лирического героя (тематический ряд (молодость, жизнь)). Главные эксперты обобщают ответы учащихся, выделяя главное, то, что остальные ученики записывают в тетрадях.
    2) Заполнение таблицы «Уровни организации текста И.С.Тургенева

    «Как хороши, как свежи были розы…». Ключевые слова: жизнь –

    смерть.
    - фонетика - лексика - морфология - синтаксис - средства выразительности в тексте - особенности языка автора
    3) В ходе анализа учащиеся отвечают на вопросы:
    1. Каким же способом ощущение глубоко интимного чувства передается через сторонне-объективное изображение? 2. Как навевает Тургенев на душу чувство щемящей, невосполнимой утраты радости, молодости, жизни? 3. Что помогает создать впечатление повышенной эмоциональности, напряженного, глубокого лиризма?
    4)

    Чтение

    стихотворения

    И.П.Мятлева

    «Розы»

    хороши, как свежи были розы в моем саду!..) учеником.
    Учитель: Эта строка употребляется и Игорем Северяниным в стихотворении «Классические розы» (1925). Послушайте это стихотворение и подумайте, в прямом значении или в качестве символа употребляется здесь слово «розы»?

    Чтение

    стихотворения

    И.Северянина

    «Классические

    розы»

    учеником.

    VIII. Итак, подведем итоги урока
    Ребята, проанализировав текст И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…», мы убедились, что слово в контексте, в тексте может приобретать контекстные приращения смысла, коннотативную (дополнительную) окраску, не свойственную в системе языка. Все перечисленные на уроке способы формирования языка произведения помогают Тургеневу создать впечатление повышенной эмоциональности, экспрессивность текста стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…»
    IX. Рефлексия
    Ребята, наш урок подходит к концу, я предлагаю вам еще раз вспомнить все, что было на уроке, и дописать предложения. Сегодня на уроке я узнал… Самым интересным для меня было… Для себя я возьму… (Предложения зачитывают 2-3 ученика) Выставление оценок
    X. Домашнее задание
    Написать сочинение-эссе «Помните, у Тургенева…».

    В XIX веке символика растений была весьма популярна. А роза традиционно ассоциировалась с любовью, женской красотой, молодостью, счастьем, да и самой жизнью. Этот цветок – важный элемент повести «Вешние воды», он присутствует в ключевой сцене произведения «Первая любовь» , помогает полнее раскрыть образ Базарова в романе «Отцы и дети» . Но особенно символичен образ розы в цикле Тургенева «Стихотворения в прозе». Одно из них так и называется – «Роза» . Эта изящная миниатюра была написана в апреле 1878-го, а опубликована спустя четыре года в журнале «Вестник Европы».

    Сорванный полураспустившийся цветок, найденный лирическим героем на дорожке сада после ливня, олицетворяет душу молодой особы, ее чувства. Недаром мужчина замечает, что прежде эту алую розу видел на груди девушки. Цветок символизирует утраченный покой, смятение от бури любовных переживаний, которая пронеслась над «нашей равниной» .

    Героиня, имя которой читатель не знает, плачет над измятыми, испачканными лепестками. Это слезы о потерянной под напором страсти чистоте и свежести. Но девушка не желает долго оплакивать прошлое: цветок решительно брошен в пламя камина. Ее «прекрасные глаза, еще блестевшие от слез, засмеялись дерзостно и счастливо» . Душа отдана огню любви.

    Лирический герой произведения ассоциируется с автором, хотя нигде не сказано о его возрасте, не описана внешность. Понятно, что этот человек уже немало повидал на своем веку. Героиня же предстает перед нами юной девушкой, едва распустившимся цветком. Такая обезличенность, схематичность в изображении героев помогает автору придать стихотворению философскую глубину.

    Любовь в понимании Тургенева может быть радостью и бедой. Она сравнима с разрушающей стихией. «Пожар зари» , «порывистый ливень» , «потоп дождя» символы внезапно нахлынувшего чувства, которое опалило лепестки нежной розы. Но это принесло юной героине и кратковременное счастье. Тургенев считал, что «только любовь вызывает такой расцвет всего существа, которое не может дать ничто другое» .

    «Роза» – одно из лучших стихотворений в прозе. Краткое, емкое, полное ассоциаций и образов, присущих поэтическому творчеству. Сложно написать о любви короче и красивее, чем сделал это в своем маленьком шедевре Иван Сергеевич Тургенев.

    • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
    • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
    • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
    • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
    • Тургенев Иван Сергеевич, краткая биография


    
    Top