Рождение мхт. МХТ им

    Запрос «МХТ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Эта статья о MXT/МХАТе до конфликта 1987 года, который привёл к образованию двух разных театров. О МXT им. А. П. Чехова («ефремовском») см. Московский… … Википедия

    ВТОРОЙ (МХАТ 2 й), создан в 1924 на основе 1 й Студии МХТ (открыта в 1913). Художественные руководители: с 1924 М. А. Чехов, с 1928 И. Н. Берсенев. Спектакли: «Гамлет» У. Шекспира (1924), «Блоха» по Н. С. Лескову… … Энциклопедический словарь

    МХТ им. А. П. Чехова Директор Олег Павлович Табаков Художественный руководитель Олег Павлович Табаков Сайт Официальный сайт МХТ им. А. П. Чехова н … Википедия

    Эта статья о МХТ им. А. П. Чехова («ефремовском»). О МХАТе до 1987 года см. Московский Художественный театр; о «доронинском» МХАТе см. Московский Художественный академический театр имени М. Горького. Координаты … Википедия

    МХТ им. А. П. Чехова Директор Олег Павлович Табаков Художественный руководитель Олег Павлович Табаков Сайт … Википедия

    - (МХАТ 2 й) русский советский театр. Работал в 1924 36. Вырос на основе 1 й Студии МХТ, организованной в 1912 К. С. Станиславским (См. Станиславский) и Л. А. Сулержицким. В студии и затем МХАТ 2 м работали Б. М. Сушкевич, М. А. Чехов, А. Д … Большая советская энциклопедия

    - (МХАТ 2 й), создан в 1924 на основе 1 й Студии МХТ (открыта в 1913). Художественный руководитель: М. А. Чехов (с 1924), И. Н. Берсенев (с 1928). В 1936 был закрыт … Энциклопедический словарь

    Один из ведущих театров России. Основан в 1898 К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем Данченко. Новаторские позиции театра нашли свою опору прежде всего в драматургии А. П. Чехова, А. Н. Островского, Н. В. Гоголя, М. Горького. Среди коренных… … Русская история

Книги

  • Московский Художественный Театр , Коллектив авторов , Исторический очерк его жизни и деятельности. Издание журнала`Рампа и жизнь`. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1914 года (издательство`Москва. Товарищество типографий… Категория: Ювелирное искусство Издатель: Книга по Требованию , Производитель: Книга по Требованию ,
  • Московский Художественный Театр , Коллектив авторов , Исторический очерк его жизни и деятельности. Издание журнала "Рампа и жизнь" . Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1914 года (издательство" Москва. Товарищество… Категория: Искусство Серия: Издатель:

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР, (МХТ, МХАТ) - от-крыл-ся 14 октября 1898 года спек-так-лем «Царь Фё-дор Ио-ан-но-вич» А.К. Тол-сто-го в зда-нии те-ат-ра «Эр-ми-таж » в Ка-рет-ном Ря-у.

С 1902 года в Ка-мер-гер-ском пе-ре-ул-ке: зда-ние бы-ло воз-ве-де-но как особ-няк князя П.И. Одо-ев-ско-го в сти-ле ам-пир (1817), в те-че-ние XIX века мно-го-крат-но пе-ре-страи-ва-лось; в 1882 году пре-вра-ще-но в Ка-мер-ный те-атр по за-ка-зу вла-дель-ца, куп-ца Г.М. Ли-а-но-зо-ва (архитектор М.Н. Чи-ча-гов; см. Чи-ча-го-вы). Для МХТ пе-ре-строе-но в сти-ле ра-цио-наль-но-го мо-дер-на (1902, архитектор Ф.О. Шех-тель); про-ект осу-ще-ст-в-лён час-тич-но: пол-но-стью пе-ре-де-ла-ны ин-терь-е-ры, но фа-сад ос-тал-ся прак-ти-че-ски в преж-нем ви-де, за ис-клю-че-ни-ем све-тиль-ни-ков, две-рей, окон-ных пе-ре-плё-тов; над вхо-дом ус-та-нов-лен рель-еф «Пло-вец» («Вол-на»; 1901, скульп-тор А.С. Го-луб-ки-на).

Шех-тель так-же вы-пол-нил эс-ки-зы за-на-ве-са и эмб-ле-мы те-ат-ра. Ря-дом в 1914 году он же воз-вёл ком-мерч. зда-ние (с 1938 года пе-ре-да-но МХАТу; ны-не му-зей те-ат-ра и учеб-ная сце-на). К 1970-м годам основное зда-ние те-ат-ра об-вет-ша-ло, ре-кон-ст-руи-ро-ва-лось в 1977-1987 годах (архитектор. С.М. Гель-фер): бы-ли вос-ста-нов-ле-ны ин-терь-е-ры, воз-ве-де-на но-вая сце-ническая ко-роб-ка, при-стро-ен кор-пус с административными и под-соб-ны-ми по-ме-ще-ния-ми, соз-да-на ма-лая сце-на.

Яд-ро труп-пы со-ста-ви-ли уча-ст-ни-ки спек-так-лей Об-ще-ст-ва искусства и литературы под руководством К.С. Ста-ни-слав-ско-го и вы-пу-ск-ни-ки Музыкально-дра-ма-тического учи-ли-ща Московского фи-лар-мо-нического об-ще-ст-ва, где пре-по-да-вал Вл. И. Не-ми-ро-вич-Дан-чен-ко: М.Ф. Ан-д-рее-ва, А.Р. Ар-тём, Г.С. Бурд-жа-лов, О.Л. Книп-пер (см. Книп-пер-Че-хо-ва О.Л.), М.П. Ли-ли-на, В.В. Луж-ский, В.Э. Мей-ер-хольд, И.М. Мо-ск-вин, Е.М. Мунт, М.Л. Рок-са-но-ва, М.Г. Са-виц-кая.

В 1900 в труп-пу всту-пил В.И. Ка-ча-лов, в 1903 году - Л.М. Ле-о-ни-дов. Гла-вен-ст-вую-щая цель - соз-да-ние но-во-го ти-па национального русского те-ат-ра (не-за-ви-си-мо-го и об-ще-дос-туп-но-го). Ос-но-во-по-ла-гаю-щие прин-ци-пы (общ-ность ху-дожественного язы-ка, един-ст-во це-лей и ме-то-дов ра-бо-ты), за-да-ча об-нов-ле-ния средств, ко-то-рые по-зво-ли-ли бы ин-тер-пре-ти-ро-вать но-вую дра-му (Г. Иб-сен, Г. Га-упт-ман, А. Стринд-берг, М. Ме-тер-линк и, пре-ж-де все-го, А.П. Че-хов), вво-ди-ли МХТ в кон-текст ев-ропейского дви-же-ния «не-за-ви-си-мых те-ат-ров», сбли-жая с на-чи-на-ния-ми А. Ан-туа-на, О. Бра-ма, М. Рейн-хард-та.

По-ис-ки клю-ча к дра-ма-тур-гии Че-хо-ва («Чай-ка», 1898; «Дя-дя Ва-ня», 1899; «Три се-ст-ры», 1901; «Виш-нё-вый сад», 1904) при-ве-ли к соз-да-нию «те-ат-ра на-строе-ния», воз-ник-но-ве-нию по-ня-тий сце-нической ат-мо-сфе-ры, под-тек-ста и т. п. Ре-жис-сёр-ско-му искскусству Ста-ни-слав-ско-го и Не-ми-ро-ви-ча-Дан-чен-ко бы-ла при-су-ща по-сле-до-ва-тель-ность в соз-да-нии еди-но-го об-раза спек-так-ля; об-щая ху-дожественная мысль пе-ре-да-ва-лась во всём бо-гат-ст-ве пси-хо-ло-гических и жи-тей-ских под-роб-но-стей. МХТ - пер-вый в Рос-сии те-атр, из-брав-ший собственный круг тем и по-сле-до-ва-тель-но их раз-ра-баты-вав-ший от спек-так-ля к спек-так-лю.

Рас-ши-ре-ние творч. про-грам-мы и ощу-ще-ние пуль-са современной жиз-ни при-ве-ли к по-ста-нов-ке спек-так-лей об-ще-ст-вен-но-по-ли-тической ли-нии («Ме-ща-не» и «На дне» Горь-ко-го, 1902; «Док-тор Шток-ман» Иб-се-на, 1900), к даль-ней-шей раз-ра-бот-ке ис-то-рической тра-ге-дии («Смерть Ио-ан-на Гроз-но-го» А.К. Тол-сто-го, 1899; «Юлий Це-зарь» У. Шек-спи-ра, 1903; «Бо-рис Го-ду-нов» А.С. Пуш-ки-на, 1907), сказ-ки («Сне-гу-роч-ка» А.Н. Ост-ров-ско-го, 1900; «Си-няя пти-ца» Ме-тер-лин-ка, 1908), к опы-там в об-лас-ти сим-во-лиз-ма и ран-не-го экс-прес-сио-низ-ма («Сле-пые», «Там внут-ри», «Не-про-ше-ная» Ме-тер-лин-ка, 1904; «Жизнь Че-ло-ве-ка» Л.Н. Ан-д-рее-ва, 1907 и 1909; «Рос-мерс-хольм» Иб-се-на, 1908).

С середины 1910-х годов Ста-ни-слав-ский с Л.А. Су-лер-жиц-ким на-чал экс-пе-ри-мен-ты, по-ло-жив-шие на-ча-ло Ста-ни-слав-ско-го сис-те-ме и впер-вые при-ме-нён-ные в по-ста-нов-ках спек-так-лей «Дра-ма жиз-ни» К. Гам-су-на (1907) и «Ме-сяц в де-рев-не» И.С. Тур-ге-не-ва (1909). Прав-да «жиз-ни че-ло-ве-че-ско-го ду-ха», глу-би-на «под-тек-ста» и «под-вод-но-го те-че-ния», ос-во-бо-ж-де-ние от штам-пов, сти-ли-стическая вер-ность от-ли-ча-ли по-ста-нов-ки русской клас-си-ки: «Го-ре от ума» А.С. Гри-бое-до-ва (1906, 1914), «На вся-ко-го муд-ре-ца до-воль-но про-сто-ты» Ост-ров-ско-го (1910), «Бра-тья Ка-ра-ма-зо-вы» (1910) и «Ни-ко-лай Став-ро-гин» (1913) по Ф.М. Дос-то-ев-ско-му, «На-хлеб-ник», «Где тон-ко, там и рвёт-ся» и «Про-вин-ци-ал-ка» Тур-ге-не-ва (1912).

Жиз-нен-ная пра-в-да до-во-ди-лась до сме-лой, яр-кой те-ат-раль-но-сти в «Мни-мом боль-ном» Моль-е-ра (1913), «Хо-зяй-ке гос-ти-ни-цы» К. Голь-до-ни (1914), «Смер-ти Па-зу-хи-на» М.Е. Сал-ты-ко-ва-Щед-ри-на (1914), «Се-ле Сте-пан-чи-ко-ве» по Дос-то-ев-ско-му (1917). Важ-ной ве-хой ста-ло при-гла-ше-ние для ра-бо-ты над «Гам-ле-том» Шек-спи-ра (1911) Г.Э.Г. Крэ-га. Об-нов-лял-ся круг ху-дож-ни-ков - ес-ли поч-ти все спек-так-ли пер-во-го де-ся-ти-ле-тия шли в де-ко-ра-ци-ях В.А. Си-мо-ва, то в даль-ней-шем в те-ат-ре ра-бо-та-ли В.Е. Его-ров, Н.П. Уль-я-нов, М.В. До-бу-жин-ский, А.Н. Бе-нуа, Н.К. Ре-рих, Б.М. Кус-то-ди-ев, Н.А. Ан-д-ре-ев.

В 1919 году МХТ был на-цио-на-ли-зи-ро-ван и вклю-чён в чис-ло ака-де-мических те-атров (с 1932 имени М. Горь-ко-го). Часть труп-пы, в 1919 году вы-ехав на юг, при на-сту-п-ле-нии бе-лых ока-за-лась от-ре-зан-ной от Мо-ск-вы; вос-со-еди-не-ние со-стоя-лось лишь в 1922 году, ко-гда МХАТ во гла-ве с К.С. Ста-нислав-ским от-пра-вил-ся на дли-тель-ные га-ст-ро-ли (Гер-ма-ния, Фран-ция, США, 1922-1924). В середине 1920-х годов в труп-пу во-шли М.М. Тар-ха-нов, Б.Г. Доб-ро-нра-вов, А.К. Та-ра-со-ва, О.Н. Ан-д-ров-ская, К.Н. Елан-ская, А.П. Зуе-ва, А.И. Сте-па-но-ва, Н.П. Ба-та-лов, А.Н. Гри-бов, М.Н. Кед-ров, Б.Н. Ли-ва-нов, М.И. Пруд-кин, В.А. Ор-лов, В.Я. Ста-ни-цын, Н.П. Хме-лёв, М.М. Ян-шин и др., со-ста-вив вто-рое по-ко-ле-ние МХАТа.

В 1925 воз-ник-ла Ре-пер-ту-ар-но-ху-дожественная кол-ле-гия под предсидательством П.А. Мар-ко-ва. Ста-ни-слав-ский и ос-таль-ные «ста-рей-ши-ны» ут-вер-жда-ли её ре-ше-ния. Столь же важ-ным бы-ло соз-да-ние литературной и об-ще-куль-тур-ной сре-ды те-ат-ра, но-во-го кру-га ав-то-ров. По на-стоя-нию МХАТа на-ча-ли дра-ма-тические опы-ты М.А. Бул-га-ков, Вс.В. Ива-нов, Л.М. Ле-о-нов, Ю.К. Оле-ша, В.П. Ка-та-ев.

Наи-бо-лее ор-га-нич-ным стал со-юз с Бул-га-ко-вым; спек-такль «Дни Тур-би-ных» (1926) на-зы-ва-ли «Чай-кой» вто-ро-го по-ко-ле-ния. Но-вые крас-ки ре-жис-су-ры МХАТа - народно-ко-ме-дий-ное на-ча-ло, озор-ст-во ве-ли-ко-леп-ной фан-та-зии - рас-кры-лись в спек-так-лях «Го-ря-чее серд-це» А.Н. Ост-ров-ско-го (1926) и «Бе-зум-ный день, или Же-нить-ба Фи-га-ро» П. Бо-мар-ше (1927). На ру-бе-же 1930-х ггодов, от-да-вая дань идео-ло-ги-за-ции куль-ту-ры, МХАТ по-шёл на сбли-же-ние с дра-ма-тур-га-ми-«рап-пов-ца-ми» («Взлёт» Ф.А. Ва-гра-мо-ва, 1930; «Хлеб» В.М. Кир-шо-на и «Страх» А.Н. Афи-но-ге-но-ва, 1931).

Наи-выс-ши-ми дос-ти-же-ния-ми в 1930-е годы ста-ли «Вос-кре-се-ние» по Л.Н. Тол-сто-му (1930), че-ре-да ак-тёр-ских ра-бот в «Мёрт-вых ду-шах» по Н.В. Го-го-лю (1932; Чи-чи-ков - В.О. То-пор-ков, Ма-ни-лов - Кед-ров, Со-ба-ке-вич - Тар-ха-нов, Плюш-кин - Л.М. Ле-о-ни-дов, Ноз-д-рёв - И.М. Мо-ск-вин и Ли-ва-нов, Ко-ро-боч-ка - Зуе-ва, Гу-бер-на-тор - Ста-ни-цын), «Вра-ги» Горь-ко-го (1935), «Ан-на Ка-ре-ни-на» по Тол-сто-му (1937), «Тар-тюф» Моль-е-ра (1939). В 1940 году со-стоя-лась пре-мье-ра «Трёх сес-тёр» Че-хо-ва в по-ста-нов-ке Вл.И. Не-ми-ро-ви-ча-Дан-чен-ко, где сквоз-ной те-мой ста-ла «тос-ка по луч-шей жиз-ни» и где ре-жис-сёр, очи-щая ак-тёр-ское искусство от на-ко-пив-ших-ся лож-ных при-вы-чек, дос-ти-гал глу-би-ны по-сти-же-ния вы-со-ко-го ду-хов-но-го ми-ра русских ин-тел-ли-ген-тов, внутреннего му-зы-каль-но-сти по-строе-ния. Чёт-кое сти-ли-стическое ре-ше-ние, от-то-чен-ность, изя-ще-ст-во ак-тёр-ско-го мас-тер-ст-ва от-ли-ча-ли спек-такль «Шко-ла зло-сло-вия» Р. Ше-ри-да-на (1940).

В 1940-е годы. в ре-жис-су-ре МХАТа боль-шое зна-че-ние при-об-ре-та-ла пе-да-го-гическая сто-ро-на в ущерб це-ло-ст-но-му сце-ническому ре-ше-нию. В ре-пер-ту-ар всё ча-ще вклю-ча-лись от-кро-вен-но тен-ден-ци-оз-ные пье-сы, ста-вив-шие пе-ред ак-тё-ра-ми уп-ро-щён-ные за-да-чи. Па-ра-док-саль-ность по-ло-же-ния, од-на-ко, за-клю-ча-лась в том, что пье-са, по-пав-шая на сце-ну МХАТа СССР (с конца 1930-х годов ока-зав-ше-го-ся на осо-бом по-ло-же-нии «глав-но-го те-ат-ра стра-ны»), тем са-мым вклю-ча-лась в но-менк-ла-ту-ру ше-дев-ров; кри-ти-ка МХАТа СССР ква-ли-фи-ци-ро-ва-лась как на-прав-лен-ная про-тив СССР.

Спек-так-ли, по-лу-чав-шие официальное при-зна-ние, не со-би-ра-ли за-ла: «Рус-ский во-прос» К.М. Си-мо-но-ва (1947), «Хлеб наш на-сущ-ный» (1948) и «За-го-вор об-ре-чён-ных» (1949) Н.Е. Вир-ты. Ска-зы-ва-лось и кол-лек-тив-ное ру-ко-во-дство 1950-1960-х годах, от-сут-ст-вие еди-ной ре-жис-сёр-ской во-ли. От-ме-чен-ные бли-ста-тель-ны-ми ак-тёр-ски-ми ра-бо-та-ми спек-так-ли («Крем-лёв-ские ку-ран-ты» Н.Ф. По-го-ди-на, 1956; «Ма-рия Стю-арт» Ф. Шил-ле-ра, 1957; «Зо-ло-тая ка-ре-та» Л М. Ле-о-но-ва, 1958) бы-ли ско-рее ис-клю-че-ния-ми из об-ще-го пра-ви-ла. Про-цве-та-ла «ак-тёр-ская» ре-жис-су-ра, ино-гда да-вав-шая вы-со-кие ре-зуль-та-ты (например: спек-такль «Ми-лый лжец» Дж. Кил-ти, 1962, постановка И.М. Ра-ев-ско-го, Бер-нард Шоу - А.П. Кто-ров, Пат-рик Кем-пбелл - А.И. Сте-па-но-ва), но в раз-роз-нен-но-сти сво-их уси-лий ли-шав-шая жизнь те-ат-ра внутренней цель-но-сти, по-сле-до-ва-тель-но-сти за-дач, ло-ги-ки раз-ви-тия.

Идеа-лы Ху-дожественного те-ат-ра стре-ми-лась воз-ро-дить «Сту-дия мо-ло-дых ак-тё-ров» (см. «Со-вре-мен-ник»), но мет-ро-по-лия по-сле дол-гих ко-ле-ба-ний от-ка-за-лась при-нять её в своё ло-но. Же-ла-ние вый-ти из ту-пика по-бу-ди-ло «ста-рей-шин» МХАТа пред-ло-жить долж-ность главного режиссера О.Н. Еф-ре-мо-ву, ко-то-рый при-нял на се-бя эти обя-зан-но-сти в сентябре 1970.

По-сто-ян-ны-ми со-труд-ни-ка-ми МХАТа ста-но-вят-ся дра-ма-тур-ги А.И. Гель-ман с па-ра-док-саль-но-стью его со-ци-аль-ных рас-сле-до-ва-ний («За-се-да-ние парт-ко-ма», 1975; «Об-рат-ная связь», 1977; «Мы, ни-же-под-пи-сав-шие-ся», 1979; «На-еди-не со все-ми», 1981; «Ска-мей-ка», 1984; «Чок-ну-тая», 1986) и М.М. Ро-щин с его неж-ной и иро-ничной на-блю-да-тель-но-стью и те-ат-раль-ной фан-та-зи-ей («Ва-лен-тин и Ва-лен-ти-на», 1972; «Ста-рый Но-вый год», 1973; «Эше-лон», 1975; «Муж и же-на сни-мут ком-на-ту», 1976; «Пер-ла-мут-ро-вая Зи-наи-да», 1987).

Боль-шой ре-зо-нанс вы-зва-ла по-ста-нов-ка пье-сы М.Ф. Шат-ро-ва «Так по-бе-дим!» (1981). С те-ат-ром со-труд-ни-ча-ли ху-дож-ни-ки Д.Л. Бо-ров-ский, В.Я. Ле-вен-таль и другие. В труп-пу во-шли И.М. Смок-ту-нов-ский, А.А. По-пов, А.А. Ка-ля-гин, Т.В. До-ро-ни-на, А.В. Мяг-ков, Т.Е. Лав-ро-ва, Е.А. Ев-стиг-не-ев, Е.С. Ва-силь-е-ва, О.П. Та-ба-ков, А.А. Вер-тин-ская и другие.

Раз-рас-тав-шую-ся и раз-но-род-ную труп-пу не уда-ва-лось, од-на-ко, объ-е-ди-нить. Не-об-хо-ди-мость за-ни-мать ак-тё-ров ве-ла к ком-про-мис-сам и в вы-бо-ре пьес, и в на-зна-че-нии ре-жис-сё-ров, к по-яв-ле-нию яв-но не-жиз-не-спо-соб-ных по-ста-но-вок. При-гла-ше-ние круп-ных мас-те-ров ре-жис-су-ры (А.В. Эф-рос, М.Г. Ро-зов-ский, Р.Г. Вик-тюк, К.М. Гин-кас и др.) обес-пе-чи-ва-ло по-яв-ле-ние зна-чительных спек-так-лей, но не со-дей-ст-во-ва-ло вы-ра-бот-ке еди-ной ху-дожественной сис-те-мы, об-ще-го творческого язы-ка. Всё это при-ве-ло к кон-флик-ту, в ре-зуль-та-те ко-то-ро-го с на-ча-ла се-зо-на 1987-1988 годов офи-ци-аль-но су-щест-во-ва-ли две труп-пы - под руководством Еф-ре-мо-ва (с 1989 года Мо-с-ков-ский Ху-до-же-ст-вен-ный ака-де-ми-че-ский те-атр имени А.П. Че-хо-ва; зда-ние в Ка-мер-гер-ском пе-ре-улке, в 2001 году от-кры-лась но-вая сце-на) и под- руководством До-ро-ни-ной (с 1989 года Мо-с-ков-ский Ху-до-же-ст-вен-ный ака-де-ми-че-ский те-атр имени М. Горь-ко-го; зда-ние на Твер-ском буль-ва-ре, 1973 год, ар-хи-тек-то-ры В.С. Ку-ба-сов, В.С. Уля-шов, ре-ше-но в сти-ле пост-мо-дер-низ-ма с эле-мен-та-ми сти-ля мо-дерн; фа-сад об-ли-цо-ван ар-мян-ским ту-фом, ко-то-рый так-же ис-поль-зо-ван, на-ря-ду с де-ре-вом, в оформ-ле-нии ин-терь-е-ра).

В 1943 при те-ат-ре от-кры-та Шко-ла-сту-дия МХАТ имени Вл. И. Не-ми-ро-ви-ча-Дан-чен-ко.

Московский художественный театр (МХТ, бывш. МХАТ), открылся 14 октября 1898 премьерой «Царя Федора Иоанновича» А.К.Толстого. Началом Художественного театра считают встречу его основателей К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897. На этой встрече, по словам Станиславского, обсуждали «основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы, сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, наши взаимоотношения». Разделили обязанности (литературно-художественное veto принадлежит Немировичу-Данченко, художественное – Станиславскому) и набросали систему лозунгов, по которым будет жить театр («Сегодня – Гамлет, завтра – статист, но и в качестве статиста он должен быть артистом»). Обсудили круг авторов (Х.Ибсен, Г.Гауптман, А.П.Чехов) и репертуар.

Не получив государственной субсидии, в марте 1898 ряд лиц во главе со Станиславским и Немировичем-Данченко заключили договор, положивший начало негласному «Товариществу для учреждения Общедоступного театра» (в число учредителей вошли Станиславский, Немирович-Данченко, Д.М.Востряков, К.А.Гутхейль, Н.А.Лукутин, С.Т.Морозов, К.В.Осипов, И.А.Прокофьев, К.К.Ушков). Среди первых актеров были О.Л.Книппер, И.М.Москвин, Вс.Э.Мейерхольд, М.Г.Савицкая, М.Н.Германова, М.Л.Роксанова, Н.Н.Литовцева, во второй группе – М.П.Лилина, М.Ф.Андреева, В.В.Лужский, А.Р.Артем.

Было решено отказаться от исполнения нескольких разнородных драматургических произведений в один вечер, упразднить увертюру, которой традиционно начиналось представление, отменить выходы актеров на аплодисменты, следить за порядком в зрительном зале, подчинить контору требованиям сцены, для каждой пьесы подбирать собственную обстановку, мебель, бутафорию и т.д. Самой же важной частью реформы, по словам Немировича-Данченко, было преобразование репетиционного процесса.

Главной задачей МХТ (бывш. МХАТ), по мысли его создателей, был поиск сценического воплощения новой драматургии, не находящей понимания в старом театре. Планировалось обращение к драмам Чехова, Ибсена, Гауптмана. В первый период своего существования (1898–1905) МХТ был преимущественно театром современной драматургии.

Первый спектакль МХТ (бывш. МХАТ) поражал зрителей своей исторической и бытовой правдой, живостью массовых сцен, смелостью и новизной режиссерских приемов, игрой Москвина в роли Федора. Станиславский считал, что с «Царя Федора» началась историко-бытовая линия в МХТ. Однако рождением нового театра его создатели считали постановку «Чайки» Чехова. Театр нашел своего Автора, и, по словам Немировича-Данченко, «театром Чехова он [МХТ] станет неожиданно для нас самих». Именно в чеховских спектаклях произошло открытие театральной системы, определившей театр 20 века, пришло новое понимание сценической правды, поворачивающее внимание актера и режиссера от реализма внешнего к внутреннему реализму, к проявлениям жизни человеческого духа. МХТ впервые в истории мирового театра утвердил значение режиссера – автора спектакля, интерпретирующего пьесу в соответствии со спецификой своего творческого видения.

В первых же своих пьесах Антон Павлович Чехов выступил как новатор. Он хорошо видел и сюжетную бедность современного ему репертуара, и устарелость драматургической формы.

Характеризуя настроения театрального зрителя своего времени, он говорит:

«Требуют, чтобы герой, героиня были сценически эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они (люди) больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни... Надо, чтобы жизнь была такая, какая она есть, и люди такие, какие они есть, а не ходульные» .

Таким образом, в основе взглядов Чехова-драматурга лежит отвращение к сюжетной искусственности, театральности и эффектам старого театра. На сцене всё должно быть так же просто, как и в жизни, - вот лозунг Чехова, драматурга-реалиста, требовательного и чуткого художника. Эта обязательная простота отнюдь не исключала, с точки зрения Чехова, свежести и оригинальности драматургической формы. В одном из писем он заявил: «Кто изобретёт новые концы для пьес, тот изобретёт новую эру. Герой или женись, или застрелись, другого выхода нет!!!».

Об этих же новаторских устремлениях говорит его фраза: «Сюжет должен быть нов, а фабула должна отсутствовать».

История МХТ

Театр был создан в 1898 году Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. Первое его название - Художественно-общедоступный театр, в 1901 году оно сменилось на Московский Художественный театр (МХТ), а с 1919 года театр носит имя Московский Художественный академический театр, к которому в 1932 году добавилось окончание «СССР им. М. Горького».

В 1987 году произошёл раскол на два театра - Московский Художественный академический театр им. М. Горького, (МХАТ имени М. Горького) и Московский Художественный академический театр им. А. П. Чехова (МХАТ им. А. П. Чехова). В 2004 году второй из них отказался от звания «академический». Его-то мы и знаем сейчас как МХТ.

Впервые двери театра распахнулись навстречу зрителям 14 октября 1898. Первой премьерой стала постановка «Царь Федор Иоаннович», основанная на трагедии в пяти действиях Алексея Константиновича Толстого. Режиссёрами выступили Станиславский и Немирович-Данченко. Показ прошёл в здании театра «Эрмитаж» по адресу Каретный ряд, дом 3. С 1902 театр располагается в Камергерском переулке, в здании бывшего Лианозовского театра, перестроенного в том же году архитектором .



С первого же спектакля зрители были покорены исторической правдой, достоверностью бытовых деталей и живыми массовыми сценами. Даже критика признала, что это новое слово в театральном искусстве России, и восторженно отзывалась об оригинальности режиссерского решения и новизне приёмов.

Сам же Станиславский говорил, что именно с «Царя Федора Иоанновича» началась историко-бытовая линия во МХАТе. Но зрителей в первую очередь восхитила в спектакле не смелая режиссура и блистательная игра артистов, а бутафория, грим и декорации. До этого публика, приходящая в театр, никогда не видела такой тонкой работы над деталями, такого точного воссоздания быта на сцене. Ведь для «Царя Федора» была приобретена старинная утварь, собраны по музеям предметы обихода, иконы, оружие, сшиты достоверные до мельчайших подробностей костюмы, восстановлены забытые обычаи и обряды. На глазах зрителя протекала самая настоящая жизнь, натуральная, узнаваемая.

Кроме «Царя Федора Иоанновича», в первом сезоне театр представил на суд зрителей спектакль «Чайка» по пьесе Антона Павловича Чехова. Спектакль имел огромный успех и определил направление всего будущего творчества МХАТа.



Чехов на сцене МХТ

Взять в работу «Чайку» было довольно смелой идеей, так как попытка постановки этого произведения однажды уже потерпела фиаско. Пьеса Чехова была поставлена в Александринском театре Санкт-Петербурга, и, несмотря на то, что задействованы в ней были лучшие артисты труппы, спектакль провалился, а сам Чехов бежал из театра и из города и даже поклялся отречься от театра.

Причина провала крылась в том, что неподготовленная публика, придя на комедию, как значилось в афише, ждала привычного веселого водевиля, тем более, что в главной роли была бенефициантка Елизавета Левкеева, известная комическая актриса. Теперь же ставить «Чайку» так, как задумывал её автор, было рискованно, и Чехов долго не давал своего согласия на постановку.

Станиславский и сам не очень понимал, как нужно играть эту пьесу. Актерам было невероятно трудно существовать в чеховской манере, режиссер не мог сформулировать задачи, и театр был готов отказаться от идеи постановки.

Но Немирович-Данченко, который и выбрал «Чайку», не мог отступиться от задуманного. Он настоял на продолжении работы, и в репетициях, в мучительных поисках, в бесконечных спорах между актерами и режиссёром, наконец, нашлось правильное решение, начали прощупываться те самые «новые формы».

В «Чайке» нельзя было говорить просто, бытово, громко, здесь нужна была иная речевая мелодия, и вдруг в голосах уставших, измученных актеров зазвучали нужные ноты. Уже во второй раз «утомление театральностью» дало верное направление русскому театру!

Премьера «Чайки» состоялась 16 декабря 1898 года. Уверенности в успехе не было ни у кого, публика могла не принять нового спектакля. Вся труппа испытывала неимоверное волнение и тревогу, осознавая степень ответственности перед автором и будущим своего театра.

Когда спектакль закончился, на исполнителей обрушился град аплодисментов и оваций, публика не давала опустить занавес, а актеры плакали от счастья и обнимались прямо на сцене! В зрительном зале слышались взволнованные голоса, кто-то требовал послать телеграмму Чехову в Ялту.

Как сказала потом Ольга Книппер-Чехова: «И "Чайка", и Чехов-драматург были реабилитированы!» . Спектакль имел небывалый успех.

Критики были восхищены не меньше зрителей и признали, что спектакль поражает своей новизной, отсутствием шаблонов и великолепным актерским ансамблем. Детали здесь были воспроизведены так же подробно и точно, как в «Царе Федоре», но тут уже никто не упрекал постановщиков в утрированной внешней правде.

«Это совершенно новая пьеса, по-новому задуманная, написанная и исполненная как раз в том тоне, в каком автору желательно» , - писали московские газеты.

Стало очевидно, что МХАТ нашел своего Автора и вышел на новый уровень, заняв одно из первых мест в русском театральном искусстве рубежа веков. Именно в чеховских спектаклях произошло открытие театральной системы, определившей театр XX века, пришло новое понимание сценической правды, поворачивающее внимание актера и режиссера от внешнего реализма к внутреннему, к проявлениям жизни человеческого духа.

МХТ впервые в истории мирового театра утвердил значение режиссера как автора спектакля, интерпретирующего пьесу в соответствии со спецификой своего творческого видения.

Рождение Московского Художественного Академического театра неразрывно связано не только с «Чайкой» (хотя, безусловно, «Чайка» – это визитная карточка МХАТа), но и со всей драматургией Чехова в общем.

В последующие годы театр осуществил и другие постановки по пьесам автора:

«Дядя Ваня» в 1899 году, где Станиславский блистал в роли Астрова. Спектакль не сразу был принят публикой, однако впоследствии стал одним из «козырей» театра.

«Три сестры» - самая пронзительная пьеса Чехова. Поставлена она была в 1901 году, когда из названия театра уже убрали слово «общедоступный».

«Вишневый сад», который играли уже не в помещении театра «Эрмитаж», а в новом здании - в Камергерском переулке.

Именно в спектаклях по пьесам Чехова начинала рождаться театральная система, которая и формировала совершенно новый тип актеров. МХАТ утвердил значение режиссера как автора спектакля, произвел реформу репертуара, ища для постановок произведения, созвучные времени. Но, работая с «модной» драматургией и не обходя вниманием символизм в русском театре, МХАТ никогда не забывал о классике.

Арендовал его у Г.М. Лианозова на 12 лет. До этого у дома было много владельцев; его строили, сносили и перестраивали. Каким мы видим его сейчас, он стал в 1902 году после реконструкции, проведенной . Это было первое театральное здание в России, которое архитектор создавал в творческом союзе с художественными руководителями театра.

Существует легенда, что в середине XIV века участок земли, где стоит дом, принадлежал Иакинфу Шубе, полководцу Дмитрия Донского. В 1767 году владение перешло к князю П.И. Одоевскому и его наследникам. В 1851 году «мхатовский» дом стал принадлежать Сергею Римскому-Корсакову; в народе здание прозвали «домом Фамусова». По мнению литераторов, Римский-Корсаков был женат на двоюродной сестре Грибоедова, с которой был написан образ Софьи в комедии «Горе от ума».

Театральная история здания началась в 1882 году, когда по заказу Георгия Лианозова архитектор М.Н. Чичагов перестроил дом. Зрительный зал занял центральную часть задних комнат, а большая часть двора между зданиями превратилась в сцену. Лианозов сдавал помещение театру Ф.А. Корша и труппе госпожи Е.Н. Горевой; здесь пели знаменитые итальянцы Анжело Мазини и Франческо Таманьо. Впоследствии театр арендовали для кафешантанов разные владельцы подобных заведений, в основном Ш. Омон.

В 1902 году по заказу Саввы Морозова реконструкцию здания для Московского Художественного театра осуществил архитектор (при участии И.А. Фомина). Дом перепланировали, фасад был перестроен. По рисункам знаменитого архитектора отделали интерьеры и все убранство театра вплоть до занавеса и надписей. По выражению Станиславского, здание превратили в «изящный храм искусства». Савва Морозов потратил на перестройку дома 300 тысяч рублей, при этом Шехтель выполнил свою работу безвозмездно.

После реконструкции вместимость театра увеличилась до 1300 человек. Большая сценическая коробка заняла весь бывший двор. Для проектирования сцены был привлечен опытный антрепренер-режиссер, знаток сценических фокусов М.В. Лентовский; за техническое оснащение сцены отвечали братья Жуйкины. В результате получилась одна из самых совершенных сцен того времени.

К сожалению, проект Шехтеля по переделке фасада полностью осуществить не удалось. Существующая отделка сочетает в себе как элементы модерна, так и следы эклектичной обработки. Во время той отделки на первом этаже вставили оконные рамы с мелкой «клетчатой» расстекловкой (стекло разделено на маленькие квадраты). Между окнами первого и второго этажа повесили фонари-светильники кубической формы на изысканных кронштейнах. Для боковых порталов был разработан дизайн входных дверей с пластичными медными ручками. Было предложено интересное решение для правого входа: с обеих сторон он был облицован голубоватой керамической плиткой. Над его входом разместили скульптуру Голубкиной «Море житейское» – выполненную именно в духе нового искусства, стилистику и формальный язык которого воплощал Художественный общедоступный театр.

Оформление интерьеров восхитительное – это редкий сохранившийся пример русского модерна в театральной архитектуре. Приглушенная зеленоватая окраска стен, темное дерево, орнамент в стиле модерн, надписи, выполненные специально разработанным шрифтом – всё это создает уникальную атмосферу театра.

Федор Шехтель придумал занавес сцены со знаменитыми орнаментом в виде завитков и изображением чайки, которая стала символом МХТ. Это дань великому , чья пьеса «Чайка» была поставлена на сцене театра. 25 октября 1902 года спектаклем «Мещане» открылся сезон в новом здании театра в Камергерском переулке.

В конце 1970–1980-х была проведена капитальная реконструкция помещений театра. Были отреставрированы интерьеры фойе и зрительного зала; смонтировано новое техническое оборудование сцены, пристроены подсобные помещения. После многочисленных изменений и реконструкций подлинно шехтелевских вещей осталось немного. Но фирменный стиль великого архитектора всё же сохраняется в интерьерах театра, его история продолжается в МХТ.




Top