Розов, сергей викторович. Розов сергей викторович Смотреть что такое "Розов, Сергей Викторович" в других словарях

Сергей Викторович Розов , сын знаменитого драматурга Виктора Сергеевича Розова - очень известный человек в театральном мире. Режиссер с большим стажем, много лет отдавший детскому театру, он уже давно работает художественным руководителем Центра Художественного Образования ГБПОУ «Воробьевы Горы» , называвшегося когда-то Дворцом Пионеров на Ленинских Горах. Сергей Розов - руководитель фестиваля «В добрый час!» , название которого глубоко символично: именно так называлась знаменитая пьеса Виктора Розова, рассказывающая о выпускниках середины 50-х, вступавших в новую взрослую жизнь, пьеса, имевшая богатую сценическую и экранную судьбу. Этот фестиваль - грандиозный форум, на который весной съезжаются детско-юношеские театры из самых разных городов страны.

- Сергей Викторович, Вы для меня - проводник в «мир Розова», на пьесах которого воспитывалось не одно поколение театроведов. Я ведь тоже была знакома с Вашим отцом: когда я защищала диссертацию по режиссуре Анатолия Эфроса и Олега Ефремова, Виктор Сергеевич написал отзыв о моей работе, который и теперь хранится во ВНИИ искусствознания. Какой это был прелестный, остроумный и красивый человек! Расскажите нам о Вашей знаменитой семье Розовых. Вы - Сергей Викторович, Ваш отец - Виктор Сергеевич, а кто же был Ваш дед?

Деда и бабушку по отцовской линии я в живых уже не застал. Я - довольно поздний ребенок; когда родился, отцу было уже 40 лет, и своих родителей к тому времени он уже потерял: мать - в военные годы, отца - до моего рождения. Дед мой, Сергей Федорович, был счетовод-бухгалтер, и всю жизнь проработал в этой должности в Костроме. О своем детстве и всем своем жизненном пути отец писал в книге воспоминаний «Удивление перед жизнью». После его рождения (отец родился в Ярославле в 1913 году) дед ушел воевать на Первую мировую войну. Вернулся из плена в 1918-м с довольно тяжелой травмой... Семья деда жила очень скромно, бабушка была домохозяйкой, и вырастили они двоих детей - Виктора и Бориса.

Из Ярославля их переселил савинковский мятеж. В то время отцу было пять лет. Савинковцы заняли центр города, ворвались в несколько домов и заявили, что уничтожат заложников, если большевики не дадут им выйти из окружения. И семье деда пришлось срочно эвакуироваться, а дом их был уничтожен. Поселились они в городе Ветлуга, недалеко от брата деда, Александра Федоровича. Именно по Ветлуге отец запомнил нэп - когда, как по мановению волшебной палочки, появилось все; и когда появлялась какая-то лишняя копеечка, мать говорила: «Витька, гуляем - беги за калачами к нэпманам!» Оттуда они уже перебрались в Кострому, именно ее отец считал своей родиной, которая его сформировала. Там он учился и в школе, и в индустриальном техникуме, там он впервые начал ходить в театральную студию - костромской ТРАМ. Сейчас там Театр кукол, на котором есть памятная доска, посвященная моему отцу. Интересно, что раньше там работал Алексей Дмитриевич Попов. И когда отец потом поехал в Москву поступать в театральный институт (ему пришлось там и по вокзалам поскитаться), то несколько ночей он провел в доме Попова, который по костромским рекомендациям его приютил у себя.

Семья же Розовых в Костроме была известной благодаря еще и моему двоюродному деду Александру Федоровичу, крупному губернскому врачу, основателю больницы в селе Одоевском. Он был очень творческий человек, член хорового общества, любил петь и музицировать. (Недавно мы с моим двоюродным братом ездили в те места и нашли ту больницу, и первое, что увидели - портрет Александра Федоровича у входа.)

А когда состоялся дебют моего отца в ТРАМе, то, по нашей семейной легенде, его отец утром пришел и протянул ему газету: «На!» И там написали, что спектакль был неплох, «если бы не одна паршивая овца - а именно товарищ Розов, который испортил своей ролью все впечатление!» С этого началась его слава и его отношения со СМИ. Хотя потом он очень хорошо играл роль Скотинина в «Недоросле» в ТРАМе. А потом, в Москве, прошел гигантский конкурс, поступил одновременно во ВГИК и в Театр Революции, выбрал Театр Революции, где был принят на курс Марии Ивановны Бабановой, и даже стал там старостой (в то время ему был 21 год). По рассказам отца, студенты однажды отстранили Бабанову от репетиций - потому что репетировать с ней было совершенно невозможно: она все время выскакивала на сцену, показывала, как надо играть - после чего руки у них только опускались и они понимали, насколько они бездарны, и отец как староста вынужден был сказать: «Мария Ивановна, мы вас очень просим не приходить к нам в процессе выпуска спектакля». Она вылетела пулей, вся пунцовая, и уже только во время премьеры встала где-то за шторкой в конце зала, а когда спектакль закончился, влетела на сцену и расцеловала их всех - и все было прощено.

Что касается линии моей мамы, то ее мать, Александра Константиновна, выросла в семье, где было одиннадцать детей, из которых выжили восемь. А дед по линии матери приехал из Сибири, поступил в Московскую консерваторию, во время гражданской войны ездил с бригадами красных, переболел тифом, надорвал голос, и уже как оперный певец не мог состояться, но в театре оперетты проработал всю жизнь. Словом, он был театральным человеком в чистом виде - и понятно, почему его дочь, моя мама, пошла в актрисы. В конце 40-х годов она играла на сцене ермоловского театра. Интересно, что когда проходил первый конкурс самостоятельных работ молодых московских актеров, то среди юношей первое место занял Олег Ефремов, а среди девушек - моя мама... Я не единственный сын, у меня есть еще младшая сестра Татьяна Розова, играющая на сцене МХТ им. А.П. Чехова, ее дочь Анастасия Скорик работает там же. А ее сын Иван заканчивает факультет музыкального театра в РАТИ.

- А музея Виктора Розова у нас нет?

В Москве нет. Есть только в Музее Армии экспонаты о том, как в составе знаменитого Краснопресненского ополчения отец уходил на фронт. Есть много материалов в Бахрушинском музее, где к его 100-летию была сделана очень интересная экспозиция. А вот в Костроме при театре есть музей Розова. И Ярославский ТЮЗ носит имя Розова.

- Наверное, Ваш дом наполнен воспоминаниями об отце?

Как ни смешно, на его московском доме у метро «Аэропорт» нет мемориальной доски. Когда мы занялись этим вопросом, то оказалось, что нельзя дважды увековечивать память: а дело в том, что во дворе «Табакерки» уже стоит скульптура, изображающая трех драматургов - Розова, Володина и Вампилова - и это считается официальным скульптурным памятником. И еще при жизни Михаила Шатрова мы обдумывали идею сделать в скверике у метро «Аэропорт» скульптуры известных людей, ведь здесь жили и Симонов, и Арбузов, и Шпаликов, и Георгий Юматов, и клоун Карандаш, и многие знаменитости... Москвичам все это было бы очень интересно.

- Расскажите о вашем детстве...

Родился я в Зачатьевском монастыре на Остоженке. Кельи монастыря тогда занимали коммунальные квартиры, в которых мы и жили, и мои первые годы прошли именно там. А школа находилась прямо во дворе. (К метро «Аэропорт» мы переехали много позже.) Коммуналка, в которой мы жили, была счастливая: там жила в основном творческая интеллигенция и то, что называлось «промыслами» - частные фотографы, художники, зубные врачи; и в помине не было никакой «вороньей слободки», не было не только ссор, но даже недопонимания между людьми.

Еще у нас была дача в писательском поселке на Пахре возле селения Ватутинки. Это был первый платный дачный поселок (в Переделкино, как вы знаете, дачи давались писателям в аренду). Там купили себе дачи Константин Симонов, Александр Твардовский, Михаил Ромм, Михаил Червинский, Владимир Тендряков, Юрий Яковлев, Юрий Нагибин.

- А как отец воспитывал Вас? У него был воспитательский дар?

В детстве он воспитывал меня просто роскошно: очень много читал мне вслух и даже по памяти, а память у него феноменальная, он вспоминал гигантские куски из поэзии! А потом, в школьные годы, он, например, никогда меня не ругал - а как бы «расстраивался», играл в расстройство. У него была такая система: не надо ребенка ругать, а надо показать, что он родителя огорчил... И меня это ужасно угнетало, я это тяжело переживал - когда отец с тобой полдня «подавленно» общается. И я бы не сказал, что это был его педагогический шедевр. А мама была взрывной, импульсивной, и мы с ней могли орать друг на друга, а через пять минут забыть об этом; и я по складу своего темперамента пошел больше в нее.

Мою сестру Татьяну, которая младше меня на семь лет, отец воспитывал совершенно по-другому: вот тут он совершенно устранялся и не очень следил за ее учебой в школе. Зато потом она очень стала наверстывать - и сейчас, например, она в неделю прочитывает по две книги, следит за всей мировой литературой и всеми новинками искусства.

- А Вы, наследуя отцу, не писали пьес?

Нет, всерьез этим не занимался. Есть кое-что в соавторстве с другими. Есть сериал «Три вокзала»... Вообще, писать я не люблю, и в этом смысле не пошел в отца. Вероятно, это результат того, что отразилось в подсознании: было обидно, когда отец был занят (он обычно писал на веранде), и не мог с нами общаться, а общаться с ним мне очень хотелось.

- А сам успех отца Вас не подстегивал к писательскому творчеству?

Я так плотно вырос в обстановке этого успеха и так привык к нему, что это было для меня естественно и обычно. Наверное, отцовской славы хватило на меня, чтобы о славе не мечтать. Меня больше привлекала режиссерская стезя. Но до 10-го класса я вообще не знал, куда буду поступать. Не думал, что свяжу жизнь именно с театром. Я интересовался историей, филологией. Хотя я уже в школе ставил спектакли - например, удачно поставил «Тень» Шварца.

В 1977 году я окончил режиссерский факультет ГИТИСа на курсе М.О. Кнебель, учась вместе с Михаилом Али-Хусейном, Гедрисом Мацкявичюсом, Виктором Симакиным, Ольгой Глубоковой, Александром Шуйским, Александром Клоковым... Так получилось, что судьба связала меня с театром для детей и молодежи. Несколько периодов своей жизни я работал в Центральном Детском Театре, ныне РАМТе. В 1984 году я, уже как главный режиссер, открывал Ярославский ТЮЗ, проработал там несколько лет. Также одним из моих серьезных проектов был Всероссийский экспериментальный центр «Школьный театр», который существовал при Министерстве образования Российской Федерации. Я был там главным режиссером; в этот момент как раз и случился мой переход в сферу детского театрального образования.

- Получается, что «детско-юношеская» тема от Вашего отца, написавшего много пьес о молодежи, по наследству и совершенно естественно была передана Вам?

Выходит, что так, хотя, когда я учился режиссуре, то совсем не планировал связывать свою творческую жизнь с молодежными театрами. Но я пошел на диплом в ЦДТ - и как-то прикипел душой, мне стало там интересно, я много спектаклей поставил на этой сцене. От комитета комсомола нашего театра, со знаменитым клубом искусств ЦДТ, в те годы мы часто выезжали с концертными программами в разные учебные заведения - что тоже было увлекательно. А во время работы в Ярославском ТЮЗе я даже набирал курс актера детского театра, который пользовался большим авторитетом в городе.

К 43-м годам я поставил уже больше ста спектаклей. В конце 90-х я вернулся в РАМТ, и худрук Алексей Бородин поручил мне реорганизацию педагогической части, которая была бы связана с выездными программами, популяризировавшими РАМТ. Уже тогда я стал сотрудничать с Департаменом образования и Министерством образования. И когда в 1990-м году был создан «Школьный театр», я переключился на деятельность в сфере образования, создавая самые разные проекты. Потом я пришел во Дворец Пионеров на Ленинских Горах, в Театр Юных Москвичей, который в то время уже несколько лет был без руководителя, и шесть лет руководил в нем театральной студией. А ТЮМ, как вы знаете, имеет богатейшие традиции, славную историю и существует с самого основания Дворца Пионеров, с 1936 года. ТЮМ действительно очень знаменит, и в разные годы здесь начинали свой путь такие крупные актеры, как Игорь Кваша, Владимир Андреев, Ролан Быков, позже - Сергей Никоненко, Наталья Гундарева, Ольга Науменко, Елена Стародуб, Виктория Толстоганова и многие другие. Воспитал ТЮМ и знаменитых режиссеров - Валерия Беляковича, Леонида Нечаева, Владимира Штейна...

- Как изменился Дворец Пионеров за последние годы?

Из Дворца Творчества мы стали составляющей большого образовательного процесса. И мы сегодня - единственный образовательный комплекс в Москве, где дополнительного образования, то есть творчества, 95%, а общего образования 5%, и это замечательно, поскольку наша задача в том, чтобы дополнительное образование повело за собой общее, чтобы подросток посмотрел на мир всех знаний сквозь призму своей увлеченности, своего интереса. Я - художественный руководитель театрально-творческой лаборатории. И для меня важна интеграция театрального увлечения ребят в общее образование.

- А каков теперь ваш фестиваль «В добрый час!»?

Он теперь входит в большую общегородскую фестивальную систему под названием «Новые вершины». В этом году наш фестиваль пройдет двенадцатый раз. И теперь большое место в его работе занимает аналитическая часть. Это обсуждения коллективами спектаклей коллег, во время которых ребята учатся отстаивать свою художественную позицию. И фотосессии, во время которых мы просим, например, показать чужой спектакль в нескольких мизансценах, дабы сформулировать главную идею спектакля. В прошлом году мы делали закрытие в форме спектакля «Фестиваль», выстроенного по воспоминаниям обо все фестивальных днях... Словом, придумано много новых фестивальных технологий. И самое главное у нас - это «пространство общения». Мы устраиваем театральные карнавалы, театральные викторины, ребята общаются, знакомятся, варятся в общем театральном котле, и даже бывает, что театральные руководители приглашают к себе на роль кого-то из другого коллектива - совсем как в профессиональном театре.

Фотогалерея

Драматург, лауреат Государственной премии СССР, премии Президента Российской Федерации, профессор

Родился 21 августа 1913 года в Ярославле. Отец – Розов Сергей Фёдорович. Мать – Розова Екатерина Ильинична. Супруга – Козлова Надежда Варфоломеевна (1919–2006). Сын – Розов Сергей Викторович, дочь – Розова Татьяна Викторовна.

Виктор Розов родился в семье счетовода Сергея Фёдоровича Розова (впоследствии участника Первой мировой войны), и до трех лет очень сильно болел: даже местный доктор не верил, что мальчик выживет.

Во время эсеровского мятежа 1918 года их дом сгорел вместе с городом, и семья бежала в Ветлугу. Там Виктор Розов окончил первые три класса школы. Затем с 1923 года в Костроме учился в школе. В 1929 году не был принят в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию из-за отсутствия рабочего стажа, начал работать на костромской текстильной фабрике «Искра Октября». В том же году стал актером-любителем в костромском Театре юного зрителя, который основала группа молодежи под руководством режиссера местного академического театра Н.А. Овсянникова. В 1932 году поступил в Костромской индустриальный техникум. В 1934 году поступил в училище при Театре Революции (ныне – театр имени Владимира Маяковского) в Москве, в класс блистательной актрисы М.И. Бабановой, по окончании которого в 1938 году был принят в труппу театра.

После начала войны, в июле 1941 года, Розов вступил в 8-ю дивизию народного ополчения Краснопресненского района.

Рассказать о военной судьбе Виктора Сергеевича лучше, чем сделал это он сам в автобиографической книге «Путешествие в разные стороны», нельзя.

Трагическая осень 1941-го. Еще не началось контрнаступление советских войск под Москвой. «На Бородинском поле мы рыли, рыли, рыли огромный противотанковый ров... Однажды на каком-то привале на опушке я влез на пенек и стал читать нашему отдыхающему на травке взводу: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром...». Слова «Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали...» – я произнес с той единственной страшной интонацией, с которой, вероятно, и надо читать их всегда, – с той интонацией, от которой у меня самого сжалось горло».

Но жизнь продолжалась и дарила порой удивительные праздники. Кормили бойцов плохо, есть хотелось отчаянно. Сидели на берегу тихой речушки восемь человек, и среди них боец Розов. «Вдруг видим, без гимнастерки, что-то держа в руках, к нам бежит еще один наш товарищ...

– Смотрите! – победителем воскликнул Борис. Разворачивает гимнастерку, и в ней... живая дикая утка...

– Вижу: сидит, прижалась за кустиком. Я рубаху снял и хоп! Есть еда! Зажарим.

Утка была некрупная, молодая. Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумленными бусинками глаз... Она просто не могла понять, что это за странные милые существа ее окружают и смотрят на нее с таким восхищением... Все залюбовались красавицей. И произошло чудо, как в доброй сказке. Кто-то просто произнес:

– Отпустим...»

Тот единственный бой, в котором участвовал Розов, продолжался с рассвета и до темноты. И ни минуты передышки. «Потрясение было, может быть, самым сильным, какое я испытал за всю свою жизнь. Как ни стараюсь я сейчас воссоздать его в себе и снова почувствовать пережитое, не могу. Только помню. Немцы окружили нас, били изо всех видов оружия... А мы пытались куда-то прорваться из последних сил. Товарищи падали, один за другим, один за другим... Юное красивое лицо медсестры Нины было сплошь усыпано черными осколками, и она умерла через минуту, успев только сказать: «Что с моим лицом, посмотрите». И не дождалась ответа...»

В том бою близ Вязьмы Розов был тяжело ранен. Шесть суток везли его с фронта в тыл, в госпиталь во Владимире. А кровь все текла, и шесть суток он не спал, не смыкал глаз: такая страшная была боль. Долгие дни и ночи он провел в госпитале. «Весной меня на носилках вынесли во двор и положили на траву. Я увидел целое небо... Я писал стихи по два, три, пять штук в день... Вот их отрывки, уцелевшие в памяти: «Я рaспят на больничной койке / По воле трех слепых старух. / А за окном на белой койке / Летит зима, теряя пух». Жаль, что я растерял все листочки, любопытно было бы их перечесть. Не как стихи, а как свидетельства выздоровления».

18 июля 1942 года Виктора Розова выписали из госпиталя в Казани. «Жара. А я не только в гимнастерке – в шинели. За плечами вещевой мешок, руки на костылях...»

Он возглавил фронтовую агитбригаду; одновременно учился на заочном отделении Литературного института.

Все пережитое он вложил в свою единственную военную пьесу. Розов, которому ранение и хромота не позволили вернуться на сцену актером, пришел туда драматургом. Первая, военная, пьеса Розова – та, по которой был снят самый пронзительный фильм о войне «Летят журавли» – писалась в 1943 году. У молодого искалеченного солдата не было денег и работы, даже электричества не было – писал при свете коптилки. Отнес готовую пьесу в главлит. Цензор вернул рукопись. Сказал, что читал и плакал всю ночь, но пропустить не может. Но спустя 13 лет этой пьесой откроется театр «Современник», а еще через два года фильм «Летят журавли» получит на Каннском кинофестивале Золотую пальмовую ветвь.

Эта давняя пьеса – о москвичах, родных и близких людях, верности и любви, о Родине – и поныне тревожит сердца. Беззаботно-наивна песенка Вероники и призрачно ее юное счастье.

«...Журавлики-кораблики / Летят под небесами. / И серые, и белые, / И с длинными носами».

После окончания войны, прервав занятия в институте, Розов организовал Театр для детей и юношей в Алма-Ате.

Вернувшись в Москву, работал в Театре при Центральном Доме культуры железнодорожников в качестве актера и режиссера.

В 1953 году Розов окончил Литературный институт.

С 1949 года в различных театрах ставились его пьесы. Поставленная в 1949 году Центральном детском театре пьеса «Ее друзья» едва не была запрещена, как «слишком сентиментальная». В Розове нашли своего драматурга Анатолий Эфрос (в ЦДТ он поставил «В добрый час!», «В поисках радости», «В день свадьбы» и «Перед ужином») и Олег Ефремов: в 1956 году пьесой Розова «Вечно живые» открылся театр «Современник», в котором позже ставились и другие пьесы Розова: «В поисках радости», «В день свадьбы», «Традиционный сбор», «С вечера до полудня».

Перечень его пьес: «Вечно живые» (1943), «Ее друзья» (1949), «Страница жизни (Твой путь)» (1953), «В добрый час» (1955), «В поисках радости» (1958), «Вольные мастера» (1959), «Неравный бой» (1960), «В дороге» (1962), «Перед ужином» (1962), «В день свадьбы» (1964), «Затейник» (1966), «Обыкновенная история» (1966, по И.А. Гончарову), «Традиционный сбор» (1967), «На беговой дорожке» (1968), «С вечера до полудня» (1970), «Мальчики (Брат Алёша)» (1971, по роману Ф.М Достоевского «Братья Карамазовы»), «Ситуация» (1973), «Четыре капли» (1974), «Всадники со станции Роса» (1978, по. В. Крапивину), «Гнездо глухаря» (1979), «Хозяин» (1982), «У моря (Кабанчик)» (1986), «Дома (Возвращение)» (1989), «Скрытая пружина» (1989), «Любкин» (1991, по роману Н. Нарокова «Мнимые величины»), «Гофман» (1996).

Первой экранизацией пьесы Розова стал фильм Виктора Эйсымонта «В добрый час! » (1956). Широчайшее признание и народную любовь получил фильм Михаила Калатозова «Летят журавли » (1957) – экранизация пьесы «Вечно живые».

По сценариям Виктора Розова также сняты фильмы: «Неотправленное письмо» (1959), «Шумный день» (экранизация пьесы «В поисках радости» (1960), Auf der Suche nach Glück» (ФРГ) - немецкая версия телефильма «В поисках радости» (1961), «På jakt efter lyckan» (Швеция, в соавторстве с Леннартом Лагервалем, Lennart Lagerwall, 1962), «В день свадьбы» (1968), «За все в ответе (экранизация пьесы «Традиционный сбор», 1972), «Страница жизни» (1972), «На край света…» (1975), «A Siketfajd fészke» (Венгрия, 1980), «Перед ужином» (1980), «С вечера до полудня» (1981), «Наездники» (1987).

В 1967 году за инсценировку романа «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, поставленного МДТ «Современник», он стал лауреатом Государственной премии СССР, позже – профессором Литературного института имени Максима Горького, председателем Комитета защиты отечественной культуры. Избирался секретарем Союза писателей СССР (1987–1988).

Еще до войны Виктор Розов встретил и на всю жизнь полюбил актрису Московского театра имени М.Н. Ермоловой Надежду Варфоломеевну Козлову. Надя долгих десять лет не принимала ухаживаний. Но любовь к ней помогла Розову выжить на войне. Тяжело раненный, а по сути – умирающий, Виктор в палате «смертников» писал стихи своей Наденьке: «И ты приходишь, вся из света, / Моей единственной во всем, / В том платье, помнишь, из вельвета, / С коротким узким рукавом».

В 1945 году Надежда согласилась выйти замуж за Виктора. Совместная жизнь начиналась трудно: у Розова не было никаких перспектив. Пятнадцать лет супруги жили в келье Зачатьевского монастыря, где были устроены коммуналки. Но и эти годы и последующие сорок лет были счастливы. Надежда Варфоломеевна – востребованная актриса – оставила театр ради семьи.

Дети их тоже посвятили себя театру. Сергей Викторович – режиссер Московского Российского академического молодежного театра. Татьяна Викторовна – актриса Московского Художественного академического театра имени А.П. Чехова, режиссер и педагог «Мастерской Н.Л. Скорика».

В 1995 году Розовы отметили золотую свадьбу, а в XXI веке уже неизлечимо больной Виктор Сергеевич обвенчался с Надеждой Варфоломеевной. Она говорила, что Розова давно уже похоронили врачи, но Господь не хотел их разлучать.

…«Мне выпало на долю тяжелое ранение и госпиталь. А я говорю судьбе: спасибо», – так пишет Виктор Розов в книге «Путешествие в разные стороны».

«Да, да, жизнь должна измеряться не календарными листочками, а суммой впечатлений... Все, кто пережил минувшую войну, согласятся со мной, что четыре ее года и сейчас нам кажутся целым громадным периодом в нашей жизни... Военным пребывание на фронте засчитывалось в послужном списке в двойном размере – два года за год».

«Многого бы я не узнал без войны. А надо ли знать? Надо, если это было. Без всего этого моя чернильница была бы пуста».

Виктор Сергеевич Розов награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III степени, Отечественной войны I степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, «Знак Почета», «За милосердие» (РПЦ), медалью «За оборону Москвы», другими медалями России и зарубежных стран. Лауреат Государственной премии СССР, премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года. В 2007 году в Москве во дворе театра «Табакерка» установлен памятник Виктору Розову (скульптурная композиция «Драматурги Вампилов, Розов, Володин»). О жизни Виктора Сергеевича и Надежды Варфоломеевны снят документальный фильм «Сегодня за окном туман» (режиссер Александр Белобоков). В июле 1999 года Институт прикладной астрономии РАН присвоил его имя одной из

Розов, Сергей Викторович

Сергей Викторович Розов (род. в 1953 году) - советский и российский режиссёр и драматург, театральный педагог. Сын известного советского драматурга Виктора Розова .

Работал худруком в Ярославском драм театре

Выпустил несколько курсов в Ярославском театральном институте

Преподавал в ГИТИСе (РАТИ)

Работал в Россиском академическом молодежном театре, режиссером и драматургом

Сейчас худр рук центра художественного образования в Московском городском дворце детского и юношеского творчества на Воробьевых горах . Заведующий Театром Юных Москвичей

Поставил множество спектаклей и пьес

Категории:

  • Родившиеся в 1953 году
  • Театральные режиссёры России
  • Театральные режиссёры СССР
  • Театральные педагоги СССР
  • Театральные педагоги России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Розов, Сергей Викторович" в других словарях:

    Сергей Карпов Имя при рождении: Сергей Викторович Карпов Дата рождения: 5 октября 1955(1955 10 05) (57 лет) Профессия: артист … Википедия

    Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия

    Содержание 1 1980 2 1981 3 1982 4 1983 5 1984 6 1985 … Википедия

    Содержание 1 1941 2 1942 3 1943 4 1946 4.1 Премии … Википедия

    Это список кавалеров ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (после даты стоит номер указа Президента Российской Федерации, которым произведено награждение) Содержание 1 Кавалеры ордена III степени, награжденные по опубликованным указам … Википедия

(1913-2004) родился 21 августа 1913 года в городе Ярославле. Отец – Розов Сергей Федорович, по профессии – счетовод, бухгалтер. Участник Первой мировой войны . Мать – Розова Екатерина Ильинична, домохозяйка. Брат – Розов Александр Сергеевич. Супруга – Козлова Надежда Варфоломеевна (1919), актриса театра имени М. Н. Ермоловой. Сын – Розов Сергей Викторович (1953), режиссер Академического молодежного театра. Дочь – Татьяна Викторовна (1960), актриса МХАТ имени Чехова. Внуки: Анастасия (1982), Иван (1996).

Виктор Розов родился в воскресенье, в престольный праздник – день явления Толгской Богоматери. Это было счастливым предзнаменованием, оправдавшимся в жизни. До 3 лет Виктор очень сильно болел, даже местный доктор не верил, что мальчик выживет, а он выжил, пережил разруху и голод Гражданской войны. Потом, уже взрослым, ушел на фронт, был тяжело ранен, но опять выжил. Мечтал и осуществил в жизни свою мечту. В конце написанной им книги он так и говорит: «Я – счастливый человек».

В 1918 году в Ярославле вспыхнул мятеж, организованный Савинковым . Город горел, сгорел и дом Розовых. Семья вынуждена была переехать в город Ветлугу. Там Виктор пошел в школу и проучился три класса, а затем семья переехала в Кострому. Окончив там школу-девятилетку, он пошел работать на текстильную фабрику «Искра Октября». В 1932 году поступил в костромской индустриальный техникум, где проучился один год. С 1932 по 1934 годы работал в Театре юного зрителя, который основала группа молодежи под руководством режиссера костромского театра Н.А. Овсянникова. В 1934 году Виктор Розов поехал в Москву поступать в театральное училище при московском Театре революции (ныне – Театр имени В. Маяковского) и был принят в класс блистательной актрисы М. И. Бабановой. В училище он проучился 4 года, а затем его взяли в театр актером вспомогательного состава. Потом началась война.

С началом войны Виктор Розов не раздумывал, где должен быть: только на фронте! Рассказать о военной судьбе Виктора Сергеевича лучше, чем сделал это он сам в автобиографической книге «Путешествие в разные стороны», нельзя, – так искренни его воспоминания.

Трагическая осень 41-го. Еще не началось контрнаступление советских войск под Москвой...

«На Бородинском поле мы рыли, рыли, рыли огромный противотанковый ров... Однажды на каком-то привале на опушке я влез на пенек и стал читать нашему отдыхающему на травке взводу: “Скажи-ка, дядя, ведь недаром...”. Слова “Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали...” – я произнес с той единственной страшной интонацией, с которой, вероятно, и надо читать их всегда, – с той интонацией, от которой у меня самого сжалось горло».

Но жизнь-то продолжалась и дарила порой удивительные праздники. Ну как вот забыть трогательный эпизод с дикой уткой...

Голод, как известно, не тетка; и кормили бойцов не больно-то важно, есть хотелось отчаянно: аж скулили, случалось, от пустоты в желудке. Вот в такую-то пору, когда день уже был на исходе и во рту ни крошки, сидели на берегу тихой речушки восемь человек, и среди них боец Розов.

«Вдруг видим, – рассказывает Виктор Сергеевич, – без гимнастерки, что-то держа в руках, к нам бежит еще один наш товарищ...

– Смотрите! – победителем воскликнул Борис. Разворачивает гимнастерку, и в ней... живая дикая утка...
– Вижу: сидит, прижалась за кустиком. Я рубаху снял и хоп! Есть еда! Зажарим.

Утка была некрупная, молодая. Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумленными бусинками глаз... Она просто не могла понять, что это за странные милые существа ее окружают и смотрят на нее с таким восхищением... Все залюбовались красавицей. И произошло чудо, как в доброй сказке. Кто-то просто произнес:
– Отпустим...»

Тот единственный бой, в котором участвовал Розов, продолжался с рассвета и до темноты. И ни минуты передышки...

«Потрясение было, может быть, самым сильным, какое я испытал за всю свою жизнь. Как ни стараюсь я сейчас воссоздать его в себе и снова почувствовать пережитое, не могу. Только помню», – признался Виктор Сергеевич спустя годы. – Немцы окружили нас, били изо всех видов оружия... А мы пытались куда-то прорваться из последних сил. Товарищи падали, один за другим, один за другим... Юное красивое лицо медсестры Нины было сплошь усыпано черными осколками, и она умерла через минуту, успев только сказать: “Что с моим лицом, посмотрите”. И не дождалась ответа...»

В том бою близ Вязьмы Розов был тяжело ранен. Шесть суток везли его с фронта в тыл, в госпиталь во Владимире. А кровь все текла и текла, и шесть суток он не спал, не смыкал глаз: такая страшная была боль. Долгие дни и ночи на госпитальной койке... Сколько пережито было тогда... И не только мук и страхов. Сколько было доброго, светлого, необыкновенного!

«Весной меня на носилках вынесли во двор и положили на траву. Я увидел целое небо... Я писал стихи по два, три, пять штук в день... Вот их отрывки, уцелевшие в памяти:

Я рaспят на больничной койке По воле трех слепых старух. А за окном на белой койке Летит зима, теряя пух... Жаль, что я растерял все листочки, любопытно было бы их перечесть. Не как стихи, а как свидетельства выздоровления».

18 июля 1942 года Виктора Розова выписали из госпиталя (было это уже в далекой Казани). «Жара. А я не только в гимнастерке – в шинели. За плечами вещевой мешок, руки на костылях...» Так кончилась для него фронтовая страда.

В середине 1942 года Виктор Розов приехал к отцу в Кострому. Позже поступил в Московский литературный институт на заочное отделение по специальности драматургия. В институт приезжал только на сессии, поскольку был еще слаб после ранения и не освоился с костылями. Учение в институте получилось двухступенчатым. В начале учебы, будучи в Костроме, он написал пьесу «Вечно живые», которую поставил Костромской театр, а позже в Москве – театр «Современник». Потом по просьбе режиссера М. Калатозова он написал по этой пьесе сценарий фильма «Летят журавли», ставший таким любимым зрителями и знаменитым на весь мир.

Проучившись два с половиной года в институте, он уехал в Алма-Ату по приглашению Наталии Сац, помочь ей в организации театра для детей и юношества Казахстана. Вернувшись в Москву, пожалел о том, что бросил занятия, но учиться не стал – важнее была борьба за жизнь. И только позднее, когда шла его первая пьеса, он попросил разрешения вернуться на 3-й курс, и окончил институт в 1953 году. В качестве дипломной работы В. Розов представил пьесу «Страницы жизни», которая тогда уже репетировалась в Центральном детском театре. А параллельно с учебой приходилось работать.

В 1943 году Розов устроился в театр, который располагался в клубе «Красный луч», в здании, примыкающем к МОГЭСу. Позже театр распался, и он вынужден был искать другой. За один год промелькнули три театра. Потом были фронтовые театры. Особенно запомнился один из них, возглавляемый великим деятелем советского театра Алексеем Диким. Война шла к концу, возвращались из эвакуации театры столицы, и этот театр ликвидировался сам собой. В. Розов опять остался без работы. И вот тут-то и пришло приглашение от Наталии Сац, из-за которого пришлось временно прервать учебу.

По возвращении в Москву Розов работал еще в качестве режиссера в театре ЦДКЖ. В начале 1949 года он написал пьесу «Ее друзья». Впоследствии она была поставлена почти в ста театрах страны. А в своем институте по окончании учебы он еще долгие годы работал преподавателем, получил там звание профессора. Виктор Сергеевич ушел из института только в 1995 году.

Самые известные и любимые всеми пьесы В. С. Розова: «Ее друзья», «В добрый час», «В поисках радости», «В день свадьбы», «Традиционный сбор», «Гнездо глухаря», «Кабанчик» и, конечно, «Вечно живые», с которых начинался театр «Современник». По его сценариям сняты кинофильмы: «Летят журавли», «Шумный день», «С вечера до полудня».

На протяжении почти 50 лет В. С. Розов являлся членом Союза писателей. Он также был председателем конкурсной комиссии по определению лучшего актера, режиссера, драматурга в театрах России. Эта комиссия организована Фондом имени И. М. Смоктуновского.

В. С. Розов – лауреат Государственной премии СССР и премии Президента РФ, академик Российской академии словесности. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, Отечественной войны I степени, орденом Русской Православной Церкви «За милосердие» и многими медалями России и зарубежных стран. В июле 1999 года Институт прикладной астрономии АН России в Санкт-Петербурге присвоил одной из малых планет имя – Розов.

В 1958 году В. Розов стал членом редколлегии нового журнала «Юность». Редколлегия тогда состояла из знаменитых имен: Самуил Маршак , Ираклий Андроников, Николай Носов...

Что касается увлечений в свободное время, то основным было собирание марок, которое началось еще с детства. А еще Виктор Сергеевич любил разводить цветы на своем дачном участке. Самые любимые – гладиолусы, которые получались у него необычайно красивыми. Одно время участок был полон чудесных роз, пионов, кустов жасмина.

Виктор Сергеевич очень любил классическую музыку. В студенческие годы ему посчастливилось попасть в консерваторию, когда проходил конкурс исполнительского мастерства дирижеров, скрипачей, пианистов. Он слушал Флиера, Ойстраха, Розу Тамаркину. Иван Козловский, Сергей Лемешев, Иван Петров – это любимые певцы В. Розова. Но особенно он почитал балет. Непревзойденной балериной считал Е. Гельцер.


Образовательная программа "История театра. Актерское мастерство"

Программа «История театра» имеет художественно-эстетическую направленность, с элементами культурологической направленности, реализуется в студии «Театр юных москвичей» центра художественного образования МГДД(Ю)Т. В организационно-методическом плане опирается на программу развития художественно-эстетической направленности Дворца «Наша земля - наше наследие» .
Предмет «история театра» необходим не только обучающимся в студии для повышения интеллектуального уровня, мотивации к чтению, включения в сегодняшнюю социокультурную среду, приобщению к культуре и выработке критического мышления, но и востребован для поступающих в театральные вузы.
В результате занятий по данной программе, у обучающихся развивается интерес к разнообразным явлениям театрального искусства, формируется углубленное представление о театре, как виде искусства. Полученные знания воспитанники могут применять в сфере собственной интеллектуально-художественной деятельности.
Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность программы:
Актуальность программы состоит в том, что она имеет предпрофессиональный уровень и рассчитана на детей, которые в будущем хотят связать свою жизнь с театром или видами деятельности, в той или иной форме предполагающими публичное общение. Программа адаптирована с учетом возраста обучающихся, а также программ театральных вузов так, чтобы ребенок из театральной студии, поступивший в ВУЗ, как можно более органично перешел на следующую ступень образования в вузе.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что обучающийся активно изучает предмет «История театра» в компаративном ракурсе, учится анализировать и сопоставлять различные точки зрения на исторические и эстетические явления.
Программа направлена на овладение навыками театрализации, развитие художественно- творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии и специальных способностей, а так же дает представление о театральном искусстве.
Цели и задачи программы
Цель программы: творческое воспитание социально адаптированной личности, готовой к обоснованному выбору профессии с учетом своих способностей через формирование целостной художественной культуры обучающихся, средствами театрального искусства.
Задачи
Обучающие:
- сформировать у обучающихся понимание искусства театра как способа художественного отражения и художественного познания мира;
- познакомить обучающихся с театром, как видом искусства;
- сформировать художественно-образное и историческое мышление обучающихся;
- сформировать понимание языка театра как языка художественных образов и символов;
- сформировать культуру восприятия искусства театра;
- сообщить ценностные ориентиры для аналитической и критической работы;
- обучить действенному разбору драматического произведения.
Развивающие:
- развить память, внимание, воображение, фантазию, ассоциативное и творческое мышление;
- развить способность анализировать логику человеческих поступков, как в жизни, так и в литературных произведениях;
- развить жанрово-драматургическое мышление;
- развить образное видение;
- развить способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения;
- развить аналитический подход к своей работе;
- развить способность к самосовершенствованию;
- развить художественный вкус.
Воспитательные:
- воспитать чувство коллективизма;
- воспитать чувство самодисциплины;
- воспитать чувство толерантности;
- воспитать организаторские способности;
- воспитать художественный вкус;
- воспитать трудолюбие.
Отличительная особенность программы состоит в том, что в отличие от многих других программ по истории театра (Фоминовой М.А., Петровой Л.М., Косинец Е.И., Букатова В.М., Ершовой А.П. и др.), реализация данной программы совмещается с актерским мастерством. Обучающиеся усваивают не только теоретические знания, но и практические навыки различного ролевого и исторического воплощения.
Возраст обучающихся
Программа рассчитана на детей в возрасте от 14 до 16 лет.
Количество детей в группе: первый год обучения-15 человек, второй год обучения -12-15 человек.
Срок реализации программы
Срок реализации - 2 года
Количество учебных часов - 288; по 144 часа каждый год обучения.

Формы и режим занятий
Программа предусматривает использование таких форм работы, как:
. Лекции, беседы;
. Репетиции;
. Самостоятельная работа (эссе, рецензия, сочинение);
. Участие в творческих лабораториях и семинарах, встречах с актерами, драматургами (например, в рамках театральных фестивалей);
. Доклад на выбранную тему по предмету;
. Экскурсии, активное посещение профессиональных и любительских театров, молодежных театров-студий;
. Литературные и театральные гостиные;
. Создание обучающимися своего «словаря терминов», ведение творческого дневника.
Занятия проходят 2 раза в неделю. Длительность каждого занятия 2 учебных часа (2 по 45 минут с 15 минутным перерывом).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
К концу первого года обучения обучающийся будет иметь представление:
. о роли и значении театрального искусства в истории мировой художественной культуры, в воспитании и развитии личности;
. о значении театрально-художественного наследия для современности;
. об особенностях восприятия и познания действительности через художественные образы и творческую деятельность в сфере театрального искусства;
знать:
. основные этапы (эпохи, стили, направления) в развитии театра;
. особенности различных школ актерского мастерства, роль жанра и стиля в драматургии и режиссуре;
. основные исторические периоды развития театра,
. особенности национальных традиций,
. исторические имена и факты, связанные с формированием театров, созданием конкретных спектаклей;
. знать специальные термины, применяемые в театральном искусстве;
. наиболее значимые произведения театра, имена режиссеров, актеров, драматургов.
уметь:
. ориентироваться в исторических стилях, индивидуальных особенностях создателей;
. анализировать конкретные произведения театрального искусства;
. уметь высказывать, аргументировать свое мнение о театре, вступать в дискуссию;
. выполнять сравнительный анализ различных режиссерских интерпретаций художественного произведения;
. использовать театроведческую литературу в своей деятельности.
К окончанию реализации программы обучающийся
будет знать:
- основные этапы развития театрального искусства,
- основы творчества выдающихся деятелей театра,
- общность и различие театральных эпох,
- понятие стиля и жанра в театральном искусстве;
будет уметь:
- анализировать различные точки зрения на исторические факты и художественные явления,
- исследовать природу театрального творчества в историческом контексте,
- соотносить историю театрального искусства с современностью; вычленять актуальность тем и идей театральных произведений,
- воспроизводить в сценической практике жанровые и стилистические особенности,
- креативно адаптироваться в различных ситуациях.
Требования к развитию личностных качеств обучающихся:
. представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной целостности; осознание себя и своего места в современном обществе;
. владение широким кругозором; готовность к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
. готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
. обладание устойчивым стремлением к росту, приобретению новых знаний, к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), стремление к творческой самореализации.

Фрагменты итогового занятия 2010-11 учебного года:

Видеозапись зачетной работы Полины Булатовой, Ани Барбакару и Софии Лебедь - "Женитьба", Н. В. Гоголь

Фотографии отрывков из трагедии "Антигона", Эсхил




Top