Розовый период. Биография Пабло Пикассо: «голубой» и «розовый» периоды

Масштабная выставка «Пикассо. Голубой и розовый» открывается 18 сентября в парижском . Ранние шедевры гения соберут для нее со всего мира, включая Пушкинский музей в Москве.

Нищая юность, острые переживания, поездки в Париж, попытки утвердиться на его художественной сцене, эксперименты с формой и цветом, непрерывные поиски себя - шесть лет личных и творческих метаний , которые вошли в историю под названием «голубого» и «розового» периодов, станут сюжетом грандиозной выставки. Экспозиция, целиком посвященная этому короткому, но плодотворному отрезку жизни, пройдет во Франции впервые.

Помимо живописи и графики, выставка покажет гравюры и первые скульптурные опыты Пикассо, а также архивные материалы. Одна из задач кураторов - вписать молодого испанца в контекст парижской сцены, поместив рядом с , и другими современниками.

Началом выстроенной по хронологическому принципу экспозиции станет 1900 год. Пикассо 19 лет, и он впервые приезжает в столицу Франции и всего художественного мира вместе с другом Карлосом Касагемосом на Всемирную выставку. Первые работы вдохновлены прогулками по кабакам и борделям. Летом 1901 года заметивший юного гения устраивает первую выставку Пикассо в своей галерее. Внезапная смерть Касагемоса становится толчком для печальных размышлений о жизни, одиночестве, старости и смерти, помноженных на собственную бедность.

Пикассо то возвращается в Испанию, то при первой же возможности рвется обратно в Париж, зараженный свободой и творческим воздухом Монмартра. Он пишет меланхоличные портреты испанских друзей и измученных жизнью бедняков. На смену им приходят акробаты, атлеты, артисты бродячего цирка и вместе с ними - новая цветовая гамма.

Финал выставки - за полшага до «Авиньонских девиц». В середине 1906 года Пикассо провел несколько недель в горной деревне Госоль в испанских Пиренеях, где экспериментировал с изображением тела, смешивая классические идеалы с архаическими и примитивными. Фигуры деформируются, разбиваются на фрагменты и уже предвещают появление кубизма.

Выставка соберет более 300 работ из музейных и частных коллекций по всему миру, включая Японию, Китай и Канаду, и, разумеется, ведущие институции Европы и Америки.

Среди шедевров - программная для «голубого» периода картина «Жизнь» из Музея искусств Кливленда, которую впервые покажут во Франции, «Арлекин» из и «Обнаженная на красном фоне», принадлежавшая маршану Полю Гийому (сейчас - парижскому ).

Пушкинский поделится «Девочкой на шаре», вынесенной на обложку каталога, и «Испанкой с острова Майорка» из бывшей коллекции . Будет на выставке и хит коллекции Рокфеллера - «Девушка с корзиной цветов», недавно проданная на за $115 млн (по некоторым данным, ее купила семья арт-дилеров Намад, обладающая богатейшим собранием).

Выставка подготовлена Орсэ совместно с парижским , который в это же время покажет экспозицию .

А из Орсэ экспозиция в уменьшенном объеме отправится в Фонд Бейелера в Базеле, где откроется 3 февраля уже будущего года.

Пабло Пикассо
«Автопортрет»
1901

Photo © RMN-Grand Palais (Musée national Picasso-Paris)/Mathieu Rabeau

Пабло Пикассо
«Арлекин»
1901
© Succession Picasso/2018, ProLitteris, Zurich
Photo ©The Metropolitan Museum of Art/ Art Resource/Scala, Florence

Пабло Пикассо
«Акробат и молодой Арлекин»
1905
Private collection
© Succession Picasso/2018, ProLitteris, Zurich

Пабло Пикассо
«Девушка в сорочке»
1905
© Succession Picasso / 2018, ProLitteris, Zurich
© Tate, London 2017

Пабло Пикассо
«Обнаженная на красном фоне»
около 1906
Photo © RMN-Grand Palais (Musée d’Orsay) / Hervé Lewandowski
© Succession Picasso 2018

В начале XX века Пикассо со своим другом К. Касахемасом покидает Испанию и приезжает в Париж. Здесь Пабло вплотную знакомится с работами французских импрессионистов, в частности, А. Тулуз-Лотрека и Э. Дега, которые в свое время окажут серьезное влияние на развитие творческой мысли художника.

К несчастью, влюбленный во француженку и отвергнутый ею, Касахемас в феврале 1901 года совершает самоубийство. Грани реальной жизни и искусство для Пикассо всегда были неразрывны, и это трагическое событие, глубоко потрясшее художника, нашло отражение в последующих его работах.

С 1901 с полотен Пикассо уходят многоцветные краски, уступая место оттенкам сине-зеленой палитры. В творчестве художника наступает «голубой» период.

Глубокая, холодная и сумрачная гамма изумрудных, синих, голубых, зеленых цветов и оттенков как нельзя лучше передает главные темы творчества Пикассо этого периода – человеческие страдания, смерть, старость, нищета и уныние. Картины наполняются образами слепых, проституток, нищих и алкоголиков, пропитываются ощущением тоски и безысходности. В этот период художник, не прекращая вести богемный образ жизни, работает, создавая до трех картин в день. «Синяя комната» (1901), «Завтрак слепого» (1903), «Нищий старик с мальчиком» (1903), «Трагедия» (1903), «Двое» (1904) и, конечно, знаменитая «Любительница абсента» (1901) – все это яркие примеры картин «голубого» периода.

В 1904 году Пикассо поселяется в Бато-Лавуар — знаменитом общежитии на Монмартре, где находили свое пристанище многие художники. В это время он встречает свою музу — модель Фернанду Оливье, ставшую вдохновительницей многих известных его произведений. А знакомство с поэтами М. Жакобом и Г. Аполлинером дарит новую тему, нашедшую воплощение в его картинах – цирк и жизнь цирковых артистов. Так, постепенно в жизнь и творчество художника начинают проникать новые краски. На смену «голубому» приходит «розовый» период художественных исканий мастера.

В это время художник обращается к более жизнерадостным тонам – розовому, дымчато-розовому, золотисто-розовому, охристому. Героями картин становятся клоуны, акробаты, гимнасты, арлекины: «Акробат и молодой Арлекин» (1905), «Семья акробатов с обезьяной» (1905), «Шут» (1905). Тема романтической жизни бродячих артистов раскрывается в одной из самых знаковых и узнаваемых его картин – «Девочка на шаре» (1905).

Позже, в конце «розового» периода художник пишет картины в духе античного наследия – «Девочка с козлом» (1906), «Мальчик, ведущий лошадь» (1906).

«Голубой» и последующий «розовый» периоды творческой жизни Пабло Пикассо стали выражением его исканий в передаче настроения и своего видения мира при помощи цвета.

Акробат и молодой Арлекин 1905

«Голубой» и «розовый» периоды в творчестве испанского художника Пабло Пикассо - это время формирования индивидуального стиля художника. В это время происходит отход от импрессионизма, наследования стилистик Тулуз-Лотрека, Дега и других известных художников.

«Голубой» период (1901-1904)

Автопортрет. 1901

Свое название он получил из-за общей тональности картин, выполненных в сине-голубой гамме, объединенных настроением отчаяния и одиночества. Одними из первых работ этого периода стали «Автопортрет» (1901) и «Любительница абсента» (1901). Большая часть героев картин Пикассо – это представители низших слоев общества, обездоленные, больные или порочные люди. Среди более поздних «голубых» работ стоит отметить картины «Голова женщины» (1902-1903), «Завтрак слепого» (1903), «Старый еврей с мальчиком» (1903), «Гладильщица» (1904). В эстетическом отношении важным является переход к новым способам изображения, исключение из композиции лишних деталей, и ряд других решений, позволяющих сосредоточить внимание зрителя на эмоциях, вызываемых картиной. В тоже время в полной мере считать эти работы Пикассо самобытными нельзя, т.к. в них частично использованы мотивы и приемы, характерные для испанской живописи. На формирование такого эмоционального настроя картин сильно повлияли жизненные реалии. Начало «голубого» периода связано с самоубийством близкого друга художника Карлоса Касагемаса в 1901 году. Близость смерти, одиночество, вынужденное возвращение в Барселону в 1903 году из-за нехватки средств оказали влияние на депрессивность картин.

«Девочка на шаре» - равновесие между жизнью и смертью

Девочка на шаре. 1905

Эта картина, написанная в 1905 году, является характерным произведением переходного периода. Времени, когда боль, отчаяние и страдание в картинах художника постепенно уходят, их заменяет интерес к живым человеческим радостям, олицетворением которых стали циркачи и артисты. Содержание этого произведения, построенного на контрастах (движение и статика, девочка и атлет, легкость и тяжесть и др.), вполне соответствует символике перехода между горечью смерти и радостями жизни.

«Розовый» период (1904 - 1906)

Постепенный переход к «розовому» периоду в творчестве обозначился еще 1904 году, когда в жизни художника стали происходить позитивные перемены: переезд в кипучий центр авангардной жизни – в общежитие художников на Монмартре, влюбленность в Фернанду Оливье, знакомство со множеством интересных людей, среди которых были Матисс и Гертруда Стайн. Главной темой работ этого периода, выполненных розовых, красных, жемчужных тонах становятся комедианты цирка Медрано. Картины отличаются разнообразием сюжетов, динамикой и движением. При этом художник продолжает развивать индивидуальный стиль, сформированный еще в «голубом» периоде. К этому времени относятся работы «Акробат и молодой Арлекин» (1905), «Семейство комедиантов» (1905), «Шут» (1905) и др. В конце «розового» периоа в картинах Пикассо появляются образы, навеянные античными мифами: «Девочка с козлом» (1906), «Мальчик, ведущий лошадь» (1906), проявляется интерес к изображению обнаженной натуры «Причесывание» (1906), Обнаженный мальчик (1906).

В этот период на картинах мастера на первый план вышли охристые и розовые жизнерадостные тона. Появились новые устойчивые темы работ: акробаты, бродячие актеры, арлекины («Акробат и молодой Арлекин» (1905) , «Семейство комедиантов» (1905) , «Шут» (1905)). Художника очаровали комедианты, которых он увлеченно писал. Пабло стал часто посещать цирк «Медрано», а арлекина можно назвать любимым персонажем художника в тот период. В 1904 году Пабло познакомился с Фернандой Оливье, моделью. Она вдохновила Пикассо на создание многих известных работ «розового» периода. Они поселились вместе в районе парижской богемы и Мекке художников Бато-Лавуар. Здание странной архитектуры, полуразрушенное, с извилистыми коридорами и темными лестницами, приютило весьма разношерстную компанию: торговцы, поэты, художники, дворники… Пикассо жил в бедности, у края нищеты, в невообразимом творческом беспорядке. Он все время писал возлюбленную Фернанду, отыскивая свой путь в искусстве.




Top