Рубенс вакханалия описание картины. Рубенс "вакханалия"

Масло/Холст (1615)

Описание

Динамичны движения персонажей: пышные сатирессы с усилием поддерживают опьяневшего Силена; сатир, висящий на дереве, дразнит тигра; дети с жадностью приникли к груди матери. Густой золотистый тон...

Античная мифология стала одной из главных тем творчества Рубенса. В основе сюжета картины - миф о боге плодоносящих сил природы, растительности и виноградарства Вакхе и его спутниках - Силене, сатирах и вакханках. В эпоху Рубенса считалось, что они выражают телесную, животную сторону человеческой натуры, ведут бездумное существование среди природы, в полной гармонии с ней. Все в картине пронизано ощущением жизенного напора, преизбыточности и великолепия.

Динамичны движения персонажей: пышные сатирессы с усилием поддерживают опьяневшего Силена; сатир, висящий на дереве, дразнит тигра; дети с жадностью приникли к груди матери. Густой золотистый тон пронизывает горячие краски картины, наложенные широкими свободными мазками.

История фламандского искусства тесно связана с политическим положением этой территории. К XVI веку Фландрия как государство практически исчезла с карты Европы и была включена в состав Нидерландов. В 1477 году последний правитель Фландрии и Бургундии, герцог Бургундский пал в битве, его дочь вышла замуж за австрийского принца. Внук супружеской четы стал императором Священной Римской Империи Карлом V. В 1555 году он решил уйти в монастырь и разделил земли Нидерландов между братом и сыном. Сын Филипп II свою страну не любил, фламандского языка не знал и стремился изменить в ней многое, если не всё.

В это время на политическую арену Европы выходит Мартин Лютер с идеями церковной Реформации. Народ Нидерландов горячо поддержал его знаменитые “95 тезисов”. Филипп II был разъярён своими поддаными-еретиками и послал в страну испанские войска. Север страны жестоко сражался, юг же пал. Филипп II признал независимость северных территорий, Голландии. В южные земли, бывшую Фландрию, получившую название Католических Нидерландов, он послал инфанту Изабеллу и её мужа Альберта.
Поэтому исторически сложилась огромная разница между голландским и фламандским изобразительным искусством.

Первую скрипку во фламандском искусстве играл Питер Пауль Рубенс. Его называли живописцем королей и королём живописи. Он создал свою школу и за всю жизнь написал около 3 000 картин и бесчисленное множество рисунков.
Рубенс начал рисовать с самого детства. Отто ван Веен (его работа у нас есть) стал учителем Рубенса. Учился Ван Веен в Италии и всё его искусство несколько итальянизировано. Под влиянием учителя Рубенс тоже едет в Италию. Он прожил в этой стране восемь лет.

В Италии он стал довольно знаменит, к нему пришёл успех, появились свои заказчики. Но неожиданно заболела его мать, о чём сообщила в письме сыну. Рубенс вернулся в Антверпен. После смерти матушки у мастера возник вопрос – вернуться в Италию или остаться на родине. И он решает, что в Италии он будет одним из многих. В Антверпене же он станет первым и единственным.

Правители Фландрии, Инфанта Изабелла и её супруг очень полюбили страну и стремились вкладывать в неё деньги. Они строили храмы, заказывали картины. Для выполнения такого объёма работ им очень нужен был придворный художник. Им и стал Питер Пауль Рубенс.

Он был блестящим мастером, который свободно обращался с античностью. На античный сюжет Рубенс написал «Вакханалию».
У посетителей музея, которые впервые видят эту картину, она вызывает отторжение. Как? Как такой мастер мог написать таких безобразных героев? И как это может быть шедевром? И тем не менее, это так.

Рубенс был художником XVII века. В это время уже стали возможны многие вещи, считавшиеся немыслимыми ранее. Господствующий стиль эпохи – это барокко. В энциклопедическом словаре 1726 года, то есть столетие после того, как творил Рубенс, этот стиль определяется, как нечто вычурное, хотя точного определения для этого слова нет. Такие же приёмы использовали мастера при работе с раковинами. Барокко отражает противоречия своего времени. Были сделаны важные научные открытия и люди узнали, что мир совсем не такой, каким они его представляли. Важнейшие географические открытия – Колумб открыл Америку, Магеллан совершил кругосветное путешествие – потрясли устои мировоззрения. И образовалась большая разница между тем, что люди видели вокруг себя и то, что они знали – то есть между видением и знанием. В этом заключалось и противоречие, и трагедия того времени. Это очень важно для понимания искусства XVII века.

Вернёмся к «Вакханалии». На картине изображено пиршество в честь бога Вакха или Диониса. На празднике участвуют козлоногие сатиры и сатирессы. Именно Рубенс стал создателем сатиресс – козлоногих существ женского пола. В античных источниках вместо них представлены вакханки – безумные, опьяневшие красавицы. Интересно, что этот праздник очень часто изображался греками. Но в античной традиции присутствуют ритм, гармония, совершенство тела и движения.

Можно сравнить «Вакханалию» Рубенса с одноимённой работой Тициана.

Итальянский мастер изображает прекрасных и гармоничных людей. Но не следует забывать, что Тициан творил в эпоху Возрождения. Тогда главной была линия. И у Тициана изображена гармония и спокойствие, даже несмотря на веселие. Это отражение прекрасного человека, находящегося в прекрасном мире.

У Рубенса все герои находятся в движении. Силен уже не стоит на ногах и давно бы упал без поддержки сатирессы. Чернокожая сатиресса выливает вино из кувшина, из куста вылезает рогатый сатир и замахивается дубиной, львица машет лапой. Движение несколько затихает в нижнем правом углу, где опьяневшая сатиресса засыпает, но всё же кормит своих сатирят. Но мы поднимаем глаза и видим другого сатира в кустах и движение продолжается вновь.
В композиции царит асимметрия и волнообразная линия, она идёт ниспадающими и восходящими волнами. Волнообразная линия приходит на смену ровной линии, а асимметрия – симметрии.

Рубенс, в отличие от предшественников, отнюдь не стремится изображать совершенного человека. Он пишет человеческое тело, как оно есть, без прикрас. Сам Рубенс всегда говорил о том, что нельзя брать античный мир и просто перекладывать его в XVII век. В XVII веке люди стали совершенно другими.

Интересно проследить, что Рубенс делает с цветом. Он совершенно раскрепощает цвет. Существует мнение, что во всей истории искусств всего лишь три живописца – Тициан, Рубенс и Ренуар – действительно умели изображать человеческое тело. Причём Рубенс делал это особенно.

Делакруа, когда приезжал в Антверпен, чтобы познакомиться с живописью Рубенса, просил принести лестницу, чтобы приблизиться к огромным полотнам мастера и лучше рассмотреть, как Рубенс изображает тело.


Вот юная сатиресса – она живая! Девушка переливается, как жемчужина. Она реальная и настоящая. У неё естественный, жизненный изгиб спины, ветерок развевает её локон. Цвет её тела – серо голубой. Даже просвечивает грунт и дополняет цветовую гамму картины.

Рядом Силен. И цвет его тела тоже живой. Но краски совсем другие. И тоже естественные.

Негритянка – новый вызов для Рубенса. Он специально включает её в композицию, чтобы попробовать другой цвет человеческого тела и блестяще с этим справляется.

Мастер вводит красный цвет ткани, это цветовая связкой между Силеном, негритянкой и другим сатиром. Ткань бросает множество разноцветных бликов на живот Силена и на кожу негритянки.

И если обращаться к аллегориям, то здесь они тоже есть. В те времена художники изображали многие символические вещи и истолковывали по-своему, изображали то или другое чувство. Существовали специальные словари для расшифровки того или иного символа. Во многих картинах были зашифрованы целые послания и люди со словарями стояли и разгадывали эти ребусы. Вакханалия – праздник урожая, праздник в честь природных сил и плодородия. Поэтому в композицию включены созревшие плоды. Рубенс проводит аналогию между плодами и сатиресссой, кормящей сатирят – она, как созревший плод.

В своей «Вакханалии» Рубенс не изображает никакой морали. Он просто восхищается человеческим телом и немного улыбается, изображая этих сатиров.
Они пришли из леса, праздник пройдёт и они снова уйдут в свой лес. Рубенс восхваляет жизнь. Человек – существо, которое находится между всем и ничем, бытиём и небытиём. Рубенс задумывается над этим, он считает, что непременно нужно ловить момент и наслаждаться полнотой жизни.
Основной, серый цвет композиции скользит по всему полотну. Это мощный, светящийся, звуковой аккорд.
«Вакханалию» Рубенс написал для себя, совсем не по заказу. И до конца дней она оставалась у Рубенса в доме. В коллекцию ГМИИ картина попала из Эрмитажа.

Интересно, что хотя Рубенс изображал пышные, тучные тела, сам он был необычайным стоиком. Философия стоицизма была очень популярна в те дни. «Если не можешь что-либо изменить, измени своё отношение к этому». Рубенс не только её принял, но и следовал ей. Вставал художник ежедневно в 5 утра. Работал, шёл на мессу, трапезничал, совершал конные прогулки. Во время работы он просил, чтобы ему читали Сенеку, Плутарха, Тацита.

Рубенс было очень счастливым человеком. Он умер до войны. И хотя он был чрезвычайно знаменит, ни слава, ни роскошь не испортили его. Рубенс – маг, волшебник, который простой краской создавал живые фигуры.

Первым пьяницей, выпивохой, «алкашом», хроническим алкоголиком, наконец, стал тот из наших давних предков, кому удалось, посчастливилось или наоборот, ненароком случилось, на свою беду, напиться или отведать сока какого-либо дикорастущего растения с неожиданными свойствами от его воздействия, случайно обнаруженного в его ветвях, корнях, листьях или плодах. Такой «счастливчик» мог неожиданно стать излишне весёлым, разбитным, сверхактивным. Либо неадекватным, буйным или драчливым. А то и наоборот - сонным, плохо соображающим. Иной раз и отравленным или даже мёртвым...

И когда более восьмисот тысяч лет тому назад, появилась глиняная (керамическая) посуда, а потом и металлическая или стеклянная, и этот сок можно было собрать и выпить то или иное количество его, то всё пошло-поехало с невиданным прогрессом и продолжается и в наши дни. Неостановимо, разнообразно, и, нередко, пагубно...

И никакие опасности, предупреждения, запрещения, уменьшение доз, наряду с увеличением числа и качества напитков не могут остановить всемирное пьянство...Арабы, назвавшие первыми «аль коголь», что в переводе означает «одурманивающий напиток», сами среди мусульман его запретили, но пьют вино, иногда втайне, посвятив ему прекрасные рубаи Омара Хаяма:

Пьянство слаще, чем слава великих мужей,
Пьянство богу милей, чем молитвы ханжей,
Наши пьяные песни и стоны с похмелья -
Несомненно, приятны для божьих ушей!

Не помогли ни пресловутые «сухие законы» Америки, приведшие к человеческим жертвам и обогащению гангстеров, ни борьба с алкоголизмом в СССР в период «перестройки» с вырубкой прекрасных виноградных лоз в Крыму, на Кавказе и в других местах выращивания этих солнечных ягод. Одумались или «протрезвели» и те и другие... Почило в бозе и общество трезвенников.

Ассортимент алкогольных напитков разного вкуса, крепости, марок и сроков выдержки только совершенствуется и весьма популярно. Одна другой красивее и изящнее бутылки для разлива, хранения и продажи. Гляньте на витрины и стеллажи магазинов, бакалейных лавок, меню ресторанов. Глаза разбегаются. Деньги летят в казну государства, в карманы виноделов и спекулянтов - перекупщиков и даже в руки тех, кто создаёт фальшивые варианты алкогольных напитков, их поделки, в том числе так называемые «палёные» сорта водки, от которых гибнет немало людей...

Поэты и писатели с древних времён воспевали в стихах и одах то великое удовольствие, ощущение праздника, расслабление, успокоение, которое доставляло людям питие. Женщины становились красивее и доступнее, да и сами активнее и крепче в привыкании. А в рассказах и повестях, фельетонах и юморесках тема пития, не сходит со страниц книг и журналов, газет, экранов телевизоров и компьютеров и прочих, более компактных (карманных), массовых, удобных, быстрых средств массовой информации и по сей день...

Подпоём нашему Великому поэту Александру Сергеевичу Пушкину, повторяя вещие слова его «Вакхической песни», написанной почти 200 лет тому назад (в 1825 году):

Что смолкнул веселия глас?

Раздайтесь, вакхальны припевы!

Да здравствуют нежные девы

И юные жены, любившие нас!

Полнее стакан наливайте!

На звонкое дно

В густое вино

Заветные кольца бросайте!

Подымем стаканы, содвинем их разом!

Да здравствуют музы, да здравствует разум!

Ты, солнце святое, гори!

Как эта лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Весьма оптимистичная, задорная и весёлая песня, призывающая людей петь, любить, играть, мечтать и пить во здравие и ожидание просветления, бессмертия ума и веры в светлое будущее.

Вот и подошли мы с помощью нашего Великого поэта к искомому термину, положенному в основу названия его стихотворения и нашего исследования «вакханалии» и отображения её в живописи.

«Вакханалия» как выражение или слово возникло от имени античного фракийского бога вина, виноделия и виноградарства Вакха. В толковом словаре В.И. Даля (в переводе с греческого) слово «вакханалия» обозначается, как неистовый пир, развратное празднество, дикий разгул, исступленная попойка. Значит ли это, что по-русски можно просто сказать, что это гулянка, пьянка, ибо по картинам не исключается и завуалированный свальный грех или, простите меня, групповуха...?

Во всяком случае, так всё это празднество выглядит на бесчисленном количестве полотен огромного числа великих и мало известных художников. Именно этим термином - «вакханалиями», называли римляне подобные оргии - и мистические празднества в честь изображённого на картине Караваджо, юного бога Вакха (Диониса).

Пришли эти празднования с Востока, а затем распространились на юг Италии и Этрурию, а ко II в. до н. э. распространились по всей Италии и появились в Риме. Обычно вакханалия проводилась тайно, под покровом ночи, её посещали только женщины, а позже на церемонию стали приходить и мужчины. Торжества становились всё популярнее и начали проводиться по нескольку раз в месяц. Дурная слава этих празднеств способствовала запрещению вакханалий на территории всей Италии, но, несмотря на тяжёлое наказание, налагаемое на нарушителей данного постановления, вакханалия не была отменена полностью, особенно на юге страны. А напротив, распространились по всему миру под различными названиями.

Совершенно искоренить эти безнравственные мистерии, однако, не удалось, а имя их надолго осталось для обозначения шумных попоек, и в этом смысле употребляется и в России. Но это не единственное значение данного слова, употребляемое в переносном смысле. Например, в толковых словарях русского языка таких авторов, как Ожегов и Ефремова, вакханалия означает также крайнюю степень беспорядка, разгула, безудержного и бурного проявления чего-либо.

В античном мире - это были празднества в честь Вакха, бога вина и веселья, переходящее постепенно в бурное разгульное пиршество, исступлённую попойку, оргию. А затем в неистовый пир и дикий разгул, буйство. В наше время это слово применяется в сценах, изображающих картины всеобщего опьянения и шумного веселья в опере и балете, либо с оттенком иронии в быту.

В эпоху барокко многие живописцы, в том числе и П.П.Рубенс (1577 - 1640), автор наибольшего числа полотен на эту тему, обращается к мифологической тематике, часто изображая не просто Бахуса, а целые сцены всеобщего пьяного веселья, безудержного и распутного, которые в подписях картин так и назывались - Вакханалия.

Одна из первых картин с изображением ещё молодого, не спившегося Вакха была картиной Караваджо. Его персонаж, ещё мальчиком, начали приучать к вину с детства.

Рис 1. «ВАКХ» (Бахус, Бaccарий, Дионис, Дионисий, Либер).

Картина итальянского мастера барокко Микеланджело Меризи де Караваджо,1596. Римский периода творчества. Галерея Уффици во Флоренции.

Такой на вид «милый мальчик», полу прикрытый платяной накидкой с одутловатым, слегка излишне румяным женоподобным лицом, но с мускулистой рукой и уже с бокалом вина. С задумчивым взглядом, устремлённым в себя...

Хотя, если присмотреться и узнать, что пишут об этом образе знатоки живописи, то можно заподозрить, что юноша не совсем трезв, что под ногтями у него грязь, что в спутанных волосах - ягоды и листья винограда. Он больше напоминает простого мальчика в шапке из виноградных листьев. В правом нижнем углу изображен графин с вином - непременный атрибут.

Он как бы потягивает зрителям кубок вина, приглашая с ним выпить его. Правда фрукты на столе не совсем свежи и даже червячки из яблок выглядывают... И начинаешь догадываться или предполагать, каким символом обернулось его имя в последующем, давшим название вакханалиям...

Рис 2. Николо Пуссен, «Воспитание Вакха», ок1625. Лувр, Париж.

Да и как ему не быть пристрастным к вину, если его в младенчестве сатиры приучали пить его из блюдца, как показано на картине (как мне подсказывает моё представление об этом факте). Мамаша в это время отдыхает, утомившись от своего многодетства... Но одним из первых художников, создавший характерный, реалистичный и яркий, красноречивый и выразительный образ пьяницы, был Великий Питер Пауль Рубенс. Художник написал эту картину более трёхсот лет тому назад, являющуюся, по сути, апофеозом человеческой плоти, не по заказу, а по личному порыву и представлению, прикипел к ней, и поэтому она всегда находилась в его мастерской. И вот каким предстаёт перед нами половозрелый Вакх, бог плодородия, виноградарства и виноделия на наиболее знакомой всем картине Питера Пауля Рубенса:

Рис 3. Питер Пауль Рубенс. «Вакх» (1638-1640). Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. К Вакху художник был явно неравнодушен, но в его картинах нет и тени симпатии к богу вина. На картине изображен не типичный могучий бог виноделия, окруженный дикими животными, сатирами и нимфами, каким хотелось бы его видеть. Вакх нарисован художником в виде растолстевшего гуляки. Прообразом для головы Вакха послужил мраморный бюст римского императора, пьяницы и обжоры, Вителлия, чем тот и запомнился потомкам и создателям изваяния. Вакх на картине с одутловатым лицом и мрачным выражением его, сидящим в неудобной и напряжённой позе на бочке с поднятой правой рукой с бокалом в ней, подставленным привычно и рефлекторно для очередной порции вина. Его щедро наливает из кувшина не менее толстая белокожая менада (вакханка) с полуобнажённой грудью, держащая правую руку на плече толстяка. Отталкивающе смотрится расплывшееся ожиревшее тело ещё молодого бога с многочисленными складками жира на груди, животе, ногах. Отвисший живот, почти «женская» грудь. На всём дряблом туловище и на ногах контурируются жировые складки особенно глубокие в местах перехода голеней в стопы.

Непристойным показано поведение двух мальчишек - один старается пить, проливающееся из чаши вино, а второй бесстыдно писает на зрителя. За спиной Вакха виден сатир, обнимающий голову быка. Перед нами раскрывается динамичная разухабистая сцена гульбы или вакханалия.

Статуя Диониса некогда стояла на сцене каждого античного театра. В наше время на смену античным статуям, в современных театральных репертуарах звучат оперы, посвящённые божеству Вакха. В 1848 г. оперу-балет «Торжество Вакха» написал А.С. Даргомыжский, в 1904 г. «Триумф Вакха» - Клод Дебюсси, в 1909 г., оперу «Вакх» - Жюль Массне.

Рис 4. Питер Пауль Рубенс: «Вакханалия». Ок 1598. Дворец Вайсенштайн, Поммерсфельден.

На картине молодого, но грузного и пьяного Силена участники вакханалии усаживают на бочку, а вокруг разворачивается картина безудержного веселья с играми, включающими ношение друг друга попеременно женщинами или мужчинами, игрой на (двух или двойной) флейте, атрибутом сатиров. Что мы видим справа на полотне. К стыду современных мужчин, любящих выпить, общество женщин не является для них прерогативой. Напиться можно и без лиц прекрасного пола с целью расслабления, дружеской или деловой беседы, а то и просто, чтобы выпить...Что-то не нашёл я в античной живописи картин с выпивкой на троих. Древний мир был более утончённым и оправданным. Присутствие женщин, по-видимому, хоть как-то сдерживало развязность мужчин и определяло нормы поведения, ограничивало количество выпитого и безудержность нравов.

Среди множества картин на тему вакханалий, редко встречаются картины без женщин, ибо какая без них гулянка, тем более в античные времена.

Рис 5. Адольф-Вильям Бугро. «ВАКХАНКА». 1899. Частная коллекция. Вильям Бугро всю жизнь являлся последовательным приверженцем академизма и «идеального романтизма». Он идеально изображал женщин, за что его отвергали импрессионисты, считая, что он фотографирует женское тело. Но я лично ему очень за это благодарен. Также юно, под небрежно накинутыми тканями платья, несколько театрально показана эта красивая молодая девушка с обнажённой грудью, держащая небрежно двумя пальчиками посох с коричневой лентой. Неужто это театрализованный образ одной из вакханок, изображаемых в самых фривольных позах без одежд или с минимальным их наличием на картинах почти всех вакханалий? Так и хочется предложить её снять одежду и присоединиться к общей вакханалии...

Христианские проповедники и апостолы со свойственным им показным пуритантством пытались прекратить эти оргии, для чего рассылали миссионеров для проповедей. Перед вами одна из картин, где апостол пытается образумить участников сборища - вакханалии.

Рис 6. «Проповедь Апостола Иоанна на острове Патмосе» .(1855-56) год. Фёдор Антонович Моллер (при рождении Отто Фридрих Теодор Моллер, 1812-1874). Русский художник и офицер. Профессор Императорской академии художеств. Ученик Карла Брюллова. За эту картину Фёдор Моллер получил звание профессора исторической живописи.

Апостол во время вакханалий обращается с проповедью к нагим и полунагим участникам её с надеждой остановить оргию, прекратить возлияния и разврат. В ответ собравшиеся, обуреваемые жаждой и томлением, страстью и вожделением, оправдывают свои поступки и даже просят понять их. Тщетная миссия, как и призывы к трезвости в наше время...

На ряде картин встречи мужчин и женщин проходят, по-видимому, добровольно по обоюдному согласию вполне мирно. Прелюбодеяния только подразумеваются за редкими исключениями, которые наглядны... Как и насилие в виде похищений, как, например, на картине Карла Брюллова. Но похитителями являются сатиры, а с них спрос какой? Нечистая сила, мистика, миф...

Рис 7. Карл Брюллов, « Сатир и вакханка (Вакханалия)», 1824. Русский музей, Санкт Петербург.

Но эта картина не является отражением настоящей вакханалии воспринимается как часть большого полотна, хотя автор считает её показом вакханалии. Чаще же на больших полотнах изображено много участников обоего пола и можно рассмотреть разнообразные сцены веселья, контактов, поползновений, бесед, отдыха и даже сна...

Рис 8. Питер Пауль Рубенс « Праздник Венеры. (Вакханалия). 1630.

Некоторые вакханалии принадлежат определённым праздникам, имеющим свои причины, поводы и обоснования. Как эта картина Рубенса приуроченная к празднику Венеры. На картине настоящее веселье, где опять же сатиры ведут себя как обычные мужчины, хватающие женщин, привлекая их к себе, как на сельской вечеринке или на рандеву в тёплой и разогретой вином компании. Где женщины знали, что будет и не устраивали сцен сопротивления и противодействия, если не считать кокетства и некоторого стеснения. Об этом свидетельствуют и улыбки на лицах захваченных дам. Уединившаяся на крыше грота парочка, ведёт «подготовительную» беседу в расслабленных свободных позах.

Чтобы не повторяться в дальнейшем хочу отметить, что обращает на себя внимание любовь Рубенса к изображению крупных, "аппетитных" женских форм, которые сегодняшние дамы считали бы проявлениями целлюлита. Но уж лучше намёки на целлюлит, нежели на анорексию. Впрочем, это моё личное мнение и только...

Мне хочется также сделать небольшое отступление и попытаться понять и объяснить столь частое присутствие на картинах сатиров вместо мужчин, хотя и реже, но иногда и сатиресс и даже сатирят. Сатиры это некие мифические лесные существа, обслуживающие свиту Диониса (Вакха), всегда веселящуюся и поющую. Их иногда изображали покрытыми шерстью с длинными волосами, бородатыми, с копытами (козлиными или лошадиными), лошадиными хвостами, с рожками или лошадиными ушами, однако торс и голова у них человеческие, мужские, обычно мускулистые и красивые. Что не скажешь о копытах...

Они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, преследуют нимф и менад мифологические полудикие спутницы Дионисия, как бы его "фанатки", живущие свободно и всегда готовые к вакханалиям и разврату...). Сатиры, якобы, впервые приготовили вино. Славились пристрастием к алкоголю и избыточной сексуальной активностью. Символом их неиссякаемого плодородия является фаллос. Сатиры - эти «заменители» мужчин рядом с прекрасными женщинами, помогают художникам завуалировать низменные страсти, влечения, похищения, приписывая все эти неблаговидные поступки им, а не мужчинам. Настоящие мужчины всегда были в роли богов или героев, а в вакханалиях на авансцену живописцы приглашали сатиров...

Это особенно ярко показывал Адольф Вильям Бугро на своих картинах, где в «игрищах» активную роль играли то сатиры, то нимфы. Вот одна из его картин, на которой активную завлекающую роль играют женщины:

Рис 9. «Нимфы и сатир», картина художника Адольфа Вильяма Бугро (1873).

Традицию привлечения сатиров в вакханалии продолжают и современные художники, пишущие картины на античные и мифологические темы. Хотя со временем художники всё более рисовали сатиров в облике хорошо физически развитых мужчин, оставляя им только копыта и некоторые черты животного на голове или в лице...

Рис 10. «Вакханалия» 1996. Картина современного художника Пайманова Евграфа Семеновича (род. 1949). Окончил Санкт-Петебургский государственный академический интстиут живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Работает в
Основные экспозиции в Чувашском государственном художественном музее. В своем творчестве Евграф Пайманов придерживается реалистической традиции. Он мастер пейзажа. Натюрморты художника красочны и сочны. Представленная картина из мифологии стоит особняком среди его обычных тем.

В оргии помимо традиционного длинношёрстого сатира, склонившегося над распростёртыми и вальяжно раскинутыми женщинами (слева), принимает участие собака (справа). Картина настолько натуралистична, что смахивает на порнографию... Старые мастера живописи, представители античного периода, рисовали более приятные картины, более привлекательных женщин и не позволяли себе даже в сексуальных порывах участников проявлять вульгарность, ограничиваясь намёками...

Рис 11. Никола Пуссен, «Вакханалия перед статуей Пана»,163133гг. Лондон, Национальная галерея.

Пан (Фавн) - бог пастухов и стад, сын Гермеса, изобретатель свирели (сиринги). Он считался также богом лесов и рощ. Изображался с рогами, кривым носом и козлиными ногами. Они, как и сатиры, отличались феноменальной похотливостью и неразборчивостью, однако, по-видимому, были бесплодными.

Появление детей на некоторых полотнах свидетельствует о семейных или дружеских встречах, праздниках, гулянии и даже в сочетании с поклонением мифическим божествам, символизирующим их. А не о разнузданной пьянке или оргии... У художника Николо Пуссена мне попалась картина, целиком посвящённая детской вакханалии.

Рис 12. Никола Пуссен, «Детская вакханалия» («Вакханалия Путти»), 1626. Рим. Национальная галерея Античного искусства. (Galleria nazionale d"arte antica, Roma).. На картине не только вакханалия в обычном понимании этого термина, когда общаются, веселятся, пьют вино или прелюбодействуют мужчины и женщина, сколько показана игра детей во взрослых (имитация отношений, наподобие российских игр в папу и маму с поцелуями), показушное питие вина из чаш, кувшинов или игрушечных амфор, ездой на козле и вместо живых сатиров используется его маска...

Итальянский мастер Вечеллио Тициан создавал свои картины творил в эпоху Возрождения. Его персонажи демонстрируют гармонию и спокойствие, несмотря на веселие. Ему присуще отражение прекрасного человека, находящегося в прекрасном мире.

Рис 13. Вечеллио Тициан - «Вакханалия» 1524. Музей Прадо, Мадрид.

Это одна из самых известных картин Великого итальянского художника, который был одним из самых ярких представителей Ренессанса. Вакханалия представляет праздник жизни, ликующий образ бытия. Эта картина с веселящимися и предающимися различным удовольствиям людьми, полностью противоречила установившимся тогда аскетическим нормам церкви, хотя на персонажах и более одежды, чем на многих других. Но не на всех участниках вакханалии, что усиливает контраст. Эта, картина написана в светлых тонах и вызывает радость от созерцания. Всё, что происходит в периметре полотна, кажется очень естественным. Тициан изобразил настоящую природу человека, который является частью живого мира, который в этой картине не отличим ни от животных, ни от Богов. Это подтверждает очаровательное тщательно выписанное прекрасное тело спящей вакханки на переднем плане картины справа. Пресыщенная, удовлетворённая и спокойно уснувшая женщина..

Рис 14. Алессандро Маньяско, «Вакханалия» (Alessandro Magnasco (1667-1749). Итальянский художник генуэзской школы, видный представитель барокко.

Это одна из нескольких его картин на тему Вакханалии до 1758 года находилась в собрании графа И.И. Шувалова. А до 1922 года - в Музее Академии художеств, Санкт-Петербург, затем в Эрмитаже. С 1925 года в ГМИИ.

На необычном фоне величественных античных руин изображены сцены вакханалий с мечущимися человеческими фигурами разбойников бродяг и цыган, являвшихся героями его полотен. Можно только предположить (из-за мелкого масштаба фигур) оргии, осуществляемые участниками в неистовом эротическом танце на фоне костров, пряных воскурений и внесение ритуальных сосудов. А в итоге - разгул, разврат, пьянство...

На последней картине также отмечается условное смешение античности и современности участников встречи в процессе обмена одеждами, сюжетом и обстановкой. Перемещаясь по полотну слева направо, виден переход от античности с обнажённой фигурой Сатира - участника вакханалии к обычной сельской пьянке в кабачке современных мужчин...

Это несколько неожиданно и необычно нарисованная картина современником Рубенса, великим испанским художником Веласкесом, якобы об эпизоде из жизни Вакха. В картине показаны фрагменты античности и современная обстановка, включая образы персонажей и их одежду...

Рис 15. Диего Веласкес. «Триумф Вакха. Пьяницы». Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес, (1599-1660) - великий испанский художник. Мадрид, музей Прадо. Отдавая раннее предпочтение портретам, Веласкез написал гротеск в виде жанровой картины с инсценировкой и несколькими персонажами как метафору мифологической античной темы. Вакх, сидящий за одним столом рядом с собутыльниками, пьёт с ними вино. А пьяницы - это обычные испанские крестьяне. Один из пьяниц, стоящий перед ним на коленях, венчается самим Вакхом, заслужив высокую награду за пристрастие к выпивке. Художник изобразил душевное единение людей античности и сегодняшних простых сельских обывателей.

Из многочисленных картин художников всех времён от античности до сегодняшнего дня я коснулся только тех, которые можно объединить термином «вакханалия», предварив несколько строк истории пьянства... Ибо стремление к пьянству одиночек, на двоих, троих, традиционным поводам, от безысходности, разврата, патологического пристрастия и описанию того, как это выглядело на полотнах живописцев, при взгляде дилетанта, но врача, надеюсь ещё продолжить.

Великий фламандский живописец, глава художественной школы Фландрии XVII века. После смерти отца семья возвратилась в родной Антверпен, где Рубенс учился в мастерских Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта и Отто ван Веена. В 1508 году он получил звание мастера, а в 1600 - отправился в Италию. 1603-1604 годы художник пробыл в Испании, затем снова работал в Италии и только’ осенью 1608 года возвратился в Антверпен. Вскоре им была организована мастерская для выполнения многочисленных заказов, поступавших из разных стран. В 1622-1625 годах художник ездил во Францию, а в АГёриод с 1628 по 1630 - выполнял различные дипломатические поручения в Испании и Англии.

Картина «Вакханалия» воспроизводилась неоднократно на полотнах фламандских живописцев, что свидетельствовало о высокой оценке, данной этому произведению современниками Рубенса. Античная тема празднества в честь бога вина Вакха была выбрана мастером для прославления буйных стихийных сил природы. Главный герой картины, опьяневший Силен, воспитатель Вакха, окружен сатирами, сатирессами и лесными божествами. Хмельное действие вина обнаруживается в разной степени состояния персонажей, через их мимику и пластику фигур. Художника увлекает задача изображения разнообразных мотивов, выражающих эмоциональную жизнь, он расширяет шкалу передачи чувств, вводя зрителя в сферу природного инстинкта. Художник сплетает воедино образы природы и существ, ее олицетворяющих; до ощутимого правдоподобия он передает стремительный бег облаков, твердость почвы, подвижность пушистых крон деревьев, игру окутывающих тела света и воздуха.
Живописная текучесть и чувственно-осязаемая трактовка форм, а также восприятие напряженного пульса жизни как отражение динамики и ритма бытия, по всей видимости, были следствием органического понимания единства мира, которое художник так и не утратил до конца своих дней.
Картина поступила в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1930 году из Государственного Эрмитажа.




Top