Рубрика словари численность и место проживания лакцы. Народы россии - лакцы

Лакцы в прежнее время были преимущественно известны под именем казикумухцев или казикумыков. Самоназвание - лак; аварцы называют их тумал, даргинцы - булугуни, лезгины - яхулви.

Большая часть лакцев составляет основное население Лакского, Ку- линского, Ново-Лакского районов и смежных частей Левашинского, Акушинского, Рутульского районов Дагестанской АССР. Лакцы проживают также в Дахадаевоком (сел. Шадни), Курахском (сел. Бурши-Мака) и Чародинском (сел. Шали) районах. Общее число лакцев по переписи 1959 г.-64 тыс. Лакский язык, принадлежащий к дагестанской ветви кавказских языков, распадается на пять диалектов: вицхинский, кумухский, вихлинский, аштикулинский и балхарский. Подавляющее большинство лакцев знает русский язык. В меньшей степени они знакомы с кумыкским, азербайджанским, аварским, даргинским языками.

Основная масса лакцев проживает в горах. Если севернее сел. Кумух хорошо вызревают фрукты, пшеница и кукуруза, то в южной, более высокогорной, части лакской территории летом нередко выпадает снег. Через лакскую территорию протекает р. Казикумухское Кой су; она и ее притоки представляют собой бурные горные речки, текущиз то по широкой долине, то в глубоких каньонах. Зимой эти реки на три-четыре месяца сковываются льдом. Под лесом и кустарниками в Лакском и Кулинском районах находится лишь 1,6% территории, а неудобные земли составляют 17% общей площади этих районов.

Лакцы принадлежат к коренному населению Дагестана. Трудно сказать, однако, являются ли «леги», упоминаемые античными и раннесредневековыми авторами, предками современных лакцев, или так называли (как потом-«лезгинами») вообще всех дагестанских горцев. Больше оснований считать лакцами «гумиков» - народ, упоминаемый арабскими авторами IX-X вв. Баладзори и Масуди. Согласно их сведениям, гумикп жили примерно на той же территории, которую занимают лакцы. До присоединения к России (1820 г.) лакцы входили в состав Казикумухского ханства. После ликвидации ханства в 1859 г. территория его была преобразована в Казикумухский округ Дагестанской области.

При образовании Дагестанской АССР Казикумухский округ в 1922- г. был переименован в Лакский округ. С 1929 г. он стал именоваться районом, а в 1935 г. был разделен на два района: Лакский с центром в сел. Кумух и Кулинский с центром сначала в сел. Кая, а с 1940 г.- в сел. Вачи. В 1944 г. на плоскости был образован Ново-Лакский район с центром в сел. Ново-Лакское - третий по счету чисто лакский район Дагестанской АССР.

Занятия

Главное занятие лакцев, проживающих в горах,- животноводство! , а в Ново-Лакском (районе - земледелие. В животноводстве на первом месте стоит разведение овец, далее- крупного рогатого скота, лошадей, ослов и мулов. Местная городская порода овец (С 1934 г. систематически улучшается и в настоящее время число грубошерстных овец в лакских районах составляет менее 5% всего поголовья. В течение лета весь скот лакских колхозов пасется в горах. В середине сентября овцы и часть крупного рогатого скота перегоняются на зимние пастбища, расположенные в Калмыцкой АССР. В середине апреля начинается обратный перегон скота на летние пастбища. По исстари заведенному обычаю, доением овец занимаются у лакцев мужчины, а доением коров - женщины. Лакские колхозы имеют на своих зимних пастбищах крытые помещения для скота и благоустроенные общежития для чабанов. Обычно еще летом колхозы командируют бригады рабочих на места зимних пастбищ. Эти бригады заготовляют на зиму сено, топливо и ремонтируют помещения. Коров, как правило, не перегоняют на зимние пастбища; круглый год они находятся вблизи селений. Телят же, подобно овцам, перегоняют ежегодно с гор на плоскость и обратно. Возвращение стада с пастбищ - праздничное событие в лакских селениях.

Каждый колхоз имеет молочно-товарную ферму, которая, в противоположность овцеводческой, всегда располагает помещением для скота. Скотные дворы, как и остальные постройки молочно-товарных ферм, во всех колхозах построены за последние 10-20 лет. Это просторные и удобные помещения, сооруженные с учетом местных строительных традиций. Например, на молочнотоварной ферме колхоза в сел. Убра Лакского района все постройки фермы сделаны из колотого камня на глиняном растворе. Плоская крыша коровника и телятника внутри поддерживается каменными столбами, между которыми перекинуты каменные арки. Такие же арки устроены над воротами и двумя калитками двора фермы. При молочно-товарной ферме, кроме скотного двора, имеются служебные помещения: помещение для доярок, сепараторная, склад для хранения продуктов животноводства; во дворе под навесом стоит своеобразная, издавна существующая у лакцев, печь для приготовления пищи.

Земледелие в лакских районах, за исключением Ново-Лакского, играет второстепенную роль. Так, в Лакском районе под пашней занято всего 3893 га (8,3% общей земельной площади) 2 . Своего хлеба хватает только в Ново-Лакском районе. Колхозы горных районов закупают его в Буйнакске и Махачкале. Главными культурами являются: в Кулинском районе - пшеница и ячмень, в Лакском - пшеница, кукуруза и ячмень. Немалое значение у лакцев имеют горох, рожь и картофель. В связи с расширением из года в год посевов на территории зимних пастбищ отмечается рост посевных площадей. Наряду со старой сельскохозяйственной техникой (соха с железным лемехом, молотильная доска, серп, коса и пр.) г колхозы применяют невиданные ранее в горах молотилки, железные плуги и борона, а на плоскости, кроме того,- тракторы, комбайны, сеялки, лобогрейки, сенокосилки, конные грабли и т. д. Сохранение в горах некоторых элементов старой техники объясняется рельефом местности и структурой почв лакских гор, а в некоторых случаях и потребностями хозяйства. В частности, применение молотильных досок в горах обусловлено тем, что, пользуясь ими, получают не солому, а необходимую скотоводам мякину.

Только после коллективизации началось массовое разведение овощей на лакских полях, получившее широкое распространение в настоящее время во всех лакских селениях. До революции один из исследователей лакского быта писал, что «страна лаков безлесна и садоводство в ней невозможно по суровости климата и по малому количеству земли». Колхозная Лакия опровергла это утверждение. Сейчас даже в наиболее высокогорном, Кулинском районе есть молодые сады (около 144 га), не говоря уже о значительной площади под садами в Лакском (около 432 га) и Ново-Лакском (более 335 га) районах. Колхозы и отдельные колхозники занимаются также пчеловодством. Наряду с рамочными ульями применяют и старые сапеточные, которые представляют собою плетенные из веток корзинки, имеющие форму усеченного конуса, обмазанные глиной и затем выбеленные.

На протяжении, по крайней мере, последних 100 лет, а возможно и гораздо большего периода характерной чертой лакской экономики было широкое развитие отхожих промыслов. Среди всех кавказских народов наибольший процент отходников давали именно лакцы. Слабое развитие земледелия, низкий его уровень, необеспеченность зимними пастбищами, большая плотность населения (до 40 человек на 1 кв. км) при неравномерности распределения средств и орудий производства между разными социальными прослойками заставляли лакскую бедноту покидать свои родные каменистые горы и искать заработка на стороне.

Существовала своеобразная специализация отдельных лакских селений. Так, сел. Кумух, вообще бывшее крупным ремесленным центром, особенно славилось ювелирами и медниками, Кая - торговцами, Унчу- катль - шорниками, Убра - каменщиками и лудильщиками, Кума - кондитерами, Шовкра - сапожниками, Цовкра - акробатами и т. д. Большое лакское сел. Балхар стало известно благодаря производству гончарных изделий, изготовлявшихся исключительно женщинами.

Балхарская керамика производится и в настоящее время и имеет широкое распространение по всему Дагестану. Это разделение профессий между различными селениями не могло бы возникнуть, если бы ремесленники ориентировались только на внутренний рынок.

Потребителями излишков рабочей силы у лакцев были города и селения плоскостных районов Кавказа. Однако в поисках заработка лакцы уходили не только в различные районы Дагестана и Северного Кавказа; лакских кустарей можно было встретить в Ростове-на-Дону, Москве, Оренбурге, Констаитинополе, Каире, Аддис-Абебе, Кульдже, Париже и пр.

В связи с отходничеством выработались и особые обычаи. Например, уходить из дому полагалось вечером после заката солнца; в дорожную сумку уходившего мать, сестра или невеста клали сладкое печенье в форме сердца, чтобы тот не забыл дарящую.

Коллективизация сельского хозяйства лишила отходничество его экономической основы. В советское время в районах, населенных лакцами, созданы промкомбинаты и артели, изготовляющие кожевенные, швейные, трикотажные, керамические изделия, кавказские сукна, войлоки и многое другое. Кроме того, многие колхозы организовали у 1себя мастерские по производству кавказского сукна, бурок, джемперов, шерстяных носков, обуви и пр. Создание организаций кустарей, а главное те глубочайшие сдвиги, которые произошли в жизни горцев за годы Советской власти, привели к тому, что в настоящее время отходничества у лакцев не существует. Теперь если лакские колхозники надолго покидают свои селения, то это делается в связи с учебой или военной службой, но не ради поисков куска хлеба. Наряду с этим, многие лакцы постоянно живут в городах Дагестана и других местах Советского Союза, где работают в различных областях экономики и культуры.

Местная промышленность лакских районов включает также колхозные водяные мельницы, маслосырозаводы, три типографии и ряд гидроэлектростанций (самая крупная из них в сел. Кумух). До Советской власти промышленность в Лакии отсутствовала, если не считать кустарных мастерских и небольших водяных мельниц.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Лакцы. «Огонь в крови», 2008


Общие сведения

Л‘АКЦЫ, лак (самоназвание), народ в Российской Федерации. Живут в центральной части Нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы), часть переселилась на равнину (Новолакский и другие районы), в города и за пределы Дагестана (Ставропольский край и др.). Общая численность 185 тыс. человек (по другим данным - 118,1 тыс. человек), в том числе в Российской Федерации - около 179 тыс. человек (106,4 тыс. человек), из них в Дагестане около 140 тыс. человек (91,7 тыс. человек).

По данным Переписи населения 2002 года численность лакцев, проживающих на территории России, составляет 157 тысяч человек.

Аварцы называют Лакцев тумал, даргинцы - вулугуни, лезгины - яхулви; в прошлом Лакцев часто называли казикумухцами. Говорят на лакском языке нахско-дагестанской группы кавказской семьи. Диалекты: кумухский, вицхинский, шаднинский, вихлинский, аракульский, барткинский, аштикулинский. Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык. Верующие - мусульмане-сунниты.

Лакцы - коренные жители Дагестана. На территории Лакцев существовало Казикумухское шамхальство, с 18 века - ханство, объединявшее, кроме Лакцев, лезгин-кюринцев, отдельные аварские и даргинские селения. Присоединённое в 1820 к России, ханство было в 1859 преобразовано в Казикумухский округ Дагестанской области, с 1922 - Лакский округ, затем район в составе Дагестанской АССР, поделённый в 1935 на Лакский и Кулинский районы. В 1944 часть Лакцев была насильственно переселена на равнину, на земли депортированных чеченцев.

Основные занятия - пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, просо, бобовые, с конца 19 века - кукуруза, картофель, с начала 20 века - садовые и огородные культуры) и животноводство (овцы, крупный рогатый скот, лошади и др.). Зимой скот перегоняется на зимние пастбища в Калмыкии. Были развиты отхожие промыслы.

Традиционные домашние промыслы и ремёсла - сукноделие, изготовление войлока, паласов, производство и лужение металлической посуды (села Кумух, Убра и др.), ювелирное ремесло (село Кумух), гончарство (село Балхар), золотое и серебряное шитьё (села Кумух и Балхар), шорное (село Унчукатль) и сапожное дело (село Шовкра), обработка камня (село Убра); село Кая славилось торговцами, село Кума - кондитерами, село Цовкра - акробатами и т.д. Знаменита расписная балхарская керамика (кувшины для воды, чаши, кружки, с 1960-х годов - фигурки, игрушки).


Традиционные поселения Лакцев располагались по склонам гор, современные - на более ровных местах. Дома - в основном двухэтажные (на 1-м этаже - хозяйственные, на 2-м - жилые помещения), с небольшими лоджиями, имели до 4 жилых комнат.

Мужская традиционная одежда - туникообразная рубаха, бешмет, черкеска, штаны, женская - туникообразное платье и штаны, имеет локальные варианты. В конце 19 века появились платья - распашные (бузма) и отрезные в талии. Зимой носили овчинные шубы. Обувь - кожаная и войлочная. Головные уборы - наволосники с платками, длинные покрывала. В современном быту изредка встречаются у мужчин папахи, овчинные шубы, у женщин - традиционные головные уборы (село Вихли), длинные штаны.

Основная пища - мучные, мясные и молочные блюда. Хлеб выпекался в специальной глиняной печи в форме купола во дворе. Овощные и картофельные блюда распространились с середины 20 века.

Основа традиционной социальной организации - сельская община (джамаат), управлявшаяся советом старейшин. Существовали патрилинейные родственные группы (тухумы), сословное деление, обычай кровной мести и платы за убийство, гостеприимство, взаимопомощь.

Сохранялись элементы домусульманских верований, мифологии, обрядность. Традиционные праздники - Новый год, начало весенних полевых работ, уборка урожая и др. Фольклор включает героический и исторический эпос, сказки, песни. Основные музыкальные инструменты - зурна и бубен. Поэзия на лакском языке известна с 17 века. Письменность первоначально на арабском алфавите. Первые книги на русском алфавите вышли в 1860-х годах по инициативе русского лингвиста П.К. Услара. Письменность на основе русского алфавита возобновлена в 1938. Развивается профессиональная культура. Сформировалась национальная интеллигенция.

А.Г. Булатова, Г.А. Сергеева



Очерки

Лакцы - (вулугуни, казикумухцы, лак, тумал, яхулви) - народ, исторически проживающий в центральной части нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы), с 1944 года и на равнине в Новолакском районе, а также в Ставропольском крае, Ростовской области, в Кабардино-Балкарии и других кавказских республиках. Численность в России по переписи 2002 года - 156 545 человек, в Дагестане число лакцев составляет 5,4 % всего населения республики (139732).Говорят на лакском языке нахско-дагестанской группы кавказской языковой семьи. Диалекты - кумухский, вицхинский, шаднинский, вихлинский, аракульский, барткинский, аштикулинский. Поэзия на лакском языке известна с XVII века. Письменность была Первоначально письменность была на основе арабского алфавита, первые книги на кириллице вышли в 1860-х по инициативе русского лингвиста П. К. Услара. Письменность на русской графической основе возобновлена в 1938 году. Распространен русский язык. Верующие: мусульмане-сунниты.


Лакский «треугольник»

В книге известного дагестанского ученого А. Г. Булатовой «Лакцы. Историко-этнографическое исследование (XIX - нач. XX в.)» даны четкие координаты территории, где с древности обитает этот удивительный народ. Там сказано, что она «представляет собою центральную часть нагорного Дагестана и имеет форму треугольника, одна из вершин которого обращена на север, в сторону Цудакарского ущелья, а его основанием служат горные вершины Дюльтыдага (4131 м над уровнем моря), Акулалу (3884 м), Пабаку (4098 м) и Кокма (3673 м), которыми земля Лакии отделяется от долины реки Самур и Азербайджана». Горные хребты также изолируют ее от Аварии и Даргинии. Поверхность этого труднодоступного плато достаточно сглажена и не имеет естественных препятствий для сообщения между его отдельными частями. Его каменистая почва, состоящая из сухой серой глины, часто перемешанной с булыжником и щебнем, практически бесплодна, а пригодная для земледелия пахотная земля, глина с черноземом, - это всего 6% общей площади Лакии. Кустарниковый лес с «вкраплениями» дубов, берез и чинар занимает тоже 6%, но многочисленные реки, текущие со снежных вершин юга на север, создают благоприятные климатические условия для сельского хозяйства.

Страна мастеров

Лакцы с давних времен выращивают пшеницу, рожь, ячмень, просо и бобовые, а с конца XIX столетия - кукурузу, картофель, садовые и огородные культуры. Стада крупного рогатого скота, овец и табуны лошадей пасутся на горных пастбищах с весны до осени, а с наступлением зимы перегоняются в Калмыкию. Там же, на склонах гор, располагаются селения, каждое из которых славится каким-нибудь традиционным промыслом. Например, в «городе мастеров» Кумухе живут ювелиры, оружейники и золотошвейки, здесь же изготавливают войлок и сукно, делают металлическую посуду, в Убре обрабатывают камень, в селах Унчукатль и Шовкра налажено шорное и сапожное дело, а расписная керамика из Балхара известна далеко за пределами Дагестана. Аул Кая славится торговцами, Кума - кондитерами, а Цовкра - канатоходцами и акробатами. Ближайшие соседи этих трудолюбивых умельцев величают по-разному: даргинцы зовут их «вулугуни», лезгины - «яхулви», а в древности лакцев часто называли «казикумухцами». Впервые под этим именем в европейской литературе их упомянул в своем «Описании путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию» (1647г.) Адам Олеарий: «За Тарку в горах к западу находятся еще другие, которые зовутся «кумуки» или «казикумуки», каждое из этих племен имеет особых своих государей».


Христианское царство Гумик

Арабские источники VII-X вв. упоминают о существовании на территории современного Дагестана целого ряда феодальных владений - «царств», таких как Дербент, Табасаран, Сарир, Гумик, Туман и др., хотя многие из них, вероятно, были основаны в VI столетии и ранее. Лакцев ученые локализуют в царствах Гумик и Туман, причем первое название ассоциируется с селением Кумух, а второе - с областью Туман, ведь аварцы до сих пор зовут их «тумал» (во множественном числе - туман). Больше споров вызывает местонахождение древнего государства Сарир. Так, по некоторым данным, оно имело очень внушительные размеры, включая в себя не только нагорную и равнинную часть теперешнего Дагестана, но и сопредельные земли. В одном исследователи единодушны: эти царства были христианскими. (Известно, что еще в I веке в районе Дербента проповедовал Елисей, ученик апостола Фаддея, которого вместе с Варфоломеем Иисус Христос направил в Персию и на Кавказ). Религиозно-политические разногласия, приведшие к церковному расколу, были использованы двумя крупнейшими державами Средневековья - Византией и Персией. Монофизитам, то есть не верящим в двойную природу Христа - Бога и человека, покровительствовал Иран, халкедонитам, то есть православным, Византия.

Казикумухское шамхальство

Пока эти государства воевали между собой за кавказские земли, в Аравии возникла и быстро окрепла новая религия - ислам. Под его знаменами арабы, покорив Сирию и Месопотамию, уже в VIII столетии появились на Кавказе, начав его стремительную исламизацию. Происходило это так: арабам не раздавали земли в завоеванных странах, но побежденные должны были содержать общину завоевателей, то есть платить подоходный и поземельный налоги, а также поставлять припасы войскам. Однако это налоговое бремя несли только «неверные», а принявшие ислам от него освобождались. Те, кто смог сохранить свою веру под таким экономическим давлением, не устояли перед военным: нашествием в XIII веке мусульманской Золотой Орды. В XIV столетии на территории лакцев возникает новое, уже исламское, государство - Казикумухское шамхальство со столицей Кази-Кумух, ставшее через четыреста лет ханством, объединившим, кроме лакцев, отдельные аварские и даргинские селения.


И просто Лакский район

Присоединённое в 1820 году к России ханство было в 1859-м преобразовано в Казикумухский округ Дагестанской области, а с 1922г. - в Лакский округ, затем - в район в составе Дагестанской АССР, который был поделен в 1935 году на Лакский и Кулинский районы, существующие до сих пор в Республике Дагестан.

Горская демократия

Отношения между властителями и горячими лакцами складывались непросто: в 1640 году одно из выступлений против шамхалов закончилось изгнанием последних из Кумуха. Но чаще стороны пытались договариваться, а чтобы переговоры шли успешно, сначала заключался письменный договор между членами джамаата - сельской общины, высшим законодательным органом которой был сход мужчин (с 15 лет), а исполнительная и судебная власть находилась в руках старейшин. Так, из документа XVII века под названием «Соглашение жителей Казикумухского селения Унчукатль» можно узнать, что селяне договорились «не продавать эмирам свою недвижимость, свои поля и дома, на сделавшего это будет наложен штраф - один бык, а проданное возвращено». Далее следует наказание за нарушение норм общественной морали: «Если кто-либо скажет хотя бы полслова в пользу эмиров, то на него будет наложен штраф - один бык. Если кто-либо донесет эмирам на старейшин или на других жителей селения, то на него штраф - один бык».


По законам адата и шариата

На этом примере можно представить себе действие адата (от арабского - привычка), то есть правосудия, основанного на обычаях, существовавших у кавказцев в доисламский период. Оно активно использовалось и позднее, если не вступало в противоречие с шариатом - религиозным законом, который основан на богословском толковании Корана. В нем сказано: «Когда же они совершают какой-либо мерзкий поступок, они оправдываются так: «И наши отцы поступали так же, и Аллах велел нам поступать именно так». А ты, Мухаммад, отвечай: «Воистину, Аллах не велит совершать поступков мерзких. Неужели вы станете возводить на Аллаха то, о чем не ведаете?»Юристы Российской империи тщательно изучали обычное (адатное) право кавказских народов: историю его происхождения и перспективы развития. В книге «Адаты Дагестанской области и Закатальского округа: судоустройство и судопроизводство в частях Кавказского края военно-народного управления», изданной под редакцией И. Я. Сандрыгайло в 1899 году в Тифлисе, на основе глубокого анализа судебной практики сделан такой вывод: «Адат возникает, когда в нем является надобность, и предается забвению, когда надобность в нем минует. Сам народ смотрит на адат, как на дело ума человеческого и допускает изменение его, если видит в этом пользу для себя. При отсутствии адата на какой-нибудь случай по общему совещанию (маслаату) установляется решение, которое затем уже применяется ко всем аналогичным случаям и само превращается в адат. Таким путем создалось то разнообразие частных адатов, которое наблюдается не только в каждом округе, но даже в каждом селении. Таким же путем администрации удалось, действуя через влиятельных лиц, объединить многие адаты, а другие изменить или вовсе устранить из обихода. Следовательно, администрация имеет возможность, без особой ломки и потрясения в быте горских обществ, перейти со временем к суду по общим всей Империи законам».


История

В начале XIII столетия в Дагестане впервые появляются кочевники-монголы, в 1240 году они проникают в страну лаков, а в начале апреля осаждают и разрушают ее столицу Кумух. (Всего монголы уничтожали поселение восемь раз, но жители возрождали его.) В конце XIV века Лакия подверглась нашествию войск самого Тимура. Персидский автор Шереф-ад-дин Али Йезди в своем монументальном труде «Зафар-намэ» - «Книга побед» (1424г.) - сообщает о взятии Тамерланом (то есть «хромым Тимуром») укрепленных селений Кули и Тауса так: «Оба отряда согласованно сверху и снизу напали на крепость. Сколько ни бросали оттуда стрел и камней и сколько ни гибло храбрецов, другие верующие смельчаки, благодаря счастливой судьбе могущественного Тимура, храбро принимались за это дело. Жители крепости, видя эту небесную и земную беду, сверху и снизу опускающуюся, оробели и растерялись». А когда кочевники разгромили объединенную армию лакцев и аварцев в количестве 3000 человек, то «старейшины и вельможи казикумухские прибыли ко двору Тимура, признали свою вину, каялись, просили прощения и выполнили обычай подчинения и службы».


И легенда

Это взгляд победителей, а у побежденного, но не сломленного народа сложился эпос «Парту Патима», посвященный девушке-героине. Он состоит из трех частей: в первой и второй повествуется о мирной жизни лакского аула, об обычной горянке Патиме, которая с полным кувшином воды возвращается домой от родника и видит молодых мужчин-односельчан, занятых военной тренировкой. Они просят дать им воды, а девушка в ответ говорит, что хочет попробовать свои силы, сразившись с ними. Встретив отказ со стороны юношей, Патима переодевается в доспехи убитого брата, который с детства обучал ее воинскому искусству, и уже в мужском обличье вызывает на соревнование одного из насмешников - Ахмеда, обладавшего большой физической силой и сноровкой. Она побеждает, а посрамленный соперник просит прощения и влюбляется в смелую красавицу. В третьей, военной, части в село прибывает гонец с сообщением о приближении войска Тамерлана. Лакские воины собираются в столице своей земли Кумухе, чтобы вместе идти на захватчиков под предводительством Патимы. Увидев девушку во главе армии, монголы недоумевают, а сам Тимур презрительно улыбается. Но вскоре его отношение к противнику меняется: «Клинки о щиты ударяться стали, друг с другом противники драться устали, устали скакать скакуны боевые, монгольское войско смутилось впервые». Обе стороны решают выделить по одному богатырю для единоборства. Монголы выставили крепкого Тугая, от лакцев вышел Ахмед. Тугай мечом рассекает надвое юношу, но тут яростно вступает в бой Патима: «Тугай замахнулся, но сабле Тугая ответила девушки сабля кривая. Еще один взмах и еще один взмах, и пал перед ней обезглавленный враг». Далее она выдерживает поединок со старшим братом Тугая, который также падает с лошади, сраженный ею. Победив в этой битве, отважная горянка увлекает за собой лакских джигитов, которые, ринувшись на противника, обращают его в бегство. В финале воины, изгнавшие врага с родной земли, с победой возвращаются домой, а Патима оплакивает гибель своего возлюбленного…


Парту Патима или Жанна д’Арк из Кумуха

Ученые-этнографы на протяжении столетий гадают о том, является ли Парту Патима исторической личностью или представляет собой собирательный фольклорный образ героической женщины. В начале XX века Сайд Габиев в своей книге «Лаки, их прошлое и быт» писал: «У лаков есть своего рода Иоанна д"Арк - Парту Патима, которая некогда спасла родной край от нашествия монголов. Прозвище «Парту» возникло от названия местности, где находится могила девушки. О ее подвиге свидетельствует и надгробный памятник, который привлекает летом много паломников, преимущественно женщин, считающих ее святой девой». Через сто лет, когда никаких материальных следов пребывания храброй горянки на земле лакцев не осталось, Ангара Булатова подтвердила правоту коллеги: «У нас нет сомнений в исторической реальности нашей героини и ее подвига, так как часто именно в фольклоре сохраняется память о знаменательных событиях и значительных исторических деятелях. А в народе всегда существовало представление о том, что в годину тяжелых испытаний на его защиту поднимется новая Парту Патима…»

КУБАЧ‘ИНЦЫ (самоназвание: угбуган, угбуганти, уг"буг), народ в России, жители посёлка Кубачи Дахадаевского района в Дагестане (1900 человек, оценка); живут также в городах Кавказа и Средней Азии (более 3 тыс. человек, оценка). Переписью населения 1926 выделены как самостоятельный этнос (численность 2371 человек), в дальнейшем включались в состав даргинцев. По данным Переписи населения 2002 года численность кубачинцев, проживающих на территории России, составляет 100 человек.

Часть исследователей считает Кубачинцев субэтнической группой даргинцев, другие - самостоятельным этносом. Говорят на кубачинском диалекте даргинского языка. Верующие Кубачинцы - мусульмане-сунниты.

В исторических сочинениях Кубачинцы известны с 6 века как зирихгераны (персидский "кольчужники"), а с 15 века - как кубачи (турецкое "кольчужники"). В 5-10 веках Кубачи - центр Зирихгерана - одного из раннегосударственных образований Дагестана. С 1921 Кубачинцы в составе Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан.

Основное традиционное занятие Кубачинцев - ремесла (металлообработка, резьба по камню и дереву, строительное дело, обработка кости). Женскими промыслами были ручное вязание, вышивка, ткачество (производство сукон), изготовление войлока и обуви из него. Ведущая отрасль традиционного ремесла - металлообработка включала: изготовление водоносных сосудов, ритуальной посуды, крышек к котлам; литьё бронзовых котлов, светильников; изготовление художественно отделанного холодного и огнестрельного оружия, а также разнообразных женских украшений, предметов мужского костюма (пояса, газыри), деталей конского снаряжения. В 16-17 веках оформились основные типы кубачинского орнамента растительного стиля. В 18-19 веках Кубачи стал крупнейшим на Кавказе центром изготовления лучших образцов оружия и ювелирных изделий.

В быту Кубачинцев в 19 - начале 20 века сохранялось значение родственных групп - тухумов, состоявших из кровнородственных семей (первоначально по отцовской, позднее и по материнской линии). Основу социальной организации Кубачинцев составляла сельская община - джамаат, внутренняя жизнь которой регулировалась нормами адата и шариата.

Жилища Кубачинцев - многокамерные, 3-4-этажные, порою до 5-6 этажей, плоскокровельные сооружения из камня. В самых нижних этажах располагались хлев, конюшня, на 2-м - сеновал, склад топлива, а в верхних этажах - жильё из многих комнат, кладовые для продуктов, домашние мастерские златокузнецов. Интерьер жилища Кубачинцев сохраняется и ныне у большинства жителей селения.

Традиционная женская одежда: платье-рубаха туникообразного покроя; парчовая шуба, с короткими рукавами (ныне вышла из употребления); головной убор: чухта (квадратная повязка с нашитыми разноцветными лоскутами), каза (белая, обычно вышитая полотенцеобразная накидка-повязка), кате - шерстяной платок-накидка, белые войлочные сапоги и вязаные узорные носки. Мужская одежда общедагестанского типа: рубаха туникообразного покроя, прямые штаны, бешмет и черкеска, сафьяновые или войлочные сапоги, овчинные шубы и папахи. В комплекс одежды входили серебряный наборный пояс, кинжал и газыри к черкеске.

Традиционная пища у Кубачинцев в целом аналогична пище других народов Дагестана.

Культура Кубачинцев при общности её с духовной культурой даргинцев и других народов Дагестана имеет и специфические черты.

М.М. Маммаев, М.О. Османов

Лакцы

Лакцы исторически представлены в центральной горной части Дагестана в современном Лакском, Кулинском районах (они составляют там более 90 % населения), а также в Новолакском районе (48 % населения), куда были депортированы в 1944 году. Сельское население лакцев проживает также в Акушинском (5 %), Рутульском (5 %) и Кизлярском (3 %) районах. После образования районов часть лакцев оказалась в составе Чародинского (сс. Шали, Арчи), Рутульского (сс. Аракул, Верхний Катрух, Нижний Катрух), Аршинского (сс. Балхар, Уручул, Цалахан, Хули) районов. Лакские селения Шадни и Буршимака (совр. Ениаул) находятся соответственно в Дахадаевском и Магарамкентском районах. Подавляющее большинство лакцев живет в городах Дагестана, а также РФ, СНГ. В Махачкале они составляют 12 %, Каспийске - 14 %, Буйнакске и Кизилюрте около 8 % населения. Небольшое число лакцев проживает в городах Турции и Ближнего Востока. По данным 2001 года, общее количество лакцев составляет около 120 тысяч человек, из них в Дагестане около 105 тысяч, или 5 % от всего населения.

Самоназвание лакцев - лак, что нашло отражение в греч. лег, грузинском лэки и армянском лак. Свою страну они называют Лакку кIану, букв. “Лакское место”, Лакку билаят - Лакская страна. Аварцы называют лакцев гъазигъумек, даргинцы - булеги, лезгины - яхул, кумыки и северокавказские народы - къазикъумукъ (гъазигьумук).

Лакцы имеют богатый фольклор, представленный во всех его жанрах, оригинальную народную музыку. Письменность на арабской графической основе начала складываться еще в XV в.; первые письменные памятники относятся к XVI-XVIII вв.

Литературный язык (в обеих его разновидностях) сложился в XVIII в. на основе речи жителей селения Кумух, который был политическим, торгово-экономическим и культурным центром лакского народа.

Лакская литература богата своей поэзией, прозой, драматургией. С 1935 года функционирует государственный драматический театр. В последние десятилетия активно развивается профессиональная музыкальная культура, получившая международное признание.

Представляя какой-либо народ читателям, обычно принято рассказывать о его истории. Хотя история лакцев систематически и полностью не изучена и не описана, однако и то, что достоверно известно по источникам и отдельным исследованиям, дает основание думать, что у этого народа была богатая, насыщенная крупными событиями история.

Если бы не ограниченность журнальной статьи, следовало бы в первую очередь рассказать о лакских государственных образованиях (Гумике, Казикумухском шамхальстве, Казикумухском ханстве), о знаменитых в свое время феодальных владениях, сыгравших большую роль в истории Лакии и ее народа, Дагестана и в целом Кавказа, о роли и месте лакцев и их Сурхай-хана I Чолака, его сыновей в антииранских освободительных войнах, продолжавшихся более 35 лет, о знаменитом сражении, завершившемся полным разгромом армии Надир-шаха, о многолетней героической борьбе против русской колониальной экспансии, о восстании 1877 года; нельзя было бы не сказать о том, что лакцы одними из первых на Кавказе приняли ислам, и о том, что приобщение к арабо-мусульманской культуре было поворотным событием в истории духовной культуры лакского народа и выявило из лакской среды плеяду крупных ученых, в том числе таких как Али Каяев. Слишком много места занял бы рассказ об огромном значении присоединения Дагестана и Лакии к Российскому государству, о его во многом противоречивых, но в целом прогрессивных последствиях. Особо следовало бы выделить славные страницы участия лакского народа в борьбе за установление советской власти; имена выдающихся революционеров, государственных деятелей Саида Габиева, Гаруна Саидова; всенародный подъем в период советского строительства. Невозможно было бы не сказать особо о всенародном участии лакцев в Великой Отечественной войне, об их беспрецедентном патриотическом подъеме и героическом подвиге на полях сражений, в партизанских отрядах, о целой плеяде Героев Советского Союза, героев Италии, французского Сопротивления, о тех, кто еще в сорок первом бомбил Берлин, о кавалерах орденов Ленина, Боевого Красного Знамени, о сбежавших на фронт старшеклассниках Кумухской средней школы и о том, что Лакский район четыре года подряд получал Переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, что награжденных орденами и медалями за трудовой подвиг и помощь фронту в Лакском районе было во много раз больше, чем в других районах республики. Разумеется, нельзя было бы не сказать об ученых, инженерах, архитекторах, летчиках, академиках, лауреатах Государственных премий, художниках, композиторах, спортсменах и многих других, имена которых известны в стране и мире.

Говоря о лакцах, непременно нужно было бы рассказать об их жизни сегодня, о больших и малых проблемах, национальном самочувствии и морально-психологическом климате современного лакского общества. Но, к сожалению, в одной статье обо всем этом даже пунктирно невозможно означить.

Но если все же нужно привлечь внимание читателя и если в этом смысле необходимо выделить наиболее исключительное у этого народа, нам представляется, что нужно сказать о главной проблеме - лакском этносе. Сегодня лакский народ, судя по принятым в социологии и социолингвистике измерениям, приходится причислить к умирающему народу (этносу). Это видно, во-первых, по признанным в науке демографическим показателям. Приведем наиболее яркие из них. У лакцев самый низкий процент прироста населения среди всех народов Дагестана, см.: по сравнению с 1970 годом прирост в 1979 году составлял 116,3%, а по сравнению с 1979 годом в 1989 году -115% (ср., например, у аварцев соответственно -122 и 119, 8; у даргинцев -124,2 и 119; у табасаранцев -136,7 и 134,7). Самая низкая рождаемость опять-таки у лакцев. Например, в 1989 г. в Лакском районе на 1000 человек - 18,9, в Советском районе - 28,5, Ахвахском -40,2, Гунибском - 30,1. Или: если по республике рождаемость детей за 1989 г. увеличилась на 23%, то в Лакском районе всего на 10,5%. По проценту смертности за тот же период ведущие места принадлежат Лакскому и Кулинскому районам. В целом у лакского населения должна быть крайне низкая рождаемость, т.к. около 70% лакцев являются горожанами.

Предположим, но только теоретически, что ситуация с рождаемостью и соотношение “рождаемость - смертность” может измениться в положительную сторону, хотя практически трудно в это поверить, ведь количество лакцев-горожан поступательно увеличивается, в том числе за счет тех же выходцев из сельских районов. Но тем не менее! Если окончательная “демографическая смерть” лакцам в ближайшее время непосредственно не угрожает или не так ярко это видно, то этнонациональная или национально-культурная деградация реально угрожает подавляющей части лакского народа, что, в свою очередь, прямо и косвенно не может не отразиться на лакском этносе в целом.

Сразу же отметим, что речь идет о лакцах-горожанах.

Нет необходимости конкретными социологическими (хотя такие исследования проводились этнографами, лингвистами и др.) и социолингвистическими исследованиями доказывать, что лакцы-горожане в третьем поколении практически не владеют лакским языком, а те, кто заявляет, что знает язык, или те, о которых родители говорят, что их дети знают родной язык, в лучшем случае могут изъясняться ситуативно по острой необходимости. Также не нужно доказывать, что сегодня, за исключением тех, кто в свое время учился в сельской национальной школе, не умеют читать и писать на лакском. языке. Значит, через 30-40 лет в городах читать и писать на родном языке будут уметь опять-таки только прибывшие из сельской местности. Таким образом, в ближайшие десятилетия больше 80% наиболее социально активных представителей народа, которых принято называть образно цветом нации, не будут владеть лакским языком. Эта часть народа, в среде которой должна была бы развиваться национальная культура, традиции, литературный язык, создаваться литература и т. д., сама будет оторвана от национально-этнической почвы и родной культуры.

Да, этнонациональная деградация в той или иной степени угрожает и горожанам других национальностей. Но все дело в том, что если такая опасность грозит, скажем, только 30,8 % аварцев (речь идет о количестве городского населения), 31,5% даргинцев, 33,1% табасаранцев, 47% кумыков, то у лакцев 63%. К тому же нужно принять во внимание и то, что лакцы, живущие за пределами Дагестана и РФ, - в абсолютном большинстве горожане.

Картина не будет полной, если не обратить внимания и на такие данные: за период 1979-1989 гг. население Лакского района уменьшилось на 2700 чел., а в последние десять лет ежегодно выезжает в города в среднем 300 человек. Лакцы занимают ведущее место среди народов Дагестана и по темпам смены родного языка и этноязыковой деградации: процент признающих язык своей национальности родным языком (независимо от его знания или степени знания) у лакцев самый низкий - 97,7 (у аварцев - 98,2, даргинцев - 98,8, кумыков - 99 и др.). По данным 1989 г., каждый 77-й лакец родным языком признал русский язык, у аварцев - только каждый 176-й, у кумыков - каждый 162-й, у даргинцев - каждый 196-й.

Если даже предположить, что количество лакцев в обоих лакских районах сохранится на таком же уровне, как сегодня (около 20 тыс. чел.), риторический вопрос: “Что это за нация, у которой подавляющая и наиболее образованная часть населения не знает своего языка?” перестает быть образным и смешным, он звучит зловеще. Это усугубляется и тем, что языковое обрусение лакцев и их практическая национально-культурная деградация происходят и будут происходить по объективным причинам. В своей первопричине этот процесс объясняется скудностью лакской земли, он обусловлен особенностями сегодняшней действительности, особенностями политико-административного и государственного устройства Республики Дагестан (они были заложены еще в 1920 году при образовании ДАССР). Хуже всего то, что практически - даже при очень большом желании - уже ничего невозможно изменить (в самом деле, не будем же создавать “национальные города”, в том числе “лакский город” с самодостаточным “лакским государством”).

В принципе, ничего страшного нет в том, если сто тысяч лакцев сменят родной язык, ассимилируются и станут частью русской нации. В истории аналогичных примеров много. Но дело в том, что эти сто тысяч лакцев не станут и русскими, они не станут и аварцами, лезгинами или кумыками. Объективные условия Дагестана и дагестанских городов “не позволят” этого. Но кем они станут? Одно можно определенно сказать: они будут считать себя лакцами. Мы будем иметь по сути некую этнонационально-безликую массу без собственного языка, культуры и традиций, аналогии которой невозможно найти ни в современной истории, ни в прошлом. Но как они будут себя вести, какое место они будут занимать в сообществе народов Дагестана - трудно прогнозировать, потому что не с кем и не с чем сопоставить и аналогии не было в истории.

В создавшейся ситуации единственное, что возможно сделать для продления этнокультурной жизни лакского народа, - это найти пути сохранения сельского населения в лакских районах. Для этого, видимо, потребуется вмешательство государства на федеративном уровне. В противном случае существующее столетиями межнациональное и хозяйственно-экономическое равновесие в дагестанском регионе будет нарушено, а это не в интересах республики и ее народов.

В сердце гор Дагестана обитает народ, известный как лакцы. Их относительно немного: по данным последней переписи населения лакцев насчитывается 140 тысяч. Язык и самобытная культура выделяет их среди сотни других национальностей Дагестана. Благодаря лакцам на территории Дагестана возникло первое правоверное мусульманское государство.

Коренные жители Дагестана

Лакский писатель Саид Габиев допускает, что происхождение лакцев – результат дробления более крупных народов, «осколки» которых, спасаясь от многочисленных набегов, уходили в горы. У арабов, в Х веке н.э. принесших на острие сабли ислам в Дагестан, упоминается для определения горцев слово «лезгин» (lakz). После арабов территорию современного Дагестана завоевали монголы и тюрки. В частности, Северная и Приморская низменности к югу от Дербента долгое время относились к Золотой Орде. А в конце XIV века появились первые упоминания о Кайтаге и Кази-Кумухе. Кайтаг состоял в основном из христиан.

Пионеры ислама

Жители Кази-Кумуха – от них берёт своё начало история лакцев – прославились как ярые поборники ислама. Лакские правители, в то время называвшиеся себя шамхалами, по преданиям были ни больше ни меньше как прямыми потомками одного из близких родственников Пророка. Они собирали дань практически со всей территории не только Дагестана, но и большей части Чечни. И только через три века уступили эти права кумыкам.

Мастера на все руки

В конце XIX – начале ХХ веков в мире бурно развивается экономика. Одними из первых среди кавказцев лакские кустари стали открывать свои мастерские не только в России, но и за границей: в США и даже в Японии. Что неудивительно. Ведь лакец – это не просто национальность, лакец – это, в первую очередь, умелец.

По вековым традициям каждый дагестанский аул славился исключительно своим ремеслом. Народные промыслы и сейчас весьма востребованы. Из поколения в поколение бережно передаются навыки и знания, полученные несколько столетий назад. Лакские изделия участвуют (и совсем небезуспешно) в международных ярмарках, и, конечно, популярны у туристов, ведь в дагестанских аулах:

– Табасаранцы создают сказочные орнаменты на коврах.

– Балхары умеют делать уникальную в своём роде посуду. По традиции этим ремеслом занимаются исключительно женщины.

– Унукульцы славятся искусными деревянными поделками, недаром их аул называется «аул поющего дерева».

– Гоцатлинцы выделывают серебро, украшая изделия из него неповторимыми по красоте узорами.

Есть еще аул канатоходцев (Цовкра), аул ювелиров (Кубачи) и даже аул… поэтов, да-да, поэтов!

Вот такой народ лакцы – ловкие, сильные, умелые и отважные. Истории известен случай, когда лакскому ювелиру удалось дослужиться до министра финансов (!) у правителя Эфиопии, а его сына, командарма Насибу Эммануэля, за заслуги в итало-абиссинском военном конфликте (1936 год) объявили национальным героем Эфиопии. Не менее знаменит и другой лакец – Герой Советского Союза лётчик-космонавт Муса Манаров.

Лакцы – яркий пример народа, которого непростое выживание на небогатой каменистой земле не сломило, а наоборот, воспитало в нём сметливость и недюжинную деловую хватку.

Сериал «Ох уж, эти странные …»
Особенности шести наций Дагестана. Попытка выделить не похожие на других привычки и отличия.

Сами себя они называют «лак», но другие дагестанцы с ними не согласны и каждый называет их по-своему. Даргинцы их называют «булеги» или «булеччи», аварцы их называют «тумал», лезгины их зовут «яхулви», грузины — «леки». Несмотря на приписываемую им хитрость, лакцы еще ни разу не были у власти в Дагестане (три часа захвата Белого дома не считаются). Сейчас самые сильные лакцы как и во времена Хачилаевых, все в оппозиции. Амучи, Ризван Курбанов, Гадис Гаджиев, Артур Исрапилов, Айгун Халидович и др. Так и остаются не у дел. Хоть разок в истории понюхать власть им не дают. У лакцев самая низкая в Дагестане рождаемость. Поэтому их меньше всех. Осталось около 125 тысяч. Живут в трех районах в Лакском, Кулинском и Новолакском. У этого народа сейчас не самое лучшее время в истории, проблемы с переселением. Лакцы встречаются везде, есть они в Дахадаевском, Ахтынском, Акушинском, Чародинском и даже в далеком Рутульском районах. Есть села Верхний Катрух, говорят на лакском языке, а нижний Катрух говорит на азербайджанском языке. Неизвестно, что заставило их там поселиться и что их заставило язык поменять. Есть лакцы и в Африке. Кумухец Гаджи был возведен в ранг начальника монетного двора императора Абиссинии (так тогда именовали Эфиопию) Менелика II, Один из братьев Ханапи впоследствии был министром финансов Эфиопии, а его сын стал легендарным героем этой страны и вошел в историю как генерал Насибу.
Земли в Дагестане имеют очень скудные. Лакцев они не прокармливают. Много лакцев живет в Средней Азии, известен один лакец, который в там школе преподавал «английский язык». При проверке районо выяснилось, что узбекские дети прекрасно разговаривали по-лакски! Лакцы имеют собственный хинкал — лакский.
Самая нейтральная нация Дагестана. С лакцами уживаются все. Поэтому в бурные 90-е лакцев полегло меньше всех.
Единственный народ, который имеет национального героя женщину. Это Парту Патима. Воевала против татаро-монголов Тамерлана. Ей лакцы поставили памятник. Чуть ранее имама Шамиля против царя воевал 35 лет со своими сыновьями лакец Сурхай-Чолак. Три раза заключал мир с русскими, но опять бунтовал. Лакец шейх Джамалутдин был тестем имама Шамиля и его учителем.
Раньше лакцы были лудильщиками, эксклюзивно занимались починкой медной посуды. Бывшие къалайчи сейчас себя называют металлургами. В свое время балхарские гончары обеспечивали посудой большую часть Дагестана. Шовкринцы продавали самые лучшие в Дагестане сапоги «мачуйте», из Цовкра вышли самые знаменитые канатоходцы мира, которые покорили Италию, Францию, Англию — почти весь мир. Сейчас есть верятность, что лакская обувь повторит путь знаменитых пехлеванов. Обувные монополисты.
Лакцы удивительно мелодичная нация. Прямо сейчас у них жива могучая кучка композиторов Ширвани Чалаев, Мурад Кажлаев и Мазагиб Шарипов. Есть оранжировщики, к которым ходят почти все певцы других наций. Лакцы подарили миру самого умного из всех, писателя Эффенди Капиева. Писал философские записки. У них есть свой космонавт. Есть национальный герой Муслим Даххаев. В 1999 году отличился. Своя знаменитая певица Лариса Гаджиева, свой театр, который снимает угол в Русском театре.
Лачки очень красивы, белокожи и полногруды. Жениться на лачке редкая удача, потому что их в раннем возрасте разбирают сами лакские парни. Лачки еще и горды, как вторая жена ни за что не пойдут.
Лакцы хотя малочисленная, но очень весомая нация для Дагестана.
У них ученых больше всего. Но нет ни одного ректора вуза. Есть один меценат Омари Калаев, где-то кухни выпускает, на вырученные деньги фестиваль «Шунудаг» организует. У других наций такого спонсора культуры нет. Есть свой шахматный гроссмейстер. Ни один дагестанец у него выиграть не может.
Лакцы не взяточники. Если занимают доходное место, то обыгрывают само место своими мозгами, но с людей взяток не берут. Взятки берут лачки.
Вот таковы они, эти странные ЛАКЦЫ…




Top