Русская национальность доклад к уроку. Одежда Русская национальность Доклад к уроку

Светлана Фадеева

Проблема :

Беседуя с детьми о том на каком языке разговаривают они дома, какие традиции есть в их семьях многие затруднялись в ответах, а некоторые зная какой они национальности стеснялись рассказывать об этом.

Цель :

Формировать основы национального национальностей .

Задачи :

3. Воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей .

Тип проекта : долгосрочный, творческий

Система мероприятий в рамках проекта :

Сбор информации – рассматривание семейных альбомов, рассматривание иллюстраций народных костюмов, работа с энциклопедией, посещение местного музея.

Результат : создание копилки познавательной информации.

Выбор темы для познавательного сообщения :

Участники : дети

Анкета для родителей «Наша семья и национальные традиции » .

Результат : Мотивация родителей на предстоящую деятельность.

Составление плана – сообщения.

Участники : дети и воспитатель.

Оформление папок : , приготовление блюд национальной кухни .

Участники : родители, воспитатель, дети

Защита проекта : «Традиции нашего народа»

Участники : родители, дети, воспитатель

Выполнение проекта :

О. О. Коммуникация

Беседа на тему : «Всегда у нас в почете был национальный костюм » , составление рассказов : «Национальность моей семьи » ,

Игра - упражнение : «Загадай мы отгадаем» , сравнение национальных костюмов .

О. О. Чтение художественной литературы

Татарские сказки : «Водяная» , «Волшебное кольцо» , «Гульчечек» .

Чувашские сказки : «Иван – батыр» , «Лиса и дятел» , «Лиса – плясунья» .

Русские народные сказки : «Василиса прекрасная» , «Золотой конь» ,

«Как мужик гусей делил» .

Мордовские : «Лиса и медведь» ,

«Сыре – варда» , «Чучело в перьях» .

Чтение стихотворений : «Российская семья» В. Степанов, «Лучшее богатство» О. Александрова, «Откуда ты родом»

О. О. Познание

Игра – упражнение : «Угадай слово» , Дидактическая игра : «Чей узор» , рассматривание элементов костюмов, рассматривание фотографий и семейных альбомов.

О. О. Художественное творчество

Аппликация : «хоровод дружбы» , «Кукла в национальном костюме » , «Мир национальных узоров » , «декоративная роспись рубашек»

О. О. Физическая культура

Чувашские игры : «Бои петухов» , «Воробьи и кошки» , «Иголка, нитка, узелок» .

Мордовские игры : «Лапта»

Татарские игры : «Угадай и догони» (читанме, бузме, «Скок – перескок» (Кутчем – кум)

Русские народные игры : «Рыбаки и рыбы» , «Змейка» , «Горелки» .

Работа с родителями

Анкета для родителей :«Наша семья и национальные традиции » , сбор информации для создания папок : ««Традиции, игры и кухня моего народа» .

Конспект презентации проекта

Цель :

Формировать основы национального самосознания и любви к Родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей .

Задачи :

1. Познакомить детей с традициями, обычаями и культурой разных народов.

2. Воспитывать патриотов, знающих и уважающих традиции своей семьи, края, Родины.

3. Воспитывать уважительное, дружелюбные чувства к людям разных национальностей .

Оборудование : альбомы «Традиции, игры и кухня национальностей » , национальная одежда , приготовленные национальные блюда родителями .

Ход презентации:

Ребята в какой стране мы с вами живем? Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами Россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много. Кто мне подскажет какие народности вы помните? Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары – живут в средней полосе России. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции.

Сегодня мы с вами познакомимся с народами средней полосы России. Наши ребята познакомят нас с традициями, кухней и играми своего народа.

Рассказ о национальной культуре татарского народа.

Дамир Калимулин.

У татарского народа есть свои праздники : Сабантуй – это праздник окончания посевных работ, очень красивый, добрый и мудрый праздник.

Ураза – байрам – праздник поста. Корбан - байрам праздник жертвоприношения. В праздники с поздравлениями обходили дома родственников и соседей. Особенно важным было посещение родительского дома. В дни Корбан – байрам – праздники жертвы старались угостить мясо как можно больше людей.

Вместе с мамой мы испекли нашем национальное блюдо «Чак - чак» . Для этого мы взяли 2 яйца, муку, растительное масло, мед, сахар, соль, орехи по вкусу. Замесили тесто из муки и яиц. От теста отрывали кусочки и обжаривали в масле. Обжаренные кусочки теста залили медом и сделали горку. Приятного аппетита!

А также я хочу предложить вам поиграть в татарскую игру : «Скок – перескок» .

Рассказ о чувашской культуре.

Дима Якупов.

В чувашских семьях к старикам – родителям и к отцу – матери относились с любовью и уважением. С особой любовью и почетом относились к матери. Древние чуваши считали, что самое страшное проклятие – материнское. Все проблемы в семье решают, советуясь друг с другом, обязательно прислушиваются к мнению стариков. Самым важным воспитанием чуваши считают трудовое, уже с 5-6 лет ребенок трудился – помогал своей семье.

Праздник Акатуй – весенний праздник, посвященный земледелию. Этот праздник продолжается несколько дней. Готовят съестные припасы, красят яйца, пекут каравай.

Вместе с мамой мы приготовили сырники. Для этого мы взяли творог, яйца, манную крупу, сахар, все тщательно перемешали. Сделали круглые формы, обваляли в муке и жарили с двух сторон до золотистого цвета. Мы еще добавили орехи. Очень вкусно!

Я предлагаю вам поиграть в чувашскую игру : «бои петухов»

Рассказ о мордовской культуре.

Миша Юдин

Мордва занимают 7 место по численности среди народов России. Мордва занимаются скотоводством, выращивают ячмень, просо, рожь, горох, лен. Жили мордва в деревянных домах. Внутри была печь, лавки.

Обряды мордвы крестины – варили пшенную кашу, считается символом плодородия. К свадьбе пекли главный пирог – из кислого ржаного теста или пшеничной муки.

Мы с мамой приготовили национальный напиток : «Чапамо – ловсо» (кислое молоко)

Для этого взяли молоко и поставили в духовку пока она не стала светло – кремового цвета, потом охладили и добавили простоквашу и поставили в теплое место.

Фотографии к презентации





Цель: познакомить с традициями, обычаями, костюмами, кулинарией, праздниками русского народа.
Развивать мышление, воображение.
Воспитывать толерантность, чувство товарищества.

Оборудование: словарь Ожегова, иллюстрации костюмов, головных уборов, обуви.

1. Сообщение темы

2. Беседа
- Россия – многонациональная страна мира. В ней проживает более 160 народов.
- Что такое национальность? (Ответы детей.)
- Давайте прочитаем в словаре. (Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.)
- Назовите свою национальность.
- Дети каких национальностей учатся в нашем классе? (Русские, армяне, азербайджанцы.)
- Влияет ли национальность на отношение между детьми? (Нет.)
- Как живут дети в нашем классе? (Дружно, помогают друг другу.)
- Люди всех национальностей должны жить дружно, помогать друг другу. (Пример: землетрясение в Армении.)
- Сегодня мы поговорим об обычаях, одежде, кухне, праздниках людей разных национальностей.
(Армине рассказывает об Армении, Айсун – об Азербайджане.)

3. Старинная русская одежда
- О том, какой была старинная русская одежда, можно узнать из сказок, народных песен.
- Какой была любимая женская одежда? Что любили носить и девочки, и женщины, и царевны? (Сарафан).
- Под сарафан надевали длинную рубашку с рукавами. Для работы сарафаны шили тёмные. Нарядные сарафаны были яркими. Особенно любили красный цвет. (Показ сарафанов.)
На голове молодые девушки носили ленты, венки, женщины – платок, кокошник. Показ.
- А какую одежду носили мужчины? (Широкие штаны и рубашки – косоворотки. На работу надевали тёмную рубаху, а праздничные рубахи были яркими, нарядными, с вышивкой.) Показ.
Верхняя одежда мужчин и женщин была сходной – суконный кафтан, зипун (он похож на халат из шерсти.)
- Что носили из обуви, вы узнаете, отгадав загадки.

Из липы свито
Дырявое корыто,
По дороге идёт,
Клетки кладёт. (Лапти )

И зимой, и летом крестьяне и крестьянки носили на ногах лапти. Они сами плели их из коры липы или берёзы.

Весь в шерсти,
А кожи нет. (Валенки)
Два родных брата
Ростом по колено,
Везде с нами гуляют
И нас защищают. (Сапоги )

Богатые люди ходили в сапогах из цветной кожи. Сапоги часто расшивали золотом.

4. Старинные обычаи
- Что это за обычаи?

Гостю щей не жалей, погуще влей!
Для дорогого гостя и ворота настежь.
Что есть в печи, на стол мечи!

(Гостеприимство)
На свадьбы, именины, праздники звали родственников, соседей. Но не только! Бывало, вечером кто – то постучит в окошко, хозяева его впускали и оставляли на ночлег даже незнакомого человека. Гостя старались не только накормить, но и поговорить с ним. Он часто рассказывал о своих бедах, несчастьях, а хозяева сочувствовали ему. Они старались успокоить его. Такими гостеприимными были и бедные, и богатые люди.
- А сейчас этот обычай соблюдается?
- У кого гостеприимные родители?
- Почему вы так считаете?
- О каком обычае говорят добрый, как вы думаете?

(1 ученик)

Самым распространённым в старину обыча­ем было помогать тем людям, у которых случи­лась беда, кто оказался в нужде.
А таких случаев было немало. Вот болезнь унесла в могилу матушку, а отца летом убила молния - остались дети сиротами. Или ещё од­но несчастье - остались больные старики од­ни, нет у них никаких помощников.
Нередко случалась в России и такая беда - неурожай. То град побьёт весь хлеб, то засуха сожжёт всё на поле. Трудно тогда приходилось тем семьям, у которых не было запасено зерна. А пожары - деревня-то вся из дерева! Они при­носили большое несчастье семье.
Когда приходила к кому-то беда, люди не жда­ли, чтобы их попросили о помощи, они сами до­гадывались об этом и всегда старались помочь в несчастье или в нужде.

А сейчас соблюдается этот обычай?

Послушайте рассказ, который называется «Два брата».

В одном бедном селении жили два брата, землю пахали, хлеб сеяли. У младшего брата было четверо детей, мал – мала меньше, а у старшего не было вовсе. Жили братья дружно, земли не делили, а пахали и сеяли сообща. Поспел хлеб, они убрали и поделили зерно поровну.
Пришла ночь. Лёг старший брат, не спится ему, он думает: «Хорошо ли мы хлеб поделили? У брата – то семья большая, ему на детей хлеба много надо. Пойду – ка я, да положу ему своих зёрен». И сделал, как задумал.
Проснулся ночью и младший брат и думает: «Хорошо ли мы с братом хлеб поделили? Мы – то с женой молодые, здоровые, дети нам на подмогу растут. А брат один с женой, и старше они нас, надо ему хлеба от себя прибавить». И сделал, как задумал.
Днём смотрят братья – зёрен не убыло: обе части у обоих равны. Подивились братья и ничего друг дружке не сказали.
И так несколько ночей: братья хлеб перекладывали, пока не застали друг друга на месте. Ещё крепче стала любовь между братьями. И всю жизнь они прожили счастливо, во всём друг другу помогали и нужды – горя не знали.

Как вы думаете, почему братья помогали друг другу украдкой?
- Вот ещё один обычай:

Когда сделаешь доброе дело, не хвались, не труби о нём всюду.
- Чему учит этот обычай?
- Объясните пословицу: «Доброе дело два века живёт».
- Подумайте каждый молча, про себя: делали ли вы добрые дела своим близким или чужому человеку?
Вы ведь помните, что сделал доброе дело, не нужно хвалиться им. Поэтому рассказывать можно только о добрых делах ваших знакомых, родных людях.

Помощь, конечно, нужна тем, кто в ней нуждается. А нужна ли помощь тому, кто сам приходит на помощь?
- Почему так в пословицах говорится:
Худо тому, кто добра не делает никому?
- Что испытывает человек, который помог другому?
- Кому живётся лучше – доброму или недоброму человеку?
- Какой вывод сделаем? (Добрые дела может делать только добрый человек).

5. Физминутка

6. Старинная русская кухня
- Какой продукт был самым главным, самым почитаемым? Без чего не обходился ни приём дорогого гостя, ни встреча молодых в день свадьбы? (Хлеб)

(2 ученик).

К хлебу в старину от­носились свято, ведь хлеб доставался тяжёлым тру­дом. В каждом доме, в каждой избе на самом видном месте под икона­ми стоял стол, а на нём лежал каравай хлеба с со­лонкой.
Хлеб можно было брать только чистыми рука­ми. Хлеб нельзя было выбрасывать.
А если вдруг кто-то нечаянно обронит кусок хлеба, то тут же поднимет его и обязательно по­целует!
Почему нельзя было выбрасывать хлеб?
Оказывается, рядом с тем, кто любит это де­лать, всегда чёрт. Как только вы бросили кусок хлеба, чёрт - раз! - и схватил его. А потом-то и будет самое страшное, считали наши предки. Когда вы умрёте, то душа ваша попадёт к чёрту. А это значит, она будет вечно кипеть в котле с горячей смолой. Это всё потому, что вы плохо обращались с хлебом.
Хлеб - это святое. Поэтому хлеб никогда не выбрасывали и даже крошки собирали в ладош­ку - и в рот.
Так относились к хлебу в старину.

Объяснить пословицу: «Покуда есть хлеб да вода – всё не беда».

КАБЛЩИПИНКИИНЫШАРОБАГИРА

Разгадайте, какие блюда были самыми любимыми? (Щи, каша, блины, пироги).
Настоящим народным продуктом была капуста. Она всегда была на будничном и праздничном столе.
Ну, а царицей всех горячих блюд из капусты были… (щи). Их ели и в царских хоромах, и в бедных крестьянских избах. Правда, у богатых ели «богатые» щи, сваренные с мясом, а у бедных чаще были «пустые щи» на воде.
Хорошая или плохая была хозяйка в доме – это можно было узнать не по её нарядам, не по её разговорам.
А как же?
Не та хозяйка хороша, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит.
- Что означает эта пословица?
- Какие каши вы знаете?
- А в старину были ещё и рыбные каши: сельдяная, лососевая, осетровая.
Каша – мать наша.
- Почему так говорили?
В России были и особенно любимые праздничные блюда: блины, пироги, пельмени. Пельмени делала с разными начинками: с мясом, с капустой и мясом, с картошкой.
- А какие ваши любимые блюда?

7. Праздники
- Какие праздники отмечали в старину? (Святки, пасха, масленица, праздник Ивана Купалы и др.)
- Мы сегодня поговорим о празднике Ивана Купалы.
- Кто знает, когда его отмечают? (7 июля)
Это был самый весёлый, самый любимый летний праздник. Появился он более 1000 лет назад на Руси. И посвящался он богу солнца и земных плодов Ивану Купале. Древние люди считали, что огонь и вода – самые главные вещи в жизни, безе них нет и самой жизни. Они очищали человека, убирали от него всё ненужное, плохое.
В день Ивана Купалы всё веселье было связано с водой. Много разных правил, обычаев, развлечений, легенд придумали люди для этого дня.

Ещё что кому до нас,
Когда праздничек у нас!
Завтра праздничек у нас!
Иванов день!

Люди верили, что в эту ночь оживала вся природа, животные и растения. Деревья переходили ночью с места на место. А когда они шелестели листьями, это они разговаривали между собой. И травы всю ночь шептались друг с другом. Это бывает только один раз в году. В купальскую ночь ведут между собой беседы коровы, овцы, медведи и лисицы.
В Иванов день главным растением становится папоротник. Он никогда не цветёт. Но, по легенде, в эту ночь с ним совершается чудо.

(3 ученик)

В полночные часы с папоротником проис­ходят необыкновенные превращения. На его широких листьях вне­запно появляется поч­ка. Она поднимается всё выше и выше. То заколышется, то оста­новится - и вдруг за­шатается, перевернёт­ся и запрыгает.
Ровно в полночь раздаётся треск - и вмиг всё освещается вокруг. Почка превращается в огненный цветок, такой яркий и горячий, что на него больно смотреть. Цветок сияет огнен­ным пламенем. И тут же раздаётся чей-то го­лос и непонятное щебетание. Это голос нечи­стой силы. Чудный, редкий цветок - волшеб­ный. Он появляется только на миг.
Тот, кто отыщет цветок папоротника и ус­пеет сорвать его, - тот получит невиданную власть. Этот человек сможет повелевать всем на свете: и царями, и королями, и простыми людьми, и нечистой силой. Он станет сильнее их всех. Он узнает, где скрыты клады с сокро­вищами и сможет легко пройти через все пре­грады к ним. Двери сами распахнутся перед тем, кто завладеет цветком - стоит только при­ложить его к замку. Невидимкой проберётся он к любой красавице. Вот какой чудесной си­лой наделён цветок!
Но отыскать и сорвать его очень трудно. Ес­ли кто-то и разыщет чудо-цветок, завладеть им нелегко. Невидимая рука тут же срывает огненный цветок. Но всё равно в купальскую ночь многие караулили в лесу дивный цветок.

Купальские обычаи

Чтобы уберечься от бедствий и несчастий:
1. Собирают большой костёр из шиповника, крапивы, колючек и сжигают. Так сжигают все беды и несчастья.
2. По заросшим прудам собирают одолень – траву – это белая кувшинка. Её сохраняют целый год. Только в эту купальскую ночь одолень – трава набирает чудесную силу.
В Иванов день собирают лечебные травы. В это время в них накапливается большая сила. Их сушат на зиму. Все травы, которые собирают в Иванов день, имеют большую силу. Они берегут дом от пожара во время грозы. Ими лечат больных. Травы прогоняют злых духов. Они делают мужчин смелыми. Девицы носят с собой траву в одежде и с её помощью добиваются любви парня.
( 4 ученик)

Этот обычай соблюдали девушки

Они все хотели стать красавицами. А сделать это было очень просто.
Рано-рано утром в Иванов день уходили девушки в луга. С собою у каждой была боль­шая скатерть и миска. Трава в лугах вся свер­кала капельками росы. Её-то и собирали. Рас­стилали скатерть и волокли её по траве. А по­том отжимали росу в миску. Умылась девица росой - и стала красавицей!

(5 ученик)

А этот обычай особенно нравился парням

Они отправлялись с вёдрами и кувшинами на речку. Потом шли по улице, и кто бы ни встретился - ведро воды на него. Только старых да малых не трогали. Особенно лю­били обливать девушек. Если их не оказы­валось на улице, парни врывались в дом. Вы­носили на руках девицу и с головы до ног об­ливали водой. А девушки тоже не оставались в долгу. Тоже за вёдра - и бегом на реку! На­чиналась всеобщая свалка, крик, смех! А по­том молодёжь гурьбой отправлялась на речку купаться.
Веселье продолжалось всю ночь. На высоком месте за деревней устраивали забавы с огнём. Раскладывали костёр и прыгали через него. Так освобождались от всего нехорошего. Через костёр прогоняли скотину, чтобы защитить её от беды.
Были в Иванову ночь свои приметы. Кто выше прыгнет, у того всё будет хорошо: и хороший урожай, и здоровье. Если парень и девушка не разомкнут рук при прыжке, у них будет свадьба.
Напрыгавшись через костёр, молодёжь устраивала весёлые и шумные игры. Бегали наперегонки. Мерялись силой – боролись. Играли в горелки. Таким был этот весёлый и красивый старинный праздник.

8. Итог
- Что нового вы узнали?
- Что вам запомнилось?
- Какие выводы для себя сделали?

В современном мире довольно остро стоит вопрос: "Национальность - это политическое, социальное или биологическое понятие?" Прежде чем говорить о национальности, следует познакомиться с сопутствующими терминами.

Народ. Этнос. Нация

Народ - "новый род", "народившийся род" людей, объединенных одной общей территорией, - основополагающее понятие в нашей теме. Из определения ясно, что это исключительно биологический термин - люди, имеющие близкое родство.

Этнос - это народ, то есть с течением времени сформировавшаяся из близких народов группа людей, которые имеют один язык (относятся к одной и общее происхождение, корни, но не связаны территориально.

Нация - это народ со своей общей историей развития, культурой, обычаями. Если один народ создаст свое он будет называться нацией. Таким образом, это уже более агрессивное, политическое понятие. Нация может включать в себя несколько близких национальных групп.

Национальность - это...

Национальность относится к какой-либо нации по биологическим признакам. Она не имеет связи со страной или конкретной территорией. Например, немцы, казахи или англичане, которые живут постоянно в России, - их национальность остается прежней со сменой места жительства, государства. Без национальности (характеристика родства между людьми) не будет развития народа, он не станет нацией.

Сейчас практически все государства многонациональны, хотя еще и существуют отдельные национальные республики.

Важно не путать гражданство и национальность. Первое понятие - социальное, означает, к обществу какой страны относится индивидуум. Второе, как видно из определения, биологическое и показывает, кто человек по рождению, происхождению.

Хотя в некоторых странах слово "национальность" - это все-таки определение государственной принадлежности индивида.

Народная национальность

Народ - это самая малая единица в сегодняшнем обсуждении, буквально можно воспринимать это слово как род, семья. В ходе своего развития семьи (племена) разрастались, разделялись, соединялись с соседями. Но так как у них были общие корни, а жизнь проходила во взаимодействии друг с другом, территориальной близости, то постепенно сформировались общие, сходные черты, настолько крепкие генетически, что передавались(-ются) потомкам независимо от времени и расстояния - национальность народов или народная национальность.

Так, если посмотреть на немцев, например: нежесаксонские немцы, франконцы, саксонцы, швабы, баварцы - вот сколько субэтносов (народов) относится к одной национальности людей.

У русских насчитывается около тридцати по всей территории России и за ее пределами. И всего два диалекта - севернорусский (окающий) и южнорусский (акающий).

Как определить национальность

Казалось бы, чего проще. Живет он в Германии, папа - немец, мама - немка, он тоже немец! Но путь человечества на Земле уже довольно долог. Все смешалось - народы, этносы, нации... Определить принадлежность человека к конкретной национальности очень сложно. Особенно когда у папы в роду поляки и евреи, а у мамы испанцы и финны, а живут все в Австралии.

Несколько способов все же есть:

  1. Национальность ребенок принимает от отца. Отец от своего отца, и таким образом выстраивается довольно четкая родственная (национальная) линия. Так происходит практически во всем мире, кроме нескольких наций. У евреев, например, ребенок принимает национальность матери.
  2. У некоторых народных групп есть очень яркие, схожие внешние признаки. Строение тела или черты характера. По таким признакам человека причисляют к той или иной национальности.
  3. Люди, у которых нет возможности узнать национальность своих предков (сироты, например), берут или принимают в процессе воспитания, взросления черты той национальной группы, с которой взаимодействуют больше всего (приемные родители или работники детдома).
  4. Самый основной способ имеет два взаимосвязанных процесса определения - субъективный и объективный. Первый - это то, к какой национальности человек сам себя относит: какие он соблюдает традиции, имеет черты внешности и характера, носителем какого языка он является. Второй - это как воспринимают его сородичи. То есть отождествляют ли люди выбранной национальной группы этого человека с собой. Таким образом, национальность - это личное сознание и окружающее согласие с тем, что человек принадлежит (связан родством) к какой-то группе людей (народов, этносов).

За последние четверть века самоидентификация граждан нашей страны многократно претерпевала изменения и чаще всего на фоне политических волнений. Ну а за последние несколько лет даже стало модно быть «русским». Не зря считается, что национальность «русский» - это больше, нежели просто понятие «народность», это состояние души. Сколько же всего в мире национальностей, как они образовывались и чем они отличаются от гражданства? Все эти вопросы стали очень актуальными в последнее время.

Происхождение национальностей

Еще буквально несколько веков назад такого понятия как «национальность» даже не существовало, подсчитывались лишь данные о носителях того или иного языка. Собственно, так происходит и ныне во многих других странах нашей планеты. Человечество всегда стремилось разделить себя на некие этнические группы, например в племена первобытнообщинного строя. Позднее, в эпоху рабовладения и феодализма, уже начало формироваться понятие народности. А когда общество пришло к буржуазному строю, появились понятия «нация» и «национальность», как следующий этап развития этносов. В большинстве стран мира эти определения относятся к идентификации гражданства, тогда как в России и некоторых других странах они имеют более широкое значение.

В мировых масштабах

Понятия «народность», «нация» и «национальность» практически идентичны, и сложно вычленить основное различие между ними, ведь разделение на этнические группы существует намного дольше, нежели любое из этих определений. На сегодняшний день все национальности мира подсчитать невероятно сложно, ведь они находятся в постоянной динамике, сливаясь между собой, в результате чего многие исчезают. По приблизительным подсчетам на планете сейчас существует около двух тысяч национальностей с тенденцией их постоянного уменьшения. Это несколько больше, нежели самоидентификация по языковому или территориальному признаку, ведь при наличии 251 официального государства в мире существует около шести тысяч языков, каждый из которых является для кого-либо родным. Поэтому сложно определить, сколько национальностей существует на самом деле. Помимо самых распространенных и известных, таких как американцы, англичане, немцы, французы, испанцы, итальянцы, греки, болгары и другие, есть небольшие и мало кому известные этнические группы: белуджи, гольды, ингры, лаппи, мишари и множество других.

Сложности определения

Национальностью принято называть принадлежность к определенному этносу. Она имеет наследственный характер, потому как ее основными признаками являются фамилия и внешность человека, а также некоторые черты характера, которые определяются как менталитет. Но понятие это достаточно условное. В связи с постоянной динамикой к смешению этнических групп в родословной того или иного человека возможно присутствие представителей самых разнообразных народностей, что затрудняет само определение национальности. Таким образом, несмотря на тот факт, что во многих странах основным признаком такого определения является гражданство или язык, национальности все больше остаются понятием самоидентификации личности.

От Империи к Федерации

В Российской империи в 1897 году проходила перепись населения, тогда принадлежность гражданина к той или иной этнической группе определялась по языковому и религиозному признаку. Чуть позднее стало применяться понятие «народности» и «народы», а графа «национальность» в паспортах появилась уже в Советском Союзе в 70-х годах прошлого века. Совет Национальностей Верховного Совета СССР имел такое название для более точного определения представленных в нем территориальных образований (республик, автономных областей и округов). Ну а на сегодняшний день Конституция Российской Федерации закрепляет право на самоопределение в выборе национальной принадлежности.

Такие разные «русские»

Многих очень интересует вопрос, почему все национальности мира - это имена существительные (латыши, поляки, румыны, татары и другие), и только у русских - это прилагательное. Сложно наверняка ответить на этот вопрос, и разные ученые выдвигают разные теории. Начать следует с того, что это самая большая народность в мире. Национальность «русский» имеют по разным подсчетам от 130 до 150 миллионов людей по всему земному шару, проживающих не только в России, но и далеко за ее пределами. Русские являются самым многочисленным восточнославянским этносом. Это основная часть населения и коренной народ России, а также большая часть населения бывших советских республик, таких как Украина, Белоруссия, Казахстан, Латвия, Эстония, Молдавия и других. Но русские распространены не только на постсоветском пространстве, в США, Германии, Канаде и Бразилии, а также в других крупных государствах они представлены большими диаспорами. Языком национальности считается русский. Некоторые субэтносы русского народа в других странах имеют собственные названия: горюны (регион Украины), липоване (регион Румынии), албазинцы (регион Китая), некрасовцы (регион Турции). Что касается непосредственно территории России, то, несмотря на общую национальность «русский», население делится также и на более узкие этнические группы, такие как казаки, саяны, тудовляне, поморы, колымчане, сибиряки, марковцы и многие другие, в зависимости от региона проживания.

Что определяет русского?

Считается, что как национальность «русский» - это слишком сжатое понятие. Это не просто некоторые антропологические признаки или окончания фамилии на -ов/-ев. У В. И. Даля, великого русского ученого, писателя и лексикографа, была своя точка зрения на определение национальности человека, и рациональное зерно в этом мнении, несомненно, присутствует. Он считал, что в зависимости от того, на каком языке человека думает, к тому народу он и принадлежит. На русском языке говорит огромная часть населения земного шара и, помимо России, подавляющее большинство населения некоторых бывших республик СССР, при этом причисляя себя к другим национальностям по территориальному признаку. Русские - это более чем национальность, это цивилизация, самобытная и неповторимая, соединяющая в единое целое язык, культуру, менталитет.




Top