Русские богатыри как национальное представление о герое. Сочинение на тему "герои русских былин - богатыри"

Русский народный фольклор очень богат и разнообразен своей историей, культурой и традициями, которые нашли свое отражение в песнях, былинах и сказаниях. Былины, слагаемые простым народом, отличались красотой и правдоподобностью своего повествования, с наличием небольшого художественного вымысла, что придавало им еще большую самобытность, присущую древнерусской эпохе. В центре былин всегда находится положительный персонаж - богатырь, воплотивший в себе непобедимую силу и безграничную любовь к матушке-Руси, народного заступника. Конечно, образ богатыря является собирательным. Народ создал образ богатыря, возложив на него свои надежды и чаяния, чтобы показать следующим поколениям и воспитать идеологию о непобедимости Руси перед вражеской силой.

Главными качествами русских богатырей были - воинская доблесть и старания по защите родной земли. Достоинства богатырей испытываются в сражении, в неравном бою, с чем связана композиция былины, красочно насыщенная преувеличениями.

Кто же были эти полубоги, наделенные нечеловеческой силой?

Самым популярным в древней Руси является персонаж Ильи Муромца. Этот персонаж вобрал в себя все черты присущие мифологическим героям - чудесное исцеление и приобретение нечеловеческой силы. Илья выходец из простой крестьянской семьи, с детства прикованный к кровати, пока не являются калики перехожие и чудесным образом исцеляют его. С этого эпизода берет свое начало богатырская жизнь Ильи Муромца, подвиги которого нашли художественное отражение в былинах и сказаниях.

Другим, не менее важным героем является Добрыня Никитич , живший в одну эпоху с Ильей Муромцем. Воспевание неодолимой силы и мужества русского богатыря начинается с поединка со змеем Горынычем. В повествовании о Добрыне Никитиче присутствуют не только фантастические рассказы, он так же предстает как мудрый и храбрый воин, выполняющий все поручения Ильи Муромца. Добрыня стал эталоном воина эпохи Киевской Руси.

Третьим известным богатырем является - Алеша Попович , который часто представлен молодым, храбрым, смекалистым и хитрым воином.

Одним из самых таинственных образов русских былин является Святогор , имеющий силу, превосходящую великих богатырей древней Руси. Персонаж Святогора был взят из древней мифологии, который вобрал в себя представления о великих горных великанах, воплощавших величие и невозмутимость гор. Былины о Святогоре - это трагические рассказы о том, как могучий великан погибает не в бою за правое дело, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой.

Не менее таинственным богатырем в русском эпосе является Волх Всеславьевич , который был рожден от фантастического змея. Волх считается колдуном и жрецом языческих богов. Волх является героем "Слова о полку Игореве". Несмотря на свою известность, персонаж Волха не был историческим лицом, а всего лишь плод художественного вымысла народа.

В отличие от Волха, Дунай Иванович является персонажем с реально-исторической основой. Повествование о Дунае начинается со схватки с Добрыней Никитичем. Дунай входит в состав Киевского богатырства.

Так же увлекательно повествование о Дунае и богатырки Настасьи. На собственной свадьбе, вследствие безумного спора Дунай убивает Настасью, промахнувшись при стрельбе из лука. Не вынеся горя утраты, Дунай убивает себя.

Русские богатыри играют огромную роль в русской истории . Былины повествуют о тех славных мужах, которые становили Русь, оберегали и защищали русский народ от вторжения силы вражеской. Русские богатыри в былинах воплощали идею воссоединения славян , непобедимости и нерушимости древнерусского государства перед внешними врагами , являясь образцом подражания в патриотизме и мужестве будущим поколениям.


Урок 4
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.

БЫЛИНА «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК».

БЕСКОРЫСТНОЕ СЛУЖЕНИЕ РОДИНЕ И НАРОДУ.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ - НОСИТЕЛЬ ЛУЧШИХ ЧЕРТ

РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ПОНЯТИЕ О БЫЛИНЕ
Знания на уроке : опознание элементов сюжета и их постоянной для былины художественной функции: экспозиции (зачина), установки на приближение драматической ситуации, мотива недооценки героя, описания подвига, торжества богатыря.

Опознание типичных приемов повествования - трехкратного повторения событий, повторения слов и целых выражений, гипербол (преувеличений), постоянных эпитетов, слов с уменьшительными и увеличительными суффиксами - и их художественная функция.

Словарная работа: понятие о русском национальном характере, о нравственных народных ценностях.
ХОД УРОКА

I. Повторение понятия об эпическом герое былины.

Назвать особенности образа Микулы Селяниновича как эпического героя. (Действует в реальном историческом прошлом, обладает незаурядной физической силой, воинской доблестью, его богатырство превосходит «мудрость» князя Вольги).
II. Илья Муромец - эпический герой былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Задания для учащихся сводятся к опознанию ими типичных приемов раскрытия образа Ильи как русского богатыря.

1. Найти приметы реального исторического прошлого русского народа. (Города: Владимир и т. д.).

2. Отметить способы раскрытия необыкновенной физической мощи и воинской доблести Ильи. (Сражение под Черниговым, бой с Соловьем Разбойником, сопоставление поведения князя Владимира и Ильи в сцене на княжеском дворе и т. д.).

4. Чем концовка былины дополняет образ Ильи как эпического героя? (Действует во благо народа).

5. Какие приемы «сказывания» способствуют раскрытию величия и доблести подвигов русского богатыря? (Постепенное нарастание напряжения в рассказе, повторы, постоянные эпитеты и т.д.).

ПОДГОТОВКА СОЧИНЕНИЯ

ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»
Материал к теме: Русское народное поэтическое творчество. / Под ред. проф. Н. И. Кравцова. М., Просвещение, 1971.
Эпоха Владимира Святославича была подготовлена всей предшествующей историей, и в народном творчестве князь Владимир пожал славу (не всегда завидную), сеянную до и после него.

К концу Х - началу ХI вв. древнерусское Киевское государство достигло расцвета. Под властью Киева находились, за некоторым исключением, все восточнославянские племена, а также неславянские - по Волге, Оке и в Новгородской земле.

Наиболее ранними былинами этого периода являются былины о Добрыне Никитиче. В них нашли отражение процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси.

Тревожная боевая жизнь в пограничных, даже и в далеких от границ землях, рождала героев, о которых слагались легенды и былины. Самым популярным героем воинских былин стал крестьянин из Мурома Илья. Он - главный оберегатель Руси и защитник справедливости.

Былины - первый по времени жанр устного творчества, в котором мы встречаемся с зачаточной индивидуализацией образов. Конечно, здесь нет прослеживания сложного духовного развития персонажей: они статичны и представляют собой цельные характеры. Их объединяет любовь к родной земле: они никогда не задумываются, служить или не служить Руси, защищать или не защищать ее. Все они обладают необходимым тактом, умеют вести себя так, как требуется по установленным обычаям: при входе в дом крест кладут по-писаному, ведут поклоны по-ученому относятся с должным почтением к тем, кто старше их по возрасту, они бескорыстны. Но различия между богатырями есть, и не только в имени.

Герои совершают свои подвиги в разных ситуациях. Добрыне Никитичу не приходится быть главным богатырем при обороне Руси от нападения врагов. Наоборот, он сам учиняет разгромы в других землях, о чем свидетельствуют былины «Женитьба Владимира», «Добрыня и Владимир Казимирович». Вся боевая деятельность Добрыни проходит вдали от Киева.

Илья Муромец всегда выступает против врага на своей земле. Его противники: Калин-царь, который привел с собой огромное войско; Идолище поганое, которое засело в Киеве и хозяйничает там; Соловей Разбойник, захвативший дорогу между Киевом и Черниговым - всех их должен победить Илья Муромец и спасти русскую землю, свой народ.

Могут быть и невоинские конфликты в былинах об Илье Муромце - это социальные конфликты (былины «Илья в ссоре с Владимиром», «Илья и голи кабацкие», начало былины об Илье и Калине-царе). В Илье Муромце явно проступают черты героя из простого народа.

Третий герой русского эпоса - Алеша Попович одерживает свои победы не столько силой, сколько хитростью (былина «Алеша и Тугарин Змей»).

Яркость характеров богатырей, величие их подвигов, совершенство художественной формы былин - все это многие века формировало национальное самосознание народа.

Урок 5
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. УСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ

ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ».

РУССКИЕ БОГАТЫРИ КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕРОЯХ
Знания на уроке : умение учащихся охарактеризовать богатырей как эпических героев с практическим использованием в своем рассказе былинных особенностей повествования о русских богатырях.
ХОД УРОКА

Я всегда только и жил Русью

В. М. Васнецов
1. Индивидуальное задание, сведения о художнике Викторе Михайловиче Васнецове (1848-1926, род. в селе Рябовском в Вятском крае) и его картине «Богатыри» (1898 г.).

2. Какое еще название этой картины закрепилось в народном сознании? («Три богатыря»). Что вы знаете об этих богатырях?

3. Найти в тексте былин описание внешности Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича и опознать героев на картине. (Былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич», «Илья Муромец и Алеша Попович»).

4. Каково воинское снаряжение богатырей? (Подробно см. в былине «Илья Муромец и Алеша Попович»).

5. Какими изображены кони богатырей? (Описание коня Ильи Муромца).

6. Соответствует ли пейзаж былинному зачину, передающему широкий взгляд автора на события и их участников в русском историческом прошлом? (Поле, простор, дорога «прямоезжая» и др.).

7. Как художник сумел передать не только впечатление физической мощи богатырей, но и их воинской доблести? (Через особенности характеров героев, состояния природы - тучи на небе, выражение их готовности к бою - полное снаряжение воина, богатыри на дороге и т. д.).

8. Какую идею содержит сюжет картины «Богатыри»? (Патриотизм, бескорыстное служение народу, прославление героического прошлого народа).

Задание . Домашнее сочинение «Былинные богатыри как выражение национального представления о героях».
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Урок 6
РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Знания на уроке: понятие о пословице и поговорке.

Повторение: фольклор, жанр, система фольклорных жанров.
ХОД УРОКА

1. Изучение статьи учебника «Пословицы и поговорки».

Составить план к статье.

Примерный план:

а) Определение понятия о пословице и поговорке.

б) История создания пословиц и поговорок.

в) Тематика (совокупность тем) пословиц и поговорок.

г) Переносный смысл пословиц и поговорок.

д) Сила и красота пословиц и поговорок.

2. Подготовить устный пересказ статьи, заменив русские пословицы и поговорки пословицами и поговорками народов мира. (Статья «Мудрость народов»).

3. О чем говорят следующие пословицы?

По одежке встречают, по уму провожают.

Не все то золото, что блестит.

(О внешнем виде человека, о его соответствии или несоответствии внутреннему содержанию).

4. Чем отличаются смыслу следующие пословицы от предыдущих?

Змея меняет кожу, да не меняет нрава.

Красна ягодка, да на вкус горька.

(Красный - здесь: красивый).

5. Как понять следующие пословицы?

Одним миром мазаны.

(Миро - здесь: благовонное масло, употребляемое в христианских обрядах. О соучастниках каких-либо дел).

Москва слезам не верит.

(Пословица восходит к эпохе возвышения Москвы, когда московские князья вели себя жёстоко по отношению к покоренным).

ИЗУЧЕНИЕ БИБЛИИ
Урок 7
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ - ВЕЛИКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ

ПАМЯТНИК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КНИГИ.

ЗНАКОМСТВО С НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДЬЮ
Новый Завет - это четыре Евангелия (Евангелие - «благая весть») и примыкающие к ним деяния и Послания апостолов.
I. Евангелие от Матфея - первый текст из трех синоптических (от греч. «синопсис» - совместное обозрение) Евангелий (от Матфея, от Марка, от Луки), рассказывающий о жизни, смерти и учении Христа.

Матфей был сборщиком налогов до того, как последовал зову Учителя. По матери он арамеянин, но говорил и по-гречески, на языке философов и торговцев. Звали его Левием, но Иисус, дабы возвысить униженных в собственных глазах, назвал его Матфеем, что означает «дар Божий». В свои юные годы Левий хотел преподавать в школе, читать детям Закон, учить числам, рассказывать историю израильского народа, но ему не хватило терпения. Он решил зарабатывать деньги, торгуя оливковым маслом, затем нанялся собирать налоги и пошлину в Капернауме, иначе говоря, стал мытарем... И вот настал день, когда Иисус сжалился и сказал ему: «Иди за мной», - и Левий понял освобождающий смысл зова, бросил арендованный стол, швырнул в озеро списки тех, кто облагался данью, и пошел за Назарянином... Левий, отныне звавшийся Матфеем, ходил вслед за Иисусом и отмечал слова и дела Учителя на деревянных табличках, которые раньше служили ему для записи долгов налогоплательщиков 1 .
II. «Откуда у этого человека такая мудрость и такое могущество? Разве он не сын известного нам плотника Иосифа?» - недоумевали жители древнего города Назарета.

«Иисус пришел к человечеству почти 2000 лет назад. Он родился в бедной семье в маленьком иудейском городке. Юность свою он провел в одной из самых маленьких стран мира, к тому же оккупированной чужеземцами. Прожил он тридцать три года, причем только последние три года посвятил служению людям.

Почему же практически во всем мире люди до сих пор о нем помнят?» 2

Ответ на этот вопрос - учение Христа, те моральные, внутренние законы человеческого общежития, по которым на протяжении многих веков стремятся жить люди.

«Иисус жил со своими учениками почти всегда под открытым небом. То, стоя в лодке, он поучал своих слушателей, теснившихся на берегу, то он всходил на одну из гор, окаймлявших озеро, и садился там, где воздух чист и горизонт залит лучами» 3 .

В такой обстановке однажды прозвучала Нагорная проповедь - кодекс морали нового времени.
III. Чтение Нагорной проповеди. Составление таблицы.


Закон Моисея

Проповедь Иисуса

Не убивай; кто же убьет, подлежит суду.

Не преступай клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои.

Сказано: «око за око и зуб за зуб».

Сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего»


Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду.

Не клянитесь вовсе, но да будет ваше слово «да, да» «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.

Не противься злому. Но кто ударит в правую щеку твою, обрати к нему и другую.

Любите врагов ваших. (Будьте достойными сынами Бога. А он повелевает Солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных).

Не творите милостыню напоказ.

Простите людям согрешения их, простит и вам Отец наш небесный.

Не судите, да не судимы будете.

И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

(«Золотое правило»)

IV. Прежде чем сделать вывод о гуманных началах учения Иисуса Христа, обратимся к учащимся со следующими вопросами:

1. Каковы отношения между Богом, провозглашающим Моисею ветхозаветные заповеди, и человеком? Оставляет ли Бог человеку право на сомнение, самостоятельное осмысление Закона?

(Бог всемогущ, судьба человека в его руках. Выполнение Закона - условие милостивого отношения Бога к человеку).

2. Почему Бога-Творца в Библии называют Господь (господин) и «Отче наш», а к Иисусу Христу знавшие его обращались со словом Учитель?

Вывод. Гуманизм учения Иисуса Христа заключается прежде всего в том, что оно отходило от простого повеления (исполняй это, иначе будешь наказан), стремилось к осознанному, объясняемому через притчу и конкретные жизненные примеры, кодексу человеческого общежития. Любой человек, разбираясь в аллегории, анализируя притчу, сам открывал для себя очевидное: трудны заповеди Учителя, но исполнение их несет пользу каждому, ведет к утверждению на земле царства Божьего - царства добра и Истины.
V . Домашнее задание.

1. По главам Нового Завета (из Евангелия от Матфея) прочитать историю жизни и смерти Иисуса Христа.

2. Выучить наизусть «Золотое правило» из Нагорной проповеди.

3. Индивидуальное задание. Найти в тексте Евангелия сведения о происхождении и значении выражений:

а) Нет пророка в своем Отечестве.

б) Зарыть талант в землю.

в) Умыть руки.

Урок 8
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ И СМЕРТИ ИИСУСА ХРИСТА.

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ - СКОНЦЕНТРИРОВАННОЕ

ВЫРАЖЕНИЕ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА. ПРИЧИНЫ СОВРЕМЕННОГО

ИНТЕРЕСА К ХРИСТИАНСТВУ
I. Пересказ истории жизни и смерти Иисуса Христа.
НЕОБХОДИМЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ И РАЗЪЯСНЕНИЯ

Иисус родился в Иудее в городе Вифлееме от девы Марии. Муж ее, плотник Иосиф, видел во сне явление Архангела, провозгласившего: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого, родит же сына и наречешь ему имя Иисус, ибо он спасет людей своих от грехов их (Матф. 1; 20-21)». Согласно Пророчествам, Мессия должен был родиться в Палестине, в легендарном городе Давида - Вифлееме. Иосиф и Мария жили в небольшом поселении Назарете. Римские власти, оккупировавшие Иудею, объявили в это время перепись населения. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, чтобы записаться по месту пребывания своего рода. Город был переполнен. Обычно в доме, готовом принять гостя, ставили на окно светильник; в ночь прибытия Марии и Иосифа на окнах не было ни одного огня. (Мы теперь зажигаем огни на рождественских елках в знак того, что смогли бы принять мать Иисуса). Бог позволил сыну своему родиться в хлеву: не важно, где ты родился, а важно, что в сердце твоем.

Поклониться новорожденному пришли волхвы (мудрецы, звездочеты), путь которым указала Вифлеемская звезда. (Для дня, ночи и знамений создал Бог светила). Они принесли младенцу дары: ладан - как знак божественного, очищающего начала, золото - знак царствования над миром - и миро - знак того, что новорожденному придется пройти через многие страдания.

Царь Ирод (Ирод I Великий около 73 - 4 гг. до н. э.), узнав от волхвов о рождении «Царя иудейского» и боясь соперничества, приказал уничтожить всех младенцев в городе. Архангел второй раз явился Иосифу, предупредил об опасности, повелел бежать в Египет. На пути святого семейства в безводной пустыне открывались источники для утоления жажды, плодовые деревья склоняли ветви. В третий раз Архангел явился к Иосифу и Марии с сообщением о том, что Ирод умер и можно возвратиться в землю Израилеву.

Приход мессии Иисуса Христа возвестил народу Иоанн Креститель, совершивший обряд крещения. «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него, И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором мое благоволение». (Матф. 3; 16, 17).

После крещения в Иордане - Иисусу исполнилось тогда тридцать лет - он ушел на сорок дней в пустыню, чтобы в уединении, молитвою и постом приготовиться к исполнению дела, для которого пришел на землю. К изнемогающему от голода Иисусу явился дьявол и начал его искушать: если Иисус - сын Божий, то пусть превратит лежащие перед ним камни в хлебы! «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», - ответил Христос. Сатана перенес Иисуса на крыло Иерусалимского храма и предложил кинуться вниз: если он сын Божий, то в воздухе его поддержат ангелы и Христос докажет этим свое божественное происхождение. «Не искушай Господа Бога твоего!» - ответил Иисус. Сатана вознес Христа на высочайшую гору, с которой взору открылись страны мира, и предложил власть над ними и славу. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи», - ответил Спаситель.

По возвращении из пустыни Иисус собрал вокруг себя двенадцать учеников - апостолов. После его смерти они разошлись по свету, создавая новые общины христиан.

Иисус не однажды являл свое божественное происхождение: воскресил Лазаря и дочь начальника синагоги, укротил бурю, ходил по воде, как по суше, исцелял больных, своим ученикам - Петру, Иакову и Иоанну - явил чудо преображения: лицо его просияло, как солнце, одежды сделались блистающими, из облака явились Моисей и Илия, раздался голос: «Сей есть сын мой возлюбленный». Только в родном Назарете, где в него не верили (нет пророка в своем отечестве), Христос «не мог совершить... никакого чуда».

Перед праздником Пасхи Иисус торжественно въехал в Иерусалим. Он был не на коне, а на ослице (что являло собой символ кротости и смирения, в противоположность боевому коню). Народ приветствовал его как мессию. Иисус властно изгнал из храма менял и торговцев жертвенными животными. («Написано: «дом мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников».) Все это восстановило против него Синедрион (совет старейшин, высшее государственное учреждение с политическими и судебными функциями в древней Иудее 1). Приближалась роковая развязка.

В кругу своих учеников Иисус установил таинство Святого причащения (оно называется Тайная вечеря) и предсказал, что один из них предаст его. Подал хлеб и вино, претворяя их в свое тело и кровь (таинство). Съев хлеб и выпив вино, ученики стали «стелестниками Христа», «участниками божественного естества». Подавал пример смирения, Иисус омыл ученикам ноги.

Ночь Иисус провел с апостолами в Гефсиманском саду, на Масличной горе к востоку от Иерусалима, - «он ужасается и тоскует» - просит трех избранных бодрствовать с ним, обращается к Богу с молитвой («моление о чаше»): «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет». Иуда Искариот привел вооруженных пособников иудейских старшин, поцеловал Иисуса - то был знак, кого нужно схватить. Воины отвели арестованного на суд Синедриона, где он был приговорен к смертной казни. Иудея была оккупирована римлянами и без согласия прокуратора Понтия Пилата казнь не могла совершиться.

Пилат не хотел казнить необычного осужденного. К празднику Пасхи из тюрьмы обычно отпускали одного приговоренного к смерти. Пилат предоставил иудеям выбор: освободить Иисуса или разбойника Варавву. Но толпы народа, возбужденные первосвященниками, требовали распятия Иисуса.

Иисус Христос страдал на кресте 6 часов - с 3 до 9 часов. «Боже мой! Боже мой! для чего Ты Меня оставил?», - произнес Христос, умирал. Смерть сопровождалась затмением солнца, землетрясением, в Иерусалимском храме сама собой сверху донизу разорвалась завеса.

Тело Иисуса было выдано друзьям, обвито плащаницей, похоронено в пещере, которую завалили камнями. На третий день после распятия пришли мироносицы: Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Соломия, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа. Гроб был пуст. Воскресший Христос явился ученикам и послал их проповедовать по всему миру. На сороковой день после пасхи произошло его Вознесение.
II. Знакомство с репродукциями картин на библейские сюжеты.

Н. Н. Ге «Тайная вечеря», «В Гефсиманском саду», «Суд Синедриона»; «Голгофа», «Распятие».

И. Н. Крамской «Христос в пустыне».

А. А. Иванов «Явление Христа народу».

Х. ван Рейн Рембрант «Святое семейство».

Расскажите о событиях, положенных в основу сюжетов перечисленных выше картин.
III. Опрос по индивидуальным заданиям.
IV. Почему Иисус учил притчами? Чтение и анализ притчи о сеятеле.
V. Как вы думаете, в чем причина современного интереса к христианству?

(Поиск нравственных ориентиров в быстро меняющемся мире. Христианство создало учение об абсолютной ценности человеческой личности, признало равенство всех людей перед Богом.)
VI. Каково «золотое правило», главный закон человеческого общежития, изложенный Иисусом Христом в Нагорной проповеди?

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мы приводим некоторые материалы о принятии христианства на Руси, т. к. связь древнерусской литературы с христианством очень тесна.
Материал к теме : А. О. Ишимова. История России в рассказах для детей. М., Современник, 1993.

«Былины - наша русская национальная гордость, «энциклопедия» древнерусской ЖИЗНИ, выражение несокрушимой мощи народного духа, беззаветной любви и служения Родине, страстной ненависти к внешним и внутренним врагам, глубокой нравственной ЧИСТОТЫ и духовной красоты народа. Былины эпические поспи о событиях Древней Руси, возникшие и народной среде отразившие народные идеалы» - так характеризует современная фольклористика значение, содержание и происхождение былин.

Изучение литературы в V классе открывается чтением одной и лучших русских былин. Былины продолжают знакомство учащихся с устным народным творчеством, начатое в IV классе.

Велика роль былинного эпоса в идейно-нравственном и художественном развитии учащихся. Школьников не могут не увлекать героические сюжеты былин, их персонажи - могучие богатыри, «оберегатели» родной земли, совершающие великие подвиги. Однако особая, песенная форма повествования, сложный для неопытного читателя строй вольного стиха со своеобразным ритмическим рисунком, необычные для современного литературного языка особенности речи - все это при первом самостоятельном чтении отпугивает учеников и мешает возникновению того интереса, на который мы вправе рассчитывать. Поэтому перед учителем встает задача первоочередной важности: чтобы заинтересовать детей былинным творчеством родного народа, необходимо прежде всего подготовить их как читателей к восприятию героических песен.

Правильное чтение открывает перед пятиклассниками занимательность содержания былины и дает первое представление о художественном своеобразии этого? вида устной поэзии- медлительном и величавом развитии действия, различных повторениях, общих (или типических) местах, являющихся основой былинного повествования, гиперболических описаниях богатырства героев. Но глубина и значительность

былин приоткроются только тогда, когда дети увидят связь сказочно-гиперболизованных образов с исторической жизнью народа, его думами и надеждами. Поэтому здесь особое значение приобретает комментирование во всех его видах и формах.

Былины -один из самых сложных жанров русского фольклора, поэтически сочетающий реальную историческую основу со сказочными, фантастическими вымыслами.

Былины не воспроизводят точных исторических фактов. «Эпос передает понимание истории, резко очерчивает социально-исторические типы общественных деятелей, вскрывает исторический смысл общественных событий, потрясавших древнюю Русь в жестокой борьбе за этническую целостность и государственную независимость».

Но, несмотря на это, былины донесли до наших дней много примет того времени, когда они создавались, - XI-XII веков: это поэтическое изображение Киева - стольного города первого Русского государства, его князя, который именуется «ласковым князем Владимиром» или Владимиром Красное Солнышко (в его образе исследователи находят черты реальных киевских князей-Владимира Святославовича и Владимира Мономаха), упоминание о многих известных деятелях Древней Руси X-XIII веков (около 30 имен). В былинах нашла отражение борьба с печенегами и половцами, борьба с разбойниками, преграждавшими «дорожки прямоезжие». Позднее новые события - вторжение монголо-татарских полчищ - вызвали к жизни появление былин о Калине, Батыге, Мамаевом побоище и др.

Главные герои киевского цикла былин - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Несмотря на различие их происхождения, различие характеров, былины сочувственно изображают этих трех богатырей, могучих защитников Русской земли. Но особой любовью народа пользуется Илья Муромец, крестьянский сын.

Былин, в названиях которых упоминается имя Ильи Муромца, чрезвычайно много. В них получают развитие все темы русского народного эпоса. Расположенные в определенной последовательности, они поэтически воссоздают полную «биографию» богатыря: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья и Святогор», «Илья и Соловей Разбойник», «Илья и Сокольник», «Илья и Калин-царь», «Илья и Идолище поганое», «Ссора Ильи с Владимиром», «Илья и голи кабацкие», «Как перевелись богатыри па Руси».

Однако, как установили ученые-фольклористы, создавались эти былины не в биографической последовательности. Первые (по времени появления) былины воспевали подвиги богатыря, и лишь тогда, когда в народе утверждалась его слава, возникали другие былины, отвечавшие на вопросы, откуда взялся герой, что предшествовало великому подвигу, что последовало затем1. Надо иметь в виду и то обстоятельство, что полюбившемуся богатырю народ стал приписывать подвиги, совершенные другими, менее популярными; так, былина «Илья Муромец и Идолище поганое» является переработкой более древней «старины» об Алеше Поповиче и Тугарине. Такое переосмысление вполне объяснимо, если мы вспомним, что с течением времени прозвище Попович стало восприниматься как указание на поповское происхождение Алеши и вызвало изменение его прежней характеристики. «Смелый Олешенька Попович млад» превращается в «бабьего пересмешника» хвастуна и задиру, «Алешенька рода поповского; поповские глаза завидущие, поповские руки загребущие...»

Неизменным оставалось отношение народа к своему любимцу Илье Муромцу. Проникновенное чувство любования им, уважение к могучему, мудрому, бескорыстному устроителю и оберегателю земли Русской, руководствовавшемуся в своих действиях только народными интересами, выразилось прежде всего » описании его внешности:

  • Ехал стар по тосту полю,
  • По тому раздолью широкому.
  • Голова бела, борода седа,
  • По белым грудям росстилаетси,
  • Как скачен жемцгог россыпаетси...

В былинах Илья ласково именуется Илыошенькой, Илеюш-КОЙ. Свою любовь к нему и восхищение народ выразил и теми Эпитетами, которые всегда сопровождают его имя: добрый молодец, удаленький дородный добрый молодец, славныя богатырь святорусский. Перифразом имени Ильи Муромца стало выражение «старый казак». Исследователи видят в этом наименовании влияние XVII века, «когда казачество стало играть видную роль в народных восстаниях, и слово «казак» могло приобрести смысл эпитета, указывающего на независимость, свободолюбие, воинственность»3. Вполне возможно, что определение «старый» в этом сочетании указывало не на возраст, а па принадлежность к исконному, «кадровому» казачеству. Однако слово «старый» так прочно связалось с величественным образом Ильи Муромца, что стало средством выражения особой уважительности к герою, особого, любовного почитания его:

  • Снимал тут старый со буйной головы да шеломчат колпак,
  • И он начал, старенький, тут шеломоц помахивать...

Творцы былин поэтизируют все, что связано с богатырем: его коня, одежду, вооружение.

Богатырский копь по совету калик перехожих куплен Ильей Муромцем у первого встречного крестьянина: «Видит: мужик ведет жеребчика немудрого, бурого жеребчика косматенького...» За ним начинается тщательный уход: «...кормил его пшеном белояровым, поил свежей ключевой водой; и прошло поры-времени три месяца, стал Илья жеребчика по три ночи в саду поваживать, в три росы его выкатывал, подводил ко тыпу высокому, и стал бурушко через тын перескакивать...» («Исцеление Ильи Муромца».)

Знакомство с былинами, посвященными любимому богатырю, создает представление о его образе -образе, покоряющем своей масштабностью и поэтическим совершенством, привлекающим силой и благородством выраженных в нем чувств; создается «целостный монументальный образ безупречного воина - слуги народа, который выступает в русском эпосе как гениальное обобщение жизненного опыта народа, как выражение его идеальных представлений о народном герое, и который живет в сознании народа-творца до сих пор».

Изложенный выше материал учитель может использовать, рассказывая о героях русских былин на вступительном занятии, а также на уроке внеклассного чтения в процессе работы над картиной В. Васнецова «Богатыри».

Славянская история богата событиями, знания о которых передаются из поколения в поколение не только в устном, но и в письменном виде. В этих сказаниях сохранились повествования и очерки о жизни каких-то совершенно фантастических людей, однако в действительности в большинстве случаев за каждым из таких героев скрывались реальные люди, которые много веков назад населяли славянские земли и были в таком большом почете у народа, что о них стали слагать легенды…

Основа древнерусских сказаний - это, как правило, богатыри. Если говорить об этимологии самого слова «богатырь», то оно трактуется, как человек-полубог, либо же человек, наделенный силой бога. О происхождении этого слова долгое время велись острые дискуссии. Выдвигались версии о заимствовании его из тюркских языков, и даже из санскрита. Общепризнанным в настоящее время является мнение о том, что слово «богатырь» было позаимствовано из татарского языка.


Российские ученые выделяют две основные категории богатырей - старшие и младшие. К старшим богатырям принято причислять Святогора, Микулу Селяниновича, Вольгу Святославича, Сухана. Эта группа, по мнению ученых, является олицетворением различных природных явлений, в большинстве случаев - явлений грозных, враждебных простому человеку.

К группе младших богатырей относят известную «васнецовскую» троицу Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Они также являются олицетворением природных явлений, но только благоприятных для человека.

Традиционные народные сочинительства становились причиной того, что герои эпоса были уже не просто героями, и отважными воинами, выступавшими против захватчиков, но настоящими борцами с нечистью. И действительно, очень часто можно встретить произведения, в которых богатырям приходится сражаться против драконов, ведьм и прочих потусторонних существ.

Помимо этого, богатырям отводилась и большая роль в жизни народа, потому как они являлись неким психологическим подтекстом непобедимости Руси, свидетельством тому, что среди простого народа есть люди, которые всегда готовы выступить на защиту родной земли от любой напасти… Рассмотрим наиболее ярких среди них.


Святогор



Одним из наиболее загадочных персонажей славянского эпоса является Святогор. Это настоящий великан, которого даже земля держать не может. Он наделен огромной силой, что даже самые знатные богатыри не осмеливаются вступить с ним в сражение.

Примечательно, что ни в каких битвах он не принимает участия, никаких подвигов не совершает. Основное его предназначение ограничивается тем, чтобы сражать врагов своей мудростью и фантастической силой. В образе этого богатыря скрыт философский смысл древнеславянского населения о почитании святого богатыря просто за его существование.



Микула Селянинович, несмотря на то, что не упоминается среди Киевских богатырей, все же таковым являлся. Он был настоящей гордостью славянского народа, потому как пахарь-богатырь являлся настоящим воплощением русского духа, который своим существованием утверждает, что простой земледелец может сразиться с настоящими богатырями.

Еще одним не менее ярким образом является Волх Всеславьевич. Это фантастический персонаж эпоса. Согласно преданиям, он был рожден от змея, поэтому очень быстро рос. С момента рождения не прошло и полутора часов, как на него надели булатные латы. Он очень быстро овладевал волшебством и всевозможными науками. Его считали языческим жрецом, колдуном и воином.

В отличие от Волха другой известный былинный герой Дунай Иванович является исторически достоверным персонажем. Его история начинается с того самого момента, когда он вступает в поединок с Добрыней Никитичем. Разнимает их, согласно преданиям, Илья Муромец, после чего происходит братание. Позже Дунай искал невесту для князя Владимира и, убив Литовского князя, увозит его дочь Апраксию.

Очень интересной и занимательной является еще одна история, связанная с Дунаем. Он влюблен в Богатырку Настасью, которая согласна стать женой лишь того, кто сумеет ее победить. Конечно, Дунай одерживает над ней победу. Когда же происходит свадьба, он после безумного спора убивает свою суженую, выстрелив из лука в кольцо, которое стояло на голове Настасьи. Не выдержав горя, Дунай убивает и себя.

Несмотря на то, что упоминаний об этих богатырях в литературе достаточно, первое имя, которое приходит на ум большинству людей, — это Илья Муромец .



Илья Муромец

Этот богатырь имел те черты, которые в основном приписывались мифическим и фантастическим героям - чудодейственное получение большой силы. Он был сыном простых родителей-крестьян, с детства был прикован к кровати. Так происходит до тех пор, пока не появляются странники-калики. Они приказывают мальчику принести им воды, и Илья исцеляется.

Более того, у него появляется необыкновенная сила. С того самого момента и началась богатырская жизнь Ильи Муромца, а его подвиги стали основой для многих былин и сказаний. Однако наиболее известной эпопеей является его битва с Соловьем-разбойником. К слову сказать, до настоящего времени ученые так и не сумели прийти к единому мнению по поводу того, кем же на самом деле был Соловей - то ли вымышленным героем, то ли одним из воинов монголо-татарского войска, то ли простым разбойником, живущим в Муроме и разорявшим купцов, вынужденных проезжать через Муромские леса.

Битва с Соловьем-разбойником

В определенный период времени Илья приходит на службу в Киев, чтобы спасать Русь от многочисленных напастей и совершать невероятные и даже чудесные подвиги.

В одно время с Ильей Муромцем жил еще один богатырь, которого звали Добрыней Никитичем. Он родился в Рязани, но подобно Муромцу, находился на службе в Киеве. Богатырская история Добрыни начинается с того момента, когда он одержал победу над Змеем Горынычем. Князь поручает ему вступить в жестокий бой со Змеем, по дороге богатыря одолевают маленькие змееныши, однако Добрыне удается выполнить княжий наказ и высвободить из драконьих пещер девушек и князей.

Иногда складывается впечатление, что Добрыня - мифологический герой. Немного фантастической выглядит и история о колдунье Маринке, приворожившей богатыря. Однако Добрыне с помощью матери, такой же ведьмы, удается победить чары Маринки и расправиться с ней. Но в его истории представлено не только большое количество фантастических сказаний.



Добрыня Никитич

В Киевской Руси он выполнял больше количество важных поручений, представая перед читателями в качестве храброго, мудрого воина, который, ко всему прочему, еще и является первым помощником Ильи Муромца.

Еще один известный богатырь - Алеша Попович, если верить преданиям, был родом из города Ростова. В Киеве он оказался совершенно случайно. В чистом поле богатырь нашел камень, на котором были указаны три дороги: одна вела в Чернигов, другая - в Муром, и третья - в Киев. Он также приступает к службе при дворе князя Владимира.

Пожалуй, наиболее известной историей, связанной с Поповичем, является сказание об его поединке с Тугарином (это, если верить эпосу, — персонаж вымышленный, поэтому изредка он носит прозвище Змеевич и представляется в виде чудовища). Тугарин является чужеземным захватчиком, который может проглотить за раз целого лебедя, а слуги носят его на золотой подставке. А Алеша Попович - это всегда молодой, храбрый и даже иногда безрассудный воин.


Алеша Попович

Между Ильей Муромцем, Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем всегда существует связь. Между ними также присутствует большое сходство не только характеров, но и приключений и некоторых событий жизни.


И в завершение необходимо несколько слов сказать и о таких богатырях, как Василий Буслаев и Никита Кожемяка. Все они были реальными людьми. Василий Буслаев был родом из Новгорода. По натуре своей этот человек всегда был бунтарем и даже пьяницей. Свою богатырскую силу он унаследовал от отца. Однако употребляет юноша ее не так, как это делают остальные богатыри. Напротив, он всячески нарушает законы города, набирает себе дружину из таких же, как он (основные критерии отбора - способность выпить ведро вина или выдержать удар по голове дубиной).

Вместе с дружиной Василий не вступает в борьбу с врагами и захватчиками, а только напивается в кабаках, дерется. Согласно сказаниям, умер он так же безрассудно, как и жил - на обратной дороге с Иерусалима он ударился головой о камень, упав с лошади (а ведь на камне было написано, что через него скакать нельзя…).

В отличие от Василия, Никита Кожемяка - был настоящим воином, который служил киевскому князю Владимиру. Вместе с ним Кожемяка выступил на битву против печенегов, один на один сразившись с силачом и победив его. Эта победа стала началом победы русского войска над захватчиками. В разных периодах Никита Кожемяка представлен то как простой ремесленник, то как настоящий богатырь, который находится на службе в Киеве.

Верить в то, что славянские богатыри существовали в действительности, либо же придерживаться мнения о том, что это были исключительно вымышленные персонажи - личное дело каждого. Впрочем, это и не главное. А главное заключается в том, что в любом случае именно они сыграли большую роль в истории славян, став символами прежних времен.





Top