Русские богатыри выражение национального представления о героях. Исследовательская работа "Русские богатыри: кто они?"

«Былины - наша русская национальная гордость, «энциклопедия» древнерусской ЖИЗНИ, выражение несокрушимой мощи народного духа, беззаветной любви и служения Родине, страстной ненависти к внешним и внутренним врагам, глубокой нравственной ЧИСТОТЫ и духовной красоты народа. Былины эпические поспи о событиях Древней Руси, возникшие и народной среде отразившие народные идеалы» - так характеризует современная фольклористика значение, содержание и происхождение былин.

Изучение литературы в V классе открывается чтением одной и лучших русских былин. Былины продолжают знакомство учащихся с устным народным творчеством, начатое в IV классе.

Велика роль былинного эпоса в идейно-нравственном и художественном развитии учащихся. Школьников не могут не увлекать героические сюжеты былин, их персонажи - могучие богатыри, «оберегатели» родной земли, совершающие великие подвиги. Однако особая, песенная форма повествования, сложный для неопытного читателя строй вольного стиха со своеобразным ритмическим рисунком, необычные для современного литературного языка особенности речи - все это при первом самостоятельном чтении отпугивает учеников и мешает возникновению того интереса, на который мы вправе рассчитывать. Поэтому перед учителем встает задача первоочередной важности: чтобы заинтересовать детей былинным творчеством родного народа, необходимо прежде всего подготовить их как читателей к восприятию героических песен.

Правильное чтение открывает перед пятиклассниками занимательность содержания былины и дает первое представление о художественном своеобразии этого? вида устной поэзии- медлительном и величавом развитии действия, различных повторениях, общих (или типических) местах, являющихся основой былинного повествования, гиперболических описаниях богатырства героев. Но глубина и значительность

былин приоткроются только тогда, когда дети увидят связь сказочно-гиперболизованных образов с исторической жизнью народа, его думами и надеждами. Поэтому здесь особое значение приобретает комментирование во всех его видах и формах.

Былины -один из самых сложных жанров русского фольклора, поэтически сочетающий реальную историческую основу со сказочными, фантастическими вымыслами.

Былины не воспроизводят точных исторических фактов. «Эпос передает понимание истории, резко очерчивает социально-исторические типы общественных деятелей, вскрывает исторический смысл общественных событий, потрясавших древнюю Русь в жестокой борьбе за этническую целостность и государственную независимость».

Но, несмотря на это, былины донесли до наших дней много примет того времени, когда они создавались, - XI-XII веков: это поэтическое изображение Киева - стольного города первого Русского государства, его князя, который именуется «ласковым князем Владимиром» или Владимиром Красное Солнышко (в его образе исследователи находят черты реальных киевских князей-Владимира Святославовича и Владимира Мономаха), упоминание о многих известных деятелях Древней Руси X-XIII веков (около 30 имен). В былинах нашла отражение борьба с печенегами и половцами, борьба с разбойниками, преграждавшими «дорожки прямоезжие». Позднее новые события - вторжение монголо-татарских полчищ - вызвали к жизни появление былин о Калине, Батыге, Мамаевом побоище и др.

Главные герои киевского цикла былин - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Несмотря на различие их происхождения, различие характеров, былины сочувственно изображают этих трех богатырей, могучих защитников Русской земли. Но особой любовью народа пользуется Илья Муромец, крестьянский сын.

Былин, в названиях которых упоминается имя Ильи Муромца, чрезвычайно много. В них получают развитие все темы русского народного эпоса. Расположенные в определенной последовательности, они поэтически воссоздают полную «биографию» богатыря: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья и Святогор», «Илья и Соловей Разбойник», «Илья и Сокольник», «Илья и Калин-царь», «Илья и Идолище поганое», «Ссора Ильи с Владимиром», «Илья и голи кабацкие», «Как перевелись богатыри па Руси».

Однако, как установили ученые-фольклористы, создавались эти былины не в биографической последовательности. Первые (по времени появления) былины воспевали подвиги богатыря, и лишь тогда, когда в народе утверждалась его слава, возникали другие былины, отвечавшие на вопросы, откуда взялся герой, что предшествовало великому подвигу, что последовало затем1. Надо иметь в виду и то обстоятельство, что полюбившемуся богатырю народ стал приписывать подвиги, совершенные другими, менее популярными; так, былина «Илья Муромец и Идолище поганое» является переработкой более древней «старины» об Алеше Поповиче и Тугарине. Такое переосмысление вполне объяснимо, если мы вспомним, что с течением времени прозвище Попович стало восприниматься как указание на поповское происхождение Алеши и вызвало изменение его прежней характеристики. «Смелый Олешенька Попович млад» превращается в «бабьего пересмешника» хвастуна и задиру, «Алешенька рода поповского; поповские глаза завидущие, поповские руки загребущие...»

Неизменным оставалось отношение народа к своему любимцу Илье Муромцу. Проникновенное чувство любования им, уважение к могучему, мудрому, бескорыстному устроителю и оберегателю земли Русской, руководствовавшемуся в своих действиях только народными интересами, выразилось прежде всего » описании его внешности:

  • Ехал стар по тосту полю,
  • По тому раздолью широкому.
  • Голова бела, борода седа,
  • По белым грудям росстилаетси,
  • Как скачен жемцгог россыпаетси...

В былинах Илья ласково именуется Илыошенькой, Илеюш-КОЙ. Свою любовь к нему и восхищение народ выразил и теми Эпитетами, которые всегда сопровождают его имя: добрый молодец, удаленький дородный добрый молодец, славныя богатырь святорусский. Перифразом имени Ильи Муромца стало выражение «старый казак». Исследователи видят в этом наименовании влияние XVII века, «когда казачество стало играть видную роль в народных восстаниях, и слово «казак» могло приобрести смысл эпитета, указывающего на независимость, свободолюбие, воинственность»3. Вполне возможно, что определение «старый» в этом сочетании указывало не на возраст, а па принадлежность к исконному, «кадровому» казачеству. Однако слово «старый» так прочно связалось с величественным образом Ильи Муромца, что стало средством выражения особой уважительности к герою, особого, любовного почитания его:

  • Снимал тут старый со буйной головы да шеломчат колпак,
  • И он начал, старенький, тут шеломоц помахивать...

Творцы былин поэтизируют все, что связано с богатырем: его коня, одежду, вооружение.

Богатырский копь по совету калик перехожих куплен Ильей Муромцем у первого встречного крестьянина: «Видит: мужик ведет жеребчика немудрого, бурого жеребчика косматенького...» За ним начинается тщательный уход: «...кормил его пшеном белояровым, поил свежей ключевой водой; и прошло поры-времени три месяца, стал Илья жеребчика по три ночи в саду поваживать, в три росы его выкатывал, подводил ко тыпу высокому, и стал бурушко через тын перескакивать...» («Исцеление Ильи Муромца».)

Знакомство с былинами, посвященными любимому богатырю, создает представление о его образе -образе, покоряющем своей масштабностью и поэтическим совершенством, привлекающим силой и благородством выраженных в нем чувств; создается «целостный монументальный образ безупречного воина - слуги народа, который выступает в русском эпосе как гениальное обобщение жизненного опыта народа, как выражение его идеальных представлений о народном герое, и который живет в сознании народа-творца до сих пор».

Изложенный выше материал учитель может использовать, рассказывая о героях русских былин на вступительном занятии, а также на уроке внеклассного чтения в процессе работы над картиной В. Васнецова «Богатыри».

Славянская история богата событиями, знания о которых передаются из поколения в поколение не только в устном, но и в письменном виде. В этих сказаниях сохранились повествования и очерки о жизни каких-то совершенно фантастических людей, однако в действительности в большинстве случаев за каждым из таких героев скрывались реальные люди, которые много веков назад населяли славянские земли и были в таком большом почете у народа, что о них стали слагать легенды…

Основа древнерусских сказаний - это, как правило, богатыри. Если говорить об этимологии самого слова «богатырь», то оно трактуется, как человек-полубог, либо же человек, наделенный силой бога. О происхождении этого слова долгое время велись острые дискуссии. Выдвигались версии о заимствовании его из тюркских языков, и даже из санскрита. Общепризнанным в настоящее время является мнение о том, что слово «богатырь» было позаимствовано из татарского языка.


Российские ученые выделяют две основные категории богатырей - старшие и младшие. К старшим богатырям принято причислять Святогора, Микулу Селяниновича, Вольгу Святославича, Сухана. Эта группа, по мнению ученых, является олицетворением различных природных явлений, в большинстве случаев - явлений грозных, враждебных простому человеку.

К группе младших богатырей относят известную «васнецовскую» троицу Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Они также являются олицетворением природных явлений, но только благоприятных для человека.

Традиционные народные сочинительства становились причиной того, что герои эпоса были уже не просто героями, и отважными воинами, выступавшими против захватчиков, но настоящими борцами с нечистью. И действительно, очень часто можно встретить произведения, в которых богатырям приходится сражаться против драконов, ведьм и прочих потусторонних существ.

Помимо этого, богатырям отводилась и большая роль в жизни народа, потому как они являлись неким психологическим подтекстом непобедимости Руси, свидетельством тому, что среди простого народа есть люди, которые всегда готовы выступить на защиту родной земли от любой напасти… Рассмотрим наиболее ярких среди них.


Святогор



Одним из наиболее загадочных персонажей славянского эпоса является Святогор. Это настоящий великан, которого даже земля держать не может. Он наделен огромной силой, что даже самые знатные богатыри не осмеливаются вступить с ним в сражение.

Примечательно, что ни в каких битвах он не принимает участия, никаких подвигов не совершает. Основное его предназначение ограничивается тем, чтобы сражать врагов своей мудростью и фантастической силой. В образе этого богатыря скрыт философский смысл древнеславянского населения о почитании святого богатыря просто за его существование.



Микула Селянинович, несмотря на то, что не упоминается среди Киевских богатырей, все же таковым являлся. Он был настоящей гордостью славянского народа, потому как пахарь-богатырь являлся настоящим воплощением русского духа, который своим существованием утверждает, что простой земледелец может сразиться с настоящими богатырями.

Еще одним не менее ярким образом является Волх Всеславьевич. Это фантастический персонаж эпоса. Согласно преданиям, он был рожден от змея, поэтому очень быстро рос. С момента рождения не прошло и полутора часов, как на него надели булатные латы. Он очень быстро овладевал волшебством и всевозможными науками. Его считали языческим жрецом, колдуном и воином.

В отличие от Волха другой известный былинный герой Дунай Иванович является исторически достоверным персонажем. Его история начинается с того самого момента, когда он вступает в поединок с Добрыней Никитичем. Разнимает их, согласно преданиям, Илья Муромец, после чего происходит братание. Позже Дунай искал невесту для князя Владимира и, убив Литовского князя, увозит его дочь Апраксию.

Очень интересной и занимательной является еще одна история, связанная с Дунаем. Он влюблен в Богатырку Настасью, которая согласна стать женой лишь того, кто сумеет ее победить. Конечно, Дунай одерживает над ней победу. Когда же происходит свадьба, он после безумного спора убивает свою суженую, выстрелив из лука в кольцо, которое стояло на голове Настасьи. Не выдержав горя, Дунай убивает и себя.

Несмотря на то, что упоминаний об этих богатырях в литературе достаточно, первое имя, которое приходит на ум большинству людей, — это Илья Муромец .



Илья Муромец

Этот богатырь имел те черты, которые в основном приписывались мифическим и фантастическим героям - чудодейственное получение большой силы. Он был сыном простых родителей-крестьян, с детства был прикован к кровати. Так происходит до тех пор, пока не появляются странники-калики. Они приказывают мальчику принести им воды, и Илья исцеляется.

Более того, у него появляется необыкновенная сила. С того самого момента и началась богатырская жизнь Ильи Муромца, а его подвиги стали основой для многих былин и сказаний. Однако наиболее известной эпопеей является его битва с Соловьем-разбойником. К слову сказать, до настоящего времени ученые так и не сумели прийти к единому мнению по поводу того, кем же на самом деле был Соловей - то ли вымышленным героем, то ли одним из воинов монголо-татарского войска, то ли простым разбойником, живущим в Муроме и разорявшим купцов, вынужденных проезжать через Муромские леса.

Битва с Соловьем-разбойником

В определенный период времени Илья приходит на службу в Киев, чтобы спасать Русь от многочисленных напастей и совершать невероятные и даже чудесные подвиги.

В одно время с Ильей Муромцем жил еще один богатырь, которого звали Добрыней Никитичем. Он родился в Рязани, но подобно Муромцу, находился на службе в Киеве. Богатырская история Добрыни начинается с того момента, когда он одержал победу над Змеем Горынычем. Князь поручает ему вступить в жестокий бой со Змеем, по дороге богатыря одолевают маленькие змееныши, однако Добрыне удается выполнить княжий наказ и высвободить из драконьих пещер девушек и князей.

Иногда складывается впечатление, что Добрыня - мифологический герой. Немного фантастической выглядит и история о колдунье Маринке, приворожившей богатыря. Однако Добрыне с помощью матери, такой же ведьмы, удается победить чары Маринки и расправиться с ней. Но в его истории представлено не только большое количество фантастических сказаний.



Добрыня Никитич

В Киевской Руси он выполнял больше количество важных поручений, представая перед читателями в качестве храброго, мудрого воина, который, ко всему прочему, еще и является первым помощником Ильи Муромца.

Еще один известный богатырь - Алеша Попович, если верить преданиям, был родом из города Ростова. В Киеве он оказался совершенно случайно. В чистом поле богатырь нашел камень, на котором были указаны три дороги: одна вела в Чернигов, другая - в Муром, и третья - в Киев. Он также приступает к службе при дворе князя Владимира.

Пожалуй, наиболее известной историей, связанной с Поповичем, является сказание об его поединке с Тугарином (это, если верить эпосу, — персонаж вымышленный, поэтому изредка он носит прозвище Змеевич и представляется в виде чудовища). Тугарин является чужеземным захватчиком, который может проглотить за раз целого лебедя, а слуги носят его на золотой подставке. А Алеша Попович - это всегда молодой, храбрый и даже иногда безрассудный воин.


Алеша Попович

Между Ильей Муромцем, Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем всегда существует связь. Между ними также присутствует большое сходство не только характеров, но и приключений и некоторых событий жизни.


И в завершение необходимо несколько слов сказать и о таких богатырях, как Василий Буслаев и Никита Кожемяка. Все они были реальными людьми. Василий Буслаев был родом из Новгорода. По натуре своей этот человек всегда был бунтарем и даже пьяницей. Свою богатырскую силу он унаследовал от отца. Однако употребляет юноша ее не так, как это делают остальные богатыри. Напротив, он всячески нарушает законы города, набирает себе дружину из таких же, как он (основные критерии отбора - способность выпить ведро вина или выдержать удар по голове дубиной).

Вместе с дружиной Василий не вступает в борьбу с врагами и захватчиками, а только напивается в кабаках, дерется. Согласно сказаниям, умер он так же безрассудно, как и жил - на обратной дороге с Иерусалима он ударился головой о камень, упав с лошади (а ведь на камне было написано, что через него скакать нельзя…).

В отличие от Василия, Никита Кожемяка - был настоящим воином, который служил киевскому князю Владимиру. Вместе с ним Кожемяка выступил на битву против печенегов, один на один сразившись с силачом и победив его. Эта победа стала началом победы русского войска над захватчиками. В разных периодах Никита Кожемяка представлен то как простой ремесленник, то как настоящий богатырь, который находится на службе в Киеве.

Верить в то, что славянские богатыри существовали в действительности, либо же придерживаться мнения о том, что это были исключительно вымышленные персонажи - личное дело каждого. Впрочем, это и не главное. А главное заключается в том, что в любом случае именно они сыграли большую роль в истории славян, став символами прежних времен.


Ученик 4 - Б класса МБОУ лицея №3 Митянов Дмитрий

Цель работы – узнать, кто такие богатыри и есть ли сейчас богатыри в современной жизни.

Методы и приемы:

  • Сбор информации из книг, журналов, интернет-статей, фильмов
  • Наблюдение
  • Анализ
  • Сравнение
  • Обобщение
  • Анкетирование

Основные результаты

  • Тема нашего исследования очень важна для любого поколения, потому что мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух.
  • Современные герои не похожи полностью на богатырей, но они вобрали в себя часть их силы. Они тоже сильны духом, стоят на страже мира и жизни, показывают мощь и силу нашей Родины.
  • Если соединить качества спортсменов, военачальников и народных добровольцев вместе, то, как раз, и получится образ настоящего богатыря.
  • В наше время богатыри нужны России (гибнет окружающая среда, гибнет культура, теряются настоящие ценности жизни).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Районный конкурс исследовательских работ

«Старт в науку»

МБОУ лицей №3

Русские богатыри:

Кто они?

Выполнил:

Ученик 4 «б» класса

Митянов Дмитрий

Руководитель:

Мокрова О.В. учитель начальных классов

Консультант:

Митянова А. А.

Кулебаки

2013г

1. Введение. Почему я выбрал эту тему……………………………………....3

2. Основная часть………………………………………………………………..4

2.1 Откуда к нам пришло слово «богатырь». …………………………………4

2.2. Былинные богатыри………………………………………………………..5

2.3. Былинные богатыри в русской культуре…………………………………10

2.4. Современные богатыри……………………………………………………12

2.5. Анкетирование…………………………………………………………….15

3. Наши выводы………………………………………………………………..19

4.Использованные материалы…………………………………………….......20

5. Приложение…………………………………………………………………21

5. 1. Сочинения………………………………………………………………...21

5. 2. Рисунки……………………………………………….…………………..23

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

1. Введение. Почему я выбрал эту тему.

Мне очень нравится познавать окружающий мир. Многие открытия для себя я сделал из книг, которые очень люблю читать.

Однажды мама подарила мне на праздник защитника Отечества (23 февраля) книгу с былинами о древнерусских богатырях и я как - будто приоткрыл дверь времени, и увидел стародавние времена нашего народа. Перед глазами возникли могучие образы русских богатырей и их великие подвиги в борьбе со злом, защищая нашу родную землю. Я восхищаюсь их храбростью, удалью, силой, волей, но самое главное – их горячей любовью к Родине.

Русские былины – это своеобразная энциклопедия народной жизни, источник горячего патриотизма и наша национальная гордость. Недаром они вдохновляли великих русских поэтов, писателей, композиторов и художников. Великие подвиги русских богатырей, их беззаветная любовь к Родине и меня вдохновили на мое исследование. Мне захотелось узнать: почему их называют богатырями? познакомиться с ними поближе, а также узнать есть ли сейчас богатыри и кто они?

Поэтому цель моего исследования – узнать, кто такие былинные богатыри и есть ли сейчас богатыри в современной жизни.

Объектом исследования являются русские богатыри.

Гипотезы:

  • Допустим, что богатыри – это защитники от врагов, воины, обладающие большой силой.
  • Возможно, что богатыри жили очень давно и сейчас их нет.
  • А что, если богатырь – это пример великого духа русского человека.

Задачи:

Узнать, кто такие богатыри и провести опрос среди детей и взрослых;

Познакомиться с литературой и произведениями искусства о русских богатырях;

Познакомиться с «великими» людьми нашего времени;

Сравнить качества былинных и современных героев; сделать выводы.

Методы исследования: чтение книг, опрос, анализ, сравнение. Обобщение.

В работе над исследованием мне помогали моя мама и моя учительница.

2. Основная часть.

2. 1. Откуда к нам пришло слово «богатырь».

Сейчас слово «богатырь» можно услышать часто: «богатырское здоровье», «богатырская сила», «богатырский сон» говорим мы, «богатырем» называем каждого сильного и здорового человека, спортсмена, полководца, ветерана войны.

Но еще лет 150-200 назад всякий русский, говоря «богатырь», сравнивал кого то с былинными заступниками родной земли.

Что же означает это слово «богатырь» и откуда оно появилось в нашем языке? Сначала мнения ученых были трех видов:

1. Одни считали, что слово «богатырь» заимствовано от татарского и тюркских языков, где является в различных формах: багадур, батур, батыр, батор. Предполагается, что слово имеет значение исторического характера, что его первоначальная форма слова была «багатырь» и что оно первоначально употреблялось в значении «татарский воевода» и титула, как теперешнего «господин».

2. Другие ученые, Щепкин и Буслаев, выводили "богатырь" из слова "Бог" через "богатый".

3. О. Миллер и другие считали, что слово «богатырь» - русское и восходит к древнеславянской истории (праарийскомуначалуи санскритскому языку). Мнение исходило из того положения, что и «багадур» слово не татарское, а заимствовано с санскритскогоbaghadhara (обладающий счастьем, удатный).

В настоящее время после новых археологических открытий, открытий скрытых исторических фактов и исторических исследований, кажется, что намечается переворот в истории, так как информация очень противоречива той, что в учебниках и принятой истории России. И обсуждения по происхождению слова «богатырь» возобновились.

Против заимствования из татарского языка в пользу славянского происхождения выступают филолог В. Кожинов и историк Л. Прозоров. Они утверждают, что слово «богатырь» гораздо более близкой к былинной форме, появилось в надписях болгар - «боготур» (некоторые из этих боготуров носят вполне славянские имена - Славна, например).

Наше мнение о слове «богатырь» тоже в поддержку славянского происхождения. Оно не откуда не пришло, а было всегда исконно русским. Такое мнение основано на древнеславянской культуре нашего народа в период до Крещения Руси. Это подтверждают и многие ученые, историки, что у России великое прошлое и гораздо древнее, чем описывалось раньше.

2.2. Былинные богатыри.

Тема богатырей все больше уносит нас в древнюю культуру и историю нашего народа. Очень интересно было читать о миропонимании наших предков. Оказывается, они не были дикарями, как их описывают, например, в нашей книге «История России для детей и взрослых». Мы узнали, что наши предки были мудрыми с великой культурой и заботились о духовном будущем народа с самого детства. Это отражено в поговорках, пословицах, небылицах, сказах, былинах.

Былины – это тоже древняя мудрость нашего народа только для более старшего поколения. Былина произошла от слова «быль», а оно от древнеславянского глагола – «быти», то есть то, что было и происходило. Слагались былины сказителями - хранителями русской старины, носителями исторической памяти народа. Они ходили от селения к селению и рассказывали нараспев (похоже на песню) о великих событиях нашей родины, о героях-богатырях, их подвигах, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

В нашем исследовании мы попытались включить древнее образное мышление и познакомиться с былинными богатырями поближе.

Мы узнали, что по преданиям и древнейшим былинам сначала существовали богатыри-великаны. Познакомимся с некоторыми из них.

Богатырь-стихия

Богатырь

Описание и умения

Горыня (Сверни-гора, Вертигор)

Горный великан, обладающий нечеловеческой силой, выворачивал камни, ломал горы, нарушал (изменял) природу вещей: « Захватывает гору, несет в лог и верстает дорогу или на мизинце гору качает»

Дубыня (Дубынеч, Вернидуб, Вырви-дуб)

Лесной великан, обладающий нечеловеческой силой. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин: «Дубье верстает(ровняет): который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет» или «дубье рвет»

Усыня(Усыныч, Усынка, Крутиус)

Речной великан, правит водной стихией : «спер реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут, сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат».


Дунай Иванович

Сильномогучий богатырь, «не похож Дунай на других богатырей; очевидно пришлец из других стран, буйный духом, он отличается какою-то особенною горделивою осанкою». Состоял на службе литовского короля, был женат на младшей дочери короля Настасьи, «воительнице-поленице». В былине Дунай, в состязании попадает в Настасью, и та умирает. В отчаянии бросился он на свое копье и умер рядом с женой, разливается рекою Дунаем, а жена – рекой Настасьей:« И падал он на нож да ретивым сердцем; С того ли времени, от крови горячия, Протекала матушка Дунай-река »

Святогор

Богатырь-великан невероятной силы. « Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Не с кем Святогору силой помериться. Поездить бы по Руси, погулять бы с другими богатырями, побиться бы с врагами, растрясти бы силу богатырскую, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают».

Былины о богатырях-стихиях, по нашему мнению, воспевают величественность и одухотворенность природы и несут нам через века мудрость единения и взаимосвязи всего в мире. Былинные богатыри-стихии – не люди, но полностью соответствуют изначальному образу богатыря. Сила природных стихий превосходящая человеческую, могущественная и божественного происхождения (творящая и разрушающая). Она щедрая на природные дары и покровительствует всем: животным, растительности, человеку. Мы предполагаем, что поэтому стихии представляли в богатырском образе.

На смену богатырю-стихии пришел богатырь-человек . По мнению историков, былины про одного и того же богатыря писались столетиями (в разные века) и отражают подвиги реальных воинов. То есть образы большинства былинных богатырей собирательные (собирался с разных народных героев и событий). Познакомимся с некоторыми богатырями из былин « Вольга и Микула Селянинович», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Калин - царь», «Илья Муромец и Идолище».

Богатырь-человек

Богатырь

Описание и умения

Микула Селянинович

Сильномогучий богатырь-пахарь (оратай). Он сильнее не только Вольги, но и всей его дружины « …дружинушка хоробрая сошку за обжи вокруг вертят, а не могут мошки из земли повыдернуть…Тут оратай-оратаюшко приехал ко сошке кленовенькой. Он брал-то ведь сошку одной рукой, сошку из земли он повыдернул…». Микула помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: « Кто ж тогда Русь кормить будет?». Сила Микулы – в связи с землей и простым народом.

Алеша Попович

Русский молодой богатырь из Ростова, который отличался силой, мужеством, удалью, натиском, дерзостью, находчивостью, сметливостью и хитроумием. Где в бою силы не доставало – там смекалкой побеждал. Он хвастлив, излишне лукав и увертлив. Он отличается, решительностью, остроумием и жизнерадостностью. Умеет призывать на помощь природные явления (дождь, град..) «…У Алеши была мольба доходная…»

Добрыня Никитич

Русский богатырь из Рязани, богатырь-воин и дипломат (договаривался без кровопролития). В нем сочетались великая сила, бескрайняя храбрость и мужество, воинское умение, благородство помыслов и поступков, образованность, дальновидность и предусмотрительность Он умел петь, играть на гуслях, был искусен в шахматах, обладал незаурядными дипломатическими способностями. Добрыня во всех былинах выражает свои богатырские качества, ревностно оберегает достоинство русского воина, он разумен в речах, сдержан, тактичен, заботливый сын и верный супруг.

Илья Муромец

Великий русский богатырь из под Мурома, богатырь-крестьянин. Он отличается большой духовной силой. И наделен могучей физической силой. Он отличается беззаветной, не знающей пределов любовью к родине (патриотизмом), чувством справедливости, собственного достоинства, мужеством, смелостью и удалью. Он честен до мелочей и прямолинеен. Он великодушен и добр, когда это не касается врагов. Это зрелый и опытный защитник русской земли.

Былинный богатырь-человек также соответствуют первоначальному значению слова «богатырь». Самым невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое объяснение : «В старину люди были вовсе не такие, как теперь,- богатыри». По былинам богатыри наделены превосходящей силой с рождения или по достижению духовной зрелости. По преданиям такая сила давалась только духовно созревшим людям, потому что менее духовным человеком такая сила может применяться во вред окружающему. Кажется сказкой, но даже мои прадедушка и прабабушка рассказывали о таких необычных людях в их времена. А также богатыри духовно сильные. Сила в том, что они не за награды, а для торжества правды, справедливости, свободы совершают подвиги на благо всему народу; защищают Русь-матушку не щадя своей жизни при любых обстоятельствах (неравный бой и другое). Богатыри проявляют лучшие качества - любовь к родной земле, беззаветное мужество и стойкость, независимость духа, борьбу за справедливость, правду, честь и др.

Мы думаем, что объединение Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича – это призыв и стремление народа к единству. Сила народа – в единении. Объединение качеств трех богатырей говорит о том, что для защиты родины, победы важна не только сила натиска, но и находчивость и умение решения вопроса мирным путем. «Три богатыря» - это образ богатырского духа и мощи русского народа. В старину говорили: «У Славянина руки - в труде, а ум – со Всевышнем».

2.3. Былинные богатыри в русской культуре.

Былины нашего народа вдохновили многих творческих людей. Теперь с великими героями-богатырями мы можем познакомиться по изобразительным, музыкальным, скульптурным, произведениям искусства.

С богатырями знакомят нас русские художники: В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье» и др.; Н. Рерих « Илья Муромец», « Утро Богатырства Киевского» и др.; К. Васильев ««Илья Муромец освобождает узников», «Дар Святогора» и др.; И. Билибин « Илья Муромец и Соловей-Разбойник », «Добрыня Никитич» и другие.

В. Васнецов «Богатыри»

Например, для образного воплощения любимых народом героев Виктор Васнецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали «живыми» и Илью Муромца, и Добрыню Никитича, и Алешу Поповича. Образы всех троих жизненно-правдивы, глубоко человечны, раскрыты в своем личном своеобразии. Могучей, неколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему.Через такую заставу, полную величавого спокойствия, мужества, сознания мощи, отваги, правоты своего дела и готовности отдать жизнь за любимую родину, не пройдет ни человек, не пролетит и птица из-за рубежа.Непреодолимой силой веет от богатырей. Они полны народной красоты, в них неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за «честь и свободу родной земли».

В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типические черты русского характера, русской силы и доблести. Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могучими всадниками под стать седокам - могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна. На заднем плане картины - русская земля, их Родина, которую они готовы защищать.

С богатырскими образами нас знакомит и русская музыка: А.П. Бородин «Богатырская», М. П. Мусоргский «Богатырские ворота», Н.А. Римский-Корсаков «Садко», А. Гречанинов опера «ДобрыняНикитич» и другие.

Например, Александр Бородин в своей симфонии №2 «Богатырская» часть 1 (по мотивам картины Васнецова «Богатыри») изобразил собрание русских богатырей.

Музыка этой части основана на двух темах:

Первая тема – грозная, решительная, звучит достаточно тяжело. Это образ богатырей, богатырской силы.

Вторая тема – мягкая, напевная, лирическая. Здесь композитор «рисует» образ родной русской природы.

С богатырскими образами нас знакомят и народные пословицы:

  1. Не родом богатырь славен, а подвигом.
  2. Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
  3. Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
  4. В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.
  5. Богатырь умрёт, а имя его останется.

Очень известен памятник Илье Муромцу (скульптор В.М. Клыков), который был установлен в 1999году в городском парке г. Мурома.


Он словно грозное напоминание всем чужеземным захватчикам, что не перевелись еще на русской земле герои - богатыри и Россию есть кому защитить, что богатырский дух жив в каждом из нас.

2.4. Современные богатыри.

А есть ли сейчас в современном мире богатыри? Чтобы узнать, мы решили познакомиться с некоторыми «великими» людьми прошлых столетий и нашего времени.

Таблица 4

Выдающиеся люди России

Ф.И.О.

Краткие сведения и заслуги

  1. Спортсмены : легендарные чемпионы - борцы И.М. Поддубный и И. С. Ярыгин; чемпионы - тяжелоатлеты В.И. Алексеев и Л.И. Жаботинский; наш земляк (кулебачанин) – чемпион-тяжелоатлет В.П. Садовников и другие. Особенно хотим отметить И.М. Поддубнова.

(1871-1949гг)

профессиональный борец и атлет

Родом из бедной крестьянской семьи с Полтавщины бедной крестьянской семье. С ранних лет помогал отцу пахать землю, молотить рожь. Простота крестьянского уклада жизни, нелегкий физический труд заложили в характере мальчугана необыкновенное упорство, помогли накопить могучую силу, которымив будущем и прославился русский самородок. На заработках в Севастопольском порту грузчиком он взваливал на плечи громадный ящик, что не под силу было и троим, поднимался во весь свой огромный рост и шагал верх по дрожащим сходням. Заслуженный артист России (1939), заслуженный мастер спорта (1945). Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1939) «в деле развития советского спорта». В 1905-08 гг. чемпион мира по классической борьбе среди профессионалов. Боролся на цирковой арене до 70 лет. За 40 лет выступлений не проиграл ни одного соревнования. Одерживал блистательные победы почти над всеми сильнейшими профессиональными борцами мира, за что и был признан "чемпионом чемпионов". Это звание ему присудила народная молва.В народе его называли "Иван непобедимый", "Гроза чемпионов", "Человек-гора", «Иван Железный». Кода началась оккупация немцев в ВОВ, у Поддубного в то время уже болело сердце, ему было 70 лет, но он отказался от эвакуации и остался. Немцы предлагали ему тренировать немецких борцов, но он остался верен Родине: «Я - русский борец. Им и останусь » .После освобождения Ейска Иван Максимович ездил по близлежащим воинским частям и госпиталям, выступал с воспоминаниями и поднимал боевой дух народа.В Ейске установлен памятник, находится музей и спортивная школа его имени. На могильном камне И.М. Поддубноговысечено: «Здесь русский богатырь лежит».

  1. Военначальники : великий русский полководец А.В. Суворов; русский полководец, генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов; маршалы полководцы Великой Отечественной Войны A.M. Василевский и Г.К. Жуков;маршалы авиации И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин и другие. Особенно хотим отметить А.В. Суворова.

Александр Васильевич Суворов

(1730-1800гг)

великий русский полководец

Родился в семье военного, знатного происхождения. Детство провёл в отцовском имении в деревне. Суворов рос слабым, часто болел, но тяга с ранних лет к военному делу и решение стать военным вдохновляет Суворова на укрепление своего тела. Он закаляется и занимается физическими упражнениями, в любую погоду пешком совершает дальние переходы, вырабатывает выносливость. За свою жизнь легендарный полководец провел 63 сражения, и все они были победными; прошел все ступени армейской службы - от рядового до генералиссимуса. В двух войнах против Османской империи Суворов был окончательно признан «первым мечом России».Награжден многочисленными наградами.

Обладая чрезвычайной личной храбростью, он бросался в самый пыл боя, платясь за это неоднократными ранами. Бескорыстие, щедрость, добродушие, простота в обращении привлекали к нему все сердца. Суворов проявлял гуманное отношение к мирному населению и пленным, сурово преследовал мародёрство.

Патриотизм Суворова был основан на идее службы отечеству, глубокой вере в высокие боевые способности русского воина («в свете храбрее россиянина нигде нет»). В историю России Суворов вошел как полководец-новатор, который внес огромный вклад в развитие военного искусства, разработал и осуществил оригинальную систему взглядов на способы и формы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Суворовская стратегия и тактика были им изложены в труде «Наука побеждать». Сущность его тактики - три воинских искусства: глазомер, быстрота, натиск.
Его имя стало синонимом победы, военного мастерства, героизма и патриотизма. Суворовское наследие и ныне используется в обучении и воспитании российских войск.

«Потомство мое, прошу брать мой пример!..»

  1. Офицеры и рядовые Великой Отечественной Войны. Они все настоящие герой нашей Родины. Они проявили стойкость, мужество, горячую любовь к Родине, сражались не жалея своей жизни за наше будущее и будущее России. Будем всегда помнить их подвиг!

Мы попробовали сравнить «великих» людей нашей Родины с характеристиками богатыря.

Характеристики богатыря:

  • Сила физическая –очень силен и могуч, наделен превосходящей силой с рождения или потом, когда духовно готов.
  • Сила духа – храбрый, благородный, решительный, с чувством справедливости, собственного достоинства, обладает независимостью духа, силой воли, смекалкой, находчивостью, любит родную землю и окружающий мир, готов сражаться до конца даже без надежды на победу, отдать жизнь за родину и народ.
  • Воинское дело – может быть обучен воинскому искусству, а может и нет. Свободен в решениях и от долга службы.
  • Дело всей жизни – защита народа и родной земли от смертельной угрозы не по долгу или личной выгоде (награде), а по велению души.

Мы не смогли среди «великих» людей современного времени найти богатыря в родном значении этого слова. Военачальники больше похожи на витязей. Спортсмены состязаются на соревнованиях без угрозы жизни стране, а если вдруг война, они могут и не пойти на нее. Добровольцы сильны духом, но могут не превосходить силой и участвовать не во всех войнах. Но мы не хотим сказать, что богатырей нет. Может, нам о них не известно, не слагают о них современных былин. Да и значение слова «богатырь» сейчас как-бы размытое.

2.5.Анкетирование

Мы провели анкетирование детей и взрослых, где хотели узнать осведомленность, мнение окружающих: насколько важна тема русских богатырей в наше время. В нашем опросе приняли участие 12 детей начальных классов и 12 взрослых.

Результаты опроса:

  • На вопрос «кто такие богатыри?» дети и взрослые написали похожие ответы. Общее описание: Богатыри – это могучие люди русской земли, храбрые, мужественные (сильные духом), воины, защитники своей Родины и народа.
  • Самые известные богатыри:

Среди детей и взрослых самыми известными оказались Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

75% детей и 58% взрослых хотели бы быть похожими на Илью Муромца. Потому что он самый сильный, всегда защищал родную землю и был нашим земляком.

8% детей – на Добрыню Никитича, потому что он был мудрым, а из взрослых 20% - на Алешу Поповича, потому что силен, самый молодой и смекалистый.

2% взрослых - на Пересвета и Ослябю – которые после военной жизни задумались о высоком смысле жизни, ушли в монашество. 17% - 20% детей и взрослых захотели быть похожими сами на себя.

  • Основные качества богатыря

Дети: Взрослые:

Физическая сила (67%) - физическая сила (75%)

Сила духа (33%) - сила духа (16%)

Силой духа отмечено – любовь к Отчизне, храбрость, мужественность, находчивость, сила воли, доброта, чувство справедливости и другие.

Военное искусство (9%)

Дети видят богатыря не обязательно воином, но человеком всегда очень могучим и сильным духом. Взрослые видят богатыря не только могучим и сильным духом, но и знающим воинское дело. Основным качеством выделена могучая сила.

  • Привлекает в богатырях

Но привлекают и детей и взрослых в богатырях их духовные качества (смелость, уверенность в себе, благородство, помощь слабым, борьба за справедливость, любовь к Родине и ее защита).

  • Откуда узнали о богатырях?

Дети: Взрослые:

Книги (былины, сказы)(67%) - книги (былины, сказы) (50%)

Кино и мультфильмы (25%) - кино и мультфильмы (33%)

Рассказы, экскурсии (8%) - рассказы, экскурсии (17%)

О богатырях дети и взрослые узнали в основном из книг.

  • Может ли быть богатыркой женщина?

67% детей и 25% взрослых считают, что не может, потому что у женщины меньше силы и это не женское дело, женщина-хранительница домашнего очага и семьи. А 33% детей и 67% взрослых считают, что может, потому что побеждать женщине помогают женская мудрость, хитрость и смекалка.

  • А есть ли сейчас богатыри? Кого можно назвать?

83% детей и 25% взрослых считают, что настоящих богатырей уже нет, потому что со временем люди изменились или не знают о них, а богатыри остались героями древности. Но7% детей и 67% взрослых считают, что и сейчас есть богатыри – это спортсмены, солдаты войны, полководцы.

  • Можно ли стать богатырем?

Большинство детей и взрослых считают, что можно. Для этого нужно верить в себя, заниматься спортом, быть справедливым, добрым, мудрым, честным, тренировать силу воли, духа, помогать людям, быть патриотом. Но часть детей и взрослых считают, что не получится. Потому что физические и духовные данные закладываются от природы (Бога). Можно стать хорошим человеком, сильным спортсменом, героем, но не богатырем.

  • Почетно ли в наше время быть богатырем?

Половина взрослых и часть детей считают, что сейчас богатырем быть не почетно. Потому что со временем перестали цениться черты характера, за которые богатырей уважали и стремления людей изменились в сторону достижения материальных ценностей. Но большинство детей и 42% взрослых считают, что почетно. Потому что нам не хватает таких людей как богатыри, верят в вечные человеческие ценности, смотрят с надеждой и оптимизмом в будущее.

3. Наши выводы

В результате нашего исследования, мы провести опрос среди детей и взрослых, узнали их мнение о богатырях прошлого и настоящего времени; узнали происхождение слова «богатырь»; познакомились с литературой и произведениями искусства о русских богатырях; познакомились с былинными богатырями; познакомиться с «великими» людьми нашего и прошлого времени; сравнили качества былинных и современных героев.

Я уверен, что тема нашего исследования очень важна для любого поколения, потому что мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух.

Пусть современные герои не похожи полностью на богатырей, но они вобрали в себя часть их силы. Они тоже сильны духом, стоят на страже мира и жизни, показывают мощь и силу нашей Родины. И пока у нас есть такие герои, пока мы о них помним, жив и богатырский дух русского человека.

Мы думаем, если соединить качества спортсменов, военачальников и народных добровольцев вместе, то, как раз, и получится образ настоящего богатыря.

В наше время богатыри нужны России (гибнет окружающая среда, гибнет культура, теряются настоящие ценности жизни).

Разбудим богатырский дух в каждом из нас и дадим отпор любому врагу!

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням Землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!

4. Использованные материалы.

1.Картинки с сайта в Интернете

2. Аникин В.П. Былины. Русские народные сказки. Летописи. М.: Высшая школа, 1986.

3. Былины. Русские народные сказки. М.: Детская литература, 1986.

4. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / Аникин В.П., Лихачев Д.С., Михельсон Т.Н. М.: Детская литература, 1979.

5. Рыбаков Б.А. Русь: Сказания. Былины. Летописи. М.: Изд-во Академии наук, 1963.

6. Селиванов В.И. Богатырский эпос русского народа /Былины. М.: Советская литература, 1988. т.1. – с.5-25.

7. Интернет-сайт Википедия

5. Приложение

5. 1. Сочинения.

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри» ученика 4-Б класса МБОУ лицей №3 Богатова Ильи

На картине В. М. Васнецова изображены три богатыря. Богатыри – могучие, храбрые. Они зорко смотрят вдаль, исполняют свой богатырский долг. Выражение их лиц серьезное, взгляд – грозный, они очень собраны, готовы биться в любой момент. Богатыри очень уверены в себе и готовы умереть за Русь.

На Илье Муромце одета кольчуга, на руках серые рукавицы, а сапоги под цвет коричневым штанам. Он держит большое копье. И сам могучий богатырь восседает на своем вороном коне в центре картины.

Добрыня Никитич находится справа от Ильи Муромца. Одет он тоже по-богатырски, а в руках держит щит и меч. Его борода длинная и ухоженная.

Алеша Попович самый молодой из богатырей, он без бороды и достаточно худой. В руках у него лук.

Богатырские кони ухоженные, красивые. Их гривы и хвосты развеваются на ветру. Елочки на переднем плане картины художник изобразил маленькими, а богатырей большими, это подчеркивает мощь и силу богатырей. Небо на картине хмурое, все покрыто тяжелыми серыми тучами, и сильный ветер, который колышет траву и развевает конские гривы.

Мне очень понравилась эта картина. Я горжусь нашей Родиной, ее героями – богатырями, которые в трудную минуту выступали на защиту страны и простого народа.

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри» ученицы 4-А класса МБОУ лицей №3 Куровой Анастасии

Виктор Михайлович Васнецов работал над картиной «Богатыри» двадцать лет. А 23 апреля 1898 года она была закончена и куплена Третьяковым для своей галереи.

На картине изображены три богатыря – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Илья Муромец – могучий, мудрый, он находится в центре на вороном коне. Он самый старший из богатырей. И конь ему под стать. Одет он в кольчугу. В одной руке у него копье, а в другой палица. Слева, на белом коне, решительный, порывистый, благородный богатырь – Добрыня Никитич. Он единственный из знатного рода. Одет в кольчугу, на голове у него остроконечный шлем, на ногах заморские сапоги. У коня нарядная сбруя, с тремя золотыми полумесяцами, это знак победы над татарами. Справа, на гнедом коне, Алеша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алеши – колчан. Его конь нагнул голову, чтобы седоку можно было стрелять в любой момент.

Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокий холм, посреди которого мы видим пожухлую траву и изредка проглядывающих маленьких елочек. Небо на картине пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

Васнецов хотел, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.

Картина вызывает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.

5.2. Рисунки.

Рисунок «Илья Муромец» ученика 4-Б класса Чехлова Ильи

Https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русские богатыри: кто они? Выполнил: Ученик 4 «б» класса МБОУ лицей №3 Митянов Дмитрий Руководитель: Мокрова О.В. учитель начальных классов Консультант: Митянова А. А.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую, Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнется!

Цель исследования – узнать кто такие былинные богатыри есть ли сейчас богатыри в современной жизни Гипотезы: Допустим, что богатыри – это защитники от врагов, воины, обладающие большой силой. Возможно, что богатыри жили очень давно и сейчас их нет. А что, если богатырь – это пример великого духа русского человека. Русские богатыри: кто они?

План исследования

Исследование слова «богатырь» «Богатырь" в те далекие времена, когда это слово родилось, означало – того, кто, превосходит непомерной (нельзя измерить) силой от Бога и несущий его в себе (духовно сильный), «богатый» - не золотом и бриллиантами, а духовно и телесно.

Былинные богатыри Горыня (Сверни-гора, Вертигор) Дубыня (Дубынеч, Вернидуб, Вырви-дуб) Усыня (Усыныч, Усынка, Крутиус) Дунай Иванович Святогор

Былинные богатыри Микула Селянинович Алеша Попович Добрыня Никитич Илья Муромец

Былинные богатыри в русской культуре Картина В Васнецова «Богатыри» Выдержки из сочинений по картине «Богатыри» учеников 4-х классов МБОУ лицей №3: «Я смотрю на картину В. М. Васнецова «Богатыри». На ней мы видим трех богатырей, трех героев, которых народ воспел в своих былинах и сказаниях…» (Левкин Е.) «… В центре картины – самый главный из богатырей – Илья Муромец. Рядом с ним находятся Добрыня Никитич и Алеша Попович…» (Сухарева Л.) «…Богатыри могучие, храбрые. Они зорко смотрят вдаль, исполняя свой богатырский долг. Выражение их лиц серьезное, взгляд грозный… Они готовы в любой момент ринуться в бой…» (Богатов И.)

Былинные богатыри в рисунках учеников Рисунок «Илья Муромец» ученика 4-Б класса Чехлова Ильи Рисунок «Борьба богатыря с темными силами» ученика 4-Б класса Митянова Дмитрия

Былинные богатыри в русской культуре Памятник Илье Муромцу в г. Муроме (скульптор В.М. Клыков) Композитор А. П. Бородин Симфония №2 «Богатырская»

Современные богатыри Иван Максимович Поддубный (1871-1949гг) профессиональный борец и атлет Александр Васильевич Суворов (1730-1800гг) великий русский полководец Николай Гастелло Алексей Мересьев Александр Матросов

Опрос общественного мнения Кто такие богатыри? Каких богатырей ты знаешь? Откуда ты узнал о богатырях? Какими качествами и умениями наделены богатыри? Что привлекает в богатырях, почему былинные богатыри – национальные герои? На кого из богатырей ты хотел бы быть похожим? Почему? Как ты думаешь, может ли быть богатыркой женщина? Почему? А есть ли богатыри сейчас? Перечисли кого знаешь. Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в Великую Отечественную войну? Почему? Можно ли стать богатырем? Как? Почетно ли в наше время быть богатырем? Почему?

Результаты опроса 1. Богатыри – это могучие люди русской земли, храбрые, мужественные (сильные духом), воины, защитники своей Родины и народа. 2. Самые известные богатыри: 3. Основные качества богатыря: Дети: Взрослые: - физическая сила (67%) - физическая сила (75%) - сила духа (33%) - сила духа (16%) - военное искусство (9%) 4 . Привлекает в богатырях – духовные качества (смелость, уверенность в себе, благородство, помощь слабым, борьба за справедливость, любовь к Родине и ее защита).

Результаты опроса 5 . Откуда узнали о богатырях? Дети: Взрослые: - книги (былины, сказы)(67%) - книги (былины, сказы) (50%) кино и мультики (25%) - кино и мультики (33%) рассказы, экскурсии (8%) - рассказы, экскурсии (17%) 6. Может ли быть богатыркой женщина? 67% детей и 25% взрослых считают, что не может 33% детей и 67% взрослых считают, что может 7. А есть ли сейчас богатыри? Кого можно назвать? 83% детей и 25% взрослых считают, что настоящих богатырей уже 7% детей и 67% взрослых считают, что и сейчас есть богатыри

9. Почетно ли в наше время быть богатырем? Результаты опроса 8. Можно ли стать богатырем?

Мои выводы Тема нашего исследования очень важна для любого поколения, потому что мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух. Современные герои не похожи полностью на богатырей, но они вобрали в себя часть их силы. Они тоже сильны духом, стоят на страже мира и жизни, показывают мощь и силу нашей Родины. В наше время богатыри нужны России (гибнет окружающая среда, гибнет культура, теряются настоящие ценности жизни).

Совсем недавно на уроках литературного чтения мы познакомились с русскими былинами и их героями. Герои русских былин – богатыри. Люди невиданной силы, безграничной храбрости, народные защитники. Это и Илья Муромец, и Добрыня Никитич, и Алеша Попович, и Святогор Богатырь и многие другие. Оказалось, что эти сказания были любимыми детскими книгами моего папы.

В слове «богатырь» есть два других слова – Бог и богатый. Наверное, раньше богатым считался человек, у которого много хороших качеств, он этим и богат. А еще это, наверное, значит, что богатый – это тот, у кого Бог в душе. Где-то я увидела надпись: «Бог есть любовь». Значит «богатырь» – это тот человек, у которого в душе любовь, любовь к людям, любовь к Родине, любовь к своей семье.

Самым почитаемым на Руси, конечно же, является Илья Муромец, крестьянский сын. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри. Ему присущи такие черты характера как, стойкость, простота, сдержанность, скромность, независимость характера. Всем известна былина «Илья Муромец и Соловей разбойник». В этом повествовании Илья столкнулся с хитрым, злобным и коварным героем. Соловей – разбойник долгое время мучил людей своим посвистом, убивая в округе все живое. Илья не побоялся встретиться со злодеем и благодаря своей силе и отваге пленил его.

Второй по популярности герой – Добрыня Никитич. Он обладает мужеством и огромной физической силой, уступая (в этом отношении) только Илье Муромцу. Но в одном отношении Добрыня превосходит всех богатырей: он отличается учтивостью и дипломатичностью. Он не вступит в бой, пока к этому нет крайней необходимости. Самым ярким сказанием о Добрыне Никитиче, пожалуй, можно назвать былину «Добрыня Никитич и Змей». В этой былине он совершает ратный подвиг – одерживает победу над Змеем, который много горя принес на Русскую землю.

Младший из знаменитой троицы былинный богатырей, сын ростовского попа – Алеша Попович. Он известен молодецкой удалью, находчивостью, храбростью. Был Алеша так же вспыльчив и любил похвастать. Врагов он часто побеждает не силой, а хитростью. Его товарищи – богатыри, время от времени, высказывают ему свое порицание и осуждение. Говоря об Алеше Поповиче, вспоминается былина «Алеша Попович и Тугарин Змей». В этой былине богатырь с помощью своей смекалки поражает Тугарина по дороге в Киев. Картина Васнецова «Три Богатыря», как символ защиты русского народа, дополняет образы этих трех героев.

Такой герой есть и среди наших земляков. Это Евпатий Коловрат. Его подвигу мне хочется посвятить несколько строк…

Был город древний – Старая Рязань,

Поведали нам древние сказания:

Врагам она не стала платить дань.

Монголы на Рязанцев обозлились,

Шесть дней осаду города вели,

До смерти лютой наши предки бились,

И все в бою здесь храбро полегли.

И ничего проклятые монголы

Себе пограбить толком не могли,

Оставили то место с пеплом голым,

Ведь город тот дотла они сожгли.

Застав печали смертную картину

С Чернигова прибывший Коловрат

Собрал бойцов удалую дружину,

Чтобы врагов заклятых разорвать.

Настиг Евпатий злобного Батыя,

Рубил монголов, прямо до седла,

И никакая вражеская сила

Сломить в бою рязанцев не могла.

В смертельной сечи русские герои

Все полегли, спасая землю нашу,

И в битве той никто из них не дрогнул,

Испив сполна смертельной битвы чашу.

В сердце русского человека все эти образы, как олицетворение храбрости, честности, благородства и защиты. Эти былины и сказания передаются из уст в уста, из века в век и до наших дней, их хочется перечитывать снова и снова.

Номинация «Любимые книги моих родителей»

Сочинение на тему:

« Храним в сердцах и помним подвиги богатырей былинных»

Выполнила ученица 3 «А» класса

Башкова София


Урок 4
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.

БЫЛИНА «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК».

БЕСКОРЫСТНОЕ СЛУЖЕНИЕ РОДИНЕ И НАРОДУ.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ - НОСИТЕЛЬ ЛУЧШИХ ЧЕРТ

РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ПОНЯТИЕ О БЫЛИНЕ
Знания на уроке : опознание элементов сюжета и их постоянной для былины художественной функции: экспозиции (зачина), установки на приближение драматической ситуации, мотива недооценки героя, описания подвига, торжества богатыря.

Опознание типичных приемов повествования - трехкратного повторения событий, повторения слов и целых выражений, гипербол (преувеличений), постоянных эпитетов, слов с уменьшительными и увеличительными суффиксами - и их художественная функция.

Словарная работа: понятие о русском национальном характере, о нравственных народных ценностях.
ХОД УРОКА

I. Повторение понятия об эпическом герое былины.

Назвать особенности образа Микулы Селяниновича как эпического героя. (Действует в реальном историческом прошлом, обладает незаурядной физической силой, воинской доблестью, его богатырство превосходит «мудрость» князя Вольги).
II. Илья Муромец - эпический герой былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Задания для учащихся сводятся к опознанию ими типичных приемов раскрытия образа Ильи как русского богатыря.

1. Найти приметы реального исторического прошлого русского народа. (Города: Владимир и т. д.).

2. Отметить способы раскрытия необыкновенной физической мощи и воинской доблести Ильи. (Сражение под Черниговым, бой с Соловьем Разбойником, сопоставление поведения князя Владимира и Ильи в сцене на княжеском дворе и т. д.).

4. Чем концовка былины дополняет образ Ильи как эпического героя? (Действует во благо народа).

5. Какие приемы «сказывания» способствуют раскрытию величия и доблести подвигов русского богатыря? (Постепенное нарастание напряжения в рассказе, повторы, постоянные эпитеты и т.д.).

ПОДГОТОВКА СОЧИНЕНИЯ

ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»
Материал к теме: Русское народное поэтическое творчество. / Под ред. проф. Н. И. Кравцова. М., Просвещение, 1971.
Эпоха Владимира Святославича была подготовлена всей предшествующей историей, и в народном творчестве князь Владимир пожал славу (не всегда завидную), сеянную до и после него.

К концу Х - началу ХI вв. древнерусское Киевское государство достигло расцвета. Под властью Киева находились, за некоторым исключением, все восточнославянские племена, а также неславянские - по Волге, Оке и в Новгородской земле.

Наиболее ранними былинами этого периода являются былины о Добрыне Никитиче. В них нашли отражение процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси.

Тревожная боевая жизнь в пограничных, даже и в далеких от границ землях, рождала героев, о которых слагались легенды и былины. Самым популярным героем воинских былин стал крестьянин из Мурома Илья. Он - главный оберегатель Руси и защитник справедливости.

Былины - первый по времени жанр устного творчества, в котором мы встречаемся с зачаточной индивидуализацией образов. Конечно, здесь нет прослеживания сложного духовного развития персонажей: они статичны и представляют собой цельные характеры. Их объединяет любовь к родной земле: они никогда не задумываются, служить или не служить Руси, защищать или не защищать ее. Все они обладают необходимым тактом, умеют вести себя так, как требуется по установленным обычаям: при входе в дом крест кладут по-писаному, ведут поклоны по-ученому относятся с должным почтением к тем, кто старше их по возрасту, они бескорыстны. Но различия между богатырями есть, и не только в имени.

Герои совершают свои подвиги в разных ситуациях. Добрыне Никитичу не приходится быть главным богатырем при обороне Руси от нападения врагов. Наоборот, он сам учиняет разгромы в других землях, о чем свидетельствуют былины «Женитьба Владимира», «Добрыня и Владимир Казимирович». Вся боевая деятельность Добрыни проходит вдали от Киева.

Илья Муромец всегда выступает против врага на своей земле. Его противники: Калин-царь, который привел с собой огромное войско; Идолище поганое, которое засело в Киеве и хозяйничает там; Соловей Разбойник, захвативший дорогу между Киевом и Черниговым - всех их должен победить Илья Муромец и спасти русскую землю, свой народ.

Могут быть и невоинские конфликты в былинах об Илье Муромце - это социальные конфликты (былины «Илья в ссоре с Владимиром», «Илья и голи кабацкие», начало былины об Илье и Калине-царе). В Илье Муромце явно проступают черты героя из простого народа.

Третий герой русского эпоса - Алеша Попович одерживает свои победы не столько силой, сколько хитростью (былина «Алеша и Тугарин Змей»).

Яркость характеров богатырей, величие их подвигов, совершенство художественной формы былин - все это многие века формировало национальное самосознание народа.

Урок 5
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. УСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ

ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ».

РУССКИЕ БОГАТЫРИ КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕРОЯХ
Знания на уроке : умение учащихся охарактеризовать богатырей как эпических героев с практическим использованием в своем рассказе былинных особенностей повествования о русских богатырях.
ХОД УРОКА

Я всегда только и жил Русью

В. М. Васнецов
1. Индивидуальное задание, сведения о художнике Викторе Михайловиче Васнецове (1848-1926, род. в селе Рябовском в Вятском крае) и его картине «Богатыри» (1898 г.).

2. Какое еще название этой картины закрепилось в народном сознании? («Три богатыря»). Что вы знаете об этих богатырях?

3. Найти в тексте былин описание внешности Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича и опознать героев на картине. (Былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич», «Илья Муромец и Алеша Попович»).

4. Каково воинское снаряжение богатырей? (Подробно см. в былине «Илья Муромец и Алеша Попович»).

5. Какими изображены кони богатырей? (Описание коня Ильи Муромца).

6. Соответствует ли пейзаж былинному зачину, передающему широкий взгляд автора на события и их участников в русском историческом прошлом? (Поле, простор, дорога «прямоезжая» и др.).

7. Как художник сумел передать не только впечатление физической мощи богатырей, но и их воинской доблести? (Через особенности характеров героев, состояния природы - тучи на небе, выражение их готовности к бою - полное снаряжение воина, богатыри на дороге и т. д.).

8. Какую идею содержит сюжет картины «Богатыри»? (Патриотизм, бескорыстное служение народу, прославление героического прошлого народа).

Задание . Домашнее сочинение «Былинные богатыри как выражение национального представления о героях».
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Урок 6
РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Знания на уроке: понятие о пословице и поговорке.

Повторение: фольклор, жанр, система фольклорных жанров.
ХОД УРОКА

1. Изучение статьи учебника «Пословицы и поговорки».

Составить план к статье.

Примерный план:

а) Определение понятия о пословице и поговорке.

б) История создания пословиц и поговорок.

в) Тематика (совокупность тем) пословиц и поговорок.

г) Переносный смысл пословиц и поговорок.

д) Сила и красота пословиц и поговорок.

2. Подготовить устный пересказ статьи, заменив русские пословицы и поговорки пословицами и поговорками народов мира. (Статья «Мудрость народов»).

3. О чем говорят следующие пословицы?

По одежке встречают, по уму провожают.

Не все то золото, что блестит.

(О внешнем виде человека, о его соответствии или несоответствии внутреннему содержанию).

4. Чем отличаются смыслу следующие пословицы от предыдущих?

Змея меняет кожу, да не меняет нрава.

Красна ягодка, да на вкус горька.

(Красный - здесь: красивый).

5. Как понять следующие пословицы?

Одним миром мазаны.

(Миро - здесь: благовонное масло, употребляемое в христианских обрядах. О соучастниках каких-либо дел).

Москва слезам не верит.

(Пословица восходит к эпохе возвышения Москвы, когда московские князья вели себя жёстоко по отношению к покоренным).

ИЗУЧЕНИЕ БИБЛИИ
Урок 7
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ - ВЕЛИКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ

ПАМЯТНИК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КНИГИ.

ЗНАКОМСТВО С НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДЬЮ
Новый Завет - это четыре Евангелия (Евангелие - «благая весть») и примыкающие к ним деяния и Послания апостолов.
I. Евангелие от Матфея - первый текст из трех синоптических (от греч. «синопсис» - совместное обозрение) Евангелий (от Матфея, от Марка, от Луки), рассказывающий о жизни, смерти и учении Христа.

Матфей был сборщиком налогов до того, как последовал зову Учителя. По матери он арамеянин, но говорил и по-гречески, на языке философов и торговцев. Звали его Левием, но Иисус, дабы возвысить униженных в собственных глазах, назвал его Матфеем, что означает «дар Божий». В свои юные годы Левий хотел преподавать в школе, читать детям Закон, учить числам, рассказывать историю израильского народа, но ему не хватило терпения. Он решил зарабатывать деньги, торгуя оливковым маслом, затем нанялся собирать налоги и пошлину в Капернауме, иначе говоря, стал мытарем... И вот настал день, когда Иисус сжалился и сказал ему: «Иди за мной», - и Левий понял освобождающий смысл зова, бросил арендованный стол, швырнул в озеро списки тех, кто облагался данью, и пошел за Назарянином... Левий, отныне звавшийся Матфеем, ходил вслед за Иисусом и отмечал слова и дела Учителя на деревянных табличках, которые раньше служили ему для записи долгов налогоплательщиков 1 .
II. «Откуда у этого человека такая мудрость и такое могущество? Разве он не сын известного нам плотника Иосифа?» - недоумевали жители древнего города Назарета.

«Иисус пришел к человечеству почти 2000 лет назад. Он родился в бедной семье в маленьком иудейском городке. Юность свою он провел в одной из самых маленьких стран мира, к тому же оккупированной чужеземцами. Прожил он тридцать три года, причем только последние три года посвятил служению людям.

Почему же практически во всем мире люди до сих пор о нем помнят?» 2

Ответ на этот вопрос - учение Христа, те моральные, внутренние законы человеческого общежития, по которым на протяжении многих веков стремятся жить люди.

«Иисус жил со своими учениками почти всегда под открытым небом. То, стоя в лодке, он поучал своих слушателей, теснившихся на берегу, то он всходил на одну из гор, окаймлявших озеро, и садился там, где воздух чист и горизонт залит лучами» 3 .

В такой обстановке однажды прозвучала Нагорная проповедь - кодекс морали нового времени.
III. Чтение Нагорной проповеди. Составление таблицы.


Закон Моисея

Проповедь Иисуса

Не убивай; кто же убьет, подлежит суду.

Не преступай клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои.

Сказано: «око за око и зуб за зуб».

Сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего»


Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду.

Не клянитесь вовсе, но да будет ваше слово «да, да» «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.

Не противься злому. Но кто ударит в правую щеку твою, обрати к нему и другую.

Любите врагов ваших. (Будьте достойными сынами Бога. А он повелевает Солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных).

Не творите милостыню напоказ.

Простите людям согрешения их, простит и вам Отец наш небесный.

Не судите, да не судимы будете.

И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

(«Золотое правило»)

IV. Прежде чем сделать вывод о гуманных началах учения Иисуса Христа, обратимся к учащимся со следующими вопросами:

1. Каковы отношения между Богом, провозглашающим Моисею ветхозаветные заповеди, и человеком? Оставляет ли Бог человеку право на сомнение, самостоятельное осмысление Закона?

(Бог всемогущ, судьба человека в его руках. Выполнение Закона - условие милостивого отношения Бога к человеку).

2. Почему Бога-Творца в Библии называют Господь (господин) и «Отче наш», а к Иисусу Христу знавшие его обращались со словом Учитель?

Вывод. Гуманизм учения Иисуса Христа заключается прежде всего в том, что оно отходило от простого повеления (исполняй это, иначе будешь наказан), стремилось к осознанному, объясняемому через притчу и конкретные жизненные примеры, кодексу человеческого общежития. Любой человек, разбираясь в аллегории, анализируя притчу, сам открывал для себя очевидное: трудны заповеди Учителя, но исполнение их несет пользу каждому, ведет к утверждению на земле царства Божьего - царства добра и Истины.
V . Домашнее задание.

1. По главам Нового Завета (из Евангелия от Матфея) прочитать историю жизни и смерти Иисуса Христа.

2. Выучить наизусть «Золотое правило» из Нагорной проповеди.

3. Индивидуальное задание. Найти в тексте Евангелия сведения о происхождении и значении выражений:

а) Нет пророка в своем Отечестве.

б) Зарыть талант в землю.

в) Умыть руки.

Урок 8
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ И СМЕРТИ ИИСУСА ХРИСТА.

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ - СКОНЦЕНТРИРОВАННОЕ

ВЫРАЖЕНИЕ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА. ПРИЧИНЫ СОВРЕМЕННОГО

ИНТЕРЕСА К ХРИСТИАНСТВУ
I. Пересказ истории жизни и смерти Иисуса Христа.
НЕОБХОДИМЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ И РАЗЪЯСНЕНИЯ

Иисус родился в Иудее в городе Вифлееме от девы Марии. Муж ее, плотник Иосиф, видел во сне явление Архангела, провозгласившего: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого, родит же сына и наречешь ему имя Иисус, ибо он спасет людей своих от грехов их (Матф. 1; 20-21)». Согласно Пророчествам, Мессия должен был родиться в Палестине, в легендарном городе Давида - Вифлееме. Иосиф и Мария жили в небольшом поселении Назарете. Римские власти, оккупировавшие Иудею, объявили в это время перепись населения. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, чтобы записаться по месту пребывания своего рода. Город был переполнен. Обычно в доме, готовом принять гостя, ставили на окно светильник; в ночь прибытия Марии и Иосифа на окнах не было ни одного огня. (Мы теперь зажигаем огни на рождественских елках в знак того, что смогли бы принять мать Иисуса). Бог позволил сыну своему родиться в хлеву: не важно, где ты родился, а важно, что в сердце твоем.

Поклониться новорожденному пришли волхвы (мудрецы, звездочеты), путь которым указала Вифлеемская звезда. (Для дня, ночи и знамений создал Бог светила). Они принесли младенцу дары: ладан - как знак божественного, очищающего начала, золото - знак царствования над миром - и миро - знак того, что новорожденному придется пройти через многие страдания.

Царь Ирод (Ирод I Великий около 73 - 4 гг. до н. э.), узнав от волхвов о рождении «Царя иудейского» и боясь соперничества, приказал уничтожить всех младенцев в городе. Архангел второй раз явился Иосифу, предупредил об опасности, повелел бежать в Египет. На пути святого семейства в безводной пустыне открывались источники для утоления жажды, плодовые деревья склоняли ветви. В третий раз Архангел явился к Иосифу и Марии с сообщением о том, что Ирод умер и можно возвратиться в землю Израилеву.

Приход мессии Иисуса Христа возвестил народу Иоанн Креститель, совершивший обряд крещения. «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него, И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором мое благоволение». (Матф. 3; 16, 17).

После крещения в Иордане - Иисусу исполнилось тогда тридцать лет - он ушел на сорок дней в пустыню, чтобы в уединении, молитвою и постом приготовиться к исполнению дела, для которого пришел на землю. К изнемогающему от голода Иисусу явился дьявол и начал его искушать: если Иисус - сын Божий, то пусть превратит лежащие перед ним камни в хлебы! «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», - ответил Христос. Сатана перенес Иисуса на крыло Иерусалимского храма и предложил кинуться вниз: если он сын Божий, то в воздухе его поддержат ангелы и Христос докажет этим свое божественное происхождение. «Не искушай Господа Бога твоего!» - ответил Иисус. Сатана вознес Христа на высочайшую гору, с которой взору открылись страны мира, и предложил власть над ними и славу. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи», - ответил Спаситель.

По возвращении из пустыни Иисус собрал вокруг себя двенадцать учеников - апостолов. После его смерти они разошлись по свету, создавая новые общины христиан.

Иисус не однажды являл свое божественное происхождение: воскресил Лазаря и дочь начальника синагоги, укротил бурю, ходил по воде, как по суше, исцелял больных, своим ученикам - Петру, Иакову и Иоанну - явил чудо преображения: лицо его просияло, как солнце, одежды сделались блистающими, из облака явились Моисей и Илия, раздался голос: «Сей есть сын мой возлюбленный». Только в родном Назарете, где в него не верили (нет пророка в своем отечестве), Христос «не мог совершить... никакого чуда».

Перед праздником Пасхи Иисус торжественно въехал в Иерусалим. Он был не на коне, а на ослице (что являло собой символ кротости и смирения, в противоположность боевому коню). Народ приветствовал его как мессию. Иисус властно изгнал из храма менял и торговцев жертвенными животными. («Написано: «дом мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников».) Все это восстановило против него Синедрион (совет старейшин, высшее государственное учреждение с политическими и судебными функциями в древней Иудее 1). Приближалась роковая развязка.

В кругу своих учеников Иисус установил таинство Святого причащения (оно называется Тайная вечеря) и предсказал, что один из них предаст его. Подал хлеб и вино, претворяя их в свое тело и кровь (таинство). Съев хлеб и выпив вино, ученики стали «стелестниками Христа», «участниками божественного естества». Подавал пример смирения, Иисус омыл ученикам ноги.

Ночь Иисус провел с апостолами в Гефсиманском саду, на Масличной горе к востоку от Иерусалима, - «он ужасается и тоскует» - просит трех избранных бодрствовать с ним, обращается к Богу с молитвой («моление о чаше»): «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет». Иуда Искариот привел вооруженных пособников иудейских старшин, поцеловал Иисуса - то был знак, кого нужно схватить. Воины отвели арестованного на суд Синедриона, где он был приговорен к смертной казни. Иудея была оккупирована римлянами и без согласия прокуратора Понтия Пилата казнь не могла совершиться.

Пилат не хотел казнить необычного осужденного. К празднику Пасхи из тюрьмы обычно отпускали одного приговоренного к смерти. Пилат предоставил иудеям выбор: освободить Иисуса или разбойника Варавву. Но толпы народа, возбужденные первосвященниками, требовали распятия Иисуса.

Иисус Христос страдал на кресте 6 часов - с 3 до 9 часов. «Боже мой! Боже мой! для чего Ты Меня оставил?», - произнес Христос, умирал. Смерть сопровождалась затмением солнца, землетрясением, в Иерусалимском храме сама собой сверху донизу разорвалась завеса.

Тело Иисуса было выдано друзьям, обвито плащаницей, похоронено в пещере, которую завалили камнями. На третий день после распятия пришли мироносицы: Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Соломия, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа. Гроб был пуст. Воскресший Христос явился ученикам и послал их проповедовать по всему миру. На сороковой день после пасхи произошло его Вознесение.
II. Знакомство с репродукциями картин на библейские сюжеты.

Н. Н. Ге «Тайная вечеря», «В Гефсиманском саду», «Суд Синедриона»; «Голгофа», «Распятие».

И. Н. Крамской «Христос в пустыне».

А. А. Иванов «Явление Христа народу».

Х. ван Рейн Рембрант «Святое семейство».

Расскажите о событиях, положенных в основу сюжетов перечисленных выше картин.
III. Опрос по индивидуальным заданиям.
IV. Почему Иисус учил притчами? Чтение и анализ притчи о сеятеле.
V. Как вы думаете, в чем причина современного интереса к христианству?

(Поиск нравственных ориентиров в быстро меняющемся мире. Христианство создало учение об абсолютной ценности человеческой личности, признало равенство всех людей перед Богом.)
VI. Каково «золотое правило», главный закон человеческого общежития, изложенный Иисусом Христом в Нагорной проповеди?

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мы приводим некоторые материалы о принятии христианства на Руси, т. к. связь древнерусской литературы с христианством очень тесна.
Материал к теме : А. О. Ишимова. История России в рассказах для детей. М., Современник, 1993.




Top