Русские былины. Понятие о былине и былинном стихе

Проект Русские былины


Вступительная статья

Были́ны (стáрины) - героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX-XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.


Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.

Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Он предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».


Словарик устаревших слов

Нарекать - называть, именовать.

Пожаловать – прийти в гости.

Раздольице (умен. Ласк.) – раздолье.

Кафтан – русская старинная мужская долгополая одежда.

Грош – старинная монета, оцениваемая в 2 копейки.

Обжи – оглобли сохи.

Сошка – соха - примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.

Рогачик – рукоятка сохи.

Гужики – кожаные петли в хомуте, которые с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжке.



Проект:

«Былины. Богатыри русские»

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

(2 слайд)

Выполнили: ученики 4 «Г» класса

Учитель: Вифлянцева Л. В.

МБОУ СОШ №6 им. К. Минина г. Балахна

2018 г.

1. Введение

2. Основная часть

Определение понятия «былины, богатырь»;

Социологическое исследование.

3. Заключение. Закрепление материала с помощью защиты стендового доклада.

4. Список используемой литературы и Интернет-ресурсов

    « Былины. Богатыри русские »

Актуальность и практическая значимость проекта : мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух.

Гипотеза (предположение):

что богатыри – это защитники от врагов, воины, обладающие большой силой.

Богатырь – это пример великого духа русского человека. (3 слайд)

Цель проекта: узнать, кто такие былинные богатыри

Задачи:

Научиться работать коллективно;

Изучить и рассмотреть различные источники информации на тему « Русские богатыри »;

Дать определение « былины, богатырь »;

Изучить историю богатырей ;

Подвести итог и закрепить информацию о русских богатырях среди одноклассников, учеников 4 «Г» класса с помощью защиты стендового доклада. (4 слайд)

Участники проекта – 4 «Г» класс, разделённый на группы.
Проект среднесрочный.

Формы представления учащимися результатов исследования :

    Стендовый доклад (защита групп).

    Презентация (на все группы)

Вопросы, направляющие проект

Что мы знаем о героических личностях в русской истории?

Кто такие русские богатыри?

Как становились героями люди в далеком прошлом?

Какими качествами должен был обладать богатырь?

Много ли было богатырей?

Как рассказывают нам о русских богатырях произведения литературы, живописи, музыки, кинофильмы и мультфильмы.

Ожидаемые результаты:

1. После завершения проекта учащиеся получат основные навыки работы над творческим проектом:

Видеть проблему и наметить пути ее решения;

Выбирать и структурировать изученную информацию по определенной теме (навыки работы с различными источниками информации);

Приобретут навыки самостоятельного качественного исследования проблемы.

2. Будут иметь достаточно полное представление о богатырях в русской истории.

2. Что такое былины?

    Былины - русские народные песни-сказания о богатырях.
    Русские былины – это своеобразная энциклопедия народной

    жизни, источник горячего патриотизма и наша национальная

    гордость.

    Былина произошла от слова «быль», Слагались былины сказителями - хранителями русской старины. Они ходили от селения к селению и рассказывали нараспев (похоже на песню) о великих событиях нашей родины, о героях-богатырях, их подвигах, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Значение слова Богатырь :

1. русских былин и сказок.

отличающийся необычайной

мужеством, удалью.

2. крепкого сложения,

Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, стойкости, отваги, наделенные необыкновенным умом и смекалкой.

(5 слайд)

За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом.

Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. (6 слайд)

Сказитель так и говорил:

Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские! (7 слайд)

Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.

В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова.

Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. (8 слайд)

Социологические исследования (результаты).

Нами было проведено социологическое исследование на тему «Богатыри Земли Русской в наше время».

Данное исследование проходило среди учащихся 2-4 классов МБОУ СОШ №6 с 1 октября 2018 г. по 20 октября 2018 г.

В опросе приняли участие 25 человек.

Возраст опрашиваемых от 8 до 11 лет.

На вопрос «Кто такие богатыри?» дети написали похожие ответы. Общее описание: Богатыри – это могучие люди русской земли, храбрые, мужественные (сильные духом), воины, защитники своей Родины и народа.

Среди детей самыми известными оказались Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор.

68% хотели бы быть похожими на Илью Муромца. Потому что он самый сильный, всегда защищал Родную Землю и был нашим земляком.

12% на Добрыню Никитича, потому что он был мудрым.

12% - на Алешу Поповича, потому что силен, самый молодой и смекалистый.

8% - Святогор, потому что он самый сильный и могущественный богатырь из мира былин.

Основные качества богатыря:

Физическая сила – 39%

Сила духа – 22%

Любовь к Родине – 22%

Хитрость, смекалка – 4%

Военное искусство – 13%

Участники опроса видят богатыря не только могучим и сильным духом, но и знающим воинское дело. Основным качеством выделена могучая сила.

Привлекает в богатырях:

Участников нашего опроса, привлекают духовные качества богатырей (смелость, уверенность в себе, благородство, помощь слабым, борьба за справедливость, любовь к Родине и ее защита).

Знания о богатырях:

Книги – 60%

Кино – 12%

Мультфильмы – 20%

Экскурсии в музеи – 8%

А есть ли сейчас богатыри? Кого можно назвать?

Да, есть богатыри (спортсмены, военные) – 80%

Нет – 8%

Не знаю – 12%

Можно ли стать богатырем?

Большинство детей считают, что можно. Для этого нужно верить в себя, заниматься спортом, быть справедливым, добрым, мудрым, честным, тренировать силу воли, духа, помогать людям, быть патриотом. Но часть детей и взрослых считают, что не получится. Потому что физические и духовные данные закладываются от природы. Можно стать хорошим человеком, сильным спортсменом, героем, но не богатырем.

Почетно ли в наше время быть богатырем?

Половина детей считают, что сейчас богатырем быть не почетно. Потому что со временем перестали цениться черты характера, за которые богатырей уважали и стремления людей изменились в сторону достижения материальных ценностей. Но большинство детей и взрослых считают, что почетно. Потому что нам не хватает таких людей как богатыри, верят в вечные человеческие ценности, смотрят с надеждой и оптимизмом в будущее.

Таким образом, в результате исследования, мы узнали значение термина «былины», познакомились с основными Богатырями Земли Русской, провели социологический опрос, результаты которого показали нам знания людей современного мира об истории богатырей.

Мы считаем, что тема нашего исследования очень важна для любого поколения, потому что мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух.

    Главные богатыри Руси:

Русский богатырь Микула Селянинович (1 группа) (9 слайд)

Микула Селянинович – русский богатырь, умеющий крестьянствовать. Микула – земледелец, трудяга. От него исходят уверенность и мощь.

А какой замечательной внешностью наделил Микулу русский народ! Богатырь статен, могуч, у него глаза ясны, как у сокола, а брови черны, словно соболиные. А кудри какие чудные! Качаются, словно жемчуг рассыпается. Русский народ не поскупился на краски, чтобы достойно изобразить русского богатыря!

Труды Микулы Селяниновича славные! И связаны они с матушкой-землей. Он ловко управляется с сохой. Борозды такие делает, что если в один край уйти, то и другого не видать. Мощные коренья вывертывает, как каменья, валит в борозды.

При знакомстве с былиной о Вольге и Микуле Селяниновиче, приходит понимание того, что симпатии русского народа на стороне землепашца Микулы, а не вояки богатыря Вольги. Первенство в силе и достоинстве они отдают именно тому богатырю, который связан с матушкой-землей.

А заканчивается былина Вольге и Микуле Селяниновиче добрым рассказом именно о Микуле. О том, как он с рожью управляется, да крестьян угощает.

Русский богатырь Волга Всеславьевич (2 группа) (12 слайд)

Вольга - сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Тогда он сильно разгневался, но, увидев Марфу Всеславьевну, влюбился. Содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет, указывают на него как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы.

Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырём, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.

Центральный момент былин о Вольге - его поход в далекое царство: индийское, земли Турец-султана Сулеймана. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается к волку и соколу, кормя дружинников охотничьей дичью.

Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям. Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает воинов в муравьёв, а в стенах города возвращает им человеческий облик.

Победитель женится на жене убитого царя, а своим воинам отдаёт местных девушек, оставленных в живых. Сам он становится царём.

Русский богатырь Илья Муромец (3 группа) ( 16 слайд )

Илья Муромец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Иванович) - один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, народный заступник.

Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Старцы велят Илье выпить воду. Илья после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить силу. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному городу Киеву» и приходит сперва к тому камню неподвижному. На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ко ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру, служит ему и народу русскому. Про это прочитайте в былинах «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Бой Ильи Муромца с Жидовином».

Русский богатырь Алеша Попович (4 группа) (19 слайд)

К нему русский народ не относился с сочувствием. Былины часто изображают Алешу Поповича не в лучшем виде, нередко в них он называется «Алёшкой». Но относятся к нему со снисхождением. Богатыри говорили, что он хвастается своей удалью.

Но есть в характере Алёши хорошие черты. Это – смелость, удальство. В песнях его постоянно сопровождает слово «смелый». У него есть желание победить врага. Богатырь Алеша побеждает в боях не столько силой и храбростью, сколько хитростью и обманом. Такими путями он два раза убил своего главного врага, змея Тугарина (как мифическое существо, змей, убитый Алёшей, потом оживает): один раз Алеша притворился, что не слышит издали, что говорит змей, а когда тот подошел близко, внезапно ударил его; другой раз он заставил змея оглянуться – какая такая сила несметная стоит за ним (по словам Алёши), а в это время отрубил ему голову.

Алёша склонен и к господству над другими людьми, в нем есть и властолюбие.

В русских былинах Алеша Попович – третий по значению русский богатырь. Силы ему природа меньше дала, чем Илье или Добрыне, но он отважен и храбр, а главное, смекалист, хитёр. Эти качества на Руси тоже ценились высоко. Особенно, когда с помощью этих качеств удавалось победить врага.

Да Алёша порой беспечен, легкомыслен, но он жизнелюбив, безусловно, любит свою Родину, нетерпим к её недругам, самоотвержен.

Русский богатырь Добрыня Никитич (5 группа) (21 слайд)

Хорошо мы знаем богатыря Добрыню Никитича. Согласно своему имени, он добр, хотя и не так великодушен, как Илья Муромец - он не щадит врага.

Среди богатырей Добрыня Никитич на одном из первых мест. Он необыкновенно силён, всесторонне одарен. Добрыня Никитич – отличный стрелок из лука, игрок в шахматы.

Отличительные свойства богатыря – нежность сердца, вежливость, почитание. Есть былина, в которой Добрыня горько жалуется своей матушке на судьбу свою, на то, что он родился богатырем и принужден губить людей.

В былинах часто говорится о нём, что нет никого в Киеве вежливее и обходительнее его, оттого именно ему князь Владимир дает такие поручения, как поездка в чужую землю послом, сватовство.

Добрыня гусляр, певец (или скоморох). Добрыня совершает много подвигов: один из важнейших, первый по времени подвиг его – бой во время купания в Почай - реке со Змеем. Богатырь освободил из пещеры пленников, между которыми была и племянница князя Владимира, «молода Забава Путятишна».

Добрыня женат на Настасье Микулишне, дочери Микулы Селяниновича. Он любит свою жену, и сам любим. Они живут вместе с матерью Добрыни, в добром согласии и мире.

МНОГО БЫЛО БОГАТЫРЕЙ НА ЗЕМЛЕ РУССКОЙ: ( 23 слайд )

Богатырь Святогор, богатырь Вольга, богатырка Синеглазка…

А и сильные, могучие

богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей

Земле!

Не топтать их коням Землю

Русскую

Не затмить им солнце наше

красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не

шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Народные пословицы: (24 слайд)

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.

Вывод - Заключение: (26 слайд)

В ходе работы над проектом мы познакомились со многими произведениями литературы и живописи, выучили большое количество стихов и поговорок, прониклись интересом к былинному творчеству, а главное, почувствовали свою причастность к истории русского народа. Для многих, русский богатырь, отныне, пример для подражания в своей жизни.

Тема нашего проекта важна для любого поколения, потому что мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух.

Завет богатырей к нам, своим потомкам: (27 слайд)

Защищать свою Родину, беречь её. -

Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

    Использованные материалы.

1. Картинки с сайта в Интернете

2. Былины. Русские народные сказки. М.: Детская литература, 1986.

3. Интернет-сайт Википедия





Сказкабылина Сходство: 1.И сказки, и былины существуют в устной форме. 2.Оба жанра существуют с древних времён. Различия: 1.Сказка - прозаический, художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера. 2.Главная черта – вымысел. 3.Сказки «рассказывали». 1.Описание подвигов богатырей. 2. Запечатлевает историческую реальность в обобщённых чертах. 3.Былины «сказывали» - пели или проговаривали в сопровождении гуслей.













Тонический стих Первое ударение – на первый слог от начала. Последнее ударение – на третий слог от конца. Как скакАл-то ИльЯ со добрА коня, ПрипадАл-то он ко мАтушке сырОй земле. Как стучИт ведь мАтушка сырА земля, Да под тОй же как сторОнушкой востОчной.


Построение Зачин, развитие действия, кульминация, развязка. Запев Концовка (не связанно с содержанием) Высота ль, высота поднебесная, Ай теперь ему, да после этого Глубота, глубота – окиян – море, А теперь Садку да славу поют Широко раздолье по всей земле, Глубоки омуты днепровские…






Гужики – петля в хомуте скрепляющая оглоблю с дугой. Булатный – из булата, твёрдый, упругий, с узорчатой стальной поверхностью. Сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет. Соловый – о масти лошадей, желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой).




Собиратели былин Открыл для нас бесценные сокровища духовной жизни народа, г. Изданы 4 тома (165 былин) «Песни, собранные Рыбниковым». Рыбников Николаевич Павел





Слайд 1

В мире русских
БЫЛИН

Слайд 2

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые песни, торжественные былины – говорившиеся нараспев, под звон струн – о славных подвигах богатырей, защитников земли...» Л.Н. Толстой

Слайд 3

БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863).

Слайд 4

Виктор Михайлович Васнецов картину «Богатыри» писал почти двадцать лет
Богатыри – главные герои былин

Слайд 5

В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли. Прочитай выразительно начало «Былины о Добрыне Никитиче»: "Возьму гусли звонкие, яровчатые да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря Добрыни Никитича. Синему морю на тишину, а всем добрым людям на послушание."

Слайд 6

В древности сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.
Виктор Михайлович Васнецов «Гусляры»

Слайд 7

Слово "гусли" свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово "гусли" выражает совокупность струн. "Гусль" (гусли) в смысле "струны" происходит, очевидно, от старославянского "гYctu" ("гудеть"). Гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн.
Давайте послушаем, как играют гусли
«Сказ о Земле Русской» В. Малярова

Слайд 8

В наиболее старинных славянских памятниках слово "гусли" иногда упоминается для обозначения инструментов вообще. В других случаях под именем гуслей подразумеваются струнные инструменты в отличие от духовых и ударных.

Слайд 9

Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, отчего и назывались они "яворчатые" или чаще "яровчатые". Нет основания предполагать, что число струн на древних славянских гуслях было постоянно. Не так давно на археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI - XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см.

Слайд 10

И звонких гуслей беглый звук; Все смолкли, слушают Баяна: И славит сладостный певец Людмилу-прелесть, и Руслана, И Лелем свитый им венец.
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

Слайд 11

Эпитет гуслей "яровчатые" преобладает в былинах. В народных песнях чаще встречаются гусли "звончатые" вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий. Судя по старинным преданиям на струнах играли исключительно пальцами. "Боярин же вещий, если хотел кому песнь воспеть... свои вещие персты на живые струны воскладал, а они уже сами славу князьям рокотали" ("Слово о полку Игореве").

Слайд 12

Старинные гусли
В то время гусли звучали и в повседневном быту, и на торжественных церемониях. Ни один княжеский пир не обходился без гусляра. На гуслях играют Добрыня Никитич и Соловей Будимирович, боярин Ставр Годинович и новгородский гость Садко.
Гусли шлемовидные

Слайд 13

В. М. Васнецов - «Баян»

Слайд 14

Происхождение слова «богатырь» Откуда происходит само слово «богатырь»? Есть мнение, что оно заимствовано из тюркских языков, где является в различных формах - багхатур, багадур, батур, батыр, батор. Ученые (Щепкин, Буслаев) прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый»

Слайд 15

Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы. Недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван - «Илья Муромец»

Слайд 16

В.М. Васнецов «Илья Муромец»

Слайд 17

Ученые классифицируют богатырей на старших и младших
Старшие богатыри: Святогор, Вольга Святославич, Самсон, Сухан, Полкан, Колыван Иванович, Дон Иванович, Дунай Иванович и др.
Младшие богатыри: Добрыня Никитич, Иван Данилович, Алёша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович, Чурила Пленкович, Дюк Степанович, Данил Ловченин и др.

Слайд 18

«Старшие» являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами.

Слайд 19

Самой старой считается былина о Святогоре-богатыре или Колыване, как его еще прозывают

Слайд 20

Андрей Мазин «Святогор»

Слайд 21

Был тот Святогор- богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался. Держать его могли только горы, вот там-то он и проживал.

Слайд 22

Хорош был Святогор, да не нужен ему был никто. Не защищал он Земли Русской от захватчиков-степняков, только и знал, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины сыт, без правды силен, я могуч, я велик, я богат и счастлив!»

Слайд 23

ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВИЧ

Слайд 24

Вольга Святославович, или Волх Всеславьевич

Слайд 25

Вольга Святославич (Волх Всеславьевич) богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами Вольги являются хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных
К. А. Васильев «ВОЛЬГА»

Слайд 26

Вольга (Волх) относится к одним из самых древних персонажей в русском фольклоре. Некоторые исследователи придают Вольге мифическое значение: по их мнению, первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и быстрая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха. Подозревают связь его имени со словом «волхв», предполагая, что лишь потом оно превратилось из нарицательного в имя собственное.
К. А. Васильев «ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВОВИЧ»

Слайд 27

К. А. Васильев «Меч Вольги»

Слайд 28

«Закатилось красное солнышко за горы высокие, рассыпались по небу частые звёздочки, родился в ту пору на матушке-Руси молодой богатырь - Вольга Всеславьевич. Запеленала его мать в красные пелёнки, завязала золотыми поясами, положила в резную колыбель, стала над ним песни петь. Только час проспал Вольга, проснулся, потянулся - лопнули золотые пояса, разорвались красные пелёнки, у резной колыбели днище выпало. А Вольга на ноги стал, да и говорит матери:
- Сударыня матушка, не пеленай ты меня, не свивай ты меня, а одень меня в латы крепкие, в шлем позолоченный, да дай мне в правую руку палицу, да чтобы весом была палица в сто пудов».

Слайд 29

«Запечалились богатыри, задумались: «Как одолеть стену высокую, ворота железные?» Молодой Вольга догадался: обернулся малой мошкой, всех молодцов обернул мурашками, и пролезли мурашки под воротами. А на той стороне стали воинами. Ударили они на Салтанову силу, словно гром с небес. А у турецкого войска сабли затуплены, мечи повыщерблены. Тут турецкое войско на убег пошло. Прошли русские богатыри по Золотой Орде, всю Салтанову силу кончили».

Слайд 30

И.Билибин. «ВОЛЬГА СО СВОЕЙ ДРУЖИНОЙ»

Слайд 31

Добрыня Никитич
В. Васнецов «Бой со змеем»

Слайд 32

Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира - Забаву Путятичну

Слайд 33

Слайд 34

Виктор Васнецов «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»

Слайд 35

“Добрыня и Баба Горынчища”. (А. Н. Фанталов, 1994)

Слайд 36

Дмитрий Хижняк «Добрыня Никитич»

Слайд 37

Алеша Попович

Слайд 38

На пиру у князя Владимира Алеша Попович спасает от Тугарина Змеевича княжескую жену Апраксию, а народ русский - от тягот- податей неимоверных

Слайд 39

К.А. Васильев «Алеша Попович с невестой»

Слайд 40

Слайд 41

Илья Муромец

Слайд 42

Хлеба ест по три калачика, пьет на три медных пятачка. Однако побеждает всегда, во всех боях да схватках. Ему в бою смерть не писана.

Слайд 43

Илья Муромец - самый популярный герой былин, могучий богатырь. Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья побеждает Соловья-разбойника, кладет его в «тороки» и везет к княжескому двору. Из других подвигов Ильи стоит упомянуть его победу над Идолищем, осадившим Киев.

Слайд 44

«А свершилось то во городе во Муроме, А содеялось в селе Карачарове, У крестьянина, у чернопахотника, У того ли у Ивана Тимофеевича, У свет Ефросиньи Александровны Появился-родился желанный сын. Был он долго ждан,да на радость дан. Кум в пляс идет - вся земля гудёт, На аршин под каблук прогибается. Из-под ног от сапог - топоток-стукоток Вырывается, рассыпается. Тут и бабка Таланиха не выдержала, На круг плясовой она повыскочила: «Пошла плясать по соломушке, Раздайся, народ, по сторонушке... Уж как топну я, проломись, доска! Проломись, доска, провались, тоска!»

Слайд 45

«И встал! И пошел! И открыл Илья! И впустил Илья перехожих калик. Заходили калики к Илье ладком, Становилися перед ним рядком, Доставали три чарки золоченые, Наливали питья в них медвяного От пчел с цветов да с лугов, да с лесов. В нем вся сила земная исцелительная. Подавали питье Илье Муромцу: “Ты испей, добрый молодец, маленечко, Не побрезгуй ты меду каличьего!” Принимал-выпивал угощенье Илья. Расходилася кровушка по жилочкам. Уж такое ли веселье поднималось в душе, Уж такие ли мысли зазвенели в голове, Уж такая ли радость пала на сердце…»

Слайд 46

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Слайд 47

«Илья Муромец» Реконструкция по методу Герасимова

Слайд 48

ПАМЯТНИК ИЛЬЕ МУРОМЦУ В ГОРОДЕ МУРОМЕ
В образе древнерусского богатыря воплотились народные понятия о высоких нравственных качествах, какими должен был обладать истинный герой. Одно из самых главных качеств Ильи Муромца - это чувство справедливости и сознание своего долга - стоять за правду. Он готов идти на прямое столкновение с князем, с боярами, когда видит, что те поступают не по правде. Он - герой общенародный, общерусский, не связанный какими-то сословными узами. «Я иду служить за веру христианскую И за землю российскую, Да и за стольние Киев-град, За вдов, за сирот, за бедных людей».

Слайд 49

Микула Селянинович

Слайд 50

Есть былины о Микуле Селяниновиче, пахаре, крестьянине, что пахал землю-матушку, растил хлеб и кормил людей

Слайд 51

В этой картине есть детали, характерные для земледельческого труда северного русского крестьянина: это ему приходилось превращать в пахотные земли участки, заваленные валунами и корчевать лес. Но одновременно рисуется «раздольицо чисто поле», которого на севере быть не могло. Как обычно в былинах, здесь сливается воедино то, что в действительности никогда вместе не существует. В результате такого слияния создается идеальная картина. Непривычно дороги и красивы орудия пахоты: «У оратая кобыла соловая, Гужики у нее шелковые, Сошка у оратая кленовая, Омешики на сошке булатные, Присошечек у сошки серебряный, А рогачик-то у сошки красна золота».

Слайд 52

В былинах Микулу Селяниновича, труд его русский народ настолько возвысил, что никто не мог сравниться с ним по силе и могуществу

Слайд 53

К.А. Васильев «Вольга и Микула»
«Удивился Вольга, поклонился пахарю: - Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища... Снял пахарь с сохи гужи шелковые, распряг кобылку серую, сел на неё верхом и в путь отправился. Проскакали молодцы полпути. Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу: - Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов-дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с неё вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст. Послал Вольга трёх дружинников. Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять».

Слайд 54

В былинах славится не только сам Микула, но и весь род Микулов
Василиса Микулишна

Слайд 55

Друзья! А вы помните мультфильм о верной и храброй Василисе Микулишне?

Слайд 56

Слайд 57

Слайд 58

Слайд 59

К.А. Васильев «Садко и владыка морской»

Слайд 60

Слайд 61

Слайд 62

«Садко» Рисунок К. В. Лебедева

Слайд 63

Калики перехожие Как герои былинного эпоса

Слайд 64

КАЛИКИ (калеки перехожие)
старинное название для странников-слепцов, поющих духовные стихи. В Древней Руси слово “калика” или “калека” обозначало не искалеченного человека, а человека, много странствовавшего и побывавшего во святых местах.

Слайд 65

Среди героев русского эпоса наравне с богатырями, безусловно, нужно называть калик перехожих. Древних русских паломников, которые были не только постоянными действующими лицами, но и создали свой богатейший репертуар духовных стихов и особых каличьих былин.

Слайд 66

Замечательный образец каличьей поэзии – былина «Сорок калик со каликою», в основе которой лежит утверждение высоких моральных качеств калик

Слайд 67

«Сорок калик со каликою»
А из пустыни было Ефимьевы, Из монастыря из Боголюбова, Начинали калики нарежатися Ко святому граду Иерусалиму, Сорок калик их со каликою. Становилися во единой круг, Оне думали думушку единую, А едину думушку крепкую; Выбирали болшева атамана Молоды Касьяна сына Михаилыча.

Родина – это слово с детства знает каждый. Родина – это земля, на которой ты родился и живёшь со своими родителями, близкими, друзьями. Много славных подвигов совершили люди, оберегая свою землю. И в давние времена, и в наше время. Помнит имена своих героев народ, помнит. Идёт о них слава по всей земле нашей.




Былины Былины – героические истории, которые в старину и пелись, и рассказывались. Главные в былинах - русские богатыри, защитники Отечества. И внешность у них разная, и характеры несходные, и происхождением неодинаковы, но все смелы, сильны, добры. Все в народе любимы, народом и придуманы, как бы мечты народные в них воплотились. Вот какими должны быть люди. Былины рассказывали о жизни древнерусского государства в те времена, когда главными городами на Руси были – на юге Киев, а на севере – Новгород.






Картина В. М. Васнецова «Богатыри» Какова композиция картины, краски?Кто и как на ней изображён? Какими рисует нам художник былинных богатырей? Узнали ли вы их? Какие гиперболы и постоянные эпитеты можно использовать при описании картины? На фоне какого пейзажа изображены герои? В чём особенность васнецовского пейзажа? Какие чувства вызывает у вас эта картина?


И л ь я М у р о м е ц Илья́ Му́ромец один из главных героев русских былин, богатырь родом из деревни Карачарово под Муромом, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином».




Прототип былинного персонажа Прототипом былинного персонажа считается исторический силач Чоботок, родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых как преподобный Илия Муромец (канонизирован в 1643 г.). Первые письменные сведения о нем относятся к 1630-м гг; ранняя традиция относит жизнь Илии к XII веку; XIXII веками датируют погребение исследователи. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Исследования мощей показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см (для средневековья рост выше среднего). У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти послужил, вероятно, удар острого орудия (копья или меча) в грудь. Смерть наступила в возрасте около 4055 лет. Предполагают, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г., сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами. В таком случае, он должен был родиться между 1150 и 1165 гг. «Преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви три первые перста вместе, а два последние пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения» (патерик Киево-Печерской Лавры). Мощи преподобного Илии Муромца в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры


Илья Муромец в народном творчестве Лишь немногие былинные сюжеты с именем И. Муромца известны за пределами губерний Олонецкой, Архангельской и Сибири (Сборник Кирши Данилова и С. Гуляева). За пределами названных областей записаны доселе только немногие сюжеты: И. Муромец и Соловей-разбойник; И. Муромец и разбойники; И. Муромец на Соколе-корабле; И. Муромец и сын. В средних и южных частях России известны только былины без прикрепления И. Муромца к Киеву и кн. Владимиру, и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники (И. Муромец и разбойники) или казаки (И. Муромец на Соколе-корабле), что свидетельствует о популярности И. Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге, Яике и входившего в состав казачества. Памятник Илье Муромцу в Муроме


Добрыня Никитич Добры́ня Ники́тич второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и прочее; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира. Он умеет читать и писать и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, поёт, играет на гуслях.


Прототип былинного персонажа Исторический прототип Добрыни Никитича Добрыня, дядя и воевода князя Владимира, брат его матери Малуши. Добрыня был руководителем молодого Владимира в его княжении в Новгороде и затем войне со братом Ярополком; после же гибели Ярополка и вокняжения племянника в Киеве, он стал правителем Новгорода. Участвовал в походе на волжских болгар в 985 году и с боем крестил Новгород в 989 году, при чём сбросил в Волхов статую Перуна, им же незадолго перед тем и поставленную. Судя по сюжетам, изложенным в летописи, Добрыня играл большую роль в сказаниях, связанных с Владимиром, выступая в роли мудрого советника и главного помощника князя.




Алёша Попович Алёша Попович сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Фёдора). Всех богатырей объединяет общее происхождение из Северо-Восточной Руси (Муром, Рязань, Ростов), поездка в Киев, сопряженная с поединком с чудовищем, богатырская служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность. Одним из наиболее архаичных сюжетов, связанных с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугарином происходит нередко у воды (Сафаст-река). Одолев Тугарина, Алеша Попович рассёк его труп, разметал по чистому полю. Сходным вариантом сюжета о бое Алёши Поповича с Тугарином является былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича многим напоминает Тугарина.


Рождение Алёши Поповича было чудесным, напоминающим рождение Волха: оно сопровождается громом; «Алёшенька Чудородыч млад», едва родившись, просит у матери благословенья погулять по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Волха, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Волха. Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Олёна, Олёнушка (Еленой зовется и жена Волха). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька Елена и Олёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара, подобная Волос-Велес Волосыня или Елс Елесиха.


Прототип былинного персонажа Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил суздальский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый "храбр" (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол, Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году. Использованная литература: Богатырские сказы. Издательский центр детской книги. М.,1995.




Top