Русские художники. Попов Андрей Андреевич

Живописец, график

Из семьи потомственных тульских иконописцев. Первоначальное художественное образование получил в семье. Пользовался покровительством директора Императорского стекольного завода М. А. Языкова.

В качестве вольнослушающего учился в ИАХ (1845–1858), начинал обучение в классе пейзажной живописи у М. Н. Воробьева, с 1855 занимался в мастерской батальной живописи Б. П. Виллевальде. С 1849 получал пенсионерское содержание от Общества поощрения художеств. В 1852 за картину «Березовая роща» («Березовая аллея. Вид в имении Томиловых Успенское») и в 1853 за картину «Народная сценка на ярмарке в Старой Ладоге» награждался малыми серебряными медалями. В 1854 за картины «Школьный учитель» и «Крестьянская семья на пашне» - большими серебряными медалями. В 1856 за картину «Демьянова уха» на сюжет басни И. А. Крылова - малой золотой медалью. В 1858 за картину «Радостное письмо» получил звание классного художника и был назначен вместе с художником П. П. Иковым помощником учителя рисования в классе академика И. Н. Вистелиуса, где преподавал недолгое время.

Дважды принимался за исполнение программы на большую золотую медаль, работая над картинами «Постоялый двор» и «Петербургская харчевня». В 1859 предпринял поездку в Нижний Новгород, собирая материал для картины «Татары нагружают чай в Нижнем Новгороде». В 1860 за эту картину был награжден большой золотой медалью, получил звание классного художника 1-й степени и право пенсионерской поездки за границу.

До отъезда в 1861–1862 работал в Петербурге. В 1863–1867 - пенсионер ИАХ. Побывал в Берлине, Дрездене, Лейпциге, Кельне, Франкфурте, Мюнхене, Дюссельдорфе, Брюсселе, Антверпене. В 1863–1865 находился во Франции: жил в Париже, работал в окрестностях Фонтенбло и в Барбизоне. Тесно общался с жившими тогда в Париже В. Г. Перовым, В. Г. Шварцем, А. А. Риццони. Последний год пенсионерства провел в Риме, откуда в 1867 вернулся в Россию.

С 1870-х жил в Калуге, Туле, Нижнем Новгороде. Работал преимущественно как жанрист; писал пейзажи, увлекался альбомными путевыми набросками. В конце 1850-х - 1860-х выполнил ряд живописных и графических портретов (М. А. Языкова, М. С. Щепкина, И. Ф. Горбунова, П. В. Анненского). Участник «Пятницких рисовальных вечеров» при Обществе поощрения художников. После 1873 активной творческой деятельностью, по-видимому, не занимался.

Экспонировал работы на академических выставках (1853–1899, с перерывами), МУЖВ (1860), Московского общества любителей художеств (1872), международной выставке в Лондоне (1862), Всемирных выставках в Париже (1867, 1881), Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве (1882).

Произведения Попова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других.

Попов Андрей Андреевич (1832-1896)

Получив первые уроки рисования и цветопередачи в семье, уроженец Тулы Андрей Андреевич Попов в 1846 году был привезен в Петербург и отдан в Академию художеств, где был учеником М.Н. Воробьева и Б.П. Виллевальде .

Юный художник достаточно успешно осваивал изобразительное дело, получая серебряные и золотые медали за изображение, главным образом, сцен из народной жизни. За дипломную работу А. Попов получает большую золотую медаль и возможность за счет Академии выехать в зарубежную поездку. К этому времени он неоднократно становился участником академических выставок, а его работы "Возвращение из города", "Портрет детей г. Языкова", "Демьянова уха" познакомили зрителей с набирающим силу мастером жанровой живописи. Во время отложенной командировки за границу (1860-1862) художник интенсивно работает и выставляет на суд коллег и зрителей полотна: "Богомолки", "Мастерская художника". Заграничная поездка А.А. Попова прошла в Париже (1863-1865) и Риме (1865-1867).

По возвращении в Россию имя художника на слуху профессионалов и любителей. Его картинами интересуются коллекционеры. Однако с начала 1870-х годов имя художника все реже упоминается даже в среде знатоков изобразительного искусства, а с 1873 года картины А.А. Попова окончательно исчезают с выставок. К этому времени начинает набирать силу Товарищество передвижных художественных выставок. К сожалению, пути самобытного жанриста А.А. Попова и этого объединения не пересеклись.

Попов Андрей Андреевич (1832–1896)-известный российский живописец-жанрист.
Андрей Андреевич Попов стал знаковой фигурой для российской живописи XIX века. Получив блестящее образование у родного отца, юный талант, подогреваемый всеобщим признанием, постепенно вырос в большого мастера – живописца.

Андрей Андреевич Попов родился в 1832 году в Туле в семье малоизвестного провинциального художника. Под руководством своего отца - провинциального живописца получил первоначальную художественную подготовку. В 1846 году поступил в Императорскую Академию художеств в Петербурге, где его учителями были сначала М. Воробьева, а позже Б. Виллевальде.
С самого начала своего уже взрослого творческого пути, Андрей Попов подавал большие надежды как художник. Своей живой и интересной манерой изображения образов, художник завоевал огромные симпатии в среде живописцев и искусствоведов, как профессионалов, так и простых любителей. Он принимал активное участие на академических выставках, где представлял свои работы широкому кругу ценителей – живописцев.

Попов пользовался поддержкой Общества поощрения художников. Его картина «Демьянова уха» (на сюжет басни Крылова) на академической выставке 1857 г. произвела большое впечатление на публику характерностью и выразительностью изображенных лиц и своим здравым комизмом. Она доставила художнику малую золотую медаль. Одновременно с нею были им выставлены картины: «Возвращение из города» и «Портрет детей господина Языкова».

В 1860 г. явилось лучшее из всех произведений Попова: «Склад чая на Нижегородской ярмарке».Данная картина стала апогеем творческого пути художника, подняв его на пик его художественной карьеры. Эта картина принесла художнику большую золотую медаль и звание «классного художника I степени», после чего Андрей Андреевич Попов отправился в путешествие в 1863 году, предоставив перед тем на академическую выставку 1861 года свои картины: «Богомолки» и «Мастерская художника».

Срок своего заграничного пенсионерства Попов провел в Париже и в Риме, откуда возвратился в Санкт-Петербург в 1867 году и привез написанную там картину: «Гулянье на Монте-Пиньо». Это было последнее его произведение, не лишенное достоинств, но несравненно более слабое, чем его первые картины.По возвращении в Россию имя художника было на слуху профессионалов и любителей. Его картинами живо интересовались коллекционеры. Однако с начала 1870-х годов имя художника все реже упоминлось даже в среде знатоков изобразительного искусства, а с 1873 года картины А.А. Попова окончательно исчезают с выставок.
Вообще блестящие надежды, которые Попов подавал в начале своей карьеры, не оправдались: вследствие своей болезненности и зависевшего от неё упадка энергии, он работал все слабее и слабее, и под конец почти совершенно бросил заниматься живописью.

К сожалению, Андрей Андреевич Попов не оставил большого творческого наследия. Имея незаурядный взгляд на вещи, бытовые ситуации, и на жизнь вообще, художник мог создать гораздо больше, однако, крайне неблагосклонная к художнику судьба помешала осуществлению всех его смелых планов…
Андрей Андреевич Попов скончался 24 июня 1896 года в возрасте 64-х лет в родной Туле, где и был похоронен.

Андрей Андреевич Попов вошёл в историю русской живописи, как яркий представитель жанровой картины XIX века. Данный жанр находится на стыке нескольких живописных направлений и представляет собой своеобразный симбиоз портрета, натюрморта и пейзажа. В центре жанровой картины всегда взаимодействие персонажей между собой. Фоном для жанровой картины может быть обычная городская жизнь с ее бытовыми хлопотами или люди на отдыхе.
Несколько работ художника украшают экспозицию Русского музея, ряд картин художника находятся в частных коллекциях.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г. Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. - М.: Терра, 2001. - 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, стр. 336, 350, 355, 386, 439, 447. Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г. Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. - М.: Издательство «Искусство», 1962. - Т. 1. - С. 53. - 692 с.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние



04.10.1914 - 25.06.1997
Герой Советского Союза


П опов Андрей Андреевич – командир орудия 597-го артиллерийского полка (159-я стрелковая Витебская Краснознаменная ордена Суворова дивизия, 5-я армия, 3-й Белорусский фронт), старший сержант.

Родился 4 октября 1914 года в селе Хоботец-Васильевское ныне Первомайского района Тамбовской области в крестьянской семье. Русский. Образование начальное. После образования колхоза с 1930 года работал в колхозе. В сентябре 1935 года был направлен на курсы трактористов. С мая 1936 года работал трактористом на Старокозьмодемьяновской машинно-тракторной станции, с 1938 года – помощником бригадира в колхозе имени Кирова в селе Старое Козьмодемьяновское.

Призван в армию в июне 1941 года. В действующей армии – с 1941 года. Сражался на Западном, Северо-Западном, Калининском, снова Северо-Западном, снова Западном, 3-м Белорусском фронтах.

Особо отличился в ходе Каунасской наступательной операции на территории Шакяйского района Литвы.

При отражении контратак крупных сил танков и пехоты противника за период с 5 по 17 августа 1944 года огнем своего орудия нанес врагу большой урон в технике и живой силе – уничтожил 7 танков, 5 пулеметных точек, противотанковое орудие, 2 автомашины, до 170 солдат и офицеров.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за мужество и героизм, проявленные при освобождении Литвы, Попову Андрею Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После окончания Великой Отечественной войны участвовал в советско-японской войне (9 августа - 2 сентября 1945 года).

Весной 1946 года старшина А.А.Попов был демобилизован, вернулся в родное село. Работал в колхозе механизатором, помощником бригадира, мастером-наладчиком сельскохозяйственных машин. С 1971 года – на пенсии, но продолжал трудиться.

Именем Героя названа улица в селе Хоботец-Васильевское.

Награжден орденами Ленина (24.03.1945), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (2.10.1944), Славы 3-й степени (16.02.1945), медалями, в том числе «За отвагу» (2.08.1944).

Красноармеец А.А.Попов начал воевать на Западном фронте. Служил заряжающим в артиллерийском расчете. Участвовал в Смоленском сражении, в августе 1941 года был ранен. После излечения вернулся в свою часть, участвовал в обороне Москвы и контрнаступлении под Москвой, за что был награжден медалью «За оборону Москвы».

С января 1942 года воевал на Северо-Западном фронте в артиллерийском дивизионе вновь сформированной 20-й стрелковой бригады*.

В составе 3-й ударной армии участвовал в Торопецко-Холмской наступательной операции (9 января – 6 февраля 1942 года), в ходе которой 3-я ударная армия из района восточнее озера Селигер наступала в юго-западном направлении и 21 января окружила город Холм, обойдя с юга Демянскую группировку 16-й армии противника. 20-я стрелковая бригада действовала на правом фланге армии.

С 22 января по апрель 1942 года участвовал в составе 34-й армии Калининского, а с марта –Северо-Западного фронта в Демянской наступательной операции по окружению и блокированию Демянской группировки; с мая по август 1942 года в составе 53-й армии участвовал в боях с этой группировкой.

С конца августа до середины ноября 1942 года 20-я стрелковая бригада, понесшая большие потери, находилась на пополнении и доформировании. В дальнейшем до февраля 1943 гола в составе 27-й и 11-й армий продолжала вести упорные бои с Демянской группировкой.

В составе 11-й армии А.А.Попов участвовал во второй Демянской (15 – 28 февраля 1943 года) и Старорусской (4 – 19 марта 1943 года) наступательных операциях – составных частях операции «Полярная Звезда», в ходе которой войска Северо-Западного фронта пытались ликвидировать окруженную Демянскую группировку и освободить город Старая Русса ныне Новгородской области.

В мае 1943 года 20-я стрелковая бригада была выведена из боев. На основе 20-й и 132-й стрелковых бригад была к июлю 1943 года сформирована 159-я стрелковая дивизия 3-го формирования, которая была отправлена на Западный фронт. А.А.Попов, к этому времени окончивший курсы младших командиров и получивший звание сержанта, был назначен командиром орудия в 597-м артиллерийском полку дивизии.

На Западном фронте в составе 68-й армии участвовал в Смоленской стратегической операции – Ельнинско-Дорогобужской (28 августа – 6 сентября 1943 года) и Смоленско-Рославльской (15 сентября – 2 октября 1943 года) наступательных операциях.

С ноября 1943 года до конца войны 159-я стрелковая дивизия входила в состав 5-й армии.

В ее составе на Западном фронте А.А.Попов участвовал в Оршанской (12 октября – 2 декабря 1943 года) и Витебской (3 февраля – 13 марта 1944 года) наступательных операциях.

На 3-м Белорусском фронте участвовал в качестве наводчика, а затем командира расчета 45-мм орудия в Белорусской стратегической операции «Багратион» – Витебско-Оршанской наступательной операции (23 – 28 июня 1944 года), в ходе которой с участием 159-й стрелковой дивизии был освобожден город Витебск, Минской (29 июня – 4 июля 1944 года), Вильнюсской (5 – 20 июля 1944 года) и Каунасской (28 июля – 28 августа 1944 года) наступательных операциях.

В ходе Витебско-Оршанской операции командир орудия старший сержант А.А.Попов в районе села Мурашки Лиозненского района Витебской области 23 июня 1944 года при прорыве обороны противника своим орудием прямой наводкой уничтожил 2 ручных пулемета и 1 противотанковое орудие. В Вильнюсской операции 19 июля 1944 года на западном берегу реки Неман уничтожил пулеметную точку, рассеял и частично уничтожил до взвода пехоты, этим способствовал продвижению стрелковых подразделений.

Награжден медалью «За отвагу».

В Каунасской операции при прорыве вражеской обороны в районе Тауракеми 29 июля 1944 года под сильным артиллерийским огнем противника, старший сержант А.А.Попов, находясь на прямой наводке, подавил 1 противотанковое орудие, уничтожил 2 ручных и 1 станковый пулемет. Продвигаясь в боевых порядках пехоты, умело руководил огнем орудия, поддерживая пехоту. Уничтожил 3 станковых и 2 ручных пулемета, до 25 солдат противника, чем содействовал успеху наступающих частей. Награжден орденом Красной Звезды.

За особое отличие в Каунасской операции был представлен к званию Героя Советского Союза.

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

В период наступательных боев против немецко-фашистских захватчиков с 5 по 17 августа 1944 года тов. Попов проявил мужество и геройство.

5.08.1944 года в районе деревни Жегле против нашей наступающей пехоты немцы бросили в контратаку до 15 танков. Тов. Попов встретил приближающиеся танки огнем своего орудия и 3 из них уничтожил. Контратака была отбита.

7.08.1944 года в районе деревни Карнишки немцы перешли в контратаку силою до 20 танков и до роты пехоты. Тов. Попов вступил в неравный бой и прямой наводкой уничтожил 4 танка (из них 3 «Тигра»). Контратака при поддержке меткого огня орудия тов. Попова снова была отбита.

16.08.1944 года противник крупными силами пехоты перешел в контратаку. Тов. Попов обрушил на противника меткий огонь своего орудия и прямой наводкой расстрелял до 100 немецких солдат, уничтожил 2 пулемета, 2 автомашины и 1 противотанковое орудие. Контратака в районе Ашмонишки при поддержке орудия тов. Попова успешно была отбита.

17.08.1944 года при выходе на государственную границу в районе деревни Байорайце прямой наводкой уничтожил 3 станковых пулемета, подавил огонь минометной батареи и расстрелял до 70 солдат противника, чем способствовал нашим стрелковым подразделениям успешно подойти к границе.

За героизм, храбрость и мужество, проявленные в боях за Родину, достоин правительственной награды – присвоения звания «Герой Советского Союза».

Командир 597 артполка Герой Советского Союза гвардии подполковник Осипов

В дальнейшем на 3-м Белорусском фронте А.А.Попов участвовал с 16 по 23 октября 1944 года на территории Восточной Пруссии (ныне Калининградская область) в Гумбинненской наступательной операции; в 1945 году участвовал в Восточно-Прусской стратегической операции – Инстербургско-Кенигсбергской (13 – 27 января 1945 года) и Земландской (13 – 20 апреля 1945 года) наступательных операциях.

13.10.1832 - ??.??.1896 (≈63 года)
186 лет со дня рождения
≈122 года со дня смерти

Источники информации:
Санкт-Петербургская губерния глазами художников: (из коллекции филокартиста С.И.Семеновой). - СПб.: Б. и., 1995. – С. 25.
Мурашова Н. В. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Южное Приладожье: Кировский и Волховский районы / Н. В. Мурашова, Л. П. Мыслина. – СПб.: Алаборг, 2009. - С. 208, 216.
Мурашова, Н. В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: ист. справ. / Нонна Мурашова. - СПб. : Выбор, 2005. – С. 347.
Самойлова И. Сквозь призму художественного видения [Электронный ресурс / И. Самойлова // Старая Ладога. – Режим доступа: WWW.URL: http://www.oldladoga.ru/?sql_db=ladoga1250&sql_table=_tree&id=228&parent=11&level=2. - 13.12.2011.

Живописец-жанрист и портретист. В 1846 - 1858 г.г. учился в Петербургской Академии Художеств. Попов пользовался поддержкой общества поощрения художников. Его картина «Демьянова уха» (на сюжет басни Крылова) на академической выставке 1857 г. произвела большое впечатление на публику. В 1860 г. явилось лучшее из всех произведений Попов: «Склад чая на Нижегородской ярмарке», за которое, Академия наградила его званием классного художника 1 степени и большой золотой медалью. В 1860-е годы путешествует. Срок своего заграничного пенсионерства Попов провел в Париже и в Риме.

Гостил в усадьбе Успенское (Старая Ладога, Волховский р-н) у А. Р. Томилова, где написал картину «Березовая аллея в Успенском» (1852). Автор картины «Народная сцена на ярмарке в Старой Ладоге» (1853).




Top