Русские композиторы 21 века и их произведения. О проекте

Диск, который вы держите в руках, по своему уникален. Впервые за четветрь века на одном диске собраны сочинения московских композиторов среднего поколения, чьи сочинения во многом определяют лицо сегодняшней российской музыки. При всей стилистической разнице, этих авторов объединяет и то, что четверо из них — профессора Московской консерватории, и то, что все эти сочинения записаны ансамблем, с которым они долго и плодотворно сотрудничают. Это «Студия Новой музыки» под управлением Игоря Дронова. Специально для этого ансамбля написаны сочинения Юрия Воронцова и Владимира Тарнопольского. Все сочинения издаются на компакт-диске впервые.

Владимир Тарнопольский
Чевенгур для голоса и ансамбля на тексты Андрея Платонова (2001)

Чевенгур написан по заказу Westdeutsche Rundfunk и посвящен его первым исполнителям - Светлане Савенко, Игорю Дронову и ансамблю «Студия Новой музыки». Для меня Платонов является одним из самых великих русских писателей. Он с пронзительной достоверностью отразил стихийный иррационализм русского сознания и всей русской истории ХХ века. Глубокий экзистенциальный надлом запечатлен в его романе не только на уровне сюжета, но и в самой структуре языка - каждое платоновское слово предельно вещно, оно рождается через преодоление колоссального сопротивления инертной языковой материи.

Следуя за Платоновым, я пытался преодолеть клишированность тембровых амплуа инструментов, сочиняя новые, неклассические спектры звучаний. Для меня было важно преодолеть разделительный рубеж между словом, голосом и инструментальным тембром, чтобы инструменты «говорили», а голос звучал как инструмент, чтобы фонемы слов свободно распределялись между ними.

Мне хотелось воссоздать платоновскую идею одушевления вещи («живой» платоновский паровоз) и воспроизвести моменты полного слияния человека с работающим механизмом. Я искал возможность передать музыкальными средствами платоновское ощущение вселенской потерянности и тоски, подобной той, что слышится в заключительной quasi-солдатской песенке «… и стыдно жить, и грустно уми-рать». Эти слова Платонова стали для меня своеобразной формулой всей нашей истории.

Владимир Тарнопольский

Фарадж Караев
Три багатели (2003)

Три багатели представляют собой не более, чем… Три багатели. Легкие концертные пьесы, написанные за несколько жарких дней августа 2003-го, имеют одинаковое количество тактов с одинаковой сменой метра и одинаковую quаsi-гармоническую «сетку». Это своеобразные орнаментальные вариации, каждая из которой могла бы иметь название 1. Нормальные legati, 2. Странные glissandi и 3. Веселые staccati. В коде движение выходит за рамки формы, принимая все более невнятные очертания - вплоть до полной бессмыслицы.

Фарадж Караев

Юрий Воронцов
Buffatore (2011)

Buffatore переводится с итальянского, как стеклодув. Идея сочинения родилась из мимолётного эпизода, случившегося во время путешествия по Италии не-сколько лет назад. В Венеции мы с женой были лишь один день. Стояла осень. Кажется, была середина октября. Весь день лил дождь. Вода была абсолютно везде. Маленькая мастерская венецианского стеклодува поразила господством двух других стихий - огня и воздуха. Чудо рождения хрупкого стекла сопровождалось скрежетом раздуваемых мехов, шквальными порывами пламени, лязгом множества металлических приспособлений и играючи выполненной тяжёлой физической работой Мастера.

Юрий Воронцов

Александр Вустин
Credo (2004)

Credo для инструментального ансамбля с солирующим фортепиано написано в 2004 по заказу французского издательства Le Chant du Monde для концерта, посвященного 75-летию со дня рождения Эдисона Денисова. Я, однако, не стремился в этом сочинении воспроизводить черты стиля ЭД, скорее это некий разговор с ним с «собственных позиций». Это небольшая, в пределах 10 минут, пьеса-высказывание, своего рода символ творческой веры. В конце, на гребне развития, возникает тембр басовой электрогитары. Credo посвящено первым исполнителям — Михаилу Дубову и Алексею Виноградову в память об Эдисоне Денисове.

Александр Вустин

Юрий Каспаров
Посвящение Онеггеру для 9-ти исполнителей (2005)

Посвящение Онеггеру - достаточно необычная для меня пьеса. Необычная хотя бы тем, что в ней я принципиально использовал не собственный тематический материал. Что-то подобное я делал, когда писал пьесу «Дьявольские трели». Но это было в 1990 году, и тогда моей основной задачей было написать что-то такое, чем не знакомый с современной музыкой советский слушатель был бы заинтригован и увлечен. В 2005 году я, конечно, ставил уже совершенно другую задачу. Мое обращение к Онеггеру не случайно. Это не только потому, что я люблю его музыку. Его книга «Я - композитор» и его статьи, пессимизм Онеггера, его ум и его язвительный юмор также произвели на меня сильное впечатление в годы моего музыкального становления.

Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.

О каждом из этих знаменитых людей можно рассказывать много, у всех не простые, а порой и трагические судьбы, но в данном обзоре мы постарались дать только краткую характеристику жизни и творчества композиторов.

1. Михаил Иванович Глинка

(1804-1857)

Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила». 1887г., художник Илья Ефимович Репин

«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.»

Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.

Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировоззрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени — В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером.

Успех пришел к М.И.Глинке в 1836 году, после постановки оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера.

В.Ф.Одоевский охарактеризовал оперу «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки».

Вторая опера — эпическая «Руслан и Людмила» (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями, и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.

Цитата о М.И.Глинке: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская». П.И.Чайковский

Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.

2. Александр Порфирьевич Бородин

(1833-1887)

Александр Порьфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачом, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием.

Родился в Санкт-Петербурге, с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и химии.

А.П.Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования.

На формирование А.П.Бородина влияние оказало творчество М.И. Глинки (как впрочем на всех русских композиторов 19-го века), а импульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события — во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой Е.С.Протопоповой, во-вторых, встреча с М.А.Балакиревым и вступление в творческое содружество русских композиторов, известного как «Могучая кучка».

В конце 1870-х и в 1880-х А.П.Бородин много путешествует и гастролирует в Европе и Америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца 19-го века.

Центральное место в творчестве А.П.Бородина занимает опера «Князь Игорь» (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков). В «Князе Игоре», на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора — мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины.

Несмотря на то, что А.П.Бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество очень разноплановое и он считается одним из отцов русской симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.

Цитата о А.П.Бородине: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой». В.В.Стасов

Интересный факт: Именем Бородина названа химическая реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающая в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.

3. Модест Петрович Мусоргский

(1839-1881)

«Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной.»

Модест Петрович Мусоргский — один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член «Могучей кучки». Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.

Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в «Могучую кучку».

Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире.

Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.

В жизни Мусоргского было все — и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием.

Последние его годы были тяжелыми — жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами.

Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.

Цитата о М.П.Мусоргском: «Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский» Н. К. Рерих

Интересный факт: В конце жизни Мусоргский, под давлением «друзей» Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову.

4. Петр Ильич Чайковский

(1840-1893)

«Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать.»

Пётр Ильич Чайковский, пожалуй самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.

Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения.

Чайковский — один из первых русских композиторов-«профессионалов» — теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории.

Чайковского считали «западным» композитором, в противопоставлении народным деятелям «Могучей кучки», с которыми у него были хорошие творческие и дружеские отношения, однако его творчество не менее пронизано русским духом, ему удалось уникально соединить западное симфоническое наследие Моцарта, Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.

Композитор вёл активную жизни — был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке.

Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым, восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев — все эти настроения менялись в нём достаточно часто, будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.

Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского — сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах — опера, балет, симфония, камерная музыка. А содержание музыки Чайковского универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовной жизни.

Цитата композитора: «Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом — из разнообразия в единстве.»

«Большой талант требует большого трудолюбия.»

Цитата о композиторе: «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его» А.П.Чехов

Интересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.

5. Николай Андреевич Римский-Корсаков

(1844-1908)


Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Глазунов со своими учениками М.М.Черновым и В.А.Сениловым. Фото 1906 г

Николай Андреевич Римский-Корсаков — талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.

Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. И опять благодаря М.А.Балакиреву, организатору «Могучей кучки», который ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора.

Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы — 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк — при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии.

Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище «сказочник».

Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей — Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.

Цитата о композиторе: «Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима». Мстислав Ростропович

Факт о композиторе: Первый урок контрапункта Николай Андреевич начал так:

— Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя — стать вам ненужным…

Многим из нас удалось без машины времени попасть из 20 века в 21-й. Как говорится, мы живем на стыке двух столетий. Поэтому, ведя разговор о том, кто такие современные композиторы и к какому столетию их относить, надо это учитывать. Совсем недавно современностью считался 20-й век. Но когда наступил 21-й, предыдущее столетие автоматически стало прошлым.

Терминология

Прежде чем начать разговор о заявленной теме, следует определиться с необходимой терминологией. Во-первых, что такое классическая музыка как таковая? Во-вторых, кто такие современные композиторы? Поможет разобраться в этих вопросах интересное мнение Стивена Фрая. Его книги по истории классической музыки настолько восхитительны, что порой невозможно от них оторваться. Он очень четко и предельно ясно дает определения поставленным вопросам.

Классическая музыка. Если рассматривать этот термин в узком смысле слова, то становится ясно, что он относится к достаточно короткому периоду классицизма, господствовавшему с 1750 по 1830 годы. В широком смысле классической называют любую серьезную музыку, предполагающую наличие внимания для прослушивания и некоторых эмоциональных усилий.

Современные композиторы. Принято считать, что классическая музыка прошла испытание временем. Соответственно, как она может быть современной? Некая метамарфоза как раз и произошла тогда, когда мы перешли в 21-й век, оставив в прошлом 20-й. Вот и получилось, что современные композиторы-классики относятся к 20 столетию. Как же быть тогда с классической музыкой в 21 веке? Здесь как раз имеется в виду, что она употребляется в широком смысле слова - как серьезная музыка, заставляющая мыслить и требующая неких эмоциональных усилий.

Великие русские композиторы 20 века. Список

Приведенный ниже список выстроен не в хронологическом, а в алфавитном порядке. Безусловно, из него можно выделить а можно указать особо выдающихся. Но так как все эти личности - ярчайшие представители своего века, их можно смело назвать так - великие современные композиторы 20 века. Перечислены не просто композиторы, родившиеся на рубеже 20 века. Их произведения в этот период времени были уже известны, или их расцвет творчества пришелся на 20 столетие.


Зарубежные композиторы 20 века. Список

Русские композиторы 21 века

Невозможно отнести некоторых создателей музыки к определенному столетию. Ведь многие произведения современных композиторов вышли в свет и заслужили достойного внимания как в 20 веке, так и в 21. Особенно это касается ныне живущих композиторов, которые успели прославиться своими высокохудожественными творениями в прошлом столетии и продолжают сочинять музыку в нынешнем. Речь идет о Родионе Константиновиче Щедрине, Софии Асгатовне Губайдулиной и других.

Однако есть и малоизвестные русские композиторы 21 века, которые создали прекрасные композиции, но их имена не успели стать популярными.

  • Батагов Антон.
  • Бакши Александр.
  • Екимовский Виктор.
  • Карманов Павел.
  • Коровицын Владимир.
  • Маркелов Павел.
  • Мартынов Владимир.
  • Павлова Алла.
  • Пекарский Марк.
  • Савалов Юрий.
  • Савельев Юрий.
  • Сергеева Татьяна.

Данный список может быть значительно расширен.

О композиторах-современниках

Пекарский Марк (р. 1940). Прославился своим ансамблем ударных инструментов. Атмосфера на его концертах располагает к смеху, так как композитор в процессе исполнения музыки (и в перерывах) может удачно шутить.

Мартынов Владимир (р. 1946) - композитор-минималист. В нем сочетается религиозность и "продвинутость". Современный мэтр серьезной музыки способен многое передать минимальными средствами.

Екимовский Виктор (р. 1947). Обращают на себя внимание его программные сочинения с яркими названиями. Это "В (музыка написана для флейт и фонограммы), "Сиамский концерт" (предназначенный для двух фортепиано), "Сублимации" (для симфонического оркестра), "27 разрушений" (для ударных инструментов) и многие другие.

(р. 1951). В ее произведениях чувствуется влияние музыки А.Скрябина. Много полета, колебаний, огня. Второй фортепианный концерт привлекает к себе внимание слушателей своим динамичным развитием и внезапным финалом, который переносит слушателя в средневековье, а затем возвращает его обратно.

Павлова Алла (р. 1952) - композитор-эмигрант. В настоящий период времени проживает в Америке. Ее музыка мелодичная и одновременно грустная и печальная. Она написала шесть симфоний в минорных тональностях, которые являются целыми трагедиями.

Как видим, музыка современных композиторов разнообразна, удивительна и привлекательна. Многие из создателей любят эксперименты, ищут новые формы. К таковым относится Бакши Александр (р. 1952). Среди его сочинений особо выделяется "Безответный звонок", написанный для скрипки, 6-7 мобильных телефонов и струнного оркестра.

Маркелов Павел (р. 1967). Одно из его излюбленных направлений - это духовная музыка. Он написал симфонии для оркестра, сонаты-верлибры для рояля, 20 колокольных симфоний.

Детские современные композиторы

Яркими представителями являются Юрий Савалов, Владимир Коровицын, Юрий Савельев.

Юрий Савалов был талантливым композитором, прекрасным педагогом и замечательным аранжировщиком. Увлеченно руководил оркестром в ДМШ. Он был и хорошим исполнителем. Играл на клавишных и духовых инструментах. Каждая из девяти его пьес для фортепиано имеет подзаголовок: "Мама", "Признание", "Ветер странствий", "Вдохновение", "Бал в замке принца", "Прелюдия", "Марш", "Вальс", "Колыбельная". Все они очень интересные, разнохарактерные и красивые.

Владимир Коровицын родился в 1955 году. Его творчество составляет музыка, написанная в разных романсы, духовные произведения, написанные для хора, камерного и симфонического оркестра. Для детей он написал сборник детских песен под названием "Радуйся солнцу" и "Детский альбом" для фортепиано. Пьесы являются прекрасным пополнением репертуара учеников. Названия пьес точно отображают их характер и настроение: "Дюймовочка", "Деревянные башмаки", "Вариации мужичок с гармошкой", "Емеля на печке едет", "Грустная принцесса", "Девичий хоровод".

Песни для детей

Детские песни современных композиторов наполнены оптимизмом и жизнерадостностью. Несмотря на то что некоторые из них были созданы полвека назад, они остаются не только актуальными, но и являются достаточно современными. Самыми считаются В. Шаинский, И. Дунаевский, Д. Кабалевский, Г. Гладков. Их веселые и задорные песни мы с большим удовольствием слушаем, напеваем сами и вместе с детьми.

Не все знают, что именно Г. Гладкову принадлежат мелодии из таких популярных фильмов и мультфильмов, как "Красная шапочка", "Про Федота-стрельца", "Дети капитана Гранта", "По щучьему веленью", "Пластилиновая ворона" и других.

Еще один легендарный создатель современных песен для детей - В. Шаинский. Их у него свыше трехсот. Достаточно послушать "Голубой вагон", "Хрюшку", "Чунга-Чангу", "Антошку" и многие другие, чтобы понять, насколько это талантливый композитор.

Итак, современными композиторами принято считать не только ныне живущих или недавно ушедших из жизни композиторов 21 века, но и мэтров 20 столетия. И те и другие создали разножанровую и разнохарактерную музыку, заслуживающую внимания со стороны слушателей и музыковедов.

Среди этих мелодий найдётся мотив под любое настроение: романтичное, позитивное или тоскливое, чтобы расслабиться и ни о чём не думать или, наоборот, собраться с мыслями.

Ludovico Einaudi

Итальянский композитор и пианист работает в направлении минимализм, частенько обращается к эмбиенту и умело сочетает классику с другими музыкальными стилями. Широкому кругу он известен по атмосферным композициям, ставшим саундтреками к фильмам. Например, вы наверняка узнаете музыку из французской ленты «1+1», написанную Эйнауди.



Филип Гласс/Philip Glass


Гласс — одна из самых спорных личностей в мире современной классики, которую то возносят до небес, то критикуют в пух и прах. Он полвека играет в собственной группе Philip Glass Ensemble и написал музыку к более чем 50 кинолентам, включая «Шоу Трумана», «Иллюзиониста», «Вкус жизни» и «Фантастическую четвёрку». Мелодии американского композитора-минималиста стирают грань между классической и популярной музыкой.



Макс Рихтер/Max Richter


Автор множества саундтреков, лучший кинокомпозитор 2008 года по версии Европейской киноакадемии и постминималист. Покорил критиков с первого альбома Memoryhouse, в котором музыка Рихтера накладывалась на чтение поэзии, а в последующих альбомах использовалась и художественная проза. Помимо написания собственных эмбиент-композиций, аранжирует произведения классиков: «Времена года» Вивальди в его обработке возглавляли чарты классической музыки iTunes.



Джованни Марради/Giovanni Marradi


Этот создатель инструментальной музыки из Италии не связан с нашумевшим кино, но и без того известен как композитор, виртуоз и опытный преподаватель игры на фортепиано. Если описать музыку Марради двумя словами, то это будут слова «чувственно» и «волшебно». Его творения и каверы понравятся тем, кто любит ретро-классику: в мотивах сквозят ноты прошлого века.



Ханс Циммер/Hans Zimmer


Известный кинокомпозитор создал музыкальное сопровождение для множества кассовых фильмов и мультиков, среди которых «Гладиатор», «Пёрл-Харбор», «Начало», «Шерлок Холмс», «Интерстеллар», «Мадагаскар», «Король лев». Его звезда красуется на голливудской «Аллее славы», а на его полочке стоят «Оскар», «Грэмми» и «Золотой глобус». Музыка Циммера такая же разная, как и эти фильмы, но независимо от тональности она берёт за живое.



Джо Хисаиси/Joe Hisaishi


Хисаиси — один из самых известных японских композиторов, получивший четыре награды Японской киноакадемии за лучшую музыку к фильму. Он прославился благодаря написанию саундтрека к аниме Хаяо Миядзаки «Навсикая из долины ветров». Если вы поклонник творений студии «Гибли» или лент Такеши Китано, то наверняка восхищаетесь музыкой Хисаиси. Она по большей части лёгкая и светлая.



Олафур Арнальдс/Ólafur Arnalds


Этот исландский мультиинструменталист просто мальчик по сравнению с перечисленными мэтрами, но к своим 30 годам он успел стать признанным неоклассиком. Записал сопровождение к балету, получил премию BAFTA за саундтрек к британскому сериалу «Убийство на пляже» и выпустил 10 студийных альбомов. Музыка Арнальдса напоминает суровый ветер на пустынном морском берегу.




Самые известные произведения Ли Ру Ма — Kiss the Rain и River Flows in You. Корейский нью-эйдж-композитор и пианист пишет популярную классику, понятную слушателю на любом континенте, с любым музыкальным вкусом и образованием. Его лёгкие и чувственные мелодии для многих стали началом любви к фортепианной музыке.



Дастин О’Хэллоран/Dustin O"Halloran


Американский композитор интересен тем, что не имеет музыкального образования, но при этом пишет приятнейшую и достаточно востребованную музыку. Мелодии О’Хэллорана использовались в Top Gear и нескольких фильмах. Пожалуй, самый удачный альбом саундтреков получился к мелодраме «Как сумасшедший».



Режис Кампо (Régis Campo, 1968 г.р.) – один из самых успешных французских композиторов среднего поколения. Ученик Жерара Гризе в Парижской консерватории, он с 1992г. по 1996г. регулярно консультировался с Эдисоном Денисовым и считает его одним из своих наставников. Стиль Режиса Кампо не поддаётся устоявшимся определениям и неслучайно заслужил репутацию маргинального. Его каталог насчитывает более […]

Статья написана Юрием Каспаровым специально для портала сайт Сегодня мало кто представляет себе музыкальную культуру Армении, хотя она была и остаётся великой, как и любая культура страны с многовековой историей! Вряд ли есть смысл перечислять имена армянских композиторов-классиков – они известны далеко за пределами музыкального мира. Наверное, последним широко известным армянским композитором следует считать […]

Ашот Зограбян – композитор старшего поколения, он родился в 1945 году. Вся его жизнь связана с родным Ереваном, столицей Армении. Он окончил Ереванскую государственную консерваторию им. Комитаса, и в настоящий момент Ашот Зограбян – профессор этой консерватории с почти 40-летним стажем. Он учил многому разному – в частности, теории музыки и оркестровке, но в настоящее время сосредоточен на обучении тонкостей композиторского ремесла.

Ольга Озерская родилась 1 ноября 1979 в Махачкале. Мама Оли хоть и не имела музыкального образования, но прекрасно пела, причём могла напеть практически любую песню или тему из оперы, симфонии, концерта. Она очень любила слушать классическую музыку и сумела привить дочери любовь к ней. Конечно, она мечтала отдать дочь в музыкальную школу в класс фортепиано. Папа […]

Французский композитор Николя Бакри (1961 г.р.) закончил парижскую консерваторию в 1983г. (преподаватели – Серж Ниг и Мишель Филиппо). Лауреат Римской премии, с 1983г. по 1985г. он жил и работал на Вилле Медичи. Если его ранние опусы (с 1-го по 20-й) написаны в пост-серийной технике, то к концу 1980-х годов он постепенно приходит к «чувству […]

Композитор Дмитрий Тимофеев родился 27 марта 1983 года в Ленинграде. Был слушателем «Первой международной академии молодых композиторов в городе Чайковском», где учился у Франка Бедросяна, Пьерлуиджи Биллоне и Дмитрия Курляндского (Чайковский, 2011). Посещал мастер-классы композитора и дирижёра Энно Поппе, композиторов и профессоров Владимира Тарнопольского и Юрия Каспарова (Москва, 2012). В том же году был […]

Композитор Вера Иванова родилась и жила в Москве, в Лондоне (2000-2001), а последние четырнадцать лет живет и работает в США (с 2003г.). Она закончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского по классу композиции профессорa Р.С. Леденевa и аспирантуру (класс профессорa А.В. Чайковского). В дальнейшем Вера получила аспирантский диплом МГК и Guildhall School of Music […]

Ольга Бочихина родилась в Кирове в 1980 году. Музыка с детства привлекала ее и сложилось так, что начиная с музыкальной школы с ней занимались творческие люди, любящие свою профессию. Бережно вводили они своих учеников в незнакомый и таинственный мир музыки, и оказывалось, что этот выбранный путь, — навсегда. Первой учительницей Ольги была Галина Владимировна […]

Ян Робен родился в 1974 году, закончил Парижскую консерваторию в классе композиции Фредерика Дюрьё (Frédéric Durieux) и Микаэля Левинаса (Michaël Lévinas). В 2006-2008 гг. прошёл курс музыкальной информатики в ИРКАМе, там же участвовал в разработке программы Omax в 2008-2009 гг. Ян Робен – основатель Ансамбля Multilatérale и франко-итальянского фестиваля Controtempо. Один из самых исполняемых композиторов […]

Баласагын Мусаев родился 28 октября 1988 года, в городе Нарын, Кыргызстана. Первым учителем музыки стала подруга его мамы — Анара Тулокабылова. Именно она привила Баласагыну любовь к фортепиано и дала добрый совет поступить в музыкальную школу имени П. Шубина. Вскоре он поступил на фортепианное отделение этой школы в класс преподавателя Т. Рябихиной. Пятилетнюю программу […]

Настасья Хрущева (родилась в 1987 году) считает, что время больших композиторских нарративов прошло, но это не «конец времени композиторов», а «время седой лисички». При этом сама музыку писать не перестает, а игру своих похожих одно на другое сочинений часто сопровождает чтением манифестационных текстов. В них обычно, где утверждаются права музыки медленной и неправильной, музыки […]

Творчество Рафаэля Сендо (1975 г.р.) является самым ярким образцом «музыки перенасыщения» — течения, возникшего во французской музыке в середине 2000 годов. Рафаэль Сендо родился в Ницце в 1975 году. В 19 лет переехал в Париж для «серьёзных» занятий музыкой. Играл на клавишных в рок-группе Génération Chaos. В 2000-2003гг. учился в Парижской консерватории на композиторском […]

Композитор Николай Хруст родился в Москве в 1982 году. Учился в Гнесинском училище и закончил его в 2000-м году. В 2007 году с отличием окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, а в 2010, — её аспирантуру, как композитор (класс профессора Владимира Тарнопольского). На вопросы нашего корреспондента Натальи Бонди, почему Николай решил стать […]

Наталья Прокопенко родилась в городе Щёлкове Московской области. В 2010 г. окончила с отличием композиторский факультет МГК им. П.И.Чайковского, в 2013 г. — аспирантуру МГК им. П.И.Чайковского, класс проф. Ю.В.Воронцова. В 2011 году Наталья Прокопенко принята в Союз композиторов России. Является лауреатом Первого Всероссийского конкурса композиторов YouTube (2010), лауреатом Четвертого Международного молодежного композиторского конкурса «Шаг […]

Композитор Евгения Бриль родилась в Москве в 1989 году. Родители посчитали обязательным, чтобы дочь могла играть на фортепиано и Женя стала заниматься в Гнесинском училище и, совершенно случайно, закончила его, как пианистка. Причем, следует отметить, что ни она, ни ее родители даже мысли не держали о том, что Женя когда нибудь станет музыкантом, а […]

Композитор Антон Светличный родился, получил образование и по сей день живет в городе Ростове-на-Дону. Здесь он закончил училище искусств, которое теперь называется колледж, и Ростовскую Государственную консерваторию им.С.В. Рахманинова в классе Виталия Ходоша. После окончания консерватории Антон Светличный — участник Всероссийского семинара молодых композиторов под руководством В. Екимовского (Москва, 2004‐2006), Всероссийского семинара по нетрадиционным […]

Композитор Рачья Есаян родился 29 мая 1988 года в Москве в очень музыкальной армянской семье. Родители уделяли большое внимание ребенку. Он получил хорошее образование, знание нескольких языков. Прошел серьезную школу любимой им с детства скрипки и был воспитан глубоко верующим и почитающим христианские идеи человеком. С 1995 по 2003 годы Рачья учился в общеобразовательной школе […]

Французский композитор Франк Бедросян (1974 г.р.) закончил парижскую консерваторию в 2003г., где учился у Жерара Гризе и Марко Строппа. В 2002-2003гг. прошёл курс композиции и музыкальной информатики в ИРКАМе, где его педагогами были Филип Лёру, Филип Манури, Брайан Фернехоу и Тристан Мюрай. Брал уроки у Хельмута Лахенмана на курсах в Центре Акант в 1999г. […]

Михаил Пучков родился 5 сентября 1984 года в Москве в семье программистов-математиков. С детства занимался фортепиано, в 9 лет начал сочинять. Учился в школе №23 им. А.Н. Скрябина. Первым учителем композиции стал А.А. Тихомиров, искусно выведший творчество Михаила из узких жанровых и тональных рамок. В результате одна из первых детских пьес уже не имела […]

Композитор Анна Поспелова родилась 10 февраля 1986 года в городе Москве. Музыка с детства привлекала её, и уже к 2002 году Аня закончила Детскую музыкальную школу им. А. Н. Скрябина по классу фортепиано. Педагогом по специальности у неё была В.Ю. Стурцель – заслуженный работник культуры РФ, ученица Якова Флиера. Теоретические предметы преподавала Л. А. […]




Top