Русские музыкальные инструменты балалайка. Как и когда появилась балалайка
П риветствую Вас, мои дорогие читатели! Если заглянули на эту страничку, значит Вы – люди любознательные, а я очень уважаю любознательных. Кто я? Я – Старик Граммофон. Я знаю много интересных историй. Мы, старики, любим поболтать! Вот и я хочу рассказать Вам одну историю…
О балалайке! Что это Вы нахмурились? Скучно, говорите… Ну тогда скажите-ка мне, почему вот уже почти 70 лет в США действует запрет на продажу русской балалайки? Почему, когда заморские туристы представляют себе Россию, в их воображении рисуется этакий бурый медведь с балалайкой? Почему непременно с балалайкой?! Скажете, это вроде национального колорита. Колорит-то он, конечно, колорит. Да только не все так просто, как кажется на первый взгляд. Что, мои друзья, уже интересно стало? Ну, тогда читайте и слушайте.
История балалайки насчитывает почти три столетия. Известно, что к концу XVIII века она была одним из самых любимых инструментов русского народа. Но существовала ли балалайка в России до XVIII века? Как, когда и откуда она появилась? Неизвестно. Многие ученые мужи сходятся на том, что балалайка произошла от домры, которую русские переняли от восточных племен, выходцев из Азии. На какое-то время домра сделалась любимым инструментом бродячих музыкантов-затейников скоморохов с их бытовым, народно-сатирическим репертуаром. Церковь очень враждебно относилась к домре, рассматривая все народные инструменты, а в особенности инструменты струнные, как "сосуд Диавола" и "бесовские игры" . Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине XVII века приняло характер их массового уничтожения. Эта многовековая борьба привела к тому, что к началу XVIII века домра была совершенно забыта. Но, в то же самое время, появилась балалайка и заняла прочное место в народном творчестве. Как же так? Откуда вдруг? На самом деле, домра народом не была брошена, она только замаскировалась под другим названием, несколько видоизменилась и упростилась. Инструменту, который был предан гонению церковью и властями, хитрюга-народ сначала переменил название, дав новое, обозначающее предмет для забавы и развлечения. Затем, так как приходилось это музыкальное орудие изготовлять домашними средствами и наскоро, то для упрощения работы корпус начали сколачивать не полукруглым как у домры, а обрезанным снизу, а потом и вовсе треугольным из простых дощечек. Кроме того, на балалайку перенесен был и старинный русский прием игры – бряцание по струнам кистью руки. Поэтому инструмент и стал называться "брунькой" , "балабайкой" , "балалайкой" . Так из азиатской домры получилась русская балалайка . Но некоторые ученые приписывают балалайке другое – татарское происхождение. Они считают, что балалайка была изобретена самими русскими во время татарского владычества или была заимствована от татар. Татарское слово "балалар" в переводе на русский язык означает "дети" . Если к нему приставить типично русское окончание "-ка" , то полученное слово "балаларка" уж очень становится похоже на "балалайку" . Однако если согласиться с этой версией о татарском происхождении инструмента, то получается, что балалайка появилась в России не в XVIII веке, а, по крайней мере, лет на 400 раньше!
В общем, вопрос о происхождении балалайки оказался сложным и запутанным. В начале XIX века по популярности балалайки был нанесен удар распространением в России семиструнной русской гитары. Начался процесс постепенного исчезновения балалайки из народного музыкального быта. Затем серьёзный ущерб популярности балалайки был нанесен "голосистой тальянкой" (разновидность гармони), тоже широко распространившейся в России в середине XIX века. Конечно, балалайка не исчезла совсем из музыкального обихода народа, но ее популярность продолжала падать.
Неизвестно, как бы сложилась судьба балалайки, не окажись на ее пути страстного любителя русской народной музыки Василия Васильевича Андреева. Именно с него начинается второе рождение балалайки и начало расцвета национальной инструментальной музыки.
Василий Васильевич Андреев (1861–1918) – выдающийся патриот России, реформатор русских народных инструментов, создатель и руководитель первого Великорусского оркестра, педагог, композитор, дирижер, исполнитель-виртуоз на балалайке и гармонике. Происходил из старинного дворянского рода. С ранних лет был увлечен фольклорной музыкой и самоучкой играл на многих инструментах. Услышав летом 1883 г. в своем имении Марьино в Тверской губернии игру балалечника-самородка Антипа, В.В. Андреев был поражен богатыми возможностями примитивного инструмента и загорелся идеей его усовершенствования. Уже в следующем году он отважился выступить в качестве солиста-балалаечника в благотворительном концерте в Самаре, а в 1886 г. с новой, улучшенной им балалайкой дебютировал в Петербурге в зале Благородного собрания. Незаурядная одаренность и обаяние в сочетании с аристократическим лоском быстро превратили В.В. Андреева в кумира великосветских салонов и законодателя мод. В 1887 г. им был организован «Кружок любителей игры на балалайках» . Выступление этого Кружка в зале Городского Кредитного общества в Петербурге 20 марта 1888 г. стало первым в истории Андреевского оркестра. В результате его неутомимой и бескорыстной педагогической деятельности в войсках, железнодорожных училищах, на курсах сельских учителей - балалайки и домры распространились по всей России, а вместе с инструментами возвращались и народные песни.
Благодаря триумфальным гастролям Кружка, а затем Великорусского оркестра в странах Европы и США, русские инструменты завоевали популярность далеко за пределами России. В 1892 г. во Франции В.В. Андреев был избран почетным членом Французской академии искусств. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже был награжден Орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью Выставки. В 1913 г. ему пожалован титул надворного советника, а в 1914 г. – звание . Делу возрождения народных инструментов В.В. Андреев отдал не только все свое состояние, но и всю жизнь. Умер В.В. Андреев в ночь на 26 декабря 1918 г. Последними его слушателями были бойцы Уральского фронта.
Одним из самых знаменитых исполнителей-балалаечников, слава о котором гремела по всему миру был Борис Сергеевич Трояновский (1883–1951) . Его называли "русским Паганини" , "королем балалайки" , "балалаечником Кубеликом" (в честь прославленного чешского скрипача-виртуоза и композитора Яна Кубелика). Он был основоположником современной школы виртуозного исполнительства на балалайке. С 1904 по 1911 гг. являлся солистом Великорусского оркестра Василия Васильевича Андреева. Много ездил по России, побывал за границей - в Германии, Англии, Франции, Америке... Ему рукоплескали Берлин, Лейпциг, Гамбург, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон. В Англии осенью 1909 г. Б.С. Трояновский был приглашен в замок Виндзор играть на балалайке в присутствии двух королей - английского и португальского, и произвел настоящий фурор. В 1910 г. Б.С. Трояновский снова посетил Англию, где познакомился с выдающейся французской актрисой Сарой Бернар и по ее приглашению, прервав на время гастроли в Англии, выезжал в Париж, где дал несколько концертов в ее театре. С 4 по 6 июня 1909 г. музыкант общался с великим писателем Львом Николаевичем Толстым в Ясной Поляне, играл для него на балалайке. Лев Николаевич очень тепло отозвался об игре Б.С. Трояновского. В Петербурге в зале городской Думы 17 апреля 1913 г. состоялся концерт, в котором принял участие и Б.С. Трояновский. Сборы от концерта пошли на поддержку экспедиции русского полярного исследователя лейтенанта Г.Я. Седова на Северный полюс. В 1914–1915 гг. за большие заслуги в деле пропаганды русской музыки Б.С. Трояновскому было присвоено звание «Солиста Его Императорского Величества» . В годы Первой мировой войны он много выступал на фронте перед русскими солдатами.
Но Б.С. Трояновский был не только прекрасным исполнителем на балалайке. Он талантливо делал обработки не только народных песен, но и классических произведений, которые входили в репертуар балалаечника и вместе с ним объехали полсвета, вызывая изумление и восторг публики. С огромным мастерством он сделал переложения «Пляски смерти» К. Сен-Санса, «Испанское каприччио» Н.А. Римского-Корсакова и др. После Октябрьской революции 1917 г. Б.С. Трояновский выступил одним из инициаторов создания в Москве первого профессионального ансамбля русских народных инструментов под управлением П.И. Алексеева. От этого коллектива ведет начало прославленный Государственный академический русский народный оркестр им. Н.П. Осипова. В годы Великой Отечественной войны Б.С. Трояновский жил в Ленинграде. В тяжелейших условиях блокады он не прерывал концертной деятельности, выступая на заводах, фабриках, в воинских частях. Концертная работа виртуоза-балалаечника продолжалась почти до самой его смерти в 1951 г.
Если Б.С. Трояновский вошёл в историю как мастер игры популярного народного репертуара, то Николай Петрович Осипов (1901 – 1945) с самого начала избрал другой путь – исполнение классического репертуара. Он был великолепным балалаечником. Полученное консерваторское образование по классу скрипки в Петербургской консерватории помогло ему, когда он окончательно оставил скрипку, найти свой особый почерк музыканта и внести в искусство игры на балалайке совершенно новое качество. Композитор М.М. Ипполитов-Иванов говорил, что «Осипов сделал в своих руках балалайку таким же совершенным инструментом, как скрипка» .
Возглавив оркестр русских народных инструментов в 1940 г., Н.П. Осипов стал руководителем – реформатором, смело выдвигал солирующие инструменты и активно вводил в состав оркестра совершенно новые инструменты, расширяя исполнительские возможности коллектива. Оркестр обрёл новое неповторимое лицо, засверкал новыми красками. Балалайка зазвучала не только в сопровождении русского народного, но и симфонического оркестра. Н.П. Осипов уделял особое внимание созданию для оркестра нового оригинального репертуара. В этот период появились композиторы, которые создали много интересных произведений "русского народного репертуара" . Среди них – Николай Павлович Будашкин (1910 – 1988) , который стал первым композитором, пишущим для народного оркестра. В 1945 г. Николая Петровича Осипова не стало. В 1946 г. оркестру было присвоено его имя.
Все эти замечательные люди не только возродили интерес к простому народному инструменту, – балалайке, – в России, но и прославили ее на весь мир, завоевав к ней любовь и уважение всего человечества! Поэтому удивителен тот факт, что уже почти 70 лет в США действует запрет на продажу балалаек.
История эта началась еще в 1940 г., когда тогдашний глава вашингтонской администрации Франклин Рузвельт подписал секретный указ о запрете балалаек на территории страны сроком на 10 лет. С тех пор декрет регулярно продлевается. В 2000 г. указом Президента Билла Клинтона запрет был распространен и на Аляску, которая являлась единственным штатом, где продажа была разрешена, т.к. балалайка на Аляске считается народным музыкальным инструментом. Во времена Ф. Рузвельта эти земли еще не имели статуса штата, поэтому запрет удалось обойти, благодаря лазейкам в законодательстве. Так что в США этот "экстремистский" инструмент до сих пор остается под запретом. Нынешний американский Президент Барак Обама 2 октября 2010 г. продлил табу до 2020 г. Правда, в наши дни запрет сохраняется в неполной форме. Играть на балалайке не запрещено, хотя для этого нужно иметь специальную лицензию. Не допускается массовая продажа этого инструмента и его промышленное изготовление. Поэтому книга Дж. Флинна «Как изготовить балалайку» , изданная в 1984 г. пользуется фантастической популярностью до сих пор и выдержала уже 9 переизданий! Простой американец, желающий насладиться звуками балалайки, может самостоятельно изготовить ее – купить балалайку в магазине будет невозможно, по крайней мере, еще десять лет.
Ох уж эти американские правители! Им бы еще запретить изготовление гитары, она ведь и размерами больше чем балалайка, и струн у нее целых шесть против трех… Смешно, право слово! Только ведь людей не обманешь. Хотят простые американцы слушать "русское банджо" – балалайку. И все тут! И ничего с этим не поделаешь, а запреты – они на то и запреты, чтобы их обойти. Вот и везут американцы из матушки-России под видом сувениров нашу балалайку! Ну и молодцы!
А балалайка, с ее древней историей, продолжает жить, всегда будет молодой и задорной, потому что она воплощает несгибаемый характер русского народа, ее хрустальный перезвон будит русские души от крепкого сна и забвения! Теперь, мои дорогие читатели, Вы поняли, почему именно балалайка у всех иностранцев является олицетворением русской культуры? А Вы говорите: «Медведи, балалайки…» . То-то же!
Материал подготовлен сотрудниками РГАФД
Cообщение про балалайку кратко поможет узнать много полезной информации об этом музыкальном инструменте.
Сообщение о балалайке
Балалайка - русский, белорусский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом треугольной формы.
История балалайки для детей
История этого музыкального инструмента корнями уходит далеко в глубину веков. Касательно места ее происхождения, то существует много документальных свидетельств на эту тему. Одни считают, что она была изобретена на Руси, другие, что балалайка произошла от домбры (народного инструмента киргиз–кайсаков), а третьи, что ее позаимствовали от татар. Неоднозначность вызывает и дата появления инструмента. Большинство музыковедов и историков придерживаются условной даты — 1715 год, хотя о ней упоминается в сведеньях 1688 года.
Предполагается, что балалайку изобрели крепостные, чтобы скрасить свою службу у помещика. Постепенно она распространилась среди скоморохов и крестьян, которые разъезжали по территории всейРоссии. Скоморохи выступали с балалайками на ярмарках, веселя народ, и зарабатывая тем самым себе на жизнь. Однажды великий князь Руси Алексей Михайлович издает указ, который повелевал собрать все музыкальные инструменты и сжечь их на костре, ибо нечего веселье распространять вместо работы. А тех, кто отказывался отдавать балалайки и прочие инструменты, было приказано отпороть и отправить в Малороссию в ссылку. Репрессии продолжались вплоть до смерти царя. Музыкальный инструмент оказался в забвении вплоть до середины XIX века. Редко в каких дворах звучала его мелодия.
Однажды Василий Васильевич Андреев, молодой дворянин, путешествуя по своему имению, услышал у своего дворового Антипа балалайку. Он поразился звучанием инструмента и решил сделать из него наипопулярнейший инструмент. Сначала Василий Васильевич сам научился играть на балалайке, а потом решил немного усовершенствовать звучание и отвез в Петербург к скрипичному мастеру Иванову. Работа была тяжелой и долгой. Новая балалайка превзошла все ожидания Андреева: внешний вид, звучание и мелодичность завораживали. Дворянин задумал вернуть инструменту былую народную славу. Так он вновь распространился по России.
Василий Васильевич на достигнутом не останавливался. Он создал семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого были приглашены известные мастера Налимов и Пасербский. Вместе они изготовили: дискант, прима, пикколо, секунда, альт, бас, контрабас. На этих инструментах основывался созданный Великорусский оркестр, объездивший не только Россию, но и другие страны.Вначале Андреев играл в оркестре, а после дирижировал им. Параллельно давал сольные концерты, которые получили название «вечер балалайки».На сегодняшний день инструмент вновь переживает тяжелые времена, даже в деревнях о нем забыли.
Как устроен инструмент?
После модернизации Василия Васильевича Андреева балалайка была укорочена до 600 – 700 мм, одно круглое резонаторное отверстие было заменено несколькими (расположенных звездообразно). Дека изготавливалась из ели, а задняя часть из бука. Так корпус приобрел улучшенные резонансные свойства. Балалайка состоит из таких частей:
- Корпус. Он состоит из передней части и задней части, которая склеенная из деревянных сегментов.
- Гриф. На нем расположились лады.
- Головка. Это верхняя часть инструмента, где находятся колки и механика для настраивания балалайки.
Какой звук издает балалайка?
Инструмент обладает богатыми исполнительскими, акустическими и художественными достоинствами. Издает негромкий звук, но мягкий и звонкий. Тембр нежный, камерный. Источником звука выступают сильно натянутые струны, которые зажимаются пальцами левой руки на ладах. У балалайки всего 3 струны. Две нижние звучат одинаково: звук «ми» первой октавы. Первая струна: звук «ля» на кварту выше.
- Балалайка для иностранцев является модным сувениром из России.
- Возраст самой старой балалайки составляет 120 лет. Ее можно увидеть в ульяновском музее.
- Мастер, который занимается изготовлением данного инструмента, называется балайкером.
- На ней играют в оркестрах русских народных инструментах в Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии.
- В XIX веке для поднятия боевого духа всем солдатам выдавали балалайку. После окончания службы они могли оставить ее себе.
- Русская императорская семья инициировал поездку ансамбля Василия Васильевича Андреева на Парижскую выставку, где Европа впервые услышала и увидела балалайку. Они имели огромный успех.
Надеемся, что доклад про балалайку помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации об этом русском музыкальном инструменте. А свой краткий рассказ про балалайку Вы можете оставить через форму комментариев ниже.
Пожалуй, самый известный инструмент во всем мире. Это также один из самых удивительных инструментов. Ансамбли балалаечников неизменно пользуются большим успехом в Европе и Америке. Иностранцы удивленно разглядывают, казалось бы, простейший инструмент и никак не могут взять в толк, как можно исполнить сложную мелодию на трех струнах. Это еще один повод отметить талант русского человека и его изобретательность.
Балалайка относится к семейству лютни. Это старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом. Лютни объединены в довольно многочисленное семейство, в которое входят не только известные инструменты, такие как мандалина или балалайка, но и довольно необычные и малоизвестные, как, например, чаранг, укулель или сямисен. Все эти инструменты отличаются друг от друга по размеру и характеру звучания. Из всего множества инструментов выделяется балалайка, которую мы и рассмотрим подробнее.
Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент. Это один из инструментов, ставших, наряду с гармонью и жалейкой, музыкальным символом русского народа.
Каково же строение балалайки? Основной ее составляющей является корпус треугольной формы. На корпусе располагаются подставка и розетка. От корпуса отходит гриф, то есть ручка, за которую держится музыкант. На грифе находятся струны и лады. Оканчивается гриф головкой, на которой располагается настроечная шпилька.
Струны имеют особое значение для балалайки. Их всего три, из которых первая называется мелодичной, а две другие – гудящими. Головка грифа несет не только важной значение для игры, но и является эстетическим украшением. Она вырезана в форме лошадиных голов, повернутых друг к другу. Корпус склеен из отдельных сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. На грифе современной балалайки от шестнадцати до тридцати металлических ладов, в тот время как вплоть до конца девятнадцатого века их было не больше семи.
Звучание балалайки отличается тонкостью и сразу же заряжает своим оптимизмом. Благодаря этому звучание балалайки легко узнаваемо из тысячи других инструментов. А также выделяется своей узнаваемостью во всех фильмах, которые можно посмотреть вот ТУТ.
Тональный диапазон инструмента довольно обширный – до полутора октав. Это позволяет исполнять не только программные произведения, но и импровизации различной степени сложности.
Материал, из которого изготавливается балалайка, прост и легко находим. Так, корпус делается из дерева, а струны – из стали, лесы или нейлона. Как видно, инструмент не только прост в использовании, но и не представляет проблемы в плане изготовления. Это лишний раз доказывает уникальность балалайки.
Балалайка отличается компактными размерами, что значительно облегчает ее транспортировку. Общая длина инструмента не превышает семидесяти сантиметров. Это позволяет без особых трудностей переносить инструмент на любые дальние расстояния, не заботясь о специальной багажной установке. Конечно, балалайку следует переносить в специальном чехле, но поскольку инструмент легкий, делать это можно без особых затруднений.
Балалайка относится к разряду аккомпанирующих инструментов. Издавна она являлась неизменным спутником различных народных гуляний. Инструмент всегда «шел в ногу» с настроением людей. Всего лишь на трех струнах можно не только порадоваться счастью, но и сопереживать трудностям.
Балалайка появилась в результате развития домры, более раннего русского народного инструмента. Она была усовершенствована в конце девятнадцатого века. Сейчас она продолжает радовать любителей народной музыки и неизменно завоевывает все новых и новых поклонников.
Одним из символов русского народа.
Энциклопедичный YouTube
1 / 1
✪ Валенки балалайка
Субтитры
Название инструмента
Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием словосочетаний передающее характер игры на нём. Существует несколько версий о происхождении названия.
По одной версии, которой придерживаются Чудинов А. Н. («Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка», 1910)) и Михельскон А. Д. («Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней».) слово имеет тюркские корни. Вполне вероятно, что оно происходит от слова «бала» (ребенок, дитё). На тюркское происхождение указывает фонетическая примета тюркских заимствований: сингармонизм гласных, практически в русском языке она даёт повторение одной и той же гласной в слове - башмак, батрак, балда, таракан, баклажан, балаган, балагур, баламут, багатур.
Другая версия говорит о праславянском происхождении названия. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать , балабонить , балаболить , балагурить , что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать’ (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения, сравните схожую ономатопею варвар ). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.
История
Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры . Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).
Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 600-700 мм. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.
Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В 1887 году Андреев организовал первый кружок любителей балалайки, а 20 марта 1888 года в здании Санкт-Петербургского общества взаимного кредита состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках», ставшее днём рождения оркестра русских народных инструментов.
Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».
Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, - подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1714 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н. М. Зотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.
Квартово-унисонный
Струна | Нота | Октава | Нотация |
---|---|---|---|
1 | a 1 (ля 1) | Первая | |
2 | e 1 (ми 1) | ||
3 | e 1 (ми 1) |
Звучание открытых струн балалайки прима образует её квартово-унисонный строй . Последовательность тонов, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ля , Ми , Ми (первой октавы) - это академический строй балалайки.
Балалайка секунда настраивается на квинту ниже примы , альт - ниже на октаву . Секунда и альт могут также иметь квартовый строй, в этом случае их строй будет совпадать со строем домры альт (d 1 , a, e) и тенор (a, e, H).
Музыкальный диапазон балалайки прима с 24-мя ладами на грифе составляет две полных октавы и пять полутонов (часть первой октавы, вторую и часть третьей): от Ми первой октавы до Ля третьей.
Квартовый
Струна | Нота |
---|---|
1 | D (Ре) |
2 | A (Ля) |
3 | E (Ми) |
Балалайки размерами секунда, альт, бас и контрабас имеют квартовый строй, аналогичный строю трёхструнной домры . Последовательность тонов: Ре , Ля , Ми . Интервалы: D {ч.4} A {ч.4} E .
Музыкальный диапазон балалайки квартового строя с 15 ладами составляет две полных октавы и один полутон: от Ми большой октавы до Ми диез первой.
Настройка
Сначала проверяют правильность положения подставки на деке: одна и та же открытая струна и зажатая на XII ладу должна звучать с разницей в октаву . Если звук на XII ладу оказывается ниже, то подставку передвигают в сторону грифа (укорачивают рабочую часть струны), если выше - наоборот. Так проверяют все три струны.
При настройке в квартово-унисонный строй опорной струной, от которой начинают настройку, у балалайки примы является 1-я. Её настраивают по камертону Ля , фортепиано или баяну . Вторую струну настраивают путём образования чистой кварты с 1-й струной. В этом интервале содержится V полутонов , следовательно, 2-ю струну зажимают на V ладу и настраивают её в унисон с 1-й, после чего между ними открытыми образуется необходимый интервал. Третью струну настраивают в унисон со 2-й.
Разновидности
В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас . Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас - функцию баса.
Балалайки альт и контрабас звучат на октаву ниже написанного на нотном стане .
Вид | Строй | Нотация | Мензура | Длина | Лады |
---|---|---|---|---|---|
Прима | a 1 , e 1 , e 1 | 435-450 | 675-685 | 19-24 | |
Секунда | d 1 , a, a Но в минуты отдыха крестьяне любили слушать балалайку, петь под неё, поэтому часто приобретали инструмент, не считаясь с расходами: «Бог даст, батюшка дворик продаст, а балалаечку купит» (Голейзовский, Касьян Ярославич|Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии). О талантливом балалаечнике обычно говорили: «Наш Семён с балалаечкой рождён». Популярность балалайки была столь велика, что, кроме припевок, сочинялись и загадки : В лесу выросло, из лесу вынесли, На руках плачет, а на полу скачут. В лесу тяп-тяп; дома-то ляп-ляп, На колени возьмёшь - заплачет.Балалайка вошла и в образы детских считалок (жеребьёвок), служащих детям для выбора водящего в игре: Цынцы-брынцы, балалайка, Цынцы-брынцы, заиграй-ка, Цынцы-брынцы, не хочу, Цынцы-брынцы, спать хочу.Слова «цынцы-брынцы» имитируют звучание балалайки. Слово «брынцы» можно связать со глаголами «бряцать», «ударять», «бренчать» по струнам. Но чаще всего балалайка упоминается в частушках , она способствовала кристаллизации частушечной мелодии закреплению песенной традиции как основа, от которой шли варианты. Исполнение частушки под аккомпанемент «трёхструнного бубенца», так любовно называл поэт |
Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).
Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 600-700 мм. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.
Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В 1887 году Андреев организовал первый кружок любителей балалайки, а 20 марта 1888 года в здании Санкт-Петербургского общества взаимного кредита состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках», ставшее днём рождения оркестра русских народных инструментов.
Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».
Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, - подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1714 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н. М. Зотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.
Другая версия говорит о праславянском происхождении названия. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать , балабонить , балаболить , балагурить , что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать’ (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения, сравните схожую ономатопею варвар ). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.
Конструкция
Длина балалайки составляет от 60-70 см (балалайка прима ) до 1,7 метров (балалайка-контрабас). Корпус треугольной (в XVIII-XIX веках также овальной), слегка изогнутой формы, состоящий из отдельных (6-7) сегментов. Головка грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (в XVIII веке две из них были жильные; у современных балалаек - нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16-31 металлических ладов (до конца XIX века - 5-7 навязных ладов).
Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука бряцание, пиццикато , двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби и гитарные приемы.
Строй
До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.
Введённый Андреевым строй (две струны в унисон - нота «ми», одна - на кварту выше - нота «ля» (и «ми», и «ля» первой октавы)) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй - первая струна Соль , вторая - Ми , третья - До (по мажорному трезвучию До ). При этом строе проще берутся трезвучия, однако недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков .
Квартово-унисонный
Звучание открытых струн балалайки прима образует её квартово-унисонный строй . Последовательность тонов, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ля , Ми , Ми (первой октавы) - это академический строй балалайки.
Балалайка секунда настраивается на квинту ниже примы , альт - ниже на октаву . Секунда и альт могут также иметь квартовый строй, в этом случае их строй будет совпадать со строем домры альт (d 1 , a, e) и тенор (a, e, H).
Музыкальный диапазон балалайки прима с 24-мя ладами на грифе составляет две полных октавы и пять полутонов (часть первой октавы, вторую и часть третьей): от Ми первой октавы до Ля третьей.
Квартовый
Струна | Нота |
---|---|
1 | D (Ре) |
2 | A (Ля) |
3 | E (Ми) |
Балалайки размерами секунда, альт, бас и контрабас имеют квартовый строй, аналогичный строю трёхструнной домры . Последовательность тонов: Ре , Ля , Ми . Интервалы: D {ч.4} A {ч.4} E .
Музыкальный диапазон балалайки квартового строя с 15 ладами составляет две полных октавы и один полутон: от Ми большой октавы до Ми диез первой.
Настройка
Сначала проверяют правильность положения подставки на деке: одна и та же открытая струна и зажатая на XII ладу должна звучать с разницей в октаву . Если звук на XII ладу оказывается ниже, то подставку передвигают в сторону грифа (укорачивают рабочую часть струны), если выше - наоборот. Так проверяют все три струны.
Опорной струной, от которой начинают настройку, у балалайки примы является 1-я. Её настраивают по камертону Ля , фортепиано или баяну .
Вторую струну настраивают путём образования чистой кварты с 1-й струной. В этом интервале содержится V полутонов , следовательно, 2-ю струну зажимают на V ладу и настраивают её в унисон с 1-й, после чего между ними открытыми образуется необходимый интервал. Третью струну настраивают в унисон со 2-й.
Семейство балалаек
В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас . Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас - функцию баса.
Балалайки альт и контрабас звучат на октаву ниже написанного на нотном стане .
Вид | Строй | Нотация | Мензура | Длина | Лады | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Прима | a 1 , e 1 , e 1 | 435-450 | 675-685 | 19-24 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Секунда | d 1 , a, a Но в минуты отдыха крестьяне любили слушать балалайку, петь под неё, поэтому часто приобретали инструмент, не считаясь с расходами: "Бог даст, батюшка дворик продаст, а балалаечку купит" (Голейзовский, Касьян Ярославич|Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии). О талантливом балалаечнике обычно говорили: "Наш Семён с балалаечкой рождён". Популярность балалайки была столь велика, что, кроме припевок, сочинялись и загадки : В лесу выросло, из лесу вынесли, На руках плачет, а на полу скачут. В лесу тяп-тяп; дома-то ляп-ляп, На колени возьмёшь - заплачет.Балалайка вошла и в образы детских считалок (жеребьёвок), служащих детям для выбора водящего в игре: Цынцы-брынцы, балалайка, Цынцы-брынцы, заиграй-ка, Цынцы-брынцы, не хочу, Цынцы-брынцы, спать хочу.Слова "цынцы-брынцы" имитируют звучание балалайки. Слово "брынцы" можно связать со глаголами "бряцать", "ударять", "бренчать" по струнам. Но чаще всего балалайка упоминается в частушках , она способствовала кристаллизации частушечной мелодии закреплению песенной традиции как основа, от которой шли варианты. Исполнение частушки под аккомпанемент "трёхструнного бубенца", так любовно называл поэт И. Кобзев балалайку, всегда было одной из наиболее распространённых форм народного музицирования. Трень-брень - балалайка. Души моей хозяйка. Поиграй повеселее В балалайку, дорогой! .В песне немецкой группы Scorpions "Wind Of Change" есть такие строки: Let your balalaika sing What my guitar wants to say (Пусть твоя балалайка пропоёт то, Что хочет сказать моя гитара...) РаспространённостьБалалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Срок обучения на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5-7 лет (в зависимости от возраста учащегося), в среднем учебном заведении 4 года, а в высшем - 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка. ИсполнителиНапишите отзыв о статье "Балалайка"ПримечанияЛитература
Радиопередачи
Ссылки
Отрывок, характеризующий Балалайка– Помощь дается токмо от Бога, – сказал он, – но ту меру помощи, которую во власти подать наш орден, он подаст вам, государь мой. Вы едете в Петербург, передайте это графу Вилларскому (он достал бумажник и на сложенном вчетверо большом листе бумаги написал несколько слов). Один совет позвольте подать вам. Приехав в столицу, посвятите первое время уединению, обсуждению самого себя, и не вступайте на прежние пути жизни. Затем желаю вам счастливого пути, государь мой, – сказал он, заметив, что слуга его вошел в комнату, – и успеха…Проезжающий был Осип Алексеевич Баздеев, как узнал Пьер по книге смотрителя. Баздеев был одним из известнейших масонов и мартинистов еще Новиковского времени. Долго после его отъезда Пьер, не ложась спать и не спрашивая лошадей, ходил по станционной комнате, обдумывая свое порочное прошедшее и с восторгом обновления представляя себе свое блаженное, безупречное и добродетельное будущее, которое казалось ему так легко. Он был, как ему казалось, порочным только потому, что он как то случайно запамятовал, как хорошо быть добродетельным. В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство. Приехав в Петербург, Пьер никого не известил о своем приезде, никуда не выезжал, и стал целые дни проводить за чтением Фомы Кемпийского, книги, которая неизвестно кем была доставлена ему. Одно и всё одно понимал Пьер, читая эту книгу; он понимал неизведанное еще им наслаждение верить в возможность достижения совершенства и в возможность братской и деятельной любви между людьми, открытую ему Осипом Алексеевичем. Через неделю после его приезда молодой польский граф Вилларский, которого Пьер поверхностно знал по петербургскому свету, вошел вечером в его комнату с тем официальным и торжественным видом, с которым входил к нему секундант Долохова и, затворив за собой дверь и убедившись, что в комнате никого кроме Пьера не было, обратился к нему: Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.] |