Русский музей картины знаменитых художников. Коллекции русского музея

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей в Петербурге - самый обширный музей русского искусства в мире. Он был основан Николаем II в 1895 г. и торжественно открылся для посетителей 19 марта 1898 г.

До 1917 года назывался «Русский Музей Императора Александра III» . Император Александр III (отец Николая II) был страстным коллекционером, сравнить его в этом отношении можно только с Екатериной II. Гатчинский замок императора буквально превратился в склад бесценных сокровищ. Приобретения Александра уже не помещались в галереях Зимнего, Аничкова и других дворцов - это были картины, предметы искусства, ковры… Собранная Александром III обширная коллекция картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур после его смерти была передана в основанный императором Николаем II Русский музей в память о своём отце.

Государственный Русский музей

Изначально музей располагался в залах Михайловского дворца . Собрание музея в тот период насчитывало 1880 произведений живописи, скульптуры, графики и древнерусского искусства, переданные из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии Художеств.

История Михайловского дворца

Здание построено в стиле ампир. Идея постройки новой резиденции для князя Михаила Павловича принадлежала его отцу, императору Павлу I. Но Павлу I не пришлось увидеть воплощение своей идеи, так как в результате дворцового переворота он погиб. Несмотря на это, приказ императора был выполнен. Когда Михаилу исполнился 21 год, император Александр I решил начать строительство дворца.

Зодчим был спланирован не только дворец, но также площадь перед ним и две новые улицы (Инженерная и Михайловская).

Михайловский дворец

Торжественная закладка здания состоялась 14 июля, а само строительство началось 26 июля. Со стороны Марсова поля появился сад при дворце - также Михайловский. 11 сентября 1825 года дворец был освящён.

Филиалы музея

Русский музей сегодня размещается, кроме Михайловского дворца, в зданиях, являющихся памятниками архитектуры XVIII-XIX веков:

Летний дворец Петра I
Мраморный дворец
Строгановский дворец
Домик Петра I

Музейное пространство дополняют Михайловский и Летний сады.

Летний дворец Петра I

Летний дворец Петра I

Летний дворец был построен в стиле барокко по проекту Доменико Трезини в 1710-1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.

Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года: с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах - одинарные рамы. Отделка помещений была создана художниками А. Захаровым, И. Заварзиным, Ф. Матвеевым.

Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.

Мраморный дворец

Мраморный дворец

Мраморный дворец построен в 1768-1785 гг. по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди . Он завершает ряд парадных зданий, примыкающих к Зимнему дворцу. Выдающийся зодчий А. Ринальди, автор более двадцати пяти крупных строений в Петербурге и его пригородах, считался непревзойденным мастером «мраморных фасадов». Его архитектурные приемы и решения всегда легко распознаются.

Ринальди приехал в Россию по приглашению графа К.Г. Разумовского, и в 1754 году получил должность архитектора при дворе князя Петра Федоровича и его супруги, будущей императрицы Екатерины II. Он построил Китайский дворец в Ораниенбауме, дворец графа Г.А. Орлова в Гатчине и др. Но Мраморный дворец – возможно, самое значительное из всех его сооружений. Дворец был предназначен для Григория Орлова – фаворита Екатерины II, главного организатора ее восшествия на престол. Свое название здание получило из-за необычной для Петербурга отделки фасадов натуральным камнем. В это время в России как раз были найдены богатые месторождения мрамора. Для внутренней и внешней отделки дворца использовались тридцать два сорта северного и итальянского мрамора. Строгий внешний облик здания характерен для раннего классицизма.

Главный фасад Мраморного дворца обращен к Марсову полю. Его украшают колонны, а противоположный фасад – пилястры коринфского ордера. Известный скульптор Ф.И. Шубин выполнил две статуи на аттике и композиции из воинских доспехов. В сотрудничестве с М.И. Козловским он участвовал в создании внутреннего скульптурно-декоративного убранства дворца. До нашего времени сохранилась отделка парадной лестницы и первый ярус стен Мраморного зала. Изящная ограда из копий и столбов с вазами и трофеями ограждает обширный парадный двор. Позже с восточной части около Мраморного дворца построили служебный корпус. Барельеф «Служение лошади человеку» работы скульптора П.К. Клодта украшает западный фасад корпуса.

В 90-е годы XX века дворец стал филиалом Русского музея.

Инженерный (Михайловский) замок

Инженерный (Михайловский) замок

Построен по заказу императора Павла I на рубеже XVIII-XIX веков и ставший местом его смерти.

Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками»; второе имя - «Инженерный» произошло от находившегося там с 1823 г. Главного (Николаевского) инженерного училища, ныне ВИТУ.

Проект дворца был разработан архитектором В. И. Баженовым по поручению императора Павла I, желавшего сделать его своей главной парадной резиденцией. Строительством руководил архитектор В. Бренна (который долгое время ошибочно считался автором проекта). Бренна переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров.

Помимо Баженова и Бренна в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. В помощниках Бренна также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. Павел I ускорял строительство, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год.

21 ноября 1800 г., в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 г. После убийства императора, через 40 дней после новоселья, Михайловский замок был покинут Романовыми и на два десятилетия пришел в запустение. Когда Александру I понадобилось серебро для роскошного сервиза - свадебного подарка сестре Анне Павловне, королеве Нидерландов, на переплавку пошли серебряные врата из дворцовой церкви. Николай I приказал архитекторам «добывать» во дворце мрамор для постройки Нового Эрмитажа.

В 1823 г. замок заняло Главное инженерное училище.

В 1991 г. треть помещений замка подарено Государственному Русскому музею, в 1995 г. музею подарен весь замок.

Строгановский дворец

Строгановский дворец

Дворец Строгановых, построенный по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753-1754 гг., один из образцов русского барокко.

В создании дворца помимо Ф. Б. Растрелли участвовали А.Н. Воронихин, И. Ф. Колодин, К. Росси, И. Шарлемань, П. С. Садовников.

Строгановы (Строгоновы ) - род русских купцов и промышленников, из которого происходили крупные землевладельцы и государственные деятели XVI-XX веков. Выходцы из разбогатевших поморских крестьян. С XVIII века - бароны и графы Российской империи. Род пресёкся в 1923 году.

Здание является филиалом Русского музея с 1988 г.

Домик Петра I

Домик Петра I

Первая постройка в Санкт-Петербурге, летнее жилище царя Петра I в период с 1703 по 1708 гг. Этот небольшой деревянный домик площадью 60 м² был построен солдатами-плотниками недалеко от Троицкой площади всего за три дня. Здесь же 27мая 1703 г. прошло празднование по случаю присоединения земель и основания нового города.

Домик строился из тёсаных сосновых брёвен на манер русской избы. Сени делят его на две части. Кроме этой особенности, а также дверей, украшенных орнаментальными металлическими накладками,- типичных черт, присущих русской архитектуре XVII века,- всё в доме напоминает об увлечении царя голландской архитектурой. Так, Пётр, желая придать дому вид каменного строения, приказал стесать брёвна и расписать их под красный кирпич, высокую крышу покрыть гонтом под черепицу, а непривычно большие окна сделать с мелкой расстекловкой. В домике отсутствовали печи и дымоходы, поскольку Пётр жил в нём лишь в тёплое время года. Домик сохранился практически в первоначальном виде.

Коллекции Русского музея

Наиболее полной является коллекция искусств XVIII - первой половины XIX веков. Достаточно перечислить только некоторые фамилии, чтобы получить представление о художественном богатстве музея: А. Матвеев, И. Никитин, Карло Растрелли, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, А. Лосенко, Д. Левицкий, Ф. Шубин, М. Козловский, И. Мартос, С. Щедрин, О. Кипренский, А. Венецианов, Ф. Бруни, К. Брюллов, П. Федотов, А. Иванов.

Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи»

К. Брюллов "Последний день Помпеи"

Брюллов посетил Помпеи в 1828 г., сделав много набросков для будущей картины про известное извержение вулкана Везувий в 79 году н. э . и разрушение города Помпеи близ Неаполя. Картина выставлялась в Риме, получила восторженные отклики критиков и переправлено в Лувр. «Последний день Помпеи» представляет романтизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова - женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна, разбившаяся насмерть женщина, распростертая на мостовой, и рядом с ней живой ребёнок - обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы - в центре полотна, и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

В 1834 г. картина «Последний день Помпеи» была отправлена в Петербург. А. И. Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!». Стихотворный отзыв оставил и А. С. Пушкин:

К. Брюллов "Портрет А. Демидова"

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Кстати, знаменитая картина написана была Kарлом Брюлловым по заказу Анатолия Демидова , русского и французского мецената, который состоял при русском посольстве сначала в Париже, а затем в Риме и в Вене. Он унаследовал от отца колоссальное богатство и собрание замечательных произведений живописи, ваяния, бронзы и т.д. Анатолий Демидов, по примеру отца, был щедр на крупные пожертвования: он пожертвовал 500 000 рублей на устройство в Санкт-Петербурге дома для призрения трудящихся, который и носил имя жертвователя; вместе с братом Павлом Николаевичем пожертвовал капитал, на который в Санкт-Петербурге же устроена детская больница; при Академии Наук в Санкт-Петербурге учредил премию в 5000 рублей за лучшее произведение на русском языке; в 1853 году выслал из Парижа 2000 рублей на украшение церкви Демидовского лицея в Ярославле, пожертвовал в библиотеку лицея все свои издания и несколько других ценных французских книг, а также щедро покровительствовал учёным и художникам. Так вот, именно Анатолий Демидов подарил картину Брюллова «Последний день Помпеи» Николаю I, который выставил картину в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 г. полотно было перенесено туда, и к нему получила доступ широкая публика.

Вторая половина XIX века представлена работами художников: Ф. Васильева, Р. Фелицына, А. Гороновича, Е. Сорокина, Ф. Бронникова, И. Макарова, В. Худякова, А. Чернышёва, П. Риццони, Л. Лагорио, Н. Лосева, А. Наумова, А. Волкова, А. Попова, В. Пукирева, Н. Неврева, И. Прянишникова, Л. Соломаткина, А. Саврасова, А. Корзухина, Ф. Журавлёва, Н. Дмитриева-Оренбургского, А. Морозова, Н. Кошелева, А. Шурыгина, П. Чистякова, Ивана Айвазовского.

Картина И. Айвазовского «Девятый вал»

И. Айвазовский "Девятый вал"

«Девятый вал» - одна из самых знаменитых картин Ивана Айвазовского, всемирно известного российского художника-мариниста.

Изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них - девятый вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.

Всё говорит о величии и мощи морской стихии и беспомощности перед ней человека. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

Размер картины - 221 × 332 см.

В музее также представлены картины художников-передвижников: Г. Мясоедова, В. Перова, А. Боголюбова, К. Маковского, Н. Ге, И. Шишкина, И. Крамского, В. Максимова, И. Репина, В. Васнецова, В. Сурикова, Н. Абуткова.

Картина Николая Ге «Тайная вечеря»

Н. Ге "Тайная вечеря"

На картине художника изображен эпизод из земной жизни Христа, описанный в Евангелии от Иоанна (гл. 13). Оно было любимым Евангелием Ге. Отрывок данного текста детально совпадает с изображенным на картине.

Иисус встал с вечери… влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем… Когда же умыл им ноги… то, возлегши опять сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? … если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам…

…Иисус возмутился духом и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком он говорит. Один же из учеников его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это… он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмокнув кусок хлеба, подам. И, обмокнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежащих не понял, к чему Он это сказал ему… Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.

Амфора с водой, умывальница с полотенцем в «Тайной вечере» Ге - тема жертвенной любви Христа. После ухода Иуды были произнесены знаменитые слова, обращенные к апостолам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас… Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

Конец XIX-начало XX века представлены художниками И. Левитаном, П. Трубецким, М. Врубелем, В. Серовым.

Картина И. Левитана «Сумерки. Луна»

И. Левитан "Сумерки. Луна"

В конце жизни для Левитана особенно характерным стало обращение к сумеречным пейзажам, наполненными тишиной, шорохами, лунным светом и тенями. Одной из лучших работ этого периода является эта картина из собрания Русского музея.

Работы объединения «Мир искусства»

«Мир искусства» (1898-1924) - художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев. Художники «Мира искусства» считали приоритетным эстетическое начало в искусстве и стремились к модерну и символизму, противясь идеям передвижников. Искусство, по их мнению, должно выражать личность художника.

В состав объединения входили художники: Бакст, Н. Рерих, Добужинский, Лансере, Митрохин, Остроумова-Лебедева, Чемберс, Яковлев, Сомов, Ционглинский, Пурвит, Сюннерберг.

В древнерусском отделе широко представлены иконы XII-XV веков (например, Ангел Златые власы, Богоматерь Умиление, Дмитрий Солунский, Чудо Георгия о змие, Борис и Глеб и др.), произведения Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова и других мастеров. Всего коллекция Русского музея составляет порядка 5 тысяч икон XII - начала XX века .

Андрей Рублев

Андрей Рублев "Апостол Павел"

Андрей Рублев (умер ок.1430 г.) — иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный.

Сперва был послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где скончался и погребен.

В настоящее время в собрание Русского музея входят отделы: русская и советская живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладного и народного искусства (мебель, фарфор, стекло, резьба, лаки, изделия из металла, ткани, вышивка, кружево и др.). Коллекция музея насчитывает более 400 тыс. единиц хранения.

Г ости Русского музея могут прямо в выставочных залах узнавать интересные детали из истории создания полотен. Для этого достаточно установить на телефон приложение дополненной реальности Artefact и навести камеру гаджета на экспонат. Сейчас в доступно - любопытные факты о пяти из них рассказывает портал «Культура.РФ».

«Гумно» Алексея Венецианова, 1822

Впервые картину показали на XV выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1887 году. Там ее приобрел император Александр III. Какое-то время полотно находилось в Зимнем дворце, но в 1897 году переехало в недавно образованный Русский музей.

«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» Ильи Репина, 1903

Заказ на картину поступил Илье Репину в апреле 1901 года от российского императора. Живописцу помогали Борис Кустодиев и Иван Куликов.

«Хозяином, командиром и истинным творцом оставался сам мастер, ученики были только его послушными руками».

Игорь Грабарь

Еще до юбилея художники создали наброски интерьера в Круглом зале Мариинского дворца. А в день торжественного заседания Илья Репин делал здесь фотоснимки и эскизы - все материалы живописцы использовали во время работы над картиной. Полотно писали три года.

В центре сюжета картины - Николай II и представители императорского дома: младший брат царя Михаил, великие князья Михаил Николаевич и Владимир Николаевич, который тогда был президентом Императорской академии художеств. Рядом с ними - лица, занимавшие важнейшие посты в государстве. Всего на картине изображен 81 человек.

Русский музей — самое большое собрание картин и скульптур отечественных авторов. Экспозиция музея расположена в пяти зданиях. Самое главное — Михайловский дворец.

Всего в музее насчитывается примерно 4 миллиона экспонатов, в настоящее время коллекция постоянно пополняется.

В стенах музея ведется большая научно-исследовательская работа, проводятся лекции и семинары, рассчитанные на детей и взрослых.

Можно приобрести абонемент.

Кстати, именно этот музей петербуржцы любят больше всех остальных. Даже больше, чем .

История Русского музея

Государственный Русский музей в стал первым в стране местом, где хранятся произведения величайших российских живописцев и скульпторов.

Главный корпус музея, Михайловский дворец, был построен для младшего сына Павла I, Михаила. Архитектором стал Карл Росси. Уже после смерти великого князя его наследники продали дворец в городскую казну.

В 1895 году в здании дворца учрежден Русский Музей имениимператора Александра III согласно указу Николая II.Так началась славная история Русского музея.

Основой постоянной коллекции стали картины, некогда принадлежавшие Эрмитажу, Академии Художеств и Зимнему дворцу.

Часть картин приобреталась у частных коллекционеров, часть передана меценатами в дар.

Император Николай II жертвовал собственные средства на покупку новых экспонатов. За первые десять лет коллекция выросла почти вдвое.

За годы революции и войны ни один из экспонатов не пострадал. Часть была эвакуирована на Урал, часть — спрятана в подвальных помещениях здания.

В настоящий момент в здании музея ведутся исследовательские работы, Отдел реставрации музейных ценностей считается самым лучшим в России. Сюда привозят предметы искусства со всей страны, чтобы восстановить их былой вид.

Что надо знать о музее

Все картины Государственного Русского музея созданы русскими художниками (или художниками, которые проживали на территории России) — от древних домонгольских икон (конечно же авторства Андрея Рублева, Дионисия и Семена Ушакова) до живописи второй половины XIX века и современного искусства.

В самых крупных залах Михайловского дворца представлены полотнами членов Императорской Академии Художеств, в залах поменьше можно увидеть картины передвижников (знаменитая живопись Репина, Сурикова, Саврасова, Шишкина, Васнецова, Левитана и так далее).

В корпусе Бенуа (пристройка Михайловского дворца) хранится прославленный русский авангардизм. К сожалению, именно на нем и заканчивается композиция русского музея.

Сотрудники музея часто устраивают лектории, встречи с историками и интересными людьми, сотрудничают с лучшими художественными собраниями и курируют работу около 700 музеев по всей России.

Контактная информация

Время работы Русского музея: с 10 до 17, во вторник он не работает.

Если боитесь очередей, то лучше не ходите туда в понедельник. В этот день закрыт Эрмитаж и все туристы идут сюда.

Лучше отложите свой визит на четверг и пятницу.

По словам сотрудников музея, в эти дни меньший поток туристов.

Еще одна маленькая хитрость: со стороны корпуса Бенуа есть еще одни билетные кассы, но о них почему-то мало кто знает. Там очередь значительно меньше. Но экспозицию музея придется смотреть в обратном хронологическом порядке (то есть от авангардистов к древним иконам).

Стоимость билета для взрослых граждан РФ— 250 рублей, для студентов — 150 рублей.

За 600 руб. (льготный — 300) можно купить билет на три дня. В его цену входит посещения всех пяти корпусов.

К сожалению, официальный сайт Русского rusmuseum.ru музея не очень информативен, бронь билетов на нем также отсутствует. Все события из жизни музея можно узнать в одноименной группе «Вконтакте ».

Картины в Русском музее

Казимир Малевич, Автопортрет

Преподобный Сергий Радонежский, Михаил Нестеров

Причина, Viggo Wallenskold

Закусочная, Ральф Гоингс

Богоматерь Умиление злых сердец, Петров-Водкин

Бег, Александр Дейнека


Древнейшая икона в собрании музея. Была написана предположительно в XII веке. Автор её неизвестен, считается, что написали её в Новгороде. Название своё получила из-за того, что каждый волос на изображении был пропитан сусальным золотом. В Русском музее появилась в 1934 году, до того кочевала из Румянцевского музея - в Исторический, оттуда - в Третьяковскую галерею.


Самая известная картина художника Карла Брюллова, с которого, как считается, началась наша национальная школа живописи. Раскопки в Помпеях начали как раз в то время, когда Брюллов находился на учёбе в Италии. Так что многие наброски он рисовал с натуры.

Как потом писал Баратынский, «стал последний день Помпеи для русской кисти первым днём». Огромное эпическое полотно, написанное Брюлловым за три года, стало символом нарождавшейся русской живописной школы. В стране художника в буквальном смысле носили на руках. А саму картину Николай I повесил в Академии художеств, чтобы начинающие живописцы знали, на что ориентироваться.


Иван Айвазовский нарисовал сотни картин с морем, эта - самая знаменитая. Величественная морская стихия, буря, море и на фоне всего этого - беспомощные жертвы кораблекрушения, пытающиеся спастись на корабельной мачте.

Талант Айвазовского до сих пор знаменит во всём мире, его картины нет-нет да и появятся на международных аукционах, а знаменитый английский маринист Тернер, восхищённый нашим художником, написал в честь него хвалебное стихотворение.


Одна из самых знаменитых картин художника Васнецова (наряду с «Алёнушкой» или «Иваном-царевичем»). Своего витязя художник писал несколько раз. Сперва была видна вся надпись - он её убрал. Поначалу рыцарь стоял лицом к зрителю - он его развернул, получилось более монументально. Кроме того, на картине была дорога - Васнецов убрал и её, для большей безысходности.

И по сей день «Витязь» считается одной из лучших российских картин на сказочные сюжеты и каноническим образом нашей живописи второй половины XIX века наряду с полотнами Репина и Сурикова.


«Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в **** нас!» - именно таково было, по легенде, окончание письма запорожских казаков турецкому султану. Текст его дошёл до нас в виде списков (письменных копий) и, как считается, был написан в XVII веке, когда в очередной раз турецкий султан потребовал от казаков перестать нападать на Блистательную Порту и сдаться.

Копию нашёл екатеринославский историк Новицкий, который передал её своему коллеге Яворницкому, а тот, в свою очередь, прочитал своим знакомым, среди которых был и художник Илья Репин. Тот так заинтересовался сюжетом, что вскоре решил написать по его мотивам картину. Сам Яворницкий позировал Репину в качестве модели для писаря. Атамана Сирко художник писал с киевского генерал-губернатора Драгомирова. А толстый смеющийся казак в красном кафтане и белой папахе - это писатель Гиляровский.

Картину потом признавали исторически недостоверной (да и к самому письму было немало претензий), но в итоге её успех на выставках (в том числе и за границей) был настолько огромным, что полотно в итоге купил сам император Александр III для размещения в Русском музее.


Главное монументальное историческое полотно красноярского художника Василия Сурикова, ради которого тот ездил в Швейцарию. Самого полководца художник списал то ли с преподавателя местной гимназии, то ли с отставного казачьего офицера.

Получился госзаказ невзначай: художник нарисовал картину к 100-летию альпийского похода Суворова в 1899 году, в итоге она так понравилась императору Николаю II, что тот её приобрёл для Русского музея.


Одна из ключевых картин в творчестве художника Верещагина, одна из немногих, выставленных в Русском музее (большая часть коллекции хранится в Третьяковской галерее). Художник - как всегда, с немыслимой по тем временам фотографической точностью - создал настоящий сюжет, достойный лучших фоторепортёров нашего времени. Роскошные двери среднеазиатской мечети, а перед ними - бедняки, для которых этот богатый мир закрыт навеки.

Это, кстати, одна из немногих невоенных картин Верещагина: тот прославился прежде всего как баталист, с репортёрским хладнокровием вскрывающий ужасы войны: и в Средней Азии, и на Балканах. Погиб Верещагин тоже на войне: на броненосце «Петропавловск» в Порт-Артуре.


Удивительная стилизация античного сюжета художником эпохи модерна. Валентин Серов, вдохновлённый раскопками на острове Крит (куда, по легенде, Зевс в образе быка и увёз Европу), написал не просто картину, а большое декоративное панно.

В Русском музее хранится одна из шести копий картины. Большой вариант находится в Государственной Третьяковской галерее.


Одна из самых сильных картин, посвящённых Гражданской войне. У Петрова-Водкина смерть лишена всякого пафоса, какой-либо патетики. У умирающего комиссара и держащего его солдата нет выражения боли и гнева на лице: только усталость, безразличие, отсутствие воли к дальнейшему движению, в то время как остальные бойцы бегут под звуки барабанов вперёд в бой.


Александр Дейнека написал эту картину ещё в 1942 году, буквально сразу после падения Севастополя. Ему показали снимки разрушенного города, и Дейнека решил создать большое героическое полотно о тех, кто защищал Севастополь. Получилась немного пафосная, но эмоционально очень сильная картина про отвагу и безнадёжность положения тех, кто решил не сдаваться во что бы то ни стало.

Фото: Павел Каравашкин, annaorion.com, echo.msk.ru, ttweak.livejournal.com, HelloPiter.ru, rusmuseumvrm.ru, kraeved1147.ru

Утро и вечер второго дня в Санкт-Петербурге я провел, гуляя по городу. О чем я подробно рассказал в .

Погода была просто идеальная. Но помимо прогулки, я еще побывал в одном очень интересном художественном музее, в котором можно увидеть исключительно "Русское"!

P.S. Внимание! Под катом много информации и около 150 фотографий!

Русский музей , - первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства! Он был задуман Александром III, а затем в 1895 году основан его сыном, императором Николаем II.

Но сперва, в 1819-1825 годах в здании, где сегодня находится музей, по проекту известного архитектора Карло Росси был спроектирован роскошный Михайловский дворец! Он служил местом пребывания великого князя Михаила Павловича, младшего сына Павла I.

Войдя на территорию, оказываешься в Парадном дворе, по бокам которого были установлены два льва, как показатель власти! Они создавали атмосферу торжественности и принимали гостей дворца. Львы также изображены и на фасаде здания.

Музей найти довольно просто, он находится в самом центре города на набережной канала Грибоедова, дом 2. Ближайшая станция метро, - Невский проспект.

Официальный сайт Музея: http://www.rusmuseum.ru

Режим работы:
Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье - с 10:00 до 18:00
Четверг - с 13:00 до 21:00
Вторник - выходной день
Кассы закрываются на полчаса раньше

Билет мне обошелся в 280 рублей.

В музее разрешена любительская фотосъемка без применения фотовспышек и дополнительного оборудования.

Стоимость фотосъемки - 300 рублей.

Русский музей включает в себя целый музейный комплекс, благодаря которому и стало возможным содержать почти полмиллиона произведений искусства! Он состоит из Михайловского дворца с корпусом Бенуа и флигелем Росси, но также к нему относятся Михайловский (Инженерный) замок, Мраморный и Строгановский дворцы, а также уютный Михайловский сад, Дворец Петра I, с его уникальными садово-парковыми аллеями Летнего сада, и Домик Петра I на противоположной стороне реки Невы. Вот такой немалый списочек.

Как можно легко догадаться из названия, в музее можно увидеть исключительно русские произведения искусства. Общее собрание считается самым крупным в мире, и насчитывает на момент написании статьи более 411 тысяч экспонатов, среди которых произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики, декоративно-прикладного и народного искусства, а также архивные материалы! Но, чтобы всё это посмотреть, необходимо обойти не одной здание. И посвятить этому немало дней. Зато, посмотрев все, вы будто окунетесь в машину времени и прочувствуете каждый период развития русского искусства за последние 1000 лет!

К сожалению возможности пройтись по всем зданиям Русского музея у меня не было возможности. Поэтому сегодня пойдет рассказ об основной экспозиции, которая хранится в Михайловском дворце, Корпусе Бенуа и Флигеле Карла Росси.

Главная экспозиция представлена работами выдающихся русских художников, среди которых С.Ф. Щедрин, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, И.К. Айвазовский, Ф.А. Бруни, А.К. Саврасов, В.И. Суриков, А.М. Васнецов, А.И. Куинджи, К.П. Брюллов, Ф.А.Бронников, К.Ф. Гун, Н.Н. Ге, В.Г. Перов, К.Е. Маковский, В.В. Верещагин, а также хочется выделить портреты И.Н. Крамского, О.А. Кипренского, И.Е. Репина, В.Л.Боровиковского, Д.Г. Левицкого!

Приятно было взглянуть и на сюрреализм Н.С. Гончаровой, А.В. Лентулова, К.С. Малевича, С.А. Лучишкина и П.Н. Филонова.

План музея.

Войдя внутрь, сразу оказываешься во дворце! Широкие лестницы, огромные колонны и высоченные потолки! Очень по-царски!

Купив билет, я начал осмотр музея. Поднимаясь по лестнице, первой меня встретила скульптура Александра III , его очень внимательно рассматривал одни из посетителей музея.

А далее начинаются залы с невероятным количеством картин! Как и принято в большинства подобных музеях, здесь также хорошо соблюден исторический период. По мере перехода из каждого зала, я постепенно переходил от Древнерусского к Новейшему искусству! Глаза, как всегда разбегались.

Сперва передо мной оказалось несколько залов с Иконами . Я в них плохо разбираюсь, поэтому быстро прошел мимо.

Далее начались картинные галереи. К сожалению, в глаза сразу же бросилось отвратительное освещение картин. Оно конечно есть, но, я считаю в таком выдающемся художественном музее, известном на весь мир, с освещением не должно быть таких проблем. Меня это сильно тогда расстроило.

Посмотрите, на картины свет падает и со стороны люстры, и из окна.

К примеру в таких проблем нет. В большинстве музеев с мировым именем такого тоже нет. А я уж поверьте бывал в разных музеях. В Русском музее есть такой косяк, из-за чего, смотря на картины, приходилось сильно фокусировать свое зрение, напрягаться, чтобы разглядеть их, да и фотографировать было возможно только на критических параметрах фотоаппарата.

1754. Б.В. Суходольский - Живопись.

1780. Неизвестный художник - Здание двенадцати коллегий.

1750. И.Я. Вишняков - Портрет Вильгельма Георга Фермора.

Отделка залов дворца поражает своей красотой. Большое внимание уделено росписи.

1795. И.П. Чернов - Возвращение Блудного сына.

1762. А.П. Лосенко - Чудесный улов рыбы.

1776. Д.Г. Левицкий - Портрет Н.С. Борщевой.

1775. Д.Г. Левицкий - Портрет А.П. Лёвшиной.

Предметы интерьера Белоколонного зала Михайловского дворца.

1860. Ваза с фарфоровыми медальонами.

1799. В.Л.Боровиковский - Портрет князя А.Б. Куракина.

1796. В.Л.Боровиковский - Портрет Муртазы Кули-хана.

1798-1800. Ф.Я.Алексеев - Вид города Бахчисарая.

1846. И.К. Айвазовский - Вид Константинополя при лунном освещении.

1843. И.К. Айвазовский - Берег моря. Штиль.

1850. И.К. Айвазовский - Девятый вал. Эта всемирно известная и самая популярная картина художника висит именно в этом музее!

1846. И.К. Айвазовский - Русская эскадра на Севастопольском рейде.

Участки картины поближе.

1848. И.К. Айвазовский - Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой.

1889. И.К. Айвазовский - Волна.

Участки картины поближе

1896. И.К. Айвазовский - Корабль в море.

1885. И.К. Айвазовский - Штиль.

1884. И.К. Айвазовский - Море с кораблем.

1885. И.К. Айвазовский - Лунная ночь. Берег моря.

1833. К.П. Брюллов - Последний день Помпеи.

Посмотрите какой масштаб! Я поражаюсь, как умению, так и терпению художников! Это невероятно сложно, суметь воспроизвести такую красоту, да ещё и на таком внушительном полотне!

1830. К.П. Брюллов - Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией.

1839. К.П. Брюллов - Портрет сестёр Шишмарёвых.

1821. К.П. Брюллов - Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского.

Людей в музее прилично, но места хватает всем!

Следующий зал не менее интересен.

1828. П.В. Басин - Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада.

1812. А.И.Иванов - Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей.

В каждом зале есть не только картины, но и скульптуры.

1813. Василий Демут-Малиновский - Русский Сцевола.

1841. Ф.А. Бруни - Медный змий.

1835. А.А. Иванов - Явление Христа Марии Магдалине после воскресения.

1824. Ф.А. Бруни - Смерть Камиллы, сестры Горация.

1836-1855. А.А. Иванов - Явление Христа народу.

Внутри Русского музея очень красиво, тут великолепная атмосфера, но из-за плохого света всё выглядит темновато.

1816. С.Ф. Щедрин - Вид с Петровского острова в Петербурге.

1823. С.Ф. Щедрин - Новый Рим. Замок Святого Ангела.

1826. С.Ф. Щедрин - Вид Амальфи близ Неаполя.

С.Ф. Щедрин - Рыбаки у берега.

1829. С.Ф. Щедрин - Неаполь в лунную ночь Виа Партенопе и Кастелло Дель Ово.

1829. С.Ф. Щедрин - Вид Сорренто близ Неаполя.

1836. М.И. Лебедев - Аричча близ Рима.

1845. А.Я. Волосков - Вид в Павловском парке.

1827. О.А. Кипренский - Портрет графа Г.Г. Кушелева.

1830. О.А. Кипренский - Ворожея со свечой.

1823. О.А. Кипренский - Портрет Е.С. Авдулиной.

1809. О.А. Кипренский - Портрет Евграфа В. Давыдова.

1855. А.М. Волков - Смерть Ивана Сусанина.

1875. А.Т. Литовченко - Иван Грозный показывает сокровища Джерому Горсейю.

1887. К.Н. Горский - Петр I посещает госпожу Ментенон в 1717 году.

1865. В.Г. Шварц - Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче.

В.Г. Шварц - Въезд Шуйского и де Ла Гарди в Москву (Эскиз).

1880. И.Н. Крамской - Портрет художника И.И. Шишкина.

1882. И.Н. Крамской - Мина Моисеев.

1840. И.Н. Крамской - Неутешное горе.

1869. Ф.А. Васильев - Деревня.

1871. Ф.А. Васильев - Оттепель.

1867. Ф.А. Васильев - В церковной ограде.

А это мой хороший друг Олег.

Можно понять какого размера картины в этом зале. Мне всегда было интересно, как следят за такими крупными полотнами, и как их перевозят в другие музеи на временные выставки? С удовольствием написал бы об этом репортаж. :)

1869. Ф.А. Бронников - Освящение гермы.

Ф.А. Бронников - Улица итальянского города.

1905. С.В. Бакалович - Моление Кхонсу.

1862. К.Д. Флавицкий - Христианские мученики в Колизее.

1868. К.Ф. Гун - Канун Варфоломеевской ночи.

1889. Г.И. Семирадский - Фрина на празднике Посейдона в Элевсине.

1865-1876. В.Г. Перов - Трапеза.

1869. В.Г. Перов - Девочка с кувшином.

1879. В.Г. Перов - Суд Пугачева.

1864. В.Г. Перов - Парижские тряпичники.

1880. В.Г. Перов - Первые христиане в Киеве.

1860-е. Ф.С. Журавлев - Дети-нищие.

1840-е. А.К. Саврасов - Березы. Половодье.

1870-1880. А.К. Саврасов - Зима.

1873. А.К. Саврасов - Вид на Московский Кремль. Весна.

1871. А.К. Саврасов - Закат над болотом.

1869. Л.Л. Каменев - Вид из окрестностей села Поречье.

1850. А.П. Попов (Московский) - Москва. Берег Яузы.

1890. В.В. Верещагин - Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой).

1873. В.В. Верещагин - У дверей мечети.

1884. В.В. Верещагин - В Иерусалиме. Царские гробницы.

1884. Н.Н. Ге - Портрет Л.Н. Толстого.

1863. Н.Н. Ге - Тайная Вечеря.

1883. И.И. Шишкин - Ручей в березовом лесу.

1865. И.И. Шишкин - Дубы.

1871. М.К. Клодт - На пашне.

1865. И.И. Шишкин - Дубы.

1898. И.И. Шишкин - Корабельная роща.

1870. К.Е. Маковский - Перенесение священного ковра в Каире.

1881. К.Е. Маковский - В парке.

1882. К.Е. Маковский - Семейный портрет.

1888. К.А. Савицкий - На войну.

1888. В.Д. Поленов - Христос и Грешница.

1871. И.Е. Репин - Воскрешение дочери Иаира.

1870-1873 И.Е. Репин - Бурлаки на Волге.

1876. И.Е. Репин - Садко.

1876. И.Е. Репин - Негритянка.

1879. И.Е. Репин - Проводы новобранца.

1905-1908. А.И. Куинджи - Ночное.

1880. А.И. Куинджи - Лунная ночь на Днепре.

1898-1908. А.И. Куинджи - Море. Крым.

1900-1905. А.И. Куинджи - Дубы.

В одном из залов была просто невероятная картина Ивана Репина. 1903. И.Е. Репин - Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения.

1896. И.Е. Репин - Портрет Николая II.

1899. В.И. Суриков - Переход Суворова через Альпы в 1799 году.

1895. В.И. Суриков - Покорение Сибири Ермаком.

1906. В.И. Суриков - Степан Разин.

1882. А.М. Васнецов - Витязь на распутье.

1877. А.М. Васнецов - Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа).

1881. А.М. Васнецов - Бой скифов со славянами.

1910. К.Ф. Богаевский - Классический пейзаж.

1912. К.Ф. Богаевский - Корабли. Вечернее солнце.

1908. Л.С. Бакст - Древний ужас.

1896. А.П. Рябушкин - Семья купца в XVII веке.

1910. К.Ф. Юон - Весенний солнечный день. Сергиев посад.

Зал, где представлено Декоративно-прикладное и Народное искусство.

Русский музей огромен! В многочисленных коридорах можно легко запутаться. На этот случай по ходу движения можно встретить такие таблички, показывающие поэтажный план музея.

1898. М.А. Врубель - Богатырь.

1902. В.А. Серов - Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой.

1912. А.Я. Головин - Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова.

1916. Б.М. Кустодиев - Масленица.

1917. А.В. Лентулов - Церкви. Новый Иерусалим.

1911. Н.С. Гончарова - Евангелисты.

1908. Н.С. Гончарова - Зима.

1914. К.С. Малевич - Композиция с Джокондой ("Частичное затмение").

1915. Л.С. Попова - Портрет философа.

1914. К.С. Малевич - Авиатор.

1915. К.С. Малевич - Красный квадрат (Живописный реализм Крестьянки в двух измерениях).

1929. К.С. Малевич - Пейзаж с белым домом.

1932. К.C Малевич - Девушки в поле.

Лабиринты сюрреализма! Ранее я такое направление в искусстве не воспринимал. А сейчас очень даже нравится. :)

1920-1921. П.Н. Филонов - Формула Петроградского пролетариата.

1926. С.А. Лучишкин - Лыжники.

1934. В.В. Купцов - АНТ-20 "Максим Горький".

Ну вот и все. Напоследок я забежал в последний зал перед выходом и сфотографировал вот такую тарелочку.

Я вновь вышел на парадную лестницу Михайловского дворца.

Спускаясь с которой, меня ждал сувенирный магазин. Тут продают книжки, тарелки, магниты, матрешки, календари и даже копии картин.

Пост получился очень содержательным, пожалуй даже через чур полным. Но это только малая часть увиденного. На самом деле, как я говорил вначале, невозможно запечатлеть все! Но поверьте, так трудно было отбирать фотографии, отснятые мной в музее. Не все они вышли так качественно, чтобы передать должным образом атмосферу картин, в основном из-за плохого освещения. Многие картины находятся за стеклом, или очень высоко висят. Возникало очень много бликов. Как совет, в такие музеи лучше приходите вечером, когда на улице уже стемнеет. У вас будет хотя бы один искусственный источник света. Тем не менее музей великолепный! Он по праву считается одним из лучших в стране!

Сегодня Русский музей можно по праву считать уникальным хранилищем художественных ценностей! Это целая библиотека искусств, придя в которую, у каждого появляется возможность посмотреть на потрясающее собрание шедевров выдающихся художников, безусловно принадлежащих к мировому культурному наследию. Поэтому рекомендую всем не лениться, приезжать в Санкт-Петербург и идти смотреть всё своими глазами!




Top