Русский национальный характер капитанская дочка. Маша Миронова - воплощение русского национального характера

Самой постановкой вопроса о благородном воздействии народных масс на личность Пушкин как бы предугадывал выход из тупика последекабрьских лет: общественный прогресс в России возможен только с учетом активности интересов трудового народа. Роль гегемона в политических преобразованиях могли выполнять люди, обладающие высокими моральными качествами. Придавая этим факторам большое значение, писатель опережал тем самым постановку в русской литературе проблемы положительного героя.

Таким образом, в «Капитанской дочке» узловые вопросы русской общественной жизни освещены на уровне самого передового для середины 30-х годов XIX в. мировоззрения.

Роман вызывает сочувствие к угнетенному народу, проникнут пониманием того, что главная причина его бедственного положения, а значит, и протеста коренится в системе крепостных отношений. Не принимая крестьянскую войну, видя в ней стихийный и жестокий «бунт», Пушкин, однако, связывает надежды на обновление страны с пробуждением в народе огромных потенциальных сил. Соединение «воли» народа как воли истории с «разумом» прогресса - вот что, по смыслу художественных картин «Капитанской дочки», могло бы стать основой развития подлинной свободы и просвещения. Роман, написанный о прошлом, оказывался книгой о настоящем и будущем России.^Щ. В. Гоголь считал «Капитанскую дочку» лучшим русским произведением «в повествовательном роде». Отмечая лаконизм, необычайную выразительность картин, каждая из которых полна глубокого жизненного смысла, Гоголь писал: «…Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести кажутся приторной размазней. Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую ступень, что сама действительность кажется перед нею искусственной и карикатурной. В первый раз выступили истинно русские характеры, простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все - не только сама правда, но еще как бы лучшее ее». [^Мастерство Пушкина-реалиста проявилось в. труднейшем из прозаических жанров - в жанре исторического романа. С задачей изображения прошлой жизни не в хроникально-справочном описании, а в художественном изображении, где бы «романическое происшествие без насилия» входило в «раму обширнейшую происшествия исторического», Пушкин справился блестяще. В выявлении зависимости частной судьбы человека от развития истории, общественных условий заключалась величайшая победа Пушкина как исторического романиста.

Специфические задачи возникают у авторов исторических романов при изображении действующих лиц как вымышленных, так и реальных. Персонажи должны отличаться не только особенностями личного склада характера, но и заключать в себе черты времени, «дух» эпохи. В героях «Капитанской дочки» это выявлено с редкой убедительностью и полнотой. К примеру, Гринев, действующий в романе как вымышленный персонаж, исторически достоверно отражает уровень развития, характер, несомненно, лучших, но не исключительных представителей дворянской провинциальной молодежи конца XVIII столетия.

Передача исторического колорита требует соответствующих приемов повествования, прежде всего стилевых. В годы Пушкина почти все исторические романисты исходили из убеждения в том, что воспроизведение прошлого немыслимо без обильного включения в текст архаических оборотов и терминологии, цитат из старинных грамот, указов, летописей, исторических книг и т. п. Разумеется, опора на эти материалы необходима в исторических романах. Однако нужен художнический такт в использовании документальных и других источников, необходима их тонкая поэтическая обработка. Этим как раз и характеризуется «Капитанская дочка».

Пушкин использует устаревшие слова и синтаксические конструкции, воспроизводя стиль деловых бумаг XVIII в. (вспомним ответ оренбургского генерала «касательно прапорщика Гринева»), но все это свободная художественная переработка образцов архаического слова. Общая же картина времени воссоздается средствами современного Пушкину языка. Писатель верен духу старины, а не ее букве. Этому способствует лаконизм пушкинских описании, выразительность предметных и речевых деталей. Вот, к примеру, описание Белогорской крепости. Сначала мы вместе с Гриневым видим деревушку, окруженную «бревенчатым забором», скирды сена, скривившуюся мельницу, наконец, по мере приближения к деревушке, ее кривые улицы, избы, крытые соломой. Крохотная деревушка - крепость, полувоенное поселение. В определениях, деталях нет ничего лишнего, того, что претендовало бы на изысканность; картину можно представить зримо.

Следует особо сказать о слоге повествователя Петра Гринева, «записки» которого явились для читателя основным источником информации о прошлом. Здесь Пушкина подстерегали трудности. В побороты Гринева надо было вложить всю силу собственно авторского (пушкинского) повествования и вместе с тем обозначить признаки той эпохи, к которой принадлежал Гринев по рождению и воспитанию. Пушкин решил и эту задачу. Он вкрапливает в речевые конструкции повествователя элементы разговорной лексики провинциальных дворян XVIII в. («воспитывались мы не по-нонешнему»), использует стиль сентиментальной и просветительской прозы времен Карамзина и Фонвизина, специальные термины («сикурс», «фортеция»). Таким способом создавалось ощущение хронологической отдаленности событий. Но все оттенки повествовательного слога Гринева, как и самые голоса действующих лиц, передаваемые в «записках» Гринева, восходят, в конечном счете, к авторской установке на полноту и реалистическую яркость изображения. Отсюда единство стиля, что так отличает «Капитанскую дочку» от массовых русских исторических романов 30-х годов.

Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина - это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине.
Маша - традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет каких-то оригинальных, выдающихся черт, к ней как нельзя лучше подходит определение «милая девушка». И в то же время этот образ поэтичен, возвышен и привлекателен.
Маша Миронова воспитывалась в семье с патриархальным укладом, придерживавшейся старинных дворянских традиций. По причине этого она послушна, спокойна, скромна. Она никогда не переступит рамки приличия, не поступится своим нравственным долгом и не пойдет против совести. Так, она ни за что не вышла бы замуж за Швабрина, даже если бы это решение грозило ей смертью. Вспомним, в каком состоянии находят запертую Машу Пугачев и Гринев. Ее воспитание, ее принципы не позволили Маше склониться перед Швабриным.
Свою героиню А. С. Пушкин подвергает испытанию любовью, и проходит она это испытание с честью. Чтобы достичь благополучия, Маше пришлось перенести немало тяжелых ударов: любимый ранен на дуэли, затем родители жениха не дают своего благословения на законный брак, погибают ее собственные родители. В размеренную жизнь Маши врывается пугачевский бунт. По иронии судьбы это событие, вместо того чтобы разлучить двух влюбленных, соединило их.
Нигде так не проявился характер Маши Мироновой, как на последних страницах книги, где она без всяких сомнений едет в Царское Село, чтобы просить императрицу помиловать Гринева. Этот поступок смел уже потому, что молодая девушка, не знающая жизни, едет в неизвестность одна, и вдвойне смел потому, что она хочет вступиться за опального дворянина, что очень рискованно для нее самой. Она вступает в борьбу не только за свою любовь, но и за справедливость. Испытания, выпавшие на долю Марьи Ивановны, душевно обожгли ее и сделали сильнее. Ее не сломили смерть родителей, домогательства Швабрина, арест Гринева. А ведь вначале она казалась такой слабой и беспомощной, боялась выстрелов, подала в обморок. Но когда судьба поставила ее на распутье одну, она нашла в себе силы бороться за свое счастье. Маша стала взрослее в этих испытаниях.
А. С. Пушкин заставляет страдать свою героиню потому, что относится к ней трепетно и нежно. Он знает, что она вытерпит эти страдания, раскрыв в них самые прекрасные стороны своей души.
Маша Миронова обладает сильно развитым чувством долга и душевным благородством. Ее понятие долга перерастает в понятие верности. Маша Миронова осталась верна сердечной привязанности вопреки страху. Она истинная дочь своего отца. Миронов в жизни был человеком мягким и добродушным, но в экстремальной ситуации проявил решительность, достойную русского офицера. Так же и Маша: она была робкой и впечатлительной, но когда речь зашла о ее чести, она готова была, как и отец, скорее умереть, чем сделать что-либо противное ее совести.
Душевные качества Маши Мироновой прекрасны: нравственная безупречность, верность слову, решительность, искренность. Она способна любить искренне, горячо и беззаветно. И в награду ей достается заслуженное счастье.
А. С. Пушкин, создавая образ Миши Мироновой, вложил в него свою душу, свою любовь, свое желание видеть в женщине воплощение тех высоких душевных качеств, которые так ценятся во все времена. И Маша Миронова по праву украшает галерею образов русских женщин, созданных нашими классиками.


Николай Васильевич Гоголь, рассуждая о повести «Капитанская дочка», упомянул, что впервые за историю русских романов в произведении его соотечественника отражается истинно русский характер. Но каков он нрав и характер русского человека и как он проявляется в произведении Александра Сергеевича Пушкина?

Характер русского человека настолько многогранен и неоднообразен, что порой даже великим философам и историкам трудно выделить главенствующие черты. Но, так или иначе, в сознании наших соотечественников сложился образ истинно русского человека – отважного и справедливого человека, патриота, которому знакомы понятия совести и чести, свойственны стойкость и религиозность, человека обладающего широкой душой.

Давайте рассмотрим все черты по отдельности.

Широта души

Недаром, Николай Александрович Бердяев был уверен, что: «Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли: та же безграничность, бесформенность, устремлённость в бесконечность, широта…». Широка душа лишь у того человека, которой любит широкие жесты, действует с размахом, а может быть даже живет на широкую ногу. Может быть потому, русскому человеку так часто приписывают не только это достоинство, но и щедрость, и хлебосольство.

Чувство справедливости, долг совести

Лев Николаевич Толстой подчеркивал другую черту нашего национального характера: "Русский человек – это тот, кто не будет спать спокойно, если знает, что где-то есть несправедливость".

Солидарен с ним был и Федор Михайлович Достоевский, считавший, что "Высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее». Дело в том, что ни один возвышенный, чувственный человек не может переносить несправедливость по отношению к другому, а кто, как не наш многострадальный народ способен понять чужую боль.

Любовь к родине

"Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию и считает её своим отечеством" говорил Антон Деникин, русский военачальник, политический деятель и писатель. И, правда, столько произведений великих русских писателей отражают в себе патриотизм и любовь к Родине. Например, произведение Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский», «Левша» Николая Семеновича Лескова, «Уральские сказы» Павла Петровича Бажова.

Стойкость

"Если русских останется один хутор, – говорил Николай Васильевич Гоголь: то и тогда Россия возродится». В этой лаконичной фразе заключается важнейшее свойство, присущее русскому человеку – несгибаемость, способность противостоять любым невзгодам.

Милосердие

Так много придумал наш народ пословиц о милосердии, что всех их не перечесть: «Милостивому человеку и Бог подает», «На милость образца нет», «Неси милость не милостивому» и т.д. Стоит ли сомневаться, что нашему народу свойственно милосердие, коль пословицы – язык народа?

Отвага, готовность совершить подвиг

Многие отечественные и зарубежные философы отмечают, с какой легкость русский народ объединяется против единого врага, так называемую «героическую доминанту». Доказательствами чего могут служить многочисленные примеры из отечественной истории, начиная с Прутского похода 1711 года и заканчивая сегодняшним временем. Именно в отваге отражается русский национальный дух, вольный и несокрушимый. Не зря, в свое время Александр Суворов говорил: «Россиянин отличается верой, верностью и рассудком. Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдёт там Фермопилы, Леонида и свой гроб».

Теперь мы знаем, каков он, русский характер. Основываясь на этом, мы сможем подтвердить, а может быть и опровергнуть мнение Николай Васильевича Гоголя.

Гринев Петр Андреевич

Наверное, наиболее яркой чертой характера Петра Андреевича является любовь к Родине. На всем протяжении повести, начиная с приступа крепости и заканчивая арестом, Гринев показывает достойный похвалы патриотизм, оправданный отнюдь не службой, а чувством долга. Раз присягнувши, он не переменит данного им обещания.

Но была ли такая черта русского характера, как верность Отечеству привита Петру в детстве? Отчасти – да. Однако не образ отца служил Гриневу идеалом, а капитана Миронова, чья отвага и преданность настолько восхищала, что наравне с любовью к Маше питала Петра и придавала ему ту, на первый взгляд, несвойственную юноше стойкость и отвагу. Именно благодаря Ивану Кузьмичу произошло это становление истинно русского характера в Гриневе. Именно поступок изнемогающего от раны, но остававшегося верным себе и своим принципам коменданта, заставил Петра проявить свои стоические качества, которые с уверенностью можно назвать мужеством.

Марья Ивановна Миронова

Именно в Марии Ивановне Мироновой находит отклик такая черта истинно русского характера, как широта души. Подтверждение этому можно найти и в том, в каком окружении Маша воспитывалась с рождения – сплоченная семья, с радушием принимающаяся к себе любого, кто в ней нуждался. «В доме коменданта был я принят как родной» - повествует нам Гринев. Ничем иным как семьей была заложена в Машу эта русская душа. Сочувствие, свойственное ей, удерживало капитанскую дочку у постели Петра.

Ее доброта и искренность располагали к себе всех, кого встречала она на своем пути. Александр Сергеевич писал: «… нельзя было ее узнать и не полюбить». Потому и непритворна была любовь родителей Гринева к Маше, которые, несмотря на предрассудки, приняли бедную сироту под свое крыло. Лишь малодушный человек, каковым являлся Швабрин мог пренебречь простосердечием юной девушки.

Другой уникальной чертой этой героини является человеколюбие, достигшее неведомых границ. Подтверждением этого служат ее поступки. Однажды Мария скажет Гриневу после его дуэли со Швабриным: «Я не люблю Алексея Ивановича. Он очень мне противен; а странно: ни за что б я не хотела, чтоб и я ему так же не нравилась». Удивительно, как проницательность девушки относительно пороков офицера, перекрывается вселенским гуманизмом.

Емельян Пугачев

Емельян Пугачев представляет собой противоречивую фигуру. Однако за личиной жестокого лжецаря, противоречащей любым проявлением человечности, скрывается герой, которому не чужды понятия долга и чести.

Подтверждением этому может служить помилование Гринева. На первый взгляд решение Пугачева выглядит, как некая пародия на «царский жест великодушия». Однако это не совсем так. Именно уважение к людям, для которых понятия чести и достоинства являются принципиальными, сыграло роль в помиловании дворянского сына.

В "Капитанской дочке" мы встречаем поистине русские характеры, которым наравне с благородством, достоинством, честью присущи и привитые веками бесправного положения смиренность, рабская психология. Эти черты заметны в Савельиче и капитане Миронове. Пугачев и его соратники также представляют народ, но не раболепствующий, не смиренный, а бунтующий, мятежный. Не все герои повести разделяют глубоко драматичную, исполненную острых противоречий судьбу народа в государстве, где царит произвол.

Очень притягателен в повести образ слуги Петра Гринева Савельича. Он выписан наиболее полно и всесторонне. Автор старается показать Савельича в разных жизненных ситуациях, давая возможность герою проявить все присущие ему качества. Савельич заботился о маленьком барине, как о собственном сыне: переживал, когда Петруша болел, возмущался, когда юному Гриневу был выписан для обучения француз. А когда Гринев достиг совершеннолетия и был отправлен служить отечеству, Савельич повсюду следовал за ним и даже не единожды спасал от смерти.

Савельич хоть и не учился грамоте, но от природы умен, наблюдателен. А чувство ответственности, которое он проявляет по отношению к Гриневу, достойно восхищения.

Автор не скрывает своей симпатии к этому герою. Доброта, простота, честность всегда нравились Пушкину в людях, такой была и его няня, которой он посвящал стихи. Однако, уважая Савельича за человеческие качества, Пушкин в то же время испытывает жалость и сострадание к своему герою и ко всему народу, которому долгие годы прививали рабское повиновение и смиренность. Отдавая всю душу, всего себя барскому ребенку, Савельич редко слышал слова благодарности, но часто бывал незаслуженно наказан. Даже Петр Гринев, благородный дворянин, бывал несправедлив к верному слуге. Так, впервые вырвавшись из-под опеки родных и почувствовав себя взрослым и самостоятельным, Гринев напивается до беспамятства и проигрывает деньги первому встречному. Савельич пытается образумить хозяина, но молодой человек дерзко отвечает: "Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои... А тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают". А затем Савельич слышит еще более оскорбительные слова; "Подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню". От обиды привыкший, казалось бы, ко всему слуга даже заплакал. Но он продолжает заботиться о барине все с тем же усердием.

Или другой пример. Узнав о дуэли, Савельич, не раздумывая, бежит к месту поединка, чтобы, если потребуется, спасти хозяина: "Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча". И что же в ответ? Гринев не только не отблагодарил своего заступника и спасителя, но еще и обвинил его в своем ранении. Досталось Савельичу и от Гринева-старшего, отругавшего старика за молчание. Но Савельич не возмутился, не стал роптать на хозяина за несправедливое отношение. В ответном письме смиренно называет себя рабом, холопом, а оскорбительное письмо господина — "милостивым писанием": " Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего... А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски. Верный холоп ваш Архип Савельев". Не вызывает сомнения, что Савельич смиренно согласится с любой участью, которую ему уготовит хозяин, — хоть свиней пасти, хоть наложить на себя руки, и при этом и не подумает противиться или защищаться.

Еще более жалким выглядит Савельич в своем отношении к Пугачеву и повстанцам. Он, выходец из народа, не становится на сторону этого народа и даже не сочувствует ему. Он остается глух к провозглашаемой мятежниками вольности и судит о событиях с позиций своих хозяев, то есть поддерживает тех, кто его же угнетает.

Савельичу, как и любому простому бесправному человеку, присуще смирение. Это качество он получил в наследство от отца, тот — от деда, дед — от прадеда... По-другому эти люди жить не могут: слишком долго им внушали, что они — ниже и хуже других, что смирение — их удел.

Менее детально представлен в повести образ капитана Миронова. Это благородный, честный, верный долгу, слову и присяге человек. Известно, что доброта, сердечность — национальные черты русского. характера, и Иван Кузьмич с супругой исключением не были: "Иван Кузьмич... был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый". По этой причине и приняли Мироновы Гринева как доброго знакомого. Иван Кузьмич, несмотря на капитанское звание, происходил из бедной солдатской семьи. Оттуда и простота его в обращении с людьми. Теперешний быт наверняка мало чем отличался от быта его родителей: капитан сохранил чувство меры и скромность своих предков. Измена и предательство противны натуре этого человека. И в этом также проявляется истинно русская душа капитана Миронова. Нельзя не восхищаться его смелостью и отвагой. Не дождавшись помощи, он, нисколько не колеблясь, решает выступить против многочисленного войска Пугачева. Так же мужественно принимает он и смерть. Однако нельзя не согласиться, что действует Иван Кузьмич бессознательно, ему не приходит в голову задуматься, за что он умирает, за какую идею? Точно так же не задумывается капитан Миронов, почему Пугачев и его люди, против которых приготовил он свою пушку, бунтуют, что заставило их пойти против власти? Миронов не привык мыслить критически. Он поступает согласно долгу. Капитан Миронов, как и Савельич, воспитан в смирении и повиновении.

Симпатичен в повести и образ Ивана Игнатьича, гарнизонного поручика. Благоразумие, рассудительность, христианское умение прощать ближнего своего — качества, присущие этому пушкинскому герою и всем простым русским людям. Речь Ивана Игнатьича характеризует его как простого человека, необразованного, но по-своему мудрого. Вот как рассуждает Иван Игнатьич, призывая Гринева не стреляться со Швабриным: "Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье — и разойдитесь, а мы вас уж помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить?.. Ну а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?".

Но кроме смирения в простом народе может возникнуть и противоположная реакция — бунт, "бессмысленный и беспощадный". Пушкин никогда не был сторонником революций, а считал возможным изменение общественного строя путем мирных реформ, и поэтому он может оценить негативные стороны восстания: грабежи, насилие, жестокость. Однако Пушкин открыто симпатизирует мятежникам. Пугачев в повести — носитель всех лучших народных качеств. Люди его ощущают униженность своего рабского положения. Со скорбью и болью исполняют они русскую народную песню о крестьянском молодце, в которой — их бесправная доля и их трагические судьбы.

"Историей Пугачева" и "Капитанской дочкой" Пушкин предупреждает современников о той кровавой анархии, которая грозит русскому государству, если крепостнические порядки вынудят "черный народ" снова взяться за топор.

Изображение народной массы в повести Пушкина «Капитанская дочка»

В 1835 году, работая над «Капитанской дочкой», Пушкин записал важную мысль: «Одна только история народа может объяснить истинные требования оного». В получившемся произведении писателю через образы и характеры героев удалось передать основные черты, присущие русскому народу в один из важнейших периодов истории. Критик Белинский отзывался о «Капитанской дочке» как о своеобразной «энциклопедии русской жизни» XVIII века.

Народная масса показана в повести Пушкина неодноликой. Среди крестьян были и активные участники пугачевского движения (караульные крестьяне, захватившие Гринёва возле Бердской слободы), и крепостные (Савельич), и «старинные люди» (Мироновы).

Но были среди народа и такие, как Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени. Через образ дворового автор передал характер типичного русского человека, трагизм которого заключается в том, что он живет в эпоху крепостного права, унижающего и угнетающего крестьян.

В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Все лучшее в Гриневе воспитано именно Савельчием. Свой долг крестьянин видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Однако, хоть он и раб по положению, но не раб по духу. В нем живет чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринева. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. Образом Савельича автор протестует против крепостного права.

Другие представители народа переданы в произведении через образ Мироновых. «Старинные люди», как называет из автор, вышли из народа и остались близки ему. Иван Кузьмич вышел в «офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой. Но самый честный и добрый».

Близость Мироновых к народу сказывается в их быту, в их доверчивости, добродушии и простосердечии, в радушии и гостеприимстве. Эта семья противопоставлена аристократическому дворянству в лице Швабрина. В душе Ивана Кузьмича живет чувство долга, офицерской чести. Он первым выходит против Пугачева, и, «изнемогая от раны, собрав последние силы, твердым голосом» отказывается признать в Пугачеве государя, обрекая тем самым себя на виселицу.

Но крепостнический строй отрицательно повлиял даже на таких честных и добрых людей, как старики Мироновы. Иван Кузьмич, выполняя служебный долг, гибнет за чуждый народу строй. При всей своей доброте и беззлобности он становится противником народа. Савельича и Мироновых, при всем различии их судеб, объединяет отсутствие осмысленности жизни. Они живут во власти традиции и сложившихся стереотипов. Из поколения в поколение повторяющийся образ жизни представляется им единственно возможным. Оттого они никогда не смогут ответить на обиду, не смогут подняться выше помещичьей или правительственной власти.

В произведении народ противопоставляется дворянству. Вторые, в отличие от первых, прозаичны, бездуховны, примитивны и, можно сказать, ничтожны.

Неведомый, тайный мир духовной жизни простых людей открывается читателю во время пира у попадьи в честь падения Белогорской крепости. Разговор на «сборище» Пугачева и его соратников шел в основном о взятии крепости, об успехах и о будущих действиях. Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно спорил с Пугачевым. Но все присутствующие «обходились меду собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю».

Всех их объединяла общая высокая цель, уверенность в своих силах, чувствовался командный дух. Гринева до глубины души потрясает непонятная ему свобода и смелость мятежников, преступивших законы самодержавного государства, бросивших вызов власти. Не понимая происходящего, Гринев почувствовал значительность, поэтичность, непохожесть этих людей, «злодеев», на всех остальных.

Но народ у Пушкина показан не только с положительной стороны. Автор не скрыл и «темные» грани восстания и поведения мятежников: мелкие грабежи («несколько разбойников… таскали перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь»), возможность предательства Пугачева его же товарищами, жестокость народа в борьбе со своими мучителями. Жестокость часто бессмысленна и неоправданна, как, например, расправа с женой капитана Миронова. Но именно через эти негативные стороны восстания Пушкин передал чувство жестокости и ненависти, накопившееся в народных массах за века угнетения. Белобородов одним своим требованием «вешать всех дворян» выразил эти чувства.

Через различные образы Пушкин в произведении передал основные черты народа, как положительные, так и отрицательные. Русский человек честен, добр, ответственен, способен на подвиги и активные действия. С другой стороны, подчеркивая свободолюбие и мятежность народа, автор показывает черты национального характера, сформированные рабством – смиренность и послушание. Изображая народ в «Капитанской дочке», Пушкин впервые представил его как серьезную политическую силу, которой предстоит обновить Россию.




Top