Русский народный костюм белгородской губерни. Белгородский народный костюм

План-конспект воспитательного часа «Белгородский народный костюм»


Место работы: Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Белгородский детский дом «Южный»
Образовательная область : «Я и моё Отечество».
Целевая аудитория: Группа воспитанников 12-16 лет.
Цель занятия: Познакомить воспитанников с народным костюмом жителей Белгородской области.
Задачи:
Образовательная: Учить устанавливать причинно-следственные связи между представлениями людей об устройстве мира и образного строя народного костюма.
Воспитательная: Воспитывать любовь к своей малой родине, интерес к ее истории, умение видеть эстетику и красоту мира через призму народного костюма.
Развивающая: Развивать речь; обогащать словарный запас; развивать умения формулировать и высказывать своё мнение; умение работать сообща.
Предварительная работа: Подбор видео- и аудио- материалов; изготовление шаблонов белгородского народного костюма.
Инструментарий:
Техническое обеспечение: ПК для воспроизведения презентация MPP (2007); проектор; аудиоаппаратура.
Раздаточный и демонстрационный материал: магнитная доска; клей; шаблоны; информационные карточки с названием элементов белгородского народного костюма.
Тип занятия: Познавательная беседа с использованием элементов практического занятия.
Список используемых источников:
1. Андреева А.Ю. Русский народный костюм: путешествие с севера на юг. - СПб.: Паритет, 2005.
2. Бакланова Т.И. Народная художественная культура в универсальной гуманитарной образовательной системе - М., 1994.
3. Ботова С.И., Приставкина Г.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской. - Белгород, 2000 г.
4. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиционной художественной культуры. - Белгород, 2003.
5. Жиров М.С, Жирова О.Я., Митрягина Т.А. Традиционный народный костюм Белгородской области. История и современность. - Белгород: БГИКИ, 2005.
6. Исенко С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение. - М., 1999.
7. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре - М., 1995.
8. Народная художественная культура под ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. - М.: МГУКИ, 2002.
9. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. - М.: изд. "Молодая Гвардия", 1988.

Ход занятия:

I. Введение
1. Организационная часть
Воспитатель предлагает воспитанникам посмотреть друг на друга и подарить улыбку, т.к. улыбка всегда настраивает на общение.
2. Сообщение темы и цели занятия
Тихо играет русская народная мелодия.
Воспитатель:
Сегодня мы познакомимся с русским народным костюмом Белгородской области.
Народные костюмы мы видели в музее, на телеэкране во время выступления артистов, но практически не задумывались, почему он именно такой? Сегодня мы прикоснёмся к истории создания русского народного костюма.

Слайд 1 (На экране проецируется тема открытого занятия «Белгородский народный костюм»)
II. Основная часть
1. Познавательная беседа
Воспитатель:
Россия на протяжении столетий была и остается самой большой страной в мире. На её территории проживает много народов и народностей. Каждой области характерен свой народный костюм.
Русский народный костюм - это уникальное явление в истории мировой культуры, имеющий свою историю создания.

Слайд 2 (На экране проецируется фото Белгородского народного костюма)
Народная одежда Белгородской области собрала в себе все виды русского народного костюма; впитала в себя общерусские, южнорусские и украинские черты, которые прослеживаются в деталях, вышивках и украшениях, т.к. Белгородская область образовалась в результате слияния юго-восточной части Курской области и нескольких западных районов Воронежской области.

Слайд 3 (На экране проецируется фотографии народных рубах, преобладающих на территории Белгородской области)
Внимание воспитанников обращается на фотографии народных рубах, преобладающих на территории
Белгородской области.
(Дети делятся мнениями о видах изображений).
Народный костюм Белгородской области состоит из рубахи.
Рубаха – основа народного костюма, самая древняя и необходимая его часть, которая шилась из белого льняного или конопляного полотна. Ее носили мужчины, женщины, дети.
С рубахой связывали множество обрядов и поверий. Рубаха встречала человека на пороге в этот мир, сопровождала его всю жизнь, и на пути в мир иной - человек тоже был облачен в рубаху
Самая распространенная на Белгородчине, была рубаха с прямыми прямоугольными плечевыми вставками – поликами. Она состояла из двух частей: верхняя (стан) шилась из тонкого полотна, нижняя (подстава) изготавливалась из более грубого холста, которая пришивалась и отпарывалась по мере необходимости.

Слайд 4 (На экране проецируется фотографии орнамента, преобладающих на территории Белгородской области)

Воспитатель:
- Ребята, а что вы видим на вороте, подоле и у запястий рубахи?
(Ответы детей уточнятся, расширяются)
Вышивку, орнамент наши предки располагали на самых важных участках одежды. Вышивка была не только украшением одежды, но и оберегом. Согласно повериям, так они защищали себя от «нечистой силы». От предков шла вера в магическую силу рубахи. Поскольку рубашка определялась фактически как вторая кожа, то на ней оформлялись детали, призванные защищать определенные части тела человека:
ворот (на шее крепится голова - шею нужно оберегать);
плечи (от плеч начинается главный рабочий орган – руки);
грудь (у женщин, чтобы выкормить детей; у мужчин, чтобы защищать свой род).
Вышивались отверстия, в которые способна проникнуть отрицательная энергия - «нечистая сила». Укрепление этих участков символами-оберегами, среди которых преобладали солярные знаки, на протяжении веков было непреложным законом.
Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица или владелец. Вышивать рубаху девушка должна была сама, иначе замуж не возьмут.
Орнаментальное искусство достигло своего наивысшего развития именно в южнорусском костюме, неотъемлемой частью которого является костюм Белгородчины. Вышивку выполняли крестом или счетной гладью. Преобладал в основном красный цвет, который часто сочетался с черным. Белгородские мастерицы вышивали линейно и растительно-геометрические орнаменты. Жители русских сёл, которые граничили с украинскими, охотно перенимали традицию украшать рукава рубахи вполне реалистичными розами, васильками, гвоздиками и даже вазами с целыми букетами.
- Ребята, а как называется платье без рукавов?
(Ответы детей).

Слайд 5 (На экране проецируется фотографии сарафанов преобладающих на территории Белгородской области)
Сарафан в допетровской Руси был «внесословной» одеждой. Он надевался поверх рубахи. Сарафанов существовало много вариантов: глухой туникообразный; косоклинный во множестве разновидностей; прямой (круглый); сарафан-платье из фабричной ткани («саян»).
Все виды сарафанов существовали на территории нашей области. Отличие состояло в их украшении.
Мастерицы Белгородчины редко декорировали сарафаны вышивкой; их украшали лентами, парчей, тесьмой. В некоторых селах нашей малой Родины на сарафан одевался короткий или длинный передник.
- Дети, как вы думаете, какой элемент народной одежды будет следующим?
(Ответы детей).

Слайд 6 (На экране проецируется фотографии юбок, преобладающих на территории Белгородской области)
Юбка на территорию современной Белгородчины, по мнению исследователей, пришла с переселением в южные края служивого сословия с польско-литовских рубежей еще в XVII веке. Юбочный комплекс не имел ничего общего с русским костюмом, но, тем не менее, он смог плотно укорениться в костюмах наших предков.
К концу XIX века, с развитием фабричного производства, домотканые юбки были вытеснены. Юбки стали пышнее, их украшали воланами (оборками). Сельские модницы надевали сразу несколько юбок, чтобы казаться пышнее (в то время особенно ценилась полная фигура). Никаких вольностей в длине не допускалось. Самой короткой могла быть девичья юбка, открывавшая ступни, а женщины старшего возраста обязательно надевали юбки «в пол».

Слайд 7 (На экране проецируется фотографии понев, преобладающих на территории Белгородской области)
Понёва - самая древняя деталь русского костюма. В Белгородской области ее надевали как на сарафан, так и на юбку. Девушки ее надевала лишь с наступлением совершеннолетия, тем самым давая понять окружающим, что ее можно сватать. Поэтому крестьянки называли ее «вечный хомут» или «бабья кабала».

Слайд 8 (На экране проецируется фотографии разновидности понев, преобладающих на территории Белгородской области)
Понева состояла из трех полотнищ шерстяной ткани. Одно - заднее полотно, два других – по бокам. Спереди, между боковыми полотнищам была видна рубаха. Такая понева называлась распашной. Закрытая или «глухая» понева кроилась из четырех кусков ткани. Декору понёву на Белгородчине уделяли особое значение. Наиболее пышно украшались понёвы женщин детородного возраста. Их расшивали шерстяной пряжей (гарусом) сочных, контрастных цветов. Самые красивые понёвы нашей малой Родины бытовали в селах Алексеевского, Красненского, Красногвардейского районах. Каждая женщина имела 10-15 понев – юбок.
- Ребята, а про что говорят, не одежда, а греет?
(Ответы детей).

Слайд 9 (На экране проецируется фотографии поясов, преобладающих на территории Белгородской области)
Пояс наши предки называли еще кушак, женщины подпоясывали им понёвы и сарафаны, мужчины - рубахи. Длина пояса - около трех метров. Почти на всей территории Белгородчины (кроме Приосколья) бытовал пояс фабричного производства, который украшали вышивкой, кружевом, лентами, блестками, бахромой, парчой, бисером. Пояс также имел магическое значение. Он сопровождал человека от рождения до самой смерти, считался сильным оберегом.

Слайд 10 (На экране проецируется фотографии женских головных уборов, преобладающих на территории Белгородской области)
Головной убор имел огромное значение для женщины, т.к. две трети своей жизни она с ним не расставалась.
По древнему русскому обычаю женская голова должна была быть всегда покрытой.
Головной убор русского народного костюма, представлял из себя твердое основание различной формы (кика, кичка) поверх которой надевалась сорока или кокошник. Самыми древними головными уборами, сохранившимися до XX века в южнорусском костюме, были сорока и кокошник, причем, как правило, каждому комплексу одежды соответствовал свой убор: с поневой носили сороку, с сарафаном и юбкой - кокошник.
По головному убору можно было определить, кому он предназначался (молодой женщине, будущей маме; пожилой женщине) и для чего предназначался (для праздника;
для ношения каждый день).
- Какая есть ещё составная часть народного костюма?
(Ответы детей).

Слайд 11 (На экране проецируется фотографии обуви, преобладающей на территории Белгородской области)
Обувь у мужчин и женщин была практически одинаковая - лапти. Их плели из липового лыка (отсюда и пошло выражение «ободрать как липку»), а также из коры ивы, дуба, бересты, из верёвок. Чтобы сделать одну пару лаптей, нужно было снять кору с 3-4 деревьев. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью верёвок. На территории Белгородчины, носили, за редким исключением, так называемые «московские» лапти косого плетения с круглой головкой. Праздничная разновидность - «писаные» или, как их называли белгородские крестьяне, «дробненькие», «с венчиками», «с гарусом» лапти из мелких лык, в которых головка украшалась выплетенным узором. Летом носили чуни (оборочные лапти), плетеные или вязаные из конопляных веревок. Обувь шили также из кожи (башмаки, черевики), но их носили только богатые люди. Грубые кожаные туфли, изготавливаемые местными сапожниками, были практически одинаковыми – открытые, с круглым носом, наборным каблуком и петлей на заднике, в которую вдевалась обора для закрепления обуви на ноге.
Сапоги считались признаком достатка, и если таковые в семье имелись, то обувались в основном по праздникам.
В конце XIX - начале XX века в село приходит кожаная обувь городского фасона: «румынки», «гусары», «щиблеты». Особенно были популярны «румынки» - высокие ботинки из мягкой кожи на шнуровке. Они береглись для самых праздничных дней, и только зажиточные сельчане могли позволить себе носить такую обувь в будни.

2. Коллективная работа в группах
(Для выполнения задания, воспитанникам предлагается разделиться на группы).
Задание: объяснить основную идею пословиц
- По одёжке встречают, по уму провожают.
- Береги одежду снова, а здоровье и честь - смолоду.
- Без порток, а в шляпе.
- Не одежда красит человека, а человек одежду.
- Достались от жилетки рукава.
- Одежда лучше новая, а друг - старый.
- С миру по нитке - голому рубаха.

III. Заключительная часть
1. Итог занятия

Воспитатель
Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего и надо хранить наше прошлое. Сегодня мы окунулись в прекрасный мир русской старины, многое узнали о процессе создания национального костюма, о символике русской вышивки. Народное искусство по-прежнему питает сегодняшнюю художественную культуру, всегда оставаясь чистым, живительным родником.
Практическое задание: используя карточки с эскизами и названиями элементов белгородского народного костюма, составить народный костюм жителей Белгородской области (карточки сопоставить по принципу: название элемента – эскиз элемента народного костюма - «сарафан», «кушак», «кичка» «сорока», «понёва», «лапти», «румынки», «черевики»). Карточки наклеить на лист А4.
Выполненные работы анализируются, обсуждаются.
2. Рефлексия
Воспитанники обмениваются мнениями о занятии, выражают свои эмоциональные переживания.

Русский народный костюм - явление уникальное в истории мировой культуры не только по высокой художественности, но и по удивительной многовариантности, не имеющей аналогов в мире. Формируясь на обширной территории на протяжении длительного времени и подвергаясь влиянию таких факторов, как географическая среда, соседство славянских и неславянских народов, социально-экономические условия, традиционная русская одежда утвердилась во множестве форм, сохраняя при этом некоторые общие черты. Постепенно выделились три основных типа костюма - с понёвой, с сарафаном, с юбкой.
Сохранившиеся этнографические образцы одежды середины XIX - начала XX веков свидетельствуют о тех процессах, которые происходили в этой области материальной культуры в связи с развитием капитализма. Народный костюм претерпевал изменения - либо частичные, продолжая сохранять некоторые архаические черты, либо полные, когда старые формы практически исчезали. Развитие хлопчатобумажной промышленности в России, а также отходничество - работа крестьян в городах - влияли на изменение традиционного костюма, унифицируя его и приближая к городскому. Сёла, расположенные вблизи городов и ремесленных центров и втянутые в товарно-денежные отношения, быстро перешли на одежду из фабричных тканей, в то время как в сугубо сельскохозяйственных районах сохранялась живучесть этнографических реликтов, обусловленная натуральным характером хозяйственной деятельности.
В Белгородской области, образовавшейся в результате соединения юго-восточной части Курской области и нескольких западных районов Воронежской области, оказался практически весь спектр видов костюма, сложившегося в России. Средоточие на Белгородчине многообразных форм народной одежды обусловлено прежде всего историческими особенностями заселения края.
При всем разнообразии традиционно-бытовой культуры Белгородчины в ней проявлялись сходные черты, характерные как для общеславянской, так и для общерусской и южнорусской культур. Рубахи с поликами, клетчатая набедренная одежда, «рогатость» головных уборов, украшения в виде лент в той или иной степени присутствуют в одежде всех восточнославянских народов. Типично южнорусскими можно считать преобладание черного цвета в понёвах и сарафанах, их яркая декорировка ярусами лент и ковровой вышивкой, многосоставные головные уборы.
Сказалось в белгородском костюме также и украинское влияние, обусловленное большим количеством украинских сел на территории области. Русские крестьянки перенимали отдельные детали одежды, вышивку, украшения.

Рубаха

Преобладающими на территории Белгородчины были рубахи с прямыми (прямоугольными) плечевыми вставками - поликами. Косые (трапециевидные) плечевые вставки, в целом широко бытовавшие в южных губерниях, здесь встречались как исключение.
Рубаха состояла из стана - верхней части, обычно изготавливаемой из более тонкого полотна, и нижней - подставы из более грубого холста, пришиваемой и отпарываемой по мере надобности. В отличие от более северных областей России рубахи здесь редко шили из льняного полотна, преимущественно использовали домотканину из конопли (замашку).
В селах с высокоразвитым ткачеством на рубахи шло полотно, вытканное в технике многоремизного ткачества «белым по белому» с рельефным узором в виде квадратов, полос и других геометрических фигур. С распространением хлопчатобумажных тканей в некоторых селах рукава либо всю рубаху шили из ситца, кисеи, миткаля, сатина. Более состоятельные использовали атлас. Мужские рубахи в регионе были двух видов - туникообразные, широко распространенные во всех районах области, и с прямыми поликами, пришитыми по утку, редко встречающиеся у русских. Последние бытовали в бассейне рек Тихая Сосна и Потудань, а также в селе Роговатое Старооскольского района.
Рубахи с прямыми поликами по крою практически повторяли женские, но не делились на станок и подставу, а были цельными. Широкие рукава в полтора полотна собирались на узкую обшивку, ворот с прямым разрезом посередине груди завязывался лентой, продетой в прорезные петли. Декор располагался на оплечьях, по подолу, воротнику и разрезу.
Туникообразная рубаха состояла из центрального перегнутого пополам полотнища, к которому пришивались узкие, иногда скошенные к запястью рукава, и двух боковых полотнищ, которые часто заменялись четырьмя косыми клиньями. Подобные рубахи имели косой разрез у ворота (косоворотки) с застежкой на пуговицу, однако встречались и прямые разрезы - в основном, в украинских селах, реже - в русских. Украшались туникообразные рубахи по подолу, краям рукавов, стоячему воротнику и планке застежки вышивкой или тканым узором.
Обязательным элементом как мужских, так и женских рубах были ластовицы - ромбообразные или прямоугольные вставки из кумача или набивного ситца, вшивавшиеся в рукав и боковые полотнища рубахи.
Рубаха- наиболее архаичный вид народной одежды, с ней связано множество обрядов и поверий. Украшение рубахи было делом важным и ответственным, ибо выполняло не только и не столько эстетическую, но прежде всего сакральную, оберегающую функцию. В конце XIX - начале XX веков зачастую именно рубаха продолжала нести в себе древние традиции, в то время как другие элементы костюма уже утратили старинные черты.
Декор в рубахе располагался на самых важных, по представлениям наших предков, участках - вороте, подоле, у запястий, то есть там, где есть отверстия, в которые способна проникнуть отрицательная энергия - «нечистая сила». Укрепление этих участков символами-оберегами, среди которых преобладали солярные знаки, на протяжении веков было непреложным законом. Орнаментику предплечий многие исследователи связывают с магией, пробуждающей и укрепляющей жизненную силу, необходимую земледельческому народу. Помимо солярных знаков на предплечьях размещались символы плодородия и древо жизни.

Орнамент

Орнаментальное искусство, основа основ народного творчества, достигло своего наивысшего развития в южнорусском костюме, важной составной частью которого является костюм Белгородчины.
Экономическая отсталость крестьянства и господство натурального хозяйства вплоть до начала XX века, а кое-где и дольше способствовали сохранению архаических черт бытового уклада в белгородских селах и процветанию таких ремесел и видов рукоделия, как ткачество, вышивка, кружевоплетение, доведенных мастерицами до совершенства в искусстве изготовления костюма. Особенно была развита вышивка с ее безграничной вариативностью и гармонией орнаментальных композиций.
В колорите белгородской вышивки преобладал красный цвет, традиционным было также сочетание черного и красного цветов. Вышивка же черной шерстью, распространенная в восточных районах Белгородской области, уникальна как для южнорусской одежды, так и для русского костюма в целом. Она является одной из наиболее древних и по технике (набор), и по мотивам линейно-геометрического орнамента.
В подавляющем большинстве белгородских сел господствовали растительно-геометрический и растительный орнаменты, выполненные крестом или счетной гладью. Распространение подобной вышивки происходит в конце XIX века параллельно с забвением сокровенного смысла и ритуального значения символов архаических орнаментов. В русских селах, граничащих с украинскими, охотно перенимают традицию последних украшать рукава рубахи весьма реалистичными розами, васильками, гвоздиками и даже вазами с букетами. Возможно, здесь сыграли свою роль декоративная броскость ярких черно-красных цветочных узоров, определенная понятность мотивов, в отличие от сложных абстрактных геометрических фигур древних орнаментов. Новая традиция подпитывалась широким распространением дешевого брокаровского мыла, на обертках которого печатали узоры для вышивок, разработанные профессиональными художниками в «русском стиле».


Понёва

Понёва - одна из самых древних деталей русского костюма.Это подтверждается и археологическими материалами, и наличием форм, сходных с понёвой, у других славянских народов.
Когда-то широко распространенная на Руси (кроме северных районов), к XIX веку понёва сохранилась лишь в южнорусском костюме, часто сосуществуя с сарафаном и с юбкой.
В древности понёва представляла собой несшитые куски шерстяной ткани, закрепленные на талии поясом. Эволюция понёвы привела к появлению нескольких ее видов, самыми распространенными из которых была распашная (несшитая спереди) и «глухая», бытовавшая на Белгородчине. «Глухая» понёва шилась из трех полотнищ клетчатой домотканой шерсти и одного узкого, чаще черного полотнища - прошвы.
Понёва, в отличие от более поздних видов одежды, имела ритуальное значение. Она символизировала совершеннолетие и надевалась в момент половой зрелости, давая понять окружающим, что девушку можно сватать.Впоследствии обычай впервые надевать поневу был перенесен в свадебный обряд, и понёва в народном сознании стала связываться с нелегкой женской долей, с потерей девичьей свободы.
Декор также подчеркивал магическую функцию данного вида одежды. Наиболее пышно украшались понёвы женщин детородного возраста, среди элементов орнамента преобладали символы плодородия.
В понёвах конца XIX - начала XX веков в качестве декора использовались тканые и вышитые узоры, аппликация из покупных тканей, лент и тесьмы. Одними из самых красивых по праву считаются поневы, расшитые гарусом сочных, контрастных цветов, бытовавшие в селах Алексеевского, Красненского и Красногвардейского районов Белгородской области в комплекте с черноузорной рубахой.

Сарафан

Победному шествию сарафана по России помогла «внесословность» этого вида одежды в допетровской Руси. Появившийся гораздо позже понёвы (и, в первую очередь, в городах), сарафан оттеснил ее в разряд сельской, менее престижной одежды. На Белгородчину сарафаны попали вместе с выходцами из московских и других среднерусских земель, в то время как понёву носили тульские, орловские, рязанские переселенцы, а также потомки коренного населения края.
На территории области существовали практически все типы сарафанов: глухой туникообразный, косоклинный во множестве разновидностей, прямой (круглый), а также сарафан-платье из фабричной ткани, который обычно называли «саяном».
Туникообразный сарафан в качестве девичьей одежды бытовал в воронежских селах с поневным комплексом.
Косоклинные и туникообразные сарафаны на Белгородчине шили из черной домотканой «волосени». Их редко украшали вышивкой, основными элементами декора были атласные и тканые узорчатые ленты, позумент, парча, тесьма. В некоторых селах на сарафан надевался передник, короткий или длинный.

Пояс

Так же, как и понёвы, сарафаны подпоясывались длинными полосатыми домоткаными кушаками. Этот вид подпояски был доминирующим, хотя существовало множество других разновидностей, изготовленных различными способами: на стане, на бёрдышке, на дощечках, на ниту, на пальцах, на вилочке, на спицах.
В курских селах часто использовались покупные «корейские» пояса из тонкой мягкой пряжи - широкие, полосатые, более сдержанных цветов, чем домотканые. Их покупали на ярмарке около Корейского монастыря под Курском, что и дало им название. Практически во всех уголках Белгородчины, исключая лишь Приосколье, носили однотонные пояса фабричного изготовления с цветными полосками по кромке. Их старались украсить вышивкой, кружевом, лентами, блестками. Однотонные и узорчатые, украшенные кистями, бахромой, парчой, бисером, пояса служили дополнительным цветовым акцентом как в женском, так и мужском костюме.
Множество обрядов и обычаев, связанных с поясом, свидетельствует о магическом его значении для русского человека. Пояс сопровождал людей от рождения до смерти, считаясь сильным оберегом, и лишь при отмирании старого жизненного уклада, с появлением новых форм одежды пояс перестал быть обязательной деталью костюма.
Одни из самых красивых узорчатых поясов встречаются в Приосколье.

Юбка

Факт появления в южнорусском костюме юбочного комплекса исследователи связывают с переселением в южные края служилого сословия с польско-литовских рубежей и датируют XVII веком. Рубаха с большим отложным воротником, домотканая полосатая, клетчатая или однотонная юбка, жилетка и фартук - одежда, практически ничего общего с русским костюмом не имеющая. Однако она смогла укорениться на довольно обширной территории и даже оказать влияние на районы с поневным комплексом, где встречаются иногда как полосатая юбка, так и жилетка, причем последняя не только в женском, но и в мужском наряде.
Юбочный комплекс к концу XIX века претерпел некоторые изменения. Юбки из фабричных тканей во многих селах вытеснили домотканые. Соответственно изменился и фасон - юбки стали более пышными, украшенными воланами. В одном костюме соединялись разновременные детали: юбка, жилет и фартук из фабричных тканей, рубаха из домотканого холста с вышивкой, а также изготовленный вручную пояс. Дальнейшее развитие юбочного комплекса привело к утрате всех старинных деталей. Этому способствовала городская мода, проникавшая в деревню и постепенно подтачивавшая старинные традиции. Место рубахи занимает кофта, обычно из той же ткани, что и юбка - такой костюм стал называться «парочкой». Он пришелся по вкусу крестьянам, во-первых, своим городским видом, а во-вторых, тем, что избавлял от изнурительного ручного труда.
«Парочка» постепенно заменила на селе все виды домотканой одежды и ознаменовала собой конец патриархального жизненного уклада. Только в однодворческих селах, особенно Воронежско-Белгородского региона, бережно хранили старинные наряды, надевая их на праздники и свадьбы.

Головной убор

Одна из самых интересных и загадочных составляющих народного костюма - головной убор. Всевозможные виды кокошников и сорок, бытовавших в белгородских селах, порой так же мало сходны между собой, как и с головными уборами других областей России. Многие из этих уборов можно считать результатом местного творчества. Однако есть в них общие детали, некая первооснова, позволяющая относить их именно к русскому и шире - к славянскому костюму.
Самыми древними головными уборами, сохранившимися до XX века в южнорусском костюме, были сорока и кокошник, причем, как правило, каждому комплексу одежды соответствовал свой убор: с поневой носили сороку, с сарафаном и юбкой - кокошник. Бывали и исключения - в селах Шебекинского района к сарафану надевали сороку. Однако порой это лишь вопрос терминологии, ибо и сорокой, и кокошником в белгородских селах часто называли аналогичные седловидные формы. И те, и другие - сложные многосоставные конструкции, относящиеся к так называемым кичкообразным уборам. Они состояли из кички, сороки (кокошника), позатыльника (позатыльня), иногда еще и налобника. Кичка - это основа убора, простеганный в несколько слоев холст, которому придана определенная форма.Существовали кички лопатообразные, копытообразные, в виде обруча и другие, однако наиболее архаичной была рогатая. К рожкам подшивался кусок холста с тесемками - «волосник», «чупок». Кичка надевалась на узел из волос на макушке, «волосникн покрывал узел и затягивался вокруг него тесемками.
Рогатая кичка, бывшая в древности самостоятельным головным убором и недвусмысленно свидетельствующая об имитации рогов животного, восходит к временам тотемизма, к культуре первобытных охотников эпохи неолита. У православян существовал культ оленя (лося). Мать - небесная Лосиха считалась прародительницей всего сущего, оберегающей от всех бед. В человеческом сообществе олицетворением Лосихи была женщина, что и подчеркивал рогатый головной убор. Связанный с идеей плодородия, особенно важной для земледельцев, рогатый убор удивительным образом продержался в народном костюме целую эпоху. В «чистом» виде - то есть в форме рогов - он дожил до XX века в костюме некоторых уездов Рязанской, Тамбовской губерний, в видоизмененном - по всему югу России. Рога маскировались мягкими чехлами - сороками и твердыми шапочками - кокошниками. Скорее всего, это происходило под давлением церкви, неустанно боровшейся с языческим «бесовским» убором. Шапочки часто внешне совершенно не повторяли внутренней «рогатой» конструкции, иногда лишь намекая на нее. Упорное сохранение рогатости в головном уборе объяснялось отголосками вековой веры в магию, помогающую, по убеждению крестьян, продолжению рода.
На кичку надевалась сорока или кокошник, а иногда накручивалась тюрбанообразная повязка из полотенца (рушника) или платка. Налобник в уборах мог и отсутствовать, однако позатыльник был неизменной деталью.
Позатыльником служил либо «хвост», представляющий собой снизки бисера («поднизь»), шнуры с кистями или ленты, либо трапециевидная конструкция из ткани, обертывающая голову сзади. Во многих кичкообразных уборах к концу XIX века «хвосты» либо уже отсутствовали, уступив место позатыльнику из ткани, либо сосуществовали с ним в одном уборе. В селах Ракитянского и Ивнянского районов бытовал позатыльник в виде короткой лопасти на твердой основе.
Сороки на территории Белгородчины были седловидной или овальной формы, частично или полностью на твердой основе из проклеенного холста или картона. По материалам этнографов известно, что сорока, вначале представлявшая собой несшитые куски ткани, постепенно приобретала вид мягкого объемного покрытия с передней частью - «челом», боковыми «крыльями» и задней частью - «хвостом». Переходной формой была частично сшитая сорока, которая бытовала в селе Коробково Старо-оскольского уезда (в настоящее время часть города Губкин). Сороки, сохранившие некоторые черты прототипа, бытовали в некоторых селах Красногвардейского района и в селе Роговатое Старо-оскольского района. При твердом очелье и задней части в виде квадрата дно и бока этих сорок мягкие, на подкладке из сатина или холста.
Дальнейшая эволюция кичкообразных уборов шла либо в сторону сращения всех составных частей (кички в том числе) и образования кокошника на твердой основе, либо в сторону превращения чехла-сороки в шапочку, так же чаще всего твердую, в составе кичкообразного убора. Взаимовлияние кокошников и сорок на территории края привело к тому, что их довольно трудно классифицировать.
Кокошники и сороки в конце XIX - начале XX века во многих селах вытесняются или сосуществуют с чепцами, повойниками и разнообразными головными уборами из платков. Под названием «чепец» порой подразумевались совершенно разные по крою головные уборы от собственно чепца - круглой мягкой шапочки, облегающей голову, до высоких шапок, внешне напоминающих кокошник.
Самым распространенным видом головного убора в селах Белгородчины был платок. Иногда из него делали чалмообразные повязки, продолжавшие традицию древних полотенчатых уборов, но чаще повязывали самым обычным образом.
Платки заменили и старинные девичьи головные уборы - венцы, налобники, повязки, которые в начале XX века уже практически не встречались в белгородских селах. Возможно, они ушли из быта в силу того, что не имели такого ритуального значения, как женские уборы, к тому же платки были красивы, удобны и, что немаловажно, модны.
В селах, где носили юбки, бытовали кокошники в виде круглых шапочек и повойники, покрываемые сверху платком. Однако здесь быстрее, чем в других регионах, старинные формы уступили место платкам и шалям.

Верхняя одежда

Верхняя одежда в селах Белгородчины развивалась в едином русле и не имела кардинальных различий. Всевозможные зипуны, чинарки, а также шубы, в сущности, были похожи друг на друга кроем и декором. Как правило, это была зауженная в талии одежда с неотрезной спиной со вставленными по бокам клиньями, либо отрезная по талии (вкруговую или по спинке) с нижней частью из клиньев или сосборенной. Зипуны шились из домотканого сукна, а такие разновидности, как чинарка, поддёвка, холодайка и другие, были исключительно из фабричных тканей и часто украшались лентами, машинной выстрочкой. Бытовала в селах и халатообразная одежда из домотканой шерсти - хапун, халат - надеваемая поверх зипунов и шуб в зимнее время.

Обувь

Обувь в среде белгородских крестьян отражала этнические и социальные различия. В украинских и некоторых однодворческих селах носили исключительно кожаную обувь, в остальных однодворческих селах, хоть и использовали лапти, но преимущественно как рабочую обувь. На праздники надевали грубые кожаные туфли, изготавливаемые местными сапожниками («башмаки», «черевики»). По форме они были практически одинаковы - открытые, с круглым носом, наборным каблуком и петлей на заднике, в которую вдевалась обора для закрепления обуви на ноге. Женские сапоги встречались у русских редко и были заимствованием у украинцев, для которых они являлись привычной обувью.
Во многих русских селах лапти были основной обувью. Здесь носили, за редким исключением, так называемые «московские» лапти косого плетения с круглой головкой. Праздничная разновидность - «писаные» или, как их называли белгородские крестьяне, «дробненькие», «с венчиками», «с гарусом» лапти из мелких пык, в которых головка украшалась выплетенным узором. Петом носили чуни (оборочные лапти), плетеные или вязаные из конопляных веревок.
В конце XIX - начале XX века в село приходит кожаная обувь городского фасона - всевозможные «румынки», «гусары», «щиблеты». Особенно были популярны «румынки» - высокие ботинки из мягкой кожи на шнуровке. Они береглись для самых праздничных дней, и только зажиточные сельчане могли позволить себе носить такую обувь в будни.

Украшения

Особая тема в народном костюме - украшения. Здесь, как и в вышивке, русская женщина проявила массу выдумки и художественного вкуса. Помимо бус из стекла и поделочных камней, снизок бисера белгородские крестьянки использовали монеты или их имитацию в сочетании с бусами («монисто»), сетчатые ожерелья из бисера («поддушник», «душегрея», «сеточка»), кресты, иконки, ладанки на лентах. В селах Воронежско-Белгородского региона носили «грибатки» - круги и полукружья на тесьме, расшитые шленкой, золотыми нитями, бисером. Для этого региона характерны подобные «грибаткам» наспинные, а также укрепленные сзади на поясе украшения. В селах, расположенных в бассейне реки Пены, наспинным украшением были ленты с текстильным узором, укрепленные на шнурке и надевающиеся словно пелерина. Весьма возможно, что наспинные украшения являются следующим этапом развития такой детали кичкообразных головных уборов, как «хвост».
В оформлении костюма крестьянки подражали яркому оперению птиц, подчеркивая связь женского начала с добром, светом, солнцем - тем, что олицетворяли птицы в славянском мировоззрении.Весь строй женской традиционной одежды с глубоким заклинательным и оберегающим смыслом орнаментов, с головными уборами, связанными с животной магией, говорит о духовной близости русской крестьянской и древней славянской культур, основой которых была гармония с природой, осознание своей нераздельности с ней. Русский крестьянский костюм был важным звеном в системе народной художественной культуры. Неразрывно связанный с жизненным укладом крестьянства, он являлся важнейшей составной частью обрядов и праздников.

Фото куклы 71-го выпуска серии Куклы в народных костюмах. Белгородская губерния.

Куклы в народных костюмах №71. Летний костюм белгородской губернии.

Сарафан - это старинный вид одежды, который носили и девушки и женщины. Их шили из домотканой шерсти, окрашенной обычно в черный цвет. Девичий и будничный сарафан почти не украшали. Девичий был сшит из 2-х полотнищ, а в женский по бокам вставляли клинья, чтобы был пышнее.

Куклы в народных костюмах 71. Белгородская губерния, фото куклы.


Кукла со спинки. Куклы в народных костюмах 71. Белгородская губерния.

На Белгородчине было сильно влияние украинской культуры. После административного разделения, проведенного Екатериной II, на территории губернии оказалось много украинских сел. Русские и украинцы начали перенимать друг у друга некоторые традиции в костюмах, вышивке и украшениях.


Головной убор - сорока, мягкий головной убор из парчи с трапециевидным тканевым позатыльнем. Вид сзади.

Праздничные сарафаны богато украшали: грудь и лямки обшивали красной материей, позументом, серебряным шнуром, подол выкладывали лентами, полосками бархата, использовалась вышивка. Надевали сарафан на вышитую праздничную рубаху, носили без передника, повязывая широким поясом.

Куклы в народных костюмах 71. Белгородская губерния, анонс куклы.

Преобладающими на территории Белгородчины были рубахи с прямыми (прямоугольными) плечевыми вставками - поликами. Косые (трапециевидные) плечевые вставки, широко бытовавшие в южных губерниях, здесь встречались крайне редко.

Косоклинные и туникообразные сарафаны на Белгородчине шили из чёрной домотканой волосени. Их редко украшали вышивкой, основными элементами декора были атласные и тканые узорчатые ленты, позумент, парча, тесьма. В некоторых селах на сарафан надевался передник, короткий или длинный.

Как и понёвы, сарафаны подпоясывались длинными полосатыми домоткаными кушаками.

Самыми древними головными уборами, сохранившимися до XX века в южнорусском костюме, были сорока и кокошник, причем, каждому комплексу одежды соответствовал свой убор: с поневой носили сороку, а с сарафаном и юбкой - кокошник. Кокошники и сороки в конце XIX - начале XX века во многих селах вытесняются или сосуществуют с чепцами, повойниками и разнообразными головными уборами из платков.

Помимо бус из стекла и поделочных камней, снизок бисера белгородские крестьянки использовали монеты или их имитацию в сочетании с бусами (монисто), сетчатые ожерелья из бисера (поддушник, душегрея, сеточка), кресты, иконки, ладанки на лентах.

В селах Воронежско-Белгородского региона носили грибатки - круги и полукружья на тесьме, расшитые шленкой, золотыми нитями, бисером.

Уточнение от Надежды: Очень недолго при Екатерине II была Белгородская губерния, потом образовали Курскую губернию, в которой Белгород стал уездным городом, а сейчас и Курская, и Белгородская области.

Куклы в народных костюмах №72 . Девичий костюм Коми.

{{subst:((}}Боковая навигационная таблица {{subst:!}}{{subst:#if:Народный костюм Белгородчины|имя = Народный костюм Белгородчины {{subst:!}}}}класс = {{subst:#if: | {{{class}}} }} {{subst:#if: | {{subst:#ifeq: | true | wraplinks | nowraplinks }} | nowraplinks }} {{subst:!}}{{subst:#if:width:300px;|стиль = width:300px; {{subst:!}}}}{{subst:#if:|класс тела = {{{bodyclass}}} {{subst:!}}}}{{subst:#if:|стиль тела = {{{bodystyle}}} {{subst:!}}}}{{subst:#if:|cellspacing = {{{cellspacing}}} {{subst:!}}}}{{subst:#if:|cellpadding = {{{cellpadding}}} {{subst:!}}}}{{subst:#if:|tnavbar = {{subst:#if: | {{{navbar}}} | {{subst:#if: | {{{tnavbar}}} }} }} {{subst:!}}}}{{subst:#if:|tnavbarstyle = {{subst:#if: | {{{navbarstyle}}} | {{subst:#if: | {{{tnavbarstyle}}} }} }} {{subst:!}}}}{{subst:#if:|tnavbaroptions = {{subst:#if: | {{{navbaroptions}}} | {{subst:#if: | {{{tnavbaroptions}}} }} }} {{subst:!}}}}{{subst:#if:|наружный заголовок = {{{outertitle}}} {{subst:!}}}}{{subst:#if:|класс наружного заголовка = {{{outertitleclass}}} {{subst:!}}}}{{subst:#if:|стиль наружного заголовка = {{{outerttitlestyle}}} {{subst:!}}}}{{subst:#if:|верхнее изображение = {{{topimage}}} {{subst:!}}}}{{subst:#if:|класс верхнего изображения = {{{topimageclass}}} {{subst:!}}}}{{subst:#if:|стиль верхнего изображения = {{{topimagestyle}}} {{subst:!}}}}{{subst:#if:|подпись верхнего изображения = {{{topcaption}}} {{subst:!}}}}{{subst:#if:|стиль подписи верхнего изображения = {{{topcaptionstyle}}} {{subst:!}}}}{{subst:#if:Народный костюм Белгородчины |вводный заголовок = Народный костюм Белгородчины {{subst:!}}}}{{subst:#if:background:#FFFF99; font-size: 145%; line-height:1.2em; font-weight:bold; padding-top:0.4em; border-top:1px solid #aaa;|стиль вводного заголовка = background:#FFFF99; font-size: 145%; line-height:1.2em; font-weight:bold; padding-top:0.4em; border-top:1px solid #aaa; {{subst:!}}}}{{subst:#if:|заголовок = {{subst:!}}}}{{subst:#if:|класс заголовка = {{{titleclass}}} {{subst:!}}}}{{subst:#if:background:#FFFF99;|стиль заголовка = background:#FFFF99; {{subst:!}}}}{{subst:#if:

Костюмы Белгородчины можно разделить на три этнографических подрегиона (локуса): Белгородско-Курский, Белгордско-Оскольский и Белгородско-Воронежский. Иногда выделяется Украинский этнографический подрегион, особенно ярко проявляющийся в Ровеньском районе . Для Белгородчины были характерны как черезполосное русско-украинское расселение (Курская губерния), так и сплошное заселение (юго-запад Воронежской губернии) .

Будучи центром Белгородского уезда огромной Киевской губернии , а затем и центром Белгородской губернии , и являясь одним из городов-форпостов Белгородской засечной черты , Белгород «собрал под своей крышей» на территории Дикого поля людей разных социальных слоёв, этнических групп и национальностей. Это сказалось и на судьбе народной одежды, в частности, как по широте и глубине связей с культурами других народов, так и по богатству художественного выражения его целостного «образа» .

Во-первых, это функциональность русского народного костюма края. В этом аспекте следует рассматривать многообразие её видов: сезонной, будничной или повседневной, праздничной, приспособленность к климату, хозяйственному укладу, семейному быту. Иными словами, добротность, удобство и красота народного костюма Белгородчины наиболее полно соответствуют его функциональным требованиям.

Другая её черта - её конструктивность. Это предельная предельная простота, доступность в изготовлении и экономичность в расходовании сырья.

Третья черта - непревзойдённая декоративность. Она достигалась путём комбинирования тканей разного качества и цвета, наличия вышивки, узорного ткачества, кружевоплетения. Декорация одежды имела и функциональное назначение, связанное с верованием предков, их мировоззрением.

Четвёртый признак народного костюма региона - его комплексность, отражённая во во всех регионах края: комплекс понёвный, с андараком ?! , сарафанный и парочка. Комплексность костюма, преимущественно женского, связана не только с социально-бытовыми факторами, но и с возрастными традициями: девочка, девушка, невеста, молодуха, замужняя женщина зрелого и преклонного возраста, старуха.

Мужская одежда

Рубаха и порты

Мужская одежда Белгородчины однотипна по покрою и практически однообразна по составу. Основу мужского костюма составляет рубаха туникообразного покроя. Повседневная будничная рубаха шилась из сурового полотна - пестяди (ткань из остатков пряжи льна и шерсти), а праздничная или обрядовая изготавливалась из отбеленного полотна.

Поскольку домотканый холст был узким, по бокам пристрачивали перегнутые вдоль прямые или косые полотнища («бочки»). Для расширения подола рубахи по бокам нередко всавляли «клинья». Рукава прямого покроя без манжет пришивались к центральному полотнищу. Под мышками вшивались кусочки кумача (ткань, окрашенная в красный цвет) прямоугольной или ромбовидной формы - «ластовицы». Они придавали рубахе объёмность, предохраняя её от разрыва при резких и широких движениях рук. Благодяря «ластовицам», рубаха служила дольше, так как по мере испревания их выпарывали и заменяли новыми. Длина мужских рубах значительна. Причём у мужчин зрелого возраста она достигала колен, у парней и мужчин помоложе была выше. Изначально рубахи не имели отложных воротников, однако сегодня можно встретить как рубахи-«голошейки», присборенные в мелкую складку на вороте, так и рубахи с небольшим воротником-«стойкой». Полагают, что воротник-«стоечка» и тем более отложной воротник - отзвук древнерусской одежды служилых людей времён царской опричнины . Также отложной воротник, косые полики с декоративным оформлением вышивкой привносили в народный костюм переселенцы из Брянска. Также из брянского костюма заимствованы кички с бисерным «подзатыльником», широкие бисерные «гайтаны» нагрудного и наспинного исполнения .

Рубаху носили навыпуск, подпоясывая поясом, подпояской, покромой (последние два названия более употребимы в Белгородско-Воронежском регионе). Будничные и праздничные мужские пояса отличались качеством, формой и способом изготовления. В повседневном быту носили преимущественно однотонные узкие, свитые из двух прядей, плетённые в четыре пряди на бёрдышках, связанные на спицах с небольшими махрами (кисточками) на концах, завязывая на левом бедре узлом. В праздничные дни, и особенно на годовые праздники, надевали длинные, более широкие, вязанные или тканные на стане пояса (подпояски, покромки) ярких, сочных тонов, «прорезанные» вдоль полосками жёлтого, зелёного, малинового, пурпурного, фиолетового цвета, с кистями, украшенными бахромой, бисером, позументом, каменными цветными пуговицами. Пояс оборачивали вокруг талии 2-3 раза. Концы с обеих сторон затыкались под пояс и свешивались вниз.

Возрождение России начинается с русской провинции, с дорогих и милых сердцу уголков, где живет, историческая память и плодоносят, те корни, которые дают нам, ныне живущим, силы и разум вспомнить, вернуть, собрать в самую сердцевину обычной жизни ощущение ее цельности и полноты миропонимания, познания внутреннего мира людей старшего поколения. Это их трудом и талантом создавалась уникальная народная художественная культура края.

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа. В Белгородском крае сложилось много обычаев и традиций, которые проявлялись в устном народном творчестве, в удивительных народных ремеслах, в красоте одежды, неповторимости лепного образа глиняной игрушки.

На современном этапе развития общества каждый из нас должен быть знаком с историей и художественным искусством своей малой Родины. Чтобы быть патриотом, эстетически и духовно воспитанным гражданином, нужно, прежде всего, знать и чтить народную художественную культуру своего края: характерные особенности национальной одежды, обычаи, традиции, народные промыслы. Поэтому, мы должны постоянно расширять свои знания в области народного искусства, так как на сегодняшний день знакомство с творчеством народных мастеров, местными достопримечательностями - главнейший фактор формирования гражданина своей земли, своей родины. А. С. Пушкин писал: >.

Русский народный костюм- это свидетельство о прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, этикете. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня.

В наши дни мы смотрим на старинный народный костюм с восхищением и недоумением. Почему наши предки тратили столько труда и времени на свою одежду? Почему они делали её такой нарядной?

Народный костюм - это >. Это была не просто одежда, а сказка. Он сегодня является гордостью национальной культуры.

Еле заметный свет мерцает в маленьком окошке. Среди полной темноты и тишины он извещает о событии важном и таинственном - родился человек. Ласковые женские руки омывают его и завёртывают беззащитное тельце в первый покров, в первый вид его одежды. Теперь малыш будет неразрывно связан с землёй, будет на ней работать, отдавать ей свою силу, а она растить для него пищу и всё то, без чего он не сможет существовать.

Первое чувство любви у матери появляется в желании защитить своё дитя. Сколько сердечного тепла вкладывала молодая мама в создании первой детской рубашки, выбирала тонкий хороший холст и начинала вышивать на нём узоры.

Узоры на рубашке были простые, как жизнь ребёнка. Тонкие цветные полоски символизировали прямые удачливые дороги его жизни. Волнообразные линии и различные зигзаги изображали воду. Лёгкие, перекрещивающиеся под углом стежки - ряд маленьких ёлочек. Неслучайно заботливая мать нанесла их на детскую рубашку. Ель - дерево жизни и добра, оно всегда должно охранять человека, помогать ему на жизненном пути.

Первое моё знакомство с народным костюмом произошло три года назад, когда меня мама привела в детский коллектив народного танца >. Именно там я увидела очень красивые костюмы, в которых девочки исполняли различные народные танцы.

Теперь я участница коллектива, и за это время мы исполнили много народных танцев, в том числе и русских. Прежде чем начать работать над танцем наш руководитель знакомит с историей данного танца, затем мы подбираем костюмы, которые соответствуют тематике танца. Мне кажется, что наши костюмы очень похожи на костюмы, которые носили наши бабушки, прабабушки. Так приятно доставлять людям радость, напоминая об их молодости! Особое настроение нашим танцам придаёт музыкальное сопровождение. Русские народные песни также знакомят нас с обычаями, традициями, бытом наших предков.

Всё это очень интересно мне узнавать.

Даже современная девушка преображается, когда надевает старинный народный костюм с его простой и умной красотой.

Костюм к танцу >, который посвящён русскому народному празднику

Костюм к русскому народному танцу >

Танец под песню >

Знакомство с историей русского народного костюма я продолжила в музее. В нашем музее собран богатый краеведческий материал, который активно используется учителями для проведения факультативных занятий >. Я узнала, что в Белгородском крае сложилось много обычаев и традиций, которые проявлялись в устном народном творчестве, в удивительных народных ремёслах, в красоте одежды, неповторимости лепного образа глиняной игрушки.

Народный фольклор

Она шила, красна девица,

И по плису, и по бархату,

По белому да коленкорчику,

Она шила, красна девица,

По атласной алой ленточке.

Шила девица приданое,

Да приданое немалое.

Байки - побайки

Матери - китайки,

Отцу - кумачу

На две ластовки,

А брату - бархату

Да на шапочку.

А самой молодой

Сарафан золотой

С ленточками,

С позументочками.

Сестрице - рукавицу

Из конопляной кострицы,

Бабке - лапанцы.

Дедку - катанцы.

Красна девица идёт,

Словно павушка плывёт,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке перо.

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Русские народные частушки

Как я Ваню подпояшу

Чёрной бархатиночкой,

Как я Ваню поцелую,

Назову картиночкой.

Ой, лапти мои,

Лапоточки мои,

Вы скородили, пахали,

Танцевать сюда попали.

Ты расти, расти коса,

Будешь городу краса.

Куплю ситцу штуку целу,

Ленту алую для ос,

Поясок, рубаху белу

Подпоясать в сенокос.

Наши девы - молодицы,

На все руки мастерицы:

Вяжут, шьют, прядут и ткут

И умело дом ведут.

Ах, моё приданое

Крепкое, не рваное -

Вышивала я узор

На свой свадебный убор.

В сундуке моём добро

Бережно хранится.

Когда времечко придёт,

Доченьке сгодится.

Старый бабушкин сундук.

Тайны жизни в нём живут,

Наша женская судьба

Место в нём своё нашла.

Русские народные загадки о различных предметах одежды

* На десятерых братьев двух шуб хватает.

(Рукавицы.)

* Зимой греет, весной тянет, летом умирает, осенью оживает.

(Шуба, тулуп.)

* Тепла не даёт, а без него холодно.

* Сижу верхом, не ведаю, на ком, знакомца встречу - соскочу, привечу.

* Сплетен липовый кузовок, ночью отперт, а ночью заперт.

* Два арапа, родные брата, ростом по колено. Везде с нами гуляют, нас защищают.

* Разошлись пальчики по чуланчикам. Каждый пальчик в свой чуланчик.

(Перчатки.)

Поговорки

* Идёт, словно павушка плывёт.

* Из милости ступает, травы не мнёт, ненароком взглянёт - что сто рублей подарит.

* Ни в сказке сказать, ни пером описать.

* Какова пряха, такова на ней рубаха.

* Красна девица статью.

* Девичья коса - всему миру краса.

Русская народная песня

Лён ты мой зелёной,

При горе при крутой

Уж я сеяла да сеяла ленок,

Уж я, сеяв, приговаривала,

Чоботами приколачивала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Я полола, полола ленок,

Я, половши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Уж я дёргала, дёргала лён,

Уж я, дёргав, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Я мочила, мочила ленок,

Я, мочивши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Я сушила, сушила ленок,

Я, сушивши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Уж я мяла, я мяла ленок,

Уж я, мявши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Я трепала, трепала ленок,

Я, трепавши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Я чесала, чесала ленок,

Я, чесавши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Уж я пряла, пряла ленок,

Уж я, прявши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Уж я ткала, я ткала ленок,

Уж я ткавши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Я постоянный читатель нашей детской городской библиотеки им. А. А. Лиханова. Для того, чтобы познакомиться с историей белгородского народного костюма я посетила очень интересное мероприятие, благодаря которому, я больше узнала о красоте народных промыслов, меня восхитило творчество народных мастеров, я познакомилась ближе с историей русского национального костюма, который является гордостью нашего родного края.

Фольклорные посиделки в детской библиотеке

> (посвящённые русскому народному костюму)

Ведущий: Сегодня, ребята, я хочу поговорить с вами о красоте. Да, да, вы не ослышались, именно о красоте. Она проявляется в великом множестве предметов и явлений: и в цвете, и в ночном небе, и в белоствольной берёзке, да мало ли в чём ещё!

Мы часто слышим - >. Как вы понимаете это выражение?

(Ответы детей.)

Мила нам природа родных мест, красивое всё, что связано с понятием >. Вдали от неё человек тоскует, душа его печалится, рвётся к отчему дому.

Родина - мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пред собой.

Это наше детство, наша юность,

Это всё, что мы зовём судьбой.

Родина, Отечество святое -

Перелески, рощи, берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от Луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.

Ведущий: Красоту родной земли русские люди воспевали с древнейших времён. В одном из литературных памятников древнерусской литературы 12 века - > летописец воздаёт такие похвалы своему отечеству.

Летописец (с бумажным свитком в руках; читает): > Ведущий: Иноземные гости, восхищаясь красотой русичей. Отмечали их необыкновенную душевную доброту и внешнюю привлекательность: высокую статную фигуру, величественную осанку, белое с ярким румянцем лицо, соболиные тёмные брови, у женщин - плавную лебединую походку. Красота русской женщины запечатлена в былинах, сказаниях, народных песнях, литературных произведениях. Вот какое описание находим мы у М. Ю. Лермонтова в его >.

Ходит плавно - будто лебёдушка,

Смотрит сладко - как голубушка,

Молвит словно - соловей поёт,

Горят щёки её румяные,

Как заря на небе божием.

В ленты яркие заплетённые,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белую цалуются.

Ведущий: Представления народа о человеческой красоте (внешней и внутренней) воплощались в ярком самобытном искусстве. Испокон веку славилась русская земля своими народными мастерами, которые превращали обычную вещь в своём доме в настоящее произведение искусства. Весь мир знает о наших чудо - матрёшках, о гжельской, хохломской, жостовской росписи, вышивке, придающей неповторимый облик каждой вещи, будь то скатерть, занавеска, полотенце, одежда.

Обратите внимание на нашу выставку изделий народных промыслов. Скажите, глядя на эти предметы, что вам в ни нравится, что удивляет, волнует.

(Ответы детей.)

Конечно же, всем нравятся яркость красок, причудливые узоры, древние традиции. Как вы думаете, мастера народных промыслов обычные люди или нет?

(Ответы детей.)

Да, это обычные люди, но у них есть один секрет; они не только сами видят и понимают красоту, но и хотят, чтобы эту красоту увидели и поняли другие, то есть мы с вами. А поможет нам в этом Бабушка Арина, народная мастерица, хозяйка вот этого большого сундука. (Указывает на сундук, стоящий в комнате.)

Бабушка Арина (говорит с поклоном): Добрый день, судари и сударушки, красны девицы да добры молодцы! Расскажу - ка я вам про времена стародавние, про обычаи наши старорусские. Слушайте да на ус мотайте, думайте да соображайте. Как глаза-то закрою, так и вижу себя молодой да красивой. Соберёмся, бывало, вместе, парни и девушки. Смех, разговоры. Девицы песню заведут: > Сами же одна другой краше: рубахи на них шёлком шитые, сарафаны - как цветы в поле, яркие да нарядные.

Девичье дело капризное, девичья воля короткая. На то она и девушка, чтобы ахала соседушка, гордился отец, тосковал молодец. На то она и девушка, чтобы наряжаться. А наряды - то сами шили, расшивали да в сундук складывали. Каков сундук, таково и приданое. Чем больше сундук, тем богаче невеста была. И ценилось больше то приданое, в котором труд невесты есть. Относились к праздничной одежде очень бережно, хранили с любовью, передавая своим внукам и правнукам.

Ведущий: Особенное, бережнее отношение русских крестьян к своей одежде отразилось в народном фольклоре.

Бабушка Арина: Помню, певала я своему дитяти Ванюше колыбельную. А уж нравилась она ему, голубчику моему. (Поёт, баюкая куклу.)

Байки-побайки

Матери-китайки,

Отцу-кумачу

На две ластовки,

А брату-бархату

Да на шапочку.

А самой молодой

Сарафан золотой

С ленточками,

С позументочками.

Сестрице - рукавицу

Из конопляной кострицы,

Бабке - лапанцы.

Дедку - катанцы.

Ведущий: В этой старой русской колыбельной песне встречаются слова, которые могут быть непонятны сегодняшнему слушателю.

Китайка - сорт хлопчатобумажной ткани; ластовка, ластовица - четырёхугольная разноцветная вставка в рукав женской рубашки; позумент - тесьма из золотой или серебряной нити; кострица - жёсткая кора растений, годных для пряжи (лён, конопля); лопанцы - рукавицы, катанцы - валенки.

Ведущий: Так хочется узнать, какие тайны скрываются в сундуке нашей Бабушки Арины!

Бабушка Арина: Хотите покажу, что в сундуке своём храню? (Вынимает из сундука поочерёдно предметы женского народного костюма.)

Сама я родом из Белгородчины. Наш крестьянский костюм состоял из рубахи, понёвы, передника - запона, головного убора - > или кички.

Рубахи носили девочки и мальчики, девицы и пани, мужчины и женщины. Были рубахи на каждый день и праздничные. Повседневные почти не украшали, только швы и края обшивали красной нитью, чтобы злым силам дорогу преградить. На свадьбу, на праздники надевали рубахи украшенные вышивками. Эта вышивка - не только украшение, но и >

Летописец: Вышивка представляла собой орнамент из определённых фигур и располагалась вокруг ворота рубахи (защищала шею), на подоле (защищала ноги) и, самое главное, - на рукавах, закрывающих женские руки, которые сеяли и жали, готовили пищу и ухаживали за детьми.

Знаки добра вышивались разноцветными нитями в строго определённом порядке. Первоначально, в давние времена, рисунки - > имели прямой магический смысл. Шло время, уходили в прошлое старые верования, забывалось значение рисунков, но оставалась красота, понятная и близкая во все времена.

Бабушка Арина: В сундуке для приданого невеста хранила пять-шесть, а та, которая побогаче, и дюжину рубашек. Самую красивую, хорошо отбеленную, ярко украшенную, надевала невеста в день свадьбы. В этот же день надевалась и похожая на юбку понёва. Заканчивалась беззаботная девичья жизнь и начиналась жизнь в замужестве, с постоянными хлопотами по хозяйству. Крестьянки называли понёву > да >. Богатые крестьянки, кроме повседневной, имели три праздничные понёвы, которые украшались по подолу нашивками - >. Самая нарядная понёва называлась >, надевалась лишь по самым крупным религиозным праздникам. Самую скромную по украшениям - > - надевали к обедне по воскресеньям. Шили понёву из шерстяной ткани домашнего изготовления чёрного, синего или красного цветов.

Сверху рубахи и понёвы русская крестьянка надевала передник. Его называли >, >

Ведущий (обращает внимание на характер узоров передника и предметов костюма): Посмотрите, какая великолепная цветовая гармония! Богатейшие узоры из полос (тканых, вышитых, кружевных) плавно переходят один в другой, ритмично нарастая к нижнему краю. Обилие красного цвета придаёт узорам удивительную красоту и оптимистичность. Слово > было у наших предков синонимом слова >.

Бабушка Арина: Красоту нашему женскому народному костюму придавал головной убор. Ходить с непокрытой головой разрешалось только девушкам, а замужняя женщина должна была полностью закрывать волосы. По древним поверьям, человеческий волос обладал магической силой. Выйдя замуж, женщина становилась членом чужого рода, и, чтобы не принести несчастья родне мужа, она не имела права >, то есть показаться на людях с > - непокрытой головой.

Летописец: Головой убор русской крестьянки (>, или кичка) был довольно сложным, особенно праздничный, который включал в себя до 12 предметов общим весом до 5кг; украшали золотым шитьём, бисером, бусами, бахромой. Очелье, закрывающее лоб, а также позатылень, закрывающей затылок и шею, были обязательными элементами >.

На Белгородчине в некоторых местах шились рогатые кички. Вид получался, конечно, весьма оригинальный. Это своеобразие женского головного убора заняло своё достойное место в истории русского народного костюма.

Бабушка Арина: В нашем селе священник не пускал в церковь, если кто придёт >. Женщины по-своему > его: в церковь они ходили в кичках с рогами, повязывая поверх кички платок.

Ведущий: Так крестьянки отстаивали своё право сохранять традиции, не уступая даже священнику, хотя вера в Бога, в магические силы всегда была очень сильна в русском народе.

Сила нашего народа не только в верности традициям, но и в отношении к труду. Русские мастерицы многое умели делать: например, прясть такие тонкие нити, что работать с ними можно было только в сыром и холодном подвале. В сухом тёплом помещении тонкие нити рвались. Из таких нитей плели знаменитые льняные кружева - блонды.

А ещё на Руси умели ткать льняное полотно с рисунком: одной окрашенной нитки, а на ткани - то ромашки, то петухи, то ёлочки, то фигурки людей и животных.

Бабушка Арина (обращаясь к гостям): А вам, девоньки, нравятся наши наряды? Так за чем же дело стало? Читайте книжки умные про старину и промыслы народные. Умом богатейте да работу руками давайте. Трудом славен человек да уменьем.

Ведущий: От того, как мы относимся к родной старине, зависит быть или не быть отечественной культуре. Многое забыто, утеряно. Давайте же собирать по крохам то, что уцелело. И как пригодится нам для этого старый бабушкин сундук! Сколько интересного может рассказать нам его содержимое. Это не только скопленное добро, это - целая жизнь.

Бабушка Арина: Копите добро в вашей душе, копите любовь к земле, на которой живёте: пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад. Дом, земля наша богаты трудом да любовью!

Отдохнули все по праву,

Мастерам воздали славу.

Что ж, теперь домой пойдём.

Что узнали, не забудем,

Долго - долго помнить будем,

Дело по душе найдём!

Задание для первой тройки игроков

Эта часть одежды являлась основой женского русского народного костюма. Состояла из трёх полотнищ, одно из которых располагалось сзади, а два других - по бокам. Эта распашная часть костюма надевалась поверх длинной рубахи, являлась предметом особой гордости крестьянки южно-великорусских областей России, в том числе и Белгородчины. О каком элементе русской народной женской одежды идёт речь? (Понёва.)

Задание для второй тройки игроков

Русская крестьянка носила в замужестве головной убор, полностью скрывающий волосы. Он представлял собой мягкую холщовую шапочку, на передней части которой укреплялось твёрдое возвышение в виде круга, лопатки, рогов. Спереди украшался вышивкой, нитями, бисером, жемчугом. Дополнительным украшением служили пушки - шарики из гусиного пуха. Как назывался этот женский головной убор? (Кичка.)

Задание для третьей тройки игроков

Наряду с домоткаными холстами в русской деревне применялась также фабричная хлопчатобумажная ткань ярко-красного цвета. Её использовали для шитья мужских и женских праздничных рубах, женских сарафанов, для отделки головных уборов. Как называлась эта столь популярная среди русских рукодельниц ткань? (Кумач.)

Задание для финальной игры.

И в женском, и в мужском русском народном костюме существовала обязательная деталь, без которой крестьяне не мыслили своей одежды. Одно из народных названий этой детали >. Помимо чисто технического назначения, он выполнял и некоторые обрядовые функции. Он должен был защитить человека от влияния внешних вредоносных сил, создавал магический круг. О какой детали русского народного костюма идёт речь? (Пояс.)

Задание для суперигры.

Одним из важнейших элементов женского крестьянского костюма являлся передник из белой холщовой ткани домашней выработки. Праздничный передник полностью покрывался узором из вышивки, цветных отделочных вставок, шёлковых лент, белых или цветных кружев, бахромы из шёлковых или шерстяных ниток. Передник, присборенный выше линии груди, как бы драпировал, > женскую фигуру сверху донизу, придавая ей статность, величавость. Вместе с рубахой, понёвой, головным убором (кичкой) он составлял единое целое женского народного костюма Белгородчины. Как назывался такой передник? (Кумач.)

Вывод: Русский народ всегда отличался своей смекалкой и сообразительностью.

Рубаха - древнейший элемент одежды. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен - это подтверждается множеством связанных с ней поверий. Например, собственную сорочку не продавали: считалось, что вместе с ней продаешь и свое счастье. Рубаха была главная, а порой и единственная одежда: по обычаю деревенские парни и девушки еще в XIX веке кое-где до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных пояском.

Мужскую рубаху шили длиной до колен, носили навыпуск, подпоясывали ремешком или тканым поясом. Женская рубаха отличалась от мужской, по сути дела, только длиной и более богатой отделкой. Были рубахи на каждый день и праздничные. Повседневные почти не украшали, только швы и края обшивали красной нитью, чтобы злым силам дорогу преградить. На свадьбу, на праздники надевали рубахи украшенные вышивками. Эта вышивка - не только украшение, но и >. Считалось, что она оберегала хозяина или хозяйку от разных бед.

Узором > ворот, так как он примыкает к шее, а шея держит голову. Оберегали руки, они были главными работниками в крестьянском быту. Вышивался низ рукава. Подол рубах расшивался, чтобы оградить ноги от зла и неудачи.

Узоры имели глубокий смысл. Ромбы и квадраты с точками посередине - символы засеянного поля, невиданные цветы и диковинные деревья - символы плодоносящей почвы; птицы и животные и - символы тепла и солнца. Главной фигурой вышитых узоров является изображение женщины с поднятыми к небу руками. Это жест обращения к небу или солнцу.

В старину существовал обряд >. В одно из сёл собирались из ближних и дальних мест девушки в лучших, сделанных своими руками нарядах с затейливыми узорами. Пришедшие на празднество парни выбирали себе в провожатую старую женщину, которая поясняла им значение изображения на девичьей одежде узоров. По вышивке парни судили о трудолюбии и способностях девушек и выбирали себе невесту.

Самой красивой считалась венчальная рубаха. Основной цвет был красный. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет ее владелица.

К праздничной одежде относились очень бережно. В самых лучших нарядах крестьяне даже не присаживались на лавку, боясь испачкать или помять их. Нередко случалось, что невесту в свадебном наряде под руки выводили к гостю и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье.

Русская народная одежда различалась не только по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), но и по возрасту, семейному положению, месту жительства. В каждом уезде (районе), в каждом селе были свои особенности в одежде.

В сёлах нашего края самой главной деталью в женском костюме была понёва. Понёва - это прабабушка современной юбки. Она надевалась поверх рубахи. Понёва шилась глухой или распашонкой. С понёвой, как и с другими частями одежды, было связано много ритуалов, обрядов и поверий, пословиц и поговорок, например: >.

Понёву носили в основном замужние женщины, и в памяти народа она осталась как >. Существовал обряд - > (понёву), когда в праздник на девушку при всех родных подруги надевали понёву. Теперь эту девушку можно было сватать. Полотно для понёв нашего края ткали на ручном домашнем стане, а затем расшивали геометрическим орнаментом окрашенными в разные цвета шерстяными нитками.

Сверху рубахи и понёвы русская крестьянка надевала передник. Его называли >, >. Он тоже очень богато украшался и вышивкой, и вставками из атласа, и тканым узором. Заканчивался запон зубчатым кружевом, вязанным крючком, или оборкой из шёлковой ленты.

Сарафан являлся главной частью традиционного костюма. В наших краях были выявлены местные названия сарафанов: >, (Белгородский район); >, >, >, > (Ивнянский район); >, >, > (Грайворонский район); >, > (Борисовский и Грайворонский районы); >, > (Яковлевский район); > (Белгородский, Ивнянский, Шебекинский районы); >, >, > (Курская область).

Женские сарафаны отличаются от девичьих, также как будничные - от праздничных. Различия прослеживаются по принципам декорирования и по материалам, используемым для украшения. Сарафан молодой женщины (молодухи) имел некоторые отличия от сарафана пожилой женщины. Девушки и молодухи носили сарафан синего, реже красного цветов. По количеству > (вставка на груди из парчи), можно было судить из какой семьи женщина - бедной, богатой или среднего достатка.

В ненастную погоду деревенские модницы надевали телогреи - кофты с воротником и длинными рукавами.

По силуэту они напоминали маленькие шубки.

Головой убор русской крестьянки > или кичка был довольно сложным, особенно праздничный, который включал в себя до 12 предметов общим весом до 5кг; украшали золотым шитьём, бисером, бусами, бахромой. Очелье, закрывающее лоб, а также позатылень, закрывающей затылок и шею, были обязательными элементами >.

Кокошники богато украшали жемчугом, перламутром, бисером, серебряной и золотой нитью.

На головные уборы часто наносились солнце, звёзды, композиции, связанные с небесным > мира. Даже многие наименования женских головных уборов восходят к названиям птиц - существ, как бы связавших землю и небо: сорока, кичка

(утка), кокошник (от кокошь - курица).

Замужние женщины прятали волосы, заплетённые в две косы, от > и от позора. Им нельзя было показываться на улице с непокрытой головой.

До нас дошло слово опростоволосилась, что значит, попала впросак, в нелепую ситуацию.

Молодые девушки оставляли свои волосы непокрытыми. В связи с этим головные уборы русских женщин делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.

Мужской костюм не имел значительных отличий. Он состоял из рубахи и портов (штанов).

Рубаха шилась длинною до колен и подпоясывалась кушаком, к которому подвешивали все необходимые в быту личные предметы: кошелёк, кисет, гребешок, так как не было карманов.

Праздничную рубаху ярко украшали. Порты шили из тёмной ткани, иногда - в полоску.

Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна. В холодное время - свита.

Зимой надевали тулуп. Шили его чаще всего из овчины, мехом внутрь, с большим воротником и рукавами. Носили его мужчины и женщины. Женские полушубки украшались орнаментом из кусочков кожи и тесьмы.

Головным убором для мужчин служил войлочный колпак с отворотом и без отворота, а позже появился картуз - фуражка с козырьком. Зимой носили треухи и меха - прообраз будущей ушанки.

Веками самой типичной обувью для России были лапти. Лапти плели из лыка - это подкорка липы. Иногда, правда использовали дуб или берёзу. Лыко разных пород дерева придавало лаптям различные оттенки. Для того чтобы сплести одну пару лаптей, надо было содрать кору трёх-четырёх деревьев. Подошвы лаптей для крепости прошивали толстой верёвкой. Внутрь для тепла и мягкости клали соломку, а ноги обматывали онучами, т. е. кусками ткани.

На ногах лапти держались с помощью кожаных ремешков и верёвок, обмотанных вокруг ноги.

Всем хороши были лапти, вот только снашивались быстро. Зимой одна пара лаптей служила десять, а летом всего четыре-пять дней. Поэтому, отправляясь в дальний путь, приходилось брать с собой три-четыре пары.

Валенки появились на Руси намного позже. Они стояли дорого, поэтому в бедной крестьянской семьях на всех детей могла быть одна пара. Их надевали по очереди. И лапти, и валенки на Руси любили. Не зря о них сложили песни.

Шили и кожаную обувь: различные сапоги, чёботы, коты (женские туфли). Первую кожаную обувь делали одинаковой для обеих ног. Только в процессе ношения она приобретала нужную для правой и для левой ноги форму.

Вывод: На Руси говорили: > Русский народ всегда отличался своей смекалкой и сообразительностью.

Обобщение результатов.

После проведения исследования я пришла к выводу о том, что необходимо изучать культуру своего народа, традиции родного края, историю создания русского костюма.

Среди учащихся нашего 4 класса был проведён опрос:

1) Интересуются ли учащиеся культурой своего народа?

2) Знают ли историю создания русского костюма?

3) Хотят ли дети знакомиться с историей Белгородского народного костюма?

После проведения эксперимента мне удалось не только умом, но и сердцем проникнуться к творчеству русского народа и любовью к родной земле. Я надеюсь, что молодое поколение будет интересоваться и уважать традиции своего народа.




Top