Русский народный костюм. Презентация на тему «Национальные костюмы Белгородской области Особенности белгородской одежды 17 век

Возрождение России начинается с русской провинции, с дорогих и милых сердцу уголков, где живет, историческая память и плодоносят, те корни, которые дают нам, ныне живущим, силы и разум вспомнить, вернуть, собрать в самую сердцевину обычной жизни ощущение ее цельности и полноты миропонимания, познания внутреннего мира людей старшего поколения. Это их трудом и талантом создавалась уникальная народная художественная культура края.

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа. В Белгородском крае сложилось много обычаев и традиций, которые проявлялись в устном народном творчестве, в удивительных народных ремеслах, в красоте одежды, неповторимости лепного образа глиняной игрушки.

На современном этапе развития общества каждый из нас должен быть знаком с историей и художественным искусством своей малой Родины. Чтобы быть патриотом, эстетически и духовно воспитанным гражданином, нужно, прежде всего, знать и чтить народную художественную культуру своего края: характерные особенности национальной одежды, обычаи, традиции, народные промыслы. Поэтому, мы должны постоянно расширять свои знания в области народного искусства, так как на сегодняшний день знакомство с творчеством народных мастеров, местными достопримечательностями - главнейший фактор формирования гражданина своей земли, своей родины. А. С. Пушкин писал: >.

Русский народный костюм- это свидетельство о прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, этикете. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня.

В наши дни мы смотрим на старинный народный костюм с восхищением и недоумением. Почему наши предки тратили столько труда и времени на свою одежду? Почему они делали её такой нарядной?

Народный костюм - это >. Это была не просто одежда, а сказка. Он сегодня является гордостью национальной культуры.

Еле заметный свет мерцает в маленьком окошке. Среди полной темноты и тишины он извещает о событии важном и таинственном - родился человек. Ласковые женские руки омывают его и завёртывают беззащитное тельце в первый покров, в первый вид его одежды. Теперь малыш будет неразрывно связан с землёй, будет на ней работать, отдавать ей свою силу, а она растить для него пищу и всё то, без чего он не сможет существовать.

Первое чувство любви у матери появляется в желании защитить своё дитя. Сколько сердечного тепла вкладывала молодая мама в создании первой детской рубашки, выбирала тонкий хороший холст и начинала вышивать на нём узоры.

Узоры на рубашке были простые, как жизнь ребёнка. Тонкие цветные полоски символизировали прямые удачливые дороги его жизни. Волнообразные линии и различные зигзаги изображали воду. Лёгкие, перекрещивающиеся под углом стежки - ряд маленьких ёлочек. Неслучайно заботливая мать нанесла их на детскую рубашку. Ель - дерево жизни и добра, оно всегда должно охранять человека, помогать ему на жизненном пути.

Первое моё знакомство с народным костюмом произошло три года назад, когда меня мама привела в детский коллектив народного танца >. Именно там я увидела очень красивые костюмы, в которых девочки исполняли различные народные танцы.

Теперь я участница коллектива, и за это время мы исполнили много народных танцев, в том числе и русских. Прежде чем начать работать над танцем наш руководитель знакомит с историей данного танца, затем мы подбираем костюмы, которые соответствуют тематике танца. Мне кажется, что наши костюмы очень похожи на костюмы, которые носили наши бабушки, прабабушки. Так приятно доставлять людям радость, напоминая об их молодости! Особое настроение нашим танцам придаёт музыкальное сопровождение. Русские народные песни также знакомят нас с обычаями, традициями, бытом наших предков.

Всё это очень интересно мне узнавать.

Даже современная девушка преображается, когда надевает старинный народный костюм с его простой и умной красотой.

Костюм к танцу >, который посвящён русскому народному празднику

Костюм к русскому народному танцу >

Танец под песню >

Знакомство с историей русского народного костюма я продолжила в музее. В нашем музее собран богатый краеведческий материал, который активно используется учителями для проведения факультативных занятий >. Я узнала, что в Белгородском крае сложилось много обычаев и традиций, которые проявлялись в устном народном творчестве, в удивительных народных ремёслах, в красоте одежды, неповторимости лепного образа глиняной игрушки.

Народный фольклор

Она шила, красна девица,

И по плису, и по бархату,

По белому да коленкорчику,

Она шила, красна девица,

По атласной алой ленточке.

Шила девица приданое,

Да приданое немалое.

Байки - побайки

Матери - китайки,

Отцу - кумачу

На две ластовки,

А брату - бархату

Да на шапочку.

А самой молодой

Сарафан золотой

С ленточками,

С позументочками.

Сестрице - рукавицу

Из конопляной кострицы,

Бабке - лапанцы.

Дедку - катанцы.

Красна девица идёт,

Словно павушка плывёт,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке перо.

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Русские народные частушки

Как я Ваню подпояшу

Чёрной бархатиночкой,

Как я Ваню поцелую,

Назову картиночкой.

Ой, лапти мои,

Лапоточки мои,

Вы скородили, пахали,

Танцевать сюда попали.

Ты расти, расти коса,

Будешь городу краса.

Куплю ситцу штуку целу,

Ленту алую для ос,

Поясок, рубаху белу

Подпоясать в сенокос.

Наши девы - молодицы,

На все руки мастерицы:

Вяжут, шьют, прядут и ткут

И умело дом ведут.

Ах, моё приданое

Крепкое, не рваное -

Вышивала я узор

На свой свадебный убор.

В сундуке моём добро

Бережно хранится.

Когда времечко придёт,

Доченьке сгодится.

Старый бабушкин сундук.

Тайны жизни в нём живут,

Наша женская судьба

Место в нём своё нашла.

Русские народные загадки о различных предметах одежды

* На десятерых братьев двух шуб хватает.

(Рукавицы.)

* Зимой греет, весной тянет, летом умирает, осенью оживает.

(Шуба, тулуп.)

* Тепла не даёт, а без него холодно.

* Сижу верхом, не ведаю, на ком, знакомца встречу - соскочу, привечу.

* Сплетен липовый кузовок, ночью отперт, а ночью заперт.

* Два арапа, родные брата, ростом по колено. Везде с нами гуляют, нас защищают.

* Разошлись пальчики по чуланчикам. Каждый пальчик в свой чуланчик.

(Перчатки.)

Поговорки

* Идёт, словно павушка плывёт.

* Из милости ступает, травы не мнёт, ненароком взглянёт - что сто рублей подарит.

* Ни в сказке сказать, ни пером описать.

* Какова пряха, такова на ней рубаха.

* Красна девица статью.

* Девичья коса - всему миру краса.

Русская народная песня

Лён ты мой зелёной,

При горе при крутой

Уж я сеяла да сеяла ленок,

Уж я, сеяв, приговаривала,

Чоботами приколачивала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Я полола, полола ленок,

Я, половши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Уж я дёргала, дёргала лён,

Уж я, дёргав, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Я мочила, мочила ленок,

Я, мочивши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Я сушила, сушила ленок,

Я, сушивши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Уж я мяла, я мяла ленок,

Уж я, мявши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Я трепала, трепала ленок,

Я, трепавши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Я чесала, чесала ленок,

Я, чесавши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Уж я пряла, пряла ленок,

Уж я, прявши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Уж я ткала, я ткала ленок,

Уж я ткавши, приговаривала:

Ты удайся, удайся, мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок. (2 раза)

Я постоянный читатель нашей детской городской библиотеки им. А. А. Лиханова. Для того, чтобы познакомиться с историей белгородского народного костюма я посетила очень интересное мероприятие, благодаря которому, я больше узнала о красоте народных промыслов, меня восхитило творчество народных мастеров, я познакомилась ближе с историей русского национального костюма, который является гордостью нашего родного края.

Фольклорные посиделки в детской библиотеке

> (посвящённые русскому народному костюму)

Ведущий: Сегодня, ребята, я хочу поговорить с вами о красоте. Да, да, вы не ослышались, именно о красоте. Она проявляется в великом множестве предметов и явлений: и в цвете, и в ночном небе, и в белоствольной берёзке, да мало ли в чём ещё!

Мы часто слышим - >. Как вы понимаете это выражение?

(Ответы детей.)

Мила нам природа родных мест, красивое всё, что связано с понятием >. Вдали от неё человек тоскует, душа его печалится, рвётся к отчему дому.

Родина - мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пред собой.

Это наше детство, наша юность,

Это всё, что мы зовём судьбой.

Родина, Отечество святое -

Перелески, рощи, берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от Луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.

Ведущий: Красоту родной земли русские люди воспевали с древнейших времён. В одном из литературных памятников древнерусской литературы 12 века - > летописец воздаёт такие похвалы своему отечеству.

Летописец (с бумажным свитком в руках; читает): > Ведущий: Иноземные гости, восхищаясь красотой русичей. Отмечали их необыкновенную душевную доброту и внешнюю привлекательность: высокую статную фигуру, величественную осанку, белое с ярким румянцем лицо, соболиные тёмные брови, у женщин - плавную лебединую походку. Красота русской женщины запечатлена в былинах, сказаниях, народных песнях, литературных произведениях. Вот какое описание находим мы у М. Ю. Лермонтова в его >.

Ходит плавно - будто лебёдушка,

Смотрит сладко - как голубушка,

Молвит словно - соловей поёт,

Горят щёки её румяные,

Как заря на небе божием.

В ленты яркие заплетённые,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белую цалуются.

Ведущий: Представления народа о человеческой красоте (внешней и внутренней) воплощались в ярком самобытном искусстве. Испокон веку славилась русская земля своими народными мастерами, которые превращали обычную вещь в своём доме в настоящее произведение искусства. Весь мир знает о наших чудо - матрёшках, о гжельской, хохломской, жостовской росписи, вышивке, придающей неповторимый облик каждой вещи, будь то скатерть, занавеска, полотенце, одежда.

Обратите внимание на нашу выставку изделий народных промыслов. Скажите, глядя на эти предметы, что вам в ни нравится, что удивляет, волнует.

(Ответы детей.)

Конечно же, всем нравятся яркость красок, причудливые узоры, древние традиции. Как вы думаете, мастера народных промыслов обычные люди или нет?

(Ответы детей.)

Да, это обычные люди, но у них есть один секрет; они не только сами видят и понимают красоту, но и хотят, чтобы эту красоту увидели и поняли другие, то есть мы с вами. А поможет нам в этом Бабушка Арина, народная мастерица, хозяйка вот этого большого сундука. (Указывает на сундук, стоящий в комнате.)

Бабушка Арина (говорит с поклоном): Добрый день, судари и сударушки, красны девицы да добры молодцы! Расскажу - ка я вам про времена стародавние, про обычаи наши старорусские. Слушайте да на ус мотайте, думайте да соображайте. Как глаза-то закрою, так и вижу себя молодой да красивой. Соберёмся, бывало, вместе, парни и девушки. Смех, разговоры. Девицы песню заведут: > Сами же одна другой краше: рубахи на них шёлком шитые, сарафаны - как цветы в поле, яркие да нарядные.

Девичье дело капризное, девичья воля короткая. На то она и девушка, чтобы ахала соседушка, гордился отец, тосковал молодец. На то она и девушка, чтобы наряжаться. А наряды - то сами шили, расшивали да в сундук складывали. Каков сундук, таково и приданое. Чем больше сундук, тем богаче невеста была. И ценилось больше то приданое, в котором труд невесты есть. Относились к праздничной одежде очень бережно, хранили с любовью, передавая своим внукам и правнукам.

Ведущий: Особенное, бережнее отношение русских крестьян к своей одежде отразилось в народном фольклоре.

Бабушка Арина: Помню, певала я своему дитяти Ванюше колыбельную. А уж нравилась она ему, голубчику моему. (Поёт, баюкая куклу.)

Байки-побайки

Матери-китайки,

Отцу-кумачу

На две ластовки,

А брату-бархату

Да на шапочку.

А самой молодой

Сарафан золотой

С ленточками,

С позументочками.

Сестрице - рукавицу

Из конопляной кострицы,

Бабке - лапанцы.

Дедку - катанцы.

Ведущий: В этой старой русской колыбельной песне встречаются слова, которые могут быть непонятны сегодняшнему слушателю.

Китайка - сорт хлопчатобумажной ткани; ластовка, ластовица - четырёхугольная разноцветная вставка в рукав женской рубашки; позумент - тесьма из золотой или серебряной нити; кострица - жёсткая кора растений, годных для пряжи (лён, конопля); лопанцы - рукавицы, катанцы - валенки.

Ведущий: Так хочется узнать, какие тайны скрываются в сундуке нашей Бабушки Арины!

Бабушка Арина: Хотите покажу, что в сундуке своём храню? (Вынимает из сундука поочерёдно предметы женского народного костюма.)

Сама я родом из Белгородчины. Наш крестьянский костюм состоял из рубахи, понёвы, передника - запона, головного убора - > или кички.

Рубахи носили девочки и мальчики, девицы и пани, мужчины и женщины. Были рубахи на каждый день и праздничные. Повседневные почти не украшали, только швы и края обшивали красной нитью, чтобы злым силам дорогу преградить. На свадьбу, на праздники надевали рубахи украшенные вышивками. Эта вышивка - не только украшение, но и >

Летописец: Вышивка представляла собой орнамент из определённых фигур и располагалась вокруг ворота рубахи (защищала шею), на подоле (защищала ноги) и, самое главное, - на рукавах, закрывающих женские руки, которые сеяли и жали, готовили пищу и ухаживали за детьми.

Знаки добра вышивались разноцветными нитями в строго определённом порядке. Первоначально, в давние времена, рисунки - > имели прямой магический смысл. Шло время, уходили в прошлое старые верования, забывалось значение рисунков, но оставалась красота, понятная и близкая во все времена.

Бабушка Арина: В сундуке для приданого невеста хранила пять-шесть, а та, которая побогаче, и дюжину рубашек. Самую красивую, хорошо отбеленную, ярко украшенную, надевала невеста в день свадьбы. В этот же день надевалась и похожая на юбку понёва. Заканчивалась беззаботная девичья жизнь и начиналась жизнь в замужестве, с постоянными хлопотами по хозяйству. Крестьянки называли понёву > да >. Богатые крестьянки, кроме повседневной, имели три праздничные понёвы, которые украшались по подолу нашивками - >. Самая нарядная понёва называлась >, надевалась лишь по самым крупным религиозным праздникам. Самую скромную по украшениям - > - надевали к обедне по воскресеньям. Шили понёву из шерстяной ткани домашнего изготовления чёрного, синего или красного цветов.

Сверху рубахи и понёвы русская крестьянка надевала передник. Его называли >, >

Ведущий (обращает внимание на характер узоров передника и предметов костюма): Посмотрите, какая великолепная цветовая гармония! Богатейшие узоры из полос (тканых, вышитых, кружевных) плавно переходят один в другой, ритмично нарастая к нижнему краю. Обилие красного цвета придаёт узорам удивительную красоту и оптимистичность. Слово > было у наших предков синонимом слова >.

Бабушка Арина: Красоту нашему женскому народному костюму придавал головной убор. Ходить с непокрытой головой разрешалось только девушкам, а замужняя женщина должна была полностью закрывать волосы. По древним поверьям, человеческий волос обладал магической силой. Выйдя замуж, женщина становилась членом чужого рода, и, чтобы не принести несчастья родне мужа, она не имела права >, то есть показаться на людях с > - непокрытой головой.

Летописец: Головой убор русской крестьянки (>, или кичка) был довольно сложным, особенно праздничный, который включал в себя до 12 предметов общим весом до 5кг; украшали золотым шитьём, бисером, бусами, бахромой. Очелье, закрывающее лоб, а также позатылень, закрывающей затылок и шею, были обязательными элементами >.

На Белгородчине в некоторых местах шились рогатые кички. Вид получался, конечно, весьма оригинальный. Это своеобразие женского головного убора заняло своё достойное место в истории русского народного костюма.

Бабушка Арина: В нашем селе священник не пускал в церковь, если кто придёт >. Женщины по-своему > его: в церковь они ходили в кичках с рогами, повязывая поверх кички платок.

Ведущий: Так крестьянки отстаивали своё право сохранять традиции, не уступая даже священнику, хотя вера в Бога, в магические силы всегда была очень сильна в русском народе.

Сила нашего народа не только в верности традициям, но и в отношении к труду. Русские мастерицы многое умели делать: например, прясть такие тонкие нити, что работать с ними можно было только в сыром и холодном подвале. В сухом тёплом помещении тонкие нити рвались. Из таких нитей плели знаменитые льняные кружева - блонды.

А ещё на Руси умели ткать льняное полотно с рисунком: одной окрашенной нитки, а на ткани - то ромашки, то петухи, то ёлочки, то фигурки людей и животных.

Бабушка Арина (обращаясь к гостям): А вам, девоньки, нравятся наши наряды? Так за чем же дело стало? Читайте книжки умные про старину и промыслы народные. Умом богатейте да работу руками давайте. Трудом славен человек да уменьем.

Ведущий: От того, как мы относимся к родной старине, зависит быть или не быть отечественной культуре. Многое забыто, утеряно. Давайте же собирать по крохам то, что уцелело. И как пригодится нам для этого старый бабушкин сундук! Сколько интересного может рассказать нам его содержимое. Это не только скопленное добро, это - целая жизнь.

Бабушка Арина: Копите добро в вашей душе, копите любовь к земле, на которой живёте: пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад. Дом, земля наша богаты трудом да любовью!

Отдохнули все по праву,

Мастерам воздали славу.

Что ж, теперь домой пойдём.

Что узнали, не забудем,

Долго - долго помнить будем,

Дело по душе найдём!

Задание для первой тройки игроков

Эта часть одежды являлась основой женского русского народного костюма. Состояла из трёх полотнищ, одно из которых располагалось сзади, а два других - по бокам. Эта распашная часть костюма надевалась поверх длинной рубахи, являлась предметом особой гордости крестьянки южно-великорусских областей России, в том числе и Белгородчины. О каком элементе русской народной женской одежды идёт речь? (Понёва.)

Задание для второй тройки игроков

Русская крестьянка носила в замужестве головной убор, полностью скрывающий волосы. Он представлял собой мягкую холщовую шапочку, на передней части которой укреплялось твёрдое возвышение в виде круга, лопатки, рогов. Спереди украшался вышивкой, нитями, бисером, жемчугом. Дополнительным украшением служили пушки - шарики из гусиного пуха. Как назывался этот женский головной убор? (Кичка.)

Задание для третьей тройки игроков

Наряду с домоткаными холстами в русской деревне применялась также фабричная хлопчатобумажная ткань ярко-красного цвета. Её использовали для шитья мужских и женских праздничных рубах, женских сарафанов, для отделки головных уборов. Как называлась эта столь популярная среди русских рукодельниц ткань? (Кумач.)

Задание для финальной игры.

И в женском, и в мужском русском народном костюме существовала обязательная деталь, без которой крестьяне не мыслили своей одежды. Одно из народных названий этой детали >. Помимо чисто технического назначения, он выполнял и некоторые обрядовые функции. Он должен был защитить человека от влияния внешних вредоносных сил, создавал магический круг. О какой детали русского народного костюма идёт речь? (Пояс.)

Задание для суперигры.

Одним из важнейших элементов женского крестьянского костюма являлся передник из белой холщовой ткани домашней выработки. Праздничный передник полностью покрывался узором из вышивки, цветных отделочных вставок, шёлковых лент, белых или цветных кружев, бахромы из шёлковых или шерстяных ниток. Передник, присборенный выше линии груди, как бы драпировал, > женскую фигуру сверху донизу, придавая ей статность, величавость. Вместе с рубахой, понёвой, головным убором (кичкой) он составлял единое целое женского народного костюма Белгородчины. Как назывался такой передник? (Кумач.)

Вывод: Русский народ всегда отличался своей смекалкой и сообразительностью.

Рубаха - древнейший элемент одежды. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен - это подтверждается множеством связанных с ней поверий. Например, собственную сорочку не продавали: считалось, что вместе с ней продаешь и свое счастье. Рубаха была главная, а порой и единственная одежда: по обычаю деревенские парни и девушки еще в XIX веке кое-где до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных пояском.

Мужскую рубаху шили длиной до колен, носили навыпуск, подпоясывали ремешком или тканым поясом. Женская рубаха отличалась от мужской, по сути дела, только длиной и более богатой отделкой. Были рубахи на каждый день и праздничные. Повседневные почти не украшали, только швы и края обшивали красной нитью, чтобы злым силам дорогу преградить. На свадьбу, на праздники надевали рубахи украшенные вышивками. Эта вышивка - не только украшение, но и >. Считалось, что она оберегала хозяина или хозяйку от разных бед.

Узором > ворот, так как он примыкает к шее, а шея держит голову. Оберегали руки, они были главными работниками в крестьянском быту. Вышивался низ рукава. Подол рубах расшивался, чтобы оградить ноги от зла и неудачи.

Узоры имели глубокий смысл. Ромбы и квадраты с точками посередине - символы засеянного поля, невиданные цветы и диковинные деревья - символы плодоносящей почвы; птицы и животные и - символы тепла и солнца. Главной фигурой вышитых узоров является изображение женщины с поднятыми к небу руками. Это жест обращения к небу или солнцу.

В старину существовал обряд >. В одно из сёл собирались из ближних и дальних мест девушки в лучших, сделанных своими руками нарядах с затейливыми узорами. Пришедшие на празднество парни выбирали себе в провожатую старую женщину, которая поясняла им значение изображения на девичьей одежде узоров. По вышивке парни судили о трудолюбии и способностях девушек и выбирали себе невесту.

Самой красивой считалась венчальная рубаха. Основной цвет был красный. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет ее владелица.

К праздничной одежде относились очень бережно. В самых лучших нарядах крестьяне даже не присаживались на лавку, боясь испачкать или помять их. Нередко случалось, что невесту в свадебном наряде под руки выводили к гостю и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье.

Русская народная одежда различалась не только по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), но и по возрасту, семейному положению, месту жительства. В каждом уезде (районе), в каждом селе были свои особенности в одежде.

В сёлах нашего края самой главной деталью в женском костюме была понёва. Понёва - это прабабушка современной юбки. Она надевалась поверх рубахи. Понёва шилась глухой или распашонкой. С понёвой, как и с другими частями одежды, было связано много ритуалов, обрядов и поверий, пословиц и поговорок, например: >.

Понёву носили в основном замужние женщины, и в памяти народа она осталась как >. Существовал обряд - > (понёву), когда в праздник на девушку при всех родных подруги надевали понёву. Теперь эту девушку можно было сватать. Полотно для понёв нашего края ткали на ручном домашнем стане, а затем расшивали геометрическим орнаментом окрашенными в разные цвета шерстяными нитками.

Сверху рубахи и понёвы русская крестьянка надевала передник. Его называли >, >. Он тоже очень богато украшался и вышивкой, и вставками из атласа, и тканым узором. Заканчивался запон зубчатым кружевом, вязанным крючком, или оборкой из шёлковой ленты.

Сарафан являлся главной частью традиционного костюма. В наших краях были выявлены местные названия сарафанов: >, (Белгородский район); >, >, >, > (Ивнянский район); >, >, > (Грайворонский район); >, > (Борисовский и Грайворонский районы); >, > (Яковлевский район); > (Белгородский, Ивнянский, Шебекинский районы); >, >, > (Курская область).

Женские сарафаны отличаются от девичьих, также как будничные - от праздничных. Различия прослеживаются по принципам декорирования и по материалам, используемым для украшения. Сарафан молодой женщины (молодухи) имел некоторые отличия от сарафана пожилой женщины. Девушки и молодухи носили сарафан синего, реже красного цветов. По количеству > (вставка на груди из парчи), можно было судить из какой семьи женщина - бедной, богатой или среднего достатка.

В ненастную погоду деревенские модницы надевали телогреи - кофты с воротником и длинными рукавами.

По силуэту они напоминали маленькие шубки.

Головой убор русской крестьянки > или кичка был довольно сложным, особенно праздничный, который включал в себя до 12 предметов общим весом до 5кг; украшали золотым шитьём, бисером, бусами, бахромой. Очелье, закрывающее лоб, а также позатылень, закрывающей затылок и шею, были обязательными элементами >.

Кокошники богато украшали жемчугом, перламутром, бисером, серебряной и золотой нитью.

На головные уборы часто наносились солнце, звёзды, композиции, связанные с небесным > мира. Даже многие наименования женских головных уборов восходят к названиям птиц - существ, как бы связавших землю и небо: сорока, кичка

(утка), кокошник (от кокошь - курица).

Замужние женщины прятали волосы, заплетённые в две косы, от > и от позора. Им нельзя было показываться на улице с непокрытой головой.

До нас дошло слово опростоволосилась, что значит, попала впросак, в нелепую ситуацию.

Молодые девушки оставляли свои волосы непокрытыми. В связи с этим головные уборы русских женщин делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.

Мужской костюм не имел значительных отличий. Он состоял из рубахи и портов (штанов).

Рубаха шилась длинною до колен и подпоясывалась кушаком, к которому подвешивали все необходимые в быту личные предметы: кошелёк, кисет, гребешок, так как не было карманов.

Праздничную рубаху ярко украшали. Порты шили из тёмной ткани, иногда - в полоску.

Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна. В холодное время - свита.

Зимой надевали тулуп. Шили его чаще всего из овчины, мехом внутрь, с большим воротником и рукавами. Носили его мужчины и женщины. Женские полушубки украшались орнаментом из кусочков кожи и тесьмы.

Головным убором для мужчин служил войлочный колпак с отворотом и без отворота, а позже появился картуз - фуражка с козырьком. Зимой носили треухи и меха - прообраз будущей ушанки.

Веками самой типичной обувью для России были лапти. Лапти плели из лыка - это подкорка липы. Иногда, правда использовали дуб или берёзу. Лыко разных пород дерева придавало лаптям различные оттенки. Для того чтобы сплести одну пару лаптей, надо было содрать кору трёх-четырёх деревьев. Подошвы лаптей для крепости прошивали толстой верёвкой. Внутрь для тепла и мягкости клали соломку, а ноги обматывали онучами, т. е. кусками ткани.

На ногах лапти держались с помощью кожаных ремешков и верёвок, обмотанных вокруг ноги.

Всем хороши были лапти, вот только снашивались быстро. Зимой одна пара лаптей служила десять, а летом всего четыре-пять дней. Поэтому, отправляясь в дальний путь, приходилось брать с собой три-четыре пары.

Валенки появились на Руси намного позже. Они стояли дорого, поэтому в бедной крестьянской семьях на всех детей могла быть одна пара. Их надевали по очереди. И лапти, и валенки на Руси любили. Не зря о них сложили песни.

Шили и кожаную обувь: различные сапоги, чёботы, коты (женские туфли). Первую кожаную обувь делали одинаковой для обеих ног. Только в процессе ношения она приобретала нужную для правой и для левой ноги форму.

Вывод: На Руси говорили: > Русский народ всегда отличался своей смекалкой и сообразительностью.

Обобщение результатов.

После проведения исследования я пришла к выводу о том, что необходимо изучать культуру своего народа, традиции родного края, историю создания русского костюма.

Среди учащихся нашего 4 класса был проведён опрос:

1) Интересуются ли учащиеся культурой своего народа?

2) Знают ли историю создания русского костюма?

3) Хотят ли дети знакомиться с историей Белгородского народного костюма?

После проведения эксперимента мне удалось не только умом, но и сердцем проникнуться к творчеству русского народа и любовью к родной земле. Я надеюсь, что молодое поколение будет интересоваться и уважать традиции своего народа.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Любовь к родному краю

знание его истории - основа,

на которой только и может

осуществлять рост духовной

культуры всего общества.

Д.С. Лихачев

Русский народный костюм - это произведение искусства, образец гармонии цвета и линии. Соединив в себе множество видов ремесел и рукоделия, доведенных до совершенства, он стал своеобразным памятником художественному гению русского народа.

На низком левом берегу Ворсклы расположено старинное большое село Головчино. Наименование села связано с именем канцлера петровских времен графа Гаврилы Ивановича Головкина (1660-1734), занимавшего ряд высших государственных должностей. До создания вотчины Головчино, это село уже существовало и называлось иногда Спасским («Головчино - Спасское»).

История народного костюма нашего села является интересной и тесно переплетается с историей заселения края и сформирована под воздействием разных национальных и этнических традиций, природных и социально-бытовых факторов. Будучи на экскурсии с классом в музее, распложенном в «Круглом здании» с. Головчино, я обратила внимание на представленное разнообразие народных костюмов различных территорий Белгородской области и открыла для себя новый мир костюма. Глядя на эти роскошные наряды, сразу вспоминаются русские народные сказки, легенды и предания.

Меня заинтересовал народный костюм нашего села Головчино, его особенности и я решила посвятить ему исследовательскую работу.

Считаю, что данное направление исследования является актуальным, так как позволяет разрешить мою гипотезу, способствует изучению народной культуры, традиций, уклада жизни жителей с. Головчино прошлых веков, воспитывает во мне чувство патриотизма, гордости за мою малую родину- с. Головчино, то место, где я родилась и живу.

Цель исследования: изучение народного костюма с. Головчино, символики растительного орнамента в нем.

В соответствии с поставленной целью, я определила следующие задачи :

1. Используя литературные источники, музейные данные, изучить старинный народный костюм с. Головчино

2. Выяснить роль используемого растительного орнамента в вышивке старинного костюма нашего села.

3. Определить роль народного костюма в истории моего родного края, сохранении его национальных традиций и культуры.

Объект исследования : растительный орнамент народного костюма села Головчино

Предмет исследования: народный костюм села Головчино Грайворонского района

Гипотеза: н ациональная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.

Работа проводилась на базе МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП» при поддержке библиотечно-информационного центра школы.

Практическая значимость работы: позволяет расширить мой кругозор по данной проблеме, способствует патриотическому воспитанию, развитию у школьников интереса и любви к народному творчеству, интереса к традициям Белгородской области, содействует формированию духовно - нравственных качеств личности жителей села.

Глава 1. История народного костюма села Головчино

«По одёжке встречают...» Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать.

Русский народный костюм - это свидетельство прочной связи с культурой далеких предков. Притягательность этого вида народного творчества заключается не только в высоких художественных достоинствах лучших образцов; одежда несет в себе информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике.

В народном костюме до XX века дожила славянская основа, сохранившаяся, несмотря на влияние византийской, финно-угорской, татарской традиций, в покроен рубах и понёв, в формах головных уборов, в символах орнамента. Не затронутая в XVIII веке реформами Петра I, крестьянская одежда сберегла самобытность национального костюма, богатство его форм и колорита.

Народный традиционный костюм Белгородской области - один из самых интересных и разнообразных в России. Аграрная ориентированность экономики, характерная для всех южнорусских губерний вплоть до XX века, послужила причиной долгого бытования старинных форм одежды. В Белгородской области, образовавшейся в результате соединения юго-восточной части Курской области и нескольких западных районов Воронежской области, оказался практически весь спектр видов костюма, сложившегося в России. Здесь четко просматриваются ареалы бытования сарафанного комплекса (западные районы), юбочного комплекса (центральные районы), понёвного комплекса (восточные районы). Во многих районах области, заселенных когда-то малороссами, бытовал украинский костюм.

Народный костюм Грайворонщины формировался под воздействием различных национальных и этнических традиций, природных и социально бытовых факторов. Его история тесно переплетается с историей заселения этих земель. Во время сооружения Белгородской засечной черты в наши края съезжались люди практически со всей России, украинские беженцы, принося с собой свою специфическую культуру, в том числе и в костюме. На Белгородчине было сильно влияние украинской культуры.

После административного разделения, проведенного Екатериной II, на территории губернии оказалось много украинских сел. Русские и украинцы начали перенимать друг у друга некоторые традиции в костюмах, вышивке и украшениях.

В Грайворонском районе встречается практически весь спектр видов костюма, сложившегося в России: сарафанный, «парочка»(юбка - кофта) и понёвный.Лучше всего сохранилась до настоящего времени праздничная одежда, особенно женская - вершина женского рукоделия, в которой соединились ткачество, вышивка, кружевоплетение.

Переселившись в XYII веке в наши края черкасы, выходцы из Украины, привезли с собой свою культуру, свои традиции, обычаи, одежду, новые фамилии и языковые особенности.

В изданной в 1896 году диссертации земского врача А. И. Ортлерта «Медико-топографическое и статистическое описание слободы Головчины, села Антоновки и деревни Тополей Грайворонского уезда Курской губернии» написано: «костюмы наших крестьян не затейливы и мало отличаются от носимых вообще в малороссийских деревнях. Бельё шьётся из грубого холста, рубаха прячется в штаны, эти последние узорно раскрашиваются местными красильщиками в синий цвет. Сапоги (чёбот) надеваются поверх холщевых или суконных лохмотьев, называемых онучами (портянки); кроме этой летней одежды многие носят жилетки, короткие чинарки из чёрной бумажной материи (черкасин, шветская материя и т.п.); поверх тёмно-коричневая суконная свита из овечьей шерсти домашнего изделия, фасона простого плаща с большим воротником, зимой овечья шуба такого же, как и свита, покроя. Шапки и картузы делаются суконные, плюшевые и барашковые из настоящего и поддельного барашка».

В ходе изучения фотографий, собственно деталей народного костюма было замечено, что в русском народном костюме с. Головчино всегда присутствуют три цвета: красный, черный и белый. Самым любимым в нашем крае считался красный цвет с огромным множеством оттенков. Каждый оттенок имел определенный символ. Красный цвет был символом солнца. На женской одежде он символизировал вечный союз с черной землей. Белый цвет означал благородство и духовность. Черный цвет, излюбленный на Белгородчине, являлся символом матушки-земли.

Основная женская одежда состояла из полотняного станка, кираса, спидныци.

Станок - вышитая красным и черным цветом блуза или сорочка, надевавшая на стан, т.е. прямо на тело. Рубахи, декорированные цветочным узором по всему полю рукава либо чередующимися лентами цветочного узора и мережки назывались рубахами «украинского фасона». Рукава станка были вышиты красным и чёрным цветом. В рисунке чаще всего использовался растительный или цветочный орнамент. Вышивка была выполнена в технике «крестик»

Кирас - жилет из чёрного плюша, отделанный красной лентой, с красными пуговицами. Его никогда не стирали, берегли, передавали от матери к дочери.

Спидныця со щёточками - юбка чёрного или зеленого цвета, отделанная внизу щёточкой. Щёточка* защищала подол юбки от пыли и грязи. Наиболее нарядные спидныци могли быть отделаны цветными лентами.

Летейка - верхняя одежда свободного покроя из плыса (материала, похожего на бархат или плюш). Подкладка выполнялась из красного или чёрного материала. Верх летейки отделывался защипами и бантиками из чёрной атласной ленты.

Сарафан - старинный вид одежды, который носили как женщины, так и девушки. Сарафан шили из тонкой домотканой ткани - волосени, окрашенной в чёрный цвет. Чаще всего бытовали косоклинные сарафаны с вырезными лямками. Праздничный сарафан « со штохом» как правило имел богатую отделку: грудь и лямки обшивали красной материей, позументом, серебряным шнуром. Подол сарафана укладывали лентами «удвое», «утрое», в «штоховом» высота лент доходила до бедер. Кроме атласных и с рисунком лент, для оформления подола использовались парча, бархат, серебряное кружево, позумент, блестки, пуговицы. По количеству парчовых лент на подоле различали сарафаны «у двое зубцов», «у трое зубцов» Сарафан носили без передника, обвязывая его по талии широким тканым поясом.

Куцына - верхняя женская одежда «халатообразного характера»; шилась «в талию», со вставными клиньями, заложенными в складки на спине - «фалды». Имеется цветная отделка по бортам, вороту. Изготовлялась из домотканой, а в 20-м веке - из фабричной ткани: чёрного, синего или коричневого цвета.

Основу мужского костюма составляла вышитая крестиком, красно - чёрными и красными нитями, полотняная рубаха - косоворотка, подвязанная расшитым поясом. Будничные и праздничные мужские пояса отличались качеством, формой и способом изготовления. Мужчины носили полотняные штаны - порты. Зимой мужчины носили войлочные свиты с высокими воротниками, шапки -ушанки и валенки.

Более богатый узор имел «синяк», который носили зажиточные люди. Шился он из менее грубого сукна чем «куцина» и был синего цвета.

Самым распространённым видом обуви были лапти, плетение которых занимало немало времени. Ободрав от зелёных листьев длинные ветки липы, мастера называли их «поголют», полученные голые плетья сушили, а высушив плели лапти которые были не глубокими, на одну ногу с квадратным носком. Завязывались лапти под коленом, обмотав голень накрест, шкурками, плетёнными на дощечках. В холодное время года под лапти надевали суконные шерстяные чулки, связанные до колен.

Не менее распространённой обувью были тяжёлые кожаные, напоминающие галоши, «черевики», на низком широком каблуке, который украшался узором из мелких гвоздиков и иногда подбивался медной подковой. Толстая жёсткая кожа и прочно изготовленные подковы давали «черевикам» возможность носить их поверх чулок в сырую погоду и зимой. Завязывались «черевики», как и лапти, под коленом шнурками продетыми через пришитые к заднику петли.

Более праздничной обувью были красные кожаные, выше щиколоток, ботинки, на небольшом, немного суженном каблучке, который, как и сам ботинок, украшался настроченной аппликацией из такой же, красного цвета кожи. Проделанные впереди ботинка четыре дырочки давали возможность зашнуровать ботинок красными шнурками.

Изучая народный костюм Грайворонского района, вспоминаешь известного ученого Б. Рыбакова, который подметил, что русская женщина, одетая в костюм, будучи княгиней или крестьянкой, представляет собой некую «модель Вселенной». Весь народный женский костюм в соответствии с этническим сознанием наших предков можно рассматривать как трехчастную картину мира.

Глава 2.Символика растительного орнамента в народном костюме с. Головчино

Орнамент никогда не содержал в себе

ни одной лишней линии, каждая черточка

имела тут свое определенное значение...

В. Стасов

Орнаментальное искусство, основа основ народного творчества, достигло своего наивысшего развития в южнорусском костюме, важной составной частью которого является костюм с. Головчино Грайворонского района.

Экономическая отсталость крестьянства и господство натурального хозяйства вплоть до начала XX века, а кое-где и дольше способствовали сохранению архаических черт бытового уклада в селах и процветанию таких ремесел и видов рукоделия, как ткачество, вышивка, кружевоплетение, доведенных мастерицами до совершенства в искусстве изготовления костюма. Особенно была развита вышивка с ее безграничной вариативностью и гармонией орнаментальных композиций. Приграничная зона с Украиной оставила своё отражение в традиционной одежде района. Вся одежда имеет выраженные украинские элементы, это вышивка растительного характера на рукавах рубахи, отделка верхней одежды геометрическими фигурами, напоминающими квадрат с вышитым внутри растительным узором. Крой женской верхней одежды «куцины», а так же детали «синяка» как манжеты совпадают с шитьём традиционной украинской одежды.

В большинстве белгородских деревень были в ходу геометрический и растительный орнаменты, которые вышивались счетной гладью или крестом. В цветовой гамме вышивок преобладал красный цвет, а также сочетание красного и черного. Под чёрным подразумевали чернозём, плодородную землю, которую наши предки величали матушкой-кормилицей. А красный в его общем значении - цветущая красота этой земли Вышивка же черной шерстью является одной из наиболее древних и по технике (набор), и по мотивам линейно-геометрического орнамента.Распространение подобной вышивки происходит в конце XIX века параллельно с забвением сокровенного смысла и ритуального значения символов архаических орнаментов.

Белгородский край благодатен для изучения костюма и орнамента. Их история идёт от времён строительства Белгородской оборонительной черты. Не побоявшиеся жить и защищать окраины государства служилые люди и переселенцы начиная с XVI-XVII веков приезжали из самых разных его уголков и заселяли белгородский край. Везли с собой одежду, рушники, традиции. Немудрено: рождались новые семьи, и перемешалось всего понемногу. Конечно же, внушительную лепту внесло соседство с украинцами.

«Из Украины к нам пришёл растительный орнамент, разбавив исконно русский - геометрический. На рубахах конца XIX века мы нередко видим его смешанный тип, с элементами обоих. Однако же, можно отметить, что в нашей традиции было украшение преимущественно верхней части рукавов (полики), а вот украшать цветами весь рукав рубахи - уже украинское влияние».

В селе Головчино, граничащим с украинскими селами, охотно перенимали традицию последних украшать рукава рубахи весьма реалистичными розами, васильками, лилиями, гвоздиками и даже вазами с букетами. Возможно, здесь сыграли свою роль декоративная броскость ярких черно-красных цветочных узоров, определенная понятность мотивов, в отличие от сложных абстрактных геометрических фигур древних орнаментов. Новая традиция подпитывалась широким распространением дешевого брокаровского мыла, на обертках которого печатали узоры для вышивок, разработанные профессиональными художниками в «русском стиле».

Возможно, мастериц прельщала определённая понятность реалистичных узоров. Ведь значение сложных абстрактных геометрических фигур древних орнаментов стало со временем забываться. Хотя, не везде. К примеру, Красненский, Красногвардейский и Алексеевский районы, где бытовал комплекс одежды с понёвой, сохранили старинную геометрию своей элегантной чёрной вышивки, в которой читаются ещё индоевропейские космогонические символы. А вот в Грайворонском районе - все рушники и рубахи в цветах.

Особая тема — украшение рубах вышивкой. Это было чрезвычайно важное и ответственное дело, поскольку узоры, размещенные на вороте, подоле и манжетах рубахи несли не только эстетическую, но и сакрально-защитную функцию. Орнамент в народном костюме был традиционным оберегом, защитником от злых сил. Декор по наставлениям предков вышивали на самых важных местах - воротнике, подоле, манжетах. Иными словами, везде, где есть отверстия, в которые якобы сможет проникнуть нечистая сила. Особенно богат орнамент верхней части рукавов, здесь часто можно увидеть символы плодородия, столь необходимые земледельческому народу.

Кроме того, женщины украшали специальными символами плечи и предплечья, чтобы из рук никогда не уходила сила, так необходимая для работы на земле.

Кстати, и каждый цветочек, используемый в вышивке народного костюма, тоже может о многом рассказать.

Наиболее распространенными растениями, используемыми в растительном орнаменте костюма были роза, лилия, василек, гвоздики, а также целые вазы с букетами.

Используемая в вышивке роза - символ девушки-невесты, символ любви и милосердия. Орнамент из роз говорил о вечном перерождении и бесконечном течении жизни. . Размещая розы в геометрическом узоре, розы означали также звезды, иллюстрируя представление народа о Вселенной как о живой и вечной системе. Роза - любимый цветок украинцев, ее бережно лелеяли под окнами хаты и вышивали на рубашках и рушниках, ведь это растение напоминает собой Солнце. Даже в слове "ружа" (старинное название розы) можно найти древнее название Солнца - Ра. А староукраинское название крови - руда, потому роза также символизирует огненную кровь.

Роза - цветок богини любви Лады и ее дочки - богини весны Лели. «Царь-цветок» является символом доброжелательности и достатка, а красная роза - символ девичьей красоты и чистоты.

Лилия . Этот элемент имеет много граней. В легендах и сказаниях данный цветок - девичьи чары, непорочность, чистота. Если внимательно посмотреть на схематический рисунок лилии, можно увидеть два контура птиц: знак любви и парования. Очень важны и листики, пупышки, все вместе они символизируют композицию триединства: зарождения, развития и непрерывности жизни. Лилию в узоре часто дополняет крест, как символ благословения на счастливую совместную жизнь.

Цветок лилии хранит в себе тайну жизни. Кроме цветка, неотъемлемой частью орнамента вышивок был листок и бутон, составляющие неразрывную композицию тройственности. Лилия всегда связывалась с водой, древнее название цветка - крин, что имеет один корень с «криницей», потому именно лилия стала одним из главных женских символов.

Лилия - символ девичьего очарования, чистоты, красоты и невинности. Лилию, по легенде, породили Мать-Земля с богиней воды Даной. Лилия - любимый цветок русалок. Корневищу растения приписывалась способность хранить людей, которые идут в чужие земли. Его вкладывали в ладанку и носили возле сердца как амулет. Лилия также считалась оберегом от недугов. Высушенные корневища подвешивали возле больных. С водяными лилиями

обходили пастбища, чтобы уберечь скот.

Василёк, вышитый на народном костюме девушки, означал её невинность, скромность, чистоту. Кроме того, символ васильков в вышивке - это грация, элегантность, символ утонченности и изящества, скромной природной красоты.

Гвоздика, используемая в вышивке народного костюма, также обладает особым значением и символизирует очарование, символ любви и брака, способствует сохранению благополучия в доме

Таким образом, хотелось бы отметить, что орнамент - музыка, которую можно видеть. Ноты для этой музыки написала сама природа, а исполнял эту музыку народ, потому что в душе русского народа присутствует сильный природный элемент, связанный с необъятностью русской земли, с безграничностью русской равнины.

Вывод:

Таким образом, в ходе выполнения исследовательской работы я убедилась, что история костюма c. Головчино - это часть истории народа, отражающая общую картину народной жизни на самом близком, бытовом уровне. Вещи как элементы искусственной среды не имеют саморазвития, они уходят вместе с поколениями, которым принадлежат; если их не поддерживать, то они могут только разрушаться.

Поэтому я считаю, что для нашего поколения, просто необходимо возможно более подробное и полное описание и изучение всех доступных образцов, выявление места и времени их бытования, особенностей местных традиций на основе сохранившихся народных костюмов, символики используемого орнамента.

Народная одежда Грайворонского района и с. Головчино является нашим богатейшим достоя-нием народа, частью нашей духовной культуры, неисчерпаемым источником изу-чения исторического прошлого населения нашего края, его мировоззрения, на-ционального самосознания, а также художественно-эстетических взгля-дов.

Заключение

Свою исследовательскую работу хотелось бы закончить словами кандидата искусствоведенияМерцаловой М.Н.. которая в своей книге « Поэзия народного костюма « пишет, что "колдовская сила народного костюма велика: однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав ее связи с обычаями, обряда-ми, с древнейшими истоками русской культуры, уже не можешь оторваться от нее. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которые языком цвета, формы, орнамента раскрывали нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искус-ства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и буду-щим" .

Литература

1. А.Ю. Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г

2.Л. В. Ефимова Русский народный костюм (18-20вв.),1989

3. Б. Д. Греков, М. И. Артамонов - История культуры древней Руси,1951

4. С. В. Горожанина, Л. М. Зайцева. Русский народный костюм, 2003

5. А. Лебедева, кандидат историчеких наук - Русский народный костюм

/ Юный художник. №10, 1983 год / /

6. Толкачева С. Народный костюм Воронежской губернии конца ХIХ- начала ХХ в ., 2007.

7. Энциклопедия. Царство людей. М., Издательство “Росмэн”, 1994 г.

Исторический и культурологический портал Family-History.ru

8.Т. П. Беликова, М.И. Емельянова «Живые родники Староосколья» Народная национальная культура. Старый Оскол, 2004 г.

9.М. Н.Мерцалова «Поэзия народного костюма» Москва, 1988 г.

10.С. И. Ботова, Т.А.Приставкина, А. В. Рябчиков « Рукотворная краса земли Белгородской» Белгород, 2000 г.

Народная одежда - один из наиболее важных разделов . Вместе с жилищем, орудиями труда и производственными навыками, пищей и утварью она образует широкую область материальной культуры народа.

Одежда в значительной мере обеспечивает существование человека. Наряду с утилитарной функцией, едва ли не с самого своего появления одежда выполняет ещё одну, тесно с ней связанную функцию, которую так же условно можно назвать дифференцирующей.

Она несёт (иногда довольно сложную) знаковую систему, позволяющую различать людей по полу и возрасту, по территориальной, этнической, религиозной, социальной принадлежности. У большинства народов различаются одежда мужская и женская, одежда детей, девушек на выданье, молодых женщин и старух, мужчин-воинов, вошедших в зрелый возраст, и стариков, одежда крестьян и горожан, бедных и богатых, социальных низов и верхушки, одежда служителей культа,ритуальная одежда, одежда праздничная и будничная.

Не имеет аналогов в мире, является уникальным в истории мировой культуры не только по высокой художественности, но и по удивительной многовариантности.

Формируясь на обширной территории на протяжении длительного времени и подвергаясь влиянию таких факторов, как географическая среда, соседство славянских и неславянских народов, социально-экономические условия, традиционная русская одежда утвердилась во множестве форм, сохраняя при этом некоторые общие черты.

Бытование народного костюма определяла традиция - историческая преемственность идейно-эстетических и художественных достижений предшествующих поколений

Хранителями древних традиций народного костюма у русских, как и у большинства других народов мира, были крестьяне. Они жили в гармоничной слитности с родной природой, через неё и постигали смысл Красоты, Добра, Истины. Русская крестьянская одежда была защитой от зноя и холода, отличалась удобством, «гармонировала с господствовавшим типом лица и фигуры местных жителей», имела обереговое, защитное и престижное значения, выполняла важную ритуальную роль в обрядах и праздниках.

Последние статьи

Рубаха женская

Издавна основой женского и девичьего костюма была рубаха - его древнейший, общеславянский элемент. По всей территории России девушки и женщины носили длинную рубаху, преимущественно белого цвета, сшитую из прямых полотнищ льняной или конопляной ткани домашнего изготовления.

Русский народный крестьянский костюм

Несмотря на генетическую связь с юбкой, в Курско-Белгородском регионе саян отмечен исключительно в селах с традиционным ношением сарафана. Туникообразный в качестве девичьей одежды бытовал в воронежских селах с поневным комплексом.

Понева – как элемент русского народного костюма

Понева состояла, как правило, из трех полотнищ домотканой, чаще клетчатой шерстяной ткани преимущественно насыщенного темно-синего, серого, черного или темно-красного цветов, сшитых боковыми кромками в четырехугольник, собранный на вздержку.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Русский народный костюм - явление уникальное в истории мировой культуры не только по высокой художественности, но и по удивительной многовариантности, не имеющей аналогов в мире. Формируясь на обширной территории на протяжении длительного времени и подвергаясь влиянию таких факторов, как географическая среда, соседство славянских и неславянских народов, социально-экономические условия, традиционная русская одежда утвердилась во множестве форм, сохраняя при этом некоторые общие черты.

3 слайд

Описание слайда:

1. Из истории женского костюма Белгородской области. 2. Виды и символика орнамента. Символизм цвета. 3. Этнографических подрегионы (локусы) костюмов Белгородчины и соответствующие им комплексы одежды: - Курско Белгородский- сарафанный комплекс. - Приосколье – юбочный комплекс. - Воронежско Белгородский – понёвный комплекс. 4.Творческие задания для учащихся на материале панёвного и сарафанного комплексов. Тематика занятий.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Из истории костюма Белгородской области. В Белгородской области, образовавшейся в результате соединения юго-восточной части Курской области и нескольких западных районов Воронежской области, оказался практически весь спектр видов костюма, сложившегося в России. Средоточие на Белгородчине многообразных форм народной одежды обусловлено прежде всего историческими особенностями заселения края. При всем разнообразии традиционно-бытовой культуры Белгородчины в ней проявлялись сходные черты, характерные как для общеславянской, так и для общерусской и южнорусской культур. Рубахи с поликами, клетчатая набедренная одежда, «рогатость» головных уборов, украшения в виде лент в той или иной степени присутствуют в одежде всех восточнославянских народов. Типично южнорусскими можно считать преобладание черного цвета в понёвах и сарафанах, их яркая декорировка ярусами лент и ковровой вышивкой, многосоставные головные уборы. Сказалось в белгородском костюме также и украинское влияние, обусловленное большим количеством украинских сел на территории области. Русские крестьянки перенимали отдельные детали одежды, вышивку, украшения. Костюмы Белгородчины можно разделить на три этнографических подрегиона (локуса): Белгородско-Курский, Белгордско-Оскольский и Белгородско-Воронежский.

6 слайд

Описание слайда:

Комплекс одежды – устойчивая совокупность типов компонентов одежды, из которых складывается костюм в целом. Этнографы выделяют 3 комплекса женской одежды на территории России – сарафанный, понёвный и юбочный. В Белгородской области, образовавшейся в результате соединения юго- восточной части Курской и нескольких западных районов Воронежской области. Оказался практически весь спектр видов костюма сложившегося в России. Регионы с характерными комплексами традиционного костюма. 1. Курско Белгородский- сарафанный комплекс. 2. Приосколье – юбочный комплекс. 3. Воронежско Белгородский – понёвный комплекс

7 слайд

Описание слайда:

Понёвный комплекс, с чёрноузорной рубахой. Алексеевского района «Уложенный» сарафан. Грайворонского района Юбочный комплекс Губкинского района.

8 слайд

Описание слайда:

Виды и символика орнамента. Слово «орнамент» происходит от латинского глагола ornare – украшать, ornamentum - украшение. Свое понятие о мире древний человек выражал условными знаками, которые становились элементами орнамента, поэтому орнамент имел сакральный характер. Если рассмотреть древние орнаменты народов мира, то можно выделить в них одинаковые элементы - крест, круг, квадрат (ромб). Крест - центр пространства, точка пересечения верха и низа (неба и земли), правого и левого; стоящая с раскинутыми руками человеческая фигура имеет форму креста, и сам человек воспринимал себя как живую модель оси мира, соединяющей небо и землю. Круг - это вечность, круговорота бытия, это «колесо-солнце», «небо-круг» и «время года» Форма квадрата символизируется: с землёй, природными явлениями.

9 слайд

Описание слайда:

Виды и символика орнамента. В Белгородской области при украшении костюма чаще всего использовался растительный и геометрический виды орнаментов

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Рубаха Основу женского традиционного костюма составляла рубаха. Преобладающими на территории Белгородчины были рубахи с прямыми (прямоугольными) плечевыми вставками - поликами. Туникообразные рубахи имели косой разрез у ворота (косоворотки) с застежкой на пуговицу. Обязательным элементом как мужских, так и женских рубах были ластовицы - ромбообразные или прямоугольные вставки из кумача или набивного ситца, вшивавшиеся в рукав и боковые полотнища рубахи. С рубахой связано множество обрядов и поверий. Украшение рубахи выполняло не только и не столько эстетическую, но прежде всего сакральную, оберегающую функцию.

13 слайд

Описание слайда:

Орнамент Орнаментальное искусство, основа основ народного творчества. Особенно была развита вышивка. В колорите белгородской вышивки преобладал красный цвет, традиционным было также сочетание черного и красного цветов. В подавляющем большинстве белгородских сел господствовали растительно-геометрический и растительный орнаменты, выполненные крестом или счетной гладью.

14 слайд

Описание слайда:

Понёва Понёва - одна из самых древних деталей русского костюма, в отличие от более поздних видов одежды, имела ритуальное значение. Она символизировала совершеннолетие. Наиболее пышно украшались понёвы женщин детородного возраста, среди элементов орнамента преобладали символы плодородия. Одними из самых красивых по праву считаются поневы, расшитые гарусом сочных, контрастных цветов, бытовавшие в селах Алексеевского, Красненского и Красногвардейского районов Белгородской области в комплекте с черноузорной рубахой.

15 слайд

Описание слайда:

Передники–запоны («занавески», «завесы») имеют удивительное своеобразие в Белгородском костюме. Завесы надевались поверх рубахи с поневой, оставляя открытыми узорные рукава рубахи. Передники (фартуки) Ситец, атлас

16 слайд

Описание слайда:

Пояс Среди особо почитаемых на Руси предметов одежды – пояс. На Белгородчине его называют «подпояска». Круг – оберег, считалось, что пояс увеличивает силу человека, оберегает его от напастей.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафанам (род платья без рукавов). Он включал рубаху, сарафан, передник. Эта одежда была наиболее характерной для северных и центральных губерний. На территории Белгородской области сарафан появился вместе с переселениями служилых людей и крестьян в XVI-XVIII вв из центральных губерний. На территории области существовали практически все типы сарафанов: глухой туникообразный, косоклинный во множестве разновидностей, прямой (круглый), а также сарафан-платье из фабричной ткани, который обычно называли «саяном». Туникообразный сарафан в качестве девичьей одежды бытовал в воронежских селах с поневным комплексом. Косоклинные и туникообразные сарафаны на Белгородчине шили из черной домотканой «волосени». Их редко украшали вышивкой, основными элементами декора были атласные и тканые узорчатые ленты, позумент, парча, тесьма. В некоторых селах на сарафан надевался передник, короткий или длинный.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Факт появления в южнорусском костюме юбочного комплекса исследователи связывают с переселением в южные края служилого сословия с польско-литовских рубежей и датируют XVII веком. Рубаха с большим отложным воротником, домотканая полосатая, клетчатая или однотонная юбка, жилетка и фартук - одежда, практически ничего общего с русским костюмом не имеющая. Однако она смогла укорениться на довольно обширной территории и даже оказать влияние на районы с поневным комплексом, где встречаются иногда как полосатая юбка, так и жилетка Юбочный комплекс Юбочный комплекс: чёрноузорная рубаха,жилет, завеска, пояс. Новооскольский район.

21 слайд

Описание слайда:

Головные уборы Одна из самых интересных и загадочных составляющих народного костюма - головной убор. Всевозможные виды кокошников и сорок, бытовавших в белгородских селах, порой так же мало сходны между собой, как и с головными уборами других областей России. Многие из этих уборов можно считать результатом местного творчества. Однако есть в них общие детали, некая первооснова, позволяющая относить их именно к русскому и шире - к славянскому костюму. «Кукошник» Ракитянский район Венец. Старооскольский район Позатыльник. Яковлевский район.

22 слайд

Описание слайда:

Головные уборы. Самыми древними головными уборами, сохранившимися до XX века в южнорусском костюме, были сорока и кокошник, причем, как правило, каждому комплексу одежды соответствовал свой убор: с поневой носили сороку, с сарафаном и юбкой - кокошник. Однако порой и сорокой, и кокошником в белгородских селах часто называли седловидные формы - сложные многосоставные конструкции, относящиеся кичкообразным уборам, состоящим из кички, сороки (кокошника), позатыльника (позатыльня), иногда еще и налобника. Существовали кички лопатообразные, копытообразные, в виде обруча и другие, однако наиболее архаичной была рогатая. К рожкам подшивался кусок холста с тесемками - «волосник», «чупок». Кичка надевалась на узел из волос на макушке, «волосникн покрывал узел и затягивался вокруг него тесемками.

23 слайд

Описание слайда:

Головные уборы Сорока. Алексеевский район Рогатая кичка. Алексеевский район Сорока. Алексеевский район. Бархотник. Грайвороновский район

24 слайд

Описание слайда:

Головные уборы – платки, шали Самым распространенным видом головного убора в селах Белгородчины был платок. Иногда из него делали чалмообразные повязки, продолжавшие традицию древних полотенчатых уборов, но чаще повязывали самым обычным образом. Платки заменили и старинные девичьи головные уборы - венцы, налобники, повязки, которые в начале XX века уже практически не встречались в белгородских селах. Возможно, они ушли из быта в силу того, что не имели такого ритуального значения, как женские уборы, к тому же платки были красивы, удобны и, что немаловажно, модны.

25 слайд

Описание слайда:

Обувь Обувь в среде белгородских крестьян отражала этнические и социальные различия. В украинских и некоторых однодворческих селах носили исключительно кожаную обувь, в остальных однодворческих селах, хоть и использовали лапти, но преимущественно как рабочую обувь. На праздники надевали грубые кожаные туфли, изготавливаемые местными сапожниками («башмаки», «черевики»).

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд

Завесу в мир некоторых символов и их не позабытых смыслов приоткрывает старший научный сотрудник отдела научно-методического и информационного обеспечения Ирина Шведова .

Начало начал

Поэтесса. Художник. Дизайнер. В 2006 году она заинтересовалась значением различных символов, окружающих человека. В 2013-м, через год после окончания педагогического факультета НИУ «БелГУ», интерес к народному искусству привёл её в музей. Понимала, что навыки обработки информации (а в 1990–2000-х Ирина Викторовна работала в прессе), помноженные на мастерство художника и дизайнера, могут дать хорошие плоды.

«Ещё Конфуций говорил: «Знаки и символы управляют миром...», – комментирует своё увлечение Ирина Шведова. – Символы – целая философия, помогающая понять картину мироздания».

Расшифровав немалое количество образцов орнаментов белгородских рушников и рубах, она взялась за разработку музейных уроков для детей самых разных возрастов: от первачков до старшеклассников. Так родились «Азбука красоты. Орнамент», «Плодородие и Рожаница», «Дороги на полотне».

Урок начинает с начала начал – знакомства с тремя базовыми графическими символами: кругом, квадратом, крестом.

«Круг – солнце, как оберег-покровитель, символ жизни и её движения. Квадрат – материальное поле деятельности человека, крест в наиболее общем смысле – знак Творца, – поясняет Ирина Шведова. – Далее начинаем создавать древнейший символ плодородия: ромб-арепей. Ромб, пустой внутри – это «Око Божье», весенний взгляд солнца-Ярилы на землю. Этот же ромб, но уже поделённый крест-накрест на четыре маленьких, – пашня. Засеваем пашню зерном: ставим по точке в каждый её квадратик. Так развивается символ, с каждой чёрточкой приобретая новое значение. Теперь уже это – засеянное поле, символ плодородия. Затем поле прорастает: у ромба появляются крючки-колючки, и вот перед нами уже настоящий арепей, пришедший из глубины столетий. Хочешь кому-то пожелать богатства и достатка – поднеси каравай на рушнике с древним арепейным узором».

В языке традиционного народного орнамента важна каждая деталь. Так, прямой равносторонний крестик – знак Творца. Линии косого креста – муж и жена. А сдвоенный, восьмиконечный – это уже освящённый богом семейный союз.

Забегая немного вперёд, скажем, самый старинный русский орнамент – геометрический. Примеры его можно увидеть в вышивке черноузорных рубах Белгородско-Воронежского региона.

Фото из архива Ирины Шведовой

Орнаментальная тайнопись

В вышивках наших предков не было праздных линий. Каждая что-то обозначала. Со временем знание утрачивалось, размывалось под влиянием многих обстоятельств. Потому найти и расшифровать орнаментальные коды из-за обилия выхолощенной декоративности сегодня нелегко... Но вот, к примеру, праздничная тканая пелёнка для младенца из фондов Белгородского музея народной культуры.

Фото из архива Ирины Шведовой

«Вот узнаваемый символ – «Око Божье», то есть ромб. Пусть «Око» сопровождает младенца всю жизнь – таково пожелание ткавшей узор мастерицы. Повсюду рассыпаны точки, обозначающие брошенные в землю зёрна (пусть дорога малыша будет хлебной). Сама пелёнка почти идентична форме старинной скатерти – настольника. В орнаментальной кайме этого образца можно увидеть символы жены и мужа – косые крестики. Мама и папа соединились вместе, и семья тоже будет добрым оберегом в этой дороге, которая должна быть цветущей, плодородной», – поясняет Ирина Шведова.

Человеку несведущему нелёгкой покажется и символика рушника. Когда-то, следуя канонам, мастерицы изображали на нём народное представление о трёхъярусности мира: нижний мир – подземный, мир ушедших, средний – земной, верхний – божественный.

«За нижний всегда отвечало кружево, в нём обыкновенно располагалось «спящее» зерно, иногда перевёрнутые изображения растений. В земном - символы блага, плодородия, меандровые волны бесконечности жизни, вдоль них – цветы, леса, – рассказывает Ирина. – В небесном помещали изображения птиц, рожениц, Древа жизни. И это, конечно, только азы старинного языка, который мы заново сейчас осваиваем».

«Растительная» традиция

Белгородский край благодатен для изучения костюма и орнамента. Их история идёт от времён строительства Белгородской оборонительной черты. Не побоявшиеся жить и защищать окраины государства служилые люди и переселенцы начиная с XVI-XVII веков приезжали из самых разных его уголков и заселяли белгородский край. Везли с собой одежду, рушники, традиции. Немудрено: рождались новые семьи, и перемешалось всего понемногу. Конечно же, внушительную лепту внесло соседство с украинцами.

«Из Украины к нам пришёл растительный орнамент, разбавив исконно русский – геометрический. На рубахах конца XIX века мы нередко видим его смешанный тип, с элементами обоих. Однако же, можно отметить, что в нашей традиции было украшение преимущественно верхней части рукавов (полики), а вот украшать цветами весь рукав рубахи – уже украинское влияние», – рассказывает Ирина Шведова.

Фото из архива Ирины Шведовой

Мастерицы русских сёл, граничащих с украинскими, стали перенимать традицию цветочной вышивки с пышными розами, лилиями, васильками... Возможно, прельщала определённая понятность реалистичных узоров. Ведь значение сложных абстрактных геометрических фигур древних орнаментов стало со временем забываться. Хотя, не везде. К примеру, Красненский, Красногвардейский и Алексеевский районы, где бытовал комплекс одежды с понёвой, сохранили старинную геометрию своей элегантной чёрной вышивки, в которой читаются ещё индоевропейские космогонические символы. А вот в Грайворонском – все рушники и рубахи в цветах.

«Завивайся, хмелюшка, на мою сторонку...»

Украшение рубахи считалось делом ответственным. Орнамент в народном костюме был традиционным оберегом, защитником от злых сил. Декор по наставлениям предков вышивали на самых важных местах – воротнике, подоле, манжетах. Иными словами, везде, где есть отверстия, в которые якобы сможет проникнуть нечистая сила. Особенно богат орнамент верхней части рукавов, здесь часто можно увидеть символы плодородия, столь необходимые земледельческому народу.

Кстати, и каждый цветочек, перенятый у соседей-украинцев, тоже может о многом рассказать. Роза – символ девушки-невесты, василёк – её невинность, скромность, чистота; дуб – сила предков, он популярен и на женских, и на мужских рубахах. Верили в силу этого дерева – что защитит от недобрых людей, придаст силы и мужества. Потому вышивали и мальчишкам «дубовые» каймы-обереги, чтобы сила и энергия приумножалась с каждым днём.

Одним из популярных узоров является, особенно в украинском рушнике, хмель – символ молодости, любви. Прославили у нас это растение в одной из застольных свадебных песен: «За рекою хмелюшка не стелется – вьётся. Завивайся, хмелюшка, на мою сторонку!...» (село Фощеватово Волоконовского района). Хмель, уже завивающий свои усы, считался символом жениха. Но, как и изображение соловья, который ассоциировался с молодым холостым парнем, был совсем неприличен в вышивке рушников свадебного обряда. Здесь уже царили восьмиконечные звёзды-мальвы, семейное древо, пары голубей и другие избранные мотивы.

Фото из архива Ирины Шведовой

Сейчас знанием психологии народного костюма, значением его цветов и их соответствия возрасту пренебрегают даже народные вокальные коллективы региона. Допустим, наряжаются в полыхающие красным цветом наряды и кокошники женщины далеко уже не детородного возраста...

«А это ведь цвет невесты и молодухи первых лет после свадьбы. С годами красный цвет в костюме становится всё более приглушённым, а потом и вовсе исчезает из вышивки. Считается, что человек переходит в так называемый духовный возраст, и задачи его в обществе уже совсем иные. Отношение к нему уважительное. А на рубахе остаётся только белый – божественный цвет. И украшают её только белые кружевные вставки-форботы, сохранившие, пожалуй, самые древние наши орнаментальные мотивы», – поясняет Ирина Шведова.

К слову, традиционные для белгородского орнамента – два цвета: красный и чёрный. Последний особенно любим в регионе. Никогда не был он символом смерти или траура. Понёвы, чёрные, украшенные лентами сарафаны – особенность наших южнорусских земель. Под чёрным подразумевали чернозём, плодородную землю, которую наши предки величали матушкой-кормилицей. А красный в его общем значении – цветущая красота этой земли и одновременно – будущая плодовитость девушки-невесты.

Единое знание

«Красоту и смысл древнего изобразительного языка, сохранённого для нас поколениями, в основе необходимо знать каждому. Находить когда-то утраченное, сопоставляя украинское, русское и белорусское, как частицы когда-то великого единого знания. Используемое современными модельерами, дизайнерами, художниками и просто любителями hand made, оно очень пригодится для нас», – отмечает Ирина Шведова.

Ольга Муштаева




Top