Русское кладбище в париже. Русское кладбище в париже, франция

Коммуна и город Сен-Женевьев-де-Буа (Sainte-Geneviève-des-Bois) находится в южной части региона Иль-де-Франс в департаменте Эсон в 33 км от центральных районов Парижа.

Погружение в историю

Первый раз Сен-Женевьев-де-Буа упоминается в дарственной Гуго Капета аббатству Сен-Маглуар в Х в. Он оставался в вассальной зависимости от церкви вплоть до перехода в середине XVI в. в собственность больницы Отель-Дье-де -Париж. Причиной такого решения был легендарный лечебный источник, обнаруженный святой Женевьевой в чаще леса Секиньи. В 448 году вода из него помогла прекратить эпидемию в Эсоне.

Проходившая мимо Сен-Женевьев-де-Буа старая римская дорога к XIVв стала главной транспортной артерией, связывающей Париж с Орлеаном. Это было наравне с паломничеством к источнику важным фактором, стимулирующим развитие деревни. С 1598 года сельскохозяйственные угодья и леса вокруг неё приобретает Й. Ла Фосса и после этого Сен-Женевьев-де-Буа часто переходит из рук в руки. Последним владельцем поместья и одной из первых жертв французской революции XVIII в. был Л. де Савиньи.

В XIX в большое позитивное влияние на экономику Сен-Женевьев-де-Буа оказало строительство железной дороги до Орлеана. Для его жителей это открыло возможность искать работу в Париже. После 1840 года в посёлке появляются целые кварталы дачных коттеджей, построенных для стремящихся отдохнуть летом за пределами большого города парижан.

В 30-х годах XX в. в городе был построен большой крытый рынок и логистический центр также содействующие урбанизации и увеличению населения. Драматические события Второй мировой войны мало отразились на облике городских улиц.

В конце ХХ в. в Сен-Женевьев-де-Буа был построен один из первых в регионе Иль-де-Франс коммерческих парков, но в целом город во многих сохраняет облик сельского поселения с комфортным микроклиматом для постоянного проживания.

Грот св. Женевьевы (La grotte), которой город и обязан своим возникновением, без сомнения, его главная достопримечательность.

В ней по-прежнему бьёт ключ, вода из которого по легенде спасла жителей Эссона от болезни в 448 году. В нише на одной из стен пещеры установлена статуя св. Женевьевы, созданная в XVIII в.

Расположенный в ландшафтном парке Шато Сент-Женевьев-де-Буа (Le château de Sainte Geneviève-des-Bois) представляет собой комплекс зданий, возведённых в разные столетия. Самая старая его часть — это средневековая круглая башня, но полностью архитектурный ансамбль в современном виде сложился в XVIIIв. Кроме неё в этот комплекс входят жилой дом, конюшня и оранжерея.

Находящаяся на окраине парка городская ратуша тоже одно из самых приметных зданий городка. Использованные при её строительстве в 1936 году архитекторами Р. Гинардом и Т. Ве инновационные технологии и материалы позволили создать настолько необычное здание, что оно было включено в перечень памятников истории и культуры региона.

С русской страницей истории Сен-Женевьев-де-Буа связан дом на улице Косонери или Русский дом (Demeure de la Cossonnerie ou Maison russe), который стал одни из первых приютов для покинувших Россию в начале XX эмигрантов.

Персонал открытого в 1927 году княгиней В. Мещерской центра эмиграции помог тысячам людей обрести новую родину.

Русский некрополь (La necropole russe) на улице Лагранж возник в 1926 году, когда здесь впервые были похоронены в общей могиле несколько эмигрантов, покинувших Россию после революции 1917 года. В 1937 году по благословлению митрополита и архиепископа Русской православной церкви в Западной Европе Евлогия было начато строительство церкви Успения Божией матери. Автором проекта храма стал А. Бенуа. Среди 4 тыс. захоронений у его стен находятся могилы танцора Р. Нуриева, князя Юсупова и писателя И. Бунина.

В мае 1995 года на одной из улиц Сен-Женевьев-де-Буа появился необычный памятник, названный «Колонна мира» (Les colonnes de la paix).

Он представляет собой кирпичную колонну, на которой каждый житель и города может выгравировать своё имя, оставив таким образом «след в истории».

В торговом городе рынок по определению не может быть рядовым объектом городской инфраструктуры, тем более, если фасад его главного павильона украшает такой большой и сложной барельеф, как в Сен-Женевьев-де-Буа.

Внешне выглядящий вполне обычным городской оранжерейный комплекс в Сен-Женевьев-де-Буа (La Serre) на самом деле является уникальным для Франции сооружением из-за сложно электронного оборудования, отвечающего за поддержание необходимого микроклимата.

Построенное по канадским технологиям на месте разрушенного замка XVIII в. это сооружение из 29 т. стали и стекла стало новым чудом инженерной мысли.

Расположенный на «Зелёном меридиане» Сен-Женевьев-де-Буа утопает в зелени окружающих его парков. Это и сохранивший участки реликтового леса Séquigny парк Chantaigneraie в котором постоянно проходят общегородские события и художественные или парк Вудхол (Woods Hole) в котором сохранилось множество небольших шахт и карьеров по добыче строительного камня.

В Каменном парке (Le park Pierre) на площади в 10 га располагается ферма с домашними животными, пруд и детский центр в старинном особняке XIX в, а протянувшийся почти на 2 км вдоль берега реки Орж парк Bords de L’Orge идеально подходит для организации спортивных состязаний.

Как добраться в Сен-Женевьев-де-Буа из Парижа

По ветке RER C. Конечная остановка электрички — Gare de Sainte-Geneviève-des-Bois. Время в пути от Лионского вокзала около 25 минут. Стоимость проезда 9,50 евро. Не забываем про .

Как добраться

Адрес: Sainte-Geneviève-des-Bois, Sainte-Geneviève-des-Bois
Обновлено: 26.06.2017
Дата: 27/12/2007
Тема: Интересно

Недавно было объявлено, что Россия заплатит за аренду кладбища Сент-Женевьев де Буа во Франции. Там захоронено много Великих россиян. Небольшая фотоэкскурсия по кладбищу.

Друзья, прошлым летом Господь сподобил побывать на русском кладбище под Парижем - в городке Сент-Женевьев де Буа. В этой теме размещаю несколько фотографий. Если интересно - могу продолжить тему как фотографиями, так и рассказом в подробностях - как, куда, что...

Это билетик на RER (пригородную "электричку"), который довез меня до городка. Оказалось, на самом деле ехал "первым классом" (хотя билет на "второй"). Контролеров по милости Божией не было - а то не повезло бы.

Общие сведения
На кладбище более 7000 русских могил, в том числе известных русских писателей, ученых, артистов, художников, государственных и политических деятелей, военных и представителей духовенства. Кладбищенская церковь Успения построена по проекту архитектора Альберта А. Бенуа в новгородском стиле с псковской звонницей и воротами, она была торжественно освящена 14 октября 1939 г.

Здесь похоронены:
Отец Сергий Булгаков, богослов, основатель Богословского института в Париже
Л.А. Зандер, профессор Богословского института
Протоиерей А. Калашников
В.А. Трефилова, балерина
В.А. Маклаков, адвокат, бывший министр
Н.Н. Черепнин, композитор, основатель Русской консерватории им. Рахманинова в Париже
А.В. Карташев, историк, профессор Богословского института в Париже
И.С. Шмелев, писатель (осталась только символическая могила)
Н.Н. Кедров, основатель квартета им. Кедрова
Князь Ф.Ф. Юсупов
К.А. Сомов, художник
А.У. Чичибабин, химик, биолог
Д.С. Стелецкий, художник
Великий князь Гавриил
С.К. Маковский, художник, поэт
А.Е. Волынин, танцор
И.А. Бунин, писатель, лауреат Нобелевской премии
М.А. Славина, оперная певица
С.Г. Поляков, художник
В.П. Крымов, писатель
С.Н. Малолетенков, архитектор
А.Г. Чесноков, композитор
Протоиерей В. Зеньковский, богослов, профессор Богословского института в Париже
Князья Андрей и Владимир Романовы
Кшесинская, прима-балерина
К.А. Коровин, художник
Н.Н. Евреинов, режиссер, актер
И.И. и А.И. Мозжухины, артисты оперы и кино
О. Преображенская, балерина
М.Б. Добужинский, художник
П.Н. Евдокимов, богослов
А.М. Ремизов, писатель
Общая могила Галлиполийцев
Общая могила членов Иностранного легиона
З. Пешков, приемный сын Максима Горького, генерал французской армии, дипломат
К.Н. Давыдов, зоолог
А.Б. Певзнер, скульптор
Б. Зайцев, писатель
Н.Н. Лосский, богослов, философ
В.А. Смоленский, поэт
Г.Н. Слободзинский, художник
М.Н. Кузнецова-Массне, оперная певица
С.С. Малевский-Малевич, дипломат, художник
Общая могила членов Русского кадетского корпуса
Л.Т. Зуров, поэт
Общая могила казачества; атаман А.П. Богаевский
А.А. Галич, поэт
П. Павлов и В. М. Греч, актеры
В.Н. Ильин, писатель. Философ
Общая могила прихожан
С. Лифарь, балетмейстер
В.П. Некрасов, писатель
А.Тарковский, кинорежиссер
В.Л. Андреев, поэт, писатель
В. Варшавский, писатель
Б. Поплавский, поэт
Тэффи, писательница
Рудольф Нуриев, танцор, хореограф
Д. Соложев, художник
И.А. Кривошеин, участник сопротивления, узник нацистских и советских лагерей
С.Т. Морозов, последний представитель рода Морозовых во Франции

Еще о кладбище
На кладбище захоронено более 10 тыс.русских. Много покоится там известных людей: писатель Иван Бунин (1870-1953), поэт-бард Александр Галич (1919-1977), писатель Дмитрий Мережковский (1866-1941), его жена поэтесса Зинаида Гиппиус (1869-1949), киноактеры братья Александр (1877-1952) и Иван (1869-1939) Мозжухины, писатель, гл.ред. журнала "Континент" Виктор Некрасов (1911-1987), танцовщик Рудольф Нуреев (1938-1993), писатель Алексей Ремизов (1877-1957), великий князь Андрей Романов (1879-1956) и его жена балерина Матильда Кшесинская (1872-1971), великий князь Гавриил Романов (1887-1955), художница Зинаида Серебрякова (1884-1967), художник Константин Сомов (1869-1939), экономист и государственный деятель Петр Струве (1870-1944), кинорежиссер Андрей Тарковский (1932-1986), писательница Тэффи (Надежда Лохвицкая)(1875-1952), писатель Иван Шмелев (1873-1950) был потом перезахоронен 30 мая 2000 года в родной Москве, Князь Феликс Юсупов (1887-1967).

На кладбище церковь Успения Богородицы в духе новгородских храмов, построена и расписана Альбертом Бенуа в 1938-1939 годах. В крипте церкви похоронены: архитектор этой церкви Альберт Бенуа (1870-1970), его жена Маргарита, в девичестве Новинская (1891-1974), графиня Ольга Коковцова (1860-1950), графиня Ольга Малевская-Малевич (1868-1944).

Справа от иконостаса установлена мемориальная доска в память о 32 тысячах солдатах и офицерах, служивших во Вторую мировую в немецкой армии. Они были сданы союзниками советскому командованию и казнены за измену.

*****
В самом начале 20-х годов, когда в Париже оказалась первая волна русской эмиграции, возникла проблема: что делать с пожилыми людьми, старшим поколением, покинувшим большевистскую Россию? И тогда эмигрантский комитет решил купить под Парижем замок и превратить его в дом престарелых. Такой замок нашелся в департаменте Эссон в 30 километрах к югу от Парижа в местечке Сент-Женевьев-де-Буа. Тогда это было настоящее захолустье.

7 апреля 1927 года здесь был открыт старческий дом с примыкавшим к нему большим парком, в конце которого находилось коммунальное кладбище. В самом начале своего существования Русскому дому в Сент-Женевьев-де-Буа суждено было стать хранителем реликвий дореволюционной России. Когда Франция официально признала Советский Союз, послу Временного правительства в Париже Маклакову пришлось уступить здание посольства новым хозяевам. Но он успел перевезти в Русский дом портреты российских императоров, старинную мебель и даже царский трон из дерева с позолотой. Все и по сей день находится, в Сент-Женевьев-де-Буа.

Этот первый русский старческий дом во Франции населяло 150 жильцов. Здесь закончили свой земной путь замечательные, и даже выдающиеся люди. Многие российские дипломаты, художники Дмитрий Стеллецкий, Николай Исцеленов... Последний знаменитый человек, который умер в этом доме в возрасте 94-х лет, - княжна Зинаида Шаховская. Так к началу 30-х годов здесь, на чужой стороне, появились русские могилы.

Незадолго до войны русские предусмотрительно купили здесь участок земли примерно в тысячу квадратных метров и по проекту Альберта Бенуа (родственника Александра Бенуа) построили церковь в новгородском стиле. 14 октября 1939 года эта церковь была освящена и таким образом погост, получивший название Русского кладбища в Сент-Женевьев-де-Буа, сложился. Позднее здесь были похоронены и советские командиры, и солдаты.

*****
Дорога на кладбище от остановки автобуса. Солнечно и безлюдно, за спиной проносятся изредко машины. Впереди - кладбищенский забор.

Кладбищенские центральные ворота, за ними - церковь с голубым куполом. По случаю субботы все закрыто. Вход на кладбище - чуть дальше.

Меня сразу же встретил Иван Алексеевич Бунин. Спокойно и тихо.

Рядышком - Надежда Тэффи.

Памятник русским, вовавшим и погибшим во Второй Мировой войне на стороне фанцузского Сопротивления.

А завтра сюда приедут другие русские люди и вновь прозвучит тихая молитва...

Снова у Ивана Алексеевича

Римские-Корсаковы

Вечная память!


Сергей Лифарь

Великий Князь Андрей Владимирович Романов и "Малечка" Кшесинская

Мережковский и Гиппиус

"В окопах Сталинграда". Писатель Виктор Платонович Некрасов

А здесь уже хоронят совсем незнакомых людей...

Капитан Меркушов

Как доехать до Сент-Женевьев де Буа
Расположен городок в 30 минутах езды на "электричке", то есть в пригороде. Электричка, или, как ее здесь называют, RER, начинается в городе под землей, потом выныривает наверх и уже катит по классике. С непривычки разобраться, как доехать в нужном направлении - непросто. Поезда обозначаются не по названию конечной станции, а шифруются четырьмя буквами. Сиди и думай, куда ехать… Мне, правда, подсказал верное направление молодой парнишка-парижанин. До русского кладбища ехать нужно на автобусе - идти далековато. Стоимость проезда - где-то тоже евро-с-полтиной. Водитель обычно негр или индус, может дать билет, а может и не дать. Также можно "проспать" нужную остановку "Piscine", если зевать по сторонам и не следить за надписями на остановках. Но ежели спросить, где здесь "рюс симетиере", то пассажиры в нужном месте как один начнут галдеть: "рюс, рюс, сорти".

Если кто-то захочет сам посетить кладбище (без экскурсий), привожу "пошаговую инструкцию", следуя которой, можно без проблем добраться, поклониться и так же без проблем вернуться, даже если вы не знаете ни слова по-французски.

Итак. Для начала необходимо достать схему транспорта. Такие схемы публикуются на обратной стороне карты города и их можно бесплатно взять в любой гостинице. Поскольку на поездку будет потрачена примерно половина дня, лучше начинать ее с утра. На метро по линиям "5" или "10" надо доехать до станции "вокзал Аустерлиц" ("Gare d"Austerlitz"), затем пересесть на "электричку" (RER) линии "С4" или "С6". Линия RER в городе, как я уже сказал, начинается под землей, поэтому к ней можно просто перейти со станции метро. Естественно, перед посадкой на RER необходимо приобрести билет - его ориентировочная стоимость до Сент-Женевьев-де-Буа составит 5 евро (или где-то около того). Расшифровать направление поезда поможет информационный щит со схемой, установленный на перроне. Уже после посадки в поезд желательно отслеживать из окна названия станций, которые вы проезжаете.

Мы в Сент-Женевьев-де-Буа. Выход из "электрички" находится с левой стороны по ходу поезда. Не переходя железнодорожные пути, нужно выйти на круглую привокзальную площадь и найти остановку автобуса № 104. Автобус ходит по расписанию, с которым придется ознакомиться здесь же. Нужная остановка - 14-я, если считать от вокзала. На каждой остановке есть стенд с ее названием, стенд хорошо видно из окна, а в автобусе имеется схема маршрута. Правда, некоторые остановки могут быть водителем пропущены, так что здесь нужно усилить внимание. После того, как вы вышли на остановке PISCINE, переходите на противоположную по диагонали часть перекрестка. Далее - по стрелке дорожного указателя нужно пройти 150-200 метров до ворот кладбища.

Остановка обратного автобуса находится ровно напротив той остановки, на которой вы выходили по дороге на кладбище. Рядом расположен щит с расписанием - не поленитесь подойти к нему и примерно сориентироваться со временем прибытия автобуса, чтобы не скучать на скамеечке, рассматривая проезжающие по шоссе машины (что мне пришлось делать). С "электричками" RER дело обстоит гораздо проще - они ходят с интервалом 10-15 минут.

Как найти могилы
Сделать это непросто, если вы не с провожатым, храм закрыт и никого поблизости нет (хотя если даже есть, то окажется - либо по-русски не знает, либо точно так же бродит в поисках). Поэтому подготовьтесь к посещению заранее. Я привожу карту, с помощью которой примерно за пару часов найдете всех, кто на ней обозначен.

Протоиерей Сергий Булгаков

Вениамин Валерианович Завадский (Писатель Корсак) - я не знаю, кото он такой и что написал, но памятник очень интересный. Рядом - его могила.

Тихий уголок

Профессор Антон Владимирович Карташев

Шмелевы. Символическая могила.

Феликс Юсупов, убийца Распутина. И его (Феликса) супруга.

Памятник Дроздовцам

Генерал Алексеев и его верные товарищи (Алексеевцы)

Алексей Михайлович Ремезов. Писатель.

Андрей Тарковский ("Человеку, который увидел Ангела" - так написано на памятнике)

Символическая могила генерала Кутепова (для тех, кто читал "Незримую паутину" Прянишникова, должно быть понятно, почему она символическая).

Галиполийцы...

Знаменитый богослов протоиерей Василий Зеньковский

Один из первых актеров русского кино Иван Мозжухин

Копия памятника Галиполийцам

Рисунок художника Василия Кукса

На аллеях кладбища чисто... и тихо... только птички голоса подают

Казаки - сыны Славы и Воли

Вид с алтарной части Успенского храма.

Русский старческий дом в Сент-Женевьев-де Буа, где еще доживают осколочки первой послереволюционной эмиграции. Среди них - Лидия Александровна Успенская, вдова знаменитого иконописца Леонида Успенского, расписывавшего Трехсвятительский храм и похороненного на этом кладбище. В октябре с.г. ей исполнится 100 лет. Во Франции она оказалась в 1921 г., ей было 14...

Лидия Александровна Успенская перед панихидой на кладбище:

Панихида 13 февраля 2006 на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа по всем почившим и похороненным здесь соотечественникам (в рамках празднования 75-летия Трехсвятительского подворья РПЦ МП в Париже).

Панихиду возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Фото и текст с форума

Контакты

Адрес: rue Leo Lagrang, Sainte-Genevieve-des-Bois

Время работы: летом — с 8:00 до 19:30, зимой — с 10:00 до 17:00

Время работы храма: Сб – с 17:00, Вс и праздники – с 10:00

Как добраться

: станция Care d’Austerlitz (ветка С)

Автобусы: станция Cimetiere de Liers

Роскошный город, овеянный духом старины, страсти, искусства… Множество парижских музеев и памятных мест свидетельствует о том, что с этим уголком мира старались связать свою судьбу известнейшие люди. Из столетия в столетие он манит своим богатством, могуществом и свободой. Все это привлекает и современных туристов.

Но сюда не просто приезжают посмотреть грандиозные памятники архитектуры. Здесь знакомятся с уникальной французской ментальностью и историей.

Древние здания и извилистые аллеи парков, такие объекты, как, например, старые кладбища, могут рассказать не только о прошлом столицы Франции, а и о тяжелой судьбе других стран. Во время разных политических перипетий многие искали в Париже убежище и успешно находили его.

Русское кладбище в Париже

Sainte-Geneviève-des-Bois известно как русское кладбище Парижа. Это не означает, что там похоронены только русские, но таких могил там около 15 тысяч. Здесь нашли свой покой писатели, художники, артисты балета, военные, просто люди, которые бежали от преследований на Родине. Кладбище трудно назвать достопримечательностью, но туристы достаточно часто хотят побывать именно здесь.

Свою особенную популярность это место получило благодаря известности захороненных на нем личностей. После революции 1917 года поток таких людей был практически не иссякаем, Франция была готова с пониманием принять деятелей кул

Ьтуры и общественной жизни, многие из которые на тот момент прославились в России и по всей Европе.

В Сент-Женевьев де Буа для бедных дворян из России тогда открыли дом престарелых. Начиная с 1929 года русские похороны здесь стали очень частыми. В 1939 году за проектом архитектора Альберта Бенуа на русском кладбище Сен Женевьев в Париже была возведена церковь Успения Пресвятой Богородицы .

В 2007 году закончился строк аренды земли под кладбище, тогда остро стал вопрос о его ликвидации. Правительство России отнеслось с пониманием и выделило 700 000 евро для продления долгосрочной аренды до 2040 года.

Кто похоронен на кладбище русских эмигрантов в Париже

Если с начала существования кладбища здесь в основном хоронили военных офицеров, то позже оно стало последним пристанищем деятелей культуры и искусства. Имена многих из них нам известны еще со школьной скамьи, но очень редко можно найти человека, который знает о месте захоронения знаменитости.

Список тех, кто похоронен на русском кладбище в Париже очень большой, чтобы назвать их имена, необходимо написать материал, который имел бы вид справочника. Здесь мы остановимся лишь на некоторых личностях.

На парижском русском кладбище каждый турист может увидеть могилы:

  • Ивана Бунина,
  • Дмитрия Мережковского,
  • Зинаиды Гиппиус,
  • Ивана Шмелева,
  • Татьяны Тэффи,
  • Гайто Газданова.
  • Здесь нашел вечное пристанище известный современный поэт Александр Галич.

В 1963 году жена-поэтесса Ирина Одоенцова перезахоронила на русском кладбище поэта Георгия Иванова . В Париже покоятся:

  • публицист Башмаков А.А.,
  • сам архитектор А.Бенуа и Маргарита — его жена,
  • Воскресенский В.Г., который занимался организацией русских балетов,
  • театральная прима Глебова-Судейкина О.А.,
  • вдова и сын предводителя белых А. В. Колчака,
  • князь Львов Г.Е.,
  • Некрасов В.П.,
  • балерина Преображенская О.И.,
  • известный ученый, общественный и политический деятель Струве П.Б.,
  • представители княжих фамилий Юсуповы и Шереметевы
  • и другие.

Как добраться до русского кладбища в Париже

Проще всего добраться до Сен-Женевьев-де-Буа с площади Denfert-Rochereau.

  • Автобусом надо ехать до остановки Cimetiere de Liers .
  • Если собираетесь ехать , то выбирайте линию С и следуйте до станции Care d’Austerlitz до Sante-Genevieve-des-Bois. После выхода пересядьте на автобус №104, сойдете на остановке Piscine. Это пригород, поэтому доедете не быстро.

Сен Женевьев Де Буа на карте Парижа:

Cimetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois). Это был единственный объект в нашей программе, который не попал в сферу новогодней вакханалии. Здесь было все спокойно. Действительно, это место значимо только для тех, кто знает и любит русскую историю и культуру.

Основанное эмигрантами первой волны, то есть послереволюционными, оно дало последний приют многим русским, жившим и работавшим во Франции. Некоторые из них были участниками сопротивления, внесшими свой вклад в борьбу с фашизмом. Здесь лежат и эмигранты второй волны – инакомыслящие советского времени.

В Советском Союзе стало известно об этом кладбище, пожалуй, после публикации в семидесятые годы стихотворения Р. Рождественского:

"Малая це́рковка. Свечи оплывшие.
Камень дождями изрыт добела.
Здесь похоронены бывшие, бывшие.
Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .

Здесь похоронены сны и молитвы.
Слёзы и доблесть. «Прощай!» и «Ура!».
Штабс-капитаны и гардемарины.
Хва́ты полковники и юнкера.

Белая гвардия, белая стая.
Белое воинство, белая кость…
Влажные плиты травой порастают.
Русские буквы. Французский погост…"

«Малая церковка» Успения Пресвятой Богородицы на этом кладбище построена Альбертом Бенуа. Он – представитель огромной творческой семьи, обогатившей русскую культуру. Архитекторы с этой фамилией строили Петербург, издавали журнал «Мир искусств», были театральными художниками, артистами. К этой семье относятся архитектор Л. Бенуа, художница З. Серебрякова, (похоронена на этом же кладбище), скульптор Е. Лансаре, английский актер театра и кино Питер Устинов.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на русском кладбище.

Могила Зинаиды Серебряковой, художницы, с творчеством которой мы познакомились только в семидесятых годах. Ее картины тогда и теперь чрезвычайно популярны. Достаточно вспомнить прелестный автопортрет «Перед зеркалом».

Памятник генералу М.В.Алексееву и участникам Белого движения. Захоронений участников Гражданской войны на кладбище много.

На этом кладбище покоится весь «серебряный век» русской эмигрантской литературы. Здесь похоронены: В.Л.Андреев, И.А.Бунин, Гайто Газданов, З.Н.Гиппиус, Б.К.Зайцев, Г.В.Иванов, Д.С.Мережковский, В.Н.Муромцева-Бунина, Н.А.Оцуп, Б.Поплавский, А.М.Ремезов, Тэффи, И.С.Шмелев. Все они выразили себя в дореволюционное время в России и во время эмиграции. Часто не понятые, часто бедствующие, одержимые воспоминаниями о Родине и иногда нашедшие себя в новых условиях. О каждом из них теперь написаны исследования. Каждая биография – роман, который не имеет счастливого конца.

Ирина Одоевцева, поэтесса, жена поэта Георгия Иванова, которая, похоронив мужа, на старости лет вернулась в Россию, писала о жизни в Париже:

"По набережной ночью мы идем.

Как хорошо - идем, молчим вдвоем.

И видим Сену, дерево, собор

И облака... А этот разговор

На завтра мы отложим, на потом,

На после-завтра... На когда умрем."

И. А. Бунин, Нобелевский лауреат, автор «Окаянных дней», отчаянного произведения о революции в России. В Париже, признанный и знаменитый, не нашел успокоения. Запутанная личная жизнь, тема Родины, которая не оставляла до конца. Уже во время войны им написаны «Темные аллеи» - русская жизнь, русские характеры.

Д.С. Мережковский, писатель, философ, энциклопедист. Его творческое наследие содержит 24 тома. Многие годы был под полным запретом на Родине. Религиозная философия плохо соотносилась с марксистско-ленинской, единственно правильной, потому - верной. В советские годы мне случилось прочитать еще дореволюционное издание его трилогии «Христос и Антихрист» - «Смерть богов, Юлиан Отступник», «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», «Антихрист. Петр и Алексей». Попытка соединить духовные и земные ценности, блестящее описание исторического фона. На Западе Мережковский оценивался как продолжатель традиций русского романа, оказавший влияние на Томаса Манна и Джойса. Теперь Мережковский почти забыт.

Здесь же похоронен Гайто Газданов, писатель, открытый в России только последние годы. Участник гражданской войны, парижский шофер, блестящий стилист, написавший романы «Призрак Александра Вольфа», «Вечер у Клер», «Ночные дороги» и др. Он сформулировал свой жизненный опыт следующим образом: «Но вот что я тебе советую: никогда не становись убежденным человеком, не делай выводов, не рассуждай и старайся быть как можно более простым. И помни, что самое большое счастье на земле - это думать, что ты хоть что-нибудь понял из окружающей тебя жизни». И еще: «Но красные тоже правы, и зеленые тоже, а если были бы еще оранжевые и фиолетовые, то и те были бы в равной степени правы».

Блестящая Тэффи, веселыми произведениями которой зачитывались в России до еще революции. Печаталась в журнале «Сатирикон». Во Франции она была признана и не утратила чувства юмора. Сейчас, после ее смерти, в России ее произведения переживают ренессанс. Тэффи не любила, когда ее называли юмористкой. «Анекдоты смешны, только когда их рассказывают. Когда же их переживают - это уже трагедия. Моя жизнь - анекдот, а значит - трагедия». Уже в старости она обращалась к Богу с молитвой: «Когда я буду умирать, Господи, пошли лучших твоих Ангелов взять мою душу».

Могила К.А.Коровина, живописца, портретиста, театрального художника, друга Шаляпина, автора воспоминаний о нем. Кроме живописи, он оставил большое литературное наследие. Он объяснял: « Закрывая глаза, я видел Россию, ее дивную природу, людей русских, любимых мною друзей, чудаков, добрых и так себе - со всякой всячиной, которых любил, из которых «иных уж нет, а те далече»…»

На этом кладбище похоронен Художник К.А.Сомов, один из основателей общества «Мир искусств», автор иллюстрированной «Книги маркизы».

С. Лифарь - солист «Русского балета» С. Дягилева, возглавивший балетную труппу «Гранд-Опера». Он поставил во Франции более 200 спектаклей и основал университет хореографии.

На этом кладбище нас сопровождала белая кошка, видимо бездомная.

"По кошачьи я бездомна,

По кошачьи тошно мне".

И. Одоевцева.

Захоронение М.Ф.Кшесинской, примы балерины императорского Мариинского театра в Петербурге, ее мужа великого князя А.В. Романова и сына В.А. Романова - Красинского. Эта танцовщица очаровала наследника престола и великих князей. Подаренный ей особняк в начале Каменноостровского проспекта Петроградской стороны в стиле модерн является его украшением. После 1917 года он был занят всевозможными революционными организациями, в том числе и музеем революции. Тем не менее, жители Петербурга продолжают упорно называют его особняком Кшесинской. Забавна судебная тяжба между Кшесинской и Лениным за этот особняк. Догадайтесь, кто победил. В Париже основала хореографическую школу, где обучала танцам до глубокой старости.

Могила Юсуповых, тех самых Юсуповых, родственников царского дома. Князь Феликс Феликсович – организатор убийства Распутина. Бежал из России после этого акта. В этой же могиле похоронена его мать Зинаида Николаевна и красавица жена Ирина Александровна.

На этом кладбище представлена вторая волна русской эмиграции – диссиденты советской поры. Эти люди в условиях единомыслия позволили себе иметь и высказать собственное мнение. Среди них В.П. Некрасов, автор первого правдивого произведения о войне «В окопах Сталинграда». В этих окопах он подружился с моим дядей Г.А.Обрадовичем. Оба архитекторы по профессии, они многие годы состояли в переписке. Некрасов, когда-то обласканный властью, не продемонстрировал должной лояльности, за что и был изгнан из СССР. О Некрасове тепло пишет Лилианна Лунгина в «Подстрочнике», дружившая с ним. Она писала, что Некрасов был самым свободным человеком из всех, кого она знала. Во время их встречи в Париже, Некрасов говорил, что французом он не стал, но стал парижанином.

В.П.Некрасов, автор «В окопах Сталинграда».

Могила А. Галича.

Около этой могилы кто-то из молодых туристов спросил меня, кто такой Галич. Я даже растерялась. Говорить, что это успешный советский сценарист, драматург, как пишет Лунгина, его знавшая, «советский буржуа и сноб», здесь ни к чему. Для меня Александр Галич – автор протестных стихов и песен, исполняемых под гитару. Еще студентами мы пели «Про печальную историю про Москву и про Париж, как наши физики проспорили ихним физикам пари ». Следствием этой печальной истории было:

«И лечусь «столичною» лично я,

Чтобы мне с ума не стронуться,

Истопник сказал – «столичная» -

Очень хороша от стронция».

Еще:

«Я иду и размышляю, не спеша,

-То ли стать мне президентом США,

Т о ли взять да и окончить ВПШ!..» (Для тех, кто не знает, ВПШ – Высшая партийная школа).

А еще трагические стихи-песни:

«Облака плывут в Абакан», «Когда я вернусь». Галич пишет о доступных формах протеста против «фанфарного безмолвия и прославления многодумного безмыслия»:

«Есть - стоит картина на подрамнике!

Есть - отстуканы четыре копии!

Есть магнитофон системы "Яуза"!

Этого достаточно!»

Галич первый задал вопрос о возможности протеста в советских условиях:

«И все так же, не проще,

Век наш пробует нас.

Можешь выйти на площадь,

Смеешь выйти на площадь,

В тот назначенный час?!»

Так я должна бы ответить молодому человеку, задавшему вопрос, кто такой Галич, если бы не растерялась.

Здесь похоронен В.Е. Максимов, основатель и главный редактор журнала «Континент». Вокруг этого журнала объединялись литераторы, публицисты, критики, правозащитники, мемуаристы. В нем сотрудничали нобелевские лауреаты А. Сахаров, А. Солженицын, Г. Бёлль, И. Бродский. В. Некрасов, Н. Коржавин, В Аксёнов и многие другие творческие люди, не нашедшие себя в советской системе, входили в состав редколлегии.

Здесь же похоронен Андрей Тарковский, кинорежиссер, сценарист. Он – автор известных фильмов: Андрей Рублев, Иваново детство, Солярис, Зеркало, Сталкер, Жертвоприношение. А.Тарковский оставил литературное наследие, глубине которого удивляешься. Вот некоторые цитаты из него:

«Бросив даже мимолетный взгляд назад, на ту жизнь, которая остается за тобою, вспоминая даже не самые яркие минуты прошлого, все-таки всякий раз поражаешься уникальности тех событий, в которых ты принимал участие, неповторимости тех характеров, с которыми ты сталкивался.

Пусть надежда - обман, но он дает возможность жить и любить прекрасное. Без надежды нет человека.

Жизнь - всего-навсего отведенный человеку срок, в течение которого он может и должен сформировать свой дух в соответствии с собственным пониманием Цели человеческого существования.

Жизнь никакого смысла, конечно, не имеет.

Цель искусства заключается в том, чтобы подготовить человека к смерти, вспахать и взрыхлить его душу, сделать ее способной обратиться к добру.

Время - это условие существования нашего «Я».

Жизнь оказывается богаче фантазии.

Книга, прочитанная тысячами людей, это тысячи разных книг.

Чтобы быть свободным, нужно просто им быть, не спрашивая ни у кого на это разрешения.

Мы создали цивилизацию, грозящую уничтожением человечества.

По-настоящему свободный человек не может быть свободным в эгоистическом смысле слова».

Одним из последних здесь похоронен знаменитый Рудольф Нуреев, выпускник Вагановского хореографического училища, солист Мариинского театра в Ленинграде, скандально покинувший СССР. На Западе он сделал блестящую карьеру танцора и балетмейстера.

Закончить рассказ об этом кладбище мне хочется стихами А. Городницкого, написанными в 1996 году:

"На кла́дбище Сент-Женевьев-де-Буа
Забвения не вырастает трава, -
Её, разодет как любовник,
Стрижёт регулярно садовник.

На кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

Где статуи стынут в песцовых боа́

Покой обрели эмигранты, -

Российской свободы гаранты.

….

Звенит у обители Сент-Женевьев

Скворцов прилетевших двусложный напев,

Связав её пением птичьим

С Донски́м или Ново-Деви́чьим.

Опять в ожидании новой весны
Покойникам снятся московские сны,
Где вьюга кружится витая,
Литые кресты облетая.

Знакомые с детства родные места,

И купол сияет над храмом Христа,

Склоняя усопших к надежде,

Что всё возвратится, как прежде.

На кладбище Сент-Женевьев-де-Буа,
Исчезнув с планеты как птица моа,
Лежит лебединая стая,
В парижскую землю врастая.

Меж мраморных ангелов и Терпсихор

Поёт им каноны невидимый хор,

И нету, понятно из пенья,

Свободы помимо успенья."

На этом парижском кладбище похоронены 10000 русских людей. Все они любили Россию.

Маргарита Рупперт.

♦ Рубрика: .

Малая церковка. Свечи оплывшие.
Камень дождями изрыт добела.
Здесь похоронены бывшие, бывшие.
Кладбище Сен-Женевьев-де-Буа

Так написал в далеком 1970 году молодой советский поэт Роберт Рождественский о самом русском месте Парижа. Предместье Сен-Женевьев-де-Буа стало таким в начале 20 века. На средства княгини Мещерской здесь был открыт дом престарелых для бежавших от революции русских дворян, лишенных средств к существованию. Тогда же на местном кладбище появились и первые могилы с надписями на церковно-славянском. Постепенно тихий городок стал средоточием русской эмиграции в Париже. Была построена небольшая православная церковь, где служили первые иерархи русской церкви в изгнании. Здесь же они и похоронены.

За прошедшее время городок Сен-Женевьев-де-Буа стал частью Большого Парижа. Но здесь традиционно сохранилась атмосфера русского места упокоения, которая сочетается с европейской ухоженностью и чистотой. Хотя сегодня большая часть обитателей дома престарелых — французы, но администрация старательно поддерживает «русский дух», в чем ей помогает и местная община, и нынешнее правительство России.

Достаточно долго здесь преобладали захоронения офицеров Белой гвардии, но ситуация постепенно изменилась. Сегодня на аллеях кладбища гораздо чаще встречаются имена артистов, писателей, поэтов и художников. Самое знаменитое из них – Иван Бунин, лауреат Нобелевской премии по литературе. Русский язык в его книгах достиг невероятно совершенства и силы. Здесь же нашли последнее пристанище Зинаида Гиппиус и Татьяна Тэффи, Дмитрий Мережковский и Иван Шмелев.

Здесь же лежит один из самых ярких русских поэтов современной России — Александр Галич. Его имя можно смело поставить рядом с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой.

На исходе 2007 года местный муниципалитет всерьез обсуждал вопрос о ликвидации кладбища в связи с окончанием срока аренды земли. Захоронения на нем давно прекращены, для того чтобы удостоиться этой чести, нужно или иметь купленный до запрета участок, или добиться специального разрешения. Для того, чтобы похоронить там Андрея Тарковского, понадобилось содействие Министерства культуры России. Ситуация обострилась в конце 2007 года, и тогда правительством России было принято решение о выделении 700 тысяч Евро, которыми была авансом оплачена аренда земельного участка под кладбищем до 2040 года.

Добраться до кладбища Сен-Женевьев-де-Буа (cimeti?re communal de Sainte-Genevi?ve-des-Bois) можно автобусом от площади Denfert-Rochereau до остановки Cimetiere de Liers или электричкой RER линии C от станции Gare d’Austerlitz до Sante-Genevieve-des-Bois, затем автобусом 104 от вокзала до остановки Piscine.

И закончим еще одной цитатой из Рождественского.

Полдень. Березовый отсвет покоя.
В небе российские купола.
И облака, будто белые кони,
Мчатся над Сен-Женевьев-де-Буа.




Top