Русское стекло и время, фарфор и история. Роспись по стеклу

В Государственном Историческом музее открылась выставка посвященная произведением русских мастеров из хрупкого материала - стекла, под названием «Русское стекло конца XVIII - начала XX века» . Эта выставка состоялась благодаря множеству счастливых обстоятельств. В пространстве выставочного зала музея разместилась коллекция Г.Н. Ойстрах, которую она собирала более 30 лет. Сейчас коллекция выкуплена Министерством Культуры РФ и передана в фонды Исторического музея. Высокая планка, которая была поставлена при создании коллекции, позволила собрать предметы в идеальном состоянии, без сколов, трещин, потёртостей золота.
Весь зал экспозиции наполнен световыми бликами, которые пробегают по стеклянным граням сервизов и ваз. Разные цвета, разные технологии обработки превращают этот материал в разнообразные завораживающие предметы. И даже не верится, что некоторые из них были в использовании, а не сразу уходили в коллекции.

Бокал с крышкой с орнаментальным узором и вензелем «SA» под короной в медальоне. Санкт-Петербург.
Императорский стеклянный завод. Конец XVIII -XIX век. Стекло «золотой рубин» и бесцветное; гранение, роспись золотом.


Фрагмент. Бокал с крышкой с орнаментальным узором и вензелем «SA» под короной в медальоне.
Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. Конец XVIII -XIX век.


В 1777 год Петербургский Казенный завод Екатерина II подарила Потемкину в вечное потомственное пользование. После смерти Григория Александровича завод в 1792 году отошел в казну и был отдан под общее управление с Императорским фарфоровым заводом. С этого времени стекольный завод стал также именоваться Императорским.

Кружка с портретом императора Александра I и надписью «Освободитель Европы». Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. 1810-е годы. Бесцветный хрусталь, молочное стекло; гранение, роспись гризайль, золочение.


Цветное стекло на Императорском стеклянном заводе стали варить благодаря трудам великого русского ученого М.В. Ломоносова. Именно он обучил по заданию Канцелярии от строений новой стекольной технологии мастера Петербургского стеклянного завода Ивана Конерева и «архитектурного ученика» Петра Дружинина. В 1753 году Ломоносов получил разрешение на устроение собственной стекольной фабрики, где продолжил эксперименты. Их результатом стало создание палитры цветных и мозаичных стекол, состоявшей из 112 основных тонов и более 1000 оттенков.
В начале XIX веке на заводе освоили производство хрусталя. Хрусталь (от др.-греч. κρύσταλλος — лёд) — особый вид стекла, содержащий не менее 24% окиси свинца. Добавка оксида свинца увеличивает показатель преломления стекла и дисперсию света в нём (с ювелирной точки зрения — «игру цвета», «огонь»).

Кружка с крышкой с навершием в виде желудя. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. Первая треть XIX века. Бесцветный хрусталь; алмазная грань, шлифовка, полировка; бронза; литье, золочение.

Фрагмент. Кружка с крышкой с навершием в виде желудя. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. Первая треть XIX века.


Хрустальные изделия завода в это время достигли такой вершины мастерства, что его произведения становились дипломатическими подарками и подношениями правящим особам. В книге «Стекло» Качалов сообщает, что персидскому шаху были преподнесены бассейн и кровать из хрусталя. А почитать подробнее эту книгу можно .
В экспозиции представлены изделия из таких крупных сервизов, как «Пригородный Гранный», «Бахметьевский», «Готический» и некоторые другие. Зеленое стекло «Готического» сервиза завораживает и взгляд пропадет в мистическом пространстве стекла. А мы обратим ваше внимание на сервиз «Коттедж». Это предметы из стеклянного Собственного сервиза дворца «Коттедж» дачи Александрия в Петергофе. Предметы сервиза украшены гербом дачи, разработанным поэтом В.А. Жуковским. В синем щитке помещена эмблема: венок из белых роз, через который продета шпага острием вверх. Эмблема сопровождается девизом:» за веру, Царя и Отечество».

Предметы из стеклянного Собственного сервиза дворца «Коттедж» дачи Александрия в Петергофе. Императорский стеклянный завод. 1827 - 1829 годы. Бесцветный хрусталь с синим надцветом, алмазная грань, роспись золотом и эмалью. По рисунку И.А. Иванова.


Предметы из стеклянного Собственного сервиза дворца «Коттедж» дачи Александрия в Петергофе. Стаканы и рюмки.
Императорский стеклянный завод. 1827 - 1829 годы. Бесцветный хрусталь с синим надцветом, алмазная грань, роспись золотом и эмалью.
По рисунку И.А. Иванова.


В 1815 - 1848 годах А.И. Иванов занимал должность инвентора на Императорском стеклянном заводе. Должность инвентора - это аналог главного художника, который отвечает за облик всей продукции завода.
Но в коллекции представлены не только произведения искусства, выполненные на Императорском стеклянном заводе. В России с 1634 года существовали частные стекольные заводы. Известнейшими стекольными заводчиками были Бахметьевы (завод известный как «Бахметьевский» в советское время назывался «Красный гигант»). Стекольная империя Мальцевых начала свое существование еще в 1730 году, в XIX веке им уже принадлежало 26 заводов. В коллекции вы сможете посмотреть практически все стилистические направления, которые присутствовали в это время в производстве, а так же много новшеств, которые освоили стекольных дел мастера.

Стакан с изображением женщины, вручающей Амуру лук и колчаны. Санкт-Петербург. Мастерская П.П. Семечкина и К.И. Теребенева. 1840-е гг. Стекло фиолетовое (марганцевое); гранение, печать, роспись золотом.


6 мая 1840 г. «Художники Губернский Секретарь Теребенев и 14-го класса Семячкин» получили привилегию «на способ литографирования на фаянсе, фарфоре и стекле сверх глазури» сроком на 10 лет. Мастерская выпускала предметы, украшенные литографированными рисунками. Сюжеты рисунков были разнообразны, но особенной популярностью пользовались портреты члено царствующего дома.

Стакан с портретом цесаревны великой княжны Марии Александровны. Санкт-Петербург. Мастерская П.П. Семечкина и К.И. Теребенева. 1840-е гг. Стекло бесцветное; печать, роспись серебром по пасте, золочение.


Мария Александровна (Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-М ария, 1824 - 1880), принцесса Гессен-Дармштадская с 1855 года императрица всероссийская, с 1841 года супруга императора Александра II. Источником печатного портрета послужила литография, выполненная в 1841 г. Р.Ф. Драгуновым в честь бракосочетания великого князя Александра и принцессы Гессен-Дармшдатской.

Стаканы и бокалы с сюжетными изображениями. Санкт-Петербург. Мастерская П.П. Семечкина и К.И. Теребенева. 1840-е гг. Стекло бесцветное; гранение, печать, роспись золотом.


За время существования стекла было придумано множество вариантов обработки, были созданы и различные его виды, в том числе с помощью примесей, которые создают разные цвета. Например красное стекло получается с помощью добавления золота, фиолетовое - оксида марганца. Со всеми этими премудростями и хитростями вы сможете познакомиться в зале выставки.

Вазы парные с вензелем «АМ» (?) под императорской короной. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод.

Фрагмент. Вазы парные с вензелем «АМ» (?) под императорской короной. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод.
1830-е - 1840-е гг. Бесцветный хрусталь; гранение, гравировка.


Экспонаты, представленные в зале, раскроют перед вами многие тайны обработки стеклянных изделий и хрусталя. Вы узнаете что «алмазная грань» такая популярна в начале XIX века появилась в Англии в 1780-х годах. Наибольшее распространение получили грани, заточенные под углом 45 градусов колесом, производящим клиновидные надрезы. В начале XX века количество вариантов «алмазной грани» стало так велико, что в прейскурантах стали появляться не только названия, но и номера. Главной отличительной особенность этой «номерной грани» было то, что орнамент состоял из нескольких простых элементов.

Стакан «Крестовский остров». Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод.
Середина XIX века. Бесцветный хрусталь; гранение, гравировка.


Фрагмент. Стакан «Крестовский остров». Санкт-Петербург.
Императорский стеклянный завод. Середина XIX века.


Кувшин в форме аска. Санкт-Петербург. Имперский стеклянный завод. 1830-е гг. (емкость).
Санкт-Петербург. Мастер К.Г. Экквист. 1830 гг. (оправа).


Данный кувшин выполнен в форме аска - античного керамического сосуда, широко распространенного в VI - IV вв. до н.э. В античной Греции аски были значительно меньших размеров и использовались для благовоний. Эта форма была популярна в 1830-х годах, как отклик на «этрусское» направление, но в более позднее время в вышла из моды.

Икорница (?) с крышкой. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. 1840-е гг. (емкость) Москва. 1847 г. (крышка).
Стекло урановое; гранение (икорница); серебро; чеканка, литье (крышка).


На серебре присутствуют клейма с изображением Георгия Победоносца, в прямоугольных рамках инициалы и цифры «84»(проба серебра), «ИС» (именник мастера), «АК 1847» (знак пробирного мастера А.А. Ковальского).

Огромное количество предметов различных эпох, стилей и техник предстает перед гостем музея. Вы окунетесь в величественный ампир, сказочный русский стиль, воздушный и загадочный модерн. А вы сможете увидеть белое золото королей - фарфор и сравнить его со стеклом. А посетить эти выставки стоит обязательно, хотя бы потому что оба эти предприятия в XIX веке были объединены под названием Императорский фарфоровый и стеклянный завод и просуществовали так до 1917 года.

К выставке музей подготовил каталог коллекции, к сожалению, стоит он дороговато 3500 рублей, и купить его за безналичный расчет так же не получится.

Выставка продлится до 28 августа 2015 года.

Адрес : Красная пл., 1. Новый выставочный зал.
Время работы : ежедневно с 11:00 до 19:00, касса до 18:30. Четверг — с 11:00 до 21:00, касса до 20:00.
Выходной день — вторник
Цена билета : 200 руб. Есть льготы.

Рубеж XIX - XX веков проходит в Европе под знаком нового стиля, который в разных странах получил различные названия: арт нуво - во Франции, югенд-стиль - в Германии, сецессион - в Австриии, либерти - в Италии, модерн – в России. Повсюду произведения этого стиля отличал новаторский подход к форме, интерес к живой природе, обращение к новым технологиям производства. Такой материал, как стекло, с его прозрачностью и текучей пластикой, с его неисчерпаемой палитрой оттенков и фактур, оказался удивительно созвучен стилистике модерна и стал одним из символов нового стиля. Одна из основных эстетических идей стиля модерн - сделать высокое искусство более доступным, то есть найти альтернативу массовому механизированному производству предметов быта. Эта художественная программа получила различное воплощение в разных странах.

Старинное стекло Рене Лалик

В искусстве модерна особое место занимает Рене Лалик (1860 – 1945 гг.). Этот художник прославился в первую очередь как ювелир, однако в его творчестве важнейшую роль играло стекло. Он использовал его в своих непревзойденных украшениях, часто отказываясь от драгоценных камней в пользу стекла. Кроме того, Рене Лалик изготавливал осветительные приборы, вазы, скульптуры, флаконы для духов и даже украшения для автомобилей. Его произведения из бесцветного и цветного стекла, матового и прозрачного, иногда с использованием цветных эмалей, отличались одновременно монументальностью и легкостью, плавностью и оригинальностью форм, и были не менее популярны, чем его ювелирные изделия.

Ваза с изображением плюща. Рене Лалик. 1912 г.
Источник: http://www.kreml.ru/exhibitions/moscow-kremlin-exhibitions/iskusstvo-rene-lalika/

Стекло Модерн Эмиля Галле

Ключевой фигурой для стеклоделия эпохи модерна стал Эмиль Галле (1846 – 1904 гг.). Его творчество преломило в себе традиции европейского и восточного искусства, дав начало совершенно новому уникальному стилю, который сочетал в себе глубокий символизм, пристальное внимание к природе, бесконечное многообразие техник, удивительную свободу и изысканность формы. Эмиль Галле родился в Нанси, небольшом городе в Лотарингии, в семье предпринимателя, который занимался торговлей и производством стекла и фаянса. Карьера Эмиля Галле началась с работы на семейном предприятии. Позже он сотрудничал с заводом «Бургун, Шверер и К ᵒ» в Мейзентале. Уже в 1867 году Галле создал художественное ателье, а в 1894 году возглавил собственное стекольное производство в Нанси. Если в ранний период творчества Галле создавал преимущественно эскизы посуды из прозрачного бесцветного стекла с гравировкой или росписью, то в собственном ателье он начинает череду технологических экспериментов. В результате было изобретено и запатентовано множество новых техник, возрождены старинные технологии, создана беспрецедентно многообразная палитра оттенков цветного стекла. В 1882 году Эмиль Галле начинает производство многослойного стекла, которое стало одним из символов модерна. Важнейшим элементом декора многослойных изделий была гравировка, которая могла осуществляться механическим способом (гравировка колесом) или химическим (травление). Вершиной творчества Галле стало стекло «камео» (cameo glass ) - многослойное стекло, на которое изображение наносилось с помощью последовательного послойного травления и резьбы с применением различных инструментов. Как правило, в этой технике на вазах изображались цветы и растения (орхидеи, лилии, хризантемы, чертополох, папоротник), но встречаются также изображения насекомых, морских обитателей и другие образы, заимствованные из природы. Декоративное убранство подобных произведений всегда имело символический и философский подтекст. Галле даже создает новый жанр, который объединял в себе стекло и поэзию: так называемое «говорящее стекло », где строки из стихотворений Бодлера, Метерлинка, Гюго были вплетены в орнаментацию вазы.

Ваза с изображением цветка магнолии. Мануфактура Галле 1900 г. Многослойное стекло, травление. ГМЗ Павловск

Травление также использовалось для обработки всей поверхности стекла. Выдерживание в растворе кислоты различной концентрации могло заменить механическую шлифовку, дать эффект матирования или «морозного стекла» (стекло словно покрытое слоем инея). Травление кислотой позволяло достичь большей плавности линий и мягкости очертаний по сравнению с механической гравировкой. Также травление позволило создавать тиражную продукцию, и в 1890-е годы Галле начинает массовое производство многослойного стекла на собственном предприятии. Серийное стекло Галле получило название Galle standart . Уникальным изобретением Галле была техника «маркетри по стеклу» (фр. marqueterie de verre – набор стекла по стеклу) , по аналогии с техникой, которая издавна применялась для украшения мебели. На стенки сосуда в горячем виде накладывались кусочки стекла различного цвета. Еще одна техника, запатентованная Галле – это техника патинирования , когда пыль различного химического состава наносили на поверхность стекла между слоями, добиваясь таким образом необычных цветовых эффектов и утонченных градаций.

Ваза с изображением цикламена. Мануфактура Галле. Конец 1890-х гг. Многослойное стекло, травление, техника «маркетри по стеклу». Государственный музей керамики и Усадьба Кусково.
Источник: Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца XIX – начала XX века в собраниях музеев России. Москва: 2013.

Основная черта старинного стекла Эмиля Галле – высочайшее качество и виртуозность исполнения, каждое из его произведений представляет собой непревзойденный шедевр. Существует также ряд деталей, которые помогают определить, является ли антикварное стекло Галле подлинным. К подобным деталям относится зашлифованное дно, на котором видны все многочисленные слои цветного стекла. Безусловно, важную роль при атрибуции играет и сигнатура (подпись) Эмиля Галле. Он подписывал свои произведения в технике гравировки или травления, но сигнатура менялась как при жизни художника, так и после его смерти (серийное производство ваз Галле продолжало свою работу до 1930-х годов). В настоящее время правами на марку «Galle» владеет завод «Coman design», находящийся в Румынии. Их изделия отличаются высоким качеством и художественной ценностью, но едва ли представляют интерес для коллекционера антикварного стекла. В маркировке этих изделий рядом с именем «Galle» присутствует слово «tip».

Ваза с изображением анемонов. Эмиль Галле, 1900 г. Многослойное стекло, техника «маркетри по стеклу», гравировка. Государственный Эрмитаж.
Источник: Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца XIX – начала XX века в собраниях музеев России. Москва: 2013.

Последователи, искатели, экспериментаторы

Уникальное творчество Эмиля Галле породило множество последователей, сформировав школу Нанси, которая стала ведущей для всей эпохи модерна. Первыми последователями Галле стали мастера завода в Мейзентале, с которым художник сотрудничал долгое время – Дезире Христиан и Эжен Кремер . Важное место в искусстве того периода заняла и фирма «Легра и Кᵒ» . Отличительной чертой стекла Легра было широкое применение, наряду с гравировкой и травлением, росписи эмалями и золотом, а также необычайная яркость и разнообразие оттенков стеклянных масс. Безусловно, одним из признанных лидеров художественного стеклоделия того времени стала фирма братьев Дом (Огюст Дом и Антонен Дом) . Среди художественных приемов, применявшихся в их произведениях, особо стоит отметить следующие техники: техника цветной крошки , при которой на изделие в горячем виде наносилась крошка стекла различного цвета; техника пат-де-вер (фр. p âte-de-verre – стеклянная паста), в которой создавались детали для украшения многослойных ваз, а также широко используемая техника «мартеле» (фр. martel é – кованный) , то есть имитация кованной фактуры на стекле.

Ваза с изображением анемонов. Мануфактура братьев Дом, 1910 г. Многослойное стекло, травление. ГМЗ Павловск.
Источник: Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца XIX – начала XX века в собраниях музеев России. Москва: 2013

Влияние Эмиля Галле и школы Нанси было столь велико, что не ограничивалось пределами Франции. Примерами может служить старинное стекло фирмы «Людвиг Мозер и сыновья» в Чехии, а также фирмы «Коста» в Швеции, в которых своеобразно преломились черты творчества Галле и идеи модерна. Исключением не стали и русские стекольные заводы, которые также откликнулись на новые тенденции в европейском искусстве.

Русское стекло Модерн

В конце XIX века Императорский стеклянный завод (ИСЗ) переживал не лучшие времена, и для снижения расходов был объединен с Императорским фарфоровым заводом. Тем не менее, ИСЗ по-прежнему оставался одним из крупнейших стекольных производств в России и производил изделия высочайшего класса. Вскоре после знаменитой Всемирной выставки 1889 года в Париже, где Эмиль Галле впервые продемонстрировал свои вазы из многослойного стекла, ИСЗ также начинает создавать подобные произведения.

Ваза. Императорский Фарфоровый и Стеклянный заводы. 1897 г. Цветное стекло, техника кракле.
Источник: Т. А. Малинина. Императорский стеклянный завод. XVIII – начало XX века. Спб.: 2009.

Кроме того, на рубеже веков ИСЗ производил толстостенные вазы из цветного стекла, декорированные с использованием таких техник, как миллефиори (итал. millefiori – тысяча цветов ) при которой множество стеклянных трубочек различных цветов разрезались поперек и в виде тонких пластин вплавлялись в толщу сосуда, кракле (фр. craqueler – покрывать трещинами) – стекло с трещинками на поверхности, а также стекло с включением металлических блесток в массу.

Ваза с изображением змеи в зарослях клевера. Императорский Фарфоровый и Стеклянный заводы. По рисунку К. Красовского. 1897 г. Двухслойное стекло, резьба, гравировка.

Особого внимания заслуживают изделия из стекла, изготовленные Императорским стекольным заводом, заводом Мальцова, а также частными мастерскими. Иногда стекло представляет собой историческую ценность, и многие коллекционеры делают выбор в пользу такого приобретения. В нашей коллекции представлен огромный выбор русского стекла, в том числе изделия музейного значения. Отметим особенности русских стеклянных предметов старины:

  • ручная работа;
  • оригинальная роспись;
  • сложные формы изделий из стекла;
  • богатый орнамент.

Стекло, выпущенное в XIX - начале XX в., является частью культурного наследия. Мы представляем вашему вниманию истинные шедевры стекольного производства, превосходящие по художественной ценности аналогичные работы европейских мастеров того периода. Этим обусловлен высокий интерес иностранцев к антикварной посуде – нам часто поступают заявки на стекло от коллекционеров из Европы.

Как приобрести русское стекло?

Если вас интересует антикварное стекло, вы хотели бы приобрести необычный предмет старины для себя или в качестве подарка, специалисты нашего салона готовы вас проконсультировать и предложить соответствующие вашим предпочтениям изделия из стекла. Вы можете отправить свой запрос по электронной почте на адрес [email protected] или [email protected], а также ответить на ваши вопросы готовы наши эксперты по телефону и при личной встрече. Будем рады видеть вас в нашем салоне на Кутузовском проспекте.

Русское стекло

Р анней весной 1630 г., в царствование Михаила Федоровича, в Москву приехал швед Юлий Койет. Он должен был научить русских мастеров отливать пушки. Пушечного мастера приняли хорошо. Царь сразу же пожаловал серебряный ковш весом два фунта, «бархату рытого», «тафты доброй», сорок соболей да лошадь с седлом и уздою. Такой прием Койету понравился, и он решил совсем остаться в России. Оказалось, что он хорошо знает и стекольное ремесло. Койет взялся построить стекольный завод в России.

В те времена у нас почти не знали стекла. Даже в царском дворце окна были слюдяные. Ели из медной или оловянной посуды. Беднота обходилась деревянными плошками. Предложение Койета оказалось кстати.

Подходящее место нашли в Московском уезде, недалеко от Воскресенска. Здесь и построили завод – несколько сосновых изб с плавильными печами и трубами. В 1635 г. на заводе стали делать аптекарскую посуду: колбы, банки, реторты, бутылки. Стоила такая посуда очень дорого. За цену, какую платили за большую стеклянную банку, можно было купить теленка.

При Алексее Михайловиче построили второй завод – в селе Измайлове, близ Москвы. Это был уже государственный, казенный завод. Выделывал он не аптекарскую посуду, а сулеи (бутылки и графины), оловейники (кувшины), ставцы (ковши), кружки, братины (ковши для вина), рюмки, стаканы, лампадки и мухоловки. Гордостью Измайловского завода стала отлитая им саженная (двухметровая) рюмка. Чудо-рюмка была хитро украшена стеклянными нитями; она могла вместить два ведра вина.

При Петре I и Елизавете построили еще несколько стекольных заводов. Появились уже русские мастера-стеклодувы. Иностранцы неохотно делились с ними своим опытом, старались не открывать им своих секретов. К счастью, среди русских нашлись изобретатели, которые не только самостоятельно открыли старинные секреты стеклоделия, но и улучшили их.

Первым из этих изобретателей был М.В.Ломоносов. Всем известно, что Ломоносов писал стихи о стекле (отрывки из стихотворения «Письмо о пользе стекла»):

…Пою перед тобой в восторге похвалу,
Не камням дорогим, не злату, но стеклу…
Любезное дитя, прекрасное стекло.
Увидев смертные, о как ему дивились!
Подобное тому сыскать искусством тщились.
И было в деле сем удачно мастерство:
Превысило своим раченьем естество.
Тем стало житие на свете нам счастливо:
Из чистого стекла мы пьем вино и пиво…
Лекарства, что в стекле хранят и составляют;
В стекле одном они безвредны пребывают…
Во зрительских трубах стекло являет нам,
Колико дал творец пространство небесам.
Толь много Солнцев в них пылающих сияет,
Недвижных сколько звезд нам ясно ночь являет…
Далече до конца стеклу достойных хвал,
На кои целый год едва бы мне достал…

Однако не все знают, что Ломоносов сам варил стекло. Он был не только великим физиком, химиком, геологом, минералогом, астрономом, философом, историком, но еще и замечательным стеклоделом. В первой российской химической лаборатории Ломоносов изготовил более 4000 опытных стекол. Эти работы легли в основу заводских методов получения цветных стекол.

О днажды у графа Шувалова Ломоносов увидел привезенный из Италии мозаичный портрет. Его восхитила чудесная, составленная из разноцветных стеклянных кубиков картина. Неужели нельзя делать такие же прекрасные вещи у нас в России? Ломоносов решил сам взяться за составление мозаики.

Ему пришлось начать все сызнова, как будто никто до него мозаики не делал. Рецепты окраски стекла хранились тогда в секрете, их за границей знали немногие мастера, а в России не знал никто. В книгах можно было прочесть только о самых простых и известных вещах. А о том, как варить разноцветное стекло, как делать кубики, как их закреплять, – обо всем этом в книгах не было сказано. Почти три года потратил Ломоносов на раскрытие этих тайн. Терпеливо проделывал он опыты, записывая их в лабораторном журнале. За это время ему довелось больше двух тысяч раз варить стекло. Наконец все секреты были открыты. Можно было приниматься за мозаику.

Первой мозаикой Ломоносова была икона, сделанная из 4000 стеклянных кубиков. Затем он сделал мозаичные портреты Елизаветы и Екатерины II. После этого он взялся за огромную – 42 квадратных метра – мозаичную картину «Полтавская баталия», которой хотели украсить стену Петропавловского собора.

Такая большая мозаика требовала огромного набора стеклянных кубиков всех цветов. Ведь чем больше оттенков в распоряжении художника, тем лучшую картину он может создать. Достаточно сказать, что, например, в ватиканской мозаичной мастерской папы римского хранятся кубики двадцати восьми тысяч различных оттенков. Один только зеленый цвет имеет четыре тысячи тонов – от салатного до густо-зеленого, почти черного. Нужен очень зоркий глаз, чтобы из всех этих оттенков выбрать самый подходящий. Непривычный к такой работе человек даже не заметит разницы между соседними оттенками: настолько она неуловима. А мастер заметит. И из множества стоящих перед ним тарелочек со стеклянными кубиками выберет нужный. Мозаичные картины делают по нескольку лет. Они требуют от художника необычайной тщательности, бесконечного терпения.

Почти пять лет работал Ломоносов над «Полтавской баталией» и закончил ее незадолго до своей смерти. А затем картину постигла печальная участь. В собор ее не повезли. Огромная картина пропала без вести.

Минуло более 150 лет. Произошла Октябрьская революция. И вот однажды, приводя в порядок подвалы Академии наук, рабочие наткнулись на какие-то большие, очень тяжелые ящики. Их было много. Открыли один из них – в нем оказался кусок мозаики, изображавший голову петровского солдата. В другом ящике нашли другой кусок мозаики – штандарт Петра I. В остальных ящиках также лежали куски мозаики. Это была разрубленная на куски «Полтавская баталия».

Потомки по достоинству оценили изумительный труд Ломоносова. Куски мозаики осторожно извлекли из ящиков, соединили их, выпавшие кусочки стекла заменили новыми. Сейчас великолепная стеклянная картина, напоминающая нам о славных боевых делах русской армии, возвращена к жизни.

Т алантливых людей в России всегда было много, а вот машин, различных приспособлений, облегчающих и ускоряющих труд, – мало. И совсем не было машин в русской стекольной промышленности. В России до ХХ в. умели делать только посуду, бутылки и оконное стекло. Много зеркального стекла выписывали из-за границы. Об оптическом стекле нечего и говорить: его совсем не умели варить. Пришлось много потрудиться для того, чтобы наверстать упущенное. Сейчас на всех российских стекольных заводах работают машины.

Стеклоделие еще недавно было ремеслом. Теперь оно стало настоящей наукой. Но это вовсе не значит, что теперь стекольщику уже не нужно мастерство, не нужен талант. Наоборот, талант, искусство в этом деле теперь еще нужнее, чем прежде.

Всего труднее, конечно, сделать стекла для большого телескопа. Это как бы высший, самый строгий экзамен для стекольщиков. Мастеров, умевших полировать такие стекла, было так мало, что их можно перечислить по именам. Таким был, например, Шорт. Он жил более 200 лет назад. Это был замечательный мастер, настоящий художник своего дела. Никто не мог сравниться с ним. Перед смертью он разбил все отполированные линзы и зеркала. Изумительным мастером был и Альвино Кларк, живший в XIX в. Он делал стекла для обсерваторий всего мира.

Почти все такие мастера были самоучками, почти все они попадали в кабалу к крупным оптическим фирмам и жили очень бедно. Но они не бросали своего дела, потому что любили его.

Эти мастера не образуют одной династии: секрет легко передать по наследству, а талант завещать нельзя. Их можно сравнить, пожалуй, с великими шахматистами. Как одни, так и другие достигали успеха своим невероятным упорством, напряжением всех сил. Но шахматный чемпион сыграет тысячи партий, а стекольщик отполирует за всю свою жизнь всего несколько больших стекол, которые долго после смерти мастера будут безупречно работать в телескопах разных стран, служить молчаливым стеклянным памятником огромного труда...

Одному из таких знаменитых мастеров – англичанину Греббу – были заказаны в 1912 г. стекла для нового телескопа Пулковской обсерватории. Прошло 10, 15 лет, а стекла все не были готовы. В 1930 г. старый мастер умер нищим, деньги на его похороны собрали по общественной подписке. И встал вопрос: кому же теперь передать заказ?

Обсерватория обратилась к знаменитой германской оптической фирме Цейса. К.Ф.Цейс готов был взяться за дело: он уже припас подходящий кусок стекла. За шлифовку и полировку Цейс потребовал 100 000 марок золотом. И поставил еще одно непременное условие: срок выполнения заказа не указывается. Он постарается сделать работу за два с половиной года. Но если не выйдет, то не выйдет. Может быть, придется ждать пять лет, может быть – и десять. Что было делать? Согласиться?

Тогда-то наш Оптический институт и предложил: прежде чем дать ответ Цейсу, посмотреть, не найдется ли в своей стране таких людей, которые могли бы отполировать стекла для телескопа. И такой человек действительно нашелся – один из сотрудников института, ученый-физик Д.Д.Максутов, человек, который 30 лет своей жизни отдал постройке телескопов. Еще мальчиком смастерил он себе телескоп. Потом начал делать маленькие телескопы для школ, а затем – зеркала и линзы для самых точных оптических приборов.

Специальная комиссия устроила строгое испытание максутовским стеклам: их сравнили с подобными же стеклами, какие делают у Цейса. И каково же было удивление, когда они оказались ничуть не хуже, а даже лучше цейсовских стекол. После этого не было, конечно, смысла давать заказ Цейсу. Мы сами, своими силами стали строить новый телескоп. И сделан он был безукоризненно.

Так, почти случайно, выяснилось, что мы были слишком скромны, напрасно не доверяли своим силам. В России нашлись люди, способные браться за любую задачу в стеклоделии, создавать не только отличные микроскопы, но и лучшие, самые большие телескопы.

Материал подготовил П.А.КОШЕЛЬ
(По книге: Свешников М.П. Тайны стекла. Л.: Детгиз, 1955, 190 с.)

Русское художественное стекло

История русского художественного стекла на­чинается в эпоху Киевской Руси, когда во многих древнерусских городах появились первые мастер­ские, изготовляющие смальты для мозаик и не­хитрые женские украшения - бусы, браслеты, кольца. Эта традиция была прервана во время монголо-татарского нашествия. И потому в XVII веке, когда возникла потребность в стекле, при­ шлось обращаться к опыту европейских масте­ ров.

Важная роль в процессе становления русского художественного стеклоделия выпала на долю Из­ майловского завода, основанного в 1668 году. Ря­ дом с иноземцами на заводе работали и русские мастера, которые творчески осваивали передовой опыт европейского стеклоделия. Здесь получили развитие две основные школы эпохи барокко. Од­на из них ведет начало от венецианских мастеров, работавших в технике свободного выдувания (гут ной), другая продолжает традиции богемских рез­чиков стекла. Гутная техника довольно рано была освоена русскими мастерами, многие из которых впоследствии основали свои собственные пред­ приятия. Гравировка еще некоторое время остава­лась привилегией иноземных мастеров и только в XVIII веке получила развитие на ведущих сте­кольных заводах страны.

Редчайшими являются "потешные кубики" Измайловского завода, выполненные Андреем Ле риным. Его приемами широко пользовались на­ родные мастера на протяжении всего XVIII века, особенно при изготовлении различных сосудов в виде коней, медведей, птиц.

На протяжении XVII - XVIII столетий в России было основано 86 стекольных заводов, некоторые из них существуют и поныне (Гусевский, Дять ковский). Большинство заводов, основанных в XVII - XVIII веках, изготовляли оконное стекло и гутные изделия простых форм из бутылочного зе­леного стекла - штофы, бутылки, кувшины. Мно­ гие из них стали произведениями народного ис­ кусства, после того как были расписаны эмалью в специальной мастерской. Здесь и библейские сю­ жеты (Иосиф Прекрасный, Адам и Ева), и истори­ческие (Гангутское сражение), и тема праздника, и п ышные растительные орнаменты в сочетании с анималистическими изображениями.

Русское художественное стекло 17 - 19 вв.

В первой половине XVIII века в России сфор­ мировались три основных центра гравировки по стеклу. Ведущим был Петербург. Коллекция пе­ тербургского гравированного стекла начинается со скромных, еще ученических работ начала XVIII века и заканчивается виртуозными работа­ ми петербургских граверов конца XVIII века. Все работы выполнены в стилистике русского вариан­та барокко. Большое распространение получили кубики с изображением российского двуглавого орла, вензелями и портретами монархов. В сере­ дине столетия появляется также значительное число кубиков с изображениями парадов, охотни­чьих и пасторальных сцен на фоне архитектурно­ го пейзажа.

Провинциальные центры гравировки пред­ ставлены в коллекции произведениями мастеров заводов Мальцовых и Немчиновых. Особенно про­ цветающим было семейство Мальцовых, глава ко­торого Василий Мальцов в 1730 году стал владель­ цем небольшого завода в Можайском уезде. К кон­ цу столетия в руках этого семейства уже было со­ средоточено 15 стекольных заводов. Мальцовское гравированное стекло было рассчитано на средние слои русского народа - купечество, чиновников. Поэтому в его орнаментации барочные принципы и проблематика оказались преломленными через призму народного восприятия. Очень часты на мальцовском стекле дарственные надписи. Обра­щались мастера и к "галантному" сюжету, но в их интерпретации он получил лубочную окраску.

Аналогичным по своей художественной на­ правленности было стекло заводов Немчиновых, которым в третьей четверти XVIII века принадле­жало несколько заводов в Смоленской губернии. Примечательно, что все немчиновские граверы были исключительно крепостными, а стекло гра­ вировалось только на заказ.

В последней трети XVIII века русское стекло­ делие развивается особенно быстрыми темпами. Растет число заводов, увеличиваются их размеры. Стеклоделие становится престижным занятием, и русская знать заводит у себя в имениях стеколь ные предприятия. Среди владельцев заводов изве­ стны князья Потемкин и Голицын, граф Орлов.

Лидирующую роль в производстве художест­ венного стекла сохраняет казенный завод, кото­ рый с 1792 года стал именоваться Императорским заводом. Его продукция была ориентирована главным образом на оформление придворного бы­ та. Не уступал ему по качеству изделий основан­ ный в 1764 году Никольско-Петровский завод по­мещика Бахметьева.

Облик художественного стекла последней тре­ ти XVIII века определяется стилистикой класси­цизма. В это время значительно расширился ас­ сортимент изделий, которые стали менее универ­сальными. Усложнилась сервировка стола, и на­ значение каждого предмета стало более ограни­ченным. Появляются первые винные наборы, со­ стоящие из графинов и рюмок. Из стекла делают­ ся масленки, супницы, кашпо, судки для специй, флаконы для духов, табакерки и т. д. Возрастает роль стекла в интерьере. Внутренние покои двор­цов украшаются вазами, канделябрами, люстра­ ми, стенниками, зеркалами, а также делаются вставки для мебели.

Существенные изменения происходят и в тех­нике изготовления стекла. Помимо ранее извест­ ного бутылочно-зеленого и бесцветного стекла по­ является и цветное (красное, зеленое, синее, фио­летовое, молочное). Несмотря на то, что русские мастера научились варить цветное стекло еще в начале XVIII века, его широкое использование приходится на последнюю треть XVIII века и во многом стимулировано разработками М. Ломоно­ сова.

Меняются и приемы декорирования стекла. Гравировка уступает место росписи золотом, сере­ бром, эмалями. Популярными в 70-80-х годах XVIII века было бесцветное стекло с тонкой роспи­ сью белой эмалью с пурпуром.

Оно во многом еще носит компромиссный ха­ рактер, так как его рокайльная сюжетика (боскет­ные группы) сочетается со строгой классической формой и трактовкой орнаментов.

Возрождаются забытые техники, такие как филигрань (венецианская нить). Она использует­ся как украшение ножек бокалов и рюмок, а ино­гда покрывает все тулово графинов. Бесцветное стекло с золотой и серебряной росписью выпуска­ ется главным образом Императорским и Бахметьевским заводами. Их изделия отличались друг от друга лишь тем, что в бахметьевском стекле более часто позолота сочетается с серебрением и про­ зрачными эмалями.

Изделия Императорского завода были более последовательны в стилистическом отношении, они более сдержаны по форме и орнаментации. Особенно эта разница ощутима в цветном стекле, палитра которого на Императорском заводе была значительно богаче, равно как и орнаментация. Здесь помимо вензелей, венков, гирлянд нередко можно увидеть мифологические композиции и пейзажи.

Цветное стекло широко использовалось в оформлении осветительных приборов - люстр, бра, канделябров, где оно сочеталось с золоченой бронзой. Большую роль в интерьере начинают иг­рать зеркала и рефлекторы, на поверхностях ко­ торых часто гравировались аллегорические фигу­ ры или персонажи итальянской комедии.

Русское стекло XIX века отличается чрезвы­ чайным разнообразием форм и декоративных приемов. В это время возрастают требования к ка­честву материала и постоянно совершенствуется технология его производства. Производство стек­ла приобретает все более промышленный харак­ тер. Значительно увеличивается число заводов. Если в начале XIX века в России было 114 заво­ дов, то в 1889 году их было уже 258, но только 57 из них выпускали "посудное стекло".

Первая треть XIX века по праву считается вре­менем расцвета русского художественного стекло­ делия. Впервые стали привлекаться к руководст­ву и работе профессиональные художники. На Императорском стекольном заводе А. Воронихин, Тома де Томон, К. Росси, И. Иванов разрабатыва­ли эскизы парадных сервизов, ваз, настольных украшений, которые отличались грандиозностью своих размеров и смелостью технического испол­ нения. Многие из них предназначались для укра­ шения царских резиденций. Все художественные произведения первой трети XIX века изготовля­ лись главным образом из нового, только что осво­ енного бесцветного свинцового хрусталя с алмаз­ной гранью. Строгие формы изделий, холодное мерцание грани геометрического характера наи­ более четко выражали эстетические принципы ампира. Очень часто хрустальные изделия монти­ровались в золоченую бронзу, которая также была излюбленным материалом этого стилистического направления.

Центральную роль в оформлении художест­ венного стекла первой трети XIX века занимает героическая тема войны 1812 года. Особенно ярко она выражена в первых хрустальных изделиях с молочными медальонами, в которых помещались портреты героев войны - Кутузова, Платова, Вит­генштейна. Исполнителями этих портретов были живописцы Императорского фарфорового завода П. Рокштуль и мастер Бахметьевского завода А. Вершинин. Героическая тематика получила так­ же отражение и в гравированном стекле. Это главным образом небольшие изделия: стаканы, бокалы, тарелки, на которых воспроизводились ка рикатуры И. Теребнева, И. Иванова, а несколько позже, в 1830-х годах, барельефы Ф. Толстого.

Цветное стекло в эпоху ампира употреблялось редко. Интерес к нему снова возник лишь во вто­рой четверти XIX века. На первой всероссийской выставке 1829 года отмечалось, что "цветные хру­стальные вещи, которые вышли из употребления, а ныне опять в большой моде, казались, как будто украшены сапфирами, изумрудами, топазами, рубинами чистейшей воды, особенно прелестны опаловые и резеопалиновые изделия". На той же выставке демонстрировались вазы "нового изоб­ ретения", выполненные из двухслойного стекла (бесцветного и золотого рубина), вмонтированные в золоченую бронзу.

Ампирные произведения Императорского за­ вода отличались чрезмерной пышностью. Харак­ терными были сервизы, крупные вазы, канделяб­ ры, вмонтированные в золоченую бронзу и допол­ ненные золоченым фарфором. Распространение получили также вазы с рисунком в "неогреческом стиле".

На Бахметьевском и Орловском заводах изго­ товлялись более скромные изделия, нередко ис­ пользовалось сочетание цветного и бесцветного стекла, алмазной грани и позолоты с серебрением. В росписи же растительные мотивы перемежают­ся с архитектурными видами самого разного ха­ рактера. Популярны в это время китайские сюже­ ты, которые то сохраняли верность первоисточни­ ку, то соединялись с чисто классицистическими мотивами.

К середине XIX столетия производство стекла приобретает индустриальный характер. Значи­ тельно возросли технические возможности стекло­ делия, расширилась палитра цветного стекла. В 1840-х годах начинается производство темно-виш­ невого "медного рубина" и уранового стекла двух видов - "зеленого" и "желтого". Повсеместно рас­пространяются непрозрачные "глушеные" стекла, напоминающие бирюзу, яшму, лазурит и т. д.

На Дятьковском заводе в 1849 году делаются вазы и графины "мозаичной работы". Дальнейшее развитие получает техника нацвета. Только упо­требляют как два, так и три слоя стекла.

Среди стилистического разнообразия 40-50-х годов XIX века наиболее устойчивыми были сти­ ли неоготический и рококо, которые особенно чет­ ко проявлялись в изделиях Императорского заво­ да.

Провинциальное же стеклоделие практически не знало четкой стилистической ориентации. Здесь мастера шли больше от материала, техники, функциональности и потому их работы были бо­ лее цельными и ясными.

В это время наблюдается возврат к свободным живым формам, к цветному орнаменту, разбро санному по поверхности предметов, чаще всего выполненных из цветного стекла. Интересно, что непосредственно готические и рокайльные моти­ вы в русском стекле использовались весьма редко и трактовались весьма широко.

В России второй половины XIX века ситуация в художественном стеклоделии осложнилась тем, что такие ведущие заводы, как Императорский и Бахметьевский, основанные не на коммерческой основе, становятся убыточными, их производство сокращается. Лидерство переходит к частным предприятиям, для которых требования рынка были определяющими.

Начиная с 1870-х годов значительно увеличи­ вается объем производства хрусталя с обильной алмазной гранью. Возрастает интерес к гравиро­ ванному стеклу. Первенство в его производстве и качестве принадлежало Дятьковскому заводу.

В это время с новой силой возрастает интерес к традиционному народному искусству, подража­ние которому вылилось в так называемый "рус­ ский стиль". Затронул он и стекло, которое часто стали декорировать полихромной эмалью, заим­ ствуя мотивы из вышивки, резьбы или росписи по дереву. На рубеже XIX - XX веков формируется новое стилистическое направление, получившее название в России "модерн". Однако в русском стекле он не получил сколько-нибудь самостоя­тельного развития. На Императорском и Гусев ском заводах изготовлялись уникальные произве­ дения, выполненные в манере известного фран­цузского художника Эмиля Галле.

Советское стекло, как самостоятельное худо­жественное явление, заявило о себе лишь в 40-е годы XX века. До этого на отечественных заводах выпускали лишь изделия, повторяющие дорево­ люционные образцы или обиходную посуду. Впер­ вые к стеклу, как к современному художественно­му материалу обратилась В. Мухина, по инициа­тиве которой в 1940 году была создана в Ленин­ граде экспериментальная художественная лабо­ ратория, призванная обеспечить стекольную про­мышленность новыми современными образцами. Лозунгом этого времени была новая образность, в основе которой лежала прежде всего функцио­ нальность форм, технологичность исполнения, чувство материала, ограниченность декора. Этим принципам советское стекло сохраняет верность и поныне.

В 1950-х - начале 1960-х годов на стекольных заводах страны были созданы художественные ла­ боратории, куда пришли профессиональные ху­дожники, усилиями которых продукция каждого завода обрела свою художественную специфику. Современное стекло заняло одно из ведущих мест в ансамбле советского декоративно-прикладного искусства. Его особенностью является то, что ра боту над массовой функциональной вещью боль­ шинство художников сочетает с творческими по­исками в области чисто декоративной. Это нахо­ дит выражение в выставочных композициях, где художники с особой отчетливостью декларируют свою художественную программу. Примечатель­но и то, что советские художники стекла активно откликаются на все события современности и мно­ го работают над созданием тематических, граж­ данственных по своему пафосу произведений. В их работах стекло предстает перед нами как неис­черпаемый в своих возможностях пластический материал, средствами которого могут практичес­ки решаться любые задачи. Этот период отмечен активными поисками нового, современного сти­ ля, через постепенное преодоление старых мето­дов, а порой и через их полное отрицание. В про­ изведениях В. Мухиной и Б. Смирнова тех же лет традиция уступает место новаторству. Здесь иная мера полезного и прекрасного. Красота видится в простоте и естественности функциональных форм, в ограниченности лаконического декора.

Вторая половина 1960-х и первая половина 1970-х годов отмечена повышенным интересом к декоративной форме. Из стекла создаются боль­шие ансамбли, где унитарная форма выступает лишь в качестве одного из компонентов. Проис­ ходит своеобразная эстетизация бытового пред­ мета, который теперь предназначен для того, что­ бы на его основе создать опоэтизированный "об­ раз быта". Показательны в этом плане ансамбли "Праздничный стол" Б. Смирнова и "Хлебосоль­ ный" Д. и Л. Шушкановых. В них широко ис­ пользованы традиции народного гутного стекла, которые в 1970-х годах активно переосмыслива­ ются советскими художниками, создающими на этой основе принципиально новые произведения. Запоминается вдохновенная пластика В. Шев­ченко.

Новаторством также отмечены работы в хрус­тале. Традиционная алмазная грань в работах Фи­латова и М. Гробарь обретает новую образность. Она выступает не только как элемент декора, но несет в себе и формообразную функцию.

Вторая половина 1970-х годов характеризует­ ся тем, что декоративное стекло активно вторгает­ся в общественный интерьер, становится эмоцио­нальной доминантой выставочной экспозиции. В стекле решаются задачи, ранее считавшиеся ис­ ключительной привилегией изобразительного ис­кусства. Нарушается привычная иерархия мате­ риалов и техники. В работах А. Степановой, Б. Муратова, Б. Федорова, Н. Тихомировой хрусталь приобретает ранее чуждую ему свободу пластики, все богатство заложенных в нем свойств использо­ вано для создания изобразительно-ассоциатив­ ных образов. Камерностью отличается тонкое, вы­дувное стекло с росписью люстром и золотом, ко­торое успешно создают Е. Вихрова и Ю. Манелис. В гутном стекле высокой одухотворенностью пол­ ны композиции Д. и Л. Шушкановых, где вирту­озная техника превращает стекло в подлинную драгоценность.

Советское художественное стекло последнего времени во всем богатстве и разнообразии создаю­щих его творческих индивидуальностей предстает перед современниками как удивительно целост­ ное явление. В нем бережное отношение к нацио­нальной традиции сочетается со смелым новатор­ством, а поэтическая настроенность - с высокой гражданственностью.




Top