Русское стекло. Начальная пора

Рубеж XIX - XX веков проходит в Европе под знаком нового стиля, который в разных странах получил различные названия: арт нуво - во Франции, югенд-стиль - в Германии, сецессион - в Австриии, либерти - в Италии, модерн – в России. Повсюду произведения этого стиля отличал новаторский подход к форме, интерес к живой природе, обращение к новым технологиям производства. Такой материал, как стекло, с его прозрачностью и текучей пластикой, с его неисчерпаемой палитрой оттенков и фактур, оказался удивительно созвучен стилистике модерна и стал одним из символов нового стиля. Одна из основных эстетических идей стиля модерн - сделать высокое искусство более доступным, то есть найти альтернативу массовому механизированному производству предметов быта. Эта художественная программа получила различное воплощение в разных странах.

Старинное стекло Рене Лалик

В искусстве модерна особое место занимает Рене Лалик (1860 – 1945 гг.). Этот художник прославился в первую очередь как ювелир, однако в его творчестве важнейшую роль играло стекло. Он использовал его в своих непревзойденных украшениях, часто отказываясь от драгоценных камней в пользу стекла. Кроме того, Рене Лалик изготавливал осветительные приборы, вазы, скульптуры, флаконы для духов и даже украшения для автомобилей. Его произведения из бесцветного и цветного стекла, матового и прозрачного, иногда с использованием цветных эмалей, отличались одновременно монументальностью и легкостью, плавностью и оригинальностью форм, и были не менее популярны, чем его ювелирные изделия.

Ваза с изображением плюща. Рене Лалик. 1912 г.
Источник: http://www.kreml.ru/exhibitions/moscow-kremlin-exhibitions/iskusstvo-rene-lalika/

Стекло Модерн Эмиля Галле

Ключевой фигурой для стеклоделия эпохи модерна стал Эмиль Галле (1846 – 1904 гг.). Его творчество преломило в себе традиции европейского и восточного искусства, дав начало совершенно новому уникальному стилю, который сочетал в себе глубокий символизм, пристальное внимание к природе, бесконечное многообразие техник, удивительную свободу и изысканность формы. Эмиль Галле родился в Нанси, небольшом городе в Лотарингии, в семье предпринимателя, который занимался торговлей и производством стекла и фаянса. Карьера Эмиля Галле началась с работы на семейном предприятии. Позже он сотрудничал с заводом «Бургун, Шверер и К ᵒ» в Мейзентале. Уже в 1867 году Галле создал художественное ателье, а в 1894 году возглавил собственное стекольное производство в Нанси. Если в ранний период творчества Галле создавал преимущественно эскизы посуды из прозрачного бесцветного стекла с гравировкой или росписью, то в собственном ателье он начинает череду технологических экспериментов. В результате было изобретено и запатентовано множество новых техник, возрождены старинные технологии, создана беспрецедентно многообразная палитра оттенков цветного стекла. В 1882 году Эмиль Галле начинает производство многослойного стекла, которое стало одним из символов модерна. Важнейшим элементом декора многослойных изделий была гравировка, которая могла осуществляться механическим способом (гравировка колесом) или химическим (травление). Вершиной творчества Галле стало стекло «камео» (cameo glass ) - многослойное стекло, на которое изображение наносилось с помощью последовательного послойного травления и резьбы с применением различных инструментов. Как правило, в этой технике на вазах изображались цветы и растения (орхидеи, лилии, хризантемы, чертополох, папоротник), но встречаются также изображения насекомых, морских обитателей и другие образы, заимствованные из природы. Декоративное убранство подобных произведений всегда имело символический и философский подтекст. Галле даже создает новый жанр, который объединял в себе стекло и поэзию: так называемое «говорящее стекло », где строки из стихотворений Бодлера, Метерлинка, Гюго были вплетены в орнаментацию вазы.

Ваза с изображением цветка магнолии. Мануфактура Галле 1900 г. Многослойное стекло, травление. ГМЗ Павловск

Травление также использовалось для обработки всей поверхности стекла. Выдерживание в растворе кислоты различной концентрации могло заменить механическую шлифовку, дать эффект матирования или «морозного стекла» (стекло словно покрытое слоем инея). Травление кислотой позволяло достичь большей плавности линий и мягкости очертаний по сравнению с механической гравировкой. Также травление позволило создавать тиражную продукцию, и в 1890-е годы Галле начинает массовое производство многослойного стекла на собственном предприятии. Серийное стекло Галле получило название Galle standart . Уникальным изобретением Галле была техника «маркетри по стеклу» (фр. marqueterie de verre – набор стекла по стеклу) , по аналогии с техникой, которая издавна применялась для украшения мебели. На стенки сосуда в горячем виде накладывались кусочки стекла различного цвета. Еще одна техника, запатентованная Галле – это техника патинирования , когда пыль различного химического состава наносили на поверхность стекла между слоями, добиваясь таким образом необычных цветовых эффектов и утонченных градаций.

Ваза с изображением цикламена. Мануфактура Галле. Конец 1890-х гг. Многослойное стекло, травление, техника «маркетри по стеклу». Государственный музей керамики и Усадьба Кусково.
Источник: Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца XIX – начала XX века в собраниях музеев России. Москва: 2013.

Основная черта старинного стекла Эмиля Галле – высочайшее качество и виртуозность исполнения, каждое из его произведений представляет собой непревзойденный шедевр. Существует также ряд деталей, которые помогают определить, является ли антикварное стекло Галле подлинным. К подобным деталям относится зашлифованное дно, на котором видны все многочисленные слои цветного стекла. Безусловно, важную роль при атрибуции играет и сигнатура (подпись) Эмиля Галле. Он подписывал свои произведения в технике гравировки или травления, но сигнатура менялась как при жизни художника, так и после его смерти (серийное производство ваз Галле продолжало свою работу до 1930-х годов). В настоящее время правами на марку «Galle» владеет завод «Coman design», находящийся в Румынии. Их изделия отличаются высоким качеством и художественной ценностью, но едва ли представляют интерес для коллекционера антикварного стекла. В маркировке этих изделий рядом с именем «Galle» присутствует слово «tip».

Ваза с изображением анемонов. Эмиль Галле, 1900 г. Многослойное стекло, техника «маркетри по стеклу», гравировка. Государственный Эрмитаж.
Источник: Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца XIX – начала XX века в собраниях музеев России. Москва: 2013.

Последователи, искатели, экспериментаторы

Уникальное творчество Эмиля Галле породило множество последователей, сформировав школу Нанси, которая стала ведущей для всей эпохи модерна. Первыми последователями Галле стали мастера завода в Мейзентале, с которым художник сотрудничал долгое время – Дезире Христиан и Эжен Кремер . Важное место в искусстве того периода заняла и фирма «Легра и Кᵒ» . Отличительной чертой стекла Легра было широкое применение, наряду с гравировкой и травлением, росписи эмалями и золотом, а также необычайная яркость и разнообразие оттенков стеклянных масс. Безусловно, одним из признанных лидеров художественного стеклоделия того времени стала фирма братьев Дом (Огюст Дом и Антонен Дом) . Среди художественных приемов, применявшихся в их произведениях, особо стоит отметить следующие техники: техника цветной крошки , при которой на изделие в горячем виде наносилась крошка стекла различного цвета; техника пат-де-вер (фр. p âte-de-verre – стеклянная паста), в которой создавались детали для украшения многослойных ваз, а также широко используемая техника «мартеле» (фр. martel é – кованный) , то есть имитация кованной фактуры на стекле.

Ваза с изображением анемонов. Мануфактура братьев Дом, 1910 г. Многослойное стекло, травление. ГМЗ Павловск.
Источник: Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца XIX – начала XX века в собраниях музеев России. Москва: 2013

Влияние Эмиля Галле и школы Нанси было столь велико, что не ограничивалось пределами Франции. Примерами может служить старинное стекло фирмы «Людвиг Мозер и сыновья» в Чехии, а также фирмы «Коста» в Швеции, в которых своеобразно преломились черты творчества Галле и идеи модерна. Исключением не стали и русские стекольные заводы, которые также откликнулись на новые тенденции в европейском искусстве.

Русское стекло Модерн

В конце XIX века Императорский стеклянный завод (ИСЗ) переживал не лучшие времена, и для снижения расходов был объединен с Императорским фарфоровым заводом. Тем не менее, ИСЗ по-прежнему оставался одним из крупнейших стекольных производств в России и производил изделия высочайшего класса. Вскоре после знаменитой Всемирной выставки 1889 года в Париже, где Эмиль Галле впервые продемонстрировал свои вазы из многослойного стекла, ИСЗ также начинает создавать подобные произведения.

Ваза. Императорский Фарфоровый и Стеклянный заводы. 1897 г. Цветное стекло, техника кракле.
Источник: Т. А. Малинина. Императорский стеклянный завод. XVIII – начало XX века. Спб.: 2009.

Кроме того, на рубеже веков ИСЗ производил толстостенные вазы из цветного стекла, декорированные с использованием таких техник, как миллефиори (итал. millefiori – тысяча цветов ) при которой множество стеклянных трубочек различных цветов разрезались поперек и в виде тонких пластин вплавлялись в толщу сосуда, кракле (фр. craqueler – покрывать трещинами) – стекло с трещинками на поверхности, а также стекло с включением металлических блесток в массу.

Ваза с изображением змеи в зарослях клевера. Императорский Фарфоровый и Стеклянный заводы. По рисунку К. Красовского. 1897 г. Двухслойное стекло, резьба, гравировка.

Художественное стекло является значительной и достойной частью национально-культурного наследия России. Это один из самых древних и распространенных видов отечественного декоративно-прикладного искусства, а также одна из первых и ведущих отраслей русской художественной промышленности на протяжении вот уже почти четырех столетий. Стекло на территории Восточной Европы известно с античных времен. Сюда, к северным берегам Черного моря (понта Эвксинского - моря Гостеприимного), привозили разнообразные стеклянные изделия, созданные мастерами Александрии, Восточного Средиземноморья и северной Италии. Археологические раскопки, проведенные российскими учеными в дореволюционное и советское время в причерноморских древнегреческих городах-колониях - Пантикапее (Керчь), Нимфее, Херсонесе, Ольвии, Феодосии, Горкиппии (Анапа) и других городах, дали науке огромное количество вещественных памятников: бальзамариев, блюд, чаш, кувшинов и других стеклянных сосудов, датируемых периодом VI-V вв. до н. э. - I—II вв. н. э. Местное производство стекла здесь появляется чуть позже середины II века, что подтверждается наличием стекольных мастерских в городище Алма Кермен под Бахчисараем, хотя, видимо, здесь работали римские мастера(Щапова, 1983. С. 135, 140).С Х века из Византии в древнерусское государство в большом количестве поступают разноцветные смальты, а уже в конце X века в Киеве в связи с постройкой там Десятинной церкви, украшавшейся мозаиками, появляются местные стеклоделательные мастерские. Причем интересно, что древнерусские стекла по химическому составу и технике изготовления, несмотря на родство с византийскими, все же отличаются от них. То есть в начале XI века, когда «сохранение тайны стекла было главной чертой в политике византийцев по отношению к их киевским коллегам», в Киевской Руси уже существовало местное производство стекла с собственной рецептурой и технологией варки. Таким образом, сложение на Руси самостоятельной школы стеклоделия, и именно в Киевском регионе, было обусловлено, во-первых, наличием здесь богатой сырьевой базы, во-вторых, существованием местных рецептур стекла и, наконец, взаимовлиянием собственного практического опыта и опыта византийских мастеров.
В XII веке древнерусское стеклоделие, центром которого оставался Киев, активно распространилось и в другие восточнославянские регионы, где заняло видное место. Первоначально это было изготовление смальт чрезвычайно богатой цветовой палитры, в том числе «золотой», для украшения мозаиками возводившихся монументальных христианских храмов в Киеве, Новгороде, Полоцке, Чернигове и других городах. Было налажено и производство «окончинного» стекла, постепенно заменявшего в богатых домах слюдяные окна. Хотя даже позднее, в XVII веке, в московских царских дворцах в Коломенском и Измайлове наряду со стеклянными «окончинами» продолжали сохраняться и слюдяные.
Другой важной частью древнерусского стекольного производства было изготовление мастерами Киева выдувной посуды, что свидетельствует о высоком уровне стеклоделия того времени. Кроме того, в XI—XIII веках во многих древнерусских городах - Киеве, Новгороде, Смоленске, Старой Рязани, Полоцке, Чернигове и других местах - широкое распространение получило изготовление различных женских украшений - разноцветных бус, браслетов, височных колец и перстней, которые с успехом соперничали с привозными бусами и бисером, бытовавшими здесь еще с VIII—IX веков. В связи с этим интересно свидетельство арабского путешественника конца X века о том, что привозной бисер был чрезвычайно дорог и за него отдавали состояния. Покупая эти ожерелья для своих жен, «мужья разорялись, платя от 15 до 20 копеек серебром за каждую бисеринку».
Исследования российских ученых доказывают, что еще за столетие до нашествия Батыя развитие русских ремесел, в том числе и стеклоделия, достигло высокого уровня. Как известно, Киевская Русь к этому времени представляла собой могущественное государство, князья которого были в родстве со многими королевскими дворами Европы. Иностранцы называли ее «страной городов, ремесел и искусств». Однако тяжелое иго Золотой Орды, жестокое разорение городов, угон в плен мастеров на несколько столетий прервало столь успешное экономическое развитие древнерусского государства. Лишь в XV веке постепенно начинают возрождаться забытые ремесла, и в том числе стеклоделие. В прежних местах - в лесистых районах Черниговщины - возобновляется деятельность стекольных мастерских, в которых, как и в Европе, выделывается разнообразная выдувная хозяйственная утварь. Отсюда, из «черкасских» земель, из мелких ремесленных мастерских на протяжении XV - начала XVII века вывозится широкий ассортимент обыкновенного, ординарного стекла «простой материи», как его называли, «зеленой» и «голубой ВОДЫ». Везут его в новый центр Руси - в Московское государство, а также в Великий Новгород, Смоленск и другие русские города.
Со временем деятельность мелких черкасских ремесленных гут, хотя и многочисленных, не могла удовлетворить возрастающий спрос на стеклянные изделия Московского государства, активно расширяющего торговые связи с Западной Европой. В начале XVII века через Ганзейский торговый союз в Архангельский порт и Великий Новгород стало поступать баснословно дорогое «виницейское» стекло с цветной филигранью, уже покорившее всю Европу; торговцы привозили диковинные зеркала, которые женихи охотно дарили невестам в качестве свадебного подарка. В большом количестве поступали стеклянные бусы, изготовленные не без влияния венецианских стеклоделов. Раскопки, проведенные в последние годы на территории Москвы, свидетельствуют о широком бытовании стеклянных предметов роскоши. Стеклянная посуда в начале XVII века употреблялась при царском дворе, в царских аптеках и в казенных питейных заведениях — «кружечных дворах» («кружалах») для «помещения пробного и образцового вина».
В XVII веке, с укреплением Московского государства, стеклоделие вступает в новую производственную стадию. Все возрастающие потребности в разнообразном стекле - бытовом и предметах роскоши - приводят к необходимости создания собственного стекольного производства. В результате уже в первой половине XVII века под Москвой появляется собственное производство стекла — «заводятся первые стекольные заводы. В 1634 году с разрешения царя Михаила Федоровича под Москвой, в селе Духанино Дмитровского уезда, швед Е. Койет начал строительство первого русского стекольного завода. Завод был открыт в 1639 году и выпускал аптекарскую посуду и оконное стекло. Позднее, в 1668 году, в подмосковном селе царя Алексея Михайловича - Измайлове - по его указу заводится» теперь уже казенный завод, также мануфактурного типа, но более крупный и приближенный к столице, выпускавший продукцию «про обиход великого государя». И действительно, завод оправдывал свое предназначение, выпуская для царя и его окружения огромный ассортимент бытовой посуды. Украшались эти изделия богато, в соответствии с новыми европейскими влияниями - позолотой, шлифовкой и гравировкой.
Венецианское стеклоделие, создавшее в Европе XVII столетия целое направление - facon de Venise , нашло свое отражение и в изделиях «фигурного дела Измайловского завода. Первые два десятилетия в Измайлове работали иноземные «скляничные» мастера, называвшиеся «виницейцами», бывшие выходцами из Чехии, Германии, Голландии и балтийских стран. Они-то и перенесли на русскую почву свой опыт и умение, сложившиеся под влиянием венецианского стеклоделия. Так, известно имя фигурного мастера» голландца Индрика Лерина, проработавшего на Измайловском заводе практически от его основания и до перевода в Аптекарское ведомство и с деятельностью которого связывают целый ряд кубков-«шутих».
Изделия «фигурного дела» - «рюмки долгие», в сажень» и «кубки потешные» - среди огромного разнообразия продукции Измайловского завода выделялись особо. К таким изделиям относятся редчайшие кубки с «секретами» - системой потайных трубок, позволявших неожиданно облить фонтаном пьющего в этот момент человека. Украшались такие кубки богатым пластическим декором: лепными и выдувными фигурами птиц, коней, оленей, баранов, разнообразными цветами и листьями, что сближает их с изделиями венецианских мастеров. Подобные изделия с «секретами», распространенные в Европе еще в XVII веке под влиянием Венеции, в России также пришлись ко двору царя Алексея Михайловича, где всякого рода «шутейные» забавы были чрезвычайно любимы и распространены.
Говоря о фигурном стекле Измайловского завода, следует констатировать, что венецианское стеклоделие, давшее толчок для развития в Европе целого направления в «венецианском стиле», так называемого facon de Venise с его развитой пластической системой формообразования, было чрезвычайно созвучно традициям русской народной пластики XVI-XVII веков.
Измайловский завод сыграл огромную роль в становлении русского художественного стеклоделия XVII века и оказал направляющее влияние на последующий ход его развития. Мастера Измайловского и казенного Воробьевского заводов, работавшие затем в Ямбурге и Киеве (на основанном там в 1720 году по указу Петра I стекольном заводе), перенесли на новые места секреты стекольного мастерства, наработанные ими на «государевом» заводе за 30-40 лет.
В начале XVIII века центром стекольного производства становится Петербургский регион, где новая отстраивающаяся столица потребляет огромное количество стекла. Но перевод стекольного производства на новое место стал не просто географическим перемещением. В общем процессе программной «европеизации» России петровского времени можно говорить также и о развитии нового этапа в русском художественном стеклоделии: о переориентации от венецианского стеклоделия к центрально-европейскому. В первую очередь это выразилось в сложении отечественной школы гравировки, родственной европейской, в частности богемской. Начало этому процессу было положено еще в Измайлове, затем на ямбургских заводах А. Меншикова, а в середине XVIII столетия достигло наивысшего расцвета на Петербургском заводе.
В последующие полтора столетия - вплоть до начала XX века - изделия Императорского Стеклянного завода, исполнявшиеся по проектам крупнейших зодчих и руками лучших русских мастеров, украшали интерьеры многочисленных столичных дворцов и загородных резиденций членов императорской фамилии и высшей аристократии, поражая своим великолепием и совершенством. Императорский Стеклянный завод, ставший передовым предприятием и являвшийся своеобразной художественной лабораторией для частных предприятий, стоял в одном ряду с крупнейшими заводами Европы, принося славу российскому стеклоделию.
Неоценимый вклад в развитие русского художественного стеклоделия внес великий Михайло Ломоносов. В 40-х годах XVIII столетия в результате многочисленных опытов в лабораториях Академии наук им была разработана обширная рецептура цветного стекла. По разрешению Сената М. Ломоносов получил беспроцентную ссуду в 4000 рублей на пять лет и в 1754 году построил в Усть-Рудице стеклянную фабрику, где «к пользе и славе Российской империи» наладил производство изобретенного им цветного стекла - одного из самых сложных видов стекольной продукции. На заводе выпускались разнообразные цветные изделия, смальты, а также был разработан метод изготовления «галантереи» - бисера и стекляруса, модного товара, ранее в России не выпускавшегося и поступавшего из-за границы «ценою на многие тысячи».
Что касается частного стекольного производства, то с XVIII столетия благодаря протекционистской политике Петра I и его преемников, предоставлявших льготы частным производителям и ограждавших их от заграничной конкуренции повышениями таможенных ввозных пошлин и даже запретами ввоза импортного стеклянного товара (с 1800 г.) и т. д., число новых заводов быстро возрастало. При этом для сохранения лесов, в которых «крайняя нужда состоит», правительственными указами 1744, 1759, 1762 годов строительство стекольных (а также железных и винных) заводов в радиусе 200 верст от Москвы и не ближе Ямбургского уезда от Санкт-Петербурга запрещалось, а указом Сената 1754 года ранее построенные заводы и вовсе подлежали уничтожению. Тем не менее, несмотря на подобные противоречивые меры, к началу XIX века насчитывалось более пятидесяти стекольных заводов, а в первой четверти столетия, согласно ведомости 1814 года, стекольных заводов было уже 146. Из них наибольшее число приходилось на Владимирскую губернию - 22 завода, Петербургскую - 14, Волынскую и Черниговскую - по 11, Смоленскую - 9, Киевскую, Орловскую и Рязанскую - по 8, Калужскую - 3 и т. д. Это были преимущественно заводы, построенные представителями дворянских классов и купечества в своих поместьях. Среди владельцев заводов известны купцы Мальцевы. Немчиновы и Болотины, дворяне Бахметевы и Орловы Олсуфьевы и Полторацкие, Голицыны и Юсуповы Паншины, Меншиковы, Небольсины и другие.
К середине XIX века с развитием капиталистических отношений частное предпринимательство по производству стекла активизируется, расширяя географию своего распространения не только в европейской части империи (хотя и преимущественно) но и в отдаленных сибирских и азиатских регионах, составляя по статистическим данным 1838 года - 185 заводов, 1874 года - более 200. К началу Первой мировой войны количество стекольных предприятий уже приближается к четырем сотням. Таким образом, уже со второй половины XIX столетия Россия становится крупной страной по производству стекла, обеспечивая стеклянной продукцией не только внутренний рынок, но и имея сбыт за рубежом.
И хотя из многочисленных русских стеклозаводов XVIII - начала XX века бытовое и декоративное стекло выпускали далеко не все, тем не менее продукция этих предприятий сыграла существенную роль в формировании художественного уровня отечественного стеклоделия в целом. Императорский Стеклянный завод и ведущие частные предприятия являлись постоянными участниками всероссийских и международных художественно-промышленных выставок XIX - начала XX века, где неизменно удостаивались самых высоких наград.

Музеи Московского Кремля располагают богатой коллекцией русского гравированного стекла и хрусталя XVII – начала XX века и интересными образцами отечественного фарфора XVIII-XIX веков.
Стекольное производство было одной из первых отраслей зарождавшейся на рубеже XVII-XVIII столетий русской художественной промышленности. Ведущая роль в сложении национальной школы принадлежала Измайловскому казенному заводу в Москве. Музеи Кремля обладают уникальными изделиями этого завода. Таким является огромный кубок из легкого стекла с гравированными изображениями Петра I в окружении медальонов с аллегориями из популярной в России книги “Символы и эмблематы”.
Во втором десятилетии XVIII века центр стеклоделия переместился в Петербург и сосредоточился на Ямбургском и Жабинском заводах. Ведущими мастерами здесь впервые стали русские. Продукция Ямбургского завода представлена в коллекции кубками, связанными с эпохой Петра I.
В 30-е годы XVIII века сложился третий центр стекольного производства – Петербургский завод, просуществовавший до 1774 года. Его изделия свидетельствуют о расцвете национальной школы гравированного стекла, связанной с деятельностью двух крупнейших мастеров – В. Пивоварова и Д. Войлокова. Их работой являются большие кубки с портретами Елизаветы Петровны и Екатерины II. Резчики завода 40-х – 70-х годов XVIII века гравировали на стекле гербы и вензеля, архитектурные пейзажи, сложные аллегорические композиции. Декоративность гравировок они усиливали чернением, золочением, цветными эмалями.
В коллекции рядом с пышными произведениями Петербургского завода соседствуют более скромные изделия частных предприятий.
Музеи Кремля располагают образцами изделий Императорского стекольного завода, основанного в 1774 году – четвертого центра стекольного производства. Это вазы из красного стекла, так называемого золотого рубина, с легким золотым орнаментом и из фиолетового стекла, имеющего в массивных толстостенных сосудах редкий оттенок насыщенного черного цвета.
В начале XIX века появился свинцовый хрусталь и разнообразные механические приемы его обработки. У мастеров эпохи позднего классицизма было остро развито чувство ансамбля. Поэтому большое значение уделялось созданию сервизов из стекла и хрусталя, объединенных общей идеей. Над их производством работали Императорский и Бахметьевский (под Пензой) заводы.
К середине XIX века возродилось цветное стекло. Сначала в виде нацвета красным рубином на бесцветный слой. Затем появились изделия насыщенных цветов – густо-зеленого, темно-синего, а в конце XIX века так называемое мраморное стекло.
До конца XVIII века форма и орнаментация изделий отвечали стилю барокко. Лишь отчасти вводились элементы рокайльного Орнамента. Стиль классицизма, утвердившийся в конце XVIII века, особую выразительность получил в цветном стекле.
Для 70-х – 90-х годов XIX века было характерно обращение к формам и орнаментации народного стекла в связи с популярностью псевдорусского стиля.
Необычайного размаха достигла деятельность стеклопромышленников Мальцевых, ставших монополистами хрустального производства. Хрусталь конца XIX – начала XX века отличает высокое качество материала и виртуозная работа алмазчиков. Очень часто хрустальные изделия оправлялись в серебро, что подчеркивало драгоценность материала.
В музеях Кремля представлена немногочисленная, но интересная коллекция русского фарфора Императорского завода и частных предприятий.
Гордостью музея являются изделия, связанные с первым периодом деятельности Императорского завода (1747-1765). Их украшает лепной цветочный декор и роспись с растительными мотивами восточного характера. Художественным достоинством произведений является индивидуальность исполнения.
Продукция Императорского завода XIX века представлена отдельными предметами в греческом стиле, “Кремлевским” сервизом в псевдорусском стиле и вазами, расписанными художником Столетовым. Эти вазы являются редкими для русского фарфора образцами миниатюрных копий с произведений станковой живописи.
Первым частным фарфоровым предприятием, основанным в XVIII веке, был завод ф. Гарднера (село Вербилки под Москвой). Интересным явлением в фарфоровом искусстве явилось создание на этом заводе знаменитых орденских сервизов. В отличие от Императорского завода Гарднер разрабатывал народную тематику; в росписи изображались народные сцены, в пластике создавались народные типы.
Вслед за Гарднером демократические тенденции в русском фарфоре XIX века развили заводы А. Попова и гжельские фарфоровые предприятия. Из предмета роскоши фарфор превратился в широко распространенный материал. Сюжеты росписей фарфора были самыми разнообразными. Мастера этих заводов повторяли в росписи иллюстрации модных журналов, воспроизводили жанровые сцены, но чаще всего покрывали изделия орнаментом растительного характера, что явилось характерной особенностью русского фарфора.
В конце XIX века многие заводы разорились, производство фарфора было монополизировано товариществом М. С. Кузнецова, фарфор которого приобрел действительно по тем временам промышленно-массовый характер.
Но в работах Императорского завода и завода братьев Корниловых в Петербурге фарфор вновь приобрел звучание драгоценного материала. Их изделия отражали высокие технические достижения фарфорового искусства.
В состав данной подборки вошли лучшие образцы изделий из стекла и фарфора XVIII – начала XX века, хранящиеся в фондах Оружейной палаты.

  • NEW
  • NEW
  • NEW
  • оценка он-лайн по фото NEW
  • NEW
  • NEW
  • Русское художественное стекло

    История русского художественного стекла на­чинается в эпоху Киевской Руси, когда во многих древнерусских городах появились первые мастер­ские, изготовляющие смальты для мозаик и не­хитрые женские украшения - бусы, браслеты, кольца. Эта традиция была прервана во время монголо-татарского нашествия. И потому в XVII веке, когда возникла потребность в стекле, при­ шлось обращаться к опыту европейских масте­ ров.

    Важная роль в процессе становления русского художественного стеклоделия выпала на долю Из­ майловского завода, основанного в 1668 году. Ря­ дом с иноземцами на заводе работали и русские мастера, которые творчески осваивали передовой опыт европейского стеклоделия. Здесь получили развитие две основные школы эпохи барокко. Од­на из них ведет начало от венецианских мастеров, работавших в технике свободного выдувания (гут ной), другая продолжает традиции богемских рез­чиков стекла. Гутная техника довольно рано была освоена русскими мастерами, многие из которых впоследствии основали свои собственные пред­ приятия. Гравировка еще некоторое время остава­лась привилегией иноземных мастеров и только в XVIII веке получила развитие на ведущих сте­кольных заводах страны.

    Редчайшими являются "потешные кубики" Измайловского завода, выполненные Андреем Ле риным. Его приемами широко пользовались на­ родные мастера на протяжении всего XVIII века, особенно при изготовлении различных сосудов в виде коней, медведей, птиц.

    На протяжении XVII - XVIII столетий в России было основано 86 стекольных заводов, некоторые из них существуют и поныне (Гусевский, Дять ковский). Большинство заводов, основанных в XVII - XVIII веках, изготовляли оконное стекло и гутные изделия простых форм из бутылочного зе­леного стекла - штофы, бутылки, кувшины. Мно­ гие из них стали произведениями народного ис­ кусства, после того как были расписаны эмалью в специальной мастерской. Здесь и библейские сю­ жеты (Иосиф Прекрасный, Адам и Ева), и истори­ческие (Гангутское сражение), и тема праздника, и п ышные растительные орнаменты в сочетании с анималистическими изображениями.

    Русское художественное стекло 17 - 19 вв.

    В первой половине XVIII века в России сфор­ мировались три основных центра гравировки по стеклу. Ведущим был Петербург. Коллекция пе­ тербургского гравированного стекла начинается со скромных, еще ученических работ начала XVIII века и заканчивается виртуозными работа­ ми петербургских граверов конца XVIII века. Все работы выполнены в стилистике русского вариан­та барокко. Большое распространение получили кубики с изображением российского двуглавого орла, вензелями и портретами монархов. В сере­ дине столетия появляется также значительное число кубиков с изображениями парадов, охотни­чьих и пасторальных сцен на фоне архитектурно­ го пейзажа.

    Провинциальные центры гравировки пред­ ставлены в коллекции произведениями мастеров заводов Мальцовых и Немчиновых. Особенно про­ цветающим было семейство Мальцовых, глава ко­торого Василий Мальцов в 1730 году стал владель­ цем небольшого завода в Можайском уезде. К кон­ цу столетия в руках этого семейства уже было со­ средоточено 15 стекольных заводов. Мальцовское гравированное стекло было рассчитано на средние слои русского народа - купечество, чиновников. Поэтому в его орнаментации барочные принципы и проблематика оказались преломленными через призму народного восприятия. Очень часты на мальцовском стекле дарственные надписи. Обра­щались мастера и к "галантному" сюжету, но в их интерпретации он получил лубочную окраску.

    Аналогичным по своей художественной на­ правленности было стекло заводов Немчиновых, которым в третьей четверти XVIII века принадле­жало несколько заводов в Смоленской губернии. Примечательно, что все немчиновские граверы были исключительно крепостными, а стекло гра­ вировалось только на заказ.

    В последней трети XVIII века русское стекло­ делие развивается особенно быстрыми темпами. Растет число заводов, увеличиваются их размеры. Стеклоделие становится престижным занятием, и русская знать заводит у себя в имениях стеколь ные предприятия. Среди владельцев заводов изве­ стны князья Потемкин и Голицын, граф Орлов.

    Лидирующую роль в производстве художест­ венного стекла сохраняет казенный завод, кото­ рый с 1792 года стал именоваться Императорским заводом. Его продукция была ориентирована главным образом на оформление придворного бы­ та. Не уступал ему по качеству изделий основан­ ный в 1764 году Никольско-Петровский завод по­мещика Бахметьева.

    Облик художественного стекла последней тре­ ти XVIII века определяется стилистикой класси­цизма. В это время значительно расширился ас­ сортимент изделий, которые стали менее универ­сальными. Усложнилась сервировка стола, и на­ значение каждого предмета стало более ограни­ченным. Появляются первые винные наборы, со­ стоящие из графинов и рюмок. Из стекла делают­ ся масленки, супницы, кашпо, судки для специй, флаконы для духов, табакерки и т. д. Возрастает роль стекла в интерьере. Внутренние покои двор­цов украшаются вазами, канделябрами, люстра­ ми, стенниками, зеркалами, а также делаются вставки для мебели.

    Существенные изменения происходят и в тех­нике изготовления стекла. Помимо ранее извест­ ного бутылочно-зеленого и бесцветного стекла по­ является и цветное (красное, зеленое, синее, фио­летовое, молочное). Несмотря на то, что русские мастера научились варить цветное стекло еще в начале XVIII века, его широкое использование приходится на последнюю треть XVIII века и во многом стимулировано разработками М. Ломоно­ сова.

    Меняются и приемы декорирования стекла. Гравировка уступает место росписи золотом, сере­ бром, эмалями. Популярными в 70-80-х годах XVIII века было бесцветное стекло с тонкой роспи­ сью белой эмалью с пурпуром.

    Оно во многом еще носит компромиссный ха­ рактер, так как его рокайльная сюжетика (боскет­ные группы) сочетается со строгой классической формой и трактовкой орнаментов.

    Возрождаются забытые техники, такие как филигрань (венецианская нить). Она использует­ся как украшение ножек бокалов и рюмок, а ино­гда покрывает все тулово графинов. Бесцветное стекло с золотой и серебряной росписью выпуска­ ется главным образом Императорским и Бахметьевским заводами. Их изделия отличались друг от друга лишь тем, что в бахметьевском стекле более часто позолота сочетается с серебрением и про­ зрачными эмалями.

    Изделия Императорского завода были более последовательны в стилистическом отношении, они более сдержаны по форме и орнаментации. Особенно эта разница ощутима в цветном стекле, палитра которого на Императорском заводе была значительно богаче, равно как и орнаментация. Здесь помимо вензелей, венков, гирлянд нередко можно увидеть мифологические композиции и пейзажи.

    Цветное стекло широко использовалось в оформлении осветительных приборов - люстр, бра, канделябров, где оно сочеталось с золоченой бронзой. Большую роль в интерьере начинают иг­рать зеркала и рефлекторы, на поверхностях ко­ торых часто гравировались аллегорические фигу­ ры или персонажи итальянской комедии.

    Русское стекло XIX века отличается чрезвы­ чайным разнообразием форм и декоративных приемов. В это время возрастают требования к ка­честву материала и постоянно совершенствуется технология его производства. Производство стек­ла приобретает все более промышленный харак­ тер. Значительно увеличивается число заводов. Если в начале XIX века в России было 114 заво­ дов, то в 1889 году их было уже 258, но только 57 из них выпускали "посудное стекло".

    Первая треть XIX века по праву считается вре­менем расцвета русского художественного стекло­ делия. Впервые стали привлекаться к руководст­ву и работе профессиональные художники. На Императорском стекольном заводе А. Воронихин, Тома де Томон, К. Росси, И. Иванов разрабатыва­ли эскизы парадных сервизов, ваз, настольных украшений, которые отличались грандиозностью своих размеров и смелостью технического испол­ нения. Многие из них предназначались для укра­ шения царских резиденций. Все художественные произведения первой трети XIX века изготовля­ лись главным образом из нового, только что осво­ енного бесцветного свинцового хрусталя с алмаз­ной гранью. Строгие формы изделий, холодное мерцание грани геометрического характера наи­ более четко выражали эстетические принципы ампира. Очень часто хрустальные изделия монти­ровались в золоченую бронзу, которая также была излюбленным материалом этого стилистического направления.

    Центральную роль в оформлении художест­ венного стекла первой трети XIX века занимает героическая тема войны 1812 года. Особенно ярко она выражена в первых хрустальных изделиях с молочными медальонами, в которых помещались портреты героев войны - Кутузова, Платова, Вит­генштейна. Исполнителями этих портретов были живописцы Императорского фарфорового завода П. Рокштуль и мастер Бахметьевского завода А. Вершинин. Героическая тематика получила так­ же отражение и в гравированном стекле. Это главным образом небольшие изделия: стаканы, бокалы, тарелки, на которых воспроизводились ка рикатуры И. Теребнева, И. Иванова, а несколько позже, в 1830-х годах, барельефы Ф. Толстого.

    Цветное стекло в эпоху ампира употреблялось редко. Интерес к нему снова возник лишь во вто­рой четверти XIX века. На первой всероссийской выставке 1829 года отмечалось, что "цветные хру­стальные вещи, которые вышли из употребления, а ныне опять в большой моде, казались, как будто украшены сапфирами, изумрудами, топазами, рубинами чистейшей воды, особенно прелестны опаловые и резеопалиновые изделия". На той же выставке демонстрировались вазы "нового изоб­ ретения", выполненные из двухслойного стекла (бесцветного и золотого рубина), вмонтированные в золоченую бронзу.

    Ампирные произведения Императорского за­ вода отличались чрезмерной пышностью. Харак­ терными были сервизы, крупные вазы, канделяб­ ры, вмонтированные в золоченую бронзу и допол­ ненные золоченым фарфором. Распространение получили также вазы с рисунком в "неогреческом стиле".

    На Бахметьевском и Орловском заводах изго­ товлялись более скромные изделия, нередко ис­ пользовалось сочетание цветного и бесцветного стекла, алмазной грани и позолоты с серебрением. В росписи же растительные мотивы перемежают­ся с архитектурными видами самого разного ха­ рактера. Популярны в это время китайские сюже­ ты, которые то сохраняли верность первоисточни­ ку, то соединялись с чисто классицистическими мотивами.

    К середине XIX столетия производство стекла приобретает индустриальный характер. Значи­ тельно возросли технические возможности стекло­ делия, расширилась палитра цветного стекла. В 1840-х годах начинается производство темно-виш­ невого "медного рубина" и уранового стекла двух видов - "зеленого" и "желтого". Повсеместно рас­пространяются непрозрачные "глушеные" стекла, напоминающие бирюзу, яшму, лазурит и т. д.

    На Дятьковском заводе в 1849 году делаются вазы и графины "мозаичной работы". Дальнейшее развитие получает техника нацвета. Только упо­требляют как два, так и три слоя стекла.

    Среди стилистического разнообразия 40-50-х годов XIX века наиболее устойчивыми были сти­ ли неоготический и рококо, которые особенно чет­ ко проявлялись в изделиях Императорского заво­ да.

    Провинциальное же стеклоделие практически не знало четкой стилистической ориентации. Здесь мастера шли больше от материала, техники, функциональности и потому их работы были бо­ лее цельными и ясными.

    В это время наблюдается возврат к свободным живым формам, к цветному орнаменту, разбро санному по поверхности предметов, чаще всего выполненных из цветного стекла. Интересно, что непосредственно готические и рокайльные моти­ вы в русском стекле использовались весьма редко и трактовались весьма широко.

    В России второй половины XIX века ситуация в художественном стеклоделии осложнилась тем, что такие ведущие заводы, как Императорский и Бахметьевский, основанные не на коммерческой основе, становятся убыточными, их производство сокращается. Лидерство переходит к частным предприятиям, для которых требования рынка были определяющими.

    Начиная с 1870-х годов значительно увеличи­ вается объем производства хрусталя с обильной алмазной гранью. Возрастает интерес к гравиро­ ванному стеклу. Первенство в его производстве и качестве принадлежало Дятьковскому заводу.

    В это время с новой силой возрастает интерес к традиционному народному искусству, подража­ние которому вылилось в так называемый "рус­ ский стиль". Затронул он и стекло, которое часто стали декорировать полихромной эмалью, заим­ ствуя мотивы из вышивки, резьбы или росписи по дереву. На рубеже XIX - XX веков формируется новое стилистическое направление, получившее название в России "модерн". Однако в русском стекле он не получил сколько-нибудь самостоя­тельного развития. На Императорском и Гусев ском заводах изготовлялись уникальные произве­ дения, выполненные в манере известного фран­цузского художника Эмиля Галле.

    Советское стекло, как самостоятельное худо­жественное явление, заявило о себе лишь в 40-е годы XX века. До этого на отечественных заводах выпускали лишь изделия, повторяющие дорево­ люционные образцы или обиходную посуду. Впер­ вые к стеклу, как к современному художественно­му материалу обратилась В. Мухина, по инициа­тиве которой в 1940 году была создана в Ленин­ граде экспериментальная художественная лабо­ ратория, призванная обеспечить стекольную про­мышленность новыми современными образцами. Лозунгом этого времени была новая образность, в основе которой лежала прежде всего функцио­ нальность форм, технологичность исполнения, чувство материала, ограниченность декора. Этим принципам советское стекло сохраняет верность и поныне.

    В 1950-х - начале 1960-х годов на стекольных заводах страны были созданы художественные ла­ боратории, куда пришли профессиональные ху­дожники, усилиями которых продукция каждого завода обрела свою художественную специфику. Современное стекло заняло одно из ведущих мест в ансамбле советского декоративно-прикладного искусства. Его особенностью является то, что ра боту над массовой функциональной вещью боль­ шинство художников сочетает с творческими по­исками в области чисто декоративной. Это нахо­ дит выражение в выставочных композициях, где художники с особой отчетливостью декларируют свою художественную программу. Примечатель­но и то, что советские художники стекла активно откликаются на все события современности и мно­ го работают над созданием тематических, граж­ данственных по своему пафосу произведений. В их работах стекло предстает перед нами как неис­черпаемый в своих возможностях пластический материал, средствами которого могут практичес­ки решаться любые задачи. Этот период отмечен активными поисками нового, современного сти­ ля, через постепенное преодоление старых мето­дов, а порой и через их полное отрицание. В про­ изведениях В. Мухиной и Б. Смирнова тех же лет традиция уступает место новаторству. Здесь иная мера полезного и прекрасного. Красота видится в простоте и естественности функциональных форм, в ограниченности лаконического декора.

    Вторая половина 1960-х и первая половина 1970-х годов отмечена повышенным интересом к декоративной форме. Из стекла создаются боль­шие ансамбли, где унитарная форма выступает лишь в качестве одного из компонентов. Проис­ ходит своеобразная эстетизация бытового пред­ мета, который теперь предназначен для того, что­ бы на его основе создать опоэтизированный "об­ раз быта". Показательны в этом плане ансамбли "Праздничный стол" Б. Смирнова и "Хлебосоль­ ный" Д. и Л. Шушкановых. В них широко ис­ пользованы традиции народного гутного стекла, которые в 1970-х годах активно переосмыслива­ ются советскими художниками, создающими на этой основе принципиально новые произведения. Запоминается вдохновенная пластика В. Шев­ченко.

    Новаторством также отмечены работы в хрус­тале. Традиционная алмазная грань в работах Фи­латова и М. Гробарь обретает новую образность. Она выступает не только как элемент декора, но несет в себе и формообразную функцию.

    Вторая половина 1970-х годов характеризует­ ся тем, что декоративное стекло активно вторгает­ся в общественный интерьер, становится эмоцио­нальной доминантой выставочной экспозиции. В стекле решаются задачи, ранее считавшиеся ис­ ключительной привилегией изобразительного ис­кусства. Нарушается привычная иерархия мате­ риалов и техники. В работах А. Степановой, Б. Муратова, Б. Федорова, Н. Тихомировой хрусталь приобретает ранее чуждую ему свободу пластики, все богатство заложенных в нем свойств использо­ вано для создания изобразительно-ассоциатив­ ных образов. Камерностью отличается тонкое, вы­дувное стекло с росписью люстром и золотом, ко­торое успешно создают Е. Вихрова и Ю. Манелис. В гутном стекле высокой одухотворенностью пол­ ны композиции Д. и Л. Шушкановых, где вирту­озная техника превращает стекло в подлинную драгоценность.

    Советское художественное стекло последнего времени во всем богатстве и разнообразии создаю­щих его творческих индивидуальностей предстает перед современниками как удивительно целост­ ное явление. В нем бережное отношение к нацио­нальной традиции сочетается со смелым новатор­ством, а поэтическая настроенность - с высокой гражданственностью.



    
    Top