Русское стекло. Русское стекло и время, фарфор и история

В Государственном Историческом музее открылась выставка посвященная произведением русских мастеров из хрупкого материала - стекла, под названием «Русское стекло конца XVIII - начала XX века» . Эта выставка состоялась благодаря множеству счастливых обстоятельств. В пространстве выставочного зала музея разместилась коллекция Г.Н. Ойстрах, которую она собирала более 30 лет. Сейчас коллекция выкуплена Министерством Культуры РФ и передана в фонды Исторического музея. Высокая планка, которая была поставлена при создании коллекции, позволила собрать предметы в идеальном состоянии, без сколов, трещин, потёртостей золота.
Весь зал экспозиции наполнен световыми бликами, которые пробегают по стеклянным граням сервизов и ваз. Разные цвета, разные технологии обработки превращают этот материал в разнообразные завораживающие предметы. И даже не верится, что некоторые из них были в использовании, а не сразу уходили в коллекции.

Бокал с крышкой с орнаментальным узором и вензелем «SA» под короной в медальоне. Санкт-Петербург.
Императорский стеклянный завод. Конец XVIII -XIX век. Стекло «золотой рубин» и бесцветное; гранение, роспись золотом.


Фрагмент. Бокал с крышкой с орнаментальным узором и вензелем «SA» под короной в медальоне.
Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. Конец XVIII -XIX век.


В 1777 год Петербургский Казенный завод Екатерина II подарила Потемкину в вечное потомственное пользование. После смерти Григория Александровича завод в 1792 году отошел в казну и был отдан под общее управление с Императорским фарфоровым заводом. С этого времени стекольный завод стал также именоваться Императорским.

Кружка с портретом императора Александра I и надписью «Освободитель Европы». Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. 1810-е годы. Бесцветный хрусталь, молочное стекло; гранение, роспись гризайль, золочение.


Цветное стекло на Императорском стеклянном заводе стали варить благодаря трудам великого русского ученого М.В. Ломоносова. Именно он обучил по заданию Канцелярии от строений новой стекольной технологии мастера Петербургского стеклянного завода Ивана Конерева и «архитектурного ученика» Петра Дружинина. В 1753 году Ломоносов получил разрешение на устроение собственной стекольной фабрики, где продолжил эксперименты. Их результатом стало создание палитры цветных и мозаичных стекол, состоявшей из 112 основных тонов и более 1000 оттенков.
В начале XIX веке на заводе освоили производство хрусталя. Хрусталь (от др.-греч. κρύσταλλος — лёд) — особый вид стекла, содержащий не менее 24% окиси свинца. Добавка оксида свинца увеличивает показатель преломления стекла и дисперсию света в нём (с ювелирной точки зрения — «игру цвета», «огонь»).

Кружка с крышкой с навершием в виде желудя. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. Первая треть XIX века. Бесцветный хрусталь; алмазная грань, шлифовка, полировка; бронза; литье, золочение.

Фрагмент. Кружка с крышкой с навершием в виде желудя. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. Первая треть XIX века.


Хрустальные изделия завода в это время достигли такой вершины мастерства, что его произведения становились дипломатическими подарками и подношениями правящим особам. В книге «Стекло» Качалов сообщает, что персидскому шаху были преподнесены бассейн и кровать из хрусталя. А почитать подробнее эту книгу можно .
В экспозиции представлены изделия из таких крупных сервизов, как «Пригородный Гранный», «Бахметьевский», «Готический» и некоторые другие. Зеленое стекло «Готического» сервиза завораживает и взгляд пропадет в мистическом пространстве стекла. А мы обратим ваше внимание на сервиз «Коттедж». Это предметы из стеклянного Собственного сервиза дворца «Коттедж» дачи Александрия в Петергофе. Предметы сервиза украшены гербом дачи, разработанным поэтом В.А. Жуковским. В синем щитке помещена эмблема: венок из белых роз, через который продета шпага острием вверх. Эмблема сопровождается девизом:» за веру, Царя и Отечество».

Предметы из стеклянного Собственного сервиза дворца «Коттедж» дачи Александрия в Петергофе. Императорский стеклянный завод. 1827 - 1829 годы. Бесцветный хрусталь с синим надцветом, алмазная грань, роспись золотом и эмалью. По рисунку И.А. Иванова.


Предметы из стеклянного Собственного сервиза дворца «Коттедж» дачи Александрия в Петергофе. Стаканы и рюмки.
Императорский стеклянный завод. 1827 - 1829 годы. Бесцветный хрусталь с синим надцветом, алмазная грань, роспись золотом и эмалью.
По рисунку И.А. Иванова.


В 1815 - 1848 годах А.И. Иванов занимал должность инвентора на Императорском стеклянном заводе. Должность инвентора - это аналог главного художника, который отвечает за облик всей продукции завода.
Но в коллекции представлены не только произведения искусства, выполненные на Императорском стеклянном заводе. В России с 1634 года существовали частные стекольные заводы. Известнейшими стекольными заводчиками были Бахметьевы (завод известный как «Бахметьевский» в советское время назывался «Красный гигант»). Стекольная империя Мальцевых начала свое существование еще в 1730 году, в XIX веке им уже принадлежало 26 заводов. В коллекции вы сможете посмотреть практически все стилистические направления, которые присутствовали в это время в производстве, а так же много новшеств, которые освоили стекольных дел мастера.

Стакан с изображением женщины, вручающей Амуру лук и колчаны. Санкт-Петербург. Мастерская П.П. Семечкина и К.И. Теребенева. 1840-е гг. Стекло фиолетовое (марганцевое); гранение, печать, роспись золотом.


6 мая 1840 г. «Художники Губернский Секретарь Теребенев и 14-го класса Семячкин» получили привилегию «на способ литографирования на фаянсе, фарфоре и стекле сверх глазури» сроком на 10 лет. Мастерская выпускала предметы, украшенные литографированными рисунками. Сюжеты рисунков были разнообразны, но особенной популярностью пользовались портреты члено царствующего дома.

Стакан с портретом цесаревны великой княжны Марии Александровны. Санкт-Петербург. Мастерская П.П. Семечкина и К.И. Теребенева. 1840-е гг. Стекло бесцветное; печать, роспись серебром по пасте, золочение.


Мария Александровна (Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-М ария, 1824 - 1880), принцесса Гессен-Дармштадская с 1855 года императрица всероссийская, с 1841 года супруга императора Александра II. Источником печатного портрета послужила литография, выполненная в 1841 г. Р.Ф. Драгуновым в честь бракосочетания великого князя Александра и принцессы Гессен-Дармшдатской.

Стаканы и бокалы с сюжетными изображениями. Санкт-Петербург. Мастерская П.П. Семечкина и К.И. Теребенева. 1840-е гг. Стекло бесцветное; гранение, печать, роспись золотом.


За время существования стекла было придумано множество вариантов обработки, были созданы и различные его виды, в том числе с помощью примесей, которые создают разные цвета. Например красное стекло получается с помощью добавления золота, фиолетовое - оксида марганца. Со всеми этими премудростями и хитростями вы сможете познакомиться в зале выставки.

Вазы парные с вензелем «АМ» (?) под императорской короной. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод.

Фрагмент. Вазы парные с вензелем «АМ» (?) под императорской короной. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод.
1830-е - 1840-е гг. Бесцветный хрусталь; гранение, гравировка.


Экспонаты, представленные в зале, раскроют перед вами многие тайны обработки стеклянных изделий и хрусталя. Вы узнаете что «алмазная грань» такая популярна в начале XIX века появилась в Англии в 1780-х годах. Наибольшее распространение получили грани, заточенные под углом 45 градусов колесом, производящим клиновидные надрезы. В начале XX века количество вариантов «алмазной грани» стало так велико, что в прейскурантах стали появляться не только названия, но и номера. Главной отличительной особенность этой «номерной грани» было то, что орнамент состоял из нескольких простых элементов.

Стакан «Крестовский остров». Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод.
Середина XIX века. Бесцветный хрусталь; гранение, гравировка.


Фрагмент. Стакан «Крестовский остров». Санкт-Петербург.
Императорский стеклянный завод. Середина XIX века.


Кувшин в форме аска. Санкт-Петербург. Имперский стеклянный завод. 1830-е гг. (емкость).
Санкт-Петербург. Мастер К.Г. Экквист. 1830 гг. (оправа).


Данный кувшин выполнен в форме аска - античного керамического сосуда, широко распространенного в VI - IV вв. до н.э. В античной Греции аски были значительно меньших размеров и использовались для благовоний. Эта форма была популярна в 1830-х годах, как отклик на «этрусское» направление, но в более позднее время в вышла из моды.

Икорница (?) с крышкой. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. 1840-е гг. (емкость) Москва. 1847 г. (крышка).
Стекло урановое; гранение (икорница); серебро; чеканка, литье (крышка).


На серебре присутствуют клейма с изображением Георгия Победоносца, в прямоугольных рамках инициалы и цифры «84»(проба серебра), «ИС» (именник мастера), «АК 1847» (знак пробирного мастера А.А. Ковальского).

Огромное количество предметов различных эпох, стилей и техник предстает перед гостем музея. Вы окунетесь в величественный ампир, сказочный русский стиль, воздушный и загадочный модерн. А вы сможете увидеть белое золото королей - фарфор и сравнить его со стеклом. А посетить эти выставки стоит обязательно, хотя бы потому что оба эти предприятия в XIX веке были объединены под названием Императорский фарфоровый и стеклянный завод и просуществовали так до 1917 года.

К выставке музей подготовил каталог коллекции, к сожалению, стоит он дороговато 3500 рублей, и купить его за безналичный расчет так же не получится.

Выставка продлится до 28 августа 2015 года.

Адрес : Красная пл., 1. Новый выставочный зал.
Время работы : ежедневно с 11:00 до 19:00, касса до 18:30. Четверг — с 11:00 до 21:00, касса до 20:00.
Выходной день — вторник
Цена билета : 200 руб. Есть льготы.

Особого внимания заслуживают изделия из стекла, изготовленные Императорским стекольным заводом, заводом Мальцова, а также частными мастерскими. Иногда стекло представляет собой историческую ценность, и многие коллекционеры делают выбор в пользу такого приобретения. В нашей коллекции представлен огромный выбор русского стекла, в том числе изделия музейного значения. Отметим особенности русских стеклянных предметов старины:

  • ручная работа;
  • оригинальная роспись;
  • сложные формы изделий из стекла;
  • богатый орнамент.

Стекло, выпущенное в XIX - начале XX в., является частью культурного наследия. Мы представляем вашему вниманию истинные шедевры стекольного производства, превосходящие по художественной ценности аналогичные работы европейских мастеров того периода. Этим обусловлен высокий интерес иностранцев к антикварной посуде – нам часто поступают заявки на стекло от коллекционеров из Европы.

Как приобрести русское стекло?

Если вас интересует антикварное стекло, вы хотели бы приобрести необычный предмет старины для себя или в качестве подарка, специалисты нашего салона готовы вас проконсультировать и предложить соответствующие вашим предпочтениям изделия из стекла. Вы можете отправить свой запрос по электронной почте на адрес [email protected] или [email protected], а также ответить на ваши вопросы готовы наши эксперты по телефону и при личной встрече. Будем рады видеть вас в нашем салоне на Кутузовском проспекте.

Музеи Московского Кремля располагают богатой коллекцией русского гравированного стекла и хрусталя XVII – начала XX века и интересными образцами отечественного фарфора XVIII-XIX веков.
Стекольное производство было одной из первых отраслей зарождавшейся на рубеже XVII-XVIII столетий русской художественной промышленности. Ведущая роль в сложении национальной школы принадлежала Измайловскому казенному заводу в Москве. Музеи Кремля обладают уникальными изделиями этого завода. Таким является огромный кубок из легкого стекла с гравированными изображениями Петра I в окружении медальонов с аллегориями из популярной в России книги “Символы и эмблематы”.
Во втором десятилетии XVIII века центр стеклоделия переместился в Петербург и сосредоточился на Ямбургском и Жабинском заводах. Ведущими мастерами здесь впервые стали русские. Продукция Ямбургского завода представлена в коллекции кубками, связанными с эпохой Петра I.
В 30-е годы XVIII века сложился третий центр стекольного производства – Петербургский завод, просуществовавший до 1774 года. Его изделия свидетельствуют о расцвете национальной школы гравированного стекла, связанной с деятельностью двух крупнейших мастеров – В. Пивоварова и Д. Войлокова. Их работой являются большие кубки с портретами Елизаветы Петровны и Екатерины II. Резчики завода 40-х – 70-х годов XVIII века гравировали на стекле гербы и вензеля, архитектурные пейзажи, сложные аллегорические композиции. Декоративность гравировок они усиливали чернением, золочением, цветными эмалями.
В коллекции рядом с пышными произведениями Петербургского завода соседствуют более скромные изделия частных предприятий.
Музеи Кремля располагают образцами изделий Императорского стекольного завода, основанного в 1774 году – четвертого центра стекольного производства. Это вазы из красного стекла, так называемого золотого рубина, с легким золотым орнаментом и из фиолетового стекла, имеющего в массивных толстостенных сосудах редкий оттенок насыщенного черного цвета.
В начале XIX века появился свинцовый хрусталь и разнообразные механические приемы его обработки. У мастеров эпохи позднего классицизма было остро развито чувство ансамбля. Поэтому большое значение уделялось созданию сервизов из стекла и хрусталя, объединенных общей идеей. Над их производством работали Императорский и Бахметьевский (под Пензой) заводы.
К середине XIX века возродилось цветное стекло. Сначала в виде нацвета красным рубином на бесцветный слой. Затем появились изделия насыщенных цветов – густо-зеленого, темно-синего, а в конце XIX века так называемое мраморное стекло.
До конца XVIII века форма и орнаментация изделий отвечали стилю барокко. Лишь отчасти вводились элементы рокайльного Орнамента. Стиль классицизма, утвердившийся в конце XVIII века, особую выразительность получил в цветном стекле.
Для 70-х – 90-х годов XIX века было характерно обращение к формам и орнаментации народного стекла в связи с популярностью псевдорусского стиля.
Необычайного размаха достигла деятельность стеклопромышленников Мальцевых, ставших монополистами хрустального производства. Хрусталь конца XIX – начала XX века отличает высокое качество материала и виртуозная работа алмазчиков. Очень часто хрустальные изделия оправлялись в серебро, что подчеркивало драгоценность материала.
В музеях Кремля представлена немногочисленная, но интересная коллекция русского фарфора Императорского завода и частных предприятий.
Гордостью музея являются изделия, связанные с первым периодом деятельности Императорского завода (1747-1765). Их украшает лепной цветочный декор и роспись с растительными мотивами восточного характера. Художественным достоинством произведений является индивидуальность исполнения.
Продукция Императорского завода XIX века представлена отдельными предметами в греческом стиле, “Кремлевским” сервизом в псевдорусском стиле и вазами, расписанными художником Столетовым. Эти вазы являются редкими для русского фарфора образцами миниатюрных копий с произведений станковой живописи.
Первым частным фарфоровым предприятием, основанным в XVIII веке, был завод ф. Гарднера (село Вербилки под Москвой). Интересным явлением в фарфоровом искусстве явилось создание на этом заводе знаменитых орденских сервизов. В отличие от Императорского завода Гарднер разрабатывал народную тематику; в росписи изображались народные сцены, в пластике создавались народные типы.
Вслед за Гарднером демократические тенденции в русском фарфоре XIX века развили заводы А. Попова и гжельские фарфоровые предприятия. Из предмета роскоши фарфор превратился в широко распространенный материал. Сюжеты росписей фарфора были самыми разнообразными. Мастера этих заводов повторяли в росписи иллюстрации модных журналов, воспроизводили жанровые сцены, но чаще всего покрывали изделия орнаментом растительного характера, что явилось характерной особенностью русского фарфора.
В конце XIX века многие заводы разорились, производство фарфора было монополизировано товариществом М. С. Кузнецова, фарфор которого приобрел действительно по тем временам промышленно-массовый характер.
Но в работах Императорского завода и завода братьев Корниловых в Петербурге фарфор вновь приобрел звучание драгоценного материала. Их изделия отражали высокие технические достижения фарфорового искусства.
В состав данной подборки вошли лучшие образцы изделий из стекла и фарфора XVIII – начала XX века, хранящиеся в фондах Оружейной палаты.

  • NEW
  • NEW
  • NEW
  • оценка он-лайн по фото NEW
  • NEW
  • NEW
  • Русское художественное стекло

    История русского художественного стекла на­чинается в эпоху Киевской Руси, когда во многих древнерусских городах появились первые мастер­ские, изготовляющие смальты для мозаик и не­хитрые женские украшения - бусы, браслеты, кольца. Эта традиция была прервана во время монголо-татарского нашествия. И потому в XVII веке, когда возникла потребность в стекле, при­ шлось обращаться к опыту европейских масте­ ров.

    Важная роль в процессе становления русского художественного стеклоделия выпала на долю Из­ майловского завода, основанного в 1668 году. Ря­ дом с иноземцами на заводе работали и русские мастера, которые творчески осваивали передовой опыт европейского стеклоделия. Здесь получили развитие две основные школы эпохи барокко. Од­на из них ведет начало от венецианских мастеров, работавших в технике свободного выдувания (гут ной), другая продолжает традиции богемских рез­чиков стекла. Гутная техника довольно рано была освоена русскими мастерами, многие из которых впоследствии основали свои собственные пред­ приятия. Гравировка еще некоторое время остава­лась привилегией иноземных мастеров и только в XVIII веке получила развитие на ведущих сте­кольных заводах страны.

    Редчайшими являются "потешные кубики" Измайловского завода, выполненные Андреем Ле риным. Его приемами широко пользовались на­ родные мастера на протяжении всего XVIII века, особенно при изготовлении различных сосудов в виде коней, медведей, птиц.

    На протяжении XVII - XVIII столетий в России было основано 86 стекольных заводов, некоторые из них существуют и поныне (Гусевский, Дять ковский). Большинство заводов, основанных в XVII - XVIII веках, изготовляли оконное стекло и гутные изделия простых форм из бутылочного зе­леного стекла - штофы, бутылки, кувшины. Мно­ гие из них стали произведениями народного ис­ кусства, после того как были расписаны эмалью в специальной мастерской. Здесь и библейские сю­ жеты (Иосиф Прекрасный, Адам и Ева), и истори­ческие (Гангутское сражение), и тема праздника, и п ышные растительные орнаменты в сочетании с анималистическими изображениями.

    Русское художественное стекло 17 - 19 вв.

    В первой половине XVIII века в России сфор­ мировались три основных центра гравировки по стеклу. Ведущим был Петербург. Коллекция пе­ тербургского гравированного стекла начинается со скромных, еще ученических работ начала XVIII века и заканчивается виртуозными работа­ ми петербургских граверов конца XVIII века. Все работы выполнены в стилистике русского вариан­та барокко. Большое распространение получили кубики с изображением российского двуглавого орла, вензелями и портретами монархов. В сере­ дине столетия появляется также значительное число кубиков с изображениями парадов, охотни­чьих и пасторальных сцен на фоне архитектурно­ го пейзажа.

    Провинциальные центры гравировки пред­ ставлены в коллекции произведениями мастеров заводов Мальцовых и Немчиновых. Особенно про­ цветающим было семейство Мальцовых, глава ко­торого Василий Мальцов в 1730 году стал владель­ цем небольшого завода в Можайском уезде. К кон­ цу столетия в руках этого семейства уже было со­ средоточено 15 стекольных заводов. Мальцовское гравированное стекло было рассчитано на средние слои русского народа - купечество, чиновников. Поэтому в его орнаментации барочные принципы и проблематика оказались преломленными через призму народного восприятия. Очень часты на мальцовском стекле дарственные надписи. Обра­щались мастера и к "галантному" сюжету, но в их интерпретации он получил лубочную окраску.

    Аналогичным по своей художественной на­ правленности было стекло заводов Немчиновых, которым в третьей четверти XVIII века принадле­жало несколько заводов в Смоленской губернии. Примечательно, что все немчиновские граверы были исключительно крепостными, а стекло гра­ вировалось только на заказ.

    В последней трети XVIII века русское стекло­ делие развивается особенно быстрыми темпами. Растет число заводов, увеличиваются их размеры. Стеклоделие становится престижным занятием, и русская знать заводит у себя в имениях стеколь ные предприятия. Среди владельцев заводов изве­ стны князья Потемкин и Голицын, граф Орлов.

    Лидирующую роль в производстве художест­ венного стекла сохраняет казенный завод, кото­ рый с 1792 года стал именоваться Императорским заводом. Его продукция была ориентирована главным образом на оформление придворного бы­ та. Не уступал ему по качеству изделий основан­ ный в 1764 году Никольско-Петровский завод по­мещика Бахметьева.

    Облик художественного стекла последней тре­ ти XVIII века определяется стилистикой класси­цизма. В это время значительно расширился ас­ сортимент изделий, которые стали менее универ­сальными. Усложнилась сервировка стола, и на­ значение каждого предмета стало более ограни­ченным. Появляются первые винные наборы, со­ стоящие из графинов и рюмок. Из стекла делают­ ся масленки, супницы, кашпо, судки для специй, флаконы для духов, табакерки и т. д. Возрастает роль стекла в интерьере. Внутренние покои двор­цов украшаются вазами, канделябрами, люстра­ ми, стенниками, зеркалами, а также делаются вставки для мебели.

    Существенные изменения происходят и в тех­нике изготовления стекла. Помимо ранее извест­ ного бутылочно-зеленого и бесцветного стекла по­ является и цветное (красное, зеленое, синее, фио­летовое, молочное). Несмотря на то, что русские мастера научились варить цветное стекло еще в начале XVIII века, его широкое использование приходится на последнюю треть XVIII века и во многом стимулировано разработками М. Ломоно­ сова.

    Меняются и приемы декорирования стекла. Гравировка уступает место росписи золотом, сере­ бром, эмалями. Популярными в 70-80-х годах XVIII века было бесцветное стекло с тонкой роспи­ сью белой эмалью с пурпуром.

    Оно во многом еще носит компромиссный ха­ рактер, так как его рокайльная сюжетика (боскет­ные группы) сочетается со строгой классической формой и трактовкой орнаментов.

    Возрождаются забытые техники, такие как филигрань (венецианская нить). Она использует­ся как украшение ножек бокалов и рюмок, а ино­гда покрывает все тулово графинов. Бесцветное стекло с золотой и серебряной росписью выпуска­ ется главным образом Императорским и Бахметьевским заводами. Их изделия отличались друг от друга лишь тем, что в бахметьевском стекле более часто позолота сочетается с серебрением и про­ зрачными эмалями.

    Изделия Императорского завода были более последовательны в стилистическом отношении, они более сдержаны по форме и орнаментации. Особенно эта разница ощутима в цветном стекле, палитра которого на Императорском заводе была значительно богаче, равно как и орнаментация. Здесь помимо вензелей, венков, гирлянд нередко можно увидеть мифологические композиции и пейзажи.

    Цветное стекло широко использовалось в оформлении осветительных приборов - люстр, бра, канделябров, где оно сочеталось с золоченой бронзой. Большую роль в интерьере начинают иг­рать зеркала и рефлекторы, на поверхностях ко­ торых часто гравировались аллегорические фигу­ ры или персонажи итальянской комедии.

    Русское стекло XIX века отличается чрезвы­ чайным разнообразием форм и декоративных приемов. В это время возрастают требования к ка­честву материала и постоянно совершенствуется технология его производства. Производство стек­ла приобретает все более промышленный харак­ тер. Значительно увеличивается число заводов. Если в начале XIX века в России было 114 заво­ дов, то в 1889 году их было уже 258, но только 57 из них выпускали "посудное стекло".

    Первая треть XIX века по праву считается вре­менем расцвета русского художественного стекло­ делия. Впервые стали привлекаться к руководст­ву и работе профессиональные художники. На Императорском стекольном заводе А. Воронихин, Тома де Томон, К. Росси, И. Иванов разрабатыва­ли эскизы парадных сервизов, ваз, настольных украшений, которые отличались грандиозностью своих размеров и смелостью технического испол­ нения. Многие из них предназначались для укра­ шения царских резиденций. Все художественные произведения первой трети XIX века изготовля­ лись главным образом из нового, только что осво­ енного бесцветного свинцового хрусталя с алмаз­ной гранью. Строгие формы изделий, холодное мерцание грани геометрического характера наи­ более четко выражали эстетические принципы ампира. Очень часто хрустальные изделия монти­ровались в золоченую бронзу, которая также была излюбленным материалом этого стилистического направления.

    Центральную роль в оформлении художест­ венного стекла первой трети XIX века занимает героическая тема войны 1812 года. Особенно ярко она выражена в первых хрустальных изделиях с молочными медальонами, в которых помещались портреты героев войны - Кутузова, Платова, Вит­генштейна. Исполнителями этих портретов были живописцы Императорского фарфорового завода П. Рокштуль и мастер Бахметьевского завода А. Вершинин. Героическая тематика получила так­ же отражение и в гравированном стекле. Это главным образом небольшие изделия: стаканы, бокалы, тарелки, на которых воспроизводились ка рикатуры И. Теребнева, И. Иванова, а несколько позже, в 1830-х годах, барельефы Ф. Толстого.

    Цветное стекло в эпоху ампира употреблялось редко. Интерес к нему снова возник лишь во вто­рой четверти XIX века. На первой всероссийской выставке 1829 года отмечалось, что "цветные хру­стальные вещи, которые вышли из употребления, а ныне опять в большой моде, казались, как будто украшены сапфирами, изумрудами, топазами, рубинами чистейшей воды, особенно прелестны опаловые и резеопалиновые изделия". На той же выставке демонстрировались вазы "нового изоб­ ретения", выполненные из двухслойного стекла (бесцветного и золотого рубина), вмонтированные в золоченую бронзу.

    Ампирные произведения Императорского за­ вода отличались чрезмерной пышностью. Харак­ терными были сервизы, крупные вазы, канделяб­ ры, вмонтированные в золоченую бронзу и допол­ ненные золоченым фарфором. Распространение получили также вазы с рисунком в "неогреческом стиле".

    На Бахметьевском и Орловском заводах изго­ товлялись более скромные изделия, нередко ис­ пользовалось сочетание цветного и бесцветного стекла, алмазной грани и позолоты с серебрением. В росписи же растительные мотивы перемежают­ся с архитектурными видами самого разного ха­ рактера. Популярны в это время китайские сюже­ ты, которые то сохраняли верность первоисточни­ ку, то соединялись с чисто классицистическими мотивами.

    К середине XIX столетия производство стекла приобретает индустриальный характер. Значи­ тельно возросли технические возможности стекло­ делия, расширилась палитра цветного стекла. В 1840-х годах начинается производство темно-виш­ невого "медного рубина" и уранового стекла двух видов - "зеленого" и "желтого". Повсеместно рас­пространяются непрозрачные "глушеные" стекла, напоминающие бирюзу, яшму, лазурит и т. д.

    На Дятьковском заводе в 1849 году делаются вазы и графины "мозаичной работы". Дальнейшее развитие получает техника нацвета. Только упо­требляют как два, так и три слоя стекла.

    Среди стилистического разнообразия 40-50-х годов XIX века наиболее устойчивыми были сти­ ли неоготический и рококо, которые особенно чет­ ко проявлялись в изделиях Императорского заво­ да.

    Провинциальное же стеклоделие практически не знало четкой стилистической ориентации. Здесь мастера шли больше от материала, техники, функциональности и потому их работы были бо­ лее цельными и ясными.

    В это время наблюдается возврат к свободным живым формам, к цветному орнаменту, разбро санному по поверхности предметов, чаще всего выполненных из цветного стекла. Интересно, что непосредственно готические и рокайльные моти­ вы в русском стекле использовались весьма редко и трактовались весьма широко.

    В России второй половины XIX века ситуация в художественном стеклоделии осложнилась тем, что такие ведущие заводы, как Императорский и Бахметьевский, основанные не на коммерческой основе, становятся убыточными, их производство сокращается. Лидерство переходит к частным предприятиям, для которых требования рынка были определяющими.

    Начиная с 1870-х годов значительно увеличи­ вается объем производства хрусталя с обильной алмазной гранью. Возрастает интерес к гравиро­ ванному стеклу. Первенство в его производстве и качестве принадлежало Дятьковскому заводу.

    В это время с новой силой возрастает интерес к традиционному народному искусству, подража­ние которому вылилось в так называемый "рус­ ский стиль". Затронул он и стекло, которое часто стали декорировать полихромной эмалью, заим­ ствуя мотивы из вышивки, резьбы или росписи по дереву. На рубеже XIX - XX веков формируется новое стилистическое направление, получившее название в России "модерн". Однако в русском стекле он не получил сколько-нибудь самостоя­тельного развития. На Императорском и Гусев ском заводах изготовлялись уникальные произве­ дения, выполненные в манере известного фран­цузского художника Эмиля Галле.

    Советское стекло, как самостоятельное худо­жественное явление, заявило о себе лишь в 40-е годы XX века. До этого на отечественных заводах выпускали лишь изделия, повторяющие дорево­ люционные образцы или обиходную посуду. Впер­ вые к стеклу, как к современному художественно­му материалу обратилась В. Мухина, по инициа­тиве которой в 1940 году была создана в Ленин­ граде экспериментальная художественная лабо­ ратория, призванная обеспечить стекольную про­мышленность новыми современными образцами. Лозунгом этого времени была новая образность, в основе которой лежала прежде всего функцио­ нальность форм, технологичность исполнения, чувство материала, ограниченность декора. Этим принципам советское стекло сохраняет верность и поныне.

    В 1950-х - начале 1960-х годов на стекольных заводах страны были созданы художественные ла­ боратории, куда пришли профессиональные ху­дожники, усилиями которых продукция каждого завода обрела свою художественную специфику. Современное стекло заняло одно из ведущих мест в ансамбле советского декоративно-прикладного искусства. Его особенностью является то, что ра боту над массовой функциональной вещью боль­ шинство художников сочетает с творческими по­исками в области чисто декоративной. Это нахо­ дит выражение в выставочных композициях, где художники с особой отчетливостью декларируют свою художественную программу. Примечатель­но и то, что советские художники стекла активно откликаются на все события современности и мно­ го работают над созданием тематических, граж­ данственных по своему пафосу произведений. В их работах стекло предстает перед нами как неис­черпаемый в своих возможностях пластический материал, средствами которого могут практичес­ки решаться любые задачи. Этот период отмечен активными поисками нового, современного сти­ ля, через постепенное преодоление старых мето­дов, а порой и через их полное отрицание. В про­ изведениях В. Мухиной и Б. Смирнова тех же лет традиция уступает место новаторству. Здесь иная мера полезного и прекрасного. Красота видится в простоте и естественности функциональных форм, в ограниченности лаконического декора.

    Вторая половина 1960-х и первая половина 1970-х годов отмечена повышенным интересом к декоративной форме. Из стекла создаются боль­шие ансамбли, где унитарная форма выступает лишь в качестве одного из компонентов. Проис­ ходит своеобразная эстетизация бытового пред­ мета, который теперь предназначен для того, что­ бы на его основе создать опоэтизированный "об­ раз быта". Показательны в этом плане ансамбли "Праздничный стол" Б. Смирнова и "Хлебосоль­ ный" Д. и Л. Шушкановых. В них широко ис­ пользованы традиции народного гутного стекла, которые в 1970-х годах активно переосмыслива­ ются советскими художниками, создающими на этой основе принципиально новые произведения. Запоминается вдохновенная пластика В. Шев­ченко.

    Новаторством также отмечены работы в хрус­тале. Традиционная алмазная грань в работах Фи­латова и М. Гробарь обретает новую образность. Она выступает не только как элемент декора, но несет в себе и формообразную функцию.

    Вторая половина 1970-х годов характеризует­ ся тем, что декоративное стекло активно вторгает­ся в общественный интерьер, становится эмоцио­нальной доминантой выставочной экспозиции. В стекле решаются задачи, ранее считавшиеся ис­ ключительной привилегией изобразительного ис­кусства. Нарушается привычная иерархия мате­ риалов и техники. В работах А. Степановой, Б. Муратова, Б. Федорова, Н. Тихомировой хрусталь приобретает ранее чуждую ему свободу пластики, все богатство заложенных в нем свойств использо­ вано для создания изобразительно-ассоциатив­ ных образов. Камерностью отличается тонкое, вы­дувное стекло с росписью люстром и золотом, ко­торое успешно создают Е. Вихрова и Ю. Манелис. В гутном стекле высокой одухотворенностью пол­ ны композиции Д. и Л. Шушкановых, где вирту­озная техника превращает стекло в подлинную драгоценность.

    Советское художественное стекло последнего времени во всем богатстве и разнообразии создаю­щих его творческих индивидуальностей предстает перед современниками как удивительно целост­ ное явление. В нем бережное отношение к нацио­нальной традиции сочетается со смелым новатор­ством, а поэтическая настроенность - с высокой гражданственностью.



    
    Top