Русскому флоту приходилось защищать сша от военной агрессии. Андрей Попов

Живописец, график

Из семьи потомственных тульских иконописцев. Первоначальное художественное образование получил в семье. Пользовался покровительством директора Императорского стекольного завода М. А. Языкова.

В качестве вольнослушающего учился в ИАХ (1845–1858), начинал обучение в классе пейзажной живописи у М. Н. Воробьева, с 1855 занимался в мастерской батальной живописи Б. П. Виллевальде. С 1849 получал пенсионерское содержание от Общества поощрения художеств. В 1852 за картину «Березовая роща» («Березовая аллея. Вид в имении Томиловых Успенское») и в 1853 за картину «Народная сценка на ярмарке в Старой Ладоге» награждался малыми серебряными медалями. В 1854 за картины «Школьный учитель» и «Крестьянская семья на пашне» - большими серебряными медалями. В 1856 за картину «Демьянова уха» на сюжет басни И. А. Крылова - малой золотой медалью. В 1858 за картину «Радостное письмо» получил звание классного художника и был назначен вместе с художником П. П. Иковым помощником учителя рисования в классе академика И. Н. Вистелиуса, где преподавал недолгое время.

Дважды принимался за исполнение программы на большую золотую медаль, работая над картинами «Постоялый двор» и «Петербургская харчевня». В 1859 предпринял поездку в Нижний Новгород, собирая материал для картины «Татары нагружают чай в Нижнем Новгороде». В 1860 за эту картину был награжден большой золотой медалью, получил звание классного художника 1-й степени и право пенсионерской поездки за границу.

До отъезда в 1861–1862 работал в Петербурге. В 1863–1867 - пенсионер ИАХ. Побывал в Берлине, Дрездене, Лейпциге, Кельне, Франкфурте, Мюнхене, Дюссельдорфе, Брюсселе, Антверпене. В 1863–1865 находился во Франции: жил в Париже, работал в окрестностях Фонтенбло и в Барбизоне. Тесно общался с жившими тогда в Париже В. Г. Перовым, В. Г. Шварцем, А. А. Риццони. Последний год пенсионерства провел в Риме, откуда в 1867 вернулся в Россию.

С 1870-х жил в Калуге, Туле, Нижнем Новгороде. Работал преимущественно как жанрист; писал пейзажи, увлекался альбомными путевыми набросками. В конце 1850-х - 1860-х выполнил ряд живописных и графических портретов (М. А. Языкова, М. С. Щепкина, И. Ф. Горбунова, П. В. Анненского). Участник «Пятницких рисовальных вечеров» при Обществе поощрения художников. После 1873 активной творческой деятельностью, по-видимому, не занимался.

Экспонировал работы на академических выставках (1853–1899, с перерывами), МУЖВ (1860), Московского общества любителей художеств (1872), международной выставке в Лондоне (1862), Всемирных выставках в Париже (1867, 1881), Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве (1882).

Произведения Попова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других.



04.10.1914 - 25.06.1997
Герой Советского Союза


П опов Андрей Андреевич – командир орудия 597-го артиллерийского полка (159-я стрелковая Витебская Краснознаменная ордена Суворова дивизия, 5-я армия, 3-й Белорусский фронт), старший сержант.

Родился 4 октября 1914 года в селе Хоботец-Васильевское ныне Первомайского района Тамбовской области в крестьянской семье. Русский. Образование начальное. После образования колхоза с 1930 года работал в колхозе. В сентябре 1935 года был направлен на курсы трактористов. С мая 1936 года работал трактористом на Старокозьмодемьяновской машинно-тракторной станции, с 1938 года – помощником бригадира в колхозе имени Кирова в селе Старое Козьмодемьяновское.

Призван в армию в июне 1941 года. В действующей армии – с 1941 года. Сражался на Западном, Северо-Западном, Калининском, снова Северо-Западном, снова Западном, 3-м Белорусском фронтах.

Особо отличился в ходе Каунасской наступательной операции на территории Шакяйского района Литвы.

При отражении контратак крупных сил танков и пехоты противника за период с 5 по 17 августа 1944 года огнем своего орудия нанес врагу большой урон в технике и живой силе – уничтожил 7 танков, 5 пулеметных точек, противотанковое орудие, 2 автомашины, до 170 солдат и офицеров.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за мужество и героизм, проявленные при освобождении Литвы, Попову Андрею Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После окончания Великой Отечественной войны участвовал в советско-японской войне (9 августа - 2 сентября 1945 года).

Весной 1946 года старшина А.А.Попов был демобилизован, вернулся в родное село. Работал в колхозе механизатором, помощником бригадира, мастером-наладчиком сельскохозяйственных машин. С 1971 года – на пенсии, но продолжал трудиться.

Именем Героя названа улица в селе Хоботец-Васильевское.

Награжден орденами Ленина (24.03.1945), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (2.10.1944), Славы 3-й степени (16.02.1945), медалями, в том числе «За отвагу» (2.08.1944).

Красноармеец А.А.Попов начал воевать на Западном фронте. Служил заряжающим в артиллерийском расчете. Участвовал в Смоленском сражении, в августе 1941 года был ранен. После излечения вернулся в свою часть, участвовал в обороне Москвы и контрнаступлении под Москвой, за что был награжден медалью «За оборону Москвы».

С января 1942 года воевал на Северо-Западном фронте в артиллерийском дивизионе вновь сформированной 20-й стрелковой бригады*.

В составе 3-й ударной армии участвовал в Торопецко-Холмской наступательной операции (9 января – 6 февраля 1942 года), в ходе которой 3-я ударная армия из района восточнее озера Селигер наступала в юго-западном направлении и 21 января окружила город Холм, обойдя с юга Демянскую группировку 16-й армии противника. 20-я стрелковая бригада действовала на правом фланге армии.

С 22 января по апрель 1942 года участвовал в составе 34-й армии Калининского, а с марта –Северо-Западного фронта в Демянской наступательной операции по окружению и блокированию Демянской группировки; с мая по август 1942 года в составе 53-й армии участвовал в боях с этой группировкой.

С конца августа до середины ноября 1942 года 20-я стрелковая бригада, понесшая большие потери, находилась на пополнении и доформировании. В дальнейшем до февраля 1943 гола в составе 27-й и 11-й армий продолжала вести упорные бои с Демянской группировкой.

В составе 11-й армии А.А.Попов участвовал во второй Демянской (15 – 28 февраля 1943 года) и Старорусской (4 – 19 марта 1943 года) наступательных операциях – составных частях операции «Полярная Звезда», в ходе которой войска Северо-Западного фронта пытались ликвидировать окруженную Демянскую группировку и освободить город Старая Русса ныне Новгородской области.

В мае 1943 года 20-я стрелковая бригада была выведена из боев. На основе 20-й и 132-й стрелковых бригад была к июлю 1943 года сформирована 159-я стрелковая дивизия 3-го формирования, которая была отправлена на Западный фронт. А.А.Попов, к этому времени окончивший курсы младших командиров и получивший звание сержанта, был назначен командиром орудия в 597-м артиллерийском полку дивизии.

На Западном фронте в составе 68-й армии участвовал в Смоленской стратегической операции – Ельнинско-Дорогобужской (28 августа – 6 сентября 1943 года) и Смоленско-Рославльской (15 сентября – 2 октября 1943 года) наступательных операциях.

С ноября 1943 года до конца войны 159-я стрелковая дивизия входила в состав 5-й армии.

В ее составе на Западном фронте А.А.Попов участвовал в Оршанской (12 октября – 2 декабря 1943 года) и Витебской (3 февраля – 13 марта 1944 года) наступательных операциях.

На 3-м Белорусском фронте участвовал в качестве наводчика, а затем командира расчета 45-мм орудия в Белорусской стратегической операции «Багратион» – Витебско-Оршанской наступательной операции (23 – 28 июня 1944 года), в ходе которой с участием 159-й стрелковой дивизии был освобожден город Витебск, Минской (29 июня – 4 июля 1944 года), Вильнюсской (5 – 20 июля 1944 года) и Каунасской (28 июля – 28 августа 1944 года) наступательных операциях.

В ходе Витебско-Оршанской операции командир орудия старший сержант А.А.Попов в районе села Мурашки Лиозненского района Витебской области 23 июня 1944 года при прорыве обороны противника своим орудием прямой наводкой уничтожил 2 ручных пулемета и 1 противотанковое орудие. В Вильнюсской операции 19 июля 1944 года на западном берегу реки Неман уничтожил пулеметную точку, рассеял и частично уничтожил до взвода пехоты, этим способствовал продвижению стрелковых подразделений.

Награжден медалью «За отвагу».

В Каунасской операции при прорыве вражеской обороны в районе Тауракеми 29 июля 1944 года под сильным артиллерийским огнем противника, старший сержант А.А.Попов, находясь на прямой наводке, подавил 1 противотанковое орудие, уничтожил 2 ручных и 1 станковый пулемет. Продвигаясь в боевых порядках пехоты, умело руководил огнем орудия, поддерживая пехоту. Уничтожил 3 станковых и 2 ручных пулемета, до 25 солдат противника, чем содействовал успеху наступающих частей. Награжден орденом Красной Звезды.

За особое отличие в Каунасской операции был представлен к званию Героя Советского Союза.

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

В период наступательных боев против немецко-фашистских захватчиков с 5 по 17 августа 1944 года тов. Попов проявил мужество и геройство.

5.08.1944 года в районе деревни Жегле против нашей наступающей пехоты немцы бросили в контратаку до 15 танков. Тов. Попов встретил приближающиеся танки огнем своего орудия и 3 из них уничтожил. Контратака была отбита.

7.08.1944 года в районе деревни Карнишки немцы перешли в контратаку силою до 20 танков и до роты пехоты. Тов. Попов вступил в неравный бой и прямой наводкой уничтожил 4 танка (из них 3 «Тигра»). Контратака при поддержке меткого огня орудия тов. Попова снова была отбита.

16.08.1944 года противник крупными силами пехоты перешел в контратаку. Тов. Попов обрушил на противника меткий огонь своего орудия и прямой наводкой расстрелял до 100 немецких солдат, уничтожил 2 пулемета, 2 автомашины и 1 противотанковое орудие. Контратака в районе Ашмонишки при поддержке орудия тов. Попова успешно была отбита.

17.08.1944 года при выходе на государственную границу в районе деревни Байорайце прямой наводкой уничтожил 3 станковых пулемета, подавил огонь минометной батареи и расстрелял до 70 солдат противника, чем способствовал нашим стрелковым подразделениям успешно подойти к границе.

За героизм, храбрость и мужество, проявленные в боях за Родину, достоин правительственной награды – присвоения звания «Герой Советского Союза».

Командир 597 артполка Герой Советского Союза гвардии подполковник Осипов

В дальнейшем на 3-м Белорусском фронте А.А.Попов участвовал с 16 по 23 октября 1944 года на территории Восточной Пруссии (ныне Калининградская область) в Гумбинненской наступательной операции; в 1945 году участвовал в Восточно-Прусской стратегической операции – Инстербургско-Кенигсбергской (13 – 27 января 1945 года) и Земландской (13 – 20 апреля 1945 года) наступательных операциях.

13.10.1832 - ??.??.1896 (≈63 года)
186 лет со дня рождения
≈122 года со дня смерти

Источники информации:
Санкт-Петербургская губерния глазами художников: (из коллекции филокартиста С.И.Семеновой). - СПб.: Б. и., 1995. – С. 25.
Мурашова Н. В. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Южное Приладожье: Кировский и Волховский районы / Н. В. Мурашова, Л. П. Мыслина. – СПб.: Алаборг, 2009. - С. 208, 216.
Мурашова, Н. В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: ист. справ. / Нонна Мурашова. - СПб. : Выбор, 2005. – С. 347.
Самойлова И. Сквозь призму художественного видения [Электронный ресурс / И. Самойлова // Старая Ладога. – Режим доступа: WWW.URL: http://www.oldladoga.ru/?sql_db=ladoga1250&sql_table=_tree&id=228&parent=11&level=2. - 13.12.2011.

Живописец-жанрист и портретист. В 1846 - 1858 г.г. учился в Петербургской Академии Художеств. Попов пользовался поддержкой общества поощрения художников. Его картина «Демьянова уха» (на сюжет басни Крылова) на академической выставке 1857 г. произвела большое впечатление на публику. В 1860 г. явилось лучшее из всех произведений Попов: «Склад чая на Нижегородской ярмарке», за которое, Академия наградила его званием классного художника 1 степени и большой золотой медалью. В 1860-е годы путешествует. Срок своего заграничного пенсионерства Попов провел в Париже и в Риме.

Гостил в усадьбе Успенское (Старая Ладога, Волховский р-н) у А. Р. Томилова, где написал картину «Березовая аллея в Успенском» (1852). Автор картины «Народная сцена на ярмарке в Старой Ладоге» (1853).

Попов Андрей Андреевич (1832-1896)

Получив первые уроки рисования и цветопередачи в семье, уроженец Тулы Андрей Андреевич Попов в 1846 году был привезен в Петербург и отдан в Академию художеств, где был учеником М.Н. Воробьева и Б.П. Виллевальде .

Юный художник достаточно успешно осваивал изобразительное дело, получая серебряные и золотые медали за изображение, главным образом, сцен из народной жизни. За дипломную работу А. Попов получает большую золотую медаль и возможность за счет Академии выехать в зарубежную поездку. К этому времени он неоднократно становился участником академических выставок, а его работы "Возвращение из города", "Портрет детей г. Языкова", "Демьянова уха" познакомили зрителей с набирающим силу мастером жанровой живописи. Во время отложенной командировки за границу (1860-1862) художник интенсивно работает и выставляет на суд коллег и зрителей полотна: "Богомолки", "Мастерская художника". Заграничная поездка А.А. Попова прошла в Париже (1863-1865) и Риме (1865-1867).

По возвращении в Россию имя художника на слуху профессионалов и любителей. Его картинами интересуются коллекционеры. Однако с начала 1870-х годов имя художника все реже упоминается даже в среде знатоков изобразительного искусства, а с 1873 года картины А.А. Попова окончательно исчезают с выставок. К этому времени начинает набирать силу Товарищество передвижных художественных выставок. К сожалению, пути самобытного жанриста А.А. Попова и этого объединения не пересеклись.

Андрей Андреевич Попов ( -) - живописец-жанрист.

Попов пользовался поддержкой Общества поощрения художников . Его картина «Демьянова уха» (на сюжет басни Крылова) на академической выставке 1857 г. произвела большое впечатление на публику характерностью и выразительностью изображенных лиц и своим здравым комизмом. Она доставила художнику малую золотую медаль. Одновременно с нею были им выставлены картины: «Возвращение из города» и портрет детей г. Языкова.

В 1860 г. явилось лучшее из всех произведений Попова: «Склад чая на Нижегородской ярмарке», за которое Академия наградила его званием классного художника 1 степени и большой золотой медалью; после этого Попов отправился в путешествие в 1863 г., доставив перед тем на академическую выставку 1861 г. картины: «Богомолки» и «Мастерская художника».

Срок своего заграничного пенсионерства Попов провел в Париже и в Риме , откуда возвратился в Санкт-Петербург . в 1867 г. и привез написанную там картину: «Гулянье на Монте-Пиньо». Это было последнее его произведение, не лишенное достоинств, но несравненно более слабое, чем его первые картины. Вообще блестящие надежды, которые Попов подавал в начале своей карьеры, не оправдались: вследствие своей болезненности и зависевшего от неё упадка энергии, он работал все слабее и слабее, и под конец почти совершенно бросил заниматься живописью.

Напишите отзыв о статье "Попов, Андрей Андреевич (художник)"

Отрывок, характеризующий Попов, Андрей Андреевич (художник)

Борис в эту минуту уже ясно понял то, что он предвидел прежде, именно то, что в армии, кроме той субординации и дисциплины, которая была написана в уставе, и которую знали в полку, и он знал, была другая, более существенная субординация, та, которая заставляла этого затянутого с багровым лицом генерала почтительно дожидаться, в то время как капитан князь Андрей для своего удовольствия находил более удобным разговаривать с прапорщиком Друбецким. Больше чем когда нибудь Борис решился служить впредь не по той писанной в уставе, а по этой неписанной субординации. Он теперь чувствовал, что только вследствие того, что он был рекомендован князю Андрею, он уже стал сразу выше генерала, который в других случаях, во фронте, мог уничтожить его, гвардейского прапорщика. Князь Андрей подошел к нему и взял за руку.
– Очень жаль, что вчера вы не застали меня. Я целый день провозился с немцами. Ездили с Вейротером поверять диспозицию. Как немцы возьмутся за аккуратность – конца нет!
Борис улыбнулся, как будто он понимал то, о чем, как об общеизвестном, намекал князь Андрей. Но он в первый раз слышал и фамилию Вейротера и даже слово диспозиция.
– Ну что, мой милый, всё в адъютанты хотите? Я об вас подумал за это время.
– Да, я думал, – невольно отчего то краснея, сказал Борис, – просить главнокомандующего; к нему было письмо обо мне от князя Курагина; я хотел просить только потому, – прибавил он, как бы извиняясь, что, боюсь, гвардия не будет в деле.
– Хорошо! хорошо! мы обо всем переговорим, – сказал князь Андрей, – только дайте доложить про этого господина, и я принадлежу вам.
В то время как князь Андрей ходил докладывать про багрового генерала, генерал этот, видимо, не разделявший понятий Бориса о выгодах неписанной субординации, так уперся глазами в дерзкого прапорщика, помешавшего ему договорить с адъютантом, что Борису стало неловко. Он отвернулся и с нетерпением ожидал, когда возвратится князь Андрей из кабинета главнокомандующего.
– Вот что, мой милый, я думал о вас, – сказал князь Андрей, когда они прошли в большую залу с клавикордами. – К главнокомандующему вам ходить нечего, – говорил князь Андрей, – он наговорит вам кучу любезностей, скажет, чтобы приходили к нему обедать («это было бы еще не так плохо для службы по той субординации», подумал Борис), но из этого дальше ничего не выйдет; нас, адъютантов и ординарцев, скоро будет батальон. Но вот что мы сделаем: у меня есть хороший приятель, генерал адъютант и прекрасный человек, князь Долгоруков; и хотя вы этого можете не знать, но дело в том, что теперь Кутузов с его штабом и мы все ровно ничего не значим: всё теперь сосредоточивается у государя; так вот мы пойдемте ка к Долгорукову, мне и надо сходить к нему, я уж ему говорил про вас; так мы и посмотрим; не найдет ли он возможным пристроить вас при себе, или где нибудь там, поближе.к солнцу.


Top