Рыбкин олег 1967 года рождения. Олег рыбкин

Чему будет посвящен проект?

В его основе - глобальное событие в масштабах всего мира и, естественно, страны: 100-летие Великой Октябрьской революции. Не знаю, нужно ли добавлять к названию слово «социалистическая», так как в одних учебниках его убрали, а в других - нет. Мы покажем, каким образом искусство и литература были отражены во время этого события. Состоит проект из нескольких частей. Сейчас мы получили грант на первую, связанную с дореволюционным периодом. Это Серебряный век, драматургия, литература, изобразительное искусство и театр того времени.

Сколько всего будет событий и что в них войдет?

В рамках первой части сделаем творческо-поэтический вечер, который проведет московский режиссер мастерской Петра Наумовича Фоменко Иван Поповский, также в нем примет участие коллектив Елены Камбуровой. Прозвучат стихи Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Александра Блока, Андрея Белого. Вторая часть - спектакль, поставит который ваш покорный слуга. Это драматическая композиция по творчеству Леонида Андреева, которая называется «Дни нашей жизни». У автора есть пьеса с таким названием, но в спектакль войдут и другие его произведения: рассказы, очерки, отрывки. Например, «Жизнь человека» и «Анфиса». Третья часть - гвоздь проекта - спектакль мастерской Петра Наумовича Фоменко в постановке Ивана Поповского «Отравленная туника». Как раз сейчас я вернулся из Москвы, где мы обо всем договорились. Еще одна важная составляющая - круглый стол «Столетие Великой Октябрьской революции. Осмысление во имя консолидации». Он соберет искусствоведов, культурологов, преподавателей, студентов, историков. Поговорим о предчувствии глобальных перемен в начале двадцатого века, сибирских поэтах того времени. В заключение устраиваем выставку «Писатели и поэты Сибири начала двадцатого века» при поддержке научной библиотеки и краеведческого музея.

Тему выбирали, зная, что она поможет выиграть?

Да, я был уверен в этом. Почему-то никто больше не догадался. Не хочу здесь скромничать, но я внутренне понимал, что такая тематика не позволит пройти мимо проекта. Так и получилось: привлекли внимание Министерства культуры России. Думаю, не мы последние обратимся к Октябрьской революции, но точно первые. Столетие необходимо осмыслить. Не думайте, что я подогнал все под удачную дату. В нашем случае все совпало, и в первую очередь мой интерес к тому времени. Он давний. Я много ставил и Михаила Булгакова, и Николая Гумилева. Для меня это очень близко.

А вообще политика в искусстве вам интересна?

Нет. Никогда не ставил и не хотел ставить политические спектакли. Не считаю, что этим можно изменить или не изменить. Человек меняется скорее благодаря нравственному или эстетическому воздействию.

Поддерживаете мнение о том, что Красноярск сильно отстает от столичных театров?

Я бы так не сказал. Но вот современного искусства у нас немного. Для того чтобы оно жило, необходимо больше независимых музеев, театров, коллективов. Они создают то самое современное искусство в силу своей открытости, существования вне каких-либо политических симпатий или эмпатий.

Есть образцы современного искусства, которые вам нравятся?

Мне очень интересно то, что происходит в московском электротеатре «Станиславский». Он никогда не заявлял себя как оппозиционный, но занимается проблемами искусства, режиссуры. Еще образовательный проект - Театральный центр Мейерхольда. Он занимается поддержкой независимых трупп, которые могут прийти туда и за небольшие деньги получить возможность высказаться.

Как можете оценить нашего зрителя?

В Красноярске аудитория сложно воспринимает современные формы театра. Она тяготеет к более традиционному воплощению. Режиссер должен это учитывать. Иногда эдакий консерватизм удается победить благодаря художественности работы. Может быть, театры недорабатывают, может, насмотренности зрителям не хватает. Мне кажется, что театры не очень хорошо работают с современной молодежью. Должна быть взаимная заинтересованность. Молодые лица, которые любят современное искусство, разбираются в нем, мы видим лишь на фестивале ДНК. У театра Пушкина разнообразный репертуар. Мы объединяем в себе и Центр Мейерхольда, и Малый театр. Может быть, нам нужно больше спектаклей, затрагивающих проблемы молодежи, но нет у нас возможности работать только на определенную публику.

Что помогает вам придумывать новые проекты, ставить спектакли?

Бывает, вдохновение приходит от прочтения книги, пьесы, фильма. Это процесс неконтролируемый. Другое дело, что плановость нашей жизни не позволяет сиюминутно воплощать идеи в жизнь. Есть же такая вещь, как репертуар, расписание. Зачастую что-то действительно достойное откладывается в стол. Однако через какое-то время ты открываешь его, а задумка уже никому не нужна.

Олег Рыбкин окончил Российскую академию театрального искусства, мастерскую Петра Наумовича Фоменко. Постановки Олега Рыбкина участвовали в международных фестивалях Европы: «Реальный театр», «Островский в доме Островского», «Сибирский транзит», «Международный Волковский фестиваль». В 2006 году занял пост главного режиссера театра Пушкина. Шесть спектаклей Олега Рыбкина были номинантами национальной театральной премии «Золотая маска».

Текст: Татьяна Зиза. Фото: Александр Нерозя

Биография

Олег Рыбкин родился в городе Керчь (Автономная Республика Крым, Украина).

В 1993 году окончил Российскую академию театрального искусства (ГИТИС), мастерскую Петра Наумовича Фоменко.

Дипломный спектакль - «Свадьба Кречинского» по А. Сухово-Кобылину, в 1993 году поставлен в Красноярском драматическом театре им. А. С. Пушкина.

1994-1997 гг - Режиссер радиостанции ВВС.

1997-2002 гг - Главный режиссер Новосибирского академического театра «Красный факел». Первым из новосибирских режиссеров был номинирован на соискание национальной театральной премии «Золотая маска». Постановки Олега Рыбкина участвовали в международных фестивалях Европы, фестивалях «Реальный театр», «Островский в доме Островского», «Сибирский транзит», «Международный Волковский фестиваль», «Радуга» и других.

С августа 2006 года - Главный режиссёр Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина. С 2008 года - художественный руководитель Фестиваля современной драматургии «Драма. Новый Код» (ДНК) Олег Рыбкин поставил более пятидесяти спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Томска, Самары, Новосибирска, Челябинска, Перми, Ставрополя, Екатеринбурга, Уфы, Софии и других городов.

Режиссерские работы

Спектакли - номинанты национальной театральной премии «Золотая маска»:

«Зойкина квартира» по М. Булгакову, 1997 год, театр «Красный факел»;

«Ивонна, принцесса Бургундская» по В. Гомбровичу, 1998 год, театр «Красный факел». Также спектакль принимал участие в международном Гомбровичевском фестивале в Польше;

«Три сестры» по А. Чехову, 1999 год, театр «Красный факел». Также в 2001 году спектакль участвовал в фестивале «Сибирский транзит»;

«Приглашение на казнь», пьеса О. Рыбкина по роману В. Набокова, 2000 год, Омский академический театр драмы;

«Чайка» по А. Чехову, 2007 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина. Также спектакль участвовал в фестивалях: «Сибирский транзит» в Барнауле, «Золотая маска» в регионах России» в Омске, «Международный Волковский фестиваль» в Ярославле, «Балтийский Дом» в Санкт-Петербурге и «Международный рождественский фестиваль искусств» в Новосибирске.

«Путешествие Алисы в Швейцарию» по Л. Бэрфусу, 2012 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина.

Другие значимые режиссерский работы:

«Время и комната» по Б. Штраусу, 1995 год, театр «Красный факел». Спектакль принимал участие в международных фестивалях «Берлин-Москва. Мир без границ» (1995 год) и «Дни культуры ФРГ в Сибири» (1999 год);

«Род», сценическая тетралогия по пьесам Софокла и Эсхила «Эдип-царь», «Эдип в Колоне», «Семеро против Фив», «Антигона», 1996 год, театр «Красный факел». Спектакль дважды принимал участие в фестивалях в Греции: в Пирее (1996 год) и в древнем театре в Эпидавре (1997 год);

«Ревизор» по Н. Гоголю, 1997 год, театр «Красный факел»;

«Сон в летнюю ночь» по У. Шекспиру, 1998 год, театр «Красный факел»;

«Президентши» по В. Шваб, 1999 год, театр «Красный факел». Спектакль принимал участие в Международном фестивале NET- «Новый европейский театр» (Москва);

«Любовь в Крыму» по С. Мрожек, 2000 год, Государственный театр Сатиры (София, Болгария);

«Жизнь победила смерть» по пьесе В. Вербина по произведениям Д. Хармса, 2000 год, театр «Красный факел»;

«Село Степанчиково и его обитатели» по пьесе О. Рыбкина по мотивам романа Ф. Достоевского, 2001 год, Омский академический театр драмы. Спектакль - участник фестиваля «Сибирский транзит - 2002»;

«Роберто Зукко» по Б.-М. Кольтес, 2002 год, театр «Красный факел»;

«Сила привычки» по Т. Берндхарду, 2002 год, Театр Сатиры (Санкт-Петербург). Спектакль - участник фестиваля «Театральный остров - 2002»;

«Метафизика двуглавого теленка» по С. Виткевич, 2003 год, Театр Сатиры (Санкт-Петербург). Спектакль - участник фестивалей «Театральный остров» и «Золотой софит»;

«Посетитель» по Э.Шмидту, 2004 год. Совместный проект «Австрийского культурного форума» и «Театра Сатиры на Васильевском». Спектакль - участник фестивалей «Ландшафты сновидений» (2003) и «Австрийская весна в Москве» (2004);

«Синхрон» по Т. Хюрлиману, 2003 год, Академический театр Ленсовета (Санкт-Петербург). Спектакль - участник фестиваля «Золотой софит»;

«Роман с кокаином» по пьесе Н. Скороход по мотивам романа М. Агеева, 2004 год, Российский академический молодежный театр. Спектакль - участник Международного фестиваля «Радуга» (2005);

«Анатоль» по А. Шницлеру, 2005 год, Театр юного зрителя им. Брянцева (Санкт-Петербург);

«Тварь» по В. Семеновскому (сочинение на темы Ф. Сологуба), 2005 год, Республиканский русский академический театр Башкортостана (Уфа). Спектакль - участник фестивалей «Реальный театр» и «Открытое пространство» (Магнитогорск, 2005);

«Таланты и поклонники» по А. Островскому, 2005 год, Красноярский драматической театр им. А.С. Пушкина. Спектакль - участник фестивалей «Островский в доме Островского» (Москва, 2006) и «Волжские театральный сезона» (Самара, 2007);

«Следующая остановка - Небо» по Д. Хармсу (пьеса В. Вербина), 2006 год, Театр юного зрителя им. А. Брянцева (Санкт-Петербург);

«Король Лир» по У. Шекспиру, 2006 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;

«Безумный день или Женитьба Фигаро» по П.Бомарше, 2006 год, Академический театр драмы (Пермь);

«Жак и его господин» по мотивам романа Д. Дидро, 2007 год, Екатеринбургский театр юного зрителя;

«Трехгрошевая опера» по Б. Брехту, 2007 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;

«Там, вдали» по К. Черчилл, 2008 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;

«Дядюшкин сон» по Ф. Достоевскому, 2008 год, Омский академический театр драмы;

«Трамвай „Желание“» по Т. Уильямсу, 2008 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;

«Темные аллеи», пьеса О. Никифоровой по циклу рассказов И. Бунина, 2009 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина. Спектакль - участник «Международного Волковского фестиваля - 2011»;

«Старший сын» по А. Вампилову, 2009 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;

«Дом, где разбиваются сердца» по Б. Шоу, 2010 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;

«Конёк-Горбунок» по П. Ершову, 2011 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина. Спектакль - участник фестивалей «Реальный театр», «Ново-сибирский транзит», «Международный Волковский фестиваль - 2012;

«Путешествие Алисы в Швейцарию» по пьесе Л. Бэрфуса, 2012 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;

Признание и награды

В мае 2012 года - лауреат Премии Правительства РФ им. Федора Волкова «за вклад в развитие театрального искусства»

Ссылки

«50 лет Олегу Рыбкину» («Петербургский театральный журнал» от 18.10.2012)

Оле́г Алексе́евич Ры́бкин (р. 18 октября 1962, Керчь, СССР) - российский театральный режиссёр, главный режиссёр Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина .

Олег Рыбкин
Олег Алексеевич Рыбкин
Дата рождения 18 октября (1962-10-18 ) (56 лет)
Место рождения Керчь , Крымская область , УССР , СССР
Гражданство СССР СССР → Россия Россия
Профессия
Годы активности - настоящее время
Театр Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина
Спектакли «Зойкина квартира» (),
«Ивонна, принцесса Бургундская» (),
«Три сестры» (),
«Приглашение на казнь» (),
«Чайка» (),
«Путешествие Алисы в Швейцарию» (2012),
другие
Награды Премия Правительства РФ «За вклад в развитие театрального искусства» им. Фёдора Волкова

Биография

Олег Рыбкин родился 18 октября 1962 года в Керчи Крымской области.

В 1984 году окончил Краснодарский институт культуры по специальности «театральная режиссура».

В 1994-1997 годах - режиссёр на радиостанции BBC .

В 1997-2002 годах - главный режиссёр новосибирского театра «Красный факел» . Первым из режиссёров Новосибирска был номинирован на соискание национальной театральной премии «Золотая маска ». Спектакли Олега Рыбкина участвовали в международных фестивалях Европы, фестивалях «Золотая маска», «Реальный театр», «Островский в доме Островского», «Сибирский транзит», «Международный Волковский фестиваль», «Радуга», Биеннале театрального искусства, "Камерата" и многих других.

С августа 2006 года - главный режиссёр красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина . С 2008 года - художественный руководитель фестиваля современной драматургии «Драма. Новый Код» (ДНК).

Олег Рыбкин поставил более шестидесяти спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Томска, Самары, Новосибирска, Челябинска, Перми, Ставрополя, Екатеринбурга, Уфы, Софии и других городов.

Член жюри Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» (2014, 2018 г.)

Режиссёрские работы

Спектакли - номинанты национальной театральной премии «Золотая маска»

  • «Зойкина квартира» по пьесе М. Булгакова, 1997 год, театр «Красный факел»;
  • «Ивонна, принцесса Бургундская» по пьесе В. Гомбровича, 1998 год, театр «Красный факел». Спектакль участник международного Гомбровичевского фестиваля в г. Радом, Польша;
  • «Три сестры» по пьесе А. Чехова, 1999 год, театр «Красный факел». Спектакль - участник Первого фестиваля «Сибирский транзит», 2001 год;
  • «Приглашение на казнь», пьеса Олега Рыбкина по роману Владимира Набокова, 2000 год, Омский академический театр драмы;
  • «Чайка» по пьесе А. Чехова, 2007 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина. Спектакль участвовал в фестивалях: «Сибирский транзит» в Барнауле, «Золотая маска» в регионах России" в Омске, «Международный Волковский фестиваль» в Ярославле, «Балтийский Дом» в Санкт-Петербурге и «Международный рождественский фестиваль искусств» в Новосибирске.
  • «Путешествие Алисы в Швейцарию» по пьесе Л. Бэрфуса, 2012 год, Красноярский драматический театр им. А. Пушкина;
  • "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" по пьесе Т. Стоппарда, 2017 год, Красноярский драматический театр им. А. Пушкина; Спектакль -участник международного фестиваля "Радуга", 2018 год, Санкт-Петербург

ДРУГИЕ РЕЖИССЁРСКИЕ РАБОТЫ

  • «Эдуард второй» по пьесе К. Марлоу, 1994 год, Москва, Новый драматичесаий театр;
  • «Каждый по своему» по пьесе Л. Пиранделло, 1994 год, Москва, театр «На Малой Бронной»;
  • «Время и комната» по пьесе Б. Штрауса, 1995 год, театр «Красный факел» (Новосибирск). Спектакль принимал участие в международных фестивалях «Берлин-Москва. Мир без границ» (1995 год) и «Дни культуры ФРГ в Сибири» (1999 год);
  • «Род», сценическая тетралогия по пьесам Софокла и Эсхила «Эдип-царь», «Эдип в Колоне», «Семеро против Фив», «Антигона», 1996 год, автор варианта для сцены -О. Рыбкин, театр «Красный факел». Спектакль дважды принимал участие в фестивалях в Греции: в Пирее (1996 год) и в Древнем театре Эпидавра (1997 год);
  • «Ревизор» по пьесе Н. Гоголя, 1997 год, театр «Красный факел»;
  • «Сон в летнюю ночь» по пьесе У. Шекспира, 1997 год, театр «Красный факел»;
  • «Моя жизнь с Бингом» по книге К. Кросби, 1998 год, театр «Красный факел». Спектакль - участник спец программы «Золотая маска»;
  • «Мадлен и Моисей» П.-О. Скотто, 1998год, театр «Красный факел»;
  • «Любовный хоровод» по пьесе А. Шницлера, 1999 год, театр драмы, г. Томск;
  • «Иллюзия» по пьесе П. Корнеля, 1999год, театр «Красный факел»;
  • «Playboy» по пьесе Д. Синга «Удалой молодец-гордость запада», 1999 год, театр «Красный факел»;
  • «Президентши» по пьесе В. Шваба, 2000 год, театр «Красный факел». Спектакль принимал участие в Международном фестивале NET- «Новый европейский театр» (Москва);
  • «Любовь в Крыму» по пьесе С. Мрожек, 2000 год, Государственный театр Сатиры (София, Болгария);
  • «Жизнь победила смерть» пьеса В. Вербина по произведениям Д. Хармса, 2000 год, театр «Красный факел»;
  • «Село Степанчиково и его обитатели» пьеса О. Рыбкина по мотивам романа Ф. Достоевского, 2001 год, Омский академический театр драмы. Спектакль - участник фестиваля «Сибирский транзит - 2002»;
  • «Роберто Зукко» по пьесе Б.-М. Кольтес, 2002 год, театр «Красный факел»;
  • «Сила привычки» по пьесе Т. Берндхарда, 2002 год, Театр Сатиры на Васильевском(Санкт-Петербург). Спектакль - участник фестиваля «Театральный остров - 2002»;
  • «Метафизика двуглавого теленка» по С. И. Виткевич, 2003 год, Театр Сатиры на Васильевском (Санкт-Петербург). Спектакль - участник фестивалей «Театральный остров» и «Золотой софит»;м
  • «Король, дама, валет» пьеса А. Гетмана по роману В. Набокова, 2003 год, Ставропольский театр драмы;
  • «Посетитель» по пьесе Э. И. Шмидта, 2004 год. Совместный проект «Австрийского культурного форума» и «Театра Сатиры на Васильевском». Спектакль - участник фестивалей «Ландшафты сновидений» (2003) и «Австрийская весна в Москве» (2004);
  • «Синхрон» по пьесе Т. Хюрлимана, 2004 год, театр им. Ленсовета (Санкт-Петербург). Спектакль - участник фестиваля «Золотой софит»;
  • «Роман с кокаином» пьеса Н. Скороход по мотивам романа М. Агеева, 2004 год, Российский академический молодёжный театр. Спектакль - участник Международного фестиваля «Радуга», Санкт-Петербург(2005);
  • «Анатоль» по пьесе А. Шницлера, 2005 год, Театр юного зрителя им. Брянцева (Санкт-Петербург); участник международного фестиваля «Радуга»
  • «Тварь» по пьесе В. Семеновского (сочинение на темы Ф. Сологуба), 2005 год, Республиканский русский академический театр Башкортостана (Уфа). Спектакль - участник фестивалей «Реальный театр» и «Открытое пространство» (Магнитогорск, 2005);
  • «Таланты и поклонники» по пьесе А. Островского, 2005 год, Красноярский драматической театр им. А. С. Пушкина. Спектакль - участник фестивалей «Островский в доме Островского» (Москва, 2006) и «Волжские театральные сезоны» (Самара, 2007);
  • «Шестеро персонажей в поисках автора» по пьесе Л. Пиранделло, 2005 год, Академический театр им. Н. Орлова (Челябинск, 2005);
  • «Следующая остановка - Небо» по произведениям Д. Хармса (пьеса В. Вербина), 2006 год, Театр юного зрителя им. А. Брянцева (Санкт-Петербург);
  • «Король Лир» по У. Шекспиру, 2006 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;
  • «Безумный день или Женитьба Фигаро» по пьесе П. Бомарше, 2006 год, Академический театр драмы (Пермь);
  • «Полковник Птица» по пьесе Христо Бойчева , 2006 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;
  • «Жак и его господин» пьеса М. Кундеры по мотивам романа Д. Дидро, 2007 год, Екатеринбургский театр юного зрителя. Участник фестиваля «Реальный театр», Нижний Новгород;
  • «Трехгрошевая опера» по пьесе Б. Брехта, 2007 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;
  • «Там, вдали» по пьесе К. Черчилл, 2008 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;
  • «Дядюшкин сон» пьеса Ю. Лоттина по повести Ф. Достоевского, 2008 год, Омский академический театр драмы; Участник фестиваля «Реальный театр», Екатирбург;
  • «Трамвай „Желание“» по пьесе Т. Уильямса, 2008 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина. Спектакль- участник фестиваля «Реальный театр»,Екатеринбург;
  • «Тёмные аллеи», пьеса О. Никифоровой, при участия О. Рыбкина по рассказам И. Бунина, 2009 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина. Спектакль - участник «Международного Волковского фестиваля - 2011»;
  • «Старший сын» по пьесе А. Вампилова, 2010 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;
  • «Ночь ошибок» по пьесе У. Голдсмита, 2010 год, Красноярский драматический театр им. А. Пушкина. Участник международного этно-фольклорного фестиваля «Дух земли», Абакан, Республика Хакасия;
  • «Дом, где разбиваются сердца» по пьесе Б. Шоу, 2010 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;
  • «Конёк-Горбунок» по сказке П. Ершова, 2011 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина. Спектакль - участник фестивалей «Театральный синдром», «Ново-сибирский транзит», XIII «Международный Волковский фестиваль», Национального театрального фестиваля-конкурса «Золотая Маска-2013» (Программа «Маска Плюс»), X Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», Санкт-Петербург, (специальный приз жюри, приз кртитики, приз зрительских симпатий), фестиваля «Царь-сказка», Великий Новгород, Международного фестиваля спектаклей для детей и подростков «Корчак», Варшава
  • «Пули над Бродвеем» по пьесе В. Аллена, 2011, Красноярский драматический театр им. А. Пушкина;
  • «Бог резни» по пьесе Ясмины Реза, 2011, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;
  • «Варвары» по пьесе М. Горького, 2012 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина; Спектакль - участник Горьковского фестиваля, 2013 год, г. Нижний Новгород;
  • «Вий» по пьесе Натальи Ворожбит, 2013 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;
  • «Тихий шорох уходящих шагов» по пьесе Д.Богославского, 2013 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;
  • «Костюмер» по пьесе Р. Харвуда, 2013 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;
  • «Доказательство обратного» по пьесе О. Кьякьяри, 2014 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина.
  • «XII ночь, или как вам будет угодно» по пьесе У. Шекспира, 2015 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина.
  • «Чик. Гудбай, Берлин» Р. Коаль, В. Херрендорф, 2016 год, Красноярский театр им. А. Пушкина. Спектакль -участник программы «Детский уик-энд» фестиваля «Золотая маска» (Москва) международного Рождественского фестиваля искусств (Новосибирск), международного фестиваля «Камерата»(Челябинск)- приз за лучшую режиссуру, приз за лучший актерский дуэт.
  • «Дни нашей жизни» пьеса О. Рыбкина по произведениям Л. Андреева, 2016 год, Красноярский театр им. А. Пкшаина. Спектакль -участник грантового проекта министерства культуры России «Мы повернули истории бег», к 100-летию российской революции. Лонг-лист фестиваля «Золотая маска»;
  • «Покровские ворота» по пьесе Л. Зорина, 2017 год, Красноярский театр им. А. Пушкина; спектакль - лауреат Первого межрегионального фестиваля комедий "Зрительский успех", Красноярск, 2018 год;
  • «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по пьесе Т. Стоппарда, 2017 год, Красноярский театр им. А. Пушкина. «Лучший спектакль сезона»(большая форма)на краевом фестивале «Театральная весна». Участник международного фестиваля «Радуга», Санкт-Петербург; Первая премия конкурса «Полюс. Золотой сезон», участник фестиваля-школы современного искусства «Территория. Красноярск»" премия "Золотая маска" ("лучшая работа художника по свету"(Д.Зименко)
  • «Три дня в деревне» пьеса П. Марбера (по мотивам пьесы И. Тургенева «Три дня в деревне»),2018 год, Красноярский театр им. А. Пушкина; Спектакль - участник фестиваля "Уроки режиссуры" в рамках Биеннале театрального искусства, Москва, 2018 год, режиссер О. Рыбкин - лауреат в номинации "За урок превращения классического текста в лирическое высказывание"; "Лучший спектакль сезона в драматическом театре" краевой фестиваль "Театральная весна"
  • "Опасные связи" пьеса К. Хемптона (по мотивам романа Шадерло де Лакло), 2018 год, Красноярский театр драмы им. А. Пушкина;
  • «Мы, герои» пьеса Жан-Люка Лагарса, 2019 год, Красноярский театр драмы им. А.Пушкина
Олег Рыбкин
Олег Алексеевич Рыбкин
Дата рождения 18 октября (1962-10-18 ) (56 лет)
Место рождения Керчь , Крымская область , УССР , СССР
Гражданство СССР СССР → Россия Россия
Профессия режиссёр
Годы активности - настоящее время
Театр Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина
Спектакли «Зойкина квартира» (),
«Ивонна, принцесса Бургундская» (),
«Три сестры» (),
«Приглашение на казнь» (),
«Чайка» (),
«Путешествие Алисы в Швейцарию» (2012),
другие
Награды Премия Правительства РФ «За вклад в развитие театрального искусства» им. Фёдора Волкова

Оле́г Алексе́евич Ры́бкин (р. 18 октября 1962, Керчь) - российский театральный режиссёр, главный режиссёр Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ "Король Лир", первый акт

    ✪ Фильм Операция кобра - СССР 1960 г.

    ✪ Спектакль "Вий". Фрагмент

    Субтитры

Биография

Олег Рыбкин родился 1962 году в Керчи.

Дипломный спектакль - «Свадьба Кречинского» по А. Сухово-Кобылину, в году поставлен в Красноярском драматическом театре имени А. С. Пушкина .

В 1994-1997 годах - режиссёр на радиостанции BBC .

В 1997-2002 годах - главный режиссёр новосибирского театра «Красный факел» . Первым из новосибирских режиссёров был номинирован на соискание национальной театральной премии «Золотая маска ». Постановки Олега Рыбкина участвовали в международных фестивалях Европы, фестивалях «Реальный театр», «Островский в доме Островского», «Сибирский транзит», «Международный Волковский фестиваль», «Радуга» и других.

С августа 2006 года - главный режиссёр красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина . С 2008 года - художественный руководитель фестиваля современной драматургии «Драма. Новый Код» (ДНК).

Олег Рыбкин поставил более пятидесяти спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Томска, Самары, Новосибирска, Челябинска, Перми, Ставрополя, Екатеринбурга, Уфы, Софии и других городов.

Режиссёрские работы

Спектакли - номинанты национальной театральной премии «Золотая маска»

  • «Зойкина квартира» по М. Булгакову, 1997 год, театр «Красный факел»;
  • «Ивонна, принцесса Бургундская» по В. Гомбровичу, 1998 год, театр «Красный факел». Также спектакль принимал участие в международном Гомбровичевском фестивале в Польше;
  • «Три сестры» по А. Чехову, 1999 год, театр «Красный факел». Также в 2001 году спектакль участвовал в фестивале «Сибирский транзит»;
  • «Приглашение на казнь», пьеса Олега Рыбкина по роману Владимира Набокова, 2000 год, Омский академический театр драмы;
  • «Чайка» по А. Чехову, 2007 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина. Также спектакль участвовал в фестивалях: «Сибирский транзит» в Барнауле, «Золотая маска» в регионах России» в Омске, «Международный Волковский фестиваль» в Ярославле, «Балтийский Дом» в Санкт-Петербурге и «Международный рождественский фестиваль искусств» в Новосибирске.
  • «Путешествие Алисы в Швейцарию» по Лукасу Бэрфусу, 2012 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина.
Другие режиссёрские работы
  • «Время и комната» по Б. Штраусу, 1995 год, театр «Красный факел». Спектакль принимал участие в международных фестивалях «Берлин-Москва. Мир без границ» (1995 год) и «Дни культуры ФРГ в Сибири» (1999 год);
  • «Род», сценическая тетралогия по пьесам Софокла и Эсхила «Эдип-царь», «Эдип в Колоне», «Семеро против Фив», «Антигона», 1996 год, театр «Красный факел». Спектакль дважды принимал участие в фестивалях в Греции: в Пирее (1996 год) и в древнем театре в Эпидавре (1997 год);
  • «Ревизор» по Н. Гоголю, 1997 год, театр «Красный факел»;
  • «Сон в летнюю ночь» по Уильяму Шекспиру, 1998 год, театр «Красный факел»;
  • «Президентши» Вернера Шваба, 1999 год, театр «Красный факел». Спектакль принимал участие в Международном фестивале NET- «Новый европейский театр» (Москва);
  • «Любовь в Крыму» по С. Мрожек, 2000 год, Государственный театр Сатиры (София, Болгария);
  • «Жизнь победила смерть» по пьесе В. Вербина по произведениям Д. Хармса, 2000 год, театр «Красный факел»;
  • «Село Степанчиково и его обитатели» по пьесе О. Рыбкина по мотивам романа Ф. Достоевского, 2001 год, Омский академический театр драмы. Спектакль - участник фестиваля «Сибирский транзит - 2002»;
  • «Роберто Зукко» по Б.-М. Кольтес, 2002 год, театр «Красный факел»;
  • «Сила привычки» по Т. Берндхарду, 2002 год, Театр Сатиры (Санкт-Петербург). Спектакль - участник фестиваля «Театральный остров - 2002»;
  • «Метафизика двуглавого теленка» по С. Виткевич, 2003 год, Театр Сатиры (Санкт-Петербург). Спектакль - участник фестивалей «Театральный остров» и «Золотой софит»;
  • «Посетитель» по Э. Шмидту, 2004 год. Совместный проект «Австрийского культурного форума» и «Театра Сатиры на Васильевском». Спектакль - участник фестивалей «Ландшафты сновидений» (2003) и «Австрийская весна в Москве» (2004);
  • «Синхрон» по Т. Хюрлиману, 2003 год, Академический театр Ленсовета (Санкт-Петербург). Спектакль - участник фестиваля «Золотой софит»;
  • «Роман с кокаином» по пьесе Н. Скороход по мотивам романа М. Агеева, 2004 год, Российский академический молодёжный театр. Спектакль - участник Международного фестиваля «Радуга» (2005);
  • «Анатоль» по А. Шницлеру, 2005 год, Театр юного зрителя им. Брянцева (Санкт-Петербург);
  • «Тварь» по В. Семеновскому (сочинение на темы Ф. Сологуба), 2005 год, Республиканский русский академический театр Башкортостана (Уфа). Спектакль - участник фестивалей «Реальный театр» и «Открытое пространство» (Магнитогорск, 2005);
  • «Таланты и поклонники» по А. Островскому, 2005 год, Красноярский драматической театр им. А. С. Пушкина. Спектакль - участник фестивалей «Островский в доме Островского» (Москва, 2006) и «Волжские театральный сезона» (Самара, 2007);
  • «Шестеро персонажей в поисках автора» по Л. Пиранделло, 2005 год, Академический театр им. Н. Орлова (Челябинск, 2005);
  • «Следующая остановка - Небо» по Д. Хармсу (пьеса В. Вербина), 2006 год, Театр юного зрителя им. А. Брянцева (Санкт-Петербург);
  • «Король Лир» по У. Шекспиру, 2006 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;
  • «Безумный день или Женитьба Фигаро» по П. Бомарше, 2006 год, Академический театр драмы (Пермь);
  • «Полковник Птица» по пьесе Христо Бойчева , 2006 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;
  • «Жак и его господин» по мотивам романа Д. Дидро, 2007 год, Екатеринбургский театр юного зрителя;
  • «Трехгрошевая опера» по Б. Брехту, 2007 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;
  • «Там, вдали» по К. Черчилл, 2008 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;
  • «Дядюшкин сон» по Ф. Достоевскому, 2008 год, Омский академический театр драмы;
  • «Трамвай „Желание“» по Т. Уильямсу, 2008 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;
  • «Тёмные аллеи», пьеса О. Никифоровой по циклу рассказов И. Бунина, 2009 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина. Спектакль - участник «Международного Волковского фестиваля - 2011»;
  • «Старший сын» по А. Вампилову, 2010 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;
  • «Дом, где разбиваются сердца» по Б. Шоу, 2010 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;
  • «Конёк-Горбунок» по П. Ершову, 2011 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина. Спектакль - участник фестивалей «Театральный синдром», «Ново-сибирский транзит», XIII «Международный Волковский фестиваль», Национального театрального фестиваля-конкурса «Золотая Маска-2013» (Программа «Маска Плюс»), X Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин»;
  • «Бог резни» по пьесе Ясмины Реза, 2011, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;
  • «Варвары» по пьесе М. Горького, 2012 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;
  • «Вий» по пьесе Натальи Ворожбит, 2013 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;
  • «Тихий шорох уходящих шагов» по пьесе Дмитрия Богославского, 2013 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;
  • «Костюмер» по пьесе Рональда Харвуда, 2013 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина;
  • «Доказательство обратного» по пьесе Оливье Кьякьяри, 2014 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина.
  • «XII ночь, или как вам будет угодно» по пьесе Уильяма Шекспира, 2015 год, Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина.

Сегодня празднует юбилей известный российский театральный режиссер Олег Рыбкин. Наш журнал давно и пристально интересуется его творчеством: мы писали о спектаклях, поставленных им в Новосибирске и Омске, Петербурге и Красноярске. Олег Рыбкин — ценитель модернистской западноевропейской драматургии, но его репертуарные интересы невероятно широки. Он пытался привить петербургскому театру любовь к Виткевичу, Шницлеру и Хармсу, в разных сибирских городах ставил Набокова и Кольтеса, русскую и западную классику. В последние годы он организовал фестиваль современной пьесы «ДНК», стал главным режиссером Красноярской драмы. Рыбкин всегда непредсказуем, оригинален и в то же время верен себе и своему внутреннему чувству театра.

Мы с радостью поздравляем Олега, героя наших многочисленных публикаций, и желаем ему творческих успехов и крепкого здоровья.

Для наших читателей мы открываем его интервью «Я могу бороться только внутри спектакля» из ПТЖ № 68.

«Я МОГУ БОРОТЬСЯ ТОЛЬКО ВНУТРИ СПЕКТАКЛЯ»

Олег Рыбкин.
Фото — архив «Петербургского театрального журнала».

Режиссер Олег Рыбкин родился в Керчи, режиссерское образование получил на курсе у Петра Фоменко в ГИТИСе, ставил спектакли в Москве, Санкт-Петербурге и на Урале. Но его собственная профессиональная и личная судьба особенно тесно связана с сибирскими театрами. Именно в Сибири он возглавлял театры — «Красный факел» в Новосибирске (1997-2002) и Красноярский театр им. Пушкина, которым руководит уже пять лет.

Елена Коновалова Олег, чем вас, южанина, так привлекает Сибирь? Холода не пугают?

Олег Рыбкин В профессиональном отношении мне здесь никогда не было холодно. В Красноярской драме много лет назад я выпустил свой дипломный спектакль «Свадьба Кречинского». А сразу после нескольких спектаклей в Москве оказался на постановке в новосибирском «Красном факеле». И мне здесь очень понравилось. Понравилось отношение людей к тому, что я делал, степень свободы и безответственности.

Коновалова В чем она выражалась?

Рыбкин Знаете, это был спектакль «Время и комната» по пьесе современного западного интеллектуала Бото Штрауса, автора весьма известного в Европе, но которого в России фактически не ставят до сих пор. В начале 1990-х я начинал репетировать его пьесу в театре «Современник», это был один из первых проектов Гёте-института в России. Но, увы, в Москве тогда никто толком не понимал, что такое современная драматургия, особенно западная (да и сейчас не очень-то ее понимают)… Мы не смогли найти общего языка с артистами «Современника». И я был вынужден прийти к Галине Борисовне Волчек, поблагодарить ее за приглашение и отказаться от постановки.

Коновалова А в Сибири эта драматургия оказалась понятной?

Рыбкин Понятной и востребованной. По итогам творческого сезона в Новосибирске спектакль «Время и комната» получил премию «Парадиз» за лучший спектакль и лучшую режиссуру. Его поддержала интеллектуальная элита города. И как-то стало понятно, что Сибирь — не медвежий угол. Напротив — здесь есть условия, чтобы делать вещи, которые в то время оказались невозможны в Москве. Такой парадокс. Так что первый успех пришел ко мне в Сибири. А это очень важно — место, где тебя впервые поняли.

Коновалова Разве ваши предыдущие спектакли не были успешны?

Рыбкин В Театре на Малой Бронной я до этого поставил спектакль «Каждый по-своему» Л. Пиранделло и «Эдуарда II» К. Марло в Новом драматическом театре. Но это были такие странные эстетские поиски… И они мало соответствовали тому, чего я на самом деле хотел. Увы, с режиссерами это нередко случается: мол, сегодня я поставлю то, что мне заказали, а завтра обязательно вернусь к тому, что мне самому интересно. Не выйдет. Понятно, что обстоятельства бывают разные, но все равно — желательно двигаться навстречу собственным представлениям о том, что ты хочешь сделать. Потому что иначе все попадет на кладбище непоставленных пьес, нереализованных замыслов… А потом опять и опять… Часто бывает, что твои сегодняшние мысли завтра могут стать совсем неинтересны — ни тебе самому, ни времени, ни зрителю. Это сложное сочетание — чтобы предложенная тобой пьеса оказалась созвучна не только тебе, но и театру. И нужно отказываться даже от очень выгодных предложений, если они не отвечают этим условиям.

Коновалова Насколько часто у вас возникало ощущение несовпадения со временем?

Рыбкин Наверное, все-таки нечасто. Но случалось — и это нормально. Все-таки спектакли — не поточное производство, а я их выпустил уже довольно много… (более пятидесяти. — Е. К.). Некоторые мои работы лично мне безумно дороги, но они не получили ответного внимания — либо со стороны зрителей, либо у критиков. Или были случаи, когда критики оставались равнодушны, зато артисты оказывались довольны тем, как мы работали. Или наоборот — репетиции проходили ужасно, но спектакль вдруг интересен зрителям. Здесь не может быть никаких правил, их не существует. И ко всем этим несовпадениям тоже нужно быть готовым.

Коновалова Воспринимать их философски?

Рыбкин Знаете, я иногда с интересом смотрю, как складываются судьбы нынешних молодых режиссеров. Много способных людей, талантливых, по-разному идущих в профессии. Некоторые из них уже возглавили театры — и это хорошо, что молодые режиссеры сегодня востребованы. Но, как мне кажется, большинство из них еще недостаточно задумывается об ответственности художественного руководителя или главного режиссера. Одно дело — разовая постановка, после которой ты возвращаешься домой с гонораром в кармане и полным ощущением счастья или желанием это поскорее забыть, в зависимости от результата. И никакой ответственности за последствия. И совсем другое — взять на себя руководство театром…

Коновалова Вероятно, все начинается с пробной постановки?

Рыбкин Безусловно, это проверка на взаимопонимание. Режиссер — как невеста на выданье, он должен себя как-то проявить: выпустить спектакль, попытаться понять за это время людей в театре, его структуру и атмосферу. Атмосферу города, что немаловажно. Мне, например, не очень нравилась архитектура Новосибирска. Но поскольку мне предложили жить в деревянном домике в центре, в минуте пешеходной прогулки до театра, я с этим смирился. А главное — с труппой «Красного факела» и с нашей публикой у меня возникли особые отношения. Иногда мы даже позволяли себе похулиганить… У меня в «Ревизоре» было придумано, что Городничий в горячечном бреду видел крыс (собственно, как и написано у Гоголя), в спектакле их изображали актеры. А перед выпуском спектакля мы забросили в газеты «утку», что по театру бегают живые крысы.

Сцена из спектакля «Ревизор».
Фото — Андрей Шапран

Коновалова Неужели пресса на это купилась?

Рыбкин Еще как, серьезные издания писали, что в театре происходит что-то странное и мистическое! Сейчас такими пиар-технологиями уже никого не удивишь, никто и внимания не обратит, а тогда это было внове. Шутки шутками, но если серьезно, в «Красном факеле» я имел возможность поставить пьесы, которые прежде в России не шли. Помимо уже упомянутого Бото Штрауса, это и «Президентши» Вернера Шваба (один из немногих российских спектаклей, который в то время участвовал в фестивале «NET». — Е. К.) и «Ивонна, принцесса Бургундская» В. Гомбровича. А уходя — «Роберто Зукко» Б.-М. Кольтеса, это был как бы жест на прощанье…

Коновалова В вашем уходе из «Красного факела» многие видели скандал, хотя вы это отрицаете. Все-таки в чем причина? Все так успешно складывалось, ваши спектакли были востребованы, театр постоянно выезжал на фестивали…

Рыбкин Никакого скандала не было, потому что я сам захотел уйти. Для меня это был внутренний переломный момент: мой интерес к художественному руководству театром на тот момент иссяк, мне все надоело, я просто не понимал, куда двигаться дальше. С директором театра Александром Кулябиным у нас разные представления о театре, только и всего. Поэтому мы расстались по обоюдному согласию, без борьбы за власть.

Коновалова Вам вообще не свойственно за что-то сражаться?

Рыбкин Я могу бороться только внутри спектакля — за те вещи, которые мне важны.

Коновалова Вы человек не злопамятный?

Рыбкин Пожалуй, в моей жизни был единственный случай, когда спустя годы я сказал человеку о своей обиде… Очень задело, когда меня не пригласили на премьеру моего первого спектакля. Представляете, как должен себя чувствовать в такой ситуации молодой режиссер? Я выпускал «Свадьбу Кречинского» летом в том театре, в котором в данный момент имею счастье работать… Шел ремонт, и предполагалось, что я приеду еще раз осенью перед премьерой, возможно, что-то доделаю, исправлю, улучшу. А потом мне позвонили и сказали, что главный режиссер справился сам, у театра нет денег оплатить мне авиабилеты… И когда мы недавно привозили нашу «Чайку» в Петербург на фестиваль «Балтийский дом» и тот самый бывший директор театра зашел нас поздравить, я сказал ему: «Вы лишили меня первых аплодисментов в моей жизни». Зачем было все портить?.. Разве это стоило тех денег? Спектакль потом лет пять шел на аншлагах. И хотя я был дипломник, на его оформление театр, надо отдать ему должное, не поскупился, сценография была серьезная, стоило это немало… Что, кстати, вообще отличает сибирские театры — здесь понимают, что искусство может, а иногда и обязано выглядеть дорого.

Коновалова Что вас побудило вернуться в Красноярск?

Рыбкин Это смешная история. Я ставил в Петербурге «Анатоля» А. Шницлера. И вдруг звонит директор Красноярской драмы Петр Анатольевич Аникин и предлагает мне поставить… «Номер 13». Он только возглавил театр и, видимо, не знал в тот момент никого лучшего, чтобы позвать на эту постановку. Хотя, может, у него были другие, далеко идущие планы… И я сказал, что с радостью поработаю в театре, где ощутил успех, но не услышал аплодисментов… Но, может быть, мы подумаем над каким-нибудь другим названием? И вот прошел год, и меня пригласили в Красноярск поставить «Таланты и поклонники». Был прекрасный бенефициант, но в театре, по моему ощущению, тогда не было героини (Негиной). Пришлось рискнуть — взять на эту роль актрису сразу со студенческой скамьи.

Коновалова У вас вообще немало дебютантов на главных ролях, да еще в таких серьезных спектаклях, как «Трехгрошовая опера», «Чайка», «Трамвай „Желание“»… Не боитесь рисковать?

Рыбкин Мне это интересно! И очень важно в театре — вовремя дать артисту сыграть то, чего он, может, даже не ожидал…

Коновалова А какая форма существования театра вам кажется оптимальной?

Рыбкин Чтобы было разделение финансовой и творческой составляющих. Освободите режиссера от необходимости искать деньги! Они должны быть у него как для собственных постановок, так и на то, чтобы приглашать коллег. Художник не должен заниматься деньгами, искать спонсоров — это функция директора. Поэтому так важен доверительный контакт между директором и главным режиссером, это обязательное условие нормальной работы.

Честно говоря, меня раздражают споры, которые идут сейчас вокруг закона о театре. Пару лет назад на конференции в СТД обсуждали права режиссеров. Говорили, что нужно заранее прописывать в договоре количество репетиций, своевременное изготовление декораций и реквизита. Это просто смешно. То есть если мебель к спектаклю вовремя не привезли — значит, можно отменять репетицию, требовать неустойку, так, что ли? Это наш родной театр! Не бродвейское шоу, декорации которого ставятся час в час, у нас предвидеть и рассчитать все заранее абсолютно невозможно. Да и универсальной модели при нынешней культурной политике нет и быть не может… Я думаю, в России возможны разные системы — частный театр, государственный, сочетание частного и государственного финансирования. Я лично за то, чтобы театр имел актерское ядро в 20 человек на ставке, работающих с режиссером, который в данный момент наиболее интересен пригласившему его коллективу и городу, где находится театр. И главное, чтобы при переходе на контрактную систему, что, видимо, российский театр ждет в скором будущем, были социальные гарантии. Пока их предоставить никто не может. Нет законных оснований. Ждем.

Коновалова А как определить нужность артиста? Допустим, вы как главный режиссер не видите кого-то в своих спектаклях, но зато его охотно занимают приглашенные постановщики.

Рыбкин Предположим, я как главный режиссер не вижу. Но, мне кажется, не стоит ждать, когда кто-то приедет и тебя разглядит. Ну не случилось, не сошлось… Думаю, у театров должна быть возможность приглашать актеров, обеспечить им достойное проживание и питание. Как и режиссерам… Не все же могут поступить так, как господин Петер Штайн, который создал театр «Шаубюне» и, находясь уже в почтенном возрасте и ощутив, что его труппа не очень хочет продолжать с ним сотрудничать, ушел. Ну и что? Он ушел и продолжил ставить в других театрах Европы. Да, конечно, у него была своя обида. Но там это происходит как-то более цивилизованно, чем у нас, возможно, потому, что они социально более защищены. А так — стоит ли за что-то держаться, мир открыт!

Сцена из спектакля «Президентши».
Фото — архив

Коновалова Хорошо, если есть куда уходить…

Рыбкин Разумеется, было бы хорошо, чтобы люди, сделавшие многое в своей профессии, отдавшие этому продажному искусству жизнь, не уходили в нищету. А так — есть свой театр-дом (и это правда, что он для человека дом!), и невозможно представить себя в другом театре-доме. Это и сдерживает многих актеров старшего поколения — просто нет уже сил что-либо изменить в жизни. Здесь и останемся. Нужны мы театру, не нужны, но так сложилось… Как их не понять?.. Театры содержат — это жестоко, но правда — немало великих, прекрасных, но уже неспособных выйти на сцену артистов. И в этом долг и честь театров. Но у молодых артистов в принципе таких проблем уже нет: поработали год-два — и в Москву. Меня их судьба не беспокоит, и они не смогут предъявить никому претензии. Получил счастье и радость работы в театре, который тебя приглашал, — будь ему благодарен. И двигайся дальше. Это свободное сообщество свободных людей. В молодежи я вижу ростки нового российского театра. Да, к старости все могут оказаться в нищете. Не духовной, конечно. Хотя от этого тоже никто не застрахован…

Коновалова Вам не кажется, что эта идея — небольшой постоянный состав — разрушит репертуарный театр? Так ведь репертуар не сохранишь… Нужен ли вообще театр в том виде, в котором он существовал до сих пор?

Рыбкин Думаю, что нет. Полагаете, следующему поколению зрителей будет интересен спектакль, сделанный десять лет назад?

Коновалова А как же «Волки и овцы», которые идут в «Мастерской Петра Фоменко» уже два десятка лет?

Рыбкин Наверное, такие спектакли — «последние из могикан»… В Европе спектаклей-долгожителей нет, за исключением «Слуги двух господ» в постановке Джорджо Стрелера. Да, есть исключения, которые лишь подтверждают общее правило: нельзя ставить себе задачу сохранять спектакли десятилетиями, это бессмысленно, если спектакль не представляет собой несомненную художественную ценность. Вопрос — а как это определить? Время покажет… На мой взгляд, это самое время диктует сейчас совершенно другую динамику обновления репертуара, во всяком случае, в репертуарном театре. Опыт показывает, что спектакль в лучшем случае играется максимум три сезона. И классические пьесы и тексты есть, да и новые появляются, к нашей радости… Пишут все больше и больше, без новых текстов для театра мы точно не останемся. Кстати, это даже стало модно — писать пьесы!

Коновалова Кстати, о новой драматургии. В этом году в вашем театре уже в пятый раз пройдет фестиваль современной драматургии «ДНК» («Драма. Новый Код»). Что стало толчком к его появлению в Красноярске?

Рыбкин Все просто — без новой драматургии театр развиваться не может. Это очевидно. Я поставил в Красноярске Островского, Шекспира, Брехта, Чехова… Нужно было двигаться дальше, осваивать новые территории. Но постановка какой-то отдельной пьесы с небольшим количеством актеров ничего не изменила бы, нам нужен был ОБВАЛ современных текстов. Конечно же, на первых фестивалях мы столкнулись с тем, что у актеров просто не хватает навыков для работы с такими текстами. И нет времени для осмысления стилистических и языковых особенностей многих авторов, доселе неизвестных, с множеством несхожих между собою миров, разными способами общения с действительностью. Но погружение в это, как мне кажется, подготовило новый этап развития общности нашего театра, объединило труппу. Все оказались вовлечены в процесс коллективного сопереживания, приятия и отторжения.

Коновалова Изменилась ли, по вашему ощущению, реакция публики на новую драматургию?

Рыбкин Безусловно. Поначалу город воспринял эту затею настороженно. Но с каждым годом интерес к фестивалю возрастает, и «ДНК» уже не вмещает всех желающих. В этот раз нам будет сложнее, в условиях реконструкции нашего театра придется как-то распределять фестиваль и на другие площадки. «ДНК» опять пройдет на камерной сцене театра, а также в Доме актера. Важно, что после каждого фестиваля репертуар пополняется новыми спектаклями по современной драматургии. В этом году будет американский проект. Увидеть можно многое — от классиков современной европейской драматурги Мартина МакДонаха и Ясмины Реза до нашей родной классики — Ивана Вырыпаева и Вячеслава Дурненкова. Важно, что есть выбор.

«ДНК» для нас очень важен еще и тем, что дает возможность выразить через тексты наших современников свою гражданскую позицию. Важнейшие темы, связанные не только с эстетикой, но и с этикой поведения театра. И выбор пьес так или иначе отражает болевые точки общества. От религиозных и межрелигиозных проблем — в таких пьесах, как «Язычники», «Время покажет», — до отношений сексуальных, политических, общественных. В жизни мы об этом вроде бы говорим свободно, но такие темы редко звучали на сцене — в некоем художественном осмыслении, а не в репортажном изложении.

Коновалова Вы когда-нибудь сталкивались с цензурой — не только на этом фестивале, но и вообще в своей профессиональной биографии?

Рыбкин Нет, никогда. Ни в смысле текстов, ни в смысле каких-то выразительных средств.

Сцена из спектакля «Зойкина квртира».
Фото — Борис Волков

Коновалова А то, что директор вашего театра говорит о недопустимости мата на его сцене, — разве это не цензура?

Рыбкин Так его у нас и нет на большой сцене! Думаю, что он нам и не нужен. Во всяком случае, это точно не то, за что стоит бороться, отстаивать права желающих услышать некую лексику… из словаря Алексея Плуцер-Сарно… Для лабораторных постановок, каких-то провокационных опытов есть малая сцена. И это правильно, я так думаю. Знаете, у нас каждый год на фестивале «ДНК» находится зритель, который задает вопрос об уместности мата на сцене. И всякий раз приходится отвечать, что на малой сцене, по определению экспериментальной, и на фестивале «ДНК» возможно все. Вас же предупреждали? Не хотите это слышать — не ходите. Тем более что фестиваль абсолютно бесплатный, благодаря Фонду Михаила Прохорова, который все эти годы его финансирует. А еще, если говорить о мате, мне лично он не кажется некой притягательной сущностью языка. Я не приемлю — при том, что абсолютно не ханжа, — буквальность воспроизведения обсценной лексики на сцене ТЮЗа, особенно на большой сцене. Это опасно для неискушенного сознания его зрителей, которые еще не способны отделять зерна от плевел. Сам я никогда не стал бы использовать мат в спектаклях для детей и подростков. Понимаете, когда провокация строится на пустом месте, эпатаж ради эпатажа, публика быстро теряет к этому интерес.

Коновалова А как театр должен говорить со зрителем — на понятном ему языке или стараться обучить своему?

Рыбкин Хотелось бы, чтобы театр был выше в своем осмыслении действительности… Разумеется, без назидательности и морализаторства. Зритель, приходя в театр, должен увидеть что-то, над чем он мог бы задуматься. При этом театру нужно бы быть впереди каких-то общераспространенных тенденций, как сейчас говорят, трендов. А это во многом вопрос эстетический. Я иногда с некоторой грустью наблюдаю, как молодые режиссеры, желая заниматься новой драмой, все равно пытаются прикнопить ее к своим ученическим представлениям. В итоге вместо нового театрального языка, новой сценической реальности на основе этих самых современных текстов появляются спектакли, словно поставленные по пьесам Розова или Арбузова. Что, при всем моем уважении к этим авторам, абсолютно неуместно. И для постановки классики, и тем более для новой драмы сегодня нужны иные решения. Какие? Их поиском мы и занимаемся.




Top