С. Довлатов

С каждым поколением человеческое общество меняется: приобретает новые знания, обучается чему-то новому, делает множество открытий, которые выводят мир на новый уровень жизни... Но видим ли мы, в какую сторону меняются сами люди? Как в них сочетаются наглость, грубость, нахальство? Замечаем ли мы, как хамское поведение общества остается безнаказанным? Именно эти вопросы и интересуют С. Довлатова.

Главная проблема данного текста - проблема хамства.

"Обращение к синонимам ему не помогало, потому что "наглость", "грубость" и "нахальство" решительным образом отличались".

Затем С. Довлатов уже сам принялся рассуждать на данную тему: наглость - напор без моральных и законных оснований; нахальство - наглость плюс отсутствие стыда; а грубость - это, скорее, внешняя форма поведения, не затрагивающая основ. А что же такое хамство? Оно значительно отличается от всего остального. Ему нечем дать отпор. Это и помогло С. Довлатову сделать вывод, что "хамство есть ни что иное, как грубость, наглость и нахальство вместе взятые, но при этом умноженные на безнаказанность".

Исходя из текста, мы можем сделать вывод о позиции автора, которая достаточно ясна. Все дело в том, что хамство ненаказуемо. Его нечем остановить. Следовательно, и помочь тем, кто от этого страдает, невозможно.

Я же с С. Довлатовым полностью солидарна. Я тоже считаю, что именно из-за безнаказанности оно не только существует, но и множится. И остановить это никоим образом невозможно до тех пор, пока люди не смогут придумать, как давать отпор на данное поведение.

Художественная литература дает нам немало примеров на данную тему. Взять хотя бы пьесу Н.А. Островского "Гроза". Грубая и наглая Кабаниха, далеко от нее не ушедший Дикой... Не это ли хамство? Мало того, что они выставляют себя представителями "темного царства", бесстыдного и наглого, так и другим людям они таким образом вредят. Кабаниха попрекала Катерину, Дикой - рабочих... Такой мир, полный хамства и бескультурия, не может иметь будущего. Ему никогда не покинуть ту яму, в которой он находится. И в которой он, скорее всего, и погибнет.

В качестве второго примера мне хотелось бы взять произведение М.А. Булгакова "Собачье сердце". Разве Шариков, собака с железами внутренней секреции последнего пьяницы и азартного игрока, не хам по-своей натуре? Ненормативная лексика, наглость, нахальное поведение, грубое отношение к людям... Все это лишь показывает, насколько хамство завладело Шариковым. А ведь и наказать его нельзя, как нельзя было наказать Клима Чугункина, у которого и взяли эти железы. Хамство непобедимо. Оно безнаказанно.

Осуществляя технический прогресс, люди совсем забыли о том, что происходит с ними: они не замечают, какова их речь и поступки. Они не наблюдают хамства со своей стороны, которое с каждым днем все больше уживается в нашем мире... Оно будет существовать вечно, пока люди не начнут бороться с ним. Вот только как они начнут противостоять хамству, если оно и до сей поры остается безнаказанным?

На уроках литературы за весь период обучения в школе, мы познакомились с замечательными и талантливыми писателями, которые в своих произведениях поднимали самые разнообразные вопросы из жизни людей. И среди популярных тем, что были затронуты писателями, есть проблема раскаяния. И это не голословное заявление, ведь о проблеме раскаяния имеются множественные аргументы, которые я и приведу из литературы.

Проблема раскаяния аргументы

Вообще, эту тему затрагивали многие писатели, среди них и Пушкин, и Гончаров, и Достоевский, и Шукшин, и Астафьев, и Островский. И это только небольшая малость всех тех, кого я сейчас вспомнила. Но и этого достаточно, чтобы привести аргументы на тему: Проблема раскаяния, что поднималась писателями.

Так, Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание» показал нам, насколько тяжело жить в мире среди людей, совершив ужасный поступок, в данном случае, это было убийство. Главный герой не выдержал испытаний совестью, и раскаялся в содеянном. Он признался во всем следователю и принял наказание.

Далее мы видим героя Шукшина из произведения «Калина красная», где герой мучается от того, что принес родному человеку, родной матери, столько горя. Он раскаялся, он признал свои ошибки и отказался помогать бывшим «друзьям» по криминальному прошлому, что привело к его смерти.

Нельзя не вспомнить угрызения совести мальчика, который обманул бабушку в произведении «Конь с розовой гривой». Нравственное воспитание не дает жить спокойно мальчику и он пришел к бабушке, чтобы признаться в своем обмане. Ребенок искренне раскаялся, поэтому бабушка простила и вручила тот долгожданный пряник. Сама же ситуация, описанная в произведении, где нужно найти силы, чтобы признать вину, стала уроком не только для главного героя, но и для вех нас.

Раскаяние мы видим в произведении Пушкина «Капитанская дочь», где Петр Гринев признал свои ошибки, совершенные в юношеские годы, в работе Островского «Грозы», где героиня раскаивается в своей измене.

Виды проблемы

Аргументы

М.Зощенко «История болезни». Сатирический рассказ, повествующий об отношении медицинского персонала к несчастному больному, позволяет увидеть, как неистребимо в людях хамство: «Может быть, вас прикажете положить в отдельную палату и приставить к вам часового, чтобы он от вас мух и блох отгонял?» - заявила медсестра в ответ на просьбу навести порядок в отделении.

А.Н.Островский «Гроза». Персонаж драмы Дикой - типичный хам, который оскорбляет и племянника Бориса, называя его «дармоедом», «проклятым», и многих обитателей города Калинова. Безнаказанность породила в Диком полнейшую разнузданность. Основные черты Дикого - грубость, невежество, вспыльчивость и вздорность характера. «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», - говорит о нем Шапкин. Вся жизнь Дикого основана на «ругательстве». Ни денежные расчеты, ни поездки на базар - «ничего у него без брани не обходится». Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему из Москвы племяннику Борису.

Д.Фонвизин «Недоросль». Госпожа Простакова своё хамское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой никто не смеет перечить. Поэтому у неё Тришка «скот», «болван» и «воровская харя». Сын госпожи Простаковой, Митрофанушка, груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет. Я думаю, через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение его невежество, грубость, хамство увеличивается, люди постепенно превращаются в зверей. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая».

А.П.Чехов «Хамелеон». Полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед теми, кто стоит выше его по служебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на прямо противоположные в зависимости от того, какое лицо - значительное или нет - оказывается в ней задето.

М.А. Булгаков "Собачье сердце". Главный герой повести М.А.Булгакова "Собачье сердце", профессор Преображенский - потомственный интеллигент и выдающийся ученый-медик. Он мечтает превратить собаку в человека. Так на свет появляется Шариков с сердцем бродячей собаки, мозгом человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. В результате проведенной операции привязчивый, хотя и хитроватый Шарик превращается в хамоватого люмпена, способного на предательство. Шариков чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Он быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Шариков- образ хамского отношения к людям.

Афоризмы о хамстве. Хамство как ответ на оскорбление свидетельствует о слабости характера; хамство как привычная манера поведения - о духовной бедности; хамство с целью оскорбления и унижения - о моральном изъяне.

Проблема хамства и аргументы к ней для сочинения C1 в ЕГЭ по русскому языку

М.А. Булгаков "Собачьесердце"

Главный герой повести М.А. Булгакова "Собачье сердце", профессор Преображенский - потомственный интеллигент и выдающийся ученый-медик. Он мечтает превратить собаку в человека. Так на свет появляется Шариков с сердцем бродячей собаки, мозгом человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. В результате проведенной операции привязчивый, хотя и хитроватый Шарик превращается в хамоватого люмпена, способного на предательство. Шариков чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Он быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Шариков- образ хамского отношения к людям.

Д.И Фонвизин «Недоросль»

Возмущаясь чужим хамством, люди часто не замечают, что и сами порой ведут себя столь же возмутительно. Пожалуй, лучше всего это можно увидеть на примере отношения родителей к детям. Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих, хамство. Не удивительно, ведь родители - всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этимсильно избаловала его.

Требования к сочинению для ЕГЭ за последние годы менялись неоднократно, но одно оставалось неизменным - необходимость доказать правоту своих суждений. А для этого нужно правильно подобрать аргументы.

Проблема раскаяния будет интересовать нас в первую очередь. В этой статье мы представим несколько вариантов аргументов, подобранных из школьного списка литературы. Из него можно выбрать те, которые лучше всего подойдут для вашей работы.

Для чего нужны аргументы?

При написании сочинения для части С нужно высказать свое мнение относительно заданной тематики. Но ваш тезис нуждается в доказательствах. То есть необходимо не только высказать свою позицию, но и подтвердить ее.

Очень часто на экзаменах попадается проблема раскаяния, аргументы для нее подобрать довольно просто, если ученик хорошо знаком со школьной литературной программой. Однако не всем удается сразу вспомнить нужное произведение, поэтому лучше заранее подобрать несколько аргументов на самые распространенные темы.

Какие бывают аргументы

Для того чтобы полностью раскрыть проблему раскаяния, аргументы нужно подбирать, исходя из основных требований ЕГЭ по русскому языку. Согласно им, все доказательства делятся на три вида:

  • Личный опыт, то есть факты, взятые из своей жизни. Они не обязательно должны быть достоверными, т. к. никто не будет проверять, происходило ли это на самом деле.
  • Сведения, которые были получены учеником из школьной программы. Например, из уроков географии, истории и пр.
  • Литературные аргументы, которые и будут нас интересовать в первую очередь. Это читательский опыт, который экзаменуемый должен приобрести за время обучения.

Аргументы из литературы

Итак, нас интересует проблема раскаяния. Аргументы из литературы будут нужны обязательно, если вы хотите получить высокий балл за сочинение. При этом, подбирая аргументы, нужно приоритетное внимание уделить тем произведениям, которые входят в школьную программу или считаются классикой. Не стоит брать тексты малоизвестных авторов или популярную литературу (фэнтези, детективы и пр.), так как они могут быть незнакомы проверяющим. Поэтому нужно заранее освежить в памяти основные произведения, которые были изучены в школьные годы. Обычно в одном романе или повести можно найти примеры практически на все темы, встречающиеся в ЕГЭ. Оптимальным вариантом будет сразу выбрать несколько произведений, которые хорошо вам знакомы. Итак, давайте разберем классику, в которой поднимается проблема раскаяния.

«Капитанская дочка» (Пушкин)

В русской литературе очень часто встречается проблема раскаяния. Аргументы поэтому подобрать довольно просто. Начнем с самого известного нашего писателя А. С. Пушкина и его романа «Капитанская дочка».

В центре произведения находится любовь главного героя Петра Гринева. Это чувство широко и многообъемлюще, как жизнь. Нас в этом чувстве интересует то, что именно благодаря ему герой осознал то зло, которое причинил близким, осознал свои ошибки и смог раскаяться. Благодаря тому что Гринев пересмотрел свои взгляды на жизнь и отношение к окружающим, он смог изменить будущее для себя и своей возлюбленной.

Благодаря раскаянию, в Петре проявились самые лучшие его качества - щедрость, честность, бескорыстие, смелость и пр. Можно сказать, что оно изменило его и сделало другим человеком.

«Сотник» (Быков)

Теперь поговорим о произведении Быкова, в котором представлена совсем другая сторона проблемы раскаяния. Аргументы из литературы могут быть разными, и выбирать их нужно в зависимости от вашего утверждения, поэтому стоит запастись разнообразными примерами.

Так, тема раскаяния в «Сотнике» совсем не похожа на пушкинскую. В первую очередь потому, что отличаются и сами герои. Партизан Рыбак попадает в плен, чтобы выжить, ему нужно выдать немцам товарища. И он совершает этот поступок. Но проходят годы, и мысль о предательстве не покидает его. Раскаяние настигает его слишком поздно, это чувство уже не может ничего исправить. Более того, оно не дает Рыбаку спокойно жить.

В этом произведении раскаяние не стало для героя возможностью выйти из порочного круга и избавиться от страданий. Быков не счел Рыбака достойным прощения. С другой стороны, за подобные преступления человек должен отвечать всю свою жизнь, так как он предал не только своего друга, но и свою и близких.

«Темные аллеи» (Бунин)

Может предстать и в другом свете проблема раскаяния. Аргументы для сочинения на ЕГЭ должны быть разнообразными, поэтому возьмем для примера рассказ Бунина «Темные аллеи». В этом произведении герою так и не хватило сил признать свои ошибки и раскаяться, однако возмездие настигло его. Когда-то в молодости Николай соблазнил и бросил девушку, искренне его любившую. Прошло время, но она так и не смогла забыть первую любовь, поэтому отказывалась от ухаживаний других мужчин и предпочла уединение. Но и Николай не обрел счастья. Жизнь жестоко наказала его за проступок. Жена героя постоянно изменяет ему, а сын стал настоящим негодяем. Однако все это так и не приводит его к мыслям о покаянии. Здесь раскаяние предстает перед читателем как поступок, требующий невероятных духовных усилий и смелости, которые может найти в себе не каждый. Именно за нерешительность и безволие расплачивается Николай.

В качестве аргумента пример из «Темных аллей» подойдет только для тех, кто в своем тезисе обратился к проблеме расплаты и возмездия для тех, кто не раскаялся в своих злодеяниях. Только тогда упоминание этого произведения будет уместным.

«Борис Годунов» (Пушкин)

Теперь давайте поговорим о проблеме запоздалого раскаяния. Аргументы для этой темы будут немного отличаться, т. к. интересовать нас будет только один из аспектов раскаяния. Итак, отлично эта проблема раскрыта в трагедии Пушкина «Борис Годунов». Этот пример не только литературный, но и отчасти исторический, так как писатель обращается к описанию эпохальных событий, произошедших в нашей стране.

В «Борисе Годунове» очень ярко представлена проблема позднего раскаяния. Аргументы для письменной работы по этой теме обязательно нужно подбирать с учетом пушкинской трагедии. В центре произведения история Годунова, который взошел на царский престол. Однако за власть ему пришлось заплатить страшную цену - убить младенца, настоящего наследника, царевича Дмитрия. Прошло несколько лет, и вот настало время раскаяться. Герой уже не в состоянии исправить содеянного, он может лишь страдать и мучиться. Совесть не дает ему покоя, повсюду Годунову начинают мерещиться кровавые мальчики. Приближенные к царю понимают, что тот слабеет и сходит с ума. Бояре решают скинуть незаконного владыку и убивают его. Таким образом, Годунов погибает по той же причине, что и Дмитрий. Такова расплата героя за кровавое преступление, раскаяние за которое настигло его только по прошествии нескольких лет.

Проблема человеческого раскаяния. Аргументы из романа Достоевского «Преступление и наказание»

Тема раскаяния стала основой еще для одного великого произведения, снискавшего немалую популярность и любовь у читателей.

Главный герой совершает преступление, чтобы доказать свою бесчеловечную теорию о низших и высших людях. Раскольников совершает убийство и начинает мучиться, но всячески старается заглушить голос своей совести. Он не хочет признавать своей неправоты. Раскаяние становится переломным моментом в жизни и судьбе Раскольникова. Оно открывает ему дорогу к вере и истинным ценностям, заставляет пересмотреть свои взгляды и осознать, что поистине дорого в этом мире.

Достоевский на протяжении всего романа вел своего героя именно к раскаянию, признанию своей вины. Это чувство заставило проявиться самые лучшие черты характера Раскольникова и сделало его намного притягательнее. Хотя наказание за свое преступление герой все-таки понес, и оно оказалось очень суровым.

Проблема раскаяния: аргументы из жизни

Теперь поговорим о другом типе аргументов. Подобные примеры подобрать очень просто. Если даже в вашей жизни не случалось ничего подобного, это можно придумать. Однако такие аргументы оцениваются ниже, чем литературные. Так, за хороший книжный пример вы получите 2 балла, а за жизненный - только один.

Аргументы, основанные на личном опыте, опираются на наблюдения за своей жизнью, жизнью родителей, родственников, друзей и знакомых.

Необходимо помнить

Существует несколько общих требований для любых сочинений, включая и те, что раскрывают проблему вины и раскаяния. Аргументы должны обязательно подтверждать высказанный вами тезис и ни в коем случае не противоречить ему. Также необходимо учесть следующие моменты:

  • Проверяющие учитывают и оценивают только два первых аргумента, поэтому нет смысла приводить больше примеров. Лучше уделить внимание не количеству, а качеству.
  • Помните о том, что литературные аргументы оцениваются выше, поэтому постарайтесь включить хотя бы один подобный пример.
  • Не стоит забывать о примерах, взятых из фольклора или народных сказок. Подобные аргументы также учитываются, но оцениваются всего одним баллом.
  • Помните о том, что за все аргументы можно набрать 3 балла. Поэтому лучше всего следовать следующей схеме: один пример из фольклора или личного опыта, второй - из литературы.

Теперь несколько слов о том, как правильно написать литературный аргумент:

  • Обязательно указывайте фамилию и инициалы автора и полное название произведения.
  • Мало назвать писателя и название, нужно описать главных героев, их слова, поступки, мысли, но только те, которые связаны с темой сочинения и вашим тезисом.
  • Примерный объем текста на аргумент - одно-два предложения. Но эти цифры зависят в конечном счете от конкретной темы.
  • Начинайте приводить примеры только после того, как выскажете свою позицию.

Подводя итоги

Таким образом, широко представлена проблема раскаяния в литературе. Аргументы для ЕГЭ по русскому языку поэтому подобрать не составит труда. Главное, чтобы все ваши примеры подтверждали тезис и смотрелись лаконично и гармонично. Зачастую основной проблемой экзаменуемых становится не выбор произведения, а описание его. Выразить в нескольких предложениях мысль не всегда просто. Для того чтобы избежать подобной проблемы, нужно заранее потренироваться. Возьмите лист бумаги и постарайтесь лаконично и четко описать свои суждения, не выбиваясь из заявленных объемов.

Главное - не терять уверенность и как можно лучше подготовиться, тогда получить будет несложно.




Top