С какой целью чичиков скупал мертвые души. Почему скупал «мертвые души

В биографии Чичикова (глава 11) есть ряд предварительных деяний к главному подвигу жизни - скупке мертвых душ. Чичиков стремится нарастить копейку из ничего, так сказать, «из воздуха». Еще будучи школьником, Чичиков пустил в оборот полтину, оставленную ему отцом: «слепил из воску снегиря», выкрасил и выгодно продал; перепродавал голодным одноклассникам булку или пряник, загодя купленные на рынке; два месяца дрессировал мышь и тоже выгодно продал. Полтину Чичиков превратил в пять рублей и зашил в мешочек (сравните Коробочка). На службе Чичиков входит в комиссию для построения «казенного весьма капитального строения», которое не строится в течение шести лет выше фундамента. Между тем Чичиков строит дом, заводит повара, пару лошадей, накупает голландские рубашки, мыла «для сообщения гладкости коже». Уличенный в мошенничестве, Чичиков терпит фиаско, лишается денег и благополучия, однако словно возрождается из пепла, становится таможенным чиновником, получает взятку на полмиллиона от контрабандистов. Тайный донос напарника едва не доводит Чичикова до уголовного суда; лишь с помощью взяток нашему герою удается уйти от наказания.

Выгода помещиков продать мертвые души понятна, но, зачем же они Чичикову?
Первая выгода лежит на поверхности. Покупая мертвых по сути, но вполне живых и работоспособных, по документам, Чичиков становится вполне зажиточным помещиком. Его сильно возросший статус практически открывает дорогу к браку с любой, самой богатой невестой, а значит, еще большему увеличению его достатка (и на этот раз вполне реального) за счет ее приданого. Но это самый простой и не самый выгодный способ обогащения. Ведь к желаемому приданому прилагалась еще и невеста, а особого желания к добровольному лишению холостяцкой свободы Чичиков ни разу на протяжении всего романа не высказывал.
Другой, более выгодный, способ обогащения, и более сложен.

В начале 19 века и до самой отмены крепостного права аграрная Россия была заинтересована в том, чтобы помещичьи хозяйства не были полностью разорены, и поэтому разрешала многократно закладывать и перезакладывать помещичье имущество (землю) для получения кредита в банке. Но совершать сделки с землей лицемерная крепостная Россия разрешала только вместе с закрепленными за помещиком (то есть, за его землей) крепостными крестьянами. Следовательно, чтобы получить кредиты, Чичикову нужна была не только земля (которой у него не было), но и крепостные души.
Чичиков придумал грандиозную аферу: купить мертвые души, живые по документам (то есть, умершие в период между переписями) для вывода в Херсонскую губернию, (в то время осваивалась огромная территория Новороссия), где земля раздавалась бесплатно. Кроме того, при заселении южных губерний на «прокорм» крепостных душ банки выдавали дотации, по 200 рублей за одну душу. При достаточно большом количестве крепостных душ получалась сумма довольно внушительная.
Потому и скупал Чичиков за бесценок мертвые души, что, чем большее количество душ числится у него на бумаге, тем больший кредит ему бы выдали. Когда бы дело дошло до возврата кредита, Чичиков просто посоветовал бы банку забрать в качестве оплаты заложенное имущество (землю вместе с крепостными), при тогдашней цене за одного крепостного до 500 руб. И не его вина, дескать, что эти души бы к тому времени оказались мертвыми.
Итак, цель Чичикова – получение стартового капитала, получение кредита под залог крепостных душ вместе с землей. Следовательно, в Опекунский совет Воспитательного дома, в котором он собирался брать кредит, нужно было предоставить свидетельство о собственности на землю (полученную в Херсонской области бесплатно) и купчие крепости на якобы живых крепостных.


Не задержись Чичиков в городе на несколько недель, и эта афера ему вполне бы удалась, оставшись незамеченной. Но местные помещики, донельзя удивленные возможностью торговать мертвыми душами, нечаянно раскрыли его гениальный план, и, не вмешайся в его судьбу Фортуна в виде смерти прокурора, сидеть бы ему в тюрьме. А так, отделавшись легким испугом, пройдоха в финале романа несется на птице-тройке по южнорусской дороге к выгодному кредиту с полным комплектом документов.

Вывод

Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретными чертами. Что ни герой, то неповторимая личность. Но при этом его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме. Эти нравственные уроды, как показывает Гоголь, порождены крепостнической действительностью и раскрывают сущность крепостнических отношений, основанных на угнетении и эксплуатации крестьянства. Произведение Гоголя ошеломило, прежде всего, правящие круги и помещиков. Идейные защитники крепостного права доказывали, что дворянство - лучшая часть населения России, страстные патриоты, опора государства. Гоголь образами помещиков развеял этот миф. Герцен говорил, что помещики «проходят перед нами без масок, без прикрас, льстецы и обжоры, угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих врагов, пьющие жизнь и кровь народа... «Мертвые души» потрясли всю Россию».

Изучая в школе произведения классиков, мы подчас не задумываемся, какую реальную, практическую пользу можно почерпнуть из них лично для себя. А, между тем, достаточно внимательно прочитать некоторые произведения, чтобы найти в них не только полезные, но и вредные советы. Например, замученные непомерным объемом вкладываемых в них знаний, несчастные школьники просто не в состоянии обращать внимания на некоторые «советы», которые довольно открыто и прозрачно сообщаются в них классиками. Возьмем, к примеру, «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Большинство из нас помнят: Чичиков скупал мертвые души, т. е., души умерших крепостных, которые числились за другими помещиками. А зачем покупал, многие ли помнят? Да и знали ли когда-нибудь? А между тем, практический смысл в этом был, и немаленький. Недаром гениальный Пушкин подсказал Гоголю сюжет произведения, видимо, были в его времена ушлые дельцы, которые могли на этом бесполезном с виду товаре сделать свой бизнес.

Эти никчемные души могли обогатить шустрого Чичикова разными способами. Но, для начала, обратимся к истории того времени.

Каждый помещик указывал количество крепостных душ в особом списке (ревизских сказках), который затем передавался в отделы ревизий (переписи). Так как переписи (ревизии) проводились достаточно редко, примерно раз в десять лет, а пересчитывать крепостным «по головам», естественно, в голову никому не приходило, понятно, что на протяжении этих лет помещик владел тем количеством крепостных, которое и значилось по этим спискам. Какая же от этого практическая польза или вред?

Во-первых, из этого списка государство получало сведения о количестве возможных рекрутов на случай мобилизации или рабочей силы, способной произвести определенное количество продукции. На каждую крепостную душу (человека) помещик был обязан платить подушный налог. Естественно, платить за мертвых, будто они еще живые, помещику невыгодно. Поэтому понятно, почему местные помещики достаточно легко продавали за бесценок (а некоторые, как, например, Манилов, и вовсе отдавали даром) эти мертвые души, которые до следующей, еще нескорой, переписи будут числиться живыми. Выгода помещиков продать мертвые души понятна, но, зачем же они Чичикову?

Первая выгода лежит на поверхности. Покупая мертвых по сути, но вполне живых и работоспособных, по документам, Чичиков становится вполне зажиточным помещиком. Его сильно возросший статус практически открывает дорогу к браку с любой, самой богатой невестой, а значит, еще большему увеличению его достатка (и на этот раз вполне реального) за счет ее приданого. Но это самый простой и не самый выгодный способ обогащения. Ведь к желаемому приданому прилагалась еще и невеста, а особого желания к добровольному лишению холостяцкой свободы Чичиков ни разу на протяжении всего романа не высказывал.

Другой, более выгодный, способ обогащения, и более сложен. Это многоходовая комбинация включала в себя несколько этапов оригинального бизнес-плана (назовем его так современно).

В начале 19 века и до самой отмены крепостного права аграрная Россия была заинтересована в том, чтобы помещичьи хозяйства не были полностью разорены, и поэтому разрешала многократно закладывать и перезакладывать помещичье имущество (землю) для получения кредита в банке. Но совершать сделки с землей лицемерная крепостная Россия разрешала только вместе с закрепленными за помещиком (то есть, за его землей) крепостными крестьянами. Следовательно, чтобы получить кредиты, Чичикову нужна была не только земля (которой у него не было), но и крепостные души.

Чичиков гением Гоголя придумал грандиозную аферу: купить мертвые души, живые по документам (то есть, умершие в период между переписями) для вывода в Херсонскую губернию, (в то время осваивалась огромная территория Новороссия), где земля раздавалась бесплатно. Кроме того, при заселении южных губерний на «прокорм» крепостных душ банки выдавали дотации, по 200 рублей за одну душу. При достаточно большом количестве крепостных душ получалась сумма довольно внушительная.

Потому и скупал Чичиков за бесценок мертвые души, что, чем большее количество душ числится у него на бумаге, тем больший кредит ему бы выдали. Когда бы дело дошло до возврата кредита, Чичиков просто посоветовал бы банку забрать в качестве оплаты заложенное имущество (землю вместе с крепостными), при тогдашней цене за одного крепостного до 500 руб. И не его вина, дескать, что эти души бы к тому времени оказались мертвыми.

Итак, цель Чичикова получение стартового капитала, получение кредита под залог крепостных душ вместе с землей. Следовательно, в Опекунский совет Воспитательного дома, в котором он собирался брать кредит, нужно было предоставить свидетельство о собственности на землю (полученную в Херсонской области бесплатно) и купчие крепости на якобы живых крепостных.

Не задержись Чичиков в городе на несколько недель, и эта афера ему вполне бы удалась, оставшись незамеченной. Но местные помещики, донельзя удивленные возможностью торговать мертвыми душами, нечаянно раскрыли его гениальный план, и, не вмешайся в его судьбу Фортуна в виде смерти прокурора, сидеть бы ему в тюрьме. А так, отделавшись легким испугом, пройдоха в финале романа несется на птице-тройке по южно-русской дороге к выгодному кредиту с полным комплектом документов.

Какова же мораль произведения Гоголя?

Бизнесмены должны быть более осмотрительны в выборе партнеров при заключении торговых сделок, а банки – более внимательны при проверке предлагаемого залогового имущества.

Завершая статью, позволю себе несколько переиначить слова великого классика. «Нас всех учили понемногу: чему-нибудь, и как-нибудь»… Но жизнь заставила (и, слава Богу) нас снова в книги заглянуть!

Все мы в школе изучали знаменитую поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души». Если помните, то среди героев поэмы «предприятие, или, чтоб еще более, так сказать, выразиться, негоция» вызвало полнейшее недоумение, переходящее в панику.

Что же такое хотел провернуть Чичиков? Герои романа строили разные предположения. Но на деле это был обход закона с целью обогатиться.

Кого покупал Чичиков и зачем?

Манилову Чичиков объяснил так:

«Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые».

Ни для Манилова, ни для современного читателя это объяснение ничего не дает.

Пойдем по порядку и начнем с ревизии.

Ревизия — это перепись крестьян, подлежащих налогообложению. С 1724 г. подворный налог был заменен Петром I на подушный. До этой реформы налог взимался с одного двора — отдельного крестьянского хозяйства вне зависимости от численности семьи. Теперь же он уплачивался с каждой «души мужского пола».

Для определения количества этих душ в конце 1718 г. начала производиться подушная перепись. Реестры крестьян (сказки) были присланы, но вскоре были вскрыты многочисленные случаи утайки людей от переписи: народ чуял, что не к добру ее проводят.

С 1722 г. до 1724 г. проводилась проверка результатов переписи, которая была поручена специальным военным ревизорам. В результате число ревизских душ увеличилось с 3,8 млн. до 5,5 млн.

И вот тут мы подходим к самому интересному и значимому для нашего расследования обстоятельству: ревизская душа могла быть вычеркнута из ревизской сказки только при следующей ревизии. В период между ревизиями она облагалась налогом вне зависимости от того, что произошло с самим человеком.

Чичиков как раз и хотел приобрести ревизские души, которые в сказках числились, но в действительности уже живыми не были. И тут возникает следующий вопрос…

Зачем Чичикову были нужны мертвые души?

Тут все достаточно просто — он хотел заложить приобретенные им ревизские души в Опекунский совет. Это было благотворительное учреждение для сирот и подкидышей. Но помимо этого оно распоряжалось огромными денежными ресурсами.

С 1772 г. при Опекунских советах в Москве и Петербурге официально стали создаваться ссудные и сохранные казны, которые выдавали ссуды под залог имений, домов, драгоценностей и принимали вклады.

Именно ссуду хотел получить Чичиков и таким образом обогатиться. Размер выдаваемой ссуды напрямую зависел от количества крестьян — ревизских душ — в имении. Поэтому он их и скупал. А у помещиков была своя выгода — снижение налоговой нагрузки.

Но одних крестьян было недостаточно для получения денег.
Причем тут Херсонская губерния

Чичиков покупал крестьян без земли и хотел переселить их в другое место. Вот только собственного поместья у него, строго говоря, не было. А его наличие было необходимо для осуществления замысла. Количество крестьян только определяло размер ссуды, в залог же передавалось имение.

Но Чичиков и это предусмотрел — он собирался переселить купленных крестьян в Херсонскую губернию и такой выбор был неслучаен. Эта территория, которая называлась Новороссией, вошла в состав России в середине XVIII века после войн с Турцией и представляла собой практически не заселенные степи.

С 1764 г. началась раздача земель частным владельцам согласно «Плану о раздаче в Новороссийской губернии казенных земель к их заселению». К моменту начала действия поэмы в Новороссии, в том числе и в Херсонской губернии, все еще оставались очень большие объемы незаселенных казенных земель.

Именно там Чичиков и приобрел землю.

Удалось ли ему довести свою аферу до конца, остается только гадать. Судьба второго тома «Мертвых душ» всем хорошо известна.

Прихоть или афера века..

Вот поди разбери, зачем это господин Павел Иванович вздумал вдруг мертвыми душами обзавестись, не понимая причин и не зная законов того времени. Посему следует поближе ознакомиться, как с самим текстом, так и с действующим законодательством в части крепостных душ времен Гоголя.

В главе 11-ой "добропорядочный" господин приходит к такой мысли, подсказанной ему не кем-либо, а самим секретарем Опекунского совета. Один только высказал нормативы закона, а второй, имея острый ум, сразу же смекнул, как этот закон обратить себе во благо кошелька.

В общем-то сам Гоголь весьма доходчиво в романе описывает весь процесс махинации, аферы с мертвыми душами, тут тебе и "ревизские сказки", тут тебе и заселение определенных территорий задарма, в общем самые благоприятные моменты для воплощения дерзкой авантюры, так что только действуй и ничего не бойся. И в общем-то нельзя сказать, что закон напрямую нарушается, верно? Вот и получается, переводя на сегодняшние рельсы экономических афер, что самым трудно доказуемым оказываются именно аферы и махинации, совершаемые в "рамках закона". Абсурдно звучит? Ну, так Гоголя за то и любим, за то и ценим, что написано не на потребу сиюминутного времени, а на века истории.


Мотивация Чичикова

Выгода, обогащение? Да. Но ссылаясь на строки самого Гоголя, не сами деньги или капиталы привлекали внимание Чичикова, он более был подвержен желаниям заиметь роскошные экипажи, особняк, возможность жить на широкую ногу. Как следствие, отсюда вытекает вторая причина - человеческая зависть.

Зависть - порок, от которого трудно избавиться или убежать.

Детский вопрос? Это можно отнести скорее к слабости натуры Чичикова, оказавшемуся подвергнутым столь щепетильному "пороку", ибо вопрос:"а что подумают дети?", частенько терзал героя. Мне видится эта деталь персонажа, элементом абсурдизма, по аналогии описания образов, в том же .

Впрочем, заиметь благодаря своему накопленному, желательно обширному капиталу, еще более выгодный брак, способный увеличить состояние, также можно отнести к побудительным мотивам обогащения Чичикова. А богатство - это власть, уважение, почет, высокий статус. Т.е. если вбирать все причины покупки "мертвых душ", то Чичиков покупал их для своего обогащения...

Хотя, внесу толику своего видения ситуации. Мне господин Чичиков помимо всего прочего видится эдаким авантюристом от природы. Если внимательно читать роман, то уже в детстве им были проявлены черты предпринимателя. Тот же эпизод с дрессированной мышью или продажа булок из под "полы" характеризуют его зарождавшуюся коммерческую жилку. В политике или экономике таких реальных примеров - немало, когда не обогащение, хотя это немаловажный факт, привлекает, а сам процесс. Охотник вышел на охоту, выследил тигра, убил, а в разделе добычи участвует уже постольку поскольку - это как аналогия... Вот мне и кажется, что Чичиков был из той же самой "породы азартных охотников".

Предприимчивый молодой помещик из поэмы Н.В.Гоголя придумал необычный способ обогащения. Он скупает умерших крестьян, числящихся по спискам еще живыми.

Историческая справка

Чтобы разобраться, зачем понадобились «мертвые души» Чичикову, придется заглянуть в историю. Помещик мечтает приобрести души мужиков, которые умерли, но не попали в ревизскую сказку. Затем он предлагает их в Опекунский совет и получает деньги как за живых. Выгода на лицо. Встает проблема, зачем нужны мужики без земли. Но и здесь Чичиков находит решение: он предложит крестьян на выезд, вывод. Мертвые души перекочуют в земли, которые предлагаются под заселение. Платить за землю надо, а жителей предоставить необходимо. Современному читателю поэмы непонятны данные действия. Придется разобраться в их сути.

Что такое Ревизские сказки

Перепись крепостных крестьян называлась ревизской сказкой. Она проводилась не каждый год. Могло пройти несколько лет между переписями живущих в поместьях. Помещики платили налоги за работников. Они несли убытки, если число умерших становились велико. Дети, подраставшие за этот период, не уравнивали цифры потерь. Особенно заметные убытки были у тех, кто плохо хозяйничал. В 19 веке Опекунский Совет распоряжался финансовыми средствами. Он давал помещикам деньги – ссуды, но в залог необходимо было закладывать крепостных мужиков. То есть крестьяне становились имуществом, которое позволяло получить кредит. Чичиков, купивший дешево умерших крестьян, представляет, что закладывает их, как живых и получает за каждого по 200 рублей чистыми деньгами. Высчитать выгоду несложно. Во сколько раз становится дороже мертвая душа в руках афериста. Если известны условия кредитования – 6% годовых. Срок суды – 2 года.

Вывод крестьян

У Чичикова нет поместья. То, что осталось ему по наследству, он продал, чтобы перебраться в город. Государство придумало, как помочь тем, кто решил осесть и стать владельцем земли. Две губернии – Таврическая и Херсонская – предлагались под бесплатное заселение. Именно в Херсонскую область решил переселить свой товар Чичиков.

Выгода Чичикова

Помещик приобрел неизвестное количество мертвых душ. Автор не говорит точной цифры – примерно около 400:
  • У Манилова - бесплатно неизвестно сколько.
  • У Коробочки 18 «мужиков» по 1 рублю 20 копеек.
  • У Плюшкина 198 душ по 32 копейки.
  • У Собакевича около 100 душ по 2 рубля 50 копеек.
  • Предприимчивый Павел Иванович получит около 200 тысяч рублей, приобретет землю с настоящим имением и станет помещиком, практичным и крепким. Выгодная покупка позволит ему безбедно жить до старости.
Классик наверняка не проводил математические расчеты. Они не столь важны. Мертвыми душами становятся те, кто ими торгует. Можно представить, как поступит Чичиков, уехав подальше от города N. В какие глубинки еще занесет помещика желание наживы? Сколько бездушных господ пойдет на сделку с Чичиковым? Остается только догадываться, но то, что Павел Иванович останется в выигрыше, безусловно.


Top