С какой гитары лучше начать обучение. Как научиться играть на гитаре: подробное руководство для самых самостоятельных

Начинать учиться играть лучше всего на обыкновенной классической гитаре . Ее также часто называют испанской. На ней установлены мягкие нейлоновые струны, что позволит напрягать пальцы гораздо меньше, чем в случае акустической гитары с металлическими струнами. Это является особенно важным на начальном этапе обучения. Но если у тебя уже есть акустическая гитара, то сначала будет немного сложнее. Однако постепенно пальцы привыкнут к новым для них ощущениям, и кожа на подушечках пальцев левой руки станет значительно толще и менее чувствительной.

Выбор гитары – это отдельная большая тема. Пожалуй, лучший совет здесь один – взять с собой в магазин (или к продавцу, если покупаешь по объявлению) знающего, опытного человека. Если есть возможность, то пригласи с собой гитарного мастера или учителя, либо просто опытного гитариста. Лучше заплатить небольшую сумму этому специалисту за помощь в выборе гитары, чем потом разочароваться в неудачной покупке. Есть одно общее правило: чем лучше инструмент – тем приятнее и проще на нем учиться играть, и тем быстрее будет идти музыкальное развитие учащегося. Но так как лучше, далеко не всегда значит дороже, знающий человек при выборе гитары просто необходим.

2. Нужно ли знать ноты?

Изучить и знать нотную грамоту – это, безусловно, огромный плюс для любого хорошего гитариста. Однако это знание вовсе НЕ является обязательным для того, чтобы . Играть и подбирать песни на слух можно хорошо и даже очень хорошо, совершенно не зная нот! К примеру, известный гитарист-виртуоз Пако де Лусия стал изучать нотную грамоту лишь в 44 года. Отсутствие этих знаний ему никак не помешало исполнить и сочинить огромное количество потрясающих по красоте и звучанию гитарных произведений и до этого возраста. Безусловно, знать нотную грамоту – это лучше, чем ее не знать, но научиться играть, причем играть хорошо, можно и без этих знаний. Тем более, что в процессе обучения может наступить момент, когда ты поймешь, что нотная грамота вдруг стала нужна.

3. Как часто нужно заниматься?

Заниматься нужно регулярно. Лучше всего – по утрам. Но если нет такой возможности, можно заниматься и днем, и вечером, желательно в одно и то же время и уделять этому делу не менее часа. Здесь работает простое правило: чем больше занимаешься, тем быстрее достигнешь желаемых результатов. Однако, если в какой-то момент появится чувство сильной усталости или легкой боли в пальцах, занятия необходимо на время прекратить. Даже если это произойдет раньше, чем через час. Лишние травмы, ушибы и растяжения ни к чему. Тренировать левую руку можно с помощью эспандера, но все же лучшая тренировка – это непосредственно игра на гитаре.

Когда со мной связываются потенциальные ученики, как правило, они рассказывают некую краткую предысторию о том, что именно их привело к преподавателю. Все эти истории достаточно разные, однако, за время своей профессиональной деятельности я стал замечать в них общие черты. В данной статье я бы хотел остановиться на одной из часто описываемых потенциальными учениками ситуаций: «Я очень хочу научиться играть на электрогитаре, но у меня есть проблема. Я никогда не играл на акустической (классической) гитаре, а многие говорят, да и я сам читал разные статьи о том, что прежде чем учиться играть на электрогитаре, надо освоить азы на акустике или классике. Но меня акустическая или классическая гитары вообще не привлекают, а вот электрогитара наоборот. Насколько критично отсутствие умения играть на акустической (классической) гитаре для того, чтобы начать обучение на электрогитаре?»

Дело в том, что классическая гитара, акустическая гитара и электрогитара — три абсолютно разных музыкальных инструмента, отличающихся не только по звуку, а еще и по своему функционалу. Следовательно, они различаются и по технике звукоизвлечения. Чтобы было понятнее, приведу в пример парочку аналогий. Если человек захотел научиться водить легковой автомобиль и с этой целью пришел в автошколу, вряд ли тамошние преподаватели будут ему предлагать пройти обучение езде на мотоцикле или на самосвале. Несмотря на то, что данные виды транспорта ездят по одним дорогам, они все-таки кардинально друг от друга отличаются. Точно так же люди, желающие заниматься боксом, скорее всего, не станут обращаться к тренеру по греко-римской борьбе, так как очевидно, что это два абсолютно разных вида единоборств. И если данные утверждения практически ни у кого сомнения не вызывают, то с гитарами, дело обстоит совершенно иначе.

К сожалению, достаточно большое количество людей действительно не понимают разницы между классической, акустической и электрогитарой. Конечно же, достаточно много людей отдают себе отчет в том, что вышеперечисленные инструменты мало чем пересекаются. Однако среди них есть убежденные в том, что нельзя приступать к обучению игре на электрогитаре, не научившись играть на акустике или классике. Со всей ответственностью смею заверить, что данные убеждения являются исключительно стереотипом и не представляют собой никакой информационной ценности. Следование этим необоснованным домыслам является грубой ошибкой, которая не приведет ни к чему, кроме как к потерянным впустую средствам и времени. Откуда берется данный стереотип, вопрос второй. Кто-то прочитал в интернете, кто-то догадался сам, кому-то это объяснял преподаватель, который либо некомпетентен и сам верит в эту чушь, либо просто мошенник, пытающийся продержать у себя ученика как можно дольше любой ценой.

На самом деле, ни малейшей связи между акустической, классической и электрогитарой нет, за исключением количества струн (и то не всегда). Как уже говорилось ранее, каждый из этих музыкальных инструментов имеет свои специфику и функционал, которые накладывают на него определенные особенности, выражающиеся в технике звукоизвлечения. То есть, если музыкант хорошо владеет, например, акустической гитарой, это отнюдь не означает, что он без подготовки сможет овладеть электрогитарой или классической гитарой.

Различия между гитарами по технике звукоизвлечения

Чем же электрогитара отличается от акустической и классической? Возьмем, к примеру, такой параметр как чистота звукоизвлечения. Электрогитара, в отличие от акустики или классики, по сути, представляет собой гиперчувствительный инструмент, так как в подавляющем большинстве случаев ее используют при игре на перегрузе. Она настолько чувствительна, что требует постоянного тотального контроля за глушением лишних струн. Ярковыраженная грязная игра на акустической или классической гитаре подразумевает прямую атаку лишних струн вместо/вместе с игровыми. С электрогитарой все гораздо сложнее. Даже если медиатор бьет по игровым струнам идеально точно, лишние струны в случае отсутствие глушения все равно будут резонировать, что мгновенно будет слышно из динамика комбика в виде кучи грязи и всевозможных призвуков. Именно поэтому одной из главных проблем, встречающихся на пути начинающих электрогитаристов является чистое звукоизвлечение. На акустической и классической гитарах возникновение таких ситуаций также возможно, однако оно не будет столь очевидным для людей с неразвитым слухом. Чтобы научиться слышать на акустике и классике резонирование соседних струн и наложение не созвучных (диссонирующих) нот, вызванное побочной вибрацией лишних струн, нужен определенный опыт игры на данных музыкальных инструментах, которого у новичков, конечно же, нет. Следовательно, руки при игре на разнотипных гитарах будут работать в совершенно ином режиме.

Очевидно, что рассчитывать на чистую игру на электрогитаре, обучаясь при этом только на классике или акустике, не стоит. Это абсолютно не означает, что электрогитара лучше акустической или классической — они просто разные. А вот какая из них лучше (вернее будет сказать, больше нравится), должен решать каждый сам за себя, опираясь при этом исключительно на вкусовые (музыкальные) предпочтения. По-другому ответить на столь субъективный вопрос невозможно.

Об универсальности преподавателей

Пример с чистым звукоизвлечением является лишь одним из множества параметров, так или иначе, по-своему трактующимся при игре на разнотипных гитарах. И каждый параметр вносит существенные коррективы в технику игры на данных инструментах. Значимость этих различий я лично прочувствовал на себе в 2003 году, когда, отучившись три года по специальности «классическая гитара» у одного из лучших преподавателей России Леонида Резника, я не смог совладать с электрогитарой, потратив уйму времени на тщетные попытки самостоятельного освоения этого музыкального инструмента. Впоследствии в период с 2004 по 2006 год мне удалось пройти полный курс обучения игре на электрогитаре у одного из лучших и самых востребованных преподавателей Москвы Юрия Сергеева.

В жизни я всегда стараюсь с осторожностью относиться к универсальным решениям. Какие бы ни были распрекрасные современные смартфоны, они никогда не будут записывать звук так, как это сделает отдельный хороший микрофон, никогда не сфотографируют так же качественно, как это сделает достойный зеркальный фотоаппарат, не зазвучат так, как это сделает адекватная акустическая система и т.д. Как бы ни цинично это прозвучало, на мой взгляд, со специалистами ситуация аналогичная. Чем универсальнее специалист, тем хуже он выполняет каждую из своих функций. Это относится и к музыкантам, и к преподавателям. Однако и в данном правиле могут быть исключения (и я знаком с людьми, продемонстрировавшими это на личном примере), но они возможны только при выполнении ряда определенных требований.

Конечно же, одним из необходимых требований является умение достойно играть на музыкальном инструменте. Но, как известно, хороший музыкант далеко не всегда является хорошим преподавателем. В моем понимании, компетентность преподавателя заключается, прежде всего, в наличии у него программы обучения игре именно на том музыкальном инструменте, уроки которого он предлагает. Напомню, что под программой обучения в моем понимании подразумевается целый комплекс учебно-методических элементов, выполнение которых направлено на достижение конкретных результатов в освоении определенного музыкального инструмента. Не трудно догадаться, что раз классическая, акустическая и электрогитара настолько сильно отличаются друг от друга, то и программы обучения игре на данных инструментах мало в чем будут совпадать.

Достаточно давно я принял решение связать свою профессиональную карьеру именно с электрогитарой. Несколько лет назад мне удалось составить и откатать свою программу обучения , которая является основой моей нынешней преподавательской деятельности. Разработка программы обучения в моем понимании представляет собой кропотливый труд, требующий определенного количества времени, преподавательского опыта, стабильного потока учеников, сбора статистических данных, систематического анализа полученных результатов, на основе которого программа будет модернизироваться и т.д. и т.п. По моему глубокому убеждению, чтобы преподавать на другом музыкальном инструменте, не превратившись при этом в очередного «универсального» в плохом смысле слова специалиста, необходимо будет пройти весь этот путь с самого начала.

Заключение

Не секрет, что труд разнорабочего оплачивается гораздо меньше, чем труд специалиста узкого профиля. Совпадение? Нет, скорей объективная закономерность. Обучать боксу должен боксер, ездить на легковом автомобиле — инструктор с правами категории «B»... Совершенно точно, музыка и уж тем более преподавательская деятельность исключением здесь не является. Поэтому если есть желание освоить акустическую гитару, настоятельно рекомендую обратиться к преподавателю по игре на акустической гитаре. Если есть желание познать классическую гитару, ищите преподавателя специализирующегося на классической гитаре. А если вы мечтаете научиться играть на электрогитаре, то я к вашим услугам!

Однажды мне пришла в голову идея научиться играть на гитаре. Я сел искать информацию по этой теме в Интернете. Найдя много всего по теме, я не мог понять, какая информация важна, а какая несущественна.

В этой статье я расскажу вам о том, что нужно знать начинающему гитаристу: как выбрать гитару, на каких струнах лучше начинать играть, как настроить гитару, что такое аккорды и как они ставятся и т.д.

Какие бывают гитары?

Существует много разных типов гитары. Два основных вида на сегодняшний день – это электрогитара и акустическая гитара. Ещё гитары различаются по количеству струн. В этой статье речь пойдёт только о шестиструнных, акустических гитарах. Хотя некоторые из советов так же подойдут и для электрогитар с тем же набором струн.

Какую гитару купить?

При покупке гитары стоит усвоить одну простую истину: гитары почти не имеют объективных параметров. К объективным параметрам гитары можно отнести, пожалуй, только дерево, из которого изготовлен корпус инструмента, и материал, из которого изготовлены струны.

Гитары делают почти из всех существующих типов древесины или древесного «проката». Не рекомендую покупать гитары, изготовленные из фанеры, так как могут развалиться через пару месяцев, да и звучат не очень.

Струны же делятся на два типа: нейлоновые и металлические. Рекомендую брать гитару с нейлоновыми струнами, так как их легче зажимать на грифе при постановке аккордов.

Ещё один момент. Если вы левша, то вам, возможно, лучше взять гитару для левшей (у таких гриф направлен в другую сторону). Всё остальное – чисто субъективные вещи. Лучше всего просто прийти в музыкальный магазин, взять в руки гитару и поиграть, если нравится, как звучит, покупайте не задумываясь.

Как настроить свою гитару?

О втором пути сейчас чуть более подробно. Начнём с того, что при постановке первых аккордов у вас будут немного побаливать пальцы левой руки, а также, если вы делаете всё правильно, то и предплечье, и даже чуть-чуть спина. Это нормально! Просто вы привыкаете к новым движениям. Неприятные ощущения уйдут через пару дней, помогайте себе простой физической разминкой, которая позволит освободить все мышцы.

Касательно постановки рук и в целом держания гитары можно сказать следующее. Гитару нужно ставить на правую ногу (не очень близко к колену), браться за гриф гитары нужно левой рукой (гриф – это левая часть гитары, на конце которой находится колковый механизм). Большой палец левой руки должен находиться только за грифом и нигде больше. Правую руку кладём на струны.

Аккордов, и в Интернете навалом. Схемы аккордов называются аппликатурами (эти аппликатуры показывают, куда какой палец ставить). Один аккорд можно поставить в нескольких разных аппликатурах. Итак, вы можете приступать к игре и научиться брать свои , можете ещё прочитать материал про , чтобы увидеть, как можно играть на гитаре, не зная нот.

На сегодня достаточно! Перед вами сейчас уже достаточно задач: найти гитару, настроить её и сесть за первые аккорды, а может быть приобрести обучающий курс. Спасибо за внимание и удачи!

Посмотрите, чему вы будете учиться! Это классно!




Top