Сады живерни. Открыть левое меню живерни

Сады Клода Моне, расположенные на правом берегу Сены в маленьком живописном местечке Живерни (Giverny) в Нормандии, известны во всем мире благодаря картинам великого художника, который жил здесь с 1883 года до своей смерти в 1926 году.

На протяжении многих лет он черпал вдохновение в природе и добавлял к своему саду все новую палитру цветов и оттенков, которые нашли свое отражение в его картинах.

Более полумиллиона гостей ежегодно приезжают в Живерни, чтобы полюбоваться на прекрасный садовый дизайн, многообразие растительного мира и посетить дом, где художник провел самую счастливую и плодотворную половину своей жизни.

Художник любил пейзажи сельской местности, черпая свое вдохновение в окружающей природе, поэтому вполне естественно, что красочные сады Клода Моне расположены в 80 км от шума и суеты Парижа.

В 1883 году семейство Моне - его жена Элис и восемь детей поселились в доме деревушки Живерни, купив участок земли.

Великий пейзажист серьезно увлекался садоводством, изучая журналы, книги, переписываясь со специалистами и обмениваясь семенами и растениями. Это была его вторая страсть после живописи.

Со временем он создал этот пасторальный сказочный рай со множеством растений и цветов, которые меняются в зависимости от сезона. Моне творил и экспериментировал, обустраивая свой участок с любовью и энтузиазмом, творил живые картины, применяя свой талант великого художника.

Центральная аллея, ведущая к дому, украшена высокими декоративными арками, обвитыми великолепными розами, а главным акцентом пейзажа являются необычные цветники из полевых, садовых и экзотических растений. От их многообразия цветов и оттенков просто дух захватывает!

На создание сада в японском стиле, с многочисленными дорожками и уютными уголками, художника вдохновила одна из японских гравюр, которые он коллекционировал.

Возле небольшого природного ручейка Моне построил довольно большой пруд с прекрасными водяными лилиями и кувшинками, вдохновившими великого пейзажиста на создание целой серии самых значимых его полотен.

На берегу пруда, который пересекает деревянный мост, увитый глициниями, были посажены ивы и бамбук Художник отразил этот садовый уголок во многих своих работах. Водный сад с его сказочным мостиком, водяными лилиями, глициниями и азалиями, воссоздают образ, который так вдохновил Моне на бессмертные произведения: "Японский мостик " (1899) и " Кувшинки " (1914 -1917), известные во всем мире.

Вы также можете посетить Розовый дом, в котором находится старинная мебель того времени, репродукции некоторых картин и многие японские гравюры из коллекции основателя импрессионизма. Из дома открывается прекрасный вид на садовый пейзаж.

Где находится : 76 км к северо-западу от Парижа, 66 км к юго-востоку от Руана, 7 км от Вернона.

Как добраться
:
- своим ходом : поездом до Вернона с парижского вокзала Сен-Лазар. На местном вокзале каждый поезд ожидает автобус, который довозит туристов 6 км до сада Моне. Можно также взять напрокат велосипед (12 евро) в "Café du Chemin de Fer" напротив вокзала. Можно и прогуляться: пересечь реку, а затем повернуть направо на дорогу D5. Будьте внимательны: когда доберетесь до Живерни, на развилке сверните налево, иначе вам придется обходить сад.
- на автомобиле : дорога займет около часа. Выехав из Парижа двигайтесь по автостраде А13, в сторону Вернон/Живерни, до поворота 14.

Как работает : с апреля по октябрь 10.00-18.00, по пн. закрыт.
Цена визита : 5,5 евро – посещение дома и сада, 4 евро – посещение только сада. Детям и студентам - скидки.

В городке Живерни, расположенному между Руаном и Парижем, находится Дом-музей французского художника-импрессиониста Клода Моне (Musée Claude Monet). Здесь он жил с 1883 г. до своей смерти в 1926 г., пытаясь вновь и вновь отобразить на своих полотнах то, как в зависимости от времени года солнце по-разному освещает сад, который он разбил между домом и рекой. Ехать сюда, чтобы увидеть картины художника, смысла нет – они выставляются в крупнейших галереях мира. Сотни тысяч туристов ежегодно приезжают сюда, чтобы, полюбовавшись садом, разбитым вокруг дома, попытаться ощутить, каким же образом Моне удавалось писать не красками, а светом. Каждый месяц, с весны до осени, сад выглядит по-разному, но самые лучшие месяца для его посещения – это май и июнь, когда вокруг пруда с кувшинками цветут рододендроны, а над знаменитым японским мостом играет красками глициния. Но в это время вам придется соперничать с толпами людей, желающих сфотографировать кувшинки или просто позирующих на мосту.

Почти всю жизнь Моне прожил в домах с садом: и в Аржантейе, и в Ветейе , и в Живерни, и непременно запечатлевал их на картинах. Однако художник считал сад в Живерни своим величайшим шедевром. После визита к Моне, немецкий искусствовед Юлиуса Майер-Графф отметил: "Лучше всего Моне раскрывает себя своим садом, который он высадил вокруг загородного дома. Он создавал его по тем же принципам, что и свои живописные полотна... Каждый отдельный цветок вливается в общую гармонию красок ".

Когда Моне стал владельцем этого гектара земли, через участок проходила ветка местной железной дороги. К несчастью, постепенно она трансформировалась в вечно забитое автомобильное шоссе, разбивающее парк на две обособленные территории.

В северной части парка (Clos Normand) находятся дом художника – здание с зелеными ставнями, выкрашенное в идиллический пастельно-розовый цвет. Комнаты внутри дома окрашены в разные цвета, в точности такие, какими они были при жизни Моне, а стены комнат по-прежнему украшает собранная самим художником замечательная коллекция японских гравюр, включая чудесные работы Хокусаи и Хиросиге. Сейчас знаменитая студия "Водяная лилия" представляет собой холл музея. Она оформлена прекрасно выполненными репродукциями работ Моне. Здесь же продаются сувениры.

К южной части парка "Водный сад" (Jardin d"Eau) ведет туннель, пробитый под насыпью автомобильной дороги. В 1895 году уже добившийся признания художник осушил это болотистое место каналами и прудами, засадил их водяными лилиями и построил знаменитый неправильный, несимметричный Японский мостик, точную копию которого можно осмотреть в наши дни.

Здесь художник создал знаменитые работы, например, "Скала Эгюй и Порт д"Аваль" или "Ворота Маннпор в Этрета" . находящиеся ныне в ГМИИ им.Пушкина в Москве: "Скалы в Бель-Иль", "Скалы в Этрета", "Стог в Живерни", "Руанский собор при луне", "Руанский собор вечером" , "Водяные лилии" . (О Руанских соборах можно почитать .)

Никакие фотографии не расскажут лучше о саде , чем полотна самого художника.

В Живерни Клод Моне счастливо проживет 43 года до конца своих дней.

К этому времени Клод Моне уже известный художник, признанный метр живописи, его картины хорошо продаются, он вполне богат, окружен любящей семьей, друзьями, коллегами. В дом в Живерни переезжает большая семья Моне: сам художник и двое его сыновей Жан и Мишель, вторая жена Алиса со своими шестью детьми (два сына и четыре дочери).

В Живерни Моне разбивает большой сад (переустраивает старый участок и развивает новый), в котором высаживает растения, заказанные им и привезенные друзьями из разных частей света.

В те годы художник был увлечен японской культурой, поэтому для ухода за садом он нанимает японского садовника. В саду на новой территории Моне устраивает искусственный пруд, в котором разводит кувшинки.

Сад и пруд с кувшинками стали главной любовью Клода Моне, источником наслаждения и вдохновения, главным объектом творчества. До конца дней Моне будет писать практически только свой сад, находя в нем все новые и новые неисчерпаемые источники для творчества. Многолетнюю работу Моне над своим садом и его изображением на картинах можно сравнить с упорным научным трудом.

Живерни - маленькая деревня на правом берегу Сены, в месте ее слияния с рекой Эпт. В конце XIX века там постоянно проживало около 300 человек, сейчас немногим более 500.

Как выглядела Живерни во времена Клода Моне, мы можем узнать по картинам самого Моне и полотнам художников, приезжавших к Клоду Моне. В те годы Живерни была центром французского (и не только французского) импрессионизма. В Живерни приезжали художники из разных стран мира, снимали там дома на длительный срок. Среди них было очень много американцев, которые хотели учиться у знаменитого метра импрессионизма. В те годы в Живерни существовала целая колония художников-импрессионистов. Отель H?tel Baudy в Живерни стал своеобразным клубом художников. Там регулярно проводились выставки имперссионистов. Колония художников просуществовала в Живерни до начала Первой мировой войны. Сейчас в Живерни открыт Музей импрессионизма. В основном, там находятся полотна американских художников-импрессионистов.

Клод Моне "Вид деревни Живерни", 1886 год, Новоорлеанский музей Искусств (NOMA), Новый Орлеан, США.
Американский художник-импрессионист Теодор Робинсон (Theodore Robinson ) (1852-1896) в конце XIX века несколько лет прожил в Живерни, близко сдружился с Клодом Моне.

"Живерни". 1889 год. Коллекция Philips, Вашингтон

Теодор Робинсон. "Долина Сены с высокого берега Живерни". 1892 год. Галерея Коркорана (Corcoran Gallery of Art), Вашингтон.
Гай Роуз (Guy Rose ), американский художник (1867-1925). "Вечер. Живерни". 1910 год. Музей Искусств Сан-Диего, США.
Фредерик Карл Фрисек (Frederick Carl Frieseke ), американский художник-импрессионист (1874-1939). "Дом в Живерни". 1912 год. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

Клод Моне в своем доме в Живерни и в студии за работой над серией "Кувшинки".

Клод Моне в своем саду в Живерни и знаменитый Японский мостик, увитый глицинией.

Фото со страницы Fondation Claude Monet на Facebook.

Клод Моне в Первой студии и на главной аллее сада среди настурций.

Фото с сайта giverny-impression.com .

В Живерни Клод Моне всегда был в окружении семьи. У его сыновей не было детей, поэтому родных внуков у художника не было. Зато дети второй жены Алисы оставили большое потомство.
Пожалуй, ближе всех к художнику была его падчерица Бланш (Blanche Monet-Hosched?), дочь второй жены художника Алисы. Бланш сама была художницей, часто ассистировала Клоду Моне. Она была замужем за старшим сыном Клода Моне Жаном Моне. После его смерти в 1913 году она вернулась к Клоду Моне в Живерни, поддерживала его до конца дней. В своих собственных работах Бланш писала сад художника и окрестности Живерни. Одна из улиц в Живерни сейчас носит ее имя.

Клод Моне и многие члены его семьи похоронены на кладбище в Живерни.

После смерти художника в 1926 году дом и сад перешли к его младшему сыну Мишелю. Но он по большей части жил в Париже, поэтому за садом продолжала ухаживать падчерица Клода Моне Бланш. В уходе за садом ей помогал прежний старший садовник Louis Lebret. Бланш поддерживала дом и сад, стараясь сохранить традиции художника.

Дом и сад Клода Моне в Живерни серьезно пострадали во время фашисткой оккупации во Вторую мировую войну. После смерти Бланш в 1947 году сад художника долгое время был практически заброшен. Дом Клода Моне после союзнических бомбардировок стоял полуразрушенный, с выбитыми стеклами. Младший сын художника Мишель Моне после войны в 1950-х годах практически за бесценок распродавал коллекцию картин своего отца. Кому? Кто хозяйничал в разрушенной после войны Европе, у кого были деньги на покупку картин? - У американцев. Таким образом работы Клода Моне и его друзей-импрессионистов из личной коллекции художника осели в частных коллекциях и заокеанских музеях. В 1966 году младший сын Клода Моне Мишель Моне погиб в автомобильной катастрофе, по завещанию он передал дом и сад художника Французской Академии изящных искусств, а оставшуюся коллекцию картин отца Музею Мармоттан в Париже. Поэтому парижский Музей Мармоттан-Моне содержит сейчас самое большое собрание полотен художника в мире.
В 1970-х годах была проведена серьезная реставрация дома и сада Клода Моне в Живерни..

В 1980 году был организован Фонд Клода Моне (Fondation Claude Monet ). Это некоммерческая организация, которая занимается содержанием сада и Дома-музея Клода Моне в Живерни. Фонд Клода Моне стремиться поддерживать дом и сад в таком виде, как они были при жизни великого художника. Большой сад площадью около 2-х гектар обслуживают 8 садовников.

В 1980 году сад и Дом-музей Клода Моне в Живерни были открыты для посетителей. Теперь это одно из культовых мест туризма во Франции. Ежегодно его посещают около 500 тысяч человек.

Музей открыт в теплое время года, с апреля до конца октября. Входной билет стоит €9.50, €6.00 для студентов, €5.00 для пенсионеров, для детей до 7 лет вход бесплатный.

В Живерни организуют экскурсии из Парижа или Руана.

В теплое время года с 1 апреля по 31 октября включительно из Парижа организуют ежедневные экскурсии в Живерни на автобусе или минивене. Стоимость экскурсии составляет от 77 до 105 евро (в 2013 году).

Самостоятельно до Дома-музея Моне в Живерни можно добраться из Парижа на автомобиле по шоссе A13 в сторону Руана. Большая часть дороги бесплатна, стоимость проезда по платному участку магистрали составляет €1.80. После Вернона следует свернуть на Живерни.

Или на поезде (45 минут) от парижского вокзала Сен-Лазар (именно этот вокзал изображал Клод Моне на своих знаменитых полотнах) до Вернона, это ближайший городок к Живерни.
От Вернона до Живерни можно добраться на автобусе, такси, или взяв в аренду велосипед за €12. Дорога от Вернона до Живерни на велосипеде составляет около 6,5 км.
Из Вернона в Живерни можно также добраться по воде на яхте, лодке или катере, или же пешком примерно 5 км вдоль старой железнодорожной линии.

В Живерни работает художественная студия ArtStudy/Giverny для художников и фотографов, в которой обучают всех желающих (на английском языке) живописи и фотографии в саду Клода Моне и окрестностях Живерни.

В Живерни действует Музей импрессионизма, открытый в 1992 году. Он посвящен, главным образом, истории импрессионизма и работам американских импрессионистов. Там регулярно проводятся различные выставки. У Музея импрессионизма есть свой собственный очень красивый сад.

План усадьбы Клода Моне в Живерни.

В верхней части плана главное здание и Clos Normand, в нижней части - Японский водный сад.

Фото с сайта giverny.org .

Дом-музей Клода Моне в Живерни, вид с высоты птичьего полета.

Главное здание и цветочный сад Clos Normand.

Сад Клода Моне состоит из двух частей:

1. Цветочный сад перед домом, который называется Clos Normand .

2. Через дорогу находится Японский водный сад со знаменитым прудом с кувшинками и японским мостиком.
В 1893 году Клод Моне докупил участок земли через железную дорогу от Clos Normand, на котором разбил сад в японском стиле с прудом. Там протекает небольшая речушка, одна из притоков реки Эпт. Перегородив ее, Клод Моне обустроил искусственный пруд.

Дом Клода Моне . Вид из сада. Кирпичный дом с розовым фасадом.
Дом художника утопает в цветах. Весной это тюльпаны, летом и осенью - клумбы с красной геранью. Фасад дома увит диким виноградом. Все элементы декора дома и сада: скамейки, ступеньки, перила, ставни, а также Японский мостик выкрашены в единый зеленый цвет (оттенок "зеленый Моне").
Этот зеленый цвет гармонично сочетается с розовым фасадом дома и розовыми и ярко-красными цветами в саду.


Окно Первой студии выходит на маленький розарий.

Ипомея на фасаде дома

Ограда дома, та самая Clos Normand.
На переднем плане зеленые ворота гаража и Вторая студия, слева вдали - главное здание.

Внутренне убранство дома Клода Моне. Вот так жил великий художник. Обратите внимание, на стенах дома очень много японских гравюр, которыми был так увлечен Моне.

Интерьер дома выглядит точно так же, как при Клоде Моне: первая студия художника, желтая столовая с японскими гравюрами, спальня Моне и его второй жены Алисы, кухня, выложенная голубой плиткой. Мебель и прочие элементы декора аутентичны тем, что были при жизни знаменитого художника.

Первая студия Клода Моне восстановлена не так давно. В этой комнате художник хранил свои картины, которые не хотел продавать, они были важными этапами в его творчестве. Студия выглядит так, как будто художник только что покинул ее. Первая студия находится в главном здании. Всего у Клода Моне в Живерни было три студии, вторая и третья располагались в отдельных зданиях. Последнюю студию художник оборудовал в возрасте 76 лет. Для посещения туристов открыта только Первая студия.


Желтая столовая

Кухня

Желтая столовая

Желтая столовая

Кухня

Первая студия

Желтая столовая

1. Цветочный сад Clos Normand

Clos Normand в переводе с французского означает "нормандская ограда". Сад назван так потому, что он огражден широкой каменной стеной. Вообще-то для нормандских садов такое серьезное ограждение не очень характерно, это, скорее, исключение. Но такая стена является надежной защитой от кроликов и других животных, а также нежелательных посетителей.

Когда Клод Моне переселился в Живерни, перед домом находился яблоневый сад и огород (кухонный сад). От ворот к дому вела широкая аллея, усаженная кипарисами и елями. Вдоль дороги располагались клумбы с цветами и подстриженный самшит. Художнику очень понравился сад, и он сразу же занялся его перепланировкой, решив создать здесь сад своей мечты.

Четырехметровые деревья на главной аллее создавали в саду густую тень. Клод Моне очень любил цветы и понимал, что в тени они будут плохо расти. После долгих споров с женой Алисой, которой нравился тенистый сад, он вырубил все деревья в главной аллее, оставил только два дерева (тиса) в начале аллеи. По началу Клод Моне оставил от деревьев высокие пни, которые использовались как опоры для плетистых роз. Затем вдоль главной аллеи появились зеленые металлические арки, перголы, которые существуют и сейчас. Главную аллею украсили ароматные розы и ковер из настурций. Художнику нравилось, чтобы цветы плавно "растекались" вдоль дороги, как вода в реке.

Яблони Клод Моне заменил на вишни и японскую сливу или японский абрикос. Все пространство сада он устлал ковром из тысячи цветов: нарциссы, тюльпаны, восточные маки, ирисы, пионы, георгины и т.п.

Клод Моне обустраивал свой сад как истинный художник. Он работал с перспективой, играл светом и тенью, подбирал оптимальную освещенность для дома. С левой стороны сада он создал прямоугольную клумбу из цветов отдельных оттенков, которая напоминала палитру художника. Занимаясь садоводством как живописью, он создал солнечный сад, который благодаря таланту современных садовников каждый год показывает нам свою красоту и волшебство.

Сейчас перед домом художника разбит регулярный сад с прямыми аллеями. Clos Normand - это великолепный сад, постоянно цветущий с ранней весны до поздней осени. Клод Моне таким образом разбил свой сад и распланировал в нем посадки растений и цветов, чтобы в любой месяц с апреля по октябрь там обязательно что-нибудь цвело: деревья, кустарники, цветы. Благодаря этому каждый месяц сад художника в Живерни выглядит по-разному. Существует календарь цветения растений в саду Клода Моне. Он выложен на сайтах giverny.org и fondation-monet.com . Цветение в саду полностью обновляется 2 или 3 раза за сезон.


Сад в марте

Центральная аллея, перголы

Ковер из настурции

Нарциссы цветут

Амарант "Queue de renard"

Сад в октябре

Кошка в розовой аллее

Тропинка среди ирисов

Перголы в саду

Панорама сада в Живерни, август 2013 г.

Розы в саду

Деревья в цвету

Аллея в саду, ковер из настурций

Лабурнум, бобовник анагировидный или Золотой дождь

Клематис

Рудбекия

Фуксия

Цветник у дома

Цветы в саду Клода Моне. Огромное разнообразие цветов. Здесь можно встретить и декоративные садовые цветы, и луговые цветы, характерные для бассейна Сены.
Думаю, сам художник по достоинству оценил бы сегодняшний сад в Живерни. Он был бы доволен, если бы смог увидеть эти великолепные цветы.


Маргаритки

Фиалка трехцветная

Ирисы

Тропинка среди ирисов

Мак восточный

Пионы

Розы

Тюльпаны

Красные маки

Пион

Ирисы

Тюльпаны

2. Японский сад с прудом с кувшинками и японским мостиком.

Клод Моне всегда интересовался отражениями в воде. Еще в Аржантее он оборудовал плавающую студию на лодке и писал на воде. Поэтому вода обязательно должна была присутствовать в саду его мечты.
На своем новом участке в Живерни с согласия местных властей он перекрывает речку, приток Эпт, создавая искусственный пруд.

Сейчас Японский водный сад Клода Моне окружен высокими деревьями, которые скрывают его от окружающего мира. Туристы попадают сюда из сада Clos Normand через тоннель под дорогой. И они сразу оказываются как бы на полотнах великого художника.

В центре водного сада находится знаменитый пруд, в котором растут кувшинки. Через пруд перекинут изящный Японский мостик. Моне выкрасил его в зеленый цвет, как и все другие элементы декора сада, (оттенок "зеленый Моне"), чтобы отличаться от красного, который традиционно используется в Японии. Японский мостик находится на одной линии с главной аллеей в Clos Normand.

Вообще, в Японском водном саду всего 6 мостиков. Главный Японский мостик, который больше всего любил писать Клод Моне, увит глицинией. Остальные мостики - малые. Напротив главного мостика, с другой стороны пруда, перекинут изящный малый мост.


Желтые ирисы

Бамбук

Малый мост

Малый мост

На рассвете

А вот так выглядит Японский мостик вблизи. Он увит глицинией. Это - вьющаяся лиана, цветущая душистыми сиреневыми цветами, собранными в огромные, ниспадающие кисти, напоминающие гроздья винограда. Их аромат напоминает запах жасмина.
Главный японский мостик в саду Клода Моне обвивают две глицинии: лавандовая и белая. Они зацветают в конце апреля - начале мая, первой зацветает лавандовая глициния, а затем - белая. Художник специально посадил две разные глицинии, чтобы продлить цветение на мосту. Первый раз глициния зацветает весной, еще до появления листьев. И это самый красивый момент. Повторно глициния цветет в июле, когда она уже полностью покрыта листвой. Второе цветение не столь обильное и красивое. Зато летом красивее выглядит пруд с кувшинками.


Цветет лавандовая глициния

Туристы на мосту. Июль, повторное цветение глицинии.

Японский мостик весной

Цветут белая и лавандовая глицинии

Японский сад и пруд с кувшинками

Восточная атмосфера сада передается выбором растений: древесный бамбук (Phyllostachys aurea ), гинко (Ginkgo biloba L.), клены, японские пионы, белые лилии, плакучие ивы, которые так чудесно обрамляют пруд. Клод Моне сам посадил кувшинки ("нимфеи") в своем пруду. Об этом он рассказывал так: "Я люблю воду, но я также люблю цветы. Поэтому когда пруд был наполнен водой, я решил украсить его цветами. Я просто взял каталог и выбрал наугад, вот и все".

Волонтеры в Живерни рассказывают немного другую историю о кувшинках. Дело в том, что в XIX веке во Франции в дикой природе росли только белые кувшинки. Розовые и желтые кувшинки были экзотикой, они не были морозоустойчивыми, на зиму их необходимо было забирать в оранжерею. В конце XIX века селекционер Bory Latour-Marliac скрестил дикие белые кувшинки с экзотическими и вывел морозоустойчивые цветные кувшинки, целую палитру окрасок. Он выставил свои разноцветные кувшинки на Всемирной выставке в Париже в 1889 году (тогда же, когда была построена Эйфелева башня), и именно там и тогда Клод Моне впервые увидел их. Это было за 4 года до того, как он обустроил пруд в своем саду. Возможно, если бы Bory Latour-Marliac не создал новые виды кувшинок, Клод Моне не написал бы свои знаменитые шедевры из серии "Кувшинки".

Клод Моне очень гордился своим водным садом, ему нравилось принимать здесь гостей. Он много времени проводил в саду, часами созерцая его. Садовник, обслуживающий сад, постоянно удалял каждый засохший лист, чтобы не нарушилась гармония.

В 1897 году Клод Моне начал писать здесь свою знаменитую серию "Кувшинки". Стремясь передать отражение неба в воде, его соприкосновение с поверхностью воды с помощью плавающих точек цвета, Клод Моне достиг вершин мастерства в своей живописи. Вибрация цвета на его полотнах вызывает море чувств и эмоций.
Клод Моне создал свыше 270 полотен, на которых изобразил свой водный сад.


Японский сад весной

Азалия цветет


Знаменитые кушинки или нимфеи

Этот ракурс очень любил Клод Моне: ветки ивы соприкасаются с водой. С этой точки он писал свою знаменитую серию "Кувшинки".

Клод Моне любил кур, любил свежие яйца, поэтому в углу сада он всегда держал небольшой птичий двор с курами и индейками.

Фонд Клода Моне (Fondation Claude Monet) старается полностью воссоздать обстановку 100-летней давности, поэтому и сейчас содержит рядом с домом художника, возле кухни, небольшой птичий двор с курами и индейкам. Причем, как и сам Клод Моне, каждый год Фонд содержит разные породы кур.
На фото справа: цыпленок из курятника в саду Клода Моне в Живерни.

Обитатели птичьего двора в Живерни.

Из разряда курьезов. Американские туристы все время спрашивают, в какой зоне находится Живерни (имеются в виду зоны зимостойкости, USDA-зоны). Экскурсоводы и волонтеры Живерни в растерянности - во Франции не принято американское деление на зоны. Чтобы объяснить климатические условия, они рассказывают, какие наблюдаются температуры зимой (в Живерни бывает снег, и пруд почти всегда замерзает). Американцы и этого не понимают, так как они знают только градусы по Фаренгейту, а во Франции, как и во всей Европе, используется температурная шкала по Цельсию. Так вот, специально для американцев Фонд Клода Моне, экскурсоводы и волонтеры выяснили, что Живерни находится в 8 зоне.

Французы планируют подать заявку на внесение Дома-музея и сада Клода Моне в Живерни в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Очень интересно сравнить современные фотографии сада и пруда с полотнами Клода Моне . А еще лучше - увидеть это все воочию.

Фото : Spedona, Amadalvarez, Remi Jouan, Gortyna, Ariane Cauderlier, Amadalvarez, Stéphanie De Nadaï, Michal Osmenda, Selena N. B. H., Mussklprozz, Gortyna, Popolon, Anabase4, Remi Jouan, Michal Osmenda, Fondation Monet, Donar Reiskoffer, Metzner, Ariane Cauderlier, Comité Régional de tourisme de Normandie, Сергей Прокопенко, Andrew Horne, с сайтов Fondation Claude Monet www.fondation-monet.fr , giverny.org , giverny-impression.com и со страницы Fondation Claude Monet a Giverny на Facebook.

Как говорится, это была любовь с первого взгляда. Когда знаменитый импрессионист Клод Моне проезжал на поезде мимо деревеньки Живерни, он был потрясен роскошной зеленью этой местности. Художник понял, что проведет здесь остаток жизни. Именно Живерни стала главным местом для вдохновения живописца, а сады, на благоустройство которых Моне потратил полжизни, сегодня считаются настоящим достоянием Франции.



Клод Моне поселился в Живерни в 1883 году. Тогда с деньгами в семье было трудно, и у него едва хватило средств, чтобы арендовать усадьбу. Но спустя несколько лет дела художника пошли в гору, его картины стали хорошо продаваться, и в 1890 Моне сумел выкупить поместье. Став полноправным хозяином этого места, художник расширил дом и занялся созданием еще одного своего шедевра – цветочного сада.


Художник вырубил хвойные деревья и заменил их на кусты роз, огород был перенесен вглубь участка, чтобы не портить своим видом цветник. Работа по обустройству сада заняла не один год. Вначале ему помогали дети и жена, а потом Моне нанял целую группу садовников. Художник тщательно продумывал целые цветочные ансамбли.




Французский государственный деятель Жорж Клемансо как-то отметил: «С удивительной тонкостью художник света переделал природу таким образом, чтобы она помогала ему в творчестве. Сад был продолжением мастерской. Со всех сторон вас окружает буйство красок, что является хорошей гимнастикой для глаз. Взгляд перескакивает с одного на другое, и от постоянно сменяющих друг друга оттенков зрительный нерв возбуждается всё больше, и ничто не может усмирить этот восторг».


Самые известные полотна Моне были написаны именно в Живерни. Жена художника Алиса Ошеде также говорила: «Сад - это его мастерская, его палитра» . Сам импрессионист признавался журналистам в интервью, что все, что он зарабатывал, уходило на сады.

Смерть возлюбленной Алисы в 1911 году очень потрясла Моне. На этой почве у художника начала развиваться катаракта. Его картины становились все более размытыми, но живописец не прекращал писать и работать в саду.




Когда в 1926 году Клод Моне ушел из жизни, усадьбу унаследовал его сын Мишель. К сожалению, он не разделял страсти отца к цветам. Картины были распроданы, дом пришел в запустение, а великолепные цветники поросли бурьяном.


В 1966 году Мишель Моне погиб в автомобильной аварии. Он не имел наследников и, согласно его завещанию, усадьба Живерни переходила в собственность Академии изящных искусств (Académie des Beaux Arts). Тогда академия не располагала средствами на восстановление поместья, которое пребывало в плачевном состоянии. Знаменитый японский мостик, разрушенный грызунами, с каждым годом сгнивал все сильнее, предметы мебель были сломаны вандалами, сад превратился в заросший участок.


В 1976 году восстановлением усадьбы Клода Моне занялся Жеральд Ван дер Кемп (Gérald Van der Kemp), прославившийся восстановлением Версаля. Энергичный реставратор обратился за помощью к американским меценатам, и средства на были найдены. Понадобилось много лет, прежде чем усадьба Живерни вернула свой прежний блеск. На сегодняшний день сады Клода Моне считаются национальным достоянием Франции.

Сам Клод Моне удивительным образом стал художником. позволят взглянуть на творчество художника под другим углом.

Художник-импрессионист Клод Моне жил в Живерни 43 года, начиная с 1883 года. Впервые он увидел это место из окна поезда и буквально влюбился в эти края. Несмотря на то, что мир знает Моне как потрясающего мастера импрессионизма, сам художник полагал своим подлинным шедевром чудесно спланированные сады, спускающиеся к реке Эпте.

Сам дом - длинный, низкий, с зелеными ставнями и ступенями, покрашен розовой краской. Внутри все осталось точь-в-точь, как было при Моне - он жил здесь со своей возлюбленной, на которой впоследствии женился, и своими восемью детьми. В доме-музее нет оригинальных полотен художника, а на стенах до сих пор висят чудесные японские гравюры.

Посыпанные гравием дорожки ведут из одной части сада в другую. На каждом повороте открывается новый вид, свет тоже меняется, не только благодаря перемещению солнца, но и в зависимости от посаженных здесь плакучих ив и рододендронов. Именно эта перемена освещения очаровала Моне, и он писал свой сад снова и снова.

В мае - июне расцветает вистерия над японским мостиком, однако, когда бы вы ни приехали, сад будет великолепен. Пруд с лилиями очарователен в конце июля и начале августа, однако здесь более 100 000 растений-многолетников, и каждый год высаживают почти столько же однолетников, так что парк - подлинное изобилие цветов, ароматов и бабочек.

Музей работает с апрель по октябрь, во все дни, кроме воскресенья. С 9.30-18.00; вход до 17.30, нет предварительной продажи билетов; дом и сады - 5,50 €, только сады - 4 €.

Как добраться

Поездом из парижского вокзала Сен-Лазар идет до Вернона, затем пересесть на автобус, который поможет преодолеть оставшиеся 6 км до сада Моне. Также взять напрокат велосипед за 12 евро в Café du Chemin de Fer, что напротив вокзала, либо пройти пешком. От вокзала нужно пересечь реку, а затем повернуть направо на дорогу D5. Будьте внимательны: когда доберетесь до Живерни на развилке сверните налево, иначе вам придется обходить сад.

На автомобиле дорога из Парижа займет около часа. Двигаться по автостраде А13 в сторону Вернон/Живерни до поворота 14.




Top